Меню Рубрики

Понятие о правовом государстве моя точка зрения

Идея правового государства разрабатывалась и обсуждалась, начиная с развития современной цивилизации. С древнейших времен философы, юристы, политологи в истории правовых учений задавались вопросами: что такое правовое государство, в чем его сущность, каковы цели, задачи и содержание, каково его предназначение; какие формы организации и методы осуществления функций приемлемы для него и др.

Категория «правовое государство» является специфическим и чисто немецким выражением (der Rechtsstaat). В других языковых конструкциях это словосочетание не соединяет такие фундаментальные понятия как право и государство. В английском языке это «rule of law», что переводится как господство права. Для французов его смысл «regne de lalois» или «limitation des gouvernants» обозначает соответственно господство, царствование законов или ограничение правителей.

Понятие правового государства, как института, ограничивающего государство рамками Конституции и правовых законов, возникло на рубеже XVIII-XIX веков. Истоки же идей правового государства были отражены во взглядах и трудах Аристотеля, Сократа, Платона, Цицерона. Концепцию о связи права и государства развивали Д.Адаме, Г.В. Гегель, Т.Джефферсон, И. Кант, Д.Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Медисон, М. Падуанский. Безусловно к вопросам указанного круга обращались и крупнейшие русские юристы: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич.

Так или иначе, проходя многовековой путь своего развития, данная категория претерпевала различные характеристики. Соответственно, в понимании одних представителей гуманитарного знания, с точки зрения философско-правовой, — правовое государство — это идеальная модель функционирования государства, которая на практике не достижима, а необходима как идеал, к которому можно лишь стремиться. Исторически ни одно из существующих государств не стало по-настоящему правовым, ибо идеальный тип задает логический предел, некий «мыслимый горизонт», а к нему, согласно М.Веберу, разработавшему и использовавшему представление об «идеальном типе», можно только стремиться. «В исторических реалиях не было еще правового государства, выражающего его изначальный замысел и предназначение» — отмечает Е.А. Лукашева.

Другие же, в частности, А.Н. Соколов в своем монографическом исследовании «Правовое государство: от идеи до ее материализации» называет Германию правовым государством и показывает ее путь развития.

Надо полагать, в разные времена у разных мыслителей объяснение идеи взаимоотношений государства и права, закона были различными. Одни связывали правовое государство с частной собственностью и обеспечением привилегированного положения отдельных слоев, групп населения, другие,напротив, доказывали невозможность достижения общественного блага в условиях господства частной собственности и неравенства. Достаточно часто в юридической литературе встречается точка зрения о том, что экономическими условиями практической реализации идей правового государства является становление рыночных отношений, а политическими условиями выступают буржуазные революции (перевороты). «Антифеодальная борьба революционного класса — буржуазии — опиралась на поиск новых форм взаимоотношений индивида и власти, на необходимость противопоставить феодальному произволу новые принципы, а именно принципы прав человека. Эти принципы были основаны на идее свободы индивида, его раскрепощения жесткой феодальной регламентации всех сфер жизнедеятельности со стороны государства». В основе правового государства, думается, — должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию, как это имело место в СССР, из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. Ведь экономико-правовым считается такое общество, в производственных отношениях которого господствует примат рыночного способа эквивалентного обмена и распределения. Например в Европе за последние годы в общественно-политический и научный оборот вошло выражение «правовое государство и рыночная экономика — близнецы». Однако, иностранные инвесторы не уверенны в защите своих интересов в правовом пространстве России. При этом приводятся многочисленные примеры обмана с российской стороны, непрозрачности наших фирм, нечестности положения и полномочии глав фирм и главных бухгалтеров, неясности расположения центра фирмы и т.д. В этом отношении торговое право Германии четко прописывает все правила «игры», особенно через институт обязательной регистрации фирм судами первой инстанции, где всегда можно получить в течение дня интересующую информацию о той или иной фирме.

Все изложенное свидетельствует о том, что характер связи рыночных преобразований и становление правового государства зависит от господствующих в данной культуре правосознания и правопонимания, выступающих по отношению к становлению правового государства как активно действующие факторы. Так, например, англосаксонский менталитет породил либертарианское правосознание, которое, как справедливо отмечают исследователи, нелюбовь к вмешательству государства возвело в догмат. Таким образом, сами по себе рыночные отношения не требуют правового характера государства как такового. Необходимо лишь то, чтоб государство соответствующим образом реагировало или «включало» аппарат принуждения в случае совершения незаконных действий в гражданско-правовой сфере. Например, в Германии в первой половине XIX века, более приоритетной была задача объединения государства и принятия единых по всей его территории законов, чем обеспечение личных прав и свобод. Для Гегеля, отталкивавшегося от естественно-правовых теорий и основательно разработавшего идею правового государства, «естественные права» были не чем-то, ограничивающим его извне, а тем, что возникает только на его субстанциональной основе. Государство как «шествие Бога в мире» и воплощение Идеи Права логически предшествует естественным правам, выступает их основанием и гарантом. Таким образом, правовое государство видится как явление исключительно многостороннее и сложное, которому присущи следующие принципы:

  • 1. гарантия свободы отдельного человека (личности) относительно государства: этот принцип находит своё логическое продолжение и конкретизацию в основных правах человека;
  • 2. правовое равенство, которое конкретизируется во взглядах о том, что законы должны иметь одинаковую для всех силу действия и что все граждане должны быть одинаково равны перед законом;
  • 3. правовая безопасность, соизмеримость государственного действия. К этому принципу относится охрана доверии (т.е. государство обязано возмещать убытки, причиненные им, чтобы сохранять доверие к себе), запрет придания обратной силы закону, требование четкости, определенности законов и запрета чрезмерности (т.е. государство имеет право вмешиваться в свободу личности только там, где это действительно необходимо, и только в таком объеме, в каком вмешательство не будет превышать соразмерности отношений к преследуемой цели (требование соразмерности, умеренности);
  • 4. разделение государственной власти, в функциональном и институциональном (организационном) смысле, как важный организационный и политический принцип Конституции, на власть законодательную, исполнительную и судебную практически должно осуществляться посредством государственных институтов, реализующих соответствующие полномочия.

Данная совокупность принципов, безусловно, может выражать лишь один аспект, одно направление исследования искомой категории. Если же учитывать многоаспектность тематики, то автору весьма импонирует точка зрения А.Н. Соколова, который предлагает рассматривать правовое государство в формальном, материальном и техническом смыслах40, ибо такое масштабное представление и способно отразить современные положения о правовом государстве.

Так, в формальном смысле слова, правовое государство является государством, в котором законы осуществляются по единообразному предусмотренному порядку, предначертанному в писаной Конституции, при котором все ветви государственной власти, особенно исполнительная власть и правосудие, осуществляются только согласно букве (а не духу) закона. Такое правовое государство характеризуется игнорированием сущностных, содержательных признаков государства и права, в частности, общечеловеческих ценностей прав и свобод, мировых общепризнанных стандартов. В качестве примера можно привести фашистскую Германию. Фашистские юристы на основании того, что в нацистском государстве тоже господствовал закон (но не правовой), провозглашали фашистский рейх «правовым государством». В действительности же основными чертами его были: идея «расового права», «правовой порядок», основанный на абсолютистской воле фюрера и националистической фашисткой идеологии.

Правовое государство в формальном смысле слова, которое может провозглашать себя в качестве конституционного государства, на самом деле может быль и государством бесправия, как уже упомянутая нами нацистская Германия. Ведь формальный взгляд на правовое государство на примере фашистской Германии (господствующее в ФРГ мнение) зарекомендовал себя «как безрезультатный, поскольку закон стал инструментом проявления неограниченной власти определенной тоталитарной партии. В отношении бесправия, облеченного в оболочку закона, формальный принцип правового государства показал себя беспомощным».

Поэтому после 1945 года немецкие юристы пытались дополнить формальный принцип правового государства критериями справедливости. Но «справедливости» может пожелать для себя и тоталитарное государство, даже если оно при этом попирало ногами человеческое достоинство и свободу. Назвать же правовое государство государством справедливости означает, опять же, вернуться, в конце концов, к его формальному определению. Поэтому современные государствоведы и требуют, чтобы четко было выражено: какая форма справедливости служит для выражения его сущности. С этой точки зрения правовому государству присущи две характерные особенности как два института. Во-первых, это свобода личности. Во-вторых, связанность и ограничение государственной власти правом, связанность государственного вмешательства так же, как и государственно оформленного уравновешения.

Эти положения, думается, полностью приемлемы и крайне необходимы при конституционном строительстве как в России, так и в других странах, по крайней мере, ближнего зарубежья.

В материальном аспекте правовое государство характеризуется, прежде всего, защитой личности (гражданские и прочие права) и политических свобод человека, а также умеренностью и связанностью правом всего исполнения публичной (государственной) власти.

В начале освещения понятия правового государства мы назвали четыре главных принципа правовой государственности. Если же поставить цель: сконцентрировать характерные черты правовой государственности в развернутом виде, то это будут следующие принципы:

  • 1. связанность исполнительной власти правом и законом;
  • 2. ограничение усмотрения и пространства для суждений администрации;
  • 3. запрет обратной силы законов.
  • 4. правовое равенство и равное пользование правом;
  • 5. всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных административных актов;
  • 6. сформированность, четкость и демократизм административного процесса;
  • 7. четкость принципов судебного процесса (прежде всего право на обязательное выслушивание в суде каждого — ст. 103, абз. 1 Основного закона ФРГ), т.е. так называемые судебные процессуальные права человека;
  • 8. принципы преобразования уголовного права (ст.ст. 102-104 Основного закона, отмена смертной казни и т.д.);
  • 9. ответственность государства за действия своих органов (ст.34 Основного закона);
  • 10. компенсация за вмешательство государства, если оно причинило лицу особый ущерб (ст. 14 Основного закона);
  • 11. институт конституционной жалобы, которая открывает каждому гражданину путь в конституционные суды федерации и земель.

Как видим, одним из основополагающих принципов правового государства является обеспечение интересов личности, ее защиты от каких бы то ни было неправовых посягательств. Почему-то во многих отечественных публикациях по правовому государству этот принцип ставят на третье, пятое, седьмое места, выпячивая, как правило, принцип разделения властей. Видимо, это все еще инерция от тоталитарного государства с его этатизмом. А ведь деформация общественного развития начинается там, где сдвигаются приоритеты и во главе угла ставится государство как самодовлеющая ценность. Человеку же и его интересам отводится подчиненное место. Тенденция к смещению приоритетов в отношениях «государство-личность» неизбежно ведет к формированию тоталитарных режимов. Гарантия свободы отдельного человека находит свое логическое выражение и конкретизацию в основных правах человека.

Основополагающим фактором является и то, что изначально идея правового государства была связана с утверждением суверенности народа, гарантированностью его свободы, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественных отношений.

Из развернутого определения понятия правового государства видно, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов, но и соответствующая правовая организация самой системы государственной власти.

Речь идет об учреждении различных государственных органов, четком определении их компетенции, места в системе, характера отношений между собой, способов формирования, форм деятельности и т.д.

Ясно, что без надлежащей правовой организации государственной власти, должного разграничения задач, функций и полномочий различных ветвей органов власти, определенного порядка их взаимоотношений не может быть ни господства права, ни правовых законов.

Говоря о своеобразии понимания правового государства в рамках каждой правовой культуры, можно сделать вывод, что налицо та интерпретация правопонимания, которая одновременно отдает должное как глобализации в форме утверждения международно-правовых стандартов, так и регионализации в форме признания и уважения особенностей правовой культуры отдельных регионов и образующих их государств.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что указанные характеристики правового государства в полной мере отражают суть данного явления, однако, вместе с этим, вырисовывается необходимость рассмотрения важнейшего условия формирования правового государства. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

В начале века особую актуальность приобрела проблема правового государства. В работе «Власть и право. Проблема правового государства» С. А. Котляревский (1873—1940) писал о правовом государстве как о факте общеизвестном: «. идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных государств, … Правовое государство стало одним из политических заданий. Много раз отмечался кризис правосознания, … Наличность переживаемых здесь разочарований не отни­мет у данных стремлений настойчивости и выразительности: убеждение, что государство должно принять облик правового государства, остается непоколебленным».

Проблема власти была представлена Котляревским многосторонне. Помимо сравнительно-исторического освещения функциональных и революционных аспектов реализации идей господства права автор уделил нема­ло внимания процессуальным (ритуальные) аспектам властвования и подчинения. Юристы и социологи, по мнению ученого, не всегда отдавали себе отчет в том, насколько явления властвования сохраняют в себе элемент загадочности, несмотря на их ежедневный и даже ежечасный характер проявления. Главное назначение правового государства — быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справед­лив и что «способ его создания есть в то же самое время — при недостатках человеческой природы — обеспечение этой воз­можной справедливости».

К основным атрибутам правового государства русские мыслители (В. Соловьев, Н. Алексеев и др.) относили недопустимость изменения правопорядка в государстве без участия народного представительства, верховенство права (а не закона). «Не закон дает силу права, а право дает силу закона, и законодатель должен не создавать, а находить право, выработанное в сознании общества» (А. Алексеев). А основным органом, обеспечивающим реальную обоюдную ответственность государства и личности должен быть конституционный суд.

Отдельно стоит вопрос «о праве на достойное существование». Большинством исследователей оно связывалось с обеспечением общей защиты интересов трудящихся при помощи права и признавалось требованием социалистическим. И. А. Покровский считал, что ведя речь о «праве на существование», следует при этом подразумевать заботу в области общественного призрения. У государства есть обязанность спасать от голодной смерти, но «права быть спасенным от голодной смерти лицо не имеет». Право на существование — это не обеспечение необходимых условий сущес­твования. Это минимум того, «что государ­ство должно обеспечить человеку, — это узкое, но более прочное в юридическом смысле понимание проблемы».

Оригинальный варианты концепции власти и правового государства был представлен Г. Ф. Шершеневичем (1863—1912).

Концепция власти. Государство представляет собой источник права как властного веления. Власть связана с волей, с умением «заставить других сообра­зовывать свое поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существенных мотивов, определяющих поведе­ние другого». В основе власти лежит эмоциональный и мыслительный настрой повинующихся. Шершеневич называет его «эгоистическим чувством», которое «составлено у него из страха и веры в то, что послушание может принести известные выгоды».

Читайте также:  Что такое с точки зрения философии мифология и религия

С позиций социологии все власти опираются на государственную власть с ее изначальным (исторически и логически) авторите­том, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на общественные силы. С юридической точки зрения, государство есть правовое отношение, есть объект или субъект права, но это уже, по Шершеневичу, неправильные, искаженные представления о власти. С методологической точки зрения, подчеркивает он, «юридическое определение не только не способно объяснить реального существа того, что мы называем государством, но оно кроет в себе опасность затемнить пред нами истинную сущность явлений, происходящих в государстве. Понятие о государстве только одно — социологическое».

Социологическое понятие о государстве исходит из того, что трудно «построить понятие о государстве как силе, государстве как юридическом отношении, но возможно это сделать только с учетом и лишь на основе представления о нем как комбинации силы и воли». Государственная власть предстает в этом случае как «основанная на самостоятельной силе воля одних (властвую­щих) подчинять себе волю других (подвластных)».

Правовое государство. Основные пути формирования правового государства: строгое определение полномочий органам власти, устранение произвола государственной власти (установить нормы объективного права, определить пределы свободы каждого и отграничить одни интересы от других), государство должно быть ограничено охраною субъективных прав. Главные атрибуты такого государства: разделение властей, подчиненность государства стоящему над ним праву, наличие неотъемлемых прав личности, правовое самоограничение власти. Основной гарантией выступает «сдерживающая сила общественного мнения».

Гарантия – сдерживающая сила общественного мнения

Видным теоретиком правового государства в эти годы был Б.А. Кистяковский (1868—1920). Ему при­надлежит инициатива теоретической постановки вопроса о правовом социалистическом государстве. Методологической основой его исследований является комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Говоря о социальной природе права, Кистяковский писал: «Чаше всего социальную природу права видят в том, что оно может существовать только в обществе и что общественная жизнь обусловливает все правовые явления. Это, несомненно, верно, но не характерно для права. Ведь вся наша культура во всех ее проявлениях тесно связана с с общественной жизнью. Даже язык не мог бы существовать без общества … также точно без общества не могли бы существовать ни литература, ни наука, ни искусство. Однако для всякого языка ясно, что право есть социальное явление в другом смысле, чем все эти проявления культуры; оно как бы более социально, чем все они». Поскольку право носит социальный характер, то его сущность состоит не во внутренней ценности, а в том, что его нормы постоянно и регулярно осуществляются в жизни. Право – не долженствование, а исторический, социальный факт.

Анализ права с позиций социологии требует обращения к его практической реализации и исходя из этого рассматривать право в его воплощении в правовых отношениях. А поскольку все жизненные ситуации невозможно описать, то юрист прежде всего должен знать законы и уметь обращаться с ними. Однако идеальное состояние для юриста – практика в другом – в умении соединить «правовую жизнь» со знаниями законов. В этом одна из гарантий справедливости. Последняя в сфере реализации права означает беспристрастность судьи, обоснованность выводов фактическими обстоятельствами дела, равенство перед законом, соразмерность наказания преступлению, соответствие между целями законодателя и средствами, избираемыми для их достижения.

Все это можно реализовать в правовом государстве, в том числе и государстве социальной справедливости (социалистическом). В последнем власть строго подзаконна, в нем существует народное представительство, которое выражает верховенство народа. В социалистическом государстве достигается «полное единение государственной власти с народом». Здесь каждый, в лице своих представителей, должен участвовать в выработке законов, контроле за правительством. Но при этом каждый гражданин и народ как суверен ответственны за соблюдение правового порядка.

Кистяковский упрекал русскую революционную интеллигенцию за ее пренебрежение правом и за неразвитость ее правопонимания. Он видел причины слаборазвитости правосозна­ния российской интеллигенции в бедности окружаю­щей правовой жизни, в слишком большой дани увлечению метафизическими решениями политических и моральных про­блем.

Сущность права Кистяковский определял с философских позиций как совокупность норм, устанавливающих свободу лиц. С точки зрения социологии – совокупность норм, создающих компромисс между различными требованиями, так как всякий новоиздающийся «закон в современном конституционном государстве становится компромиссным документом, вырабатывае­мым различными партиями, которые выражают требования определенных социальных групп». Более того, «современное государство само основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий стрем­ления наиболее влиятельных групп в данном государстве»

К проблемам правового государства обращались и другие исследователи. Среди них заметный вклад внес В. М. Гессен. Он к его известным признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связанность правительственных и судеб­ных решений правом и т. д.) добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

Признаки и понятия правового государства. Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2 )

Существует множество трактовок определения «правое государство»:

– Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3 )

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4 )

– Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1 )

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2 )Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1 )

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1 ) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2 )

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3 )

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1 )

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1 )

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

Читайте также:  Как исправляется зрение при ношении очков

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое государство

Сущность, идеи, концепции правового государства с точки зрения различных выдающихся философов и ученых. Понятие и роль гражданского общества как основы правового государственного строя. Характерные черты и основные признаки правового государства.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.01.2011
Размер файла 30,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие правового государства

2. Характерные черты правового государства

Список используемой литературы

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”. Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233.

Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство. ” Конституция РФ. — Ст. 1.

1. Понятие правового государства

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство — это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии — это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание «правовое государство» привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось «социалистическое правовое государство». Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания «социалистическое правовое государство». Прилагательное «социалистический» указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, — и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду.

А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество — система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство — лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы, но и «буржуазность», т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип «от каждого по способностям — каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:

открыть простор всем видам собственности.

заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон.

сделать главенствующим принцип «разрешено все, что не запрещено».

обеспечить эквивалентный характер обмена.

утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера.

не ограничивать инициативу и предприимчивость.

Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

2. Характерные черты правового государства

правовой государство гражданское общество

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

1. Разделение властей;

2. Верховенство закона;

3. Строгое соблюдение прав и свобод человека;

4. Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

Наличие развитого гражданского общества;

Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

Читайте также:  Развитие зрение и слуха в младенчестве

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;

Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека — это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель — глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

Созданию антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти — воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Формирование обществом законодательных органов может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская — 348,8 млн. голосов, демократическая — 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, “песни и пляски папуасов побережья Парагвая”. Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих “лагеря”: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. Правомерно задать вопрос: в соответствие с каким законодательством (коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

Суд также в любом государстве должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

Единство прав и обязанностей граждан — важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.

Итак, мы выяснили, что основой правового государства являются, прежде всего, взаимоотношения общества и государства. Государство создается обществом и призвано обеспечить его гармонией существования в данном государстве. Основные принципы, условия и структура такого существования и отражены в пунктах первой главы. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, но по-моему мнению, основным принципом существования такого государства является все же взаимная ответственность государства и граждан. По мнению многих великих деятелей прошлого и настоящего, государство образовывалось, как естественная форма существования общества. Поэтому основными принципами правового государства нужно считать правовые концепции, основанные на идее справедливости, приоритете общечеловеческих ценностей и, таким образом, соответствующих своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон будет является правовым. Государство и общество должны признаваться, как равные субъекты правоотношений. Идея правового будет оставаться главенствующей во всех областях юридических наук, так как только при создании такого государства возможно существование цивилизованного общества.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная ранее, бюрократическая олигархия — реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия — демагогически-популистские силы).

Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5. Существует благодарят налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.

Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества — это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап — утверждение рыночной экономики различных реформ предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению государственной власти в правовом государстве.

В заключении необходимо отметить, что идея правового государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового государства добились страны, где наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

С точки зрения теории государства и права правовое государство имеет четко сформулированное определение, признаки, общие черты, основы и факторы существования. Таким образом, правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекламированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

Однако, построение правового государства в России возможно. Этот процесс займет много лет, но только при консолидации всех созидательных сил общества и при ответственной гражданской позиции каждого человека.

Список используемой литературы

Комментарий к Конституции РФ, М., 1994;

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.,1995;

Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155;

Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289;

Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233;

Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994;

Конституции буржуазных государств. — М.: Юридическая литература, 1982. — 408 с.;

Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 1976. — 432 с.;

Общая теория права и государства. / под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994. — С. 293;

Нерсесянц В.С. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989;

Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989;

Коваленко А.И. Наука государственного конституционного права Российской Федерации. — М., 1995;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Идеи немецкого философа Канта в основе современных концепций правового государства. Возникновение и развитие идеи правового государства. Черты правового государства. Проблемы и пути формирования и становления правового государства в Российской Федерации.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 29.03.2014

Изучение истории возникновения идеи правового государства в трудах российских юристов. Понятие, признаки и институты правового государства. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Построение правового государства в Российской Федерации.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 17.11.2014

Формирование правового государства в Республике Беларусь. Возникновение идеи правового государства. Понятие, признаки правового государства. Разделение властей, права и свободы в правовом государстве. Современное понимание концепции правового государства.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 25.11.2008

Общетеоретическая характеристика правового государства, его значение, основные принципы и признаки. История формирования и развития идеи правового государства, анализ причин ее возникновения. Правовое государство в трактовке мыслителей и философов.

реферат [50,1 K], добавлен 09.05.2016

Факторы и особенности процессов формирования правового государства. Принципы и признаки, которые являются необходимым условием возникновения и становления правового государства. Значение гражданского общества в функционировании правового государства.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 01.06.2014

Возникновение и развитие идеи правового государства, его основные принципы и характеристики. Эволюция идей правового государства в России. Характер взаимосвязи правового государства и гражданского общества, их влияние на систему общественных отношений.

курсовая работа [300,5 K], добавлен 07.09.2014

Характеристика гражданского общества, его признаки и структура. Стратегия формирования гражданского общества. Понятие и признаки правового государства, развитие его концепций. Основные черты правового государства, стратегия его развития в Молдове.

реферат [47,8 K], добавлен 15.01.2015

Возникновение и развитие идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства. Основные характеристики института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве. Пути и процесс формирования правового государства в России.

дипломная работа [19,7 K], добавлен 28.01.2017

Концепции и этапы развития гражданского общества. Взаимодействие государства и гражданского общества. Понятие правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве. Проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь.

дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.11.2015

Вклад Джона Локка, И. Канта и Шарля Луи де Монтескьё в развитие теории правового государства. Понятие и основные признаки правового государства, предпосылки его формирования. Идеальная модель государства. Сущность и функции гражданского общества.

презентация [3,1 M], добавлен 16.09.2012

Источники:
  • http://infopedia.su/7xcb8e.html
  • http://studopedia.ru/1_68209_priznaki-pravovogo-gosudarstva.html
  • http://otherreferats.allbest.ru/law/00102078_0.html