Меню Рубрики

С точки зрения диалектики природа человека неизменна

527. Диалектика — это учение о .

528. Источник развития, с точки зрения диалектики, — становление и разрешение . .

529. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип.

530. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания — . .

531. Суждение, обосновывающее идеалистическую философию:

вещи соответствуют идеям

532. Философское направление, утверждающее: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение» :

533. Метафизическое суждение о пространстве и времени :

пространство и время существуют независимо от материи

534. Основной закон диалектики — закон .

единства и борьбы противоположностей

535. «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его» .

536. Отличие категорий диалектики от понятий: имеют . характер

537. Сторона процесса развития, связанная с разделением целого на части, уровни :

538. Философская категория для обозначения общности и различия с другими предметами :

539. Категория диалектики, отражающая общее и единое в вещах и явлениях :

540. Способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия :

541. Материалистическая теория эволюции органического мира :

542. Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояния :

543. Бытие как объективная реальность обозначается термином — . .

544. Мыслители, которые ввели в философию понятие «общественное бытие» :

Маркс и Энгельс

545. «Не сознание людей определяет их . а наоборот . «, — писал К. Маркс.

546. Свойство обязательно присущее материи — . .

547. Пространство, время, движение есть атрибуты . .

548. Атрибутами материи считаются :

пространство время движение

549. Форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных система — . .

550. Форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем — . .

551. Категория философии, фиксирующая последовательность состояний:

552. Ученый, впервые выдвинувший категории «абсолютное время» и «абсолютное пространство» :

560. Наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания — . .

561. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности — . .

562. Понятие, характеризующее категории бытия и небытия в их развитии — . .

553. Тенденция в философии XVII-XVIII вв. сводить все законы природы к законам механики — . .

554. Концепция бытия, признающая многообразие мира :

555. Концепция бытия, признающая один тип реальности :

556. Концепция бытия, признающая два типа реальности :

557. Автор высказывания: «Материя — есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его» :

558.Философское направление, развившее диалектику Гегеля как учение о взаимосвязи и развитии:

559. Философский термин, обозначающий наиболее общее понятие, а также первоначальную и основную форму бытия :

563. Категория философии, характеризующая существенную определенность объекта, обнаруживающуюся в совокупности его свойств:

564. Философская категория, выражающая существенную определенность объекта, обнаруживающуюся в совокупности его свойств — . .

565. Категория философии, характеризующая внешнюю определенность бытия :

566. Философская категория, выражающая внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем — . .

567. Категория философии, характеризующая единство качества и количества :

568. Философская категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта —

569. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественных изменений :

570. Генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития — . .

571. Генетическая связь между состояниями форм материи в ее развитии :

572. Категория философии, характеризующая внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений :

573. Философская категория, выражающая внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений — . .

574. Категория философии, характеризующая внешнюю форму существования предмета, его обнаружение:

575. Философская категория, выражающая внешнюю форму существования предмета, его обнаружение —

576. Диалектика природы и материальных общественных отношений называется :

577. Диалектика процесса познания и мышления людей называется:

579. Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения — . .

580. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе — . .

581. Философская категория, выражающая условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве — . .

582. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания :

единство и борьба противоположностей

583. Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:

переход количественных изменений в качественные

584. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития :

585. Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития — . .

586. Понятие «самоорганизация» ввел в науку XX века :

578. Одним из исходных положений диалектики Гегеля является принцип тождества :

бытия и мышления

587. Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени — . .

588. Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое — . .

589. Мысленное или реальное расчленение объекта на элементы — . .

590. Категория диалектики парная категории «общее» — . .

591. Категория диалектики парная категории «возможное» — . .

592. Категория диалектики парная категории «причина» — . .

593. Категория диалектики парная категории «необходимое» — . .

594. Категория диалектики парная категории «сущность» — . .

595. Категория диалектики парная категории «форма» — . .

596. Категория диалектики, обозначающая определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени, форма существования всеобщего в действительности — . .

597. Категория диалектики, обозначающая сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак — . .

598. Категория диалектики, обозначающая единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности — . .

599. Категория диалектики, обозначающая любой объект, который уже существует в качестве реализации некоторой возможности — . .

600. Категория диалектики, обозначающая тенденцию развития предмета — . .

601. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события — . .

602. Категория диалектики, обозначающая то, что логически необходимо вытекает из некоторой причины — . .

603. Категория диалектики, обозначающая событие или процесс, которые могут при определенной вероятности как произойти, так и не произойти — . .

604. Категория диалектики, обозначающая то, что должно обязательно произойти в данных условиях — . .

605. Категория диалектики, обозначающая определяющую сторону целого, совокупность его частей —

606. Категория диалектики, обозначающая способ существования и выражения содержания — . .

607. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил — . .

608. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины — . .

609. Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени — . .

610. Теория самоорганизации сложных систем — . .

611. Спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации — . .

612. Самопроизвольный переход открытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка — . .

613. Категория, обозначающая протяженность и структурность всех материальных объектов — .

614. Категория, обозначающая длительность существования и последовательность смены состояний всех материальных объектов — . .

615. Понятие для обозначения независимости от человеческого сознания — . .

616. Универсальные свойства пространства и времени :

их неразрывная связь друг с другом

связь с движением материи бесконечность

617. Специфичные характеристики пространства и времени :

трехмерность пространства и одномерность времени

однородность и изотропность пространства и анизотропия времени

их непрерывность на макро уровне

618. Качество, выражающее специфику человеческого существования — . .

619. Продукт высокоорганизованной материи, общественно развитого человека и его мозга — .

620. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок — . .

621. Соответствие мышления материальному миру, в философии марксизма, обеспечивается — .

622. Высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта — . .

623. Практическая деятельность, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями — . .

624. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей — . .

625. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности — . .

626. Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект — . .

627. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения — . .

628. Знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию — . .

629. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг — . .

630. Вид коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива — . .

631. Процесс индивидуального развития живого организма — . .

632. Процесс исторического развития живого организма — . .

633. Происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития — . .

634. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением — . .

635. Отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга — . .

636. Элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений — . .

637. Элементарная форма чувственного познания — это :

638. Форма чувственного познания :

639. Форма чувственного познания :

640. Форма рационального познания :

641. Форма рационального познания:

642. Форма рационального познания :

643. Форма рационального познания :

644. Форма рационального познания:

645. Целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств — . .

646. Процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире — . .

647. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением — . .

648. Сохранение памятью образов предметов, воздействовавших ранее на наши органы чувств — . .

649. Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании — в противоположность ноумену, постигаемому разумом — . .

650. Философское понятие, означающее умопостигаемое в противоположность феномену явление — .

651. Осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения — . .

652. Совокупность душевных процессов и явлений животных или человека — . .

653. Свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом воспроизведении особенностей объекта или процесса — . .

654. Всеобщее свойство материи, в воспроизведении признаков и свойств объекта- . .

655. Свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности — . .

656. Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов — . .

657. Присущая только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме — . .

658. Термин, обозначающий намерение, цель — . .

659. Свойство сознания, означающее его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом — . .

660. Совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта — . .

661. Психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества — . .

662. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного — . .

663. Понятие, обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему — . .

664. Низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, диалектического понимания, по Гегелю — . .

665. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту — . .

666. Гносеология — это учение о:

667. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания — . .

668. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека —

669. Результат процесса познания действительности представленный в виде понятий :

670. Истинная и достаточно обоснованная информация о реальности — . .

671. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания — . .

672. Классическое определение истины :

соответствие знания действительности

673. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире — . .

674. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области — . .

Читайте также:  Гимнастика для глаз при ухудшении зрения

675. Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли —

676. Умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов — . .

677. Предположительное суждение о закономерной связи явлений — . .

678. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности — . .

679. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Без органов чувств человек вообще не способен к познанию»:

680. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах» :

681. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

682. Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого предмета — . .

683. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы :

684. Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое :

685. Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок :

686. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях :

687. Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках :

688. Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков :

689. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования :

690. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах — . .

691. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины :

692. Сущность вещей .

693. Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности:

694. Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает все знании, которое полезно и практически применимо :

695. Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения :

696. Теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость :

697. Важнейшая характеристика истины:

698. Основной критерий истины в познании — . .

699. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре — это социальная .

700. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации — это социальная .

701. Раздел философии, изучающий наиболее общие мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества — . философия.

702. Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества :

703. Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития — . .

704. Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития :

705. Сторона социального познания, раскрывающая особенности познания общественных явлений :

706. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:

707. Сфера жизни общества, включающая экономическую, политическую, духовную и др. стороны в их взаимодействии — . сфера.

708. Функция социальной философии, формирующая у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества — . функция.

709. Функция социальной философии, позволяющая проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории:

710. Функция социальной философии, заключающаяся в применении положений социальной философии при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни — . .

711. Функция социальной философии, положения которой способствуют предвидению тенденций развития общества :

712. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе — . .

713. Форма социального действия первобытных людей связанная с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы — . .

714. Повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе — . .

715. Первая историческая форма сознания людей, переносящая на мир и его законы свойства человека и рода, совокупность мифов — . .

716. Вера в существование душ и духов — . .

717. Время возникновения социальной философии как теоретически оформленной системы философских воззрений на существование и развитие общества:

718. Фамилия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология» — . .

719. Основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе:

720. Философское направление, основоположником которого является О. Конт — . .

721. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание — совокупный результат специальных наук — . .

722. Позитивистские идеи О. Конта развивал :

723. Общественный процесс, обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности, по Спенсеру — . .

724. Общественный процесс, характеризующийся прекращением деятельности государственных институтов — . .

725. Направление социальной философии, развивавшееся параллельно с позитивизмом — . .

726. Общественное бытие в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное — . .

727. Сознание людей, как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности:

728. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории — . .

729. «Главная причина всякой деятельности», по Л. Уорду :

728. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории — . .

730. Фамилия автора теории элит, согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть — . .

731. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности — . .

732. Направление философской мысли кон. XIX — нач. XX в., основанное на философии Канта — . .

733. Философское движение второй половины XIX в., объединяющее ряд направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта :

734. Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в неокантианстве — . .

735. Фамилия автора теории социального действия, изучающей осмысленное взаимодействие людей —

736. Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего идею о бессознательном стремлении человека к власти — . .

737. Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей — . .

738. Учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей развивал :

739. Представители психокультурного фрейдизма :

740. Представители фрейдо-марксизма :

741. Окружающий человека мир в бесконечном многообразии его проявлений — . .

742. Период истории философии, характеризующийся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого — . .

743. Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:

744. Период истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи — .

745. Эпоха, центральной идеей которой являлось покорение природы человеком — . .

746. Эпоха, центральной идеей которой явилось покорение природы человеком :

747. Естественная основа материального производства и жизни общества:

748. Главная причина антропосоциогенеза, по Фрейду:

749. Непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части — . .

750. Совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории:

751. Создатель теории, по которой рост народонаселения — главное зло, приводящее к бедствиям и нищете — . .

Глава 6. Философия природы

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье;

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье;

Была ему звездная книга ясна,

И с ним говорила морская волна.

Е. Баратынский. На смерть Гете.

Научная картина мира является сложной, многогранной и многозначной. Каждая из наук рассматривает мир под своим “углом зрения”, исследует свой “сектор” картины мира. Философское обобщение конкретно-научных исследований позволяет получить целостную картину природы, мировоззренческое представление о ней.

Мир, природа, жизнь: диалектика взаимосвязи

Философское понимание природы.В философском понимании категория “природа” рассматривается в трех аспектах: во-первых, как синоним понятий “мир”, “Вселенная”, “материя”, во-вторых, как совокупный объект науки, изучаемый естествознанием, в-третьих, как система естественных условий существования человека. Чаще всего природой считается та часть Вселенной, окружающего мира, которая изучена, осознается и используется обществом для жизнедеятельности. Такое понимание природы постоянно изменяется в связи с расширением масштабов познания и освоения мира. Вместе с развитием познания и освоения природы развивались и философские воззрения на нее.

Античный мир. Природа по существу отождествляется с космосом, частицей которого выступает человек. Гармоничный и совершенный Космос противостоит стихии Хаоса. Задача человека – строить свою жизнь в соответствии с законами природы.

Христианская культура Средневековья рассматривает природу как творение Божье, но более низкое, чем человек – единственное существо, наделенное душой. Божественное начало человека – его душа – пребывает в постоянном борении с греховным природным началом – телом. Поэтому природа рассматривается не просто как неодушевленное начало, противостоящее человеку, но нередко – и как источник зла, который необходимо подчинить и преодолеть.

Эпоха Возрождения. Человеку открывается красота и гармония природы, она начинает выступать для него как источник радости и наслаждения. Философия и эстетика романтизма представляют природу как убежище от пороков развращенной цивилизации.

Становление промышленного капитализма. Формируется утилитарное отношение к природе как к объекту преобразовательной деятельности человека и неиссякаемой кладовой. Подобная позиция точно выражена И.С. Тургеневым устами его героя Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. В начале двадцатого столетия иную формулировку подобной установке дал И. В. Мичурин: “Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача”. Пожалуй, только опыт второй половины ХХ века смог показать опасность подобного подхода, опасность для человечества неограниченного, бесконтрольного и непродуманного покорения природы.

Современное индустриальное общество. В орбиту человеческой деятельности вовле­кается неуклонно расширяющийся спектр природных процессов, явлений и веществ, общество реализует все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы. Изобретая, к примеру, способы получения и использования же­леза и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем само развитие цивилизации становится зависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их разведки и хозяйственного использования. Уголь и нефть долгое время использовались почти исключительно в качестве топливно-энергетического ресурса, ныне современная нефтехимия произво­дит более 8 тыс. видов продуктов различного назначения.

Подобного рода примеры раскрывают тенденцию возрастающей зависимости человека от природы. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом. При сохранении быстро растущего потребления различных видов ресурсов их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет. Это относится к рудам черных и многих цветных металлов, углю, нефти и др.

Формируется угроза самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы определяется существо экологической проблемы. “Завоевывая” природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности. Например, за последние 500 лет челове­к истребил до 2/3 покрывающих Землю лесов. Но самый мощный удар по биосфере был нанесен за время, начиная с концаXIX века и в особенности в нашем столетии, когда стало развиваться индустриальное производство. Все это привело к особенно острому осознанию необходимости научного, в том числе философского, осмысления природы как предпосылки разумного отношения к ней.

Многообразие природы. Природа бесконечно разнообразна, ее конкретные проявления можно классифицировать самым различным образом. Однако самая общая классификация предполагает выделение живой и неживой природы.

Неживая природа охватывает ту совокупность явлений действительности, которая не отвечает признакам живого. Она может быть представлена как минимум трояко:

* как единство микромира, мегамира и микромира,

* как совокупность веществ и физических полей,

* как единство почвы, воздуха и других материальных элементов в условиях Земли.

Живая природа представлена флорой (растительный мир) и фауной (животный мир). Она выступает как более высокая ступень развития материи в сравнении с неживой природой, поскольку животные и растения обладают способностью усваивать соответствующие вещества, избирательно осваивая окружающую среду, приспосабливаться к ней, воспроизводить собственный вид и род. Современная классификация растительного и животного мира на Земле основана на существовании от 10 до 30 млн. биологических видов, многие из которых еще не известны ученым. Они объединяются в 12 типов растений и 23 типа животных.

Диалектика живой и неживой природы проявляется, прежде всего, в их сходстве и различии, а также в их взаимосвязи.

Читайте также:  Прополис на воде для лечения зрения

Диалектика живой и неживой природы.Могут быть выделены следующие общие признаки живой и неживой природы. Во-первых, как неживая, так и живая природа являются материальными системами и существуют объективно. Во-вторых, они подчинены общим законам движения и развития объективной реальности. Это и общие законы диалектики, это и законы механического, физического, химического движения материи, которые в опосредованном виде проявляются и в живой природе. В-третьих, и для живой, и для неживой природы характерно свойство отражения, которое проявляется по-разному в различных природных системах.

Вместе с тем для живой и неживой природы свойственны существенные различия. Казалось бы, такие различия достаточны очевидны. Вместе с тем вопрос о различении живого и неживого — это и постоянно волнующий человека мировоззренческий вопрос. В разные времена различие живого и неживого проводилось по-разному. Так, для первобытных народов был характерен анимизм – взгляд, согласно которому нет ни одного предмета, который не имел бы своей души, будь это даже дерево или камень. Все живо до той поры, пока душа такого предмета не покинет соответствующее тело.

С точки зрения гилозоизма – гораздо более поздней теории – все, что существует, является живым, иными словами, любое бытие является жизнью. С точки зрения Библии, живое создано Богом после сотворения неодушевленной материи.

Интерес к различению живого и неживого диктуется прежде всего практическими потребностями человека. Ведь человек может питаться только живым, оно выступает как объект охоты, рыболовства, затем – культивирования. Живое может выступать и в роли опасного врага, если это крупный хищник. Человек осознавал и свое родство по отношению к живому. Так, первобытные племена почитали какое-либо животное в качестве тотема – прародителя рода. Одним из первых запретов (табу), которые формировались в начале человеческой культуры, был запрет на умерщвление и поедание мяса конкретных животных.

Таким образом, в разное время существовали различные подходы к выявлению различий между живым и неживым. Современное понимание исходит из того, что неживая природа реализуется в добиологических формах движения материи (механическая, физическая, химическая). Живая природа обладает свойствами, которые не характерны для природы неживой, а именно: обмен веществ, приспособляемость, самовоспроизведение, саморегуляция и другие признаки, свойственные биологической форме движения материи. Для живой и неживой природы характерны разные ряды законов существования и развития. Так, в неживой природе действует закон движения планет соответствующих звездных систем, в живой природе существует, к примеру, закон естественного отбора. Различные законы определяют и различную логику развития этих форм материи.

Для живой природы характерно чрезвычайное разнообразие видов, форм и проявлений жизни и наряду с этим – тесная взаимосвязь всех этих видов и проявлений, когда уничтожение одного может привести к совершенно непредвиденным последствиям для других. Так, после истребления бегемотов в ряде африканских озер стало невозможным рыболовство: пропала рыба. Оказалось, что бегемоты, поедая растения, удобряли своим пометом водоемы, в них развивалось большое количество фито- и зоопланктона, который служил хорошей кормовой базой рыбам. Принцип незаменимости живых видов подтверждается широким распространением аллергий, которые появляются и распространяются параллельно с насыщением нашей пищи искусственными добавками, а нашего быта – продуктами, к которым человеческих организм эволюционно не приспособлен (синтетические ткани, пленки и т.д.)

Чем богаче видовой состав живого населения, чем сложнее структура биоценоза, тем устойчивее его структура в целом. Если в таком сложном ансамбле выйдут из строя какие-либо элементы, то он будет подстрахован другими организмами, которые возьмут на себя функции выбывшего звена. Высокое разнообразие означает более длинные пищевые цепи, что создает возможности для действия отрицательной обратной связи, уменьшает размах колебаний в системе и обеспечивает ее поддержание в равновесном состоянии.

Взаимосвязь живой и неживой природы как раз и определяется чертами их сходства и различия. Так, и в живой, и в неживой природе действуют физические и химические законы. Однако их роль в той или другой разновидности природы проявляется по-разному. К примеру, химический состав воды: два атома водорода и один атом кислорода – в неживой природе отделяет воду от иных химических веществ. В живой природе этот химический состав приобретает новое качество как характеристика среды обитания и средства к жизни для многих живых организмов, как вещества, необходимого для обмена веществ в организме и существования самого органического мира, по крайней мере на достаточно высоком уровне его развития.

Диалектика живой и неживой природы включает и моменты их взаимоперехода и взаимопроникновения. Флора и фауна возникла из неживой природы на определенном этапе ее развития. Некоторые вирусы в одних условиях могут рассматриваться как неживые частицы, в других – как живые тела. В качестве “строительного материала” живых тел выступают атомы и молекулы неживых веществ, а после завершения жизненного цикла живые существа вновь переходят в неживую материю.

Соотношение биологии и философии в познании живого.Жизнь является предметом специального осмысления группы наук, которые в совокупности формируют биологические знания. Сфера биологии постоянно расширяется, как расширяется и влияние биологического знания на жизнь общества. Сформировалась, в частности, биотехнология, конструирующая ранее не существовавшие биологические организмы с заранее заданным генетическим аппаратом. С помощью биотехнологии удалось получить искусственным путем многие необходимые человеку вещества и продукты.

Соотношение биологических наук и философии можно уподобить соотношению философии и естествознания в осмыслении бытия, в понимании сущности материи и сознания. Уместен и вопрос: а не может ли биология обойтись без философии?

Печальный опыт взаимосвязи философии и биологии в СССР может сориентировать на положительный ответ к поставленному вопросу. В 30 – 40-х годах усилиями вульгарных материалистов-догматиков, возглавляемых М.Б. Митиным (к нему примкнул юрист И.И. Презент, претендовавший на руководящее философское осмысление биологии), утвердилось мнение о двух биологиях: истинной, марксистско-ленинской, и ложной – реакционно-идеалистической. Идеологическому удару подверглась генетика, развитие которой в нашей стране в то время отвечало мировому уровню, а по ряду направлений опережало его. Склонный к вульгарно-упрощенному философствованию биолог Т.Д. Лысенко вместе со сторонниками занес в разряд “идеалистических” даже исследования в области биохимической генетики, раскрывшей роль нуклеиновых кислот в механизмах наследственности.

В подобного рода теоретизировании диалектика заменялась псевдодиалектикой, а реальный философский анализ заменялся бездоказательным наклеиванием идеологических ярлыков на оппонентов. Разгром генетики был завершен на печально известной сессии ВАСХНИЛ в 1948 году. Долгие годы в нашей стране генетика могла развиваться лишь подпольно. Таким образом, некомпетентное “применение” философии к биологии нанесло лишь вред исследованиям жизни. Однако подобного рода применение нанесет вред любой науке. Речь же идет о взаимосвязи биологии с “настоящей” философией.

Философия теоретически осмысливает мировоззренчески важные результаты биологических исследований, включает их в общую картину мира. Биологическое познание, в свою очередь, ставит острейшие проблемы морально-этического характера, имеющие важное значение для настоящего и будущего человека и человечества. Это, к примеру, проблемы допустимые пределов в опытах на животных и человеке, моральная оценка возможных последствий вмешательства в наследственность, физиологию и психику человека и ряд других вопросов, затрагивающих самые глубинные слои мировоззрения. В их осмыслении роль философии трудно переоценить.

Ярким примером такого взаимодействия является философское осмысление учения Ч. Дарвина о происхождении видов и возникновении человека. Идеи Дарвина о биологической эволюции и происхождении человека от обезьяноподобных предков оказали существенное влияние на развитие философии на рубеже XIX-XX вв. Однако философские выводы из этих идей были нередко прямо противоположными. Так, учение Дарвина сыграло роль одного из естественнонаучных обоснований диалектико-материалистической философии. Вместе с тем широкое распространение получил социал-дарвинизм – учение, которое некритически переносило закономерности биологической эволюции на общественную жизнь. В целом спектре философских концепций, который обобщенно может быть назван “философией жизни”, содержались различные, но альтернативные по отношению к дарвиновской, трактовки эволюции.

Именно в живой материи наиболее наглядно проявляется все богатство характеристик диалектического развития. Поэтому с давних времен именно развитие организма выступало наглядной моделью для осмысления самых разных процессов окружающей действительности. Так, в натурфилософских построениях древнегреческих мыслителей космос мыслился как огромный организм, который на пути от рождения до смерти проходит стадии, аналогичные стадиям развития живого организма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Становление диалектических идей в истории человеческого познания

Диалектика (греч. dialextixn — искусство вести беседу, спор) учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

С точки зрения диалектики в процессе непрерывного изменения, развития находятся как материальный мир, так и человеческое познание: поэтому выделяют два аспекта:

vОбъективная диалектика — развития бытия, объекта, объективного мира (диалектика природы);

vСубъективная диалектика — развитие познания, мышления (диалектика духа).

Древние философы (Античная философия) представляли мир как единый, вечно развивающийся, самодостаточный Космос. У первых натурфилософов были догадки о противоречии как источнике развития.

Гераклит утверждал, что борьба отец всему и всего царь. Начиная с софистов и Сократа, философы обратили внимание на субъективную диалектику (отсюда и этимология термина «диалектика» искусство вести беседу), который был введен Сократом. Сократ и Платон своими знаменитыми диалогами показали, как истина рождается из столкновения противоположных точек зрения, что истина — это не готовый результат, а процесс познания мира и человека. Для первой исторической формы диалектики характерны две существенные черты, которые в последующих этапах были во многом утеряны и возрождены в науке и философии конца XIX — XX веков:

1) единство объективной и субъективной диалектики (у древних развитию были подвержены как мир, природа, так и познание его);

2) представления и догадки о внутреннем источнике развития мира (Космосом, по-мнению древних никто и ничто не движет — он самодостаточен).

В средневековой религиозной философии источник развития окончательно был перенесен в сферу духа. Бог обладает бесконечными потенциями, творческими силами; он создает мир и является постоянным источником его развития. В идеалистической философии развивается субъективная диалектика, поскольку признаками развития обладают, прежде всего, мировой дух (Бог) и человеческая душа (мышление, познание).

Философия Нового времени идею бытия как становящегося процесса заменила представлением о мире как о механическом агрегате (См.: Механическая научная картина мира). Этот период характеризуется господством метафизического мышления. Метафизика здесь понимается как антидиалектика, как во многом противоположная диалектике концепция развития (См.: Таблицу 5). «Но что особенно характеризует рассматриваемый период, — отмечает Ф.Энгельс, — выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы… Планеты и спутники их, однажды приведенные в движение таинственным «первым толчком», продолжали кружиться по предначертанным им эллипсам во веки веков или, во всяком случае, до скончания всех вещей. . Земля оставалась от века, или со дня своего сотворения. неизменно одинаковой. Теперешние «пять частей света» существовали всегда, имели всегда те же самые горы, долины и реки, тот же климат, ту же флору и фауну. Виды растений и животных были установлены раз и навсегда при своем возникновении, одинаковое всегда порождало одинаковое[7]».

Две концепции развития

Концепция Признак сравнения Диалектика Метафизика
1. Как осуществляется процесс развития? Развитие понимается как сложный, противоречивый процесс, в котором возможны перерывы постепенности, качественные скачки, возникновение принципиально нового качества Развитие трактуется как процесс простого количественного роста уменьшения, движения по кругу
2. Что является источником развития? Внутренние противоречия объекта Источник развития — внешняя сила

Чем же объяснить тот факт, что на фоне быстро развивающегося естествознания господствовала метафизическая концепция развития? В объяснение этого факта приведем два аргумента:

Читайте также:  Чья точка зрения критиков мне ближе

1). Начиная со средневековья, в философии сложилась традиция рассматривать природу как пассивную субстанцию, как «тень» духа; т.к. только дух обладает всеми признаками развития и творчества. В новое время эта традиция начала постепенно ослабевать, но ничего не происходит мгновенно. На любом этапе развития можно заметить и элементы нового, и сохранившееся старое (это и есть диалектика).

2). Метафизический взгляд на природу преобладал также и потому, что естествознание не проникло еще в глубинную сущность природы, а занималось в основном сбором и систематизацией материала (анализом). Классической стадии развития достигла в то время только механика. Механические законы движения тел и были перенесены на мир в целом.

Преобладание метафизики, однако, не означало отсутствие диалектики. Диалектические идеи продолжали развиваться проявившись, например, в идее Спинозы о субстанции (природе) как «причине самой себя», в учении Лейбница о монадах, как атомах бытия, самодвижущихся активных субстанциях, в гипотезах французских материалистов XVIII в. о самодостаточности, самодвижении материи.

Новый этап в истории диалектики связан с Немецкой классической философией. У Гегеля диалектика приобретает вид целостной концепции, универсальной теории и метода познания мира. Развитие духа, природы, общества, человека представлено как единый восходящий закономерный процесс; сформулированы основные законы этого процесса. Диалектика Гегелем развивается на идеалистической основе. Причиной развития мира у него является саморазвитие мирового духа.

В XIX-XX вв. в философии вновь возобладала идея единства развития материи и духа, природы и сознания. Эта идея в современной философии предстает не в виде гениальной догадки — гипотезы (как это было в Античной философии), но как результат синтеза двух развитых сторон: диалектики духа (Гегель) и диалектики природы (Марксизм). В марксизме — диалектическом материализме обосновывается идея о первичности развития объективного мира; диалектические законы объективного мира являются причиной, а диалектика познания, мышления (духа) — следствием, т.к. познание есть не что иное, как отражение объективного мира. Если познающее сознание стремиться отразить мир таким, каков он есть (т.е. развивающимся процессом), то оно само должно быть подвижным, изменчивым (диалектичным). Современная наука, проникнув в суть многих процессов природы, обосновала и подтвердила многие диалектические идеи.

Открытие клеточного строения живой материи, закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория происхождения видов Дарвина, генетика, квантовая механика, теория относительности, неэвклидова геометрия, теория катастроф стали убедительным подтверждением сложности и противоречивости (диалектичности) природных процессов, а также эффективности диалектического метода в постижении сущности мира.

История становления диалектики как теории развития и метода познания описана в работе Ф.Энгельса «Диалектика природы». Прочтите в этой работе раздел «Введение» и по ходу ответе на следующие вопросы:

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 819 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ответы на тесты по философии: Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

Просмотр:
Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

1. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

*в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) о сущности человеческой истории.

2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

*а) пассивную материю и активную форму;

б) активную материю и пассивную форму;

в) активное сознание и пассивную форму;

г) пассивное сознание и активную форму.

5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

7. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

*в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.

8. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

*в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

9. Материалисты утверждают, что материя – это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

*б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

10. Идеалисты утверждают, что:

*а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

11. Пантеизм — это:

*а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

12. Гилозоизм — это:

а) учение о природе;

*б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

17. Сущность любых объектов мира проявляется:

а) в их внутренних качествах;

б) в их внешних признаках;

в) в их обособленности;

*г) во взаимодействии с другими объектами.

18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

21. К основным трактовкам категории материи относят:

22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

а) обладающее энергией и массой;

б) обладающее душой и жизненностью;

*в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

г) обладающее волей и желанием;

д) находящееся в движении.

23. Универсальной формой существования материи является:

г) определенный набор форм;

д) ограниченность в пространстве.

24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

а) психологические и эмоциональные;

*б) гравитационные и электромагнитные;

*в) энергетические и информационные;

г) социальные и институциональные.

25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

26. Неравномерность протекания присуща:

а) физическому времени;

б) математическому времени

в) биологическому времени;

*г) историческому времени.

27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

28. Материализм Фейербаха получил название:

29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

31. Объективный идеализм признает следующее положение:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

*д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

*г) отрицания отрицания.

33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

а) тождества материи и сознания;

*б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

*а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон неба (Ли);

*в) закон взаимного перехода качества и количества;

*г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

35. Прогресс и регресс – это две формы:

36. К законам диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

*б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.

37. Диалектика — это:

*а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

38. Дополните парные категории диалектики:

а) единичное – общее;

б) причина – следствие

в) возможное – действительное;

г) сущность – явление

д) форма – содержание.

39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

2а) бытие творящее и бытие сотворенное;

4б) бытие как экзистенция;

1в) бытие как Единое;

3г) бытие мира как «часовой механизм».

40. Установите последовательность возникновения философских категорий:

1б) первоначало (архэ);

41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

2а) механистический материализм;

1б) стихийный материализм;

4в) диалектический материализм;

3г) антропологический материализм.

42. Установите последовательность в развитии идеализма:

5а) абсолютный идеализм Гегеля;

4б) трансцендентальный идеализм Канта;

1в) объективный идеализм Платона;

3г) рационализм Декарта;

2д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

1а) мир идей и мир теней;

2б) град земной и Град Божий;

4в) мир как объективная реальность;

3г) мир как механизм.

44. Установите последовательность в развитии диалектики:

4а) диалектический материализм;

1б) стихийная диалектика (Гераклит);

2в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

3г) абсолютный идеализм (Гегель).

45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

2а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование 1) Бл. Августину;

человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя

делает; при этом он осужден быть свободным;

1б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, 2) Ж.-П. Сартру;

все порождающее, источник всякого бытия;

3в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и 3) Дж. Беркли.

объект восприятия — одно и то же.

46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

2а) пространство и время – это особые сущности, 1) реляционная;

существующие сами по себе;

1б) пространство и время – это особые отношения 2) субстанциональная;

между объектами и процессами;

3в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.

47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

2а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, 1) элеаты;

и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;

3б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; 2) христианство;

все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,

частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение

частиц подчинено необходимости;

1в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; 3) атомисты.

только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

4а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное 1) Гегель;

бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее;

постигается с помощью размышления;

2б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; 2) Маркс;

оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и

органическая природа, биосфера, общество и т. д.;

1в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; 3) Беркли;

инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;

3г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.

Источники:
  • http://studopedia.ru/8_11211_mir-priroda-zhizn-dialektika-vzaimosvyazi.html
  • http://helpiks.org/5-75789.html
  • http://www.antigtu.ru/994-otvety-na-testy-po-filosofii-uchenie-o-bytii-dvizhenie-i-razvitie-dialektika.html