Меню Рубрики

С точки зрения цивилизованного подхода государства могут быть следующих типов

могут быть следующих типов:

1) рабовладельческого типа;

2) античного типа;

3) феодального типа;

4) соиалистического типа;

5) буржуазного типа;

62. Признак, соответствующий государственной власти:

1) авторитет общественной власти;

2) управление старейшины;

3) равноправие взрослых членов общества;

4) отделенный от общества аппарат управления

5) все ответы правильные.

63. В марксистско-ленинской теории государства и права государственная власть—это:

1) духовная связь одного существа с другим;

2) руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных сил;

3) разновидность социальной власти, имеющая классово-волевой характер, воплощенная в государственно-правовых институтах и предназначенная для организованного принуждения в эксплуататорском обществе;

4) возможность оказывать решающее и организованное воздействие на поведение людей

5) все ответы правильные.

64. Что в публицистике принято называть «Четвертой властью»:

1) власть Президента;

2) средства массовой информации;

3) власть Конституционного Суда;

4) влияние Международного валютного фонда;

5) власть Правительства и Премьер-министра.

65. С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические государства:

66. Совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти — это:

1) форма государственного устройства;

2) механизм государства;

3) государственно-правовой режим;

4) форма правления

5) все ответы правильные.

67. Термин «тоталитаризм» в политической лексикон впервые ввел:

1) Адольф Гитлер в 1935 г.;

2) Иосиф Сталин в 1929 г.;

3) Бенито Муссолини в 1925 г.;

4) Пиночет в 1979 г.;

5) Фидель Кастро в 1970 г.

68. Выделите основные, устойчивые и закономерные признаки государства, определяющие все остальные его признаки:

1) руководство политическими партиями;

2) аппарат принуждения;

3) налоги и сборы;

4) наличие суверенной публичной власти;

5) все перечисленное.

69. В отечественной юридической литературе традиционно выделяли в качестве главного противоречия сущности государства:

1) противоречие между трудом и капиталом;

2) противоречие между государством и гражданским обществом;

3) противоречие между классовыми и общесоциальными функциями;

4) противоречие между монархическим прошлым и республиканским настоящим

5) все ответы правильные.

70. Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением — это:

1) политическая система;

2) форма правления;

3) государственно-правовой режим;

4) форма государственного устройства

5) все ответы правильные.

71. Власть монарха формально может быть ограничена:

1) гражданским обществом;

2) средствами массовой информации;

5) все ответы правильные.

72. По форме политико-государственного устройства выделяют следующие виды государств:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8025 — | 6627 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

могут быть следующих типов:

58. Признак, соответствующий государственной власти:

1) авторитет общественной власти;

2) управление старейшины;

3) равноправие взрослых членов общества;

4) отделенный от общества аппарат управления;

5) все ответы правильные.

59. Что в публицистике принято называть «Четвертой властью»?

1) власть Президента;

2) власть средств массовой информации;

3) власть Конституционного Суда;

4) влияние Международного валютного фонда;

5) власть Правительства и Премьер-министра.

60. С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические государства:

61. Совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти — это:

1) форма государственного устройства;

2) механизм государства;

3) государственно-правовой режим;

4) форма правления;

5) все ответы правильные.

62. Выделите основные, устойчивые и закономерные признаки государства, определяющие все остальные его черты:

1) руководство политическими партиями;

2) аппарат принуждения;

3) налоги и сборы;

4) наличие суверенной публичной власти;

5) все перечисленное.

63. В советской юридической литературе традиционно выделяли в качестве главного противоречия сущности государства:

1) противоречие между трудом и капиталом;

2) противоречие между государством и гражданским обществом;

3) противоречие между классовыми и общесоциальными функциями;

4) противоречие между монархическим прошлым и республиканским настоящим;

5) все ответы правильные.

64. Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением — это:

1) политическая система;

2) форма правления;

3) государственно-правовой режим;

4) форма государственного устройства;

5) все ответы правильные.

65. Власть монарха формально может быть ограничена:

1) гражданским обществом;

2) средствами массовой информации;

5) все ответы правильные.

66. По форме политико-государственного устройства выделяют следующие виды государств:

67. Какие признаки относятся к монархической форме правления?

1) власть передается по наследству;

2) выборность власти;

3) срочность власти;

4) ответственность власти перед народом;

5) все ответы правильные

68. Основание, по которому функции государства подразделяются на внутренние и внешние:

1) время действия;

2) сфера деятельности;

3) способ осуществления;

4) ценности политического руководства;

5) все ответы правильные.

69. Выделите функцию, которая присуща государству любого типа:

2) защита прав и свобод человека;

4) подавление сопротивления свергнутых классов;

5) все ответы правильные.

70. Определите, какой подход к типологии государств основывается на социально-культурных, духовно-нравственных факторах развития общества:

71. Насильственно создаваемое сложное монархическое государство называется:

5) все ответы правильные.

72. «Государство—внутренне принятый стандарт и правило поведения, дисциплина человека как целого. Вне государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов)»- утверждал Б. Муссолини, выражая, тем самым, сущность:

1) авторитарного режима;

2) демократического режима;

3) тоталитарного режима;

4) капиталистического режима;

5) патриархального режима.

73. Политические режимы бывают:

1) императивные и диспозитивные;

2) поощрительные и рекомендательные;

3) обязывающие и декларативные;

4) демократические и антидемократические

5) все ответы правильные.

74. Политическая система в широком смысле включает в себя следующие элементы:

1) институциональный (государство, политические партии и т.д.);

5) все перечисленные

75. Совокупность аппаратов подавления и управления представляет собой:

1) государственный суверенитет;

2) функции государства;

3) публичную власть;

76. Совокупность внегосударственных отношений и организаций, имеющих относительную самостоятельность, автономность, определенную «застрахованность» от произвольного вмешательства государства, называется:

1) народным фронтом;

3) политической системой;

4) гражданским обществом;

77. Центральное место государства в политической системе общества обусловлено тем, что оно:

1) выступает официальным представителем всего общества;

2) имеет специальный аппарат, без которого выполнять общесоциальные

3) устанавливает общеобязательные правила поведения — юридические нормы;

4) способно обеспечить и защитить права человека и гражданина на своей территории;

5) отвечает всему вышеперечисленном .

78. Добровольное объединение людей, выражающее и защищающее профессиональные интересы определенной категории работников называется:

1) коммерческой организацией;

3) потребительским кооперативом;

4) политической партией;

5) торговой фирмой.

79. Понятия «политическая система общества» и «политическая организация общества» соотносятся следующим образом:

1) политическая организация общества — это более емкое по содержанию

понятие, чем политическая система общества;

2) политическая система общества и политическая организация общества — это

3) политическая система общества по своему содержанию более емкое и широкое

понятие, чем политическая организация общества

4) это совершенно не связанные понятия;

5) как общее и специальное.

80. Политические партии в зависимости от представительства в высших органах власти подразделяются на следующие виды:

1) революционные и реформаторские;

2) классовые, проблемные, «гротескные»;

3) правящие и оппозиционные;

4) либеральные, консервативные, коммунистические, социал-демократические

5) все ответы правильные.

81. Центральным элементом политической системы является:

1) система политических партий;

5) все ответы правильные.

82. Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» соотносятся следующим образом:

1) механизм государства и государственный аппарат — тождественные понятия;

2) государственный аппарат является составной частью механизма государства;

3) механизм государства является составной частью государственного аппарата;

4) это абсолютно не связанные ни по объему, ни по содержанию понятия;

5) все ответы правильные.

83. Добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится завоевать или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой, называется:

1) политическая партия;

3) государственный орган, учреждение;

4) потребительский кооператив;

5) орган общественной самодеятельности населения.

84. Выделите признак, относящийся к признакам государственного органа:

1) осуществляет деятельность в рамках компетенции;

2) формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции;

3) наделяется необходимыми материальными средствами;

4) наделяется полномочиями государственно-властного характера;

5) все перечисленные.

85. Система государственных органов и учреждений, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства, называется:

1) формой правления;

3) механизмом государства;

4) политической системой;

5) государственным аппаратом.

86. Относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства, называется:

1) органом местного самоуправления;

2) правящей партией;

3) механизмом государства;

4) государственным органом;

5) государственным учреждением.

87. Выделите орган демократического государства, который имеет право принятия нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на всей территории страны:

3) Конституционный Суд;

5) все ответы правильные.

88. Выделите элементы, не относящиеся к гражданскому обществу:

1) производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

2) совокупность негосударственных экономических, социальных, духовных,

нравственных и других общественных отношений;

3) совокупность высших органов государственной власти;

4) семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации,

профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и

5) сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная от

прямого вмешательства в нее со стороны государства.

89. Обязанности государства в гражданском обществе:

1) создание нормальных условий для беспрепятственной деятельности субъектов,

реализации ими своих прав и свобод;

2) повсеместный контроль за деятельностью всех элементов гражданского

3) обеспечение имущественного равенства;

4) социальная защита всего населения страны;

5) все ответы правильные.

90. Под системой «сдержек и противовесов» понимается:

1) механизм конституционно-правовых средств обеспечения баланса различных ветвей

государственной власти в целях предотвращения ее монополизации;

2) форма юридической ответственности органов государства;

3) совокупность юридических норм, определяющих компетенцию органов

4) законодательно закрепленная возможность ветвей государственной власти

подменять друг друга при необходимости;

5) все перечисленное.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав

Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода.

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, «в снятом виде», в виде «цивилизованного варварства» Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.17..

Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.

Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. «Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней», — писал К. Маркс.

Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях «цивилизация — варварство» выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства «Общая теория права и государства» / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.286..

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко — от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы «доказать» культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его «партнеров» мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим «приговоры» народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.137.. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.

Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.

Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.

Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства определяется по типу цивилизации.

По отношению государства и личности различают следующие виды государств:

а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия

государства не ограничены;

б) современные (конституционные) — народ является источником власти,

полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и

гарантирует права и свободы личности.

достоинство — системность анализа;

недостаток — нечеткость критериев классификации.
2.3. Другие критерии для выделения типов государств.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

С точки зрения цивилизованного подхода государства могут быть следующих типов

Ответ на твой вопрос

1. С точки зрения цивилизационного подхода, государства могут быть следующих типов:

античное
китайское
евроамериканское

Лента сообщений

Университет в кармане

университет, который всегда с тобой

hvz262w узнал ответ на вопрос стал именоваться

hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:

hvz323 узнал ответ на вопрос «Смута» является:

vkluevla узнал ответ на вопрос Вид миссии: узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции, услуг и круга их потребителей, причины возникновения и смысла существования предприятия

vkluevla узнал ответ на вопрос Ситуационный характер стратегии это:

Цивилизационная типология государств

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Здесь в основу типологии положено понятие «цивилизация». В науке нет единого подхода к данному понятию. Сам термин происходит от
латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают
уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности
уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной
исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Ряд авторов определяют цивилизацию как тип общественного устройства характерный для развитых стран Запада. Иногда термин «цивилизация» употребляется для того, чтобы охарактеризовать городское общество.

Цивилизация – это социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получивших выражение в мировых религиях, системах морали, права искусства.

Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так
как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация„ характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окружающим миром.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается ют другой, сохраняется.

С точки зрения организации государственной власти, места и роли государства в жизни общества, обусловленных системой цен­ностей и господствующей культурой, можно выделить первичные и вторичные цивилизации.

Первичные цивилизации — это локальные цивилизации Древнего Востока — древнеегипетская, шумерская, китайская, индийская, иран­ская, бирманская и т.д. Они характеризуются особой ролью государст­венно-правовых институтов — главных факторов организации жизнедеятельности общества. Государство организует материальное про­изводство, создает и транслирует духовные ценности, формирует классы, распределяет произведенный прибавочный продукт. Для осу­ществления подобных функций государство концентрирует в своих руках практически все ресурсы. Власть существует в форме восточ­ной деспотии, опирается на бюрократический аппарат и репрессив­ные органы. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется, а сам он является главой свет­ской и духовной власти. Государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т.е религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. Абсолютистские формы власти здесь разви­ваются в силу патерналистских представлений о государстве (госу­дарство-отец), незрелости традиционного общества, прочности сель­ской общины, опирающихся на господствующую систему ценностей.

Вторичные цивилизации (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и т.д.) берут начало в Древней Греции и Древнем Риме. Развитие общества происходит за счет постоянных изменений в орудиях производства и общественного разделения труда, появления частной собственности. Следствием этого является формирование зачатков гражданского общества в виде автономной личности собст­венника-производителя. Государство возникает как механизм согласо­вания интересов автономных индивидов. В связи с этим государство ограниченно и не является таким могущественным, как в первичной цивилизации. Светская и духовная власти разделены. В свою очередь светская власть представлена относительно самостоятельными ветвя­ми законодательной, исполнительной и судебной власти. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества.

Сегодня подобная типология государств совпадает с классифика­цией, которая выделяет восточный и западный типы государства. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Среди исследователей цивилизации можно особо выделить А. Тойнби, Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина и др.

Исследования Н. Данилевского («Россия и Европа») опираются на проблему постоянного противодействия Европы и России. Сравнительные характеристики данных обществ позволили ученому сделать вывод о том, что Россия и Европа принадлежат к разным мирам, цивилизациям.

Данилевский указывает, что далеко не каждый народ может создать свою цивилизацию. По его мнению, существует три группы народов:

1) народы – позитивные творцы истории, создавшие великие культурно-исторические типы.

2) народы – негативные творцы истории, которые сами не создали великой культуры, но способствовали разрушению других цивилизаций.

3) народы, задержавшиеся в развитии и попавшие под влияние великих цивилизаций.

Данилевский говорит о том, что в каждой цивилизации вырабатываются свои цивилизационные начала при большем или меньшем влиянии других цивилизаций. Данилевский также указывает на то, что каждая цивилизация имеет свою цель, творческую миссию, достигнув которой она неизбежно погибает.

Данилевский говорит о нескольких этапах развития цивилизации – становление цивилизации – культурное и творческое самоопределение цивилизации – период расцвета цивилизации – период распада и уирания цивилизации.

Позиция О. Шпенглера (1880-1936) («Закат Европы») в отношении цивилизации была несколько иной. Историко-культурная концепция Шпенглера строится на сопоставлениях, соотнесении и, большей частью, противопоставлении «культуры» и «цивилизации».

По его мнению, цивилизация представляет собой один из этапов развития культуры общества. Шпенглер сравнивал культуры с организмами. Они рождаются, растут, болеют, умирают. Цивилизация – это стадия развития культуры общества, на которой данная культура начинает умирать, поскольку реализовала свою цель.

Шпенглер говорил о восьми великих культурах: египетской, вавилонской, индийской, китайской, классической (греко-римской), арабской, мексиканской, западной. Говорил о возможности появления великой русской культуры.

Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. «. Падение Западного мира представляет собой ни более ни менее как проблему цивилизации». Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель – только вопрос времени. Этим О. Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.

Наиболее развитой можно считать цивилизационную теорию английского историка XX века Арнольд Тойнби ( 1889-1975)(«Постижение истории»). Тойнби определяет цивилизацию как относительно замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических, экономических и иных признаков.

Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):

1. западная христианская;

2. православная христианская;

Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.

Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии:

1. Стадия зарождения — генезис. Цивилизация может возникнуть либо в
результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской»
цивилизации.

2. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада.

Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация,
цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация,
породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). Следует сразу отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Если у Шпенглера цивилизация — это живой организм, который с необходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнби считает, что общество в целом может выбраться из стадии надлома. Личности, а не общества создают человеческую историю. Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком.

Тойнби считал, что развитие цивилизации возможно только при наличии в обществе творческого меньшинства, способного отвечать на «вызовы истории». Цивилизация, утратившая подобный слой людей обречена на деградацию и гибель. Тойнби не считал, что любая цивилизация может просуществовать сколь угодно длительный промежуток времени, если в ней сохраняется творческое меньшинство.

Если говорить о типах цивилизации и соответственно о типах государства, то можно дать следующую классификацию:

1) первичные и вторичные (А. Венгеров)

2) древние и современные

3) западные и восточные

4) доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные

5) традиционные и модернизируемые

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в опреде­ленных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных циви­лизаций, получается более «заземленная» типология государств.

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) схематизм, нечеткость, недоработанность;

3) основной недостаток цивилизационной типологии – отсутствие какой- либо единой теоретической базы для цивилизационных исследований, отсутствие общих критериев, позволяющих дать оценку уровню развития той или иной цивилизации.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1430 | Нарушение авторских прав

Типы государства

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Типология государства — это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате — номинально равные возможности всех граждан.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа. В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления. Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности. Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией. При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач. Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти. Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Цивилизационный подход типологии

Цивилизационный подход при определении типов государства основывается не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на исторических, технологических, географических, правовых, религиозных, духовно-культурных и иных факторах.

Цивилизационный подход основывается на понятии «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский), означающее духовно-культурный и материально-технический уровень развития общества.

Английский философ и историк Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации — есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры.
А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21):
египетскую
китайскую
западную
православную
дальневосточную
арабскую
иранскую
сирийскую
мексиканскую и др.

По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на
демократические и недемократические
государства западной и восточной цивилизации
а по отношению государства к религии — на
светские (отделение церкви от государства)
клерикальные (государственно-религиозные)
теократические (религиозные)
атеистические (запрещение деятельности религиозных организаций)
В цивилизационном подходе государства могут быть классифицированы по различным основаниям.
С позиций истории развития государства — оно может быть
древним
средневековым
современным
С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть
аграрными
индустриальными
постиндустриальными
информационными
С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства
европейского
американского
азиатского
африканского типов
Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть
православными
католическими
мусульманскими
индусскими
буддистскими
С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства
романо-германской правовой системы
англо-американской правовой системы
традиционно-религиозной правовой системы

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Читайте также:
  1. F. Чувство зрения
  2. Quot;Отмирание» государства и насильственная революция
  3. Администрирование местных налогов в федеративных государствах
  4. Анализ внешняя и внутренняя среда магазина «Триумф» с точки зрения маркетинга
  5. Антидемократический режим государства: понятие, особенности, виды.
  6. Б) Особые типы мировоззрения душевнобольных
  7. Б) Точки зрения, в соответствии с которыми определяются симптомокомплексы
  8. Благотворительность всегда была основой русского общества. Многие идеи организации благотворительных акций мы черпаем из славного прошлого российского государства.
  9. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства
  10. В целом, мы с Ланой договорились сделать простое зелье, а остальные цветочки высушить и поискать им более сложное применение. И такая возможность выпала уже сегодня.
Читайте также:  Чья точка зрения вам ближе и почему обломов
Источники:
  • http://lektsii.net/4-126340.html
  • http://cyberpedia.su/14x5065.html
  • http://www.moyuniver.ru/question/115516/
  • http://lektsii.org/8-66159.html
  • http://spravochnick.ru/politologiya/tipy_gosudarstva/
  • http://nstuleaks.org/189-civilizacionnyy-podhod-tipologii.html