Меню Рубрики

Что такое воспитание с точки зрения различных авторов

Воспитание — целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Понятие “воспитание” связано с понятиями “становление”, “формирование”, “социализация”.

Воспитание (одна из основных категорий в педагогике) — целенаправленное формирование личности на основе формирования:

  • 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
  • 2) мировоззрения;
  • 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Воспитание также рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (организационных, духовных, материальных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к и производственному труду и общественной жизни. В одном из учебников по педагогике авторы утверждают, что воспитание следует понимать как: передачу социального опыта; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив; организацию образа жизни и деятельности воспитанников; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника [Бордовская Н.В., Реан А.А., 2013: с.39].

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» 2012 г. дано следующее определение воспитания. Это «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется». В словарной статье воспитание определяется и как социализация, и как деятельность, и как процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т. д. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., 2012: 251]

Если говорить о воспитании как научном знании, то, по мнению Е.В. Титовой, правомерно выделить три основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются: внутренний процесс становления и развития личности; воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности.

Наиболее удачной является точка зрения по определению сущностной характеристики воспитания Ю.И. Кривова. Ученый различает четыре смысла термина «воспитания»: широкий социальный — речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; широкий педагогический — имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; узкий педагогический — под воспитанием понимается специальная воспитательная работа (то, что в школьном обиходе называется «внеурочная», «внеклассная» или «внешкольная» деятельность); еще более узкий — когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием морально-волевых качеств (нравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание) [ Ю.И. Кривова, 2013: 321]. В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

«Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач» [Подласый И. П. 2012, с. 24-26]

Вот что пишет другой автор: «Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией» [Сластенин В.А. 2010, с. 226]

Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения принятые в данном обществе или социальной группе нормы и правила поведения[ Голованова Н.Ф.,2012: 98 ].

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить [ Кривов, Ю.И., 2012: 79. ]

Н.Д. Никандрова и С.Н. Гавров считают, что «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения[Н.Д. Никандрова, С.Н. Гавров, 2011: 120].

Понятием “социализация” выражается общественная сущность человека. Процесс антропогенеза показывает, что существо, рожденное в виде человеческого детеныша, становится человеком в результате социализации, в ходе которой запускаются генетические программы, формируются мозг, мышление, психика человека, происходит становление неких парадигм деятельности, типических форм отношения к реальности, определяемых национальными канонами, национальной культурной картиной мира.

Г.М. Андреева, не критикуя употребление термина социализация, интуицией улавливает, что это не что иное, как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей и т.д. [Г.М. Андреева, 2012,с. 339]. На взгляд Г.М. Андреевой, социализация ближе к развитию личности, чем к воспитанию.

Социализация — процесс (продолжающийся всю жизнь) усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [Мудрик, А.В., 2014: 59.].

Социализация — сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности [Платонов, К.К., 2012 : 74.].

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

— воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

— воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

— воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

— воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие — нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до серединыXX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и соответственно определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа), для того чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:

а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение по меньшей мере односторонняя, а скорее, просто неточна. Этот термин и этимологически (от латинского educare — взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает в первую очередь воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине — Community Education).

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания — готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9116 — | 6863 — или читать все.

Приведите определения категории «воспитание» данные различными авторами в педагогической и справочной литературе (не менее 5 вариантов). Какое определение на Ваш взгляд наиболее полно отражает суть этого понятия?

Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т.е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью.

Читайте также:  Как восстановить зрение у меня 8

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории.

В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание), и т. п.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и самим собой.

В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание — это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов».

«Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание не как деятельность, а как процесс: «Воспитание — объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».

Л.Н. Толстой, немало внесший вклад в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».

О том, что воспитание — это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

Есть и еще одна точка зрения, высказанная Н. Нойцер в учебнике «педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание — это усвоение общественно-значимого социального опыта».

Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности.

В 90-е гг. ХХ в. Воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.

В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предполагает следующее определение: воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объективный и субъективный.

Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие. Многие ученные видят главный смысл воспитания в целенаправленном управлении развитием личности (М. Монтессори, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова), в целенаправленном воздействии на сознание и поведение ребенка (Ю.К. Бабанский), в целенаправленном создании условий для развития личности (А.В. Мудрик).

В ходе развития общества и педагогической мысли сложилось два уровня понимания воспитания: в широком смысле воспитание рассматривается как воздействие общества на личность, в узком смысле воспитание предстает как специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на реализацию целей воспитания в условиях педагогического процесса.

Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. «Воспитание — это непрерывное становление у целостности» (Г.С. Батищев). «Воспитание — это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский). Воспитание — это «путь овладение на Земле этикой существования» (Н.К. Рерих). «Воспитание — деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни.

Воспитание — это конкретно-историческое явление, которое тесным образом связанно с политическим, социальным, экономическим, культурным развитием и состоянием общества. Поэтому воспитание рассматривается как социальное явление — исторически сложившаяся совместная деятельность людей по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для развития членов общества на протяжении их жизни.

И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

Воспитание — это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

Воспитание — это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

Воспитание — это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.

Видно, что подходы к определению понятия «воспитания» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться, как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.

На мой взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «воспитания» и, рассмотрев вышеприведенные понятия к определению можно сделать вывод о том, что воспитание — это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

2 Понятие воспитания

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом.

Воспитание относится к социальным факторам развития личности. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. [4, с. 238]

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией; представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. [6, с. 212]

Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой; систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям. [6, с. 212]

Воспитанию присущи такие функции:

– диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

– организация учебно-воспитательной деятельности детей;

– использование положительных факторов в развитии качеств

– содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

– воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

– формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и других сферах деятельности. [1, с. 74]

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

– воспитание ускоряет развитие личности;

– воспитание замедляет развитие личности;

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. [6, с. 211]

Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, то есть они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность. [6, с. 211]

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. [3, с. 147]

Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником». Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. [6, с. 214]

Наиболее обобщенная классификация включает в себя:

1. По содержанию различают следующие виды воспитания:

– умственное воспитание — ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя; [1, с. 78]

– нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества, в его основе лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества;

– трудовое воспитание — охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования, это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности;

– физическое воспитание — заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направлено на повышение работоспособности человека. [6, с. 215]

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют:

– гражданское воспитание – направлено на формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству;

– политическое воспитание — процесс формирования политического сознательного человека, формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека;

– эстетическое воспитание — это развитие эстетического отношения к

действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное; [1, с. 79]

– правовое воспитание — предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение;

Читайте также:  Почему развалился ссср с экономической точки зрения

– экологическое воспитание — это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле;

– экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

3. По институциональному признаку воспитание бывает:

– семейное — составная часть социализации человека, результаты ее определяются уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями, ценностными установками, стилем жизни и прочим;

– школьное – его главная цель способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности;

– Свободное воспитание — рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем;

– религиозное — целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). [6, с. 216]

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание:

– авторитарное — характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия;

– демократическое — ххарактеризуется распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов;

– либеральное — характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом воспитания и обучения;

– свободное — характеризуется «равнодушием» (чаще неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений, уровня воспитанности подопечных.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. [4, с. 241]

Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, поскольку без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности. [3, с. 148]

С точки зрения методологии различают следующие подходы к воспитанию:

– аксиологический (Гершунский) — свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития;

– системный – сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, то есть видеть в педагогических явлениях разные компоненты, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с другими внешними системами;

– культурологический (дистервег — о культуросообразности – принимают во внимание условия места и времени, в которых родился или живет человек, всю современную культуру, культуру страны);

– антропологический (комплексное знание различных наук о человеке);

– личностно-целостный подход — этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств;

– гуманистический (гуманизация воспитательной системы с учетом признания приоритетных ценностей личности учителя и ученика, гармонизация их интересов и взаимоотношений). [1, с. 75]

Подходы к определению понятия «воспитание»

Анализ трактовок категории «воспитание», данных различными авторами. Объективный и субъективный подходы к его определению. Суть данного понятия. Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 18.10.2013
Размер файла 30,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического образования

Контрольная работа

по дисциплине

«Методика воспитательной работы»

Выполнила: студентка гр. Св-411 УЭ

Баженова А.В.

Советский 2013

    1. Приведитеопределениякатегории«воспитание», данныеразличнымиавторамивпедагогическойисправочнойлитературе. Какоеопределение,наВашвзгляд, наиболееотражаетсутьэтогопонятия?
  • 2. Мероприятиепонравственномувоспитаниюучащихсяучрежденияначальногопрофессиональногообразования
  • 3. Тестиз 10 вопросовпометодикевоспитательнойработы
  • Список литературы

1. Приведите определения категории «воспитание», данные различными авторами в педагогической и справочной литературе. Какое определение, на ваш взгляд, наиболее отражает суть этого понятия?

Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.

Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомится с различными воззрениями на это понятие. В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.

На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.

В течение многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.

В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и самим собой.

В советский период ХХ в. Осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого провозглашалось всесторонние гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта, младшим поколениям через подготовку их к жизни и труду, для дальнейшего развития общества 1 .

В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание — это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов».

«Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание не как деятельность, а как процесс: «Воспитание — объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».

Л.Н. Толстой, немало внесший вклад в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».

О том, что воспитание — это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

Есть и еще одна точка зрения, высказанная Н. Нойцер в учебнике «педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание — это усвоение общественнозначимого социального опыта».

Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности.

В 90-е гг. ХХ в. Воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.

В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предполагает следующее определение: воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объективный и субъективный.

Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие. Многие ученные видят главный смысл воспитания в целенаправленном управлении развитием личности (М. Монтессори, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова), в целенаправленном воздействии на сознание и поведение ребенка (Ю.К. Бабанский), в целенаправленном создании условий для развития личности (А.В. Мудрик).

В ходе развития общества и педагогической мысли сложилось два уровня понимания воспитания: в широком смысле воспитание рассматривается как воздействие общества на личность, в узком смысле воспитание предстает как специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на реализацию целей воспитания в условиях педагогического процесса.

Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. «Воспитание — это непрерывное становление у целостности» (Г.С. Батищев). «Воспитание — это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский). Воспитание — это «путь овладение на Земле этикой существования» (Н.К. Рерих). «Воспитание — деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни.

Воспитание — это конкретно-историческое явление, которое тесным образом связанно с политическим, социальным, экономическим, культурным развитием и состоянием общества. Поэтому воспитание рассматривается как социальное явление — исторически сложившаяся совместная деятельность людей по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для развития членов общества на протяжении их жизни.

И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

· Воспитание — это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

· Воспитание — это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

· Воспитание — это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.

Видно, что подходы к определению понятия «воспитания» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.

На мой взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «воспитания» и, рассмотрев вышеприведенные понятия к определению можно сделать вывод о том, что воспитание — это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

2. Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования

· прививание нравственных ценностей;

· воспитание в ученике нравственных качеств.

· cформировать представления о нравственности;

· развить понимание термина «совесть», рассмотрение форм извращенной совести;

· рассмотрение определений «эмпатия», «стереотипы»

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственность необходимо рассматривать с позиции общечеловеческих ценностей. Три основополагающие ценности — истина, добро, красота — соответствуют трем функциям нашего существования: разуму, воли и чувствам. С помощью разума мы способны узнавать и ценить истину, с помощью чувств — отзываться на красоту, воля помогает нам жить для всеобщего блага.

Читайте также:  9 упражнений которые способны восстановить свое зрение всего за 7 дней

Как научить нравственности?

Проблема формулируется просто: как преподать объективные ценности, чтобы они стали частью характера человека? При этом помнить, что нравственное воспитание идет дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Нравственные ценности должны стать частью характера человека. Нравственная позиция — это ценности, которые важны для нас.

Различают следующие типы ценностей:

· честность, сочувствие, сострадание, справедливость, уважение, свобода;

· обязанности по отношению к религии, обязанности по отношению к учебному заведению, семейные обязанности и др.

Ценности, не связанные с нравственностью.

Иногда их называют предпочтениями: классическая музыка, хоровое пение, джаз, спорт, математика, балет, рыбалка и др.

1. Упражнение-дискуссия «Ложь»

· Нормально ли лгать?

· Часто ли Вы лжете?

· Что при этом чувствуете?

· Отчего люди лгут?

· Как ложь влияет на отношения людей?

· Когда люди начинают лгать?

· Кто страдает ото лжи?

· Как следует понимать поговорку «ложь — забывается, правда — остается»?

· Может ли солгать друг?

· Кто чаще лжет — мягкий характером или жесткий человек?

· Каковы последствия лжи?

· Как общество провоцирует человека на ложь?

· Подстрекаете ли Вы на ложь других?

· Может ли фантазия заставить солгать?

· Если все лгут — хорошо это или плохо?

· Как Вы себя чувствуете, если вам откровенно лгут?

· Долго ли Вы переживаете обман?

· Может ли ложь влиять на внутренний мир человека?

· Если друг обманул Вас, а потом извинился, простите ли Вы его?

· Сложно ли постоянно лгать?

· Как ложь влияет на стабильность дружбы?

· Как бы Вы чувствовали себя в обществе, в котором нельзя никому доверять?

· Почему Вы хотите, чтобы люди говорили правду?

Такие вопросы рассчитаны на обратимость, универсальность и долгосрочность, могут иногда изменить человеческую жизнь.

Разговор о лжи не может не затрагивать проблему совести. Совесть — способность человека формировать моральные обязательства требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение. Совесть — это внутренний голос, позволяющий отличать правильное от неправильного.

Но всегда ли мы прислушиваемся к этому голосу и следуем его советам? Если у нас развивается привычка не замечать его, то внутренний голос звучит все тише и тише, потому что развитие совести не идет автоматически, подсознательно.

В жизни встречаются различные формы извращенной совести:

· неправильно сформированная совесть;

· неоправданное чувство вины, когда мы не виноваты, но почему-то несем в себе чувство виновности;

· ослабленная (ленивая) совесть, когда мы оправдываем свое не правильное поведение, ложно успокаиваем себя, указывая пальцем на других или ссылаясь на то, что нас заставили плохо поступить.

Человек должен помнить о двух аспектах совести:

· знать, что верно, различать добро и зло;

· поступать правильно, потому что мы никого не можем винить за свои поступки.

2. Упражнение-дискуссия «Совесть»

· Так ли уж невинно списывание?

· Что Вы чувствуете при списывании?

· Представьте себя на месте преподавателя. Задевает ли Вас то, что Ваши учащиеся списывают? Если да, то почему?

· Как списывание вливает на доверие между учащимися?

· Является ли списывание честным по отношению к тем ученикам, которые этого не могу сделать?

· Если Вы считаете преподавателя несправедливым или сам предмет скучным, то этично списывать на экзамене?

· Как Ваш характер влияет на отношение к списыванию? К обману?

Общение с учащимися по приведенному перечню вопросов позволит преподавателю подвести их к нужным ответам. Здесь должен быть анализ и самоанализ, а не поучения.

Нравственность человека определяется и проявлениями уважения и терпимости по отношению к окружающим. В переводе с английского уважение означает признание и почитание в других людях их основных качеств. Мы охотно критикуем друг друга, мы почему-то больше замечаем недостатки не свои, а других людей. Надо уважать каждого, и в основе отношений должно быть добро, эмпатия к человеку. Эмпатия — это способность понять чувства, мысли, переживания другого. Золотое правило уважительного отношения к окружающим «Я хочу, чтобы со мной обращались так же». Необходимо признавать ценность личности каждого. Каждый человек хочет быть оценен по достоинству. Стереотипы — худшие враги уважения, основанные на невежестве. Прежде чем судить о ком-то, нужно открыть истину. Во внеурочной работе преподаватель может выбирать любую тему для обсуждения нравственных качеств, чувств, принципов. Например: Нравственные качества:

· Характер и бесхарактерность, нрав и своенравие.

· Воля — своеволие — безволие.

· Добродетель и порок, доброта и злоба.

· Скромность и тщеславие, честолюбие и гордость.

· Великодушие и благородство — надменность и высокомерие.

· Любовь и ненависть.

· Стыд и бесстыдство.

· Сострадание и злорадство.

· Альтруизм и эгоизм.

· Честность и лицемерие.

· Коллективизм и индивидуализм.

· Гуманизм и бесчеловечность.

· Одиночество и дружба.

· Культура поведения, вежливость и грубость.

3. Тест из 10 вопросов по методике воспитательной работы

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

Данный тест составлен из основных вопросов, касающихся воспитания как процесса и как метода воздействия.

1. Что из перечисленного не является принципом воспитания:

1. принцип научности;

2. принцип воспитания в коллективе;

3. принцип регулирования членов общества;

4. принцип преемственности;

5. принцип активности в воспитании.

2. Что из перечисленного не является функцией воспитания:

1. планомерное создание условий для целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2. обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

3. формирование согласованности требований общества, школы и семьи.

3. По какому признаку можно выделить следующие виды воспитания: семейное, религиозное, социальное, адаптационно-коррекционное.

4. Под методами воспитания Ю.К. Бабанский понимал способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Методы воспитания он разделил на три основные группы. Какая из нижеперечисленных является лишней?

1. методы разностороннего воздействие на сознание, чувства, волю учащихся (беседа, лекция, диспут и др.);

2. методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, перспективе развития и др.)

3. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (мнение, упражнение, поручение и др.);

4. методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников (соревнование, поощрение, наказание).

5. В общем виде воспитательный процесс можно представить как последовательность действий, состоящую из трех основных этапов. Выберите лишний:

1. прогнозирование цели;

2. выдвижение цели;

3. реализация цели;

4. получение результата.

___________ — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

7. О.С. Газман в своей работе «Концептуальных основах содержания деятельности классного руководителя (воспитателя)» определил три типа задач любого педагога-воспитателя. Дополните схему:

_________ _______________ — совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач.

По мнению Е.В. Бондаревской _____________-___________ воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности.

10. Установите соответствие:

а) метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и поступки.

2.Поощрение и наказание

б) метод педагогического взаимодействия, который как бы вбирает в себя все остальные, так как привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, значимых перспектив.

в) метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность путем постановки увлекательных значимых целей

1. в, это функция воспитания; 2. в, это принцип воспитания; 3. а; 4. б; 5. а; 6. воспитательная работа; 7. нравственность; 8. методы воспитания; 9. личностно-ориентированное; 10. 1-в 2-а 3-б

воспитание нравственный учащийся

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков и др. — М.: 2005.

2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. — М., 2004.

3. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремена и др.]; под ред. В.А. Сластенина. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

4. Педагогический энциклопедический словарь. -М., 2003.

5. Сумина Т.Г., Рублева И.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Подходы к определению понятия «коммуникативная компетенция». Учебный диалог как средство формирования коммуникативной компетенции подростков. Анализ формирования коммуникативной компетенции подростков в системе начального профессионального образования.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 10.07.2015

Сущность и структура компетентности. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в психолого-педагогической литературе. Анализ различных подходов к определению понятия компетентности. Несколько дефиниций, раскрывающих содержание данного понятия.

статья [22,2 K], добавлен 24.11.2010

Типы и виды конфликтов как проявления противоречий. Характеристика педагогических конфликтов. Мероприятия по гражданскому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования. Конспект книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

контрольная работа [54,2 K], добавлен 18.08.2014

Современный кризис общественной и личной нравственности, роль и задачи воспитания. Развитие культурно-нравственных ценностей учащихся учреждений начального профессионального образования: особенности воспитательного процесса и педагогические условия.

курсовая работа [38,4 K], добавлен 12.01.2014

Общие понятия о заданиях на дом по физическому воспитанию, требования к ним и характеристика. Значение и особенности подготовки домашних упражнений по бегу. Наблюдение за состоянием здоровья. Воспитание у учащихся привычки к систематическим занятиям.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 02.04.2009

Социальные аспекты информационных технологи. Анализ влияния информационной культуры личности на воспитание и социализацию студентов среднего профессионального образования. Разработка внеклассного мероприятия акции протеста «Нет СПИДу и наркотикам».

курсовая работа [72,4 K], добавлен 18.02.2011

Теоретические подходы в экономическом воспитании. Экономическое воспитание ребенка в семье. Анализ методических разработок по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 30.10.2008

Знаниево- и личностно-ориентированный подходы к определению содержания образования. Принципы государственной образовательной политики. Государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения. Сущность педагогического менеджмента.

презентация [140,5 K], добавлен 25.08.2013

Социальная адаптация детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, особенности и отличительные признаки данных процессов. Нравственное воспитание дошкольников, используемые методы и приемы, оценка их практической эффективности и значение.

реферат [21,8 K], добавлен 20.01.2014

Сущность, проблемы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста. Воспитательные сферы: долг, интерес и любовь. Метод совместной практической деятельности. Параметры оценки самовоспитания детей. Педагогические требования к воспитанию.

реферат [34,0 K], добавлен 06.01.2013

Источники:
  • http://studopedia.ru/8_71311_proanaliziruyte-razlichnie-podhodi-k-opredeleniyu-ponyatiya-vospitanie.html
  • http://studwood.ru/1289952/pedagogika/privedite_opredeleniya_kategorii_vospitanie_dannye_razlichnymi_avtorami_pedagogicheskoy_spravochnoy_literature
  • http://studfiles.net/preview/6012301/page:2/
  • http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a3bc78a4c53a89521206c26_0.html