Меню Рубрики

Основные точки зрения на соотношение общения и деятельности

Общение и деятельность

Общение (О.) и Деятельность (Д.). Наиболее общим пониманием Д. Является ее трактовка как конкретно-исторически обусловленного способа существования, бытия человека. Д. Предметна, сознательна и целенаправлена, что позволяет отграничить ее от разнообразных актов поведения. В реальной жизни она выступает всегда в той или иной качественно определенной форме (трудовая, познавательная и т.п.).

Теория социальной Д.: Д. выступает в своем отношении к объекту и реализуемым в ней общественным отношениям.

Психологические теории Д.: субъектно ориентированные, направленные на анализ места этой категории в системе общепсихологических понятий, раскрытие ее психологического смысла. *Психологическая теория Д. А.Н. Леонтьева. В ее основе лежит идея единства субъекта, объекта и процесса Д. Процесс Д. Выступает и как процесс активного вмешательства субъекта в мир вещей, и как процесс отражения предметного мира в сознании. Сознание и личность рассматриваются как продукты и как «моменты», стороны Д.

Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека» невозможен без общения. О. есть и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу.

О. – 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной Д.; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной Д. и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Различные подходы к пониманию проблемы связи общения и деятельности. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению О. и Д. Так, например, к такой постановке проблемы пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Об-во выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор О. В детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной Д.: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого О. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо».

В противовес этому в отечественной Пс. принимается идея единства О. и Д. Такой вывод логически вытекает из понимания О. как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы О. включены в специфические формы совместной Д.: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой Д., «по поводу» нее. Именно пересечение деятельностей создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей Д., но и к др. людям. Именно О. формирует общность индивидов, выполняющих совместную Д.

Т.о., факт связи О. с Д. констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако хар-р этой связи понимается по-разному.

Иногда Д. и О. рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов).

Категория «общения» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве сам мотивированного процесса.

В других случаях О. понимается как определенная сторона Д.: оно включено в любую Д., есть ее элемент, в то время как саму Д. можно рассматривать как условие О. (Леонтьев).

Наконец, О. можно интерпретировать как особый вид Д.

С одной стороны О. как коммуникативная Д., или Д. общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, напр., у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин).

С другой – О. в общем плане понимается как один из видов Д. (пр. всего речевая Д.), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные Д. вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев). Труд, СЗ и О., или «отношение др. к др.», развиваются, взаимно обусловливая др. др. Ни одна из этих категорий не м.б. «выключена» из общего процесса развития: развитие труда невозможно без эволюции СЗ и О.; развитие СЗ связано с развитием, усложнением, дифференциацией трудовой Д. и появлением специфического, основного средства О. – языка; наконец, развитие О. понятно только в свете развития трудовой Д. и эволюции СЗ.

На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи Д. и О., когда О. рассматривается и как сторона совместной Д. (т.к. сама Д. не только труд, но и О. в процессе труда), и как ее своеобразный дериват.

К структуре О. можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру О. путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

ОБЩЕНИЕ

Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

(Коммуникативная сторона) (Интерактивная сторона) (Перцептивная сторона)

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона О. означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

Также см. функции О.

Функциональный анализ общения.

О. полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.

В наиболее обобщенных классификациях выделяются 3 стороны О.: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

Близкая к этой классификация (Ломов) выделяет стороны:

— информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;

— регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной Д.

— аффективно-коммуникативную, относящуюся к эмоциональной сфере и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация выделяет:

— Как основную рабочую – инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

— синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;

— трансляционную ф-ю, необходимую для обучения, передачи знаний, способов Д., оценочных критериев;

— ф-ю самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

По критерию цели общения выделяются 8 функций О.:

1. Контактная, цель которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2. Информационная. Обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

3. Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

4. Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной Д.

5. Ф-я понимания. Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и пр.

6. Амотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

7. Ф-я установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

8. Ф-я оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т.ч. его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Андреева: Посредством общения Д. организуется и обогащается. Построение плана совместной Д. требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей для каждого участника. Включение О. в этот процесс позволяет осуществить согласование и рассогласование деятельностей индивидуальных участников (ф-я взаимодействия). Специфика этой ф-ции – в различных сторонах О.

Основные точки зрения на соотношение общения и деятельности

Единство общения и деятельности

Существует множество определений понятия ʼʼобщениеʼʼ, из которых можно выделить главные˸

· общение – это вид самостоятельной человеческой деятельности;

· общение – это атрибут других видов человеческой деятельности;

· общение – это взаимодействие субъектов.

С точки зрения психологии

Общение –это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

общение определяется как специфическая

форма деятельности и как самостоятельный

процесс взаимодействия, необходимый

для реализации других видов деятельности

личности. Общение рассматривается

как важнейшая социальная потребность,

без реализации которой замедляется,

а порой и прекращается формирование

личности. Поэтому потребность в общении выступает как важный фактор, определяющий личностный смысл самоформирования личности. С одной стороны, потребность в общении является следствием взаимодействия личности и социокультурной среды, а с другой позиции – социокультурная среда служит одновременно и источником данной потребности.

Общение – это форма деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводит к возникновению психического контакта. При этом психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

Соответственно психический контакт характеризует в свою очередь общение как двустороннюю деятельность, т.е. взаимную связь между людьми.

А.А.Леонтьев понимает общение ʼʼкак социальный феноменʼʼ, субъект которого ʼʼследует рассматривать не изолированноʼʼ. С другой стороны он же видит общение как условие ʼʼлюбой деятельности человекаʼʼ.

Также и В.Н.Панферов отмечает, что ʼʼлюбая деятельность невозможна без общенияʼʼ и подчеркивает, что общение необходимо ʼʼдля установления

взаимодействия, благополучного для процесса деятельностиʼʼ.

Общая характеристика общения. Соотношение категорий общения и деятельности в психологии

Общая х-ка общения.

Общение – это сложное явление, заключающееся в установлении, поддержании, развитии контактов.

Общение – базовая потребность человека (потребность, без удовлетворения которой невозможно представить нормальное существование и развитие человека). Основополагающее в психике.

Важнейшие х-ки психики невозможно представить без общения.

Принцип единства сознания и д-ти + принцип единства сознания и общения, т.к. общение – условие проявления психики, обеспечивающее ее развитие (важнейшее условие ее развития).

Общение – общепсихологическая категория.

Через общение происходит присвоение социального опыта.

Без общения Ч. не развивается и не формируется.

1.Развитие детей – «маугли» – воспитывается животными (нет речевой деятельности, развития личности, человеческих потребностей и т.д. В человеческом обществе долго не живет, и т.д.). в этих условиях нет общения с людьми, в итоге – «не получается» человека.

2.Явление госпитализма – дефицит общения (приводит к отставанию в психическом и физическом развитии).

3.Опыты в сурдокамерах – Ч. помещают в изолированную камеру. Через 4 дня начинает говорить с собой, предметами, воображаемым другом. Когда выходит – проявляется назойливое общение (потребность выговориться).

4.Ведущим видом активности на 1-м году жизни является общение – непосредственно-эмоциональное общение.

Психологические предпосылки в общении.

Проявляются свойства всех уровней индивидуальности.

социально-психологические предпосылки – Ч. вынужден общаться (имеет место взаимодействие между людьми). Эти ситуации предполагают разные варианты общения.

информационные предпосылки – что-то узнать от др. или передать им. Общение – это не только обмен информацией, но и развитие, возникновение новых мыслей.

личностные предпосылки (определяютотношения, готовность к общению, коммуникативность). (пр: черствый Ч., и.т.д.)

коммуникативные х-ки (общительность, красноречие, болтливость, и.т.д.

особенности опыта (информированность, некоторые расхождения в информированности).

В процессе общения информация передается, развивается, формируются новые умения, навыки.

Необходимо умение слушать, понимать, и т.д.

особенности психических процессов (особенности ума, работы памяти, моменты восприятия).

динамические характеристики (темперамент, экспрессивное сопровождение, свойства нервной системы, и т.д.).

Коммуникативная активность играет интегрирующую роль в индивидуальности Ч., системообразующую роль.

Все особенности объединяются.

Соотношение категорий общения и деятельности в психологии.

Можно выделить 2 подхода:

1. Платонов, Лисина и др.

Общение – один из видов деятельности.

Характеристики деятельности хорошо накладываются на общение (цели, операции, мотивы; навыки, привычки, умения, и т.д.).

Понятийный аппарат при описании д-ти можно отнести к общению.

Есть предмет д-ти, есть предмет общения (человек).

Потребность в общении состоит в познании, оценке др. людей, момент самопознания.

Мотивы – это опредмеченная потребность, внутреннее побуждение.

Действия общения – единица коммуникативной д-ти, адресованная др. Ч.

В общении есть умения, навыки, привычки. Задачи, средства (операции), продукты, т.е. результаты – образования материального и духовного х-ра.

Ближайший результат общения – преобразования в сознании.

Общение коммуникативная деятельность.

(Лисина) Весьма специфический вид деятельности.

2. Ломов.

Общение – не деятельность, но связь между ними есть, они объединяются одним термином – «активность».

Предложил принцип единства сознания и д-ти дополнить принципом единства сознания и общения.

Общение – это другой вид активности, оно не в меньшей степени, чем д-ть х-ет жизнь Ч.

4.Мотивация имеет место в общении. Здесь происходит совмещение мотивов.

5.Важнейшая особенность д-ти – наличие предмета д-ти.

В деятельности:

Активность направлена на объект.

В общении:

Субъект-субъект (объект = субъект)

Активность направлена на субъект.

6.Моменты планирования и программирования.

Но в общении планы могут резко меняться. Т.е. происходит совмещение планов (планы меняются на ходу) и программ + совмещение действий. Большая гибкость.

7.В общении есть ориентировка и контроль.

Читайте также:  Сколько может восстанавливаться зрение после инсульта

(Диалог: говорящий – исполнительный компонент; слущающий (+ возразить) – ориентировочный компонент).

8.В актах общения одновременно сочетаются ориентировка и исполнение.

9.Результаты общения психологического порядка (разъяснение, эмоциональность, знания, оценки, определенные оценки).

На этой основе уже могут появиться результаты материального порядка.

— Общение выходит на результаты предметной деятельности;

— результаты психологического порядка (установки, …, и т.д.).))

Вывод: общение – другой вид активности по сравнению с д-тью.

Д-ть – это человеческая активность.

Если общение – это вид д-ти, то эта д-ть имеет определенную специфику.

Общение может выступать как разновидность трудовой д-ти (лектор, учитель, актер).

В любой др. д-ти – общение – важнейший компонент.

Сами действия могут выступать как средства общения (совместная д-ть).

Общение обладает многими специфическими (ярко-выраженными) характеристиками.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Советы по личностному росту

Здесь вы найдете истории успеха, последние тренды моды, гороскоп, диеты и многое многое другое. Обязательно загляните!

Свежие записи

Взаимосвязь деятельности и общения

Общение и деятельность тесно связаны между собой. Любая форма общения является формой совместной деятельности. В ней формируются не только субъект — объектный (человек — в данном случае предмет деятельности), но и субъект — субъективные отношения (человек — человек). Суть общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.

Общение так же может рассматриваться как сторона, некое условие деятельности или как отдельный ее вид. Но связь между ними состоит в том, что благодаря общению деятельность организуется.

Создание плана совместной деятельности требует от каждого человека понимание цели деятельности, средств реализации, распределения функций для ее достижения.

Специфика общения в процессе действия заключается в практическом создании возможности организации и координации деятельности отдельных ее участников. В общении как правило происходит обогащение самой деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми. В общении и деятельности реализуется система отношений к другим. Социальная функция общения в первую очередь заключается в том, что оно является средством передачи общественного опыта.

Специфика самого общения определяется тем, что в его процессе реальный субъективный мир одного человека как бы раскрывается для другого, происходит виртуальный взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и т.п..

В общении и деятельности человек частично формируется и самоопределяется, обнаруживая свои особые индивидуальные особенности. Результатом общения и деятельности является налаживание определенных ступеней отношений с другими людьми. Благодаря этому осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия. Связи людей в процессе общения является условием существования отдельной группы как целостной системы.

Этот процесс координирует совместные действия людей и удовлетворяет необходимую потребность в психологическом контакте. Потребность в общении порой является одной из первичных потребностей маленького ребенка. Она как правило развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) до сложных (сотрудничество, интимно личного общения и др.).

Составитель: старший преподаватель каф.Психологии Тавакалова Е.Ю.

Тема 1 Понятие психологии общения.

Б.Д. Парыгин – Общение, это сложный и многогранный процесс, который может выступать, в одно и тоже время, как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь Осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Содержание— это информация, которая в межличностном контакте передается от одного живого существа к другому.

(сведения о мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа).

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).

Средства общения— способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Тема 2 Виды общения
1.По содержанию

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Когнитивное (обмен знаниями)

Кондиционное (обмен физическими и психическими состояниями)

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

Непосредственное — осуществляется с помощью естественных органов (руки, ноги, голова, туловище …)

Опосредованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природные предметы и культурные)

Косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей.

4. Деловое общение — обычно включено, как частный момент в какой-либо совместной деятельности и служит средством повышения качества данной деятельности.

5. Личностное общение — сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера.

6. Целевое общение— это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Тема 2 Взаимосвязь общения и деятельности.

В жизни человека общение не существует, как обособленный процесс или как самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая возникает при интенсивном и разнообразном общении. Жизнь в целом, с одной стороны, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (что и как делает индивид), а с другой стороны, ОБЩЕНИЕ (с кем и как индивид общается). Таким образом, Социализация личности или формирование общественного человека происходит через систему человеческих отношений, систему общения, через воспитание нравственности, морали, принципов, духовных потребностей, формирующихся в течение жизни, а значит посредством деятельности и общения.

Взаимосвязь общения и деятельности заключается в том, с одной стороны, что формы общения и формы совместной деятельности людей взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга (люди общаются в процессе деятельности) и с другой, общение является особым видом деятельности – коммуникативной, так как по средством общения деятельность организуется.

В рамках этого вопроса рассмотрим те стороны деятельности человека, в которых он выступает как субъект общения.

Коммуникация, в узком смысле этого слова, представляет собой обмен между двумя индивидами представлениями, идеями, интересами, чувствами, в ходе совместной деятельности. Информация в ходе общения: формируется, уточняется, развивается, именно поэтому коммуникационное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Коммуникация является одной из сторон, выступающих в качестве функций и составляющих структуру общения. Помимо коммуникативной стороны, общение имеет:

Интерактивную сторону — организация взаимодействия между индивидами

Перцептивную — восприятие друг друга партнерами и установление взаимодействия.

Тема 3 Человек, как субъект общения.

В ходе совместной деятельности индивиды обмениваются представлениями, идеями, интересами, чувствами. Информация в ходе общения формируется, уточняется, развивается, т.о. коммуникативное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Структурно, общение, как коммуникация представляет собой следующие формы: вербальную и невербальную. В свою очередь ВЕРБАЛЬНАЯ форма представляет собой: внешнюю и внутреннюю коммуникацию. Внешняя вербальная коммуникация бывает устной и письменной. Устная внешняя вербальная коммуникация имеет монологическую и диалогическую форму.

Монологическая форма – это лекции, доклады, ораторская речь.

Диалогическая форма – разговор между людьми.

Фактический – обмен речевыми высказываниями, единственно для поддержания диалога, разговора.

Информационный – обмен информацией различного свойства.

Дискуссионный – возникает при столкновении различных точек зрения. Воздействия друг на друга через убеждения.

Исповедальный – самое доверительное общение, основанное на взаимодоверии, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Формы невербального общения.

Кинестетическая – отражает эмоциональные реакции через: жесты, мимику, пантомимику, служащие средствами общения.

Паралингвистическая система знаков – это система вокализации, паузы в речи, покашливания и т.п.

Проксемико – это пространственная и временная организация общения.

Тема 4 Истоки взаимопонимание человека человеком. Человеческое общение не возможно без взаимопонимания. В свою очередь взаимопонимание представляет собой, с одной стороны процесс понимания мотивов, целей, установок собеседника и с другой стороны принятие, разделение целей, установок, мотивов, через близость, привязанность, дружбу, любовь к индивиду.

Познание другого человека основывается на его эмоциональной оценки и на понимании мотивов его поступков. Когда мы хотим изменить свое поведение, а к тому же поведение другого, то в первую очередь необходимо сопоставить себя с другим человеком. Это, значит, уметь принимать потребности, мотивы, установки другого и осознавать, как другой принимает мои личные мотивы, цели, установки. Из этого следует, что важно уметь уподоблять себе другому. Это качество зависит от способности к идентификации и рефлексии.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – уподобление другому человеку (поставить себя на место другого – понять)

ЭМПАТИЯ – эмоциональное понимание другого (прочувствовать)

РЕФЛЕКСИЯ – осознание индивида того, как он воспринемается партнером по общению.

Тема 5 Социально – психологические эффекты.

В процессе восприятия и понимания человека человеком формируются установки, которые в свою очередь формируют социально-психологические эффекты.

Эффект ореола – складывается при первом впечатлении. На первое впечатление оказывает влияние:

Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. При восприятии знакомого – более новая информация, оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации – это некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются в общении, как средством «сокращения» процесса узнавания. Основан на: ограничении прошлого опыта, на построении выводов на основе ограниченной информации.

В процессе общения люди способны оказывать воздействия друг на друга.

Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Носит невербальный характер (танцы, эмоции, и т.п.) Проявляется через эффект многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Внушение – целенаправленная, неаргументированное воздействие одного человека на другого ли группу. Носит вербальный характер. Проявляется через речь. Подвержены впечатлительные люди, не имеющие твердых жизненных позиций и принципов.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, посредством его воспроизведения. Проявляется и устанавливается в процессе психического развития человека.

Тема 6 Имплицитная теория личности.

Принято считать, что человек на основе внешнего облика индивида судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения с ним. Такой подход к истокам понимания человека человеком в общении основывается на ИМПЛИЦИТНОЙ теории личности – это представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Как и в каждой теории, данная, имеет свои плюсы и минусы:

ПЛЮС — социально-психологическая роль явления, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию образа другого человека, причем даже в отсутствии достоверной информации о нем.

МИНУС — если теория не верна – это может привести к построению ошибочного образа другого человека тем самым породить неправильное отношение к нему и спровоцировать возникновение взаимной антипатии. В рамках имплицитной теории личности существуют свои формы восприятия и понимания:

Аналитическая – каждый информативный элемент внешности человека (руки, глаза, и т.п.) связывается с наличием определенных черт личности. То есть о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализ внешнего облика), далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности.

Данный тип восприятия характерен для: художников, врачей.

Эмоциональная – человеку приписываются качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Причем, личностная оценка воспринимаемого определяется через механизм эффекта первичности. Этот тип восприятия встречается у детей, у лиц женского пола, у возбудимых лиц, у части людей с образным типом мышления.

Перцептивно-ассоциативная – используются суждения по аналогии при восприятии человека. Встречается у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения: актеры, врачи, педагоги, руководители.

Социально-ассоциативная – восприятие и оценка происходит на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения определенного человека к определенному социальному типу. Этот тип восприятия характерен для политиков, философов, социологов.

Тема 7 Механизм формирования внутреннего представления о мире.

С помощью пяти основных органов чувств: ощущение, прикосновение, видение, слушание, восприятие запаха, вкуса, мы получаем информацию об окружающей нас действительности. Эта информация накладывается на наши внутренние фильтры восприятия: опыт, культура, язык, убеждения, ценности, интересы, предположения, опыт. Трансформируясь в фильтрах, полученная во внешнем мире информация, опыт, формируют личностное, индивидуальное представление о мире, людях и окружающей нас действительности.

В связи с вышеизложенным становиться, понятен тезис, что различие не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем.

Пример: художник, лесоруб, ботаник – в лесу. У каждого свой лес.

Карта мира другого человека отличается от моей карты мира. Из этого следует, что необходимо научиться понимать правильно собеседника, а для этого необходимо: уметь слушать и слышать другого человека. Это требует соблюдение следующих условий:

Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.

Слушающий никогда не пользуется чужими или предвзятыми оценками.

Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении к говорящему.

Слушающий абсолютно свободен от какого либо смущения и может задавать любые вопросы.

Слушающий показывает говорящему, что тот услышан, и смысл сказанного понят.

К 11-12 годам мы отдаем предпочтение в определенном образе мышления и воспроизведения информации из вне и выдачи ее наружу. Есть люди, которые думают картинками, разговаривают сами с собой, основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. В психологической литературе эти три типа мышления называют репрезентативными системами восприятия, т.е. как мы воспринимаем окружающий мир, как мы перерабатываем полученную информацию внутри себя и как мы выдаем обработанную информацию вновь в окружающий мир (общение).

Читайте также:  Мастер и маргарита с точки зрения христианства

На уровне груди

Темп речи, голос

Медленный темп, низкий тон

Цвет,форма, яркость и т.п.

Описывающие ощущения, вкус, запах.

При общении это необходимо учитывать. Нет чистых типов мышления (репрезентативных систем), есть ведущая система восприятия, затем, система обработки информации внутри личностно, затем, способ вербализации внутри личностных переживаний. Это может выглядеть так: ВИЗУАЛ-КИНЕСТЕТИК-ВИЗУАЛ.

Тема 8 Межличностное пространство.

Это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше между ними дистанция в общении. В свою очередь это зависит от:

4.национальных стандартов поведения

Ближе всех по дистанции общения находятся родственники, близкие, знакомые. К тому же возрастной критерий то же стоит учитывать: пожилые люди требуют большего межличностного пространства, чем молодые.

Стоит отметить при рассмотрении вопроса о межличностном пространстве влияние пола и личностных особенностей:

Женщины, стоят, сидят ближе к собеседнику, чем мужчины.

Психически уравновешенные люди подходят ближе, чем тревожные, т.к. они держаться в отдалении.

Заинтересованные друг в друге люди сокращают дистанцию.

Существуют определенные пределы допустимого расстояния:

Интимное (до 0.5. м.) – там, где происходит соприкосновение тел партнеров — спорт, балет и т.п.

Межличностное — (0.5. – 1.2. м.) – для разговоров друзей с соприкосновением и без

Социальное расстояние – (1.2.-3.7. м.) – для неформальных и формальных социальных и деловых отношений.

Публичные расстояния (3.7 м и более)

Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов – чем ближе – тем короче и реже их взаимные взгляды.

Тема 9 Самооценка личности.

Остановимся теперь на таком аспекте человеческого взаимодействия как самооценка личности.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Человека, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу честности, открытости, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует.

Когда появляются жизненные трудности и проблемы, самооценка может снижаться – однако, это временное чувство, как естественный результат возникшего кризиса. Люди с адекватной самооценкой не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего не происходит, они не перекладывают свои переживания на других.

Чувствовать себя не на высоте и не признавать этого – значит обманывать себя и других.

Люди отличаются друг от друга по способу взаимоотношений с окружающими. Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить так –

готовность сближаться с людьми –характерно для людей с адекватной самооценкой

избегать, бороться, доминировать или подчиняться – характерно для людей с завышенной или заниженной самооценкой.

Тема 10 Ценностные ориентиры личности.

В жизни каждого из нас особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся в своих действиях, а так же при оценки своих и чужих поступков.

Чувство общности две основные ценности, на которых строятся

Личностная автономия – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы.

Общность – дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей.

Считается, что при овладении этими двумя ценностями, возможно, достичь самореализации: это значит, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей.

Это очень трудная задача, над решением которой, люди бьются много тысячелетий.

Помимо выше перечисленных, к группе ценностей можно отнести следующие:

аутентичность и открытость

возможность поиска и исследования

готовность делать добро

уменьшение угрозы для личности

развитие личности и самоутверждение

Аутентичность и открытость – искренность во взаимоотношениях, избегание фальши, лицемерия и нечестной игры. Говорить то, о чем думаешь и чувствуешь – это не есть право на ничем неограниченные высказывания мыслей и чувств. Тот, кто отказывается от этой ценности, уменьшает право на ее реализацию у других.

Готовность делать добро – готовность оказать помощь разного рода другому человеку.

Безопасность личности – важнейшие условия развития личности и ее творческого потенциала. Манипуляция людьми с помощью страха и угроз, даже если и приводит к желательным результатам вызывает у людей оборонительную реакцию, требующую затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями – потеря способности к творчеству, самостоятельности, ответственности за свои поступки.

Развитие личности и самоутверждение – особая ценность, которая заключается в процессе личностного развития – интересы, умения, знания, воображение, творческие способностей. Развитие и изменение личности – это результат того, что, полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сознательно и целенаправленно делает свой выбор.

При утрате каких либо ценностей люди часто строят свои взаимоотношения на основе (принципе) конвенциональной корректности. Он основан на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удерживать собственное поведение и поведение другого человека. Соблюдение правил и конвенций облегчает социальное взаимодействие, позволяя предвидеть и контролировать поступки людей, т.о. провоцируя появление чувства неудовлетворенности.

Подводя итог выше обозначенной теме можно подчеркнуть, что, вырабатывая критерии, мы ищем ответ: «Как понять, хорошо или плохо складываются мои отношения с другими людьми? Что можно изменить, чтобы общение протекало иначе?»

Основные детерминанты общения могут проявляться в разных формах и в зависимости от этого сближать и объединять людей или разделять и отдалять их друг от друга:

К их числу относят – удовлетворение эмоциональных потребностей, формирование образа окружающей действительности, осуществление изменений в другом человеке, совместная работа, совместные развлечения и отдых.

Тема 11 Основные этапы онтогинетического развития человека.

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту, его экспрессия становиться на столько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогинетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно описать так:

от рождения до 2-3м. Биологичное по содержанию, контактное общение, служащие средством удовлетворения органической потребности ребенка. Основное средство общения – преимущественно мимика и элементарная жестикуляция.

от2-3м до 8-10м. Начальный этап познавательного общения, связан с началом функционирования основных органов чувств и появляется потребность в новых впечатлениях.

от 8-10м. до 1.5.г. Возникновение координации, вербального-невербального общения, обслуживание когнитивной потребности. Приход к использованию языка как к средству общения.

1.5. до 3 л. Появление делового и игрового общения, связан с воз0никновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

от 3 до 6-7 л. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка.

Дальнейшее развитие общения – можно представить, как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но так же богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Тема 12 Роль общения в психическом развитии человека.

Во-первых, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность: если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, то не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым.

Без общения человек становиться биологическим существом в психическом развитии.

Во-вторых, психическое развитие ребенка формируется, в первую очередь через общение с взрослыми, с помощью которого ребенок приобретает психические поведенческие качества, т.к. до наступления подросткового возраста ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В процессе общения младенец получает необходимые для его индивидуального развития информацию.

В-третьих, в общении, с начало, через прямое подражание (викарное научение), затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребенка, поскольку, люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта.

Подводя итог выше изложенному, можно говорить о том, что интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важными факторами развития детей.

В-четвертых, выделенные ранее ВИДЫ общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека, например:

Деловое общение – формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков, развивает деловые, организационные качества.

Личностное общение – формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Материальное общение – позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение – создает состояние готовности к научению, формирует установки.

Мотивационное общение – источник дополнительной энергии. Человек приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности – человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал.

Деятельностное общение – совершенствует и обогащает собственно деятельность человека.

Биологическое общение – самосохраняющаяся форма в качестве важнейшего условия поддержания и развития жизненных функций.

Социальное общение – обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: группы, коллективы, организации и т.п.

Непосредственное общение – необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредованное общение — помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а так же к сознательному управлению самим общением.

Невербальное общение – человек получает возможность психологического развития еще до того, как он освоил и научился пользоваться речью.

Вербальное общение – оно связанно с усвоением речи, она лежит в основе всего развития человека.

Тема 13 Манипуляции.

Манипулятор внутри нас представляет собой ту часть нашей личности, которая сознательно или несознательно применяет разнообразные уловки, цель которых – контролировать ситуацию для достижения своих целей.

Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем:

Активный манипулятор – пытается управлять с помощью активных методов. Играет роль человека, полного сил – свою слабость не демонстрирует. Пользуется своим социальным положением или рангом (родитель, учитель, т.п.). Он становиться «собакой сверху» (Перлз) – добивается контроля над другими. Его любимая техника – «обязательства и ожидания».

Пассивный манипулятор – прикидывается беспомощным и глупым «собака снизу». Выигрывает, терпя поражения. Позволяя другим думать и работать за него. Лучшие его техники – вялость, пассивность.

Соревнующийся манипулятор – воспринимает жизнь, как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди соперники и даже враги. Он между «собакой сверху» — «собакой снизу».

Безразличный манипулятор – старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз « Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны.

Тряпка Славный парень

Контакты, которые производят манипуляторы – поверхностны, они не затрагивают души, т.к. манипуляторы боятся уязвимости.

Способы ухода от контакта.

1.»случайный человек» — не мое дело говорить вам …

2.поставить под сомнение то, что только что сказал – вы не уловили главного.

3.его слова относятся к другому человеку – я не о вас, а так, вообще.

4.сделать вид, что он не разобрался в ситуации или в контексте – вы меня переоцениваете.

Но без глубоких контактов человек не может, состоятся как личность, реализовать себя, достичь актуализации. В конце концов, человек рискует своим психическим здоровьем.

Тема 14 Причины манипуляции.

Основная причина манипуляции заключается в конфликте человека с самим собой, т.к. в повседневной жизни человек должен опираться как на себя, так и на окружающую среду. Возникает проблема доверия себе и другим людям.

Лжепостулат — чем мы лучше, чем совершеннее – тем любимее. Э.Фромм.

Риск и неопределенность окружающего нас мира и чувство беспомощности превращают человека в объект, что многократно усиливает его беспомощность.

Страх затруднительного положения. Манипулятор это личность, которая относится к людям ритуально, избегая интимности в отношениях и затруднительных положений.

Потребность получить одобрение всех и каждого.

В конечном итоге манипулятор остается «с носом», поскольку:

Жизнь — нелюбимая работа

Разучается наслаждаться жизнью, переживать глубокие чувства

Считает, что в зрелости его ждут одни проблемы и тяготы

Не пытается постичь цели и смысла своего существования

Манипулятор очень любит управлять – он раб этой потребности.

Парадокс манипулирования заключается в том, что чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то.

Манипулятор боится, что кто-нибудь, узнает о его истинных чувствах – сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора. Он не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных слов, изречений, красивых вещей – пускает пыль в глаза.

Читайте также:  Семья с точки зрения семейной педагогики

В современном невротическом обществе удобнее жить манипулятору, чем актуализатору. Но, удобнее не значит лучше.

Не всякая манипуляция – это зло. Кое – какие манипулятивные шаги необходимы человеку в борьбе за существование. Манипуляции осознанные и частые вредны, поскольку маскируют психологическую и психическую незрелость личности.

Общение и деятельность

Общение (О.) и Деятельность (Д.). Наиболее общим пониманием Д. Является ее трактовка как конкретно-исторически обусловленного способа существования, бытия человека. Д. Предметна, сознательна и целенаправлена, что позволяет отграничить ее от разнообразных актов поведения. В реальной жизни она выступает всегда в той или иной качественно определенной форме (трудовая, познавательная и т.п.).

Теория социальной Д.: Д. выступает в своем отношении к объекту и реализуемым в ней общественным отношениям.

Психологические теории Д.: субъектно ориентированные, направленные на анализ места этой категории в системе общепсихологических понятий, раскрытие ее психологического смысла. *Психологическая теория Д. А.Н. Леонтьева. В ее основе лежит идея единства субъекта, объекта и процесса Д. Процесс Д. Выступает и как процесс активного вмешательства субъекта в мир вещей, и как процесс отражения предметного мира в сознании. Сознание и личность рассматриваются как продукты и как «моменты», стороны Д.

Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека» невозможен без общения. О. есть и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу.

О. – 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной Д.; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной Д. и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Различные подходы к пониманию проблемы связи общения и деятельности. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению О. и Д. Так, например, к такой постановке проблемы пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Об-во выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор О. В детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной Д.: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого О. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо».

В противовес этому в отечественной Пс. принимается идея единства О. и Д. Такой вывод логически вытекает из понимания О. как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы О. включены в специфические формы совместной Д.: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой Д., «по поводу» нее. Именно пересечение деятельностей создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей Д., но и к др. людям. Именно О. формирует общность индивидов, выполняющих совместную Д.

Т.о., факт связи О. с Д. констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако хар-р этой связи понимается по-разному.

Иногда Д. и О. рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов).

Категория «общения» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве сам мотивированного процесса.

В других случаях О. понимается как определенная сторона Д.: оно включено в любую Д., есть ее элемент, в то время как саму Д. можно рассматривать как условие О. (Леонтьев).

Наконец, О. можно интерпретировать как особый вид Д.

С одной стороны О. как коммуникативная Д., или Д. общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, напр., у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин).

С другой – О. в общем плане понимается как один из видов Д. (пр. всего речевая Д.), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные Д. вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев). Труд, СЗ и О., или «отношение др. к др.», развиваются, взаимно обусловливая др. др. Ни одна из этих категорий не м.б. «выключена» из общего процесса развития: развитие труда невозможно без эволюции СЗ и О.; развитие СЗ связано с развитием, усложнением, дифференциацией трудовой Д. и появлением специфического, основного средства О. – языка; наконец, развитие О. понятно только в свете развития трудовой Д. и эволюции СЗ.

На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи Д. и О., когда О. рассматривается и как сторона совместной Д. (т.к. сама Д. не только труд, но и О. в процессе труда), и как ее своеобразный дериват.

К структуре О. можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру О. путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

(Коммуникативная сторона) (Интерактивная сторона) (Перцептивная сторона)

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона О. означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

Также см. функции О.

Функциональный анализ общения.

О. полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.

В наиболее обобщенных классификациях выделяются 3 стороны О.: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

Близкая к этой классификация (Ломов) выделяет стороны:

— информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;

— регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной Д.

— аффективно-коммуникативную, относящуюся к эмоциональной сфере и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация выделяет:

— Как основную рабочую – инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

— синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;

— трансляционную ф-ю, необходимую для обучения, передачи знаний, способов Д., оценочных критериев;

— ф-ю самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

По критерию цели общения выделяются 8 функций О.:

1. Контактная, цель которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2. Информационная. Обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

3. Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

4. Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной Д.

5. Ф-я понимания. Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и пр.

6. Амотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

7. Ф-я установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

8. Ф-я оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т.ч. его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Андреева: Посредством общения Д. организуется и обогащается. Построение плана совместной Д. требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей для каждого участника. Включение О. в этот процесс позволяет осуществить согласование и рассогласование деятельностей индивидуальных участников (ф-я взаимодействия). Специфика этой ф-ции – в различных сторонах О.

Деятельность и общение.

Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).

Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).

Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).

Общение воображаемых партнеров ( литературных персонажей).

Монолог или реплики.

Общение есть только условие деятельности.

От общения необходимо отличать коммуникацию.

Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.

В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения остается не вполне решенным. В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда обратил особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчеркивался фактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена роль преобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Другая точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность. В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека в обществе. В современной отечественной социальной психологии принимается идея единства общения и деятельности, но не подмена одного другим.

Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности. Например, деятельный человек всегда общается: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение формирует единство задач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этого факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями.

Естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Для различения этих двух поводов общения ученые ввели понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное. Тем самым различение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с человеческой деятельностью.

Идея непременного включения общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого из участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативную функцию), общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователи выделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции общения.

Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Источники:
  • http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/293045_sootnoshenie_kategoriy_obschenie_i_deyatel_nost
  • http://studopedia.org/5-99034.html
  • http://live-leader.ru/vzaimosvyaz-deyatel-nosti-i-obscheniya/