Меню Рубрики

Что такое пост с точки зрения

Глубокие изменения в области религии, начавшиеся в нашей стране со второй половины 80-х годов прошлого века, имеют много проявлений. Пожалуй, для Православия самым главным из них стало массовое обращение – буквально, прорыв! – широких слоев общества к Русской Православной Церкви, ее пастырскому окормлению, внимание к церковному авторитету. Конечно же, и Русская Церковь не остается в стороне, всеми силами пытаясь содействовать приобщению страждущих к животворящему источнику евангельской истины. Это историческое явление, уже не единожды описанное и проанализированное, получило в современной публицистике меткое определение «второе Крещение Руси».

В свою очередь, возросшее внимание к Православию, его культуре способствовало широкому распространению за пределами Церкви некоторых традиционных основ христианской жизни. Как бы подчиняясь движению убегающей с берега волны, за церковную ограду в бушующий бренный мир ушли идеалы и нормы, изначально обоснованные Вселенским Православием для полноты жизни во Христе. Самый очевидный пример – пост.

Поститься сейчас «модно». Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности главный пост православного христианина – Великий. Большинство закусочных, кафе и ресторанов, по крайней мере, в крупных населенных пунктах, предлагают в пост отдельное меню; вывески на улицах призывно зазывают отведать постные яства; в средствах массовой информации широко обсуждается проблема пользы или вреда поста для здоровья. Характерно, что нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Короче говоря, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма. Но я хочу вести речь не о том.

В последнее время мне все чаще приходится слышать одну и ту же версию о «действительных» причинах введения в церковную практику поста. В ее основе – исключительно прагматические соображения, которыми, по мнению адептов версии, руководствовались политическая и церковная власти для обоснования постнических идей. Суть версии с незначительными вариациями в следующем. Светская власть средневековой Руси – не менее часто говорится о византийской императорской власти – была озабочена проблемой истощения запасов продовольствия после зимнего периода, когда к весне пищи практически не оставалось. Скудость съестных припасов угрожала голодом. Чтобы сэкономить небогатые резервы, удержать население от неуемного потребления пищи и предотвратить голод, были введены пищевые ограничения. А поскольку в ту эпоху религия имела исключительное влияние на сознание человека, запреты для пущей убедительности были основаны на религиозных мотивах.

Данная версия крайне популярна, все больше людей воспринимает ее как истину в последней инстанции, несмотря на очевидную неполноту и внутренние противоречия. Достаточно сказать, что этот прагматический подход предлагает лишь объяснение причин введения Великого поста, в то время как в Русском Православии (не говорю уже о всех многоликих традициях христианских Церквей) существует еще три многодневных поста, а также несколько однодневных, из которых посты в среду и пятницу являются постоянными практически в течение всего года; общее же количество постных дней может доходит до 200. Как быть с объяснением их возникновения? То же самое касается и истощения запасов к концу зимы: эта проблема стояла перед Русью, но никак не перед Византией с ее средиземноморским климатом, позволявшим собирать несколько урожаев в течение всего года. А ведь христианский пост пришел на Русь именно из Византии после принятия Православия, и ошибочно относить его зарождение к русской почве. Совсем уже нелогично видеть экономию продуктов в предписаниях воздерживаться во время поста от мясной пищи: мясо и так являлось редкостью на столах и в Древнем мире, и в Средневековье, и даже в Новое время. Наоборот, защищая запасы, следовало бы стремиться к сохранению «постных» продуктов, в первую очередь тех, которые предназначались для посева нового урожая (зерновые). Уже эти элементарные соображения заставляют скептически относиться к прагматической версии. Дабы расставить все точки над i, предлагаю небольшое путешествие в историю поста.

Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип.

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23).

Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста. В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26–29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520–518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18–19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.).

На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики.

Перейдем и к истории поста собственно в христианстве.

Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2; см. также: Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20). И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл… Они служили Господу и постились…» (Деян. 13: 1–2).

Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I–II веков.

Особый интерес для рассматриваемой темы имеют такие замечательные раннехристианские памятники, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и «Дидаскалия апостолов». Датировка и обстоятельства создания «Дидахе» сложны для точного установления. Ныне наиболее часто памятник датируют концом I – серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.

«Дидаскалия апостолов», созданная, по всей вероятности, в первой половине III века в Сирии, свидетельствует об установленной норме накладывать пост от двух до семи недель на кающихся в тяжелых прегрешениях и о шестидневном посте перед Пасхой. «Дидаскалия» также обосновывает посты в среды и пятницы, причем рассматривает их как меру, имевшую значение испрашивания милости у Бога за евреев. (Только в памятниках IV в. посты в среду и пятницу начинают непосредственно связываться с предательством и смертью Иисуса Христа).

Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского (ок. 170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 – 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 – 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального».

Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Читайте также:  Можно ли убрать царапины с очков для зрения

Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461).

Полагаю, приведенных исторических свидетельств достаточно для того, чтобы показать всю сложность и глубину постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще. В данном материале специально за скобки выводилась богословская сторона христианского поста, требующая отдельного освещения. Автору было важно продемонстрировать именно исторические примеры, убедительно опровергающие далекие от объективности гипотезы, своим духом, скорее, соответствующие упрощенной до примитивизма советской антирелигиозной пропаганде 20–30-х годов прошлого века. Конечно, помимо чисто духовной стороны, такая сложная и разветвленная постническая практика не могла не иметь и прагматических проявлений, но они явно были вторичны, являясь следствиями духовной составляющей поста. А ее преимущество, как было показано, уверенно прослеживается на широком историческом материале.

Пост, с точки зрения верующих, диетой не является. Но прежде чем поститься, необходимо учесть рекомендации врачей.

Понятие «пост» присутствует во многих религиях: в православии, в католицизме, в исламе, в иудаизме. Сейчас едва ли не каждый ресторан или кафе предлагают постное меню.

В обществе пост во многом воспринимается как своеобразная диета, которая в последнее время стала довольно модной. Это не лишено смысла: с точки зрения медицины Великий пост — очищающая организм диета, выводящая шлаки и укрепляющая иммунитет.

По данным некоторых исследований, организм зимой и летом по-разному усваивает пищу, пишет портал Art.thelib.ru. Для зимы характерен белково-жировой обмен, для лета — белково-углеводный. Поэтому природный смысл поста заключается в том, чтобы переключиться с одного типа обмена на другой, не ослабив организм.

Диета Великого поста исключает все продукты животного происхождения, в том числе молочные продукты, сдобную выпечку и сладости, сливочное масло, яйца, майонез, белый хлеб. Можно есть только растительную пищу, например соления, грибы, орехи, каши на воде, несдобную выпечку, черный и серый хлеб, кисели и чай.

Подобные ограничения могут быть полезны при избыточной массе тела, ожирении, жировой болезни печени, нарушении липидного обмена, желчнокаменной болезни, при синдроме раздраженного кишечника с запорами, гиподинамии, пищевой аллергии, подагре.

Растительная пища содержит клетчатку — натуральный сорбент, что способствует улучшению работы желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря. «В самой идее поста есть глубокий смысл: ограничение каких-либо излишеств в различных сферах жизни (как подразумевается при соблюдении поста), как правило, благотворно влияет на организм», — отмечает гастроэнтеролог-диетолог Юлия Асанина, врач клиники «Скандинавия».

Однако нужно очень хорошо понимать, в чем смысл поста, и не применять его для потери веса, например. «Если у вас возникают сомнения относительно пользы изменения рациона для вашего здоровья, то не стоит оставлять их без внимания, — комментирует Юлия Асанина, — появление боли, дискомфорта, каких-либо жалоб — это сигнал организма о неблагополучии, и ни одна религия не призывает к этому!»

И все-таки прежде чем пытаться поститься в строгом соответствии с церковными канонами, стоит в течение года постепенно готовить себя к таким серьезным изменениям в рационе. Например, выбирать 1-2 дня для ограничения в пище или соблюдать менее строгие постные дни — в православном календаре их насчитывается около 200.

При этом врачи-гастроэнтерологи советуют внимательнее относиться к посту людям с проблемами желчного пузыря, желудком. Им пост грозит обострением хронических заболеваний этих органов.

Противопоказан пост при анемии, людям с дефицитом массы тела, страдающим панкреатитом, холециститом, сахарным диабетом.

Еда — не роскошь

При строгом соблюдении поста могут возникнуть осложнения, связанные с изменением даже не столько рациона, сколько режима питания, с длительным перерывом в приеме пищи, считает Юлия Асанина. Правда, если православный пост голодовки не требует, то у мусульман, например, пост в священный месяц Рамадан предполагает употребление пищи только после захода солнца, что также может быть причиной осложнений.

Конечно, в период поста организм не получает белков и жиров, содержащихся в мясе и рыбе, а отказ от молочных продуктов лишает кальция. Недостаток этих веществ можно восполнить, добавляя в рацион растительный белок и жиры. Ценным источником растительного белка являются фасоль и бобы. С точки зрения жиров рацион хорошо дополнят сухофрукты, орехи и семечки. Ну а витаминов и микроэлементов хватает в различных овощах и фруктах.

Однозначную поддержку медиков встречает тот факт, что церковь разрешает послабление больным, людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам, детям. В этих случаях необходимо повышенное потребление белка, который является строительным материалом для клеток, витаминов и минеральных элементов. Ведь цель поста — победа над страстями, а ни в коем случае не причинение вреда здоровью. В любом случае надо помнить, что пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения тела, сосредоточиться и подумать о своей душе, а если такой потребности нет, то лучше придерживаться какой-либо другой диеты, благо их сотни.

Достоинства и недостатки поста с точки зрения медицины

Основная цель соблюдения поста – это духовное и физическое очищение с целью совладения со своими желаниями. Современный человек должен входить в пост мягко, стараться поститься только в течение первой и последней недель поста, отказавшись в остальное время хотя бы от молочного и мясного, в силу и так активного ритма жизни и высоких энергозатрат. Ведь пост совсем не является диетой; поститься с точки зрения верующего человека необходимо в первую очередь для души.

«Постный» рацион

Питание во время поста подразумевает исключение мяса и мясных продуктов (сала, колбасы, сосисок), молока и молочных продуктов (кефира, йогурта, ряженки, сливочного масла), сдобной выпечки, птицы, дичи, яиц, а также всех блюд, включающих в свой состав эти продукты.

Список продуктов, которые можно употреблять во время поста, включает любые фрукты и овощи, грибы и зелень, все мучные изделия за исключением сдобных, кукурузу и крупы, орехи и семечки, бобовые, миндаль, растительное масло, рыбу и икру, пряности и специи, морепродукты. Из сладкого разрешено употреблять мед и черный шоколад.

С точки зрения медицины, временное ограничение в некоторых продуктах несет в себе некоторую пользу:

1. В общем и целом, временное и разумное ограничение в некоторых пищевых продуктах способствует общему «обновлению» организма человека за счет перехода его на так называемое эндогенное питание. Оно представляет собой осуществление основных процессов жизнедеятельности не за счет веществ, поступающих извне, а за счет расхода и сжигания накопленных им резервов, а также шлаков обменного происхождения. В медицине на этом основан один из основных принципов лечения – лечебное голодание, которое назначает только врач.

2. Антиоксиданты, содержащиеся в значительном количестве в пище растительного происхождения, предотвращают старение организма на клеточном уровне.

3. Пост несет несомненную пользу при таких заболеваниях желудочно – кишечного тракта, как:

  • синдром раздраженного кишечника – заболевание, точная причина которого не установлена, однако к предрасполагающим факторам относят не только стресс, но и систему питания с недостаточным количеством клетчатки и избытком жирной, пряной пищи;
  • хронические запоры – клетчатка обладает «послабляющим » действием, улучшает эвакуаторно – моторную функцию ЖКТ, стимулируя перистальтику;
  • дискинезии желчных путей – улучшается дренажная функция желчного пузыря и нормализуется отток желчи;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — еще российским ученым Певзнером полвека назад была разработана лечебная диета, включающая двенадцать лечебных столов. Стол №1 – диета, предназначенная для лечения язвы. Подразумевает под собой ограничение продуктов, раздражающих поверхность язвы и не дающих ей зарастать. Классический пример – исключение жирной, острой пищи. Ярким примером является ничтожно малое количество зарегистрированных в блокадном Ленинграде случаев язвы 12 – перстной кишки и желудка;
  • панкреатит — классическое лечение панкреатита подразумевает соблюдение 3- ех основных принципов: холода, голода и покоя. То есть, в этих случаях элементы поста будут только на пользу.

4. Несомненную пользу оказывает пост и мочевыделительной системе: продукты «утилизации» животных белков мочевина и мочевая кислота в большом количестве выводятся из организма. Это, в свою очередь, благоприятно влияет на работу суставов и позвоночника. Ведь ограничение поступления животного белка в организм – основной принцип, на котором базируется диета при подагре.

5. Конечно же, велика и психологическая польза поста. При правильном его соблюдении человек концентрируется на духовной стороне и очищении, при этом не ставит рацион во главу угла. Положительные эмоции, возникающие при этом, нормализуют и улучшают сон, являются своеобразной профилактикой возникновения заболеваний.

Однако существуют определенные группы людей, пост которым абсолютно противопоказан. К ним относятся:

1. Дети

Поститься детям крайне противопоказано.

Период интенсивного развития, как умственного, так и физического, требует непрерывного поступления в организм полного списка витаминов и микроэлементов, а это невозможно без полноценного питания. А содержащиеся в мясе незаменимые аминокислоты, которые невозможно получить из других продуктов, — лизин, триптофан, изолейцин, аргинин и гистидин, — необходимы для полноценной умственной работы не только ребенка, но и взрослого человека.

Особенно противопоказано поститься девочкам-подросткам. Их организму просто необходимо постоянное поступление витаминов группы В, С, микроэлементов, важнейшим из которых является железо. А, как известно, достаточное количество железа содержится только в мясе, в частности, в говядине; ни один из продуктов растительного происхождения не является полноценной заменой.

Кроме того, согласно статистике, при получении до беременности девушкой витаминов В2 и фолиевой кислоты, риск развития пороков нервной системы снижается в 2 раза.

2. Беременные женщины и кормящие матери

На сегодняшний день медициной доказан факт, что беременные не должны ограничивать себя ни в углеводах, ни в белках, ни в жирах, так как в первую очередь при таком питании страдает плод.

Церковью, в свою очередь, также предусмотрены послабления в диете, не только на рыбу и молочные продукты, но и на мясо. А все те же витамины и микроэлементы являются основными активными компонентами ферментов, которые необходимы растущему плоду в первую очередь в течение первого триместра беременности, когда формируется закладка основных органов и систем.

3. Люди с хроническими заболеваниями в стадии обострения

Неполноценное питание со снижением количества незаменимых аминокислот более чем на 40 процентов приводит к серьезному ослаблению иммунитета и еще большему усугублению стадии обострения.

Сюда можно отнести и категорию людей, длительно и часто болеющих: соблюдение поста может привести к более тяжелому течению банальных гриппа, простудных заболеваний, пневмонии и других инфекционных заболеваний.

4.Люди с заболеваниями сердечно – сосудистой системы (гипертония, ИБС)

Не стоит увлекаться в этом случае, так как неполноценное постное питание с недостаточным количеством незаменимых аминокислот может привести к развитию белковой дистрофии, дисбактериоза, усугубить течение атеросклероза, что «бьет» по сердцу.

Вроде бы, должно быть наоборот: за счет ограничения поступления в организм главных источников холестерина — мяса и жира, мы снижаем количество вредных липопротеинов в крови. Однако не все так просто — при ограничении холестерина организм синтезирует его сам, причем идет синтез «агрессивного» холестерина.

5. Другие категории лиц

  • лица тяжелого физического труда;
  • лица с нервно – психическими расстройствами;
  • лица с легочным туберкулезом в острой стадии;
  • лица с базедовой болезнью в выраженной форме (с увеличением щитовидной железы, резким повышением обмена веществ, учащением пульса, пучеглазием);
  • люди со злокачественными опухолями;
  • люди со злокачественными заболеваниями крови;
  • лица с циррозом печени и/или почек;
  • лица в стадии глубокого истощения.

Если говорить насчет пожилых людей, то им пост не противопоказан. Единственное послабление для них — это включение в рацион молочных продуктов. Они богаты кальцием, который полезен в отношении профилактики развития остеопороза.

Что касается выхода из поста, то следует сказать, что организму очень сложно перестроиться в одночасье, поэтому переход к привычному режиму питания должен быть очень плавным.

Польза православного поста. Чем полезен пост для здоровья?

Автор В.Ф. Золотарев . 29 ноября 2015 г . Категория Статьи 10146

Целью данной статьи является необходимость развенчать несколько упорно существующих мифов об отрицательном влиянии поста на организм человека. Стоит также уточнить, что мы будем рассматривать только прикладную часть поста, то есть влияние питания на здоровье с точки зрения биологии и медицины.

Организм в пост ослабевает?

Итак, миф номер один гласит, что в связи с исключением продуктов животного происхождения (мясо, жиры, молоко, яйца) организм человека резко ослабевает за счет того, что продукты растительного происхождения не могут обеспечить всех энергетических затрат. Это не так. Давайте обратимся за примером к природе.

Посмотрите, как сильны и выносливы слоны, буйволы, лошади, верблюды, а ведь они никогда не употребляют продукты животного происхождения. Кроме невероятной работоспособности вышеуказанных животных, у них весьма значительная масса тела – слон весит примерно 5 тонн, буйвол примерно 1 тонну, лошадь приблизительно 700 кг. Найдете ли вы среди животных мясоедов столь сильных и огромных? Можно ещё привести пример – горилла. Ее основной рацион на 95% состоит из продуктов растительного происхождения – листья, коренья, семена, плоды. Но даже самый слабый представитель этого вида может с легкостью справиться с пятью взрослыми, сильными мужчинами.

Читайте также:  Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему

Правды ради стоит сказать, что для получения такого же количества калорий объем растительной пищи должен быть больше, но и это не обязательно. Серьезные исследовательские работы над группой добровольцев показали, что для обычной средней нагрузки достаточно и половины калорий от общепринятых. Данные исследования проводились в течение одного года, и главными результатами их являются повышение работоспособности, улучшение показателей здоровья (нормализация массы тела, артериального давления, анализов крови).

Пост – только для здоровых людей?

Второй, не менее распространенный миф – о том, что поститься можно только здоровым людям, а больным необходимо усиленное питание. Это в корне неверно. Даже не надо быть врачом, чтобы понять простую истину – больному организму нужен покой! Опять обратимся за примером к природе. Давно замечено, что больное животное не поглощает избыточно пищу, а наоборот – отказывается от нее. Традиционные мясоеды – собаки и кошки – во время болезни пьют воду и принимают только растительную пищу! Поэтому удивительно наблюдать, когда больного закармливают всякими котлетками, сардельками, сметаной и т. д.

Будучи студентом, я приходил на практику к своему многоопытному коллеге врачу-терапевту. Однажды на прием к нему пришла молодая женщина, которая рассказала о том, что она принимает пищу по рекомендации друзей 6-7 раз в день. Основным продуктом в этом рационе было мясо, приготовленное разными способами. И, несмотря на столь усиленное питание, ей становилось все хуже и хуже. Что делать? Ответ доктора был гениально прост: «Избавьте организм от вашей опеки, и он сам избавится от проблем!».

При переедании поджелудочная железа способна выделить до 4-х литров сока, богатого ферментами, которые в основном участвуют в переработке белка и происхождении животного жира.

Длительное употребление мясной пищи губительно не только для больного организма, но и для здорового. Мясные продукты для своей переработки требуют усиленной работы всех внутренних органов, а их избыток часто приводит к закислению внутренней среды организма, что в целом снижает устойчивость к болезням.

При усвоении белка из мясных продуктов образуется некоторое количество токсинов, которые в свою очередь для их нейтрализации требуют повышенной работы печени. Увеличение продуктов животного происхождения запускает в кишечнике процессы гниения, что в ряде случаев приводит к сложным заболеваниям. А ведь в кишечнике находится около 85% клеток, отвечающих за иммунитет человека. Избыток, а также частое употребление жиров животного происхождения приводит к жировому перерождению печени, атеросклерозу, повышению массы тела, диабету, гипертонии, поражению суставов.

Питание в пост помогает здоровью!

Во время поста люди испытывают на начальной стадии энергетический дефицит и стараются перекрыть это легкоусвояемыми углеводами: белый хлеб, конфеты, булочки. Но будьте осторожны – ведь это пустые калории, которые могут истощать запасы инсулина в поджелудочной железе, что в отдельных случаях может привести к сахарному диабету, ожирению.

Как-то, слушая лекцию по питанию больного человека, я невольно воскликнул: «Это ведь рекомендации по питанию в пост!» Вот к чему пришла современная медицина – она вернулась к забытой, родной матери – монастырской медицине, основными принципами которой были: пост, молитва и только потом лечение. Так что поститесь на здоровье!

Польза постной пищи

Вам нужны витамины? Вряд ли вы найдете что-либо богаче, чем фрукты, ягоды, некоторые овощи, в них также содержится много микроэлементов. Вы не найдете среди мясных продуктов такой ценной клетчатки для работы внутренних органов, а ведь она есть в большом количестве в овощах. Не зря салат из буряка, моркови и сельдерея называют «противораковым». Он при помощи содержащейся в нем клетчатки как метлой вычищает наш кишечник от токсинов, паразитов, кишечных камней. Жиры растительного происхождения приводят к нормализации функции печени, к очищению сосудов, нейтрализуют вредные продукты распада тканей. Выбирайте, какое масло вам по душе – подсолнечное, оливковое, кунжутное и т.д.; можно добавлять их в первые, вторые блюда, салаты. Также источником жиров могут быть орехи, различные семена.

Источники белка в пост

И самый болезненный вопрос: чем заменить белки? Богатым источником белков является соя, бобы, горох, грибы, а также рыба, кроме белка содержащая витамин D, омега жиры, которые хорошо влияют на репродуктивные органы и на продолжительность жизни. Возьмите, к примеру, японцев – они чемпионы по продолжительности жизни, ведь в их рационе в основном растительная пища и рыба.

Смысл поста – духовное очищение

Продукты питания – конечно, не главная составляющая поста. Пост дается нам для очищения души, смысл его – воздержание. А через телесное воздержание, в том числе и в пище, очищается дух, ведь тело является храмом души. Пост ведет нас к главной цели христианской жизни – душевному спасению.

Автор: Золотарев Валерий Филиппович,
врач, прихожанин храма во имя св. Великомученика Пантелеймона Целителя,
с. Кислица (Украина)
.

Источник: Журнал «Старообрядческая молодость» (№ 1)

Современный врач современному человеку о посте

«Но и самое пребывание в раю есть образ поста, не по тому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении Ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и по тому, что жившим в раю не приходило на мысль, что в последствии изобретено человеческим примышлением; там не было ни употребления вина, ни заклания животных, ни всего, что делает мутным человеческий ум».

Свт. Василий Великий
«О посте. Беседа 1-ая»

Наступает Великий Пост. С одной стороны, каждый православный верующий ждет пост, как время очищения тела и души, покаяния, примирения с родными и близкими, времени прекрасных, проникновенных богослужений, время подготовки к величайшему празднику Пасхи. С другой же – возникает масса вопросов и, как принято говорить в церковной среде, искушений. Редкий приходской священник не сталкивается с ситуацией, когда верующие просят дать благословление на послабление поста. Как правило, священники руководствуются врачебными рекомендациями, данными конкретному прихожанину: «Если врач запретил поститься – значит, поститься нельзя!» Однако, представления о влиянии поста на организм здорового и больного человека, о питании в пост и у прихожан, и у священнослужителей, да и, что греха таить, у врачей – далеки от научных и обоснованных конкретными данными и наблюдениями, то есть, скорее мифические, чем реальные.

Когда настоятель Свято-Иннокентьевского прихода попросил меня выступить перед прихожанами в качестве врача и рассказать им о посте, я задумался о том, что же говорить. Ведь тема поста настолько широко освещена в Церковном Предании, пастырской литературе, проповедях, что вряд ли врач может что-то прибавить к этой сокровищнице. Однако вскоре в голову пришла мысль помочь разобраться и себе, и людям в том, как же влияет на организм ограничение в приеме животной пищи. Т.е. попытаться вынести за скобки, насколько это возможно, духовную сторону поста и обсудить его телесный аспект.

Современный «просвещенный», как он любит именовать себя, мир очень уповает на науку. Даже говоря о вещах церковных, проповедники и миссионеры широко используют данные современной науки: истории, если речь идет о Библейском повествовании, физики, если речь заходит о чудесах и вероятных их механизмах, астрономии, когда обсуждаются события времен Ветхого и Нового Заветов и так далее. Современный человек верит науке и ученым. Поэтому грешно не воспользоваться данными медицинской науки и, в частности, диетологии и эпидемиологии, для прояснения некоторых фактов, связанных с особенностями питания в пост.

Ведь что такое православный пост с научной точки зрения, как не строгое вегетарианство, или, как его еще называют, «веганство»? То есть питание исключительно растительной пищей. Общедоступная база данных медицинских публикаций medline, расположенная на сервере американской национальной медицинской библиотеки по адресу http://www.pubmed.gov/ по запросу «вегетарианство» выдает 2232 источника, датированных 1890-2008 годами! При этом 294 источника – это подробные научные обзоры, основанные на данных множества клинических и ретроспективных исследований.

Вегетарианство – достаточно распространенный вид диеты среди населения Земли. Даже среди древних людей целые народы в определенных регионах употребляли преимущественно растительную пищу, а некоторые были настоящими вегетарианцами! Это позволил узнать анализ содержания изотопов углерода и азота в волосах останков древних людей, ибо содержание более тяжелых изотопов выше при большем содержании в рационе животных продуктов.

Благодаря изучению останков человека из Отцталерских Альп, расположенных на территории современной Австрии, стало известно, что жили там вегетарианцы. По разным данным от 4 до 5% жителей США и Канады, а также Западной Европы – вегетарианцы. Кроме того, употребление исключительно растительной пищи свойственно адептам некоторых мировых религий и сект: кришнаизм, буддизм, индуизм, а также некоторые неопротестантские общины (например, адвентисты седьмого дня) – все они предписывают питание исключительно или преимущественно растительной пищей.

Крайне интересно было бы узнать о том, какой эффект оказывает на организм употребление только, или в основном растительной пищи в течение длительного периода. На эту тему существует масса исследований, первые из которых были проведены еще в 1930-х годах. Так вот, основные выводы их таковы:

Продолжительность жизни людей, придерживающихся диеты с редким употреблением мяса (умеренных вегетарианцев) выше, чем в среднем в популяции.

Риск внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у людей, употребляющих в пищу преимущественно растительную пищу меньше, чем у людей с обычным питанием.

Чем дольше человек придерживается преимущественно растительной диеты, тем более значительно уменьшается риск внезапной смерти, и тем больше увеличивается в среднем продолжительность жизни.

Заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями и смертность от них у вегетарианцев ниже.

Смертность от заболеваний органов пищеварения и дыхания меньше в два с лишним раза у вегетарианцев, в сравнении с популяцией с обычным питанием.

Смертность от злокачественных опухолей в группе вегетарианцев приблизительно на 50% меньше у мужчин и приблизительно на 25% – у женщин, при этом отмечается не только уменьшение количества злокачественных опухолей пищеварительной системы (толстой и прямой кишки, поджелудочной железы, желудка), но и тенденция к уменьшению опухолей других систем (эндокринных органов, печени, мозга).

Масса тела у вегетарианцев в среднем меньше, чем у не вегетарианцев, при этом повышенная масса тела достоверно связана с развитием артериальной гипертензии, сахарного диабета, атеросклеротического поражения сосудов.

Заболеваемость и смертность строгих и умеренных вегетарианцев отличаются: так, у строгих смертность от заболеваний в среднем выше на 24%, что позволяет сделать вывод о большей пользе для организма умеренного (без полного исключения животных продуктов из рациона) вегетарианства.

Употребление преимущественно растительной пищи уменьшает риск заболевания сахарным диабетом 2-го типа и улучшает его течение и прогноз.

Вегетарианство – строгое и не очень

Что касается не строгого вегетарианства, при котором употребляются молоко и яйца, то выводы ученых настолько однозначны, что вопрос о пользе или вреде подобного питания уже давно снят. Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни». Среди этих болезней – сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно (происходит накопление научных фактов в данном направлении), – болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит.

Кстати, православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста – Великий, Петровский, Успенский и Рождественский – достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев. Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества (переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами), отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного.

Строгое вегетарианство, при котором полностью исключаются продукты животного происхождения (подобный устав питания используется монахами Валаамского монастыря, монастырей Святой горы Афон в Греции) тоже давно находится под пристальным вниманием медицинской науки. Особенно давно изучаются индуистские общины, в связи с тем, что Британское присутствие в Индии, а также связанное с ним переселение индийцев в Великобританию продолжаются уже более 200 лет. Имеются определенные проблемы, связанные с соблюдением строгой растительной диеты. Это, во-первых, дефицит витамина В12, во-вторых, недостаток кальция и, в-третьих, недостаток белка в пище. Именно с этими дефицитами связаны, как считается, худоба индийцев, меньшая продолжительность беременности у индийских матерей и более низкие показатели массы тела и роста новорожденных.

Однако учеными было также показано, что при условии компенсирования недостатка этих элементов в питании, разница в состоянии здоровья строгих и нестрогих вегетарианцев нивелируется и проблемы разрешаются.

Так, дополнительное введение витамина В12 предотвращает развитие анемии, добавление в рацион зерновых и бобовых, в частности, сои компенсирует недостаток белка. Это достигается употреблением в пищу печеного хлеба грубого помола и широкого спектра продуктов, содержащих сою.

Изучение состояния здоровья общин адвентистов седьмого дня, которые из продуктов животного происхождения употребляют только молочные и яйца, показало, что наряду с уменьшением массы тела, снижением частоты сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, чрезмерное употребление молочных продуктов и, возможно, сои, может быть связано с более высоким риском возникновения рака яичников у женщин, а также рака предстательной железы у мужчин.

Ученые связывают это с наличием в сое фитоэстрогенов, веществ, сходных по структуре с женскими половыми гормонами. Отрицательное же влияние избыточных количеств молока и его продуктов хотя и прослеживается статистически, однако, подтверждается не всеми исследователями и не имеет удовлетворительного теоретического объяснения, что требует дальнейших изысканий.

Но уроки, извлеченные из исследований, связанных с адвентистскими общинами, заслуживают внимания. Вегетарианская диета, будучи сбалансированной, полезна для здоровья, но при этом она должна быть именно сбалансированной!

«Батюшка, у меня диабет, благословите не поститься!»

Одним из наиболее распространенных заблуждений является мнение, что соблюдение поста противопоказано при сахарном диабете. Однако научные данные демонстрируют совершенное обратное. Наоборот, существует достаточное количество свидетельств, подтверждающих профилактический, противодиабетный характер растительной диеты.

Читайте также:  Чтобы не испортить зрение за компьютером

То есть, употребление преимущественно растительной пищи снижает риск заболевания диабетом. Это касается в основном диабета 2-го типа, который возникает преимущественно в зрелом возрасте и при высокой массе тела, и встречается чаще, чем диабет 1-го типа. Кроме того, уже при возникшем диабете преимущества вегетарианской диеты неоспоримы, и тому масса свидетельств.

В общем, можно сказать, что использование целых злаков, круп и бобовых связано с уменьшением содержания сахара в крови у диабетиков. Долговременные исследования однозначно показали уменьшение риска возникновения диабета и сердечно-сосудистых заболеваний при питании немолотыми злаками. Употребление орехов, богатых растительными волокнами продуктов, таких, как овес и ячмень, а также сои, имеет значительное положительное влияние на состояние сердца и сосудов и предупреждает развитие сосудистых осложнений сахарного диабета, уменьшая содержание холестерина и жиров в крови.

Кроме того, замена животных белков (мяса, птицы, молочных продуктов) на растительные способствует уменьшению чрезмерной почечной фильтрации, прекращению выделения белка с мочой и образованию камней в мочевыводящих путях, предотвращая тем самым поражение почек при диабете. То есть, вегетарианская диета содержит в себе целый комплекс мер, способствующих нормализации углеводного и жирового обмена при диабете и может с успехом использоваться для его предотвращения, лечения, а также снижения риска возникновения его осложнений.

Вот видите, мы привыкли думать так, а реалии оказываются совершенно противоположными! Искренне надеемся, что количество диалогов: «Батюшка, у меня диабет, благословите не поститься! – Конечно, какой может быть пост при диабете, благословляю!» значительно уменьшится, и верующие, которые болеют диабетом, получат возможность и здоровье поправить, и возрасти духовно.

Пост при панкреатите: вред или польза?

Еще одно сомнение, достаточно распространенное в среде верующих в преддверии поста – это невозможность соблюдать пост при болезнях поджелудочной железы. Некоторые прихожане прямо говорят, что стоит начать поститься, как начинает «болеть поджелудка»…

Однако, во-первых, для того, чтобы сделать вывод о том, что это действительно «поджелудка», необходимо проконсультироваться с врачом, т.к. боли в животе могут быть не связаны с этим органом, а во-вторых, главным способом уменьшения болей при остром и обострении хронического панкреатита является ОГРАНИЧЕНИЕ объема пищи, вплоть до полной ее отмены, на срок от 3 до 7 дней, и, прежде всего, снижение количества жиров и клетчатки в пище.

То есть, пост (первоначальное значение этого слова – именно НЕупотребление пищи) – один из главных способов лечения панкреатита. Что же касается употребления при панкреатите животных либо растительных продуктов, то вне обострения панкреатита, если он не сочетается с сахарным диабетом, какой-то специфической диеты, во всех случаях позволяющей предотвратить обострение, не существует.

Главным условием является недопущение переедания, уменьшение приема веществ, способствующих повышению выделения сока поджелудочной железы (жареное, острое, кислое) и применение ферментов поджелудочной железы, что с успехом предотвращает обострения у примерно 80% пациентов. А что может лучше предотвратить переедание, как не сознательное ограничение себя в пище, требуемое постом?

И напоследок, заканчивая тему панкреатита, следует сказать, что любые нарушения здоровья, связанные с приемом пищи – это повод для обращения к врачу. Здоровый человек не может болями реагировать на перемены пищи с животной на растительную! Появление болей с началом поста – свидетельство наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и пост, скорее всего, тут не при чем. Точно так же, как появление болей в сердце при ускорении ходьбы не значит, что вам отныне нужно просто ходить медленнее. Нужно, прежде всего, проконсультироваться с кардиологом, а не вынуждать себя двигаться ползком. Быстрая ходьба – не причина болей в сердце, а провоцирующий их фактор, а причина – заболевание артерий сердца или что-то еще.

Точно так же пост – не причина болей, а провоцирующий фактор, следовательно, необходимо обследоваться и выяснить причину болей. В этой связи интересно будет привести слова моего друга, который не считает себя верующим. У друга – тяжелейшая форма панкреатита, связанная с перенесенным описторхозом, так что он вынужден тщательно следить за тем, что он ест и в каких количествах. Так вот, на мой вопрос, может ли человек с хроническим панкреатитом соблюдать пост, он ответил: «Конечно! Более того, я сам соблюдал пост (из интереса и, добавим мы, может быть и из солидарности с верующими друзьями?). Единственная сложность – это то, что сложнее придумать, чем и как питаться. Однако при разумном подходе и искреннем желании соблюсти пост можно и больному панкреатитом, а если ввести в питание рыбу – то проблема вообще отпадает полностью.

А самое интересное, что он сказал следующее: «Если у тебя панкреатит, и тебе тяжело соблюдать пост, то ты определись с тем, что для тебя более важно: Божия заповедь или личный комфорт. Если первое – то никаких препятствий, кроме необходимости чуть-чуть потрудиться и подумать, нет. Ну а если второе – то задумайся, действительно ли ты верующий».

Все еще боитесь анемии?

Еще одним из проявлений пищевой недостаточности при вегетарианстве является так называемая анемия, или, как говорили в старину, малокровие. Анемия при чисто растительном рационе возникает, как уже говорилось выше, из-за недостатка витамина В12. Основным пищевым источником этого витамина являются говяжьи субпродукты: печень, сердце, почки, в меньших количествах он содержится в рыбе, сыре, яйцах, курятине, в наименьшем – в молоке. Поэтому строгим вегетарианцам рекомендуется принимать этот витамин дополнительно. Он всасывается в кишечнике и может приниматься через рот, и только тем, у кого нарушено всасывание этого витамина (заболевания кишечника либо врожденный недостаток особенного вещества в кишечной стенке, которое способствует всасывания этого витамина), необходимо пользоваться инъекциями этого препарата.

Но самое приятное для православных христиан – это то, что витамин В12 накапливается в печени про запас, и только 2-3 года строгого вегетарианства могут привести к развитию В12-дефицитной анемии! Нам, соблюдающим церковный устав, подобное осложнение, значит, точно не грозит.

В народных разговорах, да и в медицинской литературе имелись указания на наличие связи между вегетарианством и нарушениями менструального цикла у женщин. Однако при сбалансированной растительной диете подобных нарушений не отмечается, что позволило сделать вывод о влиянии именно недостаточности белка на возникновение данных состояний, а не собственно растительной пищи, что лишний раз свидетельствует в пользу необходимости достаточного содержания нужных веществ в растительной диете, в данном случае – белков.

Пост для беременных женщин и детей

Еще один животрепещущий вопрос – вопрос соблюдения поста беременными и кормящими женщинами. В общем, беременная женщина является ЗДОРОВЫМ человеком, беременность – это физиологическое состояние, и все, необходимое ребенку и самой матери содержится и в постной пище.

Многочисленные наблюдения за беременными вегетарианками выявили лишь незначительное уменьшение массы плода и, у строгих вегетарианцев, более раннее наступление родов, при отсутствии серьезных отклонений как у матери, так и у ребенка. Умеренные вегетарианцы (а, как мы уже подчеркивали, ими можно считать соблюдающих посты православных) вынашивают и рожают детей нисколько не хуже, а подчас и лучше, чем женщины не постящиеся. А лучше – потому что гораздо легче для женщины и безопасней для ребенка, если его вес меньше, тем более что беременность крупным плодом вообще считается патологической и требует от акушера пристального внимания.

И, наконец, следует остановиться на воздействии растительной диеты на растущий организм ребенка. Мы специально говорим лишь о диетологической стороне дела, хоть и понимаем, что пост является свободным выбором человека и навязывать его силой – ни к чему. Однако, тем не менее, соблюдая, пусть не полностью (хотя в некоторых семьях – и полностью), пост, дитя с раннего возраста проникается этой благочестивой традицией и у него не возникнет проблем понимания того, почему он раньше пил кефир и ел творожок, а потом вдруг ему это стало неполезно.

Научные наблюдения свидетельствуют о том, что при соблюдении некоторых условий, даже постоянная вегетарианская диета не оказывает вредного воздействия на детей. То, что мы уже сказали про дефицит белка, кальция, витаминов, сбалансированности пищи – касается и детей. Кроме того, следует уделять внимание употреблению растительных масел с пониженным содержанием линоловой и линоленовой кислот (например, соевое и рапсовое масла), так как их избыток может приводить к нарушениям зрения. Однако опять повторимся, что все это касается семей, где дети ПОСТОЯННО находятся на вегетарианской диете, но знаменательно, что и в этом случае можно избежать вредного воздействия такого питания на ребенка.

Подводя итоги, можно лишь порадоваться, что в наше время проблем с приобретением постных продуктов, в том числе недорогих, нет. И любой, для которого Божия заповедь дороже собственных вкусовых пристрастий, и кто не хочет лишиться великой духовной и телесной пользы поста – может поститься, поститься постом приятным, и не бояться мифических вредностей этого благодатного времени!

Для сомневающихся мы сочли целесообразным привести список использованной в процессе подготовки материала литературы, которая вся является научной и опубликованной в серьезных медицинских журналах. Наш личный с супругой опыт позволяет абсолютно ответственно заявить о том, что затраты на питание в пост не только не увеличиваются, но уменьшаются на 20-25%. Кроме того, выносив и родив трех здоровых детей, моя супруга с полным правом теперь говорит о том, что пост и беременность – вещи абсолютно совместимые, и остается только привести слова нашего правящего архиерея, чтобы поддержать мать моих детей: «Пост не предназначен для того, чтобы нанести вред своему здоровью. Пост – это источник телесного здоровья, при условии, конечно, соответствующего к нему отношения. А пост беременной женщины – это залог здоровья и ее будущего ребенка».

Во время наших бесед с прихожанами большинство, а точнее будет сказать, все согласились с приведенными аргументами, и даже испытали облегчение, ведь понимание, что и наука – на нашей стороне, воодушевляет! Однако люди говорили о сложности составить постное меню на каждый день. Моя супруга с удовольствием согласилась поделиться опытом кормления нашей семьи в пост вот уже на протяжении пяти лет, результатом явилось составление таблички, которая призвана помочь хозяйке кормить своих любимых детей и супруга вкусно и в пост тоже.

Дорогие братья и сестры! Мы от всего сердца желаем, чтобы время, потраченное нами на поиск и доведения да вашего сведения всей этой информации, не оказалось потраченным впустую. Мы всегда готовы к общению и к вопросам, самым каверзным, которые могут возникнуть по прочтении этого материала. При возникновении их – милости просим к нам в храм святителя Иннокентия Московского, расположенного по адресу г. Екатеринбург, улица Главный проспект (ныне Ленина) 11а, или звоните по телефону (телефон автора статьи) 8-902-87-11-660.

ПРИМЕРНОЕ НЕДЕЛЬНОЕ ПОСТНОЕ МЕНЮ
Без употребления животных продуктов, но не по строгому монастырскому уставу

Понедельник
Завтрак – Каша на воде (любая – овсяная, пшенная, рисовая и т.д.). В тарелку можно добавить мед, варенье, джем, сахар. Кофе, чай, компот, овсяное печенье, фрукты, хлеб.
Обед – Суп – борщ без мяса, постный майонез по вкусу. Салат грибной (вареный картофель, маринованные грибы (свои или купленные в магазине), репчатый лук, ароматное подсолнечное масло), хлеб. Чай с сахаром, медом, фрукты.
Ужин – Вареники с вишней, капустой, картофелем (свои или купленные в магазине). Салат из краснокочанной капусты, моркови и (необязательно) сладкого перца с растительным маслом. Чай, мармелад.

Вторник
Завтрак – Каша. Чай или кофе, овсяное печенье.
Обед – Суп – борщ без мяса, постный майонез по вкусу. Салат из редьки и картофеля с растительным маслом. Чай с медом или вареньем, фрукты, хлеб.
Ужин – Макароны с соусом (кетчуп, или томатный соус собственного приготовления). Овощной салат (помидоры, огурцы, зелень, листовой салат, редиска, ароматное растительное масло), чай (компот, сок), хлеб.

Среда
Завтрак – Мюсли или хлопья с соком. Чай или кофе, печенье, фрукты.
Обед – Суп гороховый без мяса с гренками. Винегрет. Хлеб, чай.
Ужин – Каша гречневая с жареным луком, грибы тушеные (шампиньоны или любые сушеные, а также замороженные), соевый соус. Овощи: крупно порезать помидоры, сладкий перец, огурцы, редиску и т.д. Чай (компот, сок), хлеб.

Четверг
Завтрак – Бутерброды с кабачковой или баклажанной икрой. Чай (кофе), фрукты.
Обед – Суп гороховый без мяса с гренками. Винегрет. Хлеб, чай.
Ужин – Рис с овощами (на сковороде соединяются вареный рис и обжаренные вместе морковь, лук, помидоры, сладкий перец, после чего тушатся 2-3 минуты). Зеленый горошек консервированный. Чай или компот.

Пятница
Завтрак – Мюсли или хлопья с соком. Чай или кофе. Печенье, фрукты.
Обед – Грибной суп (из замороженных, сушеных или свежих (шампиньоны) грибов), постный майонез по вкусу.
Ужин – Вареный картофель с зеленью, чесноком и подсолнечным маслом, тушеная цветная капуста (свежая или замороженная). Чай, компот, хлеб.

Суббота
Завтрак – Каша на воде любая. Чай или кофе. Печенье, хлеб.
Обед – Грибной суп, постный майонез по вкусу. Салат из морской капусты с подсолнечным маслом. Чай, компот, хлеб.
Ужин – Овощное рагу (картофель, капуста, морковь, свекла и мелкая вермишель – тушатся с добавлением подсолнечного рафинированного масла). В готовое блюдо можно добавить постный аналог сливочного масла, например «Покровское». Чай, компот, хлеб.

Воскресенье
Завтрак – Каша на воде любая. Чай, кофе или сок. Фрукты, хлеб.
Обед – Щи постные, по вкусу – постный майонез. Котлеты картофельные с грибами (можно купить полуфабрикаты, они бывают морковные, свекольные, капустные). Чай, сок, хлеб.
Ужин – Пироги с капустой, картофелем (тесто можно сделать самим, можно приобрести
готовое – дрожжевое, либо замороженное слоеное бездрожжевое). Пирожки с яблоками, вишней, любыми другими фруктами и ягодами. Чай или компот.

Источники:
  • http://www.dp.ru/a/2011/04/01/Post_s_tochki_zrenija_nauki
  • http://medportal.org/articles/dostoinstva-i-nedostatki-posta-s-tochki-zreniya-mediciny.html
  • http://altaistarover.ru/articles/85-polza-posta-dlya-zdorovya
  • http://orthodox-magazine.ru/numbers/at413