2.2.1. Символический интеракционизм
Это направление социологической мысли опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863–1931) и Чарльза Кули (1864–1929), творивших в первой трети XX в. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот учеником Дж. Мида Гербертом Блумером в 1937 г.
Центральное понятие социологической теории Дж. Мида – межиндивидуальное взаимодействие. Именно совокупность всех взаимодействий и создает общество. Начальной фазой межиндивидуального взаимодействия выступает жест или слово. Если взаимодействующие индивиды уже имеют опыт общения, то жест (или слово) вызывает у всех вступающих во взаимодействие одинаковый отклик, т. е. жест (слово) становится символом.
► Символический интеракционизм – это взаимодействие индивидов с помощью символов, это понимание общества как суммы взаимодействий взаимодействующих индвидов .
Ч. Кули взаимодействие людей считал производным от их представлений друг о друге. Общество, состоящее из суммы личных и групповых взаимодействий, будет не социальной реальностью, а как бы совокупностью представлений об этой реальности, т. е. о людях, их связях, предметах реального мира и т. д.
Эти идеи развивал Г. Блумер (1900-?). Он утверждал, что индивид, наделяя окружающих людей и объекты смыслом, таким образом творит мир. Для него мир таков, каким он его себе представляет. Отсюда ϲӆедует, что социальное действие – это скорее конструирование, чем реакция, отклик на стимулы внешнего мира.
Общество для Г. Блумера не объективная реальная структура, где человеку подобает знать свое место (как у Т. Парсонса, например), а постоянный процесс взаимодействий между конструктивно творящими индивидами. Эти индивиды, взаимодействуя, создают ситуации. От того, как они интерпретируют эти ситуации, и зависят их индивидуальные или коллективные действия (а не от того, что какие-то внешние социальные силы вызывают определенное поведение индивидов).
Как видим, в символическом интерационизме личность не только не теряется, а более того – приобретает самодовлеющие значение. Мир, создаваемый представлениями людей, взаимодействие на основе символов носит субъективный характер. А социальное действие индивида полностью зависит от его представлений о реальном мире, а не от действительного положения вещей.
Среди современных представителей интеракционизма наиболее известны Ч. Моррис, И. Гоффман, М. Бубер.
Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938), который, с одной стороны, рассматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на личность, вызывая у нее «поток сознания»; с другой стороны, лозунг Гуссерля «Назад к самим предметам!» означал отделение сознания личности от предметного мира, а предметов этого мира – от причинных и функциональных связей между ними. Такое «чистое» сознание (т. е. не связанное с предыдущим опытом, интерпретированием предметных связей, идеологическими установками) создает с «чистыми» предметами чисто смысловое поле (т. е. связи сознания с предметом носят смысловой, но не причинный и не функциональный характер). Поэтому познание предметного мира направлено не на восприятие свойств и функций познаваемого объекта, а на сам процесс восприятия. Отсюда вытекает, что для исϲӆедователя не имеет значения, существует ли мир реально и что он воспринимает: объективные предметы или нереальные образы, миражи, галлюцинации. Главное, чтобы субъект ощущал «переплетение переживаний в единстве потока» мира и сознания.
Такой метод познания Гуссерль назвал «методологической редукцией», или «брокетингом», что в переводе с английского означает «постановка в скобки». В данном случае в скобки ставится вопрос: «Существует ли реально человек или окружающий мир?» Избавившись от этого трудноразрешимого вопроса, Гуссерль сосредоточивается на изучении связи сознания с окружающими предметами.
Поток субъективного сознания в повседневном бытии соприкасается с предметным миром. Точки соприкосновения и являются феноменами. В отличие от явления, которое указывает скрывающуюся за ним сущность, феномен самодостаточен, хотя и не всегда виден «невооруженным» глазом. Раскрываются феномены для индивида в процессе рефлексии, т. е. особого вида переживания, имеющего целью поддерживать связь сознания и предметного мира.
Таким образом, Гуссерль отрицал объективистский взгляд на мир, но в то же время не сводил его к чисто субъективным ощущениям. Он пытался найти ответ на вопрос: «Как конкретный субъект видит субъективно, а реальный мир, воздействуя на всех субъектов, предстает объективным образом?»
Основоположником социологической феноменологии был австрийский социолог Альфред Шюц, эмигрировавший в 1939 г. в США.
В своих работах он опирался на философию Гуссерля. Как и все социологи субъективистского подхода, Шюц отталкивался в своих рассуждениях от понятия личности. Каждый индивид, по Шюцу, в повседневной жизни оказывается помещенным в так называемую «биографическую ситуацию», т. е. его видение мира определяется его рождением, воспитанием, развитием, религиозными, идеологическими, культурными воздействиями. Биографическая ситуация одновременно представляется как созданная объективным миром и конкретным развивающимся субъектом, как соединение объективного и субъективного. Эта биографическая ситуация, впрочем, не является застывшей конструкцией, а развивается в процессе жизни индивида и обеспечивает понимание им поведения другого человека, каждого социального феномена. Биографическая ситуация определяет положение индивида в мире (в смыϲӆе его оценки), обеспечивает ему «нулевую точку в системе координат» и является источником перспектив развития личности.
В этих перспективах заключается бесконечное множество значений смыслов, накопленных с помощью индивидуального опыта, обучения и воспитания. Каждый феномен познаваемого мира является одновременно субъективным, т. е. познаваемым конкретной личностью, и объективным (или типичным, как выражается Шюц), т. е. принадлежащим многим подобным опытам других личностей. Каждый индивид имеет собственную биографическую ситуацию и по-своему типологизирует феномены. Все зависит от его собственной активности, интереса к феноменам. Как согласовать все это многообразие субъективной деятельности?
Повседневное мышление, по Шюцу, гармонизирует индивидуальные биографические ситуации и перспективы с помощью:
идеализации взаимозаменяемости точек зрения (я предполагаю, что партнер в моей ситуации поведет себя, как я, а я в его ситуации – как он);
идеализации совпадения систем релевантности, подразумевающей, что различие перспектив, вытекающих из индивидуальностей биографических ситуаций, несущественно; более существенным (релевантно) для нас является наличие схожих целей деятельности, которые релевантно влияют на наши оценки и выбор.
Эти идеализации (допущения) составляют сущность предпосылки взаимности перспектив, которая ведет к формированию таких представлений о мире, которые теряют свою субъективность, становятся общими и воспринимаются как объективный мир. Это и есть так называемый мир повседневной жизни, поток феноменов. Он субъективен, так как зависит от восприятия каждого, но в наших взаимодействиях мир интерсубъективизируется и приобретает объективный (независимый от нас) вид.
Поϲӆедователями Шюца в развитии феноменологических взглядов на общество явились Питер Бергер и Томас Лукман, которые в 1966 г. издали книгу со знаменательным названием: «Социальное конструктирование реальности», положившую начало феноменологическому направлению в социологии знания.
С позиции феноменологии вели свои научные исϲӆедования Г. Гарфинкель (феноменологическая этнометодология) и А. Сиккурель (феноменологическая герменевтика, социология знания).
Общими для подходов всех феноменологов являются ϲӆедующие моменты:
действительность, реальный мир зависит от сознания индивидов, их интерпретации феноменов этого мира. Но индивиды воспринимают мир как объективный, независимый от них;
индивид не является принадлежностью социальной структуры общества; он своей деятельностью эту структуру постоянно создает, укрепляет и изменяет;
восприятие мира и деятельность индивидов осуществляется на основе феноменологической редукции, связывающей феномены реального мира с представлениями о них в сознании индивидов.
2.2.3. Психологическое направление
В первой трети XX в. создал свою теорию психоанализа австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1839). Он частично перенес свои психологические представления и в социологию. По Фрейду, социальное поведение человека обусловливается бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных бессознательных порывов, вызванных этими импульсами, и заложенных в человеческом сознании с помощью социализации норм поведения.
Природа общества, по Фрейду, определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Борьбой между неосознанными и осознанными инстинктами и обусловлены столкновения индивидов и групп, функционирование организаций и институтов. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, которые в конечном счете тоже имеют сексуальную природу) и интересы (трудовые, социальные), и является движущей силой общества.
Взгляды 3. Фрейда развивал (и видоизменял) Эрих Фромм (19001980), представитель так называемой франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма. Социология Э. Фромма объединяет взгляды 3. Фрейда, К. Маркса и М. Шелера. По Фрому, история человеческого общества – это формирование и развитие человеческих личностей в условиях враждебного окружения, подавляющей личность социальной структуры. Связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, т. е. набор определенных черт, выработанный на основе психики человека под воздействием социальной среды (сравните с 3. Фрейдом). Фромм типологизирует социальные характеры на накопительский, эксплуататорский, пассивный, рыночный (сравните с М. Шелером).
Современное ему общество Фромм определяет как чуждое человеку, отчуждающее его от «человеческих» отношений путем «машинизации», «роботизации», «компьютеризации» (сравните с К. Марксом). Идеальным Фромм считал общество «гуманистического коммунитарного социализма».
Среди других современных представителей психологического направления в социологии наиболее известны А. Адлер, Г. Салливан, М. Мид, Г. Маркузе и др.
Социологи этого направления, как и все представители субъективного подхода в социологии, на первое место ставят проблему человека, его мотивов поведения, взаимоотношений с окружающим миром, его социального поведения. И уже от человека, исходя из его социальных связей, строят социально-ролевую структуру общества, определяют движущие силы и тенденции его развития и т. д.
Вопросы для самоконтроля
Какие два основных подхода существуют в современной социологии?
В чем сущность структурного анализа общества К. Леви-Стросса?
Что такое динамическая структура общества Р. Мертона?
В чем сущность анализа социальных сетей?
Каковы основные постулаты функционализма?
В чем сущность функционального анализа Р. Мертона?
Что такое структурно-функциональный анализ общества?
Перечислите основные положения системного анализа.
Каковы основные преимущества и недостатки объективного подхода к анализу общественных структур?
С чего начинается анализ общества в теории символического ин-теракционизма Дж. Мида, Ч. Кули?
Каковы взгляды на общество Г. Блумера?
Какая филососфская концепция лежит в основе феноменологического анализа в социологии?
Как развивает взгляды Э. Гуссерля А. Шюц? Что такое биографическая ситуация?
Какой вклад внесли П. Бергер и Т. Лукман, Г. Гарфинкель и А. Сик-курель в развитие феноменологического анализа?
Объясните взгляды 3. Фрейда на общество.
Какой вклад в понимание структуры и динамики социальной жизни внес Э. Фромм?
Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. До-бренькова. М., 1994. С. 168–259; С. 293–334; С. 379–480; С. 481–496.
Ансар П. Современная социология // Социс. 1995. N 12; 1996. N 1,2, 7.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 315402, 489–581.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995.
Вебер М. Основные социологические понятия. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602–643, 495–545.
Гидденс Э. Социология // Социс. 1996. N 2.
История социологии / А. Н. Елсуков и др. Минск, 1997. Раздел 2.
История теоретической социологии: В 4 т. / Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М., 1998. Т. 3, 4.
Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. Гл. 1–5.
Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 33–49, 63–77, 146–156, 180–194, 195–250.
Об авторе
Глава 1 ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
1.1. Предмет, функции и методы социологии
1.2. История социологии
1.3. Социология в России
Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
2.1. Направления объективного подхода
2.2. Направления субъективного подхода к анализу общества
Глава 3 ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
3.1. Культура как система ценностей, норм, образцов поведения
3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества
3.3. Общество как система
Глава 4 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
4.1. Понятия «индивид» и «личность». Формирование личности
Глава 5 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
5.1. Сущность социального отклонения
5.2. Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе
Глава 6 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
6.1. Историческое развитие института семьи
6.2. Понятие и категории семьи
6.3. Особенности и основные проблемы современной семьи
6.4. Тенденции развития института современной семьи
Глава 7 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И МОБИЛЬНОСТЬ
7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества
7.2. Социальная мобильность общества
Глава 8 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
8.1. Понятие социальных организаций и институтов
8.2. Классификация и функционирование организаций
Глава 9 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ
9.1. Социальный контроль
9.2. Структура и функции управленческой деятельности
9.3. Стили управления
Глава 10 CОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
10.1. Сущность и характеристики конфликтов
10.2. Разрешение социальных конфликтов
Глава 11 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
11.1. Религия как социальный институт
11.2. Религиозные организации, религиозное поведение и функции религии
Глава 12 МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИСϲӅЕДОВАНИЙ
12.1. Фазы научного исϲӆедования
12.2. Основные методы социологических исϲӆедований
12.3. Виды и техника опросов
12.4. Анализ эмпирических данных
Глава 13 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
13.1. Возможные пути развития общества
13.1.2. Циклические и волновые теории жизни общества
13.2. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире
Социальный статус личности
« назад Оглавление вперед »
2.1. Направления объективного подхода « | » Глава 3 ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
Понятие общества. Различные подходы к трактовке общества: субъектный, деятельностный, организационный
Читайте также:
- B. Понятие должностного лица
- I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
- I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
- I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
- I. Понятие гос. службы.
- I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
- I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
- I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
- I.Понятие и значение конституционного контроля
- II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
- IV. Принципиальные подходы к обновлению обществоведческого образования
- V Понятие звуковой культуры речи, причины неправильного произношения у детей.
Диалектика объективных условий и субъективного фактора, свободы и необходимости, сознательности и стихийности в развитии общества.
Общество как система. Специфика социального детерминизма.
Историко-философская мысль о сущности общества и определяющих факторах его развития: натурализм, социальный идеализм, теологизм, исторический материализм, технократизм и др.
Понятие общества. Различные подходы к трактовке общества: субъектный, деятельностный, организационный.
ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
Философская картина мира, как было отмечено в предшествующих темах, характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от человека к миру и от мира к человеку. Поэтому «мир», «природа», «бытие» всегда были в центре внимания философии. Свидетельство тому — даже названия работ многих мыслителей. Например, «Природа вещей» (Лукреций Кар), «О бесконечности вселенной и мирах» (Дж.Бруно), «Письма об изучении природы» (А.И.Герцен), «Философия природы» (Г.–В. Ф. Гегель), «Диалектика природы» (Ф.Энгельс) и др. Одновременно предметом интереса философии становятся вопросы общественной жизни, ее политического, государственного, экономического, нравственного устройства. Философов интересовало также, «какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное назначение и к чему, собственно, стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия?» 1. Уже здесь звучит мысль, что философия общества есть другая сторона философии человека. Философы, как и историки, пытались осмыслить природу общественной жизни с точки зрения не только ее прошлого и настоящего, но и грядущего. Эти вопросы также нашли отражение уже в самих названиях работ наиболее известных мыслителей различных исторических эпох. Например, Платон пишет работу «Государство», Аристотель — «Политика», Т. Гоббс — «О гражданине», А.Н. Радищев — «О человеке, его смертности и бессмертии», В.С. Соловьев — «Нравственность и политика», Н.А. Бердяев — «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», Г.В. Плеханов — «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», М. Хайдеггер — «Письмо о гуманизме», С.Л. Франк — «Духовные основы общества», Э. Фромм — «Способность к добру и злу» и т.д. Следовательно, можно согласиться с мыслью о том, что философское рассмотрение отношений человека и общества во всей их сложности и многозначности, рассмотрение общественного бытия человека, началось ни с какого-то этапа, а тогда, когда появилась философия. В любой системе философских воззрений обязательно есть рассмотрение человека в его отношении к обществу[1].
Что такое общество, какова специфика его генезиса, строения, функционирования и развития, которая определяет способ бытия социального в мире, подчиняется ли ход истории неким законам или история и закономерность есть понятия, взаимно исключающие друг друга? Эти и другие вопросы составляют важные разделы философского познания, непосредственно связанные с обществом и общественным бытием человека, т.е. формируют проблемное поле социальной философии.
Данная тема посвящена раскрытию содержания понятия «общество», анализу различных теоретических моделей общества, диалектике исторической необходимости и сознательной деятельности людей, свободы и необходимости, сознательности и стихийности в общественном развитии. Эпиграфом к данной теме могут стать слова известной песни, в которых заключен глубокий философский смысл:
. Катится, катится жизнь колесницей фатальной,
Мы пассажиры на данном отрезке пути,
Кучер-судьба колесницею той управляет,
Кто не согласен с маршрутом, тот может сойти.
Действительно ли наша жизнь лишь фатальная колесница, которой управляет кучер-судьба? Действительно ли мы лишь пассивные пассажиры на том или ином отрезке исторического пути? И если наша жизнь — это только фатум, рок, судьба и маршрут ее заранее предопределен, то как человек, не согласный с этим маршрутом, может с него сойти и насколько он вообще свободен в своем выборе, в своих действиях и поступках?
А может быть, истина в другом утверждении:
. Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас,
Он прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
и не станет он добрей,
если мы добрее не станем…
Конечно, мы не ответим на все вопросы, но попытаемся хотя бы задуматься над ними. Итак, что же такое общество? Этот термин довольно многозначен. Например, из отечественной литературы нам известно, что «опчеством» (так у Даля) русские крестьяне называли сельскую общину. Об «обществе» говорят, когда имеют ввиду социальное окружение человека, круг его общения («дурное общество», «Бомонд» – высшее общество). «Обществами» называли и называют добровольные объединения людей по профессиям и интересам («общество филателистов», «театральное общество», «общество книголюбов», «общество защиты природы» и т.д.). Задача же философии — определить точный объект своего исследования, установив научное, категориальное, а не бытовое значение термина «общество».
В наиболее широком из значений, интересующих философию, термин «общество» представляет собой синоним понятий «социальная реальность», «социальная форма движения», «социум». Общество рассматривается «как специфический по своим законам мир людей и созданных ими «культурных артефактов», т.е. «искусственных» порождений человеческого ума, которые отсутствуют в «естественной», «натуральной», «нерукотворной» природе». 1
В современной отечественной социально-философской литературе выделяют следующие подходы к толкованию общества: субъектный, когда под обществом понимается, прежде всего особый, самодеятельный коллектив людей; деятельностный, когда под обществом понимается не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей. Например, «общество – это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей» (К. Маркс);организационный, согласно которому общество трактуется как институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами2. На наш взгляд, синтезирующим все эти подходы является определение общества как системы человеческого существования, включающей в себя совокупность человека как субъекта действия, человеческую деятельность и условия существования субъекта и его деятельности, включенные в результате процесса труда в сферу общественной жизни.
Дата добавления: 2015-05-07 ; Просмотров: 736 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основные подходы к определению понятия «общество»
Исходной и важнейшей категорией социологии является общество. Вся история социологической мысли – это история поисков определения общества, построения теорий общества.
Существует множество определений понятия общество. Его рассматривают как:
– предельно широкую общность людей;
– как рациональную форму организации деятельности людей;
– как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Первые теоретические попытки понять сущность общественной жизни связаны с именами Аристотеля и Платона. Особенностью античного подхода к обществу является отождествление общества и государства.
Попытки системного представления общества предприняты немецкими учеными И.Г. Гердером и Г.Ф. Гегелем. Они, по существу, заложили два подхода к рассмотрению общества:
1. В центре концепции И.Г. Гердера лежит идея развития мира, в рамках этой концепции рассматривается эволюция и ее результат (человеческий род и затем общество, его культура).
2. По Г.Ф. Гегелю, общество – это продукт эволюций идеи, проходящей последовательно стадии социогенеза: семья – гражданское общество – государство.
Среди подходов к определению общества также выделяют следующие:
1) Атомистическая теория. Общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, – считает американский социолог Дж. Дэвис, – можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими и косвенно со всем миром».
2) Сетевая теория Р. Берта, согласно которой общество представлено действующими индивидами, принимающим социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Начало этой теории было положено еще Г. Зиммелем. По Зиммелю, общество есть феномен, несводимый к простой сумме отдельных людей. Общество – это взаимодействие индивидов, руководствующихся своими целями, мотивами. Эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.
3) В теориях социальных групп общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви.
Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».
4) Институциональное или организационные определения общества. Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.«Общество не простая сумма индивидов, но система, образованная из ассоциаций и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами» (Э. Дюркгейм).
Согласно этой концепции именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость и постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Без них было бы невозможно обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т. д. Без них (институтов и организаций) общество не могло бы гарантировать свою дальнейшую эволюцию и саморазвитие. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов.
5) Функциональная теория, в которой общество – это группа человеческих существ, составляющих самообеспечивающуюся систему действия. На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция: общество как относительно самостоятельное и самообеспечивающее население, характеризуемое внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.
В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.
6) Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество»), которые включаются представителями различных социологических школ, как в аналитическую, так и в концептуальную дефиниции общества, имеет существенное значение для понимания его природы и характера. Однако общий недостаток всех названных выше определений понятия «общество» состоит в том, что они отождествляют понятие «общество» с понятием «гражданское общество», опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается «гражданское общество».
Согласно аналитической теории,общество – это относительно самостоятельное, или самообеспечиваемое население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
2.1. Понятие общества.
Характеристики общества как системы
Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивительно, поскольку общество — исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие характеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, универсальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определения общества могут быть разделены на три группы:
субъектное — когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»;
деятельное — когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности людей;
организационное — когда общество рассматривается как,.социт альный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева отмечает, что общество представляет собой универсальный способ социальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, — самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся
Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть — должно определяться, скорее всего, конкретной задачей исследования.
Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII — XVIII вв., для которой был характерен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как механическая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система определяется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широко используются общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение». Достоинства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общества, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.
Анализ общества как системы предполагает:
• выявление структуры социальной системы — ее элементов, а также характера их взаимодействия;
• определение целостности системы, системообразующего фактора;
• изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития;
• анализ социальных изменений, основных форм таких изменений
Разумеется, при анализе общества как системы следует учитывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:
• множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;
• разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.
Особую специфику социальной системе придает уникальность ее основного элемента — человека,; обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости.
Тесты по философии
Установите безопасный браузер
Предпросмотр документа
Тест для самопроверки
1. Кому из античных мыслителей принадлежит изречение «Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?
12. Кто из мыслителей XX в. развивал учение о «ноосфере»?
Тейяр де Шарден, Леруа, В.И. Вернадский;
14. Какие из отношений, перечисленные ниже, не относятся к производственным?
20. Непознаваемая сущность вещей в философии И. Канта отражена в понятии:
23. Что такое движение с позиции диалектического материализма?
всякое изменение вообще.
25. В чем наиболее полно выражен смысл сенсуализма?
в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств;
3. Кто явился родоначальником рационализма Нового времени?
35. Термин «материя» в диалектико-материалистической философии означает:
объективная реальность, отражаемая нашим сознанием;
38. По Пармениду, бытие – это:
то же, что и мысль о бытии;
42. Кто из перечисленных философов не принадлежит к немецкому классическому идеализму?
43. Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит убеждение в том, что:
научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире;
45. Можно ли считать вакуум материальным?
да, так как это тоже объективная реальность;
47. Какой из нижеперечисленных методов не является универсальным научным методом?
метод спектрального анализа;
5. Основателями какой исторической формы материализма были К. Маркс и Ф. Энгельс?
51. Какое учение было характерно для средневековой философии?
54. Кто является автором книги «Закат Европы»?
55. Представители какого направления русской философии XIX в. утверждали необходимость использования гегелевской диалектики для познания и революционного преобразования мира (как «алгебры революции»)?
59. Как называется учение, согласно которому смысл жизни человека – наслаждение?
60. Какая проблема интересовала первых греческих философов прежде всего?
поиск материального первоначала мира;
64. Основоположником учения о биосфере и ноосфере являя¬ется:
65. Герменевтика – это:
искусство и теория истолкования текста;
7. Что является предметом философии?
мир как целое, человек как часть мира, отношение человека к миру;
72. Формой мировоззрения, включающей в себя прежде всего повседневный опыт людей, является:
77. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем славянофильства?
78. Какие из этих вопросов философские?
83. Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется:
84. В древнеиндийской философии понятие «атман» определялось как:
состояние слияния сознания индивида с духовным абсолютом путем угасания всех желаний;
85. Кто из античных философов является основоположником объективного идеализма?
89. Что такое аксиология?
учение о ценностях;
90. Что понимали под материей философы античности?
вещественную первооснову всех вещей, явлений, процессов (атомы, воду, огонь и т.д.);
Количество правильных ответов:
Количество не правильных ответов:
Количество пропущенных вопросов:
Вернуться в оглавление УМК
1. Что такое отражение?
свойство сознания, лежащее в основе познания мира;
104. Понятие «однополюсный мир» характеризует:
экономическую зависимость слаборазвитых стран от экономически сильных стран.
106. Кто из перечисленных философов Нового времени развивал учение об «идолах разума»?
110. Какое из перечисленных ниже понятий является наиболее общим (т.е. включает в себя в себе все остальные)?
115. В чем основное отличие природы от общества?
природа не есть продукт человеческой деятельности, она не зависит от человека и может существовать без него;
120. С какими двумя именами в античной философии связывают возникновение двух философских направлений – материализма и идеализма?
Демокрита и Платона;
121. Какие этапы выделяют в развитии средневековой философии?
патристика и схоластика;
123. Какое положение соответствует взглядам И. Канта на пространство и время?
это врожденные, априорные (доопытные) формы чувственного восприятия;
125. Какое из направлений современной западной философии исследует теорию и практику истолкования, понимания и интерпретации языковых форм?
133. Укажите главный элемент общественного производства.
134. В какой период наука становится ресурсом экономики?
в эпоху научно-технической революции;
138. В чем состоит противоречие между системой и методом в философии Гегеля?
в том, что в философской системе Гегеля содержится мысль о начале и конце развития Абсолютной идеи, что не согласуется с его диалектической идеей бесконечности развития;
142. Чем отличается философское понимание материи от естественнонаучных представлений о ней?
философия дает обобщенное понимание материи, отвлекаясь от ее конкретных видов, структурных уровней и свойств;
145. С точки зрения деятельностного подхода общество определяется как:
процесс коллективного бытия людей;
150. Кто из древнегреческих философов был учеником Платона и воспитателем А. Македонского?
16. Какие из перечисленных функций свойственны философии?
169. Что понималось под материей в ранней античной философии?
та или иная природная стихия или атомы;
25. Сущностью процесса глобализации является:
формирование связанной в единое целое сети мировой экономики и других сфер общественной жизни;
34. Какая философская позиция выражена в стихотворении Ф. Тютчева: «Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык»?
35. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий возможности познания, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?
42. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом?
5. Термин «вторая» природа означает:
измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду;
65. Какие характеристики, с позиции диалектического материализма, являются общими для пространства и времени как форм бытия?
74. Какой путь получения знаний является приемлемым для средневековой философии?
78. Представители какого направления в русской философии XIX в. абсолютизировали роль православия, монархии и крестьянской общины в русской истории?
81. Выделите основные свойства, не присущие человеческому сознанию.
способность к абстрагированию от реальности.
82. Какое понятие обозначает философскую науку, изучающую законы правильного мышления человека?
83. С точки зрения организационного подхода общество определяется как:
институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;
92. Каким понятием характеризуется процесс растворения индивидуального сознания в коллективном сознании, объединение множества верующих в «любви и истине» у русских славянофилов XIX в.?
94. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем экзистенциализма?
Количество правильных ответов:
Количество не правильных ответов:
Количество пропущенных вопросов:
Вернуться в оглавление УМК
1. Что такое отражение?
универсальное свойство материальных тел изменяться в соответствии с характером взаимодействия и особенностями взаимодействующих объектов;
102. Когда наука становится непосредственной производительной силой общества?
в эпоху промышленной революции;
106. Кто из перечисленных философов Нового времени развивал учение об «идолах разума»?
107. Какие периоды можно выделить в творчестве И. Канта?
докритический и критический;
108. Какое из перечисленных направлений не имеет отношения к русской философии XIX в.?
109. Какое понятие является центральным для философской аксиологии?
111. Что такое движение с точки зрения диалектического материализма?
всякое изменение вообще;
116. Что такое индивидуализация с точки зрения философии?
приобретение индивидом неповторимых качеств личности, формирование индивидуальности.
117. Что означает термин «производительные силы»?
единство субъектных, вещественно-технических и научных факторов материального производства;
129. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?
143. Какой из элементов психики человека не является структурным элементом сознания?
154. Кто из представителей немецкой классической философии рассматривал любовь в качестве сущностно-определяющей характеристики человека?
159. Субстратом сознания является:
163. Какое определение свободы соответствует диалектико-материалистической трактовке?
свобода есть познанная необходимость.
17. Что такое развитие?
качественно необратимое, направленное изменение чего-либо;
23. Что такое материальное производство?
преобразование человеком природных ресурсов и создание необходимых условий человеческого и социального бытия;
26. Для определения «дао» в древнекитайской философии наиболее подходят следующие характеристики:
изменчивость, противоречивость, непознаваемость;
34. Какая философская позиция выражена в стихотворении Ф. Тютчева: «Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык»?
5. Термин «вторая» природа означает:
измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду;
50. Что является субстратом сознания?
55. Что не является результатом духовного производства?
средства существования человека;
59. Какой спор возник в рамках средневековой схоластики?
между номинализмом и реализмом.
64. Какое из следующих определений является правильным?
материализм – это философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;
67. Какова направленность логического следования в дедуктивном методе мышления?
рассуждение ведется от общего к частному;
73. Что считали целью человеческой жизни Эпикур и его последователи эпикурейцы?
удовольствие и наслаждение;
78. Представители какого направления в русской философии XIX в. абсолютизировали роль православия, монархии и крестьянской общины в русской истории?
80. Что означает философское понятие «атрибут»?
неотъемлемое свойство субстанции;
81. Выделите основные свойства, не присущие человеческому сознанию.
90. Какой смысл заключен в теории «двух истин» средневекового философа Оккама?
философия и теология должны иметь различные цели и содержание;
91. Кто из перечисленных мыслителей является гуманистом эпохи Возрождения?
Понятие общества и его основные характеристики
- http://studopedia.su/16_5001_ponyatie-obshchestva-razlichnie-podhodi-k-traktovke-obshchestva-sub-ektniy-deyatelnostniy-organizatsionniy.html
- http://studopedia.ru/14_67109_osnovnie-podhodi-k-opredeleniyu-ponyatiya-obshchestvo.html
- http://studfiles.net/preview/1001889/
- http://freedocs.xyz/docx-441740222
- http://www.grandars.ru/college/sociologiya/obshchestvo.html