Меню Рубрики

Представления с идеалистической точки зрения рассматривал

Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое — так получается — тоже материальное.

Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это — уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны — других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли.

В древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу». Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы — тоже плод работы чьей-то высшей воли.

Идеалистические представления — не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.

Материалистические представления о психике

Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что «. он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Идеалистическое и материалистическое представление о психике

Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии − соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа — души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя — вторичными, производными от духа, идей, сознания.

Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма − его взаимодействие с другими внешними телами − не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции − материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат, dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.

На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии − Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь − проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1326 | Нарушение авторских прав

Айсмонтас Бронюс Броневич. Общая психология: тесты.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47519

Автор: Айсмонтас Бронюс Броневич.
Название: Общая психология: тесты.
Формат: HTML, TXT
Язык: Русский

1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
а) восприятием;
б) мышлением;
в) воображением;
г) вниманием.
2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
а) заражение;
б) идентификация;
в) интроекция;
г) проекция.
3. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г) следовым процессом.
4. Сходство представлений с восприятием характеризуется:
а) яркостью;
б) фрагментарностью;
в) неустойчивостью;
г) модальностью.
5. Представления с идеалистической точки зрения рассматривал:
а) Ж. Ламетри;
б) П. Кабансис;
в) И. Гербарт;
г) Дж. Пристли.
6. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:
а) зрительные;
б) слуховые;
в) вкусовые;
г) тактильно-кинестетические.
7. Между представлениями разных людей всегда есть различие:
а) только по яркости;
б) только по полноте образа;
в) только по отчетливости;
г) по яркости, полноте и отчетливости.
8. Пассивное и активное воображение различают:
а) по предмету отражения;
б) по форме существования материи;
в) по направленности отражения;
г) по степени психической активности.
9. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
10. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:
а) активное;
б) воссоздающее;
в) антиципирующее;
г) творческое.
11. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:
а) пластичным;
б) подвижным;
в) оригинальным;
г) репродуктивным.
12. Феномен эмоционального предвосхищения исследовал:
а) Н.А. Бернштейн;
б) В.П. Зинченко;
в) А.В. Запорожец;
г) С.Л. Рубинштейн.
13. Феномен продуктивного восприятия изучал:
а) А.Р. Лурия;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн;
г) В.П. Зинченко.
14. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:
а) восприятие;
б) ощущение;
в) репрезентативное воображение;
г) узнавание.
15. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
а) мечта;
б) грезы;
в) утопия;
г) фантазия.
16. Мечта – это такая характеристика воображения, как:
а) вид;
б) форма;
в) способ;
г) механизм.
17. Субъективная оценка длительности отдельных отрезков времени не зависит:
а) от разнообразия заполняющих их переживаний;
б) от характера заполняющих их переживаний;
в) от сопутствующего им эмоционального переживания;
г) от уровня интеллекта детей.
18. То, что впечатления или образы, имеющие эмоциональный язык, имеют тенденцию к объединению, утверждает закон:
а) общего эмоционального знака;
б) эмоциональной реальности;
в) Вебера – Фехнера;
г) Йеркса – Додсона.
19. Чувства влияют на воображение, а воображение влияет на чувства согласно закону:
а) Эммерта;
б) перцепции;
в) эмоциональной реальности;
г) эмоциональной константности.
20. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:
а) гиперболизацией;
б) схематизацией;
в) типизацией;
г) агглютинацией.
21. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:
а) гиперболизация;
б) схематизация;
в) типизация;
г) агглютинация.

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Читайте также:  Зрение в возрастные периоды у детей

Представления с идеалистической точки зрения рассматривал

Тест 16. Воображение

1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

в) воображением;

2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:

г) проекция.

3. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

в) представлением;

г) следовым процессом.

4. Сходство представлений с восприятием характеризуется:

г) модальностью.

5. Представления с идеалистической точки зрения рассматривал:

в) И. Гербарт;

6. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:

а) зрительные;

7. Между представлениями разных людей всегда есть различие:

а) только по яркости;

б) только по полноте образа;

в) только по отчетливости;

г) по яркости, полноте и отчетливости.

8. Пассивное и активное воображение различают:

а) по предмету отражения;

б) по форме существования материи;

в) по направленности отражения;

г) по степени психической активности.

9. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) активность субъекта.

10. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:

а) активное;

11. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:

г) репродуктивным.

12. Феномен эмоционального предвосхищения исследовал:

в) А.В. Запорожец;

г) С.Л. Рубинштейн.

13. Феномен продуктивного восприятия изучал:

в) С.Л. Рубинштейн;

г) В.П. Зинченко.

14. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:

в) репрезентативное воображение;

15. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:

г) фантазия.

16. Мечта – это такая характеристика воображения, как:

б) форма;

17. Субъективная оценка длительности отдельных отрезков времени не зависит:

а) от разнообразия заполняющих их переживаний;

б) от характера заполняющих их переживаний;

в) от сопутствующего им эмоционального переживания;

г) от уровня интеллекта детей.

18. То, что впечатления или образы, имеющие эмоциональный язык, имеют тенденцию к объединению, утверждает закон:

а) общего эмоционального знака;

б) эмоциональной реальности;

в) Вебера – Фехнера;

г) Йеркса – Додсона.

19. Чувства влияют на воображение, а воображение влияет на чувства согласно закону:

в) эмоциональной реальности;

г) эмоциональной константности.

20. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

г) агглютинацией.

21. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:

а) гиперболизация;

22. Психический процесс создания новых образов, идей называется …
а) восприятием;
б) вниманием;
в) мышлением;
г) воображением.

23. Основанием классификации воображения на произвольное и непроизвольное является …
а) предмет отражения;
б) степень осознанности;
в) степень новизны;
г) степень целенаправленности.

24. Основанием различения зрительных и слуховых образов воображения является …
а) предмет отражения;
б) форма существования материи;
в) модальность образа.
г) Нет правильного ответа.

25. Верно ли утверждение, что образы воображения содержат только элементы того, что воспринималось человеком ранее?
а) Нет.
б) Да, верно.
в) Верно для женщин.
г) Верно для взрослых.

26. Мечта – это … воображения.
а) механизм;
б) форма;
в) вид;
г) уровень.

27. Мысленное преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества его частей — это …
а) агглютинация;
б) типизация;
в) схематизация;
г) гиперболизация.

28. Функцией воображения не является …
а) программирование деятельности;
б) произвольная регуляция состояния человека;
в) обобщение характеристик объекта;
г) предвосхищение будущего.

д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.

29. Когнитивный процесс, представленный способностью человека к построению новых образом путем переработки (рекомбинации) психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте (представлений) – это…

д) воображение.

30. Необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью – это…

д) воображение.

31. Воображение работает на том этапе познания, когда…

а) в психике человека сформирован образ потребного будущего;

б) неопределенность ситуации весьма велика;

в) отсутствует неопределенность ситуации;

г) все ответы неверны.

32. Если фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными, то данная форма воображения называется…

а) пассивным воображением;

б) активным воображением;

в) преднамеренным воображением;

г) непреднамеренным воображением.

33. Примерами пассивного воображения являются:

а) грезы;

в) сновидения;

г) галлюцинации;

34. Образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются –

б) грезами;

35. Пассивное воображение может возникать…

б) при ослаблении контролирующей роли сознания;

в) при галлюцинациях;

г) все ответы верны.

35. Пассивное воображение может возникать…

а) при временном бездействии человека;

б) в состоянии аффекта;

г) все ответы верны.

36 Пассивное воображение может возникать…

а) при патологических расстройствах сознания;

г) все ответы верны.

37. Пассивное воображение подразделяется на…

а) преднамеренное и непреднамеренное;

б) воссоздающее и творческое;

в) осознанное и неосознанное;

г) непосредственное и опосредствованное.

38. Активное воображение подразделяется на…

а) преднамеренное и непреднамеренное;

б) воссоздающее и творческое;

в) осознанное и неосознанное;

г) непосредственное и опосредствованное.

39. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют…

а) творческим (продуктивным);

б) воссоздающим (репродуктивным);

40. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности – это… воображение.

а) воссоздающее (репродуктивное);

б) творческое (продуктивное);

41. Самой элементарной формой синтезирования образов является…

а) агглютинация;

42. Механизм воображения, представляющий собой «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей – это…

а) агглютинация;

43. Механизм воображения, представляющий собой подчеркивание каких-либо признаков – это…

г) заострение;

44. Механизм воображения, представляющий собой создание образа фантазии за счет того, что представления, из которых конструируется образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план – это…

д) схематизация.

45. Механизм воображения, представляющий собой выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе – это…

Ekzamen_psikhiatria_1 / 4. Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.

В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:

1) при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;

2) поражение височных отделов нарушает восприятие (понима­ние) речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Се­ченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

Первое, начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе– центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникаютпсихические явления (ощущения, представления, чувства).

Третье, конечное звено – внешние движения и действия человека.

Все три звена взаимосвязаны друг с другом.

Значение положений, выдвинутых Сеченовым:

1) раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;

2) психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;

3) психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Пав­лова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психикаесть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе.

Развитие идеалистических представлений

Лекция 3. Античный период. Классический период

  1. Развитие идеалистических представлений.
  2. Развитие биологических знаний в период эллинизма

Период расцвета Древней Греции приходиться на V – III век до н.э., период смены древнегреческой рабовладельческой демократии на аристократию. В этот период вопросы о первоосновах, материи сменились на изучение вопросов человеческого познания, рассматривались категории истины (софийцы). Человек был объявлен “мерой всех вещей”, а ощущения — единственным источником познания. Человек и его разум был поставлен во главу мира, и разум формирует тот мир, который он видит перед собой. В противовес это точки зрения, была разработана идеалистические представления, по которым познание мира является недосягаемым продуктом для большинства людей, которые имеют лишь мнение о мире.

Принято считать, что первым идеалистом был Платона (427— 347 до н. э.). Согласно учению Платона мир — это не просто совокупность предметов и явлений, а наполнен божественным смыслом и живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи. Идеи — основа всего мира, они не видны людям и их нельзя почувствовать, т.е.. с помощью органов чувств истинную природу вещей познать невозможно. Высшая идея — идея абсолютного добра; мировой Разум; Божество; Демиург. Таким образом, Идеи обладают собственным ни от кого не зависимым бытием. Таким образом, Платон в своем учение впервые разделил, людей и богов и показал, что первые не могут влиять на последних. Для Платона всё, доступное познанию, которое он делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи представляют собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические законы, которые нуждаются в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Таким образом, Платон недооценивал чувства как способ познания окружающего вещественного мира. Он полагал, что ощущения и восприятие обманывают человека. Лишь разум может познать истину. Биологические взгляды Платона, изложенные им в диалоге «Тимей», несут на себе печать его общефилософских взглядов. Жизнь, по мнению Платона, началась на Земле с появления человеческого рода. Демиург, создал человека как самое совершенное существо, в наибольшей степени приближающееся к божественному образу. Все остальные виды живых существ возникли из людей как их несовершенные модификации.
Платон придавал особое значение мозгу, который, по его словам, является местопребыванием высшей, бессмертной части души. Две другие части души имеют смертную природу и расположены соответственно в сердце и в области живота. Эти воззрения Платона оказали влияние на учение Аристотеля о трех родах душ.
Попытку преодолеть платоновский идеализм предпринял Аристотель (384—322 до н. э.). Он утверждал реальность материального мира и его пребывание в состоянии постоянного движения. В противовес идеалистической теории Платона, он развил сенсуалистическую теорию познания, согласно которой источником познания являются ощущения, перерабатываемые затем разумом. Однако, Аристотель, так же был идеалистом, он противопоставлял материи, которую он считал пассивной, активную нематериальную форму, объясняя жизненные явления существованием божественного «первого двигателя». Вопросы биологии занимают большое место в творчестве Аристотеля. В 4 больших и 11 малых биологических трактатах Аристотеля охвачен весь круг знаний того времени об организмах, что дает нам полное право считать его основателем биологии как науки. В общебиологических представлениях Аристотеля нашел отражение его философский дуализм. Во всех телах природы Аристотель различал две стороны — материю, обладающую различными возможностями, и форму, под влиянием которой реализуется именно данная возможность материи. В понимании явлений жизни Аристотель также основывался на указанном противопоставлении материи и формы. Зародыш образуется из смешения семени самца с выделениями самки. Последние образуют материю, но возможность формирования зародыша может реализоваться лишь при воздействии на материю формы, происходящей из семени самца. Таким образом, в семени самца, заложен принцип развития, которое есть не что иное, как душа. По Аристотелю, существуют души трех родов: душа растительная, или питающая, душа чувствующая и, наконец, разум. Растениям свойственна только питающая душа, животным сверх того — чувствующая, человеку кроме двух первых свойствен разум.
Крупнейший из биологических трактатов Аристотеля — «История животных». Здесь после некоторых предварительных сведений о животных дается сначала описание наружных и внутренних органов человека, которое служит введением к сравнительно-анатомическому описанию животных. Далее рассматриваются половые различия у животных, различные способы размножения у яйцекладущих и живородящих животных и особо размножение у человека. Аристотель описывает биологию спаривания и размножения многих видов животных, пишет о развитии цыпленка в яйце, об особенностях развития рыб и птиц, о течке и беременности. Касаясь образа жизни и нравов животных, Аристотель говорит об их питании (и, в частности, об откормке домашних животных), описывает места их обитания, передвижение, зимнюю спячку, линьку, заботу о потомстве, психические особенности, а также рассматривает вопрос о благоприятных и неблагоприятных условиях для жизни. В трактате, носящем название «О частях животных», Аристотель различает в организме однородные части, которые впоследствии получили название тканей, и неоднородные, т.е. органы, выполняющие те или иные функции. Третий биологический трактат Аристотеля, озаглавленный «О возникновении животных», посвящен эмбриологии животных и человека. В нем рассматриваются также вопросы, связанные с происхождением пола, наследованием признаков, возникновением уродств. Для суждения о биологических воззрениях Аристотеля чрезвычайно важен последний из четырех его больших биологических трактатов «О душе». В нем рассматриваются ощущения, воспринимаемые органами чувств, умственная деятельность человека, вопрос о взаимоотношении между душой и телом. Считается, что Аристотеля был искусственным анатомом. Он был знаком с анатомическими, эмбриологическими и физиологическими особенностями млекопитающих. Он знал, что главнейшими признаками, характеризующими млекопитающих, являются наличие у них органов воздушного дыхания — легких и горячей крови; он знал, что они живородящи, питают детенышей молоком и что плод, находящийся в утробе матери, прикреплен к матке посредством пуповины. Учитывая все эти особенности млекопитающих, Аристотель отделил от китов от рыб и поместил их, в своей классификации в непосредственном соседстве с млекопитающими. Отметив живорождение как признак, отличающий млекопитающих от рыб, Аристотель писал, что существует группа рыб — он назвал ее селахе (акулы и скаты),— характеризующаяся способностью ее представителей рождать живых детенышей. Ему было также известно, что у одной формы селахе — акулы Галеос — яйца прикрепляются к стенке матки с помощью органа, сходного с последом млекопитающих. Это наблюдение Аристотеля долго считалось ошибочным и только в середине XIX в. Иоганн Мюллер подтвердил, что описания Аристотеля были совершенно правильны. Формально Аристотель не оставил классификации животных. Однако в его трудах встречаются в достаточном количестве определения, позволяющие создать аристотелеевскую классификационную схему животных. Всех животных Аристотель делил прежде всего на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма). Первые соответствуют позвоночным, вторые — беспозвоночным. Энайма делятся на живородящих и яйцеживородящих (птицы, яйцекладущие четвероногие, змеи и рыбы), а анайма подразделяются на животных с совершенными яйцами (головоногие, ракообразные), с яйцами особого рода (насекомые, пауки, скорпионы) и на животных, образующихся из генеративной слизи, из почек или возникающих самопроизвольно (моллюски, исключая головоногих, иглокожие и др.). В ходе изучения многообразия живых существ Аристотель составил «Лестницу природы», что является самой ранней классификацией животного мира. Лестница природы начинается с неорганических тел и через растения идет к прикрепленным животным — губкам и асцидиям, затем к голотуриям и далее к свободно-подвижным морским организмам и животным ведущих наземный образ жизни. Лестница существ Аристотеля является первой идеей об усложнении форм природы, о ступенчатом развитии живых существ. На основе изучения трудов Аристотеля, многие ученые считают его отцом зоологии. Взгляды и познания Аристотеля в этой области получили развитие в работах его ученика Теофраста (370—285 до н. э.). Из трудов последнего для нас наибольшее значение имеет работа «История растений». Наряду с народными поверьями и прикладными сведениями о лечебных растениях, о способе их собирания и применения Теофраст сообщил также некоторые данные о строении и размножении растений. Он впервые ввел в употребление термины — плод, околоплодник и сердцевина. Он различал такие способы размножения растений, как самопроизвольное зарождение, зарождение от семян, от корня, от клубня, от ветви, ствола и черенка. Теофраст описал прорастание семян разных видов растений, отметил места закладки в семени корня и стебля, обнаружил различия между однодольными (злаками) и двудольными (бобовыми) растениями, выражающиеся не только в наличии одной или двух семядолей, но в количестве и расположении корней и стеблей — многочисленных у злаков и одиночных у бобовых. Однако, Теофраст, как и другие античные авторы, говорил о растениях мужского и женского пола, чаще всего относя их к разным видам или принимая плодущее растение за женское, а бесплодное за мужское. Только применительно к финиковой пальме он понимал различий между мужскими и женскими цветками и их значения для развития плодов. Таким образом, именно Теофраста по праву считают отцом ботаники.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля душа это

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 7696 — | 6708 — или читать все.

Б.1.Б.6. Общая психология (стр. 14 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

г) следовым процессом.

2. Сходство представлений с восприятием характеризуется:

3. Представления с идеалистической точки зрения рассматривал

4. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:

5. Между представлениями разных людей всегда есть различие:

а) только по яркости;

б) только по полноте образа;

в) только по отчетливости;

г) по яркости, полноте и отчетливости.

6. Пассивное и активное воображение различают:

а) по предмету отражения;

б) по форме существования материи;

в) по направленности отражения:

г) по степени психической активности.

7. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) активность субъекта.

8. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:

9. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:

10. Феномен эмоционального предвосхищения исследовал:

11. Феномен продуктивного восприятия изучал:

12. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:

в) репрезентативное воображение;

13. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:

14. Мечта – это такая характеристика воображения, как:

15. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

«Психология познавательных процессов»

Эмоции и чувства. Воля

1 Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:

2. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам:

в) представляют собой;

3. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:

а) экспрессивная (выразительная);

4. Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:

5. Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется:

6. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

в) сила и длительность проявлений;

Читайте также:  Компания с точки зрения теории знаний

7. Эмоции на стенические и астенические делил:

8. Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является (ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

в) сила и длительность проявлений;

9. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является (ются):

а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;

б) доминирующие (ведущие) компоненты;

в) время протекания;

г) степень глубины.

10. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

11. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем либо – это:

12. Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как:

13. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

14. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

15. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это:

1. Воля – регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:

2. Теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов, называется:

3. Волевое поведение как образование квазипотребностей рассматривал:

4. Волевое поведение как процесс произвольного формирования побуждв*
ний исследовал:

5. Критерием(ями) проявления воли не является(ются):

а) волевое действие;

б) волевые качества человека;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

6. Действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные, впервые проанализировал:

7. Параметром(ами), который(е) обычно используется(ются) для описания волевых процессов, является(ются):

а) только сила и направленность;

б) только направленность и свобода;

в) только направленность;

г) сила, направленность и свобода.

8. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

9. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

10. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:

11. По мнению , структура волевого акта исключает такой компонент, как:

а) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

б) стадия обсуждения и борьбы мотивов;

г) интерпретация результатов действий.

12. Атрибутом волевого акта, по мнению , не является:

а) объективация индивидуального «Я» и индивидуального поведения;

б) воля всегда перспективна и направлена в будущее;

в) воля есть реализация актуального импульса;

г) воля переживается как активность «Я».

13. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека:

а) биологический мотив побеждает социальный;

б) социальный мотив побеждает биологический;

в) биологический мотив трансформируется в социальный;

г) социальный мотив трансформируется в биологический.

14. По мнению , главной психологической функцией воли является:

а) усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий;

б) осмысление сути возникшей проблемы;

в) концентрация внимания на объекте сознания;

г) актуализация потребностей человека.

15. Функцией волевой регуляции не является:

а) повышение эффективности деятельности;

б) преодоление трудностей при достижении поставленной цели;

в) активное изменение функционирования психики;

г) совершение непроизвольных действий

1. Методологические основы изучения человека.

2. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании.

3. Бихевиоризм как наука о поведении.

4. Становление отечественной психологии.

5. Взаимосвязь психологии и современных наук.

6. Основные отрасли психологии.

7. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

8. Формирование и развитие личности.

9. Классификация концепций личности.

10. Физиологические основы речи.

11. Теоретические проблемы происхождения речи.

12. Основные виды речи.

13. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

14. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

15. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

16. Физиологические основы восприятия.

17. Физиологические механизмы восприятия.

18. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.

19. Восприятие пространства.

20. Восприятие движения и времени.

21. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

22. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

23. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

24. Воображение и творчество.

УФ-1. Вопросы для собеседования

Модуль 1. Психология как наука и практическая деятельность

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

б) в 80-х гг. XIX в.;

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

7. Психология как наука о сознании возникла:

в)в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XXв.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

15. Психическое отражение:

б) носит избирательный характер;

16. Согласно идеалистическим представлениям психика —это:

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно­ научную основу является:

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

20. Психология —это наука о функциях сознания согласно:

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

б) к эндопсихике;

23. Психическим явлением является:

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представ­ления или идеи называется:

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

б) социальная; 30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развити­ем прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

31. Основоположником российской педологии является:

32. Педология возникла:

г) на рубеже XIX-XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в на­шей стране:

35. В. Франкл известен как основоположник:

36. Автором психодрамы является:

Методология психологии

б) определяет способы достижения и построения знания;

2. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобра­зованию природных и социальных объектов.

3. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):

г) постановка целей и задач исследования.

4. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:

5. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

6. С идеалистической точки зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

7. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал

8. Принцип, требующий рассматривать психические явления в пocтоянном изменении, движении, называется принципом:

9. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении зна­ний, называется:

10. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

11. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей опреде­ленные функции, называется:

12. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

б) общенаучной методологии;

13. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

а) философской методологии;

14. Отличительная черта отечественной психологии —использование кате­гории:

15. Необходимость выявления противоречий как источника развития и са­моразвития психики означает принцип:

в) единства и борьбы противоположностей;

16. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культур­но-исторического развития человека.

17. При определении деятельности как объекта психологического исследо­вания был вычленен такой «аспект изучения психики, как:

18. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

19. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

20. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

21. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовал­ся принцип:

22. Методологической основой бихевиоризма является:

23. Методология бихевиоризма тесно связана:

б) с механистическим пониманием поведения;

24. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

25. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

26. Философской основой гуманистической психологии является:

Методы исследования.

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же лю­дей, позволяющее анализировать психическое развитие на различныхэтапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

б) для гештальтпсихологии;

16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, —это:

17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним —это:

18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

19. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:

22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

б) Г. Эббингаузом;

23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России из­вестна:

25. Первая педологическая лаборатория была создана:

б) С. Холлом в 1889 г.;

26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

42. Эффект плацебо был открыт:

43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте на­зывается эффектом:

в) социальной фасилитации;

44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в иссле­дованиях:

в) психологии личности и социальной психологии;

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

Источники:
  • http://lektsii.org/15-66675.html
  • http://www.psyoffice.ru/page,16,3169-ajjsmontas-bronjus-bronevich.-obshhaja.html
  • http://dvkashirsky.narod.ru/index/0-108
  • http://studfiles.net/preview/1821390/
  • http://studopedia.ru/3_169338_razvitie-idealisticheskih-predstavleniy.html
  • http://pandia.ru/text/80/075/759-14.php
  • http://infopedia.su/6x905.html