Меню Рубрики

Современный мир с точки зрения философии

Философия – это наука, зародившаяся в самой глубине веков. Она являлась важной и актуальной во все времена. Естественно, и сейчас философия не теряет своей популярности. И в наше время есть великие мыслители, занимающиеся вопросами, касающимися бытия и места в нем человека. Современная философия значительно видоизменилась, но она не утратила своего значения. Рассмотрим подробнее все ее особенности.

Философия нашего времени представляет собой совокупность всевозможных учений. Это не цельная мировоззренческая картина, а разнообразные подходы к извечным вопросам. Современная философия гораздо более толерантна, чем прежде. Теперь человеку предоставлено полное право выбора. Современный индивидуум может сам решать, какой взгляд на мир и место человека в нем ему более близок. При этом человек берет на себя полную ответственность за выбор своей мировоззренческой позиции.

Современная философия отказалась от построения каких-либо точных систем. Мыслители пришли к твердому выводу о том, что не может существовать ни изначальных масштабов, ни абсолютных систем отсчета. Философия нашего времени предоставила человеку полную самостоятельность. Теперь больше нет так называемых «воспитателей» в лице государства, мыслителей, общества. Следовательно, и ответственность за свою жизнь человек несет лишь на своих плечах.

Современная философия практически полностью отказалась от идеи изменения мира и каких-либо социальных институтов. Мыслители решили искоренять несовершенство бытия другим, более рациональным и эффективным путем. Они пришли к выводу о том, что человек должен в первую очередь менять самого себя, и вслед за этим, неизбежно, изменится и весь окружающий мир.

Однако у этой дисциплины появились и свои проблемы. Некоторые специалисты даже отмечают кризис философской мысли. В чем причина? Современные технологии развиваются с каждым днем. Жизнь меняется необычайно стремительно, ведь это век настоящего прорыва во множестве областей. Философия же просто не успевает за столь значительным прогрессом. Однако от ее успешного становления зависит духовное совершенствование человека. При всех технических инновациях, цивилизация перестает быть развитой без нематериальных аспектов жизни. Именно поэтому роль философии в современном мире просто огромна.

Попробуем коротко рассмотреть основные направления этой дисциплины. Во-первых, это аналитическая философия. В ней важную роль занимает лингвистика. Аналитическая философия сделала язык практически своей основой. Это направление придерживается рационалистического, логического, исследовательского подхода к познанию жизни.

Во-вторых, это феноменология. Это направление идет в самую глубь психологии человека. В соответствии с ним, каждый предмет и явление не стоит рассматривать лишь как материальные объекты с какими-либо характеристиками. Стоит помнить, что реально существующая вещь и ее понимание в сознании человека могут значительно различаться. Именно образы явлений и предметов, которые воспринимаются и фиксируются личностью, положило в свою основу данное направление, назвав их феноменами.

В-третьих, это постмодернизм. Это очень неоднородное и многообразное направление. Однако его объединяет общая идея о том, что необходимо отбросить все старые стереотипы, установки, которые теперь начали мешать успешному развитию философской мысли. Постмодернизм отвергает прежние традиции и ищет новые формы познания мира.

Теперь вы знаете все особенности современной философии. В данный период эта дисциплина находится в достаточно неустойчивом положении, поэтому достаточно сложно четко выделить ее основные характеристики.

Владимирский государственный университет

Александрова О.С., кандидат философских наук, кафедра философии, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

УДК 1

Познание человека – одна из главных проблем в философии. Постановкой этого вопроса занимался Сократ. Его знаменитая фраза: «Познай самого себя».[4,c. 143]. Стремление человека познать собственное «Я» лежит в основе становления философской мысли. Помимо Сократа, древнегреческий философ Хилон также развивал эту философскую проблему: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Слова Сократа и Хилона являются своеобразным призывом, отражающим всю сложность и глубину проблемы человека. Когда человек познает себя до конца, он сможет открыть перед собой Вселенную. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Поэтому кантовский вопрос «Что такое человек?» остается по-прежнему актуальным.

В современной науке насчитывается около 800 дисциплин, изучающих человека с разных позиций. Но их минус в том, что они рассматривают их в частном порядке, не учитывая других составляющих человека, оставляя их для других дисциплин. [3,c. 86] Философия же в этом плане имеет большое преимущество – она смотрит на человека намного глубже, ищет основания, определяющие единство всех сторон его жизнедеятельности, обходя при этом медицинскую и биологическую сторону вопроса. Философию интересуют такие вопросы как сущность человека, его природа, представления о добре, зле, справедливости, жизни и смерти и, конечно же, о смысле человеческой жизни. В свое время эти вопросы волновали многих знаменитых философов древности и до наших дней не потеряли своей значимости.

Сущность и проблемы затрагивались такими мыслителями как Ф.В. Ницше, И.В.Гёте, М.Шелер, Г.Плесснер, М.Ландман, Я.С. Яскевич, В.С Вязовкин., Х.С. Гафаров, А.С.Кармин, Г.Г.Бернацкий и многие другие.

Лично меня заинтересовала работа Дружинина Виктора Федоровича «Человек в современной философской картине», которую он представил на конгрессе в Афинах в 2013 году. По-моему мнению, он четко говорит о том, что касаясь такой сложной темы, как человек, первоначально стоит затронуть понятие картина мира и ее вклад в развитии мышления конкретного индивида. Именно картина мира ( или мировоззрение) каждый человек получает при рождении и которая развивается вместе с человеком через знания и жизненный опыт.

Цель моей работы – определить понятие человека в рамках современной философии и его образ в современной картине мире, представленной с точки зрения философии. Для достижения данной цели можно выделить следующие задачи:

  • Рассмотреть современные картины мира
  • Раскрыть понятие человека
  • Прояснить взгляд на человека и окружающий его мир

Для написания работы были использованы разные источники: учебные пособия, философская литература, сайты по философии и другие интернет-ресурсы. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность данной проблемы и поиск решений данной проблематики.

Прежде чем перейти к вопросам о человеке, стоит обратить внимание на понятие «картина мира». Она есть не что иное, как совокупность устойчивых представлений, определяемых на уровне общественных отношений, достижений науки, культуры и технки. [6, c. 105]

«Картина мира» — важная философская категория. Её основное свойство — независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о мире, его строении, составляется лишь часть общей картины миры, которая лежит в основе мировоззрения целой эпохи. Например, в древние времена центральное место в сознании человека занимала религия. Она же определяла всю его жизнь и соответственно взгляды на мир. Такое мировоззрение, такая картина мира получила название религиозно-философской. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, научно-философская картина получила широкое распространение и по ее «законам» живут многие народы. Но история развивается дальше, а значит, научно-философская картина мира не является окончательно. С развитием науки, с новыми фундаментальными открытиями она будет развиваться, совершенствоваться и более или менее значительно видоизменяться.[6, c. 116]

По-моему мнению, современная картина мира – это не что иное, как синтез различных сфер деятельности человека, формирующих его мировоззрение, таких как: наука, философия, искусство, религия. Все они оказывают влияние на человека, направляя его и предоставляя ему выбор своих жизненных установок и целей в жизни. Человек не может жить только с одним каким-либо мировоззрением и опираясь только на понятия, присущие данному мировоззрению. Например, человек может верить в высшего Творца и знать, что его душа создана Им. Но в тоже время он не отвергает, что его тело – это результат многовековой эволюции человечества, то есть часть научной Вселенной. Кроме этого, человек верит в сверхъестественную силу, существующую помимо творца, заключающуюся в различных поверьях, необъяснимых явлениях и других аспектах мистики. Человек сохранил эти представления о мистике и до сих пор верит в некоторые из них. Например, гадания, вера в сверхъестественное и многое другое. А так же картина мира складывается из понятий о «прекрасном». В этой роли выступает искусство. Как составная часть картины мира, оно отражает внутреннюю организацию и духовное развитие человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее общая философская картина мира в ее современном понимании — это синтез научных подходов, религиозно-мифологических взглядов, мистики и искусства. Данная картина мира, без сомнения, эволюционирует, беря свое начало от усиления аналитических моментов по отдельным направлениям до перехода к их синтезу.

Теперь мы подошли к одному из главных вопросов философии – что есть человек? Мы не можем дать четкого определения, которое бы отражало всю полноту человеческого естества и бытия и давало. Можем допустить, что человек имеет божественное начало. Ни опровергнуть, ни подтвердить данную точку зрения мы не можем, так как существуют определенные документы и словесные изречения, которые нельзя упускать из вида и игнорировать. Первоначально эту теорию можно проследить по мифам Древней Греции и трудам древнегреческих философов (Платон). Сюда же можно добавить книги древних иудеев, христиан, мусульман, а также представителей восточных конфессий Древнего Китая, Индии, Персии. Если провести сравнительный анализ, то можно проследить, как менялись представления о человеке. Если у древних философов, например, Демокрита и Аристотеля, человек – это частица космоса, являющаяся отображением Вселенной в миниатюре и в тоже время, это живое существо с душой. А уже в эпоху просвещения границы познания человека значительно расширяются. Человека начинают рассматривать как земное существо, животное, способное к труду и производящее орудия труда (Франклин). Здесь мы видим, что его душа и внутренний микрокосм отходит на второй план. Далее вопрос человека поднимается в классической немецкой философии и здесь уже достигается определенная целостность со всеми предыдущими мыслителями. По мнению представителей КНФ, человек – это субъект духовной деятельности, познающий и преобразовывающий мир культуры и науки, и тоже время он является носителем общечеловеческого сознания и разума.

Если подходить со стороны научной картины мира, то мы получим вывод, что человек – это результат эволюции, взявшей свое начало почти 18 млн. лет назад (время появления дриопитеков). На сегодняшний день имеются данные об археологических раскопках, о теории Чарльза Дарвина и других научных достижениях, доказывающих, что и данная точка зрения имеет право на существование. Можно сделать вывод, что мнениям философов о возможном божественном человеческом начале противопоставляется научная точка зрения, основанная на учениях таких наук как палеоантропология, изучающая ископаемые формы человека, антропогенез (происхождение человека) и других.

Я же придерживаюсь точки зрения, полагающей, что человек не что иное, как синтез представленных выше противоположностей. Для основания своей позиции, я обращаюсь к работе П. Тейяра де Шардена «Феномен человека: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь». «В человеке, который рождается из чрева матери, мы различаем, прежде всего, тело, телесность и его жизнеспособность, жизненность. Последнее есть как раз то, что называют одушевленностью, то есть наличием души (психэ), психики».[7, c. 94] Душа есть у каждого живого существа, это факт, но у человека есть глубокое духовное наполнение, его дух, состоящий из таких особенностей как разум, зачатки нравственности, критерии эстетичности, сознательная постановка целей и другое. Откуда эта неизведанная часть человека – от бога или его антипода, или от каждого понемногу – мы не знаем. А может вообще от социума, в котором также могут существовать наследуемые прафеномены[2, c. 694] от прародителей, от которых берет начало человеческий род. В итоге, мы можем сделать вывод, что человека следует рассматривать как некий комплекс, состоящий из тела и души и чтобы все-таки ответить на вопрос «что есть человек?» необходимо собирать научные и биологические данные и подключать к ним духовный комплекс, состоящий из аспектов религии, мифов и искусства.

Мое личное мнение не противоречит этим представлениям. Мы не можем точно определить, чем является человек – результатом деятельности Творца или эволюции. С критической точки зрения я бы не стала его относить к абсолютному творению Всевышнего, скорее как его задумка, наполненная душой. Человек является частью Вселенной, порожденной различными научными процессами, и продолжает развиваться по ее законам.

Одной из поставленных задач стояло рассмотрение человека в рамках современной философской картины миры. Стоит подчеркнуть, что данная картина мира выявляет отношения человека и мира в целом. Если научная рассматривает человека в рамках одной из научных сфер, то философская трактовка намного шире. Здесь ключевым фактом является понятие бытия, то есть признания факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы, общества, да и самого человека. Человек признает, что бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться. В философской картине человек анализирует свое место в мире, для него это необходимость. Этого нет, например, у человека с религиозным мировоззрением. Для него важно взаимоотношение с Творцом, а остальные отходят на второй план или вообще отметаются. У индивида, смотрящего на мир через философскую «призму» есть широкое восприятие этого мира. Он понимает, что живет в многоуровневом социуме: семье, народе, нации, этносе, классе и так далее. И, естественно, отношения с людьми из данных категорий постоянно меняются, и эти изменения влияют на человека. Я считаю, что человек с точки зрения философской картины мира создает вокруг себя свою собственную реальность, которая должна дать ему ответ на вопрос « кто я есть в этом мире?» В современности эта реальность содержит в себе понятия о справедливости, добре и зле, а, в конечном счете, подходит к вопросам о жизни и смерти. Значит, мы можем сказать, что человек, который сконцентрирован на собственном «Я» и мире вокруг себя обладает глубоким, но в тоже время масштабным мировосприятием.

Таким образом, были рассмотрены взгляды на человека, окружающий его мир и картину мира. В рамках этой работы были разобраны поставленные задачи. В результате приходим к следующему обобщенному выводу: человек – сложнейшее существо, которое ищет ответы на вопросы касающиеся Вселенной, но не может дать простой ответ на вопрос – а кто же он такой? Он старается подходить к себе с разных сторон, изучать свое тело, душу и разум, чтобы хоть немного приблизиться к догадке. Пока нет точного определения, но видимо, надо исходить из складывающейся обстановки на доступных анализу уровнях. В первую очередь, следует изучать и считаться с общей картиной мира, в формирование которой вносят свой вклад и наука, и религия, и мистика, и искусство.

Хочется особенно подчеркнуть, что человек представляет собой единство трех основных структур — биологического, социального и психического. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому его целостное формирование всегда связано с такими основоположными факторами как социальная среда, внутренний уклад, а также большую роль играют представления об окружающей его картине мира и его места в ней. Человек на основании полученных знаний, мировоззрений, самоопределения, может отнести себя к одной из картин мира – религиозной, научной или философской. Если он видит себя в философской картине мира, то он опирается на отношения между человеком и миром. Если он считает, что создан Творцом и верит в сверхъестественные силы, то он определенно является частью религиозной картины мира. А если человек систематизирует различные научные теории и верит в научных прогресс, то он определенно найдет себя в научной картине мире. Но какой бы взгляд на мир он не выбрал, его выбор всегда будет правильным и позволит ему дать собственный ответ на вопрос «кто он есть»?

Читайте также:  Тепловое зрение для гта сан андреас

18.12.2015, 16:02 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Ориентировка в относительных позициях внешнего физического мира и человечества — дело похвальное. Но это дело весьма трудное из-за недостатка решительных фактов, что выынуждает обращаться к гипотезам. А выбор среди них делается или по привычке поколений или при четком разделении знаний религиозных, философских и научных. Виды знаний следует представлять в очередности их возникновения. Науки возникли не до философии, а после нее. В их отношениях не столько важны синтез показаний наук, их обобощения, сколько провоцирование их в качестве зародыша, познавательной базы, методологии. Нужно без страха видеть в философии противостоящие друг другу объективный идеализм и диалектический материализм. Именно первый из них примыкает к религии, а второй к наукам. Но науки настроены стоять не на гипотезах, а фактах. А факты не обижают материлизм. В «Пятикнижии» Моисей указал, что бог сначала создал Адама и Еву и только потом весь животный мир, что значит и обезъян (а растения раньше солнца). Но наука того мнения, что, если бы на земле не появились бы обезъяны, то не стало бы людей вообще, с такими именами, в частности. Как эти позиции объединить? Избранная тема сложновата для студенческой работы. Но ошибочно считать, что философия не видит, не учитывает биологический аспект устроенности людей. Дисциплины, которые указаны в количестве 800 штук, принадлежат не наукам, а педагогике. Науки их основа. В рассмотрении науками реальности «по ее частям» не только проигрыш, но и выгрыш в виде завидной для философии конкретности. Зато философия их «подбирает», учитывает, объединяет. Если приведенные замечания учесть, то многое придется переделать. Оставляю выбор на автора и издательство журнала. В строчке № 29 сверху содержания статьи, у [6, с. 105] вместо «технки» нужна «техника».

20.12.2015, 21:55 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья прекрасна: логичная, отражает авторскую позицию, соответствует основным критериям. Видна большая работа руководителя. После «чистки» текста по исправлению опечаток рекомендуется к публикации.

Философская картина мира Текст научной статьи по специальности « Философия»

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — А. В. Маслихин

В философии органически соединены два начала – научно-теоретическое и практическидуховное. На современном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека. Философская картина мира создается профессиональными философами. Создание философской картины мира возможно на основе признания: а) диалектического развития мира; б) высшей в мире реальности – человека и мира человека – социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это позволяет философии быть методологическим орудием познания, освоения всей Вселенной.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — А. В. Маслихин,

Philosophical Image of the World. Two principles, scientific-theoretical and practical-spiritual, are organically concerted in Philosophy. At present, Philosophy serves simultaneously both as specific science and Weltanschauung conditioned to human being. The philosophical image of the world is being created by professional philosophers. Creation of the philosophical image of the world is available on the basis of the acknowledgement of: a) dialectical evolution of the world; b) top reality of a man and human world in both aspects – social and inner ones. The laws of environment give us the key to the comprehention of life dialectics which allows Philosophy to be a methodological tool of wisdom in developing the Universe.

Текст научной работы на тему «Философская картина мира»

Философская картина мира

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В философии органически соединены два начала — научно-теоретическое и практически-духовное. На современном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека. Философская картина мира создается профессиональными философами. Создание философской картины мира возможно на основе признания: а) диалектического развития мира; б) высшей в мире реальности -человека и мира человека — социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это позволяет философии быть методологическим орудием познания, освоения всей Вселенной.

Philosophical Image of the World. Two principles, scientific-theoretical and practical-spiritual, are organically concerted in Philosophy. At present, Philosophy serves simultaneously both as specific science and Weltanschauung conditioned to human being. The philosophical image of the world is being created by professional philosophers. Creation of the philosophical image of the world is available on the basis of the acknowledgement of: a) dialectical evolution of the world; b) top reality of a man and human world in both aspects — social and inner ones. The laws of environment give us the key to the comprehention of life dialectics which allows Philosophy to be a methodological tool of wisdom in developing the Universe.

Чтобы понять философскую картину мира, отличающуюся от других взглядов на мироздание, следует предварительно рассмотреть ряд конкретных методологических проблем ее создания.

Прежде всего, что такое философия ?

Философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, отношения человека к миру. В философии органически соединены два начала — научно-теоретическое и практически-духовное, что определяет ее как уникальную форму общественного сознания. Иначе говоря, на современном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека. Философы рассматривают свою область науки с двух противоположных углов зрения: сознание, направленное «вовне», способствует формированию той или иной картины мира, с другой стороны, обращение сознания «вовнутрь» позволяет обратиться к самому человеку, осмыслить его место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода. От всего остального его отличает способность мыслить, познавать, трудиться, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться и т.д.

Философская картина мира может быть создана только профессиональными философами. Ее невозможно создать на основе обобщения эмпирических

фактов, они не могут служить базой для предельно широких философских обобщений. Знание о всеобщем не дает эмпирический опыт, ибо сбор и накопление фактов оставляет в стороне обобщение всеобщих сущностей. Она не может сформироваться и на основе научных обобщений, ибо предметное знание составляет только часть всеобщего мироздания. Отдельные науки отражают только конкретные законы, грани, стороны мира, а не мир в целом. Даже естественные науки в своей совокупности только частично отражают мир (до сих пор мы ограничены в знаниях, например, о человеке). Создание философской картины мира возможно только на основе признания: а) диалектического развития мира, развития от простого к сложному, от низшего к высшему; б) высшей в мире реальности -человека и мира человека — социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это дает право философии быть методологическим орудием познания, освоения всей бесконечности Вселенной.

Какими же чертами обладает философ?

Теоретик-мыслитель безразличен к мелочам жизни, к быту, не считается с общепринятыми мнениями и решениями, господствующей в обществе идеологией. Он, как правило, мыслит мировыми проблемами. Главной чертой его является критичность. Объектом критики выступает наличное бытие и неэтичное сознание. Его девиз — подвергать все сомнению. Кроме

того, философ в обществе — возмутитель спокойствия. Власть придержащие не всегда довольны критическими идеями философов, они для них «неудобны». Настоящий философ — любомудр, талантлив, гениален, он и в других людях ценит мудрость, ум.

Так, Платон считал, что во главе государства должны стоять философы — мудрые люди. А Аристотель говорил: мудрый должен быть руководителем, а менее мудрый должен ему подчиняться. Но в жизни не всегда так получается. Исторический опыт свидетельствует порой о другом — о том, что власть (особенно тирана, деспота) сильнее аргументов и разума.

В истории философии не было единой картины мира. Мир и человек рассматривались по-разному, в зависимости от времени, той или иной эпохи, научных достижений, талантливости философов. Недаром говорится: сколько было философов, философских направлений, столько существовало и точек зрения.

Смысловым центром философской картины мира выступают мир и человек, их отношение между собой, точнее: отношение человека к миру. Как складываются отношения между ними? Ответить на этот вопрос не так просто. Он требует предварительного рассмотрения его слагаемых.

Понятие «мир» применяется людьми как в обыденной речи, так и в научных, философских исследованиях. В философском аспекте под миром понимается действительность, взятая как целое, качественное единство. Однако «мир как целое» никогда не бывает непосредственно нам дан, ибо каждый конкретный человек ограничен, он видит только небольшой сегмент реальности. Люди воспринимают мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане (Э.Гуссерль). «Мир в целом» мы можем понять только на рациональном уровне сознания. Рассуждения о мире включают еще ряд других важных вопросов. Первый из них: мир один или миров много? Если миров много, то необходимо применить философскую категорию Универсум, которая означает единство многообразия.

Человекоразмерен ли мир (или Универсум)? -это тоже один из вопросов названной проблемы. Проще говоря, соответствует ли он способу человеческой жизни, людским потребностям и интересам, целям и идеалам человека? Или он бесчеловечен, бессмысленен, бездушен? Разные картины мира дают на него и разные ответы.

Философский взгляд на мир зависит и от того, с каких онтологических позиций он рассматривается. В философии существуют монистические, дуалистические и плюралистические направления. Монистические взгляды берут за основу единые основания (материальные или духовные). Например, с точки

зрения материализма, мир един, он материален и первичен по отношению к сознанию, которое является его свойством. Дуализм полагает, что в рамках Универсума имеются два начала: материя и дух, которые существуют вечно и развиваются параллельно друг другу. Это течение признает существование двух миров — материального и духовного. Плюрализм же полагает, что существует несколько онтологических начал, а следовательно, и несколько миров.

С точки зрения современной философии, последовательный монизм затруднителен. С позиции жесткого материалистического монизма необъяснимо существование сознания (особенно его возникновение), а идеалистический монизм делает непонятным существование материально-вещественного мира. В свою очередь абсолютизация дуализма и плюрализма приводит к рассыпанию Универсума на различные части, не связанные друг с другом. Из истории философии известно, более двух тысяч лет ведут полемику материалисты и идеалисты по проблеме соотношения между материей и сознанием, но до сих пор отсутствуют какие-либо позитив -ные результаты. Для создания предельно совершенной философии не хватает конкретных научных данных, логических аргументов. По мнению некоторых современных философов, проблема лежит в области объединения монистических и плюралистических идей, Универсум сочетает в себе единое и многое.

Что представляет собой мир с современных позиций?

С точки зрения диалектико-материалистической парадигмы, мир признается как единственный и материальный. Его бытие имеет вечные параметры — он был, есть и будет всегда. Его никто не создавал — причина существования и его развития заключена в нем самом. Здесь возникает одна из важнейших философских проблем: мир существует вечно, а проявляется он через отдельные предметы, явления, процессы, которые конечны, преходящи в своем бытии.

Материальный мир является совокупной реальностью, это сложнейшая система, включающая в себя неорганическую и органическую природу, естественную и «очеловеченную». В своей данности природа предстает необходимым и естественным условием существования человека и функционирования общества -другой, более высокой и сложной системы.

Мир проявляется через свои бесчисленные свойства. Основными его атрибутами являются движение, пространство, время.

Движение — это один из способов существования мира (материи), его изменение вообще. Проще говоря, мир не стоит на «одном месте», а находится в постоянном движении, изменении, развитии. Формы движения мира разнообразны, но основными являются — механическая, физическая, химическая, биологическая, соци-

альная. Каждая из них имеет свои особенности, свойства, закономерности и структуру. Самой простой из них является механическая, самой сложной — социальная, олицетворяющая собой человека и общество.

В мире в целом, с одной стороны, происходит усложнение, развитие систем по восходящей линии; с другой — распад систем, их упрощение.

Пространство — форма бытия мира, выражающая протяженность составляющих его систем, объектов, частей. Оно не существует само по себе, отдельно от мира, не в связи с ним. Пространство нашего мира имеет три измерения — длину, ширину, высоту. В связи с этим любое тело может двигаться в пространстве из одной точки в трех взаимоперпендикулярных направлениях. Одним из главных свойств пространства является его бесконечность, что означает неограниченную протяженность мира во всех направлениях. Иначе говоря, у него нет границ. Пространству присуща и внутренняя противоречивость: с одной стороны, пространство в целом бесконечно; с другой, оно складывается из конечных материальных объектов, каждый из которых занимает определенное, ограниченное в нем место.

Время — форма бытия мира, выражающая длительность существования предметов, явлений и протекающих процессов. Как известно, в материальном мире отсутствует «чистое», «абсолютное» время. В виде абстракции, в форме теории оно может существовать и находить применение в научных целях. Время обладает важными чертами: оно является неотъемлемым свойством мира, неразрывно связано с движением и пространством, обладает объективностью, то есть оно существует и как материя, независимо от нашего сознания. Время вечно, это утверждение находит выражение в том, что никогда не было начала мира и никогда не будет ему конца. Время, как и пространство, противоречиво. С одной стороны, оно вечно; с другой, каждый предмет и явление имеют конечную длительность своего существования.

В отличие от пространства время одномерно, как принято считать, оно течет в одном направлении: от прошлого к настоящему и от него в будущее. Теория относительности Эйнштейна вносит новые данные о времени. Согласно ее положениям, во Вселенной нет единого времени; течение времени находится в зависимости от скорости движения тел. Чем быстрее движется в пространстве какое-либо тело, тем медленнее течет для него время. Однако необходимо иметь ввиду, что замедление времени заметно только при скоростях, близких к скорости света.

Составной частью философской картины мира является совокупность отношений человека к миру.

Все отношения исключительно сложны и многообразны, из них мы выделим три «основных» типа: познавательные, практические и ценностные. Прежде всего важно вычленить исходные методологические предпосылки этих отношений. С одной стороны, наличие отношений определяется существованием окружающего мира (природы); с другой — человека. Иначе говоря, следует прежде всего признать реальность бытия мира и человека, что их существование -не иллюзия и не фантазия.

Познавательный тип отношений. Познание мира представляет собой исключительно сложный и противоречивый процесс. Недаром из века в век философы совершенствуют и создают теории познания. Одни философы (скептик Пиррон) сомневались в возможности познания мира, считали, что наши ощущения обманчивы и не дают истинной его картины. Другие -агностики — отрицали даже роль объективной реально -сти и ее законов; каков мир «сам по себе» — совершенно неизвестно, — утверждал Кант. Третьи — иррациона-листы (Шопенгауэр, Ницше) считали, что мир не доступен для нашего разума, потому что в нем нет объективных законов, а действуют стихийные, слепые силы. Философы диалектико-материалистического направления убеждены в том, что человек при помощи своих ощущений и рационального мышления постепенно познает мир, что подтверждает сама жизнь и практика. Причем человечество при помощи философов и ученых познает мир и его объективные законы и вглубь и вширь. Наши знания об объективной реальности зафиксированы в философских истинах и категориях, научных законах и закономерностях, что способствует их применению в практической деятельности людей.

Читайте также:  Какие качества личности с вашей точки зрения наиболее ценны

Итак, мир и его законы познаваемы, действительны. В принципе нет непознаваемых вещей, есть предметы и явления, которые еще не познаны, но с развитием общества, философии и науки они будут постепенно познаваться. Эта реальная уверенность основана на двух фундаментальных факторах: на всеобщем свойстве материи — свойстве отражения и на безграничных познавательных возможностях самого человеческого сознания.

Практическое отношение к миру. В соотношении «мир — человек» первичным выступает природный мир. Он «предлагает» человеку все необходимое для существования и развития — и вещество, и источники энергии, и воду, и воздух и т.д. Но естественный мир не в состоянии непосредственно удовлетворять материальные, духовные потребности человека, его следует преобразовать, изменить, улучшить. Поэтому практическое освоение мира — это первая и главная форма отношений человека к объективной реальности.

Результатом активно-преобразующей деятельности человека является вторая, «очеловеченная» природа, различные здания, машины, города, дороги, искусственный свет и т.д. «Очеловеченная» природа включает в себя, с одной стороны, вещество природы (металлы, дерево и т.д.); с другой, человеческие знания и труд. Она значительно улучшает условия жизни человека и повышает ее комфортность. Практическая деятельность человека и отношения между людьми породили социальный мир — человеческое общество, материально-духовную систему. Кроме того, в мире возникла духовная сфера — философия, наука, этика, политика, религия и т.д.

В то же время материально-производственная деятельность человека породила и негативную, экологическую проблему, ставшую в XX веке угрозой жизни человека. Из истории философии известно, что XIX век выдвинул идею изменения мира, прежде всего социального, а в конце XX века — выдвигается идея сохранения мира как природного, так и социального. При реализации идеи сохранения мира возможна дальнейшая практическая деятельность человека, а следовательно, существование и самого человечества.

Оценочные отношения. Мир — это и объект оценки. На протяжении истории общества взгляды людей на мир постоянно менялись, ему давались различные оценки (с точки зрения, потребностей и интересов человека, добра и зла, блага, справедливости, человечности). Диаметрально противоположно, например, оценивался мир немецкими философами Лейбницем и Шопенгауэром. Лейбниц оптимистически смотрел на мир, считал его лучшим из возможных миров, пессимист Шопенгауэр, наоборот, оценивал его как худший из возможных миров. По мнению последнего, мир (природа) несет человеку различного рода болезни, рабство, страдания, несчастья, смерть. Даже атрибуты мира — пространство, время, причинность — враждебны человеку. Так, о времени Шопенгауэр говорил: «Время — это оценка, которую делает природа всем своим существам: оно обращает их в ничто» [1].

В философии имеется множество оценок мира (природы). С одной стороны, природный мир воспринимается как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное, как царство слепых, стихийных сил, как хаос, неподконтрольный человеку. С другой, характеризуется в возвышенных тонах, как образец совершенства, где господствуют объективные законы и порядок. В данном случае смысл рассуждений таков, что человеку следует учиться у природы, подчиняться ей.

Таким образом, все то, что в мире способствует существованию и развитию человека, является источником его жизни, радости и счастья, положительной оценкой. Отрицательная оценка дается таким явлениям объективной реальности, как землетрясения, на-

воднения, ураганы, засухи и другие стихийные факторы. Они, как известно, несут человеку страдания, разрушение материальных и духовных ценностей и даже его гибель.

В конечном итоге философская картина мира дает возможность понять одну из главных ее проблем: что в мире исходит от людей, их сознания, человечности и деятельности (субъективности), а что — от самого материального, объективного, бесконечного мира (объективности). Поэтому о мире, в котором протекает жизнь человека, можно сказать, что он являет собой переплетение, сплав, единство материального и духовного, объективного и субъективного, закономерного и случайного, необходимого и целесообразного, бесконечного и конечного, вечного и мгновенного.

Одним из важнейших достоинств философской картины мира является то, что она, по сравнению с другими картинами, способствует восприятию мира людьми в самом широком, всестороннем виде. Всеобъемлющий характер философской картины мира вытекает из самого содержания философии, включающей в себя историю философии, онтологию (учение о бытии), учение о сознании, теорию познания (гносеологию), аксиологию (учение о ценностях и оценках), экзистенциальные проблемы, антропологию (учение о человеке), социальную философию, диалектику (метафизику), логику, этику, эстетику, философию науки и т.д.

Поэтому в мире нет ни одной его сферы, грани, явления, процесса, которые бы не анализировались и не освещались с философской точки зрения.

Так, в истории философии мир освещается и интерпретируется разными философскими направлениями, в зависимости от временных интервалов и общественных эпох. Онтология как учение о бытии предоставляет возможность осмыслить материальные проблемы в таких важнейших ее проявлениях, как пространство, время, причинность; XX век развивает идею о том, что мировое бытие может быть понято прежде всего через бытие человека. Учение о сознании способствует анализу идеального, присущего только человеку, отличающегося своими специфическими свойствами от материального мира. Гносеология обосновывает безграничные возможности познания действительности (макромира, микромира, мегамира), добивается истинных знаний о ней. Она устанавливает критерии, позволяющие отличать истину от различного рода заблуждений и иллюзий, искажающих объективную и субъективную реальность. Аксиология дает оценку многочисленным материальным и духовным ценностям. Главной ценностью философия считает саму человеческую жизнь, а для других людей — свойство человечности. К великим ценностям она относит истину, правду, добро, спра-

ведливость, свободу, любовь, красоту. Экзистенциальная теория анализирует и оценивает проблемы повседневного существования человека и смысл его жизни. Антропология выясняет место человека в мире, его сущность и основные атрибуты. Антропология рассматривает человека как биосоциальное существо, с многочисленными свойствами, основными из которых являются сознание, язык, трудовая деятельность и подсознание. Выступая как методология, философия формулирует принципы, на которые опирается ученый при исследовании конкретных законов природы, общества и человека. Философия выясняет роль науки в жизни человека и общества. С одной стороны, она дает ей высокую оценку; а с другой, высказывает опасение, что антигуманное развитие науки может привести человечество к гибели. Социальная философия исследует взаимосвязь общества и природы, структуру общества (классы, социальные слои и группы, нации, государства, семью и т.д.), роль общества в жизни человека. Философия истории занимается проблемами движущих сил, соотношением и ролью объективных закономерностей (объективных условий) и сознательной деятельности людей, прогрессом и регрессом, смыслом истории. Диалектика (метафизика) осмысливает мир (природу, общество, человека) в вечном движении, изменении и развитии, признавая при этом относительный покой. Логика изучает формы и законы мышления человека. Этика как философская теория исследует нравственность людей, их отношения между собой. Эстетика — теория прекрасного, рассматривает проблемы прекрасного в жизни и в искусстве; задает вопросы, где находится красота — в самом объективном мире или сознании человека.

Философская картина мира и научная имеют как общие черты, так и различия.

Философская картина мира стремится к доказательности, аргументации, логической последовательности; она включает в себя обязательность выводов, принципиальную их проверку (верификацию) — все это сближает ее с научной картиной мира. Недаром некоторые философы (Спиноза, Фихте, Гуссерль и др.) сводят ее к науке. А знаменитый немецкий философ Гегель называл философию даже «Наукой наук».

В то же время она имеет свои особенности, отличительные черты от научной картины мира.

Философская картина мира стала возникать значительно раньше, чем научная. Есть различия и в истории их развития. Научное освоение мира идет от низших, простейших форм материального мира к формам все более сложным и высшим (от неживой природы к живой и от нее к человеку). История науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними — химия, биология, позднее других — социология. Путь философии — диаметрально противополож-

ный. Она начинает с познания человека. «Человек, познай самого себя», — эти слова были сказаны еще на заре философии. Если в центре научной картины мира находится «мир», то в философской — «человек», его отношение к миру, как колыбели его жизни. Поэтому о философской картине мира можно сказать, что она «человеческая, слишком человеческая». В современную эпоху, эпоху войн, революций, национально-освободительных движений, противостояния капитализма и социализма — она играет исключительную роль в гуманизации мира, его «очеловечивании».

Философская картина мира отличается и от религиозной версии мироздания, причем отличия носят принципиальный, сущностный характер. Философская картина строится на объективных законах, религиозная — на вере. Недаром говорят: философия познается умом, религия воспринимается чувствами. С точки зрения диалектического материализма, мир является единым и материальным, религия же удваивает его, признает, кроме материального, еще и духовный, сверхъестественный, потусторонний. Философская картина мира позволяет людям правильно, истинно отражать мир, религиозная — иллюзорно. Даже объективный идеалист Гегель (как известно, он не был атеистом) в своей философии духа поставил философию выше религиозного сознания.

Некоторые современные философы России, ссылаясь на высказывания знаменитых ученых, мыслителей (Эйнштейн, Швейцер), и считая, что человеку нужны знания и вера, ратуют за установление согласия между философией и религией. На современном этапе развития философии и науки этого не может произойти, ибо нет еще достоверных знаний о том, что, кроме материального мира, существует еще и божественный мир.

Следовательно, философия, обращаясь к картинам мира, способствует совершенствованию стиля мышления людей в современных условиях. Учитывая стремление людей к мудрости, следует заметить, что ныне философия стала реальным средством творческого развития человека.

Философская интеграция мыслительной деятельности способствует совершенствованию жизни, позволяет добиваться теоретических и практических результатов в окружающем мире. Отражение в картинах мира усилий многих поколений людей делает современников ответственными не только за содержание реальной жизни, но и создание лучшего будущего для потомков.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М.: Просвещение, 1993. — С. 64.

Современный мир с точки зрения философии

Партнеры и друзья:

Информация

Содержание

  • Введение
  • Мир и человек. Основной вопрос философии
  • Общественно-исторический характер философии. Философия в системе культуры. Функции философии.
  • Понятие научно-философского мировоззрения. Философия и наука: общее и различия.
  • Выводы

Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?

Мир и человек. Основной вопрос философии.

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

Философия — теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» — формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

Читайте также:  Каких врачей нужно пройти перед коррекцией зрения

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления — первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение «мир — человек». Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно — такова природа философии.

Общественно-исторический характер философии.

Философия в системе культуры.

Функции философии.

История не должна проходить для нас бесследно, ибо прошлое всегда так или иначе, живет в настоящем, а настоящее неизбежно явится составной частью будущего. Знание исторического развития философии может и должно предостеречь нас от повторения ошибок и заблуждений, свойственных мыслителям прошлого.

Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные изменения в ренее сложившееся понимание философии. Суть этого изменения состояла в рассмотрении философии как особой формы общественного, историчекого знания. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмотрел симптом определенной ушербности традиционного философского сознания, которое в целом он высоко ценил. Вековым представлениям о философии как автономном «царстве разума» был противопоставлен совсем иной взгляд: импульсы для теоретического мышления дает жизнь, практика; филоофия же должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе анализа этого опыта. В новом марксовом видении философия предстала, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это относилось прежде всего к предмету философского осмысления. Общественное сознание было понято как выражение общественного бытия.

Общественное бытие – совокупность условий материальной жизни общества, прежде всего способ производства материальных благ и экономический строй. Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания – основной вопрос философии применительно к общественным явлениям. Общественное бытие является первичным, определяет общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие общества, какими являются условия материальной жизни общества, такими являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения общества.

В свете такого понимания предложенное ранее описание отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки мира, он — внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное бытие, их отношение к природе опосредовано общественным бытием – трудом, знанием; границы в системе «человек – общество – природа» подвижны.

Общественные отношения – отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические отношения. Производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений – политических, правовых и т.д. Понимание зависимости всех общественных отношений от производственных впервые позволило объяснить действительный ход человеческой истории.

Философия в новой ее интерпритации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально- исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурно логическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах типах культур.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, К.Маркс имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории. Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающий исторический материал и формирующим на этой основе философско-теоритическое миропонимание.

С исторической точки зрения философия – не первичная, а простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества, возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки, литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня развития культуры является степень применения технических усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно- технический уровень производителей материальных благ, а также степень распространения образования, литературы, искусства среди населения. Всякая новая культура исторически связана с культурой прошлого.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они отражают основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия философии с учением о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии – системе категорий.

Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от греческого ontos – сущее и logos – учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греческого praktikos – деятельный), гносеология (от греческого gnoseos – познание) и аксиология (от греческого axios – ценный).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно- эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.

Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально- теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизаци, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Разработка обобщенных идей и представлний с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других ). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.

Философия в культуре выполняет также важную критическую функцию. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидиния обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному действию.

По отношению к предшествующему и наличному культуро-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление – необходимое условие гармоничной и сбалансированой общественной жизни. Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечеваемого той сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.

Источники:
  • http://sci-article.ru/stat.php?i=1449413736
  • http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-kartina-mira
  • http://www.goodreferats.ru/referats/filosofia/01.php