Меню Рубрики

Смысл жизни с точки зрения аристотеля

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!

Читайте также:  Как это носит линзы от зрения

Наивно предполагать, что поиском смысла жизни люди задались только сейчас. Что только наш техногенный и информационный мир настолько стал умным ,чтоб размышлять о цели жизни.

Цель жизни, согласно Аристотелю

Еще более 2 000 лет назад к интересному выводу пришел древнегреческий мыслитель Аристотель. Он сказал, что окончательная цель человеческой жизни состоит в том, чтоб быть счастливым. Что правильный вопрос для каждого человека, согласно выше высказанной идеи, будет: «Как жить, чтоб быть счастливым?»

Ответив на него, найдем свои цели! Просто, не так ли?

Вместо того, чтоб читать тонну литературы о некому не нужных рассуждениях «о смысле жизни и для чего я живу…», задайтесь вопросом: Как быть счастливым? Как мне стать счастливым? Что для этого нужно? Что для этого мне нужно сделать?….

Ответы – и будут жизненными целями!

Эволюция Аристотелевской мысли о цели жизни

Что такое счастье? Это личное приятное, наполненное положительными эмоциями, состояние человека.

Счастье к вам может прийти двумя путями: вас сделают счастливым человеком, или вы станете счастливым человеком.

Большинство людей выбирают пассивный вариант, т.е. мы ждем, когда кто-то или что-то сделает нас счастливыми (президент, супруг, соседи, или..). Прилетит волшебник на вертолете, неожиданно получим чек на внушительную сумму, кто-то оставит завещание случайно упомянув наше имя и свой особнячок с ним, или откроется дверь в параллельный мир, в котором у нас уже все будет для счастья….

Вы сказочник или реалист?

Проблема в том: в отношении счастья мы почему-то занимаем выжидательную и пассивную позицию. Мы ждем его, год, два, три…. всю жизнь…

Чем спорить с таким положением вещей, проще перефразировать великого мыслителя древности.

Цель жизни – чтоб быть Успешным в жизни!

Спросите себя сами: Как стать успешным в жизни? Или, что мне сделать, чтоб быть успешным?

(Ведь, однозначно, Успех предполагает активное отношение к самой жизни.)

Ответив на вопрос выше – вы и получите свои жизненные цели…

эссе В чем смысл жизни?

Смысл жизни как философская категория. Актуальность проблемы смысла жизни в философии различных эпох, периодов, формаций. Смысл жизни по мнению Аристотеля, Эпикура, Диогена. Место смысла жизни в философии Средневековья, Нового времени, Возрождения.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 26.03.2016
Размер файла 20,8 K

Подобные документы

Сущность проблемы смыслы жизни. Мнение древнегреческого философа Аристотеля. Место смысла жизни в философии Средневековья. Познание с помощью разума. Нравственность, сочетаемая с истинным познанием. Нигилистское определение смысла жизни Ф. Ницше.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 08.09.2011

Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации — в XX веке.

реферат [38,2 K], добавлен 18.06.2013

Изучение истории поисков смысла жизни. Эволюция формулы смысла жизни античного и средневекового человека, во времена Возрождения и Просвещения. Смысл и бессмысленность, самоочевидность истинного бытия. Основные положения сократовской формулы смысла жизни.

реферат [35,7 K], добавлен 10.11.2010

Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

реферат [26,8 K], добавлен 09.02.2013

Поиск смысла жизни как проблема и жизни личности, и практической философии. Особый интерес поиска смысла жизни у молодежи с учетом особенностей реальной современности. Значение политических манипуляций для потери духовного стремления и личностных поисков.

эссе [12,0 K], добавлен 26.10.2014

Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.

реферат [24,8 K], добавлен 23.01.2009

Теоретический анализ философской интерпретации проблемы смысла и конечной цели мироздания. Смысл и бессмысленность в трудах Камю (абсурд Камю). Проблема смысла жизни по Фрейду и по Франклу. Отличительные черты пессимистических взглядов на смысл жизни.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 30.11.2010

Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания. «Идеальные типы» философского самовосприятия человека. Судьба и поиски смысла жизни. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации. Судьба и жизненный путь. Истина и ценность в античной философии.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 16.09.2010

Цель и смысл индивидуальной жизни личности, ее связь с социальными идеями и действиями, определяющими ответственность на Земле. Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения, картины мира. Смысл жизни по З. Фрейду; экзистенциальный невроз.

реферат [27,5 K], добавлен 14.04.2014

Общая характеристика философских идей относительно смысла жизни. Знакомство с идеологией брахманизма. Рассмотрение принципов индивидуальной этики Сенеки. Особенности формирования философии Нового времени под влиянием развития капиталистических отношений.

Заключение ЖИЗНЬ И СМЫСЛ

Если задаться вопросом о том, каким должно быть заключение книги о творчестве такого мыслителя, как Аристотель, а именно итог всего предложенного нами выше изложения, то может возникнуть лишь один последний вопрос — о соотношении философии Аристотеля и его реальной жизненной судьбы или о соотношении жизни Аристотеля и ее смысла.

Искания смысла жизни

В Древней Греции, кажется, не было мыслителя большего энциклопедического размаха, чем Аристотель. Это был человек, который везде и всюду искал прежде всего смысл действительности и который формулировал смысл находимых им вещей в более обширных и более глубоких размерах. Если взять одну биологию, то в своих зоологических трактатах Аристотель устанавливает и характеризует более четырехсот видов животных. Если взять его общественно-политические сочинения, то, оказывается, он характеризовал 158 разных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата «Метафизика» специально посвящена философской терминологии, и каждый термин выступает у него в двух-трех, а то и пяти или шести смыслах. Вся жизнь этого человека состояла в бесконечном установлении того или иного смысла окружавших его предметов.

Искание смысла жизни уже на восемнадцатом году привело его не куда-нибудь, но в самую развитую, самую богатую и в те времена самую возвышенную философскую школу того времени — а именно в Академию Платона. В Академии Аристотель овладел философией Платона, но и здесь оставался менее всего пассивным. Он весьма скоро стал относиться к этой философии вполне критически, учитывая как все ее достижения, так и недостатки.

Небывалый размах и расцвет философской мысли Аристотеля всегда соединялся у него с весьма активной политической деятельностью. Как истый грек, он был бесконечно предан своим патриотическим интересам и всеми силами своей гениальной души хотел сохранить Грецию именно периода ее классики. Но уже тут Аристотелю пришлось столкнуться с весьма суровой судьбой греческого классического полиса, быстро шедшего к своей неминуемой гибели.

И здесь он не только не был пассивным созерцателем, но весьма активно хотел восстановить свободу независимых друг от друга греческих полисов под властью гуманно настроенных македонских царей. Это ему решительно не удалось, потому что македонские цари оказались не гуманистами, но деспотами, желавшими не свободно расцветающей демократической Греции, но ее раболепного подчинения всем капризам жесточайшего завоевателя.

Однако, убедившись в полной непригодности для этой роли македонского владычества, которому он принципиально сочувствовал и в гуманность которого он долгое время верил, Аристотель все же не остался в стороне. Нельзя закрывать глаза на то, что он задумывал, может быть, даже отравить Александра Македонского, который из философствующего монарха и почтительного ученика очень скоро превратился в кровавого завоевателя и тирана. Смерть Александра, однако, не отодвинула в небытие самые насущные проблемы.

Что было делать дальше? Оставалось примкнуть к тем греческим патриотам, которые все время боролись против Филиппа и Александра, и вместе с ними выступить на защиту древних идеалов. Но и тут Аристотелю пришлось столкнуться с весьма суровой общественно-политической действительностью. Постоянные искания смысла жизни заставили его разувериться в преклонении перед перспективами македонского владычества. Но та же самая суровая действительность разуверила Аристотеля и в подлинном историческом предназначении греческого полиса для постоянного, благородного и разумно-прогрессивного существования. Греческие патриоты для просвещенно настроенного Аристотеля были никуда не годными консерваторами, которые не только плохо разбирались в своей исторической судьбе, но которые к тому же еще и не понимали, что уже пробил час, свидетельствующий о наступлении для них неминуемого конца. Да и эти греческие патриоты тоже видели в Аристотеле лишь своего врага и уже готовы были с ним расправиться не хуже того, как расправились они со своим чересчур умным для них Сократом. Но Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться уже некуда, он, как можно предполагать, принял яд и тем самым избежал необходимости решать неразрешимые вопросы.

Так кончились искания смысла жизни у Аристотеля. И все эти искания с начала и до конца свидетельствовали о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть оставалась актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

Теория и практика жизни

Очень жаль, что популярное представление об Аристотеле ограничивается только теорией и почти совсем не затрагивает его биографии. Если подробно изучить биографию Аристотеля, можно только удивляться, как последовательно и естественно совпадали у Аристотеля его философская теория и жизненная практика. Ведь, как мы знаем, он в своей философской теории тоже учил о четырехпринципной структуре живой души или, если сказать короче, об ее двухпринципной структуре, то есть о конечном тождестве эйдоса вещи и ее материи. Что бы ни случилось с вещью, то есть каков бы ни был ее материальный рисунок, — все это обязательно имеет свой смысл и основывается на самом эйдосе вещи. И от этого совпадения эйдоса вещи с ее материей богатеет не только материя, которая без эйдоса была бы просто пустой возможностью, а не действительностью, но богатеет и сам эйдос, который без своей материи, то есть без своего фактического осуществления, тоже оказался бы лишь пустой возможностью.

Жизнь трагична. Но эту трагедию жизни может понимать только тот, кто в глубине этой трагедии видит уже не трагическую, но чисто эйдетическую, или идеальную, действительность. Судьба героев в греческой трагедии как раз свидетельствует о наличии высших основ жизни, которые только и способны осмыслить трагическую судьбу действительности. И Аристотель доказал это как в своей философской теории, так и в своей практической жизни и деятельности.

Не решенный, но самый главный вопрос

Читатель, который внимательно ознакомился с книгой, вправе задать себе вопрос: неужели такое соотношение теории и практики, которые мы находим у Аристотеля, нужно считать единственным или наилучшим? На подобного рода вопрос авторы настоящей книги категорически могут дать только один ответ: пример Аристотеля отнюдь не единственно возможный для нас пример, и этот пример совмещения теории и практики не является также для нас наилучшим. Но как же именно, в таком случае, надо совмещать теорию и практику, то есть, другими словами, как же иначе можно и нужно искать смысл жизни и как нужно жить и мыслить в условиях противоречивой действительности, особенно когда эти противоречия оказываются безвыходными?

На это мы можем сказать только то, что решительная, мужественная и искренняя постановка этого вопроса, если она действительно возникла у читателя, — это и есть задача написанной нами книги. Если этот вопрос перед читателем встал всерьез, значит, цель книги достигнута. Аристотель для нас является бескомпромиссным и мужественным ответом на вопрос о смысле жизни. Но ясно, что при всей глубочайшей поучительности его примера мы должны идти своим собственным путем. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Так же можем сказать и мы. Аристотель нам друг, но истина для нас дороже. А вот какое решение избрать на путях искания истины и на путях преодоления противоречий жизни, особенно безвыходных, это каждый из нас может придумать только сам и может выстрадать лишь самолично.

Древнегреческие философы о смысле жизни и этике (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Тульский государственный университет

Факультет экономики и права

Читайте также:  С физиологической точки зрения слово является

Кафедра «Финансы и менеджмент»

по курсу: «Этика и культура управления»

«Древнегреческие философы о смысле жизни и этике»

Выполнил: Дурманов В. А.

Руководитель: Булавкина О. В.

Термин «этика» — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в да­лекие времена местопребывание— человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово при­обретает новый смысл– философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем для обозначения «практической философии», поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Хотя центральной частью этики у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие т. н. «вечные вопросы» этики: о природе и источнике морали и добродетели, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.

Этика Аристотеля телеологична – она исходит из принципа, что в человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели и высшему благу как конечной цели. Поэтому основной вопрос этики – вопрос о смысле и цели жизни – Аристотель решает евдемонистически, т. е. в том смысле, что счастье как цель стремлений человека является для него высшим благом.

Из всего многообразия сохранившихся сочинений великого древнегреческого мыслителя Аристотеля проблеме этики посвящены три: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика», которые во многом пересекаются друг с другом, последняя же представляет собой своего рода краткое изложение двух первых. Помимо этого, некоторые этические аспекты рассматриваются Аристотелем в «Политике», «Метафизике» и в трактате «О душе».

В «Метафизике» Аристотель выдвигает концепцию, согласно которой взаимоотношение души и тела аналогично отношению формы и материи; душа является энтелехией («осуществлением» цели) тела, т. е. органического существа, предназначенного для жизни; душа же придает смысл и цель жизни.

Таким образом, психология Аристотеля служит основой его этики, изучающей индивидуальное поведение человека, а в значительной степени и его политики, являющейся по преимуществу социально-политической этикой, то есть областью знания, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, в особенности вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

В «Никомаховой этике» Стагирит пишет: «Итак, поскольку нынешние наши занятия не ставят себе, как другие, цель только созерцания (мы ведь проводим исследование не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку), постольку необходимо внимательно рассмотреть то, что относится к поступкам, а именно как следует поступать». В «Политике» же Аристотель проводит следующую мысль: «Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага… больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение называется государством или общением политическим».

Таким образом, этика Аристотеля занимает среднее положение между его психологией и политикой.

Не будь диалогов Платона, мы бы не получили (возможно) практически ни одного сочинения Аристотеля, поскольку работы учителя в данном случае – это очень значимый и весьма действенный стимул для развития собственной концепции ученика, разработанного, правда, на основе идей Платона, в некоторых случаях дополняющие их, но в большинстве своем носящие критический характер. Этические произведения Аристотеля здесь также не являются исключением.

Какие именно представления и утверждения Платона критикует Аристотель? Отделив идеальное от материального, Платон создал теорию самостоятельного существования мира идеи «блага самого по себе», служащей источником других благ, таких как почет, богатство и т. п. Между тем, по Аристотелю, за исключением области чистого мышления и самого божества, идеальное не существует и не может существовать помимо материального. Стало быть, блага самого по себе нет, т. е. невозможно объективное существование идеи блага как такового, поскольку оно определяется в категориях сути, качества и отношения, а между тем существующее само по себе, т. е. сущность, по природе первичнее отношения – последнее походит на отросток, на вторичное свойство сущего, а значит, общая идея для всего этого невозможна.

Аристотель, как и Платон, усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, т. е. в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, сознания и осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа, наивысшей формой жизнедеятельности которого является познание, философствование, словом, созерцательная жизнь. Однако в других случаях взгляды Платона и Аристотеля во многом расходятся.

Исходя из представления о единстве тела и души, Аристотель считал чувственные влечения и страсти свойствами души, ее неразумной части. В соответствии с этим в господстве разума над чувственными влечениями он видел в отличие от Платона не средство избавления от мира, а необходимое условие для правильного выбора человеком своего назначения, а также целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека, достижение им высшего блага и свободы, происходит, по Стагириту, через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.

В вопросе о свободе воли Аристотель следует традиционному представлению о том, что несвободным является лишь то существо, которое находится во власти насилия и неведения. Для Стагирита всякое действие человека является свободным, причем и в случае, когда он, человек, действовал под влиянием страсти. С этих позиций Аристотель подвергал критике известный тезис Сократа «Никто не делает зла по своей воле». По словам Аристотеля, если следовать этому тезису, то человек не властен над собой и потому не несет ответственности за свои поступки. Из рассуждений Аристотеля вытекает, что человек способен обладать положительными нравственными представлениями и потому ответственен за совершенные им действия. Однако Аристотель при этом делает многозначительную оговорку: если каждый человек в каком-то смысле виновник собственного характера, то в каком-то отношении он сам виновник и того, что ему кажется. Следовательно, человек не всецело властен в своих нравственных представлениях, поскольку многое здесь зависит от обучения, сложившихся привычек, а также от природы людей и врожденных задатков.

Аристотель подвергает критике Сократа за стремление рационализировать нравственность, за недооценку воли и влияния особенностей характера на поведение личности. По убеждению Стагирита, познание природы нравственности, установление того, что есть добро и что зло, не обязательно сопровождается желанием поступать хорошо. Для обретения добродетели требуется еще моральная устойчивость, нравственная принципиальность, так сказать, эмоционально-волевая убежденность. Следовательно, кто живет по страсти, не станет слушать рассуждения, которые отвращают его от страсти, а если и станет, не сообразит, что к чему. Таким образом, необходимо, чтобы заранее в наличии был нрав, как бы подходящий для добродетели, любящий прекрасное и отвергающий постыдное.

Далее Аристотель приходит к выводу о практической бесполезности платоновской идеи блага самого по себе, поскольку она нереальна и недоступна человеку, между тем как реальное благо – это благо, достижимое человеком, т. е. осуществленное в его действиях и поступках.

Необходимо отметить, что различие между этическими и др. учениями Аристотеля и Платона состоит не в том, что их взгляды противоречат друг другу, но в том, что их представления находятся в разных плоскостях или даже измерениях: в отличие от «религиозно-мечтательного» Платона Аристотель обладал сугубо научным складом ума. Применительно к нашей теме данное различие можно описать посредством следующего примера: там, где Платон рассуждает о благе, добродетели и т. п. «человека вообще», Аристотель размышляет о тех же этических категориях, но касающихся конкретного, т. е. каждого отдельно взятого человека. Но этих двух крупнейших представителей античной мысли разделяет и другое, а именно – применяемые методы исследования, которые у Платона носят диалоговый (диалектический) характер с использованием майевтики Сократа. Систематизация категорий этики у Аристотеля, в отличие от указанного метода Сократа, с одной стороны, поражает своей методичностью, но, с другой стороны, порой утомляет своим чрезмерным педантизмом.

Смыслы жизни, в чем они заключаются

Многих людей интересует вопрос: в чем смысл жизни. Отвечая на этот вопрос, нужно руководствоваться несколькими точками зрения и знаниями разных наук, так как каждый понимает этот термин по-своему. Ведь существуют и такие люди, которые не видят своего предназначения в жизни.

Этой проблемой обеспокоены не только простые люди, но и писатели, философы, религиозные мыслители, художники, поэты и другие великие люди. И кто-то этому изучению посвятил даже всю свою жизнь. Но до сих пор не удается точно ответить на вопросы: что такое смысл жизни и в чем он заключается.

Насущный вопрос о смысле жизни человечества

В чем заключается смысл жизни? Наверное, точного ответа на вопрос найти не удастся, так как каждый человек видит мир со своей точки зрения и размышляет согласно своим взглядам и предпочтениям. Чтобы ответить на столь сложный вопрос, в первую очередь, нужно понять свою цель в этой жизни.

Смысл жизни человека будет меняться на продолжении всего жизненного пути, так как перед ним постоянно будут стоять разные цели и задачи. В основном они связаны с уровнем проживания и возрастом индивида.

Например, когда человек становится совершеннолетним, его целью является заработать как можно больше денег , чтобы встать на ноги и завести семью и прокормить всех ее членов. Но когда к сорока годам у него уже все это есть, его преследует новая «миссия» – это поставить на ноги и обеспечить своих детей. К шестидесяти же годам многие люди заботятся о своей второй половинке, сохраняют свое здоровье и живут в свое удовольствие.

Можно ли жить без цели в жизни

Некоторые люди не понимают в чем смысл жизни и поэтому живут, не имея его. Но такие индивиды лишены внутренних мотиваций и вряд ли им чего-то удастся добиться в своей жизни. Ведь, если человек не ставит перед собой целей, ему сложно стремиться к идеальной жизни. Если человек не понимает, в чем заключается смысл его жизни, он становится слабым и ему очень сложно чего-то добиться и достичь.

Если человек не понимает, в чем заключается его смысл жизни, то им очень просто управлять и принимать за него решения, так как зачастую такие люди не имеют собственного мнения. В результате страдает индивидуальность, и он перестает проявляться как личность.

Как утверждают психологи, те люди, которые не видят предназначения своей жизни, часто спиваются, становятся депрессивными или заканчивают жизнь суицидами. Чтобы этого не произошло с вами, нужно в своей жизни строить цели, планы и понимать для чего вы живете на земле.

Предназначение человека с философской точки зрения

Наверное, философия – это первая наука, которая изучает, что же такое смысл жизни. Но и тут есть свои споры, так как у каждого философа своя точка зрения, которую он готов отстаивать.

Философы постоянно стремятся к каким-то идеалам и создают собственные модели поведения. Самыми популярными постулатами о смысле жизни человека можно назвать следующие:

1. В античной философии существовали следующие мысли:

  • Аристотель видел смысл жизни человека в получении счастливых эмоций;
  • Эпикур считал смыслом человеческой жизни получение удовольствия;
  • Диоген видел в жизни смысл лишь тогда, когда речь шла о душевном покое.

2. В философии Средневековья на размышления что такое смысл человеческой жизни, отвечали так: это изучение жизни потомков и следование их примерам.

3. А философы двадцатого века смысл жизни человека видели в ином. И тут тоже имеются разногласия:

  • иррационалисты считали, что смысл человеческой жизни кроется в борьбе со смертью и страданиями;
  • экзистенциалы утверждали, что смысл жизни человека зависит лишь от него самого;
  • а позитивисты не считают это как таковой проблемой.

Цели в жизни человека с религиозной точки зрения

О какой бы эпохе времени человек ни заговорил, всегда люди пытались понять свое предназначение и определить в чем состоит смысл жизни человека. Немало этой проблеме посвятила и религия. Можно с уверенностью говорить, что у людей, живших сто лет назад, и у тех, которые проживают сегодня, совершенно разные цели, так как мир не стоит на месте и постоянно изменяется. Те обычаи, традиции и устои, которые были модными много лет назад, сегодня вряд ли по достоинству оценит современная молодежь.

Если говорить о религии, то больше всего вопросом о смысле жизни человека обеспокоено христианство. Если рассматривать эту тему на религиозном уровне, то нельзя не говорить о таких понятиях и определениях, как Бог, Иисус, грехопадение, спасение души. Этой проблемой обеспокоены многие люди и данная тенденция будет наблюдаться еще несколько лет.

Читайте также:  Общество с точки зрения исторического значения

«Духовная элита» смысла жизни

Чтобы понять, в чем состоит смысл жизни человека на земле, нужно рассмотреть еще одну точку зрения, которая именуется духовной элитой. Смыслом этой элиты можно назвать то, что люди должны сберегать все, что их окружает и привлекать человечество ко всему духовному и культурному. Например, Ницце говорил, что смысл человеческой жизни, заключается в том, что необходимо рождать гениев, тем самым повышая культуру своей страны и продолжая свой род.
Об этом же говорил и Ясперс, который считал, что люди должны быть примером друг для друга. Смысл человеческой жизни, по его мнению, заключался еще и в том, чтобы избавить мир от сиротства, делая доброе дело для детей. И все дети должны расти в полноценных семьях.

Гедонизм и предназначение человека

Гедонизм также изучает, в чем смысл жизни человека. И его ответы на этот вопрос не сильно отличаются от других наук. Основателями этого течения можно назвать Аристиппа и Эпикура, которые утверждали, что в жизни человек должен испытывать только положительные эмоции, а если происходит что-то негативное, то это плохо сказывается на жизни целиком.

Также они утверждали, что все живое на земле тянется к тому, чтобы получать удовольствие и брать все от жизни. Иными словами, их теория заключается в создании прекрасного на земле.

Но существовало много возражений согласно этому течению. Как говорят ученые, гедонисты видят смысл жизни человека лишь в стремлении к счастью и больше ни в чем другом. В какой-то мере это определение верно.
Но с другой стороны, как показывает практика, человек, который совершает поступок, не всегда думает хороший он или плохой. Ведь чаще всего сначала человек что-то делает, а только потом думает о содеянном и неважно плохой или хороший поступок он совершил. Порой люди даже специально делают такие дела, которые связаны с мучениями, страданиями и даже смертностью – чтобы наказать друг друга.

Стоит понимать, что каждый человек индивидуален, и то, что одному кажется положительным явлением, для другого может принести много горя и разочарований.

Кант же определение гедонизма считал условным. И на вопрос, в чем смысл жизни человека, он отвечал по-разному. Кант, считал, что предназначение человека заключается в стремлении вырабатывать в себе добрую волю. Только таким способом можно добиться совершенства.

О смысле жизни человека согласно унитаризму

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, изучался и теорией унитаризма. Главными представителями этой теории можно назвать философов Милля и Бентамома. Бентамом видел смысл жизни человека в прекрасном и в получении удовольствия от нее. Но он понимал, что человек может стать счастливым и получить удовольствие, только если он избегает все мучения и страдания, а этого добиться очень сложно. По его мнению, можно было с помощью математической формулы высчитать то, насколько человек счастлив или, наоборот, недоволен.
Как утверждал Милль, смысл жизни человека заключается в счастье. Но как он говорил, что для счастья человека испытывать положительные эмоции должен не только он, но и все люди, которые его окружают.

Рассуждения Л. Н. Толстого о предназначении человека

Л. Н. Толстой в своих произведениях часто затрагивал вопрос: в чем смысл жизни человека. И голова писателя была полностью наполнена его решением. После долгих раздумий Толстой понял, что предназначение человеческой жизни заключается в самосовершенствовании личности. Как утверждала писатель, чтобы жить правильно и честно, нужно постоянно бороться как с собой, так и с окружающим миром.

К сведению Л. Н. Толстой, это не только потрясающий и талантливый писатель, он еще и выдающийся философ. Ему принадлежат многие цитаты и крылатые выражения. Он считал, что перед тем как понять – в чем смысл жизни, нужно понять, что такое жизнь. Именно это определение он трактовал в своих произведениях. Но больше всего страниц изучению этого вопроса он посвятил в своем романе-эпопеи «Война и мир». Именно прочитав его, многие люди начинают задумываться и понимать, что такое жизнь на самом деле.

Что говорит литература о предназначении человечества

Роль литературы в жизни человека сложно не оценить, ведь книги смогли воспитать не одно поколение, по ним учатся многие люди, ищут в них свои идеалы и обретают любимых героев. Но к сожалению, в последнее время люди очень редко вспоминают о книгах. А ведь благодаря им можно прожить настоящие эмоции и прочувствовать на себе судьбу героев.

Во многих произведениях присутствуют размышления о предназначении человечества. Как показывает статистика, больше всего писатели сходятся во мнении о том, что цель человеческого предназначения заключается в вечном. Как утверждает Экклезиастат, смысл жизни человека состоит в чем-то бессмысленном и постоянной спешке куда-то. Он говорит что любовь, взаимопонимание и счастье не имеют никакого отношения к этому рассуждению.

Ответ на этот вопрос люди ищут как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень часто писатели в своих произведениях показывают, что на самом деле является целью человека, а не только одни предположения. При этом произведения заканчиваются на горькой ноте, но как бы это ни было печально, именно там мы можем наблюдать за тем, как на самом деле живут люди.
Ведь часто, когда человек ищет предназначение своей жизни, это заканчивается для него трагично. Порой, пытаясь добиться правды, человеку приходится сталкиваться с жестокой несправедливостью и тем самым страдать.

Предназначение жизни с точки зрения психологии

Фромм считал, что без целей в жизни жить не получится, так как человеку не к чему будет стремиться и нечего будет добиваться. Ведь жизнь, наполненная целями и мечтами, интересна и увлекательна.

Как утверждал А. Адлер, предназначение человеческой жизни заключается в развитии его души. Ведь у любого человека есть какой-то идеал, к которому он стремится и хочет быть похожим на него. Конечно, этот идеал представляет собой что-то хорошее и позитивное. Поэтому добившись своей цели, человек сможет увидеть в чем поистине настоящее предназначение его жизни, и для чего он нужен обществу и миру.

Если человек не умеет ставить перед собой цели, то его жизнь не имеет никакого смысла.

Но Адлер придерживался того, что все смыслы жизни можно разделить на несколько групп, которые будут подходить не всем, так как все люди индивидуальны. И у каждого человека своя цель, которая наполнит его жизнь смыслом.

Американский социолог К. Роджерс говорит, что предназначение и смысл жизни человека может зависеть только от его индивидуальных особенностей. Об этом он написал даже целую книгу, которая стала популярной. Ведь люди живут в постоянно изменяющемся мире, в котором происходят как грустные, так и счастливые моменты. И свою «миссию» в жизни может определить только сам индивид и только конкретно для себя, исходя из своих целей, образа жизни и прочих составляющих.

Так какой смысл жизни у человека? Как было описано выше, у каждого в этом мире свои цели в жизни, а значит и свое предназначение. Не стоит забывать об индивидуальности каждой личности, от которой многое зависит: и цели, и предпочтения, и взгляды.

В чем смысл жизни человека или зачем мы приходим на землю

Вопрос о смысле жизни сопровождает человечество на протяжении всего периода его существования. Впрочем, нет, пожалуй, не всего. Во всяком случае, первобытных обитателей пещер эта проблема вряд ли могла интересовать. Для того чтобы вечный вопрос появился в умах, нужен был уже определенный материальный и культурный уровень развития общества.

Церковь, наука, искусство на протяжении веков пытались объяснить, в чем смысл жизни. Но никто не смог сделать это убедительно и немногословно. Может быть, у каждого он свой?

Великие умы о смысле жизни

Давайте выясним, что говорили по этому поводу великие умы.

Этот древнегреческий философ, всю жизнь проживший в Афинах, смысл жизни усматривал не в том, чтобы добиваться материальных благ (сам он, кстати, был беден), а в том, чтобы быть добродетельным, совершенствоваться и жить, соблюдая этические правила. Стремиться к мудрости и совершать добрые поступки – высшее благо и цель человеческого существования.

Аристотель

Смысл жизни, согласно древнегреческому философу Аристотелю, состоит в том, чтобы стремиться к счастью, то есть осуществить свою сущность. Наверное, он имел в виду –воплотить свое призвание, проявить свой талант. И еще Аристотель полагал, что цель жизни – служить другим, делать добро.

По убеждению древнегреческого философа Эпикура, цель жизни – в стремлении к удовольствию. Однако при этом он имел в виду не чувственное наслаждение, а отсутствие физической боли, душевных страданий, страха смерти. Эпикур проповедовал созерцательное отношение к жизни, отстраненность от общества и государства.

Киники (Антисфен, Диоген)

Для Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы киников, а также его последователей, смысл жизни в стремлении к духовной свободе, к добродетели, которую они понимали как умение довольствоваться малым и избегать зла. Киники отвергали устои рабовладельческого общества, презирали материальные ценности и проповедовали аскетизм. Согласно их мировоззрению, человек не с состоянии изменить внешний мир, значит, нужно удалиться от него и сосредоточиться на внутреннем.

Последователи философской школы, созданной афинским мыслителем Зеноном Китийским, проповедовали жизнь в согласии с природой и мировым разумом. В этом они видели смысл человеческого существования. Стоики верили в судьбу и предначертанность всего совершающегося в мире, однако при этом считали человека ответственным за свои поступки, призывали к сдержанности и мужественному отношению к превратностям судьбы.

Китайский философ Мо Ди, создатель философского течения, и его последователи первыми в Китае заговорили о смысле жизни. По их мнению, он состоял в достижении равенства между людьми. Одновременно декларировался отказ от богатства и удовольствий. Такое мировоззрение служило обещанием такого же равенства в загробной жизни.

Средневековая Европа и Индия

Европейцы и индийцы близки в своем понимании смысла жизни. По их представлениям, человек рожден для того, чтобы почитать предков, следовать религиозным идеалам и повторять судьбу своего рода.

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ-иррационалист полагал, что, стремясь понять смысл жизни, человек создает религии и философию. Наш мир Шопенгауэр считал худшим из миров.

Экзистенциализм

Жан-Поль Сартр считал, что смысл своей жизни придает сам человек. А Кьеркегор воспринимал жизнь как полный абсурд и задачу человека видел в создании собственных ценностей, которые бы противостояли этому тотальному абсурду.

Выдающийся немецкий мыслитель-нигилист Фридрих Ницше говорил, что христианство лишает смысла земную человеческую жизнь, концентрируясь за загробной. Между тем, смысл жизни в подготовке Земли к появлению сверхчеловека.

Позитивизм

Ярчайший представитель этого философского течения Людвиг Витгенштей изначально считал некорректной подобную постановку вопроса и, соответственно, неправильным и неадекватным любой из вариантов ответа на него.

Прагматизм

Уильям Джеймс считал, что смысл жизни нужно не искать, а создавать.

Социальная психология

Альфред Адлер, Карл Роджерс, Виктор Франкл утверждали, что смысл жизни глубоко индивидуален, то есть у каждого человека он свой. Стремление определить смысл существования присуще абсолютно всем людям, к тому же это двигатель их развития. Согласно новейшим исследованиям, человек, который живет осмысленно, здоровее психически и меньше подвержен старческому слабоумию, нежели тот, кто смыслом жизни считает получение наслаждения.

Что говорят о смысле жизни мировые религии

В рамках иудейской философии существуют три варианта ответа на наш вопрос. Первый – смысл жизни в познании Бога; второй – в любви к Богу; третий – в соблюдении Божьих заповедей. Предназначение еврейского народа – на собственном примере доказать всему миру, что предназначение человечества – служение единому Богу. Смысл человеческой жизни четко указан в Торе: жить в соответствии с предписаниями и запретами Торы.

Христианство

Согласно православию, поскольку человек сотворен по образу и подобию Бога и посему обладает разумом, свободной волей и бессмертной душой, то и смысл его жизни заключается в уподоблении Господу, в познании Его и будущей блаженной жизни с Ним.

Поклонение Всевышнему – смысл жизни мусульманина. Человек ответствен за свои поступки, но Аллах всемилостив.

Цель жизни – в спасении и достижении высшего блаженства. Но путь к нему разные школы индуизма трактуют по-разному. Это молитва, бескорыстные дела, духовные упражнения, познание истины, отказ от наслаждений.

Смысл жизни в прекращении страдания. Поскольку источник страданий – желания, то необходимо достичь состояния нирваны, когда полностью отсутствуют желания, а значит, и страдания.

Конфуцианство

Цель жизни – создание совершенного общества, когда воплотится в реальность гармония между людьми и Небом. Достичь этого можно путем самосовершенствования.

Познание Дао, следование ему и слияние с ним – вот в чем смысл жизни. А помогут в этом человеку любовь, смирение и умеренность.

Похоже, внятного ответа на сакраментальный вопрос о смысле жизни просто не существует. Сколько философских и религиозных течений, столько и вариантов определения. Мне же больше всего импонирует вот этот: делай что должно, и будь что будет.

Источники:
  • http://www.iaim.ru/cel-po-aristotelyu/
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/d00663508.html
  • http://biography.wikireading.ru/278745
  • http://mirznanii.com/a/233289/drevnegrecheskie-filosofy-o-smysle-zhizni-i-etike
  • http://headlife.ru/smysl-zhizni/
  • http://bbf.ru/magazine/26/6218/