Меню Рубрики

Определение религии с точки зрения философии

Все статьи сайтаРелигиоведениеПонятие и сущность религии

Что обозначает понятие «религия»? Единого общепринятого определения религии не существует — как любое сложное явление, она имеет много дефиниций. Эти определения могут быть номинальными или реальными. Номинальные дефиниции основываются на непосредственном смысле слова, понимании его этимологии (происхождения) и смысловых связей. Зато реальные определения религии пытаются схватить основное содержание понятия, основываясь на анализе и синтезе различных аспектов конкретного явления. Здесь чаще всего отличаются определения структурные (с точки зрения структуры феномена религии и его компонентов), генетические (с точки зрения возникновения, становления и развития религии) и функциональные (с точки зрения функций религии в общественной и личностном жизни человека)​​.

Относительно происхождения слова «религия» существует несколько теорий, которые с филологической точки зрения выглядят вполне равноправными. Так, выдающийся римский оратор и философ Цицерон (I в. До н. Э.) считал, что латинское слово «religio» происходит от глагола «relego» («заново обдумывать», «переосмысливать», «перебирать»). То есть, по Цицерону, религия — это постоянное, бдительное и бережное, бескорыстное отношение ко «всему, что касается культа богов». Именно чистосердечное и бескорыстное соблюдение божественного культа, утверждал философ, отличает истинную религию от простой набожности — последняя нередко оборачивается суеверием и предрассудками, основанными исключительно на корыстных желаниях человека.

Другую теорию происхождения слова «religio» выдвинул христианский апологет Лактанций (III-IV вв.). По его мнению, латинское существительное «religio» происходит от глагола «religo» («привязывать», «восстанавливать связь», «увлекаться»), потому что именно в религии и через нее люди «узами благочестия привязаны и соединены с Богом»). Лактанций, подобно Цицерону, разграничивает понятия религии и простой набожности или суеверия, только связывает это различение уже с выделением веры в «единого и истинного Бога» и чествованием «многих и ложных богов».

Этимология, предложенная Лактанцием, стала традиционной для большинства христианских мыслителей ( Августин Аврелий , Фома Аквинский) и религиозных философов. «В религии, — пишет С. Булгаков, — устанавливается и переживается связь, связь человека с тем, что выше человека. Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». Как «жизнь в общении с Богом» определяет религию и другой русский философ С. Франк.

Слово «религия» уже в античности получило значение благочестия, святыни, предмета культа. Из этого следует, что здесь мы имеем дело с явлением, которое касается чего-то высшего, сверхчеловеческого в человеческой жизни, а часто и вообще сверхъестественного — священного.

Известные исследователи феномена религии (Р. Отто, М. Шелер, М. Элиаде) отмечают, что без понятия священного не существует религии, чаще всего оно конкретизируется и персонализируется (олицетворяется) в определенном представлении о Божестве и Божественном — Боге (или богах, духах), хотя иногда персонализации и не происходит, тогда священное конкретизируется как определенная безличная «Высшая Сила», некий «Абсолют» и все, что с ним связано (культ, богослужение и т.п. — то есть определенный сакральный жизненный континуум). Впрочем, в самом общем смысле, можно сказать, что идея Бога (олицетворенного или обезличенного) является началом и смыслом любой религии.

Значение религии

Религия — это не только представление о Боге, не только сознание. Это также реальная жизнь, жизнедеятельность людей — культ, богослужение, церковная организация, а кроме того — это формы и принципы организации общественной жизни, которые в той или иной степени базируются на религиозных основаниях. Итак, религия — это мировоззрение, основывающееся на вере в Божественное, и соответствующая (небудничная) сфера жизнедеятельности человека, связана с ее отношением к Священному.

Здесь уместно напомнить, что до недавнего времени господствующая у нас тогда марксистская идеология рассматривала религию как форму общественного сознания, определяющуюся отражением действительности с помощью иллюзорно-фантастических образов, представлений, понятий. С этой точки зрения, религия искажает реальные отношения в природе и обществе, наделяет их вымышленными качествами и способностями, она является «опиумом для народа». По этой логике получается, что большая часть человечества большую часть своей истории прожила в состоянии массового гипноза и безумия. Фактически марксизм никогда не поощрял научно беспристрастного анализа религии, всегда исходя лишь из идеологического задания «отменить религию».

Возникновение и необходимость религии

Далее мы поговорим об исторических предпосылках возникновения религии. Но с точки зрения обще-философской религия становится необходимой и возможной, во-первых, потому, что человек испокон веков нуждается выйти за пределы этого мира, найти нечто такое, что было бы выше, лучше, более сознательным, чем он сам и этот мир, найти спасение и утешение, предмет веры.

Во-вторых, сам этот мир, при условии всего своего несовершенства, представляет собой нечто прекрасное и высокоорганизованное, и его существование и качества не могут быть объяснены только естественными законами. Беспристрастный и неограниченный взгляд на Вселенную дает основания утверждать, что он является не только хаосом слепых природных сил, но и космосом, то есть строем, который могла создать и организовать лишь некая высшая, сверхъестественная сила.

В-третьих, религия возникает на основе актов религиозного опыта, в которых Бог сам, своей волей и благодатью появляется человеку. Эти акты удивительные, и не каждому выпадает счастье их иметь, но то, что кто-то не имеет такого опыта, не дает основания отрицать его реальность, — так же как отсутствие у любого опыта альпинизма не дает оснований отрицать существование Монблана. Таким образом, существование религии становится возможным и необходимым потому, что Бог есть, это начало и конец любой религии, ее содержание и основание. Поэтому и существование религии в определенной степени уже служит доказательством существования Бога, — собственно, того, что не нуждается в доказательствах. Бог является реальностью, которую нельзя доказать, — но он сначала есть, а уже потом возникают все его существования.

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Религия и проблема её определения

Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Все это усложняет проблему определения религии. Насчитывают более 250 таких определений, и число это постоянно растет. Невозможно рассмотреть каждое из определений, однако все определения можно разделить на группы и изучить характерные черты каждой группы.

Выделяют следующие группы определений религии:

  • теологические;
  • философские;
  • психологические.

Религия и теология

Теологические определения — это определения, принятые в богословии. Они рассматривают религию «изнутри», исходят из той модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Несмотря на различие религиозных конфессий, в этом вопросе общим для всех является то, что они рассматривают религию как связь человека с Богом. Определения этого типа можно разделить на две группы.

1. Супранатуралистические — исходят из того, что религия — это действительно существующая связь человека с Богом, она возникает из Откровения Бога, она дана человеку Богом раз и навсегда в неизменном виде. Эти определения не могут объяснить причин изменения религии. Их авторы считают, что человек нуждается в понятии Абсолюта, присутствие которого он постоянно ощущает; это ощущение помогает человеку упорядочить свою собственную жизнь. Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Душу окружает хаос общественных отношений и собственных бессознательных импульсов. Религия помогает выстроить из этого хаоса целостный закономерный мир и тем самым спасает душу от хаоса.

2. Исторические определения утверждают, что религия и общество тесно связаны. Религия является априорным, доопытным переживанием. Однако в обществе она испытывает разнообразные влияния со стороны государственных, семейных, экономических и других отношений. Таким образом, религия представляет собой одновременно и субъективное отношение к Богу, и историческую реальность. Эту точку зрения развивали многие богословы, в частности немецкие теолога Эрнст Трельч и Рудольф Отто. Исторические определения позволяют понять религию как исторический феномен, изменяющийся в соответствии с изменениями общества и в то же время сохраняющий неизменной свою способность к трансцендированию — выходу за пределы реальности с целью конструирования смыслового поля существования.

Религия и философия

Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию.

Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И. Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе, а значит, душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия.

Кант различает религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Только моральная религия является обязательной. Религия возникает сначала как моральная, но, чтобы получить распространение в обществе, она принимает статуарный характер. Высшая форма религии — христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности.

Немецкий философ Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Религия равнозначна философии, у них один предмет — вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но они различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов.

Л. Фейербах в отличие от Канта и Гегеля считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что такую религию нужно уничтожить, а на ее место поставить поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку.

Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Марксизм видит причины изменения религии в развитии общества. В первобытном обществе люди зависели от стихийных сил природы, поэтому обожествляли их. С появлением классов и развитием общественных отношений люди познают законы природы, научаются пользоваться ими для достижения своих целей, поэтому природа перестает быть загадкой и предметом поклонения. Ее место занимают общественные отношения, которые становятся все более непонятными для людей. Как на земле воцаряется единый монарх, так и на небе появляется единый Бог.

Религию К. Маркс вслед за Гегелем называл опиумом для народа, т.е. средством одурачивания с целью эксплуатации. Религия во времена Маркса была единственной разрешенной в обществе идеологией, выражающей интересы господствующих классов; с ее помощью богатые эксплуатировали бедных. Однако таким опиумом становится любая безальтернативная идеология, выражающая идеи и интересы тех, кто стоит у власти, даже атеистическая. Марксизм утверждал, что основой религии является незнание людьми законов природы и общества. Как только законы их существования и развития будут открыты, необходимость в религии отпадет.

Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер считал, что религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. Религия является способом придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение. Вебер исследовал, каким образом протестантизм стимулировал развитие капитализма в Западной Европе.

Религия и психология

Психологические определения видят основу религии в особенностях человеческой психики.

Представитель прагматизма, американский философ и психолог У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью. Основная функция любой религии — переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия обладает чудесной силой, считал Джеймс, — самое невыносимое страдание человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье. Полезность религии Джеймс видел в том, что она способствует внутреннему росту и более интенсивной духовной жизни.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд называл религию великой иллюзией. Общество накладывает запреты на проявление человеческих инстинктов, в результате чего происходит вытеснение инстинктивных влечений, а это порождает неврозы. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний. Фрейд считал, что под воздействием рационального начала, по мере осознания человеком своих бессознательных влечений религия как иллюзия будет уничтожена.

Швейцарский психолог и культуролог К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов — тайных бессознательных сил человеческой души.

Человек объясняет темные стремления души промыслами дьявола, а светлые стороны — стремлением к Богу. С такими объективированными образами человеку справиться легче, чем с собственными влечениями. В любой религии существует система действий, ритуальных предписаний, направленных на защиту человека от бессознательных сил. Юнг считал, что религия в таком понимании не будет преодолена никогда, потому что се основа — свойства человеческой психики — неизменна. Не случайно психоанализ возникает в то время, когда религия сдает свои позиции.

То, что осуществляла религия на протяжении веков, теперь пытаются заменить психоанализом.

Элементы и структура религии

Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:

  • религиозное сознание (идеология и религиозная психология);
  • религиозный культ (отношения);
  • религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает:

  • догматику;
  • богословие;
  • учение о культах (экзегетика);
  • церковную археологию;
  • учение об отцах церкви (патрология);
  • историю святых книг церкви;
  • правила проведения служений (гомилетика).

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом. Православный катехизис гласит: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т. е. стараться всегда умерщвлять в себе свое самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания, а также, предавшись всецело воле Божьей, безропотно переносить разные лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, подавляя в себе зависть, мстительность, вражду».

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что. как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них.

К древним религиозным культам относятся:

  • превознесение богов, святых, предков, реликвий;
  • жертвоприношение, жертвование, милостыня и т. п.;
  • богослужение, таинства, молитвы и т. д.;
  • освяшение церковных сооружений, утвари и проч.;
  • пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.;
  • принуждение к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей:

  • патриарх, папа, аятолла и др.;
  • синод, коллегия кардинаюв, имамат и др.;
  • священнослужители.

Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

Религия в системе общественных отношений

Общество представляет собой сложную систему взаимоотношений между людьми, институтами, государствами, этническими образованиями; одно из важнейших мест в этой системе занимает религия. Для понимания значения религии и ее роли в жизни общества необходимо рассмотреть взаимосвязи религии и других форм общественной жизни.

Религия и производство

С точки зрения марксизма, определяющее место в жизни общества занимает материальное производство, на основе которого формируются общественные отношения. Появление религии обусловлено степенью развития производства и познания человеком мира. С развитием производства и общественных отношений религия отомрет.

С точки зрения американского социолога М. Вебера, определяющую роль в этом взаимоотношении играет религия. Он считает, что развитие капитализма в Европе стало возможным в результате появления протестантизма, который смог освободить верующих от необходимости служения Богу и направить их энергию в другое русло — производство, коммерцию.

Религия и политика

Политика имеет дело с отношениями между классами, нациями, государствами и гражданами, а поскольку это все — субъекты религиозных отношений, религия оказывает опосредованное влияние на политику на всем протяжении истории общества. Однако религия влияет на политические отношения и непосредственно.

В эпоху Средневековья в Европе политика и религия были тесно взаимосвязаны, поскольку христианство играло в обществе определяющую роль. Любое политическое событие принимало религиозную окраску, так же как и религиозные решения реализовывались политическими средствами.

Еще более взаимосвязанными были отношения между политикой и религией в странах Ближнего Востока, где в эпоху Средневековья зародился и развивался ислам. Важнейшей особенностью ислама является то, что политическая и религиозная власти объединены. Нередко даже в настоящее время глава государства является одновременно и главой церкви. Очень часто политики используют религиозные лозунги для осуществления своих целей.

Религия и право

Особенно четко эта взаимосвязь прослеживается в исламе, так как в священной книге мусульман — Коране содержатся основы политического и правового законодательства.

Религия и искусство

Религия использует искусство для воздействия на чувства верующих. Искусство использует религиозные образы, сюжеты, на основе которых создаются художественные произведения.

Религия и мораль

Моральные нормы и принципы впервые возникают в рамках религии в виде божественных заповедей. Основной функцией морали является регулятивная, т.е. мораль регулирует взаимоотношения людей в обществе с помощью норм и принципов. Но это регулирование в первобытном обществе было возможно только потому, что у моральных принципов был статус священных: не убий, не укради, потому что того требует Бог. За нарушение человек будет расплачиваться.

Религия и наука

Отношения религии и науки наиболее драматичны. Религия и наука связаны по происхождению. Некоторые исследователи считают, что первой формой науки была магия, а магия — это форма религии. Первыми учеными называют шаманов, так как именно они были носителями знаний в первобытном обществе. Впоследствии наука и религия разделяются и даже враждуют друг с другом. Однако даже в эпоху Средневековья, когда это противостояние было наиболее ожесточенным, религия способствовала развитию науки. Это проявлялось в различных формах: ученые Средневековья были монахами, первые научные лаборатории были созданы в монастырях, монастыри содержали огромные библиотеки, первые университеты также возникли на основе монастырей; и наконец, церковь создавала первые начальные школы для детей.

В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело ученых — создавать непротиворечивую систему знаний о природе и обществе, дело священников — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.

Определение религии. Ее истоки, структура и функции

Определение религии. Ее истоки, структура и функции

Духовную жизнь современного общества трудно представить себе без религии. Ее влияние сказывается едва ли не во всем – в быту людей и их моральном поведении, в образовании и воспитании, литературе и искусстве. Что же такое религия.

С точки зрения научной философии религия – это специфическая форма духовно-практического освоения человеком мира, в основе которого лежит вера в сверхъестественное начало этого мира (Бог и т.п.). Уверенность в существовании Бога как Творца мира – основной признак религии, которая, однако, не сводиться лишь к вере в Бога. Она включает в себя и определенное отношение к нему, и существующие ритуальные действия.

Подобное понимание религии встречается во многих философских учениях. Так, русский философ и богослов С.Н.Булгаков писал, что религия представляет собой «опознание Бога и переживание связи с Богом». В ней устанавливается и переживается связь человека с тем, что выше человека. По определению другого религиозного философа, П.А. Флоренского, религия являет собой «жизнь нас в Боге и Бога в нас». Очевидно, что религия входит в общую систему духовной жизни человека и общества. Она занимает там собственную «нишу» и удовлетворяет те или иные духовные потребности людей. Философские представления об обществе были бы явно неполными без рассмотрения сущности и социальной роли религии.

Феномену религии традиционно уделялось значительное внимание в истории философии. Так, древнеримский философ и поэт Тит Лукреций Кар затрагивал эту тему в своем сочинении «О природе вещей», в котором он размышлял о причине религии – страхе людей перед силами природы, незнания этих сил. В Средние века философы пытались логическим путем (как Фома Аквинский) доказать существование Бога в мире. Обостренное и очень критическое внимание к теме религия и церкви существовало у французских философов-материалистов XVIII в. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж.. Руссо). Они полагали, что религиозная вера является следствием невежества, необразованности людей, формой массового заблуждения и фанатизма. Она якобы была навязана господствующими классами простым людям для того, чтобы держать их в повиновении и кабале. Только просвещение народа сможет преодолеть этот предрассудок и открыть дорогу прогрессу общества.

Подлинно философское определение религии стремился дать Г. Гегель. В своей «Философии религии» он проводил мысль о том, что религия как специфическая форма духовного опыта человека включает в себя элементы:

· диалог человеческого духа с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления;

· чувства и переживания, возникающие на основе этого диалога;

· религиозный культ как синтез религиозных чувств и идей.

В системе форм общественного сознания Гегель ставил религию на очень высокое место – рядом с философией и искусством. Немецкий философ много внимания уделил истории религии, особенно христианства, которое он считал абсолютной религией.

Большое распространение и известность получило определение религии, сформировавшееся в классической марксистской философии. По убеждению Маркса, религия есть превратное мировоззрение, «вздох угнетенной твари», «сердце бессердечного мира», «опиум народа». Маркс проводит мысль о том, что религиозное мировоззрение в идейной форме выражает ситуацию несвободы человека, его угнетенность социальными институтами и отношениями в обществе, и поэтому борьба с религией есть на самом деле борьба с бесчеловечным, несправедливым социальным миром.

С такой же категоричностью определял религию и русский марксист Ленин. Он писал, что религия – это «род духовной сивухи, в которой рыбы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».

В марксизме проводилась мысль о том, что религия – это фантастическое отражение действительности человеком, отражение, при котором «земные силы принимают форму неземных» (Энгельс). Преодоление религии будет происходить лишь по мере совершенствования общества, развития образования и культуры народа. Считалось, что при социализме и коммунизме она будет постепенно и неуклонно отмирать, уступая дорогу научному мировоззрению.

Значительное место тема религии занимает в русской философии, в различных ее тенденциях – как материалистических, так и идеалистических. Ряд известных русских мыслителей (Герцен, Белинский и др.) негативно, с атеистических позиций относились к религии, видя в ней форму духовного гнета трудящихся. Напротив, многие мыслители стремились видеть в религии духовное ядро культуры, основу морали и нравственности общества. Так, И.А.Ильин подчеркивал, что подлинная религиозность придает духовному миру человека целостность, проникает в его сердце, высвечивает его божественным светом, зажигает огонь воли. Религиозная жизнь, по убеждению философа, есть жизнь целостная и творческая, пронизанная верой и Бога и стремление к нему, есть проникновение божественной энергии в человека. Религиозный человек излучает из себя особый свет – свет жизни, добра, нравственной чистоты. Религия – это феномен, возникающий в глубинах человеческого духа, и она не может быть привнесена извне, заимствована путем механического подражания.

С.Л. Франк замечал, что любой человек испытывает нужду в прочной и безусловной основе для своего существования. Осознавая свою недостаточность и несовершенство, он находит эту основу в том, что называется Богом, который является для человека Абсолютной личностью. Бог, таким образом, – это то, в чем человек более всего нуждается и к чему устремлен в своей жизни. Религия, следовательно, возникает не случайно. Она рождается в духовном опыте человека на почве его неукротимого стремления преодолеть собственное несовершенство и прикоснуться к иному миру – миру совершенного, абсолютного. Обращаясь к Богу и ведя с ним диалог, человек тем самым возвышается духовно, устремляется к высшему, и в этом состоит подлинная тайна религии.

Столь же высоко оценивал роль религии Н.А.Бердяев. Если нет Бога, подчеркивал он, то «все делается плоским, нет к чему и к кому подыматься». Бог есть, по определению Бердяева, полнота, к которой не может не стремиться человек. Религия есть такая форма духовного опыта человека, в основе которой лежит стремление к высшему, к Богу как творцу и началу мира.

Как видим, в этих суждениях авторитетных мыслителей полагается, что религия коренится в духовном опыте человека, в его стремлению к Высшему, или Абсолюту. Стремление к высшему действительно присуще человеку, который, в отличие от животных, обладает духовным миром.

Сущность религии трактуется в основном с трех позиций.

Социологические теории раскрывают религию как мировоззрение, вырастающее на почве тех негативных отношений, которые угнетают человека и побуждают обращаться к поиску некоей «духовной услады», утешение в мыслях.

Психологические теории рассматривают религию как феномен чувственно-эмоциональной жизни, который выражает определенные психологические состояния человека.

Антропологические теории видят в религии особого рода движение человека – движение к полноте своего существования, к Высшему. Все теории, однако, сходятся в том, что религия – это не случайное и преходящее (временное) явление общества. Она вырастает на почве общественной жизни, а бы­тия человека в социальном мире, выражая сложный духовный мир и искания человека.

Таким образом, в философии религия рассматривается как духовный феномен, основным признаком и содержанием кото­рого является вера в Бога (это, правда, не относится к так называемым «ранним» религиям, в которых идея Бога еще не сформировалась). Для религиозного человека Бог – это Творец бытия, высший разум, идеал добра, истины и красоты, правды, источник всех форм жизни. Бог – сверхъестественная (запредельная, вне мира находящаяся) реальность, которая непостижима человеческим разумом и поэтому может быть лишь объектом веры как особого состояния души человека. Религиозная вера предполагает восприятие Бога как якобы существующей реальности, которая является верующему человеку через откровение (самораскрытие Бога). Откровение – это путь Бога к верующе­му человеку, а вера – это путь человека к своему творцу. Бог есть дух гласит религиозная философия. Он являет собой животворящую энергию, которая воплощена во всех формах бытия, в том числе и в самом человеке, который якобы сотворен Богом по образу и подобию своему. Бог наполняет нашу жизнь смыслом, одухотворяет ее, делает ее насыщенной и полноцен­ной. Движение к Богу есть, таким образом, движение к своему духовному животворящему источнику. Для человека верующего Бог – это все: любовь, добро, надежда, опора, смысл, сила.

С точки зрения научной философии религия небеспочвенна. Это означает, что она имеет собственные корни, т.е. причины и предпосылки возникновения.

К ним принято относить:

1. социальные корни (несвобода человека, зависимость его от условий жизни в обществе, тяготы повседневного бытия, эксплуатация и бесправие, социальное неравенство и несправедливость, незащищенность, нищета, социальные конфликты, бедствия);

2. психологические корни (тревожные состояния человеческой души, переживания, горе и страдания, духовный кризис личности, страх перед предстоящей смертью, чувство одино­чества и покинутости, утрата близких, ощущения безысходности, отчаяние, стрессы);

3. гносеологические корни (способность человеческого сознания отрываться от реальной, земной действительности и создавать фантастические образы и представления, формировать иллюзорные идеи, в том числе Бога, ангелов, демонов, рая и ада).

История общества показывает, что религия не есть лишь плод воображения, вымысел, как считали некоторые мыслители. Ее следует непременно рассматривать сквозь призму противоречивой природы человека и его существования в окружающем мире. Она появилась не сразу, а лишь тогда, когда человек в умственном отношении сформировался так, что оказался способным ставить вопросы не только о естественном мире, но и о сверхъестественном мире, о Боге как таинственной силе, которая находится выше человека. Следовательно, возникновение религии – значительный шаг вперед в интеллектуальном развитии человека, в его познании и самопознании.

Первые религиозные представления существовали уже в глубокой древности. Так, в основе тотемизма лежала вера в то, что определенные животные являются родоначальниками и покровителями той или иной общности людей (племени, рода). Анимизм предполагал веру в существование душ и духов, одухотворение сил природы, ее предметов и явлений, наделением их чувствами, мыслями и желаниями. К древним формам религии относиться и фетишизм – приписывание отдельным предметам (например, камню особой формы, зубу животного и т.п.) чудодейственной силы, способной влиять на события в желаемом для людей направлении – исцелять, защищать от врагов. К ранним религиям относиться и магия – ритуальные действия и обряды, связанные с верой в возможность влиять на некие таинственные силы, которые якобы существуют в мире и от которых зависит повседневная жизнь людей (например, удача во время охоты на животных).

Постепенно религия стала относительно самостоятельной сферой духовной жизни и культуры общества. В настоящее время она представляет собой сложный социальный комплекс, который включает в себя ряд основных элементов. К числу таковых принято относиться следующее.

Религиозное сознание. Ему присуще, прежде всего, вера в Бога, вера в сверхъестественное вообще. (Надо заметить, что вера в сверхъестественное существует в разных формах, и не во всех типах религии она предполагает идею Бога как творца мироздания). Религиозные философы обычно подчеркивают, что религиозная вера является признаком высокой духовности и нравственности человека. Вера якобы выше разума, поскольку она открывает мир запредельный (неочевидный), недоступный разуму с его ограниченными способностями и возможностями. Религиозное сознание – это совокупность чувств и настроений, идей, образов и представлений, а также богословских учений о Боге, окружением мире и человеке. Оно входит в общую систему форм общественного сознания (нравственное, художественное, правовое и др.), являясь одним из основных элементов духовной жизни и культуры общества.

Религиозная деятельность существует во многих формах (например, богослужение в храме, написание богословских произведений и их преподавание, пропаганда религиозных идей, миссионерство ит.д.). Ее основной формой является культ – система ритуальных действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на объект своей веры (сверхъестественное, Бог), выражают к нему свое отношение. Субъектом культа может быть верующий индивид или религиозная группа. Средствами культа являются молитвенные дома, религиозное искусство (музыка, живопись ит.д.), различные предметы м(крест, свечи, иконы). Способы культа разнообразны: поклоны, коленопреклонение, склонение головы, проповеди, обряды (например, крещение, венчание, отпевание), праздники. Большое место в религиозном культе занимает молитва – особого рода духовный акт, в котором происходит общение верующего человека с Богом или иными сверхъестественными силами. Молитва (а она существует в разных видах – прошение, исповедь, заступничество и др.) есть способ выражения верующим человеком своих чувств и настроений, особого рода ритуал. «Где нет молитвы, там нет религии», – подчеркивал русский философ С.Р.Булгаков. Результатом культовой деятельности является удовлетворение верующими своих специфических духовных потребностей.

Религиозные отношения и организации. Это те связи и взаимосвязи, которые складываются между верующими. Для упорядочения этих отношений возникают определенные организации верующих. К таковым относят прежде всего церковь («божий дом») как сообщество верующих того или иного религиозного течения, например, православная церковь. Под церковью понимается также специальное помещение, в котором отправляют религиозный культ. Между верующими складываются отношения духовного родства, солидарности и взаимопомощи, но в отдельных случаях эти отношения могут обретать и форму конфликта (например, в отношениях между некоторыми религиозными течениями и церквами).

Какую же роль играет религия в общественной жизни?

Роль религии выражается в ее социальных функциях, ради которых она, собственно говоря, и существует. Назовем и кратко охарактеризуем их.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что религия пытается создать собственную картину мира и бытия человека в нем. Она формулирует и предполагает свои ответы на вопросы о происхождении этого мира и появления человека, о добре и зле, о будущем этого мира. Например, в христианской религии полагается, что мир якобы сотворен Богом за шесть дней творческого акта. Человек – тоже тварное существо, созданное из праха земного по образу и подобию Божьему. Сотворив мир, Бог не покинул его, а продолжает определять существование и развитие мира. С точки зрения науки религиозная картина мира фантастична, иллюзорна и не способна дать убедительных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.

2. Компенсаторная функция означает, что религия приносит страдающему человеку утешение в форме веры в Бога, опоры и надежды на него, в индивидуальное спасение и т.д. Тем самым она как бы восполняет (компенсирует) его жизненные страдания и дает некоторое утешение (например, снятие стресса, духовное наслаждение, оживление положительных чувств и т.п.)

3. Регулятивная функция религии заключается в ее способности влиять на нравственное сознание и поведение людей посредством содержащихся в ней ценностных ориентиров и нравственных норм («возлюби ближнего», «не убий» и т.п.).Во многих странах мира религиозные ценности составляют основу законодательства (Афганистан, Иран и др.), правовая регулирования отношений между людьми.

4. Коммуникативная (налаживание процесса общения между верующими).

5. Интегративная (соединение этих людей в общности).

6. Культурная (накопление, сохранение и передачу культурного опыта).

Перечень социальных функций религии указывает на то, что ее роль в обществе достаточно велика и многогранна. Религия способна проникать практически во все сферы общественной жизни – в политику и экономику, социальные процессы, духовную сферу, в образование и воспитание, семью и быт.

Она удовлетворяет духовные запросы людей присущими ей средствами. Степень влияния религии носит всегда конкретно-исторический характер и зависит от эпохи, данного общества и его традиций. В некоторых странах главенствующая роль религии закрепляется законом, и такое государство называется теократией (власть бога»), где власть сосредоточена у духовенства или главы церкви (например, в Ватикане). Что касается современной России, то наша страна, в соответствии с ее Конституцией, – светское государство, и никакая религия в нем не может устанавливаться в качестве государственной и потому обязательной для всех граждан.

Основные религии мира, их характеристика.

В истории человечества сформировалась своеобразие религий. Их самыми ранними формами были анимизм, тотемизм, фетишизм и магия, в которой еще не формулировалась идея Бога как творца бытия. Со временем на смену им пришли природные («языческие») религии, в основе которых лежал политеизм, т.е. признание многих богов и поклонение им (так, древние славяне поклонялись богам солнца, ветра, дождя и т.д.). Развитие общества и совершенствование государственности привели к отрицанию политеизма и складыванию монотеизма – признанию в религии единственного и единого Бога. По мере становления классовых отношений и государственности стали возникать национальные религии: например, иудаизм у древних евреев, конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии. Некоторые из национальных религий впоследствии переросли национальные и региональные рамки, став мировыми религиями. В настоящее время к числу основных мировых («интернациональных», «вселенских») религий принято относить буддизм, христианство и ислам (они названы в порядке возникновения их в истории человечества).

Буддизм – самая древняя из всех мировых религий. Он зародился в Индии в веке до н.э. Его основателем считается сын царя одного из древних государств на севере Индии, наследный принц Сиддхартха Гаутама. По преданию, он вел беззаботный образ жизнью но случайные встречи (с больным человеком и стариком, с мертвым телом во время похоронной процессии и аскетом-отшельником) круто изменили всю его последующую жизнь. Гаутама ушел из своего дома и отправился странствовать по миру. После многих лет скитаний он создает собственное религиозное учение, и становиться Буддой («просветленным»), открыв для себя четыре великие истины:

· жизнь человека представляет собой страдание;

· причина всех страданий – желания людей;

· от страданий можнео избавиться, достигнув нирваны (безмятежное, бесстрастное состояние);

· существует путь преодоления страданий, связанный с самосовершенствованием человека и ведением им правильной жизни.

Открыв для себя эти истины, Гаутама понес свое учение людям и со временем стал Учителем, проповедником, оставив многочисленных последователей. В VI веке до н.э. буддизм получил широкое распространение и стал официальной религией Индии. Он проник и в другие страны – в Таиланд, Вьетнам, Японию. Школы буддизма существуют также и в России.

Основные положения буддизма изложены в священной книге Типитака, которая состоит из трех частей. В первой части даны история буддийского монашества и биография Будды. Во второй части в форме притч и бесед раскрывается его учение. В третьей части формулируется основные религиозно-философские идеи буддизма. Всего Типитака включает в себя 729 текстов.

Основу буддизма составляют «четыре великие истины», открытые Гаутамой в момент его озарения. Для преодоления страданий рекомендуется соблюдать в своей жизни ряд правил: не убивать и не причинять никому вреда, не красть и не лгать, не прелюбодействовать, не употреблять дурманящих напитков и т.д. В целом путь преодоления страданий включает восемь стадий, или шагов: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное видение и правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие и правильное действие. Путь Будды – это, таким образом, путь совершенствования человеком своего внутреннего мира и своей телесности, а такая практика ведет к подлинной чистоте, совершенству человека.

Будда не считается основателем, творцом мира (в буддизме, полагается, что мир существовал сам по себе), но он воспринимается верующими как безупречный пример и воплощение праведной жизни. Его обожествляют и на него молятся, торжественно отмечаются его рождение, просветление и смерть. Будда странствовал по миру 45 лет и скончался в возрасте 80 лет.

Христианство появилось в Палестине (Ближний Восток) в I веке н.э. как религия рабов, затем оно быстро распространилось в Римской империи, став в IV веке н.э. государственной религией этой империи. Эта религия оказала огромное влияние на европейскую цивилизацию, на все стороны ее жизни. В 988 году по инициативе киевского князя Владимира эта религия (в форме православия) была принята и на Руси, став со временем духовным ядром русской культуры.

Христианское богословие считает основателем этой религии Иисуса Христа – сына Божьего, явившегося в этот мир в образе совершенного человека и взявшего на себя все грехи людей, для того чтобы спасти их для вечной жизни. Иисус Христос родился от девы Марии и после крещения в реке в возрасте около 30 лет стал проповедником, излагая своим ученикам и жителям Израиля свое учение. Как гласит предание, Иисус Христос был выдан властям одним из своих учеников – Иудой за 30 сребреников, осужден и распят на кресте. Он был похоронен в пещере, но на третий день воскрес из мертвых и явился своим последователям, повелев им продолжать его дело. На 40-й день после своего воскресения Христос вновь собрал своих учеников и на их глазах вознесся на небо.

Основным литературным памятником христианства является Библия – собрание древних текстов (всего около 70 книг), которые воспринимаются верующими как «слово Божье», «священное писание». Библия состоит из Ветхого Завета (памятники древнееврейской литературы) и Нового Завета (книги сказаний, преданий и книги пророков).

В Библии излагается религиозная картина сотворения мира, история европейского народа, описываются жизнь и деяния Иисуса Христа, его смерть и чудесное воскресение, деяния его учеников (апостолов), сформированы основные нравственные ценности христианства (Нагорная проповедь Христа), содержаться пророчества о будущем мира. В христианстве считается, что Бог единствен и един, существуя в трех лицах – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Христианское вероучение считает, что библейские книги богодухновенны, т.е. имеют непосредственное происхождение от Бога, и поэтому все их положения истины. Создатели книг лишь записывали то, что исходило из уст Бога. Сегодня Библия – одна из самых авторитетных и читаемых в мире книг. Она имеет огромное философское, познавательное и литературное значение, являясь одним из самых выдающихся памятников религиозной культуры человечества.

Распространяясь в мире, христианство постепенно обретало различные формы. В настоящее время существует три его направления (ветви) – католицизм, православие и протестантизм.

Католицизм – самое крупное течение в христианстве. Он распространен в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе, в странах Балтии, в западных районах Белоруссии и Украины. Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа является папа римский, который считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности и избирается пожизненно. Международный центр католической церкви – маленькое государство Ватикан в Южной Европе (площадь около 44 га).

Православие – («правое вероучение») распространилось в основном в странах Восточной Европы, включая и Россию. До революции 1917 года Россия считалась христианской православной страной. В ней было около 66 тыс. храмов, 1100 монастырей, свыше 100 тыс. монашествующих лиц. Православная церковь традиционно была одной из опор русской государственности. С 1721 и до 1918 года была присоединена к государству и выполняла ряд его функций, а царь являлся одновременно и главой церкви. Основой православного вероучения являются догматы о сотворении Богом мира и человека, о греховной природе человека, о божьей благодати и другие, которые считаются истинными, неизменными и непререкаемыми.

Протестантизм — самая молодая ветвь христианства, сформировавшаяся в отдельных странах Западной Европы в XVI – XVII веках в рамках религиозной Реформации (движение за обновление христианского вероучения). Протестантизм тоже существует во многих странах (Англия, Швейцария, США и др.), имеет внутри себя различные течения – лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др. В протестантизме подчеркивается право каждого верующего на свободное и индивидуальное прочтение Библии, а само ее чтение является основой богослужения в протестантских церквах.

Ветви христианства отличаются между собой особенностями вероучения и трактовки Библии, религиозным культом, внешними сторонами своей деятельности, социальными доктринами. В последние годы высшие руководители христианских церквей нередко высказываются о необходимости преодоления раскола в христианстве, поднимают вопрос о сближения церквей на почве общечеловеческих интересов и ценностей.

Ислам – самая молодая из всех мировых религий. Он появился в VII веке н.э. на аравийском полуострове среди кочующих племен арабских скотоводов. Ислам возник во многом стихийно, восприняв ряд положений из иудаизма, христианства и других течений, а его центром оказался древний город Мекка. В настоящее время ислам существует в десятках странах мира разных континентов. Во многих странах эта религия является государственной (Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Египет и др.).

Формирование исламской религии принято связывать с деятельностью пророка Мухаммеда (Мохаммеди), основавшего первую общину мусульман. по преданию, он родился в Мекке, рано осиротел, был пастухом и участвовал в караванной торговле, а вскоре после женитьбы бросил ее и обратился к проповеднической деятельности. Мухаммед стал призывать к созданию новой религии, основанной на признании единого бога – Аллаха. Со временем Мухаммед стал восприниматься как пророк и посланник Аллаха, а после смерти стал широко почитаемой личностью, святым. Ислам же не только утвердился в ряде арабских государств, но вскоре вышел за пределы Аравийского полуострова, подчинив своему влиянию страны Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Закавказья, Северной Африки, проник в другие регионы планеты.

Основные положения исламской религии изложены в главной «священной» книге всех мусульман – Коране. Мусульманские богословы учат, что Аллах передавал содержание этой книги Мухаммеду через ангела Ждабраила отдельными откровениями, главным образом во время ночных видений. Коран был принят в середине VII веке, он состоит из 114 глав («сур»), которые излагаются в стихотворной форме. Книга содержит в себе исламские представления о сотворении мира и человека, идею страшного суда, рая и ада, повествования об Аллахе и его пророках, социальные и нравственные суждения, правовые предписания, бытовые правила и поучения.

Основные догматы (положения) ислама звучат следующим образом:

1. Аллах сотворил все сущее и является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютной владыкой мира;

2. все в мире предопределено Аллахом, все осуществляется по его воле и предначертанию;

3. волю Аллах выполняют четыре его ангела: Джабраил, Микаил, Асрафил и Азраил. Существуют также ангелы смерти, рая и ада;

4. Коран является священной книгой, божественным откровением, которое передавалось Мухаммеду в течение 22 лет;

5. у бога Аллаха имеется много пророков, но основной среди них – посланник Мухаммед;

6. душа человека бессмертна, покидая тело после смерти;

7. кто исполняет предписания ислама, тот после смерти попадает в рай, а неверные – в ад, где их ожидают пытки и мучения.

В исламе существуют жесткие нормы, определяющие поведение мусульманина. Так, они требуют от верующего безусловного признания бога Аллаха и его пророка Мухаммеда, ежедневной пятикратной молитвы, паломничества («хадж») в святые места Мекки, обязательной уплаты налога и соблюдения ежегодного поста шариат — система предписаний, определяющих поведение мусульманина в общественной жизни и в семье.

В настоящее время в исламе существуют два течения – сунниты и шииты, среди которых доминирует первое. Ислам – молодая религия, которая весьма активно проявляет себя в жизни современного общества.

В современной России представлены все мировые религии – буддизм, христианство и ислам. Но в силу исторических обстоятельств и национальных особенностей русского народа в нашей стране широкое распространение получило православие – из всех религий именно оно оказало наибольшее влияние на культуру россиян, их образ жизни, быт, традиции. В последние годы русское православие переживает подлинное возрождение, обретая все более заметную роль в жизни нашего общества.

В последние годы на волне демократических, политических и иных свобод в нашем обществе появились и нетрадиционные, так называемые тоталитарные, культы (секты). Им присуще негативное и даже разрушительное воздействие на духовный мир человека, противопоставление себя сложившимся в обществе социальным традициям, культуре и вероисповеданиям. Средства массовой информации часто сообщают об активности таких тоталитарных сект, как кришнаиты, Белое братство, АУМ Синрике, Богородничий Центр, Церковь Саентологии и др. В деятельности этих сект имеют место противоправные действия – обманная вербовка своих членов, запрещенная психотерапевтическая практика, подстрекательство к самоубийству, уход от общественного контроля. Тоталитарным сектам свойственны также жесткая внутренняя иерархия и подавление личности. идейная агрессия и активное внедрение в структуры образования, науки и культуры общества, враждебное отношение к государственной власти. Нередко под крышей этих сект действуют всякого рода мошенники и авантюристы, психически нездоровые люди. Под влиянием тоталитарных сект попадает все больше людей, особенно молодежи, что создает угрозу духовной безопасности нашего общества.

Читайте также:  Горение бензина с точки зрения химии
Источники:
  • http://www.grandars.ru/college/filosofiya/religiya.html
  • http://kursak.net/opredelenie-religii-ee-istoki-struktura-i-funkcii/