Меню Рубрики

Съесть собаку с филологической точки зрения

собаку съел — побывать в переделках, спец, пройти огонь и воду, стреляная птица, пройти огонь, воду и медные трубы, травленый волк, бывать в переделках, стреляный воробей, глаз наметан, глаз набит, все ходы и выходы знает, из семи печей хлеб есть, зубы проесть … Словарь синонимов

Собаку съел — СОБАКА, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Собаку съел — на чём, в чём. Разг. Экспрес. То же, что Зубы съел на чём, в чём. Прохор приглашал и Протасова: тот универсально образован и в горном деле собаку съел (Шишков. Угрюм река) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Собаку съел — на чём, в чём. Об опытном, умелом, знающем все тонкости какого л. дела человеке. ФСРЯ, 443; БМС 1998, 538; ЗС 1996, 104, 124; БТС, 1299; ДП, 426; Мокиенко 1990, 133; Жиг. 1969, 212 … Большой словарь русских поговорок

Собаку съел, только хвостом подавился. — Собаку съел, только хвостом подавился. См. УЧЕНЬЕ НАУКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

собаку съел, только хвостом подавился — Съел волк кобылу, да дровнями подавился. Переплыл море, да в луже утонул. Хорошо затянул (песню) да вынося осекся (утомился) иноск.: о звуке или деле, на самом конце неудавшемся Ср. La coda è la più cattiva a scorticare. С хвоста снять шкуру… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Собаку съел, только хвостом подавился — Собаку съѣлъ, только хвостомъ подавился. Съѣлъ волкъ кобылу, да дровнями подавился. Переплылъ море, да въ лужѣ утонулъ. Хорошо затянулъ (пѣсню) да вынося осѣкся (утомился) иноск. о звукѣ или дѣлѣ, на самомъ концѣ неудавшемся. Ср. La coda è la più … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Он на это собаку съел. — Он на это собаку съел. См. УЧЕНЬЕ НАУКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

собаку съесть — Он в этом деле собаку съел (насобачился). Эко чутье: этот нос собакой натерт! Ср. Заводские начальники По всей Сибири славятся Собаку съели драть. Некрасов. Кому на Руси. Крестьянка. 3. Ср. Он не охоч до слов, но он на деле Собаку съел. Гр. А.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

собаку съесть на чем, или в чем — о том, кто является знатоком чего либо, имеет богатый опыт в чем либо. Есть несколько версий происхождения оборота. 1. Оборот появился в крестьянской среде, земледельческий труд тяжел: устанешь так, что с голоду и собаку бы съел. 2. У римских… … Справочник по фразеологии

Почему для описания своего мастерства в определенной обрасти говорящий использует выражение «я на этом собаку съел»?

По мнению А.А.Потебни, фраза появилась еще в крестьянской среде. Относилось словосочетание «собаку съел» предположительно к земледелию. То есть, работник так уставал от тяжелого труда, что с голоду готов был съесть собаку. Но нет никаких фактов, подтверждающих, что такое устойчивое выражение на самом деле использовалось среди крестьян.

Н.М. Шанский же считает, что выражение появилось в результате языкового сокращения полной формы от поговорки «собаку съел, а хвостом подавился». Раньше идиома использовалась для обозначения ситуации, когда человек осуществил огромный труд, но допустил оплошность в пустяке.

Получается, что первая часть поговорки «собаку съел» означает успешное выполнение какого-либо труда, в результате которого человек становится в этом деле мастером. В прямом смысле собаку есть не надо, пожалуйста.

Библиографический список

  • К истории звуков русского-языка. Потебня А.А. — 1883.
  • Лингвистические детективы. Шанский Н.М. — М., 2002
  • Пословицы русского народа. Даль В.И. — 1853 г.
  • Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.

Подписывайтесь на паблик ВК «Филологический маньяк», чтобы не пропустить новую статью!

СОБАЧЬЯ ПСИХОЛОГИЯ

Собака наделена определенными природными качествами и в окружающей ее среде руководствуется инстинктами и рефлексами или приобретенным опытом. Инстинкт — природное свойство любого живого существа, проявление инстинктов у собак — один из породных признаков. Тот или иной инстинкт у собаки может быть выражен сильнее или слабее в зависимости от степени контакта ее с человеком и удаленности от живой дикой природы. Рефлексы — это способность реагировать на жизненно важные для организма воздействия окружающей среды. При помощи инстинктов и рефлексов собака, как и любое живое существо, живет в своей среде и занимает в ней свое строго определенное место. С другой стороны, необычайно яркая способность к накоплению опыта позволила собаке приспособиться к жизни рядом с человеком и стать ему не только другом, но и незаменимым помощником в различных жизненных ситуациях.

1. Многие хозяева иногда считают, что их пес просто не умеет кусаться, что с ним ни делай. Это — очень распространенное заблуждение.

Любая собака может укусить. По разным причинам: от страха, от боли, загнанная в угол, защищая щенков или хозяина, не понравился человек. Как видите, причин масса. Собака, в отличие от человека, всегда вооружена. Не надо этот факт недооценивать. И относиться к собакам (даже самым милым и маленьким) нужно с должным уважением.

То, что собака не кусает хозяина или его ребенка, не значит, что она стерпит подобное отношение от постороннего. Не забывайте, ваш сын — член стаи (с точки зрения пса). Не кусает собака — значит, уважает его и знает свое место. С молодыми собаками (которым еще не объяснили, что их место в стае — десятое) и маленькими детьми (которые не могут показать свой авторитет без помощи взрослых) бывают проблемы, когда ребенок говорит собаке: «Дай пройти», а собака отвечает: «А ты кто здесь такой?».

2. Очень часто, опасаясь инфекции или агрессии, владельцы собак ограничивают общение своих питомцев с другими собаками во дворе. Это — ошибка.

То, что собака по природе своей животное стайное, известно всем, равно как и то, что семья человека может заменить щенку естественную стаю. Однако «может заменить» вовсе не значит, что заменяет полностью, восполняя все биологические потребности собаки на сто процентов. Вот почему огромную ошибку совершают те владельцы, которые стремятся оградить растущую собаку от общения с ее соплеменниками, полагая, что щенку достаточно контактов только с самим хозяином и его близкими. Мотивируют ограничение контактов с другими собаками и иными соображениями: боязнью заразить щенка или тем, что крупные собаки могут покалечить малыша. Последние аргументы и вовсе не состоятельны. Чтобы щенок не болел, надо своевременно делать прививки, а не оттаскивать его от всех встречных собак. Ведь заражение происходит не только при непосредственных контактах, болезнетворные микроорганизмы находятся и на почве, и в воде, остаются на предметах, одежде. Опасения же, что другие собаки причинят щенку вред, также чрезмерны. Взрослые собаки играют со щенком очень бережно или просто избегают общения. Изредка встречаются рожавшие суки, проявляющие агрессию на чужих щенков, но их владельцы, зная такую особенность поведения, как правило, не подпускают своих собак к молодняку во избежание неприятностей.

Так какие же потребности растущей собаки не может удовлетворить общение с хозяином, зато полностью обеспечивает общество других собак? Потребность в видоспецифичном социальном климате. Собаке присуще очень сложное социальное поведение, включающее целую систему запаховых, тактильных и зрительных коммуникаций. Овладеть этим «языком» в полном объеме можно, только общаясь с сородичами, а никак не с человеком. У щенка, растущего в изоляции от других собак, крайне обеднен репертуар демонстраций, звуковых сигналов, он плохо воспринимает мимику, сигнальные позы других собак. Такое непонимание намерений сородичей порождает страх и часто его оборотную сторону — пассивно-оборонительную реакцию.

3. Очень многие хозяева стесняются проявлений половой активности у своих юных питомцев. Кобеля-подростка неукоснительно наказывают за каждую попытку садки на других собак во время игр. Это — ошибка.

Садки, имитация полового акта — совершенно нормальные элементы развивающегося полового поведения. Присущи они играм растущих кобелей, причем встречаются и в борьбе кобелей друг с другом (кошмар, гомосексуализм!), и в возне молодого кобеля и суки (какая распущенность!). Пожалуйста, не переносите человеческое понимание морали и нравственности на отношения собак. Если приставания юнца будут слишком надоедливыми, другие собаки сумеют эффективно образумить его, не создавая рефлекса запрета половой активности. А ведь именно этот рефлекс вырабатывают хозяева, наказывающие кобеля за сексуальные игры.

4. Многие люди, если видят зевающую собаку, полагают, что животное либо не выспалось, либо скучает. Это не всегда так.

Узнав, что ожидается что-то интересное, собака нередко начинает сильно зевать, одновременно она может издавать весьма своеобразные звуки. Односложный звук издается почти на предельной высоте; более сложные звуки, начинаясь высоко, затем падают. Кроме того, у разных особей это выражается по-разному. Очевидно, такое позевывание следует считать типичным смещенным поведением. Позевывание можно рассматривать как приготовление к ситуации, требующей от собаки больших физических усилий. Оно всегда сопровождается глубоким вдохом, улучшающим функциональную готовность.

5. Иногда, увидев, как собака слишком активно трется мордой о землю или какие-либо предметы, владельцы полагают, что с кожей на морде у их питомца не все в порядке. Это не так.

Очищая морду от остатков пищи, собака прижимается к чему-нибудь губами. Чаще всего она трется о мягкий предмет. Но чистить морду она может не только о мягкие предметы, лежащие на земле или на полу; так скотч-терьеры после еды частенько чистят свои бородки и морды об одежду домочадцев, висящую в передней. Надо ли говорить о том, что результаты плачевные. То же они делают и находясь в гостях.

У многих собак чистка морды превращается в весьма приятный ритуал. Собака припадает грудью к земле и принимается чистить морду попеременно обеими передними лапами, потом трется мордой о землю. Она может даже упереться переносицей и имитировать чистку, хотя это место обычно и так чистое. Шею с боков она тоже порой трет о землю. Иногда собака бросается на спину и, изгибаясь, начинает совершать возвратно-поступательные движения.

Чистит морду животное обычно беззвучно, но, постепенно возбуждаясь, начинает издавать негромкие звуки: ворчание, позывы к лаю, не переставая вилять хвостом. Собака, чистящая морду, обычно сыта и довольна; само действие означает, что ничто не нарушает ее покоя. Перевернувшись на спину, она испытывает еще большее удовольствие, а встав, непременно встряхивается, чтобы привести в порядок шерсть.

6. Принято считать, что, если собака покусала человека, собаку необходимо как минимум наказать. При этом мы вовсе забываем, что чаще всего виноватым бывает сам покусаный человек.

Много написано о взаимоотношениях человека с человеком, и под разными углами, и в разных разрезах; немного меньше дано советов владельцам собак о том, как содержать и как воспитывать своих любимцев, чтобы не навязывать их общение другим; и совсем ничего нет о том, как же этим другим вести себя, когда навстречу по тротуару идет собака.

При виде красивой собаки почти каждому хочется ее погладить. Иные спрашивают разрешения у владельца, другие сразу начинают кокетничать, но и первые, и вторые ведут себя одинаково бестактно.

Давайте проведем маленький психологический опыт. Представьте себе: вы идете по улице, весело помахивая хвостом, как вдруг к вам бросается идущая навстречу тетенька и начинает сюсюкать, гладить по голове, а то и целовать в нос. Причем тетенька ну совершенно чужая, совсем незнакомая. Представили? Теперь понимаете, что чувствует чужая собака, когда вы к ней пристаете? Но это во-первых. Во-вторых, некоторые владельцы так обучают своих собак, что они в ответ на ласковую интонацию постороннего, на оглаживание и протянутую для этого руку реагируют агрессивно.

Таким образом, получается правило первое: чужая собака для нас не существует.

Чужой собаки для нас не должно существовать (даже если она — щенок). Щенки неопасны и в отличие от взрослых собак большинство из них любят, когда их ласкают. Но, поласкав щенка часто вместе со своим ребенком мы тем самым дали понять этой собаке, что посторонние могут быть источником положительных ощущений. Пройдет полгода, и тот же пес, который из трехмесячного бутуза стал десятимесячным щенком, положим, кавказской овчарки, полетит к нам или кому другому навстречу за обещанной нами порцией ласки… Так что гораздо правильнее не заигрывать с чужими щенками, не формировать у них такого опасного в будущем поведения.

Читайте также:  Курящие женщины в очках для зрения

Надо сказать, что собаки практически всех пород — ужасные бюрократы. Привыкая к определенной форме поведения прохожих на улице, их определенной одежде, они тут же замечают любые отличия и реагируют на это соответственно своему жизненному опыту, породе или дрессировке. Особенно чуткими, беспокойными и агрессивными собаки бывают в сумерках и малолюдных местах. Таким образом, если вам навстречу идет собака без поводка, продолжайте идти в спокойном темпе. Всем собакам не нравятся громкие крики, резкие движения, взмахи руками. Но одних это пугает, а у других может вызвать приступ агрессии. Внезапная остановка идущего навстречу человека, уход его за какое-либо укрытие (дерево, стол и т. п.), точно так же как специфическая одежда рыбаков, охотников или дорожных рабочих, вызывает у собак ориентировочную, оборонительную или агрессивно-оборонительную реакции.

Кстати, пьяный прохожий не нравится собакам не столько потому, что от него пахнет спиртным, сколько потому, что он совершает некоординированные, резкие и непонятные движения.

Итак, правило второе: не отличайтесь от окружающих своим поведением.

7. Кажется, что чужая собака может быть чужой по-разному: чужая собака, когда вы идете по улице как прохожий; по-другому чужая, если вы встречаете ее со своей собакой; и собака друзей, к которым вы приходите в гости. Принято думать, что в этих различных ситуациях и вести себя надо по-разному. Но собака ваших приятелей тоже чужая собака со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Придя гостем в дом, так трудно удержаться от соблазна поиграть с живущим там щенком, поласкать или подкормить его! Таких желающих много Помните: «И каждый, улыбаясь, норовит тебя по шерсти бархатной потрогать»? И у щенка формируется отношение к посторонним как к манне небесной или рождественскому Деду Морозу. Вряд ли из такой собаки получится даже хороший сторож, а тем более защитник. Так что подумайте еще раз о том, какую услугу вы оказываете своему приятелю.

Если уж вы решились на контакт с чужой собакой, то ваши взаимодействия должны иметь только воспитательный характер. Например, ну очень хочется погладить щенка — погладьте, но потом, завершая контакт, сделайте ему немного больно или неприятно (резко оттолкните, дерните за ухо, шлепните) либо просто резко отдерните руку.

8. Как часто, когда к нам подходит чужая собака и начинает обнюхивать, мы либо шарахаемся в сторону, опасаясь, как бы она не укусила, либо же начинаем ее гладить и сюсюкать с ней.

Подходящая или протягивающая к вам морду собака совсем необязательно должна вас укусить или ласкаться к вам. В отличие от людей, собаки лучше видят носом, чем глазами, и желание разглядеть вас поподробнее вполне естественно. Если же к вам начинает приставать щенок, а они иногда бывают довольно нахальны, лучше всего не замечать его и продолжать движение.

9. Очень часто владельцы собак любят подводить своих питомцев к другим собакам, так сказать, для знакомства. Это — ошибка.

Когда вы гуляете со своей собакой, то, конечно, лучше обходить всех незнакомых собак стороной. Даже если ваша собака и не драчлива, но на своей территории, т. е. в привычном, знакомом ей месте, она будет излишне самоуверенна, а на чужой территории более чем скромна. И то и другое может привести к конфликту.

Замечено, что в свободном состоянии (не на поводке) собаки менее агрессивны. Но агрессивность возрастает, если хозяин рядом, если он пытается ласково увещевать свою собаку, повышает голос или, еще хуже, пытается прогнать чужую собаку.

Достаточно легко возникают конфликты между кобелями, чаще — разной весовой категории. Но к карликовым породам большие собаки относятся более снисходительно. Совсем маленькие щенки очень редко, но могут вызывать агрессивное поведение у сук, а с 6-9 месяцев и у кобелей. Помимо этого незнакомая вам собака, даже здоровая на вид, может быть источником возбудителей самых различных заболеваний.

Что значит «собаку съел»? Значение фразеологизма

Когда вы услышите о человеке, что он собаку съел на каком-то деле, не спешите делать поспешные выводы. Возможно, он не так страшен, как может показаться на первый взгляд. «А раз он так хорош, для чего понадобилось непременно вкушать собачатину?» — спросите вы. Попробуем найти ответ вместе.

Значение фразеологизма

Выражение «собаку на этом съел» характеризует мастера высочайшего класса, настоящего профессионала, специалиста, которому можно доверять. Такой знаток приобрёл богатый опыт, преодолел всевозможные трудности, и теперь знает вопрос досконально. Смысл фразеологизма уважительный, а не оскорбительный, но употреблять его (в силу яркого образного компонента) допустимо лишь в неофициальной обстановке.

К примеру, в разговоре двух пациентов офтальмологической клиники фраза «Сергей Петрович собаку съел на удалении катаракты! Вот бы к нему попасть!» будет означать высшую похвалу. Если не понимать фразеологизм буквально, легко понять, что Сергей Петрович – специалист с многолетним опытом и золотыми руками.

«Моя мама на засолке грибов собаку съела!» — может похвастаться молодая девушка приглашённому на званый ужин жениху. В таком случае парень должен оставить опасения, что будет отравлен во цвете лет потенциальной тёщей. Опытная повариха не ошибётся в технологии приготовления яства.

Так что, если вам позвонят и скажут примерно следующее: «Говорят, вы собаку съели в толковании фразеологизмов. Объясните происхождение некоторых выражений…», не спешите кричать: «Не ел я никакой собаки!». Просто охарактеризуйте свои знания иначе: «Да, я дипломированный филолог. Интересуюсь семантикой идиом и выявляю случаи их нестандартного употребления…».

Как выясняется, люди, съевшие на чём-то собаку, не только не порицаются, но и пользуются всеобщим уважением. Остаётся понять, почему.

Происхождение фразеологизма

Трудно проследить историю фразеологизма и пролить свет на пугающий нас факт поедания четвероногого друга. Одни словари предлагают искать корни в восточной культуре, где вкушение собачьего мяса – отнюдь не редкость. Но эта гипотеза не подтверждена официально. А вот несколько более убедительных версий.

Так голоден, что и собаку бы съел

В крестьянском обиходе выражение «Так голоден, что и собаку съел бы» свидетельствует о том, что человек хорошо потрудился. Если же он способен так выкладываться в работе, то и заполучить такого работника будет на руку каждому хозяину. А хороший труженик – это почти то же самое, что мастер своего дела.

Ритуальные игры индусов

Другая версия ищет корни выражения в глубоком прошлом человечества. У древних индусов игра в кости считалась священной. Бросок, не приносивший результата, получил название «собака», а удачное попадание характеризовалось фразой «съел», «проглотил». Получалось, что успешный, мастеровитый игрок как бы съедал неудачливого. Отсюда, возможно, и пришло выражение «собаку съел».

По бороде апостол, а по зубам собака

Есть и те, кто включает в этот круг пословицу «По бороде апостол, а по зубам – собака», связывая её с фразой «он на этом зубы сточил». Так говорят о человеке, который не так прост, как показалось сначала. Оказывается, ему палец в рот не клади! Согласно предположению некоторых исследователей, фразу «он на этом зубы сточил», синонимичную выражению «собаку съел», могли «объединить» именно собачьи зубы из пословицы. Проще говоря, где зубы – там и собака.

Собаку съел, да хвостом подавился

О достоверности третьей гипотезы можно поспорить, но очевидно, что ближе всех к истине четвёртая версия. Фраза «собаку съел» представляет собой кусочек, отколовшийся от пословицы «Собаку съел, да хвостом подавился». Она означает, что кто-то проделал чрезвычайно трудоёмкую работу, но неожиданно испортил её маленькой оплошностью. Как говорится, «и на старуху бывает проруха».

От полноценной пословицы осталась половина, и, как часто бывает, смысл тоже раскололся пополам. Теперь выражение «собаку съел» просто означает успешное («без сучка, без задоринки) преодоление трудной задачи.

Существуют и другие предположения о происхождении фразеологизма, но они не подтверждены официально.

Если ваше отвращение к буквальному смыслу фразы столь велико, что вымолвить её нет сил, для характеристики умелого и опытного человека воспользуйтесь выражениями, близкими по смыслу:

  • он на этом зубы съел (сточил);
  • руку набил;
  • прошёл огонь, воду и медные трубы;
  • хлеб из семи печей ел;
  • травленый волк;
  • стреляный воробей;
  • тёртый калач;
  • намётанный глаз;
  • все ходы и выходы знает.

Как видите, в русском языке немало благозвучных синонимов. Однако не забывайте и о собаке. Что и говорить, выражение неординарное! И, согласитесь, именно эта характеристика кажется самой запоминающейся. Так что человек, съевший на чём-то собаку, обязательно пригодится в трудную минуту – обращайтесь, не робейте, он, скорее всего, не укусит!

Собаку съесть

Русские люди собак не едят, даже китайские мясные собачки чау-чау
разводятся у нас исключительно в декоративных целях. Крестьяне так и
вообще считали собаку нечистым животным, которому запрещалось входить
в дом. Редкостная непогода должна была разбушеваться на улице, чтобы
хозяин собаку из дома не выгнал. Тем более поганой считалась
собачатина. Однако, голод не тётка, а нужда научит калачи есть.
Бывают в жизни такие несчастья, когда и собаку съешь. Случится
страшный голод, вроде того, что описан в повести Hеверова “Ташкент –
город хлебный”, и будет съедена не только скотина, но и дворовые Жучки
с Барбосами. И если человек в каком-либо деле собаку съел, значит
испытал всё, и доброе, и худое, и теперь его в этом деле уже ничем не
удивишь.

Есть для этих слов и другое объяснение, приведённое Сергеем
Максимовым. Согласно этому мнению, выражение “собаку съесть” родилось
в среде церковных начётчиков, которые не пели с чувством, а отлаивали
службу абы как, побыстрей да поскорей. Вроде бы по книге дьячок читает,
а ничего кроме рычания и взлаивания не слышно. Съел в грамоте собаку,
вот и гавкает. Hам это объяснение кажется притянутым за уши, но нельзя
же так просто сбросить со счётов точку зрения Сергея Васильевича.

А вот сказка, одна из тех, что были услышаны нами, а не в книжке
прочитаны, и в сказке народные рассуждения всё на ту же тему:

Отправился молодой парень в первый раз поле косить, бодрый шёл,
весёлый, рядом собака бежит. Навстречу односельчанин едет. “Повороти
телегу, а то перескочу!” – прытко говорит парень. “А что в мешке
несёшь?” – спрашивает встречный. “Пироги!” – “Что ж так много?” –
“А что не съем, то собаке отдам”, – отвечает парень. Под вечер
возвращается парень с работы, еле ноги волоча, и просит того же
односельчанина убрать веревку, лежащую поперёк дороги, потому что сил
не осталось переступить через неё. “А пироги где?” – спрашивает
односельчанин. “Съел.” – “А собака?” – “И собаку съел, так во время
работы есть захотелось. Зато всё поле выкосил, теперь учёный”.

“Вы бы хоть со мной заранее посоветовались. В этом-то деле я собаку
съел”, – Владимир Дудинцев “Hе хлебом единым”.

ss69100

К чему стадам дары свободы.

Восстановление смыслов

АБРАКАДАБРЫ
Слово абракадабра – символ бессмыслицы, поскольку никто не знает, что обозначает оно в действительности. Известно лишь, что в средние века его использовали как некое заклинание при лечении лихорадки. После раскрытия языкового кода, всякие тайны, связанные со словом, перестали существовать. Это в равной мере касается и слова абракадабра.

‘абра’а к#ад ‘абра’а – арабская фраза, а означает она буквально: «исцелил он, исцелил». Выходит, что средневековые лекари использовали заклинание в полном соответствии с его значением.
.

Так кажущееся бессмысленным слово становится предельно прозрачным, едва оно будет соотнесено с арабскими корнями. Точно так же раскрываются все русские «непереводимые выражения», так называемые идиомы. Русские тормашки или сидоровы козы, как мы увидим ниже, являются просто замаскированными арабскими выражениями.
.

.
Заранее скажу, что попытки объяснить явление с помощью понятия праязыка обречены на провал.
.
Праязык выдуман лингвистами чтобы объяснить то, чего они не понимают. Это вымышленное понятие отражает историческую точку зрения, согласно которой все наблюдаемые факты обусловлены другими фактами, имевшими место в наблюдаемой или в гипотетической истории.
.
Историческая точка зрения ошибочна потому, что Бытие в большей своей части недоступно прямому наблюдению, а то, что наблюдается – бледная тень реальности. Причины по большей части скрыты в смысловых полях, а не в истории.

Чтобы не оставалось сомнений в ошибочности исторического подхода, начну с очевидного неологизма. Идиома лапшу на уши вешать, не может быть наследием из какого-то праязыка, поскольку появилась в русском языке на наших глазах. Но и она, как и другие русские идиомы, будучи написана арабскими буквами: лф йшшна у-йшы: вша:йат, означает «крутить, вертеть, обманывать обманыванием».
.

Читайте также:  При каком зрение и кесарево сечение

Если рассматривать арабский как праязык, то невозможно объяснить появление этой идиомы, как впрочем и сотни других русских идиом. В опыте наших ближайших предков ее просто не было. Напротив, все русские идиомы, независимо от времени их появления в русском языке, объясняются одинаково. Точно так же, как объясняются любые немотивированные слова русского языка.
.

Листая русский фразеологический словарь, можно заметить, что в русском языке не менее семи разных собак. Есть собака, которую зарывают. Это как в известном стишке без начала и конца: «. у попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, в землю закопал и надпись написал, что: у попа была собака. » и так далее. Но в стишке-то понятно. Пусть вина собаки и небольшая, но вина есть вина, и видимо, у попа были основания убить ту собаку и в землю ее зарыть.

.
Но когда мы говорим вот где собака зарыта, мы все-таки имеем в виду другую собаку, не ту, что съела поповское мясо. Но почему же она разделила участь поповской собаки? Это тайна за семью печатями. Не ищите ответа на нее во фразеологическом словаре, там его вы не найдете.
.

А вот еще одна собака. Мы говорим иногда: устал как собака. Довольно странное выражение. У нас на собаках не сеют и не пашут. Правда, ездят. Так то на крайнем севере, в исключительных климатических условиях. А выражение употребляется повсеместно, и на юге, и на севере.
.

У нас еще собак вешают. Прямо на людей. Это вообще бред какой-то. Перевести на иностранный язык, никто не поверит. Да и вряд ли кому-нибудь из нас приходилось быть свидетелем процедуры повешения собак на людей. Я даже не могу себе это представить, попробуйте вы. Идет человек, а на нем висит собака. И это почему-то означает, что человек понапрасну оклеветан.
.

Собак у нас еще и едят. Собаку съел на этом деле – говорят в совершенно определенных случаях. Ни разу не приходилось видеть, как едят этих самых собак, а слышать – слышал, да и сам частенько, как и всякий русский, употребляю. Нет не собачатину, а это странное выражение. Вообще-то есть страны, где собак и в самом деле едят, во Вьетнаме, например. Но у нас как-то не принято.
.
Я думаю, даже поп, который остался без мяса, не стал бы есть собаку. Действительно, он же мог ее съесть вместо того, чтобы закапывать, но нет, не стал. Видимо, про русского попа поется песенка. У нас собака – друг человека, так что ни при каких обстоятельствах поедание собак невозможно, разве что во фразеологизме. Так не собака там имеется в виду. А тогда что? Тоже тайна.
.

Вот еще одно странное выражение. Иногда можно слышать: ни одна знакомая собака не встретилась. Вообще-то собака, хоть и друг человека, по отношению к человеку употребляется как оскорбление. И это не только у нас. Но что странно в этом выражении, оно хоть и употреблено по отношению к человеку, вовсе не оскорбительно. Может быть, потому, что собака знакомая? Какая бы она ни была, одно ясно – это не та собака, которую вешают, не та, которую едят, и не та, которую в землю зарывают.
.

Может быть, та, которая не нуждается в пятой ноге? Нет, если подумать, так тоже не та. Ведь у знакомой собаки, вопреки всякой логике, только две ноги, а эта четвероногая. Но все же странная. Ей, видите ли, не нужна пятая нога. Еще большее удивление вызывает тот, кто догадался ей предложить пятую ногу. То ли ноги лишние, то ли с головой не в порядке.
.

Помимо этих странных собак, которых мы уже насчитали шесть, есть еще собака обыкновенная, собака номер один. Собака как собака. Которую мы привыкли видеть каждодневно. Понятное дело, странного в ней ничего нет, вот разве что название. Действительно, почему собака называется собакой? Это уже вопрос к этимологам, ученым, которые исследуют происхождение и историю слов. Вот к ним и обратимся за разъяснением.
.

Некоторые специалисты считают это слово заимствованием из иранских языков, другие их опровергают, заявляя, что слово к нам пришло от тюркских народов. Видать, и в иранских, и в тюркских языках слово собака, как и в русском, – темное. Иначе споров бы не было. Никто не спорит, например, о том, из какого языка пришли к нам паровоз или трясогузка – ежу понятно, что слова русские. Каждый может понаблюдать за трясогузкой и убедиться, что эта птичка имеет своеобразную манеру подергивать хвостиком, из-за чего и получила свое название, а о паровозе и говорить не стоит. С собакой же совсем другое дело.
.

Коль скоро этимологи не могут дать нам ответ, обратимся к арабским корням. Корень СБК# означает «опережать, обгонять, делать что-л. раньше другого, предшествовать во времени о событии». От этого корня – сиба:к# «гонка», от него же выражение киля:б ас- сиба:к# «гончие собаки». От корня образуется причастие действительное са:бек#а или интенсивное причастие сабба:к#а «обгоняющая, гончая».
.
Идея, выраженная в корне, применима ко всему, что так или иначе в пространстве или времени опережает или предшествует, или случается раньше другого. Если речь идет о конкретных животных, то эта идея в арабском чаще применяется к лошади, чем к собаке, поскольку имеется устоявшееся понятие са:бек#а«лошадь, первая пришедшая к финишу на скачках». Поэтому мы и говорим устал как собака. Ведь имеется в виду не собака, а скаковая лошадь, причем обогнавшая других. Понятно, устанешь. #
.

Та же собака и в выражении нужен как собаке пятая нога. Дело в том, что если написать пятая нога арабскими буквами с учетом звуковых соответствий, получим фа:тах нага:х# , что означает не пресловутую «пятую ногу», а «упустившая выигрыш» о скаковой лошади. На нее поставили, а она не оправдала надежд. Кому она теперь нужна?
.

Что касается знакомой собаки, то она от арабского выражения са:бек# маърифату, что означает буквально «прежде знакомый». Здесь са:бекиграет служебную роль, показывая, что знакомство произошло в прошлом, что-то подобное английскому перфекту. Здесь собаки нет, потому выражение и не звучит оскорбительно.
.

Та же «собака» в выражении собаку съел. Это часть арабской пословицы сабак#а се:лю мат#ару, буквальное значение которой «его сели (потоки) обгоняют его дождь». Имеется в виду, что его дела обгоняют его слова.

Давайте для сравнения ознакомимся с версией классической лингвистики.

Историй со словом «собака» в нашем языке хоть отбавляй, и все они самые экзотические. Собак, например, можно на вас, на меня, на них «навешивать»: «Да что ж он на нее всех собак вешает!» И при этом ни о каких собаках вы даже не думаете. Вы хотите сказать, что он клевещет на нее, бросает необоснованные обвинения — «вешает собак».

С «повешенными» или «навешанными собаками» все довольно просто: образ связан с употреблением слова «собака» в значении «репей», оно известно в народных говорах. Вешать на кого-то репейник, по суеверным представлениям, значило наслать на этого человека порчу. Предварительно такую «собаку», то есть репейник, надо было заговорить.

А как вам выражение «съесть на этом собаку»? «Он собаку по этой части съел» — так мы говорим, когда хотим сказать, что этот человек приобрел в указанном деле большой опыт, большие знания и умения. «Настоящую собачину едят только небрезгливые китайцы», — отмечает Сергей Максимов, который собрал и объяснил в XIX веке множество пословиц и поговорок. Между тем ученые-языковеды считают сомнительной версию самого Максимова: он-то считал, что это была насмешка над некими петрозаводцами, которые нечаянно чуть не съели на свадьбе щи с собачиной.

Вообще эта «съеденная собака» — один из самых сложных для объяснения оборотов. Некоторые возводят его к древности: к игре в кости, где собака была определенным символом. Кто-то рассказывает конкретный эпизод древнегреческого жертвоприношения, когда жрец случайно отведал жареной собачины, после чего она вошла в моду. Более правдоподобно предположение, что этот оборот появился в крестьянской среде: голодный и усталый земледелец готов «и собаку съесть», а долгая работа делает человека искусным.

Наконец самая изящная версия: «собаку съел» — это позднейший русский вариант славянского «зубы съел на чем-то». А это выражение, в свою очередь, из шутливой поговорки «По бороде апостол, а по зубам собака», где «зубы» и «собака» тесно связаны.

На этом по крайней мере предлагает нам остановиться Словарь фразеологизмов.

Отчего тогда не заменить слово „собака” на „репей” в выражении „собаку съел”? В общем, у классиков языкознания слов и гипотез много, а смысла, увы, ровно наоборот. Мало ортодоксы собак поели!

к о р е е ц

любитель съесть собаку

• героич. рус. канонерская лодка

• житель одного из государств Восточной Азии

• лодка, затопленная с «Варягом» в Цусимском сражении

• абориген Сеула и Пхеньяна

• тот, кто может съесть собаку

• коренной житель Пхеньяна и Сеула

• уроженец Сеула и Пхеньяна

• сосед китайца и японца

• поедатель собак из Сеула

• житель страны Утренней Свежести

• житель страны «ДЭУ» и «Самсунг»

• Представитель народа в Восточной Азии

• Героическая русская канонерская лодка, вместе с крейсером »Варяг» сражалась у Чемульпо (Корея) с японской эскадрой в 1904 г.

Лингвистические детективы.

Собаку съел.

ВВряд ли кто-нибудь из нас никогда не употреблял в своей речи этого выражения. Очевидно, почти у каждого когда-нибудь возникал вопрос: а почему мы так говорим? Почему понятие «мастер на что-либо» выражается оборотом, состоящим из существительного собаку и глагола съел? Надо сказать прямо, вопрос этот очень трудный. Даже те, кто действительно собаку съел на решении таких задач (имеем в виду этимологов и специалистов по фразеологии), пока что не дали не только удовлетворительного, но и более или менее вероятного объяснения происхождения этого странного фразеологического сращения.

А. А. Потебня в свое время предполагал, что оборот собаку съел появился в крестьянской среде и что его рождение связано с земледельческим трудом: лишь «тот, кто искусился в этом труде, знает, что такое земледельческая работа: устанешь, с голоду и собаку бы съел» (К истории звуков русского языка. IV. Варшава, 1883. С. 83). Однако такое объяснение В. В. Виноградов (см. его «Русский язык». М., 1972. С. 24) не без оснований считает ложным субъективным осмыслением имеющегося выражения вместо реального определения его биографии. Ведь на самом деле устойчивого сочетания слов «устанешь, с голоду и собаку бы съел» никогда в нашей речи не существовало.

Явно неправильное, анекдотическое объяснение нашего загадочного оборота находим мы у С. В. Максимова (Крылатые слова. М., 1955. С.194–196), считающего, что фразеологизм собаку съел восходит к свободному сочетанию слов, заключающему в себе насмешку над петрозаводцами, нечаянно будто бы чуть не съевшими на свадьбе щи с собачиной.

Думается, что оборот собаку съел при всей своей исключительности (с точки зрения логического несоответствия значения целого и составляющих его частей) не представляет собой ничего исключительного. Скорее всего, это выражение является одной из многих идиом, родившихся в результате сокращения полной формы (ср.: Голод – не тетка

Съесть собаку с филологической точки зрения

Беседу ведет специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь» Е. Звягина

Читайте также:  Очки для зрения как в доме 2

Собаки, как известно, все понимают — только не говорят. Кто хоть раз заглядывал в глаза собаке, уже не усомнится в этой истине. Но вот каким видится им окружающий мир? Какими кажемся им мы? В общем — каковы же истинные взгляды наших меньших братьев? На вопросы редакции отвечают заведующий кафедрой мелких домашних и экзотических животных Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина доктор ветеринарных наук, профессор Е. КОПЕНКИН и ветеринарный врач-офтальмолог кандидат медицинских наук А. ШИЛКИН.

— Мне хотелось бы начать с очень банального вопроса. Все-таки различают собаки цвета или нет?

А. Ш. : А вы знаете, не такой уж это банальный вопрос. Дело в том, что еще до недавнего времени считалось, что собаки цветов не различают и видят мир черно-белым. Однако последние исследования, проведенные в США, показали, что собаки обладают цветным зрением — правда, несколько иным, нежели человек.

Тут играет роль строение глаза. За восприятие цвета отвечают колбочки, а в сетчатке глаза собаки их меньше, чем у нас. Кроме того, сетчатка глаза человека содержит колбочки трех типов, каждый из которых реагирует на свой диапазон цвета. Одни из них наиболее чувствительны к длинноволновому излучению — красному и оранжевому цветам, вторые — к средневолновому (желтому и зеленому), а третьи реагируют на голубой, синий и фиолетовый цвета.

У собак колбочки, чувствительные к красному цвету, отсутствуют. Поэтому они не улавливают разницу между желто-зеленым и оранжево-красным цветами — это похоже на то, как видят дальтоники. А то, что мы с вами воспринимаем как сине-зеленое, собаке может казаться белым. Но эти животные гораздо лучше человека различают оттенки серого цвета. И дело не только в том, что в сетчатке глаза собаки больше палочек — светочувствительных клеток, отвечающих за зрение в сумерках. Скорее всего, сами палочки у них более чувствительны, чем у человека. Поэтому у собак хорошее ночное зрение.

— То есть в темноте они видят лучше человека?

А. Ш. : Гораздо лучше — в три, а то и в четыре раза. Собаки — так называемые переходные животные (что-то среднее между дневными и ночными). Поэтому для них важно хорошо видеть при любой освещенности. Сетчатку глаза собаки можно условно разделить на две половины: верхнюю и нижнюю. Верхняя обеспечивает лучшее зрение на фоне темной земли. Позади фоторецепторов верхней половины расположена светоотражающая мембрана. Свет, проникающий в глаз, отражается мембраной, как рефлектором автомобильной фары. Отраженные лучи, в свою очередь, тоже улавливаются палочками и колбочками. Получается как бы два луча вместо одного.

А нижняя часть сетчатки содержит темный пигмент, который поглощает «лишние» световые лучи. За счет этого глаз собаки оптимально работает при сильной освещенности.

— А дневное зрение у собак такое же, как у людей?

А. Ш. : Нет. Во-первых, как мы уже говорили, они иначе воспринимают цвета. Но это даже не главное. Дело в том, что в строении глаза человека и собаки есть принципиальные различия. В человеческом глазу есть так называемое «желтое пятно». Оно содержит только колбочки и находится в центре сетчатки, на оптической оси глаза. Таким образом, именно на колбочки попадают прямые, не искаженные при прохождении через роговицу и хрусталик лучи света. Палочки же расположены по остальной области сетчатки.

У собак желтого пятна нет. Поэтому острота зрения у них примерно в три раза ниже, чем у человека. Если бы мы захотели проверить зрение собаки с помощью обычной проверочной таблицы, которая висит в кабинете окулиста, то собака — теоретически, разумеется, — различила бы лишь третью строчку. Напомню, что человек с нормальным зрением читает десятую.

— Значит, собаки близоруки?

Е. К. : Это довольно распространенное заблуждение. Мы провели обширные исследования и выяснили, что собаки имеют слабую дальнозоркость (до +0,5 диоптрии). Это примерно соответствует показателям большинства взрослых людей. Так что дело тут не в близорукости. Просто для хищника острота зрения не важна. Важна способность видеть одинаково хорошо как днем, так и ночью и четко определять объект охоты. Отсюда их способность лучше видеть движущийся объект, чем неподвижный. За счет того, что в глазу собаки больше палочек, она может видеть перемещающийся предмет на расстоянии 800-900 метров. Тот же предмет, но неподвижный собака различает только с 600 метров. Именно поэтому от собаки нельзя бегать. У нее включается инстинкт, она сразу воспринимает вас как добычу.

Еще одно преимущество собаки — более точное определение дистанции. Можно предположить, что это достигается за счет того, что палочки расположены около оптической оси глаза (там, где у человека находится желтое пятно, в котором палочек нет). На близком расстоянии глаз собаки хуже «наводится на резкость», чем у нас. Человек способен фокусировать зрение на предметах, находящихся всего в нескольких сантиметрах. Для собаки все, что ближе 35-50 см, выглядит расплывчатым.

— А какое у них поле зрения?

Е. К. : Тоже не такое, как у нас. Глаз человека имеет поле зрения в форме круга, у собаки же оно «растянуто» в стороны. Кроме того, у нас оси глаз параллельны, а глаза собаки расположены так, что их оптические оси расходятся примерно на 20 градусов. За счет этого поле зрения собаки составляет 240-250 градусов — примерно на 60-70 градусов больше, чем у человека. Это, конечно, средние цифры. Тут многое зависит от породы — важны строение черепа, расположение глаз и даже форма носа. У собак с широкими мордами и коротким носом (например, пекинес, мопс, английский бульдог) глаза расходятся под сравнительно малым углом. Поэтому они имеют более ограниченное боковое зрение. У узкомордых охотничьих пород с вытянутым носом оси глаз расходятся под большим углом, следовательно, и поле зрения будет очень широким. Что и понятно: для охоты такое качество просто необходимо.

— Наверное, у диких родственников собаки, которые живут охотой, все особенности зрения проявляются еще ярче?

Е. К. : Вообще-то, исследования в этой области пока носят единичный характер. Но логика такова: у диких животных зрение лучше. Например, обезьяны видят в три раза лучше человека. Количество палочек в сетчатке глаза волка выше, чем у собаки, так что и зрение, скорее всего, у них острее. Животные, которые живут в домашних условиях, постепенно теряют качества, свойственные их диким сородичам. А вот цветовое восприятие у волков приблизительно такое же, как у собак. Так что красные флажки, которые используют при охоте на волков, условны. Волки красного цвета не различают.

— Для собаки главное не зрение, а обоняние, правильно?

А. Ш. : Не обязательно обоняние. Это зависит от породы. Если у собаки уши стоят (у овчарки, например), то для нее основным будет слух. А если висят, как у спаниеля, то главное действительно обоняние.

А зрение, конечно, уходит на второй или третий план. Вот почему собаки не узнают себя в зеркале. Для нас с вами зрение — это около 90 процентов информации, которую мы получаем о мире. А у собак и кошек образ складывается в значительной степени из слуха, из обоняния. Так что визуальный объект, который никак не пахнет и не издает звуков, для них чистая абстракция.

— Поэтому животные не смотрят телевизор?

А. Ш. : Это очень интересный вопрос. Тут дело в другом. Частота, при которой человеческий глаз воспринимает чередование кадров как движущийся образ, — 50-60 герц. У собак же эта частота выше — около 80 герц. Само собой, телевизоры рассчитаны на человека. А собака вместо фильма видит мелькающие картинки. Впрочем, телевизоры нового поколения имеют частоту 100 герц, так что скоро собакам будет что посмотреть. Кстати, уже отснято несколько фильмов специально для животных.

По бороде апостол, а по зубам собака

«Синий чулок». При этих словах человек, который считает русский язык родным, вряд ли представляет себе настоящий чулок — капроновый, нейлоновый или шерстяной. А возникает этакий унылый образ. Как сообщают нам словари, «синий чулок» — это женщина, всецело поглощенная книжными, учеными интересами, черствая, лишенная женственности и обаяния.

Кстати, внешность дамы значения не имеет, так же, как и успешность ее интеллектуального труда. Просто умственной деятельностью она занимается в ущерб традиционно женским занятиям. Вопрос — почему «чулок» и почему синий. Вот это уже куда интереснее. Потому что первым синим чулком мог быть мужчина.

Выражение это — «blue stocking» (синий чулок) возникло в Англии в 80-х годах XVIII века. Его связывают с кружком, который собирался у некоей леди Монтегю для ученых бесед. Душою этих самых бесед был ученый — Бенджамин Стеллингфлит. Он, пренебрегая правилами моды, носил синие чулки (вместо белых) при темном платье. За это некоторые называли кружок «обществом синего чулка».

Впрочем, есть и другая версия, связанная все с тем же кружком. Вроде была там женщина, некая Стиллингфлит (опять похожая фамилия), которая носила синие чулки. Ее-то и называли «blue stocking».

Теперь уже не представляется возможным точно установить, кто именно из этого кружка, мужчина или женщина, так любили синие чулки, но что любили — несомненно. Байрон увековечил кружок леди Монтегю в сатирическом произведении «Синие».

К нам в русский язык выражение пришло в первой половине XIX века, скорее всего, через французский. Там «синими чулками» — «bas bleus» — называли женщин, которые пренебрегали домом и семьей. Таким образом, русскому «синему чулку» не меньше двухсот лет.

Историй со словом «собака» в нашем языке хоть отбавляй, и все они самые экзотические. Собак, например, можно на вас, на меня, на них «навешивать»: «Да что ж он на нее всех собак вешает!» И при этом ни о каких собаках вы даже не думаете. Вы хотите сказать, что он клевещет на нее, бросает необоснованные обвинения — «вешает собак».

С «повешенными» или «навешанными собаками» все довольно просто: образ связан с употреблением слова «собака» в значении «репей», оно известно в народных говорах. Вешать на кого-то репейник, по суеверным представлениям, значило наслать на этого человека порчу. Предварительно такую «собаку», то есть репейник, надо было заговорить.

А как вам выражение «съесть на этом собаку»? «Он собаку по этой части съел» — так мы говорим, когда хотим сказать, что этот человек приобрел в указанном деле большой опыт, большие знания и умения. «Настоящую собачину едят только небрезгливые китайцы», — отмечает Сергей Максимов, который собрал и объяснил в XIX веке множество пословиц и поговорок. Между тем ученые-языковеды считают сомнительной версию самого Максимова: он-то считал, что это была насмешка над некими петрозаводцами, которые нечаянно чуть не съели на свадьбе щи с собачиной.

Вообще эта «съеденная собака» — один из самых сложных для объяснения оборотов. Некоторые возводят его к древности: к игре в кости, где собака была определенным символом. Кто-то рассказывает конкретный эпизод древнегреческого жертвоприношения, когда жрец случайно отведал жареной собачины, после чего она вошла в моду. Более правдоподобно предположение, что этот оборот появился в крестьянской среде: голодный и усталый земледелец готов «и собаку съесть», а долгая работа делает человека искусным.

Наконец самая изящная версия: «собаку съел» — это позднейший русский вариант славянского «зубы съел на чем-то». А это выражение, в свою очередь, из шутливой поговорки «По бороде апостол, а по зубам собака», где «зубы» и «собака» тесно связаны.

На этом по крайней мере предлагает нам остановиться Словарь фразеологизмов.

Источники:
  • http://zen.yandex.ru/media/id/597f798c4ffd133ffcc720bd/59e86e4cc5aa57ee9a38bef8
  • http://pets.wikireading.ru/4083
  • http://na-dostupnom.ru/sobaku-sel/
  • http://www.otrezal.ru/catch-words/493.html
  • http://ss69100.livejournal.com/1615051.html
  • http://scanwordhelper.ru/word/68445/0/296461
  • http://sv-scena.ru/Buki/Lingvistichyeskiye-dyetyektivy.135.html
  • http://m.nkj.ru/archive/articles/3915/
  • http://rg.ru/2004/11/19/koroleva.html