Меню Рубрики

Мышление с точки зрения психологии это

Познание, мышление — это

корень его жизни,

Высшей ступенью познания является мышление. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отражает связи и отношения между предметами и явлениями материального мира. Мышление характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других познавательных процессов. Рассмотри понятие мышления с точки зрения психологии и философии.

Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление (психология) (одна из психических функций) — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление является самой сложной формой психической деятельности, поэтому разные учёные, занимающиеся его изучением, дают разные определения в зависимости от того, на что конкретно в этом многогранном процессе они делают акцент. Психолог О.К.Тихомиров, объединяя различные существующие мнения, определяет мышление как познавательную деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредованным отражением действительности.

Психолог А.В.Брушлинский подчёркивал, что мышление — это прежде всего «отыскание и открытие существенно нового».

По мнению С.Л.Рубинштейна, разумное поведение должно быть адекватно ситуации и целесообразно использовать соотношения между предметами для опосредованного на них воздействия. Такое поведение должно достигаться не вслепую, а в результате познавательного выделения объективных условий, существенных для действия. Он подчёркивал также, что мышление не сводится к функционированию уже готовых знаний; оно должно быть раскрыто прежде всего как продуктивный процесс, способный приводить к новым знаниям.

Н.Н. Данилова предлагает рассматривать мышление как «процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.»

С точки зрения философии

«То, что мы называем мысями. зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»

Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

Понятие мышления у Платона

Платон считал, что процесс мышления — это процесс Припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

Понятие мышления у Декарта

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. А это означает, что нет никакой бессознательной психики. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, т.е. эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.

Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов — образов, умственных действий, волевых актов и т.д.

В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение. То есть следует сомневаться во всем, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчеркивал, что метод сомнения стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни часто для понимания сути вещей и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания. Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира, т.е. Декарт утверждает, что в желании познать объективную реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно ее отражают.Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ — сомнение во всем. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, т.е. на свои мысли и сомнения.

Понятие мышления у Спинозы

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Психология мышления

Мышление относят к рациональной ступени познания. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками – философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связь и отношения между познаваемыми объектами.

Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. Непосредственные впечатления от внешнего мира получаются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения важна и существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того, чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познавать обобщенно и опосредованно. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Опосредование – познание с использованием вспомогательных средств. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Таким образом, материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.

По своей функции регулятора деятельности мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью; своеобразный конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.

Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:

цель – ориентировочную основу для решения задач;

условия, в которых задается данная цель;

потребность в достижении цели, недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами.

Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то изначальных знаний.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Осознание проблемной ситуации – первый этап разрешения проблемы. На втором – происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска. На четвертом – появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи. Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой – ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом.

Мышление включает ряд операций:

сравнение – установление сходства и различия между объектами;

синтез – операция перехода от частей к целому;

анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам;

абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

С помощью этих операций осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения могут быть индуктивными (от частного к общему) и дедуктивными (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).

Изучение и описание мышления предполагает определение разнообразных его видов. Выделение видов мышления производят по различным основаниям.

По форме выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Абстрактно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление – это познание законов и правил. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

По степени развернутости различают интуитивное и аналитическое (дискурсивное) мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По степени новизны продукта и оригинальности выделяют творческое (продуктивное) и репродуктивное (воспроизводящее) мышление.

Таким образом, для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Разум (ум) — высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить. От понятия ума следует отличать понятие интеллекта.

Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Мышление (психология)

Содержание

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления [ править ]

С точки зрения психологии [ править ]

Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышле́ние — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

С точки зрения философии [ править ]

Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека.

  • Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями. зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей» Бертран Рассел. Философский словарь. 1996 г. стр.159.
Читайте также:  С чем связано резкое падение зрения

Понятие мышления у Декарта [ править ]

мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. А это означает, что нет никакой бессознательной психики. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, т.е. эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе.

Понятие мышления у Спинозы [ править ]

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Понятие мышления у Гегеля [ править ]

Понятие мышления у Маркса [ править ]

Особенности мышления [ править ]

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Виды мышления [ править ]

Выделяют следующие виды мышления:

Согласно другой классификации, мышление делится на:

  • Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.)
  • Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
  • Наглядно-действенное(Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

Виды мышления , обусловленные видами условных рефлексов [ править ]

Иван Петрович Павлов, изучая физиологический процесс, названный им условным рефлексом, сделал предположение, что этот процесс является основой формирования психических реакций всех живых организмов, включая процесс мышления человека современного вида.

Но как теперь выясняется, процесс мышления человека современного вида базируется не на одном, а на четырех видах условных рефлексов.

Первый вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов восприятия объектов действительности. Этот вид рефлексов определяет организацию жизнедеятельности основной массы живых организмов на Земле.

Второй вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов представления, ранее воспринимаемых индивидом объектов действительности. Соответствует уровню развития мозга высших обезьян.

Третий вид условных рефлексов — рефлексы на соотношение обобщенных образов, рефлексы, формирующие пока еще не отраженный современной психологией мышления и соответствующий уровню развития мозга неандертальца, обобщенно-образный вид мышления.

Четвертый вид — рефлексы на соотношение всех выше перечисленных образов, условно-рефлеторно связанных с условным обозначением соответствующего образа — словом. То есть это соответствующий уровню развития мозга человека современного вида условный рефлекс на соотношение понятий, или, что то же самое, понятийный вид мышления.

Твердохлебов Г.А. Физиология мышления. «Объединенный научный журнал» № 21, 2006, «Фонд правовых исследований»;

Разное [ править ]

Нарушения мышления при психических заболеваниях [ править ]

I. Нарушения динамики мышления. [ править ]

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно: • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика. • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации. • Мало задумываются над ответом. • Легко исправляют ошибки, если на них указать. • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются. • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. «Вязкость» мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способ работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). К них разный генез: • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности. • отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях. [ править ]

1. Снижение уровня обобщений В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что в мышлении больных доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям. Они утрачивают направленность на объективное содержание задания.

III. Нарушения мотивационного компонента мышления [ править ]

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии: а)Шизофреническое (классическое) резонерство. б)Эпилептическое резонерство в)Органическое резонерство

3. Некритичность. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

Мышление и речь с точки зрения психологии

Взаимосвязь мышления и речи

Мыслительная деятельность человека характеризуется ее взаимосвязью не только с чувственным познанием, наблюдается также связь между мышлением и речью. Именно эта связь обусловила принципиальное различие между психическим развитием человека и животных. Так, мышление животных всегда элементарное, простейшее, остается наглядно-действенным и не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Такое мышление имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемым предметом, который в определенной ситуации находится перед глазами. Подобное мышление взаимодействует с предметами в наглядно-действенном плане, не выходя за его пределы. И только с появлением речи возможно отвлечь от познаваемого объекта определенное свойство с закреплением, фиксацией представления или понятия о нем в специальном слове. Мысль, облекшись в слово, приобретает необходимую материальную оболочку, становясь непосредственной действительностью как для самого человека, так и для других людей.

Мышление в любой форме невозможно без языка, ведь возникновение и развитие всякой мысли происходит в неразрывной связи с речью. Чем основательнее и глубже продумана определенная мысль, тем более ясно и точно она находит выражение в словах, в устной и письменной речи. Напротив, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка определенных мыслей, тем отчетливее и понятнее становятся они сами.

Особенности мыслей и слов

Может создаться впечатление, что существование мысли не обусловлено словесной оболочкой, поскольку некоторые мысли трудно выражаются словами. На самом деле последнее означает, что еще не произошло формирование мысли, то есть она представляет собой смутное представление. Ясная мысль всегда выражается посредством четкой словесной формулировки. Нельзя считать правильным и положение о том, что мысль и речь, по существу, одно и то же. Как и то, что мышление представляет собой речь, лишенную звучания, а речь является «озвученным мышлением». Ошибочность этих положений заключается в том, что одна и та же мысль выражается разными способами и даже на разных языках. Наряду с этим есть слова-омонимы. Они разные, но одинаково звучат и пишутся (например «корень», «коса», «ключ»). Можно сказать, что одно и то же слово способно выражать различные мысли или понятия.

Многочисленные психологические эксперименты показали, что сложности в решении задач исчезают после формулирования испытуемыми своих рассуждений вслух. После воспроизведения своих рассуждений для других, индивид формулирует их и для самого себя. Имея закрепление в слове, мысль не может исчезнуть или угаснуть, она прочно фиксируется в устных или письменных формулировках речи.

Читайте также:  Как сделать зрение как у орла в домашних условиях

Мышление нормальных взрослых людей неразрывно связано с речью. Мысль не способна ни возникать, ни протекать, ни существовать вне вербальных единиц, вне речи. Человек мыслит в речевой форме, что обуславливает речевое мышление. Так, происходит не только формулирование мысли в речи, но и ее формирование и развитие.

Исследования мышления и речи

Психологи не оспаривают связь мышления и речи, но имеют разные мнения об их генетических корнях, а также о вопросах степени взаимосвязи и взаимовлияния. Так, первоначальные исследования мышления и речи показали, что они происходят от практической деятельности. Впоследствии Л. С. Выготский доказал, что мышление и речь психология должна рассматривать с позиции разных корней.

Лингвисты отрицали отождествление языка с поведением, выдвигая теорию, где ключевое понятие состояло в представлении о порождающей грамматике. Изучая, каким образом индивиды способны производить и понимать уникальные грамматические конструкции, ученые приходят к выводу, что для человека характерен некий доопытный механизм усвоения языка, языковые универсалии, детерминирующие процесс формирования речи. Подобные универсалии помогают овладеть естественным языком и сходными языками.

Именно это объясняет тот факт, что дети во всем мире осваивают языки с равной скоростью и демонстрируют при этом сходную последовательность этапов.

Анализ учеными взаимосвязи мышления и речи рассматривался и в соответствии с ведущим параметром. Можно выделить теорию лингвистической относительности Сепира – Уорфа, которая основана на позиции лингвистического детерминизма. Концепция доказывала, что структура языка формирует мышление и способ познания реальности. Последователи теории предположили, что люди, которые говорят на разных языках, по-разному мыслят и, соответственно, воспринимают мир. Язык организует индивидуальный и коллективный опыт, поэтому он может являться медиатором индивида и социума и задавать не только способы мышления, но и нормативную структуру поведения. Одновременно с этим, психология имеет доказательства того, что способность мыслить появляется раньше, чем способность реализовать мысль в языке. Доказательством этому являются эксперименты, демонстрирующие высокую степень интеллекта у животных и у детей, которые еще не владеют речью.

Главный вопрос, обсуждаемый учеными, заключается в характере реальной связи мышления и речи, их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в ходе своего развития. Существенный вклад в решение этой проблемы был внесен Л. С. Выготским, который полагал, что слово имеет такое же отношение к речи, как и к мышлению. Слово ученый представлял в виде живой клетки, содержащей в самом простом виде основные свойства, которые характерны для речевого мышления в целом. Слово нельзя считать ярлыком, наклеенным в качестве индивидуального названия на определенную вещь. Оно всегда обобщенно описывает вещь, явление или предмет, выступая как акт мышления. Но слово также представляет собой и средство общения, именно поэтому оно включено в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже нельзя отнести ни к речи, ни к мысли. Оно обретает свое значение и становится органичной частью того и другого. Выготский писал: «Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

Речь и мышление обладают разными генетическими корнями, первоначально выполняя различные функции и развиваясь отдельно друг от друга. Исходная функция речи — коммуникативная функция, а сама речь в качестве средства общения возникает по причине необходимости разделения и координации действий в осуществлении совместного труда людей. Наряду с этим при словесном общении содержание, которое передает речь, можно отнести к определенному классу явлений, что предполагает их обобщенное отражение, представленное фактом мышления. Например, указательный жест в качестве приема общения не несет в себе никакого обобщения, поэтому его нельзя отнести к мысли. В свою очередь, существуют виды мышления, не связанные с речью, например наглядно-действенное мышление, которое присутствует и у животных.

У ребенка и у высших животных ученые обнаружили своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением (мимика, жесты, выразительные движения). Они выражают состояние, но не являются знаками или обобщениями.

Мышление, с точки зрения психологии, его основные виды и формы

В психологии мышление является одним из ключевых понятий. Определение термина мышления с психологической точки зрения это процесс психической деятельности, отражающий действительность и являющийся наивысшей формой умственной активности человека.

Определение термина

Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Основные виды мышления

Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический типмышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Пралогическое мышление

Об этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.

Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.

Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

Читайте также:  Сколько стоят очки для зрения магазин

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

Меню навигации

На главную

Информация

Из архивов

Рекомендуем

Матрасы вип класса

Только на нашем сайте вы можете приобрести матрасы вип класса без переплат и дискомфорта

  • Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.

    Взгляды на проблему. Определение понятия мышления

    С точки зрения психологии

    В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

    Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

    С точки зрения философии

    В диалектической логике мышление — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека.

    • Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»

    Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

    Понятие мышления у Платона

    Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека — это воспоминания души, которая пребывала в мире идей перед тем, как вселиться в человеческое тело.

    Понятие мышления у Р. Декарта

    Под словом мышление я понимаю все, что происходит в нас таким образом, что мы это непосредственно замечаем сами; таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить

    Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.

    Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов — образов, умственных действий, волевых актов и т. д.

    В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение. То есть следует сомневаться во всём, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчёркивал, что метод сомнения стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни часто для понимания сути вещей и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания.

    Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира, то есть Декарт утверждает, что в желании познать объективную реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно её отражают.

    Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ — сомнение во всём. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, то есть на свои мысли и сомнения.

    Понятие мышления в истинном значении(т.е. соответствует реальности и удовлетворяет разум) Мышление-процесс соединения чувственных восприятий,переданными органами чувств,с предшествующей информацией,посредством которых разъясняется реальная действительность

    Понятие мышления у Спинозы

    Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

    Анатомия и мышление

    То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав её сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врождённая жёсткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры ещё не установлена.

    Ассоциативная кора

    Эти большие «неопределённые» области называют ассоциативной корой. Традиционная наука о мозге утверждает, что здесь образуются ассоциативные связи между специализированными областями и интегрируется приходящая из них информация. Кроме того, здесь, как полагают, текущая информация объединяется с эмоциями и воспоминаниями, что позволяет людям думать, решать, составлять планы.

    Так, например, считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, — сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений — со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя.

    Принято считать, что на наше решение при встрече с медведем или кошкой опосредованно влияют ассоциативные поля лобной доли. Интегрированная сенсорная картина события передаётся лобной коре. Благодаря обширным двусторонним связям с лимбической системой к этой картине добавляется эмоциональный оттенок, а также информация, взятая из памяти. Другие нервные связи тоже доставляют информацию, которая позволяет лобной коре оценить текущие требования организма и окружающей среды и выбрать среди них первоочередные — решить, что лучше, а что хуже для организма в данной ситуации. Лобная кора, по-видимому, ответственна и за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее, а также за нашу оценку различных обстоятельств в связи с этими целями.

    Где именно в коре происходят эти сложнейшие процессы фильтрации и абстрагирования данных и как они осуществляются, пока неизвестно. Однако, как показали современные методы исследования, большая часть того, что прежде называли «ассоциативной корой», возможно, состоит из ряда сенсорных зон всё более высокого порядка, наивысшая из которых получает, фильтрует и интегрирует информацию от различных органов чувств. Как отмечал Верной Маунткасл, основной тип строения коры — это вертикальные колонковидные образования, состоящие примерно из 100 клеток. Особая роль этих кортикальных колонок в «ассоциативных» полях, а также во всей коре, вероятно, связана с их способностью к установлению ассоциаций, то есть образованию временных связей, с другими колонками из других участков мозга. При изменении условий такие связи могут изменяться.

    При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека — использование языка — основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались — как приятные или неприятные. Обширные поражения этой зоны могут привести к потере долговременной памяти (или по крайней мере к неспособности извлекать из неё информацию). Очевидно, что функции лобных долей по составлению планов должны быть связаны с восстановлением в памяти соответствующих ситуаций из прошлого опыта; эти данные могут поступать из височной коры.

    Ещё один анатомический аспект, имеющий важное значение для понимания того, что такое сознание и язык, — это полушарная организация мозга.

    Большие полушария головного мозга

    Два полушария, составляющие передний мозг, в нескольких местах соединены между собой пучками волокон, из которых крупнейшим и важнейшим является мозолистое тело. Правое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела, а левое осуществляет аналогичный контроль над правой половиной. В отношении зрения и слуха полушарный контроль несколько сложнее. Поле зрения каждого глаза состоит из левой и правой половин. Информация из правой части поля зрения обоих глаз поступает только в левое полушарие, а из левой части — только в правое полушарие. Связь между зрительными зонами левого и правого полушарий в норме осуществляется через мозолистое тело. Человеческая речь в отличие от этих контралатеральных функций локализована только в одном из полушарий мозга.

    Наиболее глубокое проникновение в тайны физиологических основ мышления и сознания было достигнуто благодаря клиническому исследованию лиц с повреждениями мозга (результат несчастного случая, заболевания или хирургической операции), в частности тех, у кого вследствие операции полушария оказались отделёнными друг от друга.

    Особенности мышления

    Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

    Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

    Особенности мужского и женского мышления

    Развитие мозга началось несколько миллионов лет назад, когда предки современного человека начали питаться мясом, белки которого существенно ускорили развитие головного мозга. Добытчиками мяса были мужчины, что требовало больше физических и умственных сил, чем собирательство, которым занимались женщины. Так исторически сложилось, что мозг мужчины и женщины развивался в различных направлениях.

    Классификация мышления

    Операции мышления

    • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
    • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
    • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
    • Классификация — группировка предметов по признакам.
    • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
    • Конкретизация — выделение частного из общего.
    • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

    Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

    Источники:
    • http://studfiles.net/preview/3600665/page:7/
    • http://traditio.wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
    • http://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/myshlenie-i-rech/
    • http://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/myshlenie-s-tochki-zreniya-psihologii-ego-osnovnye-vidy-i-formy.html
    • http://www.braintools.ru/thinking