Меню Рубрики

Государства с точки зрения социологии есть

Социология политики — наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

В своей содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, демагогии и т.п. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей и общностей, существующих в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической властью и вследствие этого доминирует, господствует над другими людьми и группами, а эти последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения власти суть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.

Основным средством завоевания, удержания, укрепления, расширения масштабов власти, равно как и ее ниспровержения, является насилие. Политическое насилие представляет собой применение тем или иным индивидом или социальной группой различных (психического, морального, физического и т.д. вплоть до вооруженного) форм принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения политического господства над ними. Само же понятие политическое господство означает определенное структурирование в обществе отношений командования (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации и проявления в обществе.

Политическое господство, выступающее формой реализации власти, может по-разному восприниматься и оцениваться гражданами. Положительная оценка и признание населением права существующей власти осуществлять управление, вытекающее отсюда согласие подчиняться ей, означает ее легитимность, т.е. законность. Легитимность обычно связана с авторитетом власти, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три типа легитимности власти.

1. Легальное господство. Первый тип господства — легальный — в качестве «мотива уступчивости» имеет соображения интереса; в его основе лежит целенаправленное действие индивидов. К такому типу принадлежат современные европейские государства, в которых, по М. Веберу, подчиняются не личности, а законам. Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляется требование действовать по строго формальным и рациональным правилам. Формально-правовое начало — принцип, лежащий в основе «морального господства»; именно этот принцип оказался, согласно М. Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

2. Бюрократия, утверждает М. Вебер, технически является наичистейшим типом легального господства. Однако никакое господство не может быть только бюрократическим: «На вершине лестницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо либералы, избранные парламентской аристократией» Жумашев К. Социология в России: история и современность // Социология и власть. — 2008. — №6. — С. 38. , но повседневная, непрерывная работа ведется при этом специалистами-чиновниками, т. е. машиной управления. Помимо специального профессионального образования (преимущественно юридического) чиновник, соответствующий рациональному типу государства, должен иметь специальное управленческое образование, поскольку от него требуется профессиональная и управленческая компетентность Урванцева Н.П. Власть в социальном обществе // Социология и власть. — 2007. — №3. — С. 18. .

3. Патриархальное господство. Другой тип легитимного господства, обусловленный нравами, привычкой к определенному поведению, М. Вебер называет традиционным. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит традиционное воздействие. Чистейшим типом такого господства является, по М. Веберу, патриархальное господство. Союз господствующих представляет собой общность: тип начальника — «господин», штаб управления — «слуги», подчиненные — «подданные», послушные господину. Патриархальный тип господства структурно во многом подобен семье, что делает особо прочным и устойчивым этот тип легитимности. Здесь не столько служебная дисциплина или деловая компетентность, сколько личная преданность служит основанием для назначения на должность и продвижения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, иерархическое членение часто нарушается привилегиями.

4. Харизматическое господство. Третьим чистым типом является так называемое харизматическое господство (от греч. charisma — божий дар). Харизма, по М. Веберу, — некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой, Богом, судьбой. К харизматическим качествам М. Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Согласно М. Веберу, харизмой обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники и писатели, выдающиеся политики, основатели государств и мировых религий (Будда, Христос, Магомет, Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и др.). Харизматический тип легитимного господства представляет собой противоположность традиционного: если последний держится привычкой, привязанностью к обычаю, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства. М. Вебер рассматривает харизму как «великую революционную силу», способную изменить лишенную динамизма структуру традиционных обществ Богачева О. Власть с точки зрения социологии политики // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — №8. — С. 37. .

Однако при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства у них есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении традиционный и харизматический типы господства противостоят формально-рациональному как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенные преданность и вера в его харизму. Поэтому харизматический принцип легитимности в отличие от формально-рационального авторитарен.

М. Вебер неоднократно отмечал неустойчивость и слабость легитимности в современном правовом (формально-рациональном) государстве; легальный тип государства представлялся ему хотя и наиболее подходящим для современного индустриального общества, но нуждающимся в некотором «подкреплении».

Серьезное внимание социология политики уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность — это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизни общества в 20 в. обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди них являются:

1. Действия политических элит, т.е. носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, в целях совершенствования государственного управления.

2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного характера, выступающие за трансформацию и реформирование политической системы, ее совершенствование либо за ее ниспровержение и создание новой, качественно отличающейся от прежней.

3. Региональные и этно-национальные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитие сообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий и представительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и осуществлении политических решений.

4. Межнациональные движения, которые стремятся объединить различные регионы и народы по принципу единства или близости исторических традиций, культурного подобия, экономических и политических интересов.

Таким образом, существует концепция, согласно которой общество в результате своей активной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и к самосозиданию. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которые оспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло.

Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика — это особый вид регулирования социальной жизни.
На определенном этапе развития общества в результате его дифференциации возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Ее содержание заключается, главным образом, в согласовании интересов различных социальных групп, выработке определенных правил игры, обязательных для всех граждан, контроле за их выполнением.
Особенность политики как способа регулирования социальных отношений выражается в том, что с момента зарождения она зиждется на основе властных отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая власть, в отличие от властных отношений в семье, религиозной общине, неформальном объединении, складывается как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления обществом. Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. Власть или близость к власти является предметом особых вожделений, источником противостояния, борьбы. Ведь она предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает. Вебер дал такое определение власти: «Возможность для одного политического деятеля в данных условиях проводить собственную волю, даже вопреки сопротивлению».
Таким образом, сущность политической социологии — вопрос о власти. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества, проблемы политических партий, политических лидеров, легитимность власти, политические системы.
В нашей стране интерес к политической социологии появился лишь с началом перестройки. На Западе существуют многочисленные социологические центры, изучающие эти проблемы. Исследования политической жизни, социологические рейтинги, прогнозы и публикация результатов так же привычны, как традиционные метеосводки погоды. В этой области специализируется большое количество ученых. В Мадридском университете «Комплутенция» на факультете политологии и социологии занимаются 12,5 тыс. студентов.
Главным предметом исследования для социологии политики является человек, гражданин как субъект политической жизни, его различные социально-политические роли: избиратель, политический лидер, парламентарий, лоббист, участник митинга, политического движения и т. п.
Хотим мы этого или нет, но политика в условиях демократизации общества становится уделом многих людей. Само слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». Без участия большинства населения в политической жизни не могут быть реализованы демократические принципы в организации общества, ведь если большинство людей поддерживает политический курс, политических лидеров, то политическая жизнь развивается нормально. Устранение от политической жизни, попытки решать политические проблемы за спиной ни к чему хорошему не приведут, и последствия могут сказываться на жизни общества десятилетиями. Например, в современной России становление демократических институтов происходит весьма трудно потому, что значительная часть населения не имеет необходимых навыков, да и не испытывает особого желания участвовать в процессах демократизации общества.
В западной социологии иногда пытаются представить политическую жизнь как своеобразные рыночные отношения. Политическая партия, политический лидер предлагают населению свою программу, тоже своего рода товар, организуют его рекламу и нередко обманывают избирателей пустыми обещаниями. А они либо покупают этот товар, либо нет, отдавая свои голоса на выборах.
Следует учитывать противоречивость развития политической жизни, ее диалектику. Если политические притязания класса, партии, лидера совпадают с настроением масс, реальностями исторического процесса, то политические отношения развиваются без значительных общественных потрясений. И чем меньше согласуются политические программы, экономическая и политическая деятельность властных структур с объективными закономерностями развития, с ожиданиями большинства населения, тем больше вероятность коллизий, политических конфликтов и конфронтации.
По данным опросов общественного мнения, проведенных учеными Института социально-политических исследований, россияне не доверяют ни одному из действующих в стране институтов власти. Пятидесятипроцентный рубеж недоверия населения перешли: милиция, политические партии, правительство, президент. Среди социальных групп, которые население винит во всех своих бедах, на первом месте находятся демократы — 21 процент опрошенных, затем — мафия, уголовники — 18 процентов. Происходит отчуждение власти от народа, что провоцирует правовой нигилизм и ведет к социальной конфронтации.
Исследования показывают растущую политическую напряженность в российском обществе. Можно использовать выводы теории управления, согласно которым при 30 процентах недовольных, критически настроенных членов соответствующей организации начинается дезорганизация системы, при 50 процентах наступает кризис и затем развал. Сейчас, как показывают опросы, число недовольных в нашем обществе приблизилось к этому уровню. Не удовлетворены своим здоровьем — 51 процент опрошенных, материальными доходами — 75 процентов, развитием событий в России — 77 процентов. Беспокоят россиян прежде всего две проблемы: дороговизна жизни — 58 процентов и рост преступности — 50 процентов.
Важнейшее направление политической социологии — изучение политического сознания. Это очень сложный феномен, который не сводится к сумме индивидуальных сознаний, позиций людей. Настроение людей меняется, как погода. Вот почему обманчивы позиции митингующих людей. В этой среде действуют особые психологические механизмы, легко и быстро возбуждаются эмоции, создается обстановка массового психоза. Некоторые люди даже вопреки своим убеждениям могут стать пластилином в руках умелых манипуляторов.
Процесс политизации общества и масс, достигнув пика, не может долго находиться в таком состоянии. Наша страна уже прошла пик, и наблюдается резкое снижение политической активности. Это не так уж плохо. В пиковый период господствуют митинговая демократия, дух толпы. Писатель, Борис Васильев например, считает: «Толпа требует не идей, а лозунгов, не логики, а обещаний, не призывов к размышлениям, а угадывания ее настроений».
Еще одна особенность политики — ее институализированный характер. Институализация есть во всех сферах жизни, но здесь она развита и регламентирована по отношению к личности более всего. Наиболее ярко это проявляется в государственной машине — основном политическом институте.

Читайте также:  Проводники диэлектрики полупроводники с точки зрения зонной теории

9.2. Социологические аспекты государственной власти

Политика, с точки зрения социологии, область социальных отношений по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.

Понятие государства

Существует достаточно большое количество понятий государства. В качестве наиболее значимых теорий о сущности и возникновении государства назовем следующие: патриархальная теория, органическая теория, теория насилия, теория «общественного договора», психологическая теория, марксистское учение о государстве.
Согласно патриархальной теории (Аристотель) государство возникает в результате естественного развития семьи сначала в селение, затем — в племя, а потом — в государство. Его лидер стоит во главе общества, как отец во главе семьи.
Представители органической теории полагали, что государство можно уподобить особому живому существу, имеющему свой организм и самостоятельную волю. Воля государства выражается в законах и прочих правовых нормах.
Согласно теории насилия, основателем которой является Л. Гумплович, государство возникает в результате покорения одного племени другим. Для того, чтобы сохранить власть над побежденными, победители создают такую машину, как государство.
Представители теории общественного договора, Т. Гоббс и Ж. Руссо считали, что государство возникает в результате добровольного взаимного договора, заключенного между людьми, проживающими на определенной территории. Люди посредством договора создают государство, имеют одинаковые права, но при этом граждане передают государству часть своих прав и своих доходов. Государство должно обеспечить им беспрепятственную реализацию той части прав, которая ему не передается.
Психологическая теория (Ж. Гобино, Х. Чемберлен) гласит, что люди делятся на два основных типа. К первому относятся те, кому по психическим качествам предначертано господствовать. Второй тип составляют те, кто по этой же причине нуждается в лидерах, руководителях.
Марксистское учение представляет государство как организацию господствующего класса, предназначенную для защиты интересов последнего, и главным образом, собственности. Правда, со временем складывается особый слой государственных чиновников, бюрократия, которая в интересах сохранения и развития государства может навязывать определенные правила и господствующему классу, в том числе силой.

Типы политических систем

В зависимости от состояния государства определяется тип политической системы конкретного общества. Чаще всего в качестве критериев для различения государств по организации власти выступают формы правления, виды политического режима, формы общественного устройства и способы осуществления правовых функций.
1. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

  • Монархии в свою очередь можно разделить на:
    • абсолютные и конституционные;
    • парламентские и дуалистические (сам монарх возглавляет правительство).

Республики — это такие государства, которые возглавляет лицо или коллективный орган, пришедшие к власти в результате выборов.

  • По способу организации и осуществлению власти различаются республики:
    • парламентские;
    • и президентские.

В республиках с парламентской системой основная власть принадлежит парламенту, а главе государства отводится второстепенная роль.
В президентских республиках президент и парламент параллельно осуществляют каждый свои определенные конституцией властные функции.
2. С точки зрения существующего политического режима различаются автократические, тоталитарные и демократические государства.
В автократических государствах большая часть населения не имеет никаких прав и не может оказывать влияния на ведение государственных дел. Государственный аппарат в автократиях зависит фактически от одного человека.
Тоталитарный тип государства — продолжение авторитарного типа, но с более жестким контролем за всеми сферами жизни общества. Для него характерны широчайшее использование идеологии во всех сферах жизни общества, как правило, однопартийная система, контроль за средствами массовой информации, сильное вмешательство государства в экономику.
В демократическом типе политической системы формируются различные ветви власти на основе свободного волеизъявления. По образному выражению, У. Черчилля «демократия» — вещь не очень приятная, но ничего лучше человечество не придумало». В демократическом обществе человеческая личность, защита ее прав стоят на первом месте.
3. С точки зрения формы государственного устройства, которая определяется отношениями центральных и региональных органов власти, государства делятся на простые (унитарные) и сложные.
Унитарными государствами являются те, в которых нецентральные (региональные) органы власти осуществляют властные функции от имени центрального государственного органа. Их решения центральный орган может отменить или приостановить.
Сложное государство характеризуется таким отношением между центральными и региональными органами власти, которое означает децентрализацию, разделение полномочий. Таким образом, сложное государство, по существу, состоит из некоторого числа составляющих его государств.
4. По способу создания различаются два основных типа государств: федерация и конфедерация.
Конфедерацию образуют государства, объединившиеся на основе международного договора и создавшие совместные органы управления. Любое из таких государств может выйти из конфедерации.
Федерация — сложное государство, которое составляют тесно связанные между собой государственные образования. Центральное правительство и другие органы управления в полном смысле слова являются источником государственной власти. Его решения обязательны для всех членов федерации. Федерации могут быть договорные и конституционные.
Разумеется, в экстремальных условиях роль государства может резко усиливаться, например, во время военных действий, стихийных бедствий. Но если таких условий нет, то это приведет к авторитаризму, существенному ограничению демократических прав и свобод.
На первый взгляд, авторитарные государственные механизмы обладают большей эффективностью в управлении. Но такой тип государственного управления разрушает механизмы саморегулирования в экономике, общественной жизни, и общество становится застойным, вялым, не способным к динамичному развитию. В этом вся драма советской системы, которая на первых этапах показала свою высокую эффективность, а потом остановилось в развитии. Но, с другой стороны, вряд ли оправданны попытки насаждения западного типа демократической системы во всех странах без исключения. Она не очень подходит для России, т. к. у нас сильны традиции коллективизма, патернализма. Разумеется, политическая система в отличие от организационно-технических подчиняется своим законам, имеет более сложные социально-психологические механизмы управления. Можно вспомнить сокрушительное поражение, У. Черчилля и его партии в 1945 г. или огромный авторитет, Б. Ельцина в начале 90-х гг., который за несколько лет был практически исчерпан. Государство в современном обществе — главный властный институт, воплощение политической власти. Именно оно способно эффективно обеспечить интересы класса, социальной группы, нации. Поэтому и главный вопрос политической жизни — вопрос о государственной власти.

Государственная власть

Если рассматривать политическую жизнь нашей страны, то можно заметить удивительное сочетание: с одной стороны, некоторые социальные группы, накопив честным и нечестным путями деньги, собственность, рвутся к политической власти, с другой стороны, интеллигенты, вчерашняя номенклатура, заполучив власть, прибирают к рукам собственность.
В советской системе положение государства было серьезно деформировано. Однопартийная система привела фактически к тому, что эта партия сама стала государственной и подменяла государство. По нормальной демократической логике партия проводит свои интересы через государственные структуры. Выдвигается привлекательная программа, проводятся демократические выборы, и победившая политическая партия формирует властные структуры для реализации своей программы. Но политическая деятельность — это всегда борьба, в том числе и со своими оппонентами, оппозицией. В советской системе всякая возможность организованной оппозиции была уничтожена в 20-30-е гг. Но без оппозиции политическая жизнь в демократическом обществе просто невозможна. Власть портит, абсолютная власть — портит абсолютно. О. Бальзак заметил: «Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление».
Органы государственной власти в советской системе, по существу, представляли собой декоративное оформление власти государственной партии. При том условии, что руководители партии обладали абсолютной властью. Складывалась парадоксальная ситуация: там, где принимали решение, не несли ответственности за его последствия, а там, где несли ответственность, не имели права принимать решения. Даже награждение Почетной грамотой, присвоение почетного звания от имени государственных органов первоначально рассматривались в партийных комитетах. Триумфальные выборы ничего не решали.
Шаг за шагом по мере укрепления командно-административной системы из компетенции государства изымались властные функции. В рамках КПСС была создана параллельная структура управления страной, всеми сферами жизни. Коммунистическая партия представляла собой стержень, на котором держался весь СССР. Убрали стержень — и все рассыпалось. Поэтому сегодняшние попытки воссоздания СССР в прежнем виде нереальны.

  • С точки зрения современной науки, накопленного опыта, любое общество может эффективно развиваться только в том случае, если оно имеет следующие относительно самостоятельные структуры:
    • гражданское общество,
    • государственную власть,
    • материальное производство,
    • идеологию,
    • культуру и т. п.

В. Ленин говорил, что в основе любой политики лежит экономика. Однако проблема в том, что в основе советской экономики лежала чистейшей воды идеология, политика. Только коллективное, общественное, государственное имело право на существование. В Китае отец экономической реформы Ден Сяопин заметил: «Не имеет значения цвет кошки, лишь бы ловила мышей». В России в начале века столыпинская реформа дала мощный толчок развитию сельского хозяйства, потому что позволила дать выход инициативе крестьянства, разрешила уход их части из общины на отруба, хутора, заимки.
В демократической системе в самой организации власти, властных структурах также требуется относительная самостоятельность ее отдельных ветвей. Излишняя концентрация власти ни к чему хорошему не приводит. Общественная мысль и практика доказали необходимость выделения в демократической системе законодательной, исполнительной и судебной власти. Только при их самостоятельности, независимости возможно нормальное функционирование гражданского, демократического общества и правового государства. В противном случае процветает «телефонное» право, сплошь и рядом нарушаются права и свободы граждан. В нашей стране только начинается процесс продвижения к такому обществу. Однако уже виден колоссальный перекос в сторону исполнительной власти: она сама организует выборы, подводит итоги, формирует президентскую вертикаль власти. Представительные органы не имеют необходимых прав. По существу, в России развивается авторитарный тип политической системы.

Легитимность власти

Демократия как способ осуществления политической власти предполагает правовое равенство основных политических институтов, четкое разделение их функций. Только демократия может обеспечивать легитимность политической власти. Понятие легитимности власти введено в социологию, М. Вебером. Первым ее принципом является доверительное отношение людей к власти, вера в ее способность решать жизненно важные задачи. Если власть опирается только на силу и на страх, то никакой легитимности быть не может. Видимой ее частью является отношение людей к конкретным государственным деятелям. Поэтому через социологические опросы общественного мнения можно отслеживать индикаторы легитимности. Сама легитимность не является чем-то раз и навсегда данным. Другое дело, что она часто бывает иррациональной и люди могут любить и уважать самого откровенного диктатора, харизматического лидера.
Утрата легитимности власти всегда имеет определенные внешние признаки. Они проявляются в нарастании беспорядков, нарушениях сложившихся норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, нарастании роли карательных органов, применении силы. Легитимным является тот режим, который может обеспечить стабильное развитие общества, не прибегая к насилию. Авторитаризм или тоталитаризм как способы реализации власти не возникают на основе каких-то новых политических институтов. Происходит гипертрофированное возвеличивание роли одного из механизмов власти, что дает возможность их лидеру присвоить дополнительную политическую власть. Варианты разные — президент, армия, монарх, партия и небольшая группа людей — хунта.
Властные отношения всегда связаны с принятием правовых актов. Вот почему такое важное значение имеют принципы формирования представительных органов власти, законотворческая деятельность парламентов. В законы могут оформляться процессы, которые реально пробиваются к жизни.

  • Французский поэт Пьер Ронсар еще в ХVI в. написал:
    • Законы новые пуская в оборот,
    • Подумайте сперва, чтобы потом народ
    • Не вздумал действовать наперекор декретам,
    • Ребячества нельзя позволить в деле этом.

Это наблюдение имеет особенно важное значение для нашей страны. Кто-то из великих заметил, что строгость российских законов всегда компенсировалась возможностью их неисполнения. Об этом же гласят народные пословицы: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло», «Закон что телеграфный столб: перепрыгнуть нельзя, но обойти можно».
Если законы противоречат интересам классов, больших социальных групп, то возникают конфликты, социальные антагонизмы. Все это ведет к социальным потрясениям, отставкам правительства и т. п. Политика — это всегда искусство возможного.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема построения правового государства и развития гражданского общества. Говорить об этом стало очень популярно в последние годы, и не только в России. В конституциях многих европейских государств (США, Германия, Франция и др.) провозглашается и закрепляется правовой характер отношений в обществе. Это означает, что только через право определяется связь государства и гражданина. По состоянию права можно судить о развитости того или иного государства, о степени свободы и безопасности его граждан.
Правовое государство — это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права. Это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей личности каждого человека.

  • Правовое государство строится на следующих принципах:
    • Господство закона во всех сферах жизни.
    • Верховенство и прямое действие конституции (основного закона государства).
    • Разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов.
    • Связанность законом государства и его органов.
    • Правовая организация системы органов государственной власти.
    • Наличие развитого гражданского общества.
    • Незыблемость личности, ее правовая защищенность.
    • Взаимная ответственность государства и личности.
    • Наличие эффективных форм контроля за реализацией законов.
    • Единство прав и обязанностей граждан.

    Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Читайте также:  Категория идеальное с точки зрения различных философских концепций

Если внимательно проанализировать эти принципы, то мы увидим, что в настоящее время в России можно говорить лишь о наличии некоторых элементов правового государства.
Власти противостоит гражданское общество, которое в России также находится в зачаточном состоянии. Успешно развиваться оно может лишь при наличии системы правовых норм, соответствующих принципам демократии и согласующихся с культурно-историческими традициями.
Важная роль в становлении правового государства наряду с социально-экономическими условиями принадлежит формированию политической культуры населения. Она базируется на информированности людей, знании теории и практических проблем, сформированных в процессе социализации ценностях и убеждениях. В современном российском обществе существуют разнообразные политические убеждения — от монархических до анархических, от религиозных до фашистско-атеистических, от либеральных до коммунистических.
Политическая культура проявляется в политической деятельности и выражается в степени осмысленности участия гражданина в политическом процессе. Это и участие в выборах, и в принятии политических решений федерального, и тем более регионального значения. Политическая культура находит непосредственное проявление в ходе политических дискуссий, споров и согласований.

Социологические характеристики политических партий, движений, лидеров

Кроме государства, в политической структуре демократического общества важное место занимают политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, которые нередко называют четвертой властью.
Полицентризм политической системы — нормальное явление для демократического общества. Каждый человек, социальная группа имеют возможность выразить свой политический интерес через ту или иную партию, организацию, газету. Монополизм в политической системе общества всегда чреват авторитаризмом.
Принятие в нашей стране в 1991 г. Закона об общественных объединениях привело к формированию десятков самых различных партий, общественных движений. В настоящее время зарегистрировано около 50 политических партий и более 100 общественно-политических движений. Достаточно отметить, что на выборах в Государственную Думу в 1995 г. в избирательные бюллетени было внесено 43 партии и общественно-политических движения, в 1999 году — 28 избирательных объединений и блоков. Это свидетельствует о тенденциях консолидации политических партий и движений. Правда, многие из них еще не ушли от кружкового принципа организации и действуют, в основном, в пределах Садового кольца столицы.

9.3. Понятия политической партии, общественного движения

Политические партии появились всего лишь несколько веков назад. В принципе, они должны выполнять посреднические функции между обществом и властью и представляют собой неотъемлемый атрибут демократии, — важнейшее завоевание цивилизации. Политические партии определяются как идеологические организации, объединяющие людей, имеющих общие политические взгляды, которые ведут борьбу за реализацию своих экономических, политических, культурных и других интересов.
Образование политических партий обусловлено социальной дифференциацией общества, его социально-классовым расслоением. Поэтому многопартийность — естественное для общества состояние. Интересно исследовать процессы зарождения политических партий, массовых общественных движений и организаций. Многие из них поначалу складываются как неформальные объединения, постепенно конституируются, начинают свою деятельность как организации демократического толка с культурной, экологической направленностью, а затем стремительно политизируются. Это происходит во многом из-за неразвитости политической системы, есть свободные политические ниши, и они занимаются новыми организациями, новыми лидерами. Эффект ЛДПР заключается в том, что, В.Жириновский выдвинул ура-патриотические лозунги, пообещал дешевую водку и получил 23 % голосов избирателей на выборах в Госдуму в 1993 г., 11 % в 1995 и 6% в 1999 году.

9.4. Признаки, структура и внутренняя организация политической партии

Для неформальной организации, да и политической партии характерны следующие признаки: общая цель, общие групповые ценности, общая система групповых норм, наличие одного или нескольких неформальных лидеров, специфические способы символизации.

  • Участников таких объединений, движений, партий можно разделить на несколько типичных групп.
    • Лидер — самое референтное, информированное лицо, в руках которого находится большая часть связей и управления, финансовых ресурсов.
    • Идеолог — генерирует идеи, инициативы, подводит теоретическую базу, консультирует.
    • Пропагандист — пропагандирует групповые ценности, способен к убеждению колеблющихся.
    • Исполнитель — лицо, готовое к выполнению самых трудных, пусть не очень престижных поручений, является тягловой лошадкой.
    • Примкнувший — колеблется, не определяя до конца своей позиции.

    Можно сделать классификацию по мотивам вхождения, которые, конечно же, во многом определяют поведение членов неформальных объединений и даже партий.

    • Аутсайдер — человек, не находящий признания в формальных группах, не имеющий возможности для самореализации.
    • Маргинал — тот, кто из-за социального и психологического дискомфорта стремится обеспечить свою автономию, самоутвердиться.
    • Конформист — легко поддающийся влиянию авторитета, быстро адаптирующийся и усваивающий групповые нормы и ценности.
    • Приспособленец — в отличие от конформиста принимает групповые ценности лишь внешне, имитирует свою глубокую принадлежность группе, чтобы добиться повышения своего статуса.
    • Фанат — увлеченный групповыми ценностями, утративший критическое восприятие своей группы, организации и самого себя.
    • Борец — человек, для которого главное не сама идея, а борьба за нее. Он всегда готов к активным действиям.
    • Лидер — видящий свое призвание в руководстве другими людьми.
    • Попутчик — случайно примкнувший к группе, руководствующийся больше своими симпатиями, солидарностью, чем групповыми целями, ценностями.
    • Скучающий — его привлекает среда общения, возможность скрасить досуг, убить время.

Членов неформальных групп можно разделить по типу поведения: демонстративный, вызывающий, жесткий, максималистский, индифферентный, блаженный, агрессивный, солидарный, провокационный, эйфорический, закомплексованный, замкнутый, подражательный, популистский, девиантный, психопатический.
Интересно проанализировать идеологию и стиль поведения лидеров неформальных организаций, партий. Предложенную типологию лидерства можно с некоторой условностью распространить и на другие социальные ячейки.

  • Диктатор — обладает высокой степенью авторитарности, требует безоговорочного подчинения, не терпит возражений, допускает лишь самую минимальную коллегиальность.
  • Вождь — склонен к авторитарным формам руководства, завышенным самооценкам, к самолюбованию, позе, внешним эффектам.
  • Маньяк — одержим навязчивыми идеями, стремится навязать такую позицию другим.
  • Интриган, иезуит — действует по принципу «разделяй и властвуй», умело использует межличностные конфликты, а также любые, даже аморальные средства.
  • Интеллектуал — завоевывает авторитет своими высокими интеллектуальными качествами.
  • Либерал — проявляет внешнюю демократичность, допускает критику в свой адрес, однако стремится провести свою линию.
  • Демократ — стремится к максимальной демократичности, порой в ущерб делу.

Одной из важнейших характеристик политической партии является ее организационное строение. Оно зависит, главным образом, от того, насколько тесно связаны с нею члены партии, а также от отношений между членами партии и руководством. В принципе, такие отношения могут быть автократическими или демократическими Наиболее выраженным видом автократических партий являются фашистские, экстремистские. Большинство их членов не имеет никаких прав, от них требуется полное послушание, подчинение вождю.
Особый интерес для социологов представляет исследование политических ориентацией населения. Это связано с рейтингом политических деятелей, проведением референдумов, избирательными кампаниями. Причем политические симпатии можно выявить и проанализировать через отношение людей к определенным политическим деятелям, газетам и журналам, крупным политическим событиям и т.

  • В жизни нашего общества можно выделить такие политические ориентации:
    • правое радикально-демократическое (Демократический Выбор России);
    • правое национал-радикальное (ЛДПР);
    • правоцентристское (Яблоко, НДР, Единство);
    • левоцентристское (КПРФ);
    • левое радикально-коммунистическое (ВКПБ, Трудовая Россия).

Таким образом, в период глубоких демократических преобразований, формирования принципиально новой для России политической системы, многообразия самых различных политических процессов политическая социология имеет хорошие перспективы для своего развития и может оказать серьезную помощь в политической практике.

Социология как наука

Социологическая наука

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает, следовательно, «науку об общностях». Впервые этот термин употребил Огюст Конт (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.

К середине XIX в. четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе общественных. Возникновение социологии как науки стало отражением реальной потребности более глубокого понимания и анализа роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми, а также отношения различных социальных общностей. Социология довольно быстро вошла в научную жизнь, а социологи стали изучать все более сложные вопросы, характеризующие поведение человека, его отношение и реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале XXI в. социология утвердила себя как самостоятельная, хорошо разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук.

Один из крупнейших социологов XX столетия Р. Мертон как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Действительно, теоретической основой социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не выделилась в самостоятельную науку. Большое влияние на социологию оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Вместе с тем предметная область социологии по некоторым срезам пересекается с экономическими науками. Следует отметить тесную связь социологии с социальной психологией, также изучающей поведение и деятельность людей. Социология интересуется результатами исследований антропологов, этнографов, этнологов, культурологов. Кроме того, прочные взаимосвязи сложились у социологии с точными и естественными науками, прежде всего с математикой и статистикой.

Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. И она но праву занимает достойное место в системе научною знания.

Социология как наука

Современный человек часто встречается с такими терминами, как «социология», «опрос», «мнение», «социальный статус» и т.д. Корреспонденты радио, газет, телевидения и новостные сайты постоянно сообщают ему результаты опросов населения по самым разным проблемам. Социологические службы президента, парламента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение, в частности рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни, отношение населения к курсу доллара и т.п. В городах страны проводят социологические исследования с тем, чтобы выяснить мнение о работе транспорта и сферы услуг, определить уровень социальной напряженности и т.п. Все эти поиски создали образ социологии как прикладной эмпирической науки, которая служит для удовлетворения текущих, сиюминутных потребностей общества. Однако это лишь внешний уровень исследований, которым не исчерпывается область социологического знания.

Понять специфику любой науки помогает выделение ее объекта и предмета. Из курса философии известно, что объектом любой науки выступает та часть, сторона реальности, которая изучается данной наукой. Предметом науки являются наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному исследованию.

Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество. В этом отношении объект социологии совпадает с объектом других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, истории, политологии, культурологии и т.д.

Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.

Незрелые формы гражданского общества существовали на всех этапах истории, однако как самостоятельное явление оно сформировалось в тот период, когда человек в реальной жизни стал демонстрировать принципиально новые черты своего образа жизни, поведения, а именно в XVIII в., когда понятия «государство» и «общество» размежевались. Исторически это было связано с процессом становления и развития буржуазного общества, в котором люди получили больше возможностей действовать в качестве самостоятельной общественной силы.

Гражданское общество — это совокупность определенным образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, развитых общечеловеческих и групповых ценностей и интересов, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей публичной и частной жизни. В гражданском обществе:

  • государство и общественные организации равноправны и несут взаимную ответственность за свои действия;
  • частная жизнь отделена от публичной и выведена из-под контроля государства;
  • права и свободы личности гарантированы и защищены законом;
  • возможности самоуправления постоянно расширяются;
  • интересы всех заинтересованных лиц находятся в состоянии постоянного согласования.

В России элементы гражданского общества начали зарождаться на рубеже XIX-XX вв. Однако в 1930-1950-х гг., в условиях тоталитарного режима формирование гражданского общества было прервано, а с ним прекратилось и развитие социологии в стране. Только с «оттепелью» начала 1960-х гг. началось постепенное возрождение отечественной социологии, и особо бурное развитие она получила в последнее десятилетие XX в. и в первое десятилетие XXI в., когда появилось множество оригинальных и переводных монографий, посвященных различным проблемам социологии, учебников и учебных пособий.

Читайте также:  Жжение в глазах и потеря зрения

Таким образом, можно констатировать воздействие тенденций развития гражданского общества на самих исследователей.

С точки зрения многих исследователей, объектом социологии является не просто общество, а совокупность социальных свойств, связей и отношений. При этом выделяются следующие характерные черты, которые составляют специфику социального:

  • социальное выражает обусловленное общественными отношениями взаимное положение индивидов. Это значит, что характер и отношения между индивидами и их группами зависят от места, которое они занимают в структурах общества, и той роли, которую они выполняют;
  • социальное есть общее свойство, присущее разным группам индивидов;
  • социальное проявляется в отношениях индивидов и групп друг к другу, к явлениям и процессам общественной жизни;
  • социальное есть результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в обществе.

Можно сказать, что социальное всегда связано с явлениями взаимодействия людей и их многосторонними и многоаспектными отношениями, которые и составляют общественную жизнь.

Таким образом, наиболее общим объектом социологии как науки является общество, которое исторически выступает в форме гражданского общества, а структурно — как совокупность социальных свойств, связей и отношений.

Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. В этом отношении он обладает рядом важных характеристик:

во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретные социальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни; во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию; в-третьих, социология исследует сущность политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;

в-четвертых, социология изучает духовную жизнь общества и предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права.

Следовательно, предмет социологии не ограничен изучением узкосоциальной сферы, а область ее интересов включает массу проблем, связанных с бытием человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов. В фокусе социологии находится целостность, системность социального организма. В то же время в ходе исследований общественных явлений и процессов социологи фокусируют внимание на человеке с его интересами и взаимоотношениями и, в частности, изучают его реакцию на общественные изменения. Однако человек при этом выступает не столько как индивид, сколько как член определенной общности — группы, слоя, класса и т.п. Человеческое поведение (индивидуальное и групповое) обязательно анализируется в реальной социально-экономической обстановке, в конкретных отношениях, в рамках различных социально-демографических, национальных, профессиональных структур. В этом отношении предмет социологии отличен от предмета других общественных наук.

Отметим, что предмет социологии не является исторически стабильным: как и сам процесс социального познания, он неоднозначен, парадоксален и находится в постоянном развитии и движении. В классической социологии в качестве предмета выступала целостность социального организма, позднее социология фокусировалась на социальных общностях, социальной деятельности, поведении людей, реальном социальном сознании, а также социальных законах — устойчивых, существенных, повторяющихся связях и отношениях между явлениями, выявленных социологами при изучении общества и общественных отношений на основе данных (фактов) из реального мира и их научного объяснения. Эти законы определяют коллективное поведение людей и являются объективными, т.е. не зависят от сознания и воли этих людей. Они действуют во всех сферах общества, но различаются по масштабам своего распространения: одни законы действуют только в малых группах и не действуют в больших, действие других распространяется на все общество, а третьих — только на его отдельные сферы.

Все социальные законы обладают следующими общими признаками:

  • закон вступает в действие только при определенных условиях, но при этих условиях действует всегда и везде без каких-либо исключений;
  • условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно, многое зависит от самих людей, от их мотивации и действий.

Для социологов выделение основных признаков у всех без исключения законов весьма существенно. Анализируя содержание какого-либо закона, исследователь должен, по возможности, обнаружить условия и сферу его действия. Поэтому утверждение типа «индивиды всегда стремятся реализовать свои интересы» не является социальным законом, поскольку здесь не оговорены условия их действия. В то же время утверждения типа «состояние аномии, т.е. нравственно-психо- логическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей, обусловленное кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть) и невозможностью их реализации, выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности, в преступности, в увеличении числа самоубийств» описывают действие такого социального закона, где довольно определенно оговорены его условия.

Человек постоянно сталкивается с проявлениями социальных законов, либо подчиняясь им, либо стараясь их избегать (как правило, безуспешно). Описывая такой закон, социолог лишь фиксирует социологическими средствами то, с чем человек встречается в своей повседневной жизни. Но изучение социальных законов — дело чрезвычайно трудное, поскольку связи и отношения в обществе противоречивы, неоднолинейны, подвержены изменениям, взаимным переходам, они переплетаются, накладываются друг на друга, усложняя само поле исследования.

Поэтому, изучая социальные законы, прежде всего обращают внимание на конкретные интересы индивидов, социальных групп, общества в целом и пытаются выявить их повторяемость, определяют условия, в которых наблюдается обнаруженная повторяемость, и на этой основе формулируют некие выводы, знание которых поможет в управлении социальными процессами. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, законы права. Обычно люди, исходя из своих интересов, поступают неосознанно, интуитивно, обучаясь «правильному» поведению в процессе самого общения и взаимодействия с другими. Обнаруженные предсказуемость, повторяемость многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, которые, исследуя общество, открывают социальные законы, определять условия их действия и соответственно предвидеть поведение людей в различных социальных ситуациях.

Таким образом, современная социология — это наука, которая изучает исторически определенные социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности личностей, больших и малых социальных групп.

Социология в системе общественных наук

Социология — одна из многих общественных наук, которые изучают жизнь общества, функционирование общественных институтов, поведение человека. Хотя предмет социологии отличается от предметов других общественных наук, она активно взаимодействует с ними, воздействуя на них и испытывая ответное влияние. В системе общественных и гуманитарных дисциплин социология взаимодействует практически со всеми другими науками, обогащая их результатами своих конкретных исследований и обмениваясь необходимыми данными. В этом процессе происходит взаимообогащение, развитие как социологии, так и соответствующих наук.

С момента зарождения социологии в научном мире начались дискуссии о взаимодействии социологии с социальной философией. Согласно первой точке зрения, социология отождествляется с социальной философией, т.е. социология понимается как наука о наиболее общих законах развития общества. Однако в этом случае невыясненным остается статус конкретных, эмпирических микросоциологических исследований.

В соответствии со второй точкой зрения абсолютизируются прикладные (конкретные социологические) исследования. Здесь ситуация осложнялась тем, что в 1960-1970-е гг. у ряда отечественных авторов возник взгляд на социологию как на прикладную науку, задачей которой являлась лишь разработка практических рекомендаций по управлению общественными процессами. Сейчас ситуация изменяется, но по-прежнему встречаются попытки свести функции социологии к обслуживанию философии и других наук.

Третья точка зрения (наиболее адекватная для описания современной социологии) отражает более сложную картину взаимодействия этих наук: социология помимо общесоциологической теории включает в себя как конкретные социологические исследования, так и изучение различных социальных общностей.

Экономика занимается исследованием производства, распределения, обмена и потребления наличных ресурсов. Экономисты изучают многие проблемы, с которыми сталкиваются и социологи, включая экономические кризисы, безработицу, инфляцию, международную торговлю и др. Социология помогает экономическим наукам анализировать роль человеческого фактора в производстве, его влияние на рост производительности труда, качество продукции, на решение технических, технологических, управленческих задач современного производства.

Политическая паука исследует вопросы приобретения, использования и распределения власти в обществе. Политологи изучают главным образом деятельность правительств, политических партий, групп, связанных общими интересами, а также специфику поведения избирателей. Социологи, не отставая от политологов, а иногда и опережая их, способны быстро реагировать на любые события в обществе: проводя пилотажные исследования, они могут за короткое время собрать сведения о реакции общественного сознания на то или иное решение правительства, парламента или президента, об отношении общества к принятию нового закона или назначению нового министра и т.д. Не случайно сегодня создается симбиоз социологии и политологии — «социология политики», или «политическая социология», знание которой становится насущной необходимостью для современного специалиста.

Социология может сыграть значимую роль в формировании духовной культуры, создании позитивной нравственной атмосферы в обществе, выработке ценностей, моральных норм, эстетического вкуса, а также оказывать влияние на воспитание людей. Социология, в частности, призвана помочь российскому обществу, находящемуся в состоянии затянувшегося перехода, восстановить и обрести вновь духовные ценности, напомнить ему о необходимости сохранения великой духовной культуры, религиозных, моральных, эстетических, а также материальных ценностей. Это особенно значимо в условиях, когда процессы глобализации «размывают» культурную и социальную идентичность многих народов мира.

Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности в обществе можно «объемно» оценить только при помощи специфических социологических методов. Духовная культура находится в фокусе исследований таких разделов социологии и социологических дисциплин, как социология культуры, социология морали, социология искусства, социология науки, социология образования, социология религии и т.д.

Правовые науки также накопили богатый опыт использования социологических данных для совершенствования юриспруденции, в применении законодательных актов, соблюдении норм права, в процессе формирования правовой культуры. Без социологии трудно определить пути становления правового государства, гражданского общества, развития демократии, укрепления правопорядка, регулирования конфликтов. В частности, специфические методы социологии в сочетании с имеющейся объективной информацией позволяют оценить состояние и тенденции совершенствования российской законности, государственности, обеспечения прав и свобод граждан, уровня их правовой культуры. На стыке социологии и правовых наук возникла и бурно развивается такая дисциплина, как социология права.

Историческая наука во взаимодействии с социологией обогащает последнюю историческим методом исследования. Поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь влияет на историческую науку при изучении проблем эволюции общественного сознания, вооружает ее количественными и другими методами. На стыке социологии и истории функционирует дисциплина, называемая исторической социологией.

В последнее время обострились проблемы, связанные с территориальным размещением поселений людей. Известно, что игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций и склонностей привело в советское время к таким ошибочным решениям, как, например, «раскулачивание» или ликвидация «бесперспективных» деревень. Социология может оказать обществу реальную помощь в изучении закономерностей пространственной структуры расселения, миграции населения, взаимодействуя с социальной географией.

Россия — страна, регионы которой характеризуются разнообразием природных, культурных, экономических и социальных условий. Поэтому в последнее время усилился интерес к проблемам регионального характера, а на стыке социологии и региопологии возникло новое направление — региональная социология.

Тесное сотрудничество социологии и медицинских наук в сфере исследования здоровья населения привело к рождению и развитию таких дисциплин, как социальная медицина и социология здоровья.

Все больший удельный вес в социологии занимает комплекс проблем, пересекающихся со сферой интересов экологии. Вопросы охраны природы, отношений общества и окружающей среды невозможно в полном объеме оценить без анализа, проведенного с помощью социологических исследований. На стыке экологии и социологии в настоящее время сформирована дисциплина, называемая социальной экологией, предметом которой является взаимодействие общества с окружающей средой и отношения внутри общества, связанные с охраной природы.

В последнее время социологические данные эмпирических исследований обрабатываются при помощи компьютерного программного обеспечения (например, пакета SPSS), для создания, развития и эффективного использования которого активно применяются специальные знания из области математических наук. В современной социологии также активно используются методы социометрии, которые в целях измерения межличностных отношений сочетают конкретные эмпирические методики с алгоритмами математической обработки данных.

Помимо названных дисциплин на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходят стадию становления социопедагогика и другие смежные области знания.

Таким образом, в социологии все большее значение приобретают междисциплинарные связи как стимул развития не только науки, но и всей современной жизни. Наибольших успехов научные работники могут достичь, выстраивая мосты между разными дисциплинами. Современные студенты, которые хотят получить качественное образование, востребованное в будущем, должны учитывать не только особенности «своих», но и новейшие достижения «чужих» (и даже не обязательно родственных) дисциплин.

Источники:
  • http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/12/soc9.html
  • http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-kak-nauka.html