Меню Рубрики

Смысл жизни с социальной точки зрения

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!

Поиск смысла жизни у многих людей длится всю жизнь, философы пишут о нём трактаты, обычные люди бьют друг другу морды за чаркой и шкваркой, пытаясь выяснить, чей смысл правильнее. Все эти споры идут оттого, что каждый смотрит на проблему со своей колокольни.

Вселенский смысл жизни

Если подняться выше самой высокой колокольни и дальше через стратосферу в космос, все становится на свои места. С такой высоты очевидно — что смысла жизни нет. Любое живое существо, в том числе и человек состоит из атомов, которым уже много миллиардов лет. До того как стать частью нас, они составляли часть планеты Земля, еще раньше — космическую пыль, после нашей смерти они снова сформируют какой-то объект, а после гибели Земли разлетятся по всей вселенной. Планете ни тепло ни холодно, от того что часть атомов, из которых она состоит какие-то 70 лет из 4-х миллиардов формировали двуногий объект. Если посмотреть на это откуда-нибудь из созвездия Тельца, станет понятно, что даже существование планеты Земля не несет никакого смысла, не говоря уже о жизни человека.

Биологический смысл жизни

Так как мы все-таки живем на Земле, вселенская точка зрения устроит не всех. Поэтому спускаемся с небес на верхушку самой высокой секвойи и посмотрим на все формы жизни оттуда. Бактерии, растения, животные, грибы — ни одно из этих царств не страдает от поиска смысла жизни, для них все очевидно — смысл в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и передать по наследству свои гены, то есть дать потомство. Не выжил, не передал потомство — значит проиграл конкурентную борьбу и смысла в твоей жизни не было.

Социальный смысл жизни

Пока человек жил в гармонии с остальной природой и не выделял себя среди других животных, его вполне устраивал биологический смысл жизни. Но с развитием социума, появлением лишних ресурсов и института власти биологического смысла хватать перестало. Проблема выжить для живущего в социуме человека уже не стоит, а так как других смыслов у живых существ нет заимствовать его было не у кого, пришлось выдумывать новый. С социальной точки зрения смысл жизни — это захват максимального количества власти и ресурсов, а конкурентная борьба — это постоянное их перераспределение. Однако получив всю власть и все ресурсы, счастья человек не обретает, потому что делать с ними ему нечего, больше пары килограммов еды в день не съешь, больше нескольких литров напитка не выпьешь. Но так как ресурсы уже захвачены, на их добычу были затрачены силы и время, человек начинает искать этому оправдание, пытается убедить других и в первую очередь себя, зачем ему нужны все эти излишки ресурсов и власти. И вот тут количество и разнообразие придуманных отмазок зависит только от фантазии их авторов. Человек никогда не признается другим и самому себе, что вся эта митусня была бесполезна — слишком сильный удар по собственной значимости, а значит большой выброс кортизола, дискомфорт и плохое настроение.

Читайте также:  Методы управления с точки зрения авторитарного стиля

По моему опыту и опыту моих наблюдений, чем меньше власти и ресурсов у человека, чем лучше он осознает биологический смысл жизни, тем он счастливее. Самых несчастных людей я встречал в больших мегаполисах, обычно у них квартиры, коттеджи, дорогие машины и полные дома техники, но их все равно все не устраивает. Самых счастливых — в глухих деревнях необъятной родины и в трущобах Индии. У них разум не конфликтует с инстинктами, биологическое не конфликтует с социальным, нет загонов, нет привязанности к вещам и сомнений в правильности действий, а значит нет и проблем с психикой. Индусы пошли еще дальше, их религия поднимается еще выше -до вселенского смысла жизни — вечного перерождения всего и вся, а значит тленности и бессмысленности земного существования. Поэтому они просто наслаждаются каждым днем и не парятся по поводу того, что что-то делают не так.

Проблема смысла жизни человека

Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл жизни человека как путь к Богу. Смысл жизни заключается в служении Богу, путь земного совершенствования представляет собой средства вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, испытание для жизни вечной. Цель жизни человек — спасение его души.

Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:

1) Гедонизм. Гедонизм — (от греч. hdouh — наслаждение). Этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом в жизни человека. Наслаждение – движущее начало жизни человека. Стремление к наслаждению заложено в природе человека. Последовательное рассмотрение гедонизм получил у Эпикура.

2) Аскетизм. Аскетизм — (от греч.aschthz — упражняющийся в чем-либо, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм присущ некоторым философским школам (киникам) и религиям. Аскетизм представляет собой одну из форм практики исповедания той или иной религии. Цель аскетизма — свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.

3) Эвдемонизм. Эвдемонизм – ( от греч. eudaimonia — счастье, блаженство). Учение сформированное в античной философии, согласно которому счастье представляет собой высшую цель жизни человека. В отличии от гедонизма, в эвдемонизме счастье достигается в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отрешиться от привязанности к внешнему миру, вести борьбу со своими страстями. Одним из проявление эвдемонизма является стоицизм. Человек покоряясь судьбе обретает истинную свободу. Для человека имеет значение внешние обстоятельства жизни, которые человек должен принимать как данность.

4) Прагматизм. Смысл жизни заключен в активном, деятельном отношении человека к окружающему миру. В прагматизме как философии действия утверждается, что цель жизни — в достижении успеха. Представители прагматизма (Джемс, Дьюи) делают акцент на практической жизни и волевом начале. Познание человеком окружающего мира должно быть направлено на «урегулирование ситуации», на реальную действительность в которой живет человек.

5) Перфекционализм. Согласно перфекционализму — совершенствование, это та цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать присущие ему способности и таланты. Совершенствование человека – смысл человеческой истории.

6) Гуманизм. Представители гуманизма (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) утверждают, что человек — высшая ценность. Гуманисты на первое место ставят достоинство и права человека. Ренессансные гуманисты полагали, что человека нужно изучать таким каков он есть.

Смысл жизни — понятие, отражающее положительную ценность жизни. Отечественный философ Е.Н. Трубецкой писал: «Речь идет не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а том — стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого».1 Для того, чтобы разобраться в понимании смысла жизни, необходимо рассмотреть сознание человека. Смыл жизни есть некий сверхпсихологический смысл. Это — стремление соотносить свои поступки с поступками других людей, с общественными ценностями. Человек, расценивая свои переживания, соотносит свои действия с высшими ценностями, с каким-либо авторитетом. Человек должен пытаться объяснить себе и другим, с какой целью, для чего он живет.

Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.

В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:

1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл,, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.

2. Смысл жизни творит сам человек. Это положение развивает в своей философии Эпикур. Он утверждает, что человек должен наслаждаться своей жизнью, получать от жизни удовольствие. Значение позиции Эпикура в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет с учетом, ценности жизни как таковой. Жизнь — ценность, человек должен с благодарностью принимать этот дар. Жизнь любого человека является неповторимой и уникальной.

На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.

Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.

Человек как биологическое существо смертен. Как и все органическое, человек наделен жизнью, которая рано или поздно заканчивается, и переходит в другое состояние — небытие, смерть. Человек — лишь часть жизни Вселенной. Человек имеет временные законы жизни, обусловленные его органической природой. В античной философии ставится вопрос о смерти и бессмертии души. Смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. Древнегреческий философ Эпикур полагал, что смерть, это такое естественное состояние человека, которое не нужно отвергать, и не нужно бояться. Эпикур утверждал: «Самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».1 Эпикур, указывал, что сознание человека и смерть – явления разного порядка, они несопоставимы.

Традиционные религии: иудаизм, христианство, ислам утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенствования позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскрешению. Достигнув высокого духовного развития, человек способен выйти за пределы природно-космического бытия. Смерть — начало новой жизни. В Исламе умершие должны воскреснуть. Они предстанут перед судом Аллаха, который знает обо всем содеянном каждым человеком. Он вынесет каждому приговор по его делам и заслугам. Праведники попадут в рай, а грешники — в ад.

Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует. Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее:

1) человек — часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек после смерти входит в вечный круговорот жизни, он сохраняет свое бессмертие;

2) человек — человек не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад для жизни будущих поколений.

Человек несет в себе стремление внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно идеям русского космизма о «патрофикации» (Н. Федоров), на основе регуляции природы благодаря развитию науки, возможно воссоздание всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи находится бессмертное элементарное существо – атом. С помощью атома материя претерпевает превращения. Таким образом, космос — живое вещество (существом). В нем человек наделен бессмертными одухотворенными атомами. Согласно В. Вернадскому развитие ноосферы, как «сферы разума» позволяет человеку познать космос, открыть законы жизни и обретения бессмертия.

Подведем итоги

1. Проблема человека относится к числу важнейших проблем философии. Проблема человека разрабатывается философской антропологией. Философская антропология отвечает на вопрос: какова сущность человека, каков смысл его жизни.

2. Человек одновременно включен в сферу биологического и социального. Человек — часть природы. С этой точки зрения, человек принадлежит к высшим млекопитающим, представляя вид Homo sapiens. Отличительная черта биологической составляющей в человеке, в том что человек существует в сфере социального. Жизнедеятельность человека непосредственным образом связана с другими людьми. Жизнедеятельность человека неразрывна связана с обществом, историей, культурой.

3. Человек — субъект культурно-исторического процесса. Овладевая окружающим миром, человек производит орудия труда и инструменты. Деятельность — сущностная характеристика человека. Деятельность представляет собой форму человеческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Человек творит окружающий мир.

4. Человек соотносит свою деятельность, поступки с системой общественных ценностей. Возникает вопрос оправдания своей деятельности, соизмерение ее с деятельностью другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни, осознавая его как соотношение свободы и необходимости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 9403 — | 7182 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава II. Смысл жизни и социальная деятельность

Проблема смысла жизни не является исключительно прерогативой теории, размышлений и споров философов. Она возникает и в обыденном сознании и органически входит во всю жизнедеятельность человека (в том числе и социальную).

Человек связан с миром множеством различных связей и отношений, из которых одни им воспринимаются как необхо­димые, важные, иные как несущественные, и он к ним безраз­личен, третьи даже вовсе могут им не осознаваться. Жизненные ситуации многообразны. Некоторые из них можно было бы определить как «ситуации жизненных задач» (взросление в семье, обучение в школе, вузе; трудовая деятельность во всей ее неоднозначности, вступление в брак), другие можно охаракте­ризовать как «социально-травмирующие ситуации» (тяжелые утраты, заболевания и их последствия, финансовые и матери­альные трудности). Сами жизненные ситуации делают и жизнь и человеческую деятельность наполненными определенным смыслом.

Термин «смысл» имеет много значений: «внутреннее со­держание чего-либо», «значение», «разумное основание», «цель», «назначение» 1 , «идеальное содержание», «идея», «конечная цель», «ценность чего-либо». 2 Смысл имеет пред­метную направленность, объективное и субъективное содержа­ние. А так как человек в своей повседневной жизни осу­ществляет и индивидуальный, и родовой способы бытия, то эта предметная направленность смысла проявляется в его деятель­ности: ее результатах, целях, средствах, а также в самой жизни как высшей ценности. В свою очередь, деятельность человека есть всегда целеполагающая: она обусловлена удовлетворением его потребностей, реализацией интересов и целей, решением

поставленных задач. Уже только эта сама сущность челове­ческой деятельности позволяет говорить о ее’смысле (как цели, назначении).

Индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным: способ существования индивидуальной жизни интегрирован в родовую жизнь, и поэтому человек в своих помыслах, поступках выражает те или иные социальные тенденции, господствующие социальные нормы, принципы. Жизнь человека зависит от того, насколько она наполнена со­держанием целей, устремлений, мироощущений и мировос­приятий, от способа вхождения индивида в общественные от­ношения, его непосредственного личностного бытия. Именно способ вхождения индивида в общество детерминирует его смысложизненные нормы, отношение к своей жизни, жизни других людей, обществу, государству. Феномен вхождения ин-дивида в общество, способ вхождения связан с такими ситуа­циями, которые порождают способность людей решать самим жизненные задачи, реализовать свои желания и ценности.

Полнота жизни, ощущение ее ценности, полезности -неотъемлемое условие хорошего социального самочувствия ин­дивида, а может быть, и ощущения им счастья. Человек полно­ту жизни чувствует через взаимодействие с другими людьми, когда убеждается в своей необходимости, полезности. Такова сущность человека, ибо вне общения он испытывает диском­форт, острое чувство покинутости и одиночества. Следует под­черкнуть, что деятельность выступает для него как важная со­циальная данность и поэтому, как правило, выступает в ка­честве смыслообразующей основы (и с точки зрения целей и результатов жизни, и с точки зрения самоосуществления как субъекта и как личности).

Психологи отмечают, что деятельность человека всегда сопровождается определенной вербализацией ценностей и цен­ностных установок соответственно. Зачастую эти ориентации становятся установками деятельности личности, что происходит не без влияния господствующей морали, правосознания, миро-

понимания. Так, наличие установки на труд может быть выра­жено в таких смысложизненных принципах, как «жить, чтобы трудиться»; «жить, чтобы после себя оставить добрую память»; «трудиться, чтобы хорошо жить»; «жить, чтобы своим трудом приносить пользу людям». Зачастую индивид является носите­лем нескольких смысложизненных ориентации.

Заслуживает внимания тот факт, что человеческая дея­тельность является объективным основанием этих смысложиз­ненных ориентации. Ведь именно в деятельности осу­ществляется реализация потребностей человека. Как очень тон­ко подметил М. Вебер, «действие всегда связано не только с ценностью успеха, но и с ценностью внутренней убежден­ности». 1 Именно внутренняя убежденность требует подкрепле­ния действием. Однако одной убежденности недостаточно, что­бы деятельность стала настолько эффективна для личности, что полностью бы детерминировала реализацию ее потребностей. Необходимы не только мотивы, но и условия реализации по­требности. На то, что смысл человеческой деятельности в ка­честве своей объективной основы имеет те или иные потреб­ности, указывал, в частности, американский социолог А. Маслоу, когда исследовал проблему «иерархии потребно­стей». Согласно А. Маслоу, человеку изначально присущ «набор» потребностей, а затем он их реализует посредством социальных условий своей жизнедеятельности, подходя к самой высшей из них — самореализации. 2 Таким образом, потребности в их качественной определенности связаны с отчетливым видом деятельности. Они представляют своего рода императив, тре­бующий реализации. Этот своеобразный жизненно важный императив органически связан с его осмыслением, оценкой, значимостью, может выступать и идеалом. Не только каждый вид человеческой деятельности несет свой для человека смысл, но и каждая жизненная ситуация имеет смысл. «Смысл не

Читайте также:  Химические свойства солей с точки зрения химической диссоциации

изобретается: он содержится в человеческой деятельности и егонадо находить» — писал В. Франкл. 1 .. . . .

Человеческая деятельность разнообразна: материально-производственная, политическая, правовая, религиозная, эко­логическая, художественно-эстетическая, социальная. Сама человеческая деятельность детерминирована объективной включенностью в нее индивида. Индивид представляет специ­фическую социальную субстанцию деятельности, т.е., проще говоря, его включенность в производительные силы и произ­водственные отношения детерминирована как жизненной не­обходимостью удовлетворить свои потребности (или хотя бы выстроить их по «принципу иерархии» и соответственно в силу объективных возможностей постепенно, хотя бы частично реа­лизовывать), так и их осмыслением с точки зрения значимости как для настоящего, так и для будущего. Индивид при этом стремится не быть просто «винтиком» в той или иной деятель- . ности, в которую он оказывается включенным в силу жизнен­ной необходимости. Для него не является чуждым конкретный смысл конкретной ситуации. Нет, видимо, такой ситуации, в которой индивид не имел бы возможности найти ее смысл и свое отношение к этому смыслу. Если исследовать структуру , социального действия, то в ней отношение «Я — ситуация» есть всегда смысловыражение действия «Я», его направленности, внутренних изменений как ситуации, так и субъекта социаль­ного действия. Одним словом, все процессы человеческой дея­тельности связаны не только с активностью субъекта сугубо субъективистского толка, но с его активностью, ориентирован­ной на объективные жизненные ситуации и условия деятель­ности, ее характер.

Конечно, смысл деятельности индивида органически не­разделим с ее видом, который определяется своими целями, средствами и результатами. Сам процесс деятельности детерми­нирован также спецификой технологии: взаимодействием объ-

ективных и субъективных в нем факторов. Так, материально-производственная деятельность непосредственным результатом имеет производство материальных благ (средств производства и предметов потребления), а потому ее смысл связан с качеством и количеством произведенных вещей, поиском путей реализа­ции этой цели. Я имею в виду образование, повышение квали­фикации, создание и внедрение новых машин и технологий, развитие личности — творческой, активной, ответственной. Этот смысл содержит сама материально-производственная деятель­ность как родовое явление. Индивидуальный же ее смысл более разнообразен: самореализация личности, стремление хорошо заработать, повысить свое профессиональное мастерство.

Результатом духовной деятельности выступает производ­ство идей, теорий, программ, художественных ценной.

Социальная деятельность своим результатом имеет пре­образование, развитие всей системы общественных отношений во имя человека, его блага. Объект социальной деятельности -человек, семья, коллектив, а субъект — личность, государство, партии, профсоюзы и т.д. Специфика объекта социальной дея­тельности состоит в том, что он одновременно и объективен, и субъективен: формирование, развитие его, вся жизнедеятель­ность подчинены и определенным объективным условиям и в то же время зависят от его личных усилий, для которых их смысловая направленность имеет важное значение (а зачастую и определяющее). Социальная деятельность разнообразна: вос­питательная, религиозная, образовательная, медицинская, пра­вовая и деятельность, посвященная социальной защите населе­ния. Можно сказать также, что объектом социальной деятель­ности является не только человек, но и человеческая деятель­ность в системе определенных общественных отношений. Их изменение связано с осознанием субъектом своей неудовлетво­ренности существующим положением вещей. Зачастую это об­условливается неудовлетворенностью решением индивидуаль­но-личностных жизненных задач, которыми, как обычно, кон-

кретизируется поставленная цель (она выступает для индивида смысловыражением ситуации).

В общественной жизни постоянно складываются сложней­шие социальные взаимодействия: реальные общественные отно­шения и мир ценностей, утвердившиеся в обществе, с одной сто­роны, и мир ценностных ориентации личности с другой. Нужно сказать, что мир личности — глубоко индивидуален и особенно, когда это касается ее собственных интересов, жизненного опыта, мировоззрения. Ведь развитие человека, совершенствование, бла­гополучие, счастье зависят от «включенности» внутреннего мира человеке! во внешний мир, от их взаимодействия. Философы, со­циологи давно обратили внимание на важность согласования ин­дивидуальных и общественных интересов и для развития общест­ва, и для блага самой личности (Т. Гоббс, Р. Уинтроп, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, К. Гельвеции, А. Смолл, Дж.К. Гэлбрейт). Интересы представляют реальную силу, с ко­торой необходимо считаться. Они оказывают решающее влия­ние на активность и пассивность человека (и, конечно, соци­альных групп). Таким образом, смысл деятельности, выражаю­щий какие-либо интересы индивида предопределен ее целепо-лаганием: ожиданием и стремлением получить тождество цели и результата. Однако в жизни зачастую цель и результат не сов­падают. Такое положение связано с тем, что смысл деятель­ности для индивида имеет безусловную сильную тенденцию к своей реализации, но ей противодействуют многие объек­тивные и субъективные условия и факторы, так что конечный исход не всегда может соответствовать тенденции смысловыра-жения.

Интересы индивида в его сознании предстают как цен­ностные ориентации или ценностные установки. Если содер­жание интересов выражает мотивы побуждений к социальному действию, то содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей — это прежде всего мир культуры и широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привя-

занностей, то есть тех оценок, в которых выражается мера ду­ховного богатства личности. Именно поэтому ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интере­сов. Им свойственна относительная самостоятельность.

Итак, смысл жизни — важнейшая духовная ценность че­ловека. Она настолько важна, что человек находится в посто­янном ее поиске, взаимодействии с ней и в зависимости от нее. На первый план постоянно выступает не только то, что выгод­но с точки зрения материальных условий, а то, что должно со­ответствовать представлению о назначении человека: достоин­ство, самоутверждение, свобода личности.

Смысл жизни выражает ценностные стимулы, затраги­вающие не просто самосознание личности, но личностные по­требности. Эту мысль хорошо выразил Н.Э. Чавчавадзе: «говорят, что деятельность человека мотивирована его потреб­ностями: не имея потребностей, человек не стал бы и действо­вать. Это, вероятно, правда. Но правда заключается и в том, что деятельность, целиком и полностью определяемая потреб­ностью, никак не может быть свободной, созидающей новые ценности творческой деятельностью. Пока человек находится во власти потребности, говорить о свободе нечего. Он должен в той или иной мере освободиться от этой власти, преодолеть свое подчинение потребностям, стать выше них. Свобода че­ловека есть всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление». 1

Ясно, что пока существует материальная нужда, страх за настоящее и будущее ценности духовной жизни не смогут стать всеобщим мотивом человеческой жизнедеятельности. В фило­софской литературе можно отметить три основных подхода к проблеме смысла жизни:

Смысл в деятельности, создании чего-либо, творчестве. ; ; • Смысл в том, чтобы любить.

— Смысл — в творении добра. 1 .

Мы уже отметили некоторые подходы, связанные с осмыслением проблемы «смысл — в деятельности как таковой», но необходимо показать, что из себя представляет смысл в дея­тельности социальной. Дело в том, что именно этот вид челове­ческой деятельности реализует, как мы уже говорили, и «смысл в том, чтобы любить» и «смысл — в творении добра». Ведь именно социальная деятельность всегда, когда она ориентиро­вана на благо человека, реализуется как творение добра, высту­пая тем самым в качестве средства заботы и любви по отноше­нию к человеку.

На уровне обыденного сознания распространены иные, свои взгляды на смысл жизни:

— жизнь не имеет смысла, как не имеет его и природа, то есть нет единственного истинного пути для всех людей, возвы­шенный образ жизни или низменный в итоге равнозначны. И выводы делаются такие: «жизнь дается один раз и от нее надо получить максимум удовольствий», «можно и нужно жить только на радость себе, остальное не имеет значения»;

— смысл жизни заранее объективно предопределен Бо­гом, мироустройством, эволюцией, судьбой, роком и остается лишь постичь этот заданный человеку смысл и следовать ис­тинному предначертанному пути;

— смысл жизни состоит в утверждении человеком своейбезграничной свободы. Отрицание смысла жизни нацеливаетчеловека на индивидуализм и эгоизм. Человек может не счи­таться с другими людьми, благополучием общества и природы.Такому человеку, который ориентирован на отрицание смыслажизни, нельзя работать в социальной сфере, его индивидуализмнесет не только эгоизм, но и отчуждение от других людей всамых антигуманных формах. , 1

Интересна концепция смысла деятельности философа-персоналиста Э. Мунье. Он исследует проблему смысла жизни в связи с «ответственной, осмысленной, творческой миссией человека на Земле». 2 И хотя для него вся деятельность лич­ности — это ее сознание, ориентированное на свою надежду, а не на смысл, все же в конечном счете оказывается, что сами качества личности, ее поступки являются результатом как «вовлеченного состояния индивида», так и его собственного «напряженного сознания». Последнее лучше позволяет понять проблему смысла жизни человека, потерявшего возможность активно трудиться, но не оставляющего надежду держаться до­стойно. Эта надежда у верующего человека связывается с сила­ми, которые дает человеку Бог и вера в него, считает Э. Мунье. С другой стороны, ориентация лишь на «напряженность созна­ния» и «силы, которые оно дает человеку, чтобы жить», не всегда может удовлетворить смысловое содержание жизни чело­века. А это реальный мост в безысходность, отчаяние, одиноче­ство. Именно эту безысходность отразила философия абсурда А. Камю, которая рассматривает ряд проблем, позволяющих в особом ракурсе взглянуть на смысл жизни: «Мне дан такой образ жизни — могу ли я к нему приспособиться? Возможна ли не подлежащая обжалованию жизнь?» 3 Эти вопросы актуальны для человека всегда. Они по своей сути касаются нравствен­ности, так как выходят и на индивида, и на общий для людей

смысл существования — отказ от рабского удела; свободу:утверждение своего человеческого и гражданского достоинства.Для экзистенциализма, как известно, характерно углубленноераскрытие проблем индивидуального существования, внутрен­ней жизни человека. Для атеистического экзистенциализма, каки для персонализма, сильна концепция «вовлечения», но в от­личие от последнего, это «вовлечение в существование» сопря­гается с понятиями решимости, риска, не признающего ника­ких границ самоутверждения. Проблемы суверенности челове­ческого сознания, онтологического статуса и назначения лич­ности, свободы индивида, смысла, ответственности личности засвои поступки — вот далеко не полный перечень проблем, кото­рые рассматривает в своих работах Ж.-П. Сартр. Он их решаетв концепции «ничто», утверждающей обреченность индивиду­ального человеческого существования: индивид в своей жизнине находит смысла, ради которого, живет. Человек всегда в раз­ладе с миром как «бытием-с-другим», он постоянно в «бытии -в-себе», находится как бы в ловушке: мир ведет «тяжбу» с ним;одиночество не является случайным, насилие предписано бы­тию самой его судьбой; человеческое отношение с бытием илипросто с другими существами, другими людьми — это «стена» -к таким выводам приходит французский философ. Разумеется,многие из утверждений Ж.-П. Сартра справедливы и заслужи­вают осмысления в плане организации социальной действи­тельности, в центре которой стоит человек с его заботами, тре­вогами, потребностями, интересами. Критика отчуждения,опустошенности личности, утрата человеком себя как личностизаслуживает внимания в экзистенциализме. Для нас же обра­щение к проблеме отчуждения личности, разработанной фило­софами-экзистенциалистами, представляет интерес в связи санализом такой проблемы, как смысл жизни и социальная дея­тельность. •/;

Человек должен решать свои проблемы, к тому же он никогда не довольствуется заданной ситуацией: его человече­ские проблемы, говоря словами Э. Фромма, «уходят корнями в

самые особенности его существования». 1 И если эти условия отчуждают индивида, делают его жизнь полной тягот, не­удобств, страха за настоящее и будущее, то такое бытие необхо­димо изменить во имя блага человека. Однако важно помнить, что творцом и общественного, и личностного бытия является сам человек. Ведь именно он каждое мгновение своей жизни отвечает на вопросы е ее смысле — как он живет и действует. И нет сомнения в правоте В. Франкла, который утверждает, что «нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим». 2 Обще­ственная жизнь с ее многообразными ситуациями — содержа­тельна, и эта содержательность определяется ее «социальными» свойствами. Они выражают отношения явления, вещи, ситуа­ции и личности; исследованы всесторонне в аспекте структуры социального действия Т. Парсонсом 3 (а с точки зрения потре­бительской стоимости и стоимости К. Марксом в «Капитале» 4 ). Но нам хотелось бы подчеркнуть, что процесс этот не только объективный, но и целенаправленный, сопровождаемый умона­строениями в соответствии не только с социально-классовыми интересами, но личным видением этих социальных свойств, своего отношения к ним, своего назначения по отношению к ним, своего собственного целеполапшия. Одновременно нельзя не отметить и такую особенность смысла жизни — он продукт духовной деятельности каждого человека, в нем определенным образом преобразуются и демонстрируются и социальные ка­чества вещей, и отношение к ним самого человека.

lvl Таким образом, в самом феномене смысла жизни мы сталкиваемся с диалектическим взаимодействием необходимых условий бытия и способов целеполагания деятельности; диалек­тикой объективного и субъективного; диалектикой социального бытия и некими формами, в которых выражается отношение индивида к этому бытию и которые обусловливают стимули­рующую роль смысла жизни. Он выражает одновременно осо­бую концентрацию мыслей и чувств, воплотившихся в идеалах или представлениях истинного, справедливого, прекрасного, доброго, благородного. Смысл жизни — это своего рода внут­ренний стержень культуры человека. Чем человек больше вла­деет общечеловеческими ценностями, тем его смысл жизни благороднее, возвышеннее, гуманнее.

Как и всякий подлинный результат работы человеческо­го духа, смысл жизни многослоен, многообразен, способен со­держать не одно, а несколько значений, раскрывающихся по-разному в различных социальных ситуациях, но всегда эти зна­чения объединены общими нравственными, эстетическими, идейными средствами.

Зачастую смысл жизни понимается как идея, апелли­рующая не к повседневным интересам, а к интересам более высокого порядка: человеческого, индивидуального назначения, к интересам класса, общества, человечества. Бесспорно, такое понятие смысла жизни концентрирует сознание индивида, де­лает его более целеустремленным, направленным. Однако это не означает, что все другие ценности для человека перестают существовать или рассматриваются лишь личностью в ракурсе его «основного назначения». Человек является существом не только рациональным, но и эмоциональным, а поэтому его жизнедеятельность сопровождается как рационально-целевым поведением, так и аффективным (эмоциональным), а также традиционным, т.е. таким, которое регулируется общепринятой нормой, обычаем. Именно поэтому смысл жизни выступает важным регулятором в механизме связей между общепризнан­ными ценностями и нормами, общественными и личными ин-

тересами и побуждениями, проходящими через индивидуальное сознание.

Смысл жизни человека складывается в рамках сложив­шихся форм духовного производства: роли религии в обществе, уровня нравственного и правового сознания и т.д. Было бы неверным сбрасывать со счета экономические условия развития общества и отражающую их, политическую обстановку. К тому же смысл жизни как индивидуальная ценность не только отра­жает специфику господствующего в обществе сознания, но и выражает деятельностную сторону отношения человека к миру. Эта деятельностная сторона жизни индивида и формирует, и выражает смысл его жизни (поступков, поведения, общения, деятельности).

Смысл жизни отражает прежде всего нравственные пред­ставления, мотивы, побуждения. Дело в том, что нравственная регуляция интегрирует психическое побуждение и долженство­вание. 1 К тому же именно в моральном сознании интегрируют­ся все высшие ценности — добро, истина, красота, любовь, справедливость, свобода, ответственность, милосердие, трудо­любие, а смысл жизни вбирает, перерабатывает и отражает эти ценности. Можно сказать, что смысл жизни связывает мораль­ные нормы индивида с реальными общественными отноше­ниями, его деятельностью. Он выражает себя в том, как инди­вид оценивает, ограничивает или утверждает в своей жизнедея­тельности определенные ценности и как они соотносятся с по­требностями не только его лично, но и общества в целом. Смысл жизни, ориентированный на общечеловеческие цен­ности, возвышает личность, делает ее сильнее, чище, побуждает в ней особый строй чувств и умонастроений, не связанных не­посредственно с пассивным отражением существующих обстоя­тельств. Эти чувства обращены к таким качествам человека, как собственное достоинство, гордость за результаты своей деятель­ности, поведение, взаимоотношение с людьми. Ощущение

Читайте также:  Как отстоять свою точку зрения не обидев

причастности к делам других людей, общества, государства на­полняет нравственным содержанием смысл жизни. Вместе с тем разные люди в одной и топ же ситуации ведут себя по-разному. Это различие вытекает из нравственной позиции лич­ности, развитости ее ответственности, сознательности, меры зрелости гражданских чувств, ценностных ориентации.

Смысл жизни — это не априорная форма самосознания и не механическое усвоение индивидом прописных истин. Его формирование — результат напряжения духовных сил человека, борьбы мотивов. Осуществление выбора, нравственное воле­изъявление делают смысл жизни важнейшим средством челове­ческой жизнедеятельности и в свою очередь выступают важ­нейшим средством его же формирования. Тот, кто делает все по указке, по предписанию свыше, свой жизненный смысл фор­мирует не сам, в данном случае позиция такого человека может быть и нравственна, и правильна с точки зрения существующих социальных норм, но она несамостоятельна, а потому и нена­дежна. За примером далеко ходить не надо: идеологический пресс в годы советской власти формировал стереотипный смысл жизни — подчинение личных интересов общественным во имя построения коммунистического общества. Сама по себе, как некая абстракция людей, свободных от эксплуатации, рав­ных и экономически, и политически, и социально, — их смысл жизни оказался на некоторый исторический период весьма дей­ственным. Однако универсализация смысла жизни индивида вела и к его непрочности. Ведь смысл жизни — это не государ­ственная или еще чья-либо установка, а ценностная установка самой личности, выстраданная ею. Можно сказать, что смысл жизни всегда имеет личностный характер, выраженный в осо­знании выбора: «так все поступают» или поступить «так долж­но, по-моему мнению». Если смысл жизни формируется по принципу «так все поступают», то жизнедеятельность индивида протекает относительно спокойно. А если жизненный смысл сориентирован личностью на «так должно, по-моему мнению», то неизбежен конфликт, напряженность в разного рода обще-

ственных отношениях, Сог ьба, исход которой вовсе не предре­шается однозначно.

Смысл жизни предполагает готовность человека отстаи­вать свои нравственные принципы, нести ответственность за проиходящее. Именно поэтому человек болезненно восприни­мает все, что противодействует смыслу его жизни. Для старшего поколения России смыслом жизни стало служение коммуни­стическим идеалам, основанное на товариществе и взаимопо­мощи. И когда оно столкнулось с развенчанием официальными учреждениями и лицами их идеалов, оно ныне переживает по­терю своего смысла жизни как величайшую трагедию. Смена смысла жизни — процесс не такой уж простой, как может пока­заться: мол «в условиях рыночных отношений полки заполни­лись обилием товаров и сделано все это за каких-то четыре го­да, так давайте, отказывайтесь от коммунистического идеала, к которому вы не приблизились и за 70 лет советской власти!» Смена смысла жизни представляет кризисное состояние инди­видуального сознания, связанного не просто с пересмотром ценностей, но их противопоставлением между собой и нрав­ственными нормами. Смысл жизни не устанавливается декре­тами, волевыми решениями, он приходит с опытом, через ак­тивное участие человека в общественных делах и прежде всего в труде. Так, изменение мотивов трудовой деятельности ведет не просто к пересмотру иерархии ценностных ориентации лич­ности, но и к своеобразной оценке смысла жизни предыдущих лет.

Особое внимание обращают на себя люди, которые в си­лу меняющихся общественных отношений оказываются в свое­го рода «экзистенциальном вакууме»: они потеряли или еще не обрели определенную ценностную ориентацию. Это бывает как в начале жизненного пути человека, так и при крутых, драма­тических поворотах в его жизни. Последнее особенно болез­ненно для людей, которые оказываются в кризисных обще­ственных ситуациях. Именно такие ситуации, подобно случаю с Сократом в период кризиса афинской демократии, требуют

ответа на вопросы: «Что есть благо? Каков смысл жизни? Для чего человек живет?» Для человека, потерявшего очевидность своей полезности, ощущение включенности в поток социаль­ной жизни, его собственная индивидуальная жизнь предстает как растраченная впустую или никогда не имевшая смысл. Та­кое состояние возникает у людей, которые в силу определенных причин (инвалидность, потеря любимой работы, безработица, выход на пенсию) оказываются вне социальной деятельности. Работа, которая давала человеку средства существования, фор­мировала и его смысложизненные принципы (самоутверждение в глазах коллег, коллектива; их признание и уважение; польза обществу, самоуважение), остается вдруг в прошлом. Человек оказывается наедине с собой, со своим прошлым, в то время, как ему по-прежнему необходимо такое же, как прежде, насы­щенное событиями настоящее и будущее. Творческая, целена­правленная, жизненно необходимая деятельность дает и соци­ально-позитивные ценностные ориентации, делающие жизнь индивида осмысленной и результативной. Каждый индивид не ограничивает свою жизнь лишь личными целями. Даже в усло­виях привычных отношений, повседневности, суеты и мелоч­ных забот он размышляет о себе самом: о том, как живет и как полагает жить; об истинной жизни; о счастье. В обыденном сознании постоянно присутствует вопрос: «Той ли жизнью, какой надо, я живу?» или иначе: «Живу я настоящей жизнью или нет?» Ответ на эти вопросы человек получает из таких ис­точников, как удовлетворенность или неудовлетворенность ре­зультатами своей деятельности, общением с родными, друзья­ми, близкими. Именно через эти отношения происходит слия­ние индивида и социума, его вхождение в общественную жизнь как «Я». Самореализация личности происходит именно в этих важнейших формах его жизнедеятельности, а поэтому предстает как ее жизненный смысл. Конечно, самореализация личности не всегда связана с возвышенными потребностями: она полива-риантна. Художественное творчество, научный поиск, физиче­ский труд, спорт, самые различные виды социальной деятель-

ности могут удовлетворять одну и ту же потребность — потреб­ность в самореализации, так как все они проистекают, по сло­вам Гегеля, из стремления человека осознать «внешний и внут­ренний мир, представив его как предмет, в котором он узнает собственное «Я». 1 Поливариантность потребности самореализа­ции, т.е. выход ее в различные виды деятельности, связана с общим свойством человеческих потребностей — замещения друг друга. Это важное свойство необходимо учитывать, чтобы по­мочь людям, в силу различных причин оторванных от привыч­ной для них жизнедеятельности, реализовать себя в других де­лах. Конечно, реализуемые в одной деятельности потребности существуют отнюдь не на «паритетных началах», а по причине доминантности: одни из них оказываются более жизненно не­обходимыми, другие — менее. Исследование феномена компен­сации смысложизненных ориентации при смене деятельности, связанной с самореализацией индивида, имеет важное значение для деятельности социальных работников. Известно, что при смене жизненных ситуаций, разрыве с той деятельностью, при которой произошла самореализация личности, т.е. она наиболее полно ощутила свой смысл жизни, личность ощущает как бы свою ненужность обществу, другим людям, никчемность своего существования. Большей частью с такими индивидами и стал­киваются в своей деятельности социальные работники.

Социальная деятельность, связанная с человеком, всегда направлена на создание эффективного взаимодействия индиви­да и общества, их обоюдную самореализацию. И поэтому дея­тельность социального работника обязательно должна предпо­лагать в своем истинном предназначении (и в этом аспекте — ее смысла) устранение помех со стороны общества, препятствий субъективного характера со стороны клиента, создание для него условий, обеспечивающих по возможности менее болезненное освоение новых жизненных ситуаций (смену смысложизненных ориентации). Поэтому деятельность социального работника

связана с умением повысить способность людей принимать решения и справляться с новыми для них проблемами, обеспе­чить их связь с жизненным миром общества (услуги, ресурсы), содействовать социальной политике общества.

Социальная деятельность по своему высокому предназ­начению — это деятельность гуманистическая, требующая соз­дания условий для самореализации личности. На эту проблему в свое время обратил внимание один из основателей Римского клуба, первый его президент А. Печчеи. Он писал, что повы­шение качества человека (его человечности — прежде всего) -это сохранение не только устойчивости его личности, личност­ного способа бытия, но и его активности, а также — качества внутри различных социальных взаимодействий, самого общест­ва и его составляющих индивидов. 1 Как видим, А. Печчеи при­дает существенное значение проблеме органического взаимо­действия таких систем, как «человек — ситуация», «человек -человек», «человек — общество» на основе человечности, со всеми ее атрибутами и, конечно, выражением их через смысл жизни.

Заслуживает внимания разработанная в нашем универ­ситете модель социального работника как «модель посредника», определяющая основные направления социальной деятельности в сфере социальной защиты населения. 2

Если деятельность социального работника охарактеризо­вать как оказание помощи людям через определенный взгляд на жизненную ситуацию, то проблема смысла жизни социаль­ного работника приобретает особое значение: от того, какое место отводится другим людям и каково к ним отношение, его смысл жизни приобретает особую социальную значимость. Ведь смысл жизни человека — это не просто идеал или совокупность идей, а ориентация человека на определенный способ действия,

как справедливо отметил М. Вебер. 1 Однако эта оценка пред­ставляет собой не просто теоретическое, умозрительное приня­тие или не принятие определенных ценностей, а «практическую» оценку доступного влиянию действий соци­ального работника; действий, поведения, жизненной ситуации его клиента как достойного не просто одобрения или порица­ния, а и реальной практической помощи, открытого участия. Нельзя забывать, что смысл жизни — это система практических оценок собственной жизни индивидом, в том числе и социаль­ным работником. Поэтому существует сложная взаимосвязь между смыслом жизни социального работника и смыслом жиз­ни его клиентов. Отметим наиболее очевидные подходы к смыслу жизни в социальной деятельности:

1. Уяснение для самого социального работника его соб­ственного смысла жизни (не только на основе общефилософ­ской методологии и специальных знаний, но и его нравствен­ных жизненных позиций).

2. Осмысление смысла жизни клиента: его формирова­ния и основных принципов.

3. Обнаружение моментов совпадения, соприкосновения смысла жизни своего со смыслом жизни клиента.

4. Понимание глубоко личных жизненных решений ин­дивида, к которым он идет сам.

5. Учет «личностных прав» социального работника и клиента.

6. Социальная помощь в реализации смысла жизни кли­ента в новых для него жизненных условиях. .

Смысл жизни — это феномен и внутреннего мира чело­века, а не только его практического сознания, а поэтому дея­тельность социального работника весьма деликатна: возможны субъективные претензии на вторжение в структуру личности, проще говоря в ее внутреннюю духовную жизнь. Облеченные доверием государства, социальные работники могут создать,

говоря словами М. Вебера, «беспрецедентную ситуацию», 1 ког­да берутся проповедовать свое вероучение, свои жизненные концепции, излагать решение важных проблем мировоззренче­ского характера «во имя клиента». Не проповедническая дея­тельность и пропаганда определенных идей, а помощь в созда­нии условий для самореализации личности клиента; такие под­ходы к человеку, которые он воспринимает как добро, справед­ливость, истину, уважение, доброжелательство, искреннее уча­стие и т.п.

Для самого же социального работника важно находить удовлетворение в выполнении любой скромной задачи, умение отбирать факты, средства для выполнения этой задачи; не по­зволять себе выставлять на первый план свои вкусы и прочие качества. Ведь личность всегда заявляет свои права и требует соблюдения ее собственных законов и законов, к ней относя­щихся, а поэтому социальный работник, уважая эти требования личности, в своих отношениях с клиентом всегда должен ори­ентироваться на выбор последнего.

Вряд ли можно (даже и философски!) рекомендовать со­циальному работнику какие-то эмпирические или даже рацио­нальные методы, средства, которые могли бы претендовать на помощь в выборе клиентом своего смысла жизни. Очевидно, надо всегда исходить из конкретной жизненной ситуации, из фактических условий и отношений, направляя их в пользу своего клиента. Конечно, для индивида, оказавшегося в ситуа­ции, требующей социальной защиты, теряется не только опора его жизнедеятельности в виде объективных условий или физи­ческих возможностей, но и определенных жизнесмысловых принципов. Одним словом, индивид, оказавшийся в неблаго­приятной для него ситуации, начинает оценивать ее как не имеющую для его самоудовлетворения шансов, как невероят­ную и чуждую, которую он не перенесет и т.д. Для социального работника знать границы возможного — задача, напрямую выхо-

дящая к проблеме смысла социальной деятельности. Правда, у М. Вебера есть интересное замечание по этому поводу:. «возможное часто достигалось только благодаря тому, что дела­лась попытка выйти за границы и проникнуть в сферу невоз­можного». 1 Пожалуй, в наших современных российских усло­виях (слабое финансирование и низкая материальная база со­циальной сферы) следует еще иметь в виду способность соци­ального работника приспособиться к данной ситуации. В связи с этим стоит вновь обратиться к М. Веберу, имеется в виду определение социального, которое он дает в работе «Основные социологические понятия»: «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу (подчеркнуто нами — Г.И.) соотносится с действием других людей и ориентируется на него». 2 Слово «смысл» здесь имеет два значения: 1) предполагаемый смысл субъектом своего «Я», своей жизни в данной социальной реальности; 2) просто значимый для индивида смысл жизни (субъектно и даже, воз­можно, гипотетически им принятый).

Смысл жизни социальным работником постигается через познание таких сильных чувств, как любовь, человеколюбие, почтение, преданность, милосердие, воодушевление. Одновре­менно необходимо умение оценить аффекты, заблуждения как собственные, так и клиента. И если для клиента социального работника граница между осмысленным действием и поведени­ем (не связанным с субъективно предполагаемым смыслом) не может быть точно проведена, то для социального работника должно быть характерно целерациональное действие.

П. Бергер и Т. Лукман в работе «Социальное конструи­рование реальности» справедливо заметили, что реальность повседневной жизни тесно связана со смыслом жизни индиви­да. «Реальность повседневной жизни» организуется вокруг

«здесь» моего тела и «сейчас» моего настоящего времени. 1 От­сюда справедливо говорить о «пространстве — времени моего бытия», которое отлично от «пространства — времени бытия другого», а значит, правомерно, что проекты, желания, идеи, смысл жизни не совпадают у индивидов полностью, их внут­ренний мир всегда индивидуален. Нами еще слабо исследован «жизненный мир» человека, в том числе применительно к со­циальной деятельности и проблеме смысла жизни личности. Заслуживает внимания разработка X. Ортега-и-Гассет таких понятий, как: «жизненный мир», «жизненный процесс», «жизненная позиция», «жизненная ситуация», «жизненное ориентирование», «жизненное пространство», «жизненные от­ношения», «повседневная жизнь», «жизненное событие», «социальная организация (жизни)», «»социальная позиция» и др., 2 которые позволяют углубить проблемы социальной дея­тельности и смысла жизни. Для уяснения роли смысла жизни индивида важно понять, как он себя проявляет, «работает» в жизненном процессе, жизненных ситуациях, во всей челове­ческой жизнедеятельности, как сама жизнь в каждый свой миг отвечает на вопрос о ее смысле. В том, как индивид живет и действует проявляется смысл его жизни, хотя он и выглядит как нечто субъективное, скрытое во внутреннем мире человека, тайное. Но это «тайное» неотделимо от человеческой жизнедея­тельности. «Тайна деятельности, — писал Э. Мунье, — неотдели­ма от форм самой деятельности, как тень, павшая на лицо, не­отделима от отбрасывающих ее предметов, и мы замечаем ее, лишь когда они приходят в движение». 3 Точно так же и смысл жизни, смысл социальной деятельности обнаруживается в единстве целей, ценностей, знаний, методов, действий, поступ­ков, т.е. в его движении, кроме того, как выражение кризисных состояний индивидуального и общественного сознания.

Источники:
  • http://minskblog.livejournal.com/32170.html
  • http://studopedia.ru/19_16070_problema-smisla-zhizni-cheloveka.html
  • http://studfiles.net/preview/5651353/page:3/