Меню Рубрики

Проблема смысла жизни человека с точки зрения

Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл жизни человека как путь к Богу. Смысл жизни заключается в служении Богу, путь земного совершенствования представляет собой средства вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, испытание для жизни вечной. Цель жизни человек — спасение его души.

Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:

1) Гедонизм. Гедонизм — (от греч. hdouh — наслаждение). Этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом в жизни человека. Наслаждение – движущее начало жизни человека. Стремление к наслаждению заложено в природе человека. Последовательное рассмотрение гедонизм получил у Эпикура.

2) Аскетизм. Аскетизм — (от греч.aschthz — упражняющийся в чем-либо, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм присущ некоторым философским школам (киникам) и религиям. Аскетизм представляет собой одну из форм практики исповедания той или иной религии. Цель аскетизма — свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.

3) Эвдемонизм. Эвдемонизм – ( от греч. eudaimonia — счастье, блаженство). Учение сформированное в античной философии, согласно которому счастье представляет собой высшую цель жизни человека. В отличии от гедонизма, в эвдемонизме счастье достигается в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отрешиться от привязанности к внешнему миру, вести борьбу со своими страстями. Одним из проявление эвдемонизма является стоицизм. Человек покоряясь судьбе обретает истинную свободу. Для человека имеет значение внешние обстоятельства жизни, которые человек должен принимать как данность.

4) Прагматизм. Смысл жизни заключен в активном, деятельном отношении человека к окружающему миру. В прагматизме как философии действия утверждается, что цель жизни — в достижении успеха. Представители прагматизма (Джемс, Дьюи) делают акцент на практической жизни и волевом начале. Познание человеком окружающего мира должно быть направлено на «урегулирование ситуации», на реальную действительность в которой живет человек.

5) Перфекционализм. Согласно перфекционализму — совершенствование, это та цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать присущие ему способности и таланты. Совершенствование человека – смысл человеческой истории.

6) Гуманизм. Представители гуманизма (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) утверждают, что человек — высшая ценность. Гуманисты на первое место ставят достоинство и права человека. Ренессансные гуманисты полагали, что человека нужно изучать таким каков он есть.

Смысл жизни — понятие, отражающее положительную ценность жизни. Отечественный философ Е.Н. Трубецкой писал: «Речь идет не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а том — стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого».1 Для того, чтобы разобраться в понимании смысла жизни, необходимо рассмотреть сознание человека. Смыл жизни есть некий сверхпсихологический смысл. Это — стремление соотносить свои поступки с поступками других людей, с общественными ценностями. Человек, расценивая свои переживания, соотносит свои действия с высшими ценностями, с каким-либо авторитетом. Человек должен пытаться объяснить себе и другим, с какой целью, для чего он живет.

Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.

В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:

1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл,, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.

2. Смысл жизни творит сам человек. Это положение развивает в своей философии Эпикур. Он утверждает, что человек должен наслаждаться своей жизнью, получать от жизни удовольствие. Значение позиции Эпикура в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет с учетом, ценности жизни как таковой. Жизнь — ценность, человек должен с благодарностью принимать этот дар. Жизнь любого человека является неповторимой и уникальной.

На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.

Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.

Человек как биологическое существо смертен. Как и все органическое, человек наделен жизнью, которая рано или поздно заканчивается, и переходит в другое состояние — небытие, смерть. Человек — лишь часть жизни Вселенной. Человек имеет временные законы жизни, обусловленные его органической природой. В античной философии ставится вопрос о смерти и бессмертии души. Смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. Древнегреческий философ Эпикур полагал, что смерть, это такое естественное состояние человека, которое не нужно отвергать, и не нужно бояться. Эпикур утверждал: «Самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».1 Эпикур, указывал, что сознание человека и смерть – явления разного порядка, они несопоставимы.

Традиционные религии: иудаизм, христианство, ислам утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенствования позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскрешению. Достигнув высокого духовного развития, человек способен выйти за пределы природно-космического бытия. Смерть — начало новой жизни. В Исламе умершие должны воскреснуть. Они предстанут перед судом Аллаха, который знает обо всем содеянном каждым человеком. Он вынесет каждому приговор по его делам и заслугам. Праведники попадут в рай, а грешники — в ад.

Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует. Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее:

1) человек — часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек после смерти входит в вечный круговорот жизни, он сохраняет свое бессмертие;

2) человек — человек не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад для жизни будущих поколений.

Человек несет в себе стремление внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно идеям русского космизма о «патрофикации» (Н. Федоров), на основе регуляции природы благодаря развитию науки, возможно воссоздание всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи находится бессмертное элементарное существо – атом. С помощью атома материя претерпевает превращения. Таким образом, космос — живое вещество (существом). В нем человек наделен бессмертными одухотворенными атомами. Согласно В. Вернадскому развитие ноосферы, как «сферы разума» позволяет человеку познать космос, открыть законы жизни и обретения бессмертия.

Подведем итоги

1. Проблема человека относится к числу важнейших проблем философии. Проблема человека разрабатывается философской антропологией. Философская антропология отвечает на вопрос: какова сущность человека, каков смысл его жизни.

2. Человек одновременно включен в сферу биологического и социального. Человек — часть природы. С этой точки зрения, человек принадлежит к высшим млекопитающим, представляя вид Homo sapiens. Отличительная черта биологической составляющей в человеке, в том что человек существует в сфере социального. Жизнедеятельность человека непосредственным образом связана с другими людьми. Жизнедеятельность человека неразрывна связана с обществом, историей, культурой.

3. Человек — субъект культурно-исторического процесса. Овладевая окружающим миром, человек производит орудия труда и инструменты. Деятельность — сущностная характеристика человека. Деятельность представляет собой форму человеческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Человек творит окружающий мир.

4. Человек соотносит свою деятельность, поступки с системой общественных ценностей. Возникает вопрос оправдания своей деятельности, соизмерение ее с деятельностью другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни, осознавая его как соотношение свободы и необходимости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7964 — | 6581 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Философское видение проблемы:

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

До эпохи возрождения смысл жизни гарантировался человеку извне, с Возрождения человек сам определяет смысл своего существования Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Читайте также:  Таблица проверки зрения у окулиста с кольцами

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл». Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего. Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным. Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным.

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого живого существа является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.

Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись»

Христианство смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога

В рамках иудейской философии представлены различные варианты осмысления жизни: 1) познание Бога; 2) любовь к Богу; 3) праведная жизнь, соблюдение заповедей

Смысл жизни человека. В чем смысл жизни человека? Проблема смысла жизни человека

В чем смысл жизни человека? Многие люди во все времена задумывались над этим вопросом. Для кого-то проблема смысла жизни человека вообще не существует как таковая, кто-то видит сущность бытия в деньгах, кто-то – в детях, кто-то – в работе и т.д. Естественно, что над этим вопросом ломали головы и великие мира сего: писатели, философы, психологи. Они посвящали этому годы, писали трактаты, изучали труды своих предшественников и пр. Что они говорили по этому поводу? В чем видели смысл жизни и предназначение человека? Давайте ознакомимся с некоторыми точками зрения, возможно, это поспособствует формированию собственного видения проблемы.

О вопросе в целом

Итак, в чем смысл жизни человека? И восточные мудрецы, и философы абсолютно разных времен пытались найти единственный правильный ответ на этот поставленный вопрос, но тщетно. Каждый думающий человек тоже может столкнуться с этой проблемой, и если уж мы не способны найти верное решение, то постараемся хотя бы порассуждать и немного разобраться в теме. Как максимально приблизиться к ответу на вопрос о том, какой смысл в жизни человека? Для этого необходимо определить для себя назначение, цель своего существования. В зависимости от того, чего хочется добиться на определенном отрезке жизненного пути, будет меняться и смысл жизни человека. Это легко понять на примере. Если вы в 20 лет твердо для себя решили заработать много денег, то есть поставили такую задачу перед собой, то с каждой удачной сделкой ощущение того, что бытие наполнено смыслом, будет только расти. Однако спустя 15-20 лет вы поймете, что трудились в поте лица в ущерб личной жизни, здоровью и т.д. Вот тогда все эти годы могут показаться если и не бессмысленно прожитыми, то имеющими смысл лишь частично. Какой в данном случае можно сделать вывод? Что жизнь человека должна иметь цель (в данном случае – смысл), пусть и переходящую.

Можно ли жить без смысла?

Если человек лишен смысла в жизни, это значит, что у него нет внутренней мотивации, а это делает его слабым. Отсутствие цели не позволяет взять собственную судьбу в свои же руки, сопротивляться невзгодам и трудностям, к чему-то стремиться и т.д. Человек без смысла жизни легко управляем, так как у него нет своего мнения, амбиций, жизненных критериев. В таких случаях свои желания подменяются чужими, в результате чего страдает индивидуальность, не проявляются скрытые таланты и способности. Психологи говорят, что если человек не хочет или не может найти свой путь, предназначение, цель, то это приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, наркомании, суицидам. Поэтому каждый человек должен искать смысл своей жизни, пусть даже неосознанно, к чему-то стремиться, чего-то ждать и т.д.

Что понимается под смыслом жизни в философии?

Философия о смысле жизни человека может рассказать нам очень многое, так, этот вопрос всегда стоял на первом месте для этой науки и ее почитателей и последователей. Философы тысячелетиями создавали какие-то идеалы, к которым надо было стремиться, какие-то закономерности существования, в которых и крылся ответ на вечный вопрос.

1. Если , например, говорить об античной философии, то Эпикур цель бытия видел в получении удовольствия, Аристотель – в достижении счастья путем познания мира и мышления, Диоген – в стремлении к внутреннему покою, в отрицании семьи и искусства.

2. На вопрос о том, в чем смысл жизни человека, философия Средневековья давала такой ответ: следует почитать предков, принимать религиозные воззрения времени, передавать все это потомству.

3. Представители философии 19-20 веков тоже имели свой взгляд на проблему. Иррационалисты видели сущность бытия в постоянной борьбе со смертью, страданиями; экзистенциалисты считали, что смысл жизни человека зависит от него самого; позитивисты же вовсе считали эту проблему бессмысленной, так как она выражена лингвистически.

Толкование с точки зрения религии

Каждая историческая эпоха ставит перед обществом задачи и проблемы, решение которых самым что ни на есть непосредственным образом влияет на то, как личность понимает свое предназначение. Так как меняются условия жизни, культурные, социальные запросы, естественно, что меняются и взгляды человека на все вопросы. Однако людей никогда не покидало желание найти тот единственный, так сказать, универсальный смысл жизни, который подходил бы для любого слоя общества, для каждого отрезка времени. Это же самое желание отражается и во всех религиях, среди которых особо стоит отметить христианство. Проблема смысла жизни человека рассматривается христианством неотделимо от учения о творении мира, о Боге, о грехопадении, о жертве Иисуса, о спасении души. То есть все эти вопросы видятся на одной плоскости, соответственно, сущность бытия представляется вне самой жизни.

Идея «духовной элиты»

Смысл жизни человека философия, точнее – некоторые ее последователи, рассматривала еще с одной интересной точки зрения. В определенное время получили широкое распространение такие представления о данной проблеме, которые культивировали идеи «духовной элиты», призванной уберечь все человечество от вырождения путем приобщения его к культурным и духовным ценностям. Так, например, Ницше полагал, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно рождались гении, талантливые личности, которые бы возвышали простой народ до своего уровня, лишали его чувства сиротства. Эту же точку зрения разделял и К. Ясперс. Он был уверен, что представители духовной аристократии должны быть мерилом, образцом для всех остальных людей.

Что говорит по этому поводу гедонизм?

Основатели этого учения – древнегреческие философы – Эпикур и Аристипп. Последний утверждал, что как телесное, так и духовное удовольствие – благо для индивидуума, которое должно положительно оцениваться, соответственно, неудовольствие – плохо. И тем желательнее будет удовольствие, чем оно сильнее. Учение Эпикура по данному вопросу стало нарицательным. Он говорил, что все живое тянется к удовольствию, к этому же стремится и любой человек. Однако он получает не только чувственное, телесное наслаждение, но и духовное.

Теория утилитаризма

Данная разновидность гедонизма разрабатывалась в основном философами Бентамом и Миллем. Первый, как и Эпикур, был уверен, что смысл жизни и счастье человека — лишь в получении удовольствия и стремлении к нему и в избегании мучений и страданий. Он также считал, что критерий пользы может математически вычислить конкретный вид наслаждения или неудовольствия. А составив их баланс, мы можем выяснить, какой поступок будет плохим, какой – хорошим. Милль, который дал название течению, писал, что если какое-либо действие способствует счастью, то оно автоматически становится положительным. А чтобы его не обвинили в эгоизме, философ говорил, что важно не только счастье самого человека, но и его окружающих.

Возражения в адрес гедонизма

Да, таковые были, и немало. Суть возражений сводится к тому, что гедонисты и утилитаристы видят смысл жизни человека в стремлении к удовольствию. Однако как показывает жизненный опыт, человек, совершая поступок, далеко не всегда думает, к чему это приведет: к счастью или огорчению. Более того, люди сознательно делают такие вещи, которые заведомо связаны с тяжелым трудом, мучением, смертью, для того, чтобы достичь тех целей, которые далеки от личной пользы. Каждая личность уникальна. То, что для одного есть счастье, для другого – мучение.

Глубоко критиковал гедонизм Кант. Он говорил, что счастье, о котором высказываются гедонисты, — весьма условное понятие. Каждому оно представляется по-разному. Смысл и ценность жизни человека, по мнению Канта, заключаются в стремлении каждого выработать в себе добрую волю. Только так можно достичь совершенства, исполнить моральный долг. Имея волю, личность будет стремиться к тем поступкам, которые и отвечают за ее предназначение.

Смысл жизни человека в литературе Толстого Л.Н.

Смысл жизни человека в философии трактовали по-разному, это происходило в зависимости от многих причин, течений конкретного времени. Если рассматривать учения такого великого писателя и философа, как Толстой, то там сказано следующее. Перед тем как решать вопрос о цели существования, необходимо разобраться, что такое жизнь. Он перебирал все известные тогда определения жизни, но они не удовлетворили его, так как сводили все только к биологическому существованию. Однако жизнь человека, по словам Толстого, невозможна без нравственных, моральных аспектов. Таким образом, моралист переносит сущность жизни в нравственную сферу. После Толстой обращался и к социологии, и к религии в надежде найти тот единый смысл, который предназначен каждому, но все было тщетно.

Читайте также:  Не вижу боковым зрением правого глаза

Что говорится по этому поводу в отечественной и зарубежной литературе?

В данной сфере количество подходов к этой проблеме и мнений ничуть не меньше, чем в философии. Хотя многие писатели выступали и в качестве философов, рассуждали о вечном.

Итак, одной из самых старых является концепция Экклезиаста. В ней говорится о суетности и ничтожности человеческого бытия. По мнению Экклезиаста, жизнь – это вздор, бессмыслица, чепуха. А такие составляющие бытия, как труд, власть, любовь, богатство, не имеют никакого смысла. Это то же самое, что гоняться за ветром. В общем, он полагал, что никакого смысла у человеческой жизни нет.

Российский философ Кудрявцев в своей монографии выдвинул идею, что каждая личность самостоятельно наполняет бытие смыслом. Он настаивает только на том, чтобы все видели цель лишь в «высоком», а не в «низком» (деньгах, удовольствии и т.д.)

Русский мыслитель Достоевский, который постоянно «разгадывал» тайны человеческой души, считал, что смысл жизни человека — в его нравственности.

Смысл бытия в психологии

Фрейд, например, полагал, что главное в жизни – быть счастливым, получать максимум удовольствия и наслаждения. Только вещи эти сами собой разумеющиеся, а вот личность, которая задумывается о смысле жизни, — душевнобольна. А вот его ученик, Э. Фромм, считал, что нельзя жить без смысла. Нужно сознательно тянуться ко всему позитивному и наполнять этим бытие. В учениях В. Франкла этому понятию уделяется главное место. Согласно его теории, ни при каких обстоятельствах в жизни человек не может не видеть целей существования. А обрести смысл можно тремя путями: в деле, при переживании, при наличии определенной позиции к жизненным обстоятельствам.

А есть ли на самом деле смысл в человеческой жизни?

В данной статье мы рассматриваем такой вечно существующий вопрос, как проблема смысла жизни человека. Философия на этот счет дает не один ответ, некоторые варианты представлены выше. А ведь каждый из нас хоть однажды, но задумывался над осмысленностью собственного бытия. Например, согласно данным социологов, примерно 70% жителей планеты живут в постоянном страхе, тревоге. Как оказалось, они не искали смысл своего бытия, а просто хотели выжить. А ради чего? И тот суетливый и тревожный ритм жизни – следствие нежелания разобраться в этом вопросе хотя бы для себя. Как бы мы ни прятались, проблема все же существует. Писатели, философы, мыслители искали ответы. Если проанализировать все результаты, можно прийти к трем суждениям. Попробуем найти смысл и мы?

Суждение первое: смысла нет и не может быть

Это значит, что любая попытка отыскать цель – заблуждение, тупик, самообман. Этой теории придерживались многие философы, в том числе Жан-Поль Сартр, который говорил, что если нас всех впереди ждет смерть, то в жизни нет смысла, потому что все проблемы так и останутся неразрешенными. Разочарованными и неудовлетворенными в поиске истины остались также А. Пушкин, П. Вяземский, Омар Хайям. Следует сказать, что такая позиция принятия бессмысленности жизни очень жестока, не каждый человек даже способен ее пережить. Многое в природе человека противится этому мнению. По данному поводу следующий пункт.

Суждение второе: смысл есть, но у каждого свой

Почитатели этого мнения считают, что смысл есть, вернее, он должен быть, поэтому мы должны его придумать. Данный этап подразумевает важный шаг – человек перестает бегать от себя самого, он должен признать, что бытие не может быть бессмысленным. В такой позиции личность более откровенна сама с собой. Уж если вопрос появляется вновь и вновь, то от него не получится отмахнуться или скрыться. Обратите внимание, если мы признаем такое понятие, как бессмысленность, тем самым мы же и доказываем правомерность и право на существование того самого смысла. Это все хорошо. Однако представители этого мнения, даже признав и приняв вопрос, не смогли найти универсальный ответ. Дальше все пошло по принципу «раз признал – додумай сам». В жизни есть очень много дорог, можно выбрать любую из них. Шеллинг говорил, что счастлив тот, кто имеет цель и видит в этом смысл всей жизни. Человек с такой позицией будет стараться найти смысл во всех явлениях, событиях, которые с ним происходят. Кто-то обратится к материальному обогащению, кто-то — к успехам в спорте, кто-то – к семье. Теперь получается, что универсального смысла ведь нет, значит, все те «смыслы» — это что? Лишь уловки, которые прикрывают бессмысленность? А если все же общий для каждого смысл есть, то где его искать? Переходим к третьему пункту.

Суждение третье

А звучит оно так: есть смысл в нашем существовании, его даже можно познать, но лишь после того, как познаете того, кто это бытие создал. Здесь уже будет актуален вопрос не о том, какой смысл жизни человека, а о том, зачем он его ищет. Значит, потерял. Логика проста. Совершив грех, личность потеряла Бога. И не надо здесь самому придумывать смысл, следует лишь снова познать Творца. Даже философ и убежденный атеист Рассел Бертран сказал о том, что если изначально исключать существование Бога, то нечего вообще искать смысл, его не будет. Смелое решение для атеиста.

Самые распространенные ответы

Если спросить человека о смысле его существования, он, скорее всего, даст один из следующих ответов. Давайте рассмотрим их подробнее.

В продолжении рода. Если вы так отвечает на вопрос о смысле жизни, то тем самым показываете наготу души своей. Живете ради детей? Чтобы обучить их, поставить на ноги? А потом что? Потом, когда дети вырастут и покинут уютное гнездышко? Вы скажете, что будете учить внуков. А чему? Чтобы они, в свою очередь, тоже не имели целей в жизни, а шли по замкнутому кругу? Продолжение рода – это одна из задач, но она не универсальна.

В работе. Для многих людей планы на будущее связаны с карьерой. Вы будете трудиться, но для чего? Кормить семью, одеваться? Да, но этого мало. Как-то реализовать себя? Тоже недостаточно. Даже древние философы утверждали, что труд не будет долго радовать, если нет общего смысла в жизни.

В богатстве. Многие уверены, что накопление денег – главное счастье в жизни. Это становится азартом. А ведь чтобы жить полноценно, не нужны несметные сокровища. Выходит, делать деньги постоянно ради денег – бессмысленно. Особенно в том случае, если человек не понимает, зачем ему богатство. Деньги могут быть лишь инструментом для осуществления своего смысла, предназначения.

В существовании для кого-то. Это уже больше наполнено смыслом, хотя схоже с пунктом о детях. Конечно, забота о ком-то – это благодать, это правильный выбор, но недостаточный для самореализации.

Что же делать, как найти ответ?

Если все же поставленный вопрос не дает вам покоя, то ответ следует искать в самом себе. В данном обзоре мы вкратце рассмотрели некоторые философские, психологические, религиозные аспекты проблемы. Даже если вы будете читать такую литературу сутками и изучите все теории, то далеко не факт, что вы на 100% с чем-то согласитесь и примете это за руководство к действию.

Если вы решили найти смысл своей жизни, значит, вас что-то не устраивает в настоящем положении вещей. Однако будьте осторожны: время идет, оно не будет ждать, пока вы найдете что-то. Большинство людей пытается реализовать себя именно в вышеуказанных направлениях. Да пожалуйста, если вам это нравится, приносит удовольствие, то кто же запретит? С другой стороны, кто сказал, что так нельзя, что это неверно, что мы не имеем права так жить (для детей, для близких и т.д.)? Каждый сам выбирает свой путь, свое предназначение. А может, не стоит его искать? Если что-то уготовано, то оно и так придет, без лишних усилий со стороны человека? Кто знает, возможно, и это правда. И не удивляйтесь, если смысл жизни вы видите разным на каждом отрезке своего существования. Это нормально. Природа человека вообще такова, что он постоянно в чем-то сомневается. Главное – быть наполненным, как сосуд, чем-то заниматься, чему-то посвящать свою жизнь.

Смысл жизни человека с различных точек зрения

Сколько раз мы вступали в споры, особенно по молодости, о смысле жизни человека. Да и шире! О предназначении всего человечества, забывая, что до нас величайшие умы пытались докопаться до истины, вступали в полемику в попытках разобраться, что же стоит за этим вопросом. Попробуем собрать основные тезисы поиска в одну статью.

Значение существования человека – многогранный вопрос, требующий рассмотрения с различных точек зрения для полного изучения. Чтобы приблизиться к пониманию содержания озвученной проблемы, проанализируем смысл жизни человека:

Смысл жизни в культуре

Многие писатели и мыслители на протяжении всей истории культуры задавались вопросом сути бытия личности. Древними мудрецами было много сказано о смысле жизни.

Из стихов Омара Хайяма составляют целые сборники, посвященные поиску предназначения: «О любви и смысле жизни». Ведущую роль в жизни восточный мудрец отдавал человеческому разуму. Ведь именно он руководит поступками людей, придает существованию особое значение.

Литература Средних веков во главе ставила идею, состоящую из понимания земной жизни как нечто преходящего, но божественный замысел создания человечества волновал людей и в то время. Предназначение искалось в героических эпосах («Песнь о Роланде»), в народной лирике, драме («Роман о лисе»). Немалый вклад внес Данте, создав «Божественную комедию», рассказывающую как стоит жить, дабы не попасть в чистилище или преисподнюю.

Эпоха Возрождения ушла от этой тенденции, показав людям, что стоит наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Значительным в этом плане является произведение Боккаччо «Декамерон», живописно рисующее «страсть к жизни у порога Смерти», по мнению академика А. Н. Веселовского.

Боккаччо стал одним из первых гуманистов Ренессанса, отвергающим средневековый аскетизм, учивший не столько жить, сколько умирать. Он советовал человеку осознать свое величие и наслаждаться красотой земного мира, созданного Богом.

Немецкий классицизм занимает особое положение в поисках смысла жизни человека. Литература Германии в лицах Шеллинга, Гегеля, Ницше оказала влияние на развитие философии. А «Фауст» Гёте не зря считается достойным представителем литературных произведений, повествующих о призвании, цели существования на земле. Автор дал свое понимание счастья. Писатель считает, что это постоянный труд на пользу своего народа и страны.

О смысле жизни в русской литературе

Проблема поиска смысла жизни человека – ключевая в русской литературе. Вопросами «Зачем я живу?», «Для чего я родился?» задаются многие литературные герои, например, Печорин Лермонтова («Герой нашего времени»), Константин Левин Толстого («Анна Каренина»). Весь литературный путь Ф.М. Достоевского представляет поиск сути жизни, заключающийся в обретении нравственности: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». Добавим многочисленные лирические произведения А. С. Пушкина, А. А. Фета, А. А. Блока и др. Критики отмечают: вся русская литература 19 века – концептуальная. Писатели «Золотого века» обладали не только литературным талантом, но и философским складом ума.

Значение людского существования ищут и современные авторы. Курт Воннегут, Паоло Коэльо, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер. Не отстают даже исполнители эстрады. Валерий Меладзе посвятил поиску смысла человеческой жизни песню «Мой брат», начинающуюся со слов:

«Один человек искал смысл жизни, Нашёл, потерял, да в этом ли дело».

Смысл жизни в философии

Начиная с античных времен, человечество озабочено поиском ответа на вопросы:

  • для чего нам дана жизнь,
  • с какой целью,
  • к чему она ведет,
  • каковы должны быть жизненные ценности.

Большой вклад в поиск смысла жизни человека внес Сократ, обратившийся к проблемам добра и зла. Он считал, любому следует исследовать природу добродетели с тем, чтобы совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания. Учение стало популярным и распространялось последователями через ряд «сократических» школ. Правда, внутри течения произошел раскол на киников (Диоген), проповедующих, что счастье человека в его независимости, и платоников (Платон), вещавших: суть жизни – освобождение от уз не только мира, но и тела.

Отношение Сократа к собственной жизни отлично характеризовало его учение. Перед смертью он попросил принести петуха в жертву Асклепию, символизируя этим свою гибель как освобождение от земных оков, выздоровление.

Аристотель же полагал, что суть существования – в счастье, состоящем из познания и мышления.

Читайте также:  Упражнения которые реально могут восстановить зрение

Большое распространение получило учение Эпикура, считавшего, что смысл человеческой жизни – в удовольствии (избавлении от физического и душевного страдания, страха смерти).

Параллельно с этими теориями развивался материализм, утверждавший, что законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. Эпикур и его последователи ставили во главу угла самосовершенствование, заключающееся в избавлении от страха перед богами, смертью и страстями. Смысл жизни материализм видел в возможности быть счастливым при любых обстоятельствах.

В современном значении он появился в работах Томаса Гоббса, в основе термина лежали механицизм и метафизика.

В то же время получил распространение пантеизм, объединивший понятие мира и Бога, который отрицался как антропоморфное существо и отождествлялся с природой. Смысл жизни пантеизм считал уважительное отношение к окружающему миру, всему живому.

Смысл жизни пантеизм и материализм

В пантеизме выделяют три направления:

  • натуралистический, или материалистический (Бог идентичен Вселенной, материя первична),
  • идеалистический (идеал – первоначален),
  • дуалистический (объединение материального и идеального начал).

Именно последнее направление развивал Спиноза, объединив течения. Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в самом существовании. Сохранение жизни и рост жизненной активности оказываются высшими ценностями.

Для Спинозы целью метафизики было достижение довольства, душевного равновесия и радости. Достичь ее можно лишь посредством познания человеком своей природы, своего места во вселенной.

19 и 20 век обозначили очередной виток в развитии философии и определения предназначения: иррационализм, экзистенциализм, нигилизм, позитивизм, прагматизм. Каждое из направлений – целая тема для полноценной статьи. Движет ли человеком чужая воля или каждый сам творит свою судьбу? Представляет ли человеческая жизнь ад или абсурдное существование? А может, смысла бытия вообще нет? Спор философов тех веков продолжается по наши дни.

Смысл жизни в психологии

Начиная с 20 века, на проблему определения значения существования устремили свое внимание, помимо писателей и философов, еще и психологи. Ученые обратили «смысл жизни» в термин и дали ему определение: это источник и движущая сила человеческого поведения, стремление индивида к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

С этого ракурса сущность бытия изучается в аспекте воздействия факторов, формирующих смысл жизни в индивидуальном развитии, а также влияние отсутствия значения существования на личность и ее жизнедеятельность.

Свою трактовку сути жизни давали различные психологи. Например, З. Фрейд считал, что доминанта бытия – получение удовольствий и наслаждений. Его ученик Э. Фромм сместил акцент, полагал, что люди тянутся к светлому и позитивному: верности, счастью, любви.

А В. Франкл утверждал, что отсутствие смысла жизни ведет к болезням и психологическим расстройствам. Поэтому важно найти свой путь, воспользовавшись одним из способов:

1) заняться делом, связанным с достижением социально-значимых целей;

2) обрести гуманистические ценности;

3) найти собственные взгляды на обстоятельства жизни.

Необходимо помнить, что смысл жизни может быть в будущем (цели), настоящем (чувство насыщенности жизни), прошлом (удовлетворенность результатами деятельности или жизни в целом).

Предметом изучения Чудновского послужила проблема формирования смысла жизни: осознание собственных возможностей для постановки реальных, достижимых целей. Эти цели должны коррелировать с объективными условиями и возможностями каждого отдельно взятого человека. Ведь несоответствие желаемого с достижимым может привести к депрессиям и неврозам.

Смысл жизни как предмет научного исследования и его место в современном мире

1. В философии 2. В психологии 3. Формы

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он — в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего — состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение.

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6335847/page:13/
  • http://fb.ru/article/145554/smyisl-jizni-cheloveka-v-chem-smyisl-jizni-cheloveka-problema-smyisla-jizni-cheloveka
  • http://myself-development.ru/o-smysle-zhizni/
  • http://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/v-chem-smysl-zhizni.html