Меню Рубрики

Окно windows с точки зрения объектно ориентированного программирования

27. Вычислимой функцией называется функция, для которой

значение функции может быть найдено за конечное время

28. Не является принципом объектно-ориентированного программирования

29. Что понимается под жизненным циклом программного средства

весь период его разработки и эксплуатации

30. Интегрированная система программирования включает компонент для набора исходного текста программы (исходного кода), который называется

31. Что такое формальные параметры подпрограмм

— входные данные определенного типа

— идентификация входных данных

— конкретные значения входных данных

— неопределенные входные данные

32. Компилятор используется при программировании на языке

Высокого уровня

33. Пошаговая детализация постановки задачи, начиная с наиболее общей проблемы, характеризует

метод последовательной декомпозиции «сверху-вниз»

34. Проектирование программ путем последовательного разбиения большой задачи на меньшие подзадачи соответствует

нисходящему («сверху-вниз») проектированию

35. Непосредственное покомандное выполнение исходной программы на языке высокого уровня происходит в процессе

36. При разработке программного продукта описание последовательности действий, ведущих к решению поставленной задачи, относится к этапу _______________

— анализа и формализованного описания задачи

— выбора метода решения задачи

37. Режим интерпретации можно использовать

при отладке программ на языке высокого уровня

38. Для системного программирования наиболее подходят языки

39. Поставьте этапы создания программных продуктов в порядке следования

Проектирование

40. На этапе отладки программы

Проверяется корректность работы программы

41. Загрузочный модуль программы – результат работы

— редактора связей (компоновщика)

42. При разработке программного продукта описание последовательности действий, ведущих к решению поставленной задачи, относится к этапу ______________

— анализа и формализованного описания задачи

— выбора метода решения задачи

43. Окно Windows с точки зрения объектно-ориентированного программирования – это

Объект

44. При структурном подходе к составлению программ могут использоваться понятия

А) альтернативный выбор

45. Понятие «иерархия классов» присуще методологии _______________ программирования

46. Языком логического программирования является

47. Создание исполняемого файла из исходного текста программы предполагает выполнение процессов:

Г) исполнения программы

48. Главная идея структурного программирования состоит в том, что

при написании программ не используются подпрограммы

49. В концепцию объектно-ориентированного подхода к программированию не входит

Дискретизация

50. Программа-интерпретатор всегда работает с

1.3. Окно и функция окна

В этом разделе вы узнаете, что операционная система Windows является объектно-ориентированной средой.

Как это следует из названия операционной системы, основным объектом в Windows является окно. И это действительно так. Однако давайте уточним, что понимается под окном.

Окна Windows

С точки зрения пользователя Windows окном является прямоугольная область экрана, в которой приложение может что-либо рисовать или писать, а также выполнять все операции взаимодействия с пользователем. Например, на рис. 1.8 показано главное окно приложения Media Player, которое в данном случае используется для проигрывания звукового компакт-диска.

Рис. 1.8. Главное окно приложения Media Player

С точки зрения программиста то, что изображено на рис. 1.8, является совокупностью большого количества отдельных объектов, которые созданы приложением Media Player и самой операционной системой Windows. Для каждого объекта в приложении имеются свои данные и методы. Все эти объекты обычно называются окнами.

Такие объекты, как пиктограмма системного меню, кнопка минимизации, отдельные фрагменты толстой рамки, предназначенной для изменения размера основного окна, заголовок окна с надписью «Media Player — CD Audio (stopped)», а также полоса меню, — не что иное, как различные окна, создаваемые самой операционной системой Windows. Приложение не принимает никакого участия в формировании этих окон, оно просто указывает Windows, какие из перечисленных выше элементов необходимо создать.

Иное дело область, располагающаяся ниже полосы меню и ограниченная рамкой. Эта область представляет собой место, в котором приложение может рисовать и создавать новые окна.

Кнопки управления проигрывателем компакт-дисков, в качестве которого используется дисковод CD-ROM, представляют собой окна небольшого размера, создаваемые приложением. Приложение само формирует рисунок внутри такого окна. Ползунок и кнопки, расположенные справа от ползунка, также сформированы приложением из нескольких окон.

Обычно приложение создает одно, главное окно большого размера, которое ограничено сверху полосой меню (если есть меню) или заголовком и рамкой изменения размера с других сторон. Можно создать такое окно, которое не имеет ни рамки, ни заголовка, ни меню, ни других стандартных элементов, таких как пиктограмма системного меню или кнопки минимизации или максимизации размеров главного окна.

Внутри главного окна приложение может рисовать геометрические фигуры и графические изображения, писать текст или создавать любое количество окон меньшего размера.

Таким образом, любое приложение Windows можно рассматривать как совокупность окон, внутри которых можно что-либо рисовать или писать. Для каждого окна в приложении определены данные и методы, предназначенные для работы с этими данными (в частности, для рисования в окне).

Окна Windows как объекты

Все окна, формируемые приложением или операционной системой Windows для приложения, можно рассматривать как объекты, над которыми можно выполнять различные операции.

Проведем параллель с языком C++. В терминах языка C++ объект называется классом, который представляет из себя совокупность данных и методов, с помощью которых эти данные должны обрабатываться. Например, вы можете определить класс как совокупность простых переменных и структур, а также функций-членов (нам больше нравится название «функция-метод» или просто «метод»), выполняющих обработку данных, записанных в этих переменных или структурах.

В операционной системе Windows объектами, с которыми можно что-либо делать, являются окна — те самые окна, из которых формируется «внешний вид» приложения.

Для каждого такого окна приложение должно создать свои данные и свой набор методов, то есть функций, реагирующих на те или иные действия, которые выполняет над окнами оператор или операционная система.

Что это за действия?

Например, вы можете щелкнуть левой (или правой) кнопкой мыши в то время, когда курсор мыши находится над окном. Это событие, на которое окно может реагировать, а может и не реагировать. Вы можете щелкнуть мышью по любому окну, принадлежащему приложению, и каждое окно должно реагировать на это по-своему.

В Windows существует механизм, позволяющий задать для каждого окна данные и набор методов обработки событий, имеющих отношение к любому окну, созданному приложением.

Этот механизм основан на использовании так называемой функции окна (window function) и сообщений.

Функция окна

Функция окна — это обыкновенная (почти) функция языка С, которая определяется для одного окна или группы окон. Каждый раз, когда происходит какое-либо событие, имеющее отношение к окну (например, щелчок мышью в окне), операционная система Windows вызывает соответствующую функцию окна и передает ей параметры, описывающие событие. Функция окна анализирует эти параметры и выполняет соответствующие действия.

При возникновении события операционная система Windows формирует сообщение, описывающее событие, и затем направляет его в нужную функцию окна. В качестве параметров, передаваемых функции окна, используются отдельные компоненты сообщения, соответствующего событию (или, иными словами, созданному в результате появления события). Поэтому основная задача функции окна — обработка сообщений, распределяемых окну операционной системой Windows.

Можно считать, что единственная для каждого окна функция окна реализует все методы окна как объекта. В языке программирования C++, напротив, каждый метод объекта (класса) реализуется отдельной функцией, называемой обычно функцией-членом. Для реализации всех методов функция окна анализирует код сообщения, однозначно идентифицирующий событие и, следовательно, определяющий нужный метод.

В объектно-ориентированных языках программирования используется такое понятие, как наследование. Объекты могут наследовать методы других объектов. В операционной системе Windows также предусмотрен механизм наследования методов. Он реализуется с использованием так называемых классов окна.

Для каждого класса окна определяется функция окна. При создании окна необходимо указать, к какому классу оно будет принадлежать и, соответственно, какую функцию окна будет использовать для обработки сообщений. Приложения могут создавать собственные классы окна, определяя свои функции окна (и следовательно, свои методы), либо использовать стандартные, определенные в Windows классы окна.

Приведем пример. Пусть, например, нам надо создать окно, выполняющее функцию кнопки. Мы можем создать собственный класс окна и для него определить собственную функцию окна. Эта функция будет обрабатывать сообщения и при необходимости изображать в окне нажатую или отжатую кнопку, а также выполнять другие действия. Однако в Windows уже определен класс окна, соответствующий кнопкам. Если вы воспользуетесь этим классом, вам не придется создавать свою функцию окна, так как будет использоваться функция, уже имеющаяся в Windows и выполняющая все необходимые действия.

Любое создаваемое вами окно может наследовать свойства уже созданных ранее окон, добавляя свои или переопределяя уже имеющиеся в базовом классе методы. В этом и заключается механизм наследования Windows.

Использование механизма наследования значительно упрощает процесс создания приложений, так как для большинства стандартных органов управления, таких, как кнопки, меню, полосы просмотра и т. п., в операционной системе Windows уже определены классы окон и все необходимые методы.

Введение в создание оконных приложений

Программирование в Windows основывается на использовании функций API (Application Program Interface, т.е. интерфейс программного приложения).

Программа для Windows в значительной степени состоит из таких вызовов. Все взаимодействие с внешними устройствами и ресурсами операционной системы происходит посредством таких функций.

Программный интерфейс приложений

Windows API (Application Programming Interfaces) — общее наименование целого набора базовых функций интерфейсов программирования приложений операционных систем семейств Microsoft Windows.

Windows API в настоящее время поддерживает свыше тысячи вызовов функций, которые можно использовать в приложениях. Каждая функция Windows API имеет развернутое имя, написанное буквами как верхнего, так и нижнего регистров.

Все основные функции Windows объявляются в заголовочных файлах. Главный заголовочный файл называется WINDOWS.H, и в этом файле содержится множество ссылок на другие заголовочные файлы.

Основное отличие функций API от библиотечных функций С: код библиотечных функций связывается с кодом программы пользователя, а код функций API остается вне программы пользователя в динамически подключаемых библиотеках (DLL – Dynamic Link Library), что позволяет создавать более компактный и эффективный код приложений.

При запуске программы Windows она взаимодействует с операционной системой посредством процесса «динамического связывания». Большая часть динамических библиотек DLL расположена в каталоге WINDOWS\SYSTEM.

При компоновке программы для Windows, чтобы сделать ее исполняемой, необходимо связывать ее с «библиотеками импорта», поставляемыми в составе среды программирования (IDE – Integrated Development Environment), которой может являться, в частности, Microsoft Visual Studio. Библиотеки импорта содержат имена всех функций Windows из динамически подключаемых библиотек и ссылки на них. Компоновщик использует эту информацию для создания в исполняемом EXE-файле таблицы, которую Windows использует при загрузке программы для настройки адресов функций API.

Графический интерфейс пользователя

Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface, GUI) еще называют «визуальный интерфейс» или «графическая оконная среда».

GUI делает возможным использование графики на растровом экране. Графика дает лучшее восприятие элементов управления на экране, визуально богатую среду для передачи информации. В GUI экран становится устройством ввода и показывает различные графические объекты в виде картинок и конструкций для ввода информации, таких как кнопки или полосы прокрутки. Используя клавиатуру и манипулятор (мышь, тачпад), пользователь может непосредственно оперировать объектами на экране. Графические объекты можно перетаскивать, кнопки можно нажимать, полосы прокрутки можно прокручивать. Взаимодействие между пользователем и программой становится более тесным.

Читайте также:  Спектр цветового зрения у пчелы сдвинут в

Пользователям не надо тратить слишком много времени на то, чтобы научиться пользоваться компьютером и составлять новые программы. Система Windows способствует этому, поскольку все программы для Windows выглядят и воспринимаются одинаково.

Любая программа для Windows имеет окно — прямоугольную область на экране, в котором приложение отображает информацию и получает реакцию от пользователя. Окно идентифицируется заголовком. Большинство функций программы запускается посредством меню. Слишком большой для экрана объем информации может быть просмотрен с помощью полос прокрутки. Некоторые пункты меню вызывают появление окон диалога, в которые пользователь вводит дополнительную информацию.

Программирование Windows-приложений тесно связано с понятиями объектно-ориентированного программирования. Главным объектом в операционной системе Windows является окно. Окно может содержать элементы управления: кнопки, списки, окна редактирования и др. Эти элементы, по сути, также являются окнами, но обладающими особыми свойствами.

Активное окно – окно, получающее реакцию от пользователя в данный момент.

Основными элементами окна являются

  • 1 — строка заголовка title bar
  • 2 — строка меню menu bar
  • 3 — системное меню system menu
  • 4 — кнопка сворачивания окна minimize box
  • 5 — кнопка разворачивания окна maximize box
  • 6 — рамка изменения размеров sizing border
  • 7 — клиентская область client area
  • 8 — горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки scroll bars

Многозадачность

Многозадачность ( multitasking ) — свойство операционной системы обеспечивать возможность параллельной (или псевдопараллельной) обработки нескольких процессов.

Операционная система Windows является многозадачной. Если программа DOS после своего запуска должна быть постоянно активной, и если ей что-то требуется (к примеру, получить очередную порцию данных с устройства ввода-вывода), то она сама должна выполнять соответствующие запросы к операционной системе, то в Windows все наоборот. Программа пассивна, после запуска она ждет, когда ей уделит внимание операционная система. Операционная система делает это посылкой специально оформленных групп данных, называемых сообщениями . Сообщения могут быть разного типа, они функционируют в системе достаточно хаотично, и приложение не знает, какого типа сообщение придет следующим.

Логика построения Windows-приложения должна обеспечивать корректную и предсказуемую работу при поступлении сообщений любого типа. Одновременно несколько программ могут выполняться и иметь вывод на экран. Каждая программа занимает на экране прямоугольное окно. Пользователь может перемещать окна по всему экрану, менять их размер, переключаться между разными программами и передавать данные от одной программы к другой.

Операционная система не сможет реализовать многозадачность без управления памятью. Так как одни программы запускаются, а другие завершаются, память фрагментируется. Операционная система Windows имеет средства управления фрагментами памяти.

Процессы и потоки

Процессом ( process ) называется экземпляр программы, загруженной в память. Экземпляр программы может создавать потоки ( thread ), которые представляют собой последовательность инструкций на выполнение.

Выполняются не процессы, а именно потоки. Любой процесс имеет хотя бы один поток. Этот поток называется главным (основным) потоком приложения .

Потоки на самом деле выполняются не одновременно, а по очереди. Распределение процессорного времени происходит между потоками, но переключение между ними происходит так часто, что кажется будто они выполняются параллельно.

Все потоки ранжируются по приоритетам. Приоритет потока обозначается числом от 0 до 31, и определяется исходя из приоритета процесса, породившего поток, и относительного приоритета самого потока. Таким образом, достигается наибольшая гибкость, и каждый поток в идеале получает столько времени, сколько ему необходимо.

Дескрипторы

Дескриптор (описатель) объекта — служебная структура данных, представляющая собой беззнаковое целое число и служащая для идентификации различных объектов. Дескриптор представляет собой указатель на некоторую системную структуру или индекс в некоторой системной таблице.

Примеры дескрипторов, описанных в заголовочном файле windows.h

Контекст устройства

GDI – графический интерфейс устройства. Функции системной библиотеки GDI32.dll используются для вывода графики на экран.

Дескриптор контекста устройства — это паспорт конкретного окна для функций GDI. Контекст устройства фактически является структурой данных, которая внутренне поддерживается GDI. Он связан с конкретным устройством вывода информации (принтер, дисплей). Что касается дисплея, то в данном случае контекст устройства обычно связан с конкретным окном на экране.

Язык командного файла может считаться

117. В интегрированной системе программирования компилятор…

¾ преобразует исходную программу в эквивалентную ей программу в машинных кодах

¾ воспринимает исходную программу и выполняет ее

¾ отлаживает работу программы

¾ генерирует диаграмму связей между модулями

118. Цвет фона в окне Windows с точки зрения объектно-ориентированного программирования это…

119. Открытие и закрытие окна Windows с точки зрения объектно-ориентированного программирования это…

120. Языком логического программирования является…

121. Главная идея структурного программирования состоит в том, что …

¾ основными для написания программ являются три типа операторов: линейный, ветвление, организация цикла

¾ используется инкапсуляция и наследование объектов

¾ структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы – в терминах обмена сообщениями между объектами

¾ при написании программ не используются подпрограммы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

12.2. Объектно-ориентированная платформа windows

Современная технология разработки программных продуктов, в том числе и операционной системы Windows, базируется на концепции объектно-ориентированного программирова­ния, в которой выдерживается единый подход к данным и программам. В основе всего ле­жит понятие объекта, который объединяет в себе как алгоритмы, так и данные, обрабатыва­емые этими алгоритмами. В результате упрощается не только разработка программ, но и технология работы пользователя, .которому предоставляется возможность при работе в ин­терактивном (диалоговом) режиме применять наглядные графические инструменты и раз­личные подсказки.

Объектно-ориентированное программирование стало необычайно популярным в пос­ледние годы. Оно определяет новое понимание процесса вычисления, а также то, как мож­но структурировать информацию внутри компьютера. В своей статье один из «отцов» этого направления Алан Кей так определил фундаментальные характеристики объектно-ориенти­рованного программирования, на которых базируется весь программный комплекс опера­ционной системы Endows:

все, с чем мы имеем дело в компьютерном мире, является объектами;

вычисление в компьютере осуществляется путем обмена данными между объектами, при котором один объект требует, чтобы другой объект выполнил некоторое дейст­вие. Объекты взаимодействуют, посылая и получая сообщения. Сообщение — это за­прос на выполнение действия;

каждый объект имеет независимую память, которая состоит из других объектов;

каждый объект является представителем класса, который выражает свойства принад­лежащих ему объектов;

в классе задается поведение объекта, поэтому все объекты, принадлежащие к данному классу, могут выполнять одинаковые действия;

все классы образуют иерархическую (древовидную) структуру, отражающую ие­рархию наследования. Память и поведение, связанное с экземплярами опре­деленного класса, могут использоваться любым классом, расположенным ниже виерархической структуре.

Благодаря тому, что операционная система Windows создана на базе объектно-ориен­тированной методологии программирования, пользователь получил в руки достаточно удобную среду работы. Ее основными понятиями становятся объект, его свойства и дей­ствия, которые объект может выполнять в зависимости от запроса В объектно-ориентиро­ванной среде с любым объектом сопоставлена определенная совокупность действий. Вы­бор из этой совокупности действий определяется поставленной целью.

При намерении что-либо сделать в системной среде Windows необходимо придержи­ваться следующей последовательности действий:

выбрать (выделить) объект, т.е. щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению этого объекта на экране;

затем из совокупности действий, которые объект может выполнить, выбрать необхо­димое, например, при помощи меню.

Запомните! При работе с объектами в среде Windows сперва выделяете (выбираете) объект, а затем производите над ним дей­ствие.

В среде Windows существует множество объектов, с которыми придется работать пользователю, например, с объектами файловой системы, с объектами графического интер­фейса и т.д. В дальнейшем вы познакомитесь с наиболее типичными представителями раз­ных классов подобных объектов.

Объектная ориентация среды Windows проявляется для пользователя сразу при зна­комстве с технологией работы в ней. Щелкнув по любому объекту правой кнопкой мыши, вы получаете доступ к командам контекстного меню, один из вариантов которого представлен на рис. 12.1. Контекстное меню объекта предоставляет пользователю возмож­ность:

• ознакомиться со свойствами этого объекта Например, если объектом является доку­мент, то вы получаете информацию о том, в какой среде он создавался, сколько местазанимает на диске, где хранится, кто и когда его создал и т.д.

Рис. 12.1. Примеры контекстного меню с перечнем действий, предписанных объекту-файлу

выполнить действия, возможные для этого объекта, выбором из этого меню соответствующих команд. Следует от­метить, что объекты, относящиеся к од­ному классу, могут выполнять одни и те же действия. Например, если объек­том является документ, то независимо от программной среды, где он созда­вался, его можно вырезать, копировать, удалять, переименовывать и осущест­влять прочие указанные на рис. 12.1 действия.

Некоторые действия, перечисленные в контекстном меню, можно выполнить по другой технологии: с помощью мыши пере­местить значок объекта на другой значок, который отображает программу или устройство, способное выполнить необходимое действие. Например, перетащив мышью значок файла с текстовым документом на значок принтера, можно осуществить автоматическую печать текста.

Объектно-ориентированная технология Windows предоставляет возможность пользо­вателю создавать документы, фрагменты которых подготовлены в разных средах. Напри­мер, в текстовом редакторе формируется текст, куда включаются рисунки, созданные в гра­фическом редакторе, а также таблицы, подготовленные в табличном процессоре.

Знакомство с объектами Windows начнем с описания его базовых объектов — файлов, папок, приложений, документов. Остальные объекты, каждый из которых играет свою уни­кальную роль при работе в данной среде, будут описаны в следующих подразделах.

ОБЪЕКТЫ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ — ФАЙЛ И ПАПКА

Напомним понятия файла и файловой системы. Под файлом понима­ют логически связанную совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней памяти выделяется именованная область. Файловая система обеспечивает возможность доступа к конкретному файлу и позволяет найти свободное место при записи нового файла. Она определяет схему записи информации, содержащейся в файлах, на физи­ческий диск. Файлы на диске записываются в свободные кластеры, поэтому фрагменты од­ного и того же файла могут находиться в разных местах диска. Относительно производи­тельности системы наиболее предпочтительным является такой вариант размещения файла, когда его фрагменты занимают подряд идущие кластеры. Windows 98 использует файловые системы FAT 16 и FAT 32.

Справка. FAT (File Allocation Table) — таблица, отражающая состояние кла­стеров дискового пространства.

В среде Windows любой файл воспринимается как объект, имеющий уникальное имя. Файлу рекомендуется давать такое имя, которое отражает суть хранящейся в нем информа­ции. В среде Windows в отличие от среды MS DOS имя может быть длинным и состоять из цифр, букв русского и латинского алфавитов, различных символов, включая точку. При переходе в среду MS DOS длинное имя по специальному алгоритму будет заменено 8-сим-вольным именем со всеми присущими этой среде ограничениями.

Читайте также:  Обоснуйте с точки зрения экономики причины возникновения

Рис. 12.2. Пример окна «Свойства» для файла с текстовым документом

С общими свойствами файла можно озна­комиться, вызвав для этого контекстное меню и выбрав команду Свойства (см. рис. 12.1). Рас­смотрим параметры, отражающие общие свойст­ва файла на примере файла, созданного в среде текстового процессора Microsoft Word (рис. 12.2):

тип, свидетельствующий о характере хра­нимых данных, причем информация о типе в окне встречается дважды. Первый раз тип определяется косвенно через указания сре­ды, где создавался данный файл, например документ Microsoft Word. Второй раз он указывается непосредственно в имени как расширение, которое присваивается в опе­рационной среде MS DOS (например, рас­ширение .DOC указывает на текстовыйфайл);

размер файла, т.е. занимаемый им объемдискового пространства;

дата и время создания файла;

дата и время внесения последних изменений файла;

• атрибуты файла: архивный, только для чтения, скрытый, системный.Помимо этого в окне «Свойства» будет отображен значок, слу­жащий для указания среды, в которой создавался файл. Например, на рис. 12.3 показаны: а — значок документа, созданного в среде текстового процессора Word; б — значок рисунка в формате BMP, созданного в среде графического редактора Paint; в — значок ри­сунка в формате JPG, также созданного в среде редактора Paint.

Рис. 12.3. Примеры значков файлов

Над файлом можно выполнить определенный набор действий, которые переводят его из одного состояния в другое. С конкретным набором подобных действий можно познакомиться, вызвав контекстное меню, пример ко­торого приведен на рис. 12.1. Среди предписываемых файлу действий можно выделить не­кий набор стандартных действий, которые можно выполнять с файлом любого типа. Рас­смотрим эти действия.

Открыть файл. Результат этого действия будет зависеть от типа файла. Так, если файл хранит документ, то при его открытии вместе с ним будет загружаться и про­граммная среда, где создавался этот документ. Например, открывая файл с рисунком, созданным в графическом редакторе, на экране можно увидеть интерфейс этого реда­ктора и находящийся на его рабочем поле рисунок. Если же файл является главным файлом (файлом запуска) некоей программной системы, то одноименная команда служит сигналом для ее запуска и на экране появляется интерфейс этой среды с пус­тым рабочим полем. Для любого другого файла система предложит перечень про­грамм, с помощью которых можно попытаться открыть данный файл.

Примечание. Открыть файл можно, не прибегая к помощи контекстного ме­ню. Для этого надо установить указатель мыши на значок файла и два раза щелкнуть мышью.

Заархивировать или разархивироватъ файл. По умолчанию предлагается архиватор, который производит необходимое действие.

Отправить файл. В результате этого действия файл либо отправляется по факсу или по электронной почте, либо перемещается в папку Мои документы или на гибкий диск.

Вырезать файл. Перемещение файла в другое место осуществляется в два приема: сначала файл вырезается по команде Вырезать, т.е. файл перемещается в буфер, за­тем с помощью указателя мыши выбирается место, куда следует переместить файл, и в контекстном меню выбирается команда Вставить.

Копировать файл, т.е. создать копию файла. По этой команде создается в буфере ко­пия выбранного файла, а затем по команде Вставить вы можете многократно встав­лять этот файл в места, указанные указателем мыши.

Удалить файл с диска. Удаление файла с диска может выполняться как на логичес­ком, так и на физическом уровне. По команде Отправить файл в корзину файл уда­ляется в специально отведенную папку, которая называется Корзина и которая всегданаходится на экране монитора. Файл, отправленный в Корзину, можно восстановитьна исходном месте, достав его из Корзины. По команде Удалить файл он физически удаляется с диска. Эта команда выполняется для файлов Корзины.

Переименовать файл, т.е. изменить его имя.

Создать ярлык (пояснение см. ниже).

Другим важным объектом файловой системы Windows является папка. Папка Windows играет ту же роль, что и обычная папка для хранения документов в делопроизводстве: она позволяет упорядочить хранение документов. Папку Windows можно рассматривать как понятие, аналогичное каталогу в операционной системе MS DOS, хранящему информацию о местонахождении файлов. Но в среде Windows термин «папка» приобретает более ши­рокое толкование — как хранилище объектов. Поэтому естественно говорить не «папка содержит информацию о местоположении файлов», а «папка содержит файлы». Помимо файлов папка может содержать и другие объекты (например, ярлыки). Так, папка может содержать файлы по курсовой работе или аннотации к книгам.

Рис.12.4. Окно «Свойства» для папки

Папке присваивается имя, которое запи­сывается по тем же правилам, что и имя файла. Как и файлы, папки имеют сокращенное имя для среды MS DOS.

Со свойствами папки, так же как и файла, можно ознакомиться, открыв контекстное ме­ню и выбрав команду Свойства. В результате на экране появляется окно «Свойства» (рис. 12.4), в котором отображаются:

имя данной папки для Windows и соответ­ствующее имя для MS DOS, а также стан­дартный значок папки;

тип объекта, который служит указанием на то, что рассматриваемый объект является папкой;

имя папки, в которой содержится данная папка, с указанием пути;

размер папки, определяющийся суммарным размером всех хранящихся в ней файлов и папок;

количество хранящихся в ней папок и файлов;

дата и время создания файла;

атрибуты: Только для чтения, Архивный, Скрытый, Системный.

Над папками, как над объектами, можно выполнять стандартный набор действий, ана­логичный тем, которые производятся с файлами: создать папку, удалить папку, переимено­вать папку, скопировать папку в другое место, переместить папку на другое место. Помимо них предусмотрены действия по открытию или закрытию папки. При открытии папки на экране появляется окно, в котором значками изображены содержащиеся в ней файлы. Закрытие папки означает закрытие этого окна. В программе Проводник в панели структуры папок открытая папка отмечается специальным значком, в то время как остальным (закрытым) папкам соответствует стандартный значок (рис. 12.5).

Рис. 12.5. Значки за крытой (а) и открытой (б) папок

Важным понятием в среде Windows является ярлык. Изображается он значком с черной стрелкой в левом углу (рис. 12.6).

Ярлык — это ссылка на какой-либо объект, вторичное (допол­нительное) изображение этого объекта, указывающая на его местополо­жение. Ярлык служит для ускорения запуска программ или докумен­тов. Объект и его ярлык обычно находятся в разных местах. Особенно эффективно использование ярлыка тогда, когда объекты находятся на нижних уровнях иерархической структуры подчиненности папок, а ярлыки — на верхних.

Рис. 12.6. Пример изображения ярлыка

Ярлык хранится в файле объемом 1 Кбайт. Его можно легко создать или уничтожить, что никак не влияет на связанный с ним объект.

Действия, которые можно совершать с ярлыком, аналогичны действиям над файлами. Открыть ярлык — значит открыть связанный с этим ярлыком объект. В окне «Свойства» всегда можно узнать, с каким объектом этот ярлык связан, где находится этот объект, пе­рейти к этому объекту, сменить значок ярлыка.

Иерархическая структура подчиненности папок

Аналогично тому, как организована иерархическая структура каталогов в операционной системе MS DOS, строится и структура (схема) подчиненности папок в Windows. На верх­нем уровне этой структуры (рис. 12.7) находится единственный объект — Рабочий стол. На втором уровне располагаются объекты, размещенные на Рабочем столе. К таким объектам стандартно относятся папки Мой компьютер, Мои документы и Корзина. Эти папки являются системными и немного отличаются от других папок (например, их нельзя удалять или перемещать). Однако они, как и другие папки, служат хранилищами объектов Windows.

Папка Мой компьютер предоставляет доступ ко всем папкам и файлам на компьютере. В ней находятся системные папки дисковых устройств, а также папки Принтеры, Панель управления и др. В папке Мои документы хранятся документы пользо­вателя. Папка Корзина предназначена для хранения удаленных файлов и папок, с тем что­бы при желании их можно было восстановить. После очистки этой папки ранее помещен­ные в нее объекты восстановлению не подлежат.

Рис. 12.7. Иерархическая структура (схема) подчиненности папок вWindows

ОБЪЕКТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО УРОВНЯ — ПРИЛОЖЕНИЕ И ДОКУМЕНТ

Появление Windows породило множество новых понятий, иногда заменяющих уже извест­ные. К их числу относится приложение.

Напомним широко известные понятия, которые используются при названии про­граммных продуктов, предназначенных для работы пользователя: пакет прикладных про­грамм, комплекс прикладных программ, прикладные программы. Подобные программы служат для создания, модификации и управления компьютерными объектами. Разработ­чики операционной системы Windows ввели еще один синоним этого термина — при­ложение (application) или Windows-приложение. Например, приложениями являются графический редактор Paint, программа Проводник, различные служебные программы для обслуживания дисков, программы-вирусы (антивирусы) и т.д.

Приложение — комплекс взаимосвязанных программ для создания и мо­дификации объектов (документов), а также для управления объектами оп­ределенного типа.

Приложение состоит из одного или нескольких файлов, которые хранятся обычно в папке с соответствующим названием. Например, приложение-игра может храниться в од­ном файле, а приложение Текстовый процессор Word состоит из комплекса взаимосвязан­ных файлов. Среди этих файлов должен быть главный (ведущий), часто называемый фай­лом запуска. Этот файл содержит уникальный значок — своего рода логотип данной среды. Для приложений MS DOS, в которых файл запуска имеет тип .СОМ, .ЕХЕ, .ВАТ, используется значок «пустая рамка». Открытие файла запуска обеспечивает загрузку этого приложения и появление на экране его интерфейса.

Объектами, создаваемыми в среде приложения, могут быть тексты, таблицы, рисунки, звуки и т.п. В среде Windows такие объекты называются документами. Созданный в приложении объект (документ) сохраняется либо в одном файле, либо в нескольких взаи­мосвязанных файлах. В последнем случае один из этих файлов будет главным. Открывая его, вы открываете весь документ, из которого имеется доступ к содержимому остальных связанных с ним файлов. Запись документа в несколько файлов не очень удобна и исполь­зуется только для обеспечения доступа к отдельным частям документа как к самостоятель­ным документам.

Например, вы подготавливаете на компьютере курсовую работу. Для этого в прило­жении, называемом Текстовым процессором, вы набираете текст. В текст необходимо вста­вить иллюстрации, которые предварительно были созданы в графическом редакторе, и таб­лицы, которые были сделаны в табличном процессоре. При этом необходимо, чтобы рисунки и таблицы хранились автономно в своих файлах, с тем чтобы впоследствии их можно было редактировать. Результаты редактирования должны автоматически отражаться в итоговом документе (курсовой работе), т.е. между текстом, с одной стороны, и рисунка­ми, и таблицами, с другой стороны, должна существовать связь.

Тип файла может задаваться самим приложением по умолчанию. Большинство прило­жений предлагают пользователю несколько вариантов типа документа. Например, в прило­жении Графический редактор Paint созданный рисунок сохраняется в формате BMP, но пользователь имеет возможность сохранить рисунок в формате JPG или GIF.

Документы одного типа, созданные, как правило, в одном приложении, имеют один и тот же значок. С помощью таких значков можно легко отличать одни документы от других. Кроме того, по значку можно узнать приложение, которое будет данный документ обраба­тывать по умолчанию.

Читайте также:  Витамины с точки зрения химии презентация

Документ — объект Windows, созданный в приложении и содержащий информацию определенного вида.

При работе в среде Windows часто используется термин «задача». Это понятие тесно связано с термином «приложение». Приложение становится задачей после его запуска. Приложение можно запустить двумя способами: либо непосредственно открыв файл запус­ка, либо открыв документ, созданный в этом приложении. Можно сказать, что задача — это работающее приложение, которое потребляет ресурсы системы или ждет своей очереди на них. Термин «задача» связан с механизмом управления ресурсами, а не с тем, работает с приложением пользователь или нет. О некоторых задачах пользователь может и не подоз­ревать. Список задач можно получить, одновременно нажав клавиши . Приложения могут запускаться либо по инициативе пользователя, либо по инициативе Windows. Все задачи должны быть в той или иной форме отображены на экране.

Задача — приложение, работающее в текущем сеансе и потребляющее ре­сурсы компьютера: оперативную память, процессорное время, доступ к внешним устройствам.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС WINDOWS

Термин «интерфейс» широко используется в областях, где человеку приходится иметь дело с обработкой информации на компьютере. В переводе с английского языка Interface означа­ет внешнее лицо. В компьютерном мире известно множество разновидностей интерфейсов: интерфейс пользователя, графический интерфейс, интерфейс ввода-вывода, внешний или внутренний интерфейс, интеллектуальный интерфейс, человеко-машинный интерфейс, программный интерфейс и др.

Интерфейс — совокупность средств и правил, которые обеспечивают вза­имодействие устройств, программ и человека

Особенно важен интерфейс, обеспечивающий взаимодействие пользователя с персо­нальным компьютером, называемый пользовательским интерфейсом. От удоб­ства этого интерфейса во многом зависит успех нового программного продукта в конку­рентной борьбе на рынке программных средств. Пользовательский интерфейс может быть символьным и графическим.

Символьный интерфейс используется обычно при работе видеосистемы в текстовом режиме. Информация выводится на экран монитора посимвольно. До появления Windows все операционные системы, в том числе MS DOS и ее оболочка Norton Commander, предос­тавляли пользователю символьный интерфейс. Он достаточно экономичен по потреблению ресурсов и способен обеспечить вполне комфортную работу пользователя. Исключение со­ставляет интерфейс командной строки операционной системы MS DOS, который требует от пользователя знания синтаксиса команд. Следует заметить, что символьный интерфейс Norton Commander не вызывает особых трудностей у неквалифицированного пользователя и может использоваться в графическом режиме работы монитора,

Графический интерфейс появляется тогда, когда видеосистема может работать в гра­фическом режиме, т.е. выводить на экран монитора информацию поточечно. Переход к графическому пользовательскому интерфейсу стал возможным благодаря улучшению тех­нических характеристик персонального компьютера Такой интерфейс предъявляет повы­шенные требования к быстродействию видеосистемы, но вместе с тем при этом достигает­ся основная цель — создается комфортная среда работы пользователя, так как человеку более естественно и удобно оперировать образами (картинками). Графический интерфейс по сравнению с символьным воспринимается как более понятный и интуитивно ясный.

Графический пользовательский интерфейс — интерфейс, где для взаи­модействия человека и компьютера используются графические средства.

Ярким примером графического пользовательского интерфейса служит интерфейс Windows. При разработке этой операционной системы специалисты широко использовали возможные графические средства: рисунки, специальные значки, цветовое оформление, разнообразные начертания шрифтов, дизайн экрана и др. В результате интерфейс стал «дружественным» по отношению к человеку и уже не требует специальных программист­ских знаний, как было раньше в других операционных системах.

Графический интерфейс Windows позволяет более оперативно задавать команды опе­рационной системы, запускать программы, выбирать файлы и параметры, указывая на со­ответствующие значки, кнопки, пункты меню, элементы списка, флажки и др. Набор ис­пользуемых элементов интерфейса стандартен, что позволяет после изучения интерфейса Windows легко и быстро осваивать интерфейс приложений Windows.

Формы указателя мыши при работе с объектами

Выбор того или иного объекта для выполнения заданного с ним действия осуществляется с помощью мыши или клавиатуры. Вид указателя мыши может меняться в зависимости от области экрана, где он находится: в области меню — один, в области ввода текста — дру­гой, в области рисунка — третий и т.д. Он также может отражать состояние системы: заня­та она или свободна.

Вид указателя мыши помогает пользователю судить о том, что происходит с системой и что пользователь может в ней делать. Стандартные изображения указателя мыши приве­дены ниже.

Графический интерфейс Windows разработан на основе принципа WYSIWYG (What You See Is What You Get — что видишь, то и получаешь). Этот принцип означает, что изо­бражение документа на экране при его просмотре и редактировании и изображение доку­мента на бумаге при его распечатке практически не отличаются.

В основу разработки пользовательского интерфейса операционной системы Windows была заложена основная идея — создание на экране монитора аналога рабочего стола, на котором могут находиться всевозможные документы. При этом акценты внимания пользо­вателя должны быть смещены в сторону повышения эффективности работы с документа­ми. Если в предыдущих операционных системах основное внимание уделялось програм­мам, которые пользователь может применять в своей деятельности, то теперь внимание акцентируется на умении работать с документами. При этом нет необходимости искать программу, где был создан конкретный документ. При открытии документа автоматически загружается «родительское» приложение.

Окна — объекты графического интерфейса

Основу нового графического интерфейса пользователя составляет организованная и хоро­шо продуманная система окон и других графических объектов.

Окно — обрамленная прямоугольная область на экране монитора, в кото­рой отображаются приложение, документ, сообщение. Окно будет актив­ным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь.

Окна на экране монитора (на электронном рабочем столе) аналогичны листам бумаги, располагающимся на столе и содержащим какую-либо информацию. Различают несколько типов окон, вид которых и появление на экране монитора определяются отображаемой в них информацией. Структура этих окон выполнена в соответствии с разработанным стан­дартом. Такими типовыми окнами, которые будут рассмотрены ниже, являются окно приложений, окно документа, диалоговое окно. Окно справочной системы, также являющееся типовым, является разновидностью диалогового окна, но в нем допол­нительно предусмотрена возможность использования гиперссылок для быстрого перехода к различным разделам справки.

Общая концепция Windows состоит в максимальной стандартизации всех элементов и приемов работы, чтобы при подключении нового приложения не надо было осваивать все заново. Поэтому структура окон максимально унифицирована и пользовательский интер­фейс очень однообразен.

Окна приложения и документа

Перечислим стандартные элементы, которые составляют окно любого приложения (рис. 12.8):

Рис. 12.8. Окно приложения и его основные элементы

рабочее поле, где располагаются создаваемые в этом приложении документы. Они мо­гут занимать весь экран, а могут быть свернуты в значки, как показано на рис. 12.8;

управляющее (основное) меню, содержащее имена ниспадающих меню;

ниспадающее меню, содержащее группы команд, объединенных по функциональному назначению;

панели инструментов, представляющие собой линейки командных кнопок для быст­рого выбора наиболее часто используемых команд;

заголовок окна, в котором отображается название приложения;

кнопка системного меню, с помощью которого вызываются команды изменения раз­меров окна и его перемещения;

кнопки , ( ) и , дублирующие команды системного меню и служащие для ускорения их вызова;

строка состояния, содержащая информацию о режимах работы приложения.

Окно документа всегда встроено в окно приложения. По своей структуре оно напоми­нает окно приложения, но существенно проще. Окно документа во многих приложениях имеет стандартный вид с элементами, указанными на рис. 12.9:

рабочее поле, где создается документ средствами приложения;

вертикальные и горизонтальные линейки прокрутки. Они появляются в документах, занимающих места больше, чем площадь рабочего поля, и служат для просмотра до­кумента по вертикали и горизонтали;

заголовок окна документа, где отображается его название, совпадающее с именем файла;

кнопка системного меню и кнопки , ( ) и имеют то же значение, что и в окне приложения.

Рис. 12.9. Окно документа

Если в данном приложении открыто несколько окон документов, то пользователь мо­жет работать лишь в одном из этих окон. Это окно называется активным, его заголовок выделяется цветом. Остальные окна оказываются пассивными. Если окна документов пере­крываются, активное окно закрывает все остальные.

Диалоговое окно служит для настройки параметров операционной системы или приложе­ния, а также выводит необходимые в процессе работы сообщения (рис. 12.10). Оно выво­дится приложением или операционной системой Windows на экран каждый раз, когда поль­зователь должен уточнить выбранное им действие.

Рис. 12.10. Диалоговое окно

Диалоговое окно содержит набор типовых объектов (элементов) управления, среди которых наиболее часто встречаются:

вкладки, имеющие вид типового диалогового окна, но они расположены в главном диалоговом окне одна под другой, так что видны только их ярлычки. Выбрать вклад­ку можно щелчком мыши;

командные кнопки, имеющие прямоугольную форму и служащие для выполне­ния написанных на них команд. Выполнить команду можно щелчком мыши на командной кнопке;

кнопки выбора, имеющие форму круга и предназначенные для выбора одного из нескольких возможных вариантов. Вариант выбирается щелчком мыши на кнопке и отмечается точкой внутри круга;

переключатели (флажки), имеющие квадратную форму и предназначенные для включения или выключения режимов. При щелчке мышью на переключателе в его поле появляется специальный знак или, наоборот, этот знак исчезает (на рис. 12.10 переключатели отсутствуют);

поля списка, служащие для выбора одного варианта из предлагаемого перечня. Элементы списка прокручиваются в окне при выполнении щелчка на стрелке списка;

текстовые пол я, в которые вводятся текст или числовые данные. Для числовых полей значение можно устанавливать с помощью пары кнопок со стрелками, располо­женных рядом;

окно предварительного просмотра, в котором отображается объект-до­кумент.

Назначение Рабочего стола

После загрузки операционной системы Windows на экране появляется электронный Рабо­чий стол. Известно, что хорошо организованный рабочий стол, на котором каждый доку­мент и предмет имеет свое место, дает пользователю возможность более эффективно орга­низовать свою деятельность. Рабочий стол в электронном варианте несет на себе те же функции, что и в обычном исполнении. Поэтому как только вы попадаете в среду Windows, пользовательский интерфейс имитирует стол, на котором в определенных местах распола­гаются значки документов и приложений.

На рис. 12.11 показан стандартный Рабочий стол, в центральной части которого рас­положены значки приложений и документов, к которым наиболее часто обращается поль­зователь. Эти значки позволяют ускорить запуск соответствующих объектов.

Рис. 12.11. Рабочий стол

В нижней части экрана (Рабочего стола) выделена серым цветом строка, называемая Панелью задач. На ней находятся:

в ее центральной части располагаются кнопки задач, т.е. приложений или документов, с которыми пользователь работает в текущем сеансе;

в левой части находится кнопка ( ), нажав которую, вы попадете в Главное меню Windows (рис. 12.12). Из Главного меню можно запустить перечислен­ ные в нем приложения. Каждый пункт меню содержит свой значок и имя. Некоторые пункты меню сопровождаются стрелкой, указывающей на наличие подменю;

в правой части Панели задач всегда находятся Панель индикации, где отображаются часы, календарь и индикатор клавиатуры, показыва­ющий или устанавли­вающий клавиатуру на английский или рус­ский вариант алфави­та. Здесь же могут располагаться выве­денные пользователем значки разнообразных программ.

Источники:
  • http://www.frolov-lib.ru/books/bsp/v11/ch1_3.htm
  • http://prog-cpp.ru/windows-termin/
  • http://studopedia.ru/14_93076_yazik-komandnogo-fayla-mozhet-schitatsya.html
  • http://studfiles.net/preview/956603/page:3/