Меню Рубрики

Наиболее продуктивные педагогические технологии с точки зрения педагогической антропологии

По мере развития человечества воспитание становится все более антропологически ориентированным, антропологические основания воспитания все более укрепляются.

1. Почему воспитание осуществляется только человеком?

2. Как изменяется способность воспитываться в течение жизни?

3. Назовите основные противоречия воспитания.

4. В чем состоят различия воспитания в широком, среднем и узком смысле слова?

5. Каковы основные особенности воспитания как специальной деятельности?

6. Охарактеризуйте антропологически безупречные педагогические концепции.

7. Проанализируйте составляющие антропологического мировоззрения педагога.

8. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения педагогической антропологии?

Психолого-педагогическая антропология

Вопросы для самоконтроля

Обоснуйте тезис: культура – содержание жизни человека.

Назовите основные функции культуры по отношению к человеку.

Охарактеризуйте культуру как целостное и противоречивое явление.

Каковы подходы различных исследователей к структуре культуры?

Каково значение субкультуры для подростков?

Раскройте особенности взаимоотношений культуры и человека.

Каковы взаимоотношения культуры и ребенка?

Обоснуйте, почему воспитание осуществляется только человеком?

Назовите основные противоречия воспитания.

В чем состоят различия понятий воспитания в широком, среднем и узком смыслах?

Охарактеризуйте антропологически безупречные педагогические системы.

Перечислите составляющие антропологического мировоззрения педагога.

Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения антропологии?

4. Вопросы тестового контроля

1. Объектом психолого-педагогической антропологии является

а) отношение человека к себе;

б) отношения общество-человек;

в) отношения человек-человек.

2. Предметом психолого-педагогической антропологии является

а) воспитание личности;

б) ребенок и его развитие;

в) социализация личности.

3. Развитие человека осуществляется только

а) условиями социума;

б) по законам генетики;

в) при взаимодействии генетической программы, условий среды, сущностных сил личности.

4. Воспитание с позиции психолого-педагогической антропологии

а) выполняет социальный заказ;

б) поддерживает человеческую сущность общества;

в) готовит детей ко взрослой жизни.

а) социализирует и индивидуализирует ребёнка;

б) нивелирует и социализирует ребёнка;

в) развивает его отличия.

6. Воспитание для психолого-педагогической антропологии – это прежде всего

а) воздействие старшего поколения на младшее;

б) взаимодействия старших и младших;

в) индивидуальные совершенствования.

7. С точки зрения психолого-педагогической антропологии развитие происходит

а) только в детстве;

б) только в молодости;

8. Человек – существо

9. Развитие ребёнка

а) реализация генетической программы;

б) процесс взаимодействия с культурой, социумом;

в) качественные и количественные изменения в процессе взросления и социализации.

10. Ребёнок всегда

а) объект воспитания;

б) субъект воспитательного процесса;

в) результат воздействия взрослого человека.

а) закономерная особенность развития;

б) аномалия развития;

в) случайность в процессе развития.

12. В процессе развития происходят

а) противоречивые изменения колебательного характера;

б) преимущественно приобретения количественного характера;

в) преимущественно траты качественного характера.

13. Процесс развития ребёнка

в) жестко детерминирован обстоятельствами.

14. Для культуры характерна

15. Культура с точки зрения антропологии

а) интегративное качество личности;

б) сфера деятельности личности;

в) содержание жизнедеятельности человека.

16. Человек в культуре выполняет

а) функцию её творца;

б) разнообразные функции;

в) функцию потребителя.

17. Эффективность овладения ребёнком культурой зависит преимущественно от

а) богатства культуры;

б) активности ребёнка;

в) активности воспитателя.

18. Культура – это явление

19. Термин «антропология» предложен впервые

20. Приведите соответствия

б) педагогическая антропология;

г) культурная антропология.

знание о человеке, наука о человеке;

социоцентрическая антропологическая школа культурологии;

пед. антропология теоретической и практической направленности;

педагогически ориентированная философская теория.

21. Термин «педагогическая антропология» впервые употребил

22. Человек – существо

а) имеющее одну природу с Космосом;

б) совсем не связанное с Космосом;

в) мало значащее для Вселенной.

23. Духовность – это

а) бытие во времени и пространстве;

б) потребность в ориентации на высшие ценности;

в) способность воспринимать искусство.

24. Креативность – это

а) способность к созданию нового;

б) способность к занятиям в области искусства;

в) творческое развитие.

25. Найдите несоответствие. Взрослый человек – это существо, соединяющее в себе

а) биологическую и социальную сущности;

б) разум, чувства и интеллект;

в) хаотичное функционирование организма.

26. Найдите несоответствие. Личность – это

а) непохожесть на другого человека;

б) носитель определённой системы общественных отношений;

в) носитель социальных ролей и статусов.

27. Найдите несоответствие. Индивидуальность – это

а) сторонник индивидуального образа жизни;

б) непохожесть самореализации;

в) уникальная целостность человека.

28. Филогенез человека – это

а) процесс развития, социализации личности;

б) развитие человека как вида;

в) фронтальный процесс изменения всех структур.

29. Онтогенез человека – это

а) развитие отдельного индивида;

б) эволюционный процесс развития человечества;

в) процесс сохранения человека как вида.

30. Субкультура – это

а) этнические, групповые, возрастные образования внутри господствующей культуры;

б) многослойность культуры;

б) технологический пласт культуры.

31. Термин «антропология» расшифровывается как

а) логика развития;

б) знание, наука о человеке;

в) история человечества.

32. Прагматическая часть антропологии помогает понять

а) происхождение человека;

б) как воспитывать потомство;

в) что может для себя сделать сам человек.

33. Физиологическая часть антропологии помогает понять

а) как формируется физическая культура человека;

б) какое возможности заложила в человеке природа;

в) чем отличается физиология человека от животных.

34. Физическая антропология изучала

а) параметры внешнего облика представителей различных народов;

б) физические возможности человека;

в) физические реакции человека на раздражение внешней среды.

35. Философская антропология разъясняет

а) единство объективного и субъективного миров человека;

б) философию современного человека;

в) историю развития человечества.

36. Теоретическим фундаментом вальдорфской педагогики является

а) философская теория Л. Фейербаха;

б) религиозные антропософские взгляды Р. Штайнера;

в) христианская философская антропология Н.А. Бердяева.

37. Культурная антропология рассматривает человека как

а) творца мира культуры;

б) совершенное творение Бога;

в) слепок формирующих культурных условий (этноса, семьи, социальной группы).

38. Определите несоответствие. Педагогическая антропология выполняет функции

а) теории педагогического знания о развитии человека;

б) основания гуманистических новаций в педагогике;

в) основы традиционного воспитания.

39.Физической антропологией человек рассматривается как

а) драгоценное творение, духовное существо;

б) представитель homo sapiens, организм;

в) продукт культурных условий.

40. Психологической антропологией человек рассматривается как

а) драгоценное творение, духовное существо;

б) представитель homo sapiens, организм;

в) индивидуальность, личность.

41. Активность человека определяется

а) способностью воспринимать, отражать любые воздействия;

б) набором физических свойств;

в) скоростью реакции организма.

42. Пластичность человека выражается в

а) физической возможности двигаться;

б) адаптивной способности к изменяющимся условиям жизни при сохранении видовых способностей;

в) многопластовой его структуре.

43. Динамичность человека это

а) способность к изменениям в процессе развития;

б) сила волевой сферы;

в) возможность двигаться.

44. Найдите несоответствие. Человек – это существо

в) механическая единица общества.

45. Найдите несоответствие. Под разумностью человека педагогическая антропология понимает способность

а) осознавать свой мир и себя в мире;

б) действовать согласно цели сохранения себя как вида;

в) понимать свое бытие во времени и пространстве.

46. Что не относится к понятию «духовность»?

а) стремление к идеалу, высоким ценностям, знаниям в поисках истины;

б) способность жить в нематериальном мире искусства, верить в добро и справедливость;

в) наличие душевного здоровья.

47. Что не относится к критериям духовности?

а) вера в Бога и в существование духа вне физического тела;

б) способность испытывать чувства: собственного достоинства, раскаяния, ответственности, стыда;

в) получать удовольствие от тяжелой работы, имеющей социально-личностный смысл.

48. Целостность человека это –

а) комплекс личностных качеств;

б) способность проявлять себя как организм, личность и индивидуальность одновременно;

в) система функционирования физических особенностей человека.

49. Человек как организм представляет собой

а) только анатомо-физиологические особенности;

б) физиологические процессы;

в) носитель генотипа, хранитель здоровья как личной и общественной ценности.

50. Индивидуальность – это

а) интеграция уникальных особенностей организма и личности конкретного человека;

б) индивидная непохожесть;

в) тип особой нервной деятельности.

51. Сущность противоречивости человека выявляется в

а) потребности жить по законам Добра, Совести, а действовать в соответствии с условиями и обстоятельствами;

б) говорить одно, а делать другое;

в) способности к великой жертве и жестокости, жить в социуме и не раствориться в нем, сочетать стереотипы и креативность, сохранять традиции и разрушать устои.

а) наделен видовыми особенностями человека с рождения;

б) приобретает видовые особенности в процессе развития;

в) становится человеком в процессе воспитания.

а) имеет возможность активного вмешательства в земную и космическую природу;

б) более чувствителен к космическим и природным явлениям, чем взрослый;

в) минимально активен в освоении природы и окружающего мира.

54. Найдите несоответствие. Духовность ребенка проявляется в способности

а) получать удовольствие от человеческого нравственного поведения;

б) ориентироваться на идеал и следовать ему продуктивно;

в) осознавать ценности искусства.

55. Чем подтверждается социальная сущность ребенка?

а) зависимостью его развития от внешних условий среды;

б) признанием им социальных ценностей;

в) врожденностью его потенциала к освоению внешнего мира.

56. Какие характеристики не соответствуют понятию «ребенок»?

а) пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии;

б) личность, созидающая общественно-исторический опыт;

в) индивид, проявляющий себя как органическая противоречивая целостность.

57. Что дает знание педагогической антропологии педагогу?

а) опыт педагогической деятельности;

б) возможность эффективно решать проблемы воспитания и развития ребенка;

в) навык социализации личности.

58. Какие задачи не решает содержание дисциплины «Психолого-педагогическая антропология»?

а) систематизация научно-теоретических знаний о развитии человека и ребенка;

б) вооружение знаниями законов передачи социального опыта;

в) формирование и осмысление гуманистической позиции педагогической деятельности.

59. Что явилось фактором необходимости в антропологических знаниях будущего педагога?

а) рост преступности в молодежной среде;

б) снижение воспитательной роли и статуса образовательных учреждений;

в) тенденция формирования в воспитательном процессе отношения к детям как объекту воздействия, а к учителю – как к функции.

60. Антропологическое утверждение о развитии ребенка как наиболее значимое знание…

а) закономерности процесса изменения вида homo sapiens;

б) системы воздействия на формирование личности;

в) того, что ребенку органически присущи биосоциальность, духовность, разумность, целостность, противоречивость, креативность.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

Читайте также:  Конец света с точки зрения религии

Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2000.

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы. – М., 2004.

Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. – М., 1994.

Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения пед. антропологии // Советская педагогика. – 1988. – №11.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2001.

Гриценко Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика. – Волгоград, 2001.

Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход. – М., 2005.

Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие. – СПб., 1992.

Куликов В.Б. Педагогическая антропология. – Свердловск, 1998.

Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

Методика воспитательной работы / Под. ред. В.А. Сластенина – М.: Академия, 2005.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогичесокй антропологии. Предисловие. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть физиологическая).

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. – М., 2002.

Ананьев Б.Г. Взаимодействие медицины, педагогических и технических наук в системе человекознания // Избранные психологические труды. – М., 1982.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. – М., 1977.

Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

Берулава М.Н. Основные направления гуманизации образования // Гуманизация образования. – 2001. – № 1.

Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. – 1988. – № 11.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1977. – №4.

Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2005.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений. Т. 3. – М., 1982.

Геницианский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1991. – №9.

Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управления деятельностью заместителей директоров школ. – М., 2000.

Гриценко Л.И. Макаренко А.С. Педагогика трудного детства. – Волгоград, 2003.

Гузеев В.В. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

Гузеев В.В. Образовательная технология: От приёма до философии. – М., 1996.

Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. – 1991. – №№ 4, 5; 1992. – №№ 5 – 6.

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения. – М., 1998.

Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. – М., 1991.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999.

Немов Р.С. Психология: Учеб. студ. высш. пед. уч. завед. – М., 1999.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 2000.

Нуркова В.В., Березанская Н.В. Педагогика и психология. – М., 2004.

Питирим О. Тело, душа, совесть // Человек. – 1990. – №1.

Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. – М., 1995.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М., 1994.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1959.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2005.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2004.

Сластенин В.А, Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2004.

Сластенин В.А., Исаев И.В., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. – М., 2005.

Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. – 1992. – №4.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Фролов И.Т., Гуревич И.С. Человековедение // Человек. – 1994. – № 4.

Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление воспитательной системой. – М., 2004.

Литературный редактор: И.М. Рысин

Компьютерная вёрстка: Д.В. Резец

Подписано в печать 19.12.2006 г.

Бумага типографская. Гарнитура «Таймс». Объем 10 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ №103.

Отпечатано с оригинал-макета заказчика

в типографии «ИН-ФОЛИО»

353563 г. Славянск-на-Кубани ул. Коммунистическая, 2

Антропология

страница 7/7
Дата 21.05.2016
Размер 1.56 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие

Вопросы для самоконтроля

    1. Обоснуйте тезис: культура – содержание жизни человека.

    2. Назовите основные функции культуры по отношению к человеку.

    3. Охарактеризуйте культуру как целостное и противоречивое явление.

    4. Каковы подходы различных исследователей к структуре культуры?

    5. Каково значение субкультуры для подростков?

    6. Раскройте особенности взаимоотношений культуры и человека.

    7. Каковы взаимоотношения культуры и ребенка?

    8. Обоснуйте, почему воспитание осуществляется только человеком?

    9. Назовите основные противоречия воспитания.

    10. В чем состоят различия понятий воспитания в широком, среднем и узком смыслах?

    11. Охарактеризуйте антропологически безупречные педагогические системы.

    12. Перечислите составляющие антропологического мировоззрения педагога.

    13. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения антропологии?

Рейтинговое оценивание работы студентов по третьему модулю

«Культура и воспитание как антропологические феномены»


  1. Терминологические диктанты – 5 баллов.

  2. Доклад, устное сообщение – 5 баллов.

  3. Конспектирование работы К. Д. Ушинского – 5 баллов.

  4. Выполнение тестового контрольного задания – 5 баллов.

1. Объектом психолого-педагогической антропологии является

а) отношение человека к себе;

б) отношения общество-человек;

в) отношения человек-человек.

2. Предметом психолого-педагогической антропологии является

а) воспитание личности;

б) ребенок и его развитие;

в) социализация личности.

3. Развитие человека осуществляется только

а) условиями социума;

б) по законам генетики;

в) при взаимодействии генетической программы, условий среды, сущностных сил личности.

4. Воспитание с позиции психолого-педагогической антропологии

а) выполняет социальный заказ;

б) поддерживает человеческую сущность общества;

в) готовит детей ко взрослой жизни.

а) социализирует и индивидуализирует ребёнка;

б) нивелирует и социализирует ребёнка;

в) развивает его отличия.

6. Воспитание для психолого-педагогической антропологии – это прежде всего

а) воздействие старшего поколения на младшее;

б) взаимодействия старших и младших;

в) индивидуальные совершенствования.

7. С точки зрения психолого-педагогической антропологии развитие происходит

а) только в детстве;

8. Человек – существо

9. Развитие ребёнка

а) реализация генетической программы;

б) процесс взаимодействия с культурой, социумом;

в) качественные и количественные изменения в процессе взросления и социализации.

10. Ребёнок всегда

а) объект воспитания;

б) субъект воспитательного процесса;

в) результат воздействия взрослого человека.

а) закономерная особенность развития;

б) аномалия развития;

в) случайность в процессе развития.

а) противоречивые изменения колебательного характера;

б) преимущественно приобретения количественного характера;

в) преимущественно траты качественного характера.

13. Процесс развития ребёнка

в) жестко детерминирован обстоятельствами.

14. Для культуры характерна

15. Культура с точки зрения антропологии

а) интегративное качество личности;

б) сфера деятельности личности;

в) содержание жизнедеятельности человека.

16. Человек в культуре выполняет

а) функцию её творца;

б) разнообразные функции;

в) функцию потребителя.

17. Эффективность овладения ребёнком культурой зависит преимущественно от

а) богатства культуры;

б) активности ребёнка;

в) активности воспитателя.

19. Термин «антропология» предложен впервые

20. Приведите соответствия

б) педагогическая антропология;

г) культурная антропология.


  1. знание о человеке, наука о человеке;

  2. социоцентрическая антропологическая школа культурологии;

  3. пед. антропология теоретической и практической направленности;

  4. педагогически ориентированная философская теория.

21. Термин «педагогическая антропология» впервые употребил

22. Человек – существо

а) имеющее одну природу с Космосом;

б) совсем не связанное с Космосом;

в) мало значащее для Вселенной.

23. Духовность – это

а) бытие во времени и пространстве;

в) способность воспринимать искусство.

24. Креативность – это

а) способность к созданию нового;

б) способность к занятиям в области искусства;

в) творческое развитие.

25. Найдите несоответствие. Взрослый человек – это существо, соединяющее в себе

а) биологическую и социальную сущности;

б) разум, чувства и интеллект;

в) хаотичное функционирование организма.

26. Найдите несоответствие. Личность – это

а) непохожесть на другого человека;

б) носитель определённой системы общественных отношений;

в) носитель социальных ролей и статусов.

27. Найдите несоответствие. Индивидуальность – это

а) сторонник индивидуального образа жизни;

б) непохожесть самореализации;

в) уникальная целостность человека.

28. Филогенез человека – это

а) процесс развития, социализации личности;

б) развитие человека как вида;

в) фронтальный процесс изменения всех структур.

29. Онтогенез человека – это

а) развитие отдельного индивида;

б) эволюционный процесс развития человечества;

в) процесс сохранения человека как вида.

30. Субкультура – это

а) этнические, групповые, возрастные образования внутри господствующей культуры;

б) многослойность культуры;

б) технологический пласт культуры.

31. Термин «антропология» расшифровывается как

а) логика развития;

б) знание, наука о человеке;

в) история человечества.

32. Прагматическая часть антропологии помогает понять

а) происхождение человека;

б) как воспитывать потомство;

в) что может для себя сделать сам человек.

33. Физиологическая часть антропологии помогает понять

а) как формируется физическая культура человека;

б) какое возможности заложила в человеке природа;

в) чем отличается физиология человека от животных.

34. Физическая антропология изучала

а) параметры внешнего облика представителей различных народов;

б) физические возможности человека;

в) физические реакции человека на раздражение внешней среды.

35. Философская антропология разъясняет

а) единство объективного и субъективного миров человека;

б) философию современного человека;

в) историю развития человечества.

36. Теоретическим фундаментом вальдорфской педагогики является

а) философская теория Л. Фейербаха;

б) религиозные антропософские взгляды Р. Штайнера;

в) христианская философская антропология Н.А. Бердяева.

37. Культурная антропология рассматривает человека как

а) творца мира культуры;

б) совершенное творение Бога;

в) слепок формирующих культурных условий (этноса, семьи, социальной группы).

38. Определите несоответствие. Педагогическая антропология выполняет функции

а) теории педагогического знания о развитии человека;

б) основания гуманистических новаций в педагогике;

в) основы традиционного воспитания.

39.Физической антропологией человек рассматривается как

а) драгоценное творение, духовное существо;

б) представитель homo sapiens, организм;

в) продукт культурных условий.

40. Психологической антропологией человек рассматривается как

а) драгоценное творение, духовное существо;

б) представитель homo sapiens, организм;

Читайте также:  Укажите главную с вашей точки зрения черту проекта политических реформ

в) индивидуальность, личность.

41. Активность человека определяется

а) способностью воспринимать, отражать любые воздействия;

б) набором физических свойств;

в) скоростью реакции организма.

42. Пластичность человека выражается в

а) физической возможности двигаться;

б) адаптивной способности к изменяющимся условиям жизни при сохранении видовых способностей;

в) многопластовой его структуре.

43. Динамичность человека это

б) сила волевой сферы;

в) возможность двигаться.

44. Найдите несоответствие. Человек – это существо

в) механическая единица общества.

45. Найдите несоответствие. Под разумностью человека педагогическая антропология понимает способность

а) осознавать свой мир и себя в мире;

б) действовать согласно цели сохранения себя как вида;

в) понимать свое бытие во времени и пространстве.

46. Что не относится к понятию «духовность»?

а) стремление к идеалу, высоким ценностям, знаниям в поисках истины;

б) способность жить в нематериальном мире искусства, верить в добро и справедливость;

в) наличие душевного здоровья.

47. Что не относится к критериям духовности?

а) вера в Бога и в существование духа вне физического тела;

б) способность испытывать чувства: собственного достоинства, раскаяния, ответственности, стыда;

в) получать удовольствие от тяжелой работы, имеющей социально-личностный смысл.

48. Целостность человека это –

а) комплекс личностных качеств;

б) способность проявлять себя как организм, личность и индивидуальность одновременно;

49. Человек как организм представляет собой

а) только анатомо-физиологические особенности;

б) физиологические процессы;

в) носитель генотипа, хранитель здоровья как личной и общественной ценности.

50. Индивидуальность – это

а) интеграция уникальных особенностей организма и личности конкретного человека;

б) индивидная непохожесть;

в) тип особой нервной деятельности.

51. Сущность противоречивости человека выявляется в

а) потребности жить по законам Добра, Совести, а действовать в соответствии с условиями и обстоятельствами;

б) говорить одно, а делать другое;

в) способности к великой жертве и жестокости, жить в социуме и не раствориться в нем, сочетать стереотипы и креативность, сохранять традиции и разрушать устои.

а) наделен видовыми особенностями человека с рождения;

б) приобретает видовые особенности в процессе развития;

в) становится человеком в процессе воспитания.

а) имеет возможность активного вмешательства в земную и космическую природу;

б) более чувствителен к космическим и природным явлениям, чем взрослый;

54. Найдите несоответствие. Духовность ребенка проявляется в способности

а) получать удовольствие от человеческого нравственного поведения;

б) ориентироваться на идеал и следовать ему продуктивно;

в) осознавать ценности искусства.

55. Чем подтверждается социальная сущность ребенка?

а) зависимостью его развития от внешних условий среды;

б) признанием им социальных ценностей;

в) врожденностью его потенциала к освоению внешнего мира.

56. Какие характеристики не соответствуют понятию «ребенок»?

а) пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии;

б) личность, созидающая общественно-исторический опыт;

в) индивид, проявляющий себя как органическая противоречивая целостность.

57. Что дает знание педагогической антропологии педагогу?

а) опыт педагогической деятельности;

б) возможность эффективно решать проблемы воспитания и развития ребенка;

в) навык социализации личности.

58. Какие задачи не решает содержание дисциплины «Психолого-педагогическая антропология»?

а) систематизация научно-теоретических знаний о развитии человека и ребенка;

б) вооружение знаниями законов передачи социального опыта;

в) формирование и осмысление гуманистической позиции педагогической деятельности.

59. Что явилось фактором необходимости в антропологических знаниях будущего педагога?

а) рост преступности в молодежной среде;

б) снижение воспитательной роли и статуса образовательных учреждений;

в) тенденция формирования в воспитательном процессе отношения к детям как объекту воздействия, а к учителю – как к функции.

60. Антропологическое утверждение о развитии ребенка как наиболее значимое знание…

а) закономерности процесса изменения вида homo sapiens;

б) системы воздействия на формирование личности;

в) того, что ребенку органически присущи биосоциальность, духовность, разумность, целостность, противоречивость, креативность.


  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2000.

  3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы. – М., 2004.

  4. Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. – М., 1994.

  5. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения пед. антропологии // Советская педагогика. – 1988. – №11.

  6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2001.

  7. Гриценко Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика. – Волгоград, 2001.

  8. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход. – М., 2005.

  9. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие. – СПб., 1992.

  10. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. – Свердловск, 1998.

  11. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

  12. Методика воспитательной работы / Под. ред. В.А. Сластенина – М.: Академия, 2005.

  13. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогичесокй антропологии. Предисловие. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть физиологическая).

  14. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. – М., 2002.

  2. Ананьев Б.Г. Взаимодействие медицины, педагогических и технических наук в системе человекознания // Избранные психологические труды. – М., 1982.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. – М., 1977.

  4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

  5. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

  6. Берулава М.Н. Основные направления гуманизации образования // Гуманизация образования. – 2001. – № 1.

  7. Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. – 1988. – № 11.

  8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000.

  9. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1977. – №4.

  10. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2005.

  11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений. Т. 3. – М., 1982.

  12. Геницианский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1991. – №9.

  13. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управления деятельностью заместителей директоров школ. – М., 2000.

  14. Гриценко Л.И. Макаренко А.С. Педагогика трудного детства. – Волгоград, 2003.

  15. Гузеев В.В. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

  16. Гузеев В.В. Образовательная технология: От приёма до философии. – М., 1996.

  17. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. – 1991. – №№ 4, 5; 1992. – №№ 5 – 6.

  18. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения. – М., 1998.

  19. Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. – М., 1991.

  20. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

  21. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983.

  22. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

  23. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999.

  24. Немов Р.С. Психология: Учеб. студ. высш. пед. уч. завед. – М., 1999.

  25. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 2000.

  26. Нуркова В.В., Березанская Н.В. Педагогика и психология. – М., 2004.

  27. Питирим О. Тело, душа, совесть // Человек. – 1990. – №1.

  28. Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. – М., 1995.

  29. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М., 1994.

  30. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1959.

  31. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2005.

  32. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2004.

  33. Сластенин В.А, Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2004.

  34. Сластенин В.А., Исаев И.В., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  35. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. – М., 2005.

  36. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. – 1992. – №4.

  37. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  38. Фролов И.Т., Гуревич И.С. Человековедение // Человек. – 1994. – № 4.

  39. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление воспитательной системой. – М., 2004.

Литературный редактор: И.М. Рысин

Компьютерная вёрстка: Д.В. Резец

Подписано в печать 19.12.2006 г.

Бумага типографская. Гарнитура «Таймс». Объем 10 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ №103.

Отпечатано с оригинал-макета заказчика

Занятие 13. Гуманизация процесса воспитания. Гуманистические взгляды К.Д. Ушинского на воспитание.

Цель: рассмотреть педагогические технологии по гуманизации личности учащихся.

I. Теоретические вопросы.

1. Современные цели и задачи воспитания.

2. Гуманистические концепции воспитания.

3. Характеристика антропологически безупречных систем.

4. Современные требования к профессиональному воспитанию.

II.Выступления студентов по вопросам и заданиям самостоятельной работы (см. занятие 13).

а) защита проектов рисунков, схем по школе будущего;

б) представление программ по самовоспитанию.

III. Вопросы для обсуждения.

1. Проанализируйте составляющие антропологического мировоззрения педагога.

2. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения педагогической антропологии.

IV. Работа со статьей Искандера В.Н. «Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике».

V.Знакомство с дидактическими системами Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили, воспитательными системами В.А. Сухомлинского, С.Н. Щурковой:

а) воспитание по Амонашвили Ш.А. («Волшебная комната»);

б) воспитание по Щурковой С.Н. («Волшебный стул», «Философский дом» и др.)

VI. Решение педагогических задач.

VII.Вопросы для выступления и обсуждения.

1. Каковы взгляды Ушинского на воспитание, его значение и возможности?

2. Кто, по его мнению, является воспитателем ребенка?

3. Как воспитывать характер ребенка?

4. В чем состоит счастье человека и ребенка?

Выступления студентов по теме: «Человек как предмет воспитания».

VIII.Условия эффективности воспитательного процесса:

а) Диалог. Задание: разработайте основные правила: «Как вести диалог». Покажите это на примере.

б) Сотрудничество и содействие взрослых и детей.

Задание: Предложите комплекс мероприятий по сотрудничеству взрослых и детей.

в) интенсивное внутригрупповое общение.

Задание: организуйте внутригрупповое общение и покажите это по определенной тематике.

Задание: Раскройте значение игры в жизни ребенка. Покажите фрагмент игры (по выбору).

VII. Подведение итогов.

Вывод: Потребность и способность к воспитанию врожденны человеку и изменяются с возрастом. Эффективность воспитательного процесса зависит и от социокультурной ситуации, и от антропологического мастерства взрослых, и от желания и возможности ребенка быть воспитанным.

Задания для самостоятельной работы

Читайте также:  Вредны ли цветные линзы для плохого зрения

1. Творческая работа «Что делать, если ребенок ленится?»

2. Подготовить доклад по теме: «Современные инновации в сфере воспитания».

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Изд. «Питер», 2000.

3. Щуркова С.Н. «Мы решили, что будем ориентироваться на непреходящие ценности общечеловеческой мировой культуры» / Тюменская правда. – 1995 -№ 33.

Занятие 14. Социальная антропология в системе современного человековедения.

Цель: раскрыть роль социальной антропологии в педагогической науке.

I. Дискуссия «О предмете социальной антропологии».

II. Теоретические вопросы.

1. Предметное содержание социальной антропологии.

2. Социальная антропология и педагогика.

3. Социальная антропология и психология.

III. Дискуссия: «Системно-исторический подход к изучению человека и проблема интеграции естественнонаучного, технического и социогуманитарного знания» (выступления студентов по подготовленным цитатам, положениям и т.д.).

IV. Работа со 2 главой «Предмет и статус социальной антропологии» из учеб пособия В.В. Шаронова «Основы социальной антропологии»:

а) выделите предметную область социальной антропологии;

б) как рассматривает человека социальной антропологии;

в) что понимается под «подлинной свободой человека».

V. Подведение итогов.

Вывод: В самом общем плане предметом социальной антропологии является Человек творящий, несущий личную ответственность, как за акт творения, так и за его социальные результаты. Представленные выше основные понятия и положения социальной антропологии позволяют на наш взгляд, достаточно полно и адекватно раскрыть два важных процесса, характеризующие место и роль человека как субъекта – творца общества.

1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: М.: Изд. ВЛАДОС – Пресс, 2001.

2. Шаронов В.В. основы социальной антропологии. СПб., Изд. «Лано», 1997.

Занятие 6. Система антропологического взгляда К.Д. Ушинского (семинар).

Цель: знакомство с работой К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Вопросы к семинару.

1. Каковы основные понятия «Физиологической части» работы К.Д. Ушинского «человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии?»

2. Какие особенности человеческого организма рассмотрены в «Физиологической части?» Что об этом говорит современная наука?

3. Каково значение привычки в жизни ребенка? Какие задачи в связи с этим стоят перед воспитателем?

4. Что понимает Ушинский под физическим воспитанием? Какое значение придает ему?

Задание для самостоятельной работы.

2. Разработать педагогический проект по теме: «Чтобы организм ребенка был здоров и работоспособен, воспитатель должен…»

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 2003.-208с.

2. Педагогическая антропология в России 19-20 вв. Хрестоматия для студентов / Составители: Б.В. Емельянов, Н.В. Остапчук. — Екатеринбург: Изд. УЧСХА, 2001, -230 с.

3. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. – М., 2003. – 256 с.

Занятие 9. Система антропологических взглядов К.Д. Ушинского

( семинар).

Цель: знакомство с «Психологической частью» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Вопросы:

1. Какие факторы развития человека рассматриваются в «Психологической части?»

2. Каково значение слова в развитии ребенка?

3. Каково значение и как взаимосвязаны процессы развития произвольных и непроизвольных психических явлений?

4. Чем объясняется высокая значимость игры для развития ребенка?

5. Какие особенности и механизмы развития осознания рассматриваются в данном разделе?

6. Как ребенок может помочь развитию ребенка как существа интеллектуального, разумного, духовного и целостного?

Задания для самостоятельной работы.

2. Творческая работа «Младенец глазами К.Д. Ушинского».

3. Разработайте модель человека, используя взгляды К.Д. Ушинского.

Литература

1.Педагогическая антропология в России 19-20 вв. Хрестоматия для студентов / составители: Б.В. Емельянов,Н.В. Остапчук. – Екатеринбург: Изд. УГСХА, 2001, — 230 с.

2.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения. — М., 1990. – Т. 5,6.

Занятие 15. Система педагогических взглядов К.Д. Ушинского.

Цель: обобщить знание студентов по работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

I. Вопросы к семинару.

1. Охарактеризуйте модель человека по Ушинскому.

2. Систематизируйте представление Ушинского о врожденных органических и духовных стремлениях человека.

3. Сформулируйте ваше представление о сути, глобальных и частных проявлениях духовных стремлений человека.

4. назовите основные принципы эффективного воспитания по Ушинскому.

II. Защита проектов, творческих работ и моделей (см. выше: задания для самостоятельной работы).

III. Защита рефератов.

IV. Итоговый тест по педагогической антропологии.

1. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Изд. «Академия», 2001.

2. Педагогическая антропология в России 19-20 вв. Хрестоматия \ сост. Б.В. Емельянов, Н.В. Остапчук. – Екатеринбург: Изд. УГСХА, 2001.

Самостоятельная работа студента

3.1. Задания для самостоятельной работы

Тема Форма работы Максимальное количество баллов Модуль (аттестация)
1. Составить глоссарий курса «Педагогическая антропология». Внеаудиторная 0-4
2. Разработать модель личности современного учителя. Внеаудиторная 0-4
3. Написать сочинение на тему: «Развитие ребенка в социокультурном пространстве». Внеаудиторная 0-3
4. Разработка программы на тему «Формирование и развитие культуры детей различного возраста». Внеаудиторная 0-5
5. Подготовить сообщение на тему «Базовая культура будущего педагога». Внеаудиторная 0-4
6. Разработать программу по формированию и развитию нравственной (экологической, физической и др.) культуры. Внеаудиторная 0-3
7. Контрольная работа №1. Аудиторная 0-3
8. Конспектирование работы К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Внеаудиторная 0-5
9. Защита реферата. Аудиторная 0-5
10. Контрольная работа № 2. Аудиторная 0-3

Задание 1. Составить глоссарий курса «Педагогическая антропология».

Рекомендации: для выполнения данного задания необходимо изучить учебник Максаковой В.И. «Педагогическая антропология» и Салова Тюнникова «Психолого-педагогическая антропология» и выделить основные понятия курса.

Задание 2. Разработать модель личности современного учителя, согласно идеям курса «Педагогическая антропология», основным рекомендациям выдающихся педагогов и нормативно-правовым документам: например, проект «Наша новая школа», требования ФГОС.

Модель – (фр. modèle, от лат. modulus – «мера, аналог, образец») – это упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений.

Задание 3. Написать сочинение на тему: «Развитие ребенка в социокультурном пространстве».

Задание 4.Разработка программы на тему «Формирование и развитие культуры детей различного возраста».

Статья «Антропологическая технология обучения»

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

«Антропологическая технология обучения»

Похващева Татьяна Анатольевна

Антропологическая технология обучения (греч. природосообразная человеку) ветвь антропологии, занимающаяся исследованием особенностей обучения и воспитания людей с учетом их исторического и культурного прошлого и настоящего, социально-ролевой и национальной принадлежности, а также индивидуальных особенностей, зависящих от этих факторов. Успешность обучения зависит от того,насколько полно и точно выявлены эти особенности,насколько природосообразен им педагогический процесс. Любой педагогический процесс должен содержать в себе не только общие (общечеловеческие) подходы к обучению и воспитанию, но и частные, специфические. Не зря в структуре содержание образования выделены,

помимо государственного стандарта, еще и национально-региональный, и местный (школьный) компоненты. Антропологическая технология обучения востребована в учебных заведениях с мононациональным составом учащихся и национально ориентированными программами обучения.

Педагогическая антропология — «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский) ; философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов) ; педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.

Цель педагогической антропологии — вскрытие антропологических закономерностей протекания процесса взаимодействия в системе «человек — человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принципов функционирования этого процесса, формирование категориального аппарата.

Объект — отношения «человек — человек» в системе образования.

Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.

Задачи педагогической антропологии :

• понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;

• определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;

• узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;

• выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизни;

• разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;

• обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной

• разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.

Методы антропологической педагогики

аналитически исследовать человека как воспитателя и воспитуемого;

синтезировать данные различных областей человековедения;

параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию;

опытным и экспериментальным путями изучать многочисленные факты, факторы, процессы и явления изменений в личности и в коллективах;

строить дедуктивно-гипотетические и индуктивно-эмпирические модели и теории – системы основных идей в пределах своего предмета;

давать целостное представление о закономерностях в своей области познания.

Особенности педагогической антропологии.

Целостная система взглядов на воспитание;

Восприятие человека как активного субъекта

Анализ процесса воспитания в диалектическом единстве воспитательного воздействия на человека, с одной стороны и самовоспитания, саморазвития – с другой;

Признание решающего значения самовоспитания и

саморазвития воспитанника в воспитательном взаимодействии.

Основные законы современной педагогической антропологии

закон единства, целостности, неразрывности воспитания;

закон «золотой середины»;

закон апперцептивной последовательности воспитания;

закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым требованиям воспитателя к самому себе;

закон оптимального закаливания –воспитания трудностями, через трудности, благодаря трудностям.

Особенности педагогической антропологии

Целостная система взглядов на воспитание;

Восприятие человека как активного субъекта воспитательного процесса;

Анализ процесса воспитания в диалектическом единстве воспитательного воздействия на человека, с одной стороны и самовоспитания, саморазвития – с другой;

Признание решающего значения самовоспитания и саморазвития воспитанника в воспитательном взаимодействии.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Источники:
  • http://textarchive.ru/c-1702905-p10.html
  • http://dogmon.org/antropologiya.html?page=7
  • http://lektsia.com/1x7282.html
  • http://infourok.ru/statya-antropologicheskaya-tehnologiya-obucheniya-1334883.html