Меню Рубрики

Научная медицина с точки зрения философии

Введение

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.

На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.

Цель данной работы – изучить сущность философии медицины и понятие антропоцентризма как мировоззренческого и методологического принципа медицины.

Сущность философии медицины

Связь философии и медицины

Основной вопрос философии есть совокупность четырех главных философских проблем – психофизиологической, онтологической, гносеологической, аксеолого-праксеологической, и в этих четырех главных философских проблемах и охватываются основные аспекты природы человека. Все они в одинаковой степени значимы, но в зависимости от цели исследования и теоретического рассмотрения какой-то из них становится главным, подчиняя себе другие. В медицинской сфере главной из вышеназванных философских проблем становится психофизиологическая, рассматривающая человека как индивида. В качестве философской основы теории медицины следует рассматривать концепцию природы человека, которая базируется на современном диалектико-материалистическом решении психофизиологической проблемы и которая включает в качестве логического ядра положение о социально-биологическом единстве человека. В современной философии психофизиологическая проблема перерастает в теорию личности, точнее, в проблему соотношения личности и организма, охватывая, таким образом, всю наличную сумму знаний о человеке как биологическом, психологическом, социальном феномене, и представляет собой интеграцию различных подходов к пониманию человека. Интегративный характер теории личности делает ее не только одним из звеньев взаимодействия медицины и философии, но и одним из фокусов антропологического синтеза многообразных исследований.[4; с.17]

Рисунок 1 – Взаимосвязь медицин и философии [3; с. 29]

Одной из сфер наиболее активного сотрудничества медицины и фило- софии сегодня является биоэтика. В наши дни биоэтика интенсивно развива- ется как наука. Одним из свидетельств того, что проблемы биоэтики приоб- ретают все большую значимость, становится введение ее в качестве само- стоятельной учебной дисциплины в высшее медицинское образование. Здесь мы коснемся самых общих вопросов биоэтики, без чего картина взаимодей- ствия философии и медицины осталась бы неполной. В то же время, развер- нутое изложение этих вопросов, учитывая наличие особой дисциплины био- этики, изучаемой на первом курсе медицинского факультета, представляется нецелесообразным. [2; с. 46]

Философия медицины и ее историческое развитие

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях. [4; с. 83]

На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.

Симбиоз философских и медицинских идей представляет собой древневосточная мудрость, заключенная в египетской книге мертвых, индийских ведах, в учении китайских даосов (учение о бессмертии), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна). Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью — рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего как болезни духа, соответственно лечение болезни – это прежде всего восстановление душевного равновесия и духовного здоровья. В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.) [4; с. 84]

В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественно-научных исследований (прежде всего химии), включающая так же элементы ворожбы и колдовства, – алхимия. Несмотря на нереальные цели (поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа (Дж. Фракасто), так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф.Рабле, Р.Бэкон, Парацельс, и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде. [4; с. 84]

Соотношение философии и медицины в эпоху Нового Времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. Так, в философии французского материализма (идеи врачей Локка, Ламетри) человек понимается как машина, действующая по аналогии с макрокосмом (по законам классической механики Ньютона). В философии 19 века осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме. Идеи 19 века (Фрейд, гештальтпсихология и т.д.) послужили возникновению в начале ХХ века психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.

Философия медицины как особая отрасль научного знания особенно популярной становится в ХХ веке, когда появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины: разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (например, архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга).

Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.) Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, нем философа, врача по образованию К.Ясперса, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др.[4; с. 85]

Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются; как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Кудашов В. И.

Автор выдвигает и аргументирует эвристичную гипотезу о возможности рассмотрения философии с точки зрения медицины как особой культурной позиции. Философия в таком ракурсе может являть собою ряд образов от идейной патологии до здоровья духа и исследоваться в специальных отраслях медицины. Сам медицинский опыт может рассматриваться в горизонте культурных смыслов, в перспективе гуманитарного дискурса.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Кудашов В.И.,

Medical philosophy and medical view to a philosophy

The author suggested and gave background for heuristic hypothesis to consider philosophy from the point of medicine as a special cultural position. From this point of view philosophy is a number of forms from the ideological pathology to spirit health and could be researched in particular medical fields. Medical experience can be considered in the aspect of cultural meanings, in the perspective of humanitarian discourse. Key words: philosophy, science medicine, medical approach to a philosophy, medical experience, the way of mind, philosophic therapy, pharmacology of philosophy.

Текст научной работы на тему «Философия медицины и медицинский взгляд на философию»

ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА

ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ И МЕДИЦИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ

Красноярский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра философии и социально-гуманитарных наук, зав.

— д.ф.н., проф. В.И. Кудашов.

Резюме. Автор выдвигает и аргументирует эвристичную гипотезу о возможности рассмотрения философии с точки зрения медицины как особой культурной позиции. Философия в таком ракурсе может являть собою ряд образов от идейной патологии до здоровья духа и исследоваться в специальных отраслях медицины. Сам медицинский опыт может рассматриваться в горизонте культурных смыслов, в перспективе гуманитарного дискурса.

Ключевые слова: философия, научная медицина, медицинский подход к философии, медицинский опыт, образ мысли, философская терапия, фармакология философии.

Кудашов Вячеслав Иванович — д.ф.н., проф., зав. каф. философии, этики, эстетики и медицинской деонтологии с курсом политической социологии КрасГМУ; e-mail: vkudashov@mail.ru, тел. 8(391)2217174.

Философию принято рассматривать в качестве теоретической основы мировоззрения, где она решает проблемы познаваемости мира и вопросы

Читайте также:  Определение права с юридической точки зрения

ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Объект постижения философии — идеальная действительность общечеловеческого знания, с которой имеют дело и другие дисциплины, к примеру, математика (количественные отношения действительности, но не сама реальность), история (знания и мнения о прошлом, которого уже нет), лингвистика (язык как символическая реальность). Но предметом постижения для философов стали самые общие понятия человеческой культуры, представленные особым образом в сознании рефлексирующего индивида. Рефлексивность отличает философию от обыденного сознания, которое не отделяет свои представления о мире от мира самого по себе. Иначе говоря, предметом философии не являются конкретные значения природной действительности, как в естественнонаучных дисциплинах, и не значения фрагментов социальной действительности, как в общественных дисциплинах. Философия есть рефлексия над основоположениями человеческого знания в его многообразии, которые живут не где-то в мистическом «мире идей», а в сознании самого философа, включенного в контексты повседневного окружения, профессионального сообщества, национально-государственных образований, человечества.

Все многообразие школ и направлений современной философии, все типы философствования так или иначе проецируются на медицину, формируют философские основания соответствующих традиций в медицине и тем самым по-своему ставят задачу позитивной разработки узловых проблем медицинского знания, способствуют развитию философии медицины. Интерес философии к медицине продиктован внутренней потребностью самой философии удостовериться в том, что ее предметная и познавательная всеобщность действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как медицина. А интерес медицины к философии диктуется необходимостью обосновать свое знание. Еще Гиппократ подчеркивал: «Должно. переносить мудрость [философию] в медицину, а медицину в мудрость» [1]. В этом движении и философия, и медицина в поисках истины выходят за границы

своих базовых сфер и осваивают новые предметные области. Философия медицины является высшей формой познания медицины, постижения и утверждения ее сущности, содержания, смысла, ценности и значения в жизни людей. Ее истоки исторически и логически связаны с возникновением натурфилософских идей о здоровье и болезнях людей. Древнегреческие натурфилософы выдвинули большое количество идей, сыгравших огромную роль в развитии медицины. Эти идеи стали зародышем многих последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве философии и медицины.

Традиционная философско-медицинская проблематика не только не исчезает, но развивается, углубляется на новой основе. Возрождаются старые, возникают и популяризируются новые варианты понимания нормы и патологии, здоровья и болезни. В философии медицины остается ряд традиционных философских вопросов, таких, например, как вопрос о сущности медицины как науки, о предназначении здравоохранения как системы и ее сущности. Все больше на первый план выходят гносеологические и методологические проблемы медицины, анализ процесса и результатов исторического развития медицины и здравоохранения. Развивается методологический анализ медицины, рассматривающий наличное знание как объективный конкретно-исторический результат клинической и познавательной деятельности и как предпосылку его дальнейшего развития. Поэтому в рамках философии медицины следует выделить проблемы, формирующиеся в последние десятилетия: проблему оснований медицинского знания, гносеологические, логико-методологические, онтологические и социальные.

Основания медицинского знания как некоторые неотъемлемые, имманентно присущие ему свойства связаны с признанием материального единства мира, со спецификой объекта и предмета и с вытекающими отсюда особенностями медицины как науки, с конституированием ее в качестве развитой науки с большим числом научных исследовательских программ, сложным дисциплинарным делением. Разработка проблем основания медицинского знания

связана и с преобразованиями в ее концептуальном аппарате, затрагивающими базисные категории, понятия и термины. В медицине длительное время общепринятой была точка зрения, согласно которой ее знания основывались прежде всего на биологии и физиологии. Складывалось искаженное представление о предмете и объекте медицины, ограничивались возможности теоретического обобщения, ослаблялась связь теории с практикой здравоохранения. Например, не уделялось должного внимания изучению индивидуального и общественного здоровья и проблем профилактики. Пока еще не преодолены попытки сведения медицины к клинической, а еще уже — к диагностической деятельности, к распознанию и описанию симптомов, синдромов, отдельных свойств и признаков. Этот подход объективно связан с таким пониманием объекта и предмета медицины, которое ведет к превращению всей медицины в эмпирическую науку, к отрыву и абсолютизации эмпирических исследований от методологических и теоретических разработок.

Специфика медицины как науки, основывающейся на естественнонаучных и социально-гуманитарных знаниях, накладывает отпечаток на понимание ее объекта и предмета. В самом общем виде к пониманию предмета медицины можно подойти через закономерности, законы, что указывает на тенденцию к большей теоретизации предмета медицинской науки. Подлинно научное определение объекта и предмета медицины становится возможным на сравнительно высокой ступени ее развития с возникновением нормальной и патологической физиологии, теоретической биологии, дисциплинарного деления медицинского знания и базирующихся на этой основе современных теоретических концептуальных схем и научных программ.

Реальность современной мультидисциплинарной медицины представляет совокупность теоретических и эмпирических объектов. Особую значимость имеет конкретно-историческая форма теоретического освоения реальности, рассматриваемая наряду с другими формами отношения к действительности, в том числе в контексте практической деятельности. Предельно широкая постановка

вопроса об объекте медицины как науки позволяет в качестве такового считать природу, общество и сознание, духовную жизнь. Предметом медицины в этом случае является их саногенное и патогенное влияние на человека, профилактика заболеваний, диагностика, лечение и реабилитация. Но медицинское знание в современную эпоху само становится важнейшим феноменом культуры, от которого зависит сохранение физического и психического здоровья людей, перспективы развития цивилизации.

Современная научная медицина представляет собой комплекс дисциплин преимущественно естественнонаучного профиля, хотя вместе с тем медицина гуманистична по своей сути. Медицина имеет дело с человеком, что требует, соответственно, внимания к культурным и духовным аспектам человеческого бытия. Существующее рассогласование между естественнонаучной и гуманистической составляющей в медицинском опыте делает актуальным исследование медицины в гуманитарном аспекте, который должен выразить ценностно-смысловое измерение антропологической проблематики. В сфере медицины специфика гуманитарного подхода обнаруживает себя, прежде всего в акцентировании темы индивидуальной человеческой ситуации, освещенной личностными смыслами. Этот подход был укоренен в традициях русской медицинской культуры, в соответствии с которыми задача медицины была заключена не только в том, «чтобы отвести смертельную опасность, но и в том, чтобы выработать индивидуально верный образ жизни и научить пациента наслаждаться им» [2].

Поэтому вполне закономерным и плодотворным может быть взгляд на философию с точки зрения медицины как особой формы современной культуры, во многом определяющей массовые феномены общественного бытия и сознания. Таким образом, феномен философии как одной из форм общественного сознания тоже может быть рассмотрен в качестве одного из аспектов медицинского знания. Медицинский системный подход к философии выступает и как дедуктивная теоретическая система, поскольку свои всеобщие основания кладет в основу теоретических построений о философских идеях, а также как индуктивная

теоретическая система, в рамках которой разрешаются и преодолеваются недостатки различных теоретико-познавательных концепций в философии. Медицинский анализ философии призван выполнить ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в системе междисциплинарных связей медицины с философией, гуманитарными и естественными науками, так и в самой системе медицинских наук.

Системная структура и единство знания в медицине обусловлены как объектом и предметом медицины, так и господствующими в ней методологическими и медико-теоретическими основаниями, внутренней гносеологической однородностью (получение знания для клиники и профилактики), критериями научности и рациональности, свойственными классической, неклассической и постнеклассической картинам мира. Важную роль играет и включенность медицинского знания в многоуровневую систему науки. Наконец, это единство обеспечивается научным медицинским языком, системой собственно медицинских понятий, а также информационными и компьютерными технологиями. Научность в медицине может быть охарактеризована как процесс изменения медицинского знания от неполного к более полному и адекватному, то есть истинному отражению механизмов, законов и закономерностей, лежащих в основе нормы и патологии, здоровья и болезни, диагностики, лечения и профилактики.

Научное знание в медицине может быть представлено в виде ряда теоретических уровней. Во-первых, это теоретические концептуальные схемы: гуморальная, солидарная, клинико-экспериментальная и мультидисциплинарная

— как наиболее абстрактный уровень, предельные основания медицинского знания. Во-вторых, это научно-исследовательские программы: галенизм,

ятрохимия, ятромеханика (ятрофизика), психоаналитические программы, медико-экологическая, измеренческая, технико-технологическая — они могут иметь как наддисциплинарный, так и внутридисциплинарный характер. В-

третьих, это дисциплинарный уровень медицинского знания: эндокринология, иммунология, онкология, психиатрия и т.д. В-четвертых, это теоретический уровень как основа внутридисциплинарной организации медицинского знания: теории онкогенеза, теории иммунитета, геронтологии, атеросклероза и др.

Общеизвестно, что в медицине методологической основой выступал механицизм и биологизм, нозологизм и антинозологизм, организмоцентризм и «популяционный» подход. В современной медицине важную роль играют правильное решение психосоматической проблемы, соотношения биологического и социального. Кроме того, в медицине наряду с распространенной в XX веке диалектикой начал формироваться синергетический подход, а также технико-технологическая и естественнонаучная теоретические концептуальные схемы. Столкновение или взаимодействие указанных подходов и научно-исследовательских программ проходит через всю историю научной, а частично и традиционной медицины, и фиксирует важность этой грани исследования развития знания в медицине.

В истории медицины болезнь, патология, определенные признаки и симптомы описывались и объяснялись в различных концептуальных схемах и научных программах, что вело к преемственности и сосуществованию имевшихся и возникающих типов, форм и уровней теоретического медицинского знания. Эволюция теоретического знания в медицине — это развитие нозологии от органопатологических (локалистических) представлений о болезни к пониманию целостности здорового и больного индивида, саногенности и патогенности внешней среды. Переход от одного типа теории к другому сопряжен не только с концептуальными изменениями, но и с изменениями понимания здоровья, нормы и болезни. При этом понимание болезней в истории медицины эволюционировало от симптомологических подходов к классификации на основе клинико-нозологического подхода. Еще одна тенденция — осознание социальных факторов, их патогенного и саногенного влияния на человека.

Особо в качестве проблемы медицинского подхода к философии следует отметить связь клинического мышления с развитием инструментального арсенала медицины, а также с техникой и технологией. Данные анамнеза, клиники, лаборатории и фармакологии понимаются, оцениваются, принимаются или отвергаются в соответствии с внутренним миром, тезаурусом, установками, характером и убеждениями субъекта познания. В процессе принятия решений клиницист анализирует ситуацию, исходя из объективных данных и из тех установок, которые составляют ядро его личности. Поэтому неудивительно, что в сходных клинических ситуациях люди ведут себя по-разному. Отсюда понятно, что хотя симптомы являются одной из главных предпосылок истинности диагноза, они требуют правильности понимания и интерпретации. Поэтому диагноз — это распознавание и интерпретация реальных патологических процессов, подведение их под определенную типологию с использованием модели, предпонимания, формирующегося на основе конкретного опыта или на теоретических построениях, выполняющих функции своего рода «матриц понимания». По своей сути симптомы, синдромы и нозологические единицы являются элементарными моделями, «матрицами понимания» и могут

рассматриваться как естественные образы или модели философского понимания.

1. Нозологический подход в медицине неразрывно связан с диагностикой как процессом отражения, в основе которого лежит процедура совмещения абстрактно-теоретической конструкции нозологической единицы с нормальными и патологическими процессами. Широко распространенный подход к нозологии исходит из того, что это учение о болезни, включающее биологические и медицинские основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенеза, номенклатуры и классификации. В соответствии с нозологическим подходом выделяют нозологические единицы или формы, то есть конкретную болезнь с типичным для нее сочетанием симптомов и синдромов и лежащими в их основе функционально-морфологическими изменениями, а также определенной этиологией. В современной медицине имеется большое

Читайте также:  С современной точки зрения субстанция это

количество нозологических форм и их различные классификации, в том числе международные, принятые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Можно использовать нозологический подход и в рассмотрении исторически сложившихся философских учений с точки зрения из этиологии и классификации. В качестве одного их возможных критериев классификации можно предложить рациональность как один из ценностных факторов современной культуры и выделить направления философской мысли, по-разному позиционирующих себя к разуму как высшей ценности человеческого существования — от картезианства и гегельянства до мистицизма и иррационализма.

2. Здоровье, болезнь, норма, симптом, синдром, патология, заболеваемость, общественное здоровье и другие понятия задают контуры медицинской реальности, в пределах которых движется медицинское познание, порождаются новые предметы исследования. Здоровье и болезнь выступают существенными характеристиками состояния человека с точки зрения физиологии и патофизиологии, в том числе в связи с адаптацией. Чем лучше адаптируется человек к природным и социальным факторам, тем выше показатель его здоровья. Болезнь и здоровье не есть некоторые абстракции, они всегда проявляются телесно. Однако именно образ мысли — это та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного психического здоровья. Образ мысли — это тот инструмент, при помощи которого можно перейти от общесоциологических закономерностей развития общества к закономерностям общественного и индивидуального здоровья.

Если образ жизни людей — это форма их жизнедеятельности, которая зависит от конкретно-исторического способа производства, от типа и уровня развития социально-экономического базиса и политической организации гражданского общества, то здоровый образ мысли — это типичные и существенные для данной общественно-экономической организации идеологические и психологические формы сознания, укрепляющие стабильность и адаптивные

возможности общества человека. Формирование потребности в здоровом образе философской мысли становится важнейшей гигиенической и социальногуманистической задачей медицины и здравоохранения современного общества. Нельзя, например, вылечить от усталости, разочарования, исцелить от несправедливости, поскольку в данном случае неладно что-то в большом «социальном теле» человека — в обществе, а не в соматическом устройстве индивида. Но философия вполне может предложить желающему «изменить себя», не обращая внимания на неподвластные человеку обстоятельства, то есть произвести коррекцию не окружающего мира, «макрокосмоса», а самого себя как «микрокосма» через определенную перенастройку сознания.

3. Основные структуры медицинского опыта, задают дисциплинарную дифференциацию медицинской теории. Следуя этому делению, можно проанализировать медицинскую составляющую жизненного мира, запечатленную в философии. Медицинский опыт в контексте культуры и философский объем смыслового универсума могут быть подвергнуты структурированию на следующие отрасли:

— анатомия философии — подробный системно-структурный анализ определенного набора концептов и представлений в каждом конкретноисторическом философском направлении;

— нормальная физиология философии — изучение закономерностей функционирования и регуляции идейных систем в пределах нормальных для данной культурно-исторической ситуации мыслительных процессах;

— патофизиология философии — исследование интеллектуальных и когнитивных аномалий при различных социально обусловленных процессах и состояниях;

— гигиена философии — изучение влияния условий жизни, труда на мыслителя и разработка профилактики различных идейных аномалий, анализ оптимальных условий для интеллектуальной деятельности, сохраняющих духовное здоровье;

— философская терапия — практический процесс облегчения, снятия или устранения симптомов и проявлений того или иного патологического состояния сознания или иного нарушения психической деятельности, нормализация нарушенных процессов мышления и восстановление духовного здоровья;

— фармакология философии — сопоставление известных исторически сложившихся философских направлений с различными типами психотропных препаратов — например, анестетиков и стоицизма, релаксантов и эпикурейства, стимуляторов и марксизма, антидепрессантов и теологии, галлюциногенов и мистики.

4. Традиционно опыт саморефлексии в области медицины оформлялся в

логике дисциплинарной научной истории или абстрактно-логической парадигме. Исследовательская гипотеза, реализованная в статье, задает новую перспективу: медицинский опыт рассматривается в горизонте

культурных смыслов, в перспективе гуманитарного дискурса. Предложенный способ гуманитарного анализа медицины позволяет, обращаясь в перспективе к жизненным мирам людей разных культур, построить целостную систему медицинской культурной антропологии, открывающую опыт тела, здоровья, болезни, практики лечения, опыт отношения к врачу и лекарствам в мировой культурной традиции. Эта работа внесет вклад в развитие традиции гуманитарного исследования медицины, особенно актуальной в условиях усиления антропологической проблематики в рамках современного биомедицинского дискурса, способствует укреплению гуманистического потенциала медицины, развитию диалога медиков и гуманитариев.

5. Результаты медицинского исследования философии могут быть использованы в практике гуманитарного, профессионально ориентированного образования студентов и аспирантов-медиков, изучающих опыт гуманитарного исследования медицины в современной неклассической философии, а также историю и философию науки в аспекте медицины.

Общее позитивистское основание образования, сложившееся в середине прошлого века, отводит классической философии роль современных мифов, которые, может быть, полезны и поучительны, но, скорее, для учащихся, чем для взрослых, озабоченных жизнью людей. Философия в современной России переживает шок от столкновения с тем типом социальной реальности, в которой взяли верх исключительно прагматические формы организации жизни. Отечественная философия слишком долго пребывала в привилегированно-идеологическом состоянии, была изолирована как от новаций в развитии мировой мысли, так и от реалий жесткой рыночной борьбы за место под солнцем. На Западе академическая философия пережила подобные испытания еще в первой половине XX века, и выжила, существенно изменившись. Однако здравый смысл повседневного сознания не предполагает самостоятельного интереса к дисциплинарной философии, излагаемой в академической форме. Потребляемая гомеопатическими дозами философия «для внутреннего пользования» тоже заслуживает своего признания с медицинской точки зрения.

MEDICAL PHILOSOPHY AND MEDICAL VIEW TO A PHILOSOPHY

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. Voino-Yasenetsky

Abstract. The author suggested and gave background for heuristic hypothesis to consider philosophy from the point of medicine as a special cultural position. From this point of view philosophy is a number of forms from the ideological pathology to spirit health and could be researched in particular medical fields. Medical experience can be considered in the aspect of cultural meanings, in the perspective of humanitarian discourse.

Key words: philosophy, science medicine, medical approach to a philosophy, medical experience, the way of mind, philosophic therapy, pharmacology of philosophy.

1. Большая медицинская энциклопедия. Изд. 3. — М., 1977. — Т. 6. — С. 37.

2. Ильин И. О призвании врача // Ильин И. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1994. -Т. 3. — С. 481.

Философия и медицина

В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.

1)Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологическойбазы.Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).

3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.

В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8019 — | 6883 — или читать все.

Философия и медицина: взаимосвязь

Философия и медицина — науки, тесно связанные между собой предметом изучения, человеком. Цель философских исследований – духовное начало, мысли, предшествующие поступкам. Медицина – более точная наука, которая призвана практически исцелить человеческие недуги. Тем не менее, практикующие врачи всегда интересуются мнением философов о влиянии духовного начала на здоровье. Философы, в свою очередь, изучая душу, стремятся выявить первоистоки заболеваний.

Медицинская философия как наука

Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.

Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.

Философия и медицина – что общего

Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.

Читайте также:  Что то со зрением все расплывается

И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.

Теория или практика

Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?

И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.

Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.

Философия народной медицины

Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.

Восточная медицина

Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.

Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.

Медицинская этика

Роль философии в медицине для европейских медиков определяется чаще всего на уровне теоретическом. Лекции по философии воспринимаются, как важное, но не первостепенное дополнение к основным знаниям. Тем, не менее, один аспект врачебной практики связан с философией медицины наиболее тесно – это вопрос медицинской этики. Степень доверия к своему доктору определяет сроки выздоровления. С этим не спорят даже самые закоренелые скептики. Право врача решать, когда прекращать лечение, этическая сторона эвтаназии, врачебная тайна – эти вопросы обсуждают и медики и философы. Главная цель их работы сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!»

История взаимоотношений философии и медицины

Медицина и философия, как отдельные науки, нуждались во взаимосвязи, сформулированной еще Гиппократом: «Врач-философ подобен Богу» и его коллегой мудрецом Демокритом, писавшим: «…врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей». Французский мыслитель эпохи возрождения Мишель де Монтень писал: «Душа, которая вместила в себя философию, не способна не заразить своим здоровьем и тело».

В далеком прошлом медицина выделялась как высокопрофессиональный обособленный труд. Не являясь пока теорией в науке, была философской в миропонимании врачей, где выбор полагался на этику. В силу этого идеологическое воззрение неделимо взаимодействует с этическим и ценностным смыслами врачебной науки, врач и философ совмещались в едином лице. Так считал Цельс – врач Древнего Рима: «Сначала медицинская наука считалась частью философии». Исламские университеты Андалузии в средние века имели объединенные курсы мудрости (химка), сочетающие в себе философию и врачевание.

Единство философии и медицины на этом этапе находилось в теоретическом отношении. Эпикур представлял счастье, стоики – достоинство, киники – свободу, не потеряв собственного значения, как и этических принципов врачебной деятельности, сформулированных в Клятве Гиппократа. Естественнонаучные воззрения античности в наше время обусловлены историческим интересом, но этические соображения все еще актуальны.

Связь науки о разуме с лекарской практикой обнаруживается в положениях о том, что:

  1. Человек обозначается в роли объекта философского и медицинского познаний. Философские учения поясняют, что объект познается с помощью теории и с медицинской точки зрения, он наделяется практическим и экспериментальным характером. Лечебная практика и философия выражают всеобщее понятие человеческой жизни, дополняя друг друга;
  2. Философия в отношении медицины, базируется на мировоззрении и методологии. Идеологический главенствующий порядок на каждом историческом этапе предопределяет направление и характер врачевания, и других наук. Медицина, отслеживая определенные действия, связанные с нормой и патологией организма индивида, пользуется всеобщими философскими правилами и нормами. Наука о здоровье и лечении помогает сформировать мировую картину и обосновывая природу индивида с точки зрения науки. «Философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии», – учения Сеченова и Павлова;
  3. Философия, становясь отражением медицины, проявляет очевидные взаимодействия с ней. Врачи-философы – люди, оставившие важный отпечаток в эпопее врачевания и науки о мышлении и мире, существовавшие в эпохах истории. Профессионалы собственного дела, они пытались объяснить проблемы человечества: закономерности в развитии организма, соединение организма с окружающей средой, проблемы причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом, и другие.

Античные писания Ассирии и Вавилонии внесли в наш мир соображения о происхождении болезней, соответствовавшие существующему мировоззрению, в основу которых вошли 3 мотива для возникновения болезней:

  1. Вторжения нечистой силы в телесную оболочку;
  2. Воздействие всевышних светил;
  3. Структура крови индивида.

Согласно чему, врачевание состояло из:

  1. Изгнания злых духов;
  2. Моления богам;
  3. Различных церемоний (массажах, окуриваниях и омовениях травами, хирургических операциях).

Мнения о болезнях в целом, базировались на существующем общем мировоззрении, под влиянием которого, формировался образец возникновения болезней. Магико-анимистическая модель возникла наряду с мировоззрением о мифологии, зафиксированная в первых письменных источниках, дошедших до нас. Именно в этот момент времени появляется отображение и символ врачевания – Нингишзида – Бог медицины в облике змеи, опутывающей жезл и внимательно следящей за действиями врача. Данный жезл являлся подобием удостоверения, подтверждающим мастерство лечащего врача, носившего жезл с собой, при посещении больных.

Узкопрактический базис медицины создавался с древних времен, но освобождение от умозрительных концепций в теории появилось позднее, чем в естествознании. Появление было медленнее и в мягких конфигурациях, что было вызвано близостью врачевания и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью. Данный процесс не завершен, так как теория продолжает формироваться. Медицина, аналогично науке, имеет три аспекта:

  • профессиональная медицинская деятельность;
  • социальная организация;
  • система знаний.

Медицинская философия как наука

Взаимосвязанность наблюдалась в медицинской философии, как в единичной научной работе. Изолированная наука в сфере медицины, изучающая законы бытия, морали и знания, сознательную сторону, ее функции в общественном развитии и сфере социума. Медицинская философия объединяет в порядок принципы о значении деятельности индивида, как отдельной личности, так и целых народов, о занимаемом лечении, в жизни общества, месте.

Основным моментом в изучении данной науки являлись этические и моральные отношения врача, и пациента, а также разумность действий врача в виду религиозных и исторических миропониманий различных культур. В античности медицина уступала философии, поскольку вторая, как считали Демокрит, Аристотель, Платон и Гиппократ, овладевала глубокими и мыслимыми первоосновами существования, состоянием здоровья и болезнями, вековыми и абсолютными истинами. Медицина, тем временем, способна получить лишь условное понимание. Точное лишь в том значении, в котором оно отвечает философии.

Теория или практика

Ученые-медики всегда возвращаются к истокам античности, где лечение мыслью неразрывно связывалось с практикой. Воздействие мыслей на физиологическое состояние и ход развития заболеваний, под действием измененных взглядов и жизненных принципов, являются главными темами в исследовательских работах трудов о здоровье и болезнях. Психологическое состояние имеет основополагающее значение в здоровье индивида, чем влияние экологии и образа жизни. Жизненная философия индивида отражается в его медицинской симптоматике. Абсолютно любому лекарю необходимо быть психологом, так как невозможно полноценно излечить телесную оболочку индивида без положительного влияния на душу.

Взаимосвязь с народной медициной

Индивид прибывает в этот мир, без какого-либо багажа – босым и голым, но с особенным богатством в виде собственного мира, талантов и индивидуальным даром, наградившим его Космосом. Но под влиянием внешних условий, норм общества, верования и семейных традиций начинает формироваться персональная философия индивида. Народная медицина анализирует каждую личность не как шаблонную комбинацию набора органов и скелета, а в качестве индивидуального и единичного экземпляра. Благодаря чему, целительское лечение имеет разный подход для похожих симптомов. Народная медицина изменяет сознание больного пациента. Потому, философия античного врачевания, объединения духовности с плотью, нашла отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля и Бебеля.

Восточная медицина

Восточная философия и медицина, в отличие от многих других культур, близко взаимосвязаны друг с другом и обладают полноценными знаниями о мире, индивиде и его гармонии с природой. В древние времена Европа последовала по пути научного подхода к медицинской области, в то время как Восток связал в собственные лекарские и фармацевтические направления: философские, мистические и медицинские начала. В конечном счете, лекари Востока основывались и полагаются до сих пор на интуицию, и древние обычаи, помимо современных знаний о медицине. Болезни отдельных органов, вызывающие слабосилие, не рассматривались без причин духовности.

Медицинская этика

Роль философии в науке о здоровье человека и его физиологии для европейских лекарей предопределена теоретическим уровнем. Доклады осознаются важным, но не первостепенным дополнением к основным знаниям о медицине. Подход к врачебной практике связан с философией врачевания наиболее тесно при помощи медицинской этики. Уровень доверия к лечащему врачу определяется сроками выздоровления, с чем не берутся спорить неисправимые скептики. Вопросы о прекращении сроков лечения, этической стороны эвтаназии и врачебной тайны всегда будут обсуждаться медиками и философами. Главнейшая цель работы врача сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!».

Источники:
  • http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-meditsiny-i-meditsinskiy-vzglyad-na-filosofiyu
  • http://studopedia.ru/6_21310_filosofiya-i-meditsina.html
  • http://fb.ru/article/272030/filosofiya-i-meditsina-vzaimosvyaz
  • http://mystroimmir.ru/filosofiya/filosofiya-i-meditsina.html