Меню Рубрики

Страдания христа с точки зрения медицины

Он умер за нас на кресте и воскрес,
Прославил Себя от земли до небес,
О сколько Он бедный бесчестий понёс
И сколько страданий за нас перенёс.

Ещё до Голгофы Он начал страдать
Души своей скорбь Он не мог обуздать,
Как тяжко смотреть как стоит плачет мать
И боль от гвоздей на кресте не унять. (Какая тяжёлая и страшная смерть. )

( С. ЦЕЛИЩЕВ. ) — СТИХИ МОИ.

Страдания Господа нашего Иисуса Христа от вечера четверга до трёх часов дня пятницы.

Одному Святому Старцу, который всегда размышлял о крестных страданиях Христовых, и горько рыдал, явился Христос и подробно рассказал ему, как Он претерпел страдания и сколько пролил крови ради спасения человеческого рода, начиная от вечера Четверга до погребения:

Сердечных воздыханий испустил — 109.

Из Тела Моего истекло крови — 225000 капель.

Вооруженных воинов было — 118.

С ними творили бесчинства — 230.

Всего было — 348.

3 воина меня вели на распятие и творили Мне различные пакости.

За волосы и бороду терзали и влачили Меня — 77 раз.

Спотыкался и падал на землю (начиная от ветрограда до Архиерея Анны) — 7 раз.

Претерпел по рукам и устам и щекам — 105 ударов.

Кулаком били по лицу — 20 раз.

Уставал и надрывался от начала до конца страданий — 707 раз.

Сильных ударов получил — 1199 раз.

Били Меня со всею силою тростью и палице. — 40 раз.

Когда на меня наложили терновый венец — 5 остриёв вонзились Мне в череп до мозгов, из них 3 преломились и остались в главе Моей, с ними и погребли Меня.

От прободения венца тернового истекло крови — 3000 капель.

А ран на голове Моей от прободения венца было — 1000.

Терновый венец возлагался и падал с главы Моей — 8 раз.

Неся Крест по дороге на Голгофу, падал на землю — 5 раз.

Смертных ударов претерпел — 21 раз.

Плевали в лицо — 73 раза.

По шее претерпел ударов — 25 раз.

По лицу и устам били кулаком — 5 раз.

От этих ударов истекло много крови и выбили у Меня — 2 зуба.

Терзали Меня за нос — 20 раз.

По переносицы били меня — трижды.

За уши терзали Меня — 30 раз.

Великих ран было — 72.

Сильных ударов в грудь и голову принял — 38 раз.

И во страдании Своём имел 3 наибольшие болезни.

1 болезнь: «Во страдании Своём Я не видел ни одного кающегося, и как — будто кровь Моя напрасно проливается».

2 — болезнь: Матери Моей, стоящей у Креста и горько плачущей.

3 — болезнь: » Когда Мои руки и ноги пригвоздили ко Кресту».

Так сбылись слова Пророка: «. Изочтоша вся кости Моя».

Физическая смерть Иисуса Христа. Взгляд врача.

«Respondeo dicendum quod Deum esse quinque viis probari potest».
. Бытие Божие может быть доказано пятью путями.

«В самом призвании врача на протяжении многих веков были сконцентрированы фактически два призвания – с одной стороны, наблюдать за больным и лечить его, а с другой стороны, быть как бы центром истолкования материальной и духовной природы человека, т.е. философски осмыслить мир и человеческие страдания» — академик И. Давыдовский.

Есть множество предположений о причинах смерти Христа, высказанное в разное время различными врачами. Среди них – смерть от обширного инфаркта миокарда с последующим разрывом сердца. Смерть от сердечно легочной недостаточности от выраженной дыхательной недостаточности из- за перерастяжения дыхательных мышц груди. Смерть от тромбоэмболии легочной артерии. Из-за травмы дыхательных альвеол во время бичевания. Шок травматический и геморрагический. Я считаю, что имело место комплексное воздействие некоторых из этих факторов. Но смерть произошла намного раньше, чем ожидали Пилат и римские солдаты, которые знали, как это всё обычно происходит. Поэтому, услышав известие о смерти Христа он был удивлён.
Смерть на кресте происходила, как считают медики, в результате удушья. Агония могла длиться до двух и даже трех дней, поэтому для сокращения страданий приговоренным преступникам обычно перебивали голени.
Но Господь страдал на кресте лишь шесть часов. Чтобы удостовериться, что наступила смерть, центурион пронзил ему ребра копьем, и тотчас, говорит Евангелист Иоанн, «истекли кровь и вода».
Это утверждение было высмеяно известнейшим античным критиком христианства — Цельсом. И совершенно напрасно. Дело в том, что именно это утверждение наоборот, даёт пути для того, чтобы найти истинную причину смерти Христа. И очередного доказательства, что в Библии описаны реальные события, происходившие в I веке нашей эры. Не могли те, кто писал Библию знать медицину, чтобы «подогнать» описание событий под современные медицинские данные.

• ГЕФСИМАНСКИЙ САД
Познав, что будет предан одним из учеников, Спаситель испытал сильный стресс. Вот как святой Лука описывает молитву на Елеонской горе, перед поцелуем Иуды (глава 22, стих 44): «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». С точки зрения медика, речь в этих словах идет о так называемом геморрагическом диатезе: Из-за сильного стресса повышается проницаемость стенок капилляров, в результате чего кровь истекает под кожу, образуя гематомы. Именно эти капли вымываются потом, придавая ему характерный розовый цвет.

• БИЧЕВАНИЕ
Римские солдаты использовали так называемый короткий кнут, с несколькими отдельными или плетеными кожаными плетями переменных длин, с маленькими железными шарами или острыми частями костей овец, привязанными на конце. Бичевание не могло не усугубить физическое состояние Сына Божьего. Удары бичей разрывали мышцы до костей, нанося то, что врачи называют «множественными рваными ранами поверхности тела». Это вызывало геморрагический и болевой шок. Известны случаи, когда подобными бичами переламывали ребра.

• КОРОНА ИЗ ШИПОВ
Точнее можно говорить не о короне, а шапочке из шипов. Скорее всего, использовались шипы дерева Zizyphus spina christi. Корону из его ветвей с шипами длиной в несколько сантиметров трудно было бы изготовить, не поранившись. Скорее всего, речь идёт о шапочке из ветвей этого растения, так было проще сделать. Евангелие содержит запись, что после Его венчания, Иисус получил множественные удары по голове. Эти удары вонзили эти шипы глубоко в голову и лоб. Прорыв любого из многочисленных артериальных или венозных сосудов — причинили бы обширное кровотечение. Кроме того, травма поверхностных кожных нервов головы, например, большего затылочного нерва, могла причинять при повреждении неописуемую боль.

• РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ
Историки предполагают, что Христос нёс не полный крест, состоящий из двух балок, а одну перекладину. Правда, вес её составлял от 25 до 50 килограмм. Такова была общепринятая практика для осужденных на крестную смерть. Руки осужденных обычно привязывались к балке. При этом если ведомый на казнь падал, то он не мог не упасть на грудь. В Библии сказано о трёхкратном падении Христа во время этого пути (600 – 650 метров). Учитывая ослабленное состояние после бичевания и «коронации» – обезвоживание, кровопотеря и болевой шок – есть достаточно причин, чтобы упасть. Но такое падение со связанными на тяжёлой перекладине руками могло привести, и, скорее всего и привело к травме грудной клетке с ушибом сердца, лёгких и переломом ребра (рёбер) и гемопневмотораксом (гемотораксом). При этом в плевральной полости может накопиться до двух литров крови, что ещё больше усугубит состояние Человека. Почему смерть Христа, скорее всего, произошла от гемоторакса – в дальнейшем описании казни Христа говориться, что после удара копьём в уже мёртвого Христа излилась вода, а затем, кровь. Если бы речь шла о плевральной и перикардиальной жидкости – то её не столь много, чтобы не сведущие в медицине люди заметили бы. Но кровь, излившаяся в плевральную полость, могла накопиться до объёма в два литра. При этом пока кровотечение продолжалось – кровь не сворачивалась. Как только кровь перестала поступать в плевральную полость – в момент смерти Христа, она стала разделяться на жидкую часть – сукровицу, и клеточную часть – сгусток из эритроцитов, лейкоцитов, фибрина. При этом если объём кровотечения был около двух литров, то объём сукровицы, отбившейся от остальной части крови – более литра. Такой объём «воды» не мог не заметить любой из свидетелей. Ушиб лёгких тоже мог привести к «обводнению» лёгких Христа. Так называемый респираторный дистресс синдром взрослых (РДСВ или синдром «водного лёгкого»). Но в условиях обезвоживания (кровопотеря, отсутствие питья в течение суток или более) – этот эффект мог быть и не столь заметным.
Иисусу предлагали два напитка в Голгофе. Первое вино, к которому добавляют (то есть, смешанный с мирром), которое оказывало болеутоляющий эффект, чтобы ослабить часть боли — и предлагалось немедленно по прибытию. Однако Христос отказался от смеси. Он хотел сталкиваться со смертью с ясным разумом, так что Он мог победить это преднамеренно, поскольку Он подвергал Себя жестокости креста. » И когда пришли к Голгофе то дали Ему выпить вина, смешанного с жёлчью, Он же, попробовав, отказался его пить. » (Мтф. 27:33-34). Этот специфический напиток был предназначен для уменьшения боли в подготовке к следующему шагу распятия на кресте — пригвождение рук и ног. Таким образом, это было в то время, когда разбитый, кровоточащий Иисус был брошен в землю и пригвожден к кресту.
Смерть пригвождённого к кресту обычно происходит от удушья, которое усиливается постепенно, и приводит к смерти в течение двух – трёх суток.
Уже находясь на кресте, перед смертью, Христос сказал: «Меня мучает жажда». Там был кувшин с уксусом, и солдаты, смочив в нём губку, насадили её на ветку иссопа и поднесли Ему ко рту. Почувствовав вкус уксуса, Иисус произнёс: «Свершилось», и, опустив голову на грудь, испустил дух. (Ин. 19:28-30). Уксус мог усугубить обезвоживание, но это уже не могло ничего уже изменить…
Смерть на кресте была мучительной и долгой, и, чтобы ускорить её жертвам ломали голени ударом палицы. При этом дополнительный болевой шок, кровопотеря от внутреннего кровоизлияния из-за перелома костей голени, невозможность опираться на ноги из-за боли, и, вследствие этого ещё большая перегрузка грудных мышц, обеспечивающая внешнее дыхание – приводила к быстрой смерти. «И тогда пришли солдаты и перебили ноги сначала одному, а потом и второму из тех, кто был распят вместе с Ним. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, поэтому они не перебили Ему ноги. Вместо этого, один из солдат пронзил Ему бок копьём, и тотчас кровь и вода хлынули из раны» (Ин 19:32-34).

• ПЛАЩАНИЦА
Есть материальное доказательство, что рана Христа была нанесена именно «Копьем Лонгина». Это знаменитая Туринская Плащаница – льняное полотно, в которое запеленали тело Спасителя после распятия. На его желтовато-белом фоне кроваво-бурым цветом отпечатались очертания его Лика и фигуры со следами от ран.
Эксперты-криминалисты, изучавшие Плащаницу, установили, что завернутый в ткань Человек получил рану от копья размером 4,5 сантиметра между ребер. По мнению медиков, копье пронзило плевру, легкое и повредило сердце. Под раной на Плащанице отпечаталось пятно крови. Она потекла, когда пронзенный человек находился в вертикальном положении. Кроме того, на Плащанице видны: отметины от бичей, проколы от гвоздей в запястьях, проколы от гвоздей в ногах, проколы на голове, пробитая грудь. Исследования отпечатков сзади на Туринской плащанице свидетельствует о наличии отпечатков от тяжелой балки, несомой на плечах с привязанными к ней обеими руками. Другим объяснением этих следов могут быть муки, при которых распятый был вынужден «тереться» о горизонтальную перекладину креста…
В области лба, верхней части головы, высоко на затылке имеются отпечатки крови. Это говорит, что скорее всего был не терновый венец, а, скорее всего терновая шапочка. Колючие шипы Zizyphus spina повреждали кровеносные сосуды головы. Правая щека распухла от сильного удара, за счет чего правый глаз слегка заплыл. Возможно — это след удара нанесенного солдатом во дворе Каиафы, как о том повествует святое Евангелие. Имеется небольшое смещение носа, возможно за счет перелома носового хряща. На кончике носа ушиб, возможно, из-за падения на землю при несении перекладины креста.
Но основная рана – та, что на груди, нанесена была посмертно. И источник истечения крови и жидкости (сукровицы) – скорее всего плевральная полость. Именно там могло скопиться достаточно много крови, которая затем (после смерти) разделилась на сгустки крови и сукровицу – более лёгкую часть крови. И после прободения копьём сначала более лёгкая часть крови вытекла сукровица (вода по Иоанну Богослову), а, затем более густая часть – сгустки из плевральной области и из сердца (посмертная свёртываемость крови внутри сердца и сосудов).
Когда тело сняли с креста и положили горизонтально, произошел второй отток крови из раны в боку. Многое стекло на землю, но часть осталась на правой стороне тела в виде сгустков крови и сукровицы. По отпечаткам на плащанице находится больше подтверждений теории кровоизлияния в плевральную область, чем истечения жидкости из перикарда…

Христос и его страсти с точки зрения врача

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.» (Лк. 22:44)
Описанное состояние носит название «гематидроз» (гематодроз, гемидроз). Наблюдается достаточно редко — в истории есть несколько единичных описаний кровавого пота, не считая случая с Галилеянином. Во второй половине XX века, когда феномен описали, начали изучать и наблюдать, было зафиксировано 76 случаев гематидроза, большинство из которых связаны с сильным испугом, психологическим стрессом. Помимо этого возможно развитие гематидроза при диэнцефальных расстройствах и прогрессивном параличе. Считается, что механизмом развития гематидроза является диапедез эритроцитов через сосудистую стенку в протоки потовых желез при значительном повышении содержания в крови вазотропных медиаторов. Несмотря на то, что кровопотеря при гематидрозе минимальна, при развитии этого состояния значительно повышается ломкость сосудов кожи, что могло сыграть роль в последующих страданиях Иисуса.

Читайте также:  Чего вы хотите достичь с профессиональной точки зрения в нашей компании

Перед тем, как перенестись к первому этапу казни Иисуса — бичеванию, — отмечу, что в ночь перед казнью он совершенно не спал, кроме того, был изнурен многочисленными переходами с места на место: из Гефсиманского сада стража доставила его в дом первосвященника Каиафы, оттуда — во дворец Понтия Пилата, который направил Иисуса к царю Галилеи Ироду Антипе, а тот — обратно к Пилату. Иудея на тот момент находилась под протекцией Рима, так что только римские власти имели «право меча». В источниках также находятся свидетельства того, что Иисус уже на этом этапе — до проведения суда, — подвергся избиению и издевательствам, хотя достоверно оценить объем повреждений невозможно (Лк.22:63-64), (Ин.18:22).

Бичевание могло проводиться как самостоятельное наказание или же как предварительное — перед распятием. Необходимость предварительного наказания была связана с тем, что здоровые и выносливые мужчины умирали на кресте слишком долго — в некоторых случаях проходило несколько дней, прежде чем истощение, кровопотеря, болевой синдром и хищные звери брали над ними верх. Разумеется, с точки зрения пенитенциарной системы такое промедление было неприемлемо.
Независимо от того, с какой целью Христу было назначено бичевание (хотя источники сходятся во мнении, что изначально в планы Пилата не входило распятие, так как много раз он повторял, что не видит вины в Иудейском Царе), проведено оно было тщательно: фарисеи потребовали нанести 39 ударов, что всего на 1 меньше, чем максимальное количество, установленное древним иудейским законом. Считается, что именно 39 ударов назначили для того, что избежать нарушения закона в случае, если исполняющий наказание солдат ошибется при счете.

Орудием исполнения приговора стала распространенная в то время плеть — несколько полосок кожи, сплетенных в общий кнут, однако с расплетенным концом, на котором закрепляли металлические шарики (Мф. 27:26), (Мк 15:15).
Считается, что удары наносились поочередно сначала спереди, затем сзади. При таком наказании буквально несколько первых ударов разрывали кожу и подкожную клетчатку, а последующие разволокняли и разрывали мышцы (спереди — в основном большую и малую грудные мышцы, сзади — трапециевидную и широчайшую мышцы, потом — глубокие мышцы, входящие в состав мышцы, выпрямляющей позвоночник). При ударах по передней грудной стенке возможно даже добиться перелома ребер с повреждением передних межреберных артерий, вен и нервов или глубоких разрывов межреберных промежутков.

В свидетельствах современников косвенно указано, что спина после наказания плетьми была настолько изувечена, что складывалось впечатление, будто она вся — одна сплошная рана (1Пет 2:24). Разумеется, повреждение такого большого количества сосудов разного диаметра привело к значительной кровопотере, которая в отсутствие адекватной терапии могла бы привести к развитию гиповолемического шока.

Известно, что после окончания бичевания Иисусу на голову надели терновый венец как символ короны Иудеи. Сейчас этот венец принято изображать в виде кольца из побегов шипастого растения, однако ботаники, знакомые с флорой Ханаана, считают, что она была больше похожа на колпак.

Объясняется это очень просто: скорее всего, материалом для венца послужили ветки зизифуса колючего, шипы которого в среднем 2.5 см в длину. Сложно представить, чтобы из таких веток возможно было свить венец и не пораниться самому, зато можно отломить сплетение веток и водрузить его на голову в первозданном виде — тогда этот венец и будет больше напоминать «колпак». В источниках также описаны удары солдат по этому венцу, которые неминуемо заставили бы шипы проткнуть скальп и вызывать кровотечение из обильно васкуляризованного скальпа, усугубившее кровопотерю.

Несмотря на то, что во время своего пути по via dolorosa серьезных повреждений Иисус не получал, он как минимум один раз упал. Учитывая, что руки его были отведены за спину и привязаны к перекладине креста, он мог получить довольно сильный удар в область сердца и ушиб сердца при падении, что могло усугубить сердечную недостаточность как проявление гиповолемии или спровоцировать аритмию.

Перед самим распятием пара слов об этом методе казни в целом.
Придумали распятие персы, от них его перенял Александр Македонский и научил распятию народы средиземного моря, в том числе граждан Карфагена. Считается, что именно из Карфагена распятие пришло в Рим, и римляне, как это было им свойственно, активно способствовали развитию этого нового вида казни и достигли в нем больших успехов. Крест, на котором распяли Иисуса, скорее всего, не имел ту форму латинского креста, которая нам всем знакома, а был больше похож на букву Т. Это связано с удобством для палачей — вертикальная перекладина креста постоянно стояла вкопанной на местах казни, а несли к этому месту преступники только горизонтальную перекладину, которая, однако, все-таки весила около 50 кг. Впоследствии горизонтальная перекладина устанавливалась в выемку на вертикальной, а сверху прибивалась известная табличка с именем преступника и совершенным им преступлением.

В процессе распятия на Т-образном кресте сначала прибивали руки преступника к горизонтальной перекладине, после чего ее водружали на вертикальную, и прибивали ноги. Разумеется, необязательно было именно приколачивать конечности, в некоторых случаях их просто привязывали веревками, однако исторические источники указывают, что в то время наиболее распространено все-таки было прибивание. Следует отметить, что наиболее часто Христа изображают прибитым к кресту через центр ладоней, что в корне неверно: при такой фиксации гвоздь на деле не фиксирован между пястными костями, и под тяжестью тела легко разрывает мягкие ткани — тело соскальзывает. Гораздо более вероятно, что гвоздь вбивали между двумя рядами костей запястья: таким образом достигается надежная фиксация кисти без перелома каких-либо костей. Более того, при этом также задевается или разрушается срединный нерв, что причиняет преступнику дополнительные страдания.

Относительно прибивания ступней знания анатомии подсказывают, что для надежной фиксации гвоздь должен проходить либо через плюсне-предплюсневый сустав (между клиновидной костью и плюсневыми костями), либо через поперечный сустав предплюсны (между пяточной и кубовидной костями). Вколачивание гвоздя в эти промежутки неминуемо приведет к повреждению ветвей глубокого малоберцового нерва и латерального нерва стопы, а также одноименных артерий.
Одной из причин, приводящих к непосредственной смерти распятых, является удушье. Несмотря на то, что наиболее выражено оно, когда руки максимально подняты вверх и зафиксированы в таком положении, положение тела в форме буквы Y также способствует асфиксии, так как в таком положении затруднен вдох. В свою очередь, длительное нахождение в положении T также затруднительно, так как в таком положении резко повышается нагрузка на суставы запястья и голеностоп, что в условиях распятия вызывает сильный болевой синдром.

Несмотря на то, что Иисус, скорее всего, с трудом дышал, будучи распятым, источники указывают, что непосредственно перед смертью он был способен достаточно громко говорить, что позволяет поставить под сомнение асфиксию как основную причину смерти Царя. На это указывает и тот факт, что Иисус погиб раньше, чем двое разбойников, распятых в тот же день: им для ускорения казни перебили кости голени
«Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. » (Ин. 19:32) (распространенная методика, смысл которой заключался в лишении распятого возможности облегчить дыхание; асфиксия при положении тела Y наступала сравнительно быстро).»
В то же время:
«Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. » (Ин. 19:33-34).
Учитывая направление копья кверху, и традиционное мнение, что пронзен был правый бок, следует полагать, что «вода», истекшая из раны, была транссудатом в плевральной полости, и, возможно, полости перикарда. Кровь, в таком случае, может происходить из правого предсердия или желудочка.
Принимая эту версию как наиболее вероятную, можно сказать, что основной причиной смерти Иисуса из Назарета явилась острая сердечная недостаточность, возможно, развившаяся на фоне гиповолемического шока и тампонады сердца. Менее вероятными, но возможными причинами является ОСН на фоне жизнеугрожающей аритмии или удушье.
Таким образом, хотя свидетельства страданий и гибели Назаретянина не всегда подробны и относятся к достаточно давней эпохе, исторические и археологические работы, а также современное понимание медицины, физиологии и анатомии позволяют с некоторой долей допущений ответить на вопрос о том, какие патологические процессы сопровождали Страсти Христовы, а также какая причина непосредственно вызвала его смерть. Кроме того, Евангелие от Луки содержит одно из первых исторических описаний такого редкого явления, как гематогидроз.
Автор: Sons of Medicine

церковь Христа

Прочитайте статью, в которой дан взгляд на смерть Христа с медицинской точки зрения. Это поможет узнать о страданиях Христа, и увидеть их с личной точки зрения.

Описание смерти Христа с точки зрения медицины

С. Труэн Дэвис, М. М., М. Н. (Перепечатка их журнала Аризона Мэдисин, март 1965 г.)

В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий Иисуса Христа. Мы проследим его путь из Гефсиманского сада на суд, затем после его бичевания, шествие на Голгофу и в конце концов его последние часы на кресте.

То есть истязания и лишения жизни человека пригвождённым его к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военачальники возобновили эту практику в странах средиземноморья — от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили в эффективный способ казни. Об этом пишут некоторые римские авторы (Ливий, Цицерон, Тацит). Некоторые нововведения и изменения описываются в древне исторической литературе. Я упомяну только некоторые из них, имеющие отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0.5 — 1 метра ниже вершины — как раз такую форму креста мы считаем сегодня классической (позже такой крест был назван латинским). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы ‘тау’ или нашей буквы ‘Т’). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств того, что Иисус был распят именно на таком кресте.

Вертикальная часть, или ножка, обычно постоянно находилась на месте казни, и осуждённый человек должен был нести древо креста, весившее около 50 килограмм, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Возрождения изображали Христа несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают гвозди вбитыми в ладони Христа. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между малыми костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвёт её сквозь пальцы под действие веса тела осуждённого. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом неправильного понимания слов Христа, обращённых к Фоме — «Посмотри на мои руки». Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки.

Небольшую дощечку с надписью, говорящей о преступлении осуждённого обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Эта табличка вместе с древком, прикреплённым на вершине креста, могла создать впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих их аспектов, я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, единственный врач среди учеников — единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: «И в мучениях ещё усерднее молился Он. И, словно капли крови, падал на землю пот Его.» Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснения этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть.

Многих напрасных усилий можно было бы избежать, обратившись к медицинской литературе. Описание явления гематидроса, или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального напряжения мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и возможно, шока. Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий Христа отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит вас, но это необходимо для того, чтобы следовать нашей цели — рассмотреть только физические аспекты страданий Христа. После ареста ночью Христа привели в Синедрион к первосвященнику Каиафе; здесь ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого дворцовые стражники надели ему повязку на глаза и издевались над ним, требуя сказать, кто из них плевал на него и бил по лицу.

Читайте также:  Мышцы женского таза с акушерской точки зрения

Утром Христа, избитого, жаждущего и измождённого после бессонной ночи ведут по Иерусалиму в преторию крепости Антония, где находился прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Вам конечно известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий, и он был приведён обратно к Пилату.

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно вопроса о том, служило ли бичевание прелюдией к распятию. Большинство римских авторов того времени не связывают вместе эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и ограничиться этим, а решение о смертной казни было принято под давлением толпы, утверждающей, что прокуратор не защищает должным образом кесаря от человека, называющим себя Царём Иудейским.

И вот идёт подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда и его руки привязываются над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли римляне соблюдать иудейский закон, по которому при бичевании запрещалось наносить более сорока ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы ударов было тридцать девять, то есть в случае ошибки при счёте закон, тем не менее, не был бы нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий их нескольких тяжёлых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.

Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. В начале тяжёлые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и наконец, приводя к разрыву кровеносных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящий этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание наконец прекращается.

Христу, находящемуся в полубессознательном состоянии, развязывают руки, и он падает на камни, залитые кровью. Римские солдаты решают теперь позабавиться над этим провинциальным евреем, заявляющим, что он царь. Они набрасывают на его плечи одежду и дают ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна ещё корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для разведения костра) и сплетают венок, который затем надевают ему на голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив его лицо, легионеры берут у него трость и бьют его по голове, чтобы терновые шипы ещё глубже врезались в кожу. Устав наконец от этой садистской забавы, они срывают с него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и её срывание, так же как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль почти такую же, как если бы его снова хлестали плетью, и раны начинают кровоточить

Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают ему одежду. Тяжёлое древо креста привязывают к его плечам и процессия, состоящая из осуждённого Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает сове медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, ему не удаётся, и он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжёл, и было потеряно много крови. Грубая поверхность дерева раздирает кожу на плечах. Иисус пытается встать, но силы оставляют его. Сотник проявляя нетерпение, заставляет некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, взять и нести крест вместо Иисуса, который в холодном поту и теряя много крови пытается идти сам. Путь длиной около 600 метров от крепости Антония до Голгофы наконец завершён. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом — слабо анестезирующую смесь. Он отказывается от неё. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как вбить тяжёлый квадратный кованый гвоздь в запястье руки и пригвоздить её к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть её слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки креста, после чего прибивается табличка с надписью: «ИИСУС НАЗАРЕТЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ».

Левую ступню прижимают сверху к правой пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъём ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястья, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдаёт в пальцы и пронзает всю руку и мозг -гвоздь, вбитый в запястье, давит на средний нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, он приподнимается, перенося вес своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит ещё одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей пульсирующей боли. И эти судороги лишают его возможности приподнять своё тело. того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могу сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подняться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в лёгких и крови судороги частично ослабевают и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени он произносит семь фраз, которые приведены в Святом Писании:

Первую фразу он произносит, когда смотрит на римских солдат, деливших его одежду, бросая жребий: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят». Вторую, когда обращается к раскаивающемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со мной в раю». Третью, когда видит в поле свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: «Женщина, вот сын твой» и «Вот мать твоя». Четвёртую, являющуюся вторым стихом 21 Псалма: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?»

Проходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдаётся каждое движение когда он пытается приподняться, так как рана на спине вновь раздирается о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце. Вспомним слова из Псалма 15: «Я пролился, как вода; все жидкости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.» Всё почти кончено — потеря жидкости достигла критической точки — сдавленное сердце всё ещё пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды, измученные лёгкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.

Иисус издаёт крик: «Меня мучает жажда!» — это его пятая фраза. Вспомним другой стих из пророческого Псалма: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.»

Губка, смоченная в дешёвом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, он чувствует холодное дыхание приближающейся смерти. И он произносит свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной жизни: «Свершилось!» Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и он может принять смерть. Ещё одно последнее усилие, он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляет колени, делает вдох и произносит свою седьмую и последнюю фразу: «Отец, в Твои руки передаю дух Мой!»

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казнённых сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие, было перебивание костей голени. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах, и в следствии большого напряжения в мышцах груди наступает быстрое удушье. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда солдаты подошли к Иисусу, то увидели, что в этом уже нет необходимости, и таким образом сбылось Писание: «Кость его да не сокрушится». Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело в области пятого межрёберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: «и тотчас кровь и вода хлынули из раны.» Это говорит о том, что вода вышла из объёма вокруг сердца, а кровь — из пронзённого сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью — от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку — и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же благодарны мы должны быть Богу за Его милосердие к человеку — чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра!

Духовные страдания Иисуса

В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. (От Марка )

  • Впервые Иисус был отделен от Отца из-за наших грехов.
  • Это показывает нам, насколько плохи и ужасны наши грехи (страдания и разрыв).

Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. (1-e Петра )

Каждый из нас достоин распятия, но не Он. Иисус принес Себя в жертву, заплатив за грехи каждого из нас (в том числе и за твои грехи лично).

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. (Римлянам )

  • Иисус умер за нас, когда мы оставались бессильными грешниками. В сущности, мы были Его врагами.
  • Это настоящая любовь!

Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. [ст. 20] Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2-е Коринфянам 5:14-15, 20-21)

  • Следование за Христом — это ответ на Его любовь.
  • Он умер за нас, мы «умираем для себя», чтобы жить для Него.

Что побудило Иисуса пройти всё это?
Чем ты ответишь Иисусу?

Для домашнего изучения: От Матфея От Марка От Луки От Иоанна

Основы христианства. Распятие Христа с медицинской точки зрения

Источник – С. Трумэн Дэвис, доктор медицины
(перепечатка из журнала “Аризона Мэдисин” 1969)

В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий, Иисуса Христа. Мы проследим его путь из Гефсиманского сада на суд, затем, после его бичевания, шествие на Голгофу и, в конце концов, его последние часы на кресте…

Я начал с того, что занялся изучением того, как практически осуществлялся акт распятия, т.е. истязания и лишения жизни человека, когда его пригвоздили к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военноначальники возобновили эту практику в странах средиземноморья – от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у Карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили это в эффективный способ казни. Некоторые римские авторы (Ливий, Цицерон, Тацит) пишут об этом. Некоторые нововведения и изменения описываются в древнеисторической литературе. Я упомяну только несколько из них, имеющих отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0,5-1 метра ниже вершины – как раз такую форму креста мы обычно считаем сегодня классической (позже он был назван латинским крестом). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы “тау” или нашей буквы Т). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств, что Иисус был распят именно на таком кресте.

Читайте также:  Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете потеря зрения

Вертикальная часть, или ножка, обычно постоянно находилась на месте казни и осужденный человек должен был нести древо креста, весившее около 50 килограмм, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Ренессанса изображали Христа, несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают ладони Христа, в которые вбиты гвозди. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между малыми костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвет ее сквозь пальцы под действием веса тела осужденного. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом недопонимания слов Христа обращенных к Фоме – “Посмотри руки мои”. Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки.

Небольшую дощечку с надписью о преступлении осужденного обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Это табличка вместе с древком, прикрепленным на вершине креста, могла создать впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих аспектов их, я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, который был врач среди учеников, единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: “И в мучениях еще усерднее молился Он. И, словно капли крови, падал на землю пот Его”.

Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснение этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть.

Много напрасных усилий можно было бы избежать, если обратиться к медицинской литературе. Описание явления гематидроса или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального стресса, мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и возможного шока.

Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит вас, но для того, чтобы следовать нашей цели – рассмотреть только физические аспекты страданий – это необходимо. После ареста ночью Христа привели затем в синедрион к первосвященнику Каиафе: здесь ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого охранники дворца надели ему повязку на глаза и издевались над ним, требуя сказать, кто из них плевал на него и бил по лицу.

Утром, Христа, избитого, жаждущего и изможденного от бессонной ночи ведут по Иерусалиму в преторию крепости Антония, место, где находился прокуратор Иудеи, Понтий Пилат. Вам, конечно известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий, и он был приведен обратно к Пилату…

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно того, что бичевание служило прелюдией к распятию. Большинство римских писателей того времени не связывают эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и этим ограничиться, а решение о смертной казни через распятие было принято под давлением толпы, утверждавшей, что прокуратор не защищает данным образом кесаря от человека называвшего себя Царем Иудейским.

И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда и его руки привязывают над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли соблюдать римляне иудейский закон, но которому запрещалось наносить более чем сорок ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы число ударов было тридцать девять, т.е. в случае ошибки при счете закон, тем не менее, не был бы нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.

Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. Вначале тяжелые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань, вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и, наконец, приводя к разрыву кровеносных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящей этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание, наконец, прекращается.

Христу, находящемуся в полусознательном состоянии, развязывают руки, и он падает на камни, залитые его кровью. Римские воины решают позабавиться над этим провинциальным евреем, заявляющим, что он царь. Они набрасывают на его плечи одежду и дают ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна еще корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для костра), и сплетают венок, который надевают на его голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив его лицо, легионеры берут у него трость и бьют его по голове, чтобы терновые шипы еще глубже врезались в кожу. Устав, наконец, от этой садистской забавы, они срывают с него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и ее срывание, так же, как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль, почти такую же, как если бы его снова хлестали плетью, и раны опять начинают кровоточить.

Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают ему одежду. Тяжелое древо креста привязывают к его плечам и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает свое медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, ему это не удается, и он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжел, и было потеряно много крови. Грубая поверхность дерева раздирает кожу на плечах. Иисус пытается встать, но силы оставляют его. Сотник, проявляя нетерпение, заставляет некого Симона Киринеянина, шедшего с поля, встать и нести крест вместо Иисуса, который в холодном поту и теряя много крови, пытается идти сам. Путь длиной около 600 метров от крепости Антония до Голгофы, наконец завершен. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом – слабоанастезирующую смесь. Он отказывается от нее. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как он вбивает тяжелый, квадратный, кованый гвоздь в запястье руки и пригвождает ее к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть ее слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки креста, после чего прибивается табличка с надписью: ИИСУС НАЗАРЕТЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Левую ступню прижимают сверху к правой, пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъем ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястье, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает руку и мозг – гвоздь, вбитый в запястье, давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, он приподнимается, перенося вес своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей, пульсирующей боли. И эти судороги лишают его возможности приподнять свое тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могут сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в легких и крови судороги частично ослабевают, и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени он произносит несколько коротких фраз, которые приведены в Святом Писании.

Первую фразу он произносит, когда смотрит на римских воинов, деливших его одежду, бросая жребий: “Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят”. Вторую, когда обращается к раскаивающемуся разбойнику: “Истинно говорю тебе, сегодня будешь со Мною в раю”. Третью, когда видит в толпе свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: “Вот сын твой, о женщина”. И: “Вот мать твоя”. Четвертую, являющуюся первой строфой 22 Псалма: Боже мой! Боже мой! Для чего ты оставил меня?”

Приходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдается каждое движение, когда он пытается приподняться, так как раны на спине вновь раздираются о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце. Вспомним слова из 21-го Псалма (стих 15): “Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей”. Все почти кончено – потеря жидкости в теле достигла критической точки – сдавленное сердце еще пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды, измученные легкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.

Иисус издает крик: “Меня мучает жажда!” – это его пятая фраза. Вспомним другой стих пророческого 21-го Псалма: “Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной”.

Губка, смоченная в дешевом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, он чувствует холодное дыхание приближающейся смерти. И он произносит свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной агонии: “Свершилось”. Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и он может принять смерть. Еще одно последнее усилие, он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляет колени, делает вдох и произносит свою седьмую и последнюю фразу: “Отец, в твои руки передаю дух Мой!”

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казненных сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие, было перебивание голеней. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах, и вследствие большого напряжения в мышцах груди наступает удушье. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда солдаты подошли к Иисусу, то увидели, что в этом уже нет необходимости, и таким образом сбылось Писание: “кость его да не сокрушится”. Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело в области пятого межреберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: “и тотчас кровь и вода хлынули из раны”. Это говорит о том, что вода вышла из объема вокруг сердца, а кровь – из пронзенного сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью — отудушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же благодарны мы должны быть Богу за Его милосердие к человеку – чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра!

Источники:
  • http://starwalker62as.livejournal.com/104102.html
  • http://slovobozhie.com/2018/12/hristos-i-ego-strasti-s-tochki-zreniya-vracha.html
  • http://spbcoc.ru/foundation/calvary/
  • http://ncoc.ru/raspyatie-hrista-s-meditsinskoj-tochki-zreniya/