Меню Рубрики

Что такое любовь с точки зрения библии

В православном христианстве есть много правил, разрешений и запретов. Но в погоне за соблюдением формальных требований христианской религии люди, называющие себя «верующими», часто забывают основной смысл Православия: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Господь Бог способен простить любые грехи, при условии, если человек искренне покаялся и раскаялся в содеянном до глубины души, если человек действительно любит Бога, других людей, если в нём теплится хотя бы одна искорка любви… Моя любимая бабушка, Царствией ей Небесное, любила повторять, что надо не бояться просить у Господа Бога желаемого, и если желания угодны Богу, то Он обязательно услышит твои молитвы и поможет. И самое главное в мире не деньги, не слава, не власть, а мир, радость и спокойствие в душе. Деньги, власть, красота, молодость, слава, вещи, влиятельные знакомства — это всё временное, наносное, мимопроходящее. И только искренняя привязанность, именуемая любовью, имеет вечное значение, она всегда актуальна, она всегда в сердце, она всегда с тобой. Согласитесь, в условиях мирового финансового кризиса вековые православные христианские ценности приобрели актуальное значение. Человеку не надо много вещей для счастья: достаточно крова над головой, еды и какой-нибудь одежды — всё остальное приложится, если работать и если оно тебе действительно надо. Святой апостол Павел учил верующих людей, что, обращаясь к Богу в молитве слабыми своими силами, помните главнейшую заповедь: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.

Любовь и Православие: Что такое Любовь с точки зрения Бога как высшая ценность христианства? И почему Бог «виноват» в несчастьях грешников?

А потому не стоит озлобляться на Господа, если в жизни чередой идут неприятности — возможно, это расплата за прошлые грехи, а возможно — это испытания, только достойно пройдя которые человек действительно приблизится к Богу и будет благословлен и наделён Божьей благодатью — заживет хорошо, долго и счастливо. Терпение и не предвзятый анализ своей прошлой жизни — лучший помощник для преодоления любых трудностей даже в непростые время мирового финансового, экономического кризиса. Сегодня по телевизору и особенно в голливудских и прочих фильмах, телепрограммах без души и даже намёка на душевность часто звучат обиды и претензии к Богу: мол, если Ты такой хороший и добрый, то почему я так плохо живу, почему мне не везёт по жизни, жена — дура, я неудачлив в профессии и т.д., и т.п. При этом такие люди спокойно ходят в различные религиозные секты, беснуются, как полоумные на «фестивалях бога», а правильно сказать — на диких дискотечных оргиях выдуманных божков и кумирчиков… При этом такие люди в угоду минутным обстоятельствам меняют свою родную, православную религию на ислам, иудаизм, буддизм, относясь к Вере не как к Вере, а как к очередной паре перчаток, сменив которые напоказ, можно стать ещё «успешнее, богаче, красивше и знаменитее»… При этом такие люди слушают поп-певичку мадонну-сатанистку, которая и запрещенную Православием каббалу исповедует, и постоянно богохульствует, совершая надругательство над святым Писанием, «выезжая» на сцену, распятая на кресте, покушаясь осквернить самого Иисуса Христа и его страдания… При этом такие люди постоянно матерятся, ругаются, истерят, чертыхаются, упоминают имя Божье по делу и не по делу, проклинают, обращаются к гадалкам, магам, «целителям», экстрасенсам… При этом такие люди постоянно нарушают не только все 10 заповедей Божьих подряд и чётко по списку, но и вообще не считают себя обязанными подчиняться никаким законам — ни Божьим, ни людским, ни природным. Они говорят «я есть бог, я подобен богу»: да червяку ты подобен, т.к. даже не знаешь, что сегодня или завтра с тобой случится, подобен он… При этом такие люди страсть считают достоинством, хотя страсть — это грех; такие люди считают злобу, месть, гнев, насилие, несправедливость по отношению к другим, силу и унижение других — главными своими орудиями в достижении личного счастья в жизни, для них другие люди — это всего лишь орудия, средства для достижения «успеха»… Так и хочется спросить после всего этого у этих роптателей в моменты их жизненной расплаты: а что ты сделал для того, чтобы показать и доказать Господу Богу свою любовь? Для того, чтобы доказать свою любовь к Богу не обязательно даже на самом деле никогда не нарушать ни одной из 10 заповедей Божьих, каждое утро и каждый вечер молиться, ходить в православную церковь, соблюдать все великие, большие, многодневные и однодневные посты по средам и пятницам, регулярно исповедаться и причащаться… Вовсе нет. Если человек приемлет Бога через любовь к ближнему — если он искренне любит свою семью — своих родителей, супруга, детей, своих друзей, других людей, которые встречаются ему на жизненном пути… Если любя, человек не только «берёт» у других людей, но и щедро «отдаёт», безвозмездно дарит им свою положительную жизненную энергию — радость, мир в душе, любовь, заботу, помощь, искреннее сочувствие, сострадание, то тогда и Господь Бог по умолчанию будет любить этого человека и помогать ему в жизни в достижении своих человеконаправленных целей. Если же человек внутри себя зол, озлоблен, жестокосерден — ему «по барабану» чужие страдания, мольбы о помощи, снисхождении, сочувствии, если он возвышает только себя или своё эго, блюдя и холя свои узкие, направленные против счастья других людей, интересы, то такой человек может быть успешен при помощи сатаны и другой нечистой силы лишь непродолжительное время. А всё остальное время он будет страдать, расплачиваясь, сам того не ведая, за свою нелюбовь к другим людям, за свои злые и жестокие поступки… Вы видели хоть одного счастливого богатого человека? Не озлобленного, не трясущегося постоянно за свои «денежки», за свое добро, свой бизнес, власть, привилегии в боязни их потерять? Я была близко знакома пусть не с самыми олигархистыми олигархами мира сего, но с людьми, имеющими за душой не один десяток и даже сотню миллионов долларов. И ничего хорошего в их жизни нет: одних богачей за их постоянное стремление к богатству и славе Бог наказал бездетностью, других — неумением просто радоваться жизни и быть счастливым человеком, третьи — постоянно зависят от воли других, более богатых и влиятельных лиц, проклиная и их, и себя, и тем самым накликая на свои судьбы беду, за грехи четвертых расплатились их дети, ставшие наркоманами, алкоголиками, проститутками или вообще раньше своих родителей отошедшие в мир иной… Любой психотерапевт скажет вам, что среди богатых почти нет счастливых людей. Да, они сытно, вкусно и много кушают, всячески ублажая своё тело и не зная удержу своим желаниям, ну и что с того? Их плата за вещизм, за роскошную обстановку дома и дорогие автомобили — это их душа, которая не знает слов «мир и покой». Что самое интересное, такие люди даже не думают и не вспоминают о Боге, когда им хорошо, когда «лайф в кайф», денег куры не клюют, полно поклонников и много власти, чтобы совершать всякие гадости, преступления против Библии, закона и совести. А вот когда приходит время расплаты за своих грехи, такие хитромудрые товарищи быстренько назначают Господа Бога ответственным и виновным за все неприятности в их жизни: «беспроигрышная» стратегия, чего уж там. На самом деле в православной христианской религии всё просто: что ты посеешь, то и пожнёшь — пожнешь зло, им же и умоешься, посеешь добро, им же и будешь наслаждаться. Если человек постоянно грешит, думая только о себе и своих желаниях, то такой человек-грешник лишается Божьей благодати, Божьей помощи, поддержки в трудные минуты и благословения. Главная заповедь Православия и Христианства какая? Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой. А в минуту беснования и вселенского раздражения на «несправедливость» Господню человеку всего-то и надо, что честно спросить себя, а поступал ли он с другими людьми так хорошо, честно и справедливо, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему? И если нет, то нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая: надо исправлять себя, своё отношение к жизни и другим людям, и никак иначе — иначе только прямая дорога в ад — сначала надо будет пройти несколько кругов ада на земле, а потому уже, в вечной жизни придется «мотать» полный срок за прижизненные грехи и преступления против ближнего своего. Ничто не имеет значения в этой жизни — ни громадные энциклопедические знания, ни дар предсказания, ни щедрость, ни набожность, ни правда, ни деньги, ни слава, ни власть, если в сердце человека нет любви: тогда никто и ничто его не спасет, ибо нет человеку без любви никакого оправдания, ибо с точки зрения Православия и Христианства такая жизнь пуста, бессмысленна и никому не нужна. Читайте в прикреплённой к этой статье статью «Первое послание к коринфянам Святого апостола Павла», в которой в 13 пунктах рассказывается, что же такое есть Любовь с точки зрения ортодоксального православного христианства. Автор: Татьяна Лаптищева

На земле живут миллиарды людей, говорящих на разных языках, и в каждом из этих языков есть такое слово как любовь. Но что такое любовь? Зачем человеку любить? Что дает ему это чувство? На эти вопросы мы и постараемся найти ответ в свете двух популярных направлений: науки и религии.

Что такое любовь

С точки зрения науки

Наука пытается объяснить все, в том числе и любовь. Так вот, ученые определяют это чувство всего лишь как химическую реакцию. Выделяют три этапа любви, давая каждому из них научное пояснение.

Влюбленность

Первый этап – влюбленность. С точки зрения науки – состояние, на которое влияют гормоны эстроген и тестостерон. Эти половые гормоны при виде интересующего нас человека запускают в мозгу выработку определенных химических веществ. Так норадреналин и серотонин заставляют нас волноваться, наше дыхание учащается, ладони потеют, а сердце начинает стучать все быстрее. Допамин же при этом заставляет нас испытывать прилив возбуждения и чувство невероятного счастья.

Привязанность

Второй этап любовной лихорадки – возникновение привязанности. За этот период отвечают два других гормона: вазопрессин и окситоцин. Последний участвует в таких важных процессах как схватки во время родов и оргазм во время половой близости, а это, несомненно, указывает на его значимость. Вазопрессин – гормон, отвечающий за верность. Ученые утверждают, что именно от его количества зависит полигамность и моногамность людей.

Выбор брачного спутника

Третий этап – выбор брачного спутника, то есть партнера для жизни. Он не обязательно наступает после первых двух, он может проходить и параллельно. Человеком на подсознательном уровне управляет желание выбрать лучшего партнера для продолжения рода. Огромную роль здесь играют феромоны. Благодаря их действию можно интуитивно найти в толпе единственно подходящего вам человека. Запах феромона уникален и неповторим, поэтому со стороны иногда выбор кажется странным и непонятным, но только не тому, кто его сделал.

С точки зрения религии

В Священном Писании в послании апостола Павла Колоссянам в 3 главе 14 стихе написаны такие слова: «Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Любовь здесь приравнивается к совершенству, то есть чем больше в нас любви, тем ближе мы к совершенству. Также в Библии говорится, что сам Бог – есть любовь и что мы созданы по его образу и подобию (1 Иоанна 4 глава 8 стих, Бытие 1 глава 27 стих). Просматривается цепочка: Бог есть любовь – мы созданы по его образу – итак, с точки зрения Библии, любовь – это наша сущность.

Зачем человеку любить

С точки зрения науки

Если подойти с научной точки зрения к вопросам любви, то ее возникновение объясняется химической реакцией, происходящей в мозгу человека, как результат воздействия феромонов. При попадании в поле зрения нужного нам человека мозг получает команду, и процесс выработки гормонов запускается. Таким образом природа заботится о продолжении нашего рода, включаются механизмы, ответственные за процесс деторождения.

Конечно, человек сегодня не рассматривает отношения между мужчиной и женщиной только лишь как способ получения потомства, но возможно, это имело место на заре существования человеческой расы.

С точки зрения религии

Что говорит Библия о том, зачем человеку дана возможность любить. Мы не созданы нашим Творцом роботами, мы созданы живыми людьми, способными проявлять массу разных чувств, из которых любовь, пожалуй, самое главное. Так что же побуждает человека любить? В настоящее время люди, думая о любви, преследуют самые разные цели. Среди них:

  • желание не быть одиноким;
  • иметь человека, близкого по духу;
  • получить возможность проявлять заботу;
  • выражать нежность и другие подобные чувства;
  • подражать своему Создателю.

С точки зрения Библии человек любит, потому что создан с такой потребностью, и только проявляя любовь, может чувствовать себя счастливым.

Что дает человеку любовь

С точки зрения науки

Научно объяснить пользу любви для человека практически невозможно, потому что желание продолжить свой род может быть реализовано и без любви. Однако ученые оперируют доводами, что от этого чувства зависит многое в жизни человека. Любовь влияет на такие сферы человеческой жизни, как:

Может ли быть счастливой семья, в которой нет любви? Очевидно, что нет. Семью недаром называют ячейкой общества, поэтому взаимоотношения внутри нее проецируются и на все общество людей. Сегодня многие научные деятели обращают внимание на проблемы семьи, побуждая задуматься о росте внутрисемейных конфликтов. Этот важный момент нельзя оставлять без внимания, потому что любовь в семье дает уверенность, чувство надежности и возможность восстановить силы после столкновения с агрессивной средой (стрессы, конфликты, проблемы разного характера).

Читайте также:  Плохое зрение и проблемы с сердцем

Любовь дает человеку здоровье как физическое, так и эмоциональное. Учеными доказано, что одинокие люди живут гораздо меньше и чаще подвержены различным заболеваниям. Помимо физических недомоганий люди, которые скупятся на проявление любви, больше других страдают эмоциональными расстройствами. Их сопровождают депрессии, плохой сон, раздражительность, недовольство окружающими.

Жизнь в обществе

Любовь – это не просто романтическое чувство между мужчиной и женщиной. Оно гораздо больше и глубже. Можно любить кого-то одного, но при этом не любить людей в целом. Сегодня можно заметить такую тенденцию – люди стали более равнодушны друг к другу и не спешат прийти на помощь к тем, кого они не знают лично. И совершенно напрасно. Проявление любви к ближним, тем, кто нас окружает – залог счастливого существования, жизни в обществе, отвечающем нам взаимностью.

С точки зрения религии

Перечисленные выше взгляды на семью, здоровье и жизнь в обществе берут свое начало именно в Священном Писании. Семья была задумана нашим Творцом, как возможность не только продолжать свой род, но и удовлетворять физические и эмоциональные потребности. Связующим звеном и главным действующим компонентом здесь является любовь.

Основу же человеческих отношений можно увидеть в золотом правиле, которое выразил Иисус Христос в своей Нагорной проповеди. Он сказал «как хотите, чтобы люди обращались с вами, так и вы обращайтесь с ними». Выходит, если мы хотим получить любовь, значит, нам самим нужно любить.

Предлагаем прочитать на данную тему статью нашего ресурса — Что значит любить человека.

Что такое любовь с точки зрения библии

Павел ясно говорит о ней. Любовь — это отдача самого себя другому человеку. Это не получение чего-либо от другого челове­ка, как сегодня учит мир сей. Это не похоти и чувства, не что-то такое, над чем человек не имеет никакой власти. Это действие, поступок. Невозможно любить абстрактно. Любовь — это отно­шение, которое реализуется в чем-либо материально ощутимом, что действительно имеет место в реальной жизни. Обратите вни­мание, что Христос, возлюбив Свою Церковь, отдал Самого Себя за нее (Еф. 5:25). Иоан. 3:16 говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного. ». В Гал. 2:20 мы читаем слова Павла: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Христос говорил: «Если враг твой голоден, дай ему поесть, если враг твой жаждет, дай ему попить. Делайте добро тем, кто ненавидит вас». Любовь — это, прежде всего, не чувства, а отдача самого себя другим людям. Чувства появятся позже.

Голливуд, телевидение, музыка искажают истинную любовь. Сегодня повсюду любовь преподносится как приключение, которое неожиданно сваливается на голову. «Ничем помочь не могу», — говорит молодой человек своей девушке, которая попала в затруднительное положение. Он ориентирован в жизни на чувст­ва, а не на любовь. Он ищет в жизни похоти, а не любви. Истинная любовь никогда не выходит из-под контроля. Ею можно управ­лять. Христос заповедал: «Любите врагов ваших». Невозможно сформировать хорошее отношение к своим врагам из ничего. Та­ким образом оно не возникнет у вас никогда. Но если вы дадите своему врагу поесть или попить, у вас появятся ощущения. Когда вы начнете «инвестировать» себя в другого человека, у вас появит­ся к нему иное отношение. Где ваше сокровище, там будет и сердце ваше. Чувства должны покоиться на прочном фундаменте. Чувст­ва, которые рождаются вследствие отдачи, являются искренними и продолжительными. Но как основание для любви они очень непрочны. Ненастоящая любовь придет и уйдет, а что будет, если исчезнут хорошие ощущения? Чувства — не каменные изваяния; сегодня они одни, а завтра будут совсем другими. Они, в отличие от истинной любви, не всегда поддаются контролю. Библия пове­левает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, умом, телом, душой и всей силой; возлюби ближнего твоего, как самого себя; люби врагов твоих».

Если в семье нет любви, в этом прежде всего виноват муж. В принципе, ответственность за любовь в семье лежит не на жене (хотя и она должна проявлять любовь), а на муже. Муж должен лю­бить так свою жену, как Христос любит Свою Церковь. Прочитаем 1 Иоан. 4:19: «Будем любить Его (это призыв к Церкви, а жена её символизирует), потому что Он (Иисус Христос) прежде возлюбил нас». Вот так начинается любовь ко Христу. Церковь отнюдь не была такой милой и любвеобильной, что Иисусу ничего не остава­лось, как полюбить ее! Когда мы были еще врагами, грешниками, мятежниками, мерзкими и отвратительными созданиями в Его глазах, Он первый полюбил нас и отдал Свою жизнь за нас! Он посмотрел на нас с любовью, невзирая ни на что, и решил пода­рить нам Свою любовь. Он избрал нас в любви, хотя нас любить было не за что.

Если в семье любовь остыла, душепопечитель должен призвать мужа что-то предпринять. Ему следует напомнить о любви Иису­са Христа к Церкви и призвать его применить эту любовь в своей *изни, делая акцент на обязанности мужа быть инициатором. Душепопечитель должен пресекать всякие отговорки типа: «Я не могу любить ее, потому что она не любит меня». Вместо этого не­обходимо сказать: «Иисус возлюбил нас, когда мы еще не имели любви к Нему. Вы — глава семьи. Если в этой семье мало любви или ее вообще нет, значит, виноваты вы. Бог возложил ответствен­ность за любовь на вас. По крайней мере, ваша любовь должна быть видна. Вам необходимо научиться давать. Вы должны отда­вать свое время, свои интересы, свои деньги, самого себя. Сейчас же запланируйте делать что-то конкретное для своей жены каж­дый день в течение этой недели, возможно она не ответит вам тем же, но, в вашем доме будет царить любовь. Она может все преодо­леть. Если в вашей семье холод и пустота, на вас лежит основная ответственность за изменение ситуации. В Еф. 5 женам не дано заповеди любить мужей; они призваны повиноваться им. Муж дол­жен любить жену. Это трудная работа. Но чтобы прославить Бога и отразить любовь Христа, вы должны сделать ее на «отлично»».

Тот факт, что на мужа возложена ответственность за поддержа­ние атмосферы любви в семье, не освобождает жену от необходи­мости проявлять любовь со своей стороны. Если муж не любит ее, душепопечитель должен сказать: «И все же вы должны показать ему свою любовь».

Душепопечители, как правило, используют 1 Кор. 13 для того, чтобы лучше всего показать, какие отношения друг к другу назы­ваются любовью. В этом отрывке представлена полная картина любви со всеми ее проявлениями. Каждый душепопечитель дол­жен подготовить примеры различных проявлений любви, которые упомянул Павел. Он должен уметь показать ревнивому мужу (или жене), что любовь требует перемен. Каждому супругу необходимо научиться отдавать себя другому. Тем, кто быстро теряет контроль над собой и воспламеняется гневом, адресованы ст. 4, 5, 7. Не мо­жет быть и речи ни о каком эгоизме (ст. 5) и т. д.

Огромная разница между любовью Ветхозаветного и Новоза­ветного периодов заключается в том, что во Христе мы получили живой и совершенный пример любви, которой требует Бог. Вот по­чему Иоанн говорит, что древняя Божья заповедь «любить» стала новой (см. 1 Иоан. 2:7 и Иоан. 13:34). Он показал Свою любовь в Иисусе Христе и призвал Своих учеников любить так, как любит Он (см. также Фил. 2; Еф. 4:23; 5:25).

Следовательно, повеление любить имеет библейское основание (Лук. 6:27 и далее; Еф. 5:25) и этому можно научить (Тит. 2:3-4). Любовь не приходит сама по себе. Ей нужно учиться21. Но если любовь — плод Духа Святого, христиане могут быть уверены, что без Его помощи они не смогут научиться любить. Дух же действует через молитвенное повиновение Писаниям.

Что такое любовь?

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.
Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания.

Любовь с христианской точки зрения

Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22,37 и 39).

Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог.

Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств.

Любовь: этимология термина

В словаре древнегреческого языка для определения в слове понятия любви служат четыре глагола — ἐρᾶν, φιλεῖν, στέργεῖν, ἀγαπᾶν, а также соответствующие им имена. Два из них — φιλεῖν и ἀγαπᾶν встречаются в греческом тексте Нового Завета. Однако чтобы понять специфику словоупотребления и семантики этих глаголов в языке Св. Писания, нам необходимо будет предварительно обратиться к их функционированию в языке классическом или, как это вернее было бы сказать применительно к нашей теме, к греческому языку доновозаветного периода.

Ἐρᾶν, или, в поэтическом языке — ἐρᾶσθαι означает: направлять на объект всецелостное чувство, ради него чувствовать и воспринимать. Это значение постоянно для всех лексико-семантических вариантов. Если объектом являются личности, то ἐρᾶν может означать:

1) Чувственную любовь, которая бывает недостойной, когда речь, например, идет о супружеской измене или когда все содержание чувства сводится к физическому сожительству.

2) Высокую степень чувства, страстную любовь в более широком смысле.

Когда речь идет о неживых предметах, ἐρᾶυ понятийно близко подходит к ἐπιθυμεῖν, так что с инфинитивом соответствует русск. желать.

Φιλεῖν — глагол отыменный. Φίλος же происходит от местоименного корня. Убедительная и совершенно безупречная этимология отсутствует, зато очевидно происхождение от корня, связанного со значением “свой”, “собственный”.

О значении φιλεῖν прежде всего следует сказать, что оно более всего соответствует русск. любить и имеет антонимами μισεῖν и ἐχθαίρεν. Φιλεῖν означает в сущности внутреннюю склонность к лицу, а в некоторых случаях, где изложение не допускает никакой непристойности, также и чувственную любовь.

Но главный оттенок значения этого глагола — склонность к лицу, проистекающая из внутренней общности, из личного общения. У Гомера мы найдем значение “по-дружески поддерживать”, “дружески общаться с кем-либо”, “относится по-дружески”. Часто в этом смысле употребляется применительно к отношению богов, когда они поддерживают людей в их делах. О людях: любезно принимать других у себя.

Уже после Гомера развилось значение “целовать” (с прибавлением τῷ στόματι и без него), так как это по сути означает внешнее выражение задушевной общности или близости любящих или друзей.

С добавлением αυτόν φιλεῖν приобретает значение себялюбия.

Далее это слово применяется ко всякому виду любви к тем лицам, с которыми мы состоим в каких-либо близких отношениях и при том, по объяснению Аристотеля (Arist. Khet. I, II), ради и из-за них самих.

Как чувство естественно развивающееся, φιλεῖν не имеет морального или моралистического оттенка. Этой любовью дурной человек может любить дурного, а хороший — хорошего. Здесь же — склонность или приверженность к какой-либо группе, партии, к государству, к народу в тех случаях, когда она не особенно глубока и искренна (в последнем случае грек употребил бы στέργεῖν).

Применительно к неодушевленным объектам φιλεῖν означает приязнь к предметам, явлениям, которые нам милы или дороги, обладание которыми или контакт с которыми нам приятны. При этом сохраняется отсутствие моралистического оттенка, и сюда включаются скверные и достойные презрения склонности. С инфинитивом получается значение весьма близкое к лат. solere — “делать охотно, иметь обыкновение”. Φίλος — друг, человек, с которым мы связаны узами взаимной любви. Наиболее характерен для этого слова как раз оттенок личной симпатии, внутренней склонности. Также и φιλία — дружественное отношение, нежное выражение внутреннего расположения любящих.

Читайте также:  Очки для зрения для узких глаз

Στέργεῖν этимологически сближается с кельтскими названиями любви: древнеирл. serc; галльск. serch; бретонск. serc’h (наложница). Принимается во внимание еще праслав. *stergti, *strego “стеречь”; и.-е. *sterg/sterk с чередованием k/g.

Στέργεῖν означает не страстную любовь или склонность, не порыв к объекту, который овладел нашим сердцем и является целью наших устремлений, а напротив, спокойное, постоянное, непрерывное чувство любящего, в силу которого он осознает объект любви как близко ему принадлежащий, тесно с ним связанный, и в этом признании обретает душевный мир. Такова любовь к родителям, жене или мужу, к детям, к ближайшим родственникам вообще, а затем к вождю, царю, отечеству.

В στέργεῖν проявляется душевная склонность, которая присуща человеку от природы; это слово относится к органической, родовой связи, не расторгаемой в силу этой прирожденности даже злом, а не к склонности, проистекающей из общения с лицом, вещью (φιλεῖν) и не к вырывающейся наружу и ищущей удовлетворения страсти (ἐρᾶν). В силу этого при соединении с именами вещей или абстрактных понятий στοργεῖυ сохраняет нравственную окраску. По этой же линии нерасторжимости, прирожденной эмоциональной связи возникает значение “довольствоваться, быть довольным, удовлетворяться”. Как указывает Шмидт, στέργεῖν может означать “спокойно и с терпеливо выжидающим чувством смиряться с неизбежным” (часто по отношению к окружающим нас обстоятельствам и вещам).

Заканчивая разбор словоупотребления στέργεῖν, уместно будет привести замечание Шантрена о том, что “семантическое поле στέργεῖν явно отлично от φιλεῖν и частично совпадает с ἀγαπᾶν”.

Ἀγαπᾶν или, у Гомера, ἀγαπάζευν прежде всего означает любовь, проистекающую из рассудочной оценки, поэтому не страстную, как ἐρᾶν, и не нежную любовь детей и родителей, как στέργεῖν. В общегреческом словоупотреблении глаголов любви ἀγαπᾶν выражает слабейшую эмоцию, которая больше соответствует русск. ценить, чем любить. Да это и понятно: чем более рассудок отдает себе отчет в симпатии или чувстве, тем менее такая любовь является непосредственной и внутренней.

Ἀγαπᾶν может значить даже “правильно оценивать”, “не переоценивать”. А так как оценка основывается на сравнении, сравнение же подразумевает выбор, то ἀγαπᾶν включает в себя понятие свободно избирающего объект направления воли. С другой стороны, ἀγαπᾶν может быть сказано и о тех людях, которые оценивают что-либо (вещи, обстоятельства) как удовлетворяющие их и не стремятся к иному.

Остановимся на соотношении ἀγαπᾶν и φιλεῖν. Первый глагол, как более рассудочно-моральный, не включает в себя понятие непосредственно из сердца исходящего действия, которое выявляет внутреннюю склонность, и, естественно, лишен значений “делать что-либо охотно”, “иметь обыкновение что-либо делать”, а также “целовать”. К тому же ἀγαπᾶν не является (как φιλεῖν) склонностью, соединенной с самим лицом, но скорее с его признаками и свойствами. Аристотель объясняет это следующим образом (Rhet. 1, 11): “быть любимым значит быть ценимым ради самого себя”, то есть не по каким-то внешним причинам, а именно из-за самой личности любимого. Таким образом ἀγαπῶν описывает качества личности, а φιλῶν — саму личность. Первый означает, что человек отдает себе отчет в своей склонности, у второго в значении заложено, что она проистекает непосредственно из общения. Поэтому в первом случае чувство окрашивается морально, а во втором подобной характеристики не имеет.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основным значением для φιλεῖν, при всей широте семантического поля этого слова, являлась любовь естественной склонности, чувство, не определяемое ни рассудком, ни направле-нием воли — лат. amare, в то время как характерной чертой ἀγαπᾶν было обозначение любви как направления воли, как склонности, определяемой рассудком и нравственным чувством: лат. diligere. Практически все исследователи указывают на сходство соотношения между diligere и amare с тем соотношением, которое имеется между ἀγαπᾶν и φιλεῖν.

Таким образом, наиболее характерные черты четырех глаголов любви суть следующие:

Ἐρᾶν относится к любви страстной, выражает преимущественно аффективную и чувственную ее сторону; страсть к вещам; с инфинитивом — “желать, жаждать”. Эмоция, безусловно носящая ярко выраженный личный характер.

Στέργεῖν — непрерывное, внутреннее, нерасторжимое даже через зло чувство к лицам или сообществам, с которыми у субъекта существуют надличные, родовые, а из родовых — и общественные связи.

Ἀγαπᾶν — “ценить”; чувство происходящее более из соответствующей оценки рассудка, оно не сильно и не нежно, а скорее суховато. В кругу значений ценитьсравниватьвыбирать подразумевает любовь как направление воли, определяемой рассудком. Тo же и об обстоятельствах: удовлетворяться ими в результате умения оценить через сравнение.

Φιλεῖν — здесь мы приведем характеристику о. П. Флоренского: “1. Непосредственность происхождения, основанная на личном соприкосновении, но не обусловленная одними лишь органическими связями — естественность; 2. Направленность в самого человека, а не только оценка его качеств; 3. Тихий, задушевный, нерассудочный характер чувства, но в то же время и не страстный, не импульсивный, не безудержный, не слепой и не бурный. 4. Близость и притом личная, нутряная”.

Абстрактные существительные, по выражению Шмидта, показывают “крайности значений” 9 . В самом общем виде можно предложить следующие соответствия: ἔρως — страсть, στοργή — привязанность, φιλία — приязнь. О ἀγάπη речь пойдет ниже.

Любовь в Священном писании

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди — о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее — мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь.

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать — Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас ибо без Меня не можете делать ничего пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9).

Пребыть во Христе — это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, — ибо все остальные объемлющий — признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). В любви — святость Церкви, потому что она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви — апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз — «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви — святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе — это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие — одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» — говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

Любовь к ближнему

Как сочетается идея удаления от людей с заповедью о любви к ближнему? Нет ли в этом бегстве от людей, характерном для таких столпов монашества, как Арсений Великий, бегства от самого Христа, повелевшего «возлюбить ближнего, как самого себя», и не ведет ли такого рода самоизоляция к утрате или отсутствию любви к людям?

Исаак, во всяком случае, убежден, что нет. Напротив, удаление от людей ведет к приобретению любви:

Та заповедь, в которой сказано «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим больше всего мира и материи и всего материального», бывает исполнена, когда ты терпеливо пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе твоей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламя любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? Имей свидание с ними только в определенные дни. Опыт — поистине учитель для всех.

Очевидно, что Исаак не дает здесь рекомендаций, относящихся ко всем людям вообще, но говорит о своем собственном опыте — отшельника по призванию — и об опыте отшельников своего времени. Речь идет о специфически монашеском опыте приобретения любви к людям в результате отказа, хотя бы по временам, от общения с ними.

Тем, кто далек от монашеской жизни или кто знает о ней лишь теоретически, по книгам, нелегко бывает воспринять подобного рода опыт. Парадокс этого опыта заключается в том, что, удаляясь от мира, отшельники не отворачиваются от людей и даже тогда, когда они в буквальном смысле слова «бегают людей», они своим бегством служат людям. Занимаясь спасением собственной души вдали от людей, отшельник способствует спасению других. Двенадцать веков спустя после Исаака Сирина другой великий монах выскажет то, что всегда было аксиомой монашеского делания: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Исаак убежден, что главное дело монаха заключается в очищении своего внутреннего человека: это важнее общения с людьми и всякой деятельности, направленной на пользу других. Подобная деятельность особенно опасна, если душа отшельника еще не очищена и страсти еще не умерли в ней. Было много людей, — говорит Исаак, — которые прославились своей активностью во внешнем доброделании, однако из–за постоянного пребывания в гуще мирских дел не успевали заботиться о собственной душе:

Читайте также:  Как подбирают очки для зрения в оптике

Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном… потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога. Ибо немощь их чувств была не в состоянии встретить и вынети пламя того, что обычно приводит в возбуждение лютость страстей…

Исаак не отрицает добрые дела, но лишь указывает на необходимость стать духовно здоровым прежде, чем выходить в мир для исцеления других. Человек принесет гораздо больше пользы другим, когда сам достигнет духовной зрелости и получит необходимый опыт внутренней жизни. Глубину внутренней жизни нельзя заменить внешней активностью, даже если речь идет об апостольском служении, столь необходимом для других:

Прекрасное дело — учить людей добру и постоянной заботой приводить их от заблуждения к познанию истины. Это путь Христа и апостолов, и он весьма высок. Но если человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что совесть его слабеет при воззрении на внешнее, безмолвие его нарушается и знание его помрачается… и что, желая врачевать других, губит он свое собственное здоровье и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, то пусть он… возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в пословице: Врач, исцели самого себя. Пусть осуждает он себя и следит за своим здоровьем, и вместо чувственных слов его пусть будет поучительной его добродетельная жизнь, и вместо звука из уст его пусть учат дела его. И когда узнает, что душа его здорова, тогда пусть приносит пользу другим и исцеляет их своим здоровьем. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностью о добрых делах, чем мог бы сделать словами, когда он еще сам немощен и больше, чем они, нуждается в исцелении. Ибо если слепой поведет слепого, оба они упадут в яму.

Таким образом, нужно сначала исцелить собственную душу, а потом уже заботиться о душах других.

Любовь в браке

Тема христианской семьи — очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что цель христианской семьи – это деторождение, чадородие. Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.

Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение — это не цель. Деторождение — это природа брака.

Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину — это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения — важная составляющая супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.

К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.

Но все, что сегодня связано с человеком, связано с грехопадением, например, голод, холод и т.д. В том числе и половое влечение. Но это не говорит о том, что само по себе половое влечение невозможно было до грехопадения. Если мир сотворен изначально двуполым, то тогда должно быть стремление полов друг к другу. Если еще в раю человеку была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь», то без влечения одного к другому эта заповедь была бы совершенно неосуществима.

Или другая мысль: интимные отношения – это, якобы, некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?

В одном из монастырских подворий Москвы священник — это был, конечно, иеромонах – в воскресной проповеди, причем в присутствии детей воскресной школы, давал советы с дотошностью, присущей маркизу де Саду, в какие дни и часы, вплоть до минут супруги имеют на ЭТО право, а в какое время – никак не имеют, и с какой минуты это становится грехом. Но нужно твердо знать — Церковь не имеет права лезть в постель и давать какие-либо рекомендации! Священник должен отступить в сторону и сказать супругам: «Это ваша жизнь».

Или вот мне попался в руки студенческий альманах православного миссионера «Призвание» номер один, стр. 65, в котором кандидат богословия советует супругам брать пример интимных отношений с животных.

Цитирую: «У высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимает очень важное место, но при этом физиологические отношения носят сезонный характер, они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. Некоторые животные, например, волки и еноты, могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных воцерковленных православных. Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некоторое воодушевление в период брачных игр, но турниры самцов в период брачных игр никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от неразделенной любви животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?», — вопрошает автор.

Вот вы смеетесь, а это не смешно. Это же дико! Кандидат богословия, человек, облеченный священным саном всю вот эту вот шизофрению двигает в массы. И это на каждом шагу. Именно потому, что об этом Церковь пока молчит. И на эти вопросы ответов не находится, и не ищется. Эти вопросы пока даже не ставятся.

Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.

Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, — не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.

Что Библия говорит о любви?

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» 1 Иоанна 4:8

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» 1 Иоанна 4:8

Что такое любовь? Когда мы, как люди, думаем о любви, мы думаем о каких-то хороших и приятных чувствах. Однако настоящая любовь не зависит от чувств. Она подразумевает под собой намного больше, чем то, что я чувствую к кому-то. Это касается и романтичной любви, и любви к кому-то из родственников, к другу или к коллеге – Мы часто дарим свою любовь илм принимаем её из расчёта на то, какую пользу это принесёт нам самим. Но, как я поступлю если любовь к кому-то будет чего-то стоить? Что говорит Библия о любви?

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» 1. Кор. 13:4-8

Когда я поступаю так, несмотря на свои чувства, и независимо от того, что делают другие люди, тогда я нахожусь в любви. Я не чувствую, что я нахожусь в любви, когда я искушаюсь к гневу, к нетерпению, к тому, чтобы искать своего, верить во все плохое или потерять веру в кого-то. Когда же я отвергаю все эти чувства и вместо этого радуюсь, становлюсь долготерпеливой, смиряю себя, сношу других и все переношу – это и есть настоящая любовь. Любовь жертвует собой, всеми своими естественными реакциями, требованиями, которые являются частью человеческой натуры, тогда я ничего не ожидаю получить взамен.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» Иоанна 15:13

Возлюбить первому

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.» 1. Иоанна 4:10. Хорошо, когда меня кто-то любит и я отвечаю таким людям взаимной любовью. Это нетрудно. Но это не является доказательством любви. Бог возлюбил нас до того, как мы возлюбили Его, и мы не сделали ничего, чтобы заслужить Божью любовь. Как я реагирую если со мной плохо обошлись? Где тогда моя любовь? Любовь даёт, даёт не только тем, кто к нам хорошо относится. Но любовь любит своих врагов, она любит первой. Эта любовь не исчезает, даже если она не будет вознаграждена взаимностью. Эта любовь все переносит.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.» Матф. 5:44-45

Божественная любовь

«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» 1. Иоанна 4:20-21

Наша любовь к Богу не больше нашей любви к нашим ближним. Божественная любовь не изменяется в зависимости от обстоятельств. Она тверда.

Зачастую мы желаем, чтобы другие изменились. Нам трудно любить людей такими, какими они есть, и мы хотим, чтобы они изменились. Это доказательство того, что мы больше заняты своим собственным благополучием и комфортом. Мы ищем своего, вместо того, чтобы любить других.

Истина заключается в том, что вместо того, чтобы надеяться на то, что другие изменятся, мы должны найти грех в себе самих и очистится от него. Личный интерес и мысли о том, что «я знаю лучше», тщеславие и упрямство, и т.д. – все эти грехи я нахожу в себе, когда я имею дело с другими людьми. Когда мы освобождаемся от всего этого, тогда мы можем сносить, верить, надеяться и все переносить ради других. Мы любим окружающих такими, какими они есть, мы начинаем молиться за них с искренней любовью и заботой.

Без исключений

Здесь нет исключений. Не должно быть даже мысли о том, что этот человек этого не заслужил. Иисус отдал Свою жизнь за нас и это является неопровержимым доказательством того, как сильно Он любит нас. Никто другой не заслуживает этого меньше, чем мы. Любить – не значит соглашаться с грехами других или соглашаться со всем, что бы они ни делали. Любовь – это когда мы носим других в своих сердцах, молимся за них, верим в них, и желаем им самого лучшего, несмотря на то, что говорят чувства. Тогда я могу любить того, к кому изначально испытывала нежелание. Тогда я могу наставлять, давать совет или исправлять, чтобы помочь другим удалиться от всего того, что может принести вред. Но всё это только тогда, когда мною движет искренняя забота о других людях.

Каждый, кого я встречаю, должен посредством общения со мной почувствовать влечение ко Христу. Любовь влечет людей. Доброта, смирение, кротость, терпение, понимание. Как можно почувствовать влечение, если из меня исходят: нетерпение, гордость, грубость, ненависть и т.д.?

Когда я чувствую, что мне не хватает этой божественной любви, тогда я могу просить Бога, чтобы Он показал мне, как я могу получить её. Я должна быть готовОЙ пожертвовать своей собственной волей и начать думать о других.

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» 1. Кор. 13:13

Источники:
  • http://elhow.ru/otnoshenija-i-semja-1/sucshnost-ljubvi/zachem-ljubit
  • http://goodlib.net/book_223_chapter_75_Stranstvuja_i_muchajas.html
  • http://www.pravmir.ru/lyubov/
  • http://aktivnoyekhristianstvo.ru/chto-bibliya-govorit-o-lyubvi/