Меню Рубрики

С точки зрения гегеля человеческая свобода имеет предпосылкой

1006. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих, выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, – это:
• мировоззрение

1007. Телеология – это…
• идеалистическое учение о целесообразности природы, её способности к целеполаганию

1008. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия: «Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия»
• Гегель

1009. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
• необходимость

1010. Гносеология – это учение о…
• познании мира

Нетрудно убедиться, что философия Г. Гегеля как бы пронизана идеей свободы, однако гегелевское понимание свободы во многих случаях отличается своеобразием. Впрочем, своеобразие гегелевского понимания отразило определенную эпоху и характерные черты запад­ноевропейской мысли. Именно поэтому оно и представляет интерес, выходящий за рамки интереса только к Г. Гегелю. На примере гегелев­ской трактовки можно проследить характерные черты того умонаст­роения, которое стало достаточно влиятельным в самосознании евро­пейской культуры XIX в.

Г. Гегель начинает с понимания свободы, заложенного святыми Отцами церкви. Он отдает себе отчет, что европейская трактовка сво­боды обязана своим происхождением христианству. Она связана с моральным аспектом понятия свободы: «Эта субъективная, или мо­ральная свобода есть то, что в европейском смысле по преимуществу называется свободой. На основании ее права человек и должен, соб­ственно, приобрести различия добра и зла вообще» 1 . В результате гре­хопадения человек утратил первозданную чистоту и наивную просто­ту. Теперь он обречен жить в противоборстве добра и зла, различать добро и зло, осуществлять свой выбор. Таково исходное христианское понимание свободы. Принимая его, Г. Гегель стремится расширить и углубить понятие свободы. Прежде всего, он устанавливает соотноше­ние свободы с ее противоположностью — необходимостью.

Необходимость — это то, что обладает принудительной силой.

16-781

1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 321. 2 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 323.

1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 334-336.

Человек не властен над необходимостью. Он вынужден с нею считать­ся, нравится ему это или нет. Классическим примером необходимости являются законы природы, открытые классическим естествознанием. Они действуют независимо от воли и желания людей. Человеку остается лишь изучать эти законы, считаться с ними и использовать в практи­ческой деятельности. Очевидно, что необходимость выступает ограни­чителем внешней свободы человека. Именно поэтому соотношение внеш­ней свободы и необходимости привлекает Г. Гегеля. Ставя свободу в зависимость от отношения к необходимости, он выходит за рамки мо­рального понимания свободы, характерного для христианства. В соот­ношении свободы с необходимостью свобода утрачивает моральное значение, свойственное ей как выбору между добром и злом.

В гегелевском контексте свобода выступает как свобода субъектив­ного произвола. Ограничителем субъективного произвола, естественно, является необходимость. Но тогда приходится решать вопрос о том, как можно преодолеть необходимость. В противном случае свобода останет­ся неполной, ограниченной. Ограниченная свобода — это уже, по су­ществу, несвобода. Это страх перед необходимостью. Верный своему методу, Г. Гегель не идет по пути отбрасывания инобытия, в качестве которого здесь выступает необходимость. Необходимость следует не от­бросить, а ассимилировать. Первым шагом на пути ассимиляции высту­пает познание необходимости. Познав необходимость (законы природы и общества), человек получает возможность подчинить необходимость своим интересам и потребностям. Однако это может произойти лишь при одном условии — если в самой необходимости присутствует свобо­да, хотя, конечно, в скрытом, «замаскированном» виде. «Истина самой необходимости в свободе», — утверждает Г. Гегель 1 . Таким образом, не­обходимость, о которой ведет речь Гегель, особого свойства.

Прежде всего, о гегелевской необходимости ни в коем случае нельзя сказать, что она слепа. Необходимость понимается как закономер­ность мира, ведущая его к определенной цели. Она не что иное, как другое имя «мирового разума», который осуществляет себя в природе и истории. Поэтому, по Г. Гегелю, тот, кто распознал необходимость, тем самым распознал разумность мироздания, его божественность. Тогда ему откроется за необходимостью свобода. Г. Гегель убежден, что ко­нечная цель всего мироздания, которая должна осуществиться через человека и историю общества, — торжество свободы и разумности, которые в глубинной сути есть одно и то же.

Иначе говоря, мыслитель непоколебимо убежден в господстве и все большем торжестве разумности и свободы. Необходимость как вне­шняя и принудительная сила будет в конечном итоге побеждена (т.е. познана, ассимилирована). Она откроет свой невидимый истинный лик и превратится в свободу.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 339.

Таким образом, гегелевская свобода неизменно развивается в оппо­зиции с необходимостью. Свобода, по Г. Гегелю, возможна только как господство над необходимостью. Между свободой и необходимостью существует противоборство по принципу «кто кого». Однако данное противоборство сокрыто Г. Гегелем посредством взаимного «перехода* одной противоположности в другую. Свобода побеждает необходимость тем, что поглощает ее, ассимилирует, включает в свой состав.

В связи со свободой и необходимостью уместно обратить внима­ние на то, что Г. Гегель многократно обращается к проблеме господ­ства и рабства. Речь у него идет о духовном господстве и духовном раб­стве. Отношения людей друг к другу он во многом сводит к отноше­ниям господства и подчинения: «. чтобы сделать себя значимым в качестве свободного и быть признанным, самосознание должно пред­ставить себя другому. » «При обязательном взаимном признании. между ними возникает отношение господства и рабства. » «Посколь­ку каждое. стремится к тому, чтобы. доказать и утвердить себя. то самосознание, которое свободе предпочитает жизнь, вступает в отно­шение рабства. » «Услужающий лишен самости. В качестве своей са­мости он имеет другую самость. Господин же, напротив, в услужаю­щем созерцает другое Я как снятие, а свою собственную единичную волю как сохраненную. » «Но собственная личная и отдельная воля услужающего. совершенно исчезает в страхе перед господином. » 1

Комментируя эти и аналогичные высказывания Г. Гегеля, К. Поп-пер замечает: «В этой теории человеческих отношений и их сведения к господству и подчинению трудно не заметить элементы истерии (речь идет о психической болезни. — В.Ш.). Я почти не сомневаюсь том, что гегелевский метод захоронения своих мыслей под грудами слов. яв­ляется одним из симптомов истерии. Это некоторого рода бегство, способ скрываться от дневного света. Я не сомневаюсь в том, что этот метод Гегеля был бы прекрасным объектом для психоанализа, равно как и гегелевская первобытная мечта о господстве и подчинении» 2 . Несомненно, что в сведении всех человеческих отношений к отношени­ям господства и подчинения есть что-то ненормальное с психологичес­кой точки зрения. В современном Г. Гегелю обществе (как и в нашем) эти отношения играли (и играют) значительную роль. Однако в том случае, когда они вытесняют все другие отношения и люди теряют спо­собность относиться друг к другу как равный к равному, независимо от социального положения, служебной или иной иерархии, тогда обще­ство тяжело больно. Точно так же болен теоретик, принимающий такое положение за норму. Однако нас здесь интересует не чисто психологи­ческий момент, точнее, не только он. В чем состоит коренная теорети­ческая причина того, что в гегелевской философии отношения людей

1 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. С. 87-89.

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 332.

сведены к отношениям господства и подчинения? Думается, дело в том, что Г. Гегель неправомерно расширил сферу применения субъек-тно-объектной парадигмы, представив ее не как то, что приложимо только к научному познанию, а как универсальную черту человечес­кого сознания и человеческого отношения к миру вообще.

Действительно, субъектно-объектный подход содержит в себе ус­тановку на господство субъекта над объектом. Однако в сфере научно­го познания (прежде всего естествознания) субъектно-объектный взгляд ограничен познавательными целями. Здесь — это условный прием вынесения человека за скобки мира, применяемый для того, чтобы можно было представить природу в чистом виде — «как если бы. » человека и человечества не было. Человек, делая вид, что его как бы нет, получает возможность рассматривать природу извне, со стороны. Этот прием для науки оправдан и необходим. Именно так он тракто­вался основателями методологии науки Нового времени, от Р. Декар­та до И. Канта. Г. Гегель же распространяет его далеко за пределы есте­ствознания. Его философия — это новая наука, охватывающая собой все, что только можно помыслить и вообразить. И всюду в ней опре­деляющим оказывается субъектно-объектный взгляд. Г. Гегель обнару­живает противостояние субъекта и объекта буквально во всем. В каж­дом противостоянии кто-то должен одержать победу; кто-то оказыва­ется в господствующем, а кто-то — в подчиненном положении. Гегелевская философия заключает в себе «технологию» достижения господства, правда, технологию весьма своеобразную, скрытую тем, что субъект и объект входят друг в друга, предполагают друг друга и т.д. Всегдашняя установка на господство над реальностью и другими людьми скрывает страх перед ними: вопрос «кто кого» чаще всего рождается из взаимного страха и отчуждения. Внутренняя несвобода стремится компенсировать свой страх за счет агрессии вовне. В частно­сти, именно поэтому Г. Гегель связывает свободу с подчинением (по­знанием, овладением, осознанием) необходимости.

Г. Гегель сознательно или бессознательно смешивает два вопроса: вопрос о свободе и вопрос о компетентности. Он хочет обосновать те­зис, согласно которому чем более человек компетентен, тем более он свободен. Но такая свобода недостижима, ибо человек не может быть компетентен во всех вопросах и в достаточной полноте. Это свобода, вечно откладываемая «на потом». Таким пониманием свободы удобно запретить высказывать собственное мнение, использовав ссылку на авторитет, указание на некомпетентность. Между тем изъян в компе­тентности не может, конечно, служить запретом на свободное сужде­ние о любом предмете. Иное дело, что человек должен стремиться к компетентности, к полноте знаний. Но высказывать свое мнение он имеет право всегда, независимо ни от каких предварительных или внешних условий. В неотъемлемом праве на высказывание своего мне­ния состоит важный аспект свободы. Мера же компетентности или

Читайте также:  С точки зрения диалектического материализма законы диалектики имеют

некомпетентности, глубины или поверхностности познаний устанав­ливается по критериям, не имеющим прямого отношения к свободе. Наоборот, свобода суждения — обязательная предпосылка определе­ния меры компетентности. Только тогда, когда человек убежден в своем праве мыслить самостоятельно и в праве высказываться, он получает возможность определить меру собственной компетентности.

Г. Гегель прав, настаивая на том, что в познании нужно стремить­ся идти не от самого себя, а от предмета. Но ставя свободу в зависи­мость от уровня знаний, он обусловливает свободу тем, что является внешним по отношению к ней. Он убивает свободу в ее основе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

VII. Немецкая классическая философия.

? Понятия, характеризующие философию И.Канта:

? Основные труды Гегеля:

! Критика чистого разума;

!+ Энциклопедия философских наук;

!+ Основы философии будущего;

! Критика способности суждения;

? Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?

! свободный от заблуждений;

! существующий безотносительно к субъекту;

!+ исследованный вне конкретного опытного содержания;

! абстрагированный от форм восприятия.

? Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

? Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

! следование своей природе;

!+ следование нравственному долгу;

! исполнение религиозных норм.

? Согласно системе Гегеля природа и история – это результат:

! воля божественного провидения;

!+ логики развития мирового духа.

? Бытие природы у Гегеля позволяет вскрыть:

! самостоятельное бытие материи;

! постоянный акт божественного творения;

! произвольное бессистемное становление.

? Что И.Кант относит к априорным формам чувственности?

? Социально-философские взгляды Гегеля определяются как:

? С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой:

? Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

! его волевых актах;

!+ целостности его тела;

? Признаком научного знания Фихте считал:

! подтверждение положений экспериментальным образом;

! математическую доказательность выводов;

!+ системную связь основоположений;

! соответствие положений реальным фактам.

? Основоположником немецкой классической философии является:

? Философский метод Гегеля является:

? Основные законы диалектики разработаны:

? Первой философской наукой по Гегелю должна быть:

? Кто из немецких философов придерживался мнения, что разум без рассудка – ничто, тогда как рассудок и без разума — нечто:

? Идея автономии нравственности была обоснована:

? Ноумен, феномен, трансцендентальное… эти понятия представлены в философии:

? Главной в гносеологии Канта является идея:

? Человек в философии Л.Фейербаха рассматривается:

!+ преимущественно биологически, как наиболее совершенная часть природы;

! прежде всего как духовное существо;

! как творение бога;

! главным образом как существо социальное, как совокупность общественных отношений.

? Кто является автором работы «Энциклопедии философских наук»:

? Кому из немецких философов принадлежит гипотеза об образовании планетной системы из первоначальной туманности:

? Кто из представителей немецкой классической философии считал, что предмет философии совпадает с предметом религии – это абсолютный бесконечный объект:

? Антиномии Канта — это:

? Какой подход характерен для Канта в теории познания?

? Гегель критикует Канта за:

! учение об антиномиях.

? «Предмет философии состоит в том, чтобы узнать идею в ее истинной и всеобщей форме» – так полагал:

? Гегель объявил логику учением:

!+ о сущности всех вещей;

! о человеческом мышлении;

! о гражданском обществе;

! об историческом процессе.

? Согласно Гегелю, абсолютная идея в своем развитии проходит:

! она не развивается.

? «Все проблемы философии и их решения скрыты в самом человеке, в рациональном понимании его бытия и деятельности». – Это соответствует:

! антропологическому принципу Фейербаха;

! объективному идеализму Гегеля;

!+ этическому учению Канта.

? Он был непосредственным учеником Гегеля, затем его критиком, перешедшим на атеистические и материалистические позиции:

? Кант считал, что противоречия существуют в:

? Основные положения т.н. романтической медицины (ХIХ в.) разрабатывались под воздействием:

! во всех указанных сферах.

? «Сама природа есть тот «внутренний врач», который с рождения присутствует в каждом человеке и поэтому сведущ в болезнях больше, нежели специалист, лишь нащупывающий симптомы извне. – Это положение характерно для:

! медицины эпохи Средневековья;

! медицины эпохи Возрождения;

!+ романтической медицины (ХIХ в.).

? Свою философию Кант назвал:

? Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит утверждение: «Абсолютный предмет философии составляют объективные мысли»:

? «Всеобщее – есть основание и почва, корень и субстанция единичного» – эту идею обосновывал:

? Философ, способствовавший преодолению локалистического толкования патологического процесса:

? Кант отрицает возможность познания:

? Категорический императив Канта — это:

? Понятие, характеризующее философию Гегеля:

? Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит мысль: «Сколько бы мы ни проникали в глубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле»:

? Кто из немецких философов назвал медицину «родиной материализма»:

? Автором учения об антиномиях является :

? Какая из характеристик неприемлема к философии Л.Фейербаха:

? «Народы вступают в историю тогда, когда организуются в государства, а каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает». Эта мысль принадлежит:

? Какое из характеристик отражает сущность гегелевского закона перехода количественных изменений в качественные:

! соотношение единичного и общего;

! отражение общего результата и направленности процесса развития;

!+ описание механизма саморазвития, порядка изменений в процессе развития;

! раскрытие внутреннего источника, импульса, побудительной силы в развитии.

? Кто из немецких философов был представителем романтизма:

? Немецкий философ, который подчеркивал, что он отличается от прежних атеистов и пантеистов (в частности от Спинозы) тем, что для объяснения религии он берет не только отрицательные, но и положительные мотивы:

? Немецкий философ, который предложил следующую классификацию болезней: 1. Внешние или инфекционные; 2. Особенные, имеющие две формы – острую и хроническую; 3. Психические.

? Гегель полагал, что психические заболевания имеют:

? Правильным является утверждение:

! Кант считал, что разум отражает объективные противоречия материального мира;

!+ Кант считал, что противоречия существуют только в мышлении субъекта;

! Кант утверждал, что противоречия существуют только в обществе;

! Кант вообще отрицал существование противоречий.

? Государство по Гегелю:

!+ действительность нравственной идеи;

! продукт классовой борьбы.

? Согласно Гегелю эпохи в истории различаются:

! уровнем экономического развития;

!+ уровнем осознания свободы;

! характером политических отношений;

! характером способа производства.

? С именем Гегеля связан (наиболее подходящий вариант):

!+ новый этап в развитии диалектики;

! учение о личности;

! новый этап в развитии материализма.

? По мнению Фейербаха, Бог в христианстве наделяется характеристиками:

! отдельных вещей и явлений.

? По убеждению Фейербаха философией будущего станет:

? Кто из немецких философов является автором трех «Критик»:

? Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит априорный характер. Эти высказывания характеризуют теорию познания:

? Какое из суждений противоречит «категорическому императиву» Канта:

! Знай, что своими поступками формируешь образ действия других;

! Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства;

! Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе;

!+ Личность нужно рассматривать как средство осуществления задачи всеобщего блага.

? Определение, которое не имеет отношение к философскому творчеству Гегеля:

! создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма;

!+ создатель теории общественно-экономических формаций;

! основоположник диалектической логики, признавший противоречие источником развития, самодвижения понятий;

! исследователь духовной культуры человечества, как закономерного процесса развития «мирового разума».

? Согласно Канту, нормы должного поведения предписываются человеку:

? Кто из представителей немецкой классической философии отстаивал идею о самоценности человеческой личности:

? Какая из категорий является основополагающей в моральной философии Канта:

?«Вещь в себе» по Канту:

!+ мыслима, но не познаваема;

! созерцаема и познаваема;

! созерцаема, но не познаваема;

! то, что дано в опыте.

?Подлинным назначением религиозной веры, согласно Канту, является подготовка человека к:

!+ принятию моральной веры;

! усвоению религиозных канонов;

?Немецкий философ, который утверждал, что природа – это живое существо, она одухотворена:

? Кому из немецких философов принадлежит утверждение: «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

? Какая из эпох развития человеческой культуры была определена Кантом как «выход человечества из состояния несовершеннолетия:

? Что, с точки зрения И.Канта, делает человека свободным?

! следование своей природе;

! исполнение религиозных норм.

? Немецкий философ, который перенес внимание с объекта познания на познающий субъект:

? Согласно системе Гегеля природу и историю творит:

!+ логика развития мирового духа;

? Противоречия, по мнению Гегеля, существуют как:

!+ необходимый элемент развития.

? Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?:

? Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:

Тесты по философии

Тесты по философии.

1. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия: «бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия» Плотин Гегель Платон Маркс

2. Что является источником философского знания, согласно Сократу? постоянная духовная неудовлетворенность знание о неизбежности смерти процесс познания мира жизнь человека в обществе

3. Каким историко-философским традициям соответствует следующая трактовка бытия: «единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления» брахманизм элеаты атомисты даосизм

4. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение: весь земной мир и человек в нем – это момент неуклонного движения к Богу человек есть совокупность всех общественных отношений человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел человек есть мыслящая вещь

Читайте также:  Речь детей с глубоким дефектом зрения

5. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: К. Маркс и Ф. Энгельс К. Сен-Симон и Г. Спенсер Ф. Ницше и А. Камю Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров

6. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: реализма рационализма сенсуализма скептицизма

7. Греческое слово «филео» означает любовь: братскую стремление страсть половую

8. В современной философии человек рассматривается как: венец природы раб божий и червь земной космобиопсихоинформационное существо микрокосм общества главная тайна мироздания

9. Отчуждение во взаимоотношениях, человека и общества наступает тогда, когда: осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе

10. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает: маску тень Аниму/Анимуса архетипы

11. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность: ориентации в обыденной жизни ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам разложения целостных объектов на составные части согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью

12. Что появилось у человека раньше – мышление или язык: они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен одновременно мышление язык

13. В философии «агностицизм» понимается как : сомнение в возможности познания рассмотрение процесса познания полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания рассмотрение объектов познания

14. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются: онтология антропология метафизика философия истории социальная философия

15. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, – ради постижения мира в идеях по естественной склонности души для решения стратегических жизненных задач во имя реализации своей общественной сущности

16. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это: просвещенный мудрый просветленный родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни

17. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика: любви государства Абсолюта права

18. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я – человек», сделайте умозаключение: все люди похожи на меня животные тоже мыслят я отношусь ко всем людям я мыслю

19. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие: взаимодействия бога и природы мирового исторического процесса сознания производительных сил

20. Общество является предметом исследования такой философской науки, как: гносеология политология культурология социальная философия

21. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой: необходимость произвол волю знание

22. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: огонь вода земля дерево

23. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность» Аврелий Августин Дж. Беркли Фома Аквинский Ж. П. Сартр

24. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это – мышление разум ум рассудок

25. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство: политическое природное имущественное сословное

1. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию: любовь желание надежду страдание

2. Субъект познания в современной гносеологии – это: мыслительный коллектив реальный ученый или философ технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.) абстрактный индивид

3. Философское рассмотрение религии – это: мировоззрение, основанное на вере в бога вера в бога учение о боге и сверхъестественном единство единоверцев, которое может быть построено в форме духовной иерархии особый вид духовно-практической деятельности, нацеленный на постижение высшего, абсолютного

4. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к: медицине математике астрономии астрологии

5. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия» Ж. П. Сартр Дж. Беркли Фома Аквинский Аврелий Августин

6. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: объективная реальность, данная в сознании действующего человека способности, умения, навыки в определенной области деятельности обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний значимая информация в аспекте деятельности

7. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем – это: метод механизм методология методика

8. Этот философ считал, что благоразумие дороже самой философии: Пиррон Эпикур Диоген Клеанф

9. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира, следующие: теория бессознательного создание гелиоцентрической системы мира теория происхождения человека от обезьяноподобного предка теория тепловой смерти Вселенной открытие клетки

10. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как: отчуждение произвол предопределение фатум (рок)

11. В. С. Соловьев писал, что в платонизме это «соединяет в себе идеальную природу с чувственною»: эрос хора философия эйдос

12. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это: индивидуальность личность индивид субъект

13. Согласно концепции М. Вебера, общество – это: понимающее «бытие-в-мире» система социальных действий и их смыслов жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания свободный практический и творческий выбор

14. Рассмотрение внешних отличительных особенностей человеческого существа в философии включается в понятие: индивидуальность личность субъект человек объект

15. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом: математики истории естественных наук религии

16. Философские направления, которые можно назвать атеистическими: постмодернизм марксизм философия жизни французский экзистенциализм первый позитивизм

17. В философии миф – это: фантастический рассказ, предание целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике специфическое образное синкретическое мировоззрение сказка, выдумка, заведомый обман мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное

18. «Бессознательное» в современной философии – это: явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение нечто, присущее только отдельному человеку все, что не осознается человеком рефлекторные процессы в организме человека

19. Исторический период развития схоластики: I-IV вв. VIII-XVI вв. IV-Хвв. IX-XV вв.

20. Самосознание человека – это: осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества результат рефлексии, размышления личности о себе самой осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми духовное зеркало для самоизучения и самолюбования

21. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена: нации науке государству экономике

22. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как: часть психики, подчиняющуюся принципу реальности субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей высшую функцию мозга, связанную с речью

23. В развитии философии нет: преемственности научных достижений ценностной составляющей устаревших идей

24. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным» Ж. П. Сартр Дж. Беркли Аврелий Августин Фома Аквинский

25. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих, выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, – это: мировосприятие мироощущение мировоззрение миропонимание

1. «Учителями мудрости» в Древней Греции называли … Софистов Элеатов Стоиков

2. Эпоха возникновения философского мировоззрения: Античность Средневековье Возрождение Просвещение

3. Соответствие, которое позволяет охарактеризовать проблематику основных разделов философского знания: Онтологи – учение о бытии Гносеология – учение о познании социальная философия – учение об обществе философская антропология

4. Автором философско-политического трактата «Государство» является … Платон Демокрит Зенон Аристотель

5. Исторические типы мировоззрения: Религиозное Экзистенциальное Атеистическое Мифологическое Гносеологическое Философское

6. … – это господствующий тип средневековой теологической философии Герменевтика Диалектика Схоластика

7. Высказывание: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет» принадлежит … Гераклиту Демокриту Платону Зенону

8. Соответствие основных учений древнегреческой философии и их представителей: стихийная диалектика – Гераклит атомизм – Демокрит этический рационализм – Сократ учение о мире идей – Платон

9. Доминиканский монах, по имени которого называется одно из господствующих направлений католической Церкви, автор пяти доказательств существования Бога и теории двух истин – … Августин Блаженный Фома Аквинский Ансельм Кентерберийский Пьер Абеляр

10. Последовательность этапов развития древнегреческой философии: 1) Милетская школа 2) Элейская школа 3) Софисты 4) Платонизм 5) Стоицизм

11. Общие понятия в средневековой теологической философии назывались … Категории Универсалии Умозаключения

12. Соответствие типов государств, по Платону: монархия – справедливая власть одного человека тирания – несправедливая власть одного человека аристократия – справедливая власть меньшинства олигархия – несправедливая власть меньшинства тимократия – несправедливая власть честолюбцев военных, армии демократия – несправедливая власть большинства, бедняков, восставших против богачей

1. Знаменитое изречение «Я мыслю, – следовательно, я существую» (Cogito ergo sum) принадлежит: Декарту Бэкону Канту Гегелю

2. Философ, обосновавший принцип материалистического сенсуализма: Гоббс Спиноза Локк Шеллинг

3. Характерные черты философской мысли эпохи Возрождения: антисхоластический характер теоцентризм пантеизм агностицизм схоластический характер

Читайте также:  Как узнать остроту зрения в домашних условиях

4. Вопросы методологии научного познания становятся центральными в эпоху… Античности Средневековья Возрождения Нового времени

5. Философ, выступивший против вульгарного материализма Фейербах Гегель Шеллинг Маркс

6. Соответствие между мыслителями и их философско-мировоззреческими позициями: Кант – объективный идеализм Гегель – дуализм Фихте – метафизический материализм Фейербах – субъективный идеализм

7. Представители утопического социализма эпохи Возрождения: Мюнцер Т. Леонардо да Винчи Кузанский Н. Мор Т. Кеплер И. Кампанелла Т.

8. Мыслитель, являющийся основоположником немецкой классической философии: Фихте Шеллинг Кант Гегель Фейербах

9. Яркий представитель скептицизма и агностицизма 18 в.: Лейбниц Юм Фихте Ломоносов

10. Основоположниками двух направлений в гносеологии Нового времени: эмпиризма и рационализма являются: Бэкон Ф. Спиноза Б. Гоббс Т. Декарт Р. Локк Дж.

11. Автором знаменитого социально-философского трактата «Город Солнца» является: Кампанелла Т. Мор Т. Мюнцер Т. Кеплер И.

12. Идея философии Возрождения, которая в первую очередь делала акцент на человека как центр мироздания гуманизм христианская идея антропоцентризм эстетическое понимание действительности антисхоластика

13. Философ, разработавший диалектический метод на идеалистической основе Маркс Фейербах Гегель Шеллинг

14. Философ 18 в., стоявший на позициях солипсизма: Беркли Локк Юм Шеллинг

15. Философия Р. Декарта называется … субъективный идеализм транцендентальный идеализм деизм материализм

16. Творец природы в философии Гегеля Дух Бог Абсолютная идея Материя

1. Философ, предложивший гносеологический принцип фальсифицируемости: Поппер К. Фейерабенд П. Лакатос И.

2. Соответствие философских направлений и их представителей Неопозитивизм – Рассел Б. Экзистенциализм – Ясперс К. Прагматизм – Пирс Ч. Неотомизм – Маритен Ж. Неомарксизм – Маркузе Г. Постпозитивизм – Поппер К.

3. Немецкий философ – основоположник «философии жизни» Хайдеггер Ницше Бергсон Фрейд Кьеркегор

4. Философ, предложивший важное научное понятие – парадигма Поппер К. Кун Т. Лакатос И.

5. Соответствие между философскими направлениями и предложенными ими понятиями: «пограничная ситуация» – экзистенциализм Фальсификационизм – «критический рационализм» в постпозитивизме Парадигма – «историческая школа» в постпозитивизме Теоцентризм – неотомизм Верификация – неопозитивизм

6. Философское направление, исходящее из принципа «что полезно, что приносит успех, – то и истинно» прагматизм неотомизм материализм позитивизм

7. Основная проблема в философии экзистенциализма гносеологическая метафизическая бытие человека в мире феноменологическая соотношение бытия и мышления

8. Философ, предложивший анархистскую теорию познания и модель научного знания Тулмин Поппер Фейерабенд

9. Философ, считающийся основоположником российского экзистенциализма в западной философии Соловьев Бердяев Франк Булгаков

10. Философское направление, проявлявшее наибольший интерес к сфере бессознательного в поведении человека феноменология антропологизм фрейдизм сенсуализм агностицизм

11. Философ – основоположник позитивизма Конт О. Ницше Ф. Мах Э.

12. Направления, выделяемые в экзистенциализме религиозное материалистическое схоластическое атеистическое диалектико-материалистическое

1. Человек, который, по словам Пушкина, был «величайшим умом новейших времен, произведшим в науках сильнейший переворот и давшим им то направление, по которым текут они сейчас» Кант Эйлер Петр I Ломоносов Ньютон Лейбниц

2. Представители славянофильства XIX века Чаадаев Герцен Хомяков Киреевский Братья Аксаковы Данилевский Белинский

3. Первый крупный русский профессиональный философ и революционер – … Татищев Радищев Фонвизин Рылеев

4. Характерные черты русской философии панлогизм подверженность религиозному влиянию, особенно православному наукоцентризм европоцентризм антибуржуазная направленность ярко выраженный интерес к морально-этическим проблемам рационализм

5. Представители русского космизма: Федоров Герцен Чернышевский Достоевский Вернадский Циолковский Плеханов

6. Представители революционно-демократического направления русской философии, ратовавшие за переход к социализму, минуя капитализм, опираясь на самобытность русского народа: Народники (Михайловский, Лавров) Анархисты (Кропоткин) Марксисты (Плеханов)

7. Крупнейшие русские писатели и деятели культуры, заложившие основы «русской идеи» Пушкин Тургенев Достоевский Лермонтов Толстой

8. Соответствие между российскими философскими школами и именами их представителей Персонализм – Лопатин Экзистенциализм – Бердяев Интуитивизм – Лосский русский космизм – Федоров позитивизм – Михайловский

9. Российский автор наиболее влиятельной идеалистической философии второй половины XIX века, превратившей философию в служанку богословия Достоевский Соловьев Булгаков Розанов

10. Революционные демократы русской школы Бакунин Белинский Кропоткин Герцен Лавров Добролюбов Плеханов Чернышевский

1. Атрибутивные свойства материи: неисчерпаемость наличие атомной структуры непроницаемость самоорганизация

2. Философская позиция, лежащая в основе высказывания: «Мы не можем утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи… Пространство и время суть не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи» вульгарный материализм субъективный идеализм объективный идеализм диалектический материализм

3. Свойство сознания, о котором идет речь в следующем высказывании: «Сознание… с самого начала есть общественный продукт, и останется им, пока вообще существуют люди»: идеальная природа субъективная форма объективное содержание общественно-исторический характер

4. Всеобщие свойства бытия материи: механическое перемещение движение изменение скорость

5. Автор классического определения материи: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» Маркс Энгельс Гегель Ленин

6. Формы биологического отражения – … чувствительность сознание систематизация действие

7. Принцип, лежащий в основе классификации форм движения материи по Ф. Энгельсу генетический всеобщей связи явлений редукционизма коэволюции человека и природы

8. Альтернатива диалектики софистика догматизм консерватизм метафизика релятивизм формальная логика

9. Пары категорий диалектики: общее – единичное причина – следствие закономерность – случайность возможность – действительность сущность – явление содержание – форма противоречие – нет ответа

10. Онтология изучает … природу материю бытие реальность сознание

11. Философская категория, которой соразмерно понятие «реальность» материя дух сознание бытие бессознательное

12. Пространство и время можно назвать … врожденными формами познания мира субъективными формами индивидуального восприятия объективными формами бытия движущейся материи всеобщими, абсолютными, независимыми от движения формами существования материальных тел

13. Соответствие основных форм бытия материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мир социальное бытие – нет ответа

14. Философское понимание материи обозначает … чувственную реальность мыслимую реальность объективную реальность субъективную реальность фикцию, за которой нет никакой реальности форму духовной реальности

15. Основные законы диалектики – это законы … всеобщего движения развития взаимосвязей эволюции

16. Философская школа, отрицающая существование идеальной реальности метафизический материализм субъективный идеализм диалектический материализм вульгарный материализм объективный идеализм

17. Область современного научного знания, связанная с изучением явлений самоорганизации и претендующая на роль основания новой научной картины мира Синергетика Герменевтика Кибернетика

18. Соответствие трактовок сознания и философских школ: сознание – одно из проявлений мирового духа (бога) – объективный идеализм сознание и материя – равноправие материального и духовного бытия – дуализм сознание – высшая форма отражения действительности человеком – научный материализм сознание – вид материальной реальности – вульгарный материализм сознание – субъективная духовная реальность – первооснова мира – субъективный идеализм

19. … открыл сферу бессознательного в психике человека Ницше Ф. Фрейд З. Достоевский Ф.

20. Категория, которая может быть названа парной к категории «бытие» небытие материя дух сознание трансцендентное

21. Основные формы бытия материи: протяженность пространство расстояние эпоха время

1. Представители агностицизма в классической философии: Ф. Бэкон Дж. Беркли Г. Гегель Д. Юм И. Кант Т. Гоббс Ж.-Ж. Руссо

2. Представители идеалистического эмпиризма: Дж. Беркли Г. Лейбниц Д. Юм Б. Спиноза Г. Гегель Т. Гоббс И. Кант

3. Отличительные особенности научного познания: предметный и объективный способ рассмотрения мира точность полученных выводов строгая логика выводов сверхдальнее прогнозирование практики использование особого искусственного языка

4. Представители материалистического крыла рационализма: Дж. Беркли Р. Декарт Д. Юм И. Кант Э. Мах Б. Спиноза Дж. Локк

5. Гносеологическая позиция К. Гельвеция, выраженная в высказывании: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства»: эмпиризм рационализм сенсуализм

6. Соответствие истина – знание, которое является адекватным отражением объективного мира диалектико-материалистическая концепция истины истина – идея, руководство которой приводит к успеху прагматическая концепция истины истина – логическая схема, в которую укладываются данные опыта нет ответа истина – знание, которое соответствует показаниям органов чувств нет ответа

7. Направление философии, согласно которому философия должна опираться на научный метод, достоверное научное знание, освободиться от оценочной роли, исследовать только факты: Материализм Позитивизм Экзистенциализм Неотомизм

8. Хронологическая последовательность основных вех в развитии науки: 1) возникновение математики 2 ) появление естествознания 3 ) формирование социальных наук

9. Основные формы рационального познания: умозаключение ощущение понятие восприятие представление суждение

10. Неверие в способность человека познать мир, в познаваемость самого мира – … Агностицизм Иррационализм Сенсуализм

11. Характерные черты рационального познания: фрагментарность конкретность наглядность обобщенность абстрактность опосредованность

12. Основные формы чувственного знания: суждение ощущение восприятие умозаключение представление понятие

1. Основной закон развития материального производства – закон … первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию социальных революций соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил прогрессивной смены общественно-экономических формаций

2. Соответствие: Значимость материальных и духовных явлений – ценность Социально одобряемая и санкционированная оценка – норма Образ наилучшего из всех возможных состояний какого-либо явления, принимаемый как высшая ценность и цель деятельности – идеал

Источники:
  • http://studopedia.ru/8_6926_g-gegel-o-svobode.html
  • http://studfiles.net/preview/6672558/page:13/
  • http://studfiles.net/preview/2864757/