Меню Рубрики

Что такое реальность с научной точки зрения

Реа́льность (от лат. realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно [1] . Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность [2] .

В диалектическом материализме термин «Реальность» употребляется в двух смыслах [3] :

  • всё существующее, то есть весь материальный мир, включая все его идеальные продукты;
  • объективная реальность, то есть материя в совокупности различных её видов. Реальность противополагается здесь субъективной реальности, то есть явлениям сознания, и отождествляется с понятием материи.

Понятия бытия и реальности изучается разделом философии — онтологией.

Содержание

Связанные понятия

Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету [4] . В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.

Термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному [5] . Твердо установленное содержание сознания [6] . В философии науки факт — это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание [5] , утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.

Мировоззрение

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей [7] . Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Бытие и реальность

Понятие реальность вступает в сложные отношения с понятием бытия:

  1. Бытие является совокупностью разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает в себя такие понятия как, например, субъективная реальность)
  2. Бытие содержит реальность как составную часть (когда реальности противопоставлена ирреальность или сюрреальность)
  3. Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытием обладает только человек).

Реальность и виртуальность

Понятия виртуальности и реальности изучаются философской онтологией и гносеологией, а также социальной философией, социологией, психологией, информатикой. При этом понятие реальности рассматривается через бытие в его сопоставлении с небытием, а также возможными формами бытия. Категория «виртуальности» вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но вполне реально, в то же время — не потенциально, а актуально. Виртуальность не сводится к современным компьютерным программным артефактам, к ней относятся, например, сны, галлюцинации, транс, коллективные психозы, различные пограничные («сумеречные») состояния сознания, которые являются такими же формами виртуальности, как и образы (симуляции), смоделированные на современных IT носителях. Виртуальная реальность, как категория рядоположная действительности, есть «недовозникающее событие», «недорожденное бытие». В современной научной литературе такой подход, основанный на признании полионтичности реальности и осуществляющий в данном контексте рациональную реконструкцию виртуальной реальности, получил наименование «виртуалистика» [8] . Нередко понятие «виртуальности» психологизируется, а изучение феномена «виртуализации» переносится в плоскость проблем личности. Между тем, это социальный процесс, который меняет не только ментальность, но и саму личность. Современная тенденция такова, что виртуальность не только психологизируется и информатизируется, но и социализируется, а социальность — виртуализируется. Виртуализируется не только общество, но и порожденная им личность. Современное информационное общество постмодерна структурируется своим движением к виртуальности.

Виды реальности

Физическая реальность

Материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. На текущий момент нет единого мнения касательно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством [9] . Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма. Свойства, характерные для земных организмов (растений, животных, грибов, простейших, архей и бактерий) следующие: они состоят из клеток на углеродо-водной основе со сложной организацией, имеют метаболизм, способность к росту, реагированию на раздражители и воспроизводству. Сущность, обладающая такими свойствами, как правило, считается жизнью. Однако не в каждом определении жизни утверждается, что все эти свойства необходимы.

Социальная реальность

Реальность социального мира. Социальная реальность отличается от когнитивной, биологической или индивидуальной, и состоит из тенденций социально принятых в обществе. Некоторые исследователи, как Джон Сёрль, считают, что социальная реальность может быть установлена отдельно от каждого индивидуума и от окружающей среды (в отличие от перцептивной психологии, в том числе Дж. Дж. Гибсона, и наиболее экологических экономических теорий).

Виртуальная реальность в информатике

Созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени. Объекты виртуальной реальности обычно ведут себя близко к поведению аналогичных объектов материальной реальности. Пользователь может воздействовать на эти объекты в согласии с реальными законами физики (гравитация, свойства воды, столкновение с предметами, отражение и т. п.). Однако часто в развлекательных целях пользователям виртуальных миров позволяется больше, чем возможно в реальной жизни (например: летать, создавать любые предметы и т. п.) [10]

Компьютерные игры

Интерактивные компьютерные игры основаны на взаимодействии игрока с создаваемым ими виртуальным миром. Многие из них основаны на отождествлении игрока с персонажем игры, видимым или подразумеваемым. Существует устоявшееся мнение, что качественная трёхмерная графика обязательна для качественного приближения виртуального мира игры к реальности. Если виртуальный мир игры не отличается графической красотой, схематичен и даже двумерен, погружение пользователя в этот мир может происходить за счёт захватывающего игрового процесса (см. поток), характеристики которого индивидуальны для каждого пользователя. Существует целый класс игр-симуляторов какого-либо рода деятельности. Распространены авиасимуляторы, автосимуляторы, разного рода экономические и спортивные симуляторы, игровой мир которых моделирует важные для данного рода физические законы, создавая приближенную к реальности модель. Специально оборудованные тренажёры и определённый вид игровых автоматов к выводу изображения и звука компьютерной игры/симулятора добавляют другие ощущения, такие как наклон мотоцикла или тряска кресла автомобиля. Подобные профессиональные тренажёры с соответствующими реальным средствами управления применяются для обучения пилотов. Несоответствие команд интерфейса пользователя осуществляемым в игре действиям, его сложность могут мешать погружению в мир игры. С целью снять эту проблему используется не только компьютерная клавиатура и мышь, но и компьютерный руль с педалями, целеуказатель в виде пистолета и другие игровые манипуляторы.

Дополненная реальность

Термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Дополненная реальность — составляющая часть смешанной реальности (англ. mixed reality ), в которую также входит «дополненная виртуальность» (когда реальные объекты интегрируются в виртуальную среду). Самые распространённые примеры дополненной реальности — параллельная лицевой цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока к воротам при телетрансляции футбольных матчей, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, нарисованная траектория шайбы во время хоккея и т. п. Сам термин предположительно был предложен работавшим на корпорацию Boeing исследователем Томом Коделом (англ. Tom Caudell ) в 1990 году [11] . Существует несколько определений дополненной реальности: исследователь Рональд Азума(англ. Ronald Azuma ) в 1997 году определил дополненную реальность как систему, которая [12] :

  1. Совмещает виртуальное и реальное
  2. Взаимодействует в реальном времени
  3. Работает в 3D

В 1994 году Пол Милгром (англ. Paul Milgram ) и Фумио Кисино (англ. Fumio Kishino ) описали Континуум Виртуальность-Реальность (англ. Milgram’s Reality-Virtuality Continuum ) [13] — пространство между реальностью и виртуальностью, между которыми расположены дополненная реальность (ближе к реальности) и дополненная виртуальность (ближе к виртуальности). Ещё одно определение: Дополненная реальность — добавление к поступающим из реального мира ощущениям мнимых объектов, обычно вспомогательно-информативного свойства. Иногда используют в качестве синонимов названия «расширенная реальность», «улучшенная реальность», «обогащённая реальность».

Консенсуальная реальность

Психологический термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее соглашение между людьми (осознанное или неосознанное). Чарльз Тарт в книге «Пробуждение» предложил альтернативный термин — «обусловленная реальность» (conditioned или conditional reality ), указывая на неточность термина «реальность консенсуса», поскольку никто не спрашивает у индивида согласия, хочет ли он жить в «общепринятой реальности», ведь к ней его приучают путём «обусловливания» — выработки условных рефлексов в процессе воспитания и социализации. [14]

Объективность

Научный подход к исследованию разнообразных явлений реальной действительности, один из основных принципов материалистической диалектики, которая противопоставила себя объективизму. В гносеологическом аспекте «объективность», обозначает возможность познания объективной истины, характеризует содержание знаний, как таковых что отвечают их настоящей природе. В логическом аспекте, предусматривает наличие логических способов для объективного рассмотрения познаваемого предмета.

Медиареальность

Реальность, которую производят, представляют и обособляют медиа. Исследуется медиафилософией [15] . Структура медиареальности:

Объективная реальность

Существование мира независимо от сознания человека (то есть субъекта). Понимание мира не с позиции субъекта, то есть реальности окружающего мира вне зависимости от представлений человека о нем, а с позиции того, что все существует вне нашего сознания и того, что отражается им (сознанием). «Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)». [16]

Субъективная реальность

В философии диалектического материализма: реальность идеального, то есть содержания мыслительных процессов. Представление о субъективной реальности возникло на основе ленинского определения материи как объективной реальности. Если есть объективная реальность, то логичным ходом стало предположение существования субъективной реальности. Однако в советской философии возник ряд проблем, связанных с существованием субъективной реальности. Так, например, дискуссионным стал вопрос о существовании подобной реальности у животных, внутри кибернетических систем, а также структура субъективной реальности.

Трактовки реальности

Существует две основные трактовки реальности: реализм, утверждающий объективное существование реальности, которая лишь открывается человеком в процессе познания, и феноменализм, утверждающий, что реальность зависит от познавательной активности человека и конструируется в последней. Например, с точки зрения антиреализма олимпийские боги для древнего грека были такой же реальностью, как и электрон для современного учёного.

Философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта. В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:

  1. реализм как направление противоположное номинализму и концептуализму (умеренному реализму) в средневековой философии (проблема универсалий);
  2. реализм служит для обозначения философского направления нового времени, противостоящего идеализму. Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями; Эпистемологический реализм или объективизм рассматривает истинное знание независимым от знаний, представлений и верований отдельного субъекта познания. [17] Эпистемологический реализм настаивает на идее, что наш чувственный опыт обеспечивает прямой, непосредственный доступ к объектам окружающего мира. [18]
  3. реализм как направление противоположное антиреализму в современной философии науки второй половины XX в.

Феноменализм

Философское учение о том, что мы познаем не сущность вещей, «вещи в себе», а лишь явления. В основе феноменализма лежит исследование объектов познания с онтологической и гносеологической точек зрения. В первом случае объекты рассматриваются независимо от вопроса об их воспроизводимости в познании, исключительно с точки зрения взаимозависимости и относительного значения их свойств как известных форм и проявлений бытия. При этом оказывается, что одни свойства могут быть признаны постоянными и первоначальными, другие — сменяющимися и производными. Так, например, плотность или масса представляет постоянное свойство всех материальных объектов сравнительно с их цветом, формой и другими чувственно воспринимаемыми свойствами. Эти последние при известной точке зрения могут быть признаны лишь различными проявлениями массы.

Читайте также:  Таблица лексика с точки зрения происхождения

Реальность как восприятие

В обыденной разговорной речи «реальность» может означать «восприятие, убеждения и отношение к действительности», как субъективный взгляд личности на окружающий мир, по принципу: «моя реальность не является вашей реальностью». Это выражение порой используется как разговорное в обсуждениях спорных вопросов, что реально, а что нет, когда дискутирующие стороны не могут достичь согласия. Например, в религиозном диспуте между друзьями, могут в шутку сказать: «Вы можете не соглашаться, но в моей реальности, все идут в рай».

Таким образом, реальность может быть определена, как взгляды, связанные с мировоззрением или его частью (концептуальными основами), отсюда: реальность — есть совокупность всех вещей, структур (фактических и концептуальных), событий (в прошлом и настоящем) и явлений, наблюдаемых и не наблюдаемых. Это то, что мировоззрение (будь то на основе индивидуального или общего человеческого опыта) в конечном счете, пытается описать или очертить.

Некоторые идеи из физики, философии, социологии, литературоведения, и других областей формируют различные теории реальности. Одним из таких убеждений является представление, что не существует иной реальности за пределами восприятия и убеждения каждого из нас о реальности. Такое отношение к реальности представлено в популярном на Западе заявлении, «Реальность — есть восприятие» или «Жизнь — это то, как вы воспринимаете реальность». В эти фразах указывается на антиреализм — то есть, считается, что нет никакой объективной реальности, признана ли она явно или нет.

Многие из концепций науки и философии часто определяются в культурном и социальном аспектах. Эта идея была разработана Томасом Куном в его книге «Структура научных революций» (1962), а в 1966 году вышла книга о социологии знания — «Социальное конструирование реальности» («The Social Construction of Reality») за авторством Питера Бергера и Томаса Лукмана.

Взгляды на реальность в истории философии

Определение реальности играло важную роль уже в античной философии. По учению Демокрита, лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только — атомы и пустота. «В общем мнении» у него означает то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», не по природе самих вещей; природу же самих вещей он, в свою очередь, обозначает выражением «действительность». Это различение совпадает, таким образом, у Демокрита с различием между «природой вещей», которая существует объективно, и формами её чувственного восприятия субъектом.

Для Платона действительно реальными были только идеи (эйдос). Всё что находится вне мира идей (Гиперурании), Платоном провозглашалось лишь тенью, иллюзией. Аристотель тоже признавал реальность идей, но только в вещах. Подобные мысли характерны также для многих школ классической индийской философии, в которых утверждалось, подлинную реальность имеет только Брахман, тогда как известный людям мир, и даже боги — иллюзия, майя.

Среди важных вопросов средневековой философии выделяется спор о реальности универсалий между реалистами и номиналистами. Реалисты отстаивали тот взгляд, что общие понятия существуют в действительности, то есть являются реальными. Номиналисты считали, что общие понятия существуют только как названия, имена.

Рене Декарт, провозглашая принципы универсального сомнения, пришел к выводу, что единственное, в чём нельзя сомневаться — это в существовании, реальности самого исследователя — cogito ergo sum (думаю, следовательно, существую). Многочисленные философы и философские школы после Декарта стали рассматривать вопрос о реальности мира вне ощущения, перенося основной акцент в область гносеологии (эпистемологии), области философии, изучающий проблемы познания. Марксистско-ленинская философия относит таких философов и такие школы к субъективным идеалистам, хотя они сами себя так не называют. В частности, к ним относились Джордж Беркли и Дэвид Юм. Субъективные идеалисты не обязательно отрицают реальность мира вне ощущений, они либо провозглашают этот вопрос метафизическим, или, как Иммануил Кант, считают, что ответ на этот вопрос требует трансцензуса — выхода за пределы эмпирического опыта.

Гегель, развивая свои взгляды в духе Платона и средневекового реализма, провозгласил, что первичную реальность имеет абсолютная идея, которая порождает эмпирическую чувственную реальность. Марксистско-ленинская философия классифицирует подобные взгляды как объективно-идеалистические.

Сторонники материализма утверждают не только реальность, но и первичность внешнего материального мира, поэтому для них по вопросу о реальности акцент смещается к вопросу о реальности идеального, сознания. Вульгарный материализм решал этот вопрос кардинально, утверждая, что сознание не только существует, но имеет материальную природу.

Примечания

    • Реальность
      • // Михельсон А. Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. 1865
      • // Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 1907.
      • // Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910.
      • // Большой словарь иностранных слов. — Издательство «ИДДК», 2007.
  1. ↑Реальность // Современный толковый словарь
  2. Рыбаков В. А. , Покрышкин А. Л.. Совместима ли психология И естественнонаучная парадигма? — Томск: «Дельтаплан», 2005
  3. ↑Реальность // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М. : Гардарики, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-8297-0050-6.
  4. 12Никифоров А. Л.Факт // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  5. ↑Философский словарь. — СПб. 1911. — С. 258
  6. ↑Введение. «Что такое философия» // Фролов И. Т. «Введение в философию» Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003.
    • Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. — М., 1997.
    • Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. — СПб., 1996.
    • Лефевр В. А. Космический субъект. — М.: Ин-кварто, 1996.
    • Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I—II вв. н. э. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
    • Носов Н. А. Виртуальная философия // Философский век. Вып.7. Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб, 1998.
    • Опенков М. Ю. Виртуальная реальность диалога / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков. Новые образы познания и реальности.- М., 1997.
    • Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. — 1997. — № 6.
  7. ↑Definition of Life. California Academy of Sciences (2006). Проверено 7 января 2007.Архивировано 22 августа 2011 года.
  8. ↑«Виртуальная реальность» (недоступная ссылка с 14-06-2016 [848 дней]) // Словарь по естественным наукам
  9. Brian X. Chen.If You’re Not Seeing Data, You’re Not Seeing (англ.) . Wired (25 August 2009). Проверено 10 декабря 2010.Архивировано 26 августа 2011 года.
  10. ↑ R. Azuma, A Survey of Augmented Reality Presence: Teleoperators and Virtual Environments, pp. 355—385, August 1997.
  11. ↑ P. Milgram and A. F. Kishino, Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays IEICE Transactions on Information and Systems, E77-D(12), pp. 1321—1329, 1994.
  12. Киселёв А. Своеобразие языка Арнольда Минделла. Предисловие переводчика. // Минделл А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь. — М.: АСТ, 2004. — ISBN 5-17-021066-3.
  13. ↑Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия
  14. ↑Объективная реальность // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. / 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. —445 с.
  15. ↑Realism // Encyclopædia Britannica. .
  16. ↑ Realism // Interdisciplinary Encyclopedia of Religion and Science ISSN: 2037—2329
Реальность в Викисловаре
Реальность в Викицитатнике
Реальность на Викискладе
  • Філософський словник /За ред. В. І. Шинкарука. — 2. вид. І доп. — К.: Голов. ред. УРЕ, 1986. — 800 с.

Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Реальность как научное понятие

Реальность, объективная реальность, физическая реальность. Понятие реальности употребляется в обыденных рассуждениях, в конкретных науках и в философии и неодинаково, и неоднозначно. Казалось бы, смысл этого понятия довольно прозрачен. Он проистекает h^jd^^tiibo- посташ^ния реального илл^аорирэду Реальнолю, лха.существует независимо от меняг, от твоего сознания. Однако, чтобы заключить о реальности чего бы то ни было, я должен быть уверен, что это нечто действительно существует независимо не только от меня, но и от убеждений других людей. В противном случае реальным может оказаться и то, что служит предметом иллюзий, слухов или домыслов (ведь слухи зачастую не зависят от меня).

Очень часто моя уверенность в реальном существовании чего-либо определяется моим знанием. И если я чего- то не знаю о мире, у меня может и не возникнуть соответствующей уверенности. Разве что я буду доверять мнению других, прежде всего ученых, мнение которых не принято уподоблять слухам. В этом случае получается, что реальность как-то зависит от знаний, пусть научных, но все же являющихся человеческим достоянием. Вместе с тем у меня есть уверенность, что реальное не должно зависеть просто от моих знаний и от моей уверенности.

Иногда бывает и так, что нечто, в чем я был уверен как в реальном, по мере приобретения новых знаний теряет этот свой статус и даже превращается в иллюзию. Скажем, еще в прошлом веке люди были уверены, что все многообразие растительного и животного миров сотворено богом. Такая уверенность, на которой основана доктрина креационизма (сотворения мира богом), оказалась в значительной мере подорванной эволюционной теорией Ч. Дарвина, показавшей естественное происхождение животных видов и тем самым подорвавшей реальность креационистских представлений на этот счет.

Вопрос о реальности многих известных или только предполагаемых сегодня людьми вещей осложняется еще и тем, что эти многие вещи не даны человеку непосредст- венно, т. е. через его чувства. Так, о свойствах и законах Вселенной или же элементарных частиц мы знаем не непосредственно, а через посредство физических теорий и сложных технологических устройств (хотя последствия реальности атомной и ядерной физики человек испытал уже непосредственно чувственно). Кроме того, и для Вселенной, и для элементарных частиц ученые при-думали множество разных теорий, которые часто предла-гают различные (если не противоположные) представле-ния о своих предметах исследования. И если отождеств-лять всякий раз такие представления с тем, о чем в них идет речь, получится, что реальность — это даже не дву-ликий Янус, а хамелеон. В зависимости от состояния развития теории или от специфики теории реальность оказывается каждый раз иной. Более того, она по-разному проявляет себя и в зависимости от устройства наших приборов, экспериментальных установок. Например, электрон, как известно, ведет себя то как частица, то как волна, если мы подберем соответствующие средства для его экспериментального исследования. Но если реальность тождественна содержанию теории или способу ее экспериментального исследования, то выходит, что она не существует сама по себе? Этот логичный вывод трудно согласовать с интуитивным пониманием реальности.

Не будучи в^состоянии сразу решить вопрос о реальности, обратимся за ответом на пего к философии, которая, концентрируя исторический опыт человечества, должна помочь разобраться и в этом вопросе. Однако и здесь мы не найдем какого-то единственного общепринятого ответа.

Философы издавна бились над решением проблемы» реальности. Так, во времена античности Платон ^связывал) реальность с^_идеальноии— вечной^- неизменной и совер- шейной — ^одмой^считая текущие, изменчивые материальные явления, доступные наблюдению и чувствам человека, лишь «тенями» этих форм. В эпоху средневековья Фома Аквинский различал три смысла реального: реаль^ ность божественную, реальность материальную и реальность идеальную, или реальность общих понятий, отражающих в сознании человека независимое от йего бытие^ Позднее Р. Декарт доказывал самостоятельность двух видов реальности — реальности материальной, или протяженной субстанции, и реальности духовной, идеальной, или субстанции мыслящей. После Декарта И. Кант также цщтался противопостарлдть две реальности: независимую от человека и непознаваемую им реальность ноуменов, или вещей-в-себе (либо, можно сказать, сущность), и познаваемую и зависящую от человека реальность ве- щей-для-нас, реальность явлений (феноменов). Еще позд-нее Гегель признавал существование многих превращен-ных форм реальности, среди которых исходной является реальность мирового разума, навязывающего свои законы всем прочим формам реальности, в том числе и ма-териальному, чувственно воспринимаемому, теоретически осмысливаемому и практически преобразуемому миру природы. Мировой разум, или Абсолютный Дух, Гегель характеризовал следующими словами: «Происхождение духа из природы ие должно быть понимаемо так, будто природа есть нечто абсолютно непосредственное, первое, изначально полагающее, тогда как дух, напротив, есть нечто ею положенное, скорее, наоборот, природа полагается духом, а дух есть абсолютно первое» Наконец, в субъ-ективно-идеалистических философских течениях первич-ной реальностью оказывается реальность опытных дан-ных, ощущений, восприятий, отдельных человеческих идей.

Читайте также:  Что такое боль с точки зрения психологии

Уже из сказанного выше можно заметить, что философы, когда они говорят о первичной, истинной реальности и о нереальном или производно реальном, далеко не всегда имеют в виду противопоставление по какой-либо одной категориальной паре признаков реального и нереального (ощущение или идея, материя или сознание, форма или содержание, атрибут или субстанция как носитель атрибутов, или свойств, и т. д.). Например, Платон противопоставляет форму содержанию (или субстанции), Декарт признает одинаково реальными две субстанции, Кант противопоставляет объективную реальность (как не зависящую от познания) реальности, данной в познании, и т. д. Для естественноисторического материализма, т. е., по определению В. И. Ленина, «стихийного, неосознавае-мого, неоформленного, философски-бессознательного убеждения подавляющего большинства естествоиспыта-телей» 2, все реальное объективно. Тем самым оно суще-ствует вне и независимо от сознания, познаваемо им, т. е. отражается сознанием человека в формулируемых им по- щітиях и законах науки.

В диалектическом материализме под исходной реальностью обычно понимается «объективная реальность». Это, конечно, не значит, что диалектические материалисты отрицают существование иных видов реальности, на- пример реальности ощущений, восприятий и идей. Просто они считают, что объективная реальность является пер-вичной, порождающей все иные виды и формы реально-сти. Категория объективной реальности, данной «человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» или «материя» («материя» — это категория, понятие, а не сама объективная реальность), является исходной категорией в диалектическом материализме.

Заметим здесь, кстати, что основные философские направления можно классифицировать и исходя из того, какой именно философский категориальный аппарат они пользуют, принимают за исходный. Так, субъективно- ^ идеалистические направления в целом исходят из катего-рий, которые пытаются выразить прежде всего черты индивидуального сознания человека — его чувства, ощу-щения, восприятия, идеи, переживания, личный опыт. Объективный идеализм абстрагируется от личностных характеристик и делает исходной базой своих философских систем черты, присущие чаще всего общественному сознанию или абстракциям специфического, элитарного^ ума (например, математического). Так называемые реалисты делают ставку на общее в многообразии явлений, т. е. на их законы, а номиналисты, напротив, доказывают, что реально лишь единичное, индивидуальное, явление, в то время как общее является изобретением человеческого рассудка. Дуализм признает два самостоятельных начала — материальное и идеальное, а материалисты, как правило, кладут в основу своих систем прежде всего категорию материи. Известно, что материализм, как и идеализм, исторически имел и сегодня имеет множество различных форм. Ныне в ряде стран Запада получил рас-пространение так называемый «редуктивиый» материа-лизм, т. е. такое направление материалистической фило-софии, которое стремится представить идеальное как не-кий вид материального, хотя и сложно организованного, а ведь еще В. И. Ленин относил подобные попытки све-дения идеального к материальному к проявлениям «вуль-гарного» материализма, поскольку они принижали актив-ную, самостоятельную роль человеческого сознания.

В диалектическом материализме материя противопо-ставляется сознанию и сознание не сводится к материи. Вместе с тем диалектический материализм настаивает, что противопоставление материи и сознания ограничено лишь рамками «основного гносеологического вопроса» (В. И. Ленин), т. е. вопроса о том, что считать первичным в развитии мира и его познании, а что — вторичным. Схема здесь очень простая: исходная материальная реальность в своем саморазвитии порождает сознание, т. е. психику, ощущения, восприятия, волю, эмоции и представления, которые все являются свойствами живого мира (для разных представителей живого мира — в различной степени). Эта схема подтверждается многими научными данными и, в свою очередь, служит мощным эвристическим средством для получения нового знания. Поэтому в диалектическом материализме особо отмечается, что категория материи, обозначающая объек-тивную реальность, имеет огромное методологическое и мировоззренческое значение для науки.

Но как уже, по-видимому, становится ясным из изложенного, эта категория не является исчерпывающей для представления всех видов и форм реальности. В том числе недостаточна она и для раскрытия тех форм реальности, которые изучает физика. Поэтому на стыке физики и философии, в области оснований физики, возникло понятие физической реальности, представляющее собой одну из центральных методологических и мировоззренческих категорий физики. Это понятие имеет объективный статус, т. е. физическая реальность принадлежит единому миру, Вселенной. Однако, будучи одновремешіо^траже- нием^4).еж^ физическом позна

нии и практике), онолте_совл.адаех-С-категорией материи, а служит ее конкретизацией применительно к сфере фи- _адческих исследований.

Характеризуя специфику понятия физической реальности, нужно учитывать общие черты человеческого познания. На некоторые из них указывали в своих трудах основоположники диалектического материализма.

Первая черта заключается в том, что познание включает в себя практику. С этой точки зрения весьма существенно, что поначалу нерасчленениая, как бы противопоставленная сознанию объективная реальность становится объектом познания при чувственном, эмпирическом, практическом ее освоении человеком. Как писал К. Маркс, «спор о действительности или недействительности (т. е. реальности или нереальности, истинности или ложно-сти.— А. П.) мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» 4.

Вторая черта заключается в том, что познавательный образ объективной реальности представляет собой не гфоСто ёё впойттё одйозйачное отражение в сознании, не включает в себя элементы фантазии и заблуждения «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (=понятия) с нее,—отмечал В. И. Ленин,—we ест г простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни. Ибо и і самом простом обобщении, в элементарнейшей общеЁ идее («стол» вообще) есть известный кусочек фантазии» 5.

Философско-методологический анализ цеальиости і физике должен учитывать эти два общепознавательных момента, т. е. ту важнейшую роль, которую играют в формировании ее содержания теоретшш^конструктишщз и практически-экспериментальная деятельность человека как субъекта познания. Физическая реальность формир^г- ется, конечно, объективной реальностью как ее отраже-ние или часть, изучаемая физикой, но она представляет собой вовсе не объективную, HеОЧеЛOBе^ннуK), J)еаль- HQCTjb г акогиити в ный и а льно-и де а л ьный объект,

в содержание которого вклад вносят три инстанции: объективная реальность, практика экспериментов и тео- -р^та^о-ліоіюхрхктишіая де^е^ност^ Две последние инстанции следует отнести к человеческому фактору физической реальности. Таким образом, физическая реальность в отличие от объективной реальности включает в себя и черты человеческой деятельности (материальной и идеальной) .

Реальность в классической и в квантовой физике. Классическую физическую точку зрения на реальность можно сформулировать, например, следующими словами: «Если нечто воздействует на наше сознание так, что эффект воздействия воспроизводится одинаково в одних и тех же условиях, а контролируемое изменение условий сопровождается контролируемым, т. е. предсказуемым и устойчивым, изменением эффекта, то это нечто — реально». При этом ни попытки изменить средства экспериментального исследования, ни попытки использовать иные теоретические способы рассмотрения предмета не оказывают на последний никакого воздействия — разве что они позволяют выявить полнее и точнее все многообразие его характеристик.

В квантовой физике, однако, выдержать такую точку зрения на реальность оказалось невозможным. Здесь выявилось, что могут существовать вроде бы тождественные объекты, характеристики которых, однако, ие воспроизводят себя одинаково в равных условиях существования этих объектов. Выяснилось, что определенные свойства объектов проявляются лишь в определенных экспериментальных ситуациях, и неизвестно, существуют ли они сами по себе. Последнее обстоятельство дало повод утверждать, что такие свойства не столько присущи объектам самим по себе, сколько порождаются измерительными приборами. Выяснение этого нанесло сильиый удар по классическому физическому пониманию реальности.

Говоря более конкретно, благодаря квантовой физике стало ясно, что реальность таких традиционных физических понятий, как частица и волна, положение и импульс (и другие), относительна к условиям наблюдения, определяемым экспериментальной обстановкой. Квантовые объекты обнаруживают свойства, отвечающие этим понятиям, лишь в специфических измерительных ситуациях; эти свойства существуют у объектов не сами по себе, а как бы только в потенции. При этом различные классы специфических измерений оказываются даже несовме-стимыми, как, например, в случае измерений положения и импульса электрона. Из-за этого физики отказываются говорить о координате (или импульсе) квантового объек-та вне контекста измерения, т. е. на не зависящем от него бытийном уровне. Более того, оказывается, что ряд, казалось бы, простых с классической точки зрения ком-бинаций свойств, например, х у рг, т. е. произведения ши-рины, высоты объекта и его импульса в длину, невоз-можно даже и измерить.

Далее, квантовая физика открыла новый тип физической реальности, не имеющий аналога в классической физике. Это — реальность диспозиций, т. е. реальность не актуально присущих, всегда имеющих место свойств объектов, а реальность предрасположеиностей их поведения. Такую реальность называют объективными (или потенциальными) возможностями квантовых объектов. Квантовые объекты обладают физическими свойствами, которые мы считаем внутренне присущими классическим физическим объектам, не актуально, а лишь в возможности, потенциально. Такие возможности превращаются в действительность, наблюдаются в экспериментах лишь во взаимодействиях с приборами, которые как бы выфильтровывают у квантовых объектов искомые прибо-рами свойства. При этом, однако, правила актуализации таких возможностей определяются неклассическими фи- зическими законами. Для классических физических объектов таких правил просто нет, так как для них не имеет смысла само понятие актуализации — свойства классических физических объектов всегда актуальны, т. е. постоянно имеются у них в наличии.

Указанный новый тип физической реальности находит определения в понятиях амплитуды вероятности, виртуальных частиц и состояний, квантового перехода и т. п. характеристиках, которые не являются непосредственно наблюдаемыми (или даже вообще не наблюдаемы) и неизменно воспроизводимыми иа опыте. (Заметим, впрочем, что ненаблюдаемые физические свойства и объекты вводились и классической физикой. Это, напри-мер, абсолютные пространство и время, эфир, тепло-род.)

Указанные отличия квантовофизической реальности от реальности классической физики заставляют исследователей пересмотреть сложившиеся в классической физике представления о способе существования традиционных физических свойств и величин и в связи с этим саму природу и структуру физической реальности. Ведь, согласно классическим физическим традициям, физически реальными естественно считать такие величины или свойства, которые могут быть определенно приписаны объектам при всех возможных условиях их наблюдения и осмысления. Но» оказывается, что величины микромира могут быть разделены на три группы: 1) удовлетворяю-щие традиционному пониманию физически реального (например, электрический заряд, бариониое число); 2) приближенные, феноменологические характеристики микрообъектов (типа странности или изотопического спина) и 3) величины, являющиеся, так сказать, макроско-пическими «следами» микрореалыюсти (масса, энергия, импульс, координаты, компоненты спина). Выясняется, что структура квантовофизической реальности воспроиз-водится при помощи по крайней мере двух типов ПОИЯ-» тий — «непосредственных наблюдаемых», или случай-ных, величин (величии, существующих у квантовых объ-ектов «самих по себе» лишь в потенции) и «квантовых чисел^определяющих спектр допустимых значенйй

дляО первых. Jlpn этом понятия первого типа ближе уровню явления, описывают внешне проявляющиеся характери-стики микрообъектов, а понятия второго типа относятся^ скорее, к так назщягшлм-^аоретич ды.-

Читайте также:  Гимнастика для детей 3 лет зрение

ражающим сущность — Обзор точек зрения на реальность в квантовой физике. В научной литературе как по вопросам физики, так и по проблемам философии представлены различные точки зрения на природу квантовофизической реальности. Мы рассмотрим здесь только некоторые из них, являю-щиеся, на наш взгляд, наиболее распространенными и обсуждаемыми.

Один из основоположников квантовой физики — Н. Бор подчеркивал самостоятельную роль «квантового явления» и тот фундаментальный, по его мнению, факт, что поведение атомных объектов нельзя резко отграии- гаивать от их взаимодействий с классическими измери-тельными приборами: именно неразделимостью указан-ных поведения и взаимодействия определяется необхо-димость введения в методологию физики такого понятия, ^как «квантовое явление». Другой основатель квантовой физики — В. Гейзенберг говорил о потенциальных воз-можностях в поведении квантовых объектов как прису-щих им независимо от экспериментальных условий их исследования. Согласно Дж. фон Нейману, исследовав-шему математический аппарат квантовой механики, в квантовофизическом познании необходимо усчитывать специфическую роль сознания наблюдателя, ибо волновая функция (основная теоретическая конструкция квантовых теорий) описывает не непосредственно квантовый объект, а состояние наШего знания о нем,_к_отороет^естё- їс^зеШоГможет изменяться при взаимодействиях микро-объектов с приборами. Для Ю. Вигнера наблюдение (и более того — сознание!) порождает (как у Р. Декарта) уникальное субстанциальное изменение в состоянии на-блюдаемого микрообъекта, что свидетельствует как о реальности воздействия сознания на физические объекты (материю), так и о возможности физического описания явлений живой природы, в том числе психических. Советский физик Ю. М. Ломсадзе, следуя отчасти Дж. фон Нейману, считает, что квантовомеханическое состояние (представляемое волновой функцией), хотя и не является объективной характеристикой микрообъекта, все же дает наблюдателю информацию о его (микрообъекта) объективных характеристиках.

В 1947 г. известный советский ученый акад. М. А. Марков в статье «О природе физического знания», анализируя соотношение классической и квантовой физики, писал: «Под физической реальностью понимается та форма реальности, в которой реальность проявляется в макроприборе». «Физическая реальность квантовой теории,— разъяснял он далее,— не дается простым созерцанием, она включает в себя момент активной человече-ской деятельности, когда с помощью макроприбора про-ектируется реальность микромира на макромир — в сферу непосредственно познавательной деятельности макроскопического существа» 6. В этом определении под-черкиваются активная, преобразующая роль субъекта познания, причем в аспекте его операциональной, экспе-риментальной деятельности, и непосредственный макро-скопический (человеческий) характер такой деятельности.

Тщательное исследование специфики квантовофизической реальности, ее отличий от реальности классической физики было проведено также в трудах В. А. Фока. Он писал, что квантовая физика вынуждает отказаться от таких познавательных абстракций классической физики, как признание абсолютного характера физических процессов (в смысле их независимости от условий наблюдения) и предположение о возможности сколь угодно детального (а в пределе — исчерпывающе точного и все-стороннего) их описания. Вместо таких жестких идеали- заций она заставляет физиков принять представление об относительности свойств квантовых объектов к средствам наблюдения (представление, обобщающее введенное ранее теорией относительности понятие относительности к системе отсчету), использовать понятия вероятности и потенциальной возможности 7.

Разрабатывая концепцию физической реальности далее, советские ученые, специализирующиеся в области философских проблем естествознания, при общем признании объективности квантовофизического знания приходили к различным выводам относительно природы этой объективности. Так, в работах И. С. Алексеева подчер-кивается, что «действительностью. выступающей в качестве содержания научного знания, должен быть не только мир объектов-вещей, но и мир нашей практической (в науке — экспериментальной) деятельности с ними» 8 Поэтому, заключает этот исследователь, «потенциальны* возможности» суть опредмечениые (представленные в форме объекта) характеристики возможных эксперимен-тов. В противовес данной точке зрения Б. Я. Пахомов полагает, что в вопросе о природе квантовофизической реальности следует различать две вещи — способ познания этой реальности и результат такого познания. «Способ познания,— пишет он,— конечно, всегда есть дея- тельиость субъекта. Здесь мы не можем обойтись без средств познания, без приборов, и об отсутствии субъекта ие может быть и речи. Когда мы говорим о результа-те,— конечно, полученном субъектом,— результат этот имеет объективное значение, его можно потом применить к условиям, когда нет ни человека, ни приборов» 9. В свете этого, считает автор, фоковское понятие «относительности к средствам наблюдения» необходимо заменить более объективным понятием «относительности к виду взаимодействия».

Приведенные две точки зрения на природу физической реальности представляются как бы противоположными границами спектра существующих на этот счет точек зрения в советской философско-методологической литературе. Их анонимно называют соответственно деятельностной и онтологической интерпретациями квантовофизической реальности. Обе эти точки зрения отстаивают объективность квантовофизического знания, однако радикально противоположными способами. Дея- гтельностный подход исходит из объективности самой I человеческой практики, а онтологический — из объектив-ности объекта познания и практики.

Хотя оба подхода развиваются в общем контексте материалистической диалектики, все же в рамках этого контекста лежащие в их основе философские позиции сильно различаются. Онтологический подход подчеркива-ет в большей мере первичность объекта познания, про-тивопоставляя ему субъекта как реальность вторичную, а деятельностный подход акцентирует значение именно активности субъекта. Другими словами, в основе этих подходов лежат разные философские абстракции. Онтоло-гический подход укладывается в рамки широкой гносео-логической позиции, которую принято называть реализмом. Реализм утверждает, что объект познания ни в своем существовании, ни в своих свойствах не зависит от субъекта и его средств познания. Что же касается дея- тельностного подхода, то он ориентируется прежде всего на практику субъекта, которая подчас формирует и сам объект.

Надо отметить, что онтологический и деятель-ностный подходы в советской литературе имеют параллели (а может быть, и корни) со взглядами на природу физической реальности, которых придерживались соот-ветственно А. Эйнштейн и Н. Бор. Так, А. Эйнштейн полагал, что «элементы» физической реальности, по опре- делению, не должны зависеть от экспериментальной си-туации. В экспериментах реальность не формируется, не «творится», а только обнаруживается так, как она есть «сама по себе». (Правда, Эйнштейн «творил» свою реаль-ность в теории.) В свою очередь, Н. Бор полагал, что «квантовое явление» как физическая реальность форми-руется в неразрывной целостности поведения атомных объектов и их взаимодействия с измерительными при-борами.

Указанные выше два подхода не являются сами по себе исчерпывающими в понимании физической реальности. Действительно, квантовофизическое знание отражает объективную реальность, которая существует независимо от этого знания. И в той мере, в которой оно схватывает независимые от субъекта ее черты, оно обо-сновывает реалистическую концепцию реальности. Однако квантовофизическое знание (как и вообще любое зна-ние) имеет всегда человеческое измерение, оно есть зна-ние не обезличенное, не сверхчеловеческое, но знание, определенное взаимодействием субъекта как относительно самостоятельного субстрата природы, специфического существа с его окружением, элементы которого мы и представляем обычно как объекты познания. И поскольку научное знание есть результат такого взаимодействия, оно неизбежно несет в себе его черты. Отсюда и вытекает обоснование деятельностного подхода в трактовке реальности.

Надо подчеркнуть, однако, что в рамках деятельност-ного подхода сама деятельность рассматривается часто как практическая, материальная, экспериментальная. Но человеческая деятельность не сводится целиком только к такой ее форме. Особенно ясно это можно представить себе, обратившись к физике, которая делится на экспе-риментальную и теоретическую. Если в экспериментах субъект познания действительно производит материаль-ные операции с объектами познания, то теоретик работает вовсе не с материальными объектами, а с идеальными, мысленными реконструкциями объективной реальности и практики. Для него непосредственной реальностью является вовсе не объективная реальность и не материаль-ная деятельность экспериментатора, а реальность симво-лическая, идеальная, представленная осмыслением теоре-тических конструкций, в частности формул. Теоретиче-ские представления при этом как бы накладываются на объективную реальность, с которой непосредственно

2* 35 имеет дело экспериментатор, а также и на его практику. В результате мы получаем в качестве физической реальности образование, которое имеет двуединую — материально-идеальную — природу. В формировании этого образования существенную роль играют, как это отмечалось выше, три фактора — фактор объективной реальности и два человеческих фактора, т. е. материальная экспериментальная практика и идеальная теоретико-конструктивная деятельность.

Сопоставление разных точек зрения па физическую реальность позволяет выделить в них не только различия, но и общие моменты. Это, во-первых, подчеркивание отличий объективной и физической реальностей. Это, во- вторых, попытки связать понятие физической реальности именно с методологической и мировоззренческой проблематикой физики. Это, в-третьих, важный акцент на том, что физическая реальность конструируется активной, преобразующей деятельностью субъекта либо на уровне эксперимента, либо теоретически, либо, что точнее всего, в результате совокупной материально-идеальной практики человека.

Концепция реальности Э. М. Чудшчова. Наша концепция физической реальности вырастает из критического осмысления не только точек зрения на нее Б. Я. Пахо- мова и И. С. Алексеева, но и точки зрения Э. М. Чуди- иова (учеником которого является автор этой книги). Э. М. Чудинов подчеркивал значение конструктивной деятельности мышления для формирования содержания физической реальности, указывая на относительность этого содержания в смысле его зависимости от содержания той или иной физической теории.

Ив самом деле, признавая несомненную связь физической реальности и с объективной реальностью (Б. Я. Пахомов), и с экспериментальной практической деятельностью субъекта познания (И. С. Алексеев), нельзя не учитывать также и роль теоретической деятельности в формировании содержания физической реальности «как двуединого по своей природе — материально-идеаль- jioro — объекта.

В свое время А. Эйнштейн, обсуждая различие между объективной и физической реальностями, писал: «При анализе физической теории необходимо учитывать различие между объективной реальностью, которая не зависит ни от какой теории, и теми физическими понятиями, с которыми оперирует теория. Эти понятия вводятся в качестве элементов, которые должны соответствовать объективной реальности, и с помощью этих понятий мы и представляем себе эту реальпость» 10. Рассматривая различия между «чистыми идеями» и «чувственными восприятиями», он приходил к следующему заключению: «. „реальность» в физике следует считать* своет—Р-Ода—программой. Ничто не «заставляет нас при1? держиваться этой программы априори. По-видимому, никому не придет в голову отказаться от этой программы, если речь пойдет о „макроскопических’4 явлениях. Но „макроскопический» и „микроскопический» аспекты настолько тесно переплетены между собой, что вряд ли стоит отказываться от этой программы и при рассмотрении одних лишь „микроскопических» явлений. Защищаемая точка зрения отличается от точки зрения Канта лишь тем, что мы не считаем „категории» неизменяемыми (обусловленными природой мышления), а считаем их свободными (в логическом смысле) соглашениями» Таким образом, Эйнштейн отмечает, что он понимает реальность каз «программу» и что на это его понимание определенное влияние оказал И. Кант. Что же привлекло Эйнштейна в кантовской теории познания?

Кант отвергал точку зрения, что чувственные восприятия (созерцания) сами по себе или понятия рассудка сами по себе могут воссоздавать объект познания, приводить к знанию о нем. «Созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания,— писал он,— так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцание без понятий не могут дать знание. Ни одну из этих способностей нельзя предпо-честь другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дай, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Только из соединения их может воз-никнуть знание» 12.

Эта мысль, коренящаяся в кантовской гносеологии, глубоко диалектична. В свое время она означала целую революцию в теории познания, поскольку подчеркнула активность, творческий характер деятельности человече- ского сознания, (Правда, сам Кант истолковал свое открытие в духе априоризма — априорности форм чувственного созерцания, или пространства и времени, и форм мыслительной деятельности, т. е

Источники:
  • http://sci.house/filosofskie-issledovaniya-sovremennyie-scibook/realnost-kak-nauchnoe-22328.html