Меню Рубрики

Моя россия с точки зрения патриотизма

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость [1] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа [2] . Любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства [3] . Патриотизм способен приводить к таким негативным явлениям как шовинизм и ксенофобия. [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]

История происхождения понятия

Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания в XVIII веке, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику [12] [13] .

Представления о патриотизме связываются с любовью к родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное [14] [15] [16] . По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают [15] [17] .

В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

  • государственный (этатический) патриотизм — любовь к государству.
  • имперский патриотизм — лояльность (любовь) к империи и её правительству.
  • квасной патриотизм (ура-патриотизм) — гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.
  • полисный патриотизм — любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.
  • ультрапатриотизм — любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах [18] .
  • этнический патриотизм — любовь к своему этносу.
  • городской патриотизм — любовь к своему городу[19] .

Генезис идей патриотизма

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма [ источник не указан 2071 день ] .

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира» [20] )

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора. Возникло представление о римской державе как едином культурно-историческом пространстве, о Риме как общей родине всех цивилизованных жителей империи. Плиний Старший называл Италию «кормилицей и родительницей всех земель, избранной божественным провидением, чтобы еще больше прославить само небо, чтобы объединить разрозненные державы и смягчить обычаи, соединить воедино неблагозвучные и грубые языки столь многих народов с помощью уз единой речи, чтобы дать человечеству цивилизованность и стать единым отечеством для всех народов на земле». Суть «универсалистского» римского патриотизма, сформировавшегося в эпоху империи, хорошо отражена в известных словах императора-философа Марка Аврелия: «Город и отечество мне, Антонин, — Рим, а мне, человеку, — мир» [21] .

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма [22] . Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовала сближению народов Римской империи и препятствовала патриотизму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города [ источник не указан 2071 день ] . Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города (Деян. 19:-24-28).

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма [ источник не указан 2071 день ] .

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время [ источник не указан 2071 день ] .

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации) [ источник не указан 2024 дня ] . Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Патриотизму нередко противопоставляют космополитизм, как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей» [23] . В частности, подобное противопоставление в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» [24] .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви». Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка [25] , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране» [26] .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв, полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов» [27] . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» [23] . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» [28] .

Как отмечал академик Д. С. Лихачев в работе «Природа, родник, родина, просто доброта» [29] :

Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

Страна — это единство народа, природы и культуры.

А. А. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма» [30] указывает:

Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу

Патриотизм и религиозные учения

Христианство

Раннее христианство Последовательный универсализм и космополитизм [31] раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма [22] . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового , где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3, 11). Однако, лояльное по отношению к патриотизму толкование данного отрывка предложил известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев [32] : в параллельном, более раннем, месте Писания, тот же апостол Павел говорит: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам 3:27-28). Таким образом, то, что во Христе исчезают различия между людьми, национальные и половые, не означает, что они исчезают между людьми в земной жизни, иначе бы тот же апостол Павел не подчеркивал половые различия в целом ряде посланий.

По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику, «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» [33] Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» [34] .

Святой Амвросий Медиоланский включает патриотизм в иерархию ценностей христианина: «Справедливость же требует, чтобы мы прежде всего любили (pietas) Бога, затем отечество, далее родных (parentes) и, наконец, всех (остальных) людей» [35] .

Современные христианские авторы о патриотизме По мнению патриарха Алексия II:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев находит основания для христианского патриотизма в словах Писания о «пределах обитания», установленных Богом для народов (Деяния 17:26) [37] .

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано об этническом и гражданском измерении христианского патриотизма: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить своё отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам» [38] .

С другой стороны, по мнению [ значимость факта? ] православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» [39] .

Православный священник Даниил Сысоев был противником концепции, согласно которой патриотизм должен быть свойственен христианам. Он ввёл свой собственный термин «уранополитизм», которым обозначал стремление к небесному отечеству в противовес привязанности к отечеству земному.

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает [ значимость факта? ] патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» [40] .

В Евангелие от Иоанна, 15 гл., стихи 12 и 13: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Эти слова Иисуса Христа следует трактовать так [41] : «чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Нет больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь».

Патриотизм в государствах

После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные высокопоставленные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский. Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства. Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности. А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно национал-патриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции [42] .

Но с середины 1930-х годов Сталин стал пропагандировать национальный патриотизм, наряду с пролетариатом как прогрессивная историческая сила превозносился русский народ. Эта тенденция усилилась во время Великой Отечественной войны и достигла апогея в конце 1940-х — начале 1950-х годов, в период «борьбы с космополитизмом» [43] [44] .

ВЛКСМ главой 1 ст. 2 уставом утверждённый XIV съездом в 1962 году, закреплял за «комсомольцами» обязанность показывать пример в труде и учебе, участвовать в социалистическом соревновании, совершенствовать свою квалификацию, строго соблюдать трудовую и государственную дисциплину, всемерно беречь и приумножать общественную, социалистическую собственность — основу могущества и процветания Советской Родины. Закалять себя физически, регулярно заниматься спортом, быть готовым к труду и обороне СССР. Пунктом (г) устава ВЛКСМ закреплялось обязанность за комсомольцами быть самоотверженным патриотом Советской Родины, готовым отдать для нее все свои силы, а если понадобится — жизнь. [45] В 1989 году в Уставе XX съезда ВЛКСМ самопожертвование было убрано, а сам устав был изменен. [46] ЦК ВЛКСМ своим положением через свою пионерскую организацию массово распространял патриотизм среди школьников.

В конце 1960-х — начале 1980-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания [47] . Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества [48] . В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей [49] и т. д.

С распадом Советского Союза рухнула и система патриотического воспитания. Дети и молодежь, ранее окруженные вниманием различных государственных и общественных организаций, оказались предоставлены сами себе. Ряд негативных факторов в это время оказывал влияние на патриотизм граждан. Работа по патриотическому воспитанию осложнялась и отсутствием единого федерального центра координации такой работы [50] . В этих условиях центр тяжести переместился в регионы, каждый из которых предпринимал усилия в этом направлении. Лишь к началу 2000-х годов федеральный центр стал постепенно уделять больше внимания вопросам патриотического воспитания, возвращая себе пальму первенства в этом вопросе. В последние годы в России наблюдается рост числа патриотически настроенных граждан. По данным опросов, всё больше россиян считают себя патриотами — 69 % по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80 % по данным ВЦИОМ (2014 г.). Примером подъема патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

Президент России В. В. Путин 3 февраля 2016 года на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, отметил:

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»

Система патриотического воспитания в России имеет общественно-государственных характер и реализуется во всех сферах образования и культуры. Проводником патриотических ценностей является и уполномоченное от имени государства в проведении патриотической работы Федеральное Агентство по делам молодежи, а с 2015 года и отделение общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» — Юнармия.

Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

Формирование патриотических чувств студенческой молодежи России осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Машук», «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов» на Клязьме», «Ласточка», «АТР», «Бирюса», «Балтийский Артек», «I-Волга».

Свою деятельность, финансируемую из государственного бюджета, ведут (ФГБУ «Росвоенцентр» [51] и ФГБУ «Роспатриотцентр» [52] ), ориентированные на патриотическою работу со всеми возрастными группами.

В акции «Бессмертный полк» в 2015 году приняли участие 13 % молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет [61] .

Показателем заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан является наличие нормативно-правовых документов, регулирующих и поддерживающих работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

Понятие «патриотизм» в России сегодня активно набирает популярность. Если в 2006 году себя патриотами считали 30 % россиян, а в 2016 этот показатель составлял уже 57 %, то к июню 2017 года в России число считающих себя патриотами граждан увеличилось до 78 %. [62]

Документы регулирующие патриотическое воспитание в России:

  • Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе».
  • Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».
  • Федеральный конституционный закон о государственном гербе Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном гимне Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном флаге Российской Федерации.
  • Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» (с изм. и доп. 2014).
  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О погребении и похоронном деле».
  • Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изм. и доп. 2013).
  • Указ Президента РФ от 22 января 2006 г. N 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».
  • Постановление «Об утверждении Положения о деятельности организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях».
  • Постановление «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
  • Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
  • Постановление «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.».
  • Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»

Великобритания

Английский писатель Клай Стейплз Льюис писал в 1960 году об «амбивалентности патриотизма» и выделял 4 его разновидности [63] :

  1. Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
  2. Особое отношение к прошлому своей страны.
  3. Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
  4. Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.

В середине XX века формирование патриотизма в Японии было отнесено к ведению Управления национальной обороны (УНО)(после 9 января 2007 года Министерство обороны Японии). Воспитание патриотизма опиралось на традиционно японские моральные каноны, милитаризм, национализм [64]

Критика патриотизма

Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чём этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством [ значимость факта? ] . Профессор Чикагского университета [ уточнить ] сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности [66] . Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель [ источник не указан 1542 дня ] .

Патриотизм в Викисловаре
Патриотизм в Викицитатнике
Патриотизм на Викискладе
  • День патриота
  • Квасной патриотизм
  • Ксенофобия
  • Национализм
  • Ультранационализм
  • Шовинизм

Примечания

  1. ↑ Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999. «Патриотизм»
  2. ↑ Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  3. ↑ Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 164.
  4. ↑Проблема патриотизма в публицистике Л. Н. Толстого. cyberleninka.ru. Проверено 27 марта 2018.
  5. ↑Любовь Борусяк. Патриотизм и ксенофобия (рус.) . www.index.org.ru. Проверено 27 марта 2018.
  6. ↑Патриотизм как ксенофобия (результаты опроса молодых москвичей). cyberleninka.ru. Проверено 27 марта 2018.
  7. ↑10 причин перестать быть патриотом прямо сегодня / социология, патриотизм, общество. www.qwrt.ru. Проверено 27 марта 2018.
  8. ↑О выражении патриотизма и последствиях — Познер Online (рус.) , Познер Online. Проверено 27 марта 2018.
  9. ↑»Вот он. патриотизм»: СМИ Дагестана о беспорядках в Москве — ИА REGNUM (рус.) , ИА REGNUM. Проверено 27 марта 2018.
  10. ↑Духовные болезни общества. www.aha.ru. Проверено 27 марта 2018.
  11. 1-ebook.com: http://1-ebook.com.15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм — Философия (англ.) . scibook.net. Проверено 27 марта 2018.
  12. ↑Соответствующая статья в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  13. ↑Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
  14. Ксения Ларина; Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев.Культурный шок : российский патриотизм — разрушительная или созидательная сила?. Радио «Эхо Москвы» (30 августа 2008). Проверено 21 июля 2014.
  15. 12Подборка материалов на тему патриотизма на сайте ВЦИОМа.
  16. ↑ Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“» — Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия», 12 сентября2008. Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  17. ↑Информационный материалВЦИОМа. Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  18. ↑Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
  19. ↑Семиозис городского патриотизма: опыт осмысления теории и практики. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Проверено 9 июля 2016.Архивировано 9 июля 2016 года.
  20. ↑Гуманитарный ежегодник (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
  21. ↑А. Махлаюк. РИМСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
  22. 12Георгий Курбатов.Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города. Проверено 12 ноября 2012.Архивировано 19 ноября 2012 года.
  23. 12Космополитизм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб. , 1907—1909.
  24. ↑«космополиты». Электронная еврейская энциклопедия (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
  25. ↑Политический журнал — ТЕМА НОМЕРА — Возможна ли альтернатива для Pax Americana?
  26. ↑Универсализм прав человека и патриотизм (Ридель М.). «Электронная библиотека по философии». Проверено 21 июля 2014.
  27. Межуев, БорисСотворение космополиса. Журнал «ПОЛИС». Проверено 21 июля 2014.
  28. ↑Патриотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  29. ↑«Природа, родник, родина, просто доброта»
  30. ↑Ислам и проблемы национализма и патриотизма
  31. ↑Идеи раннего христианства (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
  32. ↑Андрей Кураев, «Как делают антисемитом».
  33. ↑Послание к Диогнету: Иустин Мученик
  34. ↑Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
  35. ↑«Об обязанностях священнослужителей. Книга 1»
  36. ↑Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
  37. ↑«Христианство и патриотизм»
  38. ↑«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
  39. Петр (Мещеринов), игум.Жизнь в церкви :: Размышления о патриотизме. «Церковный Вестник» (25 июня 2005). Проверено 21 июля 2014.
  40. ↑Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
  41. Евфимий Зигабен.Толкование Евангелия от Иоанна. Глава 15.
  42. Чунихин В. М.«Переворот». Журнал «Самиздат» (2011). Проверено 17 февраля 2015.
  43. ↑А. Вдовин. Русский народ и проблемы формирования советской исторической общности (1930-е гг.)
  44. ↑Пролетарский интернационализм или советский патриотизм?
  45. ↑Устав ВЛКСМ утверждённый XIV съездом 1962 году
  46. ↑Устав ВЛКСМ утверждённый XX съездом ВЛКСМ 1989 году
  47. ↑ Кочколда Г. А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования. Дис. к.ф.н. — М. — ВПА, 1990; Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Дис. к.ф.н. — М., Военный университет, 1995;Рощин А. В. Философско-социологический вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся. — М., ВПА. — 1982 и др.
  48. ↑ Каневский Б., Шебардин П. Чем заполнить духовный вакуум?//Армия. — 1993. — № 14. -С.37-42.; Петрий П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии в современных условиях (социально-философский анализ). Дис. к.ф.н. — М., Военный университет, 1995; Платонов О. А. Русская цивилизация. — М.: Роман-газета, 1995 и др.
  49. ↑ Соловей В. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. — № 2. — С.121.
  50. Бушуев А.С.Региональная модель патриотического воспитания молодежи: опыт постсоветского Татарстана // Власть. — 2012. — № 10 . — С. 86 . — ISSN2071-5358.
  51. ↑ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр)» — «История развития Росвоенцентра»
  52. ↑ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» — «Миссия / Цели»
  53. ↑Гордость России
  54. ↑Бессмертный полк
  55. ↑Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
  56. ↑ВолонтёрыПобеды
  57. ↑РВИО
  58. ↑«Поисковое движение России»
  59. ↑Моя страна — моя Россия
  60. ↑Ассамблея народов России
  61. ↑«Бессмертный полк» и память о войне. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2839 от 22.05.2015.
  62. ↑Опрос: Около 80% россиян считают себя патриотами. RuNews24.ru (12 июня 2017 года).
  63. ↑К. С. Льюис. Любовь.
  64. ↑Исследование боя : Исслед. деятельности и свойств человека как бойца / Подполк. Ген. штаба Н. Н. Головин. — Санкт-Петербург : экон. типо-лит., 1907. — [2, 192 с., 11 л. схем. : черт.; 25.]
  65. ↑Лев Толстой: Патриотизм или Мир?. Lib.Ru. Проверено 21 июля 2014.
  66. Igor Primoratz. Patriotism. — Humanity Books, 2002. — P. 105—112. — 298 p. — ISBN 1-57392-955-7.
  • Патриотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  • Л. Н. Толстой: Патриотизм или мир?. «philosophy.ru». Проверено 21 июля 2014.
  • Л. Н. Толстой: Патриотизм и правительство. Lib.Ru. Проверено 21 июля 2014.
  • Л. Н. Толстой: Христианство и патриотизм. «philosophy.ru». Проверено 21 июля 2014.
  • Н. М. Карамзин: О любви к отечеству и народной гордости. Lib.Ru. Проверено 21 июля 2014.
  • Демидова Е. И., Криворученко В. К.Патриотизм в своей идее неизменен // Эл. журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 6 — История .

Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Патриотизм

Незавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше любви к Родине.
Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его.
Николай Карамзин. О любви к отечеству и народной гордости (1802)

Патриотизм — любовь к отечеству (от греческого πατρίδα — родина). Любовь, как правило, выражается в стремлении сделать что-нибудь хорошее для объекта любви, а в данном случае подразумевает также уважение к нему, его истории, народу и культуре. И следовательно, патриотизм — желание сделать свою страну лучше, отталкиваясь не только от своего понимания о прекрасном, но и учитывая её сложный путь вместе с богатым опытом предков.

Содержание

[править] Либералы и патриотизм

Если рассматривать либерализм как абстрактную идеологию, то, несмотря даже на заложенную в либерализм доминанту ценностей индивидуализма, можно с уверенностью говорить о том, что сторонники либеральных идей вполне могут быть настоящими патриотами своей страны, так как, с одной стороны, любовь к родине и, с другой стороны, защита прав и свобод, вообще говоря, друг другу не противоречат.

На практике, однако, всё не так просто. Ещё в 1861 г. русский философ Б. Н. Чичерин определил 3 разных вида либерализма, разграничив положительный либерализм («охранительский») и две отрицательные разновидности — уличный (направленный на необузданное своеволие, скандалы и волнения, против любых авторитетов) и оппозиционный (направленный против действующей власти вне зависимости от правильности её действий, то есть, во многих случаях, направленный против интересов страны). Представителям этих негативистских форм либерализма сложно считаться полноценными патриотами, так как здоровый патриотизм выступает не против чего-то, а за что-то (а именно, за интересы своей страны).

В применении к современной ситуации, всё ещё сложнее. Хотя в теории либерализм может иметь разнообразные формы и проявления, в современном мире доминирует модель западного либерализма — американского и европейского. Это неудивительно, так как именно на Западе данная идеология получила наибольшее развитие (сказать, что она там возникла, будет не совсем верно — ведь идея прав и свобод существовала в человеческом обществе с древних времён). США со своими странами-союзниками неприкрыто пытаются навязывать остальному миру весьма специфическую версию либеральных ценностей — причём модель выстроена так, что экономическую и политическую выгоду от либерального мироустройства получают в первую очередь сами США. Либерализм в таком понимании является базовой идеологией Запада и инструментом влияния (далеко не всегда дружественного) на остальной мир: характерно, что либерализм в самих странах Запада и западный либерализм «на экспорт» — это разные вещи (см. двойные стандарты).

[править] Либерализм и патриотизм в современной России

В 2010-х гг. в России после провала попытки белоленточной революции в публичном дискурсе слово «либерал» стало практически антонимом слова «патриот». Дело в том, что публичные либералы были дискредитированы своим доминирующим участием в российской несистемной оппозиции, известной своей работой на страны Запада. При этом Запад во главе с США не слишком дружелюбно действует по отношению к России, ведя против неё информационную войну и разжигая цветные революции у российских границ. Также дискредитации либералов способствовала провальная экономическая и внешнеполитическая деятельность либерального правительства в 1990-е, равно как и некоторые связанные с реализацией либеральных идей негативные явления в современном обществе. Наконец, сыграли свою роль регулярные выпады различных либеральных деятелей и публицистов против важных элементов исторической памяти России и зачастую против самого российского народа (см. Либеральный цитатник).

В результате дискредитации либерализма сложилась следующая обстановка: одна часть либеральной общественности отстранилась от публичного выражения либеральных идей, при этом осталась плотно интегрированной с властью — фактически в России продолжает действовать вполне либеральная капиталистическая экономическая политика (роль государства в экономике сравнима с тем, что мы видим, например, во Франции), поддерживается высокий уровень прав и свобод. Многие такие либералы-государственники не согласны с политикой Запада и связывают свою судьбу с Россией, просто они видят решение проблем России в либеральном подходе к политике и экономике.

Другая часть российских либералов продолжает медийную деятельность по продвижению интересов Запада вопреки интересам России, прикрывая это идеологией либерализма в её западном понимании.

В ответ антироссийскому либеральному (или псевдолиберальному) дискурсу в 2000-е и 2010-е гг. в России стихийно сформировались разнообразные патриотические общественные движения и группы, более патриотично настроенными стали также государственные СМИ. Ситуация в информационной войне на внутреннем фронте изменилась не в пользу прозападных либералов.

[править] Отношение прозападных либералов к патриотизму

В России, однако, любые проявления патриотизма считаются в прозападных либеральных кругах постыдными. В качестве аргументов либералы приводят обычно следующие доводы:

  • 1. Любить уместно только ту страну, которая обеспечивает максимально высокий уровень жизни своим гражданам. Пока в России зарплаты и пенсии ниже, чем в США, быть патриотом России может только не умеющий считать деньги человек.
  • 2. Малоизвестный английский поэт произнёс с негодованием в XVIII веке, что «патриотизм — это последнее прибежище негодяев». Это достаточное основание, чтобы по умолчанию считать патриотов негодяями.
  • 3. Патриоты склонны ставить интересы своих соотечественников выше просто по той причине, что они свои. А это уже варварство, если не хуже того.

Доводов у критиков патриотизма довольно много — см. Либеральная демагогия.

Эта ситуация весьма парадоксальна. Получается, что на планете есть государства, которые прозападные оппозиционеры считают государствами первого сорта. США, Швейцария, Канада, Швеция… У этих государств — исходя из логики оппозиционеров — Россия должна учиться. Однако сложно припомнить хоть одну страну из этого списка, в которой патриотизм считался бы чем-то позорным. Наоборот, в любой из так называемых «цивилизованных» стран считается неприличным не быть патриотом.

Уместно задаться вопросом, сдерживают ли себя, например, американцы в проявлениях патриотизма? Отнюдь. Даже лошадей в цвета родного флага красят — не говоря уже про автомобили и мотоциклы. Улицы же и вовсе так густо занавешены звёздно-полосатыми полотнищами, как будто гражданам США снижают за публичное проявление любви к отечеству налог на недвижимость.[1]

[править] Почему прозападные либералы не любят патриотов?

Как можно разрешить описанное выше противоречие?

Только используя старую формулу — «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Страны первого сорта имеют право на патриотизм, страны третьего сорта — не имеют (двойные стандарты).

В головах у либералов западного толка есть пусть неприятная многим, но вполне себе непротиворечивая картина мира.

Западный мир — Штаты, Великобритания, Австралия и так далее — это некий аналог Древнего Рима, центр цивилизации. Все остальные страны являются варварскими, и «Рим» пытается их по мере возможности цивилизовать.

Любая конфронтация с «Римом» бессмысленна — так как «Рим», во-первых, необоримо силён, а во-вторых, только через подчинение «Риму» можно сделать свою варварскую страну немного более цивилизованной.

При этом вполне очевидно, что старые варварские порядки тормозят приход цивилизации, следовательно от них нужно избавиться. Вы не сможете налить в кружку смузи, пока не выльете из неё квас.

Таким образом патриотизм с точки зрения либералов вреден сразу по двум важным, но не озвучиваемым вслух причинам:

  • 1. Патриотизм отвращает варваров от неизбежного подчинения могучим Штатам и толкает их на опасный бунт.
  • 2. Патриотизм мешает варварам отбросить их старые варварские порядки и принять новые, цивилизованные.

Сами либералы, в свою очередь, воспринимают себя как эдаких представителей метрополии, которые живут в варварских селениях и самоотверженно пытаются привить окружающим их варварам хотя бы зачатки культуры.

Вполне логична и извечная мечта либералов об уютном домике в Лондоне: жить, с их точки зрения, разумеется, лучше в Империи, а не в какой-нибудь варварской стране.

Такая картина мира довольно цинична, но непротиворечива. Равно как нет никакого противоречия и в страстном желании майданящих разных стран стать колонией Запада: с их точки зрения, это единственный путь вперёд, в настоящую цивилизацию.

Патриоты же с этой точки зрения являются опасными бунтовщиками. Эдакими сепаратистами, которые противятся власти Империи.

Вопрос же «почему центром цивилизации является США, а не Россия или, скажем, Китай» прозападными либералами даже не ставится. В США средняя зарплата выше — и это вполне достаточный ответ. [2]

[править] Мифы о патриотизме

Патриотизм часто пытаются спутать с нацизмом, то есть с ненавистью ко всем странам, кроме своей. Или же со стремлением игнорировать любые проблемы в своей стране. С точки зрения большинства русофобов, любовь к своей стране — дикарский атавизм. При этом ненависть к своей стране считается явлением допустимым и даже положительным.

[править] «Патриотизм — последнее прибежище негодяя»

Автор слов «Патриотизм — последнее прибежище негодяя» — английский поэт 18 века Сэмюэль Джонсон. [3] Как следует из контекста, мистер Джонсон с большим уважением относился к патриотизму, а его яркая реплика относилась только к фальшивым патриотам.

Эту довольно банальную мысль либералы вывернули наизнанку и сейчас трактуют в ключе «быть патриотом — самое позорное из всего, до чего только может опуститься негодяй».

Однако, если дать себе труд хоть слегка задуматься, что же такого позорного в патриотизме? То, что некоторые патриоты были негодяями? Но по такой извращённой логике следует признать позорными, например, физкультуру и спорт: ведь горячим сторонником этих видов деятельности был сам Гитлер.

То, что кроме настоящих патриотов есть ещё и мошенники, которые только прикидываются таковыми, потому что им это выгодно? Но тогда стыдно быть не только патриотом, но и просто порядочным человеком. Ведь мошенники всегда прикидываются порядочными людьми.

Проще говоря, утверждение «быть патриотом стыдно» не основано ни на чём, кроме горячего желания «либералов» оправдать свою ненависть к Родине. Поэтому утверждение «патриотизм — последнее прибежище негодяя» легко парируется очевидным вопросом: «что именно позорного вы находите в патриотизме?». В фильме «Молот» изображён пример подобного диалога:
— Чё, патриот, что ли? (Главный злодей, которого играет Антон Шагин)

— А у тебя проблемы с этим? (Роль героя исполняет Алексей Чадов)

[править] Цитаты патриотов России

Александр Суворов, полководец

Кто любит своё отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству.

Александр Островский, драматург

Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни.

Александр Пушкин, поэт, писатель

. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.
. Для коих где хорошо, там и отечество, для коих все равно: бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить все русское – были бы только сыты…

Николай Булгаков, иерей

Любовь – это дар Божий. В том числе и любовь к Родине, к России. Если её нет, то начинаются рассуждения об «этой стране», о её недостатках в прошлом, настоящем и будущем, о ее «вопиющих несовершенствах», появляется горячее желание во что бы то ни стало сделать ее неРоссией. Но неРоссия уже есть – это весь остальной мир. А Россия только одна, со своей историей, географией и судьбой. Так же, впрочем, как и остальной мир. Но остальному миру разрешается быть каким угодно, а России – нельзя.

Бедные русофобы, им не позавидуешь. Родились и живут в стране, которую не понимают и не любят и мучаются оттого, что она такая, какая есть, оттого, что они в ней живут. Это то же самое, что жить с нелюбимой женой.

Если нет к ней любви, то всё в ней плохо, до мелочей, именно потому, что она такая. Это, действительно, мучительно и несвободно – как в тюрьме. Но ведь не в ней же самой главная причина твоих страданий, а в том, что в твоей душе нет любви к ней. Когда есть любовь, то всё хорошо, и нет несвободы.

Говорить без конца своей жене, что она не такая хорошая, как другие жены, – это значит просто мучить ее, морально убивать. Говорить своей матери, что она не такая хорошая, как другие матери, – это нравственное преступление. А Родина – это мать.

Источники:
  • http://ruxpert.ru/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC