Меню Рубрики

Как появился человек с точки зрения религии

Взгляд мировых религий на происхождение человека

Рассмотрим религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, – христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам — это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество — буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально — «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт — оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Это – Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард – высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека Теории происхождения человека: на любой вкус, но без доказательств не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Древние религии и религии Востока

Жители Древнего Египта, а также шумеры Шумеры — загадки исчезнувшей цивилизации полагали, что человек – создание богов. При этом в качестве материала для создания первого человека уверенно называлась глина. По всей вероятности, это было связано с тем, что глина была материалом распространенным, пластичным и удобным для лепки – одним словом, идеально подходящим для создания людей.

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Христианство

Сегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Гораздо менее известна легенда о первой жене Адама – Лилит Лилит: придуманный женский идол . История об этом браке в библию не вошла, но упоминается в каббалистической теории. Лилит была создана Богом так же, как и Адам, поэтому считала себя равной мужу и не желала ему подчиняться. Она сбежала (вернее, улетела) от Адама, но была настигнута и наказана ангелами Ангелы: 10 неверно понимаемых фактов . В результате первая жена Адама превратилась в демоницу, которая специализировалась на убийствах новорожденных младенцев и рожениц. Несмотря на то, что она была первой женщиной, род ее прервался, поэтому праматерью человечества считается Ева, которую Бог создал уже с учетом прежних ошибок.

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия — продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов — древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

Читайте также:  Сужение полей зрения причины и последствия

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения — это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека — вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным — гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования — болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву — познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует «тайное»). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания — ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности» утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт — церковь, служители которой выступают своеобразными «посредниками» между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, «опиуму для народа». Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм — это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых — не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм — система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже — явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно — от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма «индивидуализации религии» и связан с распадом старых родовых связей. «Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил».

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов — предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе — в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия — первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово «культ» мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то «культ» существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их «облекать». Отсюда и слово «обряд» (от «облечь», «обрядить»). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же «диких» народов мы застаем следующую стадию развития — шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм — не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной — Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась «таббур эреш», что означает «пуп земли». На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) — часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Невозможно разобраться в себе, не выяснив, какие ка­чества присущи каждому человеку, что же такое человек в принципе. Пойдем путем крайностей, рассмотрим человека с точки зрения как науки, так и религии. Это позволит нам пройти по границе раздела двух понятий, в которой, как правило, и заключается вся суть.

Человек с точки зрения науки — биологическое суще­ство, обладающее:

телесной конституцией; психической защитой;

Всего восемь составляющих, запомним эту цифру — во­семь.

Человек с точки зрения христианской религии — ча­стица духа, заключенная в материю, образ Бога, личность, являющаяся фокусом, через который преломляются все со­бытия на Земле. Бог троичен, троичен и человек, который состоит из: духа; души; тела.

Через дух человек связан с тем, что его породило: с Богом. С помощью души он творит свою собственную жизнь, праведную или грешную, а тело используется как инстру­мент для работы на Земле.

Поговорим о человеке и его душе, о духе же будем говорить в пятом томе, «если доживем» (эти два слова часто употребляются священниками и символизируют «сми­рение») .

Душа, как и человек, троична: умная часть (голова); невательная часть (сердце); вожделенческая часть (нижняя половина тела).

Человек троичен, но состоит из двух основ — низшей (падшей, предельно уплотненной, созданной из низших сти­хий и зависимой от материи) и высшей (чистой, стремящейся к Богу).

Таким образом, в человеке изначально есть все — и самое низкое, и самое высокое. Низшее в человеке, в самой примитивной своей части, содержит «темные программы» для человеческого биокомпьютера, всякие низменные побуж­дения, проявляющие активность при неразвитой морали, так называемые темные инстинкты. Их тоже восемь. Эти темные инстинкты — первый уровень человеческого естества, то, с чем он рождается и что он всю жизнь подавляет в себе.

В человеке есть и то, что можно назвать лучшим в нем. Это светлые программы, или светлые инстинкты. И их восемь. Они составляют третий уровень человеческого естества. Третий, а где же второй? В любом явлении жизни есть видимая или невидимая граница раздела двух сред. Именно на этой границе находятся обычные человеческие инстинкты, известные науке; они и составляют второй уро­вень человеческой природы.

Первый уровень более всех связан со стихией Земли, второй — менее, а третий — почти с ней не связан.

Чтобы понять, как сложна эта связь, скажу несколько слов о материи — об этом сложнейшем явлении. Существует даже духовный закон непроницаемости материи. Прежде всего материя предельно нейтральна, и потому используется для любых агрессий, я бы даже рискнул сказать — материя бессовестна, ибо таковой ее делают жизненные обстоятель­ства. Окружающий мир все время пытается беспардонно сесть Вам на шею, и это естественно. Люди будут Вас подводить, организации — жульничать, жилищные эксплу­атационные конторы — не выполнять своих обязательств, друзья — месяцами не отдавать долгов, родственники — ви­деть в Вас недотепу, а кошки — пытаться залезть на стол. Это — нормальная жизнь в материальном мире. Поэтому за правило нужно принять один из афоризмов Козьмы Прут­кова: «Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман». Надо всегда помнить, что любой контакт с любым человеком несет в себе (как и в случае с Инь—Ян) свою противопо­ложность, то есть элемент обмана или лукавства и в то же время — элемент света. Качество личности зависит от того, что именно в ней преобладает. Обман так и рвется наружу, а светлое нужно с трудом вскрывать. Более того, если ты растяпа и создаешь условия для того, чтобы тебя обманули, то не только сам виноват в своем ущербе, но еще и в искушении ближнего. Важнейшая же задача человека на Земле — облагораживание материи.

Читайте также:  Можно ли делать коррекцию зрения при гипертонии

ТРИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Рассмотрим внимательнее уровни человеческой природы. Их три (рис. 4):

Уровень первый — низший. Начнем анализ человека с его наиболее низменной части, где живут самые прими­тивные побуждения, названные мной темными инстинктами. В обычной жизни они хорошо известны как отрицательные черты характера. В православии их называют страстями человеческими, перечислим их.

Восемь темных инстинктов: 1) гордость; 2) тщеславие; 3) зависть; 4) скупость; 5) уныние; 6) гнев; 7) блуд; 8) чрево­угодие.

Уровень второй — средний. На границе раздела высшего и низшего в человеке находятся обычные человеческие ин­стинкты. Современная наука; в лице некоторых ученых, считает, что их семь (например, Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1994.). Философы всех времен и народов говорили, что в человеке живет непрео­долимая жажда обретения Бога, независимо от того, осознает он это или нет. Любой из нас порой испытывает непонятную тоску, которая не компенсируется никакими ценностями окру­жающего мира, будь человек хоть крез, хоть сверхмудрец. Это сидит в человеке с рождения наряду с другими естест­венными программами. Поэтому к семи признаваемым наукой инстинктам я прибавил еще один — инстинкт поиска Бога.

Восемь обычных инстинктов: 1) самосохранения; 2) про­должения рода; 3) альтруизма; 4) исследовательский; 5) ли­дерский; 6) свободы; 7) сохранения достоинства; 8) поиска Бога.

Уровень третий — высший, символизирующий лучшие ка­чества в человеке. В православии их называют добродетелями.

Восемь светлых инстинктов: 1) вера; 2) надежда; 3) лю­бовь; 4) смирение; 5) сострадание; 6) воздержание; 7) щед­рость; 8) справедливость.

А теперь, дорогой Читатель, проведем простой, но не­обычайно эффективный самоанализ всех трех уровней че­ловеческой природы.

Самоанализ первого уровня

Вглядитесь пристально в перечень восьми темных ин­стинктов. Внимательно подумайте о них, поразмышляйте. Проводите это сосредоточение в течение 5—10 минут.

Далее Ваша задача состоит в следующем:

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, запись может быть такая: 1) чревоугодие; 2) уныние; 3) гнев; 4) блуд; 5) тщеславие; 6) зависть; 7) гор­дость; 8) скупость.

Внимательно посмотрите на темные пятна своей жизни. Проявления этих низменных инстинктов порождают все проблемы, которые существуют в Вашей жизни. Других причин нет — все в них. Как только человек своим пове­дением спускает сознание в область своей низшей природы, темные инстинкты сразу обретают энергию и стараются заявить о себе. Выраженные сильнее других проявляются первыми. Поэтому так важно знать свои самые слабые места.

Составьте процентное соотношение свойственных Вам темных инстинктов, так как чрезвычайно важно знать силу проявления того или иного греха. Например, картина может быть такая: чревоугодие — 25; уныние — 20; гнев — 11; тще­славие — 10.

Самоанализ второго уровня

В течение 5 минут внимательно вглядитесь в перечень обычных человеческих инстинктов.

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, это может быть такая запись: 1) самосох­ранения; 2) альтруизма; 3) свободы; 4) продолжения рода; 5) исследовательский; 6) сохранения достоинства; 7) лидер­ский; 8) поиска Бога.

Составьте процентное соотношение преобладания в Вас инстинктов так, как было указано при самоанализе первого уровня человеческой природы.

Самоанализ третьего уровня

Внимательно вглядитесь в перечисленные выше светлые инстинкты человека. Вчитайтесь в них, вдумайтесь в их нравственное содержание в течение 5—10 минут.

Выпишите в порядке очередности свои добродетели. На­пример, может быть такой порядок: 1) вера; 2) надежда; 3) сострадание; 4) справедливость; 5) любовь; 6) щедрость; 7) смирение; 8) воздержание.

Определите процентное соотношение свойственных Вам добродетелей. Очень важно знать степень их проявления. Когда мы пытаемся получить процентное соотношение (что вообще-то немного наивно), тогда волей-неволей работаем над осознанием той светлой силы, что живет в человеке, а это то, что нам с Вами и нужно. Наиболее тщательно определите свой самый главный светлый инстинкт и самый непроявленный. Зачем? Для того, чтобы замкнуть звено цепи инстинктов самым крепким.

Попробуем теперь замкнуть слабое звено в цепи инстин­ктов сильным.

Предположим, что самое сильное проявление в Вас — это вера, а самое слабое — справедливость. Замыкаете оба звена:

вера + справедливость = вера в справедливость.

Именно над верой в справедливость Вы должны работать. Или в Вас сильна надежда, но слабо — смирение. Замыкаете оба звена, получается, что ваша надежда на решение жизнен­ных проблем — в смирении. Вот так Вы учитесь смирению.

О духовных ценностях третьего уровня и низменных страстях первого подробно поговорим в пятом томе. Сейчас займемся самоанализом среднего уровня человеческой при­роды — обычных инстинктов. Без такого анализа невозможно грамотно судить о человеке. А я постараюсь изложить его так, чтобы Вам не было безнадежно скучно.

С ПОЧТЕНИЕМ К ИНСТИНКТАМ

Итак, в человеческом биокомпьютере действуют восемь программ, называемых обычными инстинктами. Причем ин­стинкт альтруизма — это проявление душевного в человеке, а инстинкт поиска Бога — духовного. Поэтому атеист работает только с семью программами, а верующий — с восьмью. Как видите, у атеиста существует недостаточность мироощущения, а значит, и миропонимания, взаимосвязей причин и следствий.

Правильный анализ инстинктов позволяет выявить свои достоинства и недостатки и через них приводит к пониманию причин своих духовных заблуждений, а также — что уже имеет прикладное значение — причин психосоматических за­болеваний.

Инстинкты— основные потребности человека, каркас, из которого сконструирована его психика. Вот строится дом. Балки, перекрытия, сваи составляют его костяк. Они — «инстинкты дома». Не чувствуете аналогии? Если костяком человека как существа разумного является не костный ске­лет, а духовный, то костяком для психики служат ин­стинкты, отражающие о:новные жизненные потребности. К примеру — какова первейшая жизненная потребность чело­века как живого существа? Сохранить себя! Вот это и есть первая «свая», подпирающая платформу психики, и назы­вается она инстинктом самосохранения.

Что по важности идет дальше? — Сохранение собствен­ного потомства. Это уже вторая «свая», называемая ин­стинктом продолжения рода. Вот и две важнейшие «сваи», на которых уже можно строить гнездо. Символ этих двух инстинктов — умение говорить «Да» внешнему миру. Окру­жающая Природа вопрошает человека: «Ты хочешь вы­жить?», и он отвечает: «Да!» — «Тогда иди, бейся с дикими зверями, добывай пищу, борись с наводнениями. хочешь?» — И человек отвечает: «Да!» — «Чтобы выжил твой род, ты должен быть вместе с женщиной, хранить и оберегать ее, сможешь?» — «Да!»

Много еще вопросов задала Природа человеку, и на все он сумел дать утвердительный ответ.

Одинаковый набор инстинктов есть у всех, тем не менее люди отчего-то разные. А потому, что каждый из них неосознанно «отдает предпочтение» тому или иному ин­стинкту. Кто-то хочет быть генералом, еще лучше —мар­шалом. А я хочу сидеть дома и печатать на машинке лекции. Хорошо бы, чтобы еще и пенсию платили лет с сорока. У каждого свои желания в соответствии с его инстинктами. Жилому дому «хочется» стоять в тихом, укромном местечке, чтобы стекла не дребезжали и протечек не было. Но это не его «желания», а желания создавшего его человека. Они определяются назначением дома — его «инстинктами». А вот железобетонному доту вредна спокойная жизнь, от нее он плесневеет, появляются трещины в стенах. Его «инстин­кты» — война. У жилого дома — одно предназначение, у до­та — другое. Так и у людей — у каждого своя специализация, ре потому, что человеку так хочется, а потому, что такова воля создавшего человека Бога (Космоса). Но человек — единственное существо на Земле, имеющее свободную волю (у животных, например, ее нет). Следовательно, ему дана воля выбирать: быть или не быть беспомощным рабом ин­стинктов. Давайте поговорим о воле человека, сделав не­большое лирическое отступление.

Воля человека. Это понятие неотделимо от понятия о возможностях сердца, как места, где скапливается энергия всего лучшего в нем. Воля — равнодействующая двух век­торов: стремления и желания сердца.

Известный священник Александр Ельчанинов писал по этому поводу: «Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля». Таким образом, свобода человека зависит от его собственной воли. Но есть еще и степень человеческой свободы, которая определяется тем, что Вы диктуете жизни и что Вам диктует она. Разделим свободу человека на три степени: большая, средняя и малая свобода.

Понятием «свободой воли» во все времена занимались религиозные конфессии. Для примера рассмотрим точку зрения православной церкви по этому вопросу. Как пишет схиархимандрит Софроний (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 1, 1995.), чело­веческая свобода ограниченна и ее связывают в значительной мере: 1) законы природы; 2) запросы тела; 3-) окружающие люди и обстановка; 4) общественные законы; 5) установ­ленные Богом внутренние законы, сообщаемые человеку через голос совести; 6) влияние на душу человека Божией благодати; 7) влияние на человека темной силы.

Как уже было сказано, воля человека получается от двух слагаемых: стремления и желания сердца. Последнее слагаемое понятно. А что такое стремление? Рассмотрим значение этого слова на примере высказывания епископа М. Таврического.

Человеческое стремление делится на пять сфер:

Сфера чувственно-материальной жизни: здесь люди бо­рются за свои материальные права, это область грубого эгоизма.

Сфера умственной жизни: это сфера людей, тянущихся к науке и ее изысканиям.

Сфера искусств: область, где человек живет в мире грез.

Сфера человеческих симпатий и состраданий: в ней живут люди, имеющие доброе сердце, им присуще мило­сердие.

Сфера жизни духа: мир свободной веры, сфера молитвы и общения с Богом.

Вернемся к разговору об инстинктах. Судите сами, на­сколько существенно человек имеет право выбора? Он может сменить свою специализацию, то есть показать, что жизнь не по доминирующему инстинкту возможна (нам это раз­решено), но это всегда чревато переутомлением, излишним расходом энергии, болезнями, а нередко и разочарованиями в смене специализации. Это своего рода своеобразный аван­тюризм. Но в социальном мире, где все духовные ценности «стоят на голове», большинство людей планируют свое бу­дущее исходя не из своей натуры, а из ценностей «света». И никто не хочет знать, что в основе поведения человека лежат инстинкты, основанные на его насущных потребностях.

После утраты рая длительное время в своем развитии человечество так и двигалось вперед всего лишь на двух инстинктах — самосохранения и продолжения рода. Но вот человек подошел к тому, что его интересы схлестнулись с интересами более слабого. Бесстрастная история показывает, что те племена, где уничтожали слабых, вымерли или по­теряли могущество, а там, где с ними считались, где про­являлось милосердие, рядом с сильными вождями всегда были тщедушные телом, но острые умом советчики, пользу от которых ощущало все племя. Это закрепилось в подсоз­нании человека, вошло в его эволюцию, и он наконец распознал заложенный в нем третий инстинкт — альтруизма.

Им названо все то, что подвигает человека на добро, на поступки благородные и жертвенные, заставляет поступаться своим ради другого. Это всегда трудно, но жизненно необ­ходимо.

Как уже отмечалось, каждый человек мучается неизъ­яснимым томлением по Творцу, но не каждый осознает это. Потому и стремится кто к деньгам, кто к власти, кто к семейной идиллии, считая, что в каком-то из этих мирков пройдет тоска и наступит радость. Для осознания причины томления своего духа человеку следовало научиться говорить жизни: «Нет». Это значительно труднее, чем говорить ей: «Да». Казалось бы, все наоборот: Творец и «Нет» несов­местимы. Совместимы! Более того, со словом «Да» в исто­рии человечества связаны самые большие неприятности. «Попробуешь яблочко»? — спросил Змий Еву. «Да», — отве­тила она. Сказала бы «Нет».

Трудно говорить «Нет» своей низшей природе, ближе всего стоящей к материи, и всегда легко — «Да». Тот, кто сумеет сказать «Нет» злу, начинает жить инстинктом поиска Бога. Но перед тем он должен сказать «Да» альтруистиче­скому инстинкту, услышать его голос и следовать ему.

«Нет» — это уже борьба со злом. Не всегда человек вел ее правильно. В частности, он боролся не со злом в себе, а с обычными инстинктами, пытаясь уничтожить их, считая, что так можно преобразовать свою низшую натуру, нахо­дящуюся под влиянием теллурических сил. С одной стороны, это правильно, человек — существо не земное, а вселенское, бесконечное. Но с другой — напоминает водолаза, который на глубине пытается сбросить с себя скафандр. Разумно ли это? Абсурдно, когда человек борется со своими инстин­ктами, дом — с фундаментом, корабль — с днищем. Борьба с ними иллюзорна, является разновидностью одного из «духовных прибабахов», который часто очень занятен для «отъехавших в духовность». Главное же — направить ин­стинкты на возвышенное. Как? Советовать всегда легко — трудно выполнить совет.

В качестве очередного лирического отступления расскажу один случай.

Был в нашей школе такой своеобразный слушатель. «Мечтаю, — говорит, — о жизни странствующего солдата ве­ка XVII. Костер, жарящееся в пламени мясо, вино, захваченные женщины. Ничего не могу с собой поделать. » В это время как раз набирались добровольцы для реставрации сельских храмов. «Езжай, — говорю, — ограничь свои крово­жадные инстинкты». Не думал, что он соберется, однако, смотрю, поехал. Работы оказалось много, церквушка XVII столетия, от «великой мудрости» превращенная в склад, готова была рухнуть от ветра. Вся работа практически за одни харчи, да еще и постные. Но он все выдержал, не сбежал, очень старательно работал — смирял свои низшие инстинкты, беседовал со священниками, читал каждую сво­бодную минуту. Вернулся, правда, немного придавленный, но без вреда для здоровья, тихий, успокоенный, добрый. И все. Никаких костров, никаких захваченных женщин! Вот так, двигаясь через такую опасную материю, как порочные мечты, человек был вовремя остановлен и переориентирован на инстинкт альтруизма.

Вернемся, однако, к инстинктам. Человек — существо, которое в нравственном смысле в основном не идет вперед, а лежит. А если и идет, то в редкие мгновения ему удается идти не падая. Праведники, например, падают до семи раз в день, но поднимаются и идут вперед. Обычный человек падает меньше, потому что больше лежит. Падать больно, и хочется, как Обломов, лежать на диване и не двигаться. Тем не менее что-то все же толкает человека на движение, какая-то неистребимая потребность узнать, а что же будет дальше, если я встану и пойду? Так проявляет себя чет­вертый — исследовательский инстинкт.

С побуждением искать — человек могуч, без него — об­речен! «Любите девочки простых романтиков. » Во все времена были на Земле героические профессии: моряков, полярников, альпинистов. Были, потому что в человеке существует живая потребность — искать. Обретение новых земель — низшая форма поиска. Человек думает, что где-то за горизонтом лежит берег счастья, и ищет его. Но ощущения счастья переживаются только в первые мгновения, может быть, часы (в этом Фрейд прав), а затем снова непонятная тоска, и снова в море за призрачным счастьем, за Землей Санникова, которой никогда не было! Поиски ведутся ты­сячелетиями, но ни к чему не приводят, так как ищут не там, где надо. А искать-то надо не за горизонтом, а в себе.. Начальная форма проявления исследовательского инстин­кта — поиск лучшей доли во внешнем мире, высшая форма — во внутреннем мире, поиск в самом себе..

Читайте также:  Упражнения для зрения для чего они нужны

Жить с этими программами невозможно без руководства. Иначе обязательно начнутся бунт и неразбериха. На корабле самым главным является капитан; если будет не так, то корабль далеко не уйдет. Потому что без руководства не существует ни одно живое, тем более разумное, сообщество, в нем обязательно начнется смута, первое проявление ко­торой — нарушение закона иерархичности — бунт. Именно из иерархичности вытекают принципы руководства. Без нее случайный человек, завладев вниманием толпы, может за­вести ее в тупик, а затем исчезнуть.

У людей всегда существовала потребность вести или быть ведомым. Очень важно, чтобы ее реализовали пра­вильно, и не кто угодно, а кому положено. Это стремление быть первым получило название лидерского инстинкта — пятого инстинкта человека. Те, у кого эта программа пре­обладает над остальными, — прирожденные лидеры. Место лидера на Земле представляет собой трон из обоюдоострых мечей: много дается, но за многое и спрашивается.

Шестой инстинкт — инстинкт свободы. Без него челове­чество никогда не освободилось бы от рабовладельческого строя. Проявление инстинкта видно не только в противлении кандалам, но и в противлении насилию над свободой совести или над волей.

Свобода и совесть — сестры-близнецы, поэтому тот, кто не живет по совести, не может быть свободен. Зов инстинкта свободы всегда стучит в сердце каждого человека. Вот только не всегда нечистому сердцу понятен этот зов. Поэтому свободу начинают искать во всем, даже там, где она не нужна, — например, в нарушении моральных норм. Нега­тивный план вовсю помогает в этом, и тогда на свет появ­ляются свобода спекуляции, секса, свобода безнаказанно говорить все, что захочется, где угодно, хоть по телевизору, хоть в газетах. Свобода — дело тонкое, как лезвие ножа. Кроме того, что она имеет сестру-близнеца, совесть, она еще отбрасывает и свою тень — несвободу.

Свобода и несвобода. Свободы требуют все, даже нежи­вые предметы: согните железный прут — он стремится разог­нуться. .. А вот несвободу не любят. Если инстинкт свободы дал человеку Бог, то инстинкт несвободы человек. должен был привить себе сам. Например, несвободу злу, несвободу несправедливости, несвободу всем темным инстинктам. Роб­кий голос из нашего Зала: «Выходит, несвобода важнее, чем свобода?». И я, холодея от собственного героизма, за­являю: «Важнее!». Человек настолько напичкан всем темным, что прийти к свободе он может лишь через несвободу (ограничение себя). Парадокс? — Да! Но вообще надо привы­кать к тому, что все то, что понятно, — не имеет глубины. Вот когда ничего не понятно, а существуют лишь напря­женные смутные предчувствия значимости явления, то на­верняка присутствует и его глубина.

Есть люди, у которых инстинкт свободы доминирует над всеми остальными. У них часто сложная и полная обид жизнь. Общество не поощряет подобные стремления и может сломить такого человека, неосознанно стремясь к тому, чтобы он прошел сначала процесс несвободы. Это как в детской компании: если побьют — тогда своим станешь. Ча­сто человек с доминированием этого инстинкта стоит на­смерть за право говорить то, что все давно знают, за право. сидеть на работе у окна, говорить неумным людям правду, совершать поступки, которые ему ни к чему, а нужны лишь для доказательства его свободы. и прочее. Прекрасно, когда этот инстинкт направлен на возвышенное, и очень грустно, если — на мелочи. Среди малолетних преступников и бродяг много таких, которые, борясь за свою свободу, нашли единственное место, где они свободны, — в подворот­не. Жаль, что не в школе или дома.

Седьмой инстинкт — инстинкт сохранения достоинства. Нужно сказать, что это не только человеческая программа. Достоинством обладает практически любое живое существо, тем более высокоразвитое. Прикрикните на собаку — она обидится, потаскайте кота за ухо — иной потом неделю к Вам не подойдет. Обида возникает тогда, когда «что-то» попрано, — вот это «что-то» и есть достоинство, заложенное в человеке изначально. Если ребенок правильно воспитан, он преисполнен достоинства (не гордости). Его трудно оби­деть, он просто не поверит, что он плохой^ а значит, у него не будет и болезней. Духовные палачи знают, с чего надо начинать ломать человека, — с его достоинства. Без него нет личности, есть только то, что действительно могло произойти лишь от обезьяны. Ущемление этого инстинкта уносит тысячи и тысячи жизней на Земле. Особенно это касается тех, для кого собственное «Я» уж очень велико. Тем не менее, на этом инстинкте как на платформе стоят такие программы, как исследовательский инстинкт, альт­руизм, свобода, лидерство.

Мы так подробно говорим об инстинктах для того, чтобы выяснить, какие свойства характера у каждого из нас наибо­лее проявлены. Обычно у большинства самый выраженный инстинкт — самосохранения. Но есть и прирожденные семь­янины — это счастливые отцы многочисленного семейства, матери-матроны: у них налицо доминирование инстинкта продолжения рода. А вот чудаковатый ученый был в семье единственным ребенком, все с папой у микроскопа торчал — проявление исследовательского инстинкта. Сегодняшний ди­ректор крупной фирмы в детстве был бессменным пред­водителем ватаги мальчишек — лидерский инстинкт.

Разбивая общество на восемь типов, мы тем самым пыта­емся выяснить, к какому служению в социуме предназначен каждый из нас. Этот простой, на первый взгляд, анализ — начало видения многих проблем внутри себя, один из главных ключей к пониманию своих близких и друзей. Нередко случается так: мама — профессор, папа — мудрец, предки — ученые, а сын — типичный шалопай. Все б ему на улицу да на улицу, да в войну с мальчишками играть. В общем босяк, казак-разбойник. На парня начинают «давить» всей родней, всем социумом, ущемляя его инстинкт свободы, и в будущем обязательно сделают из него ученую посредственность с перекошенным ртом и затравленными глазами. А он, ока­зывается, лидер по основному инстинкту. Ему бы в армии с автоматом бегать или «крутым» в коммерции стать, а ему говорят: ради престижа семьи поменяй главный лидерский инстинкт на исследовательский, который у тебя самый слабый.

1. Определите, какая степень свободы воли относится лично к Вам.

2. Выясните самый существенный для Вас пункт ограничения собственной свободы, затем второй по важности, затем третий. Наконец, определите самую слабую для Вас степень ограничения.

3. Определите одну из пяти сфер Вашего стремления. Это трудно сделать однозначно, современный человек живет в нескольких сферах сразу. Попробуйте определить степень своей погруженности в каждую из сфер в процентах.

Выпишите в тетрадь по степени значимости все свои инстинкты.

На рис. 5, а изображена звезда гипотетического чело­века, у которого все инстинкты проявлены одинаково. На самом деле звезда инстинктов совсем не такая, а к примеру, такая, как на рис. 5, б.

А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою реальную звезду инстинктов, а затем — звезду, которой Вы вынуждены следовать. Скажем, у Вас доминирует исследовательский инстинкт, но жизнь сложилась так, что Вы живете по программе продолжения рода и исследуете лишь содержимое кастрюль и целостность мужниных носков; что ж, тоже неплохо, если подойти к этому с умом. Вот эту звезду и отразите на рисунке. На том же листе бумаги нарисуйте реальную звезду инстинктов Вашего ребенка, а также звезду, которую Вы (разумеется, из лучших побуж­дений) ему навязываете.

Эта работа — важнейшая в самоанализе, с нее нужно начинать после определения своей духовной платформы. После этого Вы уже совершенно по-другому будете смотреть на себя и своих близких, понимать происхождение многих поступков, видеть корень большинства неудач и происхож­дение многих заболеваний. Наступит понимание, сначала через разум, затем, со временем, через сердце.

В самоанализе есть некоторые тонкости:

1. У каждого человека главенствует один инстинкт.

2. Чем более доминирует один из инстинктов, тем более подавлен инстинкт продолжения рода.

3. Чем более подавлен главенствующий инстинкт, тем более человек неудовлетворен жизнью.

4. Ущемление любого из инстинктов — ущемление лич­ности и свободы, начало заболевания.

Более всего инстинкты проявляются в экстремальных ситуациях.

Инстинкты — фундамент, на котором строится личность. Существует очень важное прикладное правило, которое каж­дый из нас должен знать: если у Вас доминируют один или два инстинкта и Вы следуете их предписаниям — здоровье и удача будут сопутствовать Вашей жизни; если Вы «рабо­таете» сразу со всеми инстинктами, всех их «ублажаете» и даете всем в равной мере проявиться — Вас будут пресле­довать болезни и разочарования. Специализируйтесь в своей жизни и не включайте без надобности то, что «спит». Ко­нечно, иногда надо тренировать все инстинкты, но человек долговечен только тогда, когда у него преобладает один инстинкт, одна добродетель.

Последствия ущемления инстинкта

Инстинкт — живая программа, маленькая жизнь, зало­женная в человеческий биокомпьютер, имеющая свой разум, свои интересы и цели. Что будет, если пренебречь ею? То, что случается, когда пренебрегают любым живым существом. )но уйдет в глухую обиду, выстроит вокруг себя «китайскую стену», решит, что знать не хочет весь этот внешний мир, и таким решением серьезно ослабит себя. Мы договорились, что инстинкты — это сваи, и вдруг решаем, что какая-то из свай не нужна. Может быть, решение пришло не явно, а как-то исподволь, но пришло. И мы решили, что содержание «сваи достоинства», к примеру, слишком дорого, и решили ее пока убрать, можно ведь и немного попресмыкаться перед начальством для пользы дела, от этого еще никто не умирал. Попробовали, действительно, жизнь стала значительно про­дуктивнее, проще. Но только вот сердце что-то порой по­шаливает, желудок сдает, появилось отвращение к жизни, даже к себе, возникла депрессия. Собственные дети, ради которых все и терпел, насмехаться стали. В чем дело?

Посмотрим из принципа аналогии. Раз убрали одну из опор, платформа, которую подпирал целый пучок свай, дала какой-то крен. Крен. что это за явление? В мире психики — это эмоция как следствие на наши действия. Причем каждая свая-инстинкт порождает свойственную только ей крен-эмоцию.

Пренебрежение сваей самосохранения вызывает эмоции тревоги, беспокойства, страха, озабоченности; сваей продол­жения рода — неудовлетворенность жизнью, тоску, агрес­сивность, отчаяние; сваей альтруизма — ощущение собст­венной вины за что-то, тоску, душевные искания, «теснения в груди», муки совести, мечтательность; исследовательским инстинктом — недовольство существующим положением ве­щей, агрессивность.

Пренебрегли лидерским инстинктом — ощущаем неудов­летворенность, агрессивность, презрение к себе и другим, злость, жажду власти; инстинктом свободы — взмываются протест, депрессия, озлобленность, стремление отложить жизнь на завтра. Если же Вы закрыли глаза на инстинкт сохранения достоинства, то Вас одолеют гнев, отвращение, депрессия, гордыня.

Что же все-таки произойдет, если инстинкт подавлен, платформа накренилась, вызвав бурю эмоций, но это не вернуло ее к равновесию? Такое положение вещей вызывает в человеке две важнейшие реакции: протест, выливающийся в агрессивность, или капитуляцию перед жизнью.

Определите у себя ущемленный инстинкт, из-за которого на­клонилась платформа Вашей личности.

Выявите эмоции, которые возникли из-за ущемления этого инстинкта, и запишите все в свою тетрадь.

Инстинкты человека. В этой фразе не очень много романтики или экзотики. Но это с точки зрения обычной логики. Если рассматривать их с позиции логики парадок­сальной, они покажут много удивительного. В человеке кроме определенных наукой инстинктов есть и такие, о которых наука не говорит, потому что не знает о них.

Об одном таком я уже упомянул — инстинкт поиска Бога. Есть и другие, из разряда «антиинстинктов». На­пример, инстинкт зла. Он есть, в психике любого человека, и любой человек рождается с программой зла. Представьте, в Вашем телевизоре есть программа зла. Вы включаете ее — и оттуда несется всякая мерзость (не включаете — не несется).

Зло — это проявление закона смерти, который незримо присутствует во всем на Земле: в только что рожденном младенце, в веточке березы и лежащем на дороге камне. Младенец когда-нибудь умрет, веточка завянет, а камень превратится в песок. Проявления зла в обычном человеке малы, но программа такая все же есть. Когда человек выбирает путь зла, он сам включает эту программу. Если опомнится — выключает, и та снова замирает. Если же прог­рамма долго «не выключается» (говоря обычным языком, че­ловек погряз во зле и не хочет оттуда выходить), случается то, что не происходит ни в одном телевизоре или компьютере: программа выходит из-под контроля и стремится уничтожить своего хозяина, превращая того в еще большего злодея. Но не ошибаюсь ли я? Может, все это слишком преувеличено?

Обратимся к известным именам. В. Соловьев писал: «В глубине нашего существа, в самой основе нашей души иногда для нас вполне неосознанно таится и скрыто действует сила темная, безумная и злая. Это есть та самая сила, которая отделяет нас от всего и ото всех, побуждает замы­каться в самих себе, делает нас непроницаемыми и непроз­рачными: она есть сила бессмысленная и начало всякого безумия». Ему вторит 3. Фрейд: «Нет такой грязи и извра­щенности, которая не гнездилась бы в душе обычного, нор­мального человека». Как видите, дорогой Читатель, великие имена подтверждают мои слова.

У каждого индивидуума есть свой инстинкт зла, или, говоря обычным языком, у каждого человека есть некая странная склонность делать гадости, причем у каждого своя индивидуальная специализация. Другое дело, что один этой склонности поддается мгновенно, и мы видим предателя, другого надо уговаривать, а третьего не уговорить на явную гадость, но он совершит ее в своих мечтах.

Инстинкт зла следует, как тень, за каждым нашим шагом. Заметьте, когда Вы совершаете бескорыстный поступок, обя­зательно мелькнет мысль, как бы и себе что-нибудь выгадать.

Существует закон Паркинсона, который говорит о том, что если в приборе есть кнопка, которую нельзя нажимать, то обязательно найдется «умник», который ее нажмет. В этом результат косвенного проявления инстинкта зла.

Инстинкт поиска Бога и инстинкт поиска черта — свая и ее тень. Когда христианство говорит нам о том, что весь мир лежит во зле, о заведомой греховности человека и его готовности прикоснуться к греху, начинаешь понимать, что инстинкт зла открыт не вчера, а был всегда вместе с мно­говековой историей человека.

С УВАЖЕНИЕМ К ТЕМПЕРАМЕНТУ

Следующая составляющая человека — темперамент.

Что это такое и нужен ли он нам для самоанализа? Очень нужен — это вторая по важности ступень познания себя. Сначала дадим ему несколько определений, а Вы, дорогой Читатель, выберите, какое Вам по нраву:

1. Природный уровень энергетики человека.

2. Врожденная скорость реагирования на явление.

3. Сумма индивидуальных особенностей, воли и эмоций.

Темперамент (как, впрочем, и все на свете) особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях, описываемых законом нагрузки. Нагрузка — это свалившаяся на голову беда или проблема. Как только она приходит, с человека слетает маска, которую каждый из нас носит на себе как знак, что играется какая-то социальная роль. И тогда ста­новится видна вся суть человека, в том числе и интересу­ющий нас темперамент. Вот почему, когда случается беда, надо внимательно следить за друзьями, Вы узнаете о них много полезного.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Источники:
  • http://www.chuchotezvous.ru/human-evolution/1572.html
  • http://studwood.ru/522165/religiovedenie/poyavilas_religiya
  • http://infopedia.su/10x369.html