Меню Рубрики

Что такое личность с точки зрения педагогики

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью

создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С

биологической точки зрения, человек — высшая ступень развития животных на

земле. В то время как поведение животного полностью определяется

инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением,

чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

Личность– понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.

Формирование личности. Это понятие в самом общем виде определяется как объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения человека.

Формирование личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. К основным факторам относят наследственность, социальную макро- и микросреду, материально-экономические условия жизни, воспитание и самовоспитание.

Социализация— процесс вхождения человека в общество, в культуру своей или чужой страны. С точки зрения современной психологии социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения, осуществляемый в общении и деятельности.

Воспитание — основное понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом.

В узком социальном смысле воспитание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание и методы.

Обучение. Как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 7657 — | 7305 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие личности в педагогике

личность обучение педагогика социальная

Общее понятие личности

Роль обучения в развитии личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.

Личность — это целостное образование особого рода. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений. Личность — социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо: биологическое и социальное.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Общее понятие личности

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Термин «человек» относится не к отдельно взятому человеку (в том случае если сравниваются его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п.

Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода. Это понятие, как и понятие «человек», подразумевает всевозможные человеческие свойства, которые присущи данному, отдельно взятому, конкретному человеку. Индивид — это, прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно.

Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы — общества. Социализация младенца начинается не с предметной деятельности, а с комплекса оживления, когда он начинает реагировать на другого человека иначе, чем на весь остальной мир, т. е. начинает вступать с ним в определенные отношения, в том числе общаться.

Термин «индивидуальность» имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида. Второе значение термина подчеркивает то, чем данный человек, как индивид, отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличается от другого.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств определяющих социально значимые поступки данного человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включает такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

Личность — это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развиваются психические функции и собственно личностное начало. Разные учения выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства (дух, направленность, сверх — Я), однако объясняют их происхождение и природу по-разному.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений.

Личность — это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

Роль обучения в развитии личности

Развитие личности и становление ее свойств — процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные.

Возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость.

Группа социально-психологических закономерностей прижизненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, снабжения и средств массовой информации, общественных организаций и культуры, уровня жизни и состояния преступности и др. Сильно социально-психологическое влияние родителей (особенно в детские годы; в том числе и допускаемых ими ошибок в подготовке детей к взрослой жизни), групп сверстников, школьных коллективов, психологических обстоятельств проведения досуга и т.п.

Деятельностные закономерности психологического развития человека — это закономерности изменения внутренних условий под влиянием собственной активности. Активность — универсальный закон развития любого живого организма и его свойств.

Что активно, то и развивается. Чтобы развить память, надо систематически упражняться в запоминании все усложняющегося материала; чтобы развить смелость, надо многократно попадать в условия, вызывающие тревогу, опасения, волнения, страх и пр., но вынуждающие преодолевать их; чтобы развить целеустремленность и упорство, необходимо добиваться получения требуемого результата, не отступать при встрече с трудностями, упорно преодолевать их, не отчаиваться при неудачах, заставлять себя находить новые пути и средства; чтобы стать умным, есть только один путь — решать задачи, от которых трещит голова, и т.д. Другого пути нет, так как на нем действует механизм интериоризации, психологического присвоения человеком любого человеческого достоинства, превращения его в достояние своей личности.

Основное отличие деятельностных закономерностей от возрастных и социально-психологических — в том, что человек находится почти целиком во власти самого себя. И если он не полностью и неправильно воспользовался этими возможностями, он сам обокрал себя психологически, духовно.

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

Читайте также:  Как восстановить зрение если долго сидел за компьютером

Формирование личности, то есть становление социального Я — это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает правилам жизни другую.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Формирование личности — это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Формирование — содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финальности», конца, доведения до некоторого совершенного состояния, на котором происходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в жизни человека. В этом процессе можно выделить стадии первичного формирования, становления личности (от рождения до взрослости) и ее дальнейшего формирования (совершенствования или, напротив, ухудшения, деградации, распада).

Другой вопрос — о движущих силах формирования, их внешних и внутренних источниках. Педагогику интересует прежде всего целенаправленное использование движущих сил. С этих позиций педагогическое формирование личности — это организация и реализация педагогической системы совместной работы с нею, содействие ее самоформированию и создание благоприятных условий для этого.

Поиск и реализация целенаправленных путей формирования личности делают приоритетным вопрос о целях.

Формирование человека — это самая ответственная и серьезная проблема в индивидуальном плане, проблема жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и благополучия, проблема предупреждения сожалений в преклонные годы о необратимо упущенных возможностях. В общественном плане — это проблема состояния и будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений людей.

Представления о совершенном человеке у классиков педагогики и в отечественной педагогике связываются с формированием всесторонне, гармонично развитой личности. Не существует одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства человека. Всестороннее и гармоничное развитие личности — системный комплекс достоинств.

Совершенство личности базируется на освоении ею общечеловеческих ценностей — стабильных, постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми народами, выработанных и проверенных в их общем многовековом опыте. Это то, что в большинстве случаев предпочитается людьми, одобряется, считается правильным, достойным, чем восхищаются, а противоположное оценивается как слабость, недостаток, порок, что порицается, считается непристойным, осуждается.

Педагогические закономерности формирования личности — это объективно существующие устойчивые, повторяющиеся, необходимые причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и их результатами: ее образованностью, воспитанностью, обученностью и развитостью, качественно соответствующими целям формирования личности в современном обществе.

Объемная и мощная группа причин, оказывающих формирующее влияние на человека, находится в окружающей среде. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда — духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально-педагогическими.

Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах событий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных областях знания, создают условия для самообразования и др.;

воспитательные, формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, людям, государственным органам, политике, тем или иным государственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национальностям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность общечеловеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступкам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профессиональными навыками и умениями и др.;

развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.

Особенно податлива социально-педагогическим воздействиям воспитанность человека.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.).

Практика реальной жизни человека в определенной социальной среде — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педагогические учреждения общества, его сфер и нередко конкурирует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают.

Знание закономерностей и реализация принципов не означают, что нужные педагогические результаты будут достигнуты однозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив посвоим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоречия между:

желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;

общими педагогическими положениями и необходимостью их методического воплощения в конкретной ситуации и с индивидуализацией;

старым и новым, отживающим и зарождающимся, содержанием и формой;

словами и делами, словами и опытом жизни, тем, что слышит, и тем, что видит формирующаяся личность;

формирующим субъектом (учителем, воспитателем, родителем и др.) и формирующимся объект-субъектом;

разными субъектами формирования и др.

Противоречия затрудняют, сдерживают, искажают результаты, но вместе с этим побуждают к непрерывному поиску путей их преодоления и выступают одной из движущих сил совершенствования педагогического процесса.

Мы считаем личность центром ее жизни. Мы предполагаем, что, по сути, она является причиной всего, что происходит. Реальность личности состоит из всего, что она может воспринять, и тех значений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности, которую личность более или менее разделяет с другими, состоит из физических объектов, людей и ситуаций. Но каждая личность немного иначе воспринимает то, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме того, каждый человек создает еще более субъективные предметы, существующие в его реальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и так далее. Все они существуют, и человек может их воспринять как часть своего мира. Они могут быть доступны или нет для других.

Проблема формирования личности центральная и в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует прежде всего организация целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблема создания педагогической системы и обеспечения процесса формирования личности, отвечающей ее интересам и интересам общества. Решая ее, педагогика учитывает закономерности, механизмы, особенности, положения и выводы других наук, связанные с этой проблемой.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

1. Столяренко A.M. — Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов. — М., 2001 г.

2. Смирнов С.Д. — Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — Учеб.пособие. — М.: 2001 г.

. Немов Р.С. — Психология. — Учебник. — М.: 2007 г.

. Сластенин В.А. — Педагогика. — Учеб.пособие. — М., 2002 г.

. Краснова В.Г. — Педагогический аспекты в социальной работе. — Учеб.пособие. — Волгоград, 2004 г.

. Кулебякин Е.В. — Психология социальной работы. — Учеб.пособие. — Владивосток, 2004 г.

. Никитин В.А. — Социальная педагогика. — Учеб.пособие. — М.: 2000 г.

Трактовка понятия «личность» в педагогике.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «развитие», «формирование». В многочисленных работах о личности нередко эти понятия путаются.

Понятие индивид обозначает единичное природное существо представителя вида Homo sapiens, отдельного представителя человеческой общности.

Понятие личность обозначает совокупность индивидуальных социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.

Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. К таким свойствам и качествам относятся речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в мышлении и сознании, в познавательных процессах.

Всестороннее и гармоническое формирование и развитие личности является главной целью воспитания.

Ниже приводится обобщенная схема психологической структуры личности (по В.Т. Чепикову):

Компоненты сторон личности

Опыт познавательной и предметно-практи-ческой деятельности

Опыт осуществления репродуктивной деятельности (умения и навыки)

Опыт осуществления творческой деятельности

Опыт социального поведения

Функциональные механизмы психики

Подсистема «Я» (самооценка, уровень притязаний)

Следует различать понятия «личность» и «индивидуальность». Понятие индивидуальность включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и что придает им своеобразную красоту и неповторимость (И.Ф. Харламов). Под индивидуальностью понимают главенствующую особенность личности, проявляющуюся в чертах темперамента, характера (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), специфике восприятия, интеллекте, потребностях и способностях. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки. Индивидуален каждый человек, но в разной степени. В зависимости от степени выраженности биологических задатков и способностей, внутренний активности, среды и воспитания, индивидуальность проявляется ярко, образно, контрастно, вариативно или, наоборот, малозаметно.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость, и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу. Индивидуальность преподавателя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой манере подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем его работу.

Яркие индивидуальные проявления одной личности могут привести (и неизбежно приводят) к столкновениям с другими разнонаправленными личностями, что всегда чревато созданием конфликтных ситуаций.

Развитие в общем смысле – это поступательный процесс направленного изменения чего-либо.

Развитие личности — это качественное изменение психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых черт памяти, восприятия, представлений, воображения, мышления, воли, характера и т. д.

Формирование личности — это становление целостной личности в результате возникновения, развития и интеграции отдельных личностных качеств.

1. Понятие личности и её характеристика в педагогике.

Развитие личности как педагогическая проблема.

а) В чём сущность понятий: личность, её развитие и формирование.

Вспомним, что предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Поэтому важно знать, что же такоеличностькак предмет воспитания, как происходит её развитие и её факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе её формирования. Эти вопросы важны для практической воспитательной работы учителя.

Читайте также:  Институты мвд можно ли поступать с плохим зрением

Понятие личностьвключает в себя только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятиехарактеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.

б) По каким критериям судят об уровне личностного развития человека.

Поскольку личностные качества и свойства формируются прижизненно, то у одного человека они могут быть более развитыми, у другого менее развитыми. По каким же критериям судят о мере личностного развития человека?

Психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что человек становится личностью, когда приобретает способность управлять собственным поведением (что так или иначе отмечается уже с 3-х — летнего возраста). В дальнейшем, в качестве критериев личностного развития человека выступают:

1. Разумность его поведения, ответственность, умение пользоваться свободой, социальная активность, требовательность к себе;

2. положительная направленность и прочность его общественных и нравственных взглядов и убеждений;

3. Психическая зрелость и юридическая способность отвечать за совершаемые действия и поступки ( психически нездоровый человек, который не может отвечать за своё поведение- не есть личность.

в) Как трактуется проблема развития личности представителями преформистских взглядов?

Существует два основных методологических подхода в вопросе об источниках и факторах развития личности:

1.) Идеалистически — реформистский от лат. — зарание образую.

2.) Научно-материалистический.

В преформизме как методологическом течении о развитии человека существует два направления: теологическое и биологизаторское.

Многие философы, педагоги и психологи перенесли этот закон на социальное и духовное т. е. на личностное развитие человека. Французский социолог Ш. Летурно (1831-1902гг) считал, чтонравственность человека носит врождённый характери различные моральные пороки людей (воровство, агрессивность, пьянство и т.д.) представляют собой явление биологического атавизма. Человек, по его мнению, постоянно находится во власти «психических остатков» прошлого, и воспитание, якобы, бессильно что – либо здесь изменить.

2. Сущность социализации и ее стадии.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализации». Этот термин широко используется в педагогике.

В традициях школы американских социологов слово социализация раскрывается через понятие адаптация. Являясь одним из центральных понятий биологии, оно означает «приспособление организмов к условиям среды». Это понятие «прижилось» и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникло понятие «социальная адаптация», результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Гуманистическая психология (А.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) рассматривает социализацию как процесс самоактуализации «Я-концепции», то есть «Я как система взглядов». Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет больше отдается первому.

Эти подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания.Это объясняется тем, что многими практиками не осознан двусторонний характер социализации.

Итак, смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, саморазвитие и самореализация.Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация – процесс не единовременный. Человек живёт в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в новые виды деятельности, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течении своей жизни усваивает новый социальный опыт, воспроизводит новые социальные отношения, определенным образом влияя на своё окружение. Таким образом, социализация – процесс непрерывный, длящийся в течении всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определённых задач. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она осуществляется более продуктивно в трудовой деятельности.

3.Воспитание и формирование личности.

В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, школьное, религиозное воспитание), оно выступает своеобразными механизмами управления социализацией.

Воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей, своя степень свободы и ответственности личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало. А.В.Мудрик условно выделил 3 группы задач для каждого этапа социализации:

1.Естественно – культурные задачисвязаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

2.Социально – культурные задачи(познавательные, морально – нравственные, ценностно -смысловые) специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональном и ближайшим окружением человека.

3. Социально – психологические задачивызваны становлением самосознание личности, её самоопределением, самоутверждением и на каждом возрастном этапе имеют свои способы решения.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых. Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности.

Формирование личности – это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формировать – означает «придавать определенную форму, законченность».

Характеристика понятия «Человек» с точки зрения педагогики Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Молонов Геннадий Цыденович, Бадмаев Владимир Михайлович

В статье дается определение понятия человек в педагогическом аспекте, как биологического , разумного , исторического , социального и деятельного существа .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Молонов Геннадий Цыденович, Бадмаев Владимир Михайлович,

The characteristics of the notion «person» from the pedagogical point of view1the Buryat State University

In the article the definition of the notion «person» from the pedagogical point of view as a biological, rational, historical, social and active being is given.

Текст научной работы на тему «Характеристика понятия «Человек» с точки зрения педагогики»

Основные этапы структурно-семантического анализа: разделение поэтического текста на уровни и элементы структуры, нахождение связей между уровнями и элементами структуры, определение типа отношений между элементами, рассмотрение всей совокупности элементов, составляющих структуру, как единого целого. Условная схема структурно-семантического анализа поэтического текста может быть такой:

1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны).

2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т.п.).

3. Звуковой строй текста (звукопись и ее роль).

4. Лексический строй текста (количественные и качественные характеристики частей речи). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

5. Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры).

6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста.

7. Стихотворный размер, длина стиха и его смысловая роль.

8. Особенности рифмовки и ее смысловая роль.

9. Строфика, ее особенности и смысловая роль.

10. Пространственно-временные связи и их смысловая роль.

11. Смысл названия стихотворения. Историко-культурные и биографические комментарии. Особенности жанра стихотворения. Литературные и культурные ассоциации, переклички.

Таким образом, в национальной школе структурно-семантический анализ дополняется рассмотрением поэтического текста в культурно-историческом контексте, учитываются его внетекстовые связи.

Старшеклассники, изучая произведения хакасских поэтов, должны уметь сравнивать их с произведениями русских писателей, определять специфические национальные особенности творчества русских и хакасских писателей, обусловленные их национальной принадлежностью (менталитет, система ценностей, художественная образность и т.д.). Предложенная система работы не должна превращаться в трафарет при изучении каждого произведения в разных классах, учитель должен выбрать методические приемы работы с учетом специфики изучаемого произведения и возрастных особенностей литературного развития учащихся.

1. Колесников И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — № 6.

2. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984.

3. Руссова Н.Ю. Внедрение общенаучной методологической парадигмы в практику литературного образования // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. — М., 2005.

4. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / сост. Т.А. Калганова. 3-е изд., перераб. — М., 2000.

5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.

6. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. — М., 2002.

7. Методика преподавания литературы в национальной школе / под ред. М.В. Черкезовой. — Л., 1992.

Кольчикова Наталья Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Kol ’chikova Nataliya Lavrentevna, candidate of pedagogical science, assistant professor of the department of literature of N.F. Katanov Khakassia State University.

Г.Ц. Молонов, В.М. Бадмаев

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ

В статье дается определение понятия человек в педагогическом аспекте, как биологического, разумного, исторического, социального и деятельного существа.

Ключевые слова: педагогика, человек, явление, существо, биологическое, разумное, историческое, социальное, деятельное.

Человек — историческое существо, это общеизвестный научный факт. Соответственно цели и задачи, содержание образования изменяются и обновляются со сменой исторических формаций — переходом от социалистического к рыночному, от индустриального к постиндустриальному обществу. Понятно, что общественно-исторические и социально-экономические изменения должны отражаться на содержании образования и требованиях к развитию и воспитанности учащихся, молодежи, и на развитие человека соответственно.

Человек — социальное существо. Социальное значит общественное, а общество состоит из разных классов, страт, слоев, групп, структур и т.д. Структура современного общества имеет весьма разветвленный характер, представители разнообразных социальных слоев и групп существенно отличаются в и материальном плане, что сегодня отражается на выборе образовательных учреждений, на качестве образования, уровне и особенностях воспитания детей, молодежи и т.д. Особенно много проблем существует с обучением и воспитанием детей необеспеченных родителей, сирот, одиноких родителей и т.п.

Россия находится на пути вступления в «общество знания». В связи перед с этим педагогической теорией и практикой возникло много актуальных проблем. В ведомственном документе Министерства образования и науки Российской Федерации «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», принятом в 2008 г. в качестве приоритета до 2020 г. определены задачи подготовки нового поколения исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации». Это позволит не только сохранить известные во всем мире российские научные школы, но и подготовить поколение, адаптированное к «веку знаний» [3, с. 16-17].

В приведенном извлечении выражены потребности, требования и программы развития российского образования на перспективу до 2020 г. Педагогическая теория должна разрабатывать теорию, методику и технологию решения названных проблем, а педагогической практике предстоит реализовывать их в жизни.

Человек — деятельное существо. С самого рождения он вступает в разные виды деятельности, начиная с игровой. На основе хозяйственно-трудовой, общественно-политической, финансово-экономической, социальной, образовательно-научной, правоохранительной, оборонной, оздоровительно-медицинской, физкультурно-спортивной деятельности человек развивается, а вместе с ним развивается и само общество.

Деятельность аккумулирует в себе другие сущности человека — биологическую, психическую, историческую и социальную. Успешность деятельности человека обусловлена уровнем его физического здоровья, развитостью его разума, благоприятным историческим временем, благополучием социальных условий. Однако результат деятельности во многом зависит и от субъекта, т.е. от самого человека.

Таковы основные характеристики человека с точки зрения его педагогической перспективы.

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. — Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. — 9-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008.

Молонов Геннадий Цыденович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета.

Бадмаев Владимир Михайлович, кандидат педагогических наук, заведующий РУО Закаменского района РБ.

Molonov Gennadiy Tsydenovich, doctor of pedagogical science, professor of department of general pedagogy of the Buryat State University.

Badmaev Vladimir Mihailovich, candidate of pedagogical science, head of local education authority of Zakamensk district of Buryatia.

G.Ts. Mo/onov, VM. Badmaev

THE CHARACTERISTICS OF THE NOTION «PERSON» FROM THE PEDAGOGICAL POINT OF VIEW

In the article the definition of the notion «person» from the pedagogical point of view as a biological, rational, historical, social and active being is given.

Читайте также:  Нормы зрения у детей с рождения

Key words: pedagogic, person, phenomenon, creature, biological, thinking, historical, social, active.

В процессе педагогической деятельности мы изучаем человека в разные возрастные периоды — дошкольном, школьном, зрелом, пожилом. В учебниках по педагогике одна из первых тем называется «Педагогика в системе наук о человеке». При рассмотрении вопросов об объекте и предмете мы находим положения, подобные следующему: «Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают» [2, с. 60] В этом же учебнике далее дается такое утверждение: «Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни» [2, с. 61] (подчеркнуто — Г.М.; В.Б.).

Содержание педагогической науки посвящено проблемам и вопросам образования, учения и воспитания человека в различных социальных институтах. В разных науках существует множество определений собственно категории «человек», в педагогических же изданиях определение этого понятия встречается редко. Приведем формулировку из источника по психологии: «Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественноисторической действительности. Человек наделен сознанием, речью, способен трудиться, создавать ценности» [1, с. 481]. Думается, что сущность определения понятна и не требуются дополнительные пояснения, суждения.

Имея большую практику по преподаванию педагогики студентам вузов, мы попытались определить свое понимание этой категории. Итак, в определение вкладываем следующий смысл: человек — существо биологическое, разумное, историческое, существо социальное и деятельное. Понятие «существо» можно считать наиболее адекватным термином, обозначающим сущность, проявления природных и социальных реалий. Если словом «явление» отмечаются чаще всего представители неживой природы, растительного мира, то понятие «существо» характеризует представителей живых организмов.

В определение «человека» как биологического существа включается его анатомическое строение, особенности физиологических процессов, собственно само рождение человека, т.е. биологический факт. Физическое и психическое развитие детей основывается на биологических ресурсах, их раскрытии, опоре на них, использование и совершенствование которых в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями — задача педагогической практики, вооруженной педагогической теорией. Таким образом здоровье ребенка, школьника, студента — это и социальная, и педагогическая проблема.

Далее мы говорим, что человек — существо разумное. Выразителем разума является сознание, которое формируется психикой человека. Психика человека выполняет много функций:

— в ней рождаются и действуют психические процессы — познавательные, эмоциональные и волевые;

— она регулирует психические состояния и управляет ими;

— она является основой развития психологических свойств — направленности, способностей, опыта, характера, темперамента и др.

Содержание педагогической деятельности направлено на развитие, воспитание, обучение и образование учащихся, оно основывается на функционировании психики учащихся, развитии и совершенствовании психических процессов, состояний и психологических свойств. Достаточно полное и глубокое владение знаниями по общей, возрастной и педагогической психологии позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять учебно-воспитательные задачи. Как видим, эта часть определения имеет прямой выход на педагогическую теорию и практику.

Педагогика личности (стр. 1 из 7)

ОТ КОНЦЕПЦИЙ ДО ТЕХНОЛОГИЙ

Глава I. Концепции личностного образования

1.1. Концепция “поиска истины” Сократа.

1.2. Концепция самоактуализации А. Маслоу

2.3. Обобщенная концепция генетической нравственности.

Представляя концепции личностного образования, следует пояснить некоторые положения нашего представления. Большинство отечественных исследователей педагогики и психологии интерпретируют ключевые понятия многих неклассических концепций с тех позиций, которые привычны и удобны для них, как представителей классического направления в науке, но далеко не с тех позиций, которые разделял тот или иной автор.

“Невинное” редактирование, при котором используется прием сокращения текста, приводит к тому, что в большинстве пособий исчезают наиболее значимые положения концепций, но появляются такие истолкования, которые никак не соответствуют их замыслу. Объясняется это разными причинами: неспособностью российских учителей понять, что именно имел в виду автор, иной педагогической культурой, необязательностью представления некоторых концептуальных тонкостей, деталей и т.п. Благодаря такому редактированию многие концепции вообще утрачивают смысл, который вкладывал в них автор, а истолковывать (интерпретировать) их оказывается возможным с позиций, совершенно для автора неприемлемых.

В педагогическом сознании появляется и прочно утверждается искаженное, но удобное представление о том, что, например, самоактуализацию личности можно обеспечить при комплексе “целенаправленных всесторонних воспитательных воздействий на ум, чувства, волю, взгляды, убеждения и поступки, идеалы, опыт и сознание, поведение”; самоорганизацию личности можно свести к умениям режимной саморегуляции, а сократовскую идею поиска истины представить только эвристическими методами или организацией проблемного обучения. Подобные фальсификации стали настолько типичны, что на них выстраивается не только учительское, но и научное понимание педагогических явлений.

Мы придерживаемся такой точки зрения: качественно сокращенная информация — это ложь, какими бы благими намерениями она не объяснялась. Однако, давать весь объем информации по той или иной концепции в рамках учебного пособия неуместно — для этого существуют хрестоматии. В связи с этим мы предлагаем форму дайджеста, которая допускает не качественное, а количественное сокращение исходного текста, адаптированного и сопровожденного минимальными комментариями в соответствии с основами гуманистической, а не какой-либо иной, педагогики.

Поскольку представляемые концепции — гуманистические, в них отсутствуют требования, наставления, рецепты. Многие из них, на первый взгляд, к педагогике отношения не имеют: Сократ больше известен как философ, Маслоу — как психолог и т.д. Концепций (в строго научном, современном понимании) эти авторы не составляли. Вместе с тем, мы попытались выделить основные положения воззрений, теорий как своеобразные методологические принципы, как то, что указывает возможный способ использования этих идей. Но как их использовать — это уже зависит от уровня понимания идей конкретным учителем. Они формируют определенное к ним отношение, подсказывают, как воспринимать своих учеников, как относиться к ним, имея в виду высказанные авторами позиции. Они заставляют размышлять, и только после того, как размышление состоялось, имеет смысл принимать решение: как применять те или другие идеи — как общее направление отношений, как частный метод или вообще отказаться от них. Последнее решение все чаще принимается учителями, т.к. в школьной практике проще пользоваться испытанным и простым набором жестких рекомендаций, нежели отстаивать новую и честную позицию, что, как известно, всегда наказуемо, особенно тогда, когда такая позиция диктуется совестью.

Одно можно сказать без сомнений: ни одно из положений не является бесспорным и жестким постулатом. Их нельзя понимать буквально, скажем, как руководство для прикладной (практической) реализации. Так, невозможно воспитывать самоактуализирующуюся личность, используя привычные педагогические средства, например, воспитывать невраждебное чувство юмора или центрированность на задаче, обучая остроумию или бесконечно проблематизируя процесс обучения. В первом случае получится очередная глупость, а во втором — очередная перегрузка учеников.

1.1. Концепция “поиска истины” Сократа.

Говорить о педагогической концепции Сократа (469-399 гг. до Р.Х.) можно лишь с определенной долей условности. В его философском наследии отсутствуют необходимые для такого научного жанра принципы, нет разработок методологии. Вместе с тем, в нем заложено огромное количество принципиальных идей и замыслов, оказавших влияние на возникновение методологии гуманистической педагогики.

Многое из учения Сократа о философской личности оказало влияние на развитие педагогической науки. Об этом написаны тома исследований. Вместе с тем, история педагогики обходит стороной те вопросы, которые не оказали подобного влияния. Эти вопросы — о решениях личности, диктуемых ее совестью, о личностных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества — составили философскую основу гуманистической педагогики.

Поскольку он не оставил ни одного письменного свидетельства своего творчества, о нем судили по сочинениям его учеников — Платона, Ксенофонта и др. Но и такие именитые ученики развивали в своих педагогических трактатах лишь то, что было значимым с их точки зрения, которая сформировалась не только благодаря встречам с Сократом, но и под впечатлением от кончины учителя.

Сократ был казнен по приговору афинского суда, составленному на основе ложного обвинения. Суть обвинения сводилась к отрицанию Сократом “государственных” богов и в поклонении новому божеству. Этим новым божеством выступал человек. Он нуждается не в привычном образовании своей личности посредством научения , т.е. передачи истины, но в образовании, которое предоставляет возможность поиска ее смысла.

Для этого человек не должен проходить путем испытаний, закаляющих его волю и характер, что составляло суть традиционного воспитания. Ему необходимо пройти путем познания самого себя. Самое ценное в человеке — это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т.е истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к такому саморуководству души является умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майевтика и ирония.

Майевтика — в буквальном переводе с греческого означает “повивальное искусство”, т.е. умение оказывать помощь при рождении. У Сократа майевтикой называлось искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемных вопросов. Они задавались Сократом в беседах, которые он проводил не только в гимнасиях и палестрах со знатными афинскими юношами, но и с любым встречным человеком.

Ирония — тонкая, скрытая насмешка; прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. Первоначально — манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что в действительности думает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). У Сократа ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они могли из своих заключений узнать о своем невежестве и направить свои усилия к истине.

Ученики и последователи Сократа пытались использовать эти средства в своих образовательных системах, представляя их как эвристические методы познания. Но взятые изолировано от личности Сократа и главной идеи его образования, эти методы не приносили того развивающего личность эффекта, который был свойственен Сократу. В связи с этим идею познавательной активности, как результат применения метода сократической беседы, стали трактовать в соответствии с ее формой, а не с содержанием, которое и должно определять форму.

Смысл идеи состоял в том, что как для философии, так и для педагогики нет необходимости в какой-либо упорядоченной системе. Образование личности, т.е. ее нравственное становление, не нуждается в навязывании и заучивании каких-либо правил, выстроенных в определенной последовательности.

В своих беседах Сократ не раскрывал какой-либо системы воззрений, которую требовалось утверждать, защищать и отстаивать. Он просто предпочитал спрашивать, зачастую сам не зная ответов на свои вопросы. Его собеседники не могли обнаружить в этих вопросах какой-либо теоретической платформы, которую можно было бы выбить ловкими и привычными приемами, изучаемым в искусствах ведения споров — в диалектике и софистике.

Иронический способ их постановки раскрывал противоречия в рассуждениях собеседников, демонстрировал их незнание или “еще незнание”, заставлял усомниться, задуматься и критически отнестись к кажущемуся абсолютным собственному знанию. Ни одному из этих интеллектуальных действий современников Сократа не обучали, поэтому неудивительна и реакция раздражения, которую они пробуждали.

Помимо раздражения, предложенные Сократом содержательные способы познания жизни через познание своих заблуждений, вызывали и страх. Сократа боялись, потому что он не боялся открывать истину, которая, как правило, извращалась всеми — от ремесленников до политиков. Скорее всего, одной из причин, остановивших учеников Сократа в дальнейшем развитии его учения был страх, порожденный его кончиной.

Смерть Сократа продемонстрировала, что правда жизни, т.е. истина, не столько способствует просвещению и самопродвижению к ней, сколько пробуждает стремления отгородиться и защититься от нее. Иными словами, для современников Сократа его учение не было актуальным, т.е. оно не могло быть востребовано. Поставленные Сократом проблемы нравственности намного опережали существовавшую в то время культуру. Они противоречили и общепринятым представлениям об образовании, но самое главное — представлениям о власти.

Источники:
  • http://yamiki.ru/item/201078
  • http://students-library.com/library/read/57080-traktovka-ponatia-licnost-v-pedagogike
  • http://studfiles.net/preview/5317831/page:8/
  • http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-ponyatiya-chelovek-s-tochki-zreniya-pedagogiki
  • http://mirznanii.com/a/180893/pedagogika-lichnosti