Меню Рубрики

Сказка красная шапочка с юридической точки зрения

Нарушение прав человека в сказках.

Вложение Размер
narushenie_prav_cheloveka_v_skazkah_aul_adeliya.docx 30.75 КБ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горная средняя школа»

Нарушение прав человека в сказках

Автор: Ауль Аделия Викторовна, ученица 5 класса

Руководитель: Шарафиева Оксана

учитель русского языка и литературы

Ачинский район, п.Горный

— Постановка и формулировка проблемы

— Возможная область применения.

Работа представляет собой исследование детских сказок и поведения героев с точки зрения нарушения прав человека. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам. Так или иначе, сказочный сюжет передаёт менталитет нации, создавшей её.

Очень часто мы встречаем в сказках ситуации, в которых угнетается один персонаж другим (Колобок и Лиса, Волк и Красная Шапочка, Дюймовочка, Лягушка, Лиса и Волк и многие другие).

В процессе исследования было проведено анкетирование, результаты которого представлены в презентации. Эта работа создавалась для того, чтобы показать ребенку и его родителям, что «зачатки» юридической грамотности закладываются еще в раннем детстве во время чтения сказок.

Сказка несет в себе важную информацию, которая передается из поколения в поколение. Вера в нее основывается на уважении к своим предкам.

Так или иначе сказочный сюжет передает мировоззрение того народа, что создал ее.

Очень часто встречаются в сказках ситуации, в которых нарушаются права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)

Проблема: Сказка изначально учит добру и добрым поступкам, но и одновременно демонстрирует неосознанное нарушение прав человека.

С, права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)

в себе важную информацию, которая передается из поколения народа, что создал часто встреча

Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни. Можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и другие) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».

Настолько ярок, выразителен, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну.

Я решила заглянуть в эту тайну с точки зрения правовых нарушений.

Цель: Анализ отдельных сказок и поступков сказочных героев с точки зрения нарушения статей Конституции РФ.

  • — Изучить отдельные статьи Конституции РФ.
  • — Провести анкетирование одноклассников.
  • — Проанализировать взаимоотношения сказочных героев.
  • — Сделать вывод.
  • — Изучение справочной и художественной литературы.
  • — Анкетирование одноклассников по теме.
  • — Анализ и синтез.

Предмет исследования: детские сказки

Объект исследования: поведение героев в сказках

Гипотеза : Предположим, что сюжеты сказок демонстрируют нарушения прав человека.

Свое исследование я начала с того, что перечитала некоторые сказки разных авторов с целью найти правовые нарушения. Сказка – это «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».

Найденные правовые нарушения я отразила в таблице , в которой описаны примеры, когда права ребенка нарушаются.

Сказка для учащихся начальных классов «Красная Шапочка с точки зрения закона»

Валиева Гульфина
Сказка для учащихся начальных классов «Красная Шапочка с точки зрения закона»

Жила-была маленькая девочка. Была она скромная и добрая, послушная и работящая. Мать не могла нарадоваться, что у неё растёт такая помощница.

Всем нравилась эта милая девочка, но больше всех её любила бабушка. Сшила она как-то из красного бархата шапочку и подарила её внучке на именины.

Новая шапочка была девочке очень к лицу, и за это, люди прозвали её Красной Шапочкой.

Однажды мать решила испечь пирог.

Замесила она тесто, а Красная Шапочка нарвала яблок в саду. Пирог вышел на славу! Посмотрела на него мать да и говорит:

Красная Шапочка, ступай-ка навести бабушку. Положу я тебе в корзинку кусок пирога и бутылку молока, отнесёшь это ей.

Обрадовалась Красная Шапочка, тут же собралась и отправилась к бабушке, которая жила на другом краю леса.

Мать вышла на крыльцо проводить девочку и стала её напутствовать:

– С чужими, дочка, не разговаривай, с дороги не сворачивай.

– Не беспокойся, – ответила Красная Шапочка, попрощалась с матерью и отправилась через лес к дому, где жила бабушка.

Шла Красная Шапочка по дороге, шла, да вдруг остановилась и подумала:

— «Какие красивые цветы здесь растут, а я и не смотрю вокруг, как звонко птицы поют, а я словно и не слышу! Как же хорошо здесь, в лесу!»

Действительно, сквозь деревья пробивались солнечные лучи, на полянках благоухали прекрасные цветы, над которыми порхали бабочки.

И Красная Шапочка решила:

— «Принесу-ка я бабушке вместе с пирогом ещё и букет цветов. Ей, наверно, будет приятно. Ещё ведь рано, я к ней всегда успею».

И она свернула с дороги прямо в лесную чащу и стала собирать цветы.

АК Уничтожение редких растений.

Так уходила она всё глубже и глубже в лес.

Идёт девочка по лесу, собирает цветы, поёт песенку, вдруг навстречу ей злющий волк.

А Красная Шапочка вовсе его и не испугалась.

– Здравствуй, Красная Шапочка! Куда это ты собралась так рано? — сказал волк.

– А что у тебя в корзинке?

– Бутылка молока и пирог, мы с мамой его испекли, чтобы порадовать бабушку. Она больная да слабая, пусть поправляется.

Красная Шапочка, а где живёт твоя бабушка?

Использование персональных данных

– Чуть подальше в лесу, под тремя большими дубами стоит её домик.

– Счастливого пути тебе, Красная Шапочка, пробормотал волк, а про себя подумал: «Славная девочка, лакомый был бы для меня кусочек; повкусней, пожалуй, чем старуха; но, чтоб схватить обеих, надо дело повести похитрей».

УК угроза жизни двух и более человек

И он что есть духу помчался самой короткой дорогой к бабушкиному дому.

Идёт Красная Шапочка по лесу, никуда не торопится, а серый волк уже стучится к бабушке в дверь.

– Это я, Красная Шапочка, принесла тебе пирог и бутылку молока, открой мне, – ответил волк тонким голоском.

–Дёрни за верёвочку,дверь и откроется – крикнула бабушка.

Дёрнул волк за верёвочку, дверь отворилась, и, ни слова не говоря, он подошёл прямо к бабушкиной постели и проглотил старушку.

Затем волк надел её платье, чепец, улёгся в постель.

А Красная Шапочка всё цветы собирала, и, когда она уже их набрала так много, что больше нести не могла, вспомнила она о бабушке и отправилась к ней.

Подошла Красная Шапочка к домику бабушки, а дверь открыта. Удивилась она, зашла внутрь и крикнула:

– Доброе утро! – Но ответа не было.

Тогда она подошла к постели,видит – лежит бабушка, надвинут чепец у неё на самое лицо, и выглядит она странно.

– Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши? – спросила Красная Шапочка.

– Чтоб лучше тебя слышать!

– Ой, бабушка, а какие у тебя большие глаза!

– Это чтоб лучше тебя видеть!

– Ой, бабушка, а что это у тебя такие большие руки?

– Чтоб легче тебя обнять.

– Ох, бабушка, какой у тебя, однако, большой рот!

– Это чтоб легче было тебя проглотить!

Сказал это волк, вскочил с постели – и проглотил бедную Красную Шапочку.

Наелся волк и улёгся опять в постель, заснул и стал громко-прегромко храпеть.

Шёл мимо охотник.

Услышал он доносившиеся из домика какие-то странные звуки и насторожился: не может быть, чтобы старушка так громко храпела!

Подкрался он к окошку, заглянул внутрь – а там в кровати волк лежит.

– Вот ты где, серый разбойник! Я уже давно тебя разыскиваю – сказал он.

Хотел охотник сначала застрелить волка, да передумал. Вдруг тот съел бабушку, а её можно ещё спасти.

Взял охотник тогда ножницы и вспорол брюхо спящему волку. Выбрались оттуда Красная Шапочка и бабушка – обе живые и невредимые.

И были все трое очень и очень довольны. Охотник снял с волка шкуру и отнёс её домой. Бабушка скушала пирог, выпила молока, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться.

Красная Шапочка же поняла, что всегда нужно слушаться старших и в лесу никогда не сворачивать с дороги.

Классный час для учащихся начальных классов «Моя малая Родина» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Классный час Подготовила:.

Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «Конкурс загадок» 11 классов, от каждого класса по два человека. Две команды по 11 человек. Первая команда «Кукляшки» — 1а, 1б, 4б, 3в, 2в один человек. Вторая.

Конспект классного часа для учащихся начальных классов «Без друга в жизни туго» Учитель: Шульгина Ольга Олеговна Тема: «Без друга-в жизни туго» Цель: формирование у детей ценностного отношения друг к другу Задачи: •.

Конспект урока по ИЗО в нетрадиционной технике для учащихся начальных классов «Осеннее дерево» Конспект занятия «Осеннее дерево» Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках. Задачи: • Познакомить.

Литературная викторина для учащихся начальных классов «Спящая борода» Помещение для проведения мероприятия можно оформить рисунками детей (рисуют заранее): оформить выставку красивых красочных (подарочных).

Сценарий праздника «Масленица» для учащихся начальных классов Масленица Цель: познакомить учащихся с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника. Дети.

Открытый урок по окружающему миру для учащихся начальных классов «Какими людьми были славяне» Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Тема урока: Какими людьми были славяне. Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте.

Викторина для учащихся начальных классов «Не болей-ка» Цель: способствовать формированию навыков здорового образа жизни у учащихся. Задачи: — воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Давайте жить дружно» Внеклассное мероприятие «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!» Цель. Воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим.

Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на.

Сценарный анализ сказки Красная Шапочка

Эрик Берн

Сценарный анализ сказки Красная шапочка — суть вопроса

Анализ сказки Красная шапочка, как и сам сценарный анализ Берна, показывает нам на примере Красной Шапочки, как в детском возрасте родителями программируется наша судьба, и делает нас в жизни либо «победителями», либо «неудачниками».
Сказкотерапия для взрослых
Эта сказка Шарля Перро, наверное, известна всем детям мира. Она привлекает их с малых лет и будит их воображение.

Красная Шапочка сценарный анализ Берна

Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка, наконец, прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать.

Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно
освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями.

Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку.

Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения сценарного аналитика эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался.

Но, размышляя о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»

Сценарный анализ Эрика Берна сказки Красная Шапочка

Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками?

Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться.

В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка?

Читайте также:  Какие очки для компьютера если зрение 5

Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями!

В любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».

Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения сценарного аналитика) их личности сцеплены друг с другом.

1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью «несчастного случая», чтобы в конце истории разразиться словами: «Hy разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…».

2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду.

Он, наверное, читал в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?).

Девиз волка: «Живи с опасностью и умри со славой».

3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками.

Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной — ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

4. Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.

5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.

В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом — интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки.

Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек.

Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному.

При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?

Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни.

Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?

Урок- игра по правовым знаниям » Судебный процесс Красная Шапочка»

«Судебный процесс красная шапочка»

Цель: через игру-инсценировку , вспомнить основные понятия правовых отношений: суд, возраст и условия должности, защита и обвинение в суде, суд присяжных, свидетели, понятие «особо тяжкое преступление», вынесение приговора.

А) судья. Какие условия необходимы для назначения на должность судьи? Предполагаемый ответ: высшее образование, не менее 25 лет, иметь безупречную репутацию.

Б) адвокат. Какие выполняет функции? Кто может выполнять обязанности защиты? Предполагаемый ответ: иметь соответствующее образование и статус адвоката.

В) прокурор. Как называется обвинитель в суде?

Г)обвиняемый- Волк, обвиняется в покушении на жизнь двух людей: бабушки и красной шапочки.

Д)пострадавшие: бабушка и красная шапочка.

Е) свидетели защиты: Волк, жена Волка

Ж) свидетели обвинения: пострадавшие, мама красной шапочки, охотники.

З)Суд присяжных. Как вы думаете кто должен выносить приговор в уголовном деле о покушении на убийство? (суд присяжных)Сколько присяжных должно быть на процессе?(12) Кто может быть присяжным и на каких условиях?(25 лет, без судимости, на время суда освобождаются от работы, с сохранением заработной платы).

Каждый герой- участник процесса получает карточки с особенностями роли.

Судья. Следит, чтобы в суде соблюдался порядок, определяет очередность выступлений, после решения присяжных выносит приговор: в случае оправдания- отпустить обвиняемого в зале суда; в случае виновного приговора определить степень наказания(ст.105 Уголовного Кодекса- покушение на убийство двух и более лиц, малолетнего и иного возраста, совершенного с особой жестокостью. Срок наказания 15 лет).

  1. Судья задает вопрос обвиняемому: вы признаете себя виновным в покушении на убийство бабушки и красной шапочки?
  2. Выступление прокурора. Вступительное слово. Вызов свидетелей.
  3. Выступление адвоката. Вступительное слово. Вызов свидетелей.
  4. Заключительное слово прокурора.
  5. Заключительное слово прокурора
  6. Судья отправляет суд присяжных для совещания и вынесения приговора.
  7. Судья выносит решение

Вступительное слово. Обвиняемый- Волк, совершил коварное преступление, обманом втерся в доверие и съел бабушку и красную шапочку. 1 сентября мама попросила красную шапочку отнести пирожки бабушке. Не предполагая опасности, девочка не спеша двинулась в путь. Волк увидел беззащитную девочку, выведал куда она идет и пойдя коротким путем пришел к дому бабушки. Волк притворился красной шапочкой, бабушка открыла дверь и Волк съел ее, а потом стал дожидаться красную шапочку. Когда девочка пришла он съел и ее. И только благодаря, отважным охотникам мы можем видеть пострадавших: охотники поймали Волка и вызволили бабушку и красную шапочку.

Вызываю своего первого свидетеля :

  1. мама :был солнечный день и я попросила дочь, чтобы она проведала бабушку, красная шапочку ушла , но так и не вернулась, только поздно вечером, охотники принесли девочку домой и рассказали о случившемся.
  2. Красная шапочка: когда я шла к бабушке, ко мне подошел Волк и спросил куда я иду, не понимая опасности я рассказала, а когда пришла к бабушке Волка не узнала- он был переодет и в гриме, потом он меня съел, а охотники освободили.
  3. Бабушка: этот коварный обманщик прокрался в мой дом и съел меня.
  4. Охотники: услышав женский крик, мы забежали в дом бабушки и увидели Волка – живот у него был как огромный шар, мы распороли ему живот и вызволили бабушку и красную шапочку.

Судья : защита у вас есть вопросы к свидетелям защиты?

Адвокат: нет ваша честь.

Адвокат. Вступительное слово.

Главный принцип права –Презумпция невиновности- это значит, что обвиняемый невиновен , пока его вина не доказана.Уважаемые присяжные, несомненно Волк виновен… в том, что был голоден, что поддался на провокацию красной шапочки которая беспечно прогуливалась в диком лесу одна, да еще и рассказала Волку куда она идет. Волк тоже пострадал- охотники вспороли ему живот, после чего он целый месяц провел в госпитале и до сих пор еще не оправился от такой жестокости.

Вызываю 1 свидетеля: Волк. Я сьел бабушку и красную шапочку, потому, что был очень голоден и думал, что они этого хотят: бабушка старая- никто к ней не ходит, а девочка одна бродит по лесу- я проявил к ним милосердие, избавив от жестокости мира

2.свидетель: Жена Волка: мой муж очень добрый, никогда не причинял никому вреда, но последние месяцы были голодными, волк потерял работу и семья голодала. Из-за стресса у Волка помутнился рассудок.

Судья: Обвинение у вас есть вопросы к свидетелям защиты?

Прокурор: нет ваша честь.

Судья даю вам заключительное слово.

Прокурор: Волк- убийца, А убийца должен сидеть в тюрьме и никаких оправданий быть не может.

Адвокат: Да, Волк оступился, совершил ошибку, но сделал это не осознанно, он имел помутнение рассудка и присяжные должны это понять.

Судья: присяжные удаляются для вынесения приговора.

После возвращения присяжных, судья зачитывает вердикт.

Красная Шапочка: прощай детство

Весна. 1992 год. В маленьком рабочем поселке Тохтуево, что в 9км от печально известного Соликамска жила мать со своей дочкой Надей. Девятилетнюю Надю за ее любовь к красным головным уборам дома так и прозвали « Красная Шапочка». Надя росла в неполной семье, мать была пьющая и не занималась воспитанием своего чада, ее действия по невыполнению родительских обязанностей попадают под статью 156 УК РФ. Но помимо мамы у Надежды была любящая бабушка, которая жила отдельно на другом конце поселка. Однажды теплым майским днем мама решила отправить Надю к своей бабушке, дабы передать гостинцы, пока она собирала ей сумочку по телевизору шли новости, где рассказывалось о беглом преступнике. Это был некий Волков Сергей Витальевич по кличке «Волк» 1937 года рождения родившийся в городе Ростов, в период с 1955 по 1992 отбывал наказание в колонии особого режима « Белый Лебедь». По данным ФСИН беглый преступник скрывался в лесу неподалеку от села Тохтуева.

Правоохранители предупреждали, чтобы жители села воздержались от прогулок в лесном массиве, так как преступник вооружен и опасен, но непутевая мать пренебрегла предупреждением и все таки отправила дочь к бабушке, не придав значения тому что дорога к ее дому пролегала именно через тот лес, где скрывался « Волк». Маленькая Надя ничего не подозревая собралась и отправилась в путь, пройдя 2. 5 км по лесу она встретила « Волка», девочка приняла его за лесника, но после того как она увидела его синие от тюремных татуировок пальцы. Она поняла, что это вовсе не лесник. Гражданин Волков в свою очередь заметив в руках Надежды ручную кладь, решил воспользоваться положением и совершить преступное деяние предусмотренное ч. 1 ст. 162 УК РФ. В связи с этим « Волк» достав нож начал угрожать девочке, под давлением Волкова девочка рассказала, куда держит путь, полученную информацию Волков в дальнейшем использовал ее в своих преступных целях. Он уже хотел отпустить напуганного ребенка, но вдруг его душа взыграла, проведя долгое время в местах не столь отдаленных, он был лишен не только свободы, но и женской ласки, в связи с этим он не раздумывая пошел на новое преступление, а именно решил совершить преступление предусмотренное ч. 3 ст. 131 УК РФ. Осознав намеренья « Волка» «Красная шапочка» поняла, что она еще не готова прощаться с детством и предприняла попытку к бегству, пробежав, еще 1. 5км она увидела знакомый дымоход, тогда она поняла, что она уже близко к бабушке. « Волк» отправился за ней, понимая, что девочка это потенциальный свидетель, который может стать главным фигурантом в деле по поимке Волкова. Добравшись до дома пожилой дамы, рецидивист увидел в окне 3 мелькающих силуэта, тогда-то он и понял, что ему придется «убрать» не только « Шапку» и бабушку, но и сожителя старушки. Так как ему нечего было терять он без особых колебаний отправился к двери дома, подергав дверную ручку он понял, что дверь заперта. Обойдя дом « Волк» проник в помещение через открытое окно, тем самым совершив очередное преступление, предусмотренное ч 1. Ст. 139 УК РФ. Пройдя в кухню он застал там сидящих за столом свидетелей, достав свой нож он начал угрожать людям расправой, что можно квалифицировать как угрозу убийством, данное деяние попадает под ст. 119 УК РФ. Сожитель пенсионерки бросился на « Волка» в связи, с чем получил 3 удара ножом в грудь, от полученных ранений он скончался на месте. Увидев кровь, девочка закричала не человеческим голосом, на ее крики в дом вломились проходящие мимо охотники, они имели при себе огнестрельное оружие, а именно 2 карабина « Вепрь-308» и один пистолет ТТ. Волков отвлёкся на охотников, бабушку решила воспользоваться моментом и позвонить в полицию, преступник, увидев в ее руках телефон, ударил ее по голове маленькой статуэткой стоящей на тумбочке рядом со столом. От удара старушка упала, как позже сообщило следствие в сознание она так и пришла.

Однако бабушка все таки успела дозвониться до полиции, и наряд уже выехал на место. Подоспевший наряд полиции успешно провел операцию по захвату беглого преступника, так же в ходе допроса свидетелей выяснилось, что охотники имели при себе незаконно приобретённое оружие, тем самым они попали под ст. 222 УК РФ, изменив свой статус свидетелей на статус подозреваемых. Девочку же, передали к психологу, для оказания медицинской -психологической помощи. Участковый, прибывший на место вместе с нарядом полиции, сообщил о произошедшем матери Надежды, сердце женщины не выдержало таких новостей, и мать скончалась на 36-м году жизни. Надя в эту секунду потеряла последнего родного человека. В связи с этим она была передана в органы опеки и определена в Дом Ребенка в городе Соликамск. Там она прожила до 18-ти лет. Дальнейшая судьба девочки не известна. Известно только, то, что в тот майский день 92-года, она навсегда попрощалась с детством……

Красная Шапочка глазами психологов

Возможен ли окончательный анализ сказки, есть ли единственно правильное понимание смысла сказок, мифов, легенд, притч? Вопрос не простой. Главное — обогащать свой взгляд, понимание сказки разными точками зрения. Давайте прямо сейчас и обогатим свое понимание сказки разными трактовками. Возьмем всем известную историю о Красной Шапочке и рассмотрим ее с точек зрения основных психологических школ.

Читайте также:  Как восстановить зрение при сахарном диабете народные средства

Что могли бы найти в этой истории последователи Зигмунда Фрейда?

Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижением девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой менструации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу интимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».

Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапочка игнорирует предупреждение об опасности, стремясь быстрее познакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с мужчиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стремление к смерти).

В-третьих, конфликт Ид и Супер-Эго при слабо развитом Эго. Красная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления Супер-Эго, в результате чего попадает в травматичную ситуацию. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием Супер-Эго.
В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка камнями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беременным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произведенного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».

Что же можно увидеть в истории о Красной Шапочке с высоты юнгианского анализа?

Конечно же, проявление основных архетипов, выделенных К.-Г. Юнгом: Анимы, Анимуса, Персоны, Тени, Самости. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного дикой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, обретая доминирующее положение. Но героиня справляется с этой ситуацией и становится опытнее, взрослее.

В то же время Волк — это проявление Тени. Сначала героиня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста.

В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции бихевиорального подхода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае, ее поведение эффективно. Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реакции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.

А Волк, насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и Бабушку и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы подстеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы.

Интересным аспектом для анализа этой сказки с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода является тема влияния и противостояния влиянию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целенаправленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Использует ли она техники информационного диалога, психологической самообороны или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее поведению, это происходит крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому не удивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за Бабушкой) целенаправленному нападению и оказывается в брюхе у варвара. В таком свете смысл сказки приобретает дополнительный оттенок: «Варвару и манипулятору — варварская смерть».

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти актуализированные у героев потребности и оценить степень их самоактуализированности. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому сам актуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь. У таких несамоактуализированных личностей путь один… под топор к дровосеку или «на свалку истории».

У Красной Шапочки актуализированы более «высокие» потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически, она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Вот так более высокоорганизованные личности побеждают существ с варварским сознанием! Как в сказке.

Возможно, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, старается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.

Сказкотерапевт немедленно бросится искать в истории о Красной Шапочке жизненные уроки. И, конечно, найдет их — и не один, а несколько. Например, для юных девушек и их родителей.

Во-первых, история о Красной Шапочке учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки покажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как это можно отправить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя «отпустить» ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятельный поиск, поддержать его родительским благословением.

Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму для обучения детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та что-то сделала не так, не нашла к дочери подхода.

В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родителей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запрещаем детям в директивной форме, чем больше мы игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травматичнее могут быть последствия их поступков. Что могут родители? Принять, наконец, тот факт, что юная душа склонна к экспериментам с «запретным». Это естественно.

Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в котором, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о его опасности. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка, тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно и говорит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, — следуй своей интуиции, и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вовремя распознать коварство Волка, особенно, когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, — ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя обидит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!» Мудрая мать проговорила чувства, стремление и состояние дочери и дала ей благословение. В этом случае можно предполагать, что события сказки сложились бы иначе. Но об этом была бы другая история.

В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с Мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подобных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим с вами в разделе о женских архетипических сюжетах.

А какая интерпретация ближе вам? Статья подготовлена по материалам книги Т.Зинкевич-Евстигнеевой «Тайный шифр женских сказок».

Красная шапочка с точки зрения различных парадигм.

Итак, выбор подхода к интерпретации сказок часто обусловлен при­надлежностью психолога к определенной школе, имеющей собственную базовую концепцию личности.

Если психолог проходил дополнительную подготовку в одной из со­временных школ (психоанализ, гештальт, трансактный анализ и дру­гие), он является носителем определенного мировоззрения. Диагности­ческая информация в этом случае будет «отфильтровываться» через основные положения соответствующей школы. Данное обстоятельство во многом защищает психолога от «метаний» и позволяет сформулиро­вать задачи работы. Заметим, что для объяснения проблем клиента и формулировки задач работы с ним представителю определенной шко­лы, по большому счету, не нужно собирать психодиагностическую ин­формацию — понимание проблем клиента, технология и перспективы взаимодействия с ним уже определены подходом школы.

Для примера возьмем всем известную историю о Красной Шапочке, и посмотрим, что найдут в ней представители разных школ. Итак, что могут увидеть в этой сказке последователи 3. Фрейда?

Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижени­ем девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой мен­струации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу ин­тимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».

Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапоч­ка пренебрегает предупреждением об опасности, стремясь быстрее по­знакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом, мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с муж­чиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стрем­ление к смерти).

В-третьих, конфликт Ид и супер-Эго, при слабо развитом Эго. Крас­ная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления супер-Эго. В результате чего оказывается в травматической ситуации. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием супер-Эго.

В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка кам­нями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беремен­ным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произ­веденного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».

Безусловно, можно и дальше продолжать увлекательный анализ сказ­ки с позиций психоанализа, однако это не входит в наши задачи. Мы лишь хотим проиллюстрировать идею о том, что каждый приверженец определенной школы (психоанализ, юнгианский анализ, трансактный анализ, бихевиоризм, гуманистический подход и другие) будет интер­претировать сказку со своих позиций, искать в сказке проявления клю­чевых моментов своей теории.

Так, например, сегодня уже считается «классической» интерпрета­ция сказки с позиций юнгианского подхода. Что можно увидеть с этой точки отсчета в истории о Красной Шапочке?

Конечно же, проявление основных архетипов: Анима, Анимус, Пер­сона, Тень, Самость. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного ди­кой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, становится доминирующим. Но героиня справля­ется с этой ситуацией и делается опытнее, взрослее.

С другой стороны, Волк является проявлением Тени. Сначала герои­ня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста. В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.

Если мы подойдем к этой же истории с позиций бихевиорального под­хода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае ее поведение эффективно.

Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реак­ции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.

А Волк? Насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и бабушку, и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы под­стеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы.

Интересным аспектом для анализа этой сказки, с точки зрения бихевиорального подхода, является тема влияния и противостояния влия­нию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целе­направленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Исполь­зует ли она техники психологической самообороны, информационного диалога или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее пове­дению, она делает это крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому неудивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за бабушкой) целенаправленному нападе­нию и оказывается в брюхе у варвара. Но, как пишет Е. Сидоренко, рас­суждая о принципе и этике психологического воздействия, «Варварам варварово!» 1 Поэтому Волк погибает. В этом свете смысл сказки приоб­ретает дополнительный оттенок: варвару и манипулятору — варварская смерть.

Читайте также:  Как подобрать очки для зрения к лицу женщине

Если мы посмотрим на эту же историю с позиций гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти у героев актуализирован­ные потребности и оценить, насколько герои являются самоактуализи­рованными личностями. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому самоактуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь, за что, собственно, и понес заслуженное наказание. У Красной Шапочки актуализированы более высокие потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Возмож­но, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, ста­рается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.

Естественно, сказкотерапевт будет интерпретировать эту историю со своих позиций. В сказкотерапии шкала «разрушитель — созидатель» становится основным внутренним основанием для сбора диагностиче­ской информации, ее анализа и формирования задач консультирования. Тесты-рисунки и авторские сказки помогают сказкотерапевту понять истинное положение дел по этой шкале.

Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит — все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение — сози­дание», проявляющегося по отношению как к внешнему, так и внутрен­нему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт дру­гим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дис­циплинирует чувства, заботится о своем здоровье.

С этих позиций Волк является носителем разрушительных тенден­ций, а Красная Шапочка — амбивалентных. Волк изначально стремит­ся к разрушению Красной Шапочки и ее рода (в данном случае бабуш­ки). Глубинный смысл сказки заключается в том, что разрушитель сам себя наказывает. Рано или поздно энергия разрушения, направленная на других, уничтожит его самого.

Что касается Красной Шапочки, то она никак творчески не проявля­ла свою созидательную ипостась. Идя по лесу, она поет песни и собира­ет цветы. Кстати, срывание цветов можно трактовать как проявление разрушительных действий по отношению к ним. Действительно, для чего девушка рвала цветы, фактически лишая их жизни? Для сбора гер­бария или в подарок больной бабушке? В сказке нет на это прямых ука­заний. Красная Шапочка не помогает животным, растениям и другим обитателям леса. Словом, она не совершает ни явных разрушительных, ни явных созидательных действий. Из чего мы можем заключить, что перед нами персона незрелая. Впоследствии мы узнаем, что она склон­на к разрушительным действиям, — уже будучи свободной, она набива­ет брюхо Волка камнями. Зачем? Не исключено, что это акт мести. Ощу­щая себя в безопасности, она проявляет тенденцию к мстительному надругательству над телом Волка. Таким образом, незрелость, инфан­тильность быстрее актуализируют энергию разрушения, и в этом еще один смысл сказки.

В сказкотерапии принято интерпретировать сказку с позиции ее «жизненных уроков». Основа подобного подхода была сформулирована А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Поэтому в каждом эпизоде сказкотерапевт задается вопросом: чему может нас научить данная ситуация? При этом важно выявить не один урок, а собрать множество «жизненных уроков».

Например, чему нас учит сказка о Красной Шапочке? В этой сказке есть несколько уроков для родителей и для юных девушек.

Во-первых, она учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки по­кажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как можно отпустить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя отпустить ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятель­ный поиск и поддержать его родительским благословением.

Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму обуче­ния детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та использовала неэффективную форму предупрежде­ния.

В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родите­лей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запреща­ем детям что-либо в директивной форме, чем больше игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травма­тичнее могут быть последствия их поступков. Что следует делать роди­телям? Наконец принять тот факт, что юная душа склонна к экспери­ментам с «запретным». Это естественно. Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в кото­ром, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о том, что он опасен. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно — оно го­ворит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, сле­дуй своей интуиции — и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вов­ремя распознать коварство Волка, особенно когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя оби­дит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!»

Мудрая мать проговорила чувства, стремления и состояния дочери и дала ей благословение. Можно предполагать, что в такой ситуации со­бытия сказки сложились бы иначе.

В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подоб­ных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим, анализируя сказки о любви.

Безусловно, это далеко не все уроки «Красной Шапочки». Вопрос в другом: почему возможна такая разнообразная интерпретация одной и той же сказки?

Ценность метафоры в ее «многослойности» и многогранности. Сказ­ку можно рассматривать как слоеный пирог или как драгоценный крис­талл со множеством граней. В зависимости от индивидуальных предпоч­тений или целей работы мы выбираем свой «слой», или свою «грань», и рассматриваем сказку с ее позиции.

Статья УК для сказочных героев, или Взгляд юриста на Машу и Буратино

Сказка ложь, да в ней намек. Однако это не просто уникальное пособие для воспитания детей, но и настольная книга для юриста. Ведь в любимых и знакомых с детства строчках то и дело мелькают статьи Уголовного кодекса.

Квалифицировать действия сказочных героев мы попросили президента Единого правового центра «Вигенс» Владимира Плужника.

Итак, пройдемся по самым известным.

Жила-была Красная Шапочка. Ну дальше вы знаете. Злой Серый волк глазами юриста не такой уж и злодей. Поскольку после прихода дровосеков бабушка осталась жива, то, согласно статье 26 Уголовного кодекса КР, его действия по подготовке и покушению на бабушку и Красную Шапочку признаются неоконченным преступлением и в соответствии со статьями 27 и 28 не влекут уголовной ответственности.

Правда, в других сказках Волку не удастся избежать наказания.

Седьмой козленок вполне мог бы подать в суд и посадить Серого в тюрьму за массовое убийство до конца его жизни. Но в сказке отсутствует факт убийства козлят, так как Коза их спасает из живота волка, поэтому это можно переквалифицировать в похищение, что по статье 123 за перемещение козлят с места их постоянного пребывания, совершенное путем обмана, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Закадычная подруга Серого Лиса также может спокойно попасть в места не столь отдаленные. Помните, «была у Лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». Так вот, действия Патрикеевны можно расценить как самовольный захват жилых помещений, зданий и сооружений с применением насилия или с угрозой его применения и по части 2 статьи 172 наказать лишением свободы на срок от года до трех лет.

Статью 166 «Мошенничество» можно применить к каждой истории про рыжую плутовку. Ее всем известные действия с сыром Вороны или обман Деда с возом рыбки наказывается штрафом от 50 до 300 расчетных показателей (равен 100 сомам) либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет. А мошенничество в крупном размере, как в случае с Колобком, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Кстати, о Колобке. Побег румяного сказочного героя можно расценить как склонность к бродяжничеству, но наказать его за это нельзя. Зато дедушка с бабушкой могут лишиться родительских прав за то, что допускают бродяжничество своих несовершеннолетних детей.

История другой несовершеннолетней героини — Дюймовочки тоже не останется без внимания. В сказке Полевая мышь и Крот в сговоре склоняли к замужеству маленькую девочку, и такие действия расцениваются как понуждение к действиям сексуального характера в отношении малолетних лиц путем шантажа. Так что их можно привлечь к ответственности по статье 131 части 1, 2.1 и 3 с наказанием в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

А вот тысяча и одно насильственное действие сексуального характера, соединенные с угрозой убийством в отношении Шахерезады, квалифицируются по статье 130 УК КР и наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

В сказках сплошь и рядом встречается принуждение к действиям различного характера.

Для директора кукольного театра Карабаса-Барабаса небо надолго могло стать в клеточку, так как его действия подпадают под часть 5 статьи 125 «Незаконное лишение свободы в отношении двух или более несовершеннолетних лиц» и статью 125-1 «Принудительное использование труда (рабский труд) в отношении двух или более несовершеннолетних лиц». Такие деяния наказываются лишением свободы от трех до семи лет и от семи до десяти соответственно.

Принудительным лишением свободы занималась и Снежная Королева, при этом она еще и обманом похитила ребенка. По статье 123 ей светит лишение свободы от пяти до десяти лет, а по статье 125 — от семи до десяти. Такой же срок грозит и Жабе, которая украла Дюймовочку у матери.

Эту же статью можно применить и к Гусям-лебедям. Но поскольку похищение несовершеннолетнего Вани было спланированной акцией, совершенной группой лебедей по команде главаря — Бабы-яги, то это отягчающее обстоятельство, которое карается по части 2 статьи 123 и наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Мачеху из сказки «О Спящей красавице и семи богатырях» можно привлечь к ответственности за покушение на убийство и по статье 256 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее за собой отравление людей». Яблоко было хоть и наливным, но отравленным. Даже только за угощение царевны грязным фруктом злоумышленница получит или штраф от 500 до 2 000 расчетных показателей, или лишение свободы до двух лет.

Другую Мачеху, которая насильно заставляла работать ночью Золушку, можно привлечь по статье 66-3 «Семейное насилие» Кодекса КР «Об административной ответственности», которая предусматривает наложение штрафа от 500 до 1 000 сомов или арест на срок до пяти суток.

В то же время Мачеху и сестер нельзя привлечь за оскорбление Золушки, потому что статья 128 «Оскорбление» Уголовного кодекса КР утратила силу в соответствии с Законом КР от 10 марта 2015 года.

Но что самое интересное — наказать можно не только злодеев, но и вполне положительных героев.

Солдата, сварившего кашу из топора, вполне можно привлечь по статье 166 «Мошенничество» и наказать лишением свободы до одного года.

А знаменитому Чиполлино и вовсе грозит длительный срок в тюрьме.

В сказке представители правителя снесли домики героев и в ответ получили массовые беспорядки и оказание вооруженного сопротивления представителю власти (обрызгивание луковым соком). Действия подпадают под статью 233 «Массовые беспорядки» УК КР и наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет. А вот за «насильственный захват и удержание власти» в нарушение Конституции, которые организовал Чиполлино, ему грозит наказание по статье 295 в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Знаменитый друг джиннов Алладин тоже совершил неблаговидный поступок, украв лампу. За такое деяние ему грозит наказание по статье 164 «Кража», которое предусматривает либо привлечение к общественным работам на 10 суток, либо штраф до 100 расчетных показателей, либо полугодовые исправительные работы. Можно также публично извиниться и возместить ущерб, но в этом случае Алладину будет просто не перед кем рассыпаться в извинениях, так как хозяин лампы и сокровищ неизвестен.

Девочке Маше, проникшей в жилище трех медведей, съевшей кашу самого маленького медвежонка и нанесшей ущерб в виде использования их кроватей и другой мебели, грозит наказание по статье 137 УК КР «Нарушение неприкосновенности жилища». Такие действия наказываются штрафом в размере от 50 до 100 расчетных показателей.

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-i-inscenirovka-k-skazke-krasnaja-shapochka-s-zakonami.html
  • http://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/analiz-skazki-krasnaya-shapochka/
  • http://multiurok.ru/files/urok-ighra-po-pravovym-znaniiam-sudiebnyi-protsiess-krasnaia-shapochka.html
  • http://yapishu.net/book/75263
  • http://lilium-center.ru/krasnaya-shapochka-glazami-psihologov/
  • http://www.b17.ru/blog/krasnaya_wapo4ka/
  • http://ru.sputnik.kg/society/20160214/1022385499.html