Меню Рубрики

Общество с точки зрения исторического значения

Некоторые слова настолько прочно осели в нашем сознании, глубоко вошли в нашу жизнь, что чаще всего мы даже не отдаем себе отчета в том, как именно их используем. В качестве примера можно привести такие слова, как «школа», «аудитория» или «история». Между тем первые два были некогда заимствованы из латинского языка, а значение и происхождение последнего мы рассмотрим в данной статье.

Несмотря на, казалось бы, простоту и очевидность смысла, определение слова «история», его значение и этимология до сих пор вызывают споры среди ведущих лингвистов всего мира. Все они указывают на происхождение интересующего нас термина из греческого языка (historia), однако понимание исходного смысла существенно разнится.

Невероятные точки зрения

Значение слова «история», как уже говорилось ранее, определяется лингвистами, культурологами и философами до сих пор. При этом, наряду с вполне логичными и обоснованными толкованиями, имеют место и совершенно особенные взгляды на смысл термина.

Наиболее интересны в этом случае точки зрения религиозных мыслителей. Одни, к примеру, руководствуясь фонетическим принципом, определяют значение слова «история» путем деления его на так называемые «звуковые» слоги. При этом любой, имеющий воображение легко может заметить в термине целое предложение «из-Торы-я». Такая тяготеющая к иудаизму трактовка, тем не менее, сохраняет одну из основных позиций и по сей день.

С другой стороны, приверженцы православия толкуют значение слова «история» несколько иным образом. В своем разъяснении они обращаются к морфологическому анализу, выделяя при этом в качестве семантического ядра корень «старь». Апеллируя к этому, исследователи, отстаивающие данную точку зрения, настаивают о первичности древнесловенского слова, которое было заимствовано впоследствии греческим языком.

Значение же самого слова-основы толковалась в данном случае как утвержденная божественным началом мысль, озвученная посредством человека.

Если обратиться к толковым словарям

Значение слова «история» в наиболее известных источниках определяется по-разному. Только в толковом словаре Т. Ф. Ефремова дается 8 различных толкований интересующего нас термина.

Чаще всего в статьях приводится следующее определение слова «история»: под этой лексемой принято понимать целый научный комплекс, направленный на изучение прошлого всего человечества. Тем не менее даже в сфере научной деятельности встречаются более широкие представления об этом слове. К примеру, в том же словаре Т. Ф. Ефремова встречается определение истории как процесса становления и развития не только явлений, связанных с деятельностью и жизнью человека, но и природы в целом. В данном контексте значительно более явно тяготение к естествознанию.

Другие определения

Среди имеющихся точек зрения нельзя не выделить мнение о том, что история — это наука о фактах. В данном случае основа значения термина лежит именно в достоверности совершившегося. В данном случае в качестве примера будут выступать не только великие войны и катаклизмы, но и любые другие происшествия, которые могут быть подтверждены и задокументированы.

Согласно другим представлениям, история — это, прежде всего, рассказ, описание той или иной ситуации. В качестве примера можно привести в данном случае сюжет любого фильма или книги, к чему современное человечество давным-давно успело привыкнуть и приспособиться. Вспомните, сколько раз вы предлагали кому-нибудь рассказать историю и убедитесь, насколько прочно именно это понимание термина укрепилось в нашем сознании.

О чем или чего?

В отношении термина «история» значение слова определяет во многом и представления о нем, его видовое разграничение. На первый взгляд все кажется простым и понятным, а глубинный смысл — чистым и прозрачным.

Тем не менее, сколько раз приходилось вам слышать истории о всевозможных завоеваниях или, к примеру, видных деятелях? В таких ситуациях крайне отчетливо прослеживается семантика именно рассказывания, описания того или иного явления.

Или взять, к примеру, наименование дисциплины «Всемирная история». Значение слова в этом контексте будет несколько иным — оно тяготеет к систематизации, растолкованию, и к этому мы так же давно привыкли.

Есть и другие подводные камни в этом определении. Слово «история», значение, толкование, смысл которого кажутся простыми и ясными, может обозначать также процесс становления чего либо. К примеру, формирование страны, изучения той или иной проблемы, конструирования какого-либо аппарата и другие реалии. Равноправно могут существовать «История России» и «История литературоведения».

Общее в частностях

Как уже говорилось, исследуемое понятие представляет в наибольшем виде целый комплекс явлений, спектров и разновидностей научных исследований. О том, что такое история, нельзя говорить без разграничения общего и частного. С одной стороны, термин, о котором идет речь в данной статье, представляет собой целый комплекс научных и околонаучных знаний о процессе становления мира в целом и человечества в частности.

С другой стороны, не стоит забывать и о существовании отдельной дисциплины, носящей то же самое наименование. Историю более или менее углубленно изучают в школах, вузах и других учебных заведениях.

Объект и предмет

Многие мыслители, включая Вольтера и Рене Декарта, спорили о назначении данного комплекса наук, его структуре и степени необходимости для нормального существования человечества. На основании изложенных ими и многими другими точек зрения можно говорить о том, что предмет истории это прежде всего все проявления становления и развития человеческого общества с незапамятных времен до сегодняшних дней. Если говорить более глобально и масштабно, следует расширить масштабы изучения до мировых. В этом контектсте предмет истории — это жизнь целого мира с момента ее зарождения, в какой бы форме оно ни происходило.

Как она организована

Прежде всего, конечно, это комплекс знаний, причем не только научных, но и частных, как бы странно это ни звучало. По большому счету, у каждой народности, у каждой нации есть свое собственное понимание и толкование истории, которое может буквально диаметрально отличаться от остальных.

Это обусловлено прежде всего геополитической составляющей: войнами, через которые пришлось пройти народу и позициями, которые народ в них занимал. Так для одних то или иное событие может определяться как величайшая победа, а для других столетиями оставаться клеймом позора на теле нации.

Так что же такое история? Откуда слово пошло, мы уже выяснили — обратимся теперь к непосредственному фактажу, так называемым вещественным проявлениям. Ведь, по сути, откуда современному человечеству знать о том, что происходило в эру динозавров или, к примеру, царских скифов?

Формирование представления о истории напрямую зависит во-первых, от вещественного материала, который в больших или меньших количествах находится во время всевозможных раскопок и экспедиций. Во-вторых, от памятников письменности, дошедших до наших дней.

В качестве последних могут выступать как непосредственно летописи или свидетельства жрецов, так и простые грамоты населения, в которых говорится о вещах совершенно незначительных и носящих околобытовой характер.

Особый источник представлений

Примечательно, что немаловажным источником мнения современного человечества относительно прошлого является искусство. По большому счету, именно в нем наиболее полно отражается культурологическая, историческая ситуация того или иного временного промежутка.

В картинах, к примеру, можно выделить не только основные тенденции с точки зрения формы, но и своеобразие тематики, которое во многих случаях и формирует представление о мировосприятии наших далеких или не очень далеких предках.

Еще более явно находит отражение этот факт в художественной литературе, в которой особенности понимания мира, организации быта, государства и многих других явлений отражены в мельчайших подробностях.

Именно литературный процесс в его динамике и развитии в наибольшей мере характеризует движение человеческой мысли во времени и пространстве. Примечательно, что примерно ту же функцию условно выполняет кинематограф — из знаменитых лент прошлого современное человечество узнает о стиле той или иной эпохи, существенных явлениях в исторической ситуации, культуре и религии той или иной страны.

Память поколений

Наконец, не следует забывать о фольклоре и рассказах наших бабушек и дедушек. Конечно, в этом отношении вопрос объективности изложения стоит особенно остро, однако в некотором смысле понимание исторической картины при этом становится более полным. В качестве примера можно привести многочисленные истории очевидцев Второй мировой войны, в которых сохранились не только личные впечатления людей, заставших это страшное время, но и факты, не известные современной науке.

Аналогичная ситуация наблюдается и в африканских племенах, далеких от цивилизации. Представления о зарождении, становлении и развитии мира передаются в них преимущественно устно, что в существенной мере влияет на миропонимание людей.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Я лекция

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. В Древнем Риме это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Сегодня слово «история» означает: 1) рассказ о прошлом; 2) наука, изучающая прошлое; 3) наука, изучающая законы исторического процесса.

Объект истории – это общество.

Общество – это сложная, объемная, многоуровневая, открытая органическая система, основанная на коллективной деятельности людей; исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

В широком смысле, общество есть система всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей.

В узком смысле, общество есть любой тип или вид организованных групп людей, количество и особенности которых определяются разнообразием их жизнедеятельности.

Предмет истории – это процесс развития определённых обществ, исторический процесс.

Исторический процесс – это процесс смены совокупности событий, явлений и процессов, состояний в развитии человечества.

Он состоит из обратимых и необратимых процессов. Первые обратимы, подвластны воле человека, вторые – необратимы и часто имеют тенденцию к накоплению. Каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает её результат.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой исторического процесса считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе – исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т. д.), а также единичное – деятельность исторических личностей.

Среди, «буржуазных» концепций широкое распространение получила такое истолкование исторического процесса, когда не признаётся общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действует множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.

Читайте также:  Где в минске проверить зрение ребенку

Историки-материалисты считают предметом истории закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдаёт приоритет экономике, обществу при объяснении причинности.

Историки-либералы считают предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Этот подход отдаёт приоритет людям при объяснении причинности.

Цель истории – получение научных знаний об историческом процессе.

Основные исторические понятия

Исторический закон – необходимая, существенная, устойчивая повторяющаяся связь между историческими явлениями и процессами.

Историческая закономерность – объективная, повторяющаяся при определенных условиях существенная связь исторических законов, то, что должно произойти в силу сложившихся условий.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время и историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство. Оно отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.

Историческое время – это совокупность природно-географических, экономических, политических и общественно-культурных процессов, протекающих на определённом временном отрезке. Оно движется только вперёд и представлено временными категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности или асинхронности). Оно ообеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций.

Историческое пространство – это совокупность природно-географических, экономических, политических и общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление на­родов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу или Востоку в географическом смысле, а общность исто­ри­чес­кой судьбы, общественной жизни этих народов.

Исторический факт – это действительно случившееся в прошлом событие.

Исторические факты делятся,

1) с точки зрения своей состоятельности: на собственно исторические (конкретно-исторические) факты – это действительные события, имевшее место и обладающие всегда локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью; и на научно-исторические факты – это отражения имевших место действительных событий в науке, зависимые от собственно исторических факты, которые стали объектом деятельности исследователей, они всегда субъективны, отражают позицию того или иного учёного, уровень его знаний и опыта и свойства мышления; изученные такие факты подробно описаны, систематизированы и объяснены;

2) с точки зрения исторической повторимости: на события – уникальные, нетипичные, личные факты, явления – типичные, общие факты, процессы – всеобщие факты, постоянно протекающие во времени;

3) с точки зрения сложности: простые – общеизвестные, определяемые общепризнанными истинами, и сложные – включающие в себя истолкования.

ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ИСТОРИИ

Задачи истории:

1) формирование знаний об истории, исторической деятельности;

2) объяснение и предсказание исторических процессов и явлений, исторического развития вообще;

3) разработка концептуального аппарата исторической теории, методологии и методов исторического исследования.

Функции истории:

1) познавательные (теоретические):

познавательная (гносеологическая) – получение новых исторических знаний и формализация существующих;

теоретико-методологическая – разработка теории и методологии исследования исторических явлений;

ценностная (аксиологическая) – формирование системы исторических ценностей;

критическая – критическая проверка исторических идей и действий;

мировоззренческая (менталитетная) – познание окружающей исторической действительности;

воспитательная (социализирующая) – разбор сути исторических процессов и институтов;

мотивационная – формирование исторических мотивов и действий;

2) служебные (практические):

нормативная – определение норм исторической деятельности;

планировочная – планирование исторических процессов;

прогностическая – прогнозирование исторических событий и процессов и их последствий;

организационная – разработка рекомендаций для исторической деятельности;

практико-политическая – экспертиза исторических решений, теория исторических реформ.

Структура исторической науки

Основные исторические науки:

история международных отношений;

историческая этнология и этнография;

По историческим эпохам;

история Древнего мира,

история Средних веков (медиевистика),

история Нового времени,

история Новейшего времени;

по истории отдельных стран;
по сферам общественной жизни;

по уровням научного познания:
фактологическая (эмпирическая) история,
теоретическая история,
аналитическая история.

Смежные дисциплины:

история науки и техники,

история государства и права,

история политико-правовых учений,

Вспомогательные исторические науки:

археография (изучает нормы издания письменных источников),

архивоведение (изучает организацию и историю архивного дела),

архонтология (изучает историю должностей в различных структурах),

берестология (изучает берестяные рукописи),

бонистика (изучает историю бумажных денег),

вексиллология (изучат историю флагов, знамён, штандартов и вымпелов),

гендерная история (изучает историю взаимодействия человеческих полов),

геральдика (изучает гербы),

дипломатика (изучает исторические юридические документы),

историография (изучает историю исторической науки),

историософия (изучает смысл и значение исторической науки),

историческая антропонимика (изучает историю человеческих имён),

историческая библиографоведение (изучает историю развития библиографической деятельности),

историческая генеалогия (изучает родственные взаимосвязи людей),

историческая география (изучает влияние географических факторов на историческое развитие),

историческая демография (изучает историю развития человеческого насления),

историческое документоведение (изучает историю создания и использования документов),

историческая информатика (изучает процессы информатизации в исторической науке),

историческая методология (изучает методы исторического познания),

историческая метрология (изучает историю мер),

историческая ономастика (изучает историю личных названий),

историческая семиотика (изучает историю знаков и символов),

историческая хронология (изучает взаимосвязь времени и исторических фактов),

историческое краеведение (изучает историю отдельного края),

источниковедение (изучает методику и историю исторических источников),

кодикология (изучает рукописные книги),

некрополистика (изучает нормы и традиции захоронений),

нумизматика (изучает историю монет и монетного дела),

палеография (изучает историю письма),

папирология (изучает папирусные рукописи),

просопография (изучает биографии исторических лиц как коллектива),

психоистория (изучает мотивацию людей в истории),

публичная история (изучает восприятие исторических знаний в общественном быту),

сфрагистика (изучает историю печатей и их оттисков),

униформология (изучает историю униформы),

фалеристика (изучает историю наградных знаков отличия),

филателистика (изучает почтовые марки),

эортология (изучает праздники),

эпиграфика (изучает надписи на твёрдых материалах),

этнография (изучает происхождение и расселение этносов),

этнология (изучает культурные традиции этносов).

Исторические источники – все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все исторические источники можно разделить на группы:

1) письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч., граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде, берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

2) вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.);

3) этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов;

4) фольклорные материалы – памятники устного народного творчества (предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.);

5) лингвистические памятники (географические названия, личные имена и т. д.);

6) медиадокументы – документы на технических носителях.

Принципы исторического исследования

Принцип объективности – обязывает воссоздавать историческую действительность с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития.

Принцип всесторонности – обязывает учитывать всю полноту и достоверность информации, все стороны и все взаимосвязи, влияющие на жизнь общества.

Принцип детерминизма – обязывает понимать, что все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определёнными предпосылками, и вся действительность является сплетением причинно-следственных связей.

Принцип историзма – обязывает изучать исторические факты в их возникновении и развитии, с учётом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки, т. е. с точки зрения того, где, когда и почему они возникли, как развивались, как оценивались на том или ином этапе, и какие перспективы их развития.

Принцип социального подхода – обязывает учитывать при изучении исторических фактов определённые социальные и классовые интересы, традиции, психологию и взаимоотношения в обществе.

Принцип альтернативности – обязывает допускать возможность многовариантного исторического развития, чтобы увидеть неиспользованные исторические возможности, путём сопоставления с аналогичными явлениями в истории, определения степени вероятности осуществления того или иного факта.

Методы исторического исследования

Сравнительно-исторический (историко-сравнительный) метод – проведение необходимых сравнений различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

Хронологический метод – анализ исторического процесса в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления исторических знаний.

Проблемно-хронологический метод – расчленение более или менее широкой исторической темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Метод периодизации – выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.

Метод ретроспективного (возвратного) анализа (исторической ретроспективы) – изучение исторического процесса от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.

Метод перспективного анализа – определение перспективы развития исторического процесса на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания исторических закономерностей.

Историко-генетический метод – последовательное раскрытие причинно-следственных связей изучаемой реальности в процессе её исторического движения, последовательно от единичного к особенному, а затем – к общему и всеобщему.

Историко-типологический метод – выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного) в историческом процессе, формирование исторических типологий.

Историко-системный метод – определение изучаемой исторической реальности как цельной системы, а также раскрытие внутренних механизмов функционирования исторических общественных систем, исходя из единства в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Нарративный (описательный) метод – систематизация и анализ нарратива – повествовательных исторических источников и произведений (летописей, хроников, исторических повестей и др.); они передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов, – в них исторические события нередко искажены, но, в то же время, они дают связный рассказ об исторических событиях.

Дискрептивные (отдельный, раздельный) методы – описание отдельных исторических явлений, объектов, исходя из представления о существовании самозамкнутых единиц, на которые распадается исторический процесс.

Исторический эксперимент – проверка исторических фактов на практике путём создания идентичной им ситуации.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1222 | Нарушение авторских прав

Глава I. История и историческая наука

В отличие от многих вузовских учебных дисциплин (предметов), Отечественная история, на первый взгляд, представляется давно изученной наукой в рамках программы средней школы. Отсюда складывается мнение, что данная дисциплина является как бы излишней.

Читайте также:  Точка зрения красная линия последний выпуск

Определить правомерность такого мнения мы сможем, если постараемся оценить «школьную историю» с точки зрения раскрытия следующих центральных проблем исторической науки:

— Какие смыслы вкладываются в термин «история»?

Какое значение имеет историческое познание для общества и отдельного человека?

Каким образом можно обеспечить достоверное (научное) представление о прошлой социальной реальности?

Какую роль играют исторические знания при изучении других социально-гуманитарных наук (философии, социологии, культурологии, психологии, экономической теории и т.д.)?

Какими объективными причинами объясняется самобытность исторического пути и общественного устройства отдельных стран и народов?

Каким образом прошлое может влиять на настоящее и будущее, как можно объяснить настоящее, обращаясь к прошлому?

Опыт преподавания истории студентам первого курса, т.е. «вчерашним» школьникам, говорит о том, что многие из них так и не получили ответы на данные вопросы, осваивая школьную программу. Во многом это объясняется тем, что школьный курс истории в большинстве случаев ограничивается фактологическим, хронологическим и дескриптивным (описательным) воспроизведением прошлого. Иначе говоря, школьная программа связана с ответами на вопросы: что, кто и когда, но уделяет мало внимания ответам на важнейший вопрос: почему?

Поэтому «школьная история», формирующая обширную фактологическую и хронологическую базу, дабы стать научным знанием, должна быть дополнена философско-теоретическим осмыслением исторического процесса на основе освоения студентами методологических оснований исторической науки. Именно в этом и заключается главное предназначение курса «Отечественная история» в вузе.

1.1. Понятие истории. История как объективный процесс

и как субъективные представления о нем

Если мы попытаемся вспомнить, какие значения имеет слово «история» в современном языке, то легко убедимся, что оно весьма многозначно. Можно встретить употребление этого слова в следующих сочетаниях: «история Древнего мира», «история Вселенной», «история болезни», «история любви», «Вестсайдская история», «странная история» и т.д.

Существует ли нечто общее, объединяющее эти различные смыслы употребления данного слова? Во всех приведенных примерах, так или иначе, речь идет об изменениях чего-либо или кого-либо. Поэтому в самом широком смысле история всегда означает процесс последовательных изменений какого-либо объекта от момента его возникновения до момента исчезновения. Свою историю имеют как Вселенная и человечество, так и отдельная семья, и отдельный человек.

Термин «история» происходит от древнегреческого слова «historia», означавшего рассказ о прошедшем или о чем-то необычном, интересном. Такое толкование этого термина имеют широкое хождение и сейчас. Любой жанр (мемуарный, художественно-литературный, научный и т.п.) повествования о прошлом мы называем историческим. В то же время историей зачастую называются какие-либо необычные, интересные события, относящиеся не только к далекому прошлому, но и к настоящему. Например, когда кто-то говорит: «Со мной вчера приключилась история…».

Применительно к обществу выделяются четыре основных значения термина «история»:

История – это последовательность событий, ситуаций и процессов в предшествующем развитии общества (прошлая социальная реальность).

История – это описание, отражение этой прошлой реальности в сознании людей (историческое знание и сознание).

История – это и цепь последовательных изменений в какой-либо отдельной сфере человеческой деятельности (история градостроения, история искусств, история науки и техники и т.п.).

История – это и вымышленное занимательное повествование (например, роман «Три мушкетера» А. Дюма).

Можно легко догадаться, что историческая наука имеет дело прежде всего с тремя первыми значениями, т.к. все они в той или иной степени относятся к прошлой социальнойреальности, а не к произвольно вымышленным сюжетам.

Однако первое и третье значения слова «история» существенно отличаются от второго.

История как прошлая социальная реальность или как последовательные изменения каких-либо сфер, сторон этой реальности обозначает объективный процесс изменений, объективную историю.

Объективная история – это исторические изменения, взятые сами по себе, независимо от человеческого сознания, человеческих предпочтений и интересов. Объективная история, таким образом, отличается однозначностью и неизменностью своего содержания. Именно это значение слова «история» отражает известный афоризм: «История не имеет сослагательного наклонения». К примеру, при всем желании мы никогда не сможем изменить дату Бородинского сражения или его результаты, уменьшить масштабы последствий сталинских репрессий и т.д.

Принципиально иными свойствами отличается история, понимаемая как отражение в нашем сознании прошлой социальной реальности, т.е. как совокупность наших субъективных (личных) представлений о прошлом. Назовем эту историю субъективной. Здесь все соответствует другому известному изречению: «Сколько людей, столько и мнений». Субъективная история, отличается от объективной многозначностью и изменчивостью. Так, периодические и радикальные «переделки» содержания и оценок исторического прошлого нашей страны послужили поводом для скептического афоризма: «Россия имеет не только непредсказуемое будущее, но и непредсказуемое прошлое». Действительно, в угоду тем или иным классовым и идеологическим интересам одни и те же исторические события и исторические личности зачастую описываются или оцениваются по-разному. Например, еще в XIX веке западники расценивали реформы Петра Первого как благо и прогресс, а славянофилы – как национальное бедствие. Напомним в связи с этим и господство однозначно положительных оценок Октябрьской революции и ее вождя В.И. Ленина в советский период, которое затем, в ходе «перестройки» и последующих реформ сменилось господством негативного, разоблачительного отношения многих отечественных историков и идеологов.

В связи с этим уже в первом приближении можно определить ведущую задачу исторической науки, которая сводится к стремлению преодолеть противоречие, несоответствие между «объективной» и «субъективной» историей в пользу первой.

Подробно о причинах, порождающих и воспроизводящих постоянное расхождение между объективной и субъективной историей, мы будем говорить при раскрытии четвертого вопроса темы. Здесь же лишь отметим, что это расхождение представляет одну из главных трудностей исторического познания, а его возможно полное преодоление – важнейшую задачу исторической науки.

1.2. Историческое познание и сознание: сущность и функции

Стремление познать историю неизменно сопровождает человечество с древних времен. Попытки комплексного изучения истории общества осуществлялись еще в древних цивилизациях Индии и Китая. В античной Греции и Древнем Риме закладываются основы теоретического понимания и систематизации исторического процесса (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Тит Ливий, Тацит). Уже сам этот факт говорит о том, что исторические знания постоянно востребованы обществом, удовлетворяют какие-то его постоянные потребности и интересы. Следовательно, историческое познание и историческое сознание являются неотъемлемым атрибутом общества и культуры, существенно влияют на его состояние и развитие. «Прошлое… в той или иной степени становится актуальным и в настоящем, ибо его понимание и истолкование нередко составляет основу, теоретическую базу поведения и поступков людей, задает программу действий на перспективу» (Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С.286).

Но перед тем как раскрыть значение для общества и человека исторического познания и сознания, определим эти понятия.

Историческое познаниеэто процесс реконструкции (воспроизведения) исторического процесса, а также его объяснения и понимания. Историческое познание имеет цель понять и объяснить прошлое на основе накопления, анализа, обобщения, сравнения и толкования (интерпретации) достоверной информации о прошлой социальной реальности (исторических фактов).

Историческое сознаниеболее сложное явление, чем историческое познание. С одной стороны, оно является результатом исторического познания, а с другой – включает в себя, помимо знаний, ценностное отношение людей к прошлым событиям, а также их представление о том, как прошлое влияет на настоящее и будущее.Для российского исторического сознания всегда особое значение имели вопросы: Кто виноват? и Что делать? Таким образом,историческое сознание можно определить как совокупность знаний людей о прошлом, его оценок, а также представлений о влиянии прошлого на настоящее и будущее.

Каково же значение исторического познания и сознания для общества? Ответ на этот вопрос мы сможем дать, если определим, какие социально-значимые функции выполняет историческое познание. В науках об обществе (обществознании) термин «функция» является синонимом термина «роль» и означает устойчивый процесс удовлетворения устойчивых потребностей и интересов общества. Следовательно, когда мы говорим о функциях исторического познания, мы имеем в виду потребности человека и общества, для удовлетворения которых необходимо знание прошлого.

В аналитических целях функции исторического познания сгруппируем соответственно трем группам социальных (общественных) потребностей и интересов – познавательно-мировоззреческим, идеологическим и социально-практическим.

удовлетворение познавательного интереса. Познавательный интерес можно обозначить как особую психологическую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей (Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. С. 159). Уже в античности стало ясно, что познание отнюдь не всегда связано с удовлетворением исключительно «полезных», практических потребностей. Так, у Аристотеля мы читаем: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создан на основе удивительного). Если таким образом начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» (Аристотель. Соч. В 4-х т. М., 1975. Т. 1. С. 69). Подтверждением мысли Аристотеля применительно к историческому познанию является «бескорыстный» интерес многих людей к посещению музеев, чтению исторических мемуаров, исторической публицистики и т.п. «Народный интерес к своему прошлому огромен, непреходящ… История изучается в школе, событиями прошлого заполнены миллиарды страниц романов, повестей, рассказов, поэм, о событиях прошлого создано бесчисленное множество кинофильмов», – отмечает в этой связи российский академик Ю.А. Поляков (Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. 2001. №2. С. 21-22);

— функция формирования мировоззрения.Мировоззрение – результат духовно-практического освоения действительности субъектом, пытающимся истолковать мир как некоторую целостность и понять свое место в нем (Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991. С. 7). Говоря проще, мировоззрение – это совокупность взглядов людей на окружающий мир и свое место в нем. Известно, что общество, с точки зрения человека, выступает важнейшей частью окружающего мира, которая формирует человека как личность и от которой он постоянно зависит. Следовательно, формируя представления людей об обществе, законах его развития, историческое познание тем самым созидает наиболее существенную сферу самосознания и самооценки личности. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского, «… без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 332);

Читайте также:  Можно ли кормящим мамам делать коррекцию зрения

— функция социальной саморефлексии,т.е. осознания и оценки обществом своего реального положения в мире. Без знания отечественной и мировой истории в их связи с настоящим общество не может определить своего реального «местоположения» в мировой истории и современности, получить объективное представление о своих национальных достоинствах и недостатках, ответить на вечный вопрос: на какой стадии прогресса оно находится в сравнении с другими странами и народами. Так, сравнение результатов цивилизационного развития западных либеральных демократий и СССР во многом определило смысл и широкую социальную поддержку нынешней модернизации российского общества. Наоборот, изоляция общества от объективной исторической информации в советский период, тенденциозное акцентирование наших достижений в сравнении с 1913 г. и упорное замалчивание факта нарастающего отставания СССР от ведущих стран мира по важнейшим показателям социального прогресса породили настроения ложного благодушия, самоуспокоенности, отстраненности как простых граждан, так и элиты от решения многих насущных проблем. Поэтому будет справедливо утверждать, что состояние общественного «застоя» в конце 70- х начале 80-х годов ХХ века было в немалой степени обусловлено искаженным состоянием исторического сознания советских людей;

— общенаучная функция. Историческое познание и знание выступают и важнейшейпредпосылкой возникновения и развития всех направлений социального познания, т.к. предоставляют необходимый эмпирический (фактологический) материал для теоретического анализа и обобщений социальной философии, экономических наук, социологии, демографии, психологии, культурологии и т.д. Действительно, сможем ли мы определить экономические, социологические и какие-либо другие законы развития общества, если мы не знаем реальных исторических фактов – воплощений этих закономерностей? Сможем ли мы достоверно определить преимущества и недостатки того или иного общественного устройства, если мы не знаем конкретное содержание истории различных общностей и конкретные результаты их функционирования? Отрицательный ответ здесь очевиден, поскольку любая социальная закономерность (регулярность), тенденция является нам лишь как исторический факт. Говоря о К. Марксе – основоположнике формационной теории исторического процесса, – известный американский историк Р. Такер подчеркивал: «Вся его (К.Маркса. – Авт.) теория революции помещена в рамки материалистической концепции истории. Его теория – это теория общества в истории, а теория революции – теория трансформации общества в истории, теория самой истории как процесса революционной эволюции человека» (Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982. С. 8).

Изучение истории выступает и важнейшим, самым надежным инструментом верификации(проверки на объективность и достоверность) концептуально-теоретических построений и гипотез гуманитарных и социально-экономических наук. Как показывает социальная практика, логическая стройность и обоснованность какой-либо социальной теории еще не является гарантией ее истинности. Например, тоталитарный социальный порядок, преимущества которого логически обосновывались еще Платоном, а затем теоретиками и идеологами ортодоксального коммунизма, обнаружил свою антигуманную сущность и социальную несостоятельность во многом на основе исторического анализа его практического осуществления в ХХ веке. Наиболее авторитетные критики тоталитаризма – Ф.А. Хайек, К. Поппер, Р. Арон, Х. Арендт – постоянно иллюстрировали свои теоретические выводы конкретными историческими иллюстрациями. Таким образом, без знания истории вряд ли можно стать квалифицированным философом, экономистом, социологом, юристом. Поэтому изучение исторических дисциплин включено в систему различных уровней образования, выступает его необходимой предпосылкой.

Историческое познание и сознание самым непосредственным образом связаны и с удовлетворением идеологических потребностей общества и человека.(Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу; это некая модель желаемого социального порядка, а также способов его достижения, которая формируется на основе критики социального прошлого и настоящего с точки зрения актуальных (злободневных) интересов и потребностей как всего общества, так и его отдельных групп). История в этом случае выполняет две неоднозначные функции:

— функция формирования социального идеала, модели желаемого будущего. Роль исторического познания здесь достаточно очевидна, т.к. желаемый социальный порядок (устройство) – это тот, который лишен недостатков прошлого и настоящего, а также причин, порождающих эти недостатки. Следовательно, любая идеология должна быть основана на историческом познании, т.е. на изучении и критике прошлого, реконструкции причин и содержания проблематизации социального развития. Например, познание прошлого выступает необходимым условием выявления и объяснения причин, порождающих военные конфликты, экономические, политические и экологические кризисы. Следовательно, перспективы избавления общества от этих и других проблем необходимым образом должны быть обеспечения на основе исторического познания. Таким образом, важнейшей идеологической функцией исторического познания является формирование модели будущего на основе критики прошлого и настоящего.

— функция манипулирования общественным сознанием и поведением. Историческое знание и познание зачастую выполняет и такую идеологическую функцию, какманипулирование общественным сознанием и поведением в интересах тех или иных социальных групп и группировок, а также целых государств и их объединений. При этом историческая информация (факты и оценки) может быть использована идеологами как для оправдания намерений и действий определенных общественно-политических сил, так и для дискредитации оппонентов-соперников в борьбе за массовую поддержку.К примеру, сторонники КПРФ, как правило, в своей пропагандистской деятельности акцентируют внимание аудитории на достижениях, которые достигла наша страна в социалистический период развития. И, наоборот, стремятся замолчать или «обойти» мрачные страницы советской истории. При этом главным виновником затяжного кризиса российского общества конца 80-90-х гг. они пытаются представить исключительно либеральных реформаторов и западный империализм, подбирая соответствующим образом «нужные» факты из далекой и недавней истории. Примерно такой же тактики и стратегии использования исторической информации, но с «обратным знаком», придерживаются оппоненты левых сил из либерально-демократического лагеря. И, хотя приводимые исторические факты сами по себе могут быть достоверными, их односторонняя, тенденциозная пропаганда и толкование, как правило, искажают массовое историческое сознание.

Эта группа функций указывает на способность какой-либо науки производить знания, необходимые для решения насущных, практических задач, потребностей и интересов, встающих перед обществом, выражает ее социально-практическую продуктивность.

— воспитательная функция. Одной из наиболее важных практических потребностей любого общества является потребность в воспитании нового поколения. Действительно, настоящее и будущее любой страны решающим образом зависят прежде всего от качеств ее граждан. При чем же здесь историческое знание? Французский философ Анри Бергсон отмечал: «Человеческие общества, несомненно, отличаются от обществ насекомых тем, что они оставляют неопределенность для действий индивида, так же, впрочем, как и коллектива. Но это равнозначно утверждению, что в природе насекомого изначально заложены действия, а у человека изначально заложена только функция» (Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 114). Это значит, что каждый должен сверять свои действия и нормы поведения на основе коллективного сознания, сложившихся исторически в обществе. Поэтому личностные качества человека и человеческих коллективов формируются на исторических примерах и образцах поведения как отдельных личностей, так и целых народов, на социальных нормах, ценностях и традициях, которые выдержали испытание временем. Поступки исторических персонажей, различные исторические ситуации, типы разрешения определенных конфликтов, ведущие к укреплению данного общественного строя, данной этнической общности, со временем становясь эталонами-образцами, дают обоснование нормам предпочтительного, санкционированного и одобряемого обществом поведения (Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982. С. 10).

С точки зрения отдельного человека, знание истории позволяет лучше ориентироваться в жизни, т.к. только на примерах далекого и близкого прошлого можно определить, какие виды поведения поощряются обществом, какой тип профессиональной деятельности будет обеспечен высоким общественным престижем, а какой нет. Например, знания об уже накопленном практическом опыте передовых стран в значительной степени определяют особую популярность экономических, юридических и ряда других социально-гуманитарных профессий, которые обладают высоким престижем и востребованностью в современном обществе;

— функция трансляции (передачи) социального опыта в историческом времени и пространстве.Напомним, что человечество обладает уникальными (т.е. присущими только ему) средствами коммуникации (устным и письменным языком, а с ХХ века – все более совершенными средствами массовой информации и коммуникации), что позволяет, с одной стороны, новым поколениям наследовать и использовать полезный опыт, накопленный предшественниками, а с другой – «не наступать вновь и вновь на одни и те же грабли», т.е. извлекать уроки из ошибок прошлых поколений при решении самых разнообразных социально-практических задач. Далекая и близкая история (если, конечно, ее знать и стремиться извлекать уроки) выступает богатейшим ресурсом прогресса, поэтому мы имеем все основания считать человека не только существом разумным или существом политическим, но и существом историческим, т.е. продуктом предшествующего культурно-исторического развития;

— функция социального прогнозирования и проектирования, футурологическая функция(футурология – от лат.Futurum– будущее и греч.Logos– учение. Область научных знаний, исследующая перспективы развития социальных процессов). Эта функция имеет два существенных аспекта. Во-первых, все проблемы и противоречия современности возникли не вдруг. Их причины-предпосылки имеют происхождение в прошлом. Следовательно, обращение к прошлому (истории) необходимо для того, чтобы установить «диагноз современной социальной болезни», дабы избавить от нее будущее общество. Во-вторых, знание особенностей национальной истории и традиций позволяет избежатьволюнтаристских реформаторских действий, связанных прежде всего с форсированной «пересадкой» на национальную почву социального опыта других стран и народов, сформированного в других, самобытных исторических условиях (волюнтаризм от лат.Voluntas– воля. В социально-политической теории и практике – стремление реализовать желанные цели без учета объективных обстоятельств и возможных последствий).

Таким образом, мы видим, что историческое познание и сознание удовлетворяют целый ряд актуальных потребностей как общества, так и отдельного человека и, следовательно, выступают одним из важных факторов общественного развития (фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты).

Источники:
  • http://lektsii.org/15-58747.html
  • http://studfiles.net/preview/6021680/page:2/