Меню Рубрики

Основные точки зрения на процесс познания

1. Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует чело­века, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации — книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.

3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

• познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектом является человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

Функции практики — то, что она является:

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.

Предмет философии и ее место в системе научного знания

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Основные точки зрения на процесс познания, его виды. Общие представления о духе, материи, сознании. Типы цивилизаций и социальная структура общества. Решение проблемы классификации ценностей в философии.

Рубрика Философия
Вид курс лекций
Язык русский
Дата добавления 02.05.2014
Размер файла 297,8 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Философия — общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

контрольная работа [34,1 K], добавлен 13.09.2010

Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

контрольная работа [54,9 K], добавлен 25.04.2013

Место философии среди других форм мировоззрения: мифа и религии. Основной вопрос философии и его решение разными философскими направлениями. Материализм и идеализм в истории философии. Основные методы познания. Диалектика и метафизика. Философия и наука.

реферат [14,3 K], добавлен 06.02.2012

Сущности философии, её предмет и место в культуре и жизни человека и общества. Две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Человек и его место во Вселенной с точки зрения философии. Основные категории научной картины мира.

контрольная работа [36,9 K], добавлен 30.12.2009

Мировоззрение и его сущность. Дофилософские формы мировоззрения. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. Предмет и структура философского знания. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 31.05.2007

Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

книга [496,3 K], добавлен 06.02.2009

Понятие и структура мировоззрения — необходимой составляющей человеческого сознания, познания. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторические изменения предмета философии. Социальные функции философии и ее взаимосвязь с наукой.

реферат [26,2 K], добавлен 16.01.2012

Понятие и структура мировоззрения. Предмет философии, ее основные функции. Античная философии, ее специфические особенности. Теория познания И. Канта. Русская материалистическая философия XIX в. Научная и религиозная картины мира. Человек как личность.

шпаргалка [176,7 K], добавлен 04.12.2012

Предмет философии и ее становление. Основные проблемы бытия и познания. Помехи («идолы») в познании и борьба с ними. Проблемы человека и общества. Природа философского знания и краткий очерк истории философии. Критика теории врожденных идей Дж. Локком.

учебное пособие [1006,3 K], добавлен 31.03.2010

Специфика философского знания, история его развития. Предмет, структура и функции философии. Философские идеи выдающихся мыслителей. Смысл категории бытия. Уровни и методы научного познания. Понятие общества и государства. Связь культуры и цивилизации.

шпаргалка [94,7 K], добавлен 19.01.2014

Основные подходы к проблеме познания

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма– рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познание

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

1. познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

2. познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Субъектами познания является человек и общество

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

]Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Читайте также:  Как окулист проверяет зрение на дальнозоркость

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия,самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Восприятие

Восприятие— познавательный процесс одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

· Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

· Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

· Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

· Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

· Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Истина

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло . Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философияоднако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой , относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

Необходимая истина — знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью действий.

Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью.

Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

Функции практики– то, что она является:

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Дайте определение понятию «агностицизм».

2. Дайте определение понятию «познание».

3. Дайте определение понятию «восприятие».

4. Объясните, почему существуют разные истины.

ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание — это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание обусловлено общественно-исторической практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизм, отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание — это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII-XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Фейербах, Н. Чернышевский и др.), хотя и исходил из этого положения, но не выстраивал его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.

В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им действительности, т.е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что «познание как отражение действительности» и «познавательная деятельность», хотя и связаны, но не синонимы.

Кроме того, общая теория познания («гносеология вообще») не может ориентироваться только на естественно-научную модель познавательной деятельности и не должна «оставлять за бортом» огромный массив «инонаучного» (С. С. Аверинцев), а обязана быть теорией всего знания в его единстве, взаимодействии и развитии, не выставляя напоказ науку, но и не игнорируя магию, мистику, эзотерику, астрологию и т.п.

Теория познания, или наука гносеология, — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Существует два вида познания: познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.

На ранних этапах развития истории человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.д. Основу данной формы познания составляли опыт повседневной жизни, практика людей.

Исторически первая форма — игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек выполняет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.

Также в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты.

Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познания. Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании соединяется эмоциональное отношение к миру с верой в сверхъестественное.

Читайте также:  Стоит ли делать коррекцию зрения при 1

Говоря о многообразии форм познавательной деятельности, нельзя обойти вниманием достаточно известную концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он подразумевал под знанием активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные, научные и вненаучные и т.д.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Любая деятельность как форма активного отношения человека к миру — взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект противостоит субъекту. В последнее время возрос интерес к анализу новых тенденций в развитии теории познания, к приведению ее содержания в соответствие с новым этапом развития современной науки.

Важные перемены в теории познания связаны с развитием и введением в сферу науки сложных, самоорганизующихся, целостных, саморазвивающихся систем, в том числе и прямо (Пропорциональных человеку (биотехнология, экология, информатика, социокультурная сфера и т.п.). Все более расширяется проблемное поле гносеологии, в него входят новые вопросы социокультурной детерминации объектов познания, трансляции знаний и коммуникации между субъектами познания, многосложные взаимозависимости между деятельностью людей и ее культурно-историческим контекстом.

А это ведет к тому, что граница между объектом и субъектом познания становится все более условной и относительной.

Неклассическое естествознание (первая половина XX в.) показало, что «печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эддингтон), что «субъект и объект едины, между ними не существует барьера» (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т.п.

А Луиде Бройль считал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объективному описанию внешнего мира» — такой вывод выражает крайнюю позицию.

Идеалом научного познания в XVIII-XIX вв. Было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира «самого по себе», независимо от средств и способов, которые применялись при получении необходимых для его описания сведений. Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения.

Конец XIX — начало XX вв. — время перехода к новому типу рациональности. Этот переход исходил из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него. Мир раскрывает свои структуры и закономерности благодаря активной деятельности человека в мире. Лишь включеннность объектов в человеческую деятельность постигает их сущность и связи.

В. Гейзенберг был первым, кто произнес фразу о том, что в общем случае разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно.

Развитие науки показало, что исключить субъективное вообще из познания полностью невозможно даже там, где «я», субъект играет крайне незначительную роль. С появлением квантовой механики возникла другая философская проблема. Она ставит в зависимость состояние объективного мира от активной деятельности наблюдателя. В результате, существовавшее долгое время представление о материальном мире как о некоем сугубо объективном, независимом ни от какого наблюдения оказалось сильно упрощенным. На деле невозможно полностью отвлечься от человека и его вмешательства в природу, тем более в общественные процессы.

Шпаргалка по философии

Теория познания, или гносеология, — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение понятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставления знания с мнением и верой. В XX в. «познание» тоже оказалось производным от «знания», причем крен в сторону истинного, научного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений.

Деятельность субъекта расчленяется, как известно, на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную. Необходимо сопоставить последний тип с двумя предыдущими.

В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная деятельность, которая сама не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной ценностно-ориентационной деятельности познание дает информацию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осознание того, что те или другие явления могут удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Знание же — результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания. Виды познания: обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др.

Путь познания имеет свою собственную эволюцию от способа отражения через способ познания к научному методу. Эта эволюция принимает во внимание средства элементарного отражения, которые в основном одинаковы у человека и животного и различаются по степени развития. Осознание человеком способа познания добавляет к его структуре новые элементы: понятийный аппарат, систему общелогических приемов познания, категориальный каркас познания и его регулятор в виде системы принципов и логики познания. Метод познания — это творческая лаборатория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания.

Метод определяется природой объекта и уровнем его освоения. Выделяют общелогические приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование), методы чувственного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и рационального (идеализацию, формализацию, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, методы мысленного эксперимента, единства исторического и логического) познания. Также существуют формы научного и вненаучного познания.

4. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, называют объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания.

Это может быть индивид, группа, общество в целом. В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта и объекта. Одна из первых принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ – тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергичного движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызывает соответствующие ощущения. Представители философии объективного идеализма ссылались на «непосредственную данность» объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реальный.

Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Богом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармонии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г.В.Ф. Гегель свое гносеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и исторического. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности.

Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструирования объекта усилиями человеческого ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись представители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

В отношении между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда интенционально, т.е. направлено на свой объект. Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективен по восприятию, но объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно существующих идей (объективный идеализм); образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что познание — сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объективной действительности.

Истоки и смысл процесса познания. Основные уровни и формы познания. Две точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Цель познания — снять отчуждение от мира и слиться с миром.

Первый акт знания был дан человеку как естественный дар, Ск’Л усилий познания. Но, вкусивзапретный плод знания, человек оказался в состоянии богоставленности,противопоставленности всему остальному творению, отчужденности от Истины.

Человек обречен на познание. Познание — проклятье, но и единственное спасение. Ряд проклятий в Библии — аллегория мук (женщине в муках рожать, мужчине в поте лица добывать хлеб свой). Истинное познание должно быть выстрадано любовью и трудом.

Следовательно, познание начинается с мирской жизни.

Познание делит мир на две части:

– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

Субъект познания – это носитель познавательной активности.

Выделяют такие субъекты познания как:

Объект познания – это то, на что направлена познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и

Агностицизм.

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

Читайте также:  Школы по охране зрения в москве

Выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение— рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 245 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Главная особенность философской доктрины Локка- смещение ее проблематики прежде всего в сторону гносеологии. Нарастание гносеологической проблематики — одна из закономерностей историко-философского процесса. В рассматриваемую эпоху интенсивности научного прогресса, резко возросла роль методологических идей, оттеснявших традиционные логические приемы и ориентированных на различные науки.

Изменение человека, его индивидуальных интересов, возрастание его личностного сознания (самосознания)-важнейший стимулятор того, что мы назвали выше нарастанием гносеологической проблематики в истории философии. В философских учениях в древних и средневековых обществах, с присущей им вековой устойчивостью социальных отношений и форм и в общем невысоким уровнем индивидуально-личностного сознания, преобладали онтологические представления и построения. Принципы, сформулированные в них, трактуются как постоянные и далее неизменные основания самого бытия. Гносеологические идеи, обобщая взаимодействие философии с научным знанием, вместе с тем отражают и уровень личностного сознания. Его огромный процесс виден в ренессансной философии. Дальнейшее углубление этого прогресса в условиях еще более зрелого буржуазного общества в Англии выразилось в философии Локка и выдвижении гносеологии на первый план.

Одна из важнейших заслуг Локка в гносеологизации философии состоит в том, что он больше чем другие философы-новаторы, указал на необходимость сужения и специализации знания как на важнейшую предпосылку его эффективности. Вначале своего главного труда Локк подчеркнул сложность поставленной им задачи, ибо «разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимаю самого себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом». Отсюда дальнейшая конкретизация этой общей гносеологической программы, а именно «исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями с степенями веры, мнений и согласия». Суждение поставленной задачи, ее максимальное приближение к интересам человека исходит из убеждения, что «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности».Бэконовский лозунг «Знание-сила», повернутый в сторону природы, теперь направляется в глубины человека.

Так обосновывает Локк гносеологическую установку своей философии.

2. Идеи как непосредственный материал знания

Из ощущения и рефлексии человек черпает весь материал своего дознания. Сам этот материал складывается из так называемых простых идей- наиболее ясных элементов нашего знания.

Гносеологическое содержание идеи еще интенсивнее представлено у Локка, для которого идея «обозначает все, что является объектом мышления». Смешение гносеологического и психологического аспектов весьма характерно для локковского эмпиристского гносеологизма. Автор «Опыта…» называл идеями не только абстрактные понятия, но и ощущения и даже образы фантазии. Усиление гносеологического содержания в идее выражалось при этом в его убеждении в том, что непосредственно нам даны только идеи, а не сами вещи, которые за ними, конечно, скрываются, но до которых не так то просто дойти. Это положение гносеологии Локка заключало в себе возможности как объектно-материалистической, так и субъектно-идеалистической трактовки.

Первичные и вторичные качества

Различие внешнего и внутреннего опыта углубляло гносеологию Локка. Я убеждаюсь в этом при рассмотрении весьма важного различия идей первичных качеств, с одной стороны, и идей вторичных качеств- с другой.

Сама по себе эта первостепенная проблема отношения субъекта к объекту поставлена в Античности Демокритом. Его учение о подлинном бытии, состоящем из различных атомов и их комбинаций, познаваемых не только чувственно, сколько умственно, стало важным этапом в преодолении так называемого наивного реализма, утверждающего, что реальность такова, какой она представляется человеческим чувствам.

Столь резкое противопоставление субъективного и объективного, производимое с позиций одностороннего рационализма, было неприемлемо для более последовательных сенсуалистов и эмпиристов. Выше мы видели, что Гассенди, восстанавливая учения античных атомистов, трактовал подлинную реальность более качественно- особенно по сравнению с Декартом (да и с Галилеем),- до известной степени сглаживая противоположность между объективным и субъективным. По этому же пути, но уже более основательно пошел и Локк.

Вместе со своим другом Бойлем он закрепил за этой важнейшей гносеологической проблемой наименование «первичных» и «вторичных» качеств. Первичные качества- это неотъемлемые не при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел: протяженность, форма, движение или покой и число. К этим, совершенно объективным свойствам тел, признаваемым и всеми рационалистами, Локк прибавлял плотность (непроницаемость). Тем самым вслед за Гассенди и Бойлем он возвращался к воззрениям античного атомизма, превращая материю не в такую абстрактно-геометрическую субстанцию, какой она представлялась Декарту и другим рационалистам.

Вторичные качества- это изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами чувств: цвета- глазами, звуки -ушами, запахи -обонянием, вкусы -органами рта.

Соотношение двух этих принципиально различны групп качеств Локк выразил в следующих словах «Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных -нет…То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах…есть только известный объем, форма, движение незаметных частиц» здесь Локк утверждает, таким образом, что вторичные качества -отнюдь не иллюзия субъекта.

Таков, в самых общих чертах, идеал личности в соответствии с представлениями Локка. Не трудно заметить, что он коренным образом отличается от того идеала человека, который содержится в работах мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Возрождения. Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представив теля своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источники:
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/c00403911.html
  • http://poisk-ru.ru/s32095t4.html
  • http://lektsia.com/7x698d.html
  • http://www.studd.ru/lib/1/84/2/
  • http://studopedia.net/6_65369_istoki-i-smisl-protsessa-poznaniya-osnovnie-urovni-i-formi-poznaniya-dve-tochki-zreniya-na-protsess-poznaniya-gnostitsizm-i-agnostitsizm.html
  • http://studopedia.org/5-98857.html