Меню Рубрики

Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора софья

Проверочная работа по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Просмотр содержимого документа
«Тест по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»»

Тестовые задания по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1. Где происходит действие в комедии «Недоросль»?

1) в деревне 2) в городе

3) в горах 4) в лесу

2. Кто учил Митрофана математике?
1) Стародум 2) Цыфиркин

3) Вральман 4) Кутейкин

3. Кто из героев комедии автор слов: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
1) Милон 2) Митрофан

3) Правдин 4) Цыфиркин

1) Простакова 2) Кутейкин

3) Тришка 4) Еремеевна

1) нянька Митрофана 2) служанка

3) племянница Стародума 4) дочь Милона

6. Как обзывает госпожа Простакова Тришку?

1) дурень 2) растяпа

3) лентяй 4) скот

1) Стародум 2) Милон

3) Правдин 4) Скотинин

1) голубей 2) сорок

3) грачей 4) воробьёв

9. Куда уехал Стародум?

1) в Сибирь 2) в Питер

3) в Москву 4) в Горький

10. Кто учил Мирофана грамоте?

1) Вральман 2) Кутейкин

3) Правдин 4) Еремеевна

11. Национальность Адама Адамовича Вральмана

1) русский 2) немец

3) татарин 4) француз

12. Где родился Правдин?

1) в деревне 2) в Петербурге

3) в Москве 4) в Сибири

13. Чьи слова: «Начинаются чины — перестаёт искренность»?

1) Простакова 2) Правдина

3) Стародума 4) Скотинина

14. Кому служил отец Стародума?

1) Екатерине 2) Александру

3) Николаю 4) Петру

а) драма б) комедия

в) трагикомедия г) трагедия

16. Какой прием помогает автору показать свое отношение к героям и дать им оценку?

а) авторские ремарки в) использование сатиры

б) «говорящие» фамилии

г) оценка героев друг другом

17. Какую проблему автор не поднимает в комедии?

а) индивидуализма в) несправедливость существования крепостного права

б) воспитания и образования

г) дворянского права и чести

18. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

а) Софья б) Митрофан

в) Стародум г) Милон

19. Кого выбрала себе в мужья Софья:

а) Скотинина б) Митрофанушку

в) Милона г) Правдина

20. Время, в течение которого развивается действие комедии:

а) неделя б) месяц

21. Против какого общественного порока была направлена комедия:

а) против раболепия б) невежества

в) чинопочитания г) казнокрадства

22. Кому из героев произведения принадлежат слова: « Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»

а) Простаков б) Правдин

в) Скотинин г) Митрофанушка

23. Какой совет предлагает госпожа Простакова Митрофану, когда он решает задачу про деньги?

Ответы к тестам по комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль»

ist.na5bal.ru > Литература > Урок

Пояснительная записка
Работая в 8 классе по литературе, использую учебник «Литература» в 2 частях М. Просвещение, 2012. Авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. Предлагаю разработку цикла уроков по теме «Творчество Д.И. Фонвизина» (3 часа)
Цели уроков:

Познакомить учащихся с фактами биографии Д.И.Фонвизина; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; формировать практические навыки при выполнении работы с учебником.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей устной и письменной речи учащихся; развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; углубить знание об особенностях текстов драматического произведения.

Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе; воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителю.

В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:


  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличной от родной по своей образно-эстетической системе;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литератур народов России;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально обусловленные различия;

  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;

  • воспитание уважения к русской литературе и культуре.

Задачи:


  1. знатьсодержание литературного произведения, подлежащего обязательному изучению;

  2. обобщить знания по изучаемой теме;

3.развивать творческие способности детей.
Оборудование: портрет писателя; презентация к уроку; компьютер, учебник, текст комедии «Недоросль».
Место проведения:

классное помещение
Продолжительность работы:

каждый урок по 40 минут.
Предварительная подготовка

Чтение комедии Д.И.Фовизина «Недоросль» .

Личностные:


  • самоопределение в жизненных ценностях;

  • умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение осуществлять информационный поиск;

  • готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Предметные:


  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

  • выстраивание конструктивных отношений в обществе.

Формы: индивидуальный, фронтальная, групповая.
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, частично — поисковый.
Приёмы: беседа, обсуждение, творческие работы учащихся, работа со справочной литературой.
Технологии: информационно-коммуникативные, критического мышления.

Первый урок по теме

Д.И.Фонвизин «Недоросль» Сатирическая направленность комедии

Методы:


  1. практические (работа с учебником, комментированные, учебные и письменные работы);

  2. частично-поисковые.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Познакомить учащихся с биографией Д.И.Фонвизина; формировать практические навыки при выполнении работы с учебником; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.

Развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; углубить знание об особенностях текстов драматического произведения.

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю.

Словарная работа: сатира, драма, ремарка, диалог, монолог, композиция

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

Внимательно рассмотрите портрет. Как вы думаете, к какому веку и какой эпохе принадлежит человек, изображённый на портрете? (ответы учащихся)


I.Вступительное слово

Это портрет Дениса Ивановича Фонвизина. (1745 – 1792)

Во второй половине 18 века многие писатели выступают под знаменем просветительства. К числу замечательных русских просветителей – защитников гуманных идей, просвещения – принадлежал и выдающийся драматург Д.И.Фонвизин, названный А.С.Пушкиным «сатиры смелым властелином». Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести государство «на самый край конечного разрушения и гибели».
II.Факты из биографии Фонвизина.

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве, дворянин по происхождению. Грамоте начали учить мальчика с четырёх лет. Десяти лет поступил в только что открытую при Московском университете гимназию. В 1760 году в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета—М. В. Ломоносовым.

Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени— Державиным, Херасковым, Княжниным.

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури. Поэтому он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, возглавляемой влиятельным вельможей, главой Коллегии иностранных дел графом Н. И. Паниным. Кружок Панина, конечно же, не помышлял о коренных преобразованиях в государстве; его члены критиковали деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считали необходимым ограничить права монархии конституцией.

Успех первой сатирической комедии Фонвизина «Бригадир» был замечен Паниным, который и назначил молодого писателя своим личным секретарем. Но еще до «Бригадира» Фонвизин написал ряд басен и сатирических стихотворений. А в 1781 году он создал комедию «Недоросль», которая живет на сцене вот уже более двухсот лет.

Писатель сотрудничал в журналах, создавал сатирические произведения («Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др.). В конце жизни он задумал сатирический журнал «Стародум, или Друг честных людей», но Екатерина II не разрешила издание.

О значении этого замечательного драматурга-сатирика Белинский сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина».

III. Работа с учебником по статье о Д.И. Фонвизине (стр.37 – 40)


Что знал ( -)

Что узнал нового(+)

Что удивило(?)

Какие факты статьи учебника говорят о Фонвизине как сатирике.

Что такое сатира?

Каковы источники сатиры в комедии «Недоросль»?

( «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: всё взято живьём с природы» Н.В.Гоголь)

IV. Определение понятия сатира и комедия.

— Вспомните, пожалуйста, что такое драматическое произведение и в чем его отличия от других жанров?

Краткая запись в тетрадях:

Драма — один из родов художественной литературы, предназначенный для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка усиливает впечатление от спектакля, поэтому греческое слово drama означает «действие».

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма, комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

Сатира (от лат. sature — смесь, мешанина) — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.
Композиция произведения

Это построение произведения, его каркас, который держит всё художественное произведение, то есть скрепляет всё, что в нём есть: сюжет, героев, описания природы, рассуждения автора, детали и многое другое. Сюжет — это фактуальная информация, несущая конструкция нашего каркаса. В развитии сюжета выделяются важные моменты, которые определяют его движение и последующие события. Это завязка, кульминация, развязка. Завязка — это начало каких — то действий. Развязка — тоже понятно: это конец. А вот кульминация — для вас новое слово. Оно происходит от латинского culmen, что означает вершина. По этой подсказке попробуйте сами определить, что такое кульминация. (Это пик в развитии сюжета, самый напряжённый момент во всём, что происходит в произведении.) Обычно после кульминации быстро наступает развязка. Есть ещё и экспозиция. Это всё, что предшествует завязке.

А теперь давайте все элементы композиции « примерим» на комедию «Недоросль». Где в ней завязка? ( Это письмо, которое Софья получила от своего дядюшки Стародума.)

Почему это завязка? ( Из письма стало известно, что Софья не бедная сирота, а богатая невеста. Борьба за богатую невесту привела в движение всех героев. Именно из — за богатства Софьи Простакова решила выдать замуж её за Митрофана. Представьте себе, что было бы, если бы Софья не получила письма? — Ровным счётом ничего. Никто бы не узнал о богатстве Софьи, Простаковой ни к чему было бы женить на ней Митрофана, не возникла бы война между дядей и племянником. и вообще не было бы комедии.)

А теперь определим кульминацию. Это момент, когда был раскрыт коварный замысел Простаковой — похитить Софью и тайно обвенчать её с Митрофаном. А тут и развязка недалеко: имение Простаковой берут в опеку, а Митрофана отправляют служить. Ребята, есть ли в комедии экспозиция? Да. Это всё, что было до письма Стародума.
V. Итог урока.

Изображение в комедии «Недоросль» «болезни» общества, были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии и выставлены в очевидности потрясающей».

Дочитать комедию до конца.

Выбрать понравившиеся сцены и, объединившись в группы, подготовиться к выразительному чтению по ролям.

Охарактеризовать Митрофанушку и его семью.

Второй урок по комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина

Основные образы в комедии «Недоросль»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний с использованием элементов педагогических технологий.

1.практические (исследовательская работа, комментированные, учебные и письменные работы);

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Определить главные черты характера героев; сформировать умение составлять связный текст на заданную тему; формировать практические навыки при выполнении работы с использованием текста произведения.

Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызывать интерес к изучаемому произведению.

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.

…Действующие лица комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина разделены на два разряда: на дураков и умных…

В.Г. Белинский Ход урока:

1. Проверка домашнего задания – «Интеллектуальная разминка» (Групповая работа: каждая группа отвечает на вопросы по очереди, в случае затруднения — помогают все). Вопросы на выявление знания текста комедии:


  1. Почему Скотинин так любит свиней?

  2. Чем отличались все Скотинины?

  3. Почему Скотинин хочет жениться на Софье?

  4. Как оплачивался труд Еремеевны в доме Простаковой?

  5. Какая была настоящая профессия у учителя Вральмана?

  6. Какие арифметические задачи и как решает Простакова?

  7. Когда на первый случай могла бы пригодиться география?

  8. Почему Митрофан не хотел учиться? Чего он хотел?

  9. Как относится к учителям Митрофан?

  10. Как обернулось «злонравие» Простаковой против неё самой в последнем действии?

2.Прочитаем эпиграф к уроку, сопоставим с вопросами по комедии и подумаем, о ком пойдёт речь? (о дураках)

Какие мысли вызывает у вас это слово? (тупой, «больной на всю голову», выделяется среди общей массы людей, над ним смеются, вызывает горечь и жалость — дуракам закон не писан.

Какими их рисует в комедии Д.И.Фонвизин?

3.(Инсценирование — действие 1, явление 4)

Узнали героев комедии? Их трудно не узнать, у каждого героя своя, ни на кого не похожая речь. Речь героя – это главное средство образа. Убедимся в этом.

4.Работа в группах: найдите в тексте слова — обращения, характерные

1группа — для Простаковой

2 группа — для Скотинина

3 группа — для Митрофанушки, а

4 группа подумает над вопросом: « Похож ли на госпожу Простакову её муж? Если «да», то почему, если «нет» — почему?»

Работая с текстом, проследите, как раскрывается характер героев в их речи? – это основополагающий вопрос урока.

Вывод: их речь меняется в зависимости от ситуации.

4.Все Простаковы — невежи и невежды. Каковы лексические значения этих слов? Запишите в тетрадь:

1.Невежа — грубый, невоспитанный человек.

2.Невежда – малообразованный, малосведущий человек. Таких людей можно назвать воинствующими невеждами, потому что они гордятся своим невежеством. Найдите в тексте подтверждение этому. ( Простакова, Митрофан, Скотинин –Д.1 стр.42 – 48))

5. Внуком своим дед Скотинин гордился бы, своё отношение к образованию Митрофан сформулировал чётко. Его считают глупым. Так ли это? Напишите мини — сочинение по началу. Выберите то начало, с которым вы согласны. Докажите текстом.


  • Да, Митрофан глуп, потому что…

  • Нет, Митрофан не так уж глуп, потому что…

6.Итак, приведём образы героев в систему. Возле какого образа сконцентрированы все остальные? Составим кластер, в котором наглядно отобразим основные черты характеров данных героев.

злонравия достойные плоды»

Эгоист, маменькин сынок,

умеющий приспосабливаться, грубиян,

«… Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

«Единственное дитя растет»

Грубая, наглая, невежественная, забитый, робкий, безвольный,

трусливая, ищет выгоду, «При твоих глазах

безумно любит сына, мои ничего не видят».

слепа в своей любви.

«Люди передо мною умничают,

а между свиньями я всех умнее».

Вывод:


  • Вспомните, каков основополагающий вопрос нашего урока?

  • Прочитайте его ещё раз.

  • Как бы вы теперь на него ответили?

  • Совпали ли ваши представления о дураках с описанием дураков Денисом Ивановичем Фонвизиным?

Рефлексия.

1. Сегодня на уроке вам было трудно или легко?

2. Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил себе 5? 4? 3?(обсуждение оценок)

9. Домашнее задание (по выбору):

1.Жизненные принципы Стародума (подбор афоризмов по комедии)

2.Напишите мини – сочинение «Каким я представляю Стародума»

Третий урок по теме

Положительные герои комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Цели:

Познакомить учащихся с положительными героями комедии, противопоставить отрицательным; рассмотреть жизненную позицию Стародума.

Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызывать интерес к изучаемому произведению.

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.

Ход урока:
I.Проверка домашнего задания

Попробуйте угадать, кто из героев произносит данные реплики?


    1. «Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…Нет, мой друг, наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван» (Стародум)

    2. «Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение» ( Правдин)

    3. «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» (Стародум)

    4. «Так поэтому надобно, чтоб всякий порядочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурно, знав, что делает» ( Софья)

    5. «Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»( Милон)

    Да, ребята, эти герои комедии говорят умно и правильно. Вспомним эпиграф прошлого урока.
    Действующие лица комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина разделены на два разряда: на дураков и умных…

    Правильно. Какова же тема нашего урока?

    Умные герои комедии «Недоросль», то есть положительные герои.


    1. Вступительное слово

    Через всю комедию наряду с главной темой обличения бесчеловечного отношения помещиков к крестьянам проходит тема воспитания и образования молодых дворян, которая глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новых поколениях просвещенных русских людей.

    Как вы думаете, кто же из героев является в комедии положительными? (Софья, Правдин, Милон, Стародум)

    Работаем в группах: найдите в тексте цитаты, подтверждающие положительные качества героев

    1 группа — Софья и Милон


    1. группа — Правдин

    3группа – Стародум
    Вывод: Конечно же, разоблачая порядки и нравы того времени, Д.И.Фонвизин особенно важные для него мысли, идеи доверяет своему любимому герою – Стародуму.

    В его уста патриотически настроенный автор вкладывает свои мысли об истинном гражданине России.


    1. Читаем по ролям

    Д.3 явл.1 (Стародум и Правдин)


    1. Вывод: Кто и как воспитывал Стародума? Найдите цитату из текста ( стр.59)

    Какому правилу следовал Стародум? (…имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время…) Как вы понимаете эти слова Стародума?
    Всякий ли человек, по мнению Стародума, может быть добродетельным? На что должен опираться человек, идя по пути добродетели? (на свою совесть)

    3.Работа в группах:

    напишите мини – сочинение по началу «Совесть – это…»

    Вывод: Совесть – это внутренний компас человека. И от того, какими будут поступки человека, мы можем судить о его нравственном воспитании.
    4. Где должно начинаться воспитание истинного гражданина? (в семье закладываются в детях основы добродетели, патриотизма, честности и т.д.)

    5.Какой русской пословицей можно определить первый совет Стародума, данный Софье? (береги честь смолоду)
    6.Что значит для Стародума «знатный и богатый человек? (знатный по числу дел, которое господин сделал для отечества; богатый – который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного)
    Вывод: Итак, каков, по мнению Стародума, истинный гражданин?

    Честный, служащий государству, помогающий нуждающимся, умный, добродетельный.
    IV. Наглядной картиной противоположного воспитания является воспитание Митрофана.


    1. Вспомним, что говорит о воспитании сына Простакова? (д.3 явл.5 )

    1. Как проходит учеба Митрофана? (д.3, явл.7)

    1. Много ли усвоил Митрофан из того, чему его учили? (д.4, явл.8)

    1. Почему Митрофан так и не освоил науки?

    учителя – кучер Вральман, выгнанный из семинарии Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин;

    атмосфера родительского дома


    1. Может ли из Митрофана при такой учебе вырасти истинный гражданин?

    1. Что получилось из него? (никого не любит, родителей не уважает, невежественный, с отвращением относится к учебе, грубый)

    V.Вывод по комедии:

    Комедия «Недоросль» была настоящим событием как литературного, так и общественного значения. В ней драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, поднимает важные проблемы своего времени: помещичьего произвола и воспитания истинного гражданина. За смешными ситуациями беспощадная сатира на угнетателей.
    VI. Дом. зад. подготовиться к тесту по комедии «Недоросль».

    1.Г.Г.Граник, Л.А.Концевая Драматурги, драматургия, театр М. Владос, 2001

    2..Благой Д.Д. Д. И. Фонвизин М., 1945

    3.Исакович И. «Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина Л., 1979
    4.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Л., 1961

    Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    1. Определите жанр пьесы.

    а) драма б) комедия в) трагикомедия г) трагедия

    2. В написании этой пьесы автор следует законам одного из литературных направлений, какого?

    а) романтизм б) реализм в) сентиментализм г) классицизм

    3. Какой прием помогает автору показать свое отношение к героям и дать им оценку?

    а) авторские ремарки в) использование сатиры

    б) «говорящие» фамилии г) оценка героев друг другом

    4. Какую проблему автор не поднимает в комедии?

    а) индивидуализма в) несправедливость существования крепостного права

    б) воспитания и образования г) дворянского права и чести

    5. Кому из героев принадлежат слова: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»?

    а) Правдин б) Скотинин в) Кутейкин г) Митрофанушка

    6. По высказыванию г-жи Простаковой, есть «не дворянская» наука. О каком предмете, изучаемом Митрофанушкой, сложилось такое мнение у его матушки?

    а) математика б) география в) литература г) биология

    7. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

    а) Софья б) Митрофан в) Стародум г) Милон

    8. Имя какого героя комедии стало нарицательным?

    а) Скотинин б) Вральман в) Правдин г) Митрофанушка

    9. Кого выбрала себе в мужья Софья:

    а) Скотинина б) Митрофанушку в) Милона г) Правдина

    10. Какой совет предлагает госпожа Простакова Митрофану, когда он решает задачу про деньги?

    Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    1. Литературное направление, к которому можно отнести комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

    а) сентиментализм б) классицизм в) романтизм г) реализм

    2. Время, в течение которого развивается действие комедии:

    а) неделя б) месяц в) сутки г) год

    3. Говорящие фамилии – известный прием классицизма. Определите, какую роль они играют в тексте пьесы:

    а) создают комедийный эффект

    б) являются способом деления на положительные и отрицательные персонажи

    в) определяют характер героя

    4. Какую из наук «преподает» Митрофанушке Вральман:

    а) грамматику б) историю в) математику г) географию

    5. Кого из героев комедии автор называет «другом честных людей»:

    а) Митрофана б) Стародума в) Милона г) Вральмана

    6. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

    а) Софья б) Митрофан в) Стародум г) Милон

    7. Против какого общественного порока была направлена комедия:

    а) против раболепия б) невежества в) чинопочитания г) казнокрадства

    8. Кому из героев произведения принадлежат слова: « Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»

    а) Простаков б) Правдин в) Скотинин г) Митрофанушка

    9. Как можно объяснить смысл слова «недоросль» :

    а) ленивый, ограниченный, невежественный человек

    б) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

    Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора софья

    Какова роль положительных персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

    Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим. В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» — Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану — Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц — Стародума, Правдина, Софью и Милона.

    Основной положительный персонаж пьесы Стародум — в значительной мере выразитель мнений автора. Свое единомыслие со Стародумом Фонвизин впоследствии подчеркнет тем, что назовет его именем журнал, предназначенный служит органом того же круга идей, которые нашли яркое выражение в «Недоросле».

    Примечательна одна подробность. Фонвизин ни словом не обмолвился о том, был ли главный положительный герой его комедии помещиком. В уста Стародума вложена автором знаменательная фраза: «угнетать рабством себе подобных беззаконно». Образуя центр, вокруг которого объединяются положительные персонажи пьесы, Стародум появляется на сцене только в третьем действии. Если характер Стародума и отличается известной статичностью, то нельзя все же сказать, что основной положительный персонаж «Недоросля» — абстрактная схема, «вместилище всех добродетелей», как тогда говорили. Рассказывая о своем прошлом, Стародум не скрывает и факта, о котором он очень сожалеет, — неуместной горячности, побудившей его бросить военную службу. Он не лишен чувства юмора и умеет шутить, как видно из его диалога со Скотининым, начинающим понимать, что Митрофан неспроста вмешивается в его разговор со Стародумом о браке с Софьей.

    Нередко, говоря о положительных персонажах комедии, критики ставят на одну доску Стародума и Правдина, считая их в равной мере выразителями мнений автора. Между тем сам Фонвизин, объединяя Стародума и Правдина по признаку «честных людей», придает каждому из них индивидуальное лицо. /. /

    Стародума можно рассматривать, как образ собирательный, воплощавший в себе не только черты самого Фонвизина, но и тех современников его, для которых приверженность к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны». Уже последующему поколению было ясно, что созданный Фонвизиным образ уходит своими корнями в русскую историческую действительность. Прототипы ему отыскивались и среди сподвижников Петра I, и среди ближайшего окружения Фонвизина.

    Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)

    Главная / Сочинения по русской литературе / Фонвизин Д.И. / Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)

    Пьеса Фонвизина «Недоросль» многогранна и включает в себя несколько тем: рассуждение о крепостном праве и крепостниках; осуждение самодержавия; пагубное воспитание.

    В основе конфликта произведения лежит противостояние бесчестных крепостников и благородных дворян. Ко второму типу принадлежит один из главных героев – Стародум. Это дворянин, получивший образование и воспитание еще во время правления Петра, царя-реформатора, который поддерживал просвещение. Политика власти после Петра была более сосредоточена на ожесточении крепостного права. Чины получали не за заслуги, а за умение угодить коронованной особе. Это понимал Стародум, но по-прежнему считал, что лучше быть «без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

    Стародум честен, благороден и всегда следует принципу: не говорить «да», если сердце чувствует, что «нет». Он не жалует людей с мелкой душонкой, таких, как Простаковы, Скотинин. Однако относится с большой любовью к благородным людям – Софье, Милону, Правдину.

    Герой верил, что настоящий дворянин не может сидеть без дела тогда, как есть столько работы: помогать нуждающимся людям, служить Родине. Поэтому эгоизм и лень Простаковой, Митрофана, Скотинина ему противны. Одни для него не люди, а животные, которые ищут лишь, где им можно поживиться. Другое дело – Милон, смелый офицер, защищающий государство. Стародум высоко ценит Софью за ее просветительские взгляды. Герой уважает Правдина, человека такого же принципиального, как он сам.

    Как видим из выше перечисленного, Стародум является выразителем авторских идей. Ему в уста он вкладывает размышления о важности просвещения. Именно этот герой прямо осуждает крепостное право и озверевших крепостников. Он наделен чертами самого автора – он благородный, справедливый, мудрый. Если задуматься о значении фамилии, то Стародум – это тот, кто думает по-старому, однако именно в том старом времени было больше просветительских идей, реформ. А значит – он не отстал от времени, а сохранил в себе лучшее. Тогда как многие утратили дух благородства и жили «в ногу» с новой эпохой безумного самодержавия и политики взыскания с бедных крестьян.

    Стародум оставляет свои деревни, потому что не хочет собирать оброки с несчастного народа. Герой уезжает в Сибирь. Там, по его мнению, он может заработать состояние, как честный человек. Зачем ему деньги? Для того, чтобы обеспечить безбедную жизнь племяннице Софье, которую очень любил. Герой был сторонником традиционных семейных ценностей и хотел удачно выдать замуж девушку за благородного мужчину. Когда он узнает о выборе Софье – Милоне, то поддерживает ее, потому что этот человек благороден и служит отечеству.

    В образе Стародума воплощены авторские взгляды на самодержавие, крепостное право, проблемы воспитания. Он является выразителем просветительских идей в пьесе.

    Кто из героев комедии Недоросль является выразителем точки зрения автора: а)Софья б)Митрофан в)Стародум г)Милон

    вопрос опубликован 15.01.2017 19:13:32

    А)софья. вокруг неё происходит главное действие

    Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

    Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора софья

    1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
    Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.

    2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т.д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
    Все в доме боятся госпожу Простакову, стараются угодить ей во всем. Иначе их ждет неминуемое наказание в виде побоев. Господин Простаков никогда не перечит ей, боится высказать свое мнение, во всем полагаясь на жену. Лишь Митрофан не боится мать. Он льстит ей, понимая, что в доме главная она и от нее зависит его благополучие, вернее исполнение всех его капризов. Всем людям в доме Простаковых присуще глубокое невежество. Оно особенно ярко проявилось в сцене экзамена Митрофана (VIII явление четвертого действия). При этом госпожа Простакова считает, что она сама и ее сын очень умны, сумеют приспособиться в этой жизни. А грамотность им ни к чему, главное — денег побольше. Она любуется на сына, довольна его ответами. Я согласен с мнением, что в этой сцене столкнулись истинное просвещение и воинствующее невежество. Ведь Простакова уверена, что образование человеку ее круга совсем не нужно. Кучер довезет, куда прикажут. В обществе особенно выделяться нечего и т.д. По мнению Простаковой, так и должно быть в мире, а кто думает иначе, тот глупец, не достойный ее внимания.
    Для характеристики героев Фонвизин использует сатиру. Он высмеивает невежество крепостников-помещиков, показывает всю неприглядность крепостного права.

    3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
    Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.

    4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
    Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

    5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
    По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.

    6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
    Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.

    Уроков по теме «Творчество Д. И. Фонвизина» (3 часа)

    Название Уроков по теме «Творчество Д. И. Фонвизина» (3 часа)
    Дата публикации 20.10.2014
    Размер 216.63 Kb.
    Тип Урок

    shkolnie.ru > Литература > Урок

    Читайте также:  Болит голова и что то со зрением глаза

    Пояснительная записка
    Работая в 8 классе по литературе, использую учебник «Литература» в 2 частях М. Просвещение, 2012. Авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. Предлагаю разработку цикла уроков по теме «Творчество Д.И. Фонвизина» (3 часа)
    Цели уроков:

    Познакомить учащихся с фактами биографии Д.И.Фонвизина; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; формировать практические навыки при выполнении работы с учебником.

    Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей устной и письменной речи учащихся; развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; углубить знание об особенностях текстов драматического произведения.

    Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе; воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителю.

    В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:


    • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличной от родной по своей образно-эстетической системе;

    • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литератур народов России;

    • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально обусловленные различия;

    • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;

    • воспитание уважения к русской литературе и культуре.

    Задачи:


    1. знатьсодержание литературного произведения, подлежащего обязательному изучению;

    2. обобщить знания по изучаемой теме;

    3.развивать творческие способности детей.
    Оборудование: портрет писателя; презентация к уроку; компьютер, учебник, текст комедии «Недоросль».
    Место проведения:

    классное помещение
    Продолжительность работы:

    каждый урок по 40 минут.
    Предварительная подготовка

    Чтение комедии Д.И.Фовизина «Недоросль» .

    Личностные:


    • самоопределение в жизненных ценностях;

    • умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

    • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    • Метапредметные:

    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • умение осуществлять информационный поиск;

    • готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

    • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

    Предметные:


    • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

    • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

    • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

    • выстраивание конструктивных отношений в обществе.

    Формы: индивидуальный, фронтальная, групповая.
    Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, частично — поисковый.
    Приёмы: беседа, обсуждение, творческие работы учащихся, работа со справочной литературой.
    Технологии: информационно-коммуникативные, критического мышления.

    ^ Первый урок по теме

    Д.И.Фонвизин «Недоросль» Сатирическая направленность комедии

    Методы:


    1. практические (работа с учебником, комментированные, учебные и письменные работы);

    2. частично-поисковые.

    Форма обучения: групповая, индивидуальная.

    Познакомить учащихся с биографией Д.И.Фонвизина; формировать практические навыки при выполнении работы с учебником; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.

    Развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; углубить знание об особенностях текстов драматического произведения.

    Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю.

    Словарная работа: сатира, драма, ремарка, диалог, монолог, композиция

    Волшебный край! Там в стары годы,

    Сатиры смелой властелин,

    Блистал Фонвизин, друг свободы.

    Внимательно рассмотрите портрет. Как вы думаете, к какому веку и какой эпохе принадлежит человек, изображённый на портрете? (ответы учащихся)


    I.Вступительное слово

    Это портрет Дениса Ивановича Фонвизина. (1745 – 1792)

    Во второй половине 18 века многие писатели выступают под знаменем просветительства. К числу замечательных русских просветителей – защитников гуманных идей, просвещения – принадлежал и выдающийся драматург Д.И.Фонвизин, названный А.С.Пушкиным «сатиры смелым властелином». Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести государство «на самый край конечного разрушения и гибели».
    II.Факты из биографии Фонвизина.

    Денис Иванович Фонвизин родился в Москве, дворянин по происхождению. Грамоте начали учить мальчика с четырёх лет. Десяти лет поступил в только что открытую при Московском университете гимназию. В 1760 году в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета—М. В. Ломоносовым.

    Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени— Державиным, Херасковым, Княжниным.

    Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

    Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури. Поэтому он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, возглавляемой влиятельным вельможей, главой Коллегии иностранных дел графом Н. И. Паниным. Кружок Панина, конечно же, не помышлял о коренных преобразованиях в государстве; его члены критиковали деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считали необходимым ограничить права монархии конституцией.

    Успех первой сатирической комедии Фонвизина «Бригадир» был замечен Паниным, который и назначил молодого писателя своим личным секретарем. Но еще до «Бригадира» Фонвизин написал ряд басен и сатирических стихотворений. А в 1781 году он создал комедию «Недоросль», которая живет на сцене вот уже более двухсот лет.

    Писатель сотрудничал в журналах, создавал сатирические произведения («Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др.). В конце жизни он задумал сатирический журнал «Стародум, или Друг честных людей», но Екатерина II не разрешила издание.

    О значении этого замечательного драматурга-сатирика Белинский сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина».

    ^ III. Работа с учебником по статье о Д.И. Фонвизине (стр.37 – 40)


    Что знал ( -)

    Что узнал нового(+)

    Что удивило(?)

    Какие факты статьи учебника говорят о Фонвизине как сатирике.

    Что такое сатира?

    Каковы источники сатиры в комедии «Недоросль»?

    ( «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: всё взято живьём с природы» Н.В.Гоголь)

    ^ IV. Определение понятия сатира и комедия.

    — Вспомните, пожалуйста, что такое драматическое произведение и в чем его отличия от других жанров?

    Краткая запись в тетрадях:

    Драма — один из родов художественной литературы, предназначенный для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка усиливает впечатление от спектакля, поэтому греческое слово drama означает «действие».

    Основные виды драматических произведений — трагедия, драма, комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

    Сатира (от лат. sature — смесь, мешанина) — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.
    ^ Композиция произведения

    Это построение произведения, его каркас, который держит всё художественное произведение, то есть скрепляет всё, что в нём есть: сюжет, героев, описания природы, рассуждения автора, детали и многое другое. Сюжет — это фактуальная информация, несущая конструкция нашего каркаса. В развитии сюжета выделяются важные моменты, которые определяют его движение и последующие события. Это завязка, кульминация, развязка. Завязка — это начало каких — то действий. Развязка — тоже понятно: это конец. А вот кульминация — для вас новое слово. Оно происходит от латинского culmen, что означает вершина. По этой подсказке попробуйте сами определить, что такое кульминация. (Это пик в развитии сюжета, самый напряжённый момент во всём, что происходит в произведении.) Обычно после кульминации быстро наступает развязка. Есть ещё и экспозиция. Это всё, что предшествует завязке.

    А теперь давайте все элементы композиции « примерим» на комедию «Недоросль». Где в ней завязка? ( Это письмо, которое Софья получила от своего дядюшки Стародума.)

    Почему это завязка? ( Из письма стало известно, что Софья не бедная сирота, а богатая невеста. Борьба за богатую невесту привела в движение всех героев. Именно из — за богатства Софьи Простакова решила выдать замуж её за Митрофана. Представьте себе, что было бы, если бы Софья не получила письма? — Ровным счётом ничего. Никто бы не узнал о богатстве Софьи, Простаковой ни к чему было бы женить на ней Митрофана, не возникла бы война между дядей и племянником. и вообще не было бы комедии.)

    А теперь определим кульминацию. Это момент, когда был раскрыт коварный замысел Простаковой — похитить Софью и тайно обвенчать её с Митрофаном. А тут и развязка недалеко: имение Простаковой берут в опеку, а Митрофана отправляют служить. Ребята, есть ли в комедии экспозиция? Да. Это всё, что было до письма Стародума.
    ^ V. Итог урока.

    Изображение в комедии «Недоросль» «болезни» общества, были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии и выставлены в очевидности потрясающей».

    Дочитать комедию до конца.

    Выбрать понравившиеся сцены и, объединившись в группы, подготовиться к выразительному чтению по ролям.

    Охарактеризовать Митрофанушку и его семью.

    ^ Второй урок по комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина

    Основные образы в комедии «Недоросль»

    Тип урока: Урок комплексного применения знаний с использованием элементов педагогических технологий.

    1.практические (исследовательская работа, комментированные, учебные и письменные работы);

    Форма обучения: групповая, индивидуальная.

    Определить главные черты характера героев; сформировать умение составлять связный текст на заданную тему; формировать практические навыки при выполнении работы с использованием текста произведения.

    Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызывать интерес к изучаемому произведению.

    Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.

    …Действующие лица комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина разделены на два разряда: на дураков и умных…

    В.Г. Белинский Ход урока:

    1. Проверка домашнего задания – «Интеллектуальная разминка» (Групповая работа: каждая группа отвечает на вопросы по очереди, в случае затруднения — помогают все). Вопросы на выявление знания текста комедии:


    1. Почему Скотинин так любит свиней?

    2. Чем отличались все Скотинины?

    3. Почему Скотинин хочет жениться на Софье?

    4. Как оплачивался труд Еремеевны в доме Простаковой?

    5. Какая была настоящая профессия у учителя Вральмана?

    6. Какие арифметические задачи и как решает Простакова?

    7. Когда на первый случай могла бы пригодиться география?

    8. Почему Митрофан не хотел учиться? Чего он хотел?

    9. Как относится к учителям Митрофан?

    10. Как обернулось «злонравие» Простаковой против неё самой в последнем действии?

    2.Прочитаем эпиграф к уроку, сопоставим с вопросами по комедии и подумаем, о ком пойдёт речь? (о дураках)

    Какие мысли вызывает у вас это слово? (тупой, «больной на всю голову», выделяется среди общей массы людей, над ним смеются, вызывает горечь и жалость — дуракам закон не писан.

    Какими их рисует в комедии Д.И.Фонвизин?

    3.(Инсценирование — действие 1, явление 4)

    Узнали героев комедии? Их трудно не узнать, у каждого героя своя, ни на кого не похожая речь. Речь героя – это главное средство образа. Убедимся в этом.

    4.Работа в группах: найдите в тексте слова — обращения, характерные

    1группа — для Простаковой

    2 группа — для Скотинина

    3 группа — для Митрофанушки, а

    4 группа подумает над вопросом: « Похож ли на госпожу Простакову её муж? Если «да», то почему, если «нет» — почему?»

    ^ Работая с текстом, проследите, как раскрывается характер героев в их речи? – это основополагающий вопрос урока.

    Вывод: их речь меняется в зависимости от ситуации.

    4.Все Простаковы — невежи и невежды. Каковы лексические значения этих слов? Запишите в тетрадь:

    1.Невежа — грубый, невоспитанный человек.

    2.Невежда – малообразованный, малосведущий человек. Таких людей можно назвать воинствующими невеждами, потому что они гордятся своим невежеством. Найдите в тексте подтверждение этому. ( Простакова, Митрофан, Скотинин –Д.1 стр.42 – 48))

    5. Внуком своим дед Скотинин гордился бы, своё отношение к образованию Митрофан сформулировал чётко. Его считают глупым. Так ли это? Напишите мини — сочинение по началу. Выберите то начало, с которым вы согласны. Докажите текстом.


    • Да, Митрофан глуп, потому что…

    • Нет, Митрофан не так уж глуп, потому что…

    6.Итак, приведём образы героев в систему. Возле какого образа сконцентрированы все остальные? Составим кластер, в котором наглядно отобразим основные черты характеров данных героев.

    злонравия достойные плоды»

    Эгоист, маменькин сынок,

    умеющий приспосабливаться, грубиян,

    «… Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

    «Единственное дитя растет»

    Грубая, наглая, невежественная, забитый, робкий, безвольный,

    трусливая, ищет выгоду, «При твоих глазах

    безумно любит сына, мои ничего не видят».

    слепа в своей любви.

    «Люди передо мною умничают,

    а между свиньями я всех умнее».

    Вывод:


    • Вспомните, каков основополагающий вопрос нашего урока?

    • Прочитайте его ещё раз.

    • Как бы вы теперь на него ответили?

    • Совпали ли ваши представления о дураках с описанием дураков Денисом Ивановичем Фонвизиным?

    Рефлексия.

    1. Сегодня на уроке вам было трудно или легко?

    2. Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил себе 5? 4? 3?(обсуждение оценок)

    9. Домашнее задание (по выбору):

    1.Жизненные принципы Стародума (подбор афоризмов по комедии)

    2.Напишите мини – сочинение «Каким я представляю Стародума»

    Третий урок по теме

    Положительные герои комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина
    Цели:

    Познакомить учащихся с положительными героями комедии, противопоставить отрицательным; рассмотреть жизненную позицию Стародума.

    Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызывать интерес к изучаемому произведению.

    Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.

    ^ Ход урока:
    I.Проверка домашнего задания

    Попробуйте угадать, кто из героев произносит данные реплики?


      1. «Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…Нет, мой друг, наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван» (Стародум)

      2. «Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение» ( Правдин)

      3. «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» (Стародум)

      4. «Так поэтому надобно, чтоб всякий порядочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурно, знав, что делает» ( Софья)

      5. «Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»( Милон)

      Да, ребята, эти герои комедии говорят умно и правильно. Вспомним эпиграф прошлого урока.
      Действующие лица комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина разделены на два разряда: на дураков и умных…

      Правильно. Какова же тема нашего урока?

      Умные герои комедии «Недоросль», то есть положительные герои.


      1. Вступительное слово

      Через всю комедию наряду с главной темой обличения бесчеловечного отношения помещиков к крестьянам проходит тема воспитания и образования молодых дворян, которая глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новых поколениях просвещенных русских людей.

      Как вы думаете, кто же из героев является в комедии положительными? (Софья, Правдин, Милон, Стародум)

      Работаем в группах: найдите в тексте цитаты, подтверждающие положительные качества героев

      1 группа — Софья и Милон


      1. группа — Правдин

      3группа – Стародум
      Вывод: Конечно же, разоблачая порядки и нравы того времени, Д.И.Фонвизин особенно важные для него мысли, идеи доверяет своему любимому герою – Стародуму.

      В его уста патриотически настроенный автор вкладывает свои мысли об истинном гражданине России.


      1. Читаем по ролям

      Д.3 явл.1 (Стародум и Правдин)


      1. Вывод: Кто и как воспитывал Стародума? Найдите цитату из текста ( стр.59)

      Какому правилу следовал Стародум? (…имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время…) Как вы понимаете эти слова Стародума?
      Всякий ли человек, по мнению Стародума, может быть добродетельным? На что должен опираться человек, идя по пути добродетели? (на свою совесть)

      3.Работа в группах:

      напишите мини – сочинение по началу «Совесть – это…»

      Вывод: Совесть – это внутренний компас человека. И от того, какими будут поступки человека, мы можем судить о его нравственном воспитании.
      4. Где должно начинаться воспитание истинного гражданина? (в семье закладываются в детях основы добродетели, патриотизма, честности и т.д.)

      5.Какой русской пословицей можно определить первый совет Стародума, данный Софье? (береги честь смолоду)
      6.Что значит для Стародума «знатный и богатый человек? (знатный по числу дел, которое господин сделал для отечества; богатый – который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного)
      Вывод: Итак, каков, по мнению Стародума, истинный гражданин?

      Честный, служащий государству, помогающий нуждающимся, умный, добродетельный.
      IV. Наглядной картиной противоположного воспитания является воспитание Митрофана.


      1. Вспомним, что говорит о воспитании сына Простакова? (д.3 явл.5 )

      1. Как проходит учеба Митрофана? (д.3, явл.7)

      1. Много ли усвоил Митрофан из того, чему его учили? (д.4, явл.8)

      1. Почему Митрофан так и не освоил науки?

      учителя – кучер Вральман, выгнанный из семинарии Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин;

      атмосфера родительского дома


      1. Может ли из Митрофана при такой учебе вырасти истинный гражданин?

      1. Что получилось из него? (никого не любит, родителей не уважает, невежественный, с отвращением относится к учебе, грубый)

      V.Вывод по комедии:

      Комедия «Недоросль» была настоящим событием как литературного, так и общественного значения. В ней драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, поднимает важные проблемы своего времени: помещичьего произвола и воспитания истинного гражданина. За смешными ситуациями беспощадная сатира на угнетателей.
      VI. Дом. зад. подготовиться к тесту по комедии «Недоросль».

      1.Г.Г.Граник, Л.А.Концевая Драматурги, драматургия, театр М. Владос, 2001

      2..Благой Д.Д. Д. И. Фонвизин М., 1945

      3.Исакович И. «Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина Л., 1979
      4.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Л., 1961

      Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

      1. Определите жанр пьесы.

      а) драма б) комедия в) трагикомедия г) трагедия

      2. В написании этой пьесы автор следует законам одного из литературных направлений, какого?

      а) романтизм б) реализм в) сентиментализм г) классицизм

      3. Какой прием помогает автору показать свое отношение к героям и дать им оценку?

      а) авторские ремарки в) использование сатиры

      б) «говорящие» фамилии г) оценка героев друг другом

      4. Какую проблему автор не поднимает в комедии?

      а) индивидуализма в) несправедливость существования крепостного права

      б) воспитания и образования г) дворянского права и чести

      5. Кому из героев принадлежат слова: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»?

      а) Правдин б) Скотинин в) Кутейкин г) Митрофанушка

      6. По высказыванию г-жи Простаковой, есть «не дворянская» наука. О каком предмете, изучаемом Митрофанушкой, сложилось такое мнение у его матушки?

      а) математика б) география в) литература г) биология

      7. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

      а) Софья б) Митрофан в) Стародум г) Милон

      8. Имя какого героя комедии стало нарицательным?

      а) Скотинин б) Вральман в) Правдин г) Митрофанушка

      ^ 9. Кого выбрала себе в мужья Софья:

      а) Скотинина б) Митрофанушку в) Милона г) Правдина

      10. Какой совет предлагает госпожа Простакова Митрофану, когда он решает задачу про деньги?

      ^ Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

      1. Литературное направление, к которому можно отнести комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

      а) сентиментализм б) классицизм в) романтизм г) реализм

      2. Время, в течение которого развивается действие комедии:

      а) неделя б) месяц в) сутки г) год

      ^ 3. Говорящие фамилии – известный прием классицизма. Определите, какую роль они играют в тексте пьесы:

      а) создают комедийный эффект

      б) являются способом деления на положительные и отрицательные персонажи

      в) определяют характер героя

      ^ 4. Какую из наук «преподает» Митрофанушке Вральман:

      а) грамматику б) историю в) математику г) географию

      5. Кого из героев комедии автор называет «другом честных людей»:

      а) Митрофана б) Стародума в) Милона г) Вральмана

      6. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

      а) Софья б) Митрофан в) Стародум г) Милон

      7. Против какого общественного порока была направлена комедия:

      а) против раболепия б) невежества в) чинопочитания г) казнокрадства

      8. Кому из героев произведения принадлежат слова: « Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»

      а) Простаков б) Правдин в) Скотинин г) Митрофанушка

      9. Как можно объяснить смысл слова «недоросль» :

      а) ленивый, ограниченный, невежественный человек

      б) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

      Читайте также:  Как называется речной песок с точки зрения геолога
      Источники:
      • http://ist.na5bal.ru/literatura/6608/index.html
      • http://lit-oge.sdamgia.ru/problem?id=178
      • http://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/mojno-li-schitat-staroduma-vyrazitelem-avtorskih-idey.html
      • http://obrazovalka.ru/matematika/question-397848.html
      • http://all8classes.ru/literatura/36-otvety-na-voprosy-po-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html
      • http://shkolnie.ru/literatura/148776/index.html