Меню Рубрики

С точки зрения ганзена восприятие является процессом

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.

Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков*.

* Восприятие иначе называется перцепцией (от лат.perceptio– воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать его. Даже рассматривая обыкновенное множество точек, мы стремимся к их композиционной организации (рис. 33, 34).

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые – структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.

Рис. 33. Множество точек воспринимается как непрерывно меняющиеся узоры из рядов и квадратов. В этом проявляется системноорганизующая тенденция зрительной системы.

Рис. 34. При восприятии даже бессодержательных изображений зрительная система проявляет тенденцию к их структурной и смысловой организации.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия – перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов – образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая – составляет из установленных подобразов целостное изображение.

Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. (Поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.)

Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы (фреймы – «скелеты»). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки актуализированного фрейма – и наши глаза ищут соответствующую детализацию.

В формировании перцептивного образа левое и правое полушария мозга осуществляют различные функции. Сенсорная сторона восприятия обслуживается правым, а категориальная, смысловая его сторона – левым полушарием мозга.

Триста лет назад английский философ Джон Локк в своем трактате «Опыт о человеческом разуме» утверждал: «Человеческий мозг от рождения – чистая доска; на ней чертит свои узоры мир, который мы воспринимаем своими органами чувств. Наш учитель – опыт. Нет ничего выше опыта и ничего, что могло бы его заменить». Но уже современник Локка немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц возразил Локку: «Да, верно, все доставлено разуму органами чувств. за исключением самого разума». Нуждается ли наше зрение в связи с другими органами чувств, в опытном научении посредством осязания? Уже новорожденные цыплята, не имеющие никакого жизненного опыта, клюют все, что похоже на зерно (например, шарики) и игнорируют предметы, непохожие на зерна (например, пирамиды и треугольники). Однодневные цыплята хорошо отличают ястреба от других птиц. Наряду с этим в многочисленных экспериментах показано, что длительная депривация зрительного анализатора сразу после рождения животного вызывает у него значительные поведенческие аномалии. А когда немецкий врач Макс фон Зендем удалил катаракту нескольким слепорожденным детям, то оказалось, что долгое время для этих детей видимый мир не имел смысла – привычные предметы они узнавали исключительно на ощупь. Только в повседневной зрительной практике развиваются природные возможности зрительного анализатора и он становится основным информационным каналом человеческого мозга, во многих случаях являясь «учителем» других органов чувств. (Сделайте так называемый «японский замок»: скрестив руки, наложите ладонь правой руки на ладонь левой так, чтобы большие пальцы рук оказались внизу, и выверните эту «конструкцию» вовнутрь–так, чтобы большие пальцы рук оказались сверху. В этом непривычном положении рук вы не сразу пошевелите пальцем правой (или левой) руки: вам захочется зрительно определить, где ваша соответствующая рука.)

Роль зрения велика. Какова же его природная первооснова? Уже после нескольких часов от рождения младенцы охотнее рассматривают пестрые объекты, чем однотонные; изгибы линий в контурах предметов вызывают у них большее внимание. Четырехдневный малыш отдает предпочтение овалу с контурами человеческого лица. Это свидетельствует о том, что работа человеческого мозга организуется не только посредством слова, но и посредством эмоционально значимых зрительных образов.

Как же формируются зрительные образы?

Прежде всего зрительная система обнаруживает определенный зрительный сигнал – стимул. Затем этот сигнал опознается как определенный зрительный объект – сенсорный комплекс относится к определенному классу объектов (это – стол, это – стул). Это опознание производится по наиболее информативным частям контура объекта. Можно ли изобразить кошку с помощью одних прямых линий? Можно, если эти линии соединяют наиболее информативные изгибы линий, характерные для образа кошки (рис. 35).

На заключительной стадии осуществляется более тонкая дифференциация: различаются индивидуальные особенности объекта – и мы видим конкретного знакомого нам человека, узнаем свою вещь. В зрительной и моторной памяти (в глазодвигательном мышечном анализаторе) формируется комплекс опознавательных признаков. Сенсорные данные плоскостного изображения (картины, схемы) мозг переводит в реальный трехмерный образ.

Рис. 35. В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями, мы тем не менее без труда узнаем кошку (по Эттниву).

Движения глаза исследуют объект восприятия, задерживаясь более продолжительно на самых информативных его точках (рис. 36). Причем эти информативные точки, пункты в одном и том же объекте могут быть разными в зависимости от включенности объекта в ту или иную деятельность субъекта восприятия. Рассматривая лицо человека, мы задерживаем основное внимание на глазах, носе, рте. А рассматривая картину Репина «Не ждали», мы будем преимущественно фиксировать взором то, что помогает нам найти ответ на разные вопросы. Как писал Гете: «Мир каждый видит в облике ином, и каждый прав – так много смысла в нем».

При первом знакомстве с объектом осуществляется первичное планирование его зрительного исследования – зрительная система прокладывает себе путь для дальнейшего детального анализа.

Читайте также:  Куда отдать мальчика с плохим зрением

Наши глаза постоянно совершают микродвижения – высокочастотный тремор (100 герц) и саккадические (крупные) скачки. При этом глаз может видеть даже очень тонкую линию – меньше диаметра одного фоторецептора (она будет переходить с одного фоторецептора на другой, а их в одном квадратном миллиметре сетчатки около 50 тыс.).

На пути зрительного сигнала от сетчатки к затылочным областям коры мозга находится промежуточная база его переработки – наружные коленчатые тела (НКТ). Благодаря им отсеивается все то, что препятствует формированию зрительного образа (например, высокочастотные перепады яркости). Таким образом, в мозг передается не картинка, сфокусированная на сетчатке, а информация для его аналитико-синтетической деятельности.

Рис. 36 Запись движений глаз (окулограмма) при восприятии объекта. Фиксируются наиболее информативные точки контура, зрительный маршрут структурно организован.

Когда в 1959 году сотрудники Гарвардского медицинского института физиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визел ввели микроэлектрод в затылочную область мозга кошки, то они с удивлением обнаружили, что на один нейрон мозга сходятся возбуждения от нескольких тысяч фоторецепторов глаза.

Визел и Хьюбел обнаружили также, что различные поля зрительной коры ответственны за детекцию отдельных элементов зрительного стимула – прямых линий, дуг, углов, пространственной ориентации линий. Миллионы зрительных полей с узкой специализацией! В дальнейшем было установлено, что от каждого поля-детектора в глубь мозга простираются столбообразные образования с сотнями тысяч нервных клеток и каждый фоторецептор соединен не с одним, а с тысячами мозговых нейронов. Дискретные сигналы от сетчатки преобразуются в сложных мозговых структурах в нейронные ансамбли, адекватные отображаемому объекту (рис. 37). Насколько велик мир, настолько велико и множество мозговых структур и подструктур, обеспечивающих его отражение.

Общее представление о восприятии

Переход от сенсорных образов к перцептивным – это переход от анализа раздражителей к анализу и синтезу отраженных в ощущениях чувственных свойств объектов. Восприятие – это психический познавательный процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом.

Восприятие является сложным процессом, предполагающим выделение из множества признаков основных, ведущих с одновременным отвлечением от несущественных и сопоставлением воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете ( Б.Г.Ананьев, 1996). Это процесс включает выдвижение гипотез, принятие решений. Если гипотеза о предмете совпадает с поступающей информацией, происходит его узнавание. Если — нет, поиск продолжается до тех пор, пока человек не придет к верному решению. При восприятии знакомых предметов процесс узнавания осуществляется симультанно (мгновенно), при восприятии незнакомых предметов – сукцессивно (развернуто).

Восприятие – это активный процесс, благодаря которому человек не просто отражает предметы и пассивно регистрирует их характеристики. Анализируя и сентизируя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познает их свойства, относит к определенным категориям.

Одним из важнейших свойств перцептивного образа является его предметность. Предметность восприятия проявляется в реальности отражаемых объектов, объективированности образа (человек отражает предмет как существующий вне его), означенности ( образы восприятия фиксируются в системе значений), константности (относительном постоянстве образа предмета при изменяющихся условиях восприятия), полимодальности (множественности качественных характеристик образа).

Перцептивный образ имеет два плана: чувственный и предметный, что обусловлено двуплановостью стимулов. Принято различать дистальный и проксимальный стимулы. Дистальным стимулом выступает целостный физический объект. Его субъективное отражение является проксимальным стимулом (Рис. 1.).

Восприятие классифицируется по нескольким основаниям: по ведущему анализатору выделяют зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие.

Наиболее сложными видами восприятия являются восприятие пространства, времени и движения. Восприятие пространства рассматривалось в психологии с двух позиций, которые нашли отражение в концепциях опосредованного и непосредственного восприятия пространства.

Первая является традиционной и представлена в работах В.Вундта, И.Мюллера, Г.Гельмгольца и др. Предполагалось существование абсолютного визуального пространства. Считалось, что человеком отражаются геометрические свойства пространства: протяженность, удаленность, форма, величина объектов. Геометризация приводила к утрате объемного пространства. Необходимыми были дополнительные источники информации: зрительные и незрительные (например, моторные или осязательные), требующие последующей обработки. Определенная роль отводилась практике и прошлому опыту.

Сторонники данного подхода полагали, что восприятие пространства имеет чувственную основу в виде ощущений. Наряду с такими важными параметрами как качество, интенсивность и длительность, протяженность ощущений рассматривается как исходный материал для возникновения сложных пространственных представлений.

Рис. 1 Двойственность восприятия (по А.Д. Логвиненко)

Вторая точка зрения на восприятие пространства связана с исследованиями Дж.Гибсона, который полагал, что восприятие пространства без восприятия непрерывной фоновой поверхности не существует: «Мир состоит из основной поверхности, а не из тел в пустом пространстве» (Дж. Гибсон, 1988). Он его называл «экологическим миром» или «миром на экологическом уровне». Информация, необходимая для восприятия, заключена в световом потоке. Восприятие детерминировано инвариантами светового потока. Гибсон верил, что в световом потоке потенциально содержится в виде инвариантов полная информация о любом из предметов, находящимся в зрительном поле, т.е. информация, заключенная в «свете», выступает стимулом для восприятия.

Отмеченные подходы к восприятию пространства, скорее, дополняют, чем исключают друг друга, поскольку позволяют посмотреть на данную проблему с точки зрения психофизики и современной экологической оптики.

Восприятие времени является процессом отражения человеком продолжительности или длительности событий. Существует два подхода в объяснении восприятия времени. Первый подход связывает восприятие времени с биологическими процессами (Х.Хогланд), второй — с когнитивными (Р.Орнштейн). В качестве биологического механизма восприятия времени рассматриваются биологические ритмы, с помощью которых организм «сравнивает» продолжительность действия различных стимулов и событий: биение пульса, сердцебиение, дыхание, метаболизм и др. Согласно гипотезе Хогланда, мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекающих в организме обменных процессов, которые в свою очередь влияют на восприятие времени. С его точки зрения, повышение температуры тела приводит к тому, что биологические часы «начинают спешить». Испытуемые с повышенной температурой тела воспринимают определенные промежутки времени как более длительные. Понижение температуры тела приводит к «замедлению работы» биологических часов. Результатом является недооценка промежутков времени ( Х.Т.Шиффман, 2003 ).

Некоторые лекарственные препараты влияют на восприятие времени. Те лекарства, которые ускоряют обменные процессы в организме, приводят к переоценке времени (кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле). Препараты, замедляющие метаболические процессы, оказывают противоположное действие. Есть данные о влиянии на восприятие времени кофе, алкоголя, наркотиков. Так, кофе способствует переоценке времени, алкоголь – его недооценке. Марихуана может приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени.

С точки зрения когнитивного подхода восприятие времени объясняется процессом переработки информации. Р.Орнштейн считал, что восприятие времени зависит от того, что сохранили в памяти. Продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной в этот период времени. Восприятию его как более продолжительного будет способствовать либо увеличение числа событий, либо их усложнение. Чем больше объем сохраненной информации, тем более продолжительным воспринимается промежуток времени.

Кроме того, установлено, что неприятная информация запоминается хуже, чем нейтральная и воспринимается как более быстротечная. По прошествии времени кажется, что приятное или интересное событие длилось дольше, чем это было на самом деле.

Читайте также:  Закон ома с точки зрения электронной теории

Восприятие движения обеспечивается специальными мозговыми клетками, причем каждый тип клеток лучше реагирует на определенное направление и скорость движения. Кроме того, движение объектов воспринимается лучше в случае его относительности, т.е. когда он перемещается на структурированном фоне по сравнению с движением на темном или на однородном фоне. При отсутствии этого фона вероятность ошибок восприятия движения возрастает. Восприятие движения регулируется обратной связью, т.е. сигналами о движении глаз и головы.

Одной из интересных в психологии восприятия является проблема адекватности – неадекватности отражения реальности. Искаженное восприятие предметов окружающего мира называют иллюзиями. Иллюзия переводится буквально переводится как «обман», «обманчивое представление». Их различают по модальности: зрительные, осязательные, температурные и др. Наиболее изученными являются иллюзорные эффекты зрительного восприятия двухмерных контурных изображений – оптико-геометрические иллюзии, а также иллюзии контраста.

Примерами могут служить иллюзии Мюллера-Лайера и М.Понцо. Одинаковые отрезки воспринимаются как разные в зависимости от направленности вовнутрь или вовне ограничивающих их стрелок.

Рис. 2. Иллюзия Мюллера-Лайера

Горизонтальные линии равны между собой. Та линия, которая ближе к точке пересечения, кажется длиннее (Рис. 2).

Рис. 3. Иллюзия Понцо

Принцип, используемый в теории линейной перспективы, состоит в том, что линии в реальной сцене, идущие от зрителя, должны казаться сходящимися в некоторой точке — так называемой точке схода. Простым примером могут служить два параллельных рельса железной дороги: кажется, что они сходятся вдали в некоторой точке.

Примером контрастной иллюзии также может служить восприятие серой полоски на светлом фоне как более темной, чем на черном.

Рис.4. Иллюзия Вундта

Влияние контраста, приводящее к искаженному восприятию формы, иллюстрируют иллюзии Вундта (рис. 4) и Эббингауза (рис. 5). Так, параллельные прямые линии на рис. 3 кажутся изогнутыми в середине. Центральный круг на рис. 5 «А», благодаря окружающим его маленьким кружкам, кажется больше, чем есть на самом деле. А идентичный ему по величине центральный круг 5 «Б», окруженный большими по величине кругами, кажется меньше, чем в реальности.

Рис. 5 Иллюзия Эббингауза

Известны иллюзии восприятия величин. Из двух предметов равного веса, но разных размеров, меньший кажется тяжелее (иллюзия Шерпантье), металлический шар воспринимается более тяжелым, чем пластмассовый того же веса (иллюзия Делоффа).

2.3. Теория восприятия *

Впервые восприятие стало изучаться в 19 веке. С этого времени четко прослеживаются два основных подхода – структурный и функциональный, каждый из которых объединяет группу проблем и психологические школы, их решающие.

Структурный подход рассматривал строение и составные части восприятия как отдельного феномена психической реальности. В рамках этого подхода изучались структура и свойства психического образа, соотношение образа и объекта, структура отражающей системы. Он воплотился в механистическом и организмическом направлениях. Механистическое направление представлено ассоционизмом, психологией сознания и бихевиоризмом. Организмическое направление было реализовано в гештальтпсихологии.

Яркими представителями механистического направления в структурализме являются Э.Титченер и В.Вундт. Они считали, что воспринимаемые человеком предметы при аналитической интроспекции оказываются структурами элементарных ощущений. Ощущения – элементы, «кирпичики восприятия». Чтобы понять механизмы восприятия, нужно выделить и изучить эти элементы. Воспринимаемые объекты и явления – это комбинации элементарных ощущений.

Психология сознания опиралась на методологию естественных наук того времени. Объектом лабораторных исследований выступали сами психологи, которые владели техникой аналитической интроспекции и могли избежать такого экспериментального артефакта, как «ошибка стимула», то есть описание предмета восприятия в его терминах с привлечением ассоциативно связанных с объектом образов памяти как результата прошлых перцепций. Это нашло отражение в законе структурализма, согласно которому образы восприятия представляют сумму элементарных ощущений, возникающих при изолированном предъявлении единичного стимула и связанные между собой посредством механизма ассоциаций. Последние выполняют роль связующего компонента, своеобразного «раствора», скрепляющего в единый ансамбль изолированные, дискретные, «чистые ощущения». Кроме того, в психический образ встраиваются субъективные элементы сознания – эмоции, добавляя субъективный компонент отражаемого объекта физической реальности.

В бихевиоризме психические процессы как проявление скрытого от внешнего наблюдателя, а потому и ненаучного подхода к изучению психики, слабо изучались. В рамках необихевиоризма они рассматривались как промежуточные переменные. Ярким представителем этого подхода является Э.Брунсвик. В качестве элементов восприятия он рассматривал сенсомоторные отношения или акты поведения, пары «стимул-реакция». Э.Брунсвик предполагал, что, если известно большинство таких отношений в перцептивном поведении, то можно предсказать итоговое ориентировочное поведение индивида. Совокупность актов поведения приводит к формированию «перцептивные карты» — целостного психического образа с фиксацией алгоритма действий индивида с объектами физической реальности.

Организмический подход представлен гештальтпсихологами М.Вертгеймером, В.Келлером, К.Коффкой и др. С их точки зрения воспринимаемое нельзя свести к чувственной основе. Содержанием восприятия является целостный образ, имеющий определенные формы – гештальты. Разложение восприятия на элементарные составляющие без утраты его смысла невозможно. Если известная мелодия прозвучит в новой оранжировке, то она все равно останется узнаваемой, поскольку воспринимаются не отдельные ноты, а связь между ними. Восприятие — не простая алгебраическая сумма ощущений, а более структурированная и содержательная сущность. Рассматривается не суммация, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, и целостный образ как его конечный продукт.

Основными понятиями гештальтпсихологии являются фигура и фон, форма, структура, конфигурация.

Фигура – это часть перцептивного поля, выступающая из фона, имеющая определенную форму, структурированная.

Фон – часть перцептивного поля, служащая задним планом для фигуры, неструктурированная.

Форма – образование, придающее определенные очертания фигуре, контуру.

Структура – образование, имеющее определенное строение.

Конфигурация – структура, включающая элементы, каждый из которых может восприниматься как фигура или фон.

Гештальтистами были сформулированы законы организации восприятия. Основными их них являются следующие: закон фигуры и фона, прегнантности, транспозиции.

Закон фигуры и фона трактуется следующим образом: благодаря фону фигура кажется более значительной и лучше запоминается.

Согласно закону прегнантности («хорошей формы»), чем форма проще и стабильнее, тем меньше информации требуется для ее распознавания. Форма будет настолько хорошей, насколько позволяют условия.

Закон транспозиции или узнавания структуры состоит в том, что целое остается неизменным, хотя его элементы могут меняться.

Кроме того, гештальтисты ввели гипотетическую конструкцию «зрительное поле». В.Келлер считал, что перцептивные процессы ведут себя подобно токам в электролитах. Зрительное поле формируется благодаря распределению токов в коре головного мозга. Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это связывающие силы которые имеют векторную природу.

Существуют определенные законы зрительного поля:

— чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними;

— чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы;

— чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы;

— чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.

Читайте также:  Почему не могу выйти замуж с точки зрения церкви

В рамках функционального подхода рассматривались такие проблемы, как активный характер восприятия, генетическое становление данного процесса, процессуальная сторона формирования образа, психофизиологическая основа восприятия. Родоначальником данного подхода является У.Джемс, который считал сознание динамической, изменяющейся сущностью, имеющей не застывшую, статичную структуру, а представляющую собой поток, перманентно изменяющуюся субстанцию. «Поток сознания» имеет два фазовых состояния, различающихся по скорости изменения впечатлений – медленные и быстрые. Фокус (ясные впечатления сознания) и периферия ( нечеткие размытые впечатления) сменяют друг друга, исходя из значимости объектов внешнего мира для актуального состояния индивида. Меняется не объект восприятия, а наше впечатление о нем.

Функциональный подход реализовался также в концепциях Г.Гельмгольца, Дж.Гибсона и когнитивной психологии. По мнению Г.Гельмгольца, человек не просто пассивно поддается потоку впечатлений, а активно наблюдает, то есть настраивает свои органы чувств для различения воздействий с максимальной точностью. Восприятие рассматривается как результат встречи идущего из внешнего мира и того, что уже есть у индивида. Его гипотеза состоит в том, что каждому рецептору соответствует одно ощущение. Основываясь на взаимодействии таких факторов, как прошлый опыт и непосредственные чувственные данные, Гельмгольц выделяет три вида образов: первичный образ (образуется физиологическими механизмами), образ в представлении (знание человека об окружающем мире, формирующееся на базе реминисценций) и перцептивный образ (синтез первичного образа и образа в представлении).

В когнитивной психологии восприятие преимущественно изучалось Дж. Брунером и У.Найссером. Дж.Брунер трактовал восприятие как процесс категоризации. Категория – это набор правил, по которым можно объединять явления действительности. Категоризация основана на использовании отличительных признаков объектов. Восприятие обусловлено «готовностью категорий», то есть наличием обобщенных схем, которые способствуют правильному отнесению объектов к определенным категориям. Готовность минимизирует ошибки в восприятии. (Дж.Брунер, 1977).

В теории У.Найссера восприятие рассматривается как непрерывный цикличный процесс, который определяется когнитивной схемой. Схема – это часть перцептивного цикла, которая модифицируется опытом человека и специфична в отношении воспринимаемых объектов. Когнитивные схемы рассматриваются У.Найссером как предвосхищающие, поскольку обеспечивают готовность к восприятию. Таким образом, в когнитивной психологии восприятие рассматривается как процесс непрерывного обследования и сбора информации.

В рамках функционального подхода к изучению восприятия особое место занимает экологическая оптика Дж.Гибсона. Она предполагает обусловленность зрительного восприятия той средой обитания, в которой существует индивид. Стимул трактуется как код, структурная характеристика с зашифрованной информацией об окружающей среде. Она не существует физически, а является характеристикой светового потока. По Гибсону, субъект сначала видит опорную поверхность и пространство, затем – все более и более мелкие компоненты среды. Человек воспринимает структуру окружающего мира благодаря тому, что воспринимает свет, который, отражаясь, сам приобретает эту структуру. Структурированный свет может быть представлен в виде совокупности встроенных друг в друга телесных углов, образованных лучами отраженного от окружающей среды света. Основания этих углов образованы гранями компонентов окружающей среды, а вершины сходятся в точке наблюдения.

Инвариантная структура светового потока — это ее константа, содержащая информацию об объективных событиях, которая используется в процессе восприятия для возникновения чувственных образов. Процесс восприятия по Гибсону представляет собой извлечение информации из инвариантов светового потока.

Целостное представление о восприятии разработано в рамках деятельностного подхода. Предметом изучения выступает перцептивная деятельность, реализуемая психофизиологическим ансамблем скоординированных функциональных систем. Соотношение объекта и образа зависит от трех групп факторов, учет которых необходим в процессе экспериментального изучения восприятия: физических свойств объектов, психологических особенностей субъекта и объективных условий восприятия.

Плодотворной для понимания процесса и механизмов формирования психического образа является гипотеза А.Н.Леотьева об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта. Это составляет сущность семантической парадигмы психологии восприятия, согласно которой связующей силой и организующей основой образа является значение как совокупность объективного знания, набора фактических характеристик объектов реальности. Значение подвергается индивидуальной коррекции, основанной на потребностно – мотивационной и эмоциональной сферах личности, преобразуясь в личностный смысл. (А.Н.Леонтьев., 1977). Последний определяет сугубо индивидуальную, персонифицированную модель действительности, воспринимаемой человеком.

Многообразие подходов к изучению восприятия отразилось в четырех основных парадигмах.

Физическая парадигма или тождества непосредственной давности отражает отношения равенства между дистальным и проксимальным стимулами. Образ восприятия является точной копией физических объектов (Э.Титченер, И.Мюллер).

Психофизическая парадигма представлена классической психофизикой (Г.Т.Фехнер, С.Стивенс). Объектом изучения выступает психофизическая связь между чувственной тканью и проксимальным стимулом в процессе восприятия, что нашло отражение в психофизических законах.

Экологическая парадигма связана с экологической оптикой Дж.Гибсона, в которой объектом исследования выступает связь между дистальными и проксимальными стимулами. Дистальный стимул позволяет отражать мир как существующий независимо от субъекта (видимый мир), проксимальный стимул дает так называемое «картинное» видение мира (видимое поле).

Семантическая парадигма основывается на концепции деятельности. Возникновение перцептивного образа опосредовано активностью человека. Поэтому связь между предметным содержанием и чувственной тканью динамична. Двуплановость перцептивного образа характеризуется двумя видами стимулов: дистальным и проксимальным.

Тест для самоконтроля

1. Слияние ощущений различной модальности называется:

2. Восприятие это психический процесс непосредственного отражения предметов вцелом, в совокупности их свойств и сторон?

3. С точки зрения какого психолога, перцептивный образ образуется вследствие взаимодействия чувственных ощущений и прошлого опыта:

4. Хеморецепторы несут информацию об изменениях:

а) во внешнем мире;

б) внутри организма;

в) положения тела в пространстве.

5. Ощущение, связанное с температурным режимом организма относится к группе:

6. Согласно какому закону гештальтпсихологии целостность образа не меняется при изменении его элементов:

б) фигуры и фона;

7. Под дистальным стимулом понимается целостный физический объект, отдаленный от субъекта:

8. В русле какой парадигмы изучается восприятие в отечественной психологии:

9. Сточки зрения какого психолога, переменная потока энергии, называемая инвариантом рассматривается как стимул восприятия:

10. Контактные и дистантные ощущения в ходят в группу:

11. Кто является автором гипотезы об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта:

12. Кто является автором непрерывной циклической модели восприятия:

13. Отношение равенства между дистальным и проксимальным стимулами отражается:

а) психофизической парадигме;

б) физической парадигме;

в) экологической парадигме;

г) семантической парадигме.

14. «Схема тела» связана с ощущениями:

15. В каком из направлений восприятие понимается как процесс непрерывного обследования и сбора информации:

б) когнитивной психологии;

д) психологии деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976.

2. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1978.

3. Зинченко В.П. Образ и действие. – М., 1997.

4. Когнитивная психология. /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М., 2002.

5. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1885.

6. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1976.

7. Рок И. Введение в зрительное восприятие: в 2 т. – М., 1980.

8. Шеррингтон Ч.С. Интегральная деятельность нервной системы. – Л.,1969.

Источники:
  • http://lektsia.com/7x1d09.html