Меню Рубрики

Перельман обманы зрения коллекция оптических иллюзий

Вниманию читателя предлагается книга, написанная выдающимся популяризатором науки Я.И.Перельманом и посвященная оптическим иллюзиям. В книге содержится подбор основных типов иллюзий, или, как их называет автор, зрительных обманов, которые могут быть наблюдаемы при условиях естественного зрения, без каких-либо приспособлений. Автор предпочел ограничиться только демонстрацией неоспоримого.

Вниманию читателя предлагается книга, написанная выдающимся популяризатором науки Я.И.Перельманом и посвященная оптическим иллюзиям. В книге содержится подбор основных типов иллюзий, или, как их называет автор, зрительных обманов, которые могут быть наблюдаемы при условиях естественного зрения, без каких-либо приспособлений. Автор предпочел ограничиться только демонстрацией неоспоримого материала фактов, воздерживаясь от объяснения их причин, за исключением иллюзий, связанных с портретами, для которых в конце книги приводится объяснение. Книга предназначена для самого широкого круга читателей, поскольку обманы зрения представляют интерес не только для физиков, физиологов, врачей, психологов, философов, художников, но и для каждого любознательного ума.

Книга «Обманы зрения. Коллекция оптических иллюзий» автора Перельман Яков Исидорович оценена посетителями КнигоГид.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы.

Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо — это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.

Ни одной рецензии нет, авторизуйтесь, и напишите свою!

Яков Исидорович Перельман

Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Род деятельности:

очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя»

Я́ков Иси́дорович Перельма́н (4 декабря 1882, Белосток — 16 марта 1942, Ленинград) — российский, советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы, и основоположник занимательной науки, автор понятия научно-фантастическое.

Содержание

Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток входит в состав Польши). Его отец работал счетоводом, мать преподавала в начальных классах. Родной брат Якова Перельмана, Осип Исидорович, был прозаиком и драматургом, писавшим по-русски и на идише (псевдоним Осип Дымов).

Отец скончался в 1883 году, и матери одной пришлось воспитывать детей. Она сделала всё, чтобы дети получили достойное образование. В 1890 году Яков пошёл учиться в первый класс начальной школы, а 18 августа 1895 года поступил в Белостокское реальное училище.

23 сентября 1899 года он опубликовал в газете «Гродненские губернские ведомости» под псевдонимом «Я. П.» очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя».

В августе 1901 года был зачислен в Лесной институт в Санкт-Петербурге. Практически с первого курса он начал сотрудничать с журналом «Природа и люди», первый написанный им очерк «Столетие астероидов» был напечатан в № 4 журнала за 1901 год. В 1903 году умерла мать. В 1904 году Перельман, продолжая учиться в Лесном институте, стал ответственным секретарём журнала «Природа и люди».

В 1908 году Перельман защитил дипломную работу по теме «Старорусский казённый лесопильный завод. Его оборудование и работа» и 22 января 1909 года — получил диплом об окончании Лесного института со званием «учёный-лесовод I разряда». Но работать по избранной в институте профессии ему не довелось, после окончания института Перельман начинает сотрудничать в журнале постоянно, и не только сам пишет очерки, но и печатает работы других.

Июль 1913 года — вышла в свет первая часть книги «Занимательная физика». Книга имела ошеломляющий успех у читателей. Вызвала она интерес и в среде физиков. Профессор физики Петербургского университета Орест Данилович Хвольсон, познакомившись с Перельманом и узнав, что книга написана не учёным-физиком, а учёным-лесоводом, сказал Якову Исидоровичу: Лесоводов-учёных у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь.

29 августа 1913 года — начало переписки с К. Э. Циолковским, которая продолжалась до самой смерти Циолковского.

20 ноября 1913 года — выступил с докладом в Российском обществе любителей мироведения «О возможности межпланетных сообщений», в основу которого легли идеи К. Э. Циолковского. В 1914 году написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», которой дал термин «научно-фантастическая» (Жюль Верн свои романы называл научными, а Герберт Уэллс фантастическими), став таким образом автором нового понятия.

В 1915 году находясь летом на отдыхе, Перельман познакомился с молодым врачом Анной Давидовной Каминской. Вскоре они поженились.

1916—1917 годы — служил в петроградском «Особом совещании по топливу», где предложил перевести стрелку часов на час вперёд с целью экономии топлива (это было осуществлено в 20-х годах). [1]

1916 год — вышла в свет вторая часть книги «Занимательная физика».

1918—1923 годы — работал инспектором отдела Единой трудовой школы Наркомпроса РСФСР. Составлял новые учебные программы по физике, математике и астрономии, одновременно преподавал эти предметы в различных учебных заведениях.

1919—1929 годы — редактировал созданный по собственной инициативе первый советский научно-популярный журнал «В мастерской природы».

1924 год — участвовал в работе московской «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, в числе членов которой были Ф. Э. Дзержинский, К. Э. Циолковский, В. П. Ветчинкин, Ф. А. Цандер. Н. А. Рынин и другие.

1924—1929 годы — работал в отделе науки ленинградской «Красной газеты»; член редколлегии журналов «Наука и техника», «Педагогическая мысль».
1925—1932 годы — член правления кооперативного издательства «Время»; организовал массовый выпуск книг занимательной серии.

13 ноября 1931 — конец 1933 года — заведовал в ЛенГИРДе отделом пропаганды, член президиума ЛенГИРДа, разрабатывал проект первой советской противоградовой ракеты.

1932 год — награждён грамотой Ленинградского областного совета Осоавиахима СССР «за особо активное участие в проработке научно-технических заданий в области воздушной техники, направленных на укрепление обороноспособности СССР».

1932—1936 годы — переписывался с С. П. Королёвым по вопросам пропаганды космических знаний; работал в ленинградском отделе издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в качестве автора, консультанта и научного редактора.

1 августа 1934 года — в составе группы ленинградских писателей и учёных-популяризаторов встретился с Гербертом Уэллсом, приезжавшим в СССР.

Лето 1935 года — поездка в Брюссель на Международный математический конгресс.

15 октября 1935 года — открытие ленинградского Дома занимательной науки (уничтожен в годы войны).

1939 год — написал обстоятельную статью «Что такое занимательная наука».

1 июля 1941 — февраль 1942 года — читал лекции воинам-разведчикам Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, а также партизанам об ориентировании на местности без приборов.

18 января 1942 года на дежурстве в госпитале скончалась от истощения Анна Давидовна Каминская-Перельман.

16 марта 1942 года — Яков Перельман скончался от общего истощения, вызванного голодом, в осаждённом немецкими войсками блокадном Ленинграде.

Библиография

Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.

По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1918 по 1973 год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались:

  • на русском языке 287 раз (12,1 миллиона экземпляров);
  • на 21 языке народов СССР — 126 раз (935 тысяч экземпляров).
Читайте также:  Лексика с точки зрения происхождения исконная заимствованная

Согласно подсчётам московского библиофила Ю. П. Ирошникова, книги Я. И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на языках:

  • немецком — 15 раз;
  • французском — 5;
  • польском — 7;
  • английском — 18;
  • болгарском — 9;
  • чешском — 3;
  • албанском — 2;
  • хинди — 1;
  • венгерском — 8;
  • новогреческом — 1;
  • румынском — 6;
  • испанском — 19;
  • португальском — 4;
  • итальянском — 1;
  • финском — 4;
  • на восточных языках — 7;
  • других языках — 6 раз.

Перельман обманы зрения коллекция оптических иллюзий

Главная » Естественные науки. Техника » Перельман, Я. И. Обманы зрения: коллекция оптических иллюзий

Перельман, Я. И. Обманы зрения: коллекция оптических иллюзий

Вниманию читателя предлагается книга, написанная выдающимся популяризатором науки, одним из основоположников жанра научно-популярной литературы Яковом Исидоровичем Перельманом.

Оптические обманы, которым посвящена книга, вызывают живой интерес любознательного читателя. Странно, что до сих пор не было издания, которое заключало бы более или менее исчерпывающий подбор образчиков оптических иллюзий.

Автор предпочел ограничиться только демонстрацией неоспоримых фактов, воздерживаясь от объяснения их причин, за исключением иллюзий, связанных с портретами, для которых в конце книги приводится объяснение.

Все фигуры в книге напечатаны так, что обратная сторона листа остается чистой, благодаря чему при желании можно составить подвижную, удобную для демонстрирования коллекцию оптических иллюзий.

Серия иллюстраций открывается образцами иллюзий, причина которых состоит в анатомических и физиологических особенностях глаза: это – ошибки, зависящие от слепого пятна, иррадиации, астигматизма, сохранения световых впечатлений и утомления сетчатки. Отметим, что для весьма немногих оптических обманов существует твердо установленное, бесспорное объяснение.

За «физиологическими» промахами зрения следует гораздо более многочисленный класс иллюзий, которые обусловлены психологическими причинами. Листая черно-белые картинки, играешь с разумом, а прочитывая комментарии к иллюстрациям, осознаешь, как легко сам себя вводишь в заблуждение. Невольно возникает в памяти цитата классика: «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад!». Иллюзии этого рода являются следствием предвзятого ложного суждения, непроизвольного и бессознательного. В этом случае источником обмана является интеллект, а не чувство.

Увлекательный материал книги позволит исследовать себя и свое восприятие, поиграть со взглядом, весело и полезно провести время. Оптические иллюзии – не случайные спутники нашего зрения. Они сопровождают его при строго определенных условиях, с неизменным постоянством, и имеют силу для человеческого глаза. А то, что людям свойственно поддаваться зрительным обманам, не следует воспринимать как недостаток, так как способность человека при определенных условиях видеть не то, что есть в действительности, является счастливым обстоятельством и существенно обогащает изобразительное искусство.

Коллекция зрительных обманов, собранная под одной обложкой, адресована широкому кругу читателей.

Зрительные иллюзии и феномены (демонстрации) (fb2)

Использовать online-читалку «Книгочей 0.2» (Не работает в Internet Explorer)

Козловский С
«ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ И ФЕНОМЕНЫ» (демонстрации)

Зрительные искажения

Иллюзия Геринга (иллюзия веера)

Прямые, на самом деле, параллельны.

Иллюзия Вундта (1896)

Линии в центре, в действительности, параллельны.

Здесь тоже линии параллельны.

Иллюзия кафе «Wall»

Параллельны ли горизонтальные линии?

Иллюзия обнаружена Р. Грегори в кафе «Wall» в Бристоле (Richard Gregory, 1979).

Красные линии — прямые, хотя и кажутся изогнутыми.

Иллюзия Цолльнера (Zolliner, 1860).

Параллельные прямые кажутся изогнутыми.

Иллюзия Поггендорфа (Poggendorf, 1860)

На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется.

Иллюзия с витыми веревками (James Frazer, 1908).

Это прямые или нет?

Это параллельные прямые.

Буквы на самом деле параллельны друг другу

Еще одни параллельные прямые

Центральные части линий параллельны друг другу.

Вертикальные и горизонтальные линии параллельны

Квадрат кажется искаженным.

Синие квадраты кажутся нарисованными неровно

Узор как бы изгибается во внутрь?

Все квадраты не самом деле не искажены.

Узор как бы выступает вперед?

На рисунке все квадраты не искажены.

На приводимом рисунке прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе.

На рисунках не спирали, а концентрические окружности.

Окружность в центре кажется искаженной.

Круги находятся на одной прямой.

Двойственные изображения

Кого вы здесь видите? Зайца или утку?

Зайце-утка во весь рост.

Жена или теща (два варианта картинки).

Кого здесь вы видите?

Молодую девушку или грустную старуху?

(Автор первой картинки карикатурист У.Хилл (W.E. Hill, 1915), авторами второй считаются психологи Е.Г. Боринг и Р.В. Липер (E.G. Boring, R.W. Leeper, 1930)).

Сколько тут лиц?

Одно? Два? А может быть три?

Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

J. Botwinick «Husband and Father-in-Low», 1961

Иллюзия с лицом фараона.

Тут одно лицо или два?

Автором этой иллюзии является психолог из Стэнфордовского университета Роджер Шепард (Roger Shepard)

Это осел или тюлень?

Кто это? Американский индеец или эскимос?

Старик или влюбленные?

Это только лишь роза?

Сандро дель Прете «Life In The Rose»

Профиль лица? А если приглядеться? Все равно не видите?!

А надпись «Liar» (врун, обманщик) вы увидели?

Загадочный портрет генерала.

На рисунке изображено 9 человек. Сможете ли вы найти их всех?

Сколько вы тут видите лиц?

Портрет Зигмунда Фрейда.

О чем думает Эйнштейн?

G.A. Wotherspoon «Society, A Portrait»

Иллюзии с черепом.

L’amour de Pierrot «A Clown’s Love», 1905

Сальвадор Дали. «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», 1940.

Голова осла или обнаженные девушуки?

Сплетницы и Сатана

G.A. Wotherspoon «Gossip, and Satan Came Also»

Сможете ли вы найти десятого «друга»

Rusty Rust «Ten Friends»

Иллюзии восприятия размера

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Иллюзия Эббингауза (1902).

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

Какая линия больше А или Б?

Они абсолютно равны, хотя линия Б кажется гораздо длиннее.

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889)

(перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Какой из горизонтальных отрезков длиннее?

Иллюзия Ястрова (1891).

Какая из фигур больше?

Они абсолютно одинаковые.

Какой отрезок больше AB или CD?

Иллюзия железнодорожных путей (Mario Ponzo, 1913).

Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее.

Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок.

Попробуйте повернуть голову на 90 градусов.

Какая из красных линий длиннее?

Красные линии на рисунке одной длины!

Вертикально-горизонтальная иллюзия (Wundt, 1858)

Читайте также:  Укажите лишний объект с точки зрения письменности

Вертикальная линия воспринимается как более длинная.

Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается.

Левая окружность кажется больше правой.

Иллюзия перспективы

Какой из параллелепипедов больше?

Какой человечек выше?

Какое мороженное больше?

Какой телефонный столб длиннее?

Человек на заднем плане и карлик на переднем — одного роста.

Какая линия длиннее AC или AB?

Внутренний круг на крышке ведра кажется меньше круга, образующего дно ведра.

Однако эти круги равны.

Высота фигуры кажется большей чем, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.

Посмотрите на цифры «3» и»8″.

Верхняя половина каждой цифры равна нижней, не правда ли?

А теперь перевернем эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Какая из женщин толще?

Соотношение фигуры и фона

Ваза Рубина (Edgar Rubin, 1915)

Классическая пример соотношения фигуры и фона.

Можно увидеть как вазу, так и два лица.

Еще один вариант вазы Рубина.

На фоне ваз можно увидеть головы.

Еще одно воплощение вазы Рубина

Shigeo Fukuda «Rubin vase»

Наполеон, его жена и их сын.

Найдите здесь 5 лиц.

Найдите 20 предметов.

Найдите 4 волка.

Иллюзия Клинтона и Моники.

Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне?

Портрет Авраама Линкольна.

Найдите тут волка, лошадь, улитку, мышь, птицу, молящегося человека, клоуна и рыбу.

Сколько вы тут видите животных?

Мауриц Эшер. День и ночь.

Иллюзии цвета и контраста

Сколько здесь цветовых оттенков, не считая белого?

Четыре? На самом деле, всего два — розовый и зеленый.

Несколько оттенков зеленого и красного только кажется.

Не верите? См. эту же картинку крупным планом:

На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна.

Другой вариант решетки Геринга.

Видите на пересечении черных линий маленькие красные пятна?

Иллюзия мерцающей решетки

Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?

Круги имеют один и тот же оттенок серого.

В окружении зеленого цвета серый цвет кажется сиренево-розовым, а в окружении красного — сине-зеленоватым.

Полосы Маха (краевой контраст)

Плавный переход цвета воспринимается как полосы.

На границе белого видна еще более белая полоса, а на границе черного — еще более черная.

Причиной возникновения данной иллюзии является латеральное торможение в сетчатке.

Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.

Видите шахматную доску с черными и белыми клетками?

Серые половины черных и белых клеток одного оттенка.

Серый цвет воспринимается, то как черный, то как белый.

Посмотрите внимательно на доску. С ней все в порядке?

Белые клетки в тени и черные на свету — одного цвета!

Однако глаза этого не замечают. Мозг видит черные и белые клетки независимо от освещенности!

Автор рисунка E.H. Adelson, 1995

Цвет фигур кажется более ярким и насыщенным, если фигуры окантованы черными рамками.

Цвет фона в той части рисунка, где иероглифы не обведены белым, кажется более насыщенным.

Кажущиеся фигуры

Равностороннего треугольника, на самом деле, нет. Он только кажется.

Большой и маленький ромбы тоже лишь кажутся.

См. также эффект Макколофф.

Видите ли вы здесь куб Неккера?

А куба ведь нет! Это иллюзия.

Вы видите черные кружки на пересечении белых линий?

А ведь на рисунке нет ни одного кружка.

Квадрат, которого нет.

Это множество точек воспринимается как неперерывно меняющиеся узоры из рядов и квадратов.

Эффект стремления к замкнутому контуру

Фигура на верхнем рисунке воспринимается как куб, а на нижнем лишь как набор отдельных кусков.

Эффект последействия

Непрерывно смотрите в течение 5 минут на этот изменяющийся квадрат:

А по прошествии 5 минут переведите взгяд на этот:

Горизонтальные линии кажутся красноватыми, а вертикальные зеленоватыми.

Эффект держится несколько минут.

В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки.

Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать.

30 секунд неотрывно смотрите на левое изображение.

Затем переведите взгляд на правый пустой квадрат. Должно возникнуть лицо Че Гевары.

30 секунд смотрите на центр спирали лампочки, а зетем переведите взгляд на пустой квадрат.

Вы увидите, что лампочка загорится.

Неперерывно смотрите 45 секунд на картинуку слева, а затем переведите взгляд на пустой прямоугольник справа.

Вы увидели американский флаг?

Классический рисунок, вызывающий неприятные ощущения.

Если после рассмотрения этого рисунка перевести взгляд на пустую стену, возникает эффект последействия, похожий на движущиеся зерна риса.

Эффект последействия движения.

Неотрывно смотрите в течении 30 секунд на центр вращающейся спирали.

Теперь переведите взгляд на предметы находящиеся в комнате или на чье-нибудь лицо.

Смотрите не отрываясь 30 секунд на точку в центре.

Теперь переведите взгляд на эту фотографию.

Вы не увидите разницы в цвете между правой и левой половинами фотографии.

Эффект физиологического нистагма.

Если пристально смотреть черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на черном фоне (т. е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

Иллюзии восприятия глубины

Сколько здесь кубов?

Куб Неккера (1832).

Голубая грань находится спереди или сзади?

Иллюзия названа в честь швейцарского кристаллографа Луиса Альберта Неккера (Necker), который в середине XIX века обнаружил эту иллюзию.

Лестница Шредера (1858).

Это лестница, ниша или просто серая полоска бумаги, сложенная гармошкой?

Как расположен этот цилиндр?

Справа налево или слева направо?

Какая часть кольца спереди?

Как расположен журнал?

Обложкой к вам или наоборот?

Это маленький куб в комнате или же большой куб с выпиленным куском?

Сколько тут сыра?

Удивительная шахматная доска.

За счет того, что круги движутся с разными скоростями, возникает иллюзия глубины.

Сравните с неподвижной картинкой.

Иллюзия Ника Вилльямса (Nik Williams, 1996)

Это просто маска египетской мумии (2–2,5 тыс лет до н. э.)

Это та же маска, но изнутри

Обратите внимание насколько трудно воспринимать это изображение как вогнутое.

Мозг бессознательно видит это лицо как нормальное.

Иллюзии движения

Иллюзия Оучи (Ouchi).

Пристально смотрите на шар в центре.

Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону?

Не отрывая взгляда от центра круга, подвигайте головой.

Возникла иллюзия, что узор вокруг шара сдвигается?

Иллюзия Райли (Bridget Riley)

Возникает иллюзия движения квадратов?

Кажется, что черные и белые полосы движутся в противоположных направлениях?

Смотрите на черную точку в центре и, не отрывая взгляда, подвигайте головой вперед-назад.

Круги вокруг точки начнут двигаться.

Смотрите в центр и двигайте головой вперед-назад.

В данном случае, иллюзия сильнее — она может возникать, даже если головой и не двигать.

Если пристально смотреть на центр данной фигуры, то будет казаться, что она вращается и от нее исходит сияние.

Какие круги движутся быстрее: большие или маленькие?

Читайте также:  Очки для детей для зрения в туле

Скорости у кругов одинаковы!

Смотрите пристально в центр спирали.

Должна возникнуть иллюзия, что она медленно вращается.

Возникает иллюзия, что рисунок пульсирует

Видите волны? Это не анимация, а статическая картинка!

Иллюзия Akiyoshi Kitaoka, 2002

Смотрите в центр рисунка и подвигайте головой вперед-назад.

Окружности на рисунке превратятся в движущиеся спирали.

Иллюзия Akiyoshi Kitaoka, 2002

Окружности воспринимаются как вращающиеся

Иллюзия Akiyoshi Kitaoka, 2003

Чтобы ещё усилить эффект, смотря в центр рисунка, подвигайте головой вперед-назад.

Иллюзия Akiyoshi Kitaoka, 2003

Невозможные фигуры

Впервые иллюзия была опубликована в журнале «Mad» в 1965 году (художник Норман Минго).

Сколько здесь колонн?

Иллюзия итальянского ресторана

Найдите 5 ошибок

Автор Gianni A. Sarcone

Сколько у слона ног?

Автор Роджер Шепард (Roger Shepard)

А сколько ног у жирафа?

Автор Анна Кравченко

Что-то не так с пальцами?

Сколько тут динозавров?

Автор Влад Алексеев

Сколько тут полок?

Сколько тут элементов? Шесть или четыре?

Бесконечная лестница, ведущая вверх.

Невозможный куб Эшера.

Еще один невозможный куб

Sandro del Prete «Quadrature of the Wheel»

Конструктор «Сделай сам».

(Источник: North American Aviation’s Skywriter, February 18, 1966, Braun & Co., Inc.)

Иллюзия Рейтерсварда (Reutersvard, 1934).

Обратите внимание также и на то, что изменение организации «фигура-фон» сделало возможным восприятие расположенной в центре «звезды».

Треугольник Пенроуза (Roger Penrose, 1954).

Невозможное расположение карандашей

Рисунок с обложки журнала «Квант» 1989, N6

Куда открыта дверь?

Наружу или вовнутрь?

Sandro del Prete «Impossible window»

Автор Mitsumasa Anno

Невозможное сечение куба

Автор Mitsumasa Anno

Автор Влад Алексеев

Ещё одна бессконечная фотография

Дмитрий Раков. Город. (опубликовано с разрешения автора).

Эффект перцептивной готовности

Что за символ центре?

Буква «B» или число 13?

Что в ней неправильно?

Ответ: Два раза написан артикль the.

Эффект перцептивной неготовности (мы не видим того, что не ожидаем)

Эффект Струпа (John Ridley Stroop, 1935).

Попытайтесь назвать ЦВЕТ каждого слова, а не само слово.

Конфликт цвета шрифта и значения слова.

Кто изображен на фото?

Экс-президент Билл Клинтон и его вице-президент Ал Гор, верно?

Неверно! Тут только один Клинтон с разным цветом волос.

Автор иллюзии д-р Rawan Sinha

Что тут написано? Coca-cola? А вы уверены?

Перевернутые картинки

Кого вы видите: огромную ворону или рыбака в лодке?

Портрет старика и молодой женщины

Распутин и Сталин

Французский солдат и голова лошади

Турецкий паша и морской капитан

Гимназист и судья

Лощадь и лягушка

Портрет Маргарет Тэтчер

Портреты воспринимаются практически одинаковыми, не так ли?

Распознавание образов

Если не знать, что изображено на этих рисунках, то увидеть рисунок практически невозможно. Однако, если известно, что нарисовано, то увидеть рисунок очень легко.

Ответ: Собака в саду около клумбы.

(Автор Ronald James)

Что здесь изображено?

Ответ (выделите мышкой): Пять лошадей на фоне снежных гор.

Ответ: Надпись LIFT.

Если вы сможете прочесть эту надпись,

то сможете увидеть, что изображено на этой картинке:

Ответ: Иисус Христос.

Таблица для проверки глаз.

Увеличивайте расстояние от таблицы, до тех пор пока она не станет читаемой.

Ответ: Всадник на лошади.

Подойдите к монитору с правой стороны и посмотрите сбоку на эту картину (под ноги людям). уровень ваших глаз должен быть в одной плоскости с экраном монитора и на высоте головы мужчины в черном. Чем более плоский у вас монитор, тем более вероятнее, что вы увидите кое что интересное.

H.Holbein «Ambasadors», XVI век

Ответ: Вы должны увидеть человеческий череп.

С. Козловский. «Миротворец»

Выделите картинку мышкой. Или нажмите Ctrl+A. (Работает только в MSIE).

Прочие иллюзии и эффекты

Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Иллюзия звукового контраста

Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Видимый (кажущийся) размер небесного тела — Луны или Солнца — примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Это действительно иллюзия. Убедиться в ней можно, если попытаться закрыть Луну большим пальцем на расстоянии вытянутой руки. Он одинаково скроет и восходящий лунный диск, и планету в зените.

После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и,

наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

Если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру будет восприниматься человеком как более тяжелый.

При увеличении громкости, тон воспринимается как более высокий.

Эффект заключается в изменении оттенка света при изменении его интенсивности. При увеличении интенсивности относительно длинноволнового света, такого, например, как жёлто-зелёный или жёлто-красный, он будет казаться не только более ярким, но и «более жёлтым». Точно также и коротковолновый свет, воспринимаемый как сине-зелёный и фиолетовый, при увеличении интенсивности начинает казаться синее.

Этот эффект проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Проводя своё оригинальное исследование, Мак-Гурк и Мак-Дональд создали такие условия, при которых слуховые сигналы произносимого слога не соответствовали соответствующим движениям губ (McGurk & MacDonald, 1976). Испытуемым предьявлалась видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограма воспроизводила слоги ba-ba. Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самы, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется). Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слыховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук — da-da! Интересная деталь: большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.

Пуркинье в 1825 году заметил, что яркость голубых и красных дорожных знаков в разное время суток разная: днём обе краски одинаково яркие, а на закате голубая кажется более яркой, чем красная. При наступлении более глубоких сумерек цвета совсем блекнут и, вообще, начинают восприниматься в серых тонах. Красный цвет воспринимается как черный, а голубой как белый. Этот феномен связан с переходом от колбочкового зрения к палочковому при снижении освещенности.

— http://imp-world-r.narod.ru/ — Очень хороший российский сайт об оптических иллюзиях в искуcстве.

— www.high.ru — Cайт посвящен в основном наркомании, но в некоторых его разделах можно найти много интересных иллюстраций и программ.

Зарубежные сайты, посвященные иллюзиям:

Источники:
  • http://dic.academic.ru/book.nsf/65544873/%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.%20%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B9.%20%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%20%E2%84%96%20108
  • http://akunb.altlib.ru/2017/09/11/perelman-ya-i-obmanyi-zreniya-kollektsiya-opticheskih-illyuziy/
  • http://coollib.com/b/128116/read