Меню Рубрики

С точки зрения ислама судьба человека

Смысл веры в предопределение судьбы заключается в нашей глубокой убежденности в том, что все происходящее во Вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или животным, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал еще до сотворения Вселенной.

Однако это не означает, что Всевышний Аллах лишил человека свободы выбора. Аллах дал человеку право выбора между хорошими и плохими деяниями, дал разум для различения добра и зла, послал пророков и божественные книги, чтобы научить людей истинной религии, научить отличать добро от зла.

Все, что делает человек, — и хорошее, и плохое — он делает по воле Аллаха. Поэтому и говорят, что выбор человека и воля Аллаха не противоречат друг другу. Если бы человек не имел права выбора между хорошим и плохим, то это учение не имело бы смысла.

До человека доведено, за что какое наказание предусмотрено, какими деяниями Аллах будет доволен и за какие деяния Он будет гневаться. Он не одобряет плохое. Жизнь — это экзамен, и поэтому Аллах дает ему право выбрать любое, но предупреждает, чтобы не выбирал плохое. Человек, если он хочет спастись от наказания Всевышнего и обрести счастье, должен выбрать хорошее. А если по своей природе он ошибется, то сразу после совершения греховного должен искренно раскаяться.

Никто не может оправдывать плохой поступок тем, что это было предписано Всевышним. В таком случае, согласно Шариату, ему говорят: «Ты не знал предопределения Аллаха. Он не принуждал тебя к плохому, не лишил тебя права выбора. Ты имел право как совершить плохое, так и отказаться от него и совершить благое, но ты выбрал плохое и не раскаялся в содеянных грехах, за это тебе положено наказание. Даже если бы ты знал, что обязательно совершишь какой-то грех, ты не имеешь права добровольно пойти на это, но должен стараться по возможности избегнуть его. А если не смог остеречься, то обязательно сожалей об этом, сразу же раскайся и проси прощения у Аллаха».

Всевышний не требует от нас, чтобы мы никогда не впадали в грех, но учит, чтобы делали все возможное, дабы избегать грехов, а при их совершении – искренне раскаялись. Аллах не обязывает человека совершать то, что ему не по силам. Ведь Аллах не наказывает животных, несовершеннолетних детей, умалишенных и тех людей, к которым не был послан пророк, так как им Аллах или не дал разум, или не дал различение, или не довел до них Шариат; следовательно, Он и не испытывает их.

Человек верит в Предопределение и знает, что все во Вселенной происходит по Предопределению Аллаха и все эти события создаются Им. Он также знает, что каждому из людей дана свобода выбора и сила для выполнения действий. Тот, кто обладает этой верой, будет всеми силами стараться достичь успеха в этой жизни совершением благого. Он верит в то, что Аллах поможет ему, и, прилагая силу воли, будет стремиться к успеху в достижении благой цели.

Человек, убежденный, что ему предстоит держать ответ за свои действия, будет использовать свою свободу выбора для добрых дел и будет избегать того, что приводит к наказанию. Таким образом, вера в Предопределение прибавляет человеку силы для действия и усиливает чувство ответственности.

Верующий в Предопределение с пониманием относится к постигшим его неудачам, к беде, потому что он знает, что есть смысл и знамение во всем, что происходит по воле Аллаха. Зная, что возможности человека ограничены, он не будет стараться совершать того, на что у него не хватит сил. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Эта вера дает человеку покой и избавляет от многих трудностей.

Вера в Предопределение учит нас тому, что все происходит и создается во Вселенной целенаправленно и все имеет свою причину и значение. С этим вероубеждением человек ищет пути достижения успеха в этой жизни и стараясь выполнять обязанности, возложенные на него.

Судьба и предопределение. Хутба шейха Мухаммада Карачая

В пятницу, 1 апреля, по приглашению администрации Соборной мечети города Пятигорска и местной мусульманской общины, пятничную проповедь и Джума-намаз провел имам Московской мечети «Даруль-Аркам», шейх Мухаммад Карачай.

В качестве темы проповеди гость выбрал пятый столп Имана (веры) — вера в Предопределение, Судьбу (Къадар). И в частности имам сказал: «Вера в судьбу является частью Имана, исламского мировоззрения и вероубеждения. Верующие должны точно знать, что такое судьба и предопределение. Многие мусульмане часто задают вопросы: что такое судьба, волен ли человек выбрать свою судьбу или она навязана ему? Все ли предопределено в Судьбе или в ней есть место нашему выбору? Что человек свободен выбрать, и где его свобода заканчивается? Иногда приходиться слышать от некоторых верующих: «Если Аллах определил для каждой вещи судьбу, то почему Он будет меня судить за совершенные грехи? Ведь я не могу выбрать свою нацию, место и время рождения. Также и с грехами, получается у меня нет другого выхода, кроме как совершать их?».

«Дело в том, что дела человека известны Аллаху заранее и записаны в Книге Судеб (Хранимой Скрижали), — пояснил Мухаммад Карачай. — Они предопределены, но только в знании Аллаха. У людей же есть право выбора и они выбирают сами, что совершать. Это подобно тому, как предположить, что у тебя родиться сын и он поступит в университет. Если так случится, то это не значит, что причиной послужило твое предположение. Это выбор твоего сына. Твое предположение сбылось, не потому, что так пожелал ты, а потому, что твой сын выбрал это решение и сделал причины для этого. Он мог не получать высшее образование, а пойти работать или посвятить себя спорту.

Все ли человек выбирает и все ли зависит от него? Нет, не все. В чем-то человек имеет свободу, но в чем-то он ограничен Творцом. Это значит, что свобода бывает двух видов. Первая — абсолютная свобода, вторая — ограниченная. Есть вещи, которые в твоих руках, ты их выбираешь, но есть вещи, которые вне твоего выбора. Свобода твоих действий — это ограниченная свобода. Вместе с ней есть свобода Всемогущего Аллаха, Творца и Создателя. Его свобода является абсолютной. Он утверждает это в следующем аяте: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» (Коран, 28:68).

Нет ни у кого свободы выбора в создании или творении. Эти вопросы исходят из личной свободы Бога, потому Он не спросит тебя за то, что ты высокого роста, той или иной нации или расы, и никогда не накажет тебя за то, что ты не остановил движение Солнца по ее орбите. В этих вопросах ты вольно или не вольно подчиняещься Ему, так как здесь нет у тебя выбора.

Ты же будешь отвечать лишь за вопросы, в которых дана тебе свобода. Например: ты волен подавить в себе свои страсти, обуздать свой гнев, бороться со своей душой, справиться с низменными желаниями, поощрять свои хорошие намерения, ты волен жертвовать своим имуществом. Ты волен говорить правду и неправду, отказаться от запретного, увести взгляд от соблазна, уберечь свой язык от сквернословия и клеветы. В этих вопросах мы свободны и будем отвечать перед Всевышним Господом.

Свобода человека не превышает воли Аллаха. Он иногда совершает тяжкие грехи, неугодные Аллаху, противные Ему и вызываюшие Его гнев. При этом человек не в состоянии совершить что-либо, противоречащее воле Аллаха. Все, что мы совершаем — мы делаем по Его воле, иногда даже преступая Его законы, нарушая Его религию.

Выбор — наш, но воля Аллаха.
Наша свобода — подарок Господа нам по Его воле.
Наша свобода — есть Его воля.

Доброе мы совершаем или злое — это наш выбор. Однако и то, и другое свершиться, только если будет Его воля. Без Его воли невозможно совершение ни доброго, ни злого. Иными словами Он дает нам возможность совершить тот или иной выбор. Подобно тому, как многодетный отец приводит своих детей в детский магазин и дает им выбрать игрушки. Без воли или разрешения отца дети не могут преобрести игрушки. Выбор детей, но разрешение родителя.

Часть людей поднимают вопрос о судьбе и свободе выбора и полагают, что выбор их поступков навязан им насильно, без учета привычек, природных особенностей и естественных потребностей. В этом они заблуждаются. Аллах ясно опровергает их утверждение 256 аятом, суры «Бакъара»:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий» (2:256).

Наличие свободы выбора у человека подтверждает и другой аят Корана: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. » (10:99).

То что выбирает человек — это его выбор, то к чему он стремиться. Аллах приближает его к этому. Об этом сообщается в Коране: «Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в Последней жизни» (42:20).

То есть Аллах дает своему рабу, своему творению то, что у него в сердце, то что он возжелал. Также Он говорит: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (2:10). Это слова Всемогущего Аллаха про тех, кто допустил болезнь в свое сердце, кто не делает джихад (борьбу) со своим нафсом и не пытается исцелить свою душу. В отличие от этой категории людей, тем, кто пошел по Прямому Пути, Он обещает усилить прямоту: «Тем, кто следует Прямым Путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность» (47:17).

Аллах определяет судьбу человека в соответствии с его намерениями. Таким образом, Он выстраивает нашу судьбу в соответствии с нашим выбором. Если мы идем по пути истины, Он облегчит нам это. Если же следуем путями гнева и заблуждения, то усилит нас на дорогах ведущих к Аду.
Говорит Посланник Аллаха Мухаммад, мир ему: «Во истину дела определяются намерением. И каждому человеку то, что он вознамерился». Говорит Всевышний Аллах в 286 аяте суры «Бакъара»: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел». Приобрел, значит, совершил по своему выбору.

Человеческая свобода — величина не постоянная, а относительная: она может изменяться в зависимости от обстоятельств. Человек может расширить границы своей свободы посредством знаний. Изучая окружающую среду человек может господствовать над ней и использовать ее. Так, мы знаем, как победить жару, холод, мрак, как войти в пределы земли и выйти в просторы небес, тем самым расширяем свою свободу действий.

Знания и опыт — важные инструменты расширения границ свободы, однако главным средством, освобождающим выбор человека от цепей, дающим волю свободе является Иман (Вера). Благодаря вере человек приближается к Создателю, тем самим расширяет границы своей свободы. Чем больше знаний, тем больше интеллекта, чем больше интеллекта, тем больше веры, чем больше веры, тем ближе к Богу, чем ближе к Богу тем больше свободы. Имам Абу-Хамид Аль-Гьазали изложил проблему судьбы человека в одном предложении: «Человек свободен в том, что он знает, и не свободен в том, чего не знает».

Выводы: Человек свободен и его свобода реальна, да, ограничена, но реальна. Пророк Мухаммад, мир ему, был заключительным посланником и пророком Аллаха для всего человечества. До него было множество пророков и посланников, и все они, как и он, призывали к Аллаху к следованию Прямому Пути. Если есть Прямой Путь, значит есть и другие неправильные пути. О них Аллах говорит в суре «Аль-Фатиха». У человека есть три варианта пути: путь следования Истине, путь заблудших (греха) и путь тех, кто под гневом гнева (неверия).

Это примерно как в известной русской сказке, очевидно, отголосок проповеди пророков пришедших к предкам славян, где герой истории оказался на распутье трех дорог, в одной из которых предполаголось потеря коня, в другой его же гибель и лишь на одной из этих дорог предполагалось приобретение счастья. Дороги были созданы и существовали до этого героя, в не зависимости от его желания, однако в его свободе было выбрать один из этих путей, от которого зависело его жизнь и благополучие.

Читайте также:  Влияние алкоголя на организм с медицинской точки зрения

Или другой пример приведенный шейхом Юсуфом Аль-Кардави: пример игры в шахматы. Существуют шахматная доска и шахматы, предопределены ходы шахматных фигур, но сам шахматист выбирает чем ходить?»

Резюмируя свое выступление, шейх Мухаммад Карачай обратился к мусульманам: «Дорогие братья в Имане и Исламе! Каждый из вас подобен шахматисту собравшемуся играть. Перед вами, подобно шахматной доске, поле вашей жизни. Дороги этой жизни известны, уже созданы Аллахом и предопределены. Это: дорога греха и преступлений, дорога неверия и язычества, и дорога веры (Имана) и религии (Ислама). За нами — выбор одного из этих путей, и жизнь в соответствии с ее законами, за что мы и будем отвечать в Судный День».

В конце своей хутбы имам сделал дуа для мусусульман региона, страны и для всей мировой исламской Умме. Просил у Аллаха помощи, защиты и поддержки угнетенным народам арабских стран, прежде всего Ливии, Йемена и Сирии, в их борьбе за свои законные гражданские свободы и права. А также просил Всевышнего, Его милостей для Уммы Пророка Мухаммада, мир ему, единства и благополучия.

С точки зрения ислама судьба человека

ВОПРОС: Ассаламу Аллейкум! Разрешите пожалуйста следующий вопрос : Правда ли, что в Священном Коране написано, что Аллах в судьбе каждого человека определил 3 вещи, которые нельзя изменить, это — день рождения, день смерти, и именно тот человек, который сужден как супруг/ супруга? Kонечно на все воля Божья, но моля и прося Аллаха Всевышнего мы можем с Его позволения что то изменить, кроме этих 3 вещей Пожалуйста скажите так ли это? Спасибо. С глубоким уважением. Рима.

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Рима!

В хадисе говорится, что когда ребенок зачат, через определенное время приходит ангел и записывает судьбу человека, а именно какого пола будет, сколько проживет, будет ли счастлив и в какой земле умрет. Мы в своей судьбе ничего изменить не можем, все предопределено еще за 50000 лет до сотворения Мира! Как сказано в хадисе: «Калам поднят, чернила высохли». В Коране есть аяты, где говорится, что каждый может изменить свою судьбу, но эти аяты являются иносказательными, например, как этот аят: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Гром, 11). Я знаю ответ, но не могу передать их своими словами, т.к. Аллах дал мне немного знаний на эту тему и забрал назад, только оставив уверенность в моей сердце этих слов. Могу сказать только то, что эти аяты сказаны еще до того, как мы были сотворены в нынешнем человеческом облике в этой жизни. Если бы каждый мог изменить свою судьбу, то получается, что Аллах был не в курсе этих изменений, когда предопределил все наши судьбы (астагфируЛлах!) и записал все наши судьбы в Хранимую Скрижаль, куда кроме него никто не имеет доступа. Многие ученые путем красноречия хотят показать, что судьбу все таки можно изменить, сказав, что эти изменения тоже происходят по воле Аллаха или Аллах знал об этих изменениях заранее. Но они не могут понять, что раз происходит так, что происходит изменеие судьбы человека после его молитв и просьбы, и если все это происходит по воле Аллаха, значит так было предопределено Всевышним заранее. Вот это есть предопределение добра и зла. Если кто в чем-то сомневается, у него иман ослабевает, т.к. вера в предопределение является одним из столпов имана. Если все места в Раю и Аду преопределены заранее, кто куда попадет, а также если в каждом листе Лотосового дерева написано имя каждого человека, значит даже имя человеку предопределено, кто от кого родиться….

Очень многие невежественные ученые думают, а потом вводят других в заблуждение, что от Аллаха исходит только добро, а зло получают только по заслугам, когда кому-то делают зло. Ничего подобного, читайте Коран внимательно – и добро, и зло предопределены нам от Всевышнего:

«Когда Мы хотели погубить [жителей] какого-либо селения, то по Нашей воле богачи их предавались нечестию, так что предопределение осуществлялось, и Мы истребляли их до последнего» (17:16). А как все это предопределено и почему, не дано нам знать, все это непостижимо нашему ограниченному уму в этом мире.

Для достоверности своих слов и предположений приведу всем известный пример из жизни Посланника (мир ему и благословение Аллаха), в первое время, когда он получал откровения от Аллаха, щевелил языком, чтобы быстрее запомнить аяты. Все ученые единогласны в том, что Коран был спущен на Землю с Хранимой Скрижали и ни одна буква Корана не будет изменено до Судного Дня. А теперь прочтите пожалуйста этот аят:

«Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Поистине, на Нас лежит его разъяснение» (Воскресение, 16-19). Прочли?! Как видите, даже щевеление языком было предопределено!

Ислам в Азербайджане

Концепция предопределения судьбы в исламе: критерии понимания

Вопрос о предопределении судьбы не дает покоя многим умам, вновь и вновь возникая в мыслях и становясь темой многочисленных бесед. Мучительные размышления и долгие дискуссии не приводят к ясному ответу. В конце концов, человек либо совсем отказывается обсуждать эту тему, либо определяет для себя искаженное, не соответствующее Исламу, понимание веры в Предопределение. Между тем, правильное понимание сути веры в Предопределение, играет очень важную позитивную роль в жизни мусульманина.

С самого начала необходимо отметить, что Предопределение затрагивает не только жизнь и действия человека, но также все мельчайшие процессы и явления во Вселенной. Что бы ни происходило в огромной Вселенной, маленькое событие или глобальное явление, все это является предписанным, предопределенным заранее Всевышним создателем. Поэтому полностью, точно и детально, объяснить как действует механизм предписания и воплощения всех явлений в жизнь, для человека не представляется возможным. Постичь тайны управления Создателем своими творениями человеческий разум не в состоянии. Однако, мы можем приблизиться к пониманию различных сторон Предопределения в исламе и целей его установления. Поэтому задачей при рассмотрении нами этой темы будет стремление правильно воспринять и осознать те сведения о Предопределении, которые Всевышний поведал нам.

1. Вера в предопределение обязательна
Она является важной частью вероубеждения мусульманина, без которой он не сможет попасть в Рай. Поэтому, куда бы ни заводили нас размышления о Предопределении, они не должны породить в нас его отрицание.

В хадисе сказано:

«Не станет верующим никто, пока не уверует в четыре: в Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, в то, что я посланник Аллаха, в воскресение после смерти и в Предопределение» (Ибн Маджа).

В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, конкретизирует, что означает вера в Предопределение: «Даже если ты пожертвуешь гору золота, не будет это принято от тебя, пока ты полностью не уверуешь в Предопределение. Знай же, что постигшее тебя не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. И знай, что если ты умрешь без веры в это, то попадешь в Ад» (Ибн Маджа).

2. Предопределение не может содержать несправедливости
Несправедливость противоречит божественной природе, поэтому, никакое дело, исходящее от Бога, не может иметь несправедливый характер. Всевышний в Коране призывает людей к справедливости, ибо сам Он справедлив во всем.

«Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт, Он вразумляет вас, чтоб вы размыслили (и обратились)» (Пчелы, 90).

«А коль судить их все же станешь, по справедливости суди — Аллах (лишь) справедливых любит» (Трапеза, 42).

«Когда ж придется вам судить между людьми, по справедливости судите. И как, поистине, прекрасно то, чему Аллах вас поучает! Ведь Он все слышит и все видит» (Женщины, 58).

«О вы, кто верует! Свидетельствуя пред Аллахом, вы будьте стойко-справедливы. И пусть их неприязнь к вам не отклонит вас от (решений) справедливых. Блюдите (строго) справедливость, — ведь это ближе к благочестию (стоит). Страшитесь разгневить Аллаха. Поистине, Он сведущ в том, что делаете вы» (Трапеза, 8).

Несправедливость порождается несовершенством и алчностью человеческой натуры, а Творец самодостаточен, и в нем невозможно обнаружить ни малейших мотивов для совершения несправедливых деяний.

3. Предопределение не лишает человека свободы выбора
Ислам утверждает, что каждый человек обладает свободой выбора, и волен сам определять линию своего поведения. Подтверждением наличия такой свободы служат предостережения от совершения дурного и побуждения совершать благое, которые содержаться в Коране. Ведь, не обладай человек свободной волей, не имело бы смысла обращаться к нему с призывом, побуждая его к благим деяниям.

Более того, при отсутствии свободы действия, наказание человека за грехи, о чем он неоднократно предупрежден в Коране, было бы несправедливостью. А Всевышний далек от несправедливости.

Предопределенность судьбы не означает ни в коей мере, что человек — безвольная марионетка, управляемая сверху, не способная на самостоятельный выбор. Нет. Иначе, предположив такое, мы должны будем сказать, что Аллах заставил человека совершить убийство и насилие, подтолкнул его к подлости и коварству, вынудил его лгать и творить несправедливость, побудил его к разврату и бесчинству.

«Поистине Аллах не приказывает мерзости! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?» (Преграды, 28).

4. Предопределение — не оправдание для грешников
Очень часто распутники, погрязшие в грехах, пытаясь избежать ответственности за свои поступки, сваливают все на Предопределение. В Коране приводятся примеры таких высказываний:

«Сказали те, кто прочит соучастников (Аллаху): «Если б желал Аллах того мы б никому, кроме Него не поклонялись ни мы, ни наши праотцы» (Пчелы, 35).

Однако их утверждения безосновательны. Мы уже отметили выше наличие у человека полной свободы выбора, из которой и вытекает его личная ответственность за совершаемые прегрешения. Конечно, никто не возьмется рассказать, как действует механизм, при котором поступки человека предопределены и при этом у него сохраняется свобода выбора. Об этом ведомо только самому Господу. Однако факт наличия такой свободы, а, значит, и ответственности, отрицать нельзя. Коран указывает нам, что человек не обладает глубокими знаниями в вопросе предопределения и должен положиться на мудрость Творца, а не следовать своим догадкам.

«И скажут те, кто соучастников (Аллаху) прочит: «Если б Аллах желал того, мы б соучастников Ему не придавали, (Чего б не делали) и наши праотцы, и не запрещали б ничего, но столь же лживо рассуждали те, которые до них (грешили) пока не испытали мощь (Господней кары). Скажи: «Владеете ли вы определенным знанием об этом? И если «Да», представьте Нам его. Не следуете иначе вы как домыслам своим и строите лишь ложные догадки» (Скот, 148).

5. Предопределение не исключает необходимости старания для достижения цели
Вера в Предопределение не должна приводить к тому, чтобы человек сидел, сложа руки, и ничего не делал, ожидая свершения божественной воли. Напротив, ислам требует от мусульманина проявлять усердие и предпринимать все возможное для достижения результатов.

Когда пророка, мир ему, спросили: «Привязать верблюдицу или оставить ее и уповать на Аллаха», он ответил: «Привяжи, потом уповай!».

Более того, леность и пассивность будут с точки зрения ислама порицаемы. Однажды пророк, мир ему, услышал, как один из борцов, повергнутый на землю, произнес: «Аллах — мой покровитель». Эти слова вызвали гнев пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Аллах порицает слабость, поэтому учись ловкости. И если после этого над тобой будет одержана победа, то тогда скажи: «Мой покровитель Аллах».

6. Излишнее углубление в вопрос предопределения запретно
Суть предопределения является тайной Всевышнего Аллаха, неведомой никому из сотворённых Им существ. Неправомерными являются попытки углубиться в выяснение этого вопроса, как сказал об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «А если кто-нибудь станет упоминать о предопределении, то воздерживайтесь от разговоров об этом» (Ат-Табарани).

Ибо об истинной сути предопределения знает лишь Аллах Всевышний, слава Ему, из чего следует, что сколько бы ни размышлял человек об этом, детальной сути вопроса он всё равно постичь не сможет. Мусульманину следует остерегаться углубления в размышления относительно предопределения и не поддаваться связанным с этим искушениям.

Мусульманин должен уяснить для себя главные моменты, которые имеют значение для него: что он самостоятелен в своих поступках и будет нести полную личную ответственность за них в Судный День, что предопределение не содержит несправедливости и не исключает необходимости поиска способов достижения цели. Углубление же в вопросы Предопределения не приносят никакой пользы и правоверному необходимо сторониться этого.

Читайте также:  Можно ли делать коррекцию зрения при псориазе

7. Смысл веры в предопределение
Вера в Предопределение вселяет спокойствие и уверенность в души верующих, укрепляет их связь с Создателем. Где бы ни был верующий, в какую бы ситуацию он ни попал, он знает, что не произойдет ничего, кроме предопределенного Аллахом. Это дает мусульманину чувство независимости и свободы, от кого бы то ни было, помимо Аллаха.

В хадисе говорится: «Если все люди соберутся, чтобы принести вред тебе, они навредят тебе лишь тем, что предопределил Аллах».

Ярким проявлением правильной веры в предопределение служит эпизод из жизни посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует о его переселении из Мекки в Медину. Совершая тайное переселение, пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал все возможные способы обеспечения успеха дела: он подготовил верховых животных, нашел проводника, пошел в противоположную от Медину сторону, чтобы запутать следы, продумал способ получения еды и информации о ситуации в Мекке. Однако, когда все возможное им было сделано и многобожники подошли к пещере в которой укрывались Абу Бакр и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он проявил глубочайшую стойкость и убежденность в предопределении Аллаха. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, рассказывает:

Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: «О посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» (В ответ мне пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?» (Аль-Бухари; Муслим).

К тому же предопределение позволяет избежать гордости и бахвальства при достижении успехов, а также чрезмерной печали в случае неудачи. Эта сторона веры в Предопределение прямо указана в Коране:

«Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это для Аллаха легко! Чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло. Аллах не любит всякого гордеца хвастливого» (Железо, 22).

Ислам воспитывает сильную личность, проявляющую старание для достижения результатов, предпринимающую все от нее зависящее, а затем, пребывающую в спокойствии, зная, что свершится лишь то, что предопределил Господь.

Пророк, мир ему, говорил: «Сильный мусульманин лучше перед Аллахом и любимее для него, чем слабый, хотя в обоих из них благо. Старайся в том, что полезно для тебя. Проси помощи у Аллаха и не проявляй немощи. А если постигло тебя что-либо, то не говори: «О, если бы я сделал так-то и так-то», а скажи: «Предопределил Аллах и Он вершит, что пожелает и поистине, слова «О если бы» открывают возможности для шайтана действовать».

Судьба у каждого своя

30.01.2011, 11:00 Версия для печати

Каждый человек понятие судьбы трактует по-своему. Например, у язычников это недостигаемая предопределенность событий и поступков человека, своего рода рок. А человек в руках судьбы игрушка, раб обстоятельств. Судьбу нельзя изменить, от нее не уйти, ей можно только покориться.

В науке судьба — это причина. Судьбы, как таковой нет, но зато есть естественные законы физического мира, которые неизменчивы, от которых нельзя никуда деться. Если человек болен смертельной болезнью, то ему никогда не выздороветь, если ему отрезали руку — она никогда не вырастет.

В исламе судьба — это не слепой рок и не какие-то физические законы, жизнью человека, его судьбой управляет Всевышний. В отличие от языческой и естественнонаучной роковой детерминации, в исламе человеку дается выбор между добром и злом. Только от самого человека зависит, какая будет у него судьба: праведная (в награду за которую обещан рай) или беспутная (следовательно, в наказание — ад). Человеку предоставлен выбор между добром и злом. Именно человек осуществляет свой выбор в течение всей своей жизни.

Вопрос о предопределенности судьбы является очень щепетильным и не дает покоя многим исламским ученым, периодически вызывая дискуссии. Долгие размышления и доводы не приводят к единому мнению. В результате человек может отказаться обсуждать данную тему, или того хуже, вообще определить для себя несоответствующее исламской религии понимание веры в предопределение Всевышнего. А ведь правильное понимание сути веры в предопределение играет огромную роль в жизни человека, который принял ислам.

Прежде всего хотелось бы отметить, что Предопределение в исламе связано не только с действиями человека, но также и со всеми процессами и явлениями во Вселенной, включая самые мельчайшие. Все, что происходит во Вселенной, маленькое это событие или глобальное, случается исключительно по воле Всевышнего. И человеческий разум не в состоянии понять все тайны управления Создателем своими творениями. Нужно лишь знать особенности, которые Всевышний нам поведал, чтобы мы правильно понимали Предопределение.

Обязательна вера в Предопределение

Это является основной частью вероубеждения мусульманина, если же ее нет, то человек не сможет попасть в Рай. Как бы мы об этом ни размышляли, но отрицать существование Предопределения ни в коем случае не должны.

Говорится в хадисе: «Не станет верующим никто, пока не уверует в четыре: в Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, в то, что я посланник Аллаха, в воскресение после смерти и в Предопределение».

В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, конкретизирует, что означает вера в Предопределение: «Даже если ты пожертвуешь гору золота, не будет это принято от тебя, пока ты полностью не уверуешь в Предопределение. Знай же, что постигшее тебя не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. И знай, что если ты умрешь без веры в это, то попадешь в Ад».

Предопределение не может быть несправедливым

Несправедливость противоречит божественной природе, поэтому никакое дело, исходящее от Бога, не может иметь несправедливый характер. Всевышний в Коране призывает людей к справедливости, ибо сам Он справедлив во всем.

«Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт, Он вразумляет вас, чтоб вы размыслили (и обратились)» (Пчелы, 90).

Предопределение не лишает человека свободы выбора

Ислам предоставляет каждому человеку свободу выбора, с помощью которой он сам определяет линию своего поведения. Подтверждением наличия такой свободы служат предостережения от совершения дурного и побуждения совершать благое, которые содержатся в Коране. Ведь, если бы человек не обладал свободной волей, не имело бы смысла обращаться к нему с призывом, побуждая его к благим деяниям.

Более того, при отсутствии свободы действия наказание человека за грехи, о чем он неоднократно предупрежден в Коране, было бы несправедливостью. А ведь Всевышний далек от несправедливости.

Предопределенность судьбы отнюдь не означает, что человек — безвольная марионетка, которая не способна сделать самостоятельный выбор. Совсем нет. Если судить так, то получается, что Аллах заставил человека совершить убийство и насилие, подтолкнул его к подлости и коварству, вынудил его лгать и творить несправедливость, побудил его к разврату и бесчинству.

«Поистине Аллах не приказывает мерзости! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?» (Преграды, 28).

Предопределение не исключает необходимости стремиться к достижению цели

Вера в Предопределение не должна приводить к тому, что человек сидит, сложа руки, и ничего не делает, ожидая свершения божественной воли. Напротив, ислам требует от мусульманина проявлять усердие и предпринимать все возможное для достижения результатов.

Когда пророка, мир ему, спросили: «Привязать верблюдицу или оставить ее и уповать на Аллаха?», он ответил: «Привяжи, потом уповай!»

Известно также, что леность и пассивность, с точки зрения ислама, порицаемы.

Излишнее углубление в вопрос предопределения запретно

Суть предопределения является тайной Всевышнего Аллаха, неведомой никому из сотворенных Им существ. Неправомерными являются попытки углубиться в выяснение этого вопроса, как сказал об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «А если кто-нибудь станет упоминать о предопределении, то воздерживайтесь от разговоров об этом».

Смысл веры в предопределение

Вера в Предопределение вселяет спокойствие и уверенность в души верующих, укрепляет их связь с Создателем. Где бы ни был верующий, в какую бы ситуацию он ни попал, он знает, что не произойдет ничего, кроме того, что предопределил Аллах. Это дает мусульманину чувство независимости и свободы от кого бы то ни было, кроме Аллаха.

В хадисе говорится: «Если все люди соберутся, чтобы принести вред тебе, они навредят тебе лишь тем, что предопределил Аллах».

Также говорится в Коране: «Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это для Аллаха легко! Чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло. Аллах не любит всякого гордеца хвастливого» (Железо, 22).

С точки зрения ислама судьба человека

В Исламе одним из сложнейших тем является – судьба. Вера в судьбу одно из столпов вероубеждения. Некоторые люди обвиняют свою судьбу, за совершенные ими грехи или плохие поступки. Насколько это правильно? Что такое Судьба? Как правильно его понимать?
На самом деле, судьба – это предопределение какому либо измерению, и правильное размышления по поводу решения какого-либо вопроса.
В Священном Коране говорится: «Поистине, Мы в должной мере сотворили всяку вещь…» «Он — Тот, Кто создал всякую вещь, соразмерил всё должной мерой » (сура «Камар», 49-аят. Сура «Фуркан», 2-аят).
Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и все, что произойдет.
И так, дадим определение понятию «судьба». Во-первых, Аллах не принуждает человека делать добро или зло. И у каждого человека есть право на выбор. Всевышний послал Священную Книгу Коран и своих посланников, чтобы указать нам правильный путь. Человеку предоставлен выбор между добром и злом. Если он выберет правильный путь, то получит огромную пользу, как в этом мире, так и в мире Вечном. А если выбор будет его иным, то получит он недовольстве Аллаха неспокойствие в этом мире, и приведет это только к вечным мукам на том свете. И главное верить в нее или нет.
Во-вторых, судьба это предопределение предписанная Всевышним, и он ведает обо всем и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и все происходящее является следствием Его знания, могущества и желания, и будет оно продолжать до Судного дня и после него.

Судьба человека

Так как Аллах сотворил человека разумным, и предоставил право на выбор, судьба его тоже является необычным, в отличие от других его созданий.

Рассмотрим Судьбу человека в двух аспектах:

  1. Происходящее не по воле человека. Быть созданным мужчиной или женщиной, ростом выше либо ниже, светлокожим или темнокожим – то есть это явление, происходящее не по воле человека.
    Человек не будет за это спрошен в Судном дне. Стоит отметить, что бывает и случаи, где человеку предоставляется право на выбор. Например, потерять родителей и остаться сиротой это судьба, происходящее не по воле человека. Но вот, проявить к этому терпение, не поддаваться мукам и эмоциям, быть сильным, уповая на Всемогущего Аллаха, это является выбором человека. Он не будет спрошен за то, что стал сиротой, но то, что он выберет по своему желанию и воле человек будет спрошен.
  2. Происходящее по воле человека.Никто не принужден делать добро либо зло. Так как у человека есть свобода выбора. Например, просыпать утром рано или поздно его выбор. Дальше сделать омовение и прочитать намаз тоже на его усмотрение. Кто захочет, тот читает. Кто не захочет, то не читает. Так же, выбор верить в одного Аллаха и стать мусульманином или нет, остается за ним. Но Всевышний указал всем и прямой путь, и тот путь, который вводит заблуждение. Он даже указал состояние тех людей, который последует за истиной и за заблуждением.

Он упомянул об этом в Священном Коране: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (сура «Фуссилат», 46-аят).

Читайте также:  Больница в вологде по коррекции зрения

Уважаемые братья!

Изменить судьбу в хорошую сторону в ваших же руках! Очевидно, если мы выберем истинный путь и последуем за ней, то обретем счастье в обоих мирах! Да наставит нас Аллах на правильный путь!

С точки зрения ислама судьба человека

5 важнейших хадисов о судьбе

Аллах Всевышний сказал в хадисе-кудси: «Не принесет обет сыну Адама ничего, кроме того, что Я предопределил ему, напротив, предопределенное Мною приводит его к (тому, ради чего он приносит обет), и таким путем Я заставляю скупого (тратить свои средства)».

Вера в предопределение – часть веры

«[Ты должен] верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и судный день и верить в предопределение с его добром и злом».

Судьба становится известна еще до рождения

«Аллах записал судьбу всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, а Трон Его уже был на воде».

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени (спермы). Затем он столько же пребывает там в виде сгустка и еще столько же – в виде кусочка плоти. После этого к нему направляется Ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (материальный достаток человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным… Я клянусь Аллахом, кроме которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдет в него. И поистине, любой из вас может совершать дела обитателей ада до тех пор, пока не окажется от ада на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадет в него».

«Каждая вещь — с кадаром. И даже немощность и проворность».

Пророк (мир ему) сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено)».

«О каждой душе среди вас уже известно её положение по отношению к Саду и Огню». Они спросили: «Посланник Аллаха, тогда зачем нам трудиться? Давайте положимся (на предопределение)!» Он сказал: «Нет! Действуйте! Ведь, каждому облегчено сделать то, для чего он создан». Затем он прочитал (аят): «И вот, тот, кто дал и уберегся. И считал правдой прекраснейшее. Тому Мы облегчим (исполнить) легчайшее».

О том, что меняет судьбу

«Не меняет предопределения ничего кроме дуа, и не добавляет к жизни ничего кроме как благочестие».

Пророк Мухаммад (мир ему) и предопределение

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью, в которой он рассказал обо всем, что случится вплоть до наступления Часа этого, не упустив ничего, и некоторые из нас запомнили (сказанное им), а некоторые забыли. (После этой проповеди) мне приходилось видеть то (, о чём в ней говорилось) и о чем я забыл (прежде чем это произошло), и я узнавал эти события, как человек узнаёт отсутствовавшего, которого он увидел и узнал».

Как ислам относиться к судьбе?

А ислам как и всякая любая религия — это условия и рамки. .

У каждого человека есть абсолютная свобода выбора.

В поле действий :
Короче есть, поле действий, которое над тобой и ты не можешь за него отвечать.
А есть маленькое поле действий за которое ты можешь отвечать.

Абсолютное доверие Богу в Прошлом, Настоящем И Будущем

Отсутствие страха перед смертью. Али ибн Абу Талиб сказал: Какого дня моей смерти мне избегать — Дня неопределённого или предопределённого? Неопределённый день меня не страшит, А от предписанного не спасёт осторожность.

Как верить в Судьбу в Исламе

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/obislame.info/wp-content/uploads/2017/01/kak-verit-v-sudbu-v-islame.jpg?fit=300%2C186&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/obislame.info/wp-content/uploads/2017/01/kak-verit-v-sudbu-v-islame.jpg?fit=600%2C371&ssl=1″ data-lazy-srcset=»https://i2.wp.com/obislame.info/wp-content/uploads/2017/01/kak-verit-v-sudbu-v-islame.jpg?w=600&ssl=1 600w, https://i2.wp.com/obislame.info/wp-content/uploads/2017/01/kak-verit-v-sudbu-v-islame.jpg?resize=300%2C186&ssl=1 300w» data-lazy-sizes=»(max-w />

Вера в судьбу — это одна из основ Ислама. Она заключается в нашей твердой убежденности в том, что все происходящее во вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или другими созданиями, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по Воле Аллаhа, согласно предначертанной Им Судьбе, о которой Он знал еще до сотворения вселенной. То есть все происходит именно так, как хотел Аллаh, именно в то время, в которое Всевышний хотел, чтобы это случилось, и Он вечно знал, что именно так и произойдет.

И ничего не может произойти вопреки Воле Аллаhа, как и сказал 1 Пророк Мухаммад означающее:

«Что хотел Аллаh — было, чего не хотел — не было».

Верить в судьбу обязательно, так как об этом сказано в Священном Кур’ане и в хадисах Пророка!

Однажды к Посланнику Аллаhа пришли неверующие курайшиты и стали спорить с ним о судьбе 2 . Тогда ему были ниспосланы 47-49 аяты суры 54 «Аль-Камар» означающее:

«Воистину, неверующие пребывают в заблуждении и будут в мучениях. В Тот День, когда их поволокут лицами вниз в адский огонь, будет сказано им: «Вкусите же прикосновение ада!» Воистину, Аллаh создал каждую вещь и наделил её судьбой».

А также, когда Ангел Джибриль задал вопрос 3 Пророку Мухаммаду о том, что включает в себя понятие «вера», он ответил означающее:

«Вера — это значит верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День и верить в Судьбу предопределение добра и зла» 4 .

И Пророк Мухаммад говорил 5 означающее:

«Воистину, не будет в вашем сердце Веры, пока не будете убеждены без малейшего сомнения в том, что случившееся с вами не могло произойти по ошибке [- это было предопределено именно вам], а то, что миновало вас, не могло с вами случиться [потому что не было предопределено вам], и [пока не будете убеждены, что] для всего есть предопределение».

‘Умар ибн Аль-Хаттаб сказал 6 : «Того, кому Аллаh дал Веру, никто не собьет с Истинного Пути и не сможет привести к заблуждению. А того, кто впал в заблуждение по Воле Аллаhа, никто не сможет вывести на Истинный Путь».

Понятие «судьбы» — один из тонких вопросов, в котором многие ошиблись. В этой теме важно понять несколько ключевых моментов.

Аллаh — Создатель и добра, и зла

Все в мире происходит только по Воле Аллаhа — добро или зло, здоровье или болезнь, бедность или богатство. И нельзя думать, что Бог создал только добро, а зло создает кто-то другой 7 , и что Бог не хотел, чтобы оно происходило. А кто думает, что Аллаh создает добро и не создает зла, тот тем самым приписывает Богу слабость — как будто в мире происходит то, чего Бог не хотел. Это — неверие и ширк, и это противоречит сказанному в Священном Кур’ане (сура 12 «Юсуф», аят 21) означающее:

«Никто не может противостоять Воле Аллаhа»

Но то, что Бог создал зло, ни в коем случае не означает, что Ему Самому присуще зло. Аллаh создал зло, но не повелел его совершать! Есть разница между Волей Бога и Его повелением!

Все создает Бог, а люди только «приобретают» свои действия согласно своему выбору. Сказано в Священном Писании (сура 91 «Аш-Шамс», аят 7) означающее:

«Аллаh создал душу и все, что с ней происходит — и грехи, и благие дела».

То есть все то, что происходит с людьми — и добро, и зло — созданы Аллаhом. Но добро, которое совершают созданные, происходит по Воле Всевышнего, по Его Повелению и по Его одобрению. А зло, которое они совершают, также происходят по Его Воле и предопределению, но не по Его Повелению и не по Его одобрению. Бог не велел никому делать грехи или неверие, но некоторые люди по Его Воле совершают грехи и не верят в Бога. И так как они делают это по своему выбору, то будут отвечать за это. И поэтому нельзя думать, что наказание за грехи и неверие — это несправедливость и угнетение.

Бог никого не угнетает!

Созданные совершают свои действия по своему выбору: без насилия и принуждения. Поэтому никто не сможет в День Суда сказать, что раз грехи происходили по Воле Всевышнего, то за что тогда его наказывать? Но ведь он сам выбрал грех!

И не является несправедливостью то, что одним Бог предопределил веру и вечную жизнь в Раю, а другим — неверие и вечные муки в аду. Ведь Аллаh — Всемогущий Создатель, Он создает, как хочет, и никому ничего не обязан. И вознаграждение от Него — это по Его милости, а наказание — по Его справедливости.

Ибн Ад-Дайлями рассказывал 8 : «Однажды я пришел к Убаю ибн Ка’бу и сказал ему, что у меня в сердце думы о судьбе, и просил рассказать что-нибудь о ней, может, это поможет мне, по Воле Аллаhа». Он ответил: «Если бы Аллаh наказал всех жителей земли и Небес, то это не было бы угнетением. И если бы Он смилостивился над ними, то Его Милость — это благо от Него [давать которую Он не обязан]. Даже если ты потратишь золото в размере горы Ухуд ради Аллаhа, то Аллаh не примет от тебя этого до тех пор, пока ты не поверишь в судьбу. Знай — то, что тебе суждено, произойдет именно с тобой, а что тебе не суждено — того у тебя и не будет. Если ты умрешь, не уверовав в это — попадешь в ад». После этого Ибн Ад-Дайлями пошел к ‘Абдуллаhу ибн Мас’уду, и тот рассказал ему то же самое. И то же самое ему рассказали Хузайфа ибн Апь-Яман и Зейд ибн Сабит. Все это передано вышеперечисленными людьми от Пророка.

Сказано в х ади с е, который передал имам Муслим от Абу Зарра означающее:

«Кто видит себя на пути добра, пусть восхвалит Аллаhа, а кто нашел иное — пусть не обвиняет никого, кроме себя».

То есть если кто-то делает добро — это только потому, что Аллаh Своей Милостью дал ему удачу. Аллаh не обязан это давать, поэтому пусть человек благодарит Его за это. А тот, кто делает зло — это потому, что Аллаh показал недобрые стремления этого человека. И то, что одним Аллаh дал Веру, а другим не дал, не является несправедливостью, так как Аллаhу не присуща несправедливость.

В вопросе судьбы есть тонкая грань. То, о чем сказано в Кур’ане и х ади с ах, мы обязаны знать и признавать — это те вопросы, о которых было сказано выше. Но нельзя чрезмерно углубляться в вопрос судьбы, чтобы не впасть в заблуждение. Пророк Му х аммад сказал 9 означающее:

«Если речь идет о судьбе, то воздержитесь [от того, чтобы чрезмерно углубляться в этот вопрос]».

Передали имамы Аш-Шафи’ий и Ибн ‘Асакир от имама ‘Али, пусть Аллаh дарует им Свою Милость, что однажды к нему подошел один человек и начал расспрашивать его о судьбе. ‘Али ответил ему: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, ‘Али сказал: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это между двумя: не по принуждению и не самостоятельно».

Дорогие мусульмане! Будьте благодарны Создателю за то, что Он даровал вам Веру! То, что с вами произошло, и то, что с вами произойдет — это вам предопределено, но это не избавляет вас от ответственности за ваши поступки. Поэтому кайтесь, если совершили грех, а если сделали добро, то благодарите Аллаhа, ведь только Он дает удачу.

1 этот х ади с передал Абу Даууд

2 эту историю передал х афиз Абу Ну’айм в «Истории Исфахана» от Абу hурайры

3 Джибриль задал этот вопрос не потому, что он не знал, а чтобы через ответ Пророка люди узнали об этом

4 этот х ади с передал имам Муслим

5 этот х ади с передач имам Аль-Байhакый от ‘Али

6 это передал имам Аль-Байhакый

7 некоторые неверно думают, что Аллаh хотел только добро, а зло создает шайтан и его помощники против Воли Аллаhа

8 этот рассказ передали имамы Ахмад и Абу Даууд

Источники:
  • http://www.ansar.ru/rightway/sudba-i-predopredelenie-hutba-shejha-muhammada-karachaya
  • http://www.religia.kz/faq/135-2009-03-28-13-52-43/4027-2012-10-26-07-57-41.html
  • http://www.islam.az/article/a-129.html
  • http://www.info-islam.ru/stuff/religija/nastavlenija/sudba_u_kazhdogo_svoja/12-1-0-834
  • http://mazhab.kz/ru/statii/pyat-stolpov/iman/chto-takoe-sudba-kak-ego-pravilno-ponimat-38/
  • http://m.islam-today.ru/veroucenie/5-vazheishih-hadisov-o-sudbe/
  • http://otvet.mail.ru/question/60568975
  • http://obislame.info/verouchenie/kak-verit-v-sudbu-v-islame.html