Меню Рубрики

Не насытится око зрением человек знанием

Цели и задачи:

1. развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память;

2. умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения, бережное отношение к природе;

3. познакомить с произведением Н. Сладкова «В норе»

Оборудование:

— книжная выставка «Писатели — натуралисты»;

— портрет Н. И. Сладкова, В. Бианки;

— карточки с заданием,

— музыкальное сопровождение (птичьи голоса).

Подготовительная работа: детям предлагается список литературы, рекомендуемый для чтения.

Тип урока: урок-путешествие.

Технологии: проблемно-диалогическое обучение, коллективные способы обучения.

Ход урока.

Учитель: К нам на урок пришли гости. Так давайте же покажем им всё, что мы знаем и умеем.

Кто это стучит к нам в дверь? Дети, почтальон принёс нам телеграмму, но в пути все слова перепутались. Помогите прочитать телеграмму.

око Не насытится а человек зрением, знанием

Ученики: Не насытится око зрением, а человек знанием.

Учитель: Что значит эта фраза? Зачем принесли нам эту телеграмму? Предположите.

Ученики: Человек видит, замечает, наблюдает и постоянно получает знания. Природа даёт нам знания.

Учитель: Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, научиться читать по следам? Сегодня мы отправимся на поиски неведомого и невиданного в природе. Помогут нам в путешествии писатели-натуралисты.

Учитель:Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Что в ней необычного? (Книги стоят оборотной стороной.) Для того чтобы книги заняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали рассказы и повести о природе и животных.

По ответам детей книги переворачиваются — В. Бианки, В. Дуров, Б. Житков, К. Паусто­вский, М. Пришвин, Н. Сладков, Г. Скребицкий, В. Чаплина, Е. Чарушин.

Учитель: Чтобы работа спорилась, ладилась, мы разделимся на творческие группы. У каждого из вас есть фигуры разного цвета. На столах стоят игрушки: лисёнок – садятся за этот стол дети, имеющие оранжевый круг, зайчонок – серебристый квадрат и медвежонок – коричневый треугольник. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон, и в конце урока мы узнаем команду победителя. Вспомним правила работы в группе. (На доску вывешиваю правила).

Итак, отправляемся. Как надо вести себя в лесу?

Ученики: Не шуметь.

Ученики: Не беспокоить лесных жителей.

Учитель: Потренируемся. Встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей. Молодцы, ребята, вы готовы к открытиям! (Музыкальное сопровождение)

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Дома вы читали книги о природе. А на сколько внимательно – сейчас проверим. Команды получают задания. За каждый правильный ответ — 1 балл (жетон).

Конверт-маршрут № 1. Птицы.

1. Назовите птицу, которая самая быстрая, самая тяжелая, ростом выше людей, а летать не может. (Страус.)

2. Как называют розовых цапель? (Фламинго.)

3. Назовите самую маленькую птичку, величиной с жука. (Колибри.)

4. О какой птице говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?» (Павлин.)

5. Как синица делает запасы на зиму? (Жуков, пауков, мух, зёрна прячет в трещинах коры деревьев,)

6. Какие загадки о птицах вы знаете? (Привести 1-2 примера.)

Конверт-маршрут № 2. Лес.

1. Когда шумит дождь? (Осенью.)

2. Назовите самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. (Береза.)

3. Любимые места этого дерева — берега рек, озер, прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя свои плакучие ветки. Назовите его. (Ива.)

4. Плоды этого дерева по жирности равны сливочному маслу, а из древесины делают «рубашки» для карандашей. Что это за дерево? (Кедр.)

5. У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (Лиственница.)

6. Знаете ли вы загадки о деревьях? (Привести 1-2 примера.)

Конверт-маршрут № 3. Животные леса.

1. Кто пляшет над мышиными норками? (Лиса.)

2. Какую дорожку Н. И» Сладкое называет «скатертью-самобранкой»? (Дорожку из муравьев.)

3. Назовите животного, у которого «мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами». (Медведь.)

4. Многие животные любят кору деревьев, грибы, шишки, корешки. Поэтому их зовут грызунами. Назовите одного грызуна. (Заяц, белка, мышь.)

5. Животные, такие, как рысь, волк, лиса, охотятся на себе подобных. Как их называют? (Хищники.)

6. Знаете ли вы загадки о диких животных? (Привести 1-2 примера.)

III. Изучение нового материала.

Учитель: А сегодня у нас рассказ замечательного писателя-натуралиста Н. Сладкова «В норе». Некоторые дети заинтересовались творчеством этого писателя, нашли о нём материал, который и расскажут.

1 ученик:

Еще до Великой Отечественной войны, занимаясь в кружке юннатов при Ленинградском зоологическом институте, Николай Иванович Сладков познакомился с Виталием Бианки (показ портрета) и увлекся натурализмом. В годы войны Сладков стал военным топографом. (топограф человек проводящий съёмочные работы с целью изучения местности и составления карт) и в армии прослужил до 1958 года.

2 ученик:

По долгу службы ему приходилось много разъезжать по Кавказу и Закавказью. Впечатления той поры нашли отражение в первых произведениях писателя: «Серебряный хвост» (1953), «Безымянной тропой» (1956), «Десять стреляных гильз» (1957), «Джейранчик» (1958). Сладков — автор более двадцати книг для детей.

3 ученик:

Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все произведения Сладкова проходят три основных мотива — мотив любви к природе, ее познания и защиты.

4 ученик:

«В лес пойдешь — кого-нибудь да увидишь. А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь. А полюбишь — в обиду не дашь. Уж так человек устроен — что любит, то и защищает». Произведения Н.И. Сладкова — это книги встреч, открытий, знакомств, книги-опыты.

1. Работа с текстом до чтения.

Учитель: «В норе». Давайте предугадаем, о чём же будет это произведение? (Ответы учеников).

Внимательно прочитайте столбик слов и постарайтесь представить себе картину, которая при этом возникает в воображении?

Ученики: В норе живёт змея, и о ней пойдёт речь.

Учитель: Человек с давних пор боялся змей, потом что они не похожи ни на одно другое животное. (Показ иллюстраций). В русском языке встречаются выражения «змея подколодная», «гад ползучий». Так мы называем людей, которые нам не нравятся. Образ змеи очень часто встречается в различных мифологических сюжетах. Жезл, обвитый змеей, был атрибутом греческого бога-целителя Асклепия (он сам мог превращаться в змею и делал это, когда необходимо было предотвратить эпидемию чумы в Риме). Змея стала символом медицины. (Показ иллюстраций). А вот как змея стала символом медицины. Однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания. Однако право воскрешать из мертвых принадлежало только Зевсу, поэтому бог-громовержец разгневался и сразил Асклепия ударом молнии. Правда, в знак признания его заслуг он все же обессмертил имя знаменитого целителя, поместив его образ среди звезд (созвездие Змееносец).

Прочитаем и проверим наши предположения, но сначала немного отдохнём.

Физкультурная минутка.

Мы, листики осенние
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер — полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

2. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение (про себя)

— Кто рассказал нам эту историю? (Автор).

Чтение рассказа учениками и учителем.

1 часть до слов «…притих и сник».

-Как вы думаете, почему Николай Иванович Сладков оказался в такой ситуации?

— Что значит для человека, оказавшегося в такой ситуации, свист и шипение? (Звуки опасности).

— Какие чувства испытывал герой? (Страх)

2 часть до слов «…работает голова!»

— Как чувствовала себя змея? (Испугалась, она защищается).

— Почему она так себя чувствует? (Человек вторгся на её территорию).

3 часть до слов «Стоит попробовать» читает учитель

— Почему змея успокоилась? (Она пригрелась у фонарика).

-Какую победу над собой одержал рассказчик? (Писателю удалось успокоиться)

4 часть до конца.

— Как писателю удалось спастись? (Оставил фонарик и стал отодвигаться назад)

— Что хотел этим рассказом до нас донести Николай Сладков? (Человек — умный, сильный духом и знающий – всегда победит любого, самого коварного врага).

— Так почему же тема нашего урока звучит «Не насытится око зрением, а человек знанием»? (Знающий человек сможет найти выход из любой ситуации).

— Как же надо вести себя при встрече со змеями? Или другими опасными животными? (Не паниковать, успокоиться, вспомнить всё, что знаем об этих животных. Помним, самое главное – животное тоже боится, поэтому ведёт себя агрессивно. Стараемся тихо уйти.)

IV. Обобщение.

Учитель: Хочу предложить вам следующее задание, выполняя которое вы должны обратиться не только к тексту рассказа, но и к своему опыту.

Карточка №1

Чем змея отличается от других животных? (У змеи нет ног-конечностей, век, так как змеиные веки стали прозрачными и срослись, как стёклышки очков, ушей – звуки змеи воспринимают брюшком, язык раздвоен, зубы ядовиты, рот необычайно широко растягивается…)

Карточка №2

Пользуясь толковым словарём С.И. Ожегова, дайте определения словам.

Дайте сами определение слову змееед.

(Можно вспомнить книгу Р. Киплинга «Рики Тики Тави»).

Карточка №3

Как вы понимаете фразу. … И все они создания природы.

(Нет плохих и хороших животных. Все имеют право на существование. Человек – часть природы. Он должен жить, не нанося вред окружающему, т.е. беречь её).

Учитель: Попрощаемся с лесом и выйдем из него.Встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей. (Музыкальное сопровождение)

V. Подведение итогов.

Учитель: Наше путешествие закончилось. На какие вопросы пытались ответить? Получилось ли у нас это. Что для себя нового вынесли из этого путешествия?

Подсчёт жетонов и выявление команды победителя. (Награждение команд).

Poslovic.ru — все пословицы в одном месте.

Русские пословицы о знаниях

На данной странице собраны интересные русские пословицы о знаниях, в которых ребенок обязательно найдет много полезной информации на русском языке.

Знание приобретешь — не пропадешь.

Знай больше, говори меньше.

Красна птица перьями, а человек знанием.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Бывает: мастер по званию, да не мастер по знанию.

Знание — половина ума.

Знание — дело наживное.

Знание и мудрость украшают человека.

Знание трудом добывается.

Знания никому не в тягость.

Красна птица перьями, а человек — знанием.

Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.

Не насытится око зрением, а человек — знанием.

Знание приобретешь — не пропадешь.

Как бы ты ни знал много, а больше народа не узнаешь.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Книга Екклесиаста или Проповедника

1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!

3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?

4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;

13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!

15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.

17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;

18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Читайте также:  Что такое привычка с биологической точки зрения

1 Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета!

2 О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»

3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.

4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,

5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;

6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;

7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;

8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.

9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.

10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.

11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!

12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?

13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:

14 у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.

15 И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета;

16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.

17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа!

18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.

19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!

20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,

21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!

22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?

23 Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!

24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;

25 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?

26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!

1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?

10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

11 Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.

14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить,- и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.

15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было,- и Бог воззовет прошедшее.

16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

17 И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!

20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.

21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

1 И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет.

2 И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;

3 а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.

4 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!

5 Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.

6 Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.

7 И обратился я и увидел еще суету под солнцем;

8 человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!

9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:

10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.

11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?

12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;

14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.

15 Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.

16 Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!

17 Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.

1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.

2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.

3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.

4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.

5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?

6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов,- много суеты; но ты бойся Бога.

7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;

8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.

9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!

10 Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?

11 Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.

12 Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.

13 И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.

14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.

15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?

16 А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.

17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.

18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.

19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.

1 Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми:

2 Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!

3 Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,

4 потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком.

5 Он даже не видал и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому.

6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?

7 Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается.

8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое — бедняка, умеющего ходить перед живущими?

9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это — также суета и томление духа!

10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это — человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.

11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?

12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?

Читайте также:  Источники развития составных частей органа зрения

1 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.

2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

4 Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.

5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;

6 потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!

7 Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

8 Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

9 Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

10 Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

11 Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:

12 потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею.

13 Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

14 Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.

15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.

16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

17 Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?

18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.

19 Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

21 поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;

22 ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

23 Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.

24 Далеко то, что было, и глубоко — глубоко: кто постигнет его?

25 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия,-

26 и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.

27 Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.

28 Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.

29 Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

1 Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется.

2 Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом.

3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать.

4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?»

5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;

6 потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого,

7 что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?

8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.

9 Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.

10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета!

11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его;

13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.

14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!

15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.

16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна,-

17 тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.

1 На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.

2 Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.

3 Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.

4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,

6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.

7 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

11 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.

12 Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

13 Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:

14 город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы;

15 но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.

16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.

17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.

1 Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.

2 Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую.

3 По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп.

4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.

5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина:

6 невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.

7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.

8 Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.

9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них.

10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.

11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.

12 Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же:

13 начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие.

14 Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?

15 Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.

16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!

17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!

18 От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом.

19 Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.

20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою.

1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.

3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.

4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.

6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.

8 Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,- суета!

9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.

10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета.

1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»

2 доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.

3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;

4 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;

5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —

Читайте также:  Если девушка пропадает из поля зрения мужчины

6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.

7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.

8 Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!

9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей.

10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно.

11 Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря.

12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

14 ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо .

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Еккл. 1:8

Свт. Григорий Нисский

Ст. 8-9, 11 Вся словеса трудна, не воз­может муж глаголати: и не насытит­ся око зрети, ни исполнит­ся ухо слышания. Что было, тожде есть, еже будет: и что было сотвореное, тожде имать сотворитися… Несть память первых, и последним быв­шым не будет их память с будущими на последок

«Вся словеса», говорит Екклезиаст, «трудна, и не возможет муж глаголати». «Из всего подручного нам всего более удобным признается это — говорить. Ибо какой труд сказать, что кому угодно? Язык гибок и поворотлив, без труда прилаживается, к какому хочешь, роду речений; беспрепятственно также переведение выдыхаемого воздуха, при помощи которого производит он звуки, неболезненны прислуживание щек и вместе содействие губ для произнесения того, что говорится. Итак, какой же труд усматривает в слове Екклезиаст? Ибо, не землю копая, не камни ворочая, не тяжести нося на плечах, не что-либо другое трудное делая, выговариваем слово. Но в нас состоявшаяся мысль, будучи обнаружена посредством голоса, делается словом. Поелику же такое слово не представляет труда; то должно подумать, какие это — «словеса трудна», которых «не возможет муж глаголати»? — «Пресвитеры», сказано, «сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове» (1 Тим. 5:17). Пресвитером, по обычаю, называется, [тот] кто вышел из неупорядоченного возраста, и находится в престарелом состоянии; так что, если кто непостоянен помыслом и жизнь ведет не в порядке, то таковый, хотя бы показывались у него и седины, не пресвитер, но еще муж. Посему «словеса», словеса в подлинном смысле душе полезныя, служащия ко благу людей, суть «словеса», требующия пота и трудов, и они, чтобы стать «словесами», приводят ко многим усилиям. Ибо «труждающему делателю прежде подобает от плода вкусити» (2 Тим. 2:6), говорит художник таковых словес, так что под словом разуметь должно не речение, но добродетель, предлагаемую видящим в делах, чтобы вместо слова соделались они для поучаемых уроком жизни. Посему трудны все таковые словеса тех наставников добродетели, которые сперва сами преуспевают в том, чему учат. Ибо это значит сказанное: прежде подобает вкусить от плодов, какие предварительно пред другими в себе самих возделываем добродетелию.

Или, может быть, слово сие объясняет и немощь разумной природы. Ибо когда бываем вне чувствилищ, которые названы суетою, и мысль, вторгшись как-то в созерцание невидимого, покусится мыслимое представить словом; тогда великий бывает труд для слова, потому что истолковательная эта речь не находит никакого средства к уяснению неизглаголанного. Смотрим на небо, приемлем в себя чувством лучи светил, ходим по земле, втягиваем в себя устами воздух, по видимому, пользуемся для естества водою, и огонь принимаем в общение жизни; но, если пожелаем размыслить о сем несколько, что такое каждая из видимых вещей в отношении к сущности, откуда, или как составилась; то «не возможет муж глаголати», хотя бы он был и выше других; потому что всякое постижимое познание не в силах выразить непостижимое. Если же слово об этом составляет труд, превосходящий человеческую способность говорить и естество человеческое; то какой труд, скажет иной, принудят потерпеть «словеса» о самом Слове, или об Отце Слова, где всякое высокоглаголание и велегласие есть какая-то неясность и молчание, если сравнить с истинным значением искомого; почему о Нем в собственном смысле можно сказать то только одно, что, если кто приведет в движение все помыслы, и не будет у него недостатка ни в одном из боголепных представлений, но если сравнит речь свою с самым достоинством предмета, то и тогда, что ни сказал бы он, это еще не слово, потому что «не возможет» человек «глаголати».

Зрение не останавливается на том обзоре видимого, какой доставляют душе глаза; напротив того, смотря непрестанно, как бы вовсе не видевшие, остаемся еще в неведении о том, что принимаем чувством. Зрение не может проникнуть далее цвета; но мерою своей деятельности имеет то, что представляется ему на поверхности вещей. Посему, говорит Екклезиаст, «не насытится око зрети, ни исполнится ухо слышания». Способность слуха, принимая в себя слово о каждой вещи, не может наполниться в естестве своем; потому что не найдется такого слова, которое бы в точности обнимало собою искомое. Посему как слуху исполниться слышания об искомом, когда нет наполняющего?

Потом после сих слов Екклезиаст сам себя спрашивает, и сам себе отвечает. Ибо спросив: «что было?» говорит: «тожде» есть, «еже будет», и еще спросив: «что было сотвореное?» отвечает: «тожде имат сотворитися». Итак к чему же этот вопрос? В следствие того, что дознано нами, возражаем и говорим ему: «если все это суета, то, очевидно, из того, что не состоялось, ничего и не было; а суетное, без сомнения, несостоятельно, и несостоятельного никто не почтет бывшим» . Если же это не так, то скажи: что есть бывшее, или что остается в бытии? Посему, краткий у него ответ на этот вопрос. Угодно тебе знать, что такое бывшее? размысли, что такое будущее, и узнаешь, что было. А это значит: размысли, прошу тебя, человек, каким сделаешься, возвысив себя добродетелию, если во всем добрыми чертами отличишь душу, если соделаешься чистым от пятен порока, если смоешь с естества своего всю нечистоту вещественных скверн; чем будешь в таковых украшениях, какой примешь на себя образ? Если вникнешь в это рассудком; то изучил ты бывшее первоначально по образу и подобию Божию. Спрашиваю при этом учащего: где теперь то, что некогда было, и о чем есть надежда, иметь это в последствии, но чего теперь нет? Без сомнения, преподающий нам высокие уроки, ответит тем же словом; потому-то настоящее и названо суетою, что оного нет в настоящем.

И «что было сотвореное», говорит Екклезиаст, «тожде имат сотворитися». Никто из слушающих да не признает многословия и какого-то напрасного повторения слов в различении того, что было и что сотворено. Ибо слово каждым из сих речений показывает различие души от плоти. Душа была (точнее: стала), а тело сотворено. Не потому, что сила сих речений выражает что-либо не одно и тоже, но чтобы дать возможность заключать о каждом из означаемых, что следует, слово употребило сие различие речений о душе и теле. Душа первоначально была тем, чем снова окажется в последствии по очищении, и тело, созданное Божиими руками, сотворено тем, чем в надлежащие времена покажет его воскресение. Ибо каким всегда будешь видеть его по воскресении, таким, конечно, сотворено и первоначально; потому что воскресение есть не иное что, как, без сомнения, восстановление в первобытное состояние.

Почему Екклезиаст прибавляет к этому и следующее, сказуя, что кроме первобытного нет ничего. Ибо говорит: «ничтоже ново под солнцем». А сим как бы сказал он: если что не по первобытному, то вовсе этого нет, а только почитается имеющим бытие. Ибо «ничтоже» , говорит Екклезиаст, «ново под солнцем», так что мог бы кто сказать и указать на что либо совершающееся: «это ново, и действительно состоялось». Таков смысл сказанного, читается же сие так: «и ничтоже ново под солнцем, иже возглаголет, и речет: се сие ново есть». И защищает сказанное в последующем, говоря: если что действительно произошло, оно тоже, что было в предшестовавшие нам века. Сию мысль показывают самые речения Писания, читаемые так: «уже бысть в вецех бывших прежде нас».

Если же овладело нами забвение того, что было; то не дивись сему. Ибо и то, что ныне, предается забвению. Когда естество уклонилось в порок; тогда забыли мы доброе. Но когда настанет для нас возвращение к доброму; тогда снова покроется забвением худое. Ибо сей, думаю, смысл заключается в сказанном, когда Екклезиаст говорит: «несть память первых, и последним бывшим не будет память». Он как бы так сказал: память о том, что было по первоначальном благоденствии, и от чего человечество стало погруженным в зло, изгладит то, что по прошествии долгого времени произойдет на последок. Ибо не будет памяти о сем по совершившемся напоследок; то есть, всецелое уничтожение памятования зол соделано для естества последним восстановлением о Христе Иисусе. Ему слава и держава, во веки веков! аминь.

На Книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на Еккл. 1:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием

Стремись к тому, о чем говорит пророк: кто не принял напрасно душу свою (Пс. 23:4; LXX). Принял душу свою во тщете, как мы называем горести мира сего, тот, кто строит вещи века сего, возводит телесное. Каждый день мы встаем, чтобы есть и пить, и никто не бывает настолько сыт, чтобы через минуту не проголодаться и не возжаждать. Каждый день стремимся мы к наживе, и нет предела жадности положенного. И Екклесиаст говорит: не насытится око зрением, ухо — слушанием (Еккл. 1:8) . Кто любит cеребро, серебром не насытится. Нет предела труда, нет плода изобилия. Каждый день мы желаем знать новое, но что есть знание это, как не прибавление ежедневной скорби?

О благе cмерти.

Блж. Иероним Стридонский

Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием

Всех речей важных не может муж высказать. Нe насытится око видением и не исполнится ухо слышанием. Трудно достигнуть знания не только в предметах природы, но и в предметах нравственных. Ни слово не может изъяснить причин и природы вещей, ни глаз не может усмотреть их так, как требует великость предмета, ни ухо при наставлении ученого не может достигнуть высшего знания. Ибо, если ныне видим зерцалом в гадании, и отчасти уразумеваем, и отчасти пророчествуем: то, следовательно, ни слово не может выразить того, чего не знаем, ни глаз не может усмотреть того, что для него недоступно, ни ухо не может исполниться того, в чем оно сомневается. Вместе с тем, нужно заметить и то, что все слова (Писания) важны и изучаются с большим трудом, – заметить против тех, которые думают, что знание Писаний возможно и при праздности и развлечениях.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Олимпиодор

Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием

Все писания — и внешние, и содержащие Божественную премудрость, учат, когда следует трудиться.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием

Все вещи в труде. Еврейское dabar имеет два значения: вещь и слово. То и другое значение встречается и в книге Екклезиаста. Это дает основание многим переводчикам и толкователям начало восьмого стиха переводить: все слова слабы, бессильны (передать однообразное движение вещей). Так передает греческий и славянский перевод: Вся словеса трудно, не возможет муж глаголати: и не насытится око зрети, и не исполнится ухо слышания. Трудно сделать выбор из этих двух пониманий, так как оба они вполне отвечают контексту. Постоянное, однообразное движение вещей столь велико, что могло бы дать бесконечный материал для человеческой способности говорить, видеть и слышать.

Толковая Библия.

Источники:
  • http://poslovic.ru/blog/russkie-poslovicy-o-znaniyah
  • http://www.my-bible.info/biblio/biblija/ekkles.html
  • http://bible.optina.ru/old:ekl:01:08