Меню Рубрики

Определение молодежи с различных точек зрения

МОЛОДЕЖЬ. Социально-демографическая группа, имеющая социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты. С точки зрения социологии выделяют 3 исследовательских подхода к молодежи: 1) критически-осуждающий, или негативистский, подход (характерен для социологов, которые называют молодежь “потерянным”, “растерянным”, “равнодушным”, “опоздавшим” поколением); 2) восторженно-оптимистический, проявляющийся в идеализации и захваливании молодежи; 3) научный подход, присущий ученым, изучающим М. в ее становлении и развитии с учетом конкретных исторических социальных условий, в которых происходит ее жизнедеятельность. Полное определение было дано И.С. Коном: “ Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”. Это определение получило всеобщее признание среди российских ученых.

Из него следует, во-первых, что молодежь – это понятие демографическое. Молодость – определенный возрастной этап, этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Критерии возраста молодости не являются четкими. ЮНЕСКО относит к молодежи лиц в возрасте между 17 и 25 годами. В России (а ранее в СССР) молодежью большинство ученых считают лиц в возрасте от 15 до 29 лет. Условно: подростки (“ранняя молодость”) – до 18 лет, собственно молодежь – 18–24 лет, “молодые взрослые” – 25–29 лет.

Возраст молодого человека тесно связан с определенными социально-экономическими процессами. Он косвенно отражает уровень развития индивида, его статус, общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы. Второй признак молодежи – это ее социальное положение. В новейшее время физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, что снизило границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Новое поколение молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами. После школы большинство продолжают учебу. В XX веке усложнились критерии социальной зрелости. Социализация сегодня осуществляется под влиянием многих социальных факторов, таких как семья, школа, общество сверстников, средства массовой информации и др. Они способствуют выработке специфического “молодежного” самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры.

Молодежь характеризуется определенными социально-психологическими признаками. Общий недостаток жизненной практики и знаний обусловливает повышенную любознательность. Повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений проявляются в юношеском романтизме. Для молодых людей характерно стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, образу мыслей; стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших товарищей (особенно в престижных областях), уважению сверстников; жажда деятельности, динамизм психических состояний, постоянные поиски нового, неизведанного, стремление к приобретению самостоятельности и собственного жизненного опыта, активные поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самоутверждению и самосовершенствованию.

Роль молодежи в современных условиях перехода к рынку, демократии, правовому государству резко возрастает из-за ускорения темпов общественной жизни. Чем выше темп развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта, что требует более активного и творческого участия молодежи.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Молодежь как социально-демографическая группа. Определение возрастных границ молодежи. Особенности молодежного возраста. Специфика психологического и социального развития молодежи.

Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Нижняя граница молодёжи – 14 лет – период полового созревания, окончание средней общеобразовательной школы, поиск себя и стремление к самореализации, профессиональная ориентация. Верхняя граница – 30 лет – экономическая независимость, самостоятельность, ответственность, собственная семь
Особенности молодежного возраста.
Молодость — время формирования мировоззрения и гражданского сознания, выбора жизненных ориентиров, адаптации к миру взрослых, овладения профессией, достижения экономической независимости, осознания разных видов ответственности.
Социально-психологические качества молодежи обусловлены ее промежуточным положением в структуре общества.

Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:
— высокий уровень социальной мобильности;
— активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;
— освоение профессий и перспективы карьерного роста;
— усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;
— территориальная подвижность;
— неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;
— радикализм социальных, политических, культурных взглядов;
— стремление выделяться, отличаться от остальных;
— объединение в нефор­мальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;
— существование специфической молодежной субкультуры.

2.Формируется чувство взрослости.

3.Высокая степень эмоциональности.

4.Орентация на внутренние проблемы.

5.К стремление к самостоятельности.

6.Изменяются приоритеты во взаимоотношения.

7.Категоричность суждения, юношеский максимализм.

Молодёжь как объект исследования общественных наук. Основные научные подходы к определению понятия «молодёжь».

(Лисовский) «Молодеж — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональыне, культурные и другие социальные функции» .

(Кон) Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

— психологический: молодость — это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;

— ролевой: молодость – это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;

— субкультурный: молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами. Субкультурный подход выделяет молодежь в обществе как социокультурную группу со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами, ценностями. В работах Э. Шпрангера, М. Мида, Т. Парсонса, Т. Розака, Ч. Рейча и других ученых молодежь рассматривается через совокупность присущих ей культурных свойств и функций.

— стратификационный: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8558 — | 6842 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

Анализ различных слоев населения позволяет рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений.

Это методологическое положение позволяет определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это — экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.

Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет проследить сущностную сторону тех явлений, которые крепко связывают отдельную группу со всем поколением.

По мере развития общества, наиболее важное значение приобретает проблема «преемственности поколений». Понятие это носит формационный характер, оно понимается в соответствии с экономическими, политическими и идеологическими возможностями общества.

Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер.

Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни.

Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференци-рованность в смене и преемственности поколений. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Преемственность, как правило, охватывает различные стороны общественной жизни и имеет особые социальные механизмы.

При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

Второй подход — статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

Третий подход — социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

а) учащиеся неполных и полных средних школ;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

в) в возрасте от 20до 24 лет;

г) от 25 до 30 лет.

Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.

Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде:

Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ.

Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.

Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.

Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.

В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи — научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».

— Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

Итак, молодежь — это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.

Вопрос 1. Возрастные границы молодёжи как социально-демографической категории.

Тема 6. Социальные проблемы молодёжи.

Содержание

1. Возрастные границы молодёжи как социально-демографической категории.

2. Материальные проблемы молодёжи.

3. Культурные проблемы молодёжи.

4. Религиозность молодёжи.

5. Социальные проблемы образования. Украинская молодёжь в системе образования и науки.

6. Брачно-семейные проблемы молодёжи.

7. Социальные проблемы трудоустройства современной украинской молодёжи.

8. Молодёжная преступность. Проблема наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде.

Ключевые слова: молодёжь, социология молодёжи, молодёжная культура и субкультура,криминогенное поведение молодёжи.

Вопрос 1. Возрастные границы молодёжи как социально-демографической категории.

Прочитайте и выделите основные положения.

Социология молодёжи — это отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования её жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных; социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

Прежде чем говорить о социальных проблемах молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения.

Молодёжь – это социальная общность, поколение людей, проходящих стадию социализации. Она приобретает социальный статус в разнообразных социальных структурах (социально-классовых, профессионально-трудовых, социально-политических и др.). Молодёжь имеет общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности.

Дискуссионным является вопрос возрастной периодизации молодёжи. Долгое время считалось, что границы молодёжного возраста находятся в интервале от 16 до 30 лет.

Возрастные рамки юности и молодости определяются конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации молодёжи протекает неравномерно. Поэтому границы молодёжного возраста в различные временные интервалы и при определённых социально-экономических условиях развития страны определяются по-разному. Например, в начале XX века этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет.

В последнее время нижней границей молодежного возраста считается 14 лет, верхней границей ‑ 35 лет. В основу этой точки зрения (14-35 лет) положен тезис о “продолжении юности”, увеличении времени входа в социальную жизнь. Расширение общепринятых в 60-70-ые годы XX ст. возрастных границ молодежи от 16-30 до 14-35 лет отображает объективные процессы в развитии человечества. Это следствие более ранней социальной зрелости молодёжи, привлечения её к трудовой деятельности на ранних этапах жизни. Другие причины ‑ продлеваются сроки обучения и социально-политической адаптации, стабилизации семейно-бытового статуса молодых людей.

Молодёжь в Украине ‑ наиболее образованная часть общества. Работники с высшим, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляют 92%. На сегодня 33% от всего населения Украины (15 млн. человек) ‑ это молодежь. Статистика свидетельствует, что в городах проживает 70 % молодежи.

Необходимость высшего образования в условиях информатизации общества усиливается. А это означает, что наступление зрелого возраста отодвигается вследствие продолжения обучения в вузе, в аспирантуре до 21-25 лет, соответственно отодвигается и экономическая, социальная, политическая самостоятельность.

Когда спрашивают о чьём-то возрасте, чаще всего имеют в виду, сколько человеку лет. Но случается, ответ звучит примерно так: «Молодой еще». Или: «Старый уже». Вывод о молодости или старости объективен далеко не всегда. Для дошкольника, например, и двадцатилетний ‑ «дядя», а бодрому долгожителю любая новоиспечённая пенсионерка кажется девушкой. Но всё же кого следует считать юношей, взрослым, стариком? Как определять границы этих самых «ещё» и «уже»?

КОГДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

Деление жизни человека на возрастные периоды началось с незапамятных времен. Дети превращались во взрослых, полноправных членов племени, пройдя через ритуал инициации, зачастую довольно суровый. И в наши дни у некоторых африканских народностей сохраняются законы, согласно которым мальчик становится взрослым лишь после того, как целый месяц проживет в лесу в полном одиночестве. Ну а тот, кто уже не в силах держать копьё или каменный топор, переходит в категорию старейшин.

По мере усложнения общества, развития общественных отношений возрастных категорий становилось больше. Так, в России человек до 7 лет именовался младенцем, до 14 ‑ отроком, до 21 ‑ юношей, до 28 ‑ возмужалым, до 35 ‑ мужем, до 49 ‑ середовым, до 56 ‑ пожилым, а далее старым и престарелым, то есть дожившим до глубокой старости. Заметим, что временные границы всех категорий кратны семи. Факт сам по себе чрезвычайно интересный, однако такое «семиричное счисление» возраста, в общем-то, вполне соответствовало границам физиологических и психологических перемен, происходящих в организме по мере взросления.

В Западной Сибири стариками могли называться уже в 45-50 лет. Когда крестьянин женил старшего сына, он считал себя «стариком» и отделялся со «старухой» в отдельное помещение. И совсем не важно, что после этого у них могло родиться еще 4-5 детей.

Читайте также:  Самые популярные очки для зрения женские

Как именно следует называть человека в тот или иной период его жизни, вопрос далеко не праздный.

Определение границ возрастных категорий необходимо, прежде всего, для формирования правил, по которым государство строит отношения со своими гражданами. Разрабатывая законы о защите детства или о социальном обслуживании граждан пожилого возраста, необходимо чётко знать, кто именно попадает под их юрисдикцию. Для медиков, педагогов, юристов едва ли не любое профессиональное действие начинается с точного выяснения категории возраста своих пациентов, подопечных и клиентов. Причём для каждой профессии эти категории могут существенно различаться.

Вот какое деление детей по возрастным периодам принято в России. Младенчество ‑ первый год жизни; преддошкольное детство ‑ от 1 до 3 лет; дошкольное детство ‑ от 3 до 7 лет; школьный возраст — от 7 до 17-18 лет. Кроме того, школьный возраст подразделяется на младший школьный возраст — от 7 до 11-12 лет, средний, или подростковый, — от 11-12 до 14-15 лет и старший (он же — возраст ранней юности) — от 14-15 до 17-18 лет.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в физическом и психическом развитии ребенка, сообразно с которыми строилась вся система учебно-воспитательных учреждений и медицинского обслуживания, разрабатывались методы педагогики.

С точки зрения медиков, детство кончается несколько раньше ‑ в 16 лет. Именно в этом возрасте пациенты детских поликлиник переходят во взрослые медицинские учреждения. Хотя в 16 лет рост и формирование организма ещё продолжаются, основные физиологические и анатомические показатели уже соответствуют взрослому состоянию.

КОГО СЧИТАТЬ МОЛОДЫМ?

Молодым, в смысле ‑ молодёжью. «Эту песню запевает молодежь. » Кто же именно её запевает?

Был такой праздник в Советском Союзе ‑ Всемирный день молодёжи. Ввели его в честь основания в 1945 году Всемирной федерации демократической молодежи, включавшей, по данным справочников того времени, 270 молодежных организаций из 112 стран. По странному совпадению он отмечался тогда же, когда праздновали и намного более популярный праздник ‑ День милиции ‑ 10 ноября. Самой федерации уже нет, но праздник-то никто не отменял. Так кто, кроме людей в погонах, имеет моральное право сесть в этот день за праздничный стол и поднять бокал с газировкой?

Дискутировали об этом немало. В Европе, США, Канаде и Японии молодёжью считаются люди в возрасте от 15 до 25 лет. Кстати, в Древнем Риме период детства кончался для юношей именно в 15 лет, когда им разрешалось носить тогу мужчины и вступать в брак. Римским девушкам повезло меньше: детьми они именовались всего до 11 лет. В странах Азии, Африки и Латинской Америки без различия пола молодежью считаются те, кто преодолел возрастной рубеж 11-12 лет. В России к этой категории вначале относили граждан от 15 до 30 лет, а затем от 14 до 28, что соответствовало границам комсомольского возраста. Сейчас единства в этом вопросе в России не существует. Региональные законы одних субъектов федерации причисляют к молодежи лиц 14-30 лет, других, например Москвы, ‑ от 14 до 25 лет, а в некоторых случаях до 27 лет.

В этих возрастных границах осуществляются или готовятся к осуществлению программы государственной поддержки молодых, включающие льготное кредитование на оплату обучения, различные адресные гранты, персональные стипендии и т.д.

Прилагательное «молодой» используется для юридического определения еще трёх категорий граждан. Первая ‑ молодые специалисты. В СССР к ним относились лица, окончившие очные отделения высших и средних специальных учебных заведений и обязанные не менее трёх лет проработать на предприятии в соответствии с государственным распределением. Учитывая то, что на дневное обучение в вузы принимали юношей и девушек до 28 лет включительно, легко подсчитать, что предельный возраст молодого специалиста мог достигать 36-37 лет. В настоящее время эта норма не действует.

Вторая ‑ молодые ученые. Если вы работаете в науке и вам не более 35 лет, то вполне можете рассчитывать на получение специальных молодежных грантов на исследования.

Третья категория ‑ молодые семьи, имеющие право на получение льготных кредитов для покупки или строительства жилья. В их число попадают те, кому не более 30 лет и чей стаж брачной жизни не превышает трх лет.

Трудоспособный возраст ограничений по временной шкале ни вверх, ни вниз не имеет и зависит только от личных возможностей каждого. Он начинается, когда человек становится способен к труду, и заканчивается, когда такая способность утрачивается. Например, трудоспособный возраст самых юных актеров, вроде Макколея Калкина, сыгравшего главную роль в популярных фильмах «Один в доме ‑ 1,2» и ставшего миллионером задолго до получения удостоверения личности, наступает, когда им ещеёнет и 10 лет. А у многих выдающихся ученых он заканчивается, когда им далеко за 80 лет, фактически одновременно с жизнью.

Брачный возраст устанавливается законами государства. В России он равен 18 годам, хотя в некоторых случаях допускается его снижение до 16 лет. Принято считать, что у южан он ниже, чем на севере, однако это не совсем верно. В ФРГ, к примеру, каждый гражданин в 16 лет получает удостоверение личности, а вместе с ним право ходить на дискотеки и в кино до 12 ночи, а также жениться и выходить замуж. Ещё можно курить, не прячась от полиции. Непонятно только ‑ зачем? Курить и вступать в брак дозволено ‑ такое дело, как говорится, не хитрое, но вот дела посерьёзнее ‑ вождение автомашины или участие в выборах немцам, как и россиянам, доверяют только с 18-ти.

Следует заметить, что в медицине принято собственное деление на возрастные периоды. У взрослого человека они таковы: юношеский возраст (от 18 до 21 года у мужчин и от 16 до 20 лет у женщин); зрелый возраст (от 21 до 60 лет у мужчин и от 20 до 55 лет у женщин); пожилой возраст (от 55-60 до 75 лет и у мужчин и у женщин); старческий возраст (после 75 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями. Каждый из этих периодов характеризуется вполне определёнными процессами, происходящими в организме: вначале расцветом, а потом угасанием функций, нейроэндокринной перестройкой, появлением возрастных заболеваний.

Биологический возраст наиболее сложен для определения и более всего важен для каждого из нас. Он показывает, в каком состоянии находится организм по сравнению с тем, каким он должен быть в данном календарном, хронологическом возрасте. Должен, но может и не совпадать, отличаясь в ту или иную сторону на пять лет и даже десять. Тяжёлые условия существования, лишения, а также неправильный образ жизни способствуют ускоренному старению и увеличивают биологический возраст. И наоборот: рациональное, здоровое бытие существенно замедляет биологические часы человеческого организма.

В определённой степени показателем биологического возраста служат субъективные ощущения человека. Если он чувствует себя значительно моложе своих лет, бодр и работоспособен, можно почти не сомневаться, что так оно и есть. Тестирование покажет, что системы его организма работают лучше, чем у сверстников, и проработают, вероятно, дольше.

Возраст полной юридической дееспособности в России, как и в большинстве стран, наступает с 18 лет. С этого момента гражданин совершает любые юридические действия по собственному разумению, не сообразуя их с мнением опекунов. И, естественно, сам за все отвечает. Впрочем, относительно возраста закон предусматривает два довольно интересных исключения.

Если молодой человек или девушка до 18 лет вступает в брак (на что тоже требуется разрешение родителей и органов опеки), то он или она в тот же момент обретает полную дееспособность и не лишается её, даже если разведётся уже на следующий день: назвался груздем — полезай в кузов.

Осталось упомянуть ещё один правовой аспект, связанный с возрастом гражданина, ‑ уголовную ответственность. Наступает она с 14 лет, а о том, чтобы эта ответственность никогда не наступила, родителям нужно думать намного раньше…

Дата добавления: 2016-12-29 ; просмотров: 3244 | Нарушение авторских прав

Молодежь с точки зрения социологии и демографии

Демографическая характеристика и социализация молодежи. Соотношение западных и отечественных молодежных субкультур. Происхождение хиппи на территории России. Проблема занятости подрастающего поколения. Ценностные ориентации современного юношества.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.01.2016
Размер файла 47,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Как изучалось понятие «молодежь»

2. Молодежь (демографическая характеристика)

3. Молодежные субкультуры

4. Десять проблем молодежи

5. Проблема молодежной занятости

6. Ценностные ориентации современной молодежи

7. Молодежь и брак

8. Молодежь и образование

Список используемой литературы

Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.

В своей работе я хочу рассмотреть молодежь с точки зрения социологии и демографии. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю с какими проблемами она сталкивается при устройстве на работу. Нельзя забывать про самые актуальные вопросы на сегодняшний день такие, как преступность среди молодежи, наркомании, культура современной молодежи, а также проблему социального неравенства.

1. Как изучалось понятие «молодежь»

В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на которых покоятся древнейшие естественные формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала жёсткая система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы называют их возрастными классами). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения (инициации). В некоторых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других — только молодежь, ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т. д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. «Неполнота» социального статуса молодежи воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся.

С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Общественное положение индивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды «молодёжных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («мальчишники», «холостячества», «королевства шутов» и т. п.), давая «легальные» формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по аналогии с временами года: например, Пифагор считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» — от 20 до 40, плодоносящая зрелость («осень») — с 40 до 60 лет, а старость («зима») — с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например, Солон делит человеческую жизнь на десять «седмиц», причём юность начинается в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21-28 лет, оптимальный брачный возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами. Третьи исходят из формально-юридических критериев.

В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал. Считалось, что, «. пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью — хотя и не всегда — необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой». Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем по найму.

В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле неполноты социального статуса), пока он не обзаводился собственной семьёй [отголоски этого в языке — нем. Junggeselle (холостяк) буквально значит «молодой парень»]. С этим ассоциировался и определенный стиль жизни, выявляя ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл лишь в сопоставлении с другими возрастами, но характер этого сопоставления во многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса социализации и незрелости молодежи (в противоположность взрослости) или на её силе и творческой активности (в противоположность старости).

В новое время положение ещё более усложнилось. Прежде всего раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю — между 25 и 30 годами и даже позже.

Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение самого процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения молодежи по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического «молодёжного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»).

Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Дело не столько в абсолютном росте числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность жизни, удельный вес молодежи в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки мнению ряда западных учёных (М. Мид, США), принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового молодежь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества. Пренебрежение этими ценностями, типичное для некоторых «новых левых», ведёт к политическому авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях научно-технической революции требуют более активного и творческого участия молодежи.

2. Молодежь (демографическая характеристика)

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).

Читайте также:  От чего зависит цвет вещества с точки зрения физики

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация — это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на ;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.

С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.

Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую собираются провести.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности , строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.

3. Молодежные субкультуры

Один из первых вопросов, который возникает перед исследователем, — это вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50—60 гг. брошен вызов со стороны молодежных субкультур. Мы предполагаем, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры — результат осознанного поиска новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры («культурный миф», или «культурная утопия»). Для молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов» стали буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и т.д. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма отличен от «оригинала».

Что же было источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры начиная со стиляг конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархопацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а на привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности.

Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Тогда как на Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60—70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности. Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе3, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. С. А. Сергеевым предложена следующая их типология: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками — байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные («гопники», «люберы») и анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными.

Большинство современных исследователей отечественных молодежных субкультур обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80-х — начала 90-х гг. Ситуация середины 90-х гг., когда этот «бум» миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в регионах и республиках в составе Российской Федерации меньше. Это в известной мере оправданно, так как субкультурные мода и стиль «западнического» характера распространялись в первую очередь среди молодежи столиц. Вместе с тем изучение субкультурной ситуации в российских регионах, региональных особенностей представляется интересной и важной задачей, учитывая увеличение значения регионов в сегодняшней России.

Влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории России стало проявляться во второй половине 60-х — начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур. Мода на них приходила из столиц; ситуация остается практически такой же до сих пор, если говорить о группе молодежных субкультур, названных С. А. Сергеевым гедонистическо-развлекательными (рэпперы, рэйверы). Положение, однако, меняется с романтическо-эскапистскими молодежными субкультурами. С начала 90 гг. Казань наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом становится одним из центров распространения толкинистской субкультуры (данный процесс рассмотрен ниже). Нет необходимости напоминать, что в 80-е гг. именно в Казани (а затем в других городах Татарстана) появились молодежные группировки или шайки, породившие криминальную молодежную субкультуру.

Субкультура хиппи — одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х — началу 70-х гг., вторая — к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15—18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.

Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее — «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию.

Молодежной субкультурой, относимой к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением5. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70-х — начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985—1990 гг.

В молодежной культуре 80-х — 90-х гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов — Профессор) родился в 1892 г., а умер в 1973 г. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру fantazy — сказочной фантастики. Толкин — мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен — ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера — режиссеры игры — распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса. есть странички толкинистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по Е-mail и узкоакадемическим студиям.

В 1993—1994 гг. субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание не было абсолютным.

Можно констатировать, что субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

С определенными оговорками можно отнести к романти-ческоэскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности6. Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, — можно рассматривать как своеобразный эскапизм.

Байкеры — мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры — это любители рок-музыки. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х — начале 80-х гг., другой — уже в 90-е гг. Самые крупные в России байк-клубы — московские «Ночные волки» и питерские «Шоссейные монстры».

Хакеры (компьютерные фанаты) — молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, хотя установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

Из субкультур, названных гедонистическо-развлекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов и роллеров. Обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров — к спортивным субкультурам, однако общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, достаточное основание для их сближения при типологизации.

Субкультура рэйва (англ. — бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с 1990—1991 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи — ключевые фигуры рэйв-субкультуры, — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры — школьники старших классов (13—16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность — несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов — от 50 до 150 долларов и выше.

Субкультуры, относимые к анархо-нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее время маргиналы среди молодежных субкультур. Это относится, в частности, к панкам. Влияние панковской субкультуры никогда не было значительным. Многие из них поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в Систему, как именовала себя общность хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш-металл). Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами.

Деструктивный и нигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны. К середине 90-х гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Есть основания предполагать, что одна или несколько групп сатанистов, имеющие конспиративный характер, существуют в Ростове-на-Дону. Время от времени в прессе появляются интервью с лидерами сатанистов: последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить выборы «консультациями». Тогда как приверженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьют иностранцев.

Наконец, криминальная молодежная субкультура («гопники», «группировочники», «мотальщики»). Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

Такова пестрая картина разнообразных молодежных движений и субкультур, которые должны стать предметом глубоких социологических исследований. демографический социализация молодежный субкультура

Анализируя современную «массовую культуру», невозможно обойти вниманием такую ее разновидность, как рок-музыка, которая была табуирована на официальном уровне до конца 80-х гг., а позднее с такой же неумеренностью и необъективностью превознесена и идеализирована как новое «прогрессивное явление». Безусловно, не следует отрицать рок-музыку как жанр, тем более ее разновидности, связанные с народными традициями, политической и авторской песней, но необходим объективный анализ зарубежной и отечественной продукции различных направлений этой музыки (например, так называемый «тяжелый металл» и панк-рок носят несомненный контркультурный, агрессивно-вандалистский характер).

Анализ текстов песен 25 питерских рок-групп свидетельствует о том, что в них полностью отсутствуют такие общечеловеческие ценности, как семья, труд, добро, любовь и дружба, познание.

В качестве ценностей чаще всего выступают сама рок-музыка («металлический рай», «тяжелый нектар») и всевозможные виды забвений (алкоголь, наркотики, секс). Этот синдром можно назвать своеобразным синдромом «наркотического гедонизма».

Второй ведущий синдром в изученных рок-текстах обозначается как «агрессивная активность».

Явственно выделяется синдром «пессимизма и гибели» (мотивы смерти, самоубийства, одиночества, отчуждения, страха).

Анализ рок-текстов свидетельствует о присутствии в них психологического комплекса, близкого психологическому феномену некрофилии (любви к смерти), описанного американским социальным психологом Э. Фроммом (эгоизм, насилие, радикальный гедонизм, утрата смысла бытия).

Наблюдения показывают, что в общей тенденции 70— 90-х гг. рок- и поп-музыка становилась все более дегуманизированной, превращая человека в демонический персонаж из комиксов в металлическом роке, в робота или марионетку в брейк-дансе, техно-роке и рэпе, в вещь среди множества других вещей в коммерческо-потребительских песенках. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хриппами и визгами, нарочито изломанными, глумливыми интонациями (неадекватное выражение иронии), подмены мужских голосов женоподобными и наоборот, а также за счет различных электронно-технических эффектов, машинизирующих голос. В принципе, это тот путь расчеловечивания, который уже предложен модернизмом, когда «грань между человеком и вещью как бы стирается», по выражению Томаса Манна. Рок-музыку в ее антигуманном вульгарном проявлении критикуют не только поборники народного и традиционного искусства, но и такие современные музыканты-новаторы, как Э. Денисов, Н. Каретников, М. Таривердиев, С. Белимов.

4. Десять проблем молодежи

Опросив 1875 молодых людей и использовав богатейшую базу исследований прошлых лет, социологи Научно-исследовательского центра при Институте молодежи выделили десять главных проблем российской молодежи. Это преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики, проституция, права и родина… Анализ проблем показывает, что они расположены в нескольких основных «измерениях» и сопряжены, в первую очередь, с возможностью реализации молодежью своих прав: человека, гражданина, члена общества. От реализации этих прав зависят перспективы развития и будущее России.

Первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью — это жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное. Большинство молодых людей России (70%) обеспокоены прямой угрозой жизни и здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в безопасности на улицах, рост преступности — один из доминирующих страхом молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация, которая также напрямую связана со здоровьем.

Другой комплекс проблем — жизненные перспективы молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам, вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи. Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия».

Читайте также:  С точки зрения современной науки какие факторы не влияют на закладку

Несмотря на то, что у многих представителей молодежи живы воспоминания о советских временах, мышление этих людей демократически ориентировано, утверждает исследование. Гражданские и политические права и свободы — важнейшая часть жизни общества, и в первую очередь, их молодежь ценит в «новой России» превыше всего. Если свободы существуют лишь номинально, молодые чувствуют себя крайне ущемленными, так как меньше всего хотят становиться объектом манипуляции и произвола. Посткоммунистическое поколение молодежи намерено жить и работать в условиях рыночной экономики (но социально ответственной!) и свободного демократического общества. И молодые люди, опровергая обвинения в социальной апатичности и бездеятельности, уже скоро собираются взять в свои руки управление общественно-политическими процессами: 54 процента молодых считают себя главным фактором развития общества и движущей силой прогресса.

5. Проблема молодежной занятости

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных . К началу 1996 г. безработица в России достигла ( по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных — молодые люди до 30 лет.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на » поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т.д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;

трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т.д.;

инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.).

С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по возрасту, и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и потребностей. В связи с этим в социальной группе «молодежь» можно выделить, по меньшей мере, четыре подгруппы, для которых характерны специфические проблемы.

В возрасте 14-16 лет у молодых людей несколько меркнет авторитет учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой сфере общения — трудовой. Это возраст становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Необходимо предпринять усилия на то, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой сфере жизнедеятельности.

Для 16-18-летних необходима поведенческая и профессиональная переориентация. В современных условиях для молодых людей этого возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособиться к ним.

18-23-летние, как правило, имеют среднее образование и профессию. Во многих случаях профессия оказывается невостребованной, и в этом случае остро встает вопрос профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации. В этот период необходим целый комплекс мер по социальному обеспечению нормального включения в процесс производства.

6. Ценностные ориентации современной молодежи

Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми.

Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко.

В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.

Культурные ценности современной российской молодежи:

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.

Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная высшая идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, т.е. в самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.

Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили, как духовно близко им понятие «Россия», 36,3% — идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% — по признаку «историческое прошлое». На вопрос: «Ощущаете ли вы себя гражданином России?» утвердительный ответ п ‘учен у 19% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно (9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%)’.

Социологический анализ проблем культурной идентификации молодежи выявил тенденцию к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительского отношения к культуре.

Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни общества, считает, что сейчас для этого нет условий. Так ответили почти 70% из тех, кто подчеркивал приоритетное знание культуры, и 91,6%, для которых культура в целом значима как ценность.

Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство).

В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. Так, результаты социологических исследований среди студентов петербургских вузов свидетельствуют, что в среднем свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый 10-й (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й — на самообразование, каждый 6-й — на занятия спортом.

В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима»’. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.

Молодежь и преступность.

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1995г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств — в 1,6 раза, мошенничеств — на 75,8%, вымогательств — в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия — в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 1995г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные кражи — 1874 (85,1%).

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

В числе молодежи повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в полтора раза превышает аналогичный показатель среди других возрастных молодежных групп. В одном только юго-западном округе Москвы детская преступность выросла в 16 раз по сравнению с прошлым годом. Одна из причин этого — неблагополучное детство. В России на начало 1992 года насчитывалось 41400 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. На начало 1996 года в России более 600000 сирот ,воспитывающихся в детских сиротских учреждениях, десятки тысяч — в тюрьмах, более миллиона — беспризорных. По данным Генпрокуратуры РФ 30% бывших воспитанников превращаются в бомжей, 30% становятся проститутками, 20% -уголовниками, 10% кончают жизнь самоубийством. Остальные 10% влачат жалкую жизнь. Из 1,5 млн. бомжей по России более половины — бывшие воспитанники детских сиротских учреждений. В 1994 году таких было 240 тыс. человек.

Из 38 тыс. выпускников детских домов — 190 человек поступило в ВУЗ, 2 тыс. — в ПТУ, остальные вынуждены работать или вести асоциальный образ жизни (данные на 1995 год). За 1988-1993 гг. число несовершеннолетних в возрасте 14 — 15 лет среди участников преступлений увеличилось на 55%.

Озабоченность вызывает рост числа лиц до 18 лет, совершивших преступление под воздействием алкогольного опьянения или наркотического возбуждения. В 1988 г. таких лиц было 18940, в 1992 — 33646.

Растет организованная преступность подростков. В настоящее время из 19 тыс. группировок негативной направленности, находящихся на учете в органах внутренних дел, более 2/3 составляют группы, в которые входят несовершеннолетние.

7. Молодежь и брак

Молодежь — социально-возрастная группа;

— социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Вхождение в мир взрослых, адаптация к нему и его будущее обновление. Брак — добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Главное условие заключения брака — добровольное согласие вступающих в брак. В РФ брачный возраст установлен в 18 лет. В отдельных случаях предусмотрено смещение брачного возраста до 16 лет. На поведение молодежи отражаются знания обо всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культурных половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания. Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, или получает ее недостаточно. Что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводиться лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать вся система воспитания, включая искусство массовую информацию, общественное мнение и общественные организации. В доперестроичный период отношения к молодежному браку было негативным, то есть молодежный брак считался социально неустойчивым, а именно молодежная семья находилась на родительском попечении, кроме того, молодожены испытывали порицания не только со стороны родителей, учителей, но и со стороны сверстников, комсомольской и общественной организаций. В настоящее время отношения к молодежному браку не столь отрицательное, как раньше. Созданы много знаков о браке. К новому законодательству о браке можно отнести семейный кодекс РФ, принятый 1 марта 1996 года, а также статья гражданский кодекс РФ часть 1, который принят 21 октября 1994 года, а также статья 26, 27 конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным уголовным делам. Отношение к молодежному браку в странах Запада не носит формального характера, а носит характер гражданского брака, это говорит о том, что главным аспектом семейной жизни является материальная основа семьи. В восточных странах семейные отношения имеют религиозный характер, то есть наблюдается дискриминация по отношению к женскому полу. Девушки вступают в брак, даже не достигнув 17 лет. Из проведенного социологического опроса видно, что отношения современной молодежи к браку изменилась. На вопрос, как Вы относитесь к браку, 83% опрашиваемых ответили, что пока они не получат высшего образования, в брак не вступят; 10% задумывались; 7% могли бы вступить в брак до окончания учебного заведения.

8. Молодежь и образование

На данный момент существует серьезная опасность, что молодые люди (в особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без образования и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем. Психологи бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что «истинное счастье» состоит в обладании той иной «сладкой» продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».

Многие из обследованных учащихся начальной школы считают сбор бутылок, «работу» вокруг торговых ларьков более перспективным делом, чем учеба. Образ «бизнесмена», с которым было принято связывать такие черты, как индивидуализм, накопительство, мещанство, бесчеловечность и другие, «чуждые социалистическому образу жизни», становятся своеобразным фетишем. Причем и реализуется он в тех же искаженных формах, которые были надуманно созданы старой моралью.

Исследования, проведенные петербургским социологом С, А. Ежовым в четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и Нефтекамск) в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий, которыми учащиеся II классов сейчас отдают предпочтение. В первую очередь—это профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер, маркетинг-директор, юрист, адвокат—в этом едины как юноши, так и девушки. Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-референт, переводчики, традиционно, педагогические работники и врачи.

Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления.

Объединяя все сказанное выше можно сделать вывод, что образование на данный момент теряет свои позиции, как отрасль влияющая на умы и мировоззрение подрастающего поколения. Подростки делают выбор профессии на основе заработной платы, которую они будут там получать, а то что может их ждать в выбранной ими сфере, даже не интересует их.

Изменение системы образования повлекло за собой, с одной стороны позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам относится появление новых методов в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивой информации, для тех кто учится. Негативные черты — это недоступность высшего образования большинству молодых людей, так как образование сейчас стоит больших денег, а бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи с невыплатой заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что, безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися и студентами.

Проблема образования особенно важна на данный момент, так как России необходимы квалифицированные кадры для выхода из сложившегося положения.

Каковы же причины тяжелого положения молодежи?

Основные причины связаны с проблемами „жизненного старта“ — с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д. Очень мала стипендия студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек в возрасте 14-29 лет) — наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим образованием, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%.

Самостоятельность — статус взрослого, означает способность обеспечить себя средствами существования, быть независимым от родителей. Недостаточная материальная обеспеченность, вынужденное использование материальной помощи родителей нередко формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Труд перестает занимать важное место в структуре ценностей, усиливаются потребительские установки.

Отрицательно влияет на становление личности и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда. Это приводит к падению престижа ряда важнейших для общества профессий, обесценивается образование, наблюдается ухудшение материального положения молодых людей, большинство живет за чертой бедности. Сокращается доля молодых во властных структурах на всех уровнях.

Говоря о причинах кризиса социализации молодежи надо помнить, что он возник и протекает на фоне мирового социального процесса, связан с „контркультурой“ Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации современной цивилизации.

Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее интегрированные группы общества, в частности, молодежь.Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.

Источники:
  • http://studopedia.ru/9_180547_molodezh-kak-ob-ekt-issledovaniya-obshchestvennih-nauk-osnovnie-nauchnie-podhodi-k-opredeleniyu-ponyatiya-molodezh.html
  • http://studfiles.net/preview/5594267/
  • http://lektsii.org/13-46717.html
  • http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00632937_0.html