Меню Рубрики

С этой точки зрения гражданское общество достаточно совместимо

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. (Перевалов В.Д., Леушин В.И.)

Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений, институтов в обществе в самых различных сферах его жизни. Гражданское общество – это сфера свободного развития и действия людей независимо от государства. (В.И. Цыганов)

Гражданское общество – это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм (Кожевников С.Н.).

Современное гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка (В.И. Червонюк).

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономность, “застрахованность” от произвольного вмешательства государства (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.). Эти авторы выделяют основные подходы к понятию гражданского общества:

Гражданское общество – это комплекс общественных отношений, противопоставленных государству, то есть все то, что не есть собственно государство, власть, политика, бюрократия.

Гражданское общество – это форма существования рыночно-демократического общества.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп (А.В. Малько).

Признаки гражданского общества:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его возможности быть членом политической партии, общественного объединения;

гражданское общество – это открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, гласность;

гражданское общество – это сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие различных общественных институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.д.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм гражданского общества проявляется во всех его сферах: в экономической – это многообразие форм собственности; в духовной – в идеологическом многообразии;

гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства;

гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита прав человека.

Структура гражданского общества:

негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

общественные объединения, в том числе политические партии;

независимых от государства частных производителей и сферу негосударственных отношений по поводу производства, обмена материальных и духовных благ;

сферу негосударственного образования;

систему негосударственных средств массовой информации;

Единство гражданского общества и правового государства выражается в совпадении их многих целей и задач. Правовое государство и гражданское общество преследуют одну общую цель – служить человеку, обеспечивать, защищать его права и интересы. Гражданское общество и правовое государство обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства.

Различия гражданского общества и правового государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, обслуживающая гражданское общество. В этом смысле можно сказать о правовом государстве как о форме гражданского общества. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, системы образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Имеются в виду объединения, созданные самим обществом, а не по указке вышестоящих органов.

Одно из отличий правового государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения.

Взаимодействие гражданского общества с правовым государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса; 2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод.

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Какие естественные функции гражданского общества называет автор? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из этих функций (сначала указывайте функцию, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют).

Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности — которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) — дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели получения наживы, сети самопомощи и многое другое), разработки — нередко с последующим законодательным оформлением — принципиально новых социально-этических норм и т. д.

Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой — гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.

Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.

Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишь отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганизации.

В правильном ответе должны быть названы две функции и приведены примеры, иллюстрирующие каждую из них:

1) выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, например:

— лидер партии П. встречается с избирателями, регулярно получает и обрабатывает их запросы на улучшение социального обеспечения;

— на съезде Союза предпринимателей депутаты обсудили проблемы функционирования малых предприятий в условиях растущей бюрократизации и разработали программу встречи с премьер-министром страны;

2) обеспечивать первичную общественную мобилизацию в поддержку общественных организаций, например:

— лидер партии П. призвал своих сторонников к участию в митинге;

— общественная организация организовала сбор подписей в поддержку своей петиции

Гражданское общество

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.

Что же такое «гражданское общество?». Каковы его внутренние механизмы, которые позволяют развиваться экономическим, социально-культурным, политическим отношениям в режиме демократизма, уважения человеческой личности, гарантирования ее прав и свобод?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, обратить внимание на тот факт, что между понятием «гражданское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития — зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «негражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Исторический процесс формирования гражданского общества характеризует, таким образом, сложный путь восхождения человечества от различных форм угнетения, политического диктата и государственного тоталитаризма к реальному демократизму общественных отношений, к действительной свободе личности. Не случайно уже первые научные концепции гражданского общества, возникшие в XVIII — начале XIX веков, обращали внимание на такие его характеристики, как наличие определенной сферы общественных (прежде всего — имущественных, рыночно-экономических), семейных, нравственно-этических, религиозных отношений, относительно независимых от государства. В этом плане первоначальное понимание гражданского общества строилось, по существу, на противопоставлении сферы публичных и частных интересов: если воплощением первых является государственная организация общества, то вторые должны получать свою реализацию в независимой, автономной по отношению к государству гражданской, т. е. частной сфере жизни людей. Сама по себе постановка вопроса о гражданском обществе как определенной сфере неполитической, частной жизни граждан, независимой от государственной власти, исторически имела, безусловно, прогрессивное значение. Она сыграла важную роль в утверждении нового, буржуазного конституционного строя, основанного на принципах неприкосновенности священной частной собственности, невмешательства государства в сферу свободного предпринимательства, стихии рыночной конкуренции, равно как и в сферу личной, семейной жизни членов гражданского общества. Становление буржуазного общества означало превращение товарных отношений в универсальный способ социальных связей индивидов, когда на смену феодальным сословиям и их государственно-правовым привилегиям пришло формально-юридическое равноправие граждан. «Этим был завершен процесс отделения политической жизни от гражданского общества» (К. Маркс). В результате самостоятельное, независимое от политической власти, существование обрело и гражданское общество.

Читайте также:  От чего потеряла зрение диана гурцкая

Понятие «гражданское общество» появилось в Новое время в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.

Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировалась на идеях естественного права и общественного договора. С точки зрения этих мыслителей, человек как разумное существо стремится к свободе. Он хочет распоряжаться своей личностью, осознавать себя владельцем своих жизненных прав. Общественный договор, объединение людей в общество предполагали как передачу своих прав обществу (государству), так и ограничение самой государственной власти в интересах реализации свободы граждан. Гражданское общество представляет собой результат контракта, соглашения, подразумевающее отношения взаимности, добровольности между государством и гражданином. По Локку, естественное сообщество людей превращается в гражданское общество тогда, «когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу».

Вместе с тем мыслители Нового времени отождествляли с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое выражает интересы граждан. Учет этих интересов, создание условий для их свободной реализации являются непременным условием эффективного развития общества. Акцент на защиту частных интересов был характерен для работ английского экономиста А. Смита. Разработанная А. Смитом «система естественной свободы» доказывала необходимость ликвидации вмешательства государства в частнособственническое предпринимательство, предоставления полной свободы для развития частной инициативы, «неестественности» любого контролирования государством индивидуальной экономической свободы граждан, что создавало необходимые условия для неограниченного развития товарно-денежных рыночных отношений. Тем самым подводился прочный экономический фундамент под классическую модель нарождающегося гражданского общества, основными требованиями которого стали частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимозависимости с государством принадлежит Гегелю. На основе систематизации всего наследия французской, англосаксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительной и сложной исторической трансформации от средневековья к Новому времени. «Гражданское общество, — писал он, — есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».

По Гегелю, социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи публичной жизни государства. Гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество представляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства.

Таким образом, Гегель пришел к выводу, что есть сфера не только «всеобщих» и политических интересов, но и частных, точнее, частнособственнических интересов. Эту сферу он определил как область «гражданского общества».

Как отмечал Гегель, в отличие от семьи, многочисленные составляющие гражданского общества зачастую несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьезным конфликтам. Оно напоминает беспокойное поле боя, где одни частные интересы сталкиваются с другими частными интересами. Причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других его элементов. Поэтому гражданское общество не может оставаться «гражданским» до тех пор, пока оно не управляется политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть — конституционное государство может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. С этой позиции Гегель критикует современную ему теорию естественного права за то, что она смешивает гражданское общество и государство.

Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается у К. Маркса. К. Маркс существенно упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество представляет собой форму, в которой возникло и функционирует буржуазное государство, основанное на частной собственности. В подобном обществе «ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого».

Действительно, идея гражданского общества возникла и развивалась в связи с возникновением и развитием буржуазных отношений. Она была вызвана потребностью теоретическими средствами «проложить дорогу» для буржуазного общественного строя, немыслимого без свободы человека — товаропроизводителя.

Однако, как показали события XX столетия, идея гражданского общества не только не устарела, но, наоборот, получила еще большую актуальность. Именно в XX веке появилась опасность тотального порабощения личности. Источником этой опасности выступают непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономические отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Агрессивность этих структур наиболее ярко проявилась в жизни людей тех стран, где господствовали тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где существовал и существует авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми гражданами. Поэтому в XX столетии разработка концепции гражданского общества проходила преимущественно под знаменем критики тоталитарных режимов, защиты прав и свобод личности. В современных политических теориях идея гражданского общества дополнилась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического общества — достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества.

Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.

Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» —это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.

Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Поскольку в руках у государства сосредоточена большая власть, оно может превратиться в огромный живой организм, напоминающий библейское чудовище Левиафан (что-то среднее между бегемотом и морским змеем). Ведь с помощью чиновников, армии, полиции, суда легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как прожорливый, страшный Левиафан поглощал общество, как происходило огосударствление его сфер, осуществлялся всеобщий (тотальный) контроль над личностью. Эти открытые террористические диктатуры, как вы знаете, превратились в опаснейших противников общественного прогресса.

В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.

Правовой характер гражданского общества, его соответствие высшим требованиям справедливости и свободы является первой важнейшей качественной характеристикой такого общества. Эта особенность гражданского общества воплощается в нормативных требованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный фактор, нормирующий (упорядочивающий) деятельность людей, коллективов и организаций. С другой стороны, сам человек как член гражданского общества обретает свободу в результате своей способности подчиняться нормативным требованиям свободы как познанной необходимости.

Вторая качественная характеристика гражданского общества носит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного поля (пространства) реализации частных интересов, формально юридически независимого от государственной власти, но достижение высокого уровня самоорганизации, саморегуляции общества. Основные функции по налаживанию совместной деятельности членов гражданского общества в отдельных сферах (предпринимательства и других форм экономической деятельности, семейных отношений, личной жизни и т. п.) должны осуществляться в этом случае не с помощью орудий и средств стоящей над обществом государственной власти как «особой публичной власти», а самим обществом на подлинно демократических, самоуправленческих началах, а в сфере рыночной экономики — прежде всего на началах экономической саморегуляции. В этом плане новая функциональная характеристика гражданского общества заключается не в том, что государство «великодушно уступает» определенную сферу частных интересов самому обществу, отдает ему на откуп решение тех или иных проблем. Напротив, само общество, достигая нового уровня своего развития, приобретает способность самостоятельно, без вмешательства государства осуществлять соответствующие функции. И в этой части уже не государство поглощает общество, устанавливая тотальные государственные формы руководства и контроля за развитием соответствующих сфер, а происходит обратный процесс поглощения государства гражданским обществом: возникает (по крайней мере, в этих областях «гражданской жизни») примат гражданского общества над государством.

В соответствии с этим можно выделить и третью качественную особенность гражданского общества, которая характеризует его высшие ценности и главную цель функционирования. В отличие от первоначальных представлений о гражданском обществе, основанных на абсолютизации частных интересов (их главные носители, естественно, частные собственники), современная общедемократическая концепция постиндустриального гражданского общества должна быть основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.

Свобода, права человека и его частные интересы должны рассматриваться в этом случае не с позиции эгоистической сущности «экономического человека», для которого свобода есть собственность, а, наоборот, сама собственность во всем многообразии ее форм становится средством утверждения идеалов освобожденной личности. И это должно происходить на основе безусловного признания в качестве высшей ценности гражданского общества человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства политически свободной и экономически независимой личности.

Читайте также:  Среди историков существуют разные точки зрения

В соответствии с этим следует подходить и к определению главной цели функционирования современного гражданского общества. Главная цель заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А государство в этом случае (в условиях правового гражданского общества) неизбежно приобретает характер социального государства. Речь идет об обогащении природы государства социальными началами, которые в значительной мере трансформируют его властные функции. Утверждая себя как социальное, государство отказывается от роли «ночного сторожа» и берет на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества.

С учетом отмеченных качественных характеристик можно определить понятие гражданского общества как основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других. Это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

Во-первых, экономическая организация гражданского общества — это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

Второй структурный элемент гражданского общества — его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп — важное направление социальной политики.

Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.

Наконец, третий структурный элемент гражданского общества — его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ). Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей — «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, стало быть, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации (ст. 29 Конституции РФ).

Это, однако, не означает тождества свободы личности «и правового положения гражданина. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.

При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество — социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека и гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.

Основная функция гражданского общества — наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организаций гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Дата добавления: 2017-01-13 ; просмотров: 951 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

4.4 Гражданское общество и правовое государство

Несмотря на кажущуюся обособленность, этот вопрос темя является логическим продолжением предыдущих. Такие категории, как «политика», «государство», о которых шла речь ранее, только во взаимодействии с категорией «гражданское общество» позволяют раскрыть общественный механизм, направленный на создание условий для свободного жизнеобеспечения и реализации жизненного потенциала каждого человека. Что же означает термин «гражданское общество»?

Гражданское общество – это непосредственно неконтролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов. Обычно само это понятие употребляется как соотносимое с категориями «государство» и правовое государство».

Сразу обратим внимание студентов на то, что нельзя смешивать или отождествлять «общество» как человеческую общность с категорией «гражданское общество» как историческим феноменом, который возникает на определенном этапе развития человеческого общества. Гражданское общество качественно отличается от того, что принято называть человеческим обществом вообще. Если «общество» характеризует совместность жизнедеятельности людей, то «гражданское общество» – это такая система связей и интересов, которая обеспечивает свободную реализацию каждым человеком своих естественных прав – права на жизнь и достойное существование, труд, свободу делать все, что не вредит другим, собственность, равенство перед законом и т.д.

Гражданское общество означает устройство общества с точки зрения интересов каждого его члена. Отсюда и понятие «гражданин» – не просто человек или индивид, а личность, субъект личных прав, своих законных полномочий, установленных обществом.

В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством часть общества. Оно возникает как независимая от него сфера. В этом смысле гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом. Лишь тоталитаризм означает полное или частичное поглощение гражданского общества политической властью.

Чаще термин «гражданское общество» употребляется в узком, собственном значении и рассматривается как определенный уровень развития гражданского общества в широком понимании. В основе концепции гражданского общества в его узком понимании лежит стремление гарантировать свободу жизненных проявлений личности, оградить ее от произвола и нежелательного вмешательства со стороны государственной власти, ограничить сферу деятельности государства, поставить его под контроль народа.

Теория гражданского общества складывалась в рамках либерализма и связана с творчеством Локка, Руссо, Канта, Гегеля и других мыслителей прошлого.

Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи, рынка и демократии, сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Оно формируется преимущественно снизу, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, религиозные и правовые отношения, мораль и политические отношения между индивидами как первичными субъектами политической жизни, партиями, группами интересов и т.п.

В отличие от государства, в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи, отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Но не смотря на это, разделение на гражданское общество и государство не утратило своей актуальности и служит прежде всего своевременному обнаружению и предотвращению тоталитарных тенденций, обеспечению суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности.

Для посттоталитарных стран формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Правовое государство, по мнению современной науки, это реальное воплощение конституционной государственности. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу личности и ее основополагающие права.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Читайте также:  Можно или нет исправить зрение ребенку

Отношения между личностью и власть определяются в нем конституцией, которая выступает общественным договором между народом и властью.

В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушен законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство, необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

По отношению к гражданам в правовом государстве применяется принцип «Разрешено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции».

По отношению к государству действует метод дозволения, ограничивающий диапазон его активности рамками права.

Правовое государство формировалось постепенно, на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Например, о власти закона, одинакового для всех граждан говорил еще в VІ в. до н.э. древнегреческий архонт Солон, о соотношении естественных прав человека писали Аристотель и Цицерон. Концепции правового государства сложилась в XVІІ-XІX веках в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и др.

Сам термин «правовое государство» сложился в XІX веке в трудах немецких юристов К. Велькера, Р. фон Моля и других.

Современные исследования отмечают недостаточность классической концепции правового государства для обеспечения подлинной свободы личности и социальной справедливости. Они считают, что эта теория акцентирует внимание на разделении общества и государства и на защите лишь формальной негативной свободы личности, жизненного пространства, огражденного от государственного вмешательства. Реальная же свобода человека и его права могут обеспечиваться только через взаимодействие общества и государства.

Поэтому в политических системах многих стран принцип правовой государственности сегодня дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни и социального государства.

Едва ли не самой серьезной опасностью в процессе реализации политического курса на создание правового государства следует считать реальную возможность сделать его лишь формально-правовым.

В этой связи самые общие требования, которым должно отвечать правовое государство состоят в следующем:

полное соответствие деятельности государства, всех организаций и каждого гражданина не только букве, но и духу Основного Закона страны, понимаемое, как непременное условие обеспечения практической реализации принципов функционирования общества;

соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;

ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

строгое соответствие текущего законодательства конституционному, практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным актам;

сочетание стабильности и динамизма законодательства;

наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

учет общественного мнения;

единство правотворческой организационной, идеологической и правоприменительной деятельности государства;

всесторонняя гарантированность основных прав граждан, наличие отлаженного, несложного и легкодоступного юридического механизма практической реализации конституционных прав и свобод личности и их защиты;

наличие юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях политической, государственной и социальной структуры;

профессиональная и нравственная безупречность работников государственного аппарата и аппарата общественных организаций, их заинтересованность в качественном выполнении своих профессиональных обязанностей;

высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан страны.

Учитывая уже существующий опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

1) Наличие развитого гражданского общества.

2) Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности, ответственность каждого за собственное благополучие.

3) Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства.

4) Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.

5) Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это значит, что народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

6) Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией и определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

7) Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода дозволения над методом запрета. В правовом государстве действует принцип «Разрешено все, что не запрещено законом».

8) Свобода и права других людей – единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не означает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы человека и общества. Теоретики и создатели такого государства полагали, что обеспечение каждому негативной свободы и поощрения конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной каждому, увеличат индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете ко всеобщему благополучию. Но этого не произошло. Индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, провозглашенные в правовых государствах, не могли воспрепятствовать монополизации экономики и ее пероидическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы.

Фактическое неравенство граждан обесценивало их равноправие и превращало использование конституционных прав и привилегию имущих классов.

Ни классическая либеральная теория правового государства, ни попытка административно-командного социализма не смогли обеспечить каждому человеку материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство.

В ответ на несовершенство этих концепций учеными была создана теория, а потом и практика социального государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности; а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно пытается сглаживать имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о сохранении мира в обществе.

Истоки социального государства восходят к социальной практике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители заботились о наиболее бедных гражданах. Но основная нагрузка по социальному обеспечению слабых и обездоленных в то время лежала на больших семьях и общинах.

Индустриализация и урбанизация разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные вопросы и классовую борьбу в обществе. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и ее превращение в одно из ведущих направлений деятельности государства.

В результате этих процессов, примерно в 60-х годах ХХ века возникли социальные государства. Необходимым условием из возникновения стал высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, позволяющий им обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя:

перераспределение общественного дохода в пользу менее обеспеченных слоев общества;

политику занятости и обеспечения прав работника на предприятии;

забота о безработных, молодежи, инвалидах, престарелых;

развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Теория социального государства явилась конструктивным ответом на критику несовершенства правового государства в его классическом либеральном варианте, его неспособности обеспечить реальные права и благосостояние всем гражданам.

Между правовым и социальным типами государств есть как общие черты, так и определенные различия.

Единство их состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида. Правовое государство – индивидуальную свободу и основополагающие негативные права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против узурпации власти. Социальное государство – достойные условия существования каждого.

Противоречие же между ними проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, социальное же государство непосредственно занимается решением этих проблем, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.д.

В отличие от административно-командного социализма, который пытался установить благополучие всех граждан с помощью уравнительного распределения материальных благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь за счет развития производства, увеличения его эффективности, повышение индивидуальной активности и ответственности.

Описанные выше правовой и социальный этапы развития современного государства не завершают процесс его развития. Современные государства вступают в новую экологическую стадию, для которой характерно выдвижение на первый план проблемы выживания человечества и обеспечения экологических прав человека. В новых условиях существования государства совместно с общественностью пытаются предотвратить ядерную и экологическую катастрофы.

В жизни современных государств наблюдается две тенденции. Первая из них состоит в активизации гражданского общества, расширении влияния политических партий и групп интересов, усилении самоуправления.

Вторая – проявляется в повышении роли государства как регулирующего органа всего общества. Государство все активнее вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, стимулирует развитие производства с помощь инвестиционной, налоговой и кредитной политики.

Непосредственно к проблемам становления гражданского общества правового и социального типа государств примыкает проблема гражданства.

Гражданство – это нормативно-правовой институт, который устанавливается с целью упорядочения отношений личности и общества, придания им законодательно-юридических форм, а также для защиты интересов личности.

Гражданство – это принадлежность личности к определенному государству, которая влечет за собой распространение на нее прав и обязанностей, установленных законодательством государства. В государствах с монархической формой правления термин «гражданство» заменяется термином «подданство».

Порядок приобретения или утраты гражданства регулируется законодательством каждого государства. При этом обычно различается приобретение гражданства в силу рождения, в порядке натурализации или укоренения.

При решении вопроса о приобретении гражданства в силу рождения применяются два принципа: национальный и территориальный.

Национальный принцип означает, что гражданство ребенка зависит только от гражданства его родителей, независимо от того, где он родился. Территориальный принцип означает, что гражданство связано только с местом рождения и не связано с гражданством родителей.

Большинство цивилизованных стран сочетают в своем законодательстве оба принципа с обязательным соблюдением определенных условий.

В любом государстве проблемы гражданства решаются на основании определенных законодательных актов. В Украине такими актами являются «Декларация о государственном суверенитете Украины» и закон «О гражданстве Украины». Следует отметить, что украинское государство принципиально подходит к проблеме гражданства и ее решению.

Гражданство Украины, так же как и гражданство других стран, определяет постоянную правовую связь гражданина и государства. Право на гражданство – неотъемлемое право гражданина и никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство.

Украинское государство гарантирует охрану и защиту прав, свобод и интересов своих граждан. Оно допускает существование в Украине единого гражданства, но подчеркивает, что на основе двусторонних договоров с другими государствами возможно и двойное гражданство.

В соответствии с законодательством Украины гражданами Украины являются: лица, которые проживают в Украине, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, не являющиеся гражданами других государств и изъявившие желание стать гражданами Украины.

Государство осуществляет защиту граждан Украины, находящихся за границей. Дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, все должностные лица обязаны принимать меры к обеспечению гражданам возможности пользоваться в полном объеме правами, предоставленными законом страны пребывания, международными договорами, участниками которых является Украина и государство пребывания, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Украины.

Такова связь личности и государства, определяемая понятием «гражданством».

Заканчивая изучение темы «Государство – базовый институт политической системы общества, следует обратить внимание студентов на вопрос эволюции государства и его перспектив.

Революционные потрясения, смены больших эпох изменяют типы государства, развивают его функции, сменяют формы власти и режимы, но государство как политический институт остается.

Марксизм поставил вопрос о будущем этого института как орудия классового господства, который станет ненужным в бесклассовом обществе и отомрет, когда такое общество возникнет. Но установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию государства, а к предельному умножению и укреплению его функций. Идея отмирания государства оказалась преждевременной и превратилась в догму. Реально же общественная роль государства неуклонно возрастает вместе с усложнением материальной и духовной жизни общества и ростом масштабов политики.

Реальным путем интернационального развития государства на сегодняшний день стало его участие в расширяющейся системе международных организаций, в интернационализации демократического процесса, а также преодоление изоляционизма, отсталости и политической и идеологической защиты идеи особой исторической исключительности какой-либо страны.

Источники:
  • http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=11796
  • http://helpiks.org/8-93372.html
  • http://studfiles.net/preview/3021664/page:15/