Меню Рубрики

Понятие человек с разных точек зрения

«Как легко говорится: «Найти самого себя!» Какой испуг, если это и в самом деле случается!»
Э. Канетти

Каковы люди по своей природе? Свободны ли мы в своих мыслях, эмоциях и действиях или они определяются влиянием извне? Что есть психическое здоровье и кто управляет нашей судьбой? Вряд ли можно поставить эксперимент, чтобы получить ответ. Но это не значит, что его не надо искать.

На протяжении ХХ века сложилось три теоретических подхода к вопросу о сути нашей личности: психоаналитический, бихевиористский и феноменологический.

Психоанализ был разработан в начале ХХ века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, который также является создателем крайне популярного метода лечения психических расстройств. Сколько бы недостатков ни находили в психоаналитической теории личности, она была и остается самой фундаментальной из когда-либо созданных.

Фрейд открыл метод свободных ассоциаций. Из длинного ассоциативного ряда ученый выделял повторяющиеся темы, которые считал проявлением бессознательных страхов и идей, что прорываются в наше сознание в снах и ранних детских воспоминаниях.

По мнению Фрейда, человеческий разум есть не что иное, как айсберг. Совсем небольшая его часть, надводная,— это сознательное, то есть осознаваемая в данный момент информация, и предсознательное — те знания, которые хранятся в активной памяти и могут извлекаться оттуда по мере необходимости (сумма двух чисел, фамилия известного композитора и т. д.).

Однако вторая, подводная часть, во много раз превосходит первую. Это наше бессознательное — место, где хранятся наши неназываемые желания и недоступные воспоминания, на самом деле руководящие нашим поведением и мыслями.

Ничто в жизни не проходит бесследно, и не существует не обусловленных психологических событий. Все, чему мы не видим причины, имеет ее: это наши неудовлетворенные желания и бессознательные потребности.

Под влиянием закона о сохранении энергии Фрейд вывел теорию о том, что у каждого человека есть определенное количество сексуальной энергии — либидо. По его мнению, подавленное либидо никуда не исчезает и требует преобразования в иную деятельность.

«Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает» (Н. А. Бердяев)

Три стороны одной медали

Структуру личности сторонники психоанализа представляют как соединение трех систем: Оно (Ид), Эго и Суперэго.

Оно является наиболее примитивной нашей частью, из которой потом вырастают Эго и Суперэго. По мнению Фрейда, Оно состоит из основных биологических потребностей (еда, сон, избегание боли, получение удовольствия, агрессия). Эта часть личности не умеет ждать, требует всего и сразу, не обращая внимания на внешние обстоятельства.

Эго развивается по мере того, как развивается ребенок. Эта часть осознаёт, что не всегда потребности удовлетворяются сразу. Еду надо добыть, за некоторые поступки взрослые могут наказывать, причиняя боль, сну отводится определенное время суток — так Эго учится учитывать требования реальности. Основная движущая сила этой грани личности — реализм, именно Эго решает, какие импульсы можно реализовать прямо сейчас, а какие отложить до лучших времен. Суперэго — третья часть личности — судит о правильности или неправильности наших действий. Это ценности и мораль общества, перенесенные внутрь нас, наш страж, наша совесть и наши представления об идеальном человеке. Суперэго формируется в результате проекции ребенком на себя образов родителей и их системы ценностей. При появлении импульса, запрещенного обществом или его внутренним представителем — Суперэго, возникает тревожность. Понятие тревожности и механизмов защиты от нее занимает центральное место в теории психоанализа.

«Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир» (Н. А. Бердяев)

Бихевиористский подход

В современной науке этот подход носит название теории социального научения. Личность и ее окружение постоянно влияют и изменяют друг друга. Мы ведем себя соответственно ситуации, а наше поведение формирует новую ситуацию, и так бесконечно.

Ребенок приносит пятерку из школы — и получает похвалу от родителей. Дерется с мальчишками во дворе — и получает нагоняй. Но если он влез в драку, защищая девочку,— его снова похвалят. А если заработает еще одну пятерку, списав контрольную, — его снова будут ругать. Одно и то же поведение — еще не гарантия одной и той же на него реакции.

Мы учимся на непосредственном опыте, но достаточно ли только его? Разумеется, нет. Представьте себе хирурга-ординатора, который учится оперировать, опираясь только на выводы из собственных успехов и неудач. Страшная картина!

Но, по счастью, человеку вовсе не обязательно реализовывать все модели поведения, чтобы им научиться. Часто бывает достаточно прочитать, услышать или увидеть, чтобы запомнить, повторить и добиться нужного результата.

Теория социального научения шагнула далеко за рамки классического бихевиоризма, ее объект — взаимодействие между средой, поведением и познавательной деятельностью человека.

Феноменологический подход

Сторонники этой теории опираются на четыре постулата:

  • Основной интерес направлен на переживания человека, главный вопрос для каждого: «Кто я есть?»
  • Главные направления исследований — выбор, творчество, самореализация.
  • Необходимо выбирать для изучения самые важные проблемы, даже если для этого еще не существует точных и полных методик.
  • Высшая ценность — достоинство человека. Цель психологии — понять его, а не контролировать и не предсказывать его поступки.

Пожалуй, самыми яркими представителями этой ветви являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Роджерс полагал, что основным мотиватором для человека является стремление к полной реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей и способностей. Центральным понятием в его теории личности является понятие о «я». Каждый человек ищет ответ на два основных вопроса: «Что я есть?» и «Что я могу?» И чем ближе поведение, мысли и опыт к нашему представлению о собственном «я», тем мы счастливее.

Маслоу предложил иерархию потребностей, от самых простых, биологических (еда, сон) — до высших, эстетических и интеллектуальных (искусство, наука). Согласно его теории, самореализация высших потребностей возможна только в том случае, если реализованы низшие.

Сторонники феноменологического подхода ставят в центр внимания видение, ощущение, переживание, внутреннюю жизнь. Не столь важно, что происходит, важно, как это оценивается. Успешному мужчине, например финансисту, покажется пустой тратой времени просмотр мелодрамы о несчастной провинциалке, которой ни в чем не везет. Но многие женщины будут смотреть и пересматривать этот фильм, раз за разом сопереживая героине, ощущая свою душевную сопричастность. Логически — мало информативно, феноменологически — духовно богато.

«Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую» (А. Каррель)

Чем является человек?

Что такое человек? Вопрос о существовании человека на Земле, его сущности и происхождении занимал умы людей на протяжении многих тысячелетий. Существует множество теорий бытия человека, и в каждой из них представлена своя точка зрения на то, чем является человек во Вселенной. Наука определяет человека как отдельный вид из отряда приматов. От обезьян люди отличаются анатомическими особенностями, развитием материальной и духовной культуры, членораздельной речью и абстрактным мышлением. Самым близким предком человека является неандерталец, а из ныне живущих – шимпанзе.

Чем является человек и его особенности

  • Люди считаются единственными млекопитающими, которые отличаются прямохождением только на двух конечностях (некоторые обезьяны могут ходить на двух лапах, но лишь в течение короткого промежутка времени).
  • Люди отличаются от животных способом поглощения пищи (пища разнообразна и термически обработана).
  • Люди способны членораздельно говорить, в то время как животные могут лишь подражать звукам (исключения составляют отдельные представители приматов).
  • Люди обладают самым развитым головным мозгом (отделы мозга, отвечающие за координацию движений и равновесие, развиты наиболее сильно).
  • Люди определяются как социализированные существа со сложной системой поведения (каждый человек имеет свои традиции, культурные ценности, мировоззрение, религиозные взгляды).Только у человека можно выделить систему образования, социальные связи и такие характерные лишь для человека поступки, как самоубийство и обет безбрачия. Человечество стремительно увеличивается: так на данный момент население мира составляет 7 миллиардов человек, а по прогнозам экспертов к 2050 году цифра перевалит за 9 миллиардов.

Человек с точки зрения философии

В философии проблема человека считается одним из краеугольных вопросов, который в разные эпохи решался по-своему. Увы, то, что человек является личностью, человечество осознало не так давно. Какие же основные философские теории бытия человека можно выделить?

  • В философии Древнего мира (Индийской, Китайской, Греческой) человек определялся как часть космоса: он содержал в себе все основные стихии природы и состоял из тела, души и духа. Так, в Индийской философии человек обладал душой, которая переселялась, умирая, а граница между растениями, животными, Богами и человеком была вообще сильно размыта. В Античной философии человек наделялся духом, разумом и социальными способностями.
  • В Средневековой Христианской философии человек представлял собой образ и подобие Бога, который вкусил плод познания добра и зла, сформировавший в нем в итоге раздвоенную сущность. В это время было развито учение о соединении Божественной и человеческой сущностей (в образе Христа), к которому необходимо было стремиться каждому человеку, желающему быть принятым Богом после смерти.
  • В эпоху Возрождения человек, наконец, утверждается как личность, обладающая красивым телом, которое воспевается не только в трактатах того времени, но и творениях художников и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
  • В философии Нового времени человеку приписывается титул субъекта духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем разума. В это время человек напрямую ассоциируется с высказыванием «Мыслю, следовательно, существую», то есть мышление кладется в основу существования человечества.
  • В Современной философии проблема человеческой личности считается центральной: так ницшеанство определяет человека как игру жизненных сил и влечений, экзистенциализм трактует человека как противопоставление социального и духовного, а в марксизме человек является частью общественной трудовой деятельности.

Таким образом, сущность человека очень многогранна, его в равной степени характеризует и тело, и дух, поэтому борьба низменных страстей человека и высоких духовных порывов всего лишь прерогатива философских прений.

Человек с точки зрения биологии

Выделяются следующие биологические характеристики человека:

  • средние размеры и масса тела человека колеблются в пределах 50-80 кг и 164-175 см (последние 150 лет наблюдается акселерация);
  • тело человека покрыто волосами в области головы, пах, подмышек;
  • кожа человека способна менять пигментацию (склонность к загару);
  • средняя продолжительность жизни человека составляет 79 лет;
  • женщина способна к оплодотворению в течение всего года, благодаря наличию менструаций;
  • беременность длится 40 недель, а потомство, как правило, не способно заботиться о себе в первые годы своего развития;
  • развитие человека определяется длительным периодом детства с низкой скоростью роста, и ярко выраженным скачком в период полового созревания;
  • старение человека играет большую роль в психологическом, социальном и экономическом аспектах;
  • главным способом межличностных коммуникаций является членораздельная речь.

Человек с точки зрения химии и физики

С точки зрения химии, человек – это набор химических реакций, результат взаимодействия органических молекул. Среди химиков бытует одно полушутливое определение человека, по которому человек представляет собой набор следующих химических веществ:

  • жир (7 кусков мыла);
  • известь (хватит побелить курятник);
  • фосфор (2200 спичек);
  • железо (1 гвоздь);
  • магний (1 фотовспышка);
  • сахар (около 0.5 кг).

С точки зрения физики, человек – это электростанция, так как в каждой человеческой клетке есть маленькие генераторы энергии (митохондрии), которые постоянно вырабатывают статическое электричество.

Таким образом, проблема человека всегда интересовала ученых и философов, но в наши дни главным фактором, характеризующим человеческое существо, считается определение человека как отдельной личности со своими физиологическими и духовными потребностями.

Личность с разных точек зрения и глазами разных специалистов

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. Конкретный взгляд на то, что такое личность, определяется точкой зрения: кто смотрит на человека и какие проявления ему интересны.

Гражданская точка зрения

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

Для юриста личность — это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность. Личность, но маленькая.

Взгляд подростка

Для подростков, как правило, личность — это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг. Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее — ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность — это подвиг.

Взгляд романтика

Личность — это бесконечная загадка, которой можно и обязательно нужно заниматься всю жизнь. Разгадка ее равносильна смерти.

Мужской и женский взгляд на личность, личностный рост и развитие

Согласно женскому видению, личность — это человек с богатым внутренним миром, умеющий чувствовать, любить и прощать. По мужской модели и согласно мужскому (научному) видению, личность — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. См.→

Взгляд психолога

Личность для психолога – не загадка, а то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Точнее — то, что внутренне, сущностно отличает его от других.

То, что вообще отличает одного человека от другого — это его индивидуальность, а внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека) — это то, что является личностью для психологов. Для психологов личность — это тот внутренний стержень, который, когда-то сформировавшись, являясь сплавом врожденного и приобретенного, теперь определяет его желания, ценности, его дальнейшие взгляды и поступки. Главный вопрос: «Почему человек ведет себя так, а не иначе? И от чего в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному?»

Личность, как внутренний стержень человека, источник его мотивов, активности и самостоятельности — есть в той или иной степени у каждого душевно здорового, сформировавшегося человека. Подробнее смотри У кого есть личность — и какая?

Взгляд этика

Этики и психологи понимают личность существенно по разному. Для психолога любой сформировавшийся человек, имеющий своеобразие черт и особенностей — личность. Для психолога преступник — вполне личность: личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы. Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто готов на поступок и совершает поступки, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям?

Хороший вопрос самому себе: «Насколько я — Личность?»

Взгляд конструктора (строителя, Мастера жизни)

Синтон предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать. Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?

Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Читайте также:  Очки для зрения под тип лица женские

Близкие понятия

Я — то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.

Характер — способность человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения. Шире — любые стабильно воспроизводящие особенности поведения, мышления и реагирования людей. Именно в этом смысле для многих психологов-исследователей понятия «личность» и «характер» являются по факту синонимами.

Индивидуальность — особенности конкретного человека. Любит он водку или поспать, рыжий он или молчаливый — это все его особенности, его индивидуальность.

Понятие человек с разных точек зрения

требующих развернутого ответа


  1. Сущность человека с разных точек зрения.

Человек как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект исторической и культурной деятельности. Философские подходы к пониманию человека. Микрокосм в соотношении с космосом (атомизм). Единство духа и тела. «Общественное животное».

Живое существо, наделённое разумом.

Человек есть творение Бога (христианские философы).

Антропоцентризм эпохи Возрождения и Нового времени.

Человек — самостоятельное мыслящее начало.

Человек — существо, принадлежащее двум мирам; миру природной зависимости и нравственной свободы (Кант).

Человек как выражение абсолютного духа ( Гегель).

Человек как телесно чувствующее существо ( Фейербах).

Человек как выражение игры жизненных сил и влечений ( Ницше).

Человек как выражение совокупности всех общественных отношений, а не абстракт, присущий отдельному индивиду (Маркс).


  1. Биологическое и социальное в человеке.

Человек как продукт биологической эволюции.

Этапы биологической эволюции человека.

Человек как метаболическая система.

Биологические характеристики человека: витальные потребности, досоциальные схемы поведения, биологические инстинкты.

Биологические детерминанты развития человека как вида: генотип, баланс гормонов, обмен веществ.

Отличие человека от животного в его отношении к окружающему миру.

Коллективный образ жизни человека.

Социальная среда человека.

Формирование социальных качеств в обществе.


  1. Социальная сущность человека. Естественная и социальная история человека

Развитие трудовых навыков и коллективного взаимодействия. Формирование знаково-вербальных средств коммуникации. Формирование искусственной природы. Усложнение форм трудовой деятельности и организация общественной жизни. Естественное и общественное разделение труда. Создание форм общественного производства, обусловленного уровнем развития средств труда. Изменение социальных структур с каждой новой революцией в сфере производства материальных благ.


  1. Понятие сознания.

Универсальная способность, свойственная только человеку — осмысливать бытие мира и себя в этом мире. Включает в себя: рациональное мышление; чувственное восприятие; эмоции, волю и память; интуицию, воображение и фантазию. Сознание — это системное, органически целостное образование. Три формы постановки проблемы сознания: 1) когнитивное значение сознания; 2) феноменологическое значение сознания; 3) сознание как альтернатива бытию.


  1. Сущность сознания.

Античные философы о сознании как способности отражения (предметы мира отпечатываются в сознании, как буквы на дощечке воска — Аристотель). Христианская философия: сознание — осознание себя перед Богом, своей конечности, смертности, это страдание и стремление к Богу. Развитие идеи сознания: декартовское «мыслю, следовательно, существую»; кантовская концепция о трансцедентальном «единстве апперцепции» как организующем основании множества восприятий в целостное сознательное представление; марксистский довод о вторичности, сознания и первичности бытия: сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир. Современные программы исследования сознания: инструменталистские (моделирование и имитация сознания); интенционалистские (исследование сознания — это «считывание» информации); кондиционалистские (исследование зависимости сознания от организации, строения, функций психики и социального фона). Интегративная природа человеческого сознания. Сознание — сложное системное образование, включающее в себя многие компоненты, подсистемы, функции и сферы. Перцептивная сфера сознания (всё, что связано с восприятием, ощущением, воображением). Мыслительная сфера сознания (переработка информации в мыслительном процессе). Эмоциональная сфера сознания. Нравственная сфера сознания. Волевая сфера сознания (сфера саморегуляции — воля, побуждения, мотивы, интенции).


  1. Сознание, мышление, душа.

    Мышление как высшая форма отражения действительности, которая состоит в целенаправленном обобщении, абстрактном познании мира. Образное мышление: чувственный опыт, данные восприятия. Понятийное мышление: выражение результатов познания в понятиях. Знаковое мышление: переход на новый уровень абстрагирования, использование символических языков. Философские образы души: сила, обитающая в человеке. Душа как форма самосознания, выражающая индивидуацию всего того, что содержится в сознании.


    1. Менталитет как система установок и его основные черты.

    Менталитет как сконцентрированный в сознании опыт человеческого бытия в мире. Это некоторое качество сознания, установки, автоматизмы, регулирующие поведение, склад мышления, систему ценностей. Носителями менталитета являются типичные представители общности. Вживание члена группы в «правила игры», систему образов и представлений, типичных для всех членов общности. Не всегда чёткое осознание определённого мировосприятия. Основы менталитета характеризуются многими чертами: точка зрения на общественное положение; отношение к сексуальности и значение любви; страхи и надежды; представления о смерти; значение труда и отдыха; структура и оценка власти; отношение к войне и миру; эстетические представления; формы этики и права; религиозность; оценка природы и окружающего мира; восприятие времени; восприятие пространства; образцы мышления; регуляция поведения цивилизованным путём и др. Существование в сознании индивида нескольких менталитетов. Языковая ментальность как способ языкового представления мира. Менталитет как масштабное образование. (Сон несводим ни к идеологии, ни к духовному миру, ни к культуре, ни к социальной истории). Связь менталитета с сознанием и подсознанием, регуляцией поведения. Механизм изменения менталитета.


    1. Массовое сознание

    Массовое сознание как важнейшая форма проявления реального сознания общества. Плюрализм массового сознания (различные образования внутри массового сознания). Массы индивидов — исходный субъект массового сознания. Уровни и состояния активности массового сознания. Обыденное и массовое сознание: сходство и различия. Массовое сознание и общественная психология: сходство и различия.


    1. Человеческая индивидуальность, личность и индивид.

    Определение понятия личности: устойчивая система индивидуальных социально значимых черт, характеризующих индивида как члена какой-то общности; индивидуальный носитель социально значимых черт, являющийся свободным, сознательным субъектом общественно-исторической деятельности. Философское понимание личности: место, которое занимает человек в социуме, понимание того, что он есть, что он может и что он должен. Человеческая индивидуальность: личность и индивид. Первоначальный смысл понятия «индивид» — биологическая характеристика представителя вида. Наполнение понятий «индивид» и «личность» конкретным социально-философским смыслом; формирование указанных понятий напрямую связано с развитием социальных и правовых свобод человека. Индивид как уникальный набор свойств и качеств человека. Формирование понятия человеческой индивидуальности от античного представления о личности как о разумном существе до формирования понятия «Я». Альтернативы философского подхода; от волюнтаризма (всё дозволено свободной воле человека) до фатализма (в мире всё предопределено и нет никакой свободы).


    1. Ролевая теория личности.

    Авторы теории. Основные понятия: «социальный статус» и «социальная роль». Характеристика понятия «статус». Разновидности статусов. Роль как динамический аспект статуса, характеристика понятия. Пять характеристик роли по Т.Парсонсу: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Ожидания и ролевое исполнение как два аспекта роли. Разновидности ролей.


    1. Образ жизни.

    Образ жизни как обобщающая характеристика бытия человека — совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы и общества в целом. Формационный образ жизни (типичный образ жизни в определённую эпоху): рабовладельческий, феодальный, буржуазный образы жизни.

    Основные параметры образа жизни: трудовые, культурно-бытовые, общественно-политические показатели, показатели демографические, материального благополучия, образования, социального обеспечения, охраны окружающей среды.


    1. Познание как неотъемлемая характеристика человеческого бытия.

    Индивидуальное познание и его черты: эмпирический характер; уровень явления, а не сущности; имеет отношение к случайному; не поднимается до уровня обобщений; не имеет своего понятийного аппарата, теорий; не транслируется из поколения к поколению; обладает узкой эмпирической базой; имеет краткие временные параметры; является выражением индивидуального опыта; часто является иллюзорным знанием. Паранаучное познание: оккультные науки; мистические представления; религиозные способы объяснения мира; знания и представления, несовместимые с наукой.

    Научное познание: изучение общего и закономерного; проникновение в сущность вещей и явлений; системное и организованное знание; не просто знания, а знания, проверенные практикой; теоретический характер знания; основывается на методологии, системе учений о методах познания; является социальным институтом.

    Философское знание: мировоззренческое знание; выражает наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления; выражается в философских категориях, принципах и законах. Познание как процесс идеального отражения мира: субъект и объект познания.


    1. Структура познавательной деятельности.

    Чувственное познание: ощущение, восприятие и представление. Разные виды ощущений: осязательные, зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, тактильные, болевые, температурные, координационные и др. Роль и значение чувственного познания. Специфика чувственного познания: непосредственное отражение действительности.

    Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение.

    Понятие как мысль, выражающая в обобщенной форме существенные связи между предметами. Формирование понятия: абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение. Суждение как движение мысли, в которой логически связаны разные понятия.

    Умозаключение как ход мысли, который необходимым образом связывает разные суждения.

    Специфика абстрактного знания: является опосредованным отражением действительности; основывается на данных органов чувств; отображает не конкретные качества предметов, а их обобщенные характеристики; существует в виде знаковых систем; выражается в понятиях; не сводится к простой комбинации данных органов чувств.


    1. Объективность и субъективность истины.

    Истина как категория, характеризующая соответствие наших представлений о предмете самому предмету. Объективность истины как характеристика того, что содержание знаний не зависит от нас. Субъективность истины как такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

    Абсолютность истины как характеристика части наших знаний, которая уже не может быть опровергнута развитием научной деятельности. Относительность истины как характеристика обусловленности истины уровнем развития научной практики.


    1. Понятие общества. Типизация обществ.

    Общество как разумно организованная совместная жизнь и деятельность больших групп людей. Противоположность термина «общественный» термину «природный». Отличие понятия «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Общество как социальный организм.

    Этнографический смысл понятия «общество» (специфика этнической культуры, на основе которой возникает общество). Историческое понимание общества (исторические параметры, характеризующие отличие, например, древнего общества от современного). Философское понимание общества (специфика типов связи индивидов в единое целое).

    Типизация обществ осуществляется на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга. Различные подходы к проблеме типизации обществ. Марксистский подход (пять основных общественно-экономических формаций). Типизация обществ по основному способу добывания средств к существованию. Выделение допромышленного, традиционного и современного, промышленно-городского обществ по Ф.Тённису (Гемайншафт и Гезелъ-шафт). Постиндустриальное общество (Д.Белл). Общества могут различаться по политическим критериям, языку, религии.


    1. Материальные и духовные аспекты общественной жизни.

    Социальный детерминизм: сложное взаимодействие материальных и духовных факторов. Материальные факторы являются определяющими. Духовные факторы имеют относительную самостоятельность. Они могут создавать феномен опережающего отражения.

    Структура общественного сознания: экономическое; политическое; правовое; религиозное; философское; эстетическое и этическое; научное и обыденное.

    Общественная идеология и общественная психология: дифференцированное отражение общественного бытия в зависимости от тех или иных социальных идеалов; выражение чувств и переживаний; психология толпы.


    1. Основные концепции развития общества.

    Развитие общества как естественный процесс.

    Переход от одного состояния к другому под воздействием нужды (Демокрит). «Идеальное государство» (Платон). Общество как совокупность индивидов, объединённых для удовлетворения социальных инстинктов (Аристотель). Теория общественного договора (Гоббс, Руссо). Гражданское общество как «зависимость всех от всех» (Гегель).

    Понятие общественно-экономической формации; в основе изменений общества лежит изменение его материального базиса, способа общественного производства (Маркс).

    Индустриальное и постиндустриальное общество (Тоффлер, Бжезин-ский). Информационное общество. Ноосфера.


    1. Социальные общности и критерии их выделения.

    Критерии деления на социальные группы: малые, большие и массовые (по количеству членов); временные, группы продолжительного существования и постоянные; дисперсные, компактные и собираемые периодически; стихийные, добровольно организованные, собранные насильно, конституированные государством; открытые и закрытые социальные группы; имеющие постоянную структуру и бесструктурные; по видам деятельности, функционированию, социальной ориентации, по связям с государством, формам управления и внутригруппового сплочения. Виды социальных общностей. Классы, профессиональные общности, отраслевые общности, этнонациональные общности, региональные образования, демографические общности, территориальные общности, расовые группы, производственные коллективы, семья. Другие социальные группы: трибальная группа (племя, род); группа, основанная на кровном родстве; страна (социально-территориальное явление, имеющее устойчивые связи между населением, проживающим на одной территории, имеющее суверенитет, свою структуру, социальные институты, государственную организацию).


    1. Толпа как социальная общность.

    Толпа как неустойчивая социальная общность. Стихийная толпа, конвенциональная, экспрессивная, действующая, спровоцированная. Характеристики толпы; индифферентная, агрессивная, спасающаяся, экстатическая.


    1. Социальная стратификация.

    Происхождение теории стратификации. Авторы-разработчики данной теории. Взаимосвязь трёх понятий социологии — социальной структуры, социального состава и социальной стратификации.

    Социальный слой как стратификационная характеристика общности людей, отличающихся от других слоев следующими признаками: экономическим положением; характеристикой разделения труда; объёмом властных полномочий; параметрами социального престижа. Стратификационные признаки: расслоение на лидеров и исполнителей; создание социальных групп; различие мотивов поведения у представителей разных слоев; наличие ценностно-символической основы у каждого слоя. Характеристика социальной структуры постиндустриального общества: размывание традиционных классов.


    1. Социальные институты.

    Признаки социального института: элемент общественной системы; форма организации общественной деятельности; вид согласования социальных стандартов; репродукция социальной системы. Социальные институты и общественные потребности. Основные институты в развитых обществах: институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Краткая характеристика основных институтов. Институциональные признаки: культурные символы; кодексы поведения (устные и письменные); идеология.


    1. Социальная дифференциация в информационном обществе.

    Наличие трёх основных классов: высший или правящий класс; средний класс; класс непосредственных производителей.

    Социальная мобильность как фактор динамической устойчивости информационного общества. Возможность перехода из одного класса в другой.


    1. Общество как трансформационная система.

    Характеристика видоизменения общества. Социальное изменение — общественная трансформация. Противоречия гомеостатической системы: стремление к сохранению и стремление выйти за пределы границ.

    Социальное изменение: изменение структуры, функций, форм существования человека.

    Содержание социального изменения: способов производства; форм обмена; общественных потребностей; средств производства и способов его организации; социальной структуры общества; общественных отношений.


    1. Общество и цивилизация.

    Цивилизационный процесс как выражение общих объективных законов через реализацию субъективного фактора в конкретных исторических условиях.

    Вывод: История человеческого общества — это общий цивилизационный процесс.

    Цивилизация и общественно-экономическая формация. Марксистская трактовка цивилизации — достижение материальной и духовной культуры. Типы цивилизаций определяются общественно-экономической формацией. Ступени мировой цивилизации: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Слабое место концепции — невозможность полного погружения понятия «цивилизация» в понятие общественно-экономической формации.

    Концепция локальных цивилизаций как альтернатива марксистскому подходу.

    Цивилизация — это конкретно-историческая форма организации общественной жизни. Понятие цивилизации характеризует социокультурную общность, критериями которой являются уровень развития техники, социальных и политических институтов, духовной и нравственной культуры, формы самореализации человека, взятые в единстве.

    Типы цивилизаций: космогенная, техногенная, антропогенная. Различие по степени зависимости от природы, по использованию механизмов в процессе трудовой деятельности по тому фактору, что информационная насыщенность общественной жизни становится решающим фактором, определяющим трансформацию общественных отношений.


    1. Человечество перед лицом глобальных проблем.

    Глобальные проблемы человечества — планетарный фактор его развития.

    Виды глобальных проблем человечества: кризис отношения к природе: разлад системы взаимодействия с природой, исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания, нарушение гомеостаза; экономический кризис: разложение мировой экономики, экономические и промышленно-финансовые потрясения; политический кризис: развал мировых социальных систем, конфликт возникших подсистем, деструктивное развитие множества конфликтов; кризис условий выживания человека: истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ; демографический кризис: неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах, возможность демографического взрыва; угроза термоядерной войны: возможность самоубийства человечества, истощающая гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытанием ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое расползание ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма и шантажа на межгосударственном уровне, уровне криминализированных структур и отдельных террористов, получивших доступ к оружию массового уничтожения; кризис телесности человека: тотальная инфицированность СПИДом, эпидемия иммунодефицита, грозящая человечеству вымиранием; кризис духовности человека: зависимость от алкоголизации и наркомании; утрата обществом иммунитета к самовоспроизводству, социальные деформации и неуправляемые социальные мутации; этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов.

    Вызревание в антропогенной цивилизации поворота и переориентации социального развития такого вида, когда человек является и главным фактором, и целью такого развития. Гуманистическое изменение всех сторон и условий общественной жизни.

      Глобализация: источники, факторы, последствия.

      Развитие мирового сообщества в новых условиях. Глобальные экономические и финансовые кризисы. Глобально угрозы человечеству. Угрозы глобальных катастроф. Международные военные конфликты. Угроза экологической катастрофы.

      Подходы к определению понятия глобализации. Сложность, многоплановость, противоречивость процесса глобализации. Глобализация как тенденция, проецируемая на будущее. Глобализация как фаза цивилизационного прогресса. Стадии глобализации: колониальная глобализация, всемирно-исторический процесс, фаза современного цивилизационного развития.

      Альтернативные трактовки глобализации. Глобализация как «вес-тернизация», американизация. Экономические, политические и гуманитарные аспекты глобализации. Интернациональное и национальное в процессе глобализации. Противники глобализации.

      Источники глобализации. Технический прогресс как источник глобализации. Либерализация торговли. Экономическая либерализация. Взаимодействие национальных экономик. Единая мировая экономическая система. Глобализация в сфере финансов. Глобализация в сфере культуры.

      Факторы, движущие процесс глобализации. Развитие транспорта и коммуникаций. Внедрение информационных технологий. Перестройка массового сознания. Трансформация политических систем, их демократизация.

      Последствия глобализации. Рост динамизма мировой экономики. Усиление неравномерности развития мировой экономики. Рост глобальной нестабильности мировой экономики. Изменение роли субъектов мировой экономики. Усиление интеграционных процессов на региональном уровне. Рост глобальной конкуренции, изменение её характера. Размыв культурной идентичности отдельных стран.


      1. Сущность, сфера и функции культуры.

      Смысл понятия культуры. Культурологический смысл понятия «культура»: цивилизация как историческое социокультурное образование. Социологический смысл понятия «культура»: цивилизация как социальное образование, которое имеет общие временные и пространственные параметры.

      Сфера культуры: материальная и духовная; человек и мера его окультуренности; комплекс социальных норм и ценностей.

      Функции культуры: средство преобразования человеком самого себя; форма общения; средство познания социальных ценностей; форма управления человеком и обществом; система ценностей и оценок; форма исторической преемственности; социотворческая функция культуры.


      1. Основные формы культуры.

      Различные пласты и сферы культуры. В зависимости от того, кто создаёт и кому адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую.

      Элитарная культура представлена так называемым высоким искусством и серьёзной литературой, создаётся профессионалами.

      Народную культуру творит сам народ, она предназначена для широких масс. Она включает разнообразные элементы: мифы, песни, танцы, народные художественные промыслы.

      Массовая культура (иногда называют попкультура) предельно общедоступна, но больше сконцентрирована в молодёжных слоях общества. Носит развлекательный характер, подвержена штампам в моде. Примерами являются: музыкальные шлягеры, стандартные боевики, любовно-сексуальные романы и т.д.

      Доминирующая культура и субкультура, их характеристики.

      Роль культуры в жизни человека (обзорно).


      1. Происхождение религии. Формы религиозных верований.

      Возникновение религии в эпоху верхнего палеолита. Фантастическое осознание людьми зависимости от природы. Фетишизм как первая форма религиозных верований.

      Формы религиозных верований. Культ природы. Одушевление природы. Культ Неба и Земли. Анимизм — вера в существование бесчисленных духовных сущностей. Шаманизм — религиозная практика поклонения высшим силам, заклинания, жертвоприношения. Тотемизм — человек рассматривается как имеющий связь с тотемом (животное или растение). Культ предков — поклонение духу умерших. Пантеизм — обожествление всей природы. Религиозный дуализм — мир состоит из противоположных сущностей. Политеизм — вера во множество богов. Монотеизм — вера в одного бога.


      1. Основные мировые религии.

      Буддизм. Основатель — принц Гаутама. Главная идея буддизма — освобождение от страданий. Четыре истины буддизма: страдание, их причина, освобождение и путь освобождения. Метод освобождения — медитация, самоуглубление, освобождение от страстей. Нирвана как состояние освобождения.

      Христианство. Вера в единого Бога. Основной догмат христианства -триединство божественной сущности. Образ Христа как посредника между Богом и людьми. Греховность, покаяние и искупление. Формы христианства: католицизм, православие.

      Ислам. Мухаммед — основоположник ислама. Запреты и наставления Корана. Разновидности ислама: сунниты и шииты. Главная заповедь ислама — покорность. Догматика ислама — единый Бог — Аллах и Мухамед его пророк. Обряды и ритуалы ислама — молитвы, пост (ураза), священная война (джихад).


      1. Мораль. Сущность и специфика моральной регуляции.

      Императивно-оценочный характер моральной регуляции. Моральные нормы как образцы поведения. Императивный характер морали. Возникновение моральной регуляции. Первобытный институт табуирования. Сакральный характер табуирования. Должное и сущее в морали. Нравственное сознание — осознание людьми должного и сущего. Универсальный характер морали. Моральные привычки: стереотипы поведения. Нравственные инстинкты. Общечеловеческие требования. Нравственная культура. Специфика моральной регуляции. Внешние требования и внутренние императивы личности. Моральная рефлексия. Свобода нравственного выбора. Действие и ответственность.


      1. Политика и её специфика.

      Политика — искусство управления государством. Сущность политики — властные отношения. Политика как средство реализации государственных интересов. Характер политики: побуждение и принуждение; воздействие на различных социальных субъектов; интеграция интересов больших социальных групп. Властные отношения в обществе. Структура политической сферы: государство; государственные организации; политические институты; политические партии.


      1. Политические режимы.

      Понятие политического режима как метода осуществления политической власти. Типы политических режимов: демократические и недемократические; гражданские, военные, технократические, клерикальные, патриархальные; радикальные, консервативные.

      Основные признаки тоталитарного режима: власть одной партии; подавление свобод; проникновение в личную жизнь граждан; регламентация, произвол.

      Основные признаки авторитарного режима: отчуждение власти от народа; единая идеология; формирование политической элиты сверху вниз.

      Основные признаки демократического режима: правовое государство; равноправные выборы в исполнительную и законодательную власть; подотчётность всех перед законом; гласность, свобода слова и вероисповедания; плюрализм; рыночная экономика.

      Политическая система общества: политические институты; взаимоотношения между ними; политическое сознание; политическая культура; политическая деятельность и политический процесс.

      Функции политической системы: интегративная, мобилизационная, регулятивная, стратегическая, ценностная, охранительная.


      1. Избирательная система.

      Мажоритарная избирательная система: процедура избрания от каждого избирательного округа одного депутата.

      Пропорциональная избирательная система: основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством полученных депутатских мест.

      Механизм выборов: процедура выдвижения депутатов; принципы проведения избирательных кампаний; тайна голосования; свободный выбор; равенство избирательных прав граждан.


      1. Субъекты политических отношений.

      Государство и его формы: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

      Форма правления: монархия и республика.

      Форма государственного устройства: административно-территориальная и национально-территориальная организация. Федерация и конфедерация.

      Субъекты политики: народные массы, аппарат государственного управления, политическая элита и политические лидеры.

      Признаки правового государства: принцип разделения властей; создание политических противовесов; высокая правовая культура; подотчетность всех перед законом; отражение в законе общих интересов большинства.

      Человек с точки зрения психологии

      Человек с точки зрения психологии

      Вернуться на главную страницу

      Сущность человека с точки зрения психологии и философии

      Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

      Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

      Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

      И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

      Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII — XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» [2]. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

      Изменились социальные условия — изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» — люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

      Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи — в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

      Что такое «человек» ? С разных точек зрения.

      (Фил) Человек — это единство материального и духовного (нематериального). Материальное — это организм человека. Духовное — это сознание человека.

      (закон) Человек это субъект который имеет права и обязанности

      (психол) Человек с точки зрения психологии представляет собой индивидуальную личность, то есть, набор определенных психологических черт (темперамент, характер и т. п.)

      (Религ) Религиозная точка зрения рассматривает людей как часть общей божественной схемы и судит об их поведении по тому, как оно вписывается в такую схему. Только религия поднимает человека над животным.

      (Моральн) Общепринятая форма поведения человека в обществе и отношений между людьми вообще.

      Человек – внеусловное существо, безусловное существо, условное существо.

      Человек – это сообщающиеся между собой сосуды тела, души и разума.

      Человек – это информационная матрица, состоящая из двух основных файлов – файл «безусловность» и файл «условность». Оба файла ограничены определенным количеством операций, т. е. объемом памяти и количеством функций. Пусть безусловная часть будет беспристрастным наблюдателем, а условная – тем, за кем наблюдают. Значит, файл «безусловность» представляет собой непроизвольную способность к запоминанию, а файл «условность» представляет собой способность к действию, контролирующуюся способностью к запоминанию, потому как любое действие, характер этого действия, провоцируется неким информационным опытом, присутствующим в структуре человека.

      1.Сущность человека с точки зрения психологии и философии

      Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

      Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

      Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

      Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

      Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э.В. Ильенковым и психологом Д.И. Дубровским (см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155)

      Суть спора — вопрос о том, что является определяющим в личности — биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

      И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

      Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII-XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» (Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с. 396)

      Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

      Сущность человека — понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265)

      Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления — то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась — современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

      В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей — по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой [4]. Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

      Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь — это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой — диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

      Похожие главы из других работ:

      2.1 Будущее человека и человечества с точки зрения известных философов

      Интерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей. Николай Федорович Федоров.

      3.1 Основные точки зрения на революцию в математике

      Когда заходит речь о характере изменений, происходящих в развитии математического познания, в первую очередь обращают внимание не на качественные, а на количественные — постепенные, медленные — изменения.

      1.1 Понятие и сущность нормы с точки зрения философии

      Что же есть «норма»? Тем более, что многие люди с подачи уважаемых медиков совершенно искренне считают депрессии, а тем более суицид, выражением психического, органического заболевания. «Норма» — самоконтроль, уравновешанность.

      Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самоСознание.

      Природа человека — спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием.

      2.1 Противоположные точки зрения на взаимодействие человека и мира

      Сопоставляя уже описанные выше метод объяснения и метод понимания, мы сможем сделать между ними такое важное различие. Познание есть процесс, в котором происходит взаимодействие человека и мира. Если при этом признается.

      2.2 Классические философские концепции с точки зрения современности

      Итак, немецкая классическая философия представлена системами И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. И.Канту принадлежит важнейший этический постулат: «Поступай так.

      Среди многих проблем современности одной из центральных является проблема будущего. Все, кто живет сегодня, строят мир будущего, мир XXI века. Каким он будет? Что даст человечеству? Марксистско-ленинской концепцией общественного развития.

      Известно, что животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминают мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы.

      Основные признаки «живой воды» с научной точки зрения.

      Проанализировав представленные выше другие результаты исследований можно сформулировать 8 основных признаков живой воды [25-29]. 1. Чистота от механических примесей и биологических загрязнений растительного происхождения. 2.

      Чтобы ответить «что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах.

      Смысл проблемы бытия с точки зрения экзистенциализма. Краткое определение экзистенциализма

      Начнем с рассмотрения вопроса: что такое экзистенциализм? Экзистенциализм — (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др.

      Экзистенциализм упрекают в том, что он пессимистичен, подчеркивает человеческую низость, смотрит на человека как на изолированное существо; и это следствие того, что это исходит из чистой субъективности, из картезианского «я мыслю».

      Альбер Камю будучи, прежде всего писателем, а не только философом (экзист., абсурд), написал множество произведений, в которых изображены и жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения экзистенциализма, так и многие вопросы.

      Две крайние точки зрения, из которых одну можно было бы назвать точкою зрения формального, другую — реального образования, составляют основную антиномию теории научного образования, аналогичную той.

      Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов

      Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Память в психологии давно занимает почётное место, существуют даже различные теории о том, как устроен процесс запоминая, и сегодня мы рассмотрим каждую из них.

      Какие бывают виды?

      Подробнее узнать о том, какие существуют виды, вы сможете, посмотрев статью , которая как раз посвящена этому вопросу. Вообще, процесс запоминания информации требует включения таких механизмов, как психологический, физиологический и химический. Мы же попробуем рассмотреть непосредственно теории, которые включает в себя психологический подход.

      То есть, как вы уже поняли, основополагающим является принцип ассоциаций. Она является самой первой, и, между прочим, опирается непосредственно на учении Аристотеля. Он утверждал, что человек создаёт связи между явлениями, подбирая их по сходству, или наоборот, отличию, а также по смежности (то есть объединение с предыдущей полученной информацией).

      В практически каждом упражнении предлагается создать связь между необходимым материалом и своими образами, картинками, мыслями, возникающими при его прочтении. Психолог и физиолог Вильгельм Вундт создал даже классификацию ассоциаций, по его мнению, они бывают:

      • Вербальные. То есть поиск и создание связей между словами. Например, в статье про мнемотехнику , рассказано о таком способе, как рифмование. То есть, если необходимо выучить номер телефона, человек придумывает рифму к цифрам, отчего легко впоследствии может воспроизвести его в любой момент.
      • Внутренние. Выбираются по сходству предметов или по содержанию. Например, волк – собака, речка – море…
      • Внешние – поиск привычных, последовательных и логичных ассоциаций. Допустим, если сказать «бульдог», то у многих в ответ возникнет слово «собака»…

      Ассоцианисты открыли закон, который называется закон забывания Еббингауза. Его суть состоит в том, что после изучения какой-то информации, уже в течение первого часа примерно 60% её объёма забудется. А по истечении пяти-шести дней объём утраченных данных достигнет 80%. Вот почем специалисты в области рекомендуют неоднократно повторять выученное, чтобы оно навсегда отложилось в недрах вашего мозга.

      Определение, историю возникновения и суть этого направления наряду с ценными рекомендациями вы узнаете тут .

      Психика человека устроена таким образом, что, если она определила для себя задачу и не смогла её выполнить, то будет находиться в напряжении, пока всё-таки не завершит действие. И неважно, думает об этом человек или нет, часть энергии будет уходить в никуда, пока он не осознает свою проблему или не найдёт методы, с помощью которых реализует сформированную цель. Это подробно описано в статье про незавершенный гештальт .

      Так вот, особенности не закрытого гештальта состоят в том, что личность способна на всю жизнь запомнить ту потребность, которую не смогла удовлетворить. Существует даже феномен Блюмы Зейгарник. Она обнаружила во время экспериментов, что группа испытуемых смогла через время восстановить условия задач, во время выполнения которых их прервали и не дали возможности доделать.

      Эти задания они вспоминали в несколько раз чаще, чем те, с которыми удалось справиться. Также гештальтисты выяснили, что чем сложнее структура необходимого к изучению материала, тем хуже он запомнится, именно поэтому человек обычно пытается его систематизировать, ранжировать и преобразовать в более доступную для понимания форму.

      Психологи этого направления внесли значительный вклад в экспериментальную психологию тем, что придумали массу методик, с помощью которых стало реально изучить память и её характеристики. Их теория немного схожа с учением асоццианистов, но существует одно значимое отличие.

      Бихевиористы считают, что наиболее важным является выполнение упражнений на развитие когнитивных процессов, именно это способствует получению результатов. То есть, помимо использования различных мнемотехник, важно неустанно работать и повторять пройденный материал. Также они выяснили, что, чтобы закрепить выученную информацию, необходимо перенести положительные результаты ранее полученных навыков на будущее.

      Например, мотивация к изучению нового у вас будет намного выше, если вы вспомните приятные последствия предыдущего обучения. Можете даже провести собственное исследование, вспомнив ситуации, где вам помогли ваши знания и принесли приятные ощущения. В большинстве случаев, вы сможете воспроизвести тот материал, за который получили долго ожидаемую похвалу на совещании или хорошую оценку на зачёте у очень скупого на них преподавателя.

      Её яркими представителями являются Жан Пиаже, Валлон, Леонтьев, Смирнов, Рибо и прочие. Жан первым заявил о том, что память является системой действий, таких как, запоминание, переработка и хранение. Интересно, что психологи пришли к мнению, что животные и маленькие дети, примерно до 4-х лет не обладают способностью запоминать и хранить данные. И только со временем, развиваясь и обучаясь, они берут контроль над этими процессами.

      В доказательство этого приведу в пример эксперимент над тремя группами испытуемых. Первая – дошкольники, вторая – непосредственно школьники, и третья – студенты. Первоначально всем участникам предлагалось для запоминания 15 фраз, после чего задание немного изменяли. Им давали новые 15 предложений, только с условием использования предоставленных изображений, которые совсем не отражали суть и не были связаны ассоциативно с текстом.

      По результатам исследования было выявлено, что дошкольникам эти картинки совершенно были не нужны, они справились с поставленной задачей, не опираясь на них, как и студенты, кстати, тоже. Школьникам же они пригодились, показатели значительно увеличились.

      А знаете, почему так? Потому что у маленьких детей процессы запоминания непроизвольные, естественные, в то время как ученики уже способны контролировать своё поведение и когнитивные процессы, отчего всякие дополнительные изображения будут в помощь. А студенты уже настолько овладели различными техниками, что вполне могли опираться на внутренние ресурсы, не пользуясь предложенными.

      То есть, они с самого начала эксперимента создавали рифму, рисовали мысленно образы, многократно повторяли и, конечно же, придумывали ассоциации.

      Заключение

      А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вышеизложенные теории вас заинтересовали, и вы хотели бы уделить максимальное время своему развитию, рекомендую ознакомиться со статьёй «9 упражнений для развития образной памяти» . Успехов вам и вдохновения!

      Материал подготовила Журавина Алина.

      С уважением, Валерий Харламов

      МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

      1. Влад (6)
      2. Надежда Введенская (5)
      3. Юлия (4)
      4. Владимир Шебзухов (3)
      5. Полина (3)

      Блог Валерия Харламова

      При копировании материалов с данного сайта, наличие активной и индексируемой ссылки обязательно.

    Читайте также:  Что происходит с человеком после смерти научная точка зрения
    Источники:
    • http://elhow.ru/psihologija/abstraktnye-voprosy/chem-javljaetsja-chelovek
    • http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost-s-raznyh-tochek-zreniya-i-glazami-raznyh-specialistov
    • http://birmaga.ru/dosta/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D0%BE+%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E,+%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0a/main.html
    • http://notoffended.ru/polezno/chelovek-s-tochki-zreniya-psihologii/