Меню Рубрики

Гарри поттер с научной точки зрения

Услышав друга, недавно упомянул о третьем законе Кларка ( любая достаточно продвинутая технология неотличима от магии ), и я думаю о том, как портки, похоже, действуют, как открытие возможных червоточин, мне интересно об этом.

Есть ли какая-либо научная основа в магии в Поттерверсе? Например, говорит ли JK Rowling о том, что плавающая система — это какая-то сеть червоточины или что-то подобное? Возможно ли, что магия использует технологию, которая не понята магглами?

Или JKR когда-либо конкретно заявлял, что магия в Поттерверсе явно не связана с какой-либо формой науки?

О, я люблю этот вопрос!

Я лично интерпретирую Potterverse, возможно, включая научные связи с магией.

Очевидно, что время-оборотник связан с путешествием во времени, которое, я думаю, касается теории относительности Эйнштейна:

Теория относительности отменила концепцию движения от дня Ньютона, полагая, что все движения относительны. Время уже не было единообразным и абсолютным. Физику уже нельзя было понять как пространство само по себе и само по себе. Вместо этого необходимо было учитывать добавленное измерение с искривленным пространством-временем. Время зависело от скорости, и сжатие стало фундаментальным следствием на соответствующих скоростях.

С научной точки зрения, я считаю, что мы должны тщательно изучить Департамент Тайн. В Департаменте Мистерий есть пять известных подразделений, которые занимаются любовью, временем, мыслью, смертью и пространством. Кроме того, в Департаменте мистерий находится Зал Пророчеств, хотя я не знаю, будут ли пророчества попадать под что-то иное, кроме паранормальной психологии.

Комната, в которой изучается любовь, IIRC, — это комната, которая всегда заперта и не может быть открыта никаким инструментом (я думаю, что нож, который откроет любой замок или дверь, которые Сириус дал Гарри, полностью растаял, когда DA попытался войти в этот комната). Дамблдор сказал Гарри, что в этой комнате есть сила настолько мощная, что она будет полностью подавляющей, если бы она не содержалась. Любовь относится к нескольким отраслям психологии, включая, но не ограничиваясь: психология привязанности; биологическая психология; криминальная психология; социальная психология; и поведенческая психология. В «Книге Гарри Поттера» любовная комната может использоваться в попытках понять и воспроизвести магическую защиту, самоотверженную любовь создает, единственную магию, достаточно сильную, чтобы отразить Убийственное проклятие. По-видимому, в комнате, как говорят, есть большой фонтан Аморфентии. Какое возможное научное объяснение любви, способной блокировать убийственное проклятие?

Комната DoM, в которой рассматривается мысль, — это комната мозга, и подразумевается, что, когда Рон прикасается к мозгам в танках, и он режется и травмирован на своих предплечьях, это то, что считается физическим проявлением самой мысли — — интерпретируется, чувства могут повредить, чувствовать себя хорошо или грустить, или счастливы, или сердиться и т. д. Неврология, кто-нибудь? Нейропсихиатрия? Расстройства мышления, умственные способности, дисфункция мозга, интеллект, настроение и уровень самоэффективности человека, и так гораздо больше, связаны с мозгом. Луна готова к тому, чтобы заставить других чувствовать себя неуютно, но не покоряется. Мысли Волдеморта, безусловно, беспорядочны. Невилл изо всех сил пытается овладеть магией и принять свое место в Гриффиндоре, а не Хаффлпаффе. Мозг Локхарта поврежден без ремонта, как и Фрэнк и Элис Лонгботтом. Интеллект Гермионы необычен и превосходит большинство. Настроение Снейпа темное, сердитое и горькое. Гарри демонстрирует высокий уровень самоэффективности, несмотря на злоупотребления и пренебрежение, которые он испытывал на Дурслеях.

Завеса занимает комнату, где изучается смерть и находится в отделе мистерий с самого начала Министерства Магии (которое не так давно, как Хогвартс, но много веков).

Танатология — это научное исследование смерти. Он исследует механизмы и судебные аспекты смерти, такие как телесные изменения, которые сопровождают смерть и посмертный период, а также более широкие социальные аспекты, связанные со смертью. Это, прежде всего, междисциплинарное исследование, предлагаемое как курс обучения в многочисленных колледжах и университетах. *

Смерть — тема серии Гарри Поттера (это и любовь). Что касается комнаты вуали, структура самого вуали подразумевает, что исследования смерти не являются прежде всего прагматичными; я полагаю, что исследования, проведенные в отношении смерти в DoM, имеют больше общего с метафизикой, душой и возможностью загробной жизни (как Гарри, так и Луна слышат голоса, шепчущие из-за завесы). Вероятно, это больше относится к социальной психологии, чем к медицинскому исследованию. Возможно, есть исследование того, как Авада Кедавра влияет на организм и почему он не оставляет следов. И разве изучение хоркруксов не должно было быть такого исследования — быть увлекательным в контексте тоталогии? Физическое проявление сохранения жизни через кусок раздираемой души. , , это и очень научная, и глубоко магическая, ИМО. Thestrals, которые появляются только тогда, когда мертвые имеют смысл и «погрузились».

Я уже коснулся времени выше, касающегося таймера. Во время битвы при Департаменте мистерий в Ордене Феникса мы видим, что все таймеры и часы врезаются на пол, только чтобы вернуться обратно к своим первоначальным местам хранения и отремонтировать себя, только чтобы повторить процесс бесконечно , Это похоже на физическое проявление бесконечности времени. Даже если наша Вселенная перестанет существовать, время продолжится. И Дамблдор ценит дар времени, когда он говорит Гарри: «Он не делает, чтобы остановиться на мечтах и ​​забыть жить», когда Гарри одержим Зеркалом Исчезнувшего. (Говоря о зеркале Erised, hello telepathy!) Те, кто практикует искусство или изучают время измерения, являются часовыми (они интересуются механикой часов, часов, солнечных часов и, да, предположительно временными токарями!) Весь Книга Узник Азкабана занимается временем, временем поездки и сроками отдельных действий. Время затрагивает так много вещей — как быстро заклинание бросается; как быстро Мандраки вырастут, чтобы заставить проект возродить окаменевших жертв Василиска, сколько времени мы можем провести с друзьями и близкими (большая тема в HP также — семья). Время связано со скоростью, которая относится к метлам и летанию. Время бесконечно, и бесплодно противостоять ему (как пытался Вольдеморт), но жизнь колеблется бесконечно. Дж. К. Роулинг использовал кельтский календарь, чтобы назначать палочки для каждого из своих персонажей; календари — это представления времени. Пророчество было связано с «концом июля» 1980 года, определенным сроком.

Во время битвы под DoM Луна оказывается в комнате, полной планет и звезд — пространстве! Астрономия — настоящая наука, которая преподается в Хогвартсе, изучении звезд и созвездий и вселенной. Может ли Явление быть концептуально похоже на скорость варпа? Чтобы мгновенно добраться из точки A в точку B при аппарировании, соедините точки A и B, согнув вселенную, отложите аппликатор-путешественник в точке B, а затем снова растянитесь, за считанные секунды, перестроив вселенную? Или Явление будет больше похоже на червоточину? То, как описываются Portkeys, я думаю, что они более похожи на червоточину, чем, возможно, ускоряются, из-за того, что люди, похоже, выпадают из них в свое конечное место. Во всяком случае, магически, астрономия применяется кентаврами, чтобы сделать свои загадочные предсказания («Марс сегодня яркий»). Может ли астрономия иметь какое-то отношение к числу семи, считающихся самым волшебным числом, числом, которого требует Том Риддл / Волдеморт?

Призраки и полтергейст Пивз попали под паранормальное исследование; для некоторых — это истинная область науки (для других — нет)

Дементоры — это представление депрессии, состоящее из JR Rowling, которое будет относиться к категории психологии или психиатрии.

Как уже упоминалось в @DVK, есть Алхимия.

В то время как трио находится в бегах в « Дарах смерти », отмечается, что Гермиона становится опытным в выборе съедобных корней и растений, возможно даже грибов? (Микология)

И первая, и вторая войны Волдеморта в основном связаны с магической генетикой. Чистокровные существа превосходят; полукровка и магглороды. Squibs — это аномалии, которые не принимаются в волшебном обществе (Филх и Арабелла Фигг являются исключениями) и часто скрываются или поощряются к тому, чтобы присоединиться к миру маглов. Все это относится к генетике, а в случае с бешеными чистокровными, вероятно, евгениками.

Сортировочная шляпа и Legilimency предлагает телепатию; Wiki заявляет в серии Гарри Поттера Дж. К. Роулинг, телепатия — магическое умение, известное как Legilimency.

Древние руны — антропология? Археология?

В книгах никогда не было ничего, что указывало бы, что магия каким-либо образом связана с передовой наукой и инженерными технологиями, как мы ее знаем (хотя, честно говоря, у них есть типичная алхимия, которая была действительно научным предшественником Химии).

Однако в каноне не было ничего, что указывало бы, что это НЕ было каким-то образом объяснено научными средствами — например, портки могли очень хорошо открывать червоточины, хотя точные симптомы кажутся слегка отброшенными для типичной червоточины.

Немного offtopic, есть довольно прохладная выставка от NIH, которая изучала магию эпохи Возрождения, науку и медицину в свете мира HP.

И, для полноты, ни один ответ, обсуждающий магию Гарри и Поттера о магии и науке, не может избежать обязательной ссылки на « Гарри Поттер и методы рациональности », невероятно популярный и хорошо получаемый фанфик, где научный учитель Гарри исследует магию с помощью научного метода.

Это действительно хороший вопрос .

Мне лично нравится думать, что Магия — это какая-то энергия более высокого размера, которая может манипулировать пространством, временем и материей.

Для меня не слишком много надуманно, учитывая Масс-Энергосбережение. И Магия, как известно, вмешивалась в Электричество. Возьмите аналогию с магнитом infront от CRT TV. Это создаст спектр. Или просто на YouTube. Или просто нажмите здесь

Способ появления видения больше похож на путешествие по изогнутому пространству. Например, возьмите бумагу и нарисуйте две точки, самый короткий путь соединяется с ними по прямой, но гораздо более короткий путь — сложить бумагу, а точки накладываются друг на друга. Догадываюсь. И контрольная трещина появления звучит так, будто воздух внезапно заполняет вакуум, созданный путешественником. ( Просто догадаться, ничего сплошного . )

Однако портки могут работать по-другому. Portkey-travel описывается как потянутый пупом, а GOF показывает путешествие как шаг в какой-то ураган. Я предполагаю, что он вращается так быстро, что он генерирует достаточную центробежную силу и магическую энергию, чтобы создать мини-рип в ткани пространства времени, вытягивая каждую молекулу человека и восстанавливая их в пункте назначения. (Игнорируйте влияние нагрева на трение в воздухе, потому что я предполагаю, что его нужно будет защищать каким-то силовым полем.)

Не заставляйте меня начинать работу с сетью Floo . Это самый причудливый способ общения по мне . Во время GOF, когда Уизли решил проехать через него с 4-мя, Privet Drive в качестве места назначения, они оказались в дымовая труба. Как целое тело. Может быть, Fire, являющийся элементом, по-разному реагирует на Магию . Я не волнуюсь, что они торчат головами и всплывают в другое место. Это может быть голограмма со звуком, но я сомневаюсь, что это так .

Теперь я думаю, что я должен сказать, как появились Волшебники или, скорее, полное Волшебное Общество. Я предполагаю, что какой-то король астрономического события имел место, как Большой взрыв, и выпустил магическую энергию в тоннах, которые воздействовали на локализованный регион Земли и изменили ДНК людей, которые дали им магический ген (М-ген), который дал им возможности использования магии . То же самое можно сказать и о гоблинах, о Мерпеополе, драконах из разных видов, присутствующих на Земле . Возможно, это повлияло и на растения. И магглороды можно рассматривать как потомки от Squibs, которые адаптировали магловский мир из-за жестокого обращения с Purebloods.

Squibs родились только в семьях Pureblood, поэтому возможно, что из-за инбридинга их M-ген стал неактивным, который проявился, когда он сочетался с другим геном или просто случайно после нескольких столетий . (Аналогия: Мы не должны жениться на нашей сестре , брат или двоюродный брат, потому что Google это . )

Затем приходит философский камень. Я предполагаю, что это хранилище энергии, которое генерирует эликсир, который держит клетки новыми или обновляет их все . Производство золота подобно манипуляции с веществом.

Одной из самых ошеломительных концепций Магического мира является Душа и Магия Разума. Я имею в виду, как Тетстралы знают, можно ли увидеть Смерть? Это может быть связано с обоими из них.

Я думаю, что Mind Magic может быть связана с тем, чтобы уничтожить свои нейронные пути (Obliviations) и проанализировать их (Legilmency). Окклюменция больше похожа на защиту путей от Legilmens. Мастера могут использовать какую-то другую форму передачи, так как я не думаю, что электрические искры оценят тело Мастера.

Душа — это душа . Прочитайте какую-то мифологию, и вы можете получить некоторые идеи. Интересным фактом является то, что он каким-то образом связан с нашими возможностями эмиссии и мышления, что фактически делает концепцию нейронных путей совершенно бесполезной. Может быть, душа каким-то образом связана с мозгом. И умирание только требует от нас потерять душу после смерти. Я думаю, это относится к использованию камня воскрешения. Таким образом, использование Mirror of Erised.

Дементоры что-то пошло не так . Отвращение . Я считаю, что они были созданы, когда энергия от события, подобного Большому Взрыву, поразила тех, кто умер мгновенно раньше, таким образом захватив их на плоскости существования. Опять же, они связаны с Душами и Магами Разума со всем сосательным счастьем и Поцелуем.

Патронус — это более или менее Магия Души, точно так же, как Авада Кедавра или остальные Непростительные . Они зависят от эмоций. Проклятие Империуса — это гипноз, сделанный легко.

Подопечные и щиты ( Protego ) должны быть своего рода силовыми полями.

Я не могу думать ни о чем другом . Субъект, преподаваемый в Хогвартсе, совершенно не требует объяснений.

PS Извините за любые опечатки, грамматические ошибки и ошибки заранее.

Еще одна вещь, которую я забыл добавить, — это третий закон элементарного преображения Гампа . Трудно поместить его, если мы рассмотрим Магию как Энергию. В нем говорится, что волшебники могут размножать пищу, если они есть, но не могут производить какие-либо свои или что-то подобное.

Разве они не могут превратить его в химическую энергию . Большинство Поттерхедов считают, что это может быть невозможно, потому что, даже если мы превратим древесину в яблоко, она все равно будет похожа на древесину и даже может вернуться обратно в лес, наше тело.

Как насчет Заклинания? Энергия остается сохраненной. Если Волшебники могут превратить его в химическую энергию, это все равно не поможет им, если оно исчерпает свои собственные ресурсы. Но тогда я почти не думаю, что это так. Энергия, требуемая, чтобы заклинать кресло, намного больше, чем требуется для того, чтобы вызвать яблоко . Некоторые из них доказали, что энриджи, которые, должно быть, потребовались, чтобы восстановить кости Гарри, которые были в течение второго года, должны составлять около 6000 Вт, а процесс был на 90% быстрее, чем что обычно происходит без Skele-Gro . Лучшее, что я могу придумать, — это то, что волшебники не могут питаться магией. Они требуют чего-то естественного для жизни.

Это подводит нас к очарованию Аквамени. Это не часть Преображения. Я предполагаю, что он должен вызывать молекулы воды из атмосферы. Но опять же, такая вода будет содержать только молекулы воды, то есть дистиллированную воду, которая является фатальной. Я почти не думаю, что Гарри хотел убить Дамблдора в HBP.

Я также забыл прояснить про мутированные клетки. Как будто клетки с М-геном производят магическую энергию так же, как мы производим АТФ с использованием митохондрий, который решает количество сырой энергии, которую имеет Волшебник.

И я не сексист, ведьмы тоже есть, но было намного проще просто использовать Wizard .

PPS Извините за загрузку нерелевантного контента, и я благодарю @Rand alThor за его исправление.

ЕСЛИ у вас есть какие-либо другие теории, пожалуйста, поделитесь ими и любезно поправьте меня, если вы обнаружите с ними некоторую ошибку .

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Harry Potter and the Methods of Rationality

Язык написания: английский

  • Жанры/поджанры: Фэнтези( Научное фэнтези | Героическое фэнтези )
  • Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | С множеством интриг
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
  • Время действия: 20 век
  • Сюжетные ходы: Обучение в школе/академии/ВУЗе | Становление/взросление героя | Тёмный властелин | Пророчество | Бессмертие | Изобретения и научные исследования | Артефакты
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Для взрослых

Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду. У него были частные учителя, дискуссии с отцом, а главное — книги, сотни и тысячи научных и фантастических книг. В результате в 11 лет Гарри знаком с квантовой механикой, теорией вероятностей и другими полезными вещами. И главное — он очень рациональный, а это похлеще, чем укус радиоактивного паука.

Фанфик по Гарри Поттеру. Автор писал его с 2010 по 2015 годы онлайн под псевдонимом Less Wrong на сайте книги hpmor.com. Там же текст и доступен сейчас полностью под свободной лицензией CC BY-SA 4.0. Перевод на русский язык доступен сайте hpmor.ru под этой же лицензией.

StasKr, 14 ноября 2015 г.

Очень долго приходилось слушать хвалебные отзывы на данное произведение. Дескать, оригинальная идея, посетившая автора, сделала «Методы рационального мышления» лучшим фанфиком по «Гарри Поттеру». Реальность оказалась очень далёкой от этих радужных обещаний.

На мой взгляд, толпа двенадцатилетних вундеркиндов (а трое это уже толпа) – очень неудачная идея автора, которая говорит о его творческой ограниченности. И ладно, если бы в фанфике был изменён характер одного Гарри Поттера. Но ведь подобной корректировке подверглись и других герои. И если Гермиона и у Роулинг была очень умным ребёнком, то Драко Малфой никак не тянет на роль малолетнего гения! При этом переделка личности Малфоя-младшего – это только начало и в дальнейшем число таких вот «альтернативных» персонажей по мере написания романа будет только возрастать…

Как я понял, одной из задач романа была задача столкнуть научное, полное рационализма мировоззрение учёного с миром, где чудеса и магия – самое обычное дело. В начале у автора это получается неплохо (во всяком случае реакция образованного человека на превращение МакГоннагал в кошку описана весьма интересно), но потом повторение одного и того же приёма начинает быстро надоедать. Чтобы избежать падения темпа событий и добавить интереса к своему роману писателю приходится громоздить всё новые и новые линии сюжета. В результате вместо стройного и продуманного произведения получается песня в стиле акына: о чём вижу, о том и пою. Кстати, у оригинального «Гарри Поттера» с продуманностью сюжета дело обстоит гораздо лучше, поэтому «Методы рационального мышления» на фоне оригинала смотрится откровенно жалко.

Читайте также:  Вот такой обман зрения и восприятия

Итог: чересчур переоценённая вещь. Завязка – неплоха, но дальнейшее развитие сюжета принесло мне сплошные разочарования. На «Гарри Поттера» есть фанфики гораздо лучше, чем этот.

Molekulo, 6 апреля 2016 г.

Трансфигурировать можно только предметы целиком. Нельзя трансфигурировать половину спички в иголку, придётся трансфигурировать весь предмет. И это нелепо. Предметы состоят из атомов. Множества крохотных точек. Нет никакой связности, нет никакой целостности, есть лишь электромагнитные силы, удерживающие крохотные точки вместе…

Это очень неординарная книга. Одиннадцатилетний мальчик, обладающий научным мышлением, попадает в мир, где магия абсолютно реальна и. начинает в полную силу использовать свои знания. Вселенная реагирует на странную фразу «Вингардиум левиоса» и локально отменяет законы гравитации? Да ну, бред какой-то. Вы храните золото в подвалах, охраняемых драконами? Да вы хоть что-нибудь слышали об экономических законах? Вы даете мне машину времени как средство от бессонницы? ДЕЙСТВУЮЩУЮ МАШИНУ ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО ОТ БЕССОННИЦЫ? Ваш мир вообще нормален? Кстати, помните такой мультфильм, «Ивашка из Дворца пионеров»? Некоторые моменты и идеи похожи.

Это очень веселая книга. «— Мстить? — переспросил человек с деревянной ногой. — Киту? Нет. Я решил просто продолжать жить своей жизнью.» В тексте множество шуток, нелепостей и хорошего доброго юмора.

Это очень хорошо написанная книга. Для фанфиков редкость, но это полноценное литературное произведение с адекватным сюжетом, разными героями, диалогами и продуманными действиями героев, злодеев и массовки. Эту книгу действительно легко читать.

Это очень рациональная книга. Проверка магии с помощью опытов, расчет вероятностей при принятии гипотез, рассказы об известных социально-психологических экспериментах, конформизм, нонконформизм и групповое мышление в наличии.

Это очень нерациональная книга. А одиннадцатилетние ученые и не умеющие даже не размышлять, а думать взрослые, заговоры с множественным уровнем вложенности, планы более чем из трех пунктов и многое другое — это не то, что выдает рациональность. Кроме того не стоит множить сущности без необходимости, а сюжетный ход с Гермионой, камнем и тому подобным — это хорошо для шаблонов, но плохо для рационального мышления.

Главное. Это очень длинная книга. Нет, не так. Это книга грандиозного размера. Не знаю, как так получилось, но она, например, в полтора раза (!) длиннее, чем весь «Властелин Колец», хотя количество событий и героев у Толкиена будет побольше. К концу повествования я начал забывать, о чем говорилось десяток глав назад. Хотя стоит отдать должное, даже тут интриги развиваются быстрее, чем у Мартина.

Что в итоге: если бы произведение было раза в два-три короче, а дети вели себя более похоже на детей, то было бы однозначно 10. Так, увы, высший балл поставить не могу, даже если принять за внимание то, что это фанфик. В остальном книга великолепна. СО — сверх ожиданий.

ЗЮ-ОО, 19 сентября 2015 г.

Тот удивительный случай, когда фанфик лучше оригинала. Чем лучше? Тем, что эта книга для взрослых. Нет волшебной сказки, с элементами хоррора в конце.

Есть бодрое, местами заумное, от чего только еще более интересное Science Fantasy. Отрицательные персонажи не вызывают отвращения. От положительных персонажей не тошнит. Бессмысленного бреда на порядок меньше чем в каноне. Персонажам, и злым и добрым, веришь и понимаешь их мотивы. Из минусов — бредятина про корреляцию способности мальчиков влюбляться с половым созреванием, и чудные рассуждения ГГ про свою десятипроцентную вероятность стать геем, с началом поллюций, что, впрочем, полагаю, некий дресс-код западной интеллектуальной элиты, и произведения не портит.

Очень достойная книга, невзирая на ее вторичность.

nickilus, 30 августа 2017 г.

Не понимаю отзывов, написанных людьми не прочитавшими книгу полностью или остановившихся на 10 главе. Автор же прямым текстом предупреждает — первые 10 глав это введение, знакомящее со стилем дальнейшего повествования.

«Недетский» образ мышления Гарри прекрасно объясняется прямым текстом ближе к концу, если вы не догадаетесь о причинах этого раньше. В самом начале так же говориться, что мысли мальчика не всегда истина, а лишь следствие его характера и жизненных обстоятельств. Раскрытие персонажей происходит на протяжении всей истории, и если вы не будете делать преждевременных выводов аля «Фу, Дамблдор тряпка, испортили персонажа» то и по прочтении книги чувств незавершённости или неясности по поводу некоторых личностей у вас не останется.

Уже и не помню как наткнулся на этот фанфик, но теперь для меня это та история о Гарри Поттере, которую я помню и скорей всего когда нибудь перечитаю. Оригинал Роулинг — сказка, в которой приходиться усыплять критическое мышление и просто наслаждаться выдуманным миром. А вот читая ГПИМРМ можно наконец расслабить разум и перестать притворяться человеком, который верит, что в мире магии никто даже не задумывается о её природе. Главный герой сам задаёт вопросы, которые возникли бы в голове у человека, искренне стремящегося понять окружающий его мир.

Как итог: Мне читалось (и перечитывалось) легко, интересная, проработанная история, разбавленная теорией тех самых «методов рационального мышления» и размышлениями о различных аспектах жизни, приятный юмор (особенно для тех, кто когда то читал оригинал), большой объём (несомненно плюс как по мне) и легкочитаемый слог (спасибо переводчикам). Если вы не специалист с учёной степенью в области мышления или психологии, который обязательно найдёт изъяны во взглядах и теориях Юдковского, а простой любитель почитать и подумать о жизни, то эта книга для вас.

wax, 26 сентября 2017 г.

Эту книгу очень сложно оценить.

С одной стороны великолепная идея: берем уже созданный мир и наполняем его совершенно новым содержанием. В одну книгу сваливаем все, что было в семи книгах, попутно пробегаясь по самым известным фанатским штампам мира, а также сгребая в эту книгу другие вселенные — очень много других вселенных, и самые известные эксперименты и открытия в психологии, генетике и физике.

На выходе получаем остроумную ироничную и, что самое главное, самобытную историю, которая с «родительской историей» имеет лишь общих персонажей да некие основные вехи, да и то в измененном виде. Так что даже мысли не возникает, что у Роулинг было по-другому — просто ты как будто читаешь совсем другую книгу.

Повествование очень неравномерно. Просто безумно неравномерно.

Произведение довольно объемное — в нем 122 главы, и моя читалка на телефоне показала, что в нем 7 тысяч страниц (разумеется, это лишь отображение текста на крошечном экране, но все же).

Есть куски, которые читаются просто на одном дыхании, когда диалоги прочувствованы, когда герои живые, когда переживаешь за персонажей и не в силах закрыть файл, не прочитав еще одну главу.

Но (после середины книги) автора, на мой взгляд, начинает очень сильно заносить. Другие вселенные привлекаются просто ради того, чтоб были, а с сюжетом и героями происходит нечто, что можно назвать «треш ради треша, движ ради движа».

Примерно с девяностой главы я читала уже просто из принципа, потому что потратила много времени и не могу бросить, не дочитав. Было откровенно скучно, грустно (

Потому ставлю пятерку — серединная отметка.

И советовать эту книгу читать тоже не буду — нужна слишком большая ответственность, чтобы советовать такие книги)

DiegoFreeman, 25 сентября 2016 г.

Наконец-то! Наконец кто-то взял и рассмотрел вселенную Мальчика-Который-Выжил с научной точки зрения!

Говоря откровенно, книга о том, как писатель-ученый раскатал этот мир в попытке объяснить местное волшебство — проверку оно чаще всего не проходит, ведь ожидаемо оказывается, что работает это «потому что» и из-за того, что «это магия!»

А грубо говоря, книга о том, что будет, если одиннадцатилетнюю версию Шелдона Купера поместить в мир магии, и не мешать ему показывать свое интеллектуальное превосходство надо всеми.

Так, совместив эти две интересные темы, читателям был предложен, пожалуй, один из самых лучших фанфиков про Мальчика-со-Шрамом.

Достоинств действительно много – и не только из-за доказательного свидетельства не проработанности многих аспектов этой вселенной, о которых фанаты не задумываются, а все остальные считают несерьезностью подхода.

Книга хороша в первую очередь демонстрацией всех действующих лиц с разных точек зрения, не делая разделений на черное и белое – исключительно палитры оттенков, что делает и персонажей, и их поступки более достоверными и логичными. Отсюда исходят и некоторые черты характеров, раскрытые, например, у профессоров. Не будем говорить, насколько это не канонично, но возможность узнать многих людей с другой стороны, не освещенной ранее, порадовала.

Удались также культурные отсылки, многочисленные и уместные. Например, не вспомнить, где еще так удачно вплелась бы песня «Ghostbusters», как здесь.

Или, пренебрежительное отношение героя и автора к квиддичу и замена его более полезными полевыми обучениями защитной магией, с разделением на армии, генералов и т.д. – об этом и впрямь интереснее читать, чем о полетах на метле.

Впрочем, как всегда бывает, наступает время, когда одна палочка у плюсика отваливается.

Все было бы здорово в этой книге, если бы не несколько нюансов, не позволяющие назвать данный текст стабильно отличным.

Сам герой. Само собой, никакой одиннадцатилетний пацан, каким бы он ни был вундеркиндом, не станет изъясняться там сложно и велеречиво. И уж наверняка он не сможет побеждать в спорах стариков со столетним жизненным опытом – они просто закопают его многочисленными фактами, примерами и устоявшимися убеждениями, пусть те и будут уже устаревшими. В них верит большинство, а мнение одного мальчика мало кого интересует. В конечном итоге попытки Гарри доказать всем, что только он прав, утомляют – ведь даже в той же «Теории большого взрыва» постоянно возникают моменты, когда Шелдона за его занудство хочется прибить. Что уж говорить о тексте, где такое поведение постоянно.

Хотя, не это огорчает. Другая проблема – попытка показать, что Гарри с равным успехом может стать как Великим Светлым магом, так и новым Темным лордом интересна, но реализована таким образом, что живо вспоминается Декстер Морган и его Темный Попутчик – и этот образ не отпускает до самого финала, очень уж похоже.

Т.е., автор, увлекшись разоблачением здешнего мироздания, совсем упустил из виду, что многие другие элементы, им используемые, сильно вторичны.

Кроме того, стоит подчеркнуть – перед нами, несмотря на качество и масштаб проработки темы, все же фанфик. Без первоисточника, на фоне которого данный текст предлагает один из самых правильных, рациональных и логичных взглядов на магию и иже с ней, «Гарри Поттер и методы рационального мышления» был бы все же громоздким, многословным и затянутым – такая вот двойственность выходит.

А так – книга, особенно первая ее часть, без преувеличения замечательна. Вторая половина ушла совсем далеко от предмета исследования, и завершается на каком-то полуслове, но в данном случае можно даже и на продолжение слегка понадеяться – текст того стоит.

Eugeniashaffert, 13 января 2016 г.

10 фактов о книге:

1. Этот текст — фанфик, то есть произведение в той же вселенной, с теми же героями и отчасти с похожим сюжетом, сочинённое поклонником оригинальной книги. Чаще всего фанфики написаны плохим языком и хуже оригинала, но перед нами совершенно другой случай. Данная книга по меньше мере ничуть не хуже оригинального произведения Д. Роулинг.

— Ты точно попадешь в Слизерин.

— Спасибо, но я точно попаду в Когтевран. Мне нужна власть, только чтобы получать книги.

2. Основой для книги послужила первая часть приключений Гарри Поттера — «Гарри Поттер и философский камень», с той поправкой, что первую книгу Роулинг мы можем рекомендовать младшим школьникам, а эту — читателям от 13 лет и старше, первая книга Роулинг — наименьшая по объему, а в этой примерно 9 тысяч электронных страниц моей читалки, то есть она раз в 10 превышает по объему оригинального первого Гарри Поттера.

Вплоть до этой минуты Гарри жил по наставлению Э. Т. Джейнса, которое гласит: если ты не знаешь о феномене, то дело не в нём, а в твоём уме. Твоё незнание характеризует тебя, а не то, о чём ты не знаешь. Невежество существует в голове, а не в реальности. Пустая карта не равна пустой территории.

3. Если говорить о реминесценциях, то ясно, что автор заимствует и творчески перерабатывает не только материал Д. Роулинг. Вы встретите немало отсылок к текстам Т. Пратчетта, Д. Р. Р. Толкина и других столпов.

Люди не воспринимают то, во что действительно верят, всего лишь как мнение. Они не говорят: «Я серьёзно убеждён, что небо синее!». Они просто говорят «небо синее». Своё личное мнение о мире ты обычно как раз и считаешь тем, чем мир в действительности является.

4. Автор данного фанфика — Э. Юдковский — самопровозглашенный специалист по искусственному интеллекту, он ведет блог и пишет статьи о развитии рационального мышления и преодолении когнитивных искажений. Людям, которые занимаются наукой, это нужно как воздух, остальным людям это просто нужно, чтобы лучше понимать, что происходит с ними и с миром. Также Юдковский — отличный популяризатор. Его статьи о рациональном мышлении на русском языке можно почитать здесь: http://lesswrong.ru/

Год назад папу пригласили на конференцию в Австралийский Национальный Университет в Канберре, и он взял маму и Гарри с собой. И они все вместе ходили в Национальный Музей Австралии, потому что, как внезапно выяснилось, больше в Канберре делать было всё равно нечего. В стеклянных витринах демонстрировались пращи, сделанные австралийскими аборигенами — они выглядели как ложки для обуви, только очень кропотливо отполированные, украшенные резьбой и орнаментами. За 40 000 лет, с тех пор, как современный — с точки зрения анатомии — человек мигрировал в Австралию из Азии, никто не изобрёл даже лука и стрел. Это позволяло по-настоящему ощутить, насколько неочевидна идея прогресса. С чего кому-то задумываться, что Изобретение — это очень важно, если все героические сказания его племени повествуют о великих воинах и защитниках, а не о Томасе Эдисоне? Как, тщательно вырезая пращу, можно было предположить, что однажды люди изобретут ракеты и атомную энергию?

5. Все читатели отмечают, что Юдковский собрал и объяснил все механизмы волшебного мира, которые Роулинг просто придумала и постулировала. Наверное, дотошные читатели выяснят, что не все, но важно не это, а то, что перед нами не просто альтернативный, во многом более продуманный сюжет, а как будто полноценный нон-фикшн, текст, напичканный научно-популярной информацией по теории мышления, психологии, философии, социологии, логике и, самое главное, методологии. Это книга, которая действительно учит думать, вот просто как учебник.

— Настоящая наука не похожа на магию. Ты не можешь заниматься ею и остаться прежним, как это происходит, когда ты узнаёшь слова к новому заклинанию. За силу нужно платить. Платить цену столь высокую, что большинство людей отказываются это делать.

— И какова же плата?

— Умение признавать свои ошибки.

6. Как это написано? Я читала фанатский перевод, так что судить об оригинале мне весьма сложно. Если оценивать текст по этому переводу, то первая половина кажется чрезвычайным интеллектуальным приключением, середина — погружением в мир и распутыванием его противоречий, а конец полон чрезмерного пафоса. Даже не сказать, где его, этого пафоса, больше — в оригинальной книжке Роулинг или в фанфике Юдковского.

Иногда благих намерений недостаточно, иногда нужно быть в здравом уме.

7. В книге хороший юмор.

Но она должна идти вперёд, ведь именно так поступают герои. К тому же казалось совершенно немыслимым просто объявить, что акция протеста отменяется. Гермиона задумалась, как часто героические поступки совершаются по подобным причинам. В книгах крайне редко пишут: «И затем они отказались сдаться, как бы разумно это ни было, поскольку иначе они бы почувствовали себя ужасно неловко», хотя с такого ракурса многие события в истории человечества становились более понятными.

8. Перед тем, как начать читать, вы узнаете из аннотации, что в этой книге тетя Петуния вышла замуж не за Вернона Друсля, а за оксфордского профессора, они усыновили Гарри и растили его как единственного любимого сына. В начале этой книги Гарри — не сирота-лузер из кладовки, а очень умный, хорошо образованный, любимый в семье мальчик.

Но люди иногда забывают, что, хотя внешность и может быть обманчива, обычно это не так.

9. Я не отношусь всерьез к спорам о преимуществах и недостатках бумажных и электронных книг, мне кажется, что это вещи вполне взаимозаменяемые и кому что удобно. Но в данном случае мне всерьез жаль тех, кто не любит или просто принципиально против электронных книг. Потому что на бумаге этого фанфика пока не издавали, а не прочитать его — это многое потерять.

Представьте, что вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Любой на моём месте тоже бы разозлился», — думает он. Мы не можем залезть людям в головы и узнать, почему они ведут себя тем или иным образом, вместо этого мы склонны объяснять поведение людей особенностями их характеров, своё же собственное поведение мы чаще объясняем наоборот — внешними обстоятельствами. Таким образом, фундаментальная ошибка атрибуции — это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а не внешними факторами и ситуацией.

10. Сайт с полным текстом книги «Гарри Поттер и рациональное мышление» на русском языке: http://hpmor.ru/

AcroWoman, 2 февраля 2017 г.

Признаюсь честно, я так и не дочитала. Не могу этого сделать не потому, что не интересно, а потому, что появилось полнейшее отвращение к главному герою. Маленький, не по годам умный, что на мой взгляд через чур сильно преувеличено; хамливый, дерзкий, ни во что не ставящий старшее поколение, и вообще всех вокруг. К тому же шантажист. Полное изменение личности преподавателей, за исключением Снейпа, конечно, что порадовало. Директор- безвольный, все позволяющий, да еще и, как поведал автор: алчный, и хочет завладеть всеми дарами смерти.. Минерва, которая раньше была воплощением истинного аристократизма и профессионализма, которая могла дать разумный ответ на любой поставленный вопрос и знала, что нужно сказать, а где промолчать, которая даже Амбридж поставила на место и не дала извиваться над учениками, теперь мямлит, несет чушь и вообще толком не знает, что сказать в ответ на грубость и каверзные вопросы. Подвергается шантажу. Самое шокирующее то, что 11-летние детки спокойно говорят о насилии над маленькой девочкой Луной, гомосексуализме и убийствах, разной степени жестокости. Также ярко затронута тема феминизма. Короче, тьфу! Читать дальше невозможно! У меня все..

Читайте также:  Сделал коррекцию зрения в правах в очках

Airwind, 12 мая 2016 г.

Итак один из самых лучших фанфиков и, одновременно, полемизирующих произведений по Гарри Поттеру, предлагающее взглянуть на волшебный мир глазами интеллекта и рациональности.

Обязательные предупреждения перед чтением: во-первых, это очень толстая книга (у «Песнь Льда и Пламени» и то потоньше книги будут), во-вторых, в ней достаточно много мрачности, насилия и даже хоррора (достаточно сказать, что сюжет приведёт нас в Азкабан, и это не будет весёлой поездочкой), ну и в-третьих, это всё-таки больше похоже на альтернативную реальность не только из-за главной идеи, но и из-за изменения начальных условий (к примеру, некоторые персонажи, которые в каноне вполне себе живы, здесь на начало повествования мертвы).

Сама же книга очень и очень отличная. В ней имеется неплохой юмор, отличная сюжетная интрига даже для тех, кто полностью в курсе происходящих в каноне событий, подробное раскрытие персонажей, в том числе и второстепенных (всем тем, кто уверен, что Слизерин слишком облит чёрной краской, а гриффиндорцы те ещё придурки, рекомендуется), так что порою они видятся едва ли не лучше, чем в оригинале. Единственное удивившее меня но — автор откровенно прошёлся, плюясь и гогоча, по семейству Уизли. Да, практически по всему, разве что Фред и Джордж в исключении, и то отнюдь не сразу. Конечно, можно понять, что там отнюдь не интеллектуалы, и в сторонники данному главгерою не годятся — но всё же, странно.

И особенно странно на фоне того, что автор действительно знает и любит канон Ролинг. Он насыщает его мелкими, но достоверно выглядящими подробностями, придумывает что-то своё, но строго в рамках заданной вселенной, и даже идеи вроде силы любви, над которой первоначально откровенно стебётся, впоследствии высказывает своё понимание и уважение. Это сама по себе гигантская работа, которую трудно не уважать.

И, однако же, несмотря на все достоинства произведения, на весь титанический труд, на проработку персонажей и на прекрасный язык повествования, результат мне. не понравился. Мне не верится в одиннадцатилетнего мальчика, говорящего и размышляющего так, будто ему уже под сотню (хоть я и понимаю, почему так сделано). Мне в целом не нравится этот Гарри — слишком много гордыни, нахальства, какого-то молчаливого требования, чтоб все вокруг действовали по его нормам — и это ещё до того, как он вообще что-то сделал, и даже последующие удары по морде за это и признание, что они справедливы, меня не убеждают. Мне бы хотелось рационального взгляда именно по оригинальной книге, а не с такими изменениями, что от канона уходят за тридевять земель. Ну и подобное отношение к Уизли меня удивляет и даже немного возмущает.

Итог: отличная книга даже для тех, кто никогда не читал Гарри Поттера, но увы — отнюдь не лишённая пусть даже субъективных недостатков.

Blam, 21 августа 2018 г.

Первое что надо понимать об этой книге: это фанфик. Возможно, у меня изначально предвзятое отношение к фанфикам – я считаю их проходной фазой обучения, когда у писателя нет желания придумывать свой мир и персонажей, а тренироваться писать надо. Но по крайней мере этот фанфик мои предрассудки лишь подтвердил – написано несерьезно. В рваном ритме переходя от крайне сомнительных шуток (ни разу не улыбнулся) к чернухе, а затем к цитатам из книг по логике. Повествование не блещет качеством, зато изобилует крайне сомнительными моментами, разрушая любую атмосферу, какую бы автор ни хотел построить, если вообще пытался. Персонажи достаточно примитивные, причем не плоские, а скорее инструментальные: автор доносит до читателя свои идеи максимально прямо, поэтому целостность и реалистичность персонажей и их диалогов его не заботят.

Идея сюжета изначально интересна: заменить классического Гарри Поттера на профессора логики, противопоставить фэнтезийной магии реальную науку. Однако, получившее больше походит на классическую проблему неопытных писателей фанфиков – «Мэри Сью персонажа». Для тех, кто не в курсе, определение из вики: персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включения» самого себя в произведение и осуществление собственных желаний за его счёт. Собственно, именно из этого и получается Поттер Юдковского: «а вот я бы на месте Гарри Поттера, ух…». Персонажам-любимчикам автор вкладывает в уста собственные фразы, нелюбимые персонажи просто назначаются сумасшедшими идиотами. Большинство высказываемых откровений, при этом, имеют явно назидательный тон, будучи в основном преподносимыми как истина в последней инстанции. Которую 11-летний вундеркинд высказывает напрямую, а не постигает в жизненных трудностях. Возможно, конечно, кроме явной неестественности персонажа, дополнительную сложность для сопереживания ему является его возраст, и более юным читателям книга понравится больше.

Оригинальные книги Роулинг о Гарри Поттере я не читал, разве что фильмы смотрел. Но ярым поклонником ее творчества не являюсь. По идее, вполне себе хорошая, атмосферная сказка. А вот Юдковский всю атмосферу, конечно, портит. Но это что касается художественной части. Изначально мне советовали эту книгу как имеющую отличный научный посыл, и популяризаторскую функцию, поскольку я являюсь кандидатом технических наук и много занимаюсь философией науки. Поэтому проблемы познания и истины мне профессионально близки. В изложении Юдковского они большей частью действительно соответствуют современным научным теориям и исследованиям. Но, как известно из тех же теорий, факты могут менять свои значения в контексте разных исходных парадигм. Поэтому непреклонность и назидательность изложения идей в виде вселенской истины, меня лично настораживает. Какой бы благонамеренной ни была у автора пропаганда своих взглядов, в такой форме она прямо кричит о своей сомнительности. Наука характеризуется разными школами мысли и точками зрения. На тот же радикальный консеквенциализм можно найти много томов справедливой критики. Хотя по отдельности, идеям сциентизма Юдковского мне иногда хочется лишь аплодировать, такое их нагромождение в одной детской, по своей сути, книге – это уже перебор.

Сущность повествования при этом остается в той же детской, черно-белой канве, борьбы добра и зла. Автор лишь подключает свои идеи о том, что такое добро, не очень-то принимая моральные полутона. Это лишь обостряет ощущение пропаганды, даже когда те самые идеи-то вы, в основном, разделяете. Насколько я могу судить (не прочитав оригинал), даже на жизнь Поттера Роулинг выпало больше реалистичных моральных полутонов внутренней борьбы, чем на Поттера Юдковского.

При всем при том, есть замечательная полноценная серия книг. Тёмная фентези для взрослых. С комплексными, неоднозначными персонажами. С отличными, продуманными миром и системой магии. С глубокими философскими мыслями из лучших монографий, без всякой назидательности к читателю. Заставляющая задуматься над этими мыслями, исходя из повествования, а не из их прямого изложения. И с все той же начальной идеей постижения человеком науки внезапного для него мира магии. Это серия «Второй Апокалипсис» Р. Скотта Бэккера. Из-за похожих сюжетных идей я просто не мог не сравнивать, и книга Юдковского тут явно в проигрыше.

Таким образом, я не могу порекомендовать вам эту книгу Элиезера Юдковского. Она может понравится тем, кто не знаком с философией науки, но уже имеет такой жизненный опыт, который просит облечь его в подобную словесную форму. Но лучше почитайте научно-популярную литературу, я бы рекомендовал книги Дэвида Дойча. Она может понравится любителям фанфиков – но я читал фанфики и лучше. Она может понравится любителям Гарри Поттера – но только если они не обеспокоены каноничностью и не слишком требовательны к качеству повествования. Наверное, это книга для людей на пересечении этих социальных подмножеств. И в определенном поколении, как я понимаю, достаточно много людей подходят под эти условия. Для меня эта книга… ну, местами была неплоха. Но в целом – не оправдала ожиданий.

alklor, 21 января 2018 г.

Непросто писать отзыв на столь масштабное и неоднозначное произведение. Очень хочется похвалить. Очень хочется поругать. Во время некоторых сцен хотелось вопить: «Да! Да. Автор, респект и уважуха. ». Во время некоторых: «Нет! Нет. Что за чушь. » Ну что ж, попробую как-то разложить по полочкам составляющие этого непростого клубка впечатлений от прочитанного.

Вообще, в чём сила книг про школы магии? Почему детям так нравится возможность получить письмо из Хогвартса? Я думаю, одна из причин такова: в реальном мире навыки и способности людей достаточно чётко делятся, по слову Льва Кассиля, на «умственность» и «рукомесло». То есть, в простом понимании, на относящиеся к интеллектуальному и физическому видам труда. Однако же я воспользовался именно терминами Кассиля, потому что он показывает слабые стороны каждого вида, причём именно глазами детей.

В самом деле, давайте вспомним наше собственное детство. Многочисленные советские мультики, прямо-таки переполненные персонажами, от всей души мечтающими о школе и тех знаниях, которые она даёт. Эдакое поколение клонов Филиппка. И в итоге они, конечно же, достигают исполнения своей мечты и обретают счастье. Ну а в реальности? А мы-то сами? Для многих ли из нас школа как таковая была счастьем, а 1 сентября — ожидаемым днём? Многие ли из нас предвкушали захватывающий процесс того, как «буквы разные писать острым пёрышком в тетрадь учат в школе»? Не буду обобщать, но, боюсь, — очень немногие. Почему?

Вот начальная школа даёт некие базовые и, безусловно, необходимые навыки чтения, счёта, письма. Только детям-то это либо интересно, либо неинтересно. Если неинтересно — воспринимается без особого энтузиазма. Если интересно — скорее всего, такой ребёнок уже благополучно овладел этими навыками в дошкольный период и ему, опять же, становится неинтересно. А потом начинаются более сложные и более абстрактные вещи.

. и ребёнок слегка теряется. Да, он каждый день узнаёт много нового, но он-то хочет, чтобы это было либо интересно, либо полезно. А он не понимает и не видит сиюминутной пользы от умения решать кубические уравнения или запоминать даты античных битв. И неинтересна, увы, ему любовь Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Бывает и такое. И вот он начинает мечтать.

Так о чём же ему мечтается? А мечтается ему именно о том, чтобы вся эта «умственность» превращала его в крутого суперпрофессионала не через 10-15 лет, а прямо сейчас. Пусть и постепенно. Не в смысле: «изучи вот это, тогда ты поймёшь вот то, что даст тебе возможность овладеть вот этим, после чего тебе наконец-то будет доступно вот то. », а в смысле «сегодня я овладею таким полезным навыком, завтра другим, послезавтра третьим. ». Так ведь это же и есть Хогвартс! Где уже на первом курсе можно овладеть телекинезом, на втором — варить вполне себе полезные зелья, а на шестом — творить такие заклинания, что министерский чиновник не может снять. И даже если ты решишь прервать обучение, подобно братьям Уизли, — твои навыки останутся с тобой, а не лягут мёртвым грузом без важной завершающей детали.

Кто-то сказал, что и в реальном мире подобного достаточно? Да, конечно. То самое «рукомесло». Но вот беда, как правило, у этого рукомесла есть огромное множество побочных эффектов. Это либо тяжело, либо грязно, либо, наконец, требует существенных затрат на расходные материалы и вложений в дорогостоящее оборудование. Да, в школе меня учили работе на токарном и сверлильном станках. Но эти навыки во мне мертвы, ибо я по профессии не токарь и не слесарь. А дома вместо сверлильного станка пользуюсь самостоятельно освоенной дрелью. А меж тем, в Хогвартсе.

А меж тем, в Хогвартсе-то (если не считать зельеварения и травологии) главный ресурс и оборудование — твоя волшебная палочка. Там любая «умственность» приобретает полезность «рукомесла», при этом оставаясь чистой и лёгкой. Не нужно ползать на карачках под автомобилем, не нужно копаться тросом в грязных трубах, не нужно стирать руки до кровавых мозолей, возясь с лопатой. Можно просто, сверкая маникюром на ухоженных пальчиках, достать изящную палочку, элегантно ею взмахнуть и мелодично произнести: «Вингардиум левиоса!»

И вот на этом этапе — поклон уважаемому newARTix. В самом деле, ну как это можно: обладая универсальным инструментом такой мощи, совершенно не интересоваться альтернативными возможностями его применения, в том числе и в плане увеличения личного могущества? Как это можно — не заниматься изучением теоретических основ магии? При чтении сказок меня всегда занимали вопросы подобного рода. Вот, скажем, я, подобно Аладдину из мультфильма, загадываю джинну желание сделать меня принцем. Он его исполняет, и вот я уже еду на слоне к резиденции возлюбленной вместе с караваном. А вот теперь вопрос: а что именно сделал джинн?

Нет, я не спрашиваю, КАК. Я готов удовлетвориться ответом МакГонагалл: «Магия». Но ЧТО он сделал? Вот, скажем, теперь у меня есть слуги и стражники. Откуда они взялись? Кто они? Настоящие живые люди? Джинн может создать из небытия настоящих живых людей с душой и всем прочим? Он — Бог? Или у каждого этих людей есть мама и папа? Джинн изменил прошлое так, чтобы эти люди появились в нужное время в нужном месте? Тогда почему не меняется ничья память и чудеса вопринимаются именно как чудеса? Или же джинн наловил людей, перенёс их в нужную точку, дал им ложную память и теперь они уверены, что я — их господин? Хм, Аладдин — точно положительный герой?

Тот же вопрос к султанскому сану для Джафара. Что значит, что он стал султаном? Что, собственно, изменилось-то (кроме того, что старый султан теперь щеголяет в нижнем белье)? Что есть монарший сан?

Голубой цвет крови и особая родинка? Смешно.

Помазание Божие? Опять же, выходит, джинн — Бог? Или указывает Богу?

Или элемент системы общественных отношений? Тогда, получается, он мгновенно промыл мозги всей Аграбе? Ой, нет, виноват: есть же ещё дипломатия. То есть мозги промыты как минимум ещё и у правительств сопредельных стран, у купцов-международников, у всех женихов Жасмин. Тогда почему из этого списка выпадает сама Жасмин и компания?

Или же — может быть, никаких живых людей там нет? Это твёрдые иллюзии, миражи, фантомы, роботы, големы, гомункулусы? Как кучер Золушки? «Мутабор!» — и вот вместо муравейника перед ними несметное войско. Но тогда — а принц ли я? Можно ли назвать настоящим принцем повелителя армии миражей без земли, королевства, резиденции, живых подданных-людей? Джинн слегка схалтурил? И ввёл заказчика в заблуждение, не оговорив это в списке исключений? Посему. Да, уважаемый автор, да, да. Так их, эти шаблоны и их бездумное применение! Да. И. НЕТ. Нет — потому что, обличая штампы, Вы, увы, переступили границу, отделяющую мир Роулинг от универсума «фэнтези ваапче».

Дело в следующем: в любом тексте, будь то документ или художественное произведение, нужно уметь читать не только чёрненькие буковки, но и белую бумагу. В смысле, правильно интерпретировать умолчания. Да, у Роулинг почти ничего не сказано о творчестве в магии и уж вовсе ничего — о его принципах. Значит ли это, что его там нет? Не думаю.

По сути дела, мы здесь встречаемся с ещё одним воплощением той самой проблемы «штанов Арагорна». Если о чём-то не сказано в тексте, значит. этого нет? Ой ли? Над этим смеялись ещё Стругацкие во «Всяческой суете». К тому же, действие-то подаётся глазами Гарри Поттера. Кто такой Гарри Поттер? Школьник-недоучка, освоивший шесть классов из семи. Знает ли он материал седьмого? Знаком ли с возможностями дальнейшего обучения и саморазвития? А они есть, их не может не быть. Том Реддл творит вполне себе самобытные чары в пещере. Ах, Том Реддл — гений и самородок? Хорошо, вот вам Гермиона. После четырёх лет обучения создавшая оригинальный артефакт. Гермиона — тоже гений и самородок? Хорошо, но почему же тогда в мире магов постоянно появляются новые заклинания? Автор же не может этого игнорировать!

А он и не игнорирует. Но вот эта сцена — как же она жалка и убога! Если, конечно, это не есть часть Сами-Знаете-Какого коварного плана:

Профессор пожал плечами:

— А откуда появляются новые книги, мистер Поттер? Люди, которые прочитали много книг, порой становятся способны сами их писать. Но как? Никто не знает.

— Но ведь есть книги о том, как писать…

— Чтение таких книг не сделает вас знаменитым драматургом. Можно воспользоваться всеми их советами, но тайна никуда не денется. Изобретение новых заклинаний — такая же тайна, но более высокого порядка

«Позвольте-позвольте, герр Гитлер, я с Вами категорически не согласен!»

Аналогия совершенно неуместна. В деле написания книг нет ничего качественно сложного. По крайней мере, если мы говорим о людях, а не о роботах. Любой ребёнок может сочинить сказочку и, подобно известному Аркашке, добавить «воистину, ибо так повелевают Великие Силы». В деле написания книг проблема носит скорее количественный характер. Вопрос не в том, как чего-нибудь нафантазировать. Вопрос в том, как сделать это хорошо.

На тех же «штанах Арагорна» построена и итоговая сцена победы Гарри. Признаться, я люблю загадки подобного рода. И с удовольствием поломал голову над ней. Скажу честно: хотя некие обрывочные мысли были, некоторые даже оказались верными, придумать цельный и логичный план спасения Гарри мне не удалось. Но, прочитав авторский вариант, оказался разочарован. Во-первых, проснулся внутренний Дмитрий Соколов и своим фирменным голосом воскликнул: «А что, так можно было»? В самом деле, я так и не понял, из чего следует возможность

Нет, подобное интересно читать, но воспринимать как разгадку конкурсной загадки — брр!

Но это ещё цветочки. Поскольку есть ещё и «во-вторых». А именно: до Гарри доходит простая в общем-то мысль: если Тёмного Лорда нельзя убить благодаря его крестражам

и так далее. Дальше его логика элементарна:

А с чего он взял, что никто?

У меня только один ответ: по причине отсутствия упоминаний. Но если для автора отсутствие упоминаний означает отсутствие упоминаемого, то я считаю иначе. С тем же успехом можно предположить, что

Читайте также:  Аппараты для коррекции зрения у детей в домашних условиях

И любому урождённому волшебнику это очевидно. Тем более, Дамблдору. Да, кстати о Дамблдоре.

На самом деле, изрядная доля неоднозначности книги связана как раз с неизбежным сравнением её с первоисточником. Бывают фанфики, смысл которых заключается именно в том, что они фанфики. Бывают фанфики, которые гораздо лучше смотрелись бы в качестве самостоятельных произведений, но симпатия к прототипу и задачи раскрутки делают своё чёрное дело. А мы наблюдаем очень непростой случай.

С одной стороны, как смотрелся бы этот труд, не будучи привязан ни к одной известной вселенной? Достаточно странно. Получалось бы, что автор разгребал бы горы алогичностей и нестыковок, которые сам предварительно и наворотил. Пусть даже не по собственному желанию, а с целью жанровой сатиры. Сомнительный подвиг. Да и, положа руку на сердце, новая встреча с Гарри Поттером и Ко — пусть даже и альтернативными — греет душу многим гораздо сильнее, чем перспектива знакомства с гипотетическим Васей Пупкиным, даже если он вундеркинд и гений. С другой стороны, стартовая предпосылка альтернативной реальности озвучена как «Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду.» Чётко и конкретно. А по факту получаем целый букет альтернативных персонажей.

Альтернативный Реддл. Ну, ладно, готов принять как вторую предпосылку.

Альтернативная МакГонагалл. Похожа на себя изначальную — но что-то я не помню, чтобы изначальная прокалывалась на ровном месте так глупо.

Альтернативный Люциус Малфой (да-да, именно Люциус, альтернативные Драко, Крэбб и Гойл — результат его деятельности). Вот уж кому и в самом деле пристал пост Директора. Если он к одиннадцати годам смог воспитать сына ТАК. Нет, господа, этот Драко — не просто избалованный мажор. Этот мальчик искренне проникнулся идеями величия своего рода и продолжения дел предков. Ну, специфически он понимает величие, увы. Но это уже детали. Изначальному Люциусу и до такого результата — как до Луны пешком.

Альтернативная Нарцисса. Пусть даже в этом нет её вины.

Альтернативная Беллатриса. С сыном.

Альтернативный Снейп. Очень похож на изначального. Пожалуй, больше всех «альтернативщиков». Попробовал на досуге «просчитать», насколько вероятна ситуация, что подобный преподаватель будет прочно сидеть на своём месте в известных обстоятельствах, даже если убрать фактор Тёмного Лорда. Весьма вероятна. Поклон автору за то, что ткнул меня в это лицом и заставил задуматься. Но — представить, что изначальный Снейп говорит Гарри-первокурснику такое:

Альтернативное законодательство магической Британии. Всё-таки автор сорвался. Как это мило: самостоятельно придумать страшилище — и самостоятельно же его заклеймить! Весь смысл этого замечательного произведения как раз в том, повторюсь, что автор обличает ЧУЖИЕ конструкции. Что, законодательство то же самое? Да ну? Тогда почему Школа претендует на то, чтобы обладать по отношению к Гарри опекунскими правами? У Роулинг этого и близко не было. Напротив, изрядная доля событий третьей части построена как раз на том, что магический мир формально признаёт права Вернона Дурсля в этом отношении. Его можно закидать письмами, а сыну — отрастить свиной хвост, но право подписи джентльмена — незыблемо.

Про альтернативного Сириуса даже писать не хочется.

Но вот альтернативный Дамблдор.

Позволю себе не согласиться с уважаемым nickilus. Этот Дамблдор — совсем другой человек. Более эмоциональный. Либо он гораздо хуже себя контролирует, либо считает нужным играть для Гарри-когтевранца совсем другую роль, чем для Гарри-гриффиндорца. Вообще, после прочтения о Директоре создаётся впечатление, как о механике Высоцкого:

«Он то плакал, то смеялся,

То щетинился, как ёж.

Он над нами издевался —

Ну сумасшедший, что возьмёшь!»

Меж тем, я не могу представить себе изначального Дамблдора, рыдающего при Гарри-первокурснике. И решительно не могу представить себе Дамблдора, искренне пытающегося понять через призму Гарри мотивацию Тёмного Лорда. Давайте сравним. Вот диалог изначальных героев:

«— Повелитель смерти, Гарри, повелитель смерти! Чем я, в конечном счете, был лучше Волан-де-Морта?

— Вы всем были лучше, — ответил Гарри. — Как вы можете такое спрашивать? Вы никогда не убивали, если этого можно было избежать!

— Это правда, — сказал Дамблдор тоном ребенка, ищущего утешения. — Но и я искал способ победить смерть, Гарри.

— Но не так, как Волан-де-Морт, — сказал Гарри. Он так долго сердился на Дамблдора — и как странно было сидеть теперь рядом с ним под этим высоким куполом и защищать старика от него самого. — Дары, а не крестражи.

— Дары, — пробормотал Дамблдор. — А не крестражи. Вот именно.»

Да, налицо «тон ребенка, ищущего утешения». Но разговаривает он с семнадцатилетним Гарри. С Гарри, выполнившим свою миссию. С Гарри, декларировавшим верность ему.

А вот тут — диалог с одиннадцатилеткой (да, вундеркиндом и гением, но дело-то не в самом Гарри, дело в отношении к нему Дамблдора!):

Это говорит один и тот же человек? Альтернативный Дамблдор не понимает тёмных волшебников, а вот изначальный понимает их слишком хорошо. Альтернативный Дамблдор начинает эту совершенно бездарную оду смерти — на что Гарри реагирует абсолютно нормально для человека его пола и возраста, будь он хоть десять раз вундеркинд: дедуля — либо суицидник, либо религиозный фанатик, который хочет, чтобы все умерли. И я бы так отреагировал на его месте. Тем более, что аргументов-то он не выдвигает. Привык, что все «покупаются» на солидный вид, бороду, репутацию и очки-половинки. А изначальный — изначальный Дамблдор понимает, что проблема поисков бессмертия не в цели, а в средствах. В конце концов, и Бог, и змей-искуситель у древа предлагали Еве одно и то же. Только вот пути указывали разные.

Но есть в этом диалоге и жемчужные зёрна. Финальный вывод альтернативного Дамблдора вполне себе глубок и интересен. А самым умным человеком в этом эпизоде оказывается. отсутствующий профессор Майкл Веррес. Прятал, значит, от сына «Атланта»? Боялся влияния? Правильно боялся. Гарри — это практически юный Ричард Рал. Искатель Истины, камень в пруду и фуер грисса ост драука в детстве. Только более склонен к урбанизму и менее — к искусству. Но Гарри в Хогвартсе ведёт себя практически так же, как герой Гудкайнда — во Дворце Пророков. И пророчества, как положено, прилагаются. И даже вот это:

И столь же медленно склонился так, что его лоб коснулся пыли. Гарри хотел что-нибудь сказать, но потерял дар речи.

Лесат Лестрейндж хрипло заговорил:

— Моя жизнь принадлежит вам, мой лорд, как и моя смерть.

Может быть, я вижу чёрную кошку там, где её нет. Но, читая этот эпизод, перед глазами практически вставало — для тех, кто в теме:

Фух, пора заканчивать. А не то отзыв вырастет до размеров самой книги. Ну что ж, ещё совсем чуть-чуть галопом по европам:

Альтернативный Гарри, в отличие от изначального, понимает, что он популярен и любим массами. И что это можно использовать. Разумеется, для благого дела. В то время, как изначальный либо бежит от своей славы, либо, напротив, страдает от тотальной обструкции. Да. Да! ДА.

Да. Да! ДА. И я того же мнения: это странно. Может быть, конечно, они не хотели унижаться до ответа террором на террор. но кто такие «они»? Дамблдор — возможно. А Грюм? А Крауч?

Нет. Нет! НЕТ. Такое объяснение есть. И оно вполне рационально. Допустим, оно неверно в корне. Допустим, Гарри не уделял достаточного внимания чтению алхимических трудов. И всё-таки — все реальные средневековые алхимики его знали.

Ну и что? Собеседники Гарри декларировали приверженность этой максиме? Или он не знаком с другими? Максима достаточно спорная, с одной стороны, — и крайне всеобъемлющая, с другой. Вопрос только в том, как узнать эти самые последствия и каков горизонт планирования. Кстати, ближе к концу книги сам Гарри применяет несколько иной этический подход. Он принимает за аксиому, что все нынешние проблемы так или иначе решатся, и в связи с этим пытается взглянуть на себя глазами далёких потомков из Светлого Будущего: какое его поведение они бы одобрили? Тоже, знаете ли, вид религии.

И — да: что-то многовато в этом Хогвартсе хулиганов.

Angvat, 30 мая 2017 г.

Как-то премудрый Тогаши, будущий основатель клана Дракона, сидел на горе и ждал озарения касательно природы человеческих поступков. Сидел день, два, неделю, другую, пока не начал помирать от голода. К нему поднялся монах Шинсей и предложил таки покушать. Тогаши отказался, тогда монах сел рядом и сказал: «Ну давай посидим вместе, пока оба не помрем с голоду». Тогаши посмотрел на Шинсея и спросил: «А что мне еще делать? Как познать суть человеческих поступков?». Монах ответил: «Ну ты же у нас полубог, а не я. Спустись с горы, иди к людям. Пообщайся с ними. И сделай наконец что-нибудь полезное».

Из этой истории Тогаши извлек для себя главный урок – истинная мудрость исходит из поступков, а не размышлений и медитаций. Ничто не заменит личный опыт. («Легенда о пяти кольцах». Настольная игра, не японская книга, если что).

К чему тут вся эта лирика? А к тому, что многие физики мягко говоря забывают, что десятка прочитанных учебников для того, чтобы менять мир, мягко говоря недостаточно. Да, мир, созданный Роулинг, с точки зрения этого самого рационального мышления глуповатый и непрописанный. Величайшие маги не додумались даже до элементарного огненного шара (или любой другой атаки по площади), используют власть над временем совершенно по-детски, могут научить машину летать, но почему-то никак не додумаются заколдовать скажем автомат и просто перестрелять из него местных совершенно жалких злодеев. Но это не значит, что школьник без малейшего опыта в магии с ходу разберется во всех законах выдуманного мира и начнет нести прогресс темным чародеям. Как-то же этот мир просуществовал в неизменном виде веками. Давая рациональность паре школьников, автор почему-то напрочь отказывает в ней всех остальным. Поэтому в итоге на выходе мы имеем типичный фанфик про Марти Сью, который при помощи весьма сомнительных навыков из мира реального покоряет мир колдовской.

А еще автор почему-то забывает, что в реальности принесения прогресса насильно тем, кто чтит традиции, обычно имело для почитателей традиции исключительно негативные последствия. Потому что у почитателей прогресса, демократии и прочего бремени белого человека, как правило, решающим аргументом был пулемет Максим. Или баллистическая ракета, в зависимости от эпохи. Вот в одной другой вселенной сторонники рационального подхода к магии в итоге таки решили, что их точка зрения – единственно верная. А несогласных переубеждать слишком долго, перебить или запугать невежественных дикарей куда быстрее.

Ну а финального вердикта сему фанфику не будет по одной простой причине – я сломался где-то главе на десятой и так и не взялся за сей опус снова.

skssxf, 22 июня 2017 г.

Пожалуй, единственная книга, которую интересно перечитать.

Во-первых, становится ясно, что у автора был чёткий план всего произведения с самых первых строк. И это вызывает уважение. Многие моменты, которые наперво казались натянутыми или непонятными, проясняются, обретают несколько другой смысл. Автор расставил в тексте множество отсылок к будущему сюжета, которые при первом прочтении не замечаешь, и если не обладаешь превосходной памятью, то к моменту наступления этого будущего уже не вспомнишь. Но при повторном прочтении эти отсылки раскрываются, зачастую вызывают улыбку: автор частенько посмеивается над своим героем и его гонором.

Автор вообще любитель отсылок: к многочисленным фильмам, книгам, аниме и прочим массовым культурным явлениям. Иногда это получается приятно, органично, разбавляет текст юмором. Иногда отсылки выглядят неуместными в нашей культурной традиции.

Во-вторых, перечитывая книгу, лучше понимаешь, для чего она писалась. На мой взгляд, вовсе не для попыток объяснить магию (хотя многие моменты здесь объясняются удивительно приятными, стройными и согласованными теориями, после которых канон кажется совсем уж по-детски наивным). Это книжка о рациональном мышлении и когнитивных искажениях, о некоторых аспектах эволюционной и социальной психологии, о гуманизме, трансгуманизме и технологической сингулярности. Эта книга о дружественном и недружественном искусственном интеллекте, тех опасностях, которые они нам несут. Автор в форме сказки ставит вполне серьёзные вопросы, над которыми работает сам.

Рекомендую читать на английском языке. Перевод хороший, но местами теряется игра слов, оттенки. Имеется аудиоспектакль качество которого заметно возрастает по мере становления исполнителей в процессе изложения книги.

IgorLutiy, 12 ноября 2018 г.

Около 2000 страниц позади. Полтора месяца и 34 часа времени на чтение. Это сломало все мои планы на чтение в этом году. Но оно того стоило.

Фанфик, написаный по мотивам первой книги о Гарри Поттере, оказался не фанфиком, а великолепнейшим романом. Возможно даже лучше оригинала. По крайней мере в отдельных аспектах однозначно лучше.

Если книга Роулинг подходит для всех возрастов, то данная книга пожалуй больше подойдет для тех, кто постарше. Не для детей. Хотя, кто я такой, чтобы об этом судить?

Так что же из себя представляет эта книга? Это пересказ истории Гарри Поттера из первой книги Поттериады, но немного под другим углом. Что было бы, если бы у Гарри были другие приемные родители? Ученые и любящие его? Что, если бы он не воспринимал магию как некое волшебство, а рассматривал ее с точки зрения науки и рационального мышления? Что будет, если посмотреть на магию с научной точки зрения? Попытаться понять законы, на которых она построена, а не просто принимать на веру, что всё есть так, как есть? Если Гарри будет немного другим и думать немного по другому?

Эта книга великолепна. Здесь есть серьезные научные размышления и есть юмор, есть борьба за равные права волшебников и волшебниц и обыгрывание других социальных вопросов. Здесь говорится о дружбе и о вопросах жизни и смерти. Есть здесь место и детективу с тайнами и загадками. Очень много размышлений. И это нельзя передать словами, это нужно просто читать. Экспекто патронум!

mexus, 25 мая 2017 г.

На мой взгляд, это одна из самых реалистичных фантастических книг. Прошу заметить, это всё ещё фантастика, так что меня несколько удивляет, почему комментаторы пеняют на то, что Гарри изъясняется совершенно неправдопободно-взрослым языком, но при этом молчаливо принимают факт существования магии 🙂 Просто расслабьтесь и получайте удовольствие! 🙂

Тут надо сразу заметить, что с оригиналом я практически не знаком: прочитал в своё время одну-две книжки, но мне как-то не пошло и, в итоге, я не помню оттуда ровным счётом ничего, кроме, разве что, какого-то общего сюжетного плана. Возможно, тем, кто знаком со вселенной Роулинг, какие-то моменты могут показаться не очень качественно сделанными, но я практически ничего об этом не знаю, так что, на мой взгляд, всё вышло просто отлично.

Итак, начнём-с. Во-первых, Элиезер с ходу устраняет самую неразумную вещь, которую, на мой взгляд, сделали волшебники: он даёт Гарри нормальную семью, а не какой-то ужас, который оставляет главному герою детскую психологическую травму, вероятно, на всю жизнь. Но автор не останавливается на этом, он продолжает ломать устоявшиеся традиции одну за другой, он поднимает проблемы, которые были в оригинальной вселенной, ставит их на стол перед главным героем и, как бы говорит: «Реши!». Будь то исследование магии, загадка Того-Кого-Нельзя-Называть, проблемы факультета Слизерин (тут я не совсем уверен, ибо не помню, что было в оригинале) и прочее, и прочее. И Гарри всё это решает, можете быть уверены 🙂 Впрочем, не всё и не всегда у него получается с первого раза (или вообще с какого-нибудь), он регулярно ошибается, также (на мой взгляд) реалистично переданы его не слишком многочисленные душевные терзания, что само по себе ставит книгу на уровень выше средней фантастики.

Ещё я заметил, что в некоторых обзорах упоминается, что в какой-то момент Элиезер забывает про «рациональность» и начинает просто писать, и в этом я совершенно не могу с ними согласиться. На мой взгляд, ситуация выглядит примерно так: если в первых главах автор постоянно делает акцент на «рациональности», чтобы читатель привык к тому, как действует Гарри, то впоследствии этого явно уже не произносится, но лейтмотив остаётся тем же самым. То есть Гарри и некоторые другие герои продолжают вести себя точно так же рационально, просто это не выставляется на показ и не подсвечивается неоновыми лампами.

Все, абсолютно все герои продуманы на очень высоком уровне, все сюжетные линии проливают на что-то свет, бесполезных персонажей и деталей просто нет, автор использует все возможности на полную катушку! Читать эту книгу было настолько увлекательно, что я, временами, буквально не мог оторваться, а иногда наоборот останавливался, чтобы подумать, что же именно произошло, и что должно произойти дальше. Иногда я угадывал, но иногда мне не хватало воображения/ума предсказать продолжение. Книжка, надо сказать, очень длинная, в несколько раз больше средней фантастической книги (я читаю на телефоне, и обычно он мне показывает, что в книге 700-1000 «экранов», для этой же книги этим числом стало 16 тысяч). Однако несмотря на это, никакой затянутости нет даже и близко! «Методы рационального мышления» настолько насыщены сюжетом и при этом настолько легко написаны, что просто диву даёшься, насколько хорошо у Элиезера развита фантазия и насколько большой объём информации и логических связей он может держать в голове.

Ну и радует большое количество отсылок к самым разным вселенным (Warhammer, Star Wars, Tengen Toppa Gurren Lagann), вставленные удивительно к месту и, иной раз, настолько ненавязчиво, что не всегда понимаешь, что это именно отсылка. Уверен, что вообще не заметил добрую половину из рефренов, что есть в книге.

Это, однозначно, одно из лучших произведений среди всех, что мне довелось прочитать (безотносительно жанра), хотя по манере повествования оно и не слишком напоминает фантастику. Оно одновременно и серьёзное, и не очень, в нём много довольно глубоких идей, но это не мешает лёгкости чтения, есть место юмору, есть место печали. Очень многогранное и, на мой взгляд, нешаблонное произведение.

Прошу прощения за несколько сумбурный отзыв, я всё ещё учусь оформлять свои впечатления в текстовой форме.

Источники:
  • http://fantlab.ru/work698587