Меню Рубрики

Социальная патология с точки зрения дюркгейма связана

· возникает в результате социального кризиса

· возникает в результате государственного переворота

· возникает в результате стихийного бедствия

В условиях аномии:

· понятие «мобильность» утрачивает силу

· возможно только межпоколенная мобильность

· осуществляются все виды социальной мобильности

· невозможна вертикальная восходящая мобильность

Социальная патология с точки зрения Э. Дюркгейма связана с

· нормальными или ненормальными социальными условиями

Согласно концепции Э. Дюркгейма, не являются элементами коллективного сознания…

· коллективные инстинкты

Э.Дюркгейм проанализировал следующие виды солидарности

· искусственную и родственную

· механическую и органическую

· органическую и природную

· естественную и искусственную

Создателем классической теории социального действия в мировой социологии является …

· – М. Вебер

Работу «Протестантская этика и дух капитализма» написал

· М. Вебер

В социологии М. Вебера тип господства, основанный на формальном и рациональном праве, которому подчиняются и управляющие и управляемые называется

· легальный

В социологии М. Вебера идеальный тип господства, основанный на авторитете «силе дара» выдающейся личности и на эмоциональной личной преданности ей, называется

· харизматический

В социологии М. Вебера идеальный тип господства, обусловленный обычаями, привычками, верой в законность издревле существующих порядков называется

Читайте также:

  1. F60.2 Диссоциальное расстройство личности.
  2. I. Явление воскресшего Господа в Иерусалиме и его окрестностях
  3. III. Безопасность – социальное состояние.
  4. III. Социальное партнерство в сфере труда.
  5. III. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ.
  6. IV. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  7. V. СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  8. VI. СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
  9. Августа 1914 г. — объявление Францией войны Германии.
  10. Агрегатные станки приобрели особое значение в связи с появлением и развитием автоматических станочных линий.
  11. Акты Президента, их правовая природа.
  12. Анализ и оценка экономической эффективности внедрения технико-организационных мероприятий и выявление влияния факторов на их изменение

Основные вопросы

Патология права

1. Природа патологии как социальное явление (по Э. Дюркгейму).

2. Патология права.

3. Патология права и правонарушение.

Всякое социологическое явление способно, оставаясь, в сущности, тем же самым, принимать различные формы в зависимости от обстоятельств. Эти формы бывают двух родов. Одни распространены на всём пространстве общества (или, по крайней мере, у большинства его членов). Другие формы, наоборот, носят исключительный характер; они не только встречаются у меньшинства, но и не продолжаются в течение всей жизни индивида. Иными словами, перед нами две разновидности явлений, которые должны обозначаться различными терминами. В данном случае мы будем называть нормальными факты, которые в наибольшей степени распространены и патологическими – другие, менее распространённые и болезненные.

Более того, практический ум настолько привык одним махом решать сложные вопросы, привык определять, с помощью силлогизмов и поверхностных наблюдений, нормален или нет данный социальный факт, что проблему описания понятия патологии права, может счесть излишней сложностью.

Между тем, очевидно, проблема патологии права – это тот случай, когда важно определиться в таких сложных категориях, как патология и норма, изначально. Действительно, можно ли говорить о понятии «патология права» без учёта признаков общего понятия патологии?

Для понимания и объяснения патологии общественных, в том числе правовых явлений, мы прибегнем к наследию известного французского учёного, классика социологии Э. Дюркгейма. Таких же взглядов придерживались и его последователи – П.А. Сорокин и американский учёный Н. Смелзер.

Анализируя понятия «норма» и «патология» Э. Дюркгейм исходил из того, что условия болезни или здоровья не могут быть определены in abstracto и абсолютно. Факт может быть оценен в качестве патологического только по отношению к определённому типу социальных фактов и в его рамках. Это первое.

Во-вторых, нужно отказаться от ещё весьма распространённого стремления судить об институте, обычае, нравственном правиле так, будто они были дурны или хороши сами по себе и благодаря самим себе для всех видов социальных типов без различия [2,445]. И так как масштаб, с помощью которого можно судить о состоянии здоровья или болезни, изменяется вместе с видами, то он может изменяться даже для одного и того же типа при изменении условий коллективного существования [2,457; 3,71].

Поскольку это правило носит общий характер, то в применении к праву можно отметить следующее: оценивать в качестве нормы или патологии можно то право, которое действует в данных условиях.

Справедливость подобного утверждения достаточно очевидна. Однако, это утверждение уместно дополнить рассуждениями о том, что нередко один и тот же социальный факт может получить принципиально различные оценки даже в рамках данного временного отрезка и данной организации социальной среды.

«Право, – пишет Ю.И Гревцов, – как социальный факт являет собой достаточно сложный пример, более того, – загадочный. В рамках одного и того же временного периода, но применительно к разным регионам земли, реакции и оценки этого явления разительно расходятся. Такое может иметь место, впрочем, и в рамках одной страны» [1,245].

Это высказывание Ю.И. Гревцова позволяет пролить достаточно яркий свет на общую формулу «условия коллективного существования». Как известно, в своих рассуждениях о норме и патологии Дюркгейм данному понятию придавал большое значение, при этом выделяя в нём самый основной момент – «коллективные чувства». В частности, он писал: «…невозможно оспаривать того, что право и нравственность изменяются не только от одного социального типа к другому, но и для одного и того же типа при изменении условий коллективного существования. Но для того, чтобы эти преобразования были действительно возможны, необходимо, чтобы коллективные чувства, лежащие в основе нравственности, не сопротивлялись изменениям, т.е. обладали умеренной энергией» [2,467].

Таким образом, согласно Дюркгейму, нормальным является тот социальный факт, который чаще всего встречается в данный момент его развития: «Социальный факт нормален для определённого социального типа, рассматриваемого в определённой фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции» [2,461]. При этом социальное явление своим существованием и действием не должно влиять на коллективное чувство возмущающим образом.

Э. Дюркгейм ввёл такие признаки нормального, как распространённость и повторяемость того или иного явления в обычной для данного общества среде. Распространённость и повторяемость того или иного социального явления, по мысли учёного, означает участие этого явления в воспроизводстве той или иной области жизнедеятельности.

Всё, что не воспроизводит жизнедеятельность общества (условия его существования в целом или отдельных его институтов), причём в достаточно стабильном режиме, является патологическим. Данное правило можно считать методологическим требованием для стремящегося определить явление в качестве нормы или патологии.

Опираясь на позицию Дюркгейма, можно попытаться вывести два общих момента применительно к праву.

Во-первых, там, где имеет место низкий уровень правового развития, там, где к праву относятся без уважения и где оно как социальный факт, скорее, эпизодично, нежели распространено, и воспроизводится в устойчивом режиме, – там попытка пренебречь правом и уклониться от следования закону будет выглядеть вполне нормальным социальным фактом. Стремление же в такой социальной среде строить свою жизнь строго по закону, напротив, будет выглядеть как нечто ненормальное, патологическое.

Таким образом, пытаясь понять нормальность или патологичность современного российского права как социального факта особого рода, не стоит обращаться к прошлым эпохам. Право тех эпох определялось, по большей части, совершенно иными условиями существования людей, в особенности коллективными чувствами. Однако, это правило всё же следует считать относительным.

Конечно, патология или нормальность состояния сегодняшнего права не могут определяться факторами, которые действовали несколько веков назад, но в то же время некоторые из таких факторов имеют достаточно длительную историю в том смысле, что сохраняют в той или иной степени свою силу и сегодня. Такое может произойти тогда, когда тот или иной социальный фактор играет определённую роль в социальной среде, отстоящей от периода возникновения данного факта на несколько столетий. Ю.И. Гревцов приводит такой пример, как запрещение перехода крестьян с места на место и прикрепление их к земле в 1592 году: «Этот фактор «наплодил» достаточно много родственных факторов, действие которых ощущаем сегодня и мы, жители начала третьего тысячелетия» [1,246].

Во-вторых, другой социальный фактор, надолго принявший форму устойчивой закономерности и определивший патологию российского права, – коллективистские начала жизнедеятельности, в которых смешались кровнородственные, общинные и личностные начала, а с определённого времени даже с преобладанием коллективистского. В основе коллективистского начала можно обнаружить уже знакомые очертания организации социальной среды: прикрепление к земле, приписывание больших масс людей к проблеме, ведомству и др. Такая социализация во многом была крепостнической с элементами рабства, построенного, правда, большей частью так, чтобы можно было использовать механизмы управления, которыми обычно пользуется глава семьи.

Можно выделить и ещё один фактор – это фактор идеологического порядка, который действовал почти весь XX век, – пропагандистское обоснование «пороков» права с одновременно жёстким обеспечением соответствующего отношения к нему на всех уровнях общественной структуры, включая общественные чувства.

| следующая лекция ==>
РОЗРАХУНОК КЗО | Патология права

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 589 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Э. Дюркгейм

Работа «Самоубийство» написана.

Понятие «аномия» было введено в научный оборот.

«Аномия» в трактовке э. Дюркгейма…

Возникает в результате государственного переворота

Возникает в результате стихийного бедствия

Возникает в результате социального кризиса

Согласно концепции Э. Дюркгейма, не являются элементом коллективного сознания

Функциональность девиантного поведения для общества, согласно концепции Э.Дюркгейма, проявляется в том, что оно.

ведет к совершенствованию социальных норм

ведет к усилению конфликтов в обществе

усиливает социальную дезинтеграцию

затрудняет социализацию личности

Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является…

Согласно концепции Э. Дюркгейма, являются элементом коллективного сознания ….

Социальная патология с точки зрения Э.Дюркгейма связана с ….

Нормальными или ненормальными социальными условиями

Характеристикой толпы, согласно концепции Г. Тарда не является .

вера в собственное могущество

Впервые в социологии разработал концепцию массового поведения — .

Э. Дюркгейм

Согласно Г. Лебону отличительными качествами толпы являются ….

Анонимность, заражение, внушение, имитация

Наличие харизматического лидера

Общее место и общее любопытство

Любопытство, праздность, инфантильность

Согласно Г. Лебону отличительными качествами толпы являются ….

Анонимность, заражение, внушение, имитация

Наличие харизматического лидера

Рассеянность в пространстве

Любопытство, праздность, инфантильность

Работа «Психология толпы» принадлежит — .

Изучением поведения массы и толпы занимались …

Т. Парсонс и П. Сорокин

О. Конт и Г. Спенсер

Г. Тард и Г. Лебон

К. Маркс и Ф. Энгельс

На особенности поведения толпы и массы людей первыми обратили внимание

Т. Парсонс и Р. Мертон

О. Конт и Г. Спенсер

Г. Тард и Г. Лебон

Дж. Мид и Дж. Хоманс

М. Вебер к идеальным типам социального действия в теории м. Вебера относятся …(2 вар.)

Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции м. Вебера, является ….

Наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации

Согласно м. Веберу общности образуются на основе…

общего социокультурного пространства

Какие два признака аффективного социального действия выделяются в соответствии с типологией М. Вебера…

Действия имеют четко осознаваемую цель

Действия обусловлены чувствами

Действия субъективно иррациональны

Действия подтверждают моральные идеалы

Какие два признака ценностнорационального социального действия выделяют в соответствии с типологией М. Вебера .

действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна

действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения

действие субъективно иррационально

действие совершается по привычке

Концепции эволюционного, поступательного развития общества придерживался .

Согласно концепции М.Вебера, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества- это.

Великие географические открытия

политическая раздробленность Германии

ценности и нормы протестантизма

резкий рост народонаселения

Два признака, которые с точки зрения М. Вебера являются основными при формировании в обществе статусных групп – это…

Работу «Протестансткая этика и дух капитализма» написал …

М. Вебер выделял два типа социальных действий …

Два признака ценностнорационального социального действия, которые выделяют в соответствии с типологией М. Вебера….(2вар.)

действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения

действие совершается под влиянием эмоций

действие совершается по привычке

действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна

В соответствии с типологией М. Вебера выделяют два признака аффективного социального действия ….(2 вар.)

Социальная патология (общественная болезнь), по определению Дюркгейма, является резким отклонением от норм – обычных рядовых показателей преступности или суицида

Тема 6. Социологический анализ девиантного поведения в обществе.

План.

1. Норма и патология в общественной жизни. Понятие девиантного поведения.

2. Социологические теории девиантного поведения.

3. Причины и формы девиантного поведения.

Литература.

  1. Гидденс Э. Социология. – М: Едиториал УРСС, 2005. – С. 178-214.
  2. Рущенко І.П. Загальна соціологія. – Харків: Видавництво Національного університету внутрішніх справ, 2004. – С. 447 – 503.
  3. Рущенко І.П. Соціологія злочинності // Спеціальні та галузеві соціології / За ред. В.Є.Пилипенка. – К.: Каравела, 2003. – С.220 – 256.
  4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. – 1991. – №4. – С.72 – 78.
  5. Лунев В.В. Политическая преступность в России: Прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. – 1999. – №5. – С.66 – 69.
  6. Тайбаков А. А. Профессиональный преступник: Опыт социологического исследования // Социс. – 1993. – №8. – С.84 – 87.

1) Взгляд на общество как на определенный организм делает возможным распространение на него понятий, которые характеризуют состояния живых существ. Такими фундаментальными состояниями являются, прежде всего, здоровье и болезнь, норма и патология.

Одним из первых к обществу их, по-видимому, применил еще Платон. В своем славном диалоге «Государство» он объясняет общественные категории «справедливость» и «несправедливость» с помощью понятий здоровья и болезни. Он прямо писал о том, что здоровье общества связано с естественными отношениями между государством и подданными, болезнью же будет противоестественное господство и подчинение. Платон верил в то, что по своей природе каждый человек предназначен для определенного вида производственной или общественной деятельности. Следовательно, общество будет здоровым, когда каждый будет заниматься своим делом.

Классическими теоретическими трудами в отрасли социальной нормы и патологии считаются исследования французского социолога Э. Дюркгейма. Его идеи в свое время приобрели большую огласку, хотя общественность их не поняла и даже осудила. Дело в том, что французский социолог признал преступность нормальным явлением. Он исходил из собственной разработанной методологии, согласно которой социальный факт является нормальным в случае его распространения в большинстве обществах(социальный факт – описание событий в социологии, о которых получены числовые характеристики – прим. Енин М. Н.), которые близки по уровню социально-экономического развития (находятся на одной ступеньке эволюции). Преступность существовала и существует во всех без исключения обществах, следовательно её можно считать «нормальным фактом». Более того, Дюркгейм делает вывод: современные мораль, право, религия непосредственно связаны с преступностью, то есть первые возникает при условиях существования второго. Их нельзя оторвать друг от друга. Правда, классик социологии специально подчеркивал: нормальность преступного акта как общественного явления не оправдывает конкретного преступника и не является свидетельством того, что он нормально организованный человек.

Социальная патология (общественная болезнь), по определению Дюркгейма, является резким отклонением от норм – обычных рядовых показателей преступности или суицида.

Такое понимание нормы и патологии не получило распространения в науке. В социологии утвердился взгляд на норму как границу возможного, устанавливаемого для сохранения и развития социокультурных систем.За нормой стоят авторитет государства, властных структур, интересы господствующего слоя или сила традиции. Нарушение нормы всегда рассматривается как социальная патология, негативное явление.

Для понимания нормы и патологии в мировой социологии употребляют термин «девиантное поведение». Э. Гиденс предлагает такое его понимание: «Девиантное поведение может быть определено как нонконформистское относительно определенной системы норм, которые приняты значительным количеством людей в обществе». Таким образом, девиантное поведение определяется только в отношении к определенной нормативной системе. Это значит, что принято в одних обществах может быть девиантным поведением в других. Например, гомосексуализм в Древней Греции считался нормальным типом отношений, в средние века и в Новое время в Европе он рассматривался как извращение, а Советском Союзе – даже как криминальное преступление. В современной Западной Европе он опять попадает к разряду нормальных явлений. Храмная проституция в древней Индии (как и в некоторых других странах Востока) было нормальным явлением. В Европе большую часть истории этот тип поведения считался девиантным. Сейчас в Западной Европе он почти легализировался. Курение марихуаны – отклонение в британской культуре, тогда как употребление алкоголя не является таковым. Совершенно иначе обстоит дело в обществах Ближнего Востока.

Девиантное поведение предусматривает нарушения норм, которые являются общепризнанными. Но реально действующие нормы являются чем-то средним, наиболее распространенным. Поэтому нарушать нормы можно очень по-разному. И аморальный человек, и святой нарушают средние нормы, отклоняясь от привычных, наиболее распространенных форм социального поведения. Это свидетельствует об очень широком содержании термина «девиантное поведение». Это содержание является ценностный нейтральным и не указывает на направление девиаций. Различение вносится с помощью уточнений. Так из общего массива девиаций выделяют так называемые «позитивные девиации», которые образно называют феноменом Коперника. Иногда еще добавляют, что под позитивными девиациями понимают поведение людей, которые опережают свою эпоху. Рационально это можно понять таким образом, что позитивные девиации пролагают пути будущему нормативному порядку в обществе и ориентированы на общественную пользу.

Кроме этого, девиация может способствовать социальным изменениям, раскрывать альтернативу существующего положения дел, совершенствовать социальные нормы.

И. П. Рущенко предлагает разделить человеческие действия на «светлые», «серые» и «темные». Светлыми он называет действия, которые поддерживаются общественной системой нормативного контроля. Темные действия ею преследуются, а серые – находятся в зоне, к которой нормативный контроль является нечувствительным. Если принять такую типологию человеческих действий, то «позитивная девиация» очутится именно среди светлых действий. Другие же девиантные действия разделятся на «серые» и «тёмные». Темными стоит признать все те девиации, которые разрушают общество и человека. Серые девиации, будучи отклонениями от нормативного порядка, не несут угрозы никому. Скажем, необычная манера одеваться является девиацией, но непосредственно не несет ни пользу, ни вред обществу.

Читайте также:  Полезные для зрения обои на рабочий стол

Следовательно, девиантное поведение, как и сами девианты (так называют людей, которые практикуют девиантная поведение), является очень разным. До этого также надо прибавить и то, что ни один человек не является абсолютным конформистом или абсолютным девиантом. Э. Гиденс вполне правильно пишет: «Никто не нарушает всех правил, так же как никто не придерживается всех правил». Следовательно, в каждом из нас совмещаются и конформист, и девиант. Это тем более становится понятным, если мы примем к сведению то обстоятельство, что в обществе действует большое количество норм и правил. Они могут быть формально закрепленными и неформальными, они могут касаться всего общества, или только какой-то человеческой группы. Часть правил усваивается сознательно, а часть – не осознанно.

Носителем девиаций может быть не только индивид, но и группа. Прежде всего это касается групп, которые стремятся к нонконформизму. Примерами могут быть преступники, беспризорные и др. Такие группы свои установки на девиацию закрепляют с помощью формирования девиантной субкультуры.

Впервые осуществленную девиантная действие принято называть первичной девиацией. Вторичная девиация закрепляет за индивидом девиантная поведение. Это может случиться благодаря его вхождению в соответствующую социальную группу.

Сейчас как специальная социологическая дисциплина существует социология девиантной поведения. Ее развитие связано с тем, что уже в индустриальном обществе без учета девиаций стало невозможно управлять общественными процессами. Еще большее значение девиации приобрели с переходом к постиндустриальному обществу. Это является обратной стороной усиления значения творчества в деятельности людей. Творчество – это тоже есть определенная девиация, ведь она связана с нарушением старых способов деятельности. Установка на творчество как на главный ресурс общественного развития в постиндустриальном обществе провоцирует распространения и других форм девиаций.

2) В социологии нет единственной общепризнанной теории, которая бы объясняла возникновение девиаций. Девиантное поведение является чрезвычайно сложным для понимания явлением. Из-за этого сложилось множество теорий девиантного поведения. Развернутое социологическое объяснение впервые сделал Э. Дюркгейм. Важную роль в их разработке играла предложенная Э. Дюркгеймом теория аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Э. Дюркгейму, основной причиной девиаций является аномия, буквально – «отсутствие регуляции», то есть отсутствие нормативного контроля. По существу, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми. Это ведёт к нарушению общественного порядка, дезорганизует людей, и, как следствие, появляются разнообразные виды девиаций.

Отталкиваясь от теории аномии Э. Дюркгейма современный американский социолог Роберт Мертон предложил структурное объяснение девиантной поведения. Такое поведение может возникать в результате напряжения между признанными в культуре целями и средствами для их достижения. Ученый писал: «Наша главная гипотеза как раз в том и заключается, что поведение, которое отклоняется, с социологической точки зрения может быть рассмотрена как симптом несогласованности между приписанными культурой стремлениями и социально структурированными средствами их реализации». По мнению Р. Мертона, ситуация структурного напряжения порождает пять типов поведения: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и бунт.

Конформность предусматривает ориентацию на общепризнанные цели и законные средства их достижения. Этот тип поведения является предпосылкой стабильности общества. В эту категорию попадает большинство населения.

Инновация предусматривает признаниете, социально принятых целей и стремление к ним любой ценой. Люди такого типа не останавливаются ни перед чем. Мертон считал, что инновация как массовое явление более характерна для низшего класса. С одной стороны, представители низов ориентируются на богатство, комфорт, престиж; с другой – достичь этого законными средствами, без стартового капитала, образования, связей достаточно трудно.

Ритуализм – это форма поведения, когда отказываются от слишком высокой планки целей и социальной мобильности. Люди, которые сделали такой выбор, живут по принципу «не высовываться». Философия людей, которые прибегают к подобной форме приспособления, содержатся в таких афоризмах: «Я всем доволен», «Я играю осторожно», «Я пытаюсь не высовываться».

Ретритизм предусматривает отказ как от целей, так и от средств, бегство от общества в личную жизнь. Ретритизм зачастую является возвращением к нецивилизованной жизни – .тип поведения, которым можно охарактеризовать действия бродяг, бомжей. Человек не пытается жить «как все» (или не способен на это) – иметь семью, жилье, работу, привлекательную одежду.

Бунт же предусматривает переопределение целей и средств и перестройку на этой почве всего общества. Это революционеры, религиозные пророки и диссиденты.

Американский социолог Альберт Коен, углубляя методологию Мертона, отмечает способность индустриального общества провоцировать девиации. Динамичная экономика, массовое производство товаров, огромная по объему сфера услуг, индустрия развлечений «провоцируют» индивида потреблять, иметь еще больше, расширять круг своих домогательств. Давление общества массового потребления вызывает определенную неуравновешенность человека против дисциплины и ограничений. Особенно трудно достичь чего-то существенного мигрантам, которые в американских городах образуют отдельные районы. Именно там, в трущобах, наивысшая в Америке криминальная преступность, потому что жители периферии, не имея средств подняться по общественной лестнице, часто нарушают закон.

В конце XIX и в начале XX ст. получили распространение биологические и психологические трактовки причин возникновения девиаций. Одной из самых давних теорий преступности является теория итальянского тюремного врача Чезаре Ломброзо (1836 – 1909). Он считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Изучив внешность большого количества уголовных преступников, которые сидели в тюрьмах, учёный выяснил, что они имели сходство с первобытными людьми: низкий лоб, большие челюсти, маленькие хищные глаза, жиденькая бородка, сниженное чувство боли. Из теории Ломброзо следовали достаточно опасные выводы: преступность является медицинской проблемой. Преступников целесообразно поддавать лоботомии или кастрации.

Хоть подобные биологические теории были популярными в начале XX ст., их постепенно вытесняют другие концепции. Последователи психологической трактовки связывали девиантное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и др.). Были получены данные, что некоторые умственные расстройства могут быть обусловлены генетической структурой. Кроме того, некоторые биологические особенности могут влиять на психику личности. Например, если мальчика дразнять за маленький рост, то его реакция в ответ может быть направленной против общества и отобразиться в девиантном поведении. Но в таком случае биологические факторы лишь опосредованно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при анализе девиаций нужно учитывать совокупность многих факторов.

Суттєвий вплив на формування особистості має стиль взаємовідносин з батьками, котрий лише частково зумовлений їх соціальним і матеріальним статусом. Існує п’ять стилів взаємовідносин у сім’ї, котрі однозначно є тактиками сімейного виховання: диктат, опіка, конфронтація, мирне співіснування, співробітництво, серед яких лише останнє є оптимальним стилем взаємодії, який не призводить до девіантної поведінки. Всі інші частіше за все сприяють негативному формуванню дитини. До девіантної поведінки можуть призводити як надмірна опіка, так і мирне співіснування, тобто безконтрольність та бездоглядність, надання дитині повної свободи та незалежності. Також дуже великий значення та вплив на «формування» девіантної поведінки молоді має шкільна дезадаптація та засоби масової інформації [21, с.6–7].

Говард Беккер в собственной книге «Аутсайдеры» отбросил многочисленные психологические объяснения, т.к. они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек с девиантным поведением считается в какой-то степени «больным». Такие теории не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация, на самом деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи) навязывать другим определенные стандарты поведения. Концепция Беккера и ей подобные получили название теорий стигматизации (наклеивание ярлыков), потому что они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Они преследовались за обвинение в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер выразил мнение, что само суждение о том, является или нет поступок девиантным, обусловленно его характером (речь идет о нарушении правила), а также тем, как его оценивают другие люди.

Согласно культурологическому подходу, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не совпадают с нормами большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды, милиция ассоциируется более с карательной и продажной организацией, чем со службой охраны правопорядка. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев населения.

Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной субкультуры» в то время, когда другие отказываются от нее? Многие исследователи утверждают, что преступности учатся. Люди усваивают девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занято преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Важную роль в этом играют не контакты с безличными учреждениями или институтами, а повседневное общение.

Согласно марксистской теории девиантное поведение является следствием социального неравенства, разделением на бедных и богатых, наличия частной собственности. Законы и деятельность правоохранительных структур – это орудия, которые правящие классы (которые владеют средствами производства) используют против тех, кто ее лишён. Например в 12 в. были приняты законы, которые запрещали бродяжничество, что было обусловленно стремлением владельцев земли заставить бедняков работать, т. к. в то время каждый десятый рабочий погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев. Согласно марксизму, когда не будет частной собственности, государства и классового деления, тогда не будет и преступности. Действительно, марксисты правы в том, что неравномерное распределение богатств, стратификация общества, особенно широкое распространение бедности – никогда не способствовали общему порядку и дисциплине. Однако, следует указать и на то, что разные социальные отклонения и извращения существуют на всех ступенях общественной иерархии, в том числе и среди состоятельных людей.

3) В общем виде основные причины девиантного поведения в современных условиях украинского общества можно сформулировать следующим образом.

А. Экономическая и политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества.

Б. Кризис общественного сознания, изменения в ценностных ориентациях населения. Главными жизненными ценностями становятся так называемые «частные», личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (семья, жилье, материальная обеспеченность). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) теряют свое значение, смещаются в нижнюю часть ценностной иерархии. Резко снизилось значение ценности работы, труда, общественной активности и общественного признания.

В. Рост семейной нестабильности (конфликты в семьях, разводы, плохие бытовые условия и такое др.). Существует непосредственная связь между девиантным поведением и неблагополучием в семье. Дефекты семейного воспитания – частая первопричина искажённого формирования личности и последующего перехода на преступный путь подростков, потому что на примере родителей они получают представление о необходимом поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям. Решающее значение приобретает общая моральная позиция семьи.

Г. Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально назначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга.

Д. Потеря современной школой монопольного положения в культурно-просветительском и информационном рынках. Она перестала быть единственным источником знаний, ценностей и авторитета. Сильную конкуренцию создают ей, в частности, средства массовой информации.

К основным формам девиантного поведения в современном обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный характер для общества. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, которая достигает уровень общественной опасности и определяется уголовным законодательством. К причинам роста преступности среди несовершеннолетних следует отнести: бесконтрольность продажи спиртных напитков подросткам и даже детям, алкоголизм и насилие в семьях, коммерциализация центров досуга, видеотек, игровых залов, что толкает молодежь на совершение полезных преступлений с целью получить деньги. Актуальной остается проблема занятости: каждое третье преступление осуществляется подростками, которые нигде не работают и не учатся.

Наркомания – болезнь, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотических веществ, непреодолимой тяге к ним, что постепенно приводит к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Алкоголизм – болезнь, которая проявляется в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводит к социальной, психической и физической деградации личности. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых средств проведения свободного времени, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как удостоверяет статистика, 90% хулиганских действий, 90% изнасилований при обременительных обстоятельствах, почти 40% других преступлений связано с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесения тяжелых телесных повреждений в 70% случаев осуществляются лицами в опьяневшем состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

Проституция. Ученые выделяют в проституции следующие весомые признаки:

а) род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

б) мотив занятий – заблаговременно согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые представляют собой основной или дополнительный источник существования.

Часто в проституцию привлекаются дети. По оценкам специалистов, каждый год миллион детей поступает на незаконный секс-рынок, обращение от которого насчитывается миллиардами долларов. Одни деть вынужденны заниматься проституцией для того, чтобы выжить, помочь своей семье, или заработать на одежду и другие дела. Достаточно часто детей крадут и вынуждают заниматься проституцией.

Согласно данным Шведского института по делам детей, одной из главных причин детской проституции является секс-туризм. Детская проституция является частью индустрии сексуального «туризма» в некоторых районах мира, например в Таиланде и на Филиппинах. Целевые туры, ориентированные на проституцию, заманивают в эти районы мужчин из Европы, Соединенных Штатов и Японии. В длинном перечне причин проституции является и международная реклама детской сексуальной индустрии с помощью технических новинок «Интернет».

Суицидальное поведение – умышленное лишение себя жизни. Самоубийство – очень сложный многосторонний феномен, который аккумулирует проблемы философии (потеря смысла жизни), психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, потеря статуса, престижа и др.), медицинские (тяжелая болезнь, психическое расстройство).

С помощью социологических исследований удалось установить влияние на общее количество случаев самоубийства таких факторов, как климат, время года, местожительство, пол, уровень жизни, политическая ситуация.

Самоубийства чаще всего происходят в весеннее время, когда дни резко растут. Разнообразные месяцы, длина дня которых одинакова, имеют одинаковый процент самоубийств. В каждое время года большинство самоубийств происходят днем. Объясняется это тем, что день – время наибольшей активизации человеческой деятельности, «когда перекрещиваются человеческие отношения, а социальная жизнь наиболее интенсивна».

Самоубийства показывают наличие в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым решить обычным общепринятым путем; присутствие переживаний, связанных с личным горем, разочарованием, пессимизмом.

Таким образом, в социологии имеется множество гипотез и теорий, которые объясняют те или иные факторы девиантного поведения. Их нельзя недооценивать, потому что в конкретных ситуациях их учёт поможет обществу осуществлять профилактику преступности, алкоголизма, наркомании и других негативных форм девиации. Но эти же факторы не стоит переоценивать, т. к. они не имеют универсального характера, не объясняют феномен девиации в целом, не представляют окончательной истины. Человек слишком сложная биологическая и социокультурная система, которая пока сложно поддаётся всестороннему анализу и моделированию.

Динаміка зростання злочинності в Україні виглядає так: у 1985 р. -249,6 тис. зареєстрованих злочинів, у 1990 р. — 369,8 тис., у 1995 р. — 641,9 тис., у 1998 р. -5,76 тис. Пік припадає на 1995р тепер намітилась тенденція зниження злочинності. Переваж ну більшість злочинів складають розкрадання державного май на або власності громадян (близько 60 відсотків)

Особливо швидко зростає злочинність серед молоді. Питома вага молоді (у віці до 30 років) в Україні складає постій по більше 50 відсотків від усіх засуджених. Близько 8 відсотків — це неповнолітні від 14 до 17 років. Майже кожний другий злочин неповнолітніх — тяжкий. Більше половині молодих злочинців на час споєння злочину не працювали і не навчалися.

«Резервом» злочинності є діти із так званих неблагополучних сімей. Збільшується контингент неповнолітніх зі зниженнями розумовими здібностями чи відставанням у розвитку, а серед них кримінальність в 4—5 раз вища, ніж серед здорових підлітків. Майже 30 відсотків підлітків, які перебувають на обліку в кримінальній міліції у справах неповнолітніх, — діти, які мають одного з батьків або не мають батьків.

Девіація серед молоді — частина загального становища в суспільстві. Вона відбиває проблеми, створені дорослими. Збіднілість основної маси населення, культурний занепад, деградація негативніше позначаються на молодому поколінні, що є більш вразливим психічно, адже у нього ще відбувається інтенсивний процес соціалізації і остаточно особистість ще не сформувалася.

Таким чином, молодь сьогодні знаходиться перед проблемою розробки життєвої стратегії, моделі майбутнього життя, які передбачають вибір засобу життя, напрямків, визначення головних цілей життя. Можна констатувати, що для значної кількості молоді противоправна, асоціальна поведінка визначається нормальною для своєї вікової когорти. Тобто спостерігається інституціалізація девіації, перетворення її на соціально прийнятий тип поведінки.

Країни з найнижчими і найвищими показниками вбивств (станом на першу половину 90-х років)

Країна Число вбивств на 100 000 чол. населення
Чоловіки Жінки
Греція 1,9 0,5
Ірландія І 2,1 9,4
Норвегія 1,5 1,3
Нідерланди 2,3 0,9
Іспанія 2,4 0,9
Австрія 1,9 1,9
Словенія 3,2 1,4
Австралія. 3,2 1,6
Китай 3,7 1,3
Канада 3,8
Росія 111,5 28,9
Азербайджан І 125,6 5,8
Казахстан 75,2 18,9
Латвія 71,9 21,9
Естонія 67,3 13,7
Чилі 56,4 12,0
Україна 39,2 10,7
Молдавія ,35,0 11,0
Мексика 37,4 4,4
Киргизія 31,4 9,3

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 976 | Нарушение авторских прав

ДЕКАН ТЕСТ

Бесплатные тесты с ответами

Социология. Тест 2

1. Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием
конфликтов
разделения труда
противоречий
эксплуатации

Читайте также:  Запас зрения у детей 6 лет

2. Социальная патология с точки зрения Э. Дюркгейма связана с
личными склонностями
нормальными или ненормальными социальными условиями
структурой генома
биологической наследственностью

3. Методика объективного количественного изучения текста посредством подсчета числа содержащихся в нем терминов с определенным значением получила название
контент-анализа
анализа документов
кластерного анализа
статистического анализа

4. Вид социального взаимодействия, при котором индивид выделяет в своем социальном окружении определенного человека или группу людей, называется
сверхчувствительный контакт
контакт заинтересованности
контакт обмена
пространственный контакт

5. Население города относится к _______ типу общностей
демографическому
этническому
социально-территориальному
конфессиональному

6. ___________ – это косвенное изображение основного значения, совокупности симптомов чего-либо
модель
символ
рисунок
схема

7. Тип конформности, выделяемый в современной социологии, называется
неподчинением
интериоризацией
недовольством
сопротивлением

8. Примером, какого культурного процесса является изучение английского языка как средства международного общения
культурного релятивизма
культурной аккомодации
культурного конфликта
культурного нигилизма

9. Сфера общения, в которой у всех народов, как правило, доминирует родной язык – это
повседневный быт
делопроизводство
организованное обучение
общественно-политическая деятельность

10. Общие ценности и моральные установки культуры, в рамках которой социализируется индивид, Дж.Г.Мид называл
имиджем общества
ценностно-нормативным комплексом
обобщенным другим
моральным кодексом

11. Квазигруппами в социологии называют ___________________ группы
малые
нерациональные
первичные
случайные, неустойчивые

12. Самая передовая в настоящее время, в техническом отношении, форма проведения социологического опроса – это
телефонное интервью
web-интервью
почтовая рассылка
радио-интервью

13. В основу разделения общественных формаций К. Маркс положил
критерий доминирующих производственных отношений
критерий развития средств массовой коммуникации
критерий развития сферы услуг
характер разделения труда

14. Тип социальных перемен, когда меняется число и содержание социальных действий, необходимых для сохранения общественного порядка, называется изменением ________ социальной системы
окружения
конечных элементов
границ
функций элементов

15.К комплексу внешних обстоятельств, в которых функционирует и развивается язык, относится
рельеф
общество людей
климат
ландшафт

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО СОЦИОЛОГИИ

Предлагаемый материал предназначен для подготовки студентов к контрольному мероприятию по курсу социологии, составленному в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит». Здесь приводятся возможные вопросы тестирования и предполагаемые ответы на них. Осмысливая то и другое в связке, легче освоить программу. Требования Госстандарта также приводятся в данном материале. Перечисленные там вопросы могут быть дополнительно проработаны студентом по учебникам.

Предполагаемые правильные ответы отмечены цветом и подчёркиванием. Эти вопросы и ответы желательно запомнить. Для повторения используйте распечатку. Также было бы полезно иметь предлагаемые материалы в электронном виде на носителе или в памяти того или иного устройства и желательно с поисковой системой по ключевым словам. Чтобы правильно ответить на вопрос внимательно вчитывайтесь в его формулировку, включайте логическое мышление.

Для закрепления знаний об основных социологических понятиях приводится словарь некоторых социологических понятий. Знание основных характеристики понятий, поможет логически сориентироваться при ответе на непредусмотренные здесь вопросы.

В заключении приводится отрывок из учебника по социологии с кратким описанием социологических учений в истории западной и отечественной социологии.

В предлагаемом материале приводятся репетиционные вопросы для разных специальностей. В первую очередь мы рассматриваем вопросы для специальности «ФиК». Однако проработать нужно все, так как в реальном тестировании вопросы могут быть любые.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность060400 Финансы и кредит

Социально-философские предпосылки развития социологии как науки; классические социологические теории; современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы, общности, слои; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, социальная структура общества, стратификация и социальная мобильность; социальный статус и социальная роль; социальное взаимодействие и социальные отношения; сознание и поведение личности и групп; общественное мнение как социальный институт; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; социальные аспекты развития рынка; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции, конфликты и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методология и методика социологического исследования.

Задание N 1 . (Для специальности ФиК)

______ следует считать обладателем такого социального статуса, как люмпен.

Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием…

2 — разделения труда

Действие, ориентированное на неукоснительное соблюдение религиозных, этических и или иных норм определяется Вебером как…

Социальная патология с точки зрения Э. Дюркгейма связана с …

1 — личными склонностями

2 — нормальными или ненормальными социальными условиями

3 — структурой генома

4 — биологической наследственностью

Причиной появления слухов социологи считают …

1 — активность средств массовой информации

2 — недоверие к официальным источникам информации

3 — отсутствие интереса к событиям

4 — активность позиции официальных властей

Методика объективного количественного изучения текста посредством подсчета числа содержащихся в нем терминов с определенным значением получила название…

2 — анализа документов

3 — кластерного анализа

4 — статистического анализа

Среди социальных движений выделяют «старые» и «новые». Разновидностью «новых» является ________ движение.

Вид социального взаимодействия, при котором индивид выделяет в своем социальном окружении определенного человека или группу людей, называется

1 — сверхчувствительный контакт

2 — контакт заинтересованности

3 — контакт обмена

4 — пространственный контакт

________ – это тип социальной стратификации, основывающийся на крайней форме социального неравенства, когда одни члены общества являются собственностью других.

4 — Посткапиталистическое общество

Население города относится к ________ типу общностей.

Образ мудрого правителя у Н. Макиавелли ассоциировался с …

___________ – это косвенное изображение основного значения, совокупности симптомов чего-либо.

Две тенденции, которые согласно марксистской концепции преобладают в системе стратификации современного западного общества – это …

1 — увеличение численности пролетариата

2 — увеличение численности крестьянства

3 — размывание среднего класса

4 — нарастание социальной поляризации

Тип конформности, выделяемый в современной социологии, называется …

Две черты характерные для массовой коммуникации — это.

1 — приватность сообщений

2 — организованный характер общения

3 — публичность сообщений

4 — бесцельный характер общения

Примером, какого культурного процесса является изучение английского языка как средства международного общения –…

1 — культурного релятивизма

2 — культурной аккомодации

3 — культурного конфликта

4 — культурного нигилизма

Языковой союз отличается от языковой семьи первостепенной значимостью _________ языков.

1 — схожей морфологии

2 — фонологического сходства

3 — территориальной близости

4 — генетической общности

Сфера общения, в которой у всех народов, как правило, доминирует родной язык – это …

1 — повседневный быт

3 — организованное обучение

4 — общественно-политическая деятельность

Одним из основных каналов социальной мобильности выступает…

Общие ценности и моральные установки культуры, в рамках которой социализируется индивид, Дж.Г.Мид называл …

1 — имиджем общества

2 — ценностно-нормативным комплексом

3 — обобщенным другим

4 — моральным кодексом

В веберовский идеальный тип бюрократии не входит следующая характеристика:

1 — получение должностей и продвижение по службе на основе родственных, земляческих, дружеских связей

2 — иерархия служб с дифференциацией прерогатив и сфер компетенции

3 — специальное обучение или достаточный опыт для приема на работу

4 — особая регламентируемая законом компетенция служб

Квазигруппами в социологии называют ___________________ группы.

4 — случайные, неустойчивые

Согласно парсоновской концепции общества, подсистема «родство» обеспечивает…

1 — приспособление индивидов и групп к окружающей среде

2 — поддержание устойчивости и стабильности социальных взаимосвязей

3 — реализацию целей общественного развития

4 — интеграцию индивидуумов и общностей в единый коллектив

Самая передовая в настоящее время, в техническом отношении, форма проведения социологического опроса – это .

1 — телефонное интервью

3 — почтовая рассылка

Основной функцией семьи выступает…

1 — функция репродуктивная

2 — сексуальная функция

3 — бытовая функция

4 — функция социализации

В основу разделения общественных формаций К. Маркс положил…

1 — критерий доминирующих производственных отношений

2 — критерий развития средств массовой коммуникации

3 — критерий развития сферы услуг

4 — характер разделения труда

Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий, норм и ценностей, называются…

«Новые индустриальные страны» — это …

государства, в которых зарождается индустрия

государства, успешно осуществляющие процесс индустриализации в рамках «модернизации вдогонку»

государства, имеющие собственную индустриальную базу

государства, промышленность которых развивается

Тип социальных перемен, когда меняется число и содержание социальных действий, необходимых для сохранения общественного порядка, называется изменением ________ социальной системы.

2 — конечных элементов

4 — функций элементов

Совокупность литературных языков, региональных и местных койне, территориальных диалектов, жаргонов, арго, образующих своеобразную иерархическую систему, составляет языковую(ый) …

К комплексу внешних обстоятельств, в которых функционирует и развивается язык, относится.

2 — общество людей

Введение в оборот науки понятия «референтная группа» приписывают …

Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется…

Какие две идеи заложены «Римским клубом» в концепцию «пределов роста»:

1 — отказ от строительства новых предприятий

2 — простое воспроизводство населения

3 — бесконтрольное увеличение городского населения

4 — увеличение расходования природных ресурсов

Для современной России характерна…

Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий какую-либо позицию в организации, называют …

1 — социальным статусом

2 — социальной ориентацией

3 — социальной ролью

4 — социальным поведением

Задание N 2 . (Для специальности ФиК)

Определение социального действия как «…действия, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на него» принадлежит …

Система социальной регуляции поведения людей с целью укрепления порядка и стабильности в обществе называется социальным(ой) …

К двум обязательным признакам, характеризующим гражданское общество относятся…

1 — общественная собственность на средства производства

2 — всеобщее социальное равенство

3 — защита граждан от прямого вмешательства государства в их жизнь

4 — наличие добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан

Наиболее общий характер носит понятие …

1 — «социальная дифференциация»

2 — «социальная стратификация»

3 — «социальная система»

4 — «социальная структура»

В социологической концепции Э. Дюркгейма целью общественного развития является …

1 — социальная справедливость

2 — развитие личности

3 — нарастание солидарности

4 — социальное равенство

Направление в современной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, – это …

1 — феноменологическая социология

2 — индустриальная социология

3 — институциональная социология

4 — социология знания

Неправильной с точки зрения социологической теории необходимо признать следующую дефиницию общества …

1 — общество – это самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами, либо давно и хорошо известное национальное государство

2 — общество есть всякая совокупность индивидов, обладающих сходными социально-демографическими характеристиками; такими, к примеру, как размер дохода, уровень образования, принадлежность к определенной возрастной группе и т.п.

3 — общество – это вся сумма человеческих отношений

4 — общество есть совокупность взаимодействующих между собой индивидов и групп, которые функционируют на основе определенных законов, норм, традиций и т.д.

Авторитетный член группы, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой, благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи − это:

Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях, о должном и непозволительном − это нормы:

«Закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где.

1 — респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа

2 — респондент сам формулирует вопрос

3 — респондент может сам предложить варианты ответа

4 — раскрывается содержание гипотезы социологического исследования

Неудовлетворительным с социологической точки зрения следует признать определение языка, как …

1 — решающей знаковой практики, посредством которой человек формируется и становится социальным существом

2 — важнейшей и единственной знаковой системы человеческого общества

3 — средства человеческого общения на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения

4 — системы символической коммуникации, осуществляемой посредством голосовых и письменных знаков

В систему критериев социальной стратификации современного общества не входят два следующих признака:

1 — наличие исключительных физических данных

2 — наличие паранормальных способностей

3 — наличие собственности на средства производства

4 — наличие высшего профессионального образования

Определением понятия «социальный статус» не является следующая дефиниция:

1 — совокупность социальных ролей, характерных для данного индивида в определенных ситуациях

2 — устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами и обязанностями

3 — социальная позиция индивида в группе или в обществе

4 — соотносительная позиция, занимаемая индивидом или группой в обществе в соответствии с социально-экономическим положением, профессией, происхождением и др.

Общественный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, называется …

Признак, не входящий в число основных показателей языковой ситуации, — это …

1 — процент населения, говорящего на каждом из языков

2 — грамматические особенности языков

3 — количество языков и вариантов языков (диалектов, жаргонов и других форм существования языка)

4 — юридический статус языков

Нужда индивида в предмете, необходимом для его полноценного существования, определяется как …

Разработку основ концепции современного мира («современной мировой системы») как единой целостности, базирующейся на международном разделении труда, связывают с именем …

Дефиниция языка как «системы словесного выражения мыслей, служащей для общения в человеческом обществе» не подходит для определения …

1 — разговорного языка

2 — литературного языка

4 — языка жестов

Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи, в социологии, называется…

К глобальным экологическим проблемам современности относятся два проявления:

1 — ухудшение здоровья людей

2 — перенаселенность ряда регионов планеты

3 — исчезновение многих видов животных и растений

4 — загрязнение Мирового океана

Слишком «узким» признается определение культуры, как:

1 — совокупности производственных, социальных и духовных достижений людей

2 — совокупности способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям

3 — совокупности ценностей и норм, присущих какому-либо обществу

4 — совокупности ценностей, норм и продуктов материального производства, характерных для данного общества

Тип семьи, характерный для индустриального общества, − это семья

Аристотель считал опорой стабильности и порядка…

3 — богатых людей

4 — средний класс

(Кто?) ________ является автором концепции психики человека как взаимосвязанной совокупности трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения называется социальной …

Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности чужой культуры, называется …

1 — культурная дифференциация

4 — культурный конфликт

Стихийная, относительно неорганизованная реакция на социальную ситуацию, затрагивающая интересы общности людей − это массовое…

К характерным признакам традиционного общества не относится

3 — коллективная собственность

Способ сбора и обработки эмпирической информации, который О.Конт не относил к числу основных методов социологии, – это …

Тип массового поведения, определяемый как широкий социальный союз людей, объединенных стремлением осуществить или блокировать аспект социального изменения внутри общества, – это …

2 — социальное движение

Идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России, как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией называется…

Задание N 2. (Для специальности Бухуч.)

К группе «новые индустриальные страны» относятся два из перечисленных государств:

Односторонним или идеологизированным следует признать определение глобализации, как …

1 — исторического процесса сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую мировую систему

2 — роста взаимозависимости между различными людьми, странами и регионами мира

3 — распространения каких-либо национальных явлений (экономических, культурных и т.д.) за пределы страны

4 — политики правительства Соединенных Штатов Америки («доктрина Рейгана»), предполагающей возможность американского вмешательства в войны, идущие в странах «третьего мира» и в «зонах жизненных интересов США»

Целенаправленная беседа социолога с респондентом по вопросам программы социологического исследования, предполагающая незамедлительное распределение ответов последнего по категориям, – это ________ интервью.

Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения определяются в социологии понятием социальные …

Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется …

Концепции циклических изменений общественного процесса, из перечисленных ученых, не придерживался

2 — Н.Я. Данилевский

К низшему уровню потребностей личности, согласно иерархической теории потребностей А. Маслоу относится потребность …

2 — в безопасности

3 — в саморазвитии

Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми, называется …

3 — коллективом родственников

Совместная деятельность по достижению желаемой цели – это …

Массовому сознанию менее всего свойственна ________ функция.

Процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, называется …

К функциям культуры в обществе не относится _______ функция.

К методам социального контроля не относится

Состояние массового сознания, заключающее в себе явное или скрытое отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций отдельных личностей называют …

1 — общественным мнением

2 — общественной ориентацией

3 — общественным убеждением

4 — общественным мировоззрением

Социальной общностью не являются

В систему критериев социальной стратификации Т.Парсонса не входит такой признак, как ….

2 — принадлежность к родственной ячейке

К обязательным признакам социальной группы относятся …

1 — наличие или отсутствие органа управления

2 — прямые или косвенные социальные отношения

3 — наличие или отсутствие групповых границ

4 — физические контакты

Согласно теории мировых систем И.Валлерстайна Россия …

1 — относится к странам полупериферии

2 — относится к странам ядра

3 — относится к странам периферии

4 — не относится ни к какой из групп стран

Общество в наиболее широком определении − это …

1 — весь материальный мир в целом

2 — все человечество в целом

3 — общность людей, связанных происхождением, общими интересами и целями

4 — часть материального мира, отделенная от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы и виды взаимодействия людей

Введение в оборот науки термина «индустриальное общество» чаще всего приписывают …

2 — А. де Сен-Симону

Синонимом понятия «социальный статус не является термин…

1 — социальная роль

2 — социальное положение

3 — социальная позиция

4 — социальный ранг

Малую социальную группу от большой отличает …

1 — опосредованный характер взаимодействия членов

2 — устойчивость и продолжительность функционирования

Читайте также:  Детская таблица зрения для детского сада

3 — формальный контроль

4 — нестабильность состава

Переход индивида или ценности из одной социальной позиции в другую называется социальной …

Примером социального движения является…

Социальный прогресс не следует определять, как …

1 — упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому и понимаемому

2 — тип, направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному

3 — продвижение к желаемой цели; благоприятное развитие или движение вперед

4 — результат социального развития, предполагающий повышение научного и технологического знания, экономической производительности и сложности социальной организации

К признакам общественной организации не относится

1 — изоляция от внешней среды

2 — добровольность объединения

3 — общность интересов ее членов

4 — наличие органа самоуправления

Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе называется …

Действие как социальное характеризуется двумя признаками.

1 — ориентация на ожидаемое поведение других

2 — субъективная мотивация индивида или группы

3 — соответствие нормам права

4 — соответствие морально-нравственным нормам

По мнению Э.Дюркгейма, в основе социальной дифференциации и общественного прогресса лежит …

1 — разделение труда

2 — противоречие между производительными силами и производственными отношениями

3 — социальная революция

4 — классовый конфликт

Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется.

ГРУППА БОЛЬШАЯ—социаль­ная группа с большим числом чле­нов; противостоит малой группе (Группа малая> и, в отличие от нее, основана на разного типа связях, не предполагающих обя­зательных личных контактов. Г. б. бывают нескольких типов: услов­ные, статистические (см. Группа номинальная); Г., образуемые нек-рыми поведенческими признаками, напр. аудитория (радио, телеви­дения), публика (кино, театра);

Г.б. типа класса, нации; террито­риальные общности больших раз­меров (город, государство). Сте­пень внутренней сплоченности и организованности, структурирован­ности этих Г. весьма различна, как и признак наличия группового соз­нания, институционализированных (Институт социальный) форм дея­тельности. Это означает, что при­знак размерности Г. является не­обходимым, но недостаточным для более детальных определений.

ГРУППА МАЛАЯ—такая со­циальная группа, между всеми членами к-рой имеются непосред­ственные контакты;синоним Г.м.— контактная группа. Наличие непо­средственных («лицом к лицу») контактов каждого с каждым слу­жит группообразующим призна­ком, превращающим Г.м. в соци­альную общность, члены к-рой об­ладают развитым чувством при­надлежности к ней, и обусловли­вающим небольшие ее размеры: 3—7—15 человек, хотя встреча­ются и более многочисленные Г. м. Элементами структуры Г. м. слу­жат: предмет совместной деятель­ности членов группы; их деятель­ность, статусы и роли, связанные с ее осуществлением; межлично­стные отношения, в к-рых выра­жаются также отношения более широкой социальной среды.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

(от лат. institutum —установление, учреждение) — исторически сло­жившиеся, устойчивые формы ор­ганизации совместной деятельности людей. Наиболее фунда­ментальные И. с.— собственность, государство, семья, производствен­ные ячейки об-ва, наука, система средств массовой информации, воспитание и образование, право и т. д.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collek . tivus —собирательный) — ячейка об-ва, в к-рой сочетаются общест­венные, групповые и индивидуаль­ные интересы; организованная общ­ность людей, объединенных кон­кретным видом общественно по­лезной деятельности, осуществляе­мой в рамках той или иной формы общественной собственности, и складывающимися в ходе этой дея­тельности отношениями сотрудни­чества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, цен­ностными ориентациями. установ­ками и нормами поведения.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — реально существующая, эмпириче­ски фиксируемая совокупность ин­дивидов, отличающаяся относи­тельной целостностью и выступаю­щая самостоятельным субъектом исторического и социального дей­ствия, поведения.

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, индивида и личности, социальной группы, общества.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность устойчивых взаимосвязей между различными социальными группами и социальными институтами

Материал из учебника

§ 2. Классический и современный периоды развития западной социологии

Классический период развития западной социологии свя­зан с именами выдающихся представителей социологии того времени — О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, М. Вебе- ром, К. Марксом и др.

Огюст Конт (1798-1857, Франция) — один из создателей позитивизма и классической социологии Предметом социоло­гии он объявил первичную реальность — общество в своей це­лостности и взаимозависимости. Он — зачинатель системного подхода к общественной жизни. Обосновал необходимость при­ менения в социологии методов наблюдения — эксперименталь­ ного, сравнительного и исторического. Делил социологию на социальную статику и социальную динамику. В рамках дина­ мики рассматривал основные социальные институты общества (семью, государство, религию). Выделял первичные и вторич­ ные факторы социального развития. Следует особо подчерк­нуть идею О. Конта о разделении труда. Он делил прогресс на

1 См.: Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социо­ логическом конгрессе. Т. 1. — М.: Альфа-М, 2003. С. 32-33.

материальный, физический, интеллектуальный и моральный. Сформулировал закон трех стадий развития человеческого ра­ зума: технологической, метафизической и позитивной.

Герберт Спенсер (1820-1903, Англия) — философ и социо­ лог. Сформировал закон «равной свободы». Согласно ему «каж­дый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нару­шает равной свободы другого человека» 1 .

Расходился с О. Контом по вопросу, в частности, соотно­ шения индивида и социального целого. Считал принцип кол­лективизма катастрофическим. Полагал самой сложной мето­ дологической задачей разграничение социологии и истории. Он — основоположник органической школы в социологии. Сформулировал черты сходства и различия между биоло­ гическим и социальным организмами. Признавал наличие в обществе классов. Выделял шесть типов социальных инсти­тутов (промышленный, профессиональный, политический, церковный, образовательный и домашний). Сделал попытку сочетания историко-эволюционного подхода к обществу со структурно-функциональным. Спенсер обогатил понятийный аппарат социологии. Именно он впервые систематически ис­ пользовал такие понятия, как «система», «функция», «струк­ тура», «институт», которые и ныне широко используются в мировой социологии.

Социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм (1858-1917, Фран­ ция) сформулировал положения о социальных фактах, о соци­ ологизме как теории общества. На основе структурно-функци­онального анализа он выводил понятие обществ нормального типа, понятия нормы и патологии. Широко известно введенное им понятие «аномия» как отсутствие норм в поведении, их не­ достаточность. Его работа «Самоубийство» представляет поз­ навательный интерес и сейчас. Важными являются суждения Э. Дюркгейма о социальной солидарности как естественного следствия разделения производственных ролей, разделения труда в обществе. Критиковал современный ему капитализм

Спенсер Г. Социальная статика. — СПб., 1906. С. 121.

|за его социальные «болячки»: социальное неравенство, нерегу­ лируемую конкуренцию, классовые конфликты, рутинизацию ; труда и деградацию рабочей силы.

Из других зарубежных авторов XIX в. необходимо назвать также Карла Маркса (1818-1883, Германия). Разработанная им, его другом Фридрихом Энгельсом (1820-1895, Германия) и их последователями концепция материалистического пони­мания истории заключалась в признании первичности обще­ ственного бытия по отношению к общественному сознанию, определяющей роли способа производства, в учении об обще­ ственно-экономических формациях. Первобытнообщинный строй, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические общества закономерно сменяют друг друга (в отдельных регионах, странах минуя фазу рабовладения, фе­ одализма, капитализма в их классическом виде) главным обра­ зом путем социальных революций в мирной или немирной фор­ ме как результат противоречий между производительными силами и производственными отношениями, затрагивающих коренные интересы классов, других групп и побуждающих их к политической борьбе.

Немецкий социолог, социальный философ и историк Макс Вебер (1864-1920) является основоположником понимающей социологии и теории социального действия. Разработал кате­ горию «идеального типа». Значительное внимание уделял эко­ номической социологии. В социологии власти М. Вебера заслу­ живает внимания трактовка бюрократизма и типов господства: »легального», традиционного и харизматического.

Об итальянском социологе Вильфредо Парето (1848-1923) следует упомянуть прежде всего потому, что он внес вклад в разработку концепции политической элиты и сформировал ос­ новные требования эмпирической социологии.

Конечно, круг мыслителей классического периода зару­ бежной социологии не ограничивается названными именами. Но упомянутые выше ученые в наибольшей степени способс­ твовали становлению социологии как науки, вычленив (в той ,-; или иной мере) ее объект и предмет как самостоятельной науки

об обществе, отличной от других, тоже изучающих общество или его отдельные структурные компоненты.

В XX в. социология за рубежом развивалась как вширь (ох­ ватывая страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки), так и вглубь (открывая новые пограничные области, новые области познания: город, здоровье, демография, инфра­ структура, общение, катастрофы и т. д.).

Продолжался процесс дальнейшей институализации социологии. В 1946 г. была создана Международная социо­ логическая ассоциация, организовавшая 14 всемирных конг­ рессов по наиболее актуальным проблемам социологической науки.

Хотя возникновение социологии связывают с серединой

XIX в., а ее институализацию — со второй половиной XIX — на­
чалом XX в., тем не менее процесс этот продолжается и сейчас,
что неудивительно. Определение, уточнение, корректировка
объекта и предмета характерны даже для давно возникших
научных дисциплин, например философии.

Это подтверждается также и в отношении социологии

Это находит практическое выражение в появлении но­ вых и развитии существующих социологических направлений, школ, концепций, парадигм. Они весьма многочисленны и не­однозначны. В литературе по истории социологии, в социоло­ гических словарях подробно рассматривается их содержание. Здесь мы остановимся кратко на наиболее актуальных из них для второй половины — конца XX столетия.

Это прежде всего структурный функционализм и при­ мыкающие к нему теории. Его суть — в системном исследова­ нии социальных процессов и явлений как структурно расчле­ненной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. В разра­ ботку этой концепции внесли свой вклад Т. Парсонс, М. Фуко, К. Леви-Стросс и др.

Теории социального конфликта (Ч. Р. Миллс, К. Маркс, Г. Моска, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.) исследуют социальные

конфликты, закономерности их возникновения, протекания и разрешения.

В основе бихевиоризма лежит понимание поведения чело­века (и животных) как совокупности наблюдаемых двигатель­ ных и сводимых к ним вербальных отношений (реакций) на воздействие внешней среды (стимулы). Претерпел изменения (необихевиоризм): в настоящее время, как считают специалис­ ты, существует в виде двух крупных теорий — социального об­ мена и символического интеракционизма.

Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау и др.) исходит из примата человека, а не систем, подчеркивает ог­ ромную значимость психических качеств человека. Главное в этой теории — люди, желая иметь вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия, могут их получить, только вступая во взаимодействия с други­ ми людьми. Это взаимодействие не всегда является равным и удовлетворяющим его участников.

Символический интеракционизм — теоретико-методоло­гическое направление в современной западной социологии и социальной психологии. Акцентирует внимание на изучении социальных взаимодействий главным образом в их символи­ческом содержании. Именно поэтому живым символическим «медиумом» взаимодействия выступает анализ языка. Его сто­ ронники внесли определенный вклад в изучение структуры и динамики развития человеческой личности, микропроцессов социального взаимодействия, проблемы социализации, соци­ального контроля и др. По ряду позиций сближается с концеп­ циями феноменологической социологии. Основоположник сим­ волического интеракционизма — Д. Г. Мид (США).

Феноменологическая социология является разновиднос­ тью понимающей социологии. В центре ее внимания не мир в целом (как у позитивистов), а человек в его специфическом измерении. Основоположник феноменологической социоло­ гии — австрийский философ А. Шюц (1899-1959), идеи которо­ го послужили основой «структурной социологии», социологии знания, этнометодологии и других концепций. Представители

данного направления пытаются осмыслить социальный мир в его сугубо человеческом бытии, соотнося его с идеями, целями и мотивами практически действующих социальных индивидов. Тем самым они противопоставляют феноменологическую соци­ ологию позитивизму и натурализму, обвиняя представителей последних в овеществлении, объективировании социальных явлений. С конца 1960-х гг. отмечается тенденция ухода сто­ ронников феноменологической социологии в этнологию, психо­логию, лингвистику.

В процессе становления и развития зарубежной социоло­ гии некоторые ее направления потеряли былую актуальность, другие, наоборот, получили дальнейшее развитие, обогатили свою сущность и содержание, в том числе за счет иных направ­ лений и парадигм или изменили свои формы, выступая в виде обновленных направлений и по содержанию, а нередко и по на­ званию.

Академик Г. В. Осипов отмечает, что в XX столетии соци­ ология, отождествляемая с понятием академической социо­ логии, прошла путь (с учетом и отечественной социологии) от допарадигмического к многовариантному, парадигмическому статусу; что сложились и завоевали признание четыре соци­ологические парадигмы. Их возникновение связано с имена­ ми К. Маркса, М. Вебера (Германия), Э. Дюркгейма (Франция), Б. Скиннера (США). Это парадигмы социально-исторического детерминизма, социальных дефиниций, социальных фактов и социального поведения.

«К сожалению, — отмечает академик Г. В. Осипов, — сов­ ременное реформирование социологии в значительной сте­ пени направлено на отрицание и умаление социологического наследия прошлого» 1 . Он выделяет пять теорий, которые бро­ сили вызов академической социологии: теорию «глобальной социологии» (А. Мартинелли), «социологию мировых систем» (Э. Валлерстайн), «постнаучную социологию» (Р. Беллах), «со-

щиологию постмодерна» (3. Бауман) и «феминистскую социоло- » гию» (Д. Смит) 1 .

Предшественниками отечественной социологии по праву можно считать П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, А. И. Герце­ на, Н. А. Добролюбова, М. А. Бакунина и др. В их работах в той или иной мере нашли отражение и развитие идеи, связанные с пониманием гражданского общества, с созидательной, пре­ образующей социальной силой человека, с созданием людьми коллективов и сообществ.

Как и в зарубежной социологии, в России также развива­ лись различные социологические школы, направления. Так, географическое направление было представлено Л. И. Мечни­ ковым (1838-1888) и А. П. Щаповым (1831-1876).

Идеи органической школы в России развивали Е. В. де Роберти (1843-1915), А. И. Стронин (1827-1889), П. Ф. Лилиен-фельд (1829-1903), Я. А. Новиков (1830-1912) и др.

Большое развитие в стране получило социолого-юриди- .ческое направление, представленное именами Н. М. Коркунова (1853-1904), Л. И. Петражицкого (1867-1931), П. И. Новгородце- ва (1866-1924), Б. А. Кистяковского (1868-1920), Б. Н. Чичерина (1828-1904) и др., работавших в области права и социологии.

Марксистская школа в социологии была представле­ на М. И. Туган-Барановским (1865-1919), А. А. Богдано­ вым (1873-1928), Г. В. Плехановым (1856-1918), В. И. Ле­ниным (1870-1924) и частично также (на определенном эта­пе) П.Б.Струве (1870-1944), С. Н. Булгаковым (1871-1944) и Н. А. Бердяевым (1874-1948).

В наиболее полном виде материалистическое понимание общественного развития — суть марксистской парадигмы — изложил Г. В. Плеханов.

1 Осипов Г. В. Российская социология в XXI веке // Социс 2004 № 3. С. 9.

1 См. там же; Он же: Российская социология в XXI веке. II Всерос­ сийский социологический конгресс, 30 сентября 2003 г. — М., 2003.

Весьма плодотворны были идеи В. И. Ленина, связанные с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о со­отношении демократии и диктатуры пролетариата, роли госу­дарства в создании и функционировании нового, социалисти­ ческого государства и др.

Выдающимися представителями социологической и со­ циальной мысли в целом были Н. Я. Данилевский (1822—1885). М. М. Ковалевский (1851-1916), П. А. Сорокин (1889-1968).

Н. Я. Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса. Согласно его учению, каждый культурно-исторический тип (сочетаю­ щий в себе психо-этнографические, антропологические, соци­ альные, территориальные и другие признаки) переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от своего зарожде­ ния до упадка. Фактически в своей теории он руководствовался системным подходом.

Используя исторический метод, М. М. Ковалевский утверж­ дал, что не существует единого определяющего социального фактора. Необходимо учитывать комплекс факторов. Он отстаи­ вал положение о преходящем характере частной собственности. Возникновение классов связывал не с появлением государства, а с ростом плотности населения и разделением труда. Содержа­ ние прогресса М. М. Ковалевский отождествляет с расширением сферы солидарности как нормы общественной жизни, классо­ вую борьбу считал отклонением от нормы. Революцию призна­ вал как способ движения вперед, но полагал ее «противоестест­венной формой», результатом ошибок правительства.

Заслугой П. А. Сорокина — представителя русской и одно­ временно западной социологии — является выдвижение и ар­ гументация ряда важных идей в социологии: о понятийном ап­парате социологии (социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции); социальной стратификации и социальной мобильности; о спо­ собах познания; о системе социологии; о конвергенции в обще­ ственном развитии и др.

Яркими представителями субъективной школы в России были П. Л. Лавров (1823-1900), Н. М. Михайловский (1842-1904) и Н. И. Кареев (1850-1931). Согласно субъективной социологии, личность, а не группа, класс есть единственная реальная дви­ жущая сила общества. Объективные факторы истории (тради­ ции, материальные потребности людей, социальные институты и т. д.) учитывались представителями субъективной школы, но рассматривались лишь как материал для переработки в руках творческой «критической личности».

Первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. в целом характеризовалось продолжением традиций российс­ кой социологии XIX — начала XX в. Однако все большее место начинала играть марксистская интерпретация социологии.

После Октября 1917 г. на определенное время интерес к со­ циологии заметно вырос. Начался процесс ее институализации, т. е. официального признания социологии как науки. Была введе­ на научная степень по социологии. В Петроградском и Ярослав­ском университетах созданы кафедры социологии. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М. М. Ковалевского. В Петроградском университете в 1920 г. был открыт первый в стране факультет общественных наук с социо­ логическим отделением, которое возглавил П. А. Сорокин.

После революции и в 20-е гг. была издана обширная соци­ ологическая литература преимущественно теоретического ха­ рактера.

Укажем на наиболее важные работы того периода. Это мо­ нографии В. М. Хвостова «Основы социологии. О закономернос­ тях общественных процессов» (1919 г.), Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма: Популярный учебник марксист­ ской социологии» (1921 г.), П. А. Сорокина «Основы социоло­гии» (1922 г.), Е. А. Энгеля «Очерки материалистической соци­ологии» (1923 г.), Л. С. Садынского «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.), 3. Е. Чернякова «Социология в наши дни» (1926 г.), Н. Андреева «К вопросу о по­ нимании закономерностей в истории: Социологический этюд» (1926 г.), С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи: Опыт вве-

Источники:
  • http://studopedia.su/9_73494_priroda-patologii-kak-sotsialnoe-yavlenie-po-e-dyurkgeymu.html
  • http://studfiles.net/preview/3859613/page:3/
  • http://lektsii.org/6-100402.html
  • http://dekane.ru/sotsiologiya-test-2/
  • http://sl-lad.narod.ru/materialy/testirovanie1.htm