Меню Рубрики

Понятие зрелость с точки зрения психологии

Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.

Данное понятие отождествляется со взрослостью и совершеннолетием, хотя стать взрослым еще не означает достичь зрелости. При условии, когда человек научится реализовывать жизненные замыслы, перспективы, когда от самоопределения перейдет к самореализации, только тогда о нем можно сказать, что он является зрелой личностью.

Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: профессиональная сфера, семейно-бытовые отношения, сексуальные отношения, общение, воспитание детей, саморазвитие и самосовершенствование.

Зрелость — это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет. На стадии ранней зрелости для индивида свойственны привлечения его ко всем сферам человеческой деятельности, стабилизация качеств личности, в том числе коммуникативных способностей, установления близких отношений с другим человеком, проявление первых творческих способностей, построение собственного образа жизни, психологическая кризис переоценки жизненного пути. Средняя зрелость — это поиск ответов на основные вопросы о сущности жизни, осуществления желаний.

Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь.

Период кризиса середины жизни может дать несколько вариантов поведения:

  • во-первых, отсутствие осознания кризиса, отсутствие оценки своих планов и притязаний, что приводит к рутинности жизни;
  • во-вторых, осознание кризиса через восприятие и оценку реалий жизни и возникновению страха по поводу невозможности проявления дальнейшей активности и коррекции предыдущих планов;
  • в-третьих, осознание кризиса через оценку и коррекцию планов, глубинное обновление и желание активно действовать в новых условиях.

С целью успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты.

Середина и вторая половина жизни должны иметь собственную значимость, иначе они почти не будут отличаться от первой половины и чем-то ее напоминать.

Р. Пекк выделяет четыре под кризиса, решение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности:

  • во-первых, развитие у человека уважения к мудрости;
  • во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что приводит к ослаблению социальных ролей );
  • в-третьих, сохранение эмоциональной гибкости, что будет способствовать обогащению эффективности в различных формах;
  • в-четвертых, сохранение душевной гибкости, поиск новых форм поведения взамен старых.

Считается также, что для ощущения удовлетворения периодом середины жизни человеку необходимо добиться выполнения следующих задач:

  • достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;
  • достижения и поддержания разумного жизненного уровня;
  • выбор оптимальных способов проведения досуга;
  • помощь детям в осознании ответственности перед взрослой жизнью;
  • углубления личностного аспекта супружеских отношений;
  • принятие физиологических изменений периода середины жизни и привыкание к ним;
  • приспособления к взаимодействию с родителями, которые «входят» в старость.

Период поздней зрелости дает варианты поведения:

  • озабоченность (человек пытается продолжать плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и возможности);
  • отсутствие обеспокоенности (приводит к торможению развития и становления, причиной возникновения чувства ненужности, опустошения);
  • чрезмерная забота о себе и т.п.

Можно вести речь о психологической, личностной, социальной, социально-психологической зрелости.

Основные аспекты поздней психологической зрелости личности:

  • широкие границы «Я», активное участие в трудовых, семейных, социальных отношениях;
  • социальные контакты, дружеская интимность, сочувствие, терпимость в отношении разницы между собственным «Я» и «Я» других;
  • демонстрация эмоциональной устойчивости и самосознания;
  • восприятие мира таким, каким он есть — в реалиях, а не в желаниях;
  • развита способность к самопознанию, осознание своих сильных и слабых сторон;
  • способность видеть целостную картину мира, чему способствует сложившаяся система ценностей.

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов и поставленных задач.

Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. При определенных обстоятельствах может иметь место полная или частичная зависимость в системе взаимосвязей «взрослый — ребенок» (речь идет о нормативном поведении и его нарушении, связанным с особенностями характера индивида) или контр зависимость как особенность определенного этапа социализации (борьба за независимость).

Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма (от гр. autos – сам; крайняя форма психологического отчуждения), что выражается в отходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.

Он является оптимальным вариантом для проявления социально-психологической зрелости индивида, основными показателями которого является его умение говорить правду, отстаивать свою позицию, объединять собственные коммуникативные возможности с требованиями социального окружения, его нормами и правилами поведения, способность преодолевать коммуникативные барьеры и решать конфликтные ситуации и т.д.

Относительно социальной зрелости, то она проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели:

  • развитое чувство ответственности;
  • наличие социального интеллекта (развита способность к пониманию других людей, предвидение развития различных социальных ситуаций);
  • потребность в заботе о других людях;
  • способность к активному участию в жизни общества;
  • эффективное использование своих знаний и способностей;
  • конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации.

Важной характеристикой зрелой человеческой жизни является то, насколько эффективно и активно личность использует отведенное ей индивидуальное время для самореализации.

К. Абульханова-Славская выделяет два типа людей: экстенсивные и интенсивные. Первые неразумно в количественном и качественном отношении тратят свое время, свою жизнь, а вторые — удачно, разумно и оптимально приспосабливаются к обстоятельствам социума, активно используя свои способности и возможности на этапах социализации.

Исходя из этого признака (экстенсивность — интенсивность), можно спрогнозировать три варианта акме личности :

  1. эксплуатация индивидом собственных потенциальных возможностей (с точки зрения продолжительности жизни, это — наименее удачный жизненный путь с точки зрения эффективности, пользы обществу, то он может быть самым удачным жизненным путем);
  2. равномерное проявление человеческих потенций с нарастанием силы и напряжением (жизнь складывается удачно);
  3. равномерное проявление человеческих потенций с минимальной затратой сил и возможностей (жизнь проходит зря для себя и людей).

Одна из самых сложных проблем в формировании личности заключается в том, как на разных этапах социализации личности достичь наиболее полного развития индивида, чтобы переход от одной стадии к другой происходил в результате качественно-природного самоотрицания, чтобы каждая стадия и каждый переход были безболезненными, особенно выразительными и способствовали проявлению потенциальных возможностей человека.

Относительно всестороннего расцвета способностей личности на этапе достижения зрелости, то речь идет о гармоничном сочетании устремлений личности, ее возможностей и потребностей общества.

На этот процесс влияет много субъективных и объективных факторов: особенности индивидуального развития, стадия социализации, социальная микросреда, традиции, «критический возраст» выбранной профессии, линия поведения индивида, социально-психологический тип личности, нормы и ценности социума, эпоха, состояние равновесия или напряжения в обществе, социально-психологические механизмы социализации и т.д.

Истории известны имена «великих старцев», которые не ощущали старости и до последних своих дней продолжали активную творческую жизнь: во французском художнике К. Моне ранняя творческая активность продолжалась до глубокой старости; писатели Л. Толстой, Б. Шоу, В. Гюго смогли создать шедевры литературы после шестидесяти; немецкий писатель И. В. Гете в 82 года окончил вторую часть трагедии «Фауст».

Конечно, физическое старение организма происходило, но психологически этот процесс они не чувствовали как переход в новое качество, в новое состояние. А вот И. Мечников в 19 лет опубликовал несколько научных трудов по биологии, А. Пушкин в 20 лет написал поэму «Руслан и Людмила», Д. Россини в 24 года — оперу «Сибирский цирюльник». Короткая жизнь человека также может оставить вечный след: вспомните имена Леси Украинки, Н. Добролюбова, Н. Гоголя. Конечно, можно прожить сорок лет и остаться в памяти потомков, а можно — больше ста запомниться лишь тем, что так долго жил.

Сказанное позволяет предположить, что возраст достижения акме личности, раскрытие своих потенциальных возможностей у каждого человека свой. Один индивид может прекратить свое самосовершенствование, свою самореализацию еще в начале жизненного пути, что и вызывает его финиш, другой не успокаивается и в глубокой старости, а это продолжает акме. На зону Акме, зону наивысшего взлета творческой активности влияют совпадение стремлений, возможностей личности и потребностей общества. При этом распространена мысль о наличии у человека (речь идет прежде всего о этапах зрелости) двух и более акме.

В частности исследования болгарских ученых в области социального познания показывают, что таких периодов бывает даже несколько. Важной в этом контексте является проблема соотношения акме личности с ее профессиональными возможностями и моральными принципами.

Относительно профессионализма, то речь идет о том, что искусственный профессиональный рост человека, без учета его индивидуальных особенностей, может привести к получению ложного акме. Например, иногда складывается впечатление, что хороший инженер автоматически может стать и хорошим руководителем, или известный ученый — администратором от науки.

Это не всегда так: перевод с одной должности на другую без учета потенциальных возможностей индивида приводит к тому, что предприятие на некоторое время теряет хорошего специалиста, вместе с тем не получая способного руководителя.

Формально человеку дается возможность продвигаться выше по иерархической лестнице, а он вдруг оказывается не на своей дороге, на другой вершине, на ложном акме и реальный расцвет его таланта может или прекратиться, или пойти в неправильном (с точки зрения социальных норм и профессиональных требований) направлении .

Что касается морального аспекта в социализации личности на этапе зрелости, то здесь также можно говорить о реальном и мнимом акме. История, так же как и наша современность, дают немало примеров, когда один человек прославляется за счет другого, когда достижение одной личности приписываются другому (Иуда Искариота известен лишь тем, что предал своего учителя Иисуса Христа за 30 серебряников; Ж. Дантес вошел в историю как убийца А. Пушкина).

Итак, есть разные пути достижения вершин в профессии, в отношениях с другими, в соблюдении норм и правил поведения и т.д. Говорится о путях чести и долга и греховном, пути разрешенные и неразрешенные общечеловеческими моральными нормами и основным законом государства — Конституцией.

А отсюда и вершины есть истинные и ложные. Своего акме можно достичь собственными усилиями, а можно и с помощью обмана, манипуляций, угроз, убийства. В конце концов, у каждого человека есть свое акме и не стоит захватывать другую вершину, ведь рано или поздно не станет понятным и самому человеку, и тем, кто его окружает, с кем он общается и вступает в социальные контакты и отношения. Всего актуализация морального фактора в социализации специалиста — закономерный процесс цивилизованного развития страны, ее экономики, культуры, традиций, науки.

В акмеологии уже сегодня ведутся поиски возможностей (в биологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом аспектах) для :

  • продления творческого, активного периода жизни человека за счет правильной организации и использования индивидуального времени (его темп, ритм, частота и т.д.);
  • формирования этической и профессиональной культуры;
  • изучения особенностей влияния социокультурной и этнопсихологической среды на социализацию личности;
  • создание условий для преодоления противоречий микросреды и личности, детерминирует поведение индивида;
  • разработки научно обоснованного алгоритма продуктивного решения задач социализации зрелой личности;
  • самосовершенствования личности, осознанию ею своих реальных возможностей, отношение к себе как творца собственной жизни и др.

При этом очень важно найти в преклонном возрасте применение своим способностям и тем самым продлить период зрелости. Г. Сель по этому поводу отмечает, что трудотерапия — лучший метод борьбы со старением. Труд наделен большой возможностью восстанавливать человеческие силы, он — основная потребность человека. Вопрос, утверждает Г. Сель, заключается не в том, нужно или не нужно работать, а в том, какая работа больше всего подходит человеку на стадии старости.

Исходя из указанного, можно констатировать, что для акмеологии, которая опирается на достижения в области генетики, медицины, психологии, социологии, геронтологии, педагогики, важными являются все стадии социализации личности — старт (детство, школьные, студенческие годы), оптимум (зрелость, расцвет активности, профессиональных способностей), финиш, а также изучение гармоничного единства этой триады.

При этом очень важно, чтобы на любом из этих этапов социализации человек имел широкий выбор для проявления своих способностей и возможностей. Личный выбор — это обязательно ответственность за процесс и результат деятельности.

Процесс выбора на различных стадиях социализации нередко сопровождается нестерпимым поисками, но именно он, главным образом, формирует личность, дает возможность проявиться собственным индивидуальным чертам, раскрыться таланту, достичь вершин творчества.

В связи с этим психологу не следует ставить на человеке точку, если даже этот человек ограничен, неразвит или заплутал в жизненных лабиринтах и неурядицах. Человек всегда должен иметь возможность осознать себя личностью, у нее должен быть выбор, который бы помог стать субъектом, творцом своей собственной судьбы, своей жизни.

Речь идет о том, чтобы каждый человек имел возможность как можно лучше познать себя, свой внутренний мир, собственное «Я», свои психофизиологические особенности, что даст ей возможность эффективно использовать личный потенциал, приспосабливаться к обстоятельствам жизни, влиять на них, выстраивать собственную стратегию и линию поведения.

Читайте также:  Можно ли идти в армию после коррекции зрения

Расцвет возможностей личности, достижения им вершин профессионального, нравственного совершенствования соотносятся с такими понятиями, как «жизненные планы», «жизненная перспектива», «цель», «идея», «идеал».

Жизненные планы касаются перспектив профессионального роста, семейного благополучия, материального достатка, будущего детей и т.д. их отсутствие или же представление о невозможности реализации намеченных планов воспринимается личностью как безысходность.

Жизненная цель — это наличие направления, которым необходимо двигаться: это то, что нужно осуществить, чего следует достичь; тот результат, на получение которого направлены усилия человека.

Отвечая на вопрос: «В чем смысл жизни?» Г.Сель замечает, что необходимо стремиться к тому, что мы сами считаем достойным. Не стоит браться за непосильные задачи, ведь у каждого есть своя вершина. Для одних она близка к максимуму, для других — к минимуму человеческих возможностей. В пределах собственных потенциальных данных следует сделать все, на что способен человек. Достижение высокого мастерства — прекрасная цель.

Наличие идеала является наиболее обобщенным представлением о максимально возможном уровне развития личности и реализации ее потенциала. Идеал — это не иллюзия, он имеет объективный характер.

Национальный воспитательный идеал, следует из народных традиций и верований, обычаев, из конкретных ценностных ориентаций и потребностей, не должен отрицать общечеловеческих ценностей (честность, порядочность, ответственность, любовь к Родине и т.д.). Подтверждая, поглощая общепризнанные ценности, национальный воспитательный идеал дополняет их теми чертами, которые прежде всего, отвечают духовности конкретного народа.

Жизненная зрелость — это тот период, когда человек начинает отдавать обществу все, что в свое время от него получил.

И здесь трудно сказать, где граница между полученным и отданным, между умным потребителем и добросовестным производителем материальных и духовных ценностей. Никакими бухгалтерскими подсчетами не проверить межличностные отношения, моральная сила которых в бескорыстности: взаимоотношения между людьми не смогут ярко проявиться, если постоянно быть озабоченным тем, кто от них что получит.

Вместе с тем, общаясь с другими, человек, бесспорно, меняется и сам. В связи с этим очень важно изучать те свойства взаимоотношений и проявления человеческой отдачи, которые обогащают саму личность (физически, интеллектуально, нравственно, эстетически, профессионально, эмоционально и т. п.). При этом, правда, стоит понять, чем является «помощь», которая ведет к взаимному запустению: можно так «помочь», что это умножит лень, беспомощность, одиночество и т.п. Следовательно, соотношение «полученного и возвращенного» в жизни человека должно быть сбалансированным таким образом, чтобы оно одновременно способствовало развитию общества и личности.

В течении жизни человек много раз себя утверждает или отрицает, достигая вершин самосовершенствования. Ни на миг не прекращается борьба между достигнутым и еще непознанным, между равновесием, творческим подъемом и личностным кризисом. Это закономерный процесс социализации индивида. И каким бы трудным, сложным ни был этап социализации, однако человек всегда имеет возможность остановиться, осмыслить смысл своего существования.

В процессе социализации человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора одной из альтернатив поведения. От нее всегда ожидается ( «социальные ожидания») проявление нормальных реакций во взаимодействии с другими и социумом. Большинство индивидов социальные требования воспринимают как стимул для дальнейшего совершенствования и достижения гармонии с социальным окружением. Зато часть людей проявляет отрицательную реакцию на требования общества, что приводит к отклонению в поведении.

Итак, в противовес социализации, которая показывает единство человека с обществом и его требованиям, возникает асоциализация, где приставка «а» означает антиобщественный характер такой связи. Речь идет о социализации с динамикой «минус», которая имеет место в масштабах иногда не меньших, чем социализация со знаком «плюс». Сущность ассоциализации состоит в усвоении личностью антисоциальных норм, ценностей, отрицательных ролей, стереотипов поведения, которые приводят к деформации общественных связей, к дисгармонии человека и общества.

Зрелость — самый длительный в процессе онтогенеза период, охватывающий возраст примерно от 25 до 65 лет. Часто понятие отождествляют с совершеннолетием, но это далеко не одно и то же. Тема предлагаемой статьи — психологическая зрелость личности. В ней вы получите ответы на вопросы о том, каковы ее основные признаки и всякий ли человек является взрослым в 30 лет.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье — к равенству;
  • от зависимости — к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия — к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни — к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений — к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, — с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды социальной активности: он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина — различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Поздняя зрелость

Психологическая зрелость личности связана с выходом на пенсию, поэтому ее возрастные границы подвижны. Выделяют три важнейших момента, которые позволяют говорить о новом, самостоятельном этапе в развитии индивида:

  • смена деятельности;
  • доживание;
  • сохранение ценностей и основного содержания жизни.

Человеку важно преодолеть чувство ненужной обеспокоенности, опустошенности, чрезмерной сосредоточенности на себе. Это достигается за счет:

  • активной вовлеченности в социальные, семейные и общественные отношения;
  • появления толерантности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости;
  • принятия реальной, а не желаемой картины мира;
  • способности к самопознанию и формированию сложившейся системы ценностей.

Ученые отмечают: одним из важнейших моментов психологической зрелости в старости является правильное ощущение своего возраста, преодоление противоречий духовных, биологических и психологических возможностей человека.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность. А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, — это показатель взрослости.

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 — лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как «подлинный» и перекликается с понятием «конгруэнтность». Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом «самобытность» и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: «не плачь», «не показывай волнения», «не переживай». Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать – все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии — умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Личность и общество

Психологическая зрелость — понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект — это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О социально-психологической зрелости свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Читайте также:  Фразеологические единицы с точки зрения их лексического состава

Вместо заключения

Часто можно слышать понятие «психологическая школьная зрелость». О чем идет речь? Мы выяснили, что раннее взросление начинается в 15-16 лет, когда юноши и девушки учатся в общеобразовательной школе. Они выделяются самодостаточностью, наличием убеждений и мировоззрения, а также формированием тех качеств, которые характеризуют зрелую личность.

Зрелость (взрослость)

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. Ананьев).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) [15. С. 395].

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
• умение брать на себя ответственность;
• стремление к власти и организаторские способности;
• способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
• уверенность в себе и целеустремленность;
• склонность к философским обобщениям;
• защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
• способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
• формирование индивидуального жизненного стиля;
• стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
• реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
• стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь — наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «. степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин. Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень «акме» человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

../../Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики

Взрослость и зрелость

Взрослость и зрелость — до сих пор использование этих понятий нередко вызывает трудности у андрагога: можно ли и в каких ситуациях рассматривать их как синонимы или практически невозможно их контекстуальное применение и они всегда несут разные смысловые значения?

С нашей точки зрения, возможны ситуации их одинакового прочтения: если в тексте фиксируется мысль о взрослом человеке как носителе социального менталитета, гражданина, обладающего определенными правами и обязанностями, в этом случае речь идет практически о любом взрослом человеке.

Однако такого понимания зрелости недостаточно, когда речь идет о более конкретных проявлениях личности и индивидуальности взрослого человека, о его поведении в ситуациях принятия решений, выбора, самостоятельности в оценках и т.п. Но именно таким он и предстает в разнообразных сферах своей деятельности, включая образование.

Поэтому так значимо для андрагога знание сущностных феноменов, в которых реализуется жизненная позиция взрослого человека, аккумулирующая важнейшие его индивидуально-личностные проявления. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека», с нашей точки зрения, фиксирует этот феномен.

РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Понятие «зрелость личности» в настоящее время широко используется в психологии и других науках. Существует понятие «зрелость психического развития человека» (Б.Г.Ананьев), нашедшее свое экспериментальное подтверждение в исследовании психофизиологических функций взрослых людей (Е.И.Степанова, Н.А.Розе, А.И.Канатов, Я.И.Петров, Л.Н.Фоменко и др.).

Всеми психологами мира (наиболее ярко это прослеживается в концепции Ж.Пиаже) признается определенная спонтанность развития психики человека, особенно его интеллекта. Основные этапы созревания интеллекта связаны с подростково-юношеским возрастом. С этим же возрастом связывается и активный процесс развития самосознания человека, а также важнейшего качества, характеризующего уровень его развития, — способности к рефлексии. Учитывая, что именно с этим качеством связаны все последующие новообразования личности и специфика всех проявлений во взрослом состоянии, есть основания полагать, что именно это качество и становится ключевым в развитии человека как личности и индивидуальности. Вероятно, это определило такой глубокий интерес к проблеме рефлексии специалистов самого разного профиля, и в первую очередь педагогов и андрагогов.

ПОНЯТИЕ «ЗРЕЛОСТЬ» В РАЗНЫХ НАУКАХ

Новое прочтение понятия «зрелость» дается в акмеологии. В нем фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин своего творчества. (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, А.М.Зимичев, Н.Н.Кузьмина, В.Н.Максимова, Г.С.Михайлов и др.).

Понятие «зрелость» широко используется и в социогуманитарных науках. «Социальная зрелость личности — понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» (Кон И.С. Социальная психология. — М.: Воронеж. 1999. — С. 177.)

В чем различие в использовании понятия «зрелости» в психологии и в социальных науках и можно ли использовать термин «зрелость социально-психологического развития человека» как фиксирующий определенный этап достижений человека в своем развитии — в органическом единстве индивидных и личностных качеств?

Социально-психологические исследования дают основание для положительного ответа на этот вопрос. При различной степени сформированности каждого из компонентов, как механизм и содержание самоосуществления человека они всегда едины в своем проявлении. Другой вопрос — процесс формирования социально-психологической зрелости в онтогенезе человека. Несомненно (и это подтверждается исследованиями Ж.Пиаже, Л.С.Выготского и др.), исходной сущностью всех новообразований является индивидуально-психологическая основа (структура интеллекта, развитие волевой и эмоциональной сферы и т.п.), над которой постоянно «надстраиваются» все новые типы социального поведения взрослеющей личности.

Естественно, что социум (в лице различных организаций и сообществ, в которые включается взрослеющая личность) небезразличен к тому, в каком направлении она развивается (это, как известно, и составляет сущность процессов воспитания в широком и узком смысле слова). Однако если бы воспитание (и образование) всегда могло бы вести за собой развитие человека, оно было бы всемогуще (чего в действительности не происходит — и, можно было бы сказать, к счастью для человечества).

В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни (К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, В.И.Слободчиков и др.).

Достижение этапа зрелости социального и психического развития не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое поведение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Однако «значимые другие»?? становятся лишь его советчиками, арбитрами, оппонентами в делах, по поводу которых он сам принимает жизненно важные решения на основе собственных «смыслов жизни» (В.Франкл). Способность к принятию таких решений и к их осуществлению — показатель зрелости психического развития, а критерии, на основе которых он их осуществляет, — социального. Именно с этапа зрелости социального и психического развития человека и начинается отсчет в проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена).

Читайте также:  Когда восстановиться зрение после лазерной коррекции зрения

Чаще всего андрагог этим и ограничивается в своем понимании зрелости взрослого человека, справедливо ставя акцент на его свободе выбора, праве на информационные запросы и собственные оценки. Однако в действительности феномен зрелости значительно более сложный, и понимание процессов взаимодействия «андрагог-взрослый» требует более глубинной его интерпретации.

ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Прежде всего, ответим на вопрос, всегда ли взрослый человек (по крайней мере к концу юношеского периода) достигает того уровня зрелости психики, который бы обеспечил базис для дальнейшего развития его социальных отношений с миром?

Сначала рассмотрим важнейшие атрибуты индивидуально-психологической зрелости. На основе анализа литературы по этим вопросам, а также наших собственных исследований к ним можно отнести способности:

Наравне с параметрами, характеризующими зрелость психического развития, следует выделить типичные проявления недостаточной зрелости. Речь идет о несформированности способностей к обоснованному прогнозированию и планированию собственного поведения, принятию обдуманных решений, умению соотносить их со своими возможностями и нести за них ответственность перед собой.

Естественное следствие мало продуманных и безответственных решений — их невыполнимость, различного рода неудачи в процессе их выполнения, получение не того результата, который ожидался и т.п.

Если не обращать внимание на другие, чаще всего сопровождающие этот процесс проявления, то, естественно, возникает мысль, что подобное явление обусловлено несформированностью аппарата продуктивного мышления — следствие существенных недостатков обучения и воспитания человека в подростково-юношеском возрасте (в результате чего у него оказались несформированными потребность в саморегулировании своего поведения, а также и соответствующий механизм продуктивного мышления).

Однако жизненные наблюдения, а также исследовательские данные позволяют предположить, что подобное поведение — конечно, в разной степени выраженности — может быть связано с генетикой. В этом случае его «смягчение» требует серьезного вмешательства психологических служб. По внешним проявлениям андрагог редко сможет определить реальную причину (поскольку речь не идет о глубокой патологии, а лишь о пограничных состояниях).

Характерно, что внешние проявления практически одни и те же. Кроме указанных выше, отмечаются слабо выраженная рефлексия как прогностического, так и ретроспективного плана, в которой человек как бы и не нуждается, живя «одним днем». В своей повседневной жизни такие люди постоянно «натыкаются на одни и те же грабли» и в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, характера, эмоционального склада по-разному реагируют на свои неудачи (не замечают неудач, принимают неудачные решения как должное, недоумевают, обвиняют других, реже — себя и т.п.).

Недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования рефлексии может проявляться специфическим образом в интеллектуальной сфере взрослого человека, например, в ярко выраженном познавательном интересе (как у младшего подростка) — без серьезной практической направленности, в склонности к накоплению информации — без ее внутренней переработки, к собиранию книг — без глубокого ценностного отношения к ним и т.п. Нередко андрагог, сталкиваясь с такого рода широким интересом «ко всему», принимает его за истинную увлеченность. Но даже распознав причину, практически невозможно что-либо изменить в позиции такого человека, важно в определенном смысле нивелировать ее в группе, в которой он нередко стремится лидерствовать, подавляя всех своими познаниями.

В этих случаях главное внимание в работе андрагога, вероятно, должно быть направлено на ту часть группы (чаще всего — это большинство), которая разумно-практично воспринимает мир и самого себя, на практическую целесообразность (по крайней мере, в конечном счете) любых человеческих знаний. Именно с этих позиций предполагается рефлексия человека по отношению к продуктивности его образовательной деятельности. Постоянная акцентация на практической целесообразности всех человеческих действий и апелляция к прогнозированию — оцениванию результатов всегда положительно влияет на жизненную позицию взрослого человека даже в случае, если исходно она и не была таковой.

ЗРЕЛОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА — ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Естественно, что недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования самосознания и рефлексии не может послужить надежной основой для развития социально зрелого поведения личности (хотя при отсутствии экстремальных ситуаций может долго маскировать его). Такой человек, как правило, наносит своими поступками больше вреда себе, чем другим (если, конечно, они способны понять причины его поступков и в серьезных ситуациях жизни не рассчитывать на него). Легко оправдывая свои поступки (нездоровьем, стремлением к малым радостям и т.п.), такой человек по отношению к другим может быть как благодушным, так и агрессивным — в зависимости от исходного базового типа темперамента.

Несомненно, что содержание той деятельности, по отношению к которой человек проявляет как социальное зрелое, так и социально незрелое поведение, как и весь критериальный аппарат оценок, которыми он пользуется, в действительности «насквозь социально» (другого просто и не может быть у «человека разумного»). Иначе говоря, зрелость психического развития человека — как индивидуальная основа его социальной зрелости практически не может быть определена иначе, чем через социальное проявление. Однако зрелость психического развития (естественно, в зависимости от уровня ее представленности в личности) создает лишь возможность для самоосуществления человека как члена социума и индивидуальности. Такая возможность реализуется только при «наложении» на поведение индивида критериальной сетки социальных ценностей, которые, конечно, человек может интерпретировать для себя по-разному.

И в жизни, и в образовании чаще приходится сталкиваться с людьми, у которых зрелость психического развития сочетается с маскируемой или немаскируемой незрелостью социального поведения (причем нередко и по отношению к самому себе). Так, нередко полноценный механизм рефлексии, эмоционально-волевой сферы и т.п. служит основой индивидуалистической, эгоистической направленности человека. В этих случаях хорошо развитый практический интеллект и «смекалка» могут служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Как правило, только крупные неудачи и потери способны как бы вернуть человека к началу жизни, к выбору ее главных ценностей.

Имеет ли понятие «социальная зрелость» только позитивное содержательное наполнение?

Если рассуждать абстрактно, личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в своем поведении, может считаться социально зрелой. В этом смысле слова партийный или религиозный фанат, «идущий в бой» за ценности той общности людей, в которую он входит, тоже как бы является социально зрелой личностью. Однако с понятием социальной зрелости все же следует связывать внутреннюю установку личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, то есть на гуманистические ценности.

Несомненно, что эта проблема достаточно сложна, так как критерии гуманистических ценностей человечества в ответ на вызовы XXI века тоже проходят определенную трансформацию, сохраняя при этом незыблемой только самую общую нравственную основу. Каждый взрослый человек уже по своему социальному статусу имеет право, а точнее долг перед социумом, принимать активное участие в этом всемирном полилоге народов.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ — ЭТО ИТОГ ИЛИ СТАРТ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА?

Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.

Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень достижений в аспекте развития человека. При этом все исследователи в этой области выделяют нарастание с годами субъектности (в основе которой лежит развитая рефлексия, обращенная и к самому себе и к другим). Так, Э.Эриксон выделяет такие качества, как забота, милосердие (взрослость), мудрость (старость); при этом каждый следующий этап не отменяет предыдущие, но как бы наращивает новый уровень субъектности, прежде всего как социальной зрелости личности. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, раскрывая содержание социальных «новообразований» человека, описывает их этапы: персонализации (переход к юности), индивидуализации (переход к взрослости), универсализации (как переход к старости) (Слободчиков В.И., Исаев ЕМ. Психология развития человека. — М., 2002. — С.198.)

Несомненно, такой подход к этапам «взрослости-зрелости» в их качественном «изменении-развитии» дает возможность не только понять сущностные механизмы этого движения, но и позволяет сделать многие прикладные выводы для системы образования взрослых. Один из них — как нам представляется, чрезвычайно важный — недопустимость проекции собственного возраста и миропонимания андрагога на аудиторию взрослых без учета их ценностных ориентации, обусловленных их возрастом и преобладающей позицией в жизни. Нередко в этом заключаются главные сложности работы андрагога — трудно молодому по возрасту преподавателю понять главные социальные ценности пожилого человека. С другой стороны, нельзя подходить к любому возрасту только в его статике. Очевидно, понятие «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) так же значимо и для характеристики образовательной (и других видов деятельности) взрослого человека, как и ребенка. Андрагогу, вероятно, так же важно чувствовать направление движения взрослого человека в его социально-личностном развитии.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

Вероятно, как и все социальные феномены, характеризующие поведение человека, социальная незрелость имеет двоякую природу: внешние условия и внутреннюю причину.

Не рассматривая ситуации продуманного антисоциального поведения (не только явно криминального, но и морально преступного), причины которого хорошо известны, рассмотрим коллизии социального и личного в более «стертом» варианте, когда оно проявляется скорее как незрелость социально-психологического развития человека, как некоторая деформация личности. Позиция «мне все равно» порождает (не всегда осознанное) чувство иждивенчества и стремление к вымогательству.

Конечно, исправление такой позиции взрослого человека вряд ли под силу только андрагогической службе. Однако образование дает человеку возможность понять, что и в справедливом, и в несправедливом обществе одни личности становятся зрелыми по отношению к социуму и самому себе, а другие так и не обретают этого качества.

В какой мере стремление обвинять других в своих жизненных неудачах может быть обусловлено индивидуально-личностными качествами, которые как бы проецируются на социальные отношения и позиции человека?

Известно, что некоторые психологи склоняются к тому, что «интернальность» (стремление человека искать причины удач и неудач в своем собственном поведении) в отличие от «экстернальности» (когда человек склонен обвинять в своих неудачах обстоятельства или других людей) есть не только результат воспитания, но и определенная предрасположенность. Не входя глубоко в суть дискуссии, следует сказать, что морально деструктивное социальное поведение не может быть исходно предопределено. Кроме того, отрефлексированное самим человеком качество в его оценочном изменении перестает быть для него фатально значимым (то есть он способен его изменить).

Другой вид социальной деформации личности может быть условно обозначен как «социальный инфантилизм». Так, по свидетельству некоторых современных социологов и публицистов (М.Платт, В.Ошеров и др.) «социальный инфантилизм» проявился в деятельности целого послевоенного поколения людей в США. Не случаен, как они полагают, был и выбор Б.Клинтона в президенты, так как он тоже является ярким представителем этого поколения. Характерной их чертой является умаление роли авторитета и мудрости старших и исповедание во взрослой жизни подростково-юношеских ценностей. Название «тинэйджеры» («несовершеннолетние») и «бэби-бумас» очень четко подчеркивает их позицию в жизни. Претендуя на взрослость, они живут психологией «бесконечной юности», не отказываясь от ее прекрасных идеалов, которые, кстати, были хорошо подхвачены соответствующей «индустрией» (включая и средства массовой информации). Их рефлексия, естественно, поддерживает сознание социальной зрелой личности, а отнюдь не «взрослых подростков». Таким образом, социальная жизнь общества может породить своеобразные «аберрации сознания» и у психологически зрелой личности (так как трудно предположить такую незрелость у целого поколения).

Итак, может ли сам человек определить уровень своей потребности в рефлексии и способность осуществлять адекватность оценки на ее основе? Вероятно, в полной мере самому человеку это сделать трудно, даже если предложить ему такой «инструмент измерения». Вероятно также, что зрелость социального поведения человека может быть в полной мере оценена прежде всего коллективной рефлексией социума, разделяющего общие гуманистические ценности человечества.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ АНДРАГОГА

Может ли сам человек определить уровень развития своей рефлексии и на этой основе сделать вывод об уровне зрелости психического развития? Отдельные методики, которыми он может воспользоваться, не дадут ему достаточно полного ответа на этот вопроса. Главное, не обладая таким качеством, человек, как правило, и не испытывает потребности в его определении.

Андрагог в процессе взаимодействия с взрослым человеком, и особенно зная о его неудачах, может построить достаточно верный прогноз о причинах и в определенной мере помочь направить его внимание на самопознание — естественно, в возможных для человека рамках.

Значительно проще диагностируется феномен социально-психологической зрелости. В этих случаях речь обычно идет о соответствии поведения человека социальным критериям и нормам, то есть, собственно о социальной зрелости, в которой зрелость психического развития как бы представлена в скрытом виде или подразумевается как само собой разумеющийся факт.

Однако, с нашей точки зрения, для андрагога важна установка не столько на диагностику социально-психологической зрелости, сколько на то, чтобы в процессе взаимодействия у взрослого человека возникла потребность в самопознании и самосовершенствовании как важнейшей ценности образования в современном мире.

Сухобская Г.С.,

СУХОБСКАЯ Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики. // Новые знания. 2002. № 4. — с. 17-20. Галина СУХОБСКАЯ, доктор психологических наук, профессор. Кафедра педагогики и андрогогики. Рабочий телефон Галины Степановны: 572-27-79

Источники:
  • http://fb.ru/article/385020/psihologicheskaya-zrelost-ponyatie-periodyi-urovni-i-osobennosti
  • http://psyera.ru/4763/zrelost-vzroslost
  • http://hpsy.ru/public/x1449.htm