Меню Рубрики

Понятие искусства с точки зрения философии

Каримов Абдусамат Абдумаликович, Мукаева Айша Мажитовна

Казахстан, г.Тараз. Таразский государственный университет им.М.Х. Дулати

ПОНЯТИЕ КРАСОТА И ИСКУССТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

В различные временные промежутки термин «философия» расшифровывался по-разному. Современная наука определяет философию как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (место человека в мире, законы природы и общества и т.д.).

За время существования философии сложилась, множество мнений о том чем является философия: наукой или чем — то иным, каким — то особым способом мышления. Ответить на этот вопрос с абсолютной точностью невозможно. Точно можно сказать лишь то, что философия – это великое явление. Величие философии состоит в том, что во все времена она была и остается мощным интеллектуальным оружием человечества

Многие философы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала они считали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позже поняли, что это ошибочно, т.к. даже первобытный человек вносил в свое произведение фантазию. В XXI веке произошли изменения, и понимание искусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определял искусство не как описание внешнего мира, а прежде всего, как выражение человеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецких философов (Иоган Гердер, поэт Иоган Гете и др.). они считали, что главная цель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.

В современном же понимании искусство – это умение, выразить себя в каком либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Видов творчества или искусства, как известно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, театр и т.д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир в образах. Образ-это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства — художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Поэтому можно сказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника-деятеля искусства.

Ценности искусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь для инженера, конструктора и т.п. сходство между произведением искусства и техническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являются искусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты. Искусство-это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота-это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели, представляет себе большинство людей. Красота-это что-то прекрасное, возвышенное эстетическое.

В эпоху Средневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты бога, видимая красота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства было приближение человека к Богу.

В эстетике Нового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек, его тело. В то время своего расцвета достиг «классицизм», требовавший гармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородство стиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлись Шиллер, Гете, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин, и другие. Им на смену пришли романтики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это были такие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились к раскрепощению многообразных способностей личности.

В XX веке произошли изменения в философии, и соответственно, в искусстве. На смену романтизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм-перевод на эстетический язык философии исторического материализма.

Конечной целью любого искусства является художественный образ. Изображенный средствами данного искусства, концентрированное, многослойное видение автором «индивидуализированного обобщения, раскрывающего в конкретно-чувственной форме». Художественный образ почти целиком лежит в сфере нематериальной, в мире бытия самого произведения искусства, лишь опосредованно воздействуя на психологию, чувства и линию поведения человека, «физически» воспринимающего художественное произведение.

В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.

Из этой истории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяется используемой философией, меняется и представление о красоте. Красота-это эстетическая интерпретация. Как и все эстетические ценности, она связанна с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направление искусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно дает нам более богатый, более живой и красочный образ реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.

1. Основы философии; П.С. Гуревич. Москва, «Гардарики», 2000 г.

2. Основы философии; В.А. Канке. Москва, «Логос», Высшая школа, 2001 г.

3. Андросова Э.М. «Основы художественного проектирования костюма», Челябинск; 2004 г.

4. Глейзер Сюзана. Текстиль или техностиль. – Британское изделие

Историческое становление понятия «творение рук человеческих». Изучение места искусства в философском учении. Анализ его как важнейшего вида духовного производства. Система освоения мира и эстетической деятельности. Социальное содержание искусства.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.05.2015
Размер файла 20,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»

на тему: «Философия и искусство»

1. Понятие искусства в философии

2. Искусство — важнейший вид духовного производства

2.1 Искусство как эстетическая деятельность

2.2 Функции искусства

2.3 Искусство как способ освоения мира

2.4 Социальное содержание искусства

Проблема искусства — одна из сложнейших проблем в истории человечества. В античности искусство как творение рук человеческих противопоставляется природе как самопроизрастающему. Затем, с развитием культуры (собственно, уже в пределах античности), такого противопоставления явно становится недостаточно. Внутри искусства выделяются ремесло, наука и то, что мы сейчас называем искусством, то есть художественное творчество и его творение. Однако уже в Средние века рамки искусства расширяются. Икона и молитва если и являются художественными в своем внешнем выражении, то все же их сущность полагается в духовное. Эпоха Возрождения пытается вернуть искусству светский характер. Новое время стремится подчинить художественность рациональному. Великие немецкие идеалисты уже не рассматривают искусство отдельно от истины, которая мыслится более богато, чем соответствие представления представляемому. Наконец, XX век приходит к тому, что искусство может иметь ценность само по себе, не нуждаясь в своем обосновании через что-то другое, высшее по онтологическому статусу. Однако вряд ли когда-либо раньше, чем сейчас, вопрос об искусстве имел столь запутанный и неясный вид.

Как и наука, искусство представляет собой творение профессионалов — художников, поэтов, музыкантов, то есть специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в категории «эстетическое».

1. Понятие искусства в философии

Искусство, одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравните выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле.

Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества, Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом: у древних греков, напр., это было слово «техне», от которого произошло современное понятие «техника»; в романских языках слова, обозначающие «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник», восходят к общему латинскому корню «аг»; в рус. языке аналогичное явление запечатлелось в сохранившихся поныне разных смыслах слова «искусство». По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от древних сфер практической деятельности и одновременно родство всех И. с поэзией (литературой); более того, в 19 в. последняя расценивалась даже мн. теоретиками как «высший» вид И.

Искусство в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетический смысл, так как искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас чувство эстетического восхищения. Однако главный отличительный признак художественного творчества.

2. Искусство — важнейший вид духовного производства

2.1 Искусство как эстетическая деятельность

Эстетическое не является прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» по всей социальной реальности. Эстетическим т.е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые Предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности — трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли.

Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализированный вид деятельности искусство появляется лишь в античности. Да и в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельности далеко не сразу становится обособленным от утилитарного или познавательного. В доклассовый же период истории то, что обычно называют первобытным искусством, искусством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совместных действий и т.д. Прямого воздействия на успех первобытного человека в борьбе с внешним миром они, надо думать, не оказывали, зато их косвенное влияние на это несомненно.

искусство философия духовный эстетический

2.2 Функции искусства

С Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т.д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными образами, символами — сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыслимые побуждения человека. «А что будет, если. » — вот исходная точка всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий. Вымышленный художественный мир порою «как друг и зовет, и ведет», но может служить и грозным предостережением человечеству о многочисленных социальных опасностях. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества, в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях. Считается, что именно в таких ситуациях лучше всего познается человек. Может быть, это верно и применительно к обществу?

Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих человека стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

2.3 Искусство как способ освоения мира

Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это собственно и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят:

Читайте также:  Как пройти влэк после коррекции зрения

-художественные образы; символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности;

-«перевернутый» способ обобщения — общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер);

-признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;

-ведущую роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

2.4 Социальное содержание искусства

Будучи одним из видов освоения действие искусства деятельности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Причиной тому является не только специфика материального и духовного производства, но и своеобразный «принцип сохранения» человеческой энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно перемещается, переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и т.д. Искусство также проявляет большую активность в предкризисные, переломные исторические эпохи, когда обнажаются, становятся явными их основные противоречия и соответственно резко возрастает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.

Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит история искусства конца XIX — начала XX вв., зафиксировавшая рождение такого своеобразного эстетического явления, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля «модерн», за несколько десятилетий буквально сокрушившего вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в «дегуманизации искусства». И с ним, право, трудно не согласиться.

Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от создаваемой произведениями искусства иллюзии жизненности, достоверности воспроизводимых реалий. В пьесах и романах привлекали перипетии человеческих судеб, в живописи — узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или другие художественные изделия — лишь как вещи, которыми неплохо бы попользоваться самим (хотя бы и в воображении). Однако реализм в искусстве лишь отчасти является собственно искусством, ведь для него не нужна особая художественная восприимчивость. Ну чем, к примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным попутчиком в вагоне поезда, от тысяч аналогичных историй, представленных на сцене или экране? Радоваться или сопереживать героям этих историй — вовсе не значит получать эстетическое наслаждение. Это всего лишь механический отклик.

«Новое искусство» (XX в.) стремится к тому, чтобы его произведения были лишь произведениями искусства и ничем больше. Оно принципиально избегает «живой реальности», «живых форм», препарируя их с хладнокровием патологоанатома и выставляя на свет божий не привычные обычному восприятию вещи. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но обладало бы при этом определенным содержанием, — это предполагает дар более высокий, который только и заслуживает названия художнического.

Искусство, как и наука или идеология, есть вид духовного производства, т.е. дело рук профессионалов, специалистов, и, следовательно, их слово в определении эстетических ценностей должно быть отнюдь не последним. Здесь, правда, можно вспомнить знаменитые слова Аристотеля: как строить дом, конечно, должны решать специалисты, а вот каким ему быть — наверное, лучше знать все-таки тому, кто в нем будет жить. Но так или иначе, спор о верховенстве народа или профессионалов в эстетической, как и в других сферах, далеко еще не закончен, и вмешательство в этот спор государства в качестве арбитра чаще всего неуместно.

Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей тоталитарной оболочки. Почти брошенное государством на произвол судьбы, оно оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, больше нет сковывающего политического контроля — искусство наконец-то получило вожделенную свободу творчества. Но с другой стороны, стабильного источника существования (государственных средств) тоже больше не существует. Сегодняшнему российскому искусству, занятому в основном поисками средств выживания, не до эстетических взлетов. Но ведь и глубина падения эстетических вкусов в стране с вековыми художественными традициями не может быть бесконечно большой. Думается, что рано или поздно российское искусство найдет себе «материальную точку опоры», опираясь на которую, оно сможет развиваться естественно и органично, не только обслуживая духовные запросы общества, но и в известной степени их формируя.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: «Проспект», 1997. — 568 с.

2. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиции // Человек. 1991. № 2. с. 91.

3. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М: Искусство, 1991. — С.218 — 259.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарики, 1999. — 816 с.

5. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 622 с.

6. Философский энциклопедический словарь под ред. А.Л. Грекулова. М.: Советская энциклопедия, 1983. — с.221-222.

7. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. — М.: ТОН — Остожье, 2001. — 704 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.

контрольная работа [23,4 K], добавлен 20.11.2008

Проблема места искусства в жизни человеческого общества. Первый опыт системного подхода к вопросу о месте искусства в культуре, который дала философия Канта. Полное и глубокое обоснование Г. Гегелем понимания искусства в истории философской мысли.

реферат [39,4 K], добавлен 12.09.2016

Искусство и творение мира с точки зрения философской гипотезы творения мира. Проблема гения-органическое соединение двух начал: дионисийского и аполлонического. Кризис современного искусства-утрата человечности, стиля, чистоты речи и грамматики.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 14.10.2007

Определение искусства и красоты философами разных эпох. Взаимосвязь искусства и красоты. Эстетика в эпоху классицизм и романтизма. Характерные особенности и идеи философии ХІХ века, ее основные представители: Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше.

контрольная работа [14,6 K], добавлен 10.01.2009

Соотношение искусства и философии в эпоху Возрождения. Возникновение проблемы иерархического строения гуманитарных наук. Культурологическое сходство искусства и философии. Изучение бытия, классификация видов знания и особенности сочинений Аристотеля.

контрольная работа [31,3 K], добавлен 03.10.2010

Взаимоотношения субъекта и объекта, материального и идеального в эстетической деятельности и восприятии. Определение Гегелем эстетики как философии искусства. Натурфилософия эпохи Возрождения: пантеистическое понимание природы. Мысли и работы Кузанского.

контрольная работа [23,7 K], добавлен 26.04.2012

Аполлоническое и дионистическое начала в концепции искусства Ф. Ницше. Основные категорий его философии, взгляды на греческую культуру. Периоды развития философских воззрений Ницше, анализ условий, оказавших наиболее сильное влияние на их формирование.

реферат [25,9 K], добавлен 16.12.2010

Общая характеристика эстетической концепции. Религиозный идеал как синтез истины, добра и красоты. Значение и задачи искусства, поэзия и отражение красоты природы. Религиозно-философская проблематика и тенденции в русской литературе и богословии.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 26.05.2012

Анализ совокупности взглядов и систематизированной мудрости предыдущих поколений, которая может помочь в формировании собственной целостной картины мира. Характеристика исторического возникновения философии после искусства и прежде естественных наук.

эссе [15,0 K], добавлен 08.04.2012

Изучение понятия и характера воли в философии Артура Шопенгауэра. Исследование глубинных мотивов человеческого поведения. Воля и интеллект как составные части духовного мира человека. Анализ особенностей взаимодействия интеллекта с волей через интуицию.

реферат [37,8 K], добавлен 28.12.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Искусство зародилось в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться как особый вид деятельности.

Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством считалось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс отделения собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Например, для нас поэмы Гомера являются главным образом произведениями искусства, а для его современников они были настолько энциклопедически емкими, что рассматривались и как философское обобщение, и как этический эталон, и как изложение религиозной системы, и как творения искусства.

Малой выявленностью в античной культуре того, что мы сейчас называем искусством, объясняется тот факт, что тогда не был развит, например, такой столь распространенный в Новое время жанр литературы, как роман. Литература как часть искусства была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформлен-ности была по своим целям, как правило, философской или исторической.

Искусство часто даже пугало людей своей таинственной силой. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.

Ортодоксальное христианство в первые века своего существования запрещало театр и живопись как нечто, что оспаривает суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.

Даже в Новое время, когда вследствие бурного развития общественной жизни о запрете на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.

В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Вследствие облечения властью идеологические системы, которые вбирают в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Но, к сожалению, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некоей логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства.

В результате идеологического диктата появляется так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т. е. уже псевдоискусством) и самой идеологией.

Засилие в кино 70-х гг. прошлого века так называемой производственной темы, которая подавалась и переходила из одного фильма в другой банальной схемой борьбы, скажем, молодого новатора и сначала сопротивляющегося, но затем признающего свои ошибки руководителя, негативно сказалось на общем состоянии кинематографа.

философия искусства

ТЕМА 13. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

• 13.1. Эволюция понятия искусство

• 13.2. Искусство: от античности до современности

• 13.3. Искусство как совокупность высших достижений гения

• 13.4. Функции искусства в обществе

13.1. Эволюция понятия искусство

• 13.1.1. Представление античности об искусстве

• 13.1.2. Средневековье об искусстве

• 13.1.3. Возрождение и Новое время об искусстве

Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука — искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека: является ли он ученым, или простым служащим, верующим, или атеистом, философом, или обывателем.

Читайте также:  Понятие деятельность с точки зрения психологии

Искусство — это явление неоднородное, трудно определяемое, и при первом подходе к выяснению его сущности, ясно только одно — представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совсем не тот смысл, чем люди прежних эпох. В этой связи, перед исследователем встает проблема прояснения генезиса самого явления и генезиса понятия «искусство», обозначающего данное явление.

Для первобытной культуры характерен синкретизм общественного сознания и деятельности — первобытное искусство тесно слито с моралью и религией, представлявшей собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизмаи магии (тема 11). Искусство являлось отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности — охоты, земледелия, собирательства. Сначала, очевидно, возникли первые постройки, позднее превратившиеся в архитектурные сооружения, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, родилась музыка и мимическое искусство, ставшее позднее театром. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Литература рождалась из религиозных мифов, гимнов и молитв, скульптура из потребности дерево или камень превратить в изображения духов и богов, архитектура — из строительства храмов.

13.1.1. Представление античности об искусстве

В античности представление об искусстве наиболее ярко выразил Аристотель (тема 2) в своем знаменитом трактате — «Об искусстве поэзии», определивший искусство как «мимезис» — подражание. С точки зрения античного мыслителя всякое искусство основано на подражании, которое представляет собой познавательный процесс: «Подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания».

Кроме того, Аристотель считает, что подражание способно доставлять людям удовольствие. Созерцая предметы подражания, человек получает наслаждение, даже если предмет подражания сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Выдающийся вклад Аристотеля в эстетику, как науку о прекрасном, а точнее о прекрасном в искусстве, или философию искусства заключается также в том, что он впервые попытался дать классификацию искусства.

Согласно автору «Поэтики» подражание не только объединяет все виды искусства, но и дает критерий для их различения — все подражательные искусства «различаются … друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают» (хрестоматия 13.1). Другими словами, все виды и роды искусства отличаются друг от друга по предмету, способу и средствам подражания. Например, музыка и пение использует гармонию и ритм, живопись и скульптура — краски и формы. Искусство танца использует ритм без гармонии, поэтическое искусство пользуется метром и ритмом.

Высшими видами искусства Аристотель считал поэзию и музыку.

В то же время, рассматривая художественную практику античности можно с уверенностью сказать, что под искусством понимали искусную деятельность, превосходную, мастерски совершенную — деятельность, заканчивающуюся созданием какого-либо совершенного продукта. Художник, а в античности это во многом связывалось с понятием ремесленник, должен был хорошо знать законы художественного мастерства, технические приемы. Искусство — это деятельность в соответствии с определенными правилами.

Такое понимание искусства во многом сближало его с наукой, и не случайно в период античности и в Средневековье даже астрономию и геометрию причисляли к искусству. Первоначально, как пишет А. Ф. Лосев: «Древние вообще слабо расчленяли искусство и ремесло, а также искусство и умственную деятельность, науку, или как говорили, греки, мудрость» (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978). Это очень ярко выразилось в мифологии, когда на первоначальном этапе ее развития всю эту деятельность символизировала одна Муза, затем три, и, наконец, девять. Каждая Муза, несмотря на свою «специализацию», была объединена с другими под руководством Аполлона Мусагета, бога гармонии, духовной деятельности и искусств, приносящего в мир гармонию, уничтожающего зло и грубость (так Марсия, воплощающего стихийные силы природы, осмелившегося вступить с ним в состязание он жестоко покарал). Аполлона часто изображали с лирой в руках, полученной им от Гермеса.

В дальнейшем вслед за Аристотелем греки пытались дать другую классификацию искусства — так виды, роды, жанры «мусических» искусств, отделялись от «механических» искусств. Были выделены семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия. В этих искусствах главным была не работа с используемым материалом, а игра свободного ума. Поэзия иногда рассматривалась как придаток логики, «второстепенная логика», т.к. Аристотель утверждал, что нельзя научиться, логически мыслить, не прибегая к образности (поэзия часто давалась как вводный курс к логике). К механическим видам искусства относили те виды искусства, которые требовали для работы твердой материальной основы: шерстепрядение, строительство, мореплавание, сельское хозяйство, охота, медицина.

13.1.2. Средневековье об искусстве

В эпоху Средневековья эти представления об искусстве в целом сохраняются и являются общепринятыми. Искусство — это познание правил, с помощью которых можно создавать те или иные вещи, причем познание правил уже существующих, объективных правил — в этом Средневековье не сомневается. Также как и в античности, искусство — это и строительство корабля или дома, изготовление молота или рисование миниатюры; это кузнец и ритор, поэт и художник, точно также как и стригальщик овец. В этом смысле искусство отождествляется с ремеслом, техникой, а теория искусство — это теория ремесла. Artifex (творец, создатель) создает нечто такое, что позволяет исправить, дополнить или продолжить природу. Представления об искусстве, которое возникнет позднее и продержится вплоть до наших дней, как о создании произведений, изначальная цель которых — эстетическое наслаждение, мы не встретим в этот период.

13.1.3. Возрождение и Новое время об искусстве

В период Возрождения в теории начинается активный процесс выделения в некий специальный класс искусств, главной целью которых является изображение или создание красоты, прекрасного. Искусство начинают, с одной стороны, отличать от науки и от ремесла и усматривать в качестве его сущности эстетическую специфику. На этой основе усматривается общность таких искусств, как поэзия, литература (выделяется в специальный вид искусства), живопись, музыка, архитектура, скульптура. В соответствии с принципами эпикурейской философии, которая получает широкое распространение, высшим благом объявляется — наслаждение (тема 1). Так Лоренцо Валла, автор знаменитого трактата «Об истинном и ложном благе» утверждает, что искусства создаются не из любви к добродетели, а из стремления к наслаждению — архитектура, живопись, музыка и поэзия возникли из потребности в наслаждении и связанной с ней пользы.

С другой стороны, т.к. искусство тесно связывалось с познавательной деятельностью человека, то наука и искусство понимались как родственные, единые по сути своей формы деятельности. При этом искусство сближалось, прежде всего, с точным знанием, с математическим знанием. Общая для Возрождения тенденция математизации знания распространялась в полной мере и на познание эстетическое, не только на музыку и архитектуру, но и на изобразительное искусство. Появляется огромное количество трактатов, посвященных композиции, пропорции, перспективе (Лука Пачоли, Пьеро делла Франческа, А.Дюрер, Федерико Цуккари и др.) (Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т.1-2 Л-М., 1957.)

В XVII-XVIII в. в Академиях возникает и развивается концепция «изящных искусств» (Литературные манифесты западноевропейских классицистов, 1980). Возникает термин «изящные искусства», или «изящное искусство», (beaux arts), которое означало собственно художественное явление, в отличие от других «искусств», т.е. от мастерства, умения, знания, учения и т.д. К середине XVIII в. возникает попытка свести все искусства к единому принципу.Ш.Батте в своем исследовании «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746) разделил все многообразие искусства по принципу цели:1). Сугубо утилитарные (служащие для пользы человека) — технические искусства (т.е. ремесла); 2) искусства, имеющие «обьектом удовольствия». Они могли родиться только на лоне радости, изобилия и спокойствия, их называют изящными искусствами в подлинном смысле этого слова — это музыка, поэзия, живопись, скульптура, искусство движения или танца»; 3) приносящие как пользу, так и удовольствие. Сюда Ш.Батте отнес ораторское искусство и архитектуру.

В Англии выражение «fine arts впервые было употреблено в «Oxford English Dictionary» в 1767 г. С этого времени термином «искусства» начинают устойчиво обозначать именно «изящные искусства», имеющие главной целью выражение эстетического. Выделяются наиболее существенные черты «изящных искусств»: причастность к прекрасному, т.е. создание прекрасного и желание подражать прекрасному в природе; духовность, интеллектуальность и отрицание непосредственно утилитарной пользы. Тем самым феномен художественности стал определяющим и можно с уверенностью утверждать, что с этих пор в творчестве и в художественном сознании сложилось эталонное понимание искусства. Появилась возможность отделить искусство от других видов деятельности — от ремесла, науки, религии, политики.

В Новое время вместе с появлением художников-профессионалов, появилась и публика: большие группы людей, сознательно судивших об искусстве, ценивших его, подпадавших под его влияние, порой перенимавших хотя бы внешние формы поведения, описанные в изящной литературе.

Таким образом, в XVIII в. происходит становление «высокого» профессионального искусства, противостоящего ремесленно- промышленному производству художественной продукции и фольклорной культуре. Искусство активно формирует свое собственное социальное пространство. Зримым выражением этого стали Академии искусств и институт публики, противостоящие цеховой, ремесленной организации художественной деятельности. Так эталоном для многих стран Европы послужила Французская Королевская академия живописи и скульптуры, окончательно оформившаяся к середине XVII столетия. Получило размах, особенно в абсолютистских государствах, унаследованное от Возрождения меценатство, которое содействовало упрочению большей автономии художника от государства и церкви, постепенно превращая его в «свободного художника». Рост экономической независимости художественной интеллигенции привел к осознанию значения авторства.

Одновременно, наряду с профессиональной художественной деятельностью формировалась целая «индустрия», обслуживающая ее: издательская, торговая, театральная. Появились первые художественные выставки (конец XVII в. — Рим и Париж), через которые шло интенсивное формирование художественной публики и критики.

К этому времени появляется искусствознание, которое осмысливает специфику искусства, изучает и истолковывает его, учит воспринимать и переживать художественные произведения искусства. И.И.Винкельман и Г.Э.Лессингопределяют фундаментальные понятия классического искусства и очерчивают границы изящных искусств (Лессинг Г.Э. Лаокоон. // Избр. Пр-я. — М-Л., 1953.).

В XVIII в. возникает эстетика как наука. Основоположником ее был немецкий просветитель Александр Баумгартен, который в 1750 г. опубликовал на латинском языке произведение, которое так и называлось — «Эстетика» (от греч. aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Одной из проблем, поставленных Баумгартеном, была проблема эстетического восприятия и художественного творчества. Он рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию (тема 5).

• Согласно Баумгартену, теория познания состоит из двух частей:

o логики, имеющей дело с интеллектуальным познанием;

o и эстетики, предметом которой является чувственное познание.

Две эти области познания равноценны, хотя их предмет различен (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1-5., М., 1962-1970.).

Однако подлинным Богом для эстетики явился Г.Ф.В. Гегель (тема 2). Гегель определил эстетику как философию прекрасного, вернее, как философию искусства, как науку, изучающую эмпирический материал (произведения искусства) через призму философского обобщения. Эстетика была призвана синтезировать опыт искусствознания и философии. Он отмечал, что предметом эстетики «является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства, или, еще точнее — художественного творчества».

Гегель определяет искусство как проявление идеала, который следует искать в искусстве, а не в природе. Ведь искусство — это дважды природа, природа, возрожденная в творчестве гения.

Искусство проходит в своем развитии три стадии: символическую (искусство Востока), классическую (античность) и романтическую (искусство христианского мира). Классическое искусство достигает высшего совершенства в утверждении идеала (Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4-х т. — М., 1968.).

Читайте также:  Ограничения после лазерной коррекции зрения lasik месяц после

13.2. Искусство: от античности до современности

• 13.2.1. Художественный метод в искусстве

• 13.2.2. Искусство второй половины XX в

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного искусства. Так, прообразом театральных представлений были празднества в честь популярного и любимого во многих областях Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, исполнявших особые гимны — дифирамбы; в этих празднествах, так называемых Дионисиях — истоки греческой трагедии. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась комедия.

Древнегреческая мифология и искусство оказали огромное влияние на всю западноевропейскую культуру.

Средневековое искусство характеризуется тесной связью с религиозным мировоззрением. Отсюда условность этого искусства, символизм, аллегоризм, спиритуализм. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства, которая всегда понимала, что искусство является сильнейшим средством воздействия на массовое сознание. Искусство с этой точки зрения являлось — «библией для неграмотных». Кроме того, исходя из христианского представления, тело лишь тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд для греха и соблазнов. Отсюда рождается новый идеал, совершенно противоположный античному: изображать не прекрасное тело, а, прежде всего, прекрасную душу.

Искусство превращается в символ запредельного мира.

Эпоха Возрождения (тема 2) (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.) (по-французски ренессанс, по-итальянски «ринашименто» термин, впервые введенный Джорджо Вазари) во многом означала возвращение к античности, к ее идеалам, к прекрасному искусству, основанному на мере и гармонии. Такие художники как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело являются символами этой эпохи. Ведущим искусством этой эпохи была живопись, понимаемая как наука.

В Новое время ведущими искусствами, становятся театр, литература и музыка, которые порой начинают доминировать над живописью. Драматическое начало в жизни вызвало небывалый расцвет драматургии XVII-XVIII в. (Корнель, Расин, Мольер, Лессинг, Шиллер, Гете).

Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был открыт новый мир сложных звуковых образов, зарождается классическая оркестровая музыка. Возникли драматические формы сонат и симфоний, превосходно разработанные в частности Бахом и Моцартом, а затем Бетховеном. Сформировался музыкальный театр, развившийся в оперу и балет.

В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в различных его модификациях — от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро).

В живописи появились новые жанры — пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет — свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала изменения в представлениях о природе и ее ценностном восприятии.

В связи с некоторой абсолютизацией познания, главной задачей искусства считалось познание мира и жизни, постижение, осмысление тайн мироздания, особенностей бытия человека и общества. Некоторые сложности при этом возникали с музыкой, которую высоко ценили, но которая с трудом связывалась с познанием. Впрочем, музыка, ставшая в XIX в. одним из ведущих видов искусства, дополнилась литературой: литературными темами, сюжетами. То же происходило и с живописью. Литература в XIX в. доминировала и пронизывала другие искусства: музыку — через либретто опер и балетов, тематику инструментальных сочинений, тексты ораторий, кантат, романсов. В литературе и других видах искусства существенно развились крупные формы: роман, повесть, опера, балетный спектакль, симфония, масштабные живописные полотна.

13.2.1. Художественный метод в искусстве

Реализм как творческий метод в искусстве XIX столетия исходил из необходимости сознательного творчества художника, познающего, воспроизводящего действительность такой, какой она существовала в действительности. Вымысел был, допустим, но до известного предела. В изобразительном искусстве, да и в других видах искусства, ценилась выше всего художественная точность. Ценными поэтому стали изображения природы, как она есть, особенностей человека и среды (географической и социальной), особенностей национальных, психологических, речевых. Художник вскрывал истину мира, искал правду жизни. В литературе XIX века реализм связан с именами Бальзака, Диккенса, Гоголя, Толстого, Чехова и многих других. В музыке — Бетховен, Брамс, Лист, Верди, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский.

Но к реализму не сводилось все художественное богатство XIX столетия. И даже для самых страстных реалистов, наряду с правдивостью, истинностью, как принципом художественного творчества, был важен принцип свободы.

Для реалистов жизнь была, очевидно, важнее искусства. Искусство должно было служить жизни, будучи само жизненно-разумным.

Романтики же (Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — М., 1980.), а позже символисты, были убеждены в том, что искусство ценно само по себе, что художник не связан исходно внешним миром с его видимостью. Тем более он не связан художественными принципами, сложившимися стилями, правилами и канонами (http://www.philosophy.ru/library/belyi/symbol.htm1).

Романтики постигали сложную противоречивость мира, как его богатство, и представляли мир многогранным. Художник для них не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому для него не существует никаких методов, систем, правил вечных образцов, традиций. Провозглашалась полная свобода творческого духа художника.

С точки зрения романтиков, каждый человек должен быть свободным. Свобода творчества художника — это просто наиболее полная реализация естественной для человека свободы. В нашем несовершенном мире художник способен создавать совершенное, используя необычные средства и приемы.

Именно поэтому искусство романтиков чаще всего символично, аллегорично, метафизично (http://www.philosophy.ru/library/belyi/02.html).

Художники-импрессионисты, такие как К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, и другие, были настроены на максимальное приближение изображения действительности — к самой действительности, стремились к наиболее точному изображению природы, человека. Они пытались зафиксировать фрагменты мира, как они есть. Импрессионисты усилили традиционный принцип «пиши, что видишь», до «пиши, как видишь». Они продолжали считать глаз гарантией правды в изображении, а целью искусства — видение и выражение правды этого мира, его истинности, его объективной красоты. Но при этом акценты в творчестве переносились на субъективное видение мира «как он есть».

Таким образом, в искусстве XIX в. достаточно отчетливо выделялись две основных направленности, две, в общем сходящихся линии. Первая — линия реализма, в крайности, доводимая до натурализма. Но именно доводимая до грани, которую ни один значительный художник не переходил. Как бы ни шокировали читателей «Цветы зла» Бодлера, в них проявилась романтически-намеренная натуралистичность в рамках вполне традиционной поэтики. Каким бы оскорбляющим пуританский вкус ни выглядел Золя в своих романах, его проза была на грани действительной натуралистичности, но не за гранью. Сам способ описания всяческой житейской «грязи», употребляемые для этого слова и выражения, оставались в русле литературной традиционности. Русские художники-передвижники, изображая самые неприятные и даже страшные моменты жизни, изображали их, не разрушая устоявшихся эстетических норм. Верещагин живописал ужасы войны, но живописал по-прежнему «красиво».

Вторая линия шла по пути продолжения романтизма к символизму и к модернизму. Художники и поэты символисты были озабочены не точной передачей особенностей внешнего мира (природы), а изображением своих представлений о нем, с помощью символов, аллегорий и пышно развитых декоративных форм.

Это направление в искусстве противопоставило себя реализму, который был основан на принципе отражения действительности, как бы он не назывался в разные времена — мимезисом (подражанием), воспроизведением, изображением, и выдвинуло в противовес этому принцип самовыражения и создания новой реальности, не соотнесенной с объективной действительностью и имеющей самоценное значение. Этот принцип создания новой реальности мы найдем у кубистов, футуристов, абстракционистов, сюрреалистов и т.д. (http://www.philosophy.ru/library/misc/kandinskij.html)

Принцип создания новой реальности ведет, в конечном счете, к тому, что модернизм полностью порывает с правдоподобием, с формами жизни, с реальностью образов. Господствующее значение в этом искусстве приобретают условные формы.

Так, например, «геометрический конструктивизм» (Литературные манифесты. О символизма до «Октября». Аграф 2001.) возник как метод выражения «высшей реальности» — структуры мироздания в наипростейших геометрических формах: прямой линии, квадрата, круга. Основоположником этого течения был русский художник, поляк по рождению, К. Малевич. Выставленный им в 1915 г. «Черный квадрат в белом окладе», по выражению А. Бенуа, «как новая икона» был провозглашен символом «нового искусства».

В своем манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму… Новый живописный реализм…» (1916) Малевич торжественно провозгласил, что «искусство повторения свойственно дикарю», а эволюция художественного творчества неизбежно ведет к «новой реальности» и высшим, супрематическим формам, в которых подлинный творец порывает с подражанием действительности и открывает истинную реальность, подчиняющуюся Вселенским законам. Термин «супрематизм» появился в связи с аналогичным названием декораций, выполненных Малевичем в 1914-1915 гг. к авангардистской опере М. Матюшина «Победа над солнцем».

Само направление конструктивизма сформировалось на стыке кубизма, кубофутуризма, геометрического абстракционизма поставило в центр своей художественной практики категорию конструкции, в противовес традиционной художественной категории композиция. Под конструкцией понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность. Однако единства в понимании термина у них не было.

В техницистки ориентированной среде футуристы (Литературные манифесты. О символизма до «Октября». Аграф 2001.), конструктивисты пришли к идеям смерти «изящных искусств», требуя соединения художника и жизни для организации ее по художественным законам, с опорой на достижения современной науки и техники, т.е. фактически стояли у истоков дизайна, художественного проектирования, организации среды обитания человека.

13.2.2. Искусство второй половины XX в.

После второй мировой войны модернистское искусство вошло в моду, было разрекламировано искусствоведами. То, что не являлось художественным с точки зрения самих творцов, попадая в музеи и на выставки, эпатируя публику, вызывая ожесточенные споры критиков, — стало считаться явлениями новаторского искусства, новой художественной культуры. В. Беньямин назвал это «аурой», ибо помещенный в музей предмет стал обретать качество как бы художественности, даже, несмотря на ее полное отсутствие. Художник М.Дюшан, один из наиболее решительных авангардистов начала ХХ в. в 1916 г. предложил на художественную выставку свое произведение «Фонтан», представлявшее собой ready-made (готовое изделие), в данном случае обыкновенный писсуар. Вначале это вызвало шок у устроителей выставки, скандал, шум в прессе. Позже «Фонтан» был выставлен, попал в музей и подвергся обсуждению, уже как особое художественное явление. Сам Дюшан потом констатировал, что он бросил им в лицо писсуар, а они говорили — как это красиво (http://www.philosophy.ru/library/bychkov/avantgarde.html).

Изобретение ready-made, коллажей, создание в поп-арте «произведений» из хлама, в постмодернизме даже «из ничего», сама реализация возможности «художественного творчества» без всякой специальной подготовки, без холстов и кистей в живописи, без музыкальных инструментов в «шумовой музыке», — все это породило самые разнообразные спекуляции, подделки под новое в искусстве.

Марсель Дюшан создав реди-мейдс, открыл путь к полной аннигиляции классического понимания искусства как эстетического феномена. Значимым стало не само произведение искусства, как в классической эстетике, но контекст, в котором пребывает арт-объект, помещенный в него художником и узаконенный новейшей арт-критикой (своего рода арт-номенклатурой) (Бычков В.В. Эстетика. — М., 2002.).

Так, одним из видов наиболее «продвинутых» художественных практик последней трети XX в., стало изобретение энвайромента, которое было своеобразной реакцией на стремление многих искусств к некоему синтетическому объединению, к выходу искусства из музейных и выставочных залов в окружающую среду.

Сами энвайронменты обычно организуются в помещениях, когда-то имевших сугубо утилитарное, чаще всего промышленное назначение — в цехах закрытых заводов и фабрик, зданиях электростанций, складских помещениях и т.п., где оставшиеся фрагменты заводских конструкций и станков также включаются в создаваемое арт-пространство.

Начиная с авангарда, художники визуальных искусств, стремились расширить поле своей деятельности и овладеть четвертым измерением — временем, путем создания динамических объектов (возникает направление кинетизма, создающего подвижные пространственные объекты) и процессуальных, длящихся во времени акций.

Источники:
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00556538_0.html
  • http://fil.wikireading.ru/54302
  • http://studfiles.net/preview/5439478/