Меню Рубрики

Понятие личность с различных точек зрения

Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.

Различные подходы к определению личности.

Подходы к личности в отечественной психологии.

Подходы к личности в зарубежной психологии.

Трактовки понятия личность как соотношение типов субъектов.

Объем понятия личность по включаемым типам субъектов

Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность.

Различные подходы к определению личности.

Олпорт выделил около 50 определений личности, которые он разделил на несколько категорий.

1) Биосоциальное = бытовое определение личности, где личность соотносится с социальной стимульной ценностью индивида. Именно реакция других определяет личность.

2) Биофизическое. Личность связана исключительно с характеристиками или свойствами субъекта.

3) Определение — омнибус или личность через перечисление.

4) Акцент на интегрирующей / организующей функции личности.

5) Акцент на регулирующей поведение функции личности.

6) Акцент на уникальные / индивидуальные аспекты поведения (что отличает первое от второго).

7) Личность = сущность человека. Здесь личность соотноситься с наиболее репрезентативной частью индивида, не только в плане отличия от других, но и показывает, кем человек является на самом деле.

В психологии многообразие сосуществующих подходов к проблемам личности можно разделить на два класса. В рамках одного понятие рассматривается практически как синоним субъекта психической активности в целом, т.е. объявляется «конечным и наиболее сложным объектом психологии». В рамках другого понятие личности рассматривается в его специфическом содержании. Здесь ставится задача отграничить понятие личности от других, сопоставимых с ним по объему и содержанию, в частности, отграничить от понятий «темперамент» и «характер».

Подходы к личности в отечественной психологии.

А. Мясищев, Смирнов, Малышев и др. Личность — это система отношений, отношения — это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. «доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека»). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.

Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин. Личность — не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности — «некие абстрактные духовные образования». Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.

Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры — взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль — не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура — биологические свойства (темперамент, возраст, патологии. ). С.Л. Рубинштейн. Личность — это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Подходы к личности в зарубежной психологии.

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность — способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека «ради него самого».

Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности — социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности — показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго — это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность — это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность — это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.

Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность — результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

Когнитивная психология. Дж.Келли — теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное — то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность — это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Трактовки понятия личность как соотношение типов субъектов.

Субъект – это родовое понятие, базовая психологическая категория, охватывает все названные понятия. Деятельность – взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – окружающий нас мир, социальные отношения, внутренние условия – субъект.СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Он является частью различных предметных областей. Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество, культура.

А) Природный субъект — субъект активного и гибкого приспособления к изменениям окружающей среды на основе опыта, полученного в биологической эволюции.

Б) Социальный субъект — субъект присвоения и правильного применения сознательных коллективных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе.

В) Культурный субъект — субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих (универсальных) норм.

Объем понятия личность по включаемым в него типам субъектов.

В современной психологии слово «личность» используется в разном объеме. Объем понятия имеет, по крайней мере, три варианта.

1-й вариант. Личность понимается широко, все три субъекта вместе. Личность – синоним понятия субъект (по С.Л.Рубиншнейну).

2-й вариант. В понятие «личность» входит совокупность субъектов Б и В. Этот вариант в отечественной психологии принадлежит А.Н.Леонтьеву. Личность прежде всего социальное понятие, а тот, кто является природным субъектом, тот именуется индивидом. В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко представлен в концепции А.Адлера.

3-й вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры (В). Личность – только субъект, сам решающий свои проблемы и отвечающий за их решения. Социальный субъект здесь социальный индивид, природный – природный организм. В мировой психологии этот вариант восходит к архетипу самости Юнга – центральному среди остальных. При рассмотрении личности в узком смысле охватываются критические моменты жизненного пути человека, требующие самостоятельного решения собственных проблем, ответственного выбора, в результате которого происходит становление, осознание и преобразование мотивационной сферы. Тогда личность следует отличать от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества – социального индивида: в своем культурном развитии личность может не совпадать с носителем конкретных сложившихся общественных установлений.

Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность.

Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность.

Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, продукт развития жизни, взаимодействия со средой.

Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересов, потребностях, способностях. Индивидуальность личности подчеркивают особые присущие человеку качества, выражают высокий уровень его развития.

Сферы личности: потребностно-мотивационная, волевая и познавательная.

Личность с разных точек зрения и глазами разных специалистов

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. Конкретный взгляд на то, что такое личность, определяется точкой зрения: кто смотрит на человека и какие проявления ему интересны.

Гражданская точка зрения

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

Для юриста личность — это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность. Личность, но маленькая.

Взгляд подростка

Для подростков, как правило, личность — это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг. Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее — ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность — это подвиг.

Читайте также:  Каково значение понятия финансы с точки зрения права

Взгляд романтика

Личность — это бесконечная загадка, которой можно и обязательно нужно заниматься всю жизнь. Разгадка ее равносильна смерти.

Мужской и женский взгляд на личность, личностный рост и развитие

Согласно женскому видению, личность — это человек с богатым внутренним миром, умеющий чувствовать, любить и прощать. По мужской модели и согласно мужскому (научному) видению, личность — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. См.→

Взгляд психолога

Личность для психолога – не загадка, а то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Точнее — то, что внутренне, сущностно отличает его от других.

То, что вообще отличает одного человека от другого — это его индивидуальность, а внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека) — это то, что является личностью для психологов. Для психологов личность — это тот внутренний стержень, который, когда-то сформировавшись, являясь сплавом врожденного и приобретенного, теперь определяет его желания, ценности, его дальнейшие взгляды и поступки. Главный вопрос: «Почему человек ведет себя так, а не иначе? И от чего в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному?»

Личность, как внутренний стержень человека, источник его мотивов, активности и самостоятельности — есть в той или иной степени у каждого душевно здорового, сформировавшегося человека. Подробнее смотри У кого есть личность — и какая?

Взгляд этика

Этики и психологи понимают личность существенно по разному. Для психолога любой сформировавшийся человек, имеющий своеобразие черт и особенностей — личность. Для психолога преступник — вполне личность: личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы. Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто готов на поступок и совершает поступки, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям?

Хороший вопрос самому себе: «Насколько я — Личность?»

Взгляд конструктора (строителя, Мастера жизни)

Синтон предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать. Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?

Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Близкие понятия

Я — то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.

Характер — способность человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения. Шире — любые стабильно воспроизводящие особенности поведения, мышления и реагирования людей. Именно в этом смысле для многих психологов-исследователей понятия «личность» и «характер» являются по факту синонимами.

Индивидуальность — особенности конкретного человека. Любит он водку или поспать, рыжий он или молчаливый — это все его особенности, его индивидуальность.

Что такое личность с точки зрения психологической науки

Что такое личность, индивид и субъект деятельности? В чем их различия?

Понятие личности, индивидуальности и индивида взаимосвязаны, но каждое имеет свою специфику. Третий термин включает в себя несколько определений. С одной стороны, он рассматривается как конкретное природное существо, имеющее родовую принадлежность, как биологический представитель вида Homo sapiens. С другой стороны, индивид может пониматься как социальное, применяющее орудия труда, как единичный образец человеческой общности. Человек обладает рядом индивидных особенностей: возрастными и конституциональными особенностями, половым диморфизмом, нейродинамическими свойствами головного мозга, функциональной мозговой асимметрией, органическими потребностями и психофизиологическими функциями. Интеграция индивидных качеств человека обуславливает задатки субъекта и его темперамент.

Что такое самоопределение личности и индивидуальность?

План: Введение. Понятие личности с различных точек зрения. Социология и психология личности

1. Понятие личности с различных точек зрения.

— Социология и психология личности.

— Предпосылки и факторы развития личности.

— Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты (по докладу Фламинга).

2. Понятие личности у Фрейда.

— Биография Зигмунда Фрейда.

— Я, Оно, Сверх-Я у Фрейда.

Список использованной литературы.

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным «лицом», без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания — нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.

Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.

Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для других». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.

Идеал человеческой личности — это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрите на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалось еретической, и совершенно заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром.

И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией, да и понимается она разными педагогическими и философскими школами, мягко говоря, неоднозначно.

Следует иметь в виду, что в любом обществе существует два педагогических идеала личности. Один — высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение — быть маяком, ориентиром, высшим образом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его «реальным идеалом». Реальный идеал — это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям.

1. Понятие личности с различных точек зрения.

Социология и психология личности.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек» , «индивид» , «индивидуальность» , «личность» . Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» ( от лат. Individ- неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях- биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как: 1)системное качество индивида, определяемое его влюченностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2)субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1)биологические, генетически заданные предпосылки; 2)наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

-с точки зрения ее структуры;

-с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Понятие «личность» показывает как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, то есть изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Читайте также:  Музей обмана зрения в москве адрес

Таким образом, социология личности- отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязи личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;

изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Можно дать различные определения термину «личность».

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Оба этих определения личности ни в коем случае не противоречат друг другу, а лишь дополняют.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима.

Также можно разделить личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Слово «личность» имеет свою историю. Первоначально латинское слово личность означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово личина у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан ответственных перед законом. В академическом словаре 1841 г. говорилось, что личность — это, во-первых, отношение одного лица к другому, никакая личность не должна быть терпимой в службе;

во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление не должно употреблять личности.

В соответствии со вторым толкованием использовал слово личность А.С.Пушкин:

Иная брань, конечно, неприличность,

Нельзя писать: такой-то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол, и подл: все это будет личность.

Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический. Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Психологи Кречмер и Шелдон предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые люди (эктоморфный тип) чаще всего бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди (мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности (эндоморфный тип) преобладают общительные, веселые и спокойные.

Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в. К.Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе можно выделить два основных типа приспособления:

1. Плодородный — отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни (рыбы).

2. Прожорливый — обладающий многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости (млекопитающие).

Точно так же для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события. Они как бы обращены вовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Эти люди, как правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны. Представители другой категории углублены в свою внутреннюю жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К.Юнг назвал экстравертами, вторых — интровертами. Каждый из нас обладает обоими механизмами — экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра- и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении.

Многие российские ученые рассматривали понятие личности. Уже к середине 70-х годов был преодолен «коллекционерский» подход к личности, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда личность выступала как набор качеств, свойств, характеристик, особенностей. В условиях такого подхода задача психолога сводилась к каталогизации всех этих признаков и выявлению индивидуальной неповторимости их сочетаний для каждого отдельного человека.

Представление о личности как коллекции индивидуальных черт оказывалось удивительно неэвристичным уже хотя бы потому, что стирало грань между понятиями «личность» и «индивид», дробило личность на составляющие, рядоположенные друг другу, и лишало понятие «личность» его категориального содержания, той высшей степени обобщенности, без которой не может быть построена ни одна психологическая концепция.

При подобной «коллекционерской» ориентации быстро выявились затруднения, связанные с переходом от общепсихологического понимания личности к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогической психологии, ее реабилитации – в медицинской психологии и патопсихологии, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в социальной психологии. Все это поставило в повестку дня вопрос о необходимости структурирования многочисленных личностных качеств (число которых, как было уже тогда подсчитано, равнялось полутора тысячам, а то и больше). С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Бесспорно, это было шагом вперед по сравнению с преобладавшими в прошлом перечислительными трактовками.

Однако очень скоро обнаружилось, что общая структура личности интерпретируется главным образом как некая контаминация биологически и социально обусловленных ее особенностей. Проблема соотношения биологического и социального с этого момента приобретает едва ли не центральное положение в психологии личности. Полемика по проблемам личности (1969) во многом проходила под знаком понимания ее как биосоциального существа и структурного подхода к ней. И хотя понимание структуры личности вызывало споры, все больше утверждалось мнение, что в личности должны быть выделены «исключительно социально обусловленная подструктура» и «биологически обусловленная подструктура». Правда, иногда указывалось на наличие еще двух подструктур – опыта и индивидуальных особенностей форм отражения, но отнесение их к сфере социального или биологического не уточнялось, а глухо отмечался их промежуточный характер.

Читайте также:  Историческая точка зрения на роман война и мир

К концу 70-х годов ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, Можно ли здесь говорить о каком-либо новом этапе развития психологической теории? Этот вопрос уместен, если учесть, что не так просто уловить разницу в использовании понятий «структурный подход» и «системный подход». Не случайно часто пишут через дефис: «системно-структурный подход». И все-таки есть определенные основания для выделения нового этапа теоретического развития. Дело в конечном счете не в фактическом сближении (а может быть, и неразличимости) понятий «структура» и «система», а в том, что на самом деле мыслят в каждом из этих понятий в конкретно-психологических исследованиях.

Методологическая и экспериментальная работа, протекавшая в рамках структурного подхода, сосредоточила внимание психологов на классическом вопросе, как относится часть к целому и целое к части – целостная структура личности к различным ее подструктурам, и наоборот. И все в основном вращалось вокруг этого. Главное, очевидно, в том, что «структуралистские» декларации не были в свое время обоснованы и поддержаны предварительной методологической проработкой; философский анализ понятия «структураличности» не предшествовал анализу психологическому. И это не могло не сказаться на результатах.

Иная ситуация характеризует применение системного подхода к разработке психологической теории личности. За его «подключением» к психологии стоит длительная и эффективная работа специалистов-«системников». Это именно та обязательная методологическая проработка, без которой нельзя всерьез приниматься за решение конкретных психологических проблем. Необходимо было усвоить общие принципы системного анализа, после чего можно было переносить его в психологию личности. Однако нельзя сказать, что так уж легко и просто осуществить такой процесс. Например, принципы системного анализа, обязательные для построения теории личности, требуют выделения системообразующего признака личности, но тот системообразующий признак должен быть обнаружен не в общих системных представлениях, а в самой ткани психологической реальности.

Признание несомненного единства, но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев и другие) порождало ряд вопросов и среди них вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя – индивида.

А.Н.Леонтьев писал: «Личность ≠ индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». И там же: «С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это – исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им. «108

Предложенному А.Н.Леонтьевым пониманию соотношения индивида и личности, заключающемуся в «новом психологическом измерении», ином, чем измерение, в котором ведутся исследования психических процессов, свойств и состояний человека (другими словами, за пределами традиционного «индивидуально- или дифференциально-психологического» раздела общей психологии), во многом отвечает концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межиндивидных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти связи вполне реальны, но по природе своей «сверхчувственны»; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним несводимы; они даны исследователю в проявлениях личности каждого члена группы, но вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого в системе межиндипидных связей, шире – в системе отношений в социуме.

Личность с разных точек зрения

«Как легко говорится: «Найти самого себя!» Какой испуг, если это и в самом деле случается!»
Э. Канетти

Каковы люди по своей природе? Свободны ли мы в своих мыслях, эмоциях и действиях или они определяются влиянием извне? Что есть психическое здоровье и кто управляет нашей судьбой? Вряд ли можно поставить эксперимент, чтобы получить ответ. Но это не значит, что его не надо искать.

На протяжении ХХ века сложилось три теоретических подхода к вопросу о сути нашей личности: психоаналитический, бихевиористский и феноменологический.

Психоаналитический подход

Психоанализ был разработан в начале ХХ века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, который также является создателем крайне популярного метода лечения психических расстройств. Сколько бы недостатков ни находили в психоаналитической теории личности, она была и остается самой фундаментальной из когда-либо созданных.

Фрейд открыл метод свободных ассоциаций. Из длинного ассоциативного ряда ученый выделял повторяющиеся темы, которые считал проявлением бессознательных страхов и идей, что прорываются в наше сознание в снах и ранних детских воспоминаниях.

По мнению Фрейда, человеческий разум есть не что иное, как айсберг. Совсем небольшая его часть, надводная,— это сознательное, то есть осознаваемая в данный момент информация, и предсознательное — те знания, которые хранятся в активной памяти и могут извлекаться оттуда по мере необходимости (сумма двух чисел, фамилия известного композитора и т. д.).

Однако вторая, подводная часть, во много раз превосходит первую. Это наше бессознательное — место, где хранятся наши неназываемые желания и недоступные воспоминания, на самом деле руководящие нашим поведением и мыслями.

Ничто в жизни не проходит бесследно, и не существует не обусловленных психологических событий. Все, чему мы не видим причины, имеет ее: это наши неудовлетворенные желания и бессознательные потребности.

Под влиянием закона о сохранении энергии Фрейд вывел теорию о том, что у каждого человека есть определенное количество сексуальной энергии — либидо. По его мнению, подавленное либидо никуда не исчезает и требует преобразования в иную деятельность.

«Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает» (Н. А. Бердяев)

Три стороны одной медали

Структуру личности сторонники психоанализа представляют как соединение трех систем: Оно (Ид), Эго и Суперэго.

Оно является наиболее примитивной нашей частью, из которой потом вырастают Эго и Суперэго. По мнению Фрейда, Оно состоит из основных биологических потребностей (еда, сон, избегание боли, получение удовольствия, агрессия). Эта часть личности не умеет ждать, требует всего и сразу, не обращая внимания на внешние обстоятельства.

Эго развивается по мере того, как развивается ребенок. Эта часть осознаёт, что не всегда потребности удовлетворяются сразу. Еду надо добыть, за некоторые поступки взрослые могут наказывать, причиняя боль, сну отводится определенное время суток — так Эго учится учитывать требования реальности. Основная движущая сила этой грани личности — реализм, именно Эго решает, какие импульсы можно реализовать прямо сейчас, а какие отложить до лучших времен. Суперэго — третья часть личности — судит о правильности или неправильности наших действий. Это ценности и мораль общества, перенесенные внутрь нас, наш страж, наша совесть и наши представления об идеальном человеке. Суперэго формируется в результате проекции ребенком на себя образов родителей и их системы ценностей. При появлении импульса, запрещенного обществом или его внутренним представителем — Суперэго, возникает тревожность. Понятие тревожности и механизмов защиты от нее занимает центральное место в теории психоанализа.

«Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир» (Н. А. Бердяев)

Бихевиористский подход

В современной науке этот подход носит название теории социального научения. Личность и ее окружение постоянно влияют и изменяют друг друга. Мы ведем себя соответственно ситуации, а наше поведение формирует новую ситуацию, и так бесконечно.

Ребенок приносит пятерку из школы — и получает похвалу от родителей. Дерется с мальчишками во дворе — и получает нагоняй. Но если он влез в драку, защищая девочку,— его снова похвалят. А если заработает еще одну пятерку, списав контрольную, — его снова будут ругать. Одно и то же поведение — еще не гарантия одной и той же на него реакции.

Мы учимся на непосредственном опыте, но достаточно ли только его? Разумеется, нет. Представьте себе хирурга-ординатора, который учится оперировать, опираясь только на выводы из собственных успехов и неудач. Страшная картина!

Но, по счастью, человеку вовсе не обязательно реализовывать все модели поведения, чтобы им научиться. Часто бывает достаточно прочитать, услышать или увидеть, чтобы запомнить, повторить и добиться нужного результата.

Теория социального научения шагнула далеко за рамки классического бихевиоризма, ее объект — взаимодействие между средой, поведением и познавательной деятельностью человека.

Феноменологический подход

Сторонники этой теории опираются на четыре постулата:

  • Основной интерес направлен на переживания человека, главный вопрос для каждого: «Кто я есть?»
  • Главные направления исследований — выбор, творчество, самореализация.
  • Необходимо выбирать для изучения самые важные проблемы, даже если для этого еще не существует точных и полных методик.
  • Высшая ценность — достоинство человека. Цель психологии — понять его, а не контролировать и не предсказывать его поступки.

Пожалуй, самыми яркими представителями этой ветви являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Роджерс полагал, что основным мотиватором для человека является стремление к полной реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей и способностей. Центральным понятием в его теории личности является понятие о «я». Каждый человек ищет ответ на два основных вопроса: «Что я есть?» и «Что я могу?» И чем ближе поведение, мысли и опыт к нашему представлению о собственном «я», тем мы счастливее.

Маслоу предложил иерархию потребностей, от самых простых, биологических (еда, сон) — до высших, эстетических и интеллектуальных (искусство, наука). Согласно его теории, самореализация высших потребностей возможна только в том случае, если реализованы низшие.

Сторонники феноменологического подхода ставят в центр внимания видение, ощущение, переживание, внутреннюю жизнь. Не столь важно, что происходит, важно, как это оценивается. Успешному мужчине, например финансисту, покажется пустой тратой времени просмотр мелодрамы о несчастной провинциалке, которой ни в чем не везет. Но многие женщины будут смотреть и пересматривать этот фильм, раз за разом сопереживая героине, ощущая свою душевную сопричастность. Логически — мало информативно, феноменологически — духовно богато.

«Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую» (А. Каррель)

Источники:
  • http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost-s-raznyh-tochek-zreniya-i-glazami-raznyh-specialistov
  • http://www.syl.ru/article/93475/chto-takoe-lichnost-s-tochki-zreniya-psihologicheskoy-nauki
  • http://refdb.ru/look/1181549.html
  • http://sitekid.ru/chelovek/psihologiya/lichnost_s_raznyh_tochek_zreniya.html