Меню Рубрики

Основные точки зрения на природу общества

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Сначала дадим определение, что такое «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Сходства и различия природы и общества

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Сходство:
  • являются системами
  • являются динамическими системами
Различия
Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле. Тесно связано с природой, не может без неё существовать.
Развивается по независящим от воли и желания людей законам. Развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.
Не способно творить культуру. Творит культуру.

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Положительное влияние
1.Является средой, где живёт человек.

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

Отрицательное влияние
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

1.Истощение недр

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

  1. ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
  2. ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
  3. Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис». Неправительственная организация.

Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

  1. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
  1. На государственном уровне:

1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

2.Закон « Об охране окружающей среды» , 2002г.

4.Лесной кодекс. 1997г.и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Влияние человека на природу, воздействие общества на природу

Влияние человека на природу является результатом его взаимодействия с окружающей средой, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Взаимодействие общества с природой не может быть только положительным или только отрицательным. Все мы прекрасно осведомлены о негативном воздействии человеческой деятельности на окружающую среду. Поэтому, более подробно мы рассмотрим именно положительное влияние общества на природу.

Положительное влияние человека на природу

  1. Создание заповедников и заказников началось еще давно. Однако сегодня мировые организации защиты животных активнее решают проблему исчезновения различных видов животных и птиц. Редкие виды животных заносятся в Красную книгу. Много законов, запрещающих браконьерство и охоту, охраняют животных многих стран.
  2. В связи с ростом населения Земли, человечеству необходимо обеспечивать себя большим количеством потребляемых ресурсов. Следовательно, необходимо заботиться о расширении сельскохозяйственных угодий. Но ведь невозможно перепахать всю Землю для сельскохозяйственных работ. Поэтому люди придумали положительное решение данной проблемы – интенсификация сельского хозяйства, а также более рациональное и эффективное использование сельхозугодий. Для этого были выведены новые сорта растений, которые обладают высоким уровнем продуктивности.
  3. Потребление энергоресурсов Земли растет с каждым годом в десятки раз вследствие усиленной модернизации современного мира. Человек берет из природы фактически все ресурсы. Однако они тоже имеют свой предел. И здесь деятельность общества стала направляться в положительном русле. Человечество пытается создавать замену природным источникам ресурсов, совершенствует способы добычи полезных ископаемых, дабы не разрушать естественную среду залежей. Ископаемые стали более экономно расходоваться и использоваться лишь строго по назначению. На сегодняшний день общество создает новые способы добычи энергии от ветра, солнца и водных приливов и отливов.
  4. Вследствие огромного количества выбросов производственных отходов в окружающую среду, стали создаваться мощные самоочищающиеся сооружения, которые перерабатывают отходы фабрик и заводов, не оставляя возможности всем вредным выбросам оставаться и разлагаться.

Отрицательное влияние человека на природу

  1. Загрязнение окружающей среды продуктами отходов производства.
  2. Браконьерство, охота, вылавливание несозревших видов рыб. Вследствие чего не успевают восполняться определенные виды фауны, и наблюдается вымирание или полное исчезновение животных.
  3. Опустошение ресурсов Земли. Человечество черпает все ресурсы из недр Земли, поэтому наступает истощение природных источников. Прирост населения наблюдается каждый год, и человечество нуждается в большем количестве ресурсов.

Сегодняшняя задача человечества – сохранение природного баланса на Земле для дальнейшего положительного взаимодействия с природой.

Понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

Влияние природы на общество

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ПPИPОДЫ

Общество — открытая система, оно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Этот обмен осуществляется, прежде всего, в процессе материального производства. Природа выступает как объект материально-производственной деятельности, человек же является субъектом этой деятельности, отношение человека к окружающей среде изменялось по мере развития общества.

Проблеме взаимодействия общества и природы уделено достаточно большое внимание в трудах философов, социологов, историков и экономистов. Традиционно познание природы и социальное познание рассматриваются как относительно самостоятельные области познавательной деятельности. Социальная действительность по многообразию входящих в неё объектов, по темпам изменения превосходит природную действительность. Грани между различными сторонами и процессами человеческой деятельности и общественной жизни весьма подвижны.

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда (как необходимая естественная предпосылка в целом) никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала влияние на все стороны человеческой деятельности, замедляя или ускоряя социальный прогресс.

Влияние природы на общество.

Начнем с того исходного факта, что географическая среда есть и всегда будет одним из необходимых условий жизни общества в целом.

Географическая среда включает в себя:

1. Территорию, на которое обитает данное этническое или социально-политическое образование.

В понятие территории входят следующие компоненты:

а) Географическое положение (отдаленность местности от полюсов и экватора, нахождение на том или ином материке, острове). Ряд особенностей страны (климат, флора, фауна, почва) во многом зависит от ее географического положения.

б) Устройство поверхности, рельеф. Степень пересеченности местности, наличие горных возвышенностей и хребтов, их направление и высота, наличие равнин и низменностей, тип и характер береговой линии (если местность на берегу моря) – все это характеризует особенности рельефа.

в) Характер почвы – болотистые, подзолистые, черноземы, пески, кора выветривания и др.

г) Недра земли – особенности ее геологического строения, а также ископаемые богатства.

2. Климатические условия. Количество и качество лучистой энергии, получаемой данной территорией от Солнца, температура воздуха, ее суточный и сезонный ход, влажность воздуха, количество и характер атмосферных осадков и их распределение по сезонам, снеговая линия и ее высота, наличие вечной мерзлоты в почве, степень облачности, направление и сила ветров, типичность погод – основные элементы климата.

3. Водные ресурсы – моря, реки, озера, болота, минеральные источники, подземные воды. Для многих сторон жизни человека важен гидрографический режим воды: температура, соленость, замерзаемость, характер дна, направление и скорость течения, количество воды, водный баланс, количество и качество минеральных источников, тип болот и др.

4. Растительный и животный мир. Сюда относятся как организмы, постоянно живущие на данной территории (все растения, большинство животных, птиц, микроорганизмов), так и те, которые периодически мигрируют (птицы, рыбы, животные).

Таким образом, под географической средой понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на некоторой территории Земли, на которой живет и развивается определенное человеческое общество.

Единство общества и природы реализуется в двухотношениях:

1. Генетическом (историческом). Человеческое общество,социальнаяформа движения материи возникло на базе развивающейся природы.

2. Функциональном — существование общества невозможно вне постоянной связи с природой.

Выделяют 4 основные влияния природы на жизнь общества:

1) Биологическое влияние.

Необходимые предпосылки существования общества — природные условия (гео­графическая среда) и народонаселение. Причем полноценная жизнедеятельность людей возможна только в адекватных природных условиях. В реальности влияния погодных условий и магнитного поля Земли и Солнца на обострение ряда физических и психических недомоганий человека (общества) теперь уже никто не сомневается. И сообщения о температуре, давлении атмосферы, влажности и геомагнитной ситуации стали обязательными в сводках о прогнозе погоды.

Человек может существовать лишь в достаточно определенных рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Конечно, человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (в известных пределах) условиям природной среды. Однако при всей мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения окружающей природной среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей.

На протяжении всей предшествующей истории люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. В связи с этим, возникает потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу.

2) Производственное влияние.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие естественным предпосылкам существования общества определяющую роль в истории. Уже в античности были заложены основы учения, получившего позднее название географический детерминизм . Так, Гиппократ полагал, что характер людей определяется особенностями климата.

Аристотель утверждал: «Народы холодных стран Севера Европы обладает большим мужеством, но имеют мало разума и остроумия; поэтому они, хотя и остаются независимыми, но не имеют по­литической жизни и не сумеют господствовать над соседними народами. Народы жарких стран Южной Азии, хотя довольно умны, но не имеют му­жества и поэтому вечно остаются в подчиненном положении и в неволе. Эллины же, живя в умеренном климате, обладают достоинством тех и других: мужеством и сильным умом, поэтому они независимы, охотно за­нимаются политической жизнью и в состоянии господствовать над други­ми”.

Географическое направление широкое распространение получает с начала ХУШ века. Эпоха географических открытий, развитие капитализма, необходимость использова­ния природных ресурсов для развития экономики – все это обусловило интерес к географической среде.

Одним из крупных представителей географического детерминизма ХУШ века был Ш. Монтескье . В своей книге «О духе законов» он говорит о том, что географические факторы: климат, почва, рельеф местности влияют на нравы и склонности людей, а от них зависят общест­венный строй народа, его образ жизни, законы. Народы жарких стран робки, как старики, народы же холодных климатов отважны, как юноши. Там, где климат жаркий, там народ предается лени и изнеженности. Плодородная почва порождает изнеженность и нежелание рисковать жизнью, парализует энергию. Чтобы заставить народ работать, необходим страх наказания, поэтому деспотии скорее складываются на юге, чем на севере.

Бесплодная почва, напротив, благоприятствует свободе, так как живущие на ней люди должны сами добывать себе все, в чем отказы­вает им почва. Условия бесплодной почвы делают людей закаленными, воинственными, склонными отстаивать свою свободу. Монтескье полагал, что горы и острова — благоприятные условия для свободы, так как они преграждают завоевателям доступ в страну. Извест­ную роль играет также величина государства. Малая республика может погибнуть от внешнего натиска; монархия, обладающая обычно большой территорией, наоборот, гораздо лучше сопротивляется внешнему врагу. Однако, Монтес­кье считал, что законы народа должны соответствовать не только гео­графическим факторам, но и экономическому положению, религии народа и его политическим убеждениям.

Читайте также:  Что такое честь с точки зрения литературы

Географическое направление в социологии таило в себе возможность вывода о неравноценности и неравенстве рас и народов, о порабощенности народов жарких стран как естественном следствии климатических, природных условий. Сторонники географического детерминизма обычно выводят различия в хозяйстве, быту, нравах, религиозных верованиях из различия природных условий, в которых обитают народы. Говорилось, что народы, которые жили в жарком климате, не развили культуры до уровня, кото­рый есть в странах умеренного климата, так как им не надо много тру­диться, им не надо теплых построек, они обходятся несложной одеждой. В этих странах не развита промышленность.

У людей — непостоянный характер, с переходами из одной крайности в другую. Наоборот, мол, у северян, которым приходится в суровом климате вести свою жизнь, напряжен­но делать и совершенствовать орудия труда — у них вырабатывается твердый характер, свойство неуклонно идти к намеченной цели. В уме­ренном климате, где тоже нужно постоянно трудиться, но где природа легче поддается усилиям общества, формируется сложная техника, раз­вивается культура. У народов этих стран — особый характер, отличаю­щийся и от южан, и от северян. Говорилось, что климат Северной Афри­ки или Центральной Азии создал жителей-кочевников, а климат Греции привел к скотоводству и земледелию.

Неоднократно встречались утверждения о том, что различия в гео­графических условиях порождают различия в искусстве народов. Так, итальянцы создали веселые, жизнерадостные мелодии, германцы — ров­ную, сосредоточенную песню, норвежцы — угрюмую, сильную. У русских на Севере — заунывные и протяжные песни, на Юге поют залихватски, просторно.

Географическое направление получило продолжение в работах Л.И. Мечникова (1838-1888). Ученый стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчеркивая при этом особую роль вод­ных путей сообщения. «С нашей точки зрения, основной причиной зарож­дения и развития цивилизации являются реки.

Река, во всяком случае, является как бы выражением живого синтеза всей совокупности физико-географических условий и климата, и почв, и рельефа земной поверх­ности, и геологического строения данной области.» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. — М., 1924, — с.159). Нужно заметить, что наши ученые не делали из географического детерминизмакрайнихвыводов. Л.И. Мечников, в частности, говорил, что все люди, независи­мо от того, где находятся, способны создавать культурные ценности.

Географический детерминизм в целом подвергается критике.

Основ­ные недостатки его в следующем:

— Он подходит к проблеме развития общества односторонне,видитдвижущие силы развития общества во внешних факторах, фактически преуменьшая или оставляя в стороне внутренние детерминанты общест­венного развития.

— Естественные темпы изменения природных условий значительно мед­леннее, чем темпы эволюции общества. Утверждение факта, что почти не изменяющиеся явление — причина изменения другого явления, противо­речит самому понятию причинности. К тому же, если согласиться с ге­ографическим детерминизмом, то, как объяснить, что практи­чески одна и та же географическая среда в Англии вызвала кжизниремесленный, затем мануфактурный, затем промышленный, затем постин­дустриальный периоды её жизни? Можно обратить внимание и на то, что США, Англия и Япония — развитые капиталистические страны с разной географической средой.

— Географический детерминизм степень влияния природной среды на развитие общества рассматривает как нечто неизменное.

— Географический детерминизм слабо учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всесто­роннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

3) Научное влияние.

Компоненты географической среды в естественных условиях изменяются медленно. Их изменения происходят в значительно более быстром темпе в результате воздействия на них человеком.

Интерес к изучению природы усилился с развитием естествознания в эпоху Возрождения и начала Нового времени. Ф. Бэкон считал, что познание природы необходимо для благополучия общества. Складывается убеждение, что цель науки — познание природы и обеспечение господства над ней. Изменения в природе, которые являются результатом деятельности человека, все возрастают. Вырублены леса на больших пространствах и созданы пашни, построены плотины, каналы, горы прорыты туннелями, в недрах земли – шахты, построены сотни миллионов километров дорог и т.д.

Каждое новое поколение вносит все новые изменения в географическую среду. Открытия в науке и технические новинки, так или иначе, отражаются на том или ином элементе географической среды или на всей географической среде в целом. Сегодня невозможно найти на Земле такое место, где природа осталась без изменений, внесенных в нее благодаря деятельности человека. Человек открывает все новые и новые возможности использования географической среды в своих целях.

Прогресс системы «общество — природа» определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества. Все знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства (в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9116 — | 6862 — или читать все.

Общество как объект философского анализа. Основные модели

Особым предметом философского анализа является общество или социум.

Социальная философия отличается от социологии как науке об обществе. Социология изучает, главным образом, социальную структуру, социальные отношения и действия. Философия же ставит своей целью решение таких проблем: 1) что есть общество, его происхождение и сущность? 2) как общество связано с природой? 3) как в обществе взаимосвязаны между собой материальная и духовная стороны, объективные условия и субъективный факторы? 4) причины и движущие силы развития общества. 5) характер и направленность общественного развития. 6) Цель и смысл истории.

Что же такое общество? На этот вопрос по-разному отвечали на различных этапах его познания. Разнообразие точек зрения на природу общества можно свести к трем основным подходам (моделям): натурализм, идеализм и материализм.

Натуралистические концепции рассматривают общество, как обособившуюся часть природы. В обществе нет ничего, сверх того, что есть в природе. Высшие формы социального бытия натурализм сводит к низшим, а человека растворяет в природе, лишая его свободной воли. Социальные явления в натуралистических концепциях объясняются исключительно действием природных сил: физических, биологических, психических, географических, космических. Общий принцип этих концепций таков: «Какова природа, таково и общество». То есть природа правит обществом.

Идеалистические концепции, в отличие от натурализма, отрывают общество от природы, чрезмерно его одухотворяя. Абсолютизация духовного фактора означает, что влиянии природных факторов в обществе не существенно. Обществом правит либо мировой дух (объективный идеализм), либо духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм).

Материалистические концепции пытаются преодолеть ограниченность, как натурализма, так и идеализма, Они рассматривают общество как СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ, в котором материальное (природное) и духовное (сверхприродное) тесно взаимосвязаны, однако материальное, в конечном счете, выступает как первичное, определяющее, по отношению к духовному.

В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.

1. ОБЩЕСТВОэто выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей.

2. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать ее законы, Но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственно основе и согласно собственной логике.

3. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные связи с другими людьми – социальные отношения.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ –формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их. Все социальные отношения можно разделить на материальные и духовные. Материальные – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их желания и воли, например, производственные, экономические отношения. Духовные отношения возникают и существуют на основе сознания и личного выбора людей. Люди могут отказаться от одних отношений и установить другие. Это моральные, правовые, политические и др. отношения.

Природа и сущность общества может быть представлена в виде системы.

ОБШЕСТВО КАК СИСТЕМАупорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются люди и социальные группы.

Основные особенности социальной системы. Общество обладает: 1) сложной иерархической структурой; 2) интегративным, объединительным качеством; 3) свойством самоуправляемости; 4) свойством приспособления.

И, наконец, общество – это открытая система, то есть испытывает на себе влияние внешнего мира.

В обществе, как системе можно, в свою очередь выделить подсистемы или сферы.Основные сферы общественной жизни.

Экономическая сфера – система экономических отношений; социальная сфера – отношения между группами людей; политическая сфера (политико-правовая) – отношения в обществе по поводу власти и права; духовная сфера (духовно-нравственная) – система отношений в области морали, религии, искусства, науки, идеологии и т.д.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

§ 1. Что такое общество?

Попытка с исторической точки зрения охарактеризовать природу общества позволяет нам определить его сущность с четырех временных сторон: прошлого, настоящего, будущего и вечного. Четыре определения дадут нам «объемное» представление об обществе как одной из главных тем социальной философии.

Итак, с точки зрения прошлого, общество — это продукт исторической деятельности людей, отражающий форму их совместного существования.

Попытка с онтологической точки зрения охарактеризовать общество приведет нас к выводу, что совместная форма существования людей, образующих общественные отношения во имя физического и морального выживания в агрессивном мире, делает эту общность частной формой существования природного мира. Следовательно, общество людей берет свое начало из природы, но ни в каком случае не приравнивается к ней. Свидетельством их родства выступает наличие законов как в природе, так и в обществе. Но если природные законы стабильны, универ- сальны и неизменны, то общественные законы неустойчивы, весьма часто имеют уникальный характер и изменяются от эпохи к эпохе, от одной культуры к другой. Причиной тому служит тот факт, что в природе «царит» необходимость, а в обществе — разные формы свобод. Однако, начиная еще со стоической школы, продолжая философией Спинозы, Гегеля и завершая марксизмом, мы помним, что любая свобода есть ни что иное, как осознанная необходимость.

Почему возникают общности людей, образующие первую ступень в зарождении социального общества? Общество возникает только гам, где происходит осознание разными людьми единства их интересов. В основе всякого интереса лежит потребность. Потребности людей становятся не только побудителем их активности, но и причиной объединения людей в различные союзы, высшей формой которых становится гражданское общество. Доминирующая потребность того или иного общества создает различные их типы.

Поскольку в обществе существует устойчивая связь в отношениях между его представителями, то оно развивается не хаотично, а упорядочен но. Упорядочение бытия общества обязано своему состоянию структуре. Социальная структура общества выражается її постоянстве связей между ее элементами. Основным элементом структурированного общества является человек, занимающий определенную позицию (статус) и выполняющий определенную функцию (роль). Объединение людей на основе их статусных и ролевых признаков в группы рождает объективное деление общества на классы, слои, группы, ст раты, ка- сты. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть кастовой, классовой, групповой, стратификационной, институциональной.

В каждом конкретном обществе различные люди, группы, классы, институты занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Исходя из принципа неравенства, социальный состав образует вертикальный иерархический порядок общественных и социальных образований. Неравенство людей и обязанностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории человечества. Гарантом стабильности сложившегося иерархического неравенства выступают социальные институты. Что это такое? С точки зрения Д. Дюркгейма социальный институт представляет собой «фабрику воспроизводства» социальных отношений и связей. Иначе говоря, под социальным институтом подразумевают определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы в обществе и поэтому воспроизводятся вновь и вновь. Социальные институты, структурируя общественное бытие, регулируют все сферы его жизни: экономическую, политическую, религиозную, научную, образовательную, семейную и др. Таким образом, социальный институт играет роль промежуточной формы бытия между жизнью отдельной личности и общества в целом.

Основные этапы в истории взаимодействия общества и природы. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современности

Взаимодействие общества с природой как естественным условием своей жизни не было одинаковым на разных ступенях исторического развития человечества. Поэтому представляется интересным проследить динамику исторических изменений во взаимодействии общества с природой, выделив с этой целью качественно отличающиеся друг от друга ступени или этапы общественно-исторического процесса. Поскольку общество взаимодействует с природой прежде всего через материальное производство, постольку возможно выделение таких исторических этапов во взаимоотношениях человечества с природой в зависимости от характера и уровня развития его производительных сил.

Читайте также:  Дети с отклонением слуха и зрения

Первый этап

0взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это период, когда человек был почти слит с природой и полностью зависел от нее. Средства к существованию человек добывает здесь с помощью примитивных орудий труда, беря их готовыми из природы. Он живет охотой, рыболовством и собирательством. В качестве жилища использует природные укрытия. Воздействие человека на природу очень слабое, хотя и тогда люди не были «ангелами» по отношению к природе. Пользуясь имеющимися биологическими ресурсами планеты, наши далекие предки могли наносить определенный урон природной среде, истощая растительный и животный мир на определенной территории. Этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».

Второй этап

В истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название «неолитическая революция», протекал по-разному, занимая по времени 3 — 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. В таких условиях меняется весь образ жизни человека. Активно преобразуя природу в процессе своей материально- производственной деятельности, человек осваивает новые территории, вырубает под пашни леса, создает ирригационные сооружения, строит поселения для оседлой жизни, развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.

На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Благополучие человека, обеспеченность его необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни почти целиком зависят от природных условий, климата, плодородия почвы, продуктивности животных и других естественных факторов. Главным и решающим условием богатства и власти одних людей над другими становятся права собственности на землю и, соответственно, на то, что на ней живет, произрастает, разводится или пасется.

Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей — городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни.

Вместе с тем, для данного периода жизни человечества его воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами для обеспечения растущих потребностей общества. Человек здесь стремится к покорению сил природы, рассматривая их как нечто чуждое и таящее угрозу своему существованию. Такое противопоставление человека природе было характерно прежде всего для средневекового христианства, формировавшего отношение к природе как к чему-то низменному и греховному в жизни человека. Человек должен был все свои помыслы устремлять не к земному, природному, а к небесному, к Богу.

Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.

Третий этап

Взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве. Источниками энергии для производственной деятельности человека здесь выступают не только сила ветра и воды, но прежде всего сила пара, а позднее — электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда, расширить до невиданных в прошлом масштабов воздействие человека на природу.

В хозяйственный оборот в постоянной растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Достигнутые результаты в преобразовании окружающей природной среды, в промышленном использовании ее ресурсов укрепляли убеждение в могуществе человеческого разума, в неограниченных возможностях человека господствовать над природой для ее использования в своих интересах.

Мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле.

Четвертый этап

Во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать — еще только намечаются его контуры) в наши дни – под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов нынешнего столетия. Превращение науки в непосредственную производительную силу, с одной стороны, поднимает на качественно новый уровень производственные возможности человека, а значит, приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, но, с другой – рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением.

Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться. Масштаб воздействия общества на природу в конце 20 века со всей очевидностью приобрел планетарный характер.

Человечество столкнулось с такими глобальными экологическими проблемами, как:

— «парниковый эффект» — явление, вызванное увеличением концентрации в атмосфере Земли газообразных веществ, в том числе и углекислого газа, что послужило одним из факторов повышения средней температуры на планете и глобальных климатических изменений;

кислотные дожди — смесь техногенных выбросов с осадками в виде дождя и снега, что приводит к отрицательным последствиям для человека и отдельных элементов биосферы ;

истощение «озонового слоя» и появления так называемых «озоновых дыр» — значительного пространства в озоносфере планеты с заметно пониженным содержанием озона. Истощение озонового слоя приводит к увеличение потока ультрафиолетовых лучей на земную поверхность, что создает опасность для всего живого на нашей планете. Ученые установили, что основной причиной истощения озонового слоя Земли является наличие в ее атмосфере большого количества хлорфторуглеродов, которые широко применяются в современном производстве и быту;

обезлесивание — заметное сокращение площади лесов на нашей планете в результате вырубки лесов для заготовки промышленной древесины, расчистки земель для сельхозугодий и пастбищ, для получения топлива, а также по причине загрязнения окружающей среды различными химическими и другими токсикантами. Сведение лесов — одна из самых серьезных экологических проблем, стоящих перед человечеством. Сведение лесов нарушает баланс кислорода и углерода в атмосфере, усиливает эрозию почв, нарушает гидрологический режим рек и т.д.

опустынивание — процесс, приводящий к потере природной экосистемой сплошного растительного покрова с дальнейшей невозможностью его восстановления без участия человека.

— угрожающее загрязнение среды различными токсикантами: опасными для здоровья человека и всей биосферы Земли отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, бытовой деятельности.

— опасность исчерпания энергетических, минеральных и сырьевых ресурсов, которыми располагает Земля.

Перечень экологических проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество на пороге 21 века, к сожалению, можно продолжать. Наличие таких проблем свидетельствует о возникновении «экологического кризиса». Конечно, понимание экологической опасности, нависшей над человечеством возникло не сегодня. Однако та острота, которой отличаются экологические проблемы последних десятилетий заставляют мировое сообщество по-новому относиться к ним. Осознание этой опасности как реальной заставило мировое сообщество искать пути решения экологических проблем. На форуме в Рио-де-Женейро в 1992 г. были приняты документы, в которых намечена программа действий по оптимизации взаимоотношений человечества с окружающей природной средой. В качестве наиболее преемлемой стратегии мирового сообщества выдвинута концепция устойчивого развития цивилизации, исходящая из учета взаимосвязи социально-экономического развития с сохранением исторически сложившихся экологических систем.

Свидетельством повышенного внимания человечества к вопросам взаимоотношений с природой может служить превращение экологии в одну из важнейших междисциплинарных наук современности. Сам термин «экология» происходит от греч. слов «ойкос» — дом, жилище или место обитания и «логос» — учение, наука. Он впервые был введен в науку немецким биологом Э.Геккелем. Изначально экология была наукой об отношении организмов и окружающей среды — разделом биологической науки, которым она продолжает оставаться. Ее интересует эволюция экосистем и биосферы в целом. С середины 20-х годов она оформилась как основа рационального природопользования и охраны живых организмов. А в конце ХХ в. складывается и социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. В числе основных ее разделов особое место занимает экологическая этика.

Одними из первых, кто осознал общепланетарный масштаб грозящих людям экологических опасностей и наметил возможные пути их преодоления, были отечественные ученые — естествоиспытатели и философы — представители «русского космизма» (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.). С именем К.Э. Циолковского связана разработка и обоснование космической концепции перспективного позитивного развития человеческой цивилизации. В.И. Вернадским предложен целый ряд концептуальных решений выявленных им противоречий мировой социоприродной системы на основе синтеза биосферно-космических представлений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Каким образом природа влияет на общество и общество влияет на природу примеры

AinuraIssa

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т. д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т. п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках — разведением цитрусовых.
Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т. д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т. д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.
Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Общество и природа

Одна из актуальных тем современного обществознания — взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в. заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий — природоохранительный аспект.

Читайте также:  Лексика с точки зрения сферы потребления

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) — это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) — это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа — это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) — это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) — люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним — «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда — это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества.

Г еографическая среда оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания.

Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Геосфера — это одна из концентрических оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, земная кора, мантия Земли и ядро Земли. Каждая из геосфер изучается отдельной наукой.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто свое, то, чего нет в природе.

Искусственная среда обитания — это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

  • 1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн — около 30 тыс. лет назад.
  • 2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.
  • 3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время:

«человек умелый» (примерно до 2 млн лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идет о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, все живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства — отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919).

Экология (по Геккелю) — учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии.

Социальная экология — наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят:

  • • уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
  • • в значительной мере истреблен лесной покров;
  • • стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
  • • мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;
  • • атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;
  • • частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;
  • • загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Эти новые знания представлены в ученый о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. — сфера разума) использовал в 1927 г. французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX в. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений.

Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы.

На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы:

  • 1. Природа — не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении ее богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека.
  • 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.
  • 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом.

Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания):

  • • в политической сфере — уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • • в экономической сфере — развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • • в социальной сфере — повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • • в духовной сфере — перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «природа»?
  • 2. В чем отличие естественной и искусственной окружающей среды?
  • 3. В чем смысл понятия «ноосфера»?
  • 4. Какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны?
  • 5. Какие группы глобальных проблем вам известны?
  • 6. В чем состоит стратегия совместного выживания человечества?
Источники:
  • http://people-ask.ru/nauki/prirodovedenie-i-geografiya/vliyanie-obschestva-na-prirodu
  • http://studopedia.ru/10_191945_vliyanie-prirodi-na-obshchestvo.html
  • http://studopedia.org/9-75319.html
  • http://texts.news/filosofiya-uchebnik-besplatno/chto-takoe-obschestvo-19517.html
  • http://studopedia.ru/3_198131_osnovnie-etapi-v-istorii-vzaimodeystviya-obshchestva-i-prirodi-ponyatie-ekosistemi-globalnie-ekologicheskie-problemi-sovremennosti.html
  • http://znanija.com/task/13310959
  • http://bstudy.net/616565/sotsiologiya/obschestvo_priroda