Меню Рубрики

Сказки о рыбаке и рыбке с точки зрения психологии

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина — это всем известная история о нескончаемости человеческих желаний. Сколько бы человек не зарабатывал, сколько бы всего не мог себе позволить, чего бы не достиг — ему всегда будет мало, всегда будет чего-то не хватать. Такова природа людей.

Каждый день главный персонаж сказки – дед, проводит как предыдущий. Он занимается привычным незатейливым делом — рыбалкой. Ловля рыбы не приносит ему ничего кроме пропитания. Так и живёт старичок изо дня в день. Как вдруг ловит в сети саму «удачу» — золотую рыбку, готовую исполнить его желание за подаренную свободу. Старик никогда и не думал о том, что в его жизни может быть что-то большее, чем потрепавшаяся одежда и землянка. Не имея представления, что делать с этим чудом, дед идёт к своей старухе с тем, что «не посмел взять выкуп» с рыбки. На что бабка просит: «хоть бы взял ты с неё корыто», сначала не веря счастью старика. Когда баба видит, что чудо на самом деле свершилось, она начинает просить сначала дом, а затем новый статус и двор.

Насытившись дворянским титулом, хочет бабка попробовать себя в роли царицы. В прошлой жизни она ничего не видела кроме «разбитого корыта». А тут подвернулась возможность попробовать всё лучшее сразу. В отличие от деда, старуха без опаски загадывает желания. Но каждое исполнение не приносит ей удовлетворения: оказывается, что она не знает как, и не хочет дальше следовать обязанностям своих ролей. Видимость беззаботности жизни морской царицы кажется ей самой интересной и привлекательной.

А народ смеётся над безропотностью мужа и нелепостью положения его жены: «не садися не в свои сани».

Но бесконечно надеяться на удачу нельзя. А тем более, не возможно подчинить её себе. Своей грустной развязкой именно это показывает нам сказка.

Мало «поймать золотую рыбку», нужно правильно распорядиться наградой. И вдумчиво отнестись к тому пути, который она открывает. Ведь даже «царские палаты» старухи — это не столько путь к праздной жизни, сколько ответственность за своих слуг и за сбережение своих богатств.

Образ же простодушного старичка напоминает читателям, что одного только труда не достаточно для тёплой и сытой жизни.

Произведение является одним из самых известных созданий поэта, написанном в жанре народного поэтического сказания с использованием традиций русского фольклора.

Основной темой сказки автор представляет понятие человеческой морали, заключающейся в чувстве меры при достижении желаемой цели.

Основными персонажами произведения являются золотая рыбка и семейная пожилая пара в образах старика и старухи, характеры которых описываются поэтом в неповторимой стихотворной форме.

Старик представляется в сказке в качестве положительного героя, отличающегося смиренностью и безвольностью, при этом являющегося добрым, бесхитростным человеком, находящемся под влиянием собственной сумасбродной жены.

Образ старухи, вокруг которого разворачивается сюжетная линия сказки, изображается автором в виде завистливой, жадной пожилой женщины, отличающейся злобностью, алчностью и взбалмошностью. Поэт противопоставляет старуху образу ее мужа, описывая ее в представлении темные черты человеческого характера и символизируя злобное эгоистичное начало, заставляющее чистого душой старика исполнять ее прихоти.

Вводя в произведении образ золотой рыбки, способной исполнить любые желания и ассоциирующейся с материальным миром в виде синего моря, поэт демонстрирует психологическую целостность, которая нарушается при безмерном проявлении алчного и властного безумия в виде непрерывных желаний старухи.

Ключевым авторским замыслом является демонстрация последствий попустительства человека собственным эгоизму и жадности, приводящих к желанию обладать ложными, ненасытными потребностями, забывая о душевном состоянии, которое для каждого человека должно быть на первом месте, тогда как материальные блага вторичны и нередко коварны.

Сказка имеет глубокий философский смысл, заключающийся в невозможности обретения счастья посредством получения материального благополучия в отсутствии проявления душевных человеческих качеств. Поэт мастерски используют художественные приемы выразительности в виде аллегории, позволяющее осознать истинной предназначение человека, заключающееся в существовании людей в ладу и гармонии с окружающим миром и собственной душой.

Произведение раскрывает понятие непомерной человеческой жадности и на примере сказочного сюжета показывает неотвратимость наказания алчности.

Несколько интересных сочинений

«Песнь о Роланде» была написана в честь одного из крестовых походов. Автор в основном использовал реальные факты, но все же реальность во многом расходится с событиями в поэме.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Анна Павловна Шерер, представленная писателем в образе владелицы модного в великосветских кругах петербуржского салона.

Первый образ — молодой художник Чартаков. Знакомство с ним проходит ещё в самом начале рассказа, когда он находился рядом с картинной лавкой

Сочинения про разные школьные предметы для 5-11 классов

В конце учебного года ученики сдали свои учебники в школьную библиотеку. Заботливый библиотекарь аккуратно поставил их на книжные полки, где учебники должны были провести все лето

Сказки о рыбаке и рыбке с точки зрения психологии

Мясников Андрей Геннадьевич

Пензенский государственный университет

доктор философских наук, профессор кафедры

методологии науки, социальных теорий и технологий

Myasnikov Andrej Gennadjevich

Penza State University

PhD, of the professor of chair

methodologies of science, social theories and technologies

Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина

«О рыбаке и рыбке»

Аннотация: В статье представлен современный системный анализ известной сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», с помощью которого выявлены четыре проблемные ситуации: «бедность», «покорность», «расколотое сознание» и «искушение». Философское осмысление этих проблемных ситуаций позволяет увидеть их практическую важность для человеческой жизни.

Ключевые слова: Пушкин, сказка, матрица традиционного сознания, проблемная ситуация, расколотое сознание, порядок природы

Modern philosophical comprehension of the fairy tale of A. S. Pushkin

«About the fisherman and a small fish»

Abstract: In the article the author deals with the modern system analysis of the famous fairy tale of A. S. Pushkin «About the fisherman and a small fish» by means of which four problem situations are revealed: «poverty», «humility», «the split consciousness» and «temptation». Philosophical judgment of these problem situations give a chance to see their practical importance for human life.

Key words: Pushkin, the fairy tale, a matrix of traditional consciousness, a problem situation, the split consciousness, the order of nature

Сказки А.С. Пушкина дают философам и другим специалистам-гуманитариям замечательный образец русского архетипического сознания, в котором представлены многие жизненно важные смыслы и проблемные ситуации, возникающие перед каждым поколением россиян [3].

Философский подход к анализу сказок предполагает определённую методологию, позволяющую увидеть в художественных образах скрытые, неявные смыслы и показать их существенное значение для нашей жизни. Ведь сказка предназначена учить практическому поведению, она даёт правила-предписания, образцы для подражания [5]. Если же мы выявляем в ней новые смыслы, то тем самым производим некоторую переоценку, трансформацию этих правил и образцов поведения, а значит, расширяем морально-практические возможности человеческой деятельности.

Практическая философия не случайно обращает внимание на самые известные и популярные сказки, которые задают привычные модели поведения для наших современников. Обнаружение и раскрытие новых смыслов способно разнообразить прежние модели поведения, осовременить их и увидеть новые перспективы и возможности решения проблемных ситуаций.

Итак, перейдём к нашей сказке «О рыбаке и рыбке». Это действительно «наша» сказка, на которой воспитывалось уже несколько поколений россиян. Мы любим её, и хотим понять в ней что-то ещё, может даже додумать за «нашего» великого автора.

По моему мнению, эта сказка является мудрым предупреждением Пушкина людям, прежде всего, своему русскому народу, всем мужчинам и женщинам, пожелавшим жить вместе, в одной семье, а также каждому человеку, сознающему внутренний конфликт своего ума и чувственных желаний. Потребность в предупреждении возникает именно в таких проблемных ситуациях, когда нарушается равновесие или баланс сил, что неизбежно ведёт к конфликтам и несчастьям. Не гармоничная жизнь не может не беспокоить наш разум, и он будет искать причины и способы устранения такой дисгармонии, – это и будет жизненным, практическим философствованием, к которому мы приступаем вместе с Пушкиным

Смысловые уровни сказки и проблемные ситуации

Чтобы увидеть новое в этой сказке я предлагаю выделить в ней 4 уровня, которые соответствуют структуре русского традиционного сознания или так называемой русской Матрице [6]:

На каждом из этих уровней происходит некоторое нарушение равновесия или дисбаланс сил, ведущий к конфликту и несчастью. Так, на первом уровне происходит безумное богоборчество, попытка человека стать Богом и подчинить себе всё сущее. На втором уровне происходит конфликт внутренних способностей человека: мышления и желаний. На третьем уровне просматривается разрыв между всесильной, абсолютной властью и бесправным народом, а на четвёртом уровне – семейный конфликт между мужем и женой, между мужским и женским началом человеческой природы.

Все эти уровни тесно переплетены между собой и в сказке, и в реальной жизни, потому обращаясь к одному из них, необходимо выходишь и на другие. При этом сюжет сказки разворачивается в обратном порядке: от социально-родовых, семейных отношений («Жил старик со своею старухой у самого синего моря») до религиозно-метафизического богоборчества («Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою»).

Первой проблемной ситуацией нашего философского осмысления будет неспособность мужа («старика») обеспечить материальное благополучие своей семьи; нищенское состояние этой семьи символизирует «разбитое корыто». В таких скудных жизненных условиях неизбежен конфликт между мужем и женой, а тем более в ситуации, когда старик отказался от возможности выйти из такого нищенского состояния (отказался взять выкуп с рыбки).

Почему «старик» сам не сообразил что-то попросить у волшебной «рыбки»? По всей видимости, он не был нацелен на улучшение своего материального состояния – его всё устраивало. Да, и к тому же, он мог реально испугаться волшебства («говорящей рыбки»), и не решился что-то спрашивать и просить.

«Старик» демонстрирует крайнюю воздержанность, полный аскетизм в желаниях, которые соответствуют традиционному православному мировоззрению. Не случайно, что большинство современных россиян считают деньги, власть и гордость злом, а ведь именно они стимулируют интерес к материальному благополучию и независимости[1]. Если же эти ценности признаются греховными, злыми, то человек не будет испытывать к ним доверия, почтения, и не будет к ним стремиться. Старик также понимает, что в феодально-крепостном обществе деньги и власть принадлежат лишь «господам», а простые холопы не должны на них претендовать.

Эту проблемную ситуацию, которая представляет собой социально-родовой уровень традиционного сознания, мы можем обозначить как ситуацию «Бедности», и связанных с ней жизненных проблем.

Вторая проблемная ситуация, возникающая на социально-политическом уровне осмысления сказки, связана с вопросом «что такое свобода?», и предполагает рассмотрение «многомятежного хотения» людей (Иван Грозный) как состояния между рабской покорностью и вседозволенностью.

В образе «старика» мы можем увидеть «безмятежную целостность духа», ту самую внутреннюю самодостаточность, которая делает человека как бы неуловимым для мира. Любой тиран или авторитарный правитель мог бы только мечтать о таких послушных и безропотных подданных, совершенно не интересующихся деньгами и властью.

Тогда возникает вопрос: можно ли считать «старика» свободным? Вроде бы внутренне он свободен, самодостаточен, безмятежен, но ему не даёт покоя «его старуха», он вынужден подчиняться ей, а значит, его внешнее поведение вовсе не свободно, ведь он с неохотой выполняет её указы. Его рабская покорность вызывает сочувствие и жалость, но за этим послушанием хочется видеть какую-то высшую мудрость, типа стоического осознания необходимости или христианского «непротивления злу», и хочется верить, что он делает это не напрасно и не по своей мягкотелости. Хотя итог сказки не даёт нам ясности: правильно ли поступал старик?

Некоторые интерпретаторы этой сказки полагают, что поведение «старика» соответствует мудрому принципу «Кто меньше всех возжелает, тот больше всех обретет», но он почти ничего не хотел и ничего не получил в итоге.

Морально-психологический уровень понимания сказки выводит нас к третьей проблемной ситуации, а именно к соотношению внутренних способностей человеческой души. Так, «старик» не хочет ничего менять, ему нужен только «покой». Он не имеет других желаний, его воля очень слаба или почти отсутствует, поэтому его поведение полностью подчинено чужой воле – воле «старухи», которая является его второй половиной.

«Старик» ясно понимает законы этого мира, он воплощает собой «чистый ум» (с психоаналитической точки зрения – Эго): он как стоик, аскет почти безропотно принимает данность этого мира, его чёткий, неизменный порядок, и не противится ничему, ни с кем не спорит, а лишь выполняет пожелания и повеления других лиц. Это похоже на мудрость, но почему-то его жалко, и сам автор называет его «невежей», не знающим «науку» о том, что не нужно садиться не в свои сани. В данном случае поэт говорит от имени народа, и это мнение оказывается моралью сказки [2].

Но почему эта мораль обращена к «старику», а не к «старухе»? Наверное, потому что он должен её научить, т.е. обуздать её «безумные», неограниченные желания. Для этого он должен проявить свою волю, и подчинить себе «старуху». Говоря кантовским языком, чистый разум должен стать практическим, самодеятельным, самовластным. Но чтобы стать таким «старик» должен что-то понять, и не случайно сказка возвращает нас к «разбитому корыту», к исходному состоянию: чтобы начать жить снова, опираясь на полученный горький опыт, на «науку».

Читайте также:  Врожденные и приобретенные дефекты зрения являются

Что же должен усвоить «старик», чтобы его жизнь со «своей старухой» была счастливой, чтобы была довольна её душенька? Ведь он не может без неё, как человеческий ум не может быть без желаний, без чувств и эмоций. Для счастливой, гармоничной жизни человеку необходимо согласие между умом и хотениями. Для этого ум должен быть деятельным, т.е. ясно знать и хотеть, а желания должны стать осмысленными, рациональными, упорядоченными. Иначе непрерывный кризис: бездеятельный ум обречён на многочисленные беспокойства и постоянные телесные страдания, а безудержность чувств и желаний приводит к ещё большим страданиям и потерям.

Понимание необходимости единства ума и желаний является взрослением человека и общества, выражением роста степени самостоятельности, увеличения человеческих возможностей. При этом растущая рационализация жизни, по мнению Макса Вебера, ведёт к гармонизации личностного самосознания и социальных отношений [8].

Итак, в сказке задаётся архетипическая модель человеческой личности:

«Старик» — это чистый, созерцательный Ум.

«Старуха» — это неразумная, беспокойная Душа = Желания.

Нужно обратить внимание на ключевую проблемную ситуацию сказки – на перевёрнутость иерархии Ума над Желаниями; тем самым нарушается естественный порядок отношений, что и приводит к дезорганизации жизни данной системы, к упадку (обнулению), символом которого становится «разбитое корыто»

Образ «разбитого корыта» наглядно показывает разорванность внутри человека, внутренний расколмежду бездеятельным, безвольным умом и неразумными, неограниченными желаниями души (от корыстолюбия до властолюбия), и вместе с тем внешний раскол между мужчиной и женщиной, мужем и женой, которые не могут вместе обрести счастья, удовлетворённости и гармонии в жизни [7].

Пассивный, созерцательный Ум («старче» — почти восточный мудрец) не может подчинить томящуюся желаниями и страстями Душу, которая считает свой Ум, свою вторую половину – «дурачиной, простофилей», не способным обеспечить жизненное благополучие, семейное счастье[2]. И «старуха» права, упрекая своего «старика» в том, что он «дурачина, простофиля», не заботящийся о благополучии своей семьи, не беспокоящийся о том, что даже выстирать грязное бельё не в чем – корыто ведь разбито.

Таким образом, «разбитое корыто» символизирует раскол между наивным, незаинтересованным, бескорыстным Мышлением и корыстными Хотениями – естественными человеческими желаниями, которые стремятся к неограниченному обладанию.

Пушкин замечательно показывает безудержный рост желаний «старухи» (души, отколовшейся от своего ума) как растущий разрыв со своим «стариком» — умом:

  • «разбранила меня моя старуха» — явно выраженный конфликт интересов
  • «ещё пуще старуха бранится», «сварливая баба» – усиление этого конфликта
  • «пуще прежнего старуха вздурилась» – отступление от ума
  • «белены объелась», «опять моя старуха бунтует» – отказ от ума
  • «ещё пуще старуха вздурилась» — безумное богоборчество.

«Что мне делать с проклятою бабой…?» – этот первый практический вопрос старика, обращённый к рыбке, вернул всё к исходному началу.

Как наглядно показывает сказка, разрыв Души со своим Умом грозит страшным безумием для «старухи» и осмысленным признанием своего безволия (практического «невежества») со стороны «старика». Ведь только в самом конце он обращается к рыбке за практическим советом «что мне делать…?», тем самым признавая своё «невежество» — бессилие. Простофиля не знает сам, что ему делать, ему всегда нужны указания или приказы, поэтому он не может обойтись без своей приказчицы.

Выходит, что в этом разрыве виноваты обе стороны: и безвольный, созерцательный Ум, и неразумная Душа. Обе оказываются виновными в своём расколотом состоянии, и в итоге – в своей немощности, бессилии и обречённости всё начинать с нуля, с «разбитого корыта».

Теперь мы можем выйти на религиозно-метафизический уровень понимания сказки, который открывает проблемную ситуацию Искушения властью-могуществом.

Когда мы подступаем к этому смысловому уровню, то должны обратить внимание на явный христианский мотив 33-летия совместной жизни старика со старухой («Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года»). Этот христианский мотив предполагает, что герои сказки должны испытать себя дьявольским искушением властью-могуществом.

«Старик» (чистый разум) сразу преодолевает это искушение, отказываясь от выкупа золотой рыбки, а «старуха» (неразумная душа) испытывает его сполна. По сути, это и было искушение именно для неё – потенциально мятежной, страстной и желающей души человеческой.

Так, с точки зрения здравого смысла и обычной морали мы можем упрекать «старика» в безволии и холопской послушности, а с позиции христианского вероучения он проявил величайшее смирение, отречение от мирских благ и может вызывать уважение к своей нечеловеческой премудрости.

При этом «старуха» (его вторая половина) даёт нам пример страстного, почти безумного искушения властью-могуществом, доходящего до богоборчества. Хотя Пушкин и не решается прямо сказать, что, в конечном счете, она хочет стать Богом, эта идея ясно выражена в немецкой сказке братьев Гримм «О рыбаке и его жене» (1812 г.), сюжет которой был использован русским поэтом для своего шедевра [1]. Гриммовская старуха заявляет: «хочу я стать богом!», чтобы повелевать Луной и Солнцем [4].

Пушкин смягчает эту богоборческую амбицию «старухи» до желания повелевать «золотой рыбкой», но смысл искушения от этого не меняется. Желание человека стать Богом противоестественно, ведь человек не в силах изменить свою природу и природу вещей, потому эти попытки обречены на неудачу, которая и будет наказанием за гордыню. К тому же властолюбивые стремления «старухи» ломают традиционный иерархический уклад российского самодержавного господства, передаваемого по наследству. Её амбиции могут быть заразительны:

– Видите ли, захотела стать «вольной царицей», а потом ещё и «владычицей морской», которая уже выше царской власти. Это же бунт!

За такое нарушение традиционной властной иерархии должно быть суровое наказание, но сказка лишь возвращает главных героев к исходному началу. Можно ли это считать наказанием? В отношении «старухи» – несомненно, ведь она так высоко вознеслась, а в отношении «старика» – не очень понятно, ведь даже корыто у него снова разбито и его нужно делать или покупать. Они возвращены к жалкому началу, а вместе с ними и мы переживаем эту поучительную драму, и обдумываем её причины.

Итак, мы рассмотрели 4 проблемные ситуации в сказке «О рыбаке и рыбке», и теперь можем их упорядочить и обобщить:

  • ситуация «Бедность»;
  • ситуация «Покорность»;
  • ситуация «Расколотое сознание»;
  • ситуация «Искушение».

Каждая из этих ситуаций может получить отдельное объяснение, но именно в системной связи они показывают глубину и масштаб сказочного предания, гениальность автора и великолепие русского языка. Эта выявленная системная связь позволяет современным исследователям видеть сложную целостность традиционного архетипического сознания, и вместе с тем по-своему использовать проблемные ситуации для решения современных теоретических и практических задач.

Теперь мы можем дать своё философское разъяснение пушкинского предупреждения, о котором говорили в начале статьи.

Бедность (материальная и умственная) парализует желания человека и склоняет к рабской покорности; отказ от личной свободы ведёт к внутреннему расколу между умом и чувствами, который порождает неудовлетворённость жизнью и разные конфликты; неудовлетворённое рабское сознание легко попадает в искушение неограниченной власти и пытается перевернуть весь мировой порядок; бунт человека против порядка природы даёт горький опыт и возможность начать всё с начала, обогатившись знаниями, опытом; а это даёт надежду на то, что новый жизненный цикл будет интереснее и счастливее.

  1. Азадовский М. К. Источники сказок Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии/ АН СССР. Ин-т литературы. – М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1936. – Вып. 1. – С. 134-163.
  2. Винарская Е. Н., Анюхина А. Художественные образы сказки А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск № 2. 2003. – Воронеж. С. 35-42.
  3. Гагаев А. А. Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки: Монография – М.: Инфра-М, РИОР. 2014. 202 с.
  4. Гримм Я., Гримм В. О рыбаке и его жене // Режим доступа/ http://hobbitaniya.ru/grimm/grimm19.php(дата обращения: 11 февраля 2017 г.)
  5. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. Т.2. Мифологическое мышление / Пер. с нем. С. А. Ромашко. – М.– СПб.: Университетская книга, 2002. С. 120-145.
  6. Мясников А. Г. Современные трансформации традиционного сознания в России: распад или обновление? // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — № 3, 2013. С.44-56.
  7. Сикевич З. В. Расколотое сознание как отражение расколотого общества // Режим доступа / http://vif2ne.org/nvz/forum/archive/137/137971.htm (дата обращения: 11 февраля 2017 г.)
  8. Хабермас Ю., Тягунова Т. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. – № 3. Т.8. 2009. С. 37-60.
[1] См.: Мясников А.Г. Деньги – это зло? // Режим доступа: http://sofia-pnz.ru/?p=762 (дата обращения: 11 февраля 2017 г.) [2] Как отмечает И. Кант в своей «Антропологии», простофилей обычно называют человека, который «всегда нуждается в руководстве». См. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения. В 8-ми т., Т.7., М., 1994. С. 155.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • +СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА (4)
  • Беседы (48)
  • прот.Александр Мень (4)
  • прот.Александр Шмеман (5)
  • Тайна русского слова (3)
  • Библейские чтения (2)
  • Великий Пост. Страстная неделя.Пасха (92)
  • Вера и неверие (14)
  • Я верю в Бога (8)
  • Вера.Надежда.Любовь (51)
  • Вера (7)
  • Верить — значит идти (9)
  • Надежда (3)
  • О любви (26)
  • Для родителей (37)
  • Духовные песнопения (5)
  • Книга жизни (12)
  • Когда в дом пришла беда. (46)
  • Беседы.Статьи (9)
  • Видео (14)
  • Песнопения (8)
  • Проза (7)
  • Проповеди (2)
  • Сильные духом (3)
  • Стихи (3)
  • Люди Церкви (73)
  • свящ.Павел Адельгейм (40)
  • Молитва (11)
  • Молитва — вершина поэзии (3)
  • Псалмы (5)
  • Музыкальный архив (69)
  • Авторская песня (11)
  • О смысле жизни (29)
  • прот.Александр Мень (4)
  • Смысл жизни (9)
  • Общинно-братская жизнь (18)
  • Общность, общение (6)
  • Опыт духовного сопротивления (8)
  • Память смертная (12)
  • Православие и русская литература (2)
  • Праздники (73)
  • Притчи (22)
  • Проповеди (164)
  • свящ.Павел Адельгейм (122)
  • Путь духовного обновления (17)
  • О вере (5)
  • О любви (3)
  • О свободе (3)
  • О совести (6)
  • Путь к Богу (8)
  • Путь человека (3)
  • Рассказы (4)
  • Семья (27)
  • Стихи (61)
  • Таинство жизни (19)
  • Талантливые люди (7)
  • Фильмы (11)
  • Христианская этика (44)
  • Церковь и общество (7)
  • Цитаты (3)
  • Человек и общество (50)
  • Антропологическая катастрофа (7)
  • Человек и Церковь (31)
  • Это красиво (1)
  • Этот мир придуман не нами. (9)

Цитатник

Где купить лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существуют наценки знают .

Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос.

Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда.

Любовь готова все прощать, когда она — любовь, умеет беспредельно ждать, когда она —любов.

Великий ход страстной Седмицы Дорога боли, мук, страстей К чему удел Судьбы склонится .

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Духовный смысл сказки о рыбаке и рыбке.

Понедельник, 18 Ноября 2013 г. 20:08 + в цитатник

Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».

Почему он решил написать несколько сказок? С одной стороны, это предание старины глубокой, рассказы его любимой няни, с другой, это литературные сказки братьев Гримм, в частности, сюжет о золотой рыбке он взял и померанской сказки братьев Гримм, правда значительно переделав её содержание, поскольку для Пушкина было очень важно показать нравственный выбор человека «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

«Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года». На что следует сразу обратить внимание. «Жил старик со старухой» — со своею старухой, т.е. со своей женой. Она замужем, т.е. она за своим мужем пребывает. Муж – главный, жена за ним следует. Пушкин писал эту сказку, когда был уже женат. Поэтому семейные отношения для него весьма важны.

«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Читайте также:  Какие ограничения по зрению у электромехаников

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Как-то однажды забросил старик невод, но в первый раз невод пришёл только с тиной морскою. Второй раз забросил — пришла вода морская. И вот когда в третий раз он забросил невод, поймал золотую рыбку – не простую, а золотую. Золото, золотистый цвет — символ вечности.

Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:

«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.

Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.

Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Что она захотела попросить у рыбки? Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит: «хоть бы взял ты с неё корыто». «Хоть бы» — то есть взял бы что-нибудь, лишь бы взял.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

«Не печалься, ступай себе с Богом, будет вамновое корыто». Будет ВАМ корыто и НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ступай себе с Богом, — значит с покоем.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте. ». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Смотрите, просьба идёт по нарастающей. Может ли человек когда-нибудь остановиться в накопительстве земных богатств. Для Пушкина ведь очень важен этот вопрос с духовной точки зрения: «не собирайте земных богатств, а собирайте духовные богатства — небесные». Пушкин об этом очень хорошо знает. Поэтому пытается отразить это и в своей сказке.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться.

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

«Ещё пуще старуха вздурилась», — замечает Пушкин, т.е. совсем уже лишилась разума потому, что не даёт отчёт своим желаниям и не ограничивает их. Не хочет уже старуха быть дворянкой, хочет быть вольной царицей.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Может ли обуздать старик эту страсть старухину. Конечно же, — нет. Теперь только вмешательство другой силы может способствовать этому. Старик покорно идёт к синему морю. Оно уже вздыбилось, оно потемнело. Должен был старик обратить на это внимание? Да, он видит, но ничего не может сделать со сварливой своей старухой.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

Здесь сразу же возникает вопрос: в чьи сани пытался сесть старик? Старуха ведь — жена старика, хоть она и носит царские одежды. Другое дело, что старик не может быть царём. В этом-то весь вопрос.

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Теперь у неё уже новая, самая фантастическая идея возникла: «воротись, поклонись рыбке — не хочу я быть вольной царицей, а хочу быть владычицею морскою, чтобы жить мне в океане море и служила мне рыбка золотая, и была б у меня на посылках».

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

Читайте также:  Приказ допуск на работу по зрению

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Мышка – представительница потусторонних сил. Если с небрежением относились к яйцу-раю, то и потеряли его. Теперь вот старик и старуха плачут, а курочка кудахчет и говорит им: не плачьте старик со старухой, я вам снесу новое яйцо. Это уже будет яйцо не золотое, а простое. Иными словами, Адаму и Еве будет дан уже другой — земной мир, в котором они должны пребывать. Райское золотое яйцо у них уже отобрано.

По сути дела, в этих двух сказках – Пушкина и русской народной сказке — говорится об одном и том же: человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет. Для человека самое главное – это духовное становление, а не материальное стяжание. Об этом Пушкин будет говорить и в своих других повестях.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение — не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина — «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

Не следует быть жадным.

Важно радоваться тому, что есть.

Благодарить судьбу за ее подарки.

Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

Источники:
  • http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/o3-2017/33693-sovremennoe-filosofskoe-osmyslenie-skazki-as-pushkina-o-rybake-i-rybke.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/eko-mysli/post300109333
  • http://www.syl.ru/article/363503/analiz-skazki-o-ryibake-i-ryibke-a-s-pushkina