Меню Рубрики

Кто с точки зрения является главным героем поэмы медный всадник

Поэтическое произведение «Медный всадник» было создано Пушкиным в имении Болдино в 1833 году в очень плодотворный период для поэта. Но к большому сожалению это великолепное сочинение не прошло царскую цензуру Николая I. К печати в одном из современных на то время литературных журналов в 1834 году было допущено только его начало. После смерти Пушкина в 1837 году с внесенными В. А. Жуковским изменениями поэма все-таки увидела свет в журнале «Современник». А вот без всех цензурных исправлений, которые искажали авторский смысл, произведение было напечатано уже только в 1904 году.

Поэма «Медный всадник» стало последней стихотворной повестью А. С. Пушкина о государе Российском Петре Первом и о «петербургском» периоде в истории России. Главные герои поэмы «Медный всадник» — самый заурядный человек — житель Петербурга — и мифическая статуя Петра I. Однако тут как всегда у Пушкина все не так-то и просто.

В произведении повествуется о трагической судьбе обычного и ничем не приметного жителя Евгения, пострадавшего во время страшного наводнения на реке Неве. Этот сюжет стал основой для исторических и философских обобщений, тесно связанных с ролью царя-реформатора в российской истории и судьбой его главного детища – Петербурга. Это произведение стало первой урбанистической поэмой в русской литературе.

Маленький человек

Поэма «Медный всадник» считается одним из самых совершенных произведений гениального поэта. Она была написана четырехстопным ямбом. Сразу нужно отметить и то, как точно и художественно Пушкин создает зрительные и слуховые образы. Сначала можно услышать праздничную столичную роскошь в блеске и шуме балов и шипенье бокалов, а затем — увидеть бедного и потрясенного Евгения, в шаге от безумства он ходит по мостовой Невы.

Произведение представлено как трагическая повесть, в которой несчастный чиновник — главный герой. Медный всадник же символизирует государство, с которым обычному человеку, вступившему с ним в противостояние, никогда не стать победителем. Тема «маленького» человека, ничтожного и жалкого героя была очень популярной среди поэтов и писателей конца 20-х годов.

Петр Первый

Самый первый появившийся главный герой – медный всадник Петр I, который не появляется в произведении как исторический персонаж, а представлен как изваяние обожествленной статуи, и здесь совсем не идет речь о времени его царствования. Его эпоха для писателя стала длительным периодом в истории государства российского, который не закончился и после смерти царя-реформатора. Пушкин не обращается к истокам эпохи Петра, его больше интересуют итоги современности. Он взглянул на Петра с высокой исторической точки событий недавнего прошлого – в 1824 году 7 ноября, когда в Петербурге случилось ужасное наводнение, ставшее центральным сюжетом произведения, где произошел конфликт между городом и стихией. И это исторический факт, документальность которого подтверждается самим автором в предисловии и примечаниях.

Несчастный Евгений

Второй главный герой в поэме «Медный всадник» и центральный персонаж — это Евгений. Лица остальных петербургских жителей неразличимы, это толпящийся «народ» на улице, тонущий от наводнения в первой части, и равнодушный и холодный люд во второй. Реальным фоном стала знаменитая Сенатская площадь Северной столицы, улицы и захолустье, где до наводнения находился «ветхий домик» любимой девушки Евгения — Параши — и ее матери-вдовы.

Евгений сошел у с ума от случившейся трагедии, узнав, что его любимая погибла от неожиданно нахлынувшей страшной природной стихии. Он уже не возвращается к себе домой, а становится несчастным городским сумасшедшим.

Мифологический главный герой — медный всадник

Достаточно важную роль в произведении играет легендарно-мифологический смысловой план, он сразу представлен в самом заголовке поэмы – «Медный всадник». Затем во вступлении с историческим фактом он оттеняет сюжет, повествующий о судьбе Евгения и о наводнении.

Кумир на бронзовом коне время от времени напоминает о себе и становится кульминацией поэмы, в которой главный герой — медный всадник — гонится за Евгением. Тут уже проявляется образ основного мифологического персонажа, который доминирует в сюжете, а тем временем Петербург уже теряет реальные очертания и превращается в пространство условное и мифологическое.

Пушкин специально представляет своего героя без особых примет, как самого простого человека из толпы, мечтающего о тихом семейном счастье. В финале поэмы Евгений, бедный, одинокий и никому не нужный, неожиданно прозревает и находит, что во всех его бедах виноват «горделивый истукан», и тогда он обрушивает на него свой гнев.

В поэме четко прослеживается извечный конфликт между государством, безразличным к проблемам народа, и простой человеческой личностью, разрешения которого так и не было найдено.

Анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»

Автор: Guru · Опубликовано 16.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

История создания

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Автор собрал различные видения личности правителя-реформатора, чтобы наиболее полно оценить Петровское время.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

Проблематика

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
  • Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Читайте также:  Болят глаза и красные ухудшилось зрение

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

Образ Петра Первого до сих пор вызывает противоречивые эмоции у современников. Нельзя не признавать его заслуг перед Россией, ума и силы, но и закрывать глаза на страдания народа, на плечи которого ложились вся последствия реформ — так же невозможно. Как относиться к нему, решайте сами, а А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал разностороннюю и многогранную личность императора, которая описана также в сочинении «Образ Медного всадника».

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

Маленький человек

Образ маленького человека в поэме представлен в лице Евгения. А.С. Пушкин даже не дает фамилию своему герою. Мечты и стремления его заключены вокруг семьи и семейного счастья, он не стремится что-либо изменить в своем бедном положении, не тоскует о прошлом и ничем не отличается от обычных мелких чиновников Петербурга. Злобный шепот на Петра заключен только в рамках собственных душевных терзаний, не является конструктивной и глубокой критикой. Он считает реформатора виновником смерти Параши, не более. Больное мышление оживляет самодержавца, герой в ужасе убегает от всадника. Подробнее мы написали об этом в сочинении об образе маленького человека в поэме «Медный всадник».

«Медный всадник» главные герои

Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в русской, но и в мировой литературе. Произведения Пушкина – сказки, поэмы, стихи, повести и рассказы – бесценное наследие, которым владеет наше поколение. Главный герой “Медный всадник” мелкий чиновник Евгений, который видит смысл жизни в семье, детях и тихой жизни с возлюбленной. Описание его душевного состояния, внутреннего мира сходно с погодой в Петербурге. В поэме “Медный всадник” герой одинок, духовно слаб, потерян. После смерти любимой он сходит с ума, глазами безумного человека Петербург выглядит правдиво, праздно и уныло.

Характеристика героев “Медный всадник”

Главные герои

Бедный чиновник, когда-то принадлежавший к знатному роду. Живёт мечтами, заботами о будущем. Хочет поскорее встретится со своей возлюбленной, живущей на другом берегу Невы. Из-за непогоды Нева выходит из берегов, что омрачает Евгения, он томится без возлюбленной. Засыпая, герой мечтает о семье, доме и детях. Добравшись на место трагедии, Евгений видит развалины и трупы, сходит с ума. Много дней он бродит, ночует на улицах, живёт подаянием. Однажды повторяется непогода, он снова находится возле памятника Петру, вспоминает всё, грозит ему. В забытье Евгению кажется, что владыка разгневан и преследует его.

Медный всадник

Олицетворение Петра I, его величия, его заслуг и ошибок. Этот образ у Пушкина двойственен. В первом случае – мудрый правитель, справедливый и всевидящий владыка, родоначальник реформ, нововведений, защитник слабых, “отец” просвещения. С другой стороны – обычный человек, недальновидный, грубый, самодурство которого принесло немало бед. Медный всадник преследует несчастного сумасшедшего, это очень символичный, многозначительный образ. Петра Первого многие видели ни разумным правителем, а деспотичным тираном.

Второстепенные персонажи

Перевозчик

В непогоду за гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной.

Возлюбленная Евгения, которая живёт на берегу Невы с обратной стороны залива в маленьком домишке вместе со своей матерью. Это всё, что известно о героине. Она погибает во время наводнения. Параша – главный смысл существования Евгения, потеряв её, он теряет будущее. Проходит время и Евгения находят мёртвым – он утонул в Неве и выброшен на островок.

По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.

Кто является главным героем поэмы «Медный всадник»?

Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?

Стихотворную поэму «Мелный всадник» Александр Пушкин написал в 1833 году.

В начале поэмы поэт рассказывает о памятнике Петру І, стоявшему на берегу Невы в Петрограде. Даже поэму автор назвал именем памятника — Мехдный всадник. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что именно медный всадник является главным героем поэмы.

Но все-таки главного героя называет сам Пушкин (Пришел Евгений молодой. Мы будем нашего героя звать этим именем).

В основе сюжета лежит трагическая судьба молодого человека Евгения. В результате сильного наводнения в Петербурге погибли люди, были разрушены дома. Погибла любимая девушка Евгения. А сам Евгений сошел с ума, а вскоре и умер.

Кто с точки зрения является главным героем поэмы медный всадник

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» в 9 классе

Цель уроков: обогащение эмоционально-образного восприятия Санкт-Петербурга, раскрытие символической и мифопоэтической природы образа города.

В начале урока учитель обращается к учащимся со следующими вопросами:
— Какие новые грани образа Петербурга вы увидели в поэме?
— Почему Пушкин называет свою самую петербургскую поэму «Медный всадник», и почему эта поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?
Но прежде чем ответить на этот вопрос, учитель предлагает вспомнить все известные имена Петербурга (официальные и неофициальные наименования) и поговорить о гранях, которые открываются перед нами при указании на то или иное имя города. ( Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград — Санкт-Петербург; Петербург, Северный Рим, Парадиз, Северная Венеция, Петрополь, Северная Пальмира, Новый Вавилон, Град Антихристов ).
После обсуждения этих вопросов учащимся предлагается обратить внимание на отрывок из произведения К.Н. Батюшкова «Прогулка в Академию Художеств» (1817), которое явилось литературным фоном поэмы Пушкина, т.е. тем произведением, которое отразилось на историко-философском содержании и художественной системе «Медного всадника»: «И воображение мое представило мне Петра, который в первый раз обозревал берега дикой Невы, ныне столь прекрасные! Из крепости Нюсканц еще гремели шведские пушки, устье Невы еще было покрыто неприятелем, и частые ружейные выстрелы раздавались по болотным берегам, когда великая мысль родилась в уме великого человека. Здесь будет город, сказал он, чудо света. Сюда призову все художества, все искусства. Здесь художества, искусства, гражданские установления и законы победят самою природу. Сказал — и Петербург возник из дикого болота».
— С какой частью поэмы перекликается этот отрывок?
— Каким видит герой Батюшкова сотворение Петербурга?
— Что нового мы увидели у Пушкина?
Поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть».
— Что значит повесть? (Роман — повествование о судьбе общества; повесть — повествование о судьбе человека; рассказ — повествование об одном случае из жизни человека — определения И. С. Грачевой).
— О чьей судьбе должно бы было вестись повествование?
— О ком ведется повествование?
— Кто, с вашей точки зрения, является главным героем поэмы?
Учащимся предлагается стилистическая работа по сопоставлению редакций первой строфы вступления к поэме. Сопоставление разных редакций, вариантов текста позволит выявить развитие авторской мысли в процессе создания произведения.

На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

На берегах Варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Петр. Пред ним катилась
Уединенная

Однажды близ пустынных волн
Стоял задумавшись глубоко
Великий муж. Пред ним широко
Неслась пустынная Нева.

Однажды близ Балтийских волн
Стоял задумавшись глубоко
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

— Почему Пушкин в конце концов, имея уже три варианта начала, замещает имя Петра на местоимение «он», которое, к тому же, выделяет курсивом?
Назовите главного героя поэмы (учащиеся называют все центральные образы поэмы) . Но все же главный герой — Евгений. Почему же поэма называется «Медный всадник»?
— Какие чувства вызывает у вас Евгений?
— Как к нему относится Пушкин?
— В какой момент появляется эпитет «бедный»? Что означает это слово?
— Что таит в себе безумие Евгения?

В конце урока задается основной, проблемный вопрос, с обсуждения которого начинается следующий урок:
— Почему «Медный всадник во время стихии не покидает постамента, а буйство маленького человека заставляет его сорваться с пьедестала?
Класс делится на группы (4 — 5), учащимся дается время на обсуждение, они должны записать главный тезис ответа в тетрадь. Затем все ответы записываются на доске учителем (или ассистентом).

Урок начинается с обсуждения проблемного вопроса. Затем внимание учащихся акцентируется на образе Петра:
— Как меняется отношение Пушкина к Петру в этой поэме? Запишите все наименования Петра. (Он в черновых редакциях вступления к поэме — великий Петр, великий муж, великий царь) — кумир на бронзовом коне — кумир с простертою рукой — строитель чудотворный — мощный властелин судьбы — державец полумира — горделивый истукан — грозный царь — Всадник Медный)
— Как проявляется оценка Петра в этих наименованиях?
— Почему же все-таки «горделивый истукан» срывается с места, когда к нему обращает свои угрозы (даже не прозвучавшие) Евгений?
— Какие чувства вызывает у вас Евгений?
— Сравните два отрывка (в начале: «Итак, домой пришед Евгений / стряхнул шинель, разделся, лег. И размечтался как поэт» и в конце: «Кругом подножия кумира / Безумец бедный обошел И вдруг стремглав / Бежать пустился…»). Каким стилем они написаны? Что ассоциативно напоминает то, что происходит в душе Евгения, когда он решается на бунт? Этим вопросом необходимо направить учащихся на то, чтобы они увидели родство между буйством стихии и бунтом (возмущением против «строителя чудотворного») Евгения.

Читайте также:  Очки и оправы силуэт для зрения
Итак, домой пришед Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Все прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт.
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе. » И вдруг стремглав
Бежать пустился.

Затем учитель предлагает вернуться к наименованиям города, распространенных в разное время, в разных культурных традициях (о которых говорилось в начале первого урока):
На каких наименованиях Петербурга, с вашей точки зрения, мог бы поставить акцент Пушкин?
После обсуждения этого вопроса учитель обращает внимание на то, что мотивы пушкинского «Медного всадника» в решении темы Петра, Петербурга, судеб России и личности нашли свое продолжение и развитие в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Некрасова, Ап. Григорьева, В. Брюсова, И. Анненского, А. Белого. В связи с этим учащимся предлагается работа по группам, в ходе которой им нужно найти отголоски поэмы Пушкина «Медный всадник» в стихотворениях А. Блока и И. Анненского. Нужно отметить, что предложенные нами стихотворения представляют собой своеобразный цикл: в начале А. Блок пишет стихотворение «Вися над городом всемирным…» (18 октября 1905), затем И. Анненский пишет стихотворение «Петербург» (1910) — ответ Блоку. Кроме того, мы взяли еще одно стихотворение, принадлежащее перу А. Блока, — «Петр» (1904).
В конце урока учитель подводит итоги и дает домашнее задание: ответьте письменно (мини-сочинение) на вопрос: Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение? (Контрольный эксперимент, позволяющий определить результативность разработанной нами системы уроков).

Нужно отметить, что проведенные нами уроки по изучению поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» помогли открыть учащимся новые грани в понимании и восприятии образа Петербурга в историко-культурном и историко-литературном аспекте.
Начиная урок с беседы обо всех официальных и неофициальных наименованиях города, мы ставили перед собой цель создать установку на восприятие и дальнейший анализ поэмы «Медный всадник», в которой образ города является одним из главных. Следует сказать, что учащиеся хорошо справились с этой задачей: они назвали не только все известные имена города, но и объяснили, какие грани образа Петербурга открывают перед нами эти имена. Например, Северный Рим – наименование, имеющее анаграмму «мир»; это наименование отсылает нас к идее создания города-символа возрождения России; город, который задумывался своим создателем как «новый Рим» – в пику и первым двум империям, и «Риму третьему», Москве. Эта работа позволила ближе подойти к теме Петербурга в поэме Пушкина, а также увидеть пушкинский взгляд на город.
Работая с отрывком из произведения К.Н. Батюшкова «Прогулка в Академию Художеств» (1817), учащиеся отмечают следующие слова, которые стали для Пушкина импульсом для разработки собственного образа города: «берега дикой Невы», «здесь будет город…чудо света», сюда призову все художества, все искусства», «. победят самою природу», «сказал – и Петербург возник». Но вот ответить на вопрос о том, что нового мы видим у Пушкина, представляется им затруднительно. Так, например, они отмечают следующее:

Батюшков Пушкин
I I
Дикий Зыбкий
I I
Первозданная природа Невозможность создания
города на этом месте

Но объяснить, почему у Пушкина возникает другой эпитет, они не могут.
В одном из ответов была отмечена не только зыбкость образа города, но и губительность противостояния великого человека природе, что приготовляет будущую трагедию Евгения. Но нужно отметить, к нашему сожалению, эта мысль оказалась не развитой в других ответах учащихся, так как девятиклассники пребывают под обаянием как образа любимого ими города, так и образа его величественного создателя.
Используя в разборе поэмы стилистический эксперимент, в ходе которого сопоставляются редакции первой строфы вступления к поэме, мы делали попытку помочь учащимся осмыслить образ Петра как творца, демиурга города. И это они видят. Учащиеся в ходе рассуждений говорят о том, что, подбирая определяемое слово к эпитету «великий», который не вызывает сомнения у писателя, Пушкин доводит образ Петра до облика божества. И если «Петр», «царь», «муж» – это все великие люди, но все же просто люди (конкретные), то местоимение «он» включает в себя все, указывает на всеобщность. Однако обезличенности образа они, к сожалению, не увидели.
Кроме того, говоря об обожествлении образа Петра, девятиклассники вспоминали «Надпись первую к статуе Петра Великого» М.В. Ломоносова – стихотворение, котором также звучит эта тема.

Се образ изваян премудрого Героя,
Что ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером учредил,
Рожденный к скипетру, простер в работу руки
Монаршу власть скрывая, чтоб нам открыть науки.

Когда он стоил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов;
И словом, се есть Петр, отечества Отец;
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

Затруднение вызвал вопрос о главном герое поэмы. Были названы город, Петр, стихия и только в последнюю очередь Евгений. Все это верно, но в ходе рассуждений школьников выяснилось, что они не видят трагедии маленького человека Евгения, считают его случайной жертвой обезумевшей стихии, не сочувствуют «безумцу бедному». С одной стороны, причиной этому является социальный фактор, а с другой стороны, любовь к своему городу.
Отвечая на ключевой вопрос, почему Медный всадник во время стихии не покидает постамента, а буйство маленького человека заставляет его сорваться с пьедестала, у учащихся возникли следующие ответы:

  • Евгений становится равен Петру.
  • Бог не терпит противления своей воле.
  • Безумный Евгений в безумии прозревает.
  • Наводнение – бунт природы.
  • Жизнь Евгения сметена стихией.
  • Евгений недостоин города.
  • Кумир – идеал, кумир – властитель.
  • Медный всадник гонится за истиной, не стремится изгнать Евгения.

Все эти ответы, на наш взгляд, показывают, что учащиеся видят, что малый и ничтожный Евгений становится вдруг равен «кумиру на бронзовом коне» и находит в себе силы грозить «державцу полумира», а именно этого боится «грозный царь». Медному всаднику не страшна стихийная вспышка (бунт природы, наводнение), а единичный возглас «бедного» Евгения, мятеж одной души грозное величие государственности не может снести и ужасом погони заставляет смириться, забыть те мысли, которые вдруг «страшно прояснились». Мысль о том, что обыкновенный, «маленький» человек Евгений «недостоин города (версия 6), звучала на уроке неоднократно. И именно это является доминантой отношения к Евгению.
Говоря о том, как изменяется на протяжении поэмы образ Петра, и анализируя то, как называет его в поэме Пушкин, учащиеся видят, что постепенно исчезает слово «великий». К концу поэмы оно заменяется словом «кумир» (тот, кого превозносят, а «великий» – это сущность человека). При этом учащиеся не сразу увидели отрицательные интонации, звучащие в этом слове. В ходе лексической работы над этим словом выяснилось, что «кумир» значит для девятиклассников «образец». Нет связи слова с языческим идолом, мнимым, ложным богом. И только лексический комментарий слова помог обнаружить второй план оценки Петра в пушкинской поэме. Таким образом, смещение лексического значения может вести к смещению смысла.
С каждым новым именем происходит возвышение Петра над миром, при этом возникают негативные коннотации (истукан – бесчувственный человек). Идол, истукан, кумир – все мнимо. За местоимением «он» скрывается либо Христос, либо Антихрист.
Кроме того, мы обратили внимание учащихся на наименование «грозный царь». Естественно, что ассоциации отнесли девятиклассников к царю Ивану Грозному, образ которого для них связан прежде всего с убийством сына. Таким образом, перед школьниками возникает образ Петра – тирана, человека жестокого и непредсказуемого.
Суммарные ответы учащихся при возврате к разговору об официальных и неофициальных наименованиях Петербурга (вопрос о том, на каких наименованиях делает акцент Пушкин в поэме), можно представить в следующей схеме:

1. Северная Пальмира (наименование, которое звучит как «полмира») Град, созданный по плану Петра, «державца полумира»
2. Петрополь, Петроград Царский град, град Петра
3. Град Антихристов Петр, как обезличенная сила, бесчеловечная, бездушная
4. Северный Рим (наименование имеет анаграмму «мир») Идея перемещения столицы мира («Все флаги будут в гости к нам»)

Учащиеся видят, что в поэме воплотилось не одно какое-то значение, а несколько. Постепенно, через значения великого города, возникает город бессмысленный, уязвимый, в котором под угрозой поставлены волей Петра обыкновенные люди, которыми пренебрегает Медный всадник.
Работа по группам также не вызвала затруднения у учащихся. Так, анализируя стихотворение А. Блока «Петр» (см. Приложение), они отмечали, что тональность стихотворения соотносится со следующими именами Петра в поэме: Кумир с простертою рукой, Грозный царь, Мощный властелин судьбы, Он (дьявол). В строках «Пускай невинность из угла / протяжно молит о пощаде. » они видят образ Евгения. Жестокость, властность Петра звучит в строках «Там, на скале, веселый царь / Взмахнул зловонное кадило. »; «В руке простертой вспыхнет меч / Над затихающей столицей». Образ змея проступает на протяжении всего стихотворения.
Говоря о стихотворении И. Анненского «Петербург» (см. Приложение), учащиеся говорили о том, что в нем вырисовывается образ Царя-Бога, создателя людей («Сочинил ли нас царский указ?» – причем обращает на себя внимание глагол «сочинил», который придает уничижительный оттенок этой строке). Учащиеся обращают внимание на «желтый» цвет, который одновременно является символом болезни и символом имперской власти.
Анализируя стихотворение А. Блока «Вися над городом всемирным. » (см. Приложение), учащиеся замечают, что в Медном всаднике олицетворяется Петр («И предок царственно-чугунный / Все так же бредит на змее…»). Важно употребление слова «чугунный», который создает уничижительный контраст в соседстве со словом «царственный». Слово «бредит» относит нас к восприятию творца города сумасшедшим, который построил чудо-град, несмотря ни на что, пойдя против природы. Кроме того, в стихотворении отчетливо звучит небрежение маленькому человеку: «Уже на домах веют флаги, / Готовы новые птенцы, / Но тихи струи невской влаги, / И слепы темные дворцы».
Привлечение стихотворений А. Блока и И. Анненского, в которых сделан акцент на бесчеловечии Петербурга, града, возникшего по замыслу Петра, помогает учащимся увидеть и актуализировать идеи, на которые обращает внимание А.С.Пушкин в своей поэме «Медный всадник».
В целом же учащиеся в ходе урока смогли погрузиться в мир поэмы «Медный всадник», увидеть взаимодействие образов Петра, Евгения, стихии, увидеть отображение образа Петербурга в поэме, а также увидеть то, как уже поэты ХХ века продолжили разработку заявленной Пушкиным темы.

Проведенная итоговая письменная работа «Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?» (контрольный эксперимент, который позволяет оценить результативность разработанной нами системы уроков) имеет следующую цель: выявление степени осознанности учащимися историко-культурного образа Петербурга: понимание учащимися авторского замысла и отклонение от него.
В большинстве работ прослеживается мысль о том, что Петербург Пушкина – двойственный город, «слава России, но человек в нем, в огромном городе, – песчинка». Учащиеся говорят о том, что «А.С. Пушкин на протяжении всего произведения показывает двойственную натуру Петербурга. Петербург как великую и прекрасную младшую сестру Москвы, «юный град Петров», и Петербург как чудовище, пожирающее жизни людей. Поэт выражает свою любовь к блестящей царской северной столице и ненависть к городу, в котором царит социальное неравенство». И эти ответы, на наш взгляд, являются показателем не только того, что учащиеся поняли замысел автора, но и того, что они увидели эту неповторимую двойственность города. Нужно отметить, что при разработке уроков мы не расставляли акценты на тех описаниях города, которые создают контрастность описания образа города в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тем самым мы рассчитывали на то, что ученики, читая поэму, увидят это самостоятельно. Исходя из этого можно оценивать качество их работ.
Кроме того, практически во всех работах находит свое отражение замысел А.С. Пушкина. Учащиеся прослеживают, как меняется отношение у автора к Петру I (сначала это – «основатель Петербурга, который «Россию поднял на дыбы», покоритель природы»; затем «он «превратился» в «державца полумира», в «горделивого истукана», жестокого и грозного»). Девятиклассники видят, насколько судьба одного простого («маленького») человека зависит от государства, государственной личности (в данном случае от воли Петра I, который «вопреки всему: природе и надменному соседу – решает заложить город»).
Нужно отметить, что хотя на уроке речь не шла об еще одном действующем лице поэмы «Медный всадник», Александре I, тем не менее в некоторых работах есть выводы о том, что Петр – представитель героической власти, а Александр – человеческое лицо власти. «Что касается нынешнего царя, то Пушкин не воспевает его, а обвиняет в бездействии: «На балкон, печален, смутен вышел он и молвил: «С божией стихией царям не совладать». Он сел и в думе на злое бедствие глядел». То есть царь ощутил свою беспомощность перед стихией».
Отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие итоговой работы («Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?»), учащиеся говорят что «Пушкин предостерегает, показывает, как слаб человек в этом мире Петра. И град Петра принадлежит только Петру»; «Пушкин заканчивает поэму описанием все той же бедной природы с ветхим домишкой и рыбаком. Этим он подчеркивает, что не все в нашем городе настолько велико и прекрасно, что не человек властвует над природой, а она над ним. Пушкин предостерегает читателя»; «Санкт-Петербург – это предостережение. он воздвигнут Петром. Санкт-Петербург изменяет природу, он становится тираном, и вся его сила сконцентрирована в Медном всаднике»; «Петербург Пушкина – это слава России, но человек в нем, в огромном городе, – песчинка»; «…Медный всадник – олицетворение сил города и природы в поэме. Он предупреждает об опасностях, которые подстерегают непокорного. ».
Как видно из приведенных выше ответов, большинство учащихся склоняется к мысли о том, что Петербург – это предостережение живущим в этом городе. Однако, на наш взгляд (и это очевидно), они улавливают и другие ноты в понимании образа города Пушкиным. В ученических работах звучит не только идея, что Петербург – город-предостережение, но и то, что Петербург – город-слава, и эти две ипостаси неразделимы в понимании историко-культурного образа города.
Таким образом, нужно отметить, что в итоговых работах видно, что учащиеся понимают замысел автора и могут, отстранившись от собственных оценок образа Петербурга, зафиксировать увиденное в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Читайте также:  Два человека до хрипоты спорили каждый отстаивал свою точку зрения

Александр Блок
Петр
Евг. Иванову

Он спит, пока закат румян.
И сонно розовеют латы.
И с тихим свистом сквозь туман
Глядится змей, копытом сжатый.

Сойдут глухие вечера,
Змей расклубится над домами.
В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя.

Зажгутся нити фонарей,
Блеснут витрины и тротуары.
В мерцанье тусклых площадей
Потянутся рядами пары.

Плащами всех укроет мгла,
Потонет взгляд в манящем взгляде,
Пускай невинность из угла
Протяжно молит о пощаде!

Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!

Бегите все на зов! на лов!
На перекрестки улиц лунных!
Весь город полон голосов
Мужских – крикливых, женских – струнных!

Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей.

Иннокентий Анненский
Петербург

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты.
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, –
Завтра станет ребячьей забавой.

А на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки…
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.

Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточен,
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.

И предок царственно-чугунный
Все так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.

Уже на домах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы темные дворцы.

И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.

18 октября 1905

Автор: Вяткина И. С., студентка 5 курса филол. ф-та РГПУ им. Герцена, школа № 201

А.С. Пушкин «Медный всадник»: описание, герои, анализ поэмы

«Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837) представляет поэму или стихотворную повесть. В ней поэт соединяется философскую, социальную и историческую проблематику. «Медный всадник» — это, одновременно, и ода великому Петербургу и его создателю Петру I, и попытка определить место простого человека в истории, и размышления об иерархии мирового порядка.

История создания

«Медный всадник», написанный как и «Евгений Онегин» четырехстопным ямбом, стал последней поэмой Пушкина. Его создание относится к 1833 году и пребыванию поэта в имении Болдино.

Поэма была прочитана главным цензором Российской Империи Николаем I и запрещена им к печати. Тем не менее в 1834 году в «Библиотеке для чтения» Пушкин опубликовал почти всю поэму, пропустив только стихи, зачеркнутые Императором. Публикация состоялась под заглавием «Петербург. Отрывок из поэмы».

После смерти поэта журнал «Современник» опубликовал поэму с правками В.А. Жуковского, который изменил ряд стихов в угоду цензуре.

В оригинальном виде «Медный всадник» вышел в свет в 1904 году.

Описание произведения

Вступление рисует величественный образ Петра I, создавшего на берегах Невы прекрасный новый град – гордость Российской Империи. Пушкин называет его лучшим городом мира и воспевает величие Петербурга и его создателя.

Далее идет часть, посвященная современной жизни города. В ней Пушкин обозначает резкую пропасть между сильными мире сего и простыми жителями, которые в городе живут и страдают.

Евгений, обыкновенный житель Петербурга, мелкий служащий. Он влюблен в девушку Парашу и собирается жениться на ней. Параша живет в деревянном доме на окраине города. Когда начинается историческое наводнение 1824 года их дом смывает в первую очередь и девушка погибает. Изображение наводнения дано Пушкиным с оглядкой на исторические свидетельства журналов того времени. Весь город смыт, много погибших. И только памятник Петру гордо возвышается над Петербургом.

Евгений раздавлен случившимся. В страшном наводнении он обвиняет Петра, который построил город в таком неподходящем месте. Потеряв рассудок, молодой человек до рассвета мечется по городу, стараясь сбежать от преследований медного всадника. Утром он оказывается у разрушенного дома своей невесты и умирает там.

Главные герои

Главный персонаж поэмы Евгений не описывается Пушкиным с детальной точностью. Поэт пишет о нем «гражданин столичный, каких встречаете вы тьму», подчеркивая этим принадлежность своего героя к типу маленького человека. Пушкин лишь оговаривает, что Евгений проживает в Коломне и ведет свою историю от когда-то известного дворянского рода, который к настоящему времени утратил свое величие и состояние.

Гораздо большее внимание Пушкин уделяет внутреннему миру и устремлениям своего героя. Евгений трудолюбив и мечтает своим трудом обеспечить себе и своей невесте Параше достойную жизнь на долгие годы.

Гибель любимой становится для Евгения непреодолимым испытанием и он теряет рассудок. Описание Пушкина умалишенного молодого человека полно жалости и сострадания. Не смотря на приниженность образа, поэт выказывает к своему герою человеческое сострадание и видит в его простых желаниях и их крахе подлинную трагедию.

Медный всадник (памятник Петру I)

Вторым героем поэмы можно назвать Медного всадника. Отношение к Петру I как личности мирового масштаба, гению проскальзывает на протяжении всей поэмы. Во вступлении Пушкин не упоминает имени создателя Петербурга, называя Петра «он». Петру Пушкин отдает силу повелевать стихиями и сковывать их собственной державной волей. Перенося действие на столетию вперед Пушкин заменяет образ Творца на образ медного изваяния, который «уздой железной Россию поднял на дыбы». В отношении автора к Петру I наблюдаются два момента: восхищение волей, смелостью, упорством первого русского Императора, а также ужас и бессилие перед этим сверхчеловеком. Пушкин ставит здесь важный вопрос: как определить миссию Петра I – спаситель или тиран России?

В произведении также появляется еще одно историческое лицо — «покойный император», то есть Александр I. Его образом автор стремится более приблизить свою поэму к документальности.

Анализ произведения

«Медный всадник» при своих небольших масштабах (около 500 стихов) соединяет сразу несколько планов повествования. Здесь встречаются история и современность, реальность и выдумка, подробности частной жизни и документальной хроники.

Поэму нельзя назвать исторической. Изображение Петра I далеко от изображения исторической фигуры. Более того, Пушкин видит в петровской эпохе не столько время царствования Петра, сколько ее продолжение в будущее и итоги в современном для него мире. Поэт рассматривает первого русского императора сквозь призму недавнего наводнения ноября 1824 года.

Наводнение и события, описанные в его связи, составляют основной план повествования, который можно назвать историческим. Он основан на документальных материалах, что Пушкин обговаривает в Предисловии к поэме. Собственно наводнение становится и главной завязкой конфликта в поэме.

Сам конфликт можно разделить на два плана. Первый из них фактический – это гибель в снесенном водами доме невесты главного героя, вследствие чего он сходит с ума. В более широком плане конфликт задействует две стороны, такие как город и стихия. Во вступлении Петр своей волей сковывает стихии, возводя город Петербург на болотах. В основной части поэмы стихия вырывается и сметает город.

В историческом контексте существует вымышленная история, центром которой является простой петербургский житель Евгений. Остальные жители города неразличимы: они ходят по улицам, тонут в наводнении, равнодушны к страданиям Евгения во второй части поэмы. Описание жителей Петербурга и обыкновенного течения его жизни, равно как и описание наводнения, очень детально и образно. Здесь Пушкин демонстрирует подлинное мастерство своего поэтического слога и владения языком.

События вокруг Евгения описаны Пушкиным с документальной площадью. Поэт точно упоминает, где находится герой в различные моменты действия: Сенатская площадь, Площадь Петрова, окраина Петербурга. Такая точность в отношении деталей городского пейзажа позволяет назвать сочинение Пушкина одной из первых городских поэм русской литературы.

В сочинении есть еще один важный план, который можно назвать мифологическим. В ее центре господствует статуя Петра, которую Евгений клянет за произошедшее наводнение и которая гонится за героем по улицам города. В последнем эпизоде город перемещается из реального пространства в условное, выходит на пределы реальности.

Интересная мысль проскальзывает в поэме в момент появления на балконе «покойного императора», который не в силах совладать со стихией, разрушающей город. Пушкин здесь размышляет о сфере власти монархов и тех средах, которые ей не подвластны.

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина представляет особое посвящение поэта Петербургу. На фоне города, ее истории и современности, разворачиваются основные события реальной части поэмы, которые сплетаются с мифологическими сценами творения города и образом Медного всадника.

Источники:
  • http://literaguru.ru/analiz-poemy-pushkina-mednyj-vsadnik/
  • http://obrazovaka.ru/sochinenie/mednyy-vsadnik/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3059686-kto-javljaetsja-glavnym-geroem-poemy-mednyj-vsadnik.html
  • http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/p4.html
  • http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA.html