Меню Рубрики

Что такое искусство с точки зрения философии

Каримов Абдусамат Абдумаликович, Мукаева Айша Мажитовна

Казахстан, г.Тараз. Таразский государственный университет им.М.Х. Дулати

ПОНЯТИЕ КРАСОТА И ИСКУССТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

В различные временные промежутки термин «философия» расшифровывался по-разному. Современная наука определяет философию как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (место человека в мире, законы природы и общества и т.д.).

За время существования философии сложилась, множество мнений о том чем является философия: наукой или чем — то иным, каким — то особым способом мышления. Ответить на этот вопрос с абсолютной точностью невозможно. Точно можно сказать лишь то, что философия – это великое явление. Величие философии состоит в том, что во все времена она была и остается мощным интеллектуальным оружием человечества

Многие философы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала они считали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позже поняли, что это ошибочно, т.к. даже первобытный человек вносил в свое произведение фантазию. В XXI веке произошли изменения, и понимание искусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определял искусство не как описание внешнего мира, а прежде всего, как выражение человеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецких философов (Иоган Гердер, поэт Иоган Гете и др.). они считали, что главная цель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.

В современном же понимании искусство – это умение, выразить себя в каком либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Видов творчества или искусства, как известно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, театр и т.д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир в образах. Образ-это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства — художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Поэтому можно сказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника-деятеля искусства.

Ценности искусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь для инженера, конструктора и т.п. сходство между произведением искусства и техническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являются искусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты. Искусство-это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота-это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели, представляет себе большинство людей. Красота-это что-то прекрасное, возвышенное эстетическое.

В эпоху Средневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты бога, видимая красота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства было приближение человека к Богу.

В эстетике Нового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек, его тело. В то время своего расцвета достиг «классицизм», требовавший гармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородство стиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлись Шиллер, Гете, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин, и другие. Им на смену пришли романтики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это были такие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились к раскрепощению многообразных способностей личности.

В XX веке произошли изменения в философии, и соответственно, в искусстве. На смену романтизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм-перевод на эстетический язык философии исторического материализма.

Конечной целью любого искусства является художественный образ. Изображенный средствами данного искусства, концентрированное, многослойное видение автором «индивидуализированного обобщения, раскрывающего в конкретно-чувственной форме». Художественный образ почти целиком лежит в сфере нематериальной, в мире бытия самого произведения искусства, лишь опосредованно воздействуя на психологию, чувства и линию поведения человека, «физически» воспринимающего художественное произведение.

В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.

Из этой истории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяется используемой философией, меняется и представление о красоте. Красота-это эстетическая интерпретация. Как и все эстетические ценности, она связанна с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направление искусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно дает нам более богатый, более живой и красочный образ реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.

1. Основы философии; П.С. Гуревич. Москва, «Гардарики», 2000 г.

2. Основы философии; В.А. Канке. Москва, «Логос», Высшая школа, 2001 г.

3. Андросова Э.М. «Основы художественного проектирования костюма», Челябинск; 2004 г.

4. Глейзер Сюзана. Текстиль или техностиль. – Британское изделие

ТЕМА 13. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

• 13.1. Эволюция понятия искусство

• 13.2. Искусство: от античности до современности

• 13.3. Искусство как совокупность высших достижений гения

• 13.4. Функции искусства в обществе

13.1. Эволюция понятия искусство

• 13.1.1. Представление античности об искусстве

• 13.1.2. Средневековье об искусстве

• 13.1.3. Возрождение и Новое время об искусстве

Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука — искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека: является ли он ученым, или простым служащим, верующим, или атеистом, философом, или обывателем.

Искусство — это явление неоднородное, трудно определяемое, и при первом подходе к выяснению его сущности, ясно только одно — представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совсем не тот смысл, чем люди прежних эпох. В этой связи, перед исследователем встает проблема прояснения генезиса самого явления и генезиса понятия «искусство», обозначающего данное явление.

Для первобытной культуры характерен синкретизм общественного сознания и деятельности — первобытное искусство тесно слито с моралью и религией, представлявшей собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизмаи магии (тема 11). Искусство являлось отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности — охоты, земледелия, собирательства. Сначала, очевидно, возникли первые постройки, позднее превратившиеся в архитектурные сооружения, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, родилась музыка и мимическое искусство, ставшее позднее театром. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Литература рождалась из религиозных мифов, гимнов и молитв, скульптура из потребности дерево или камень превратить в изображения духов и богов, архитектура — из строительства храмов.

13.1.1. Представление античности об искусстве

В античности представление об искусстве наиболее ярко выразил Аристотель (тема 2) в своем знаменитом трактате — «Об искусстве поэзии», определивший искусство как «мимезис» — подражание. С точки зрения античного мыслителя всякое искусство основано на подражании, которое представляет собой познавательный процесс: «Подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания».

Кроме того, Аристотель считает, что подражание способно доставлять людям удовольствие. Созерцая предметы подражания, человек получает наслаждение, даже если предмет подражания сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Выдающийся вклад Аристотеля в эстетику, как науку о прекрасном, а точнее о прекрасном в искусстве, или философию искусства заключается также в том, что он впервые попытался дать классификацию искусства.

Согласно автору «Поэтики» подражание не только объединяет все виды искусства, но и дает критерий для их различения — все подражательные искусства «различаются … друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают» (хрестоматия 13.1). Другими словами, все виды и роды искусства отличаются друг от друга по предмету, способу и средствам подражания. Например, музыка и пение использует гармонию и ритм, живопись и скульптура — краски и формы. Искусство танца использует ритм без гармонии, поэтическое искусство пользуется метром и ритмом.

Высшими видами искусства Аристотель считал поэзию и музыку.

В то же время, рассматривая художественную практику античности можно с уверенностью сказать, что под искусством понимали искусную деятельность, превосходную, мастерски совершенную — деятельность, заканчивающуюся созданием какого-либо совершенного продукта. Художник, а в античности это во многом связывалось с понятием ремесленник, должен был хорошо знать законы художественного мастерства, технические приемы. Искусство — это деятельность в соответствии с определенными правилами.

Такое понимание искусства во многом сближало его с наукой, и не случайно в период античности и в Средневековье даже астрономию и геометрию причисляли к искусству. Первоначально, как пишет А. Ф. Лосев: «Древние вообще слабо расчленяли искусство и ремесло, а также искусство и умственную деятельность, науку, или как говорили, греки, мудрость» (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978). Это очень ярко выразилось в мифологии, когда на первоначальном этапе ее развития всю эту деятельность символизировала одна Муза, затем три, и, наконец, девять. Каждая Муза, несмотря на свою «специализацию», была объединена с другими под руководством Аполлона Мусагета, бога гармонии, духовной деятельности и искусств, приносящего в мир гармонию, уничтожающего зло и грубость (так Марсия, воплощающего стихийные силы природы, осмелившегося вступить с ним в состязание он жестоко покарал). Аполлона часто изображали с лирой в руках, полученной им от Гермеса.

В дальнейшем вслед за Аристотелем греки пытались дать другую классификацию искусства — так виды, роды, жанры «мусических» искусств, отделялись от «механических» искусств. Были выделены семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия. В этих искусствах главным была не работа с используемым материалом, а игра свободного ума. Поэзия иногда рассматривалась как придаток логики, «второстепенная логика», т.к. Аристотель утверждал, что нельзя научиться, логически мыслить, не прибегая к образности (поэзия часто давалась как вводный курс к логике). К механическим видам искусства относили те виды искусства, которые требовали для работы твердой материальной основы: шерстепрядение, строительство, мореплавание, сельское хозяйство, охота, медицина.

13.1.2. Средневековье об искусстве

В эпоху Средневековья эти представления об искусстве в целом сохраняются и являются общепринятыми. Искусство — это познание правил, с помощью которых можно создавать те или иные вещи, причем познание правил уже существующих, объективных правил — в этом Средневековье не сомневается. Также как и в античности, искусство — это и строительство корабля или дома, изготовление молота или рисование миниатюры; это кузнец и ритор, поэт и художник, точно также как и стригальщик овец. В этом смысле искусство отождествляется с ремеслом, техникой, а теория искусство — это теория ремесла. Artifex (творец, создатель) создает нечто такое, что позволяет исправить, дополнить или продолжить природу. Представления об искусстве, которое возникнет позднее и продержится вплоть до наших дней, как о создании произведений, изначальная цель которых — эстетическое наслаждение, мы не встретим в этот период.

13.1.3. Возрождение и Новое время об искусстве

В период Возрождения в теории начинается активный процесс выделения в некий специальный класс искусств, главной целью которых является изображение или создание красоты, прекрасного. Искусство начинают, с одной стороны, отличать от науки и от ремесла и усматривать в качестве его сущности эстетическую специфику. На этой основе усматривается общность таких искусств, как поэзия, литература (выделяется в специальный вид искусства), живопись, музыка, архитектура, скульптура. В соответствии с принципами эпикурейской философии, которая получает широкое распространение, высшим благом объявляется — наслаждение (тема 1). Так Лоренцо Валла, автор знаменитого трактата «Об истинном и ложном благе» утверждает, что искусства создаются не из любви к добродетели, а из стремления к наслаждению — архитектура, живопись, музыка и поэзия возникли из потребности в наслаждении и связанной с ней пользы.

С другой стороны, т.к. искусство тесно связывалось с познавательной деятельностью человека, то наука и искусство понимались как родственные, единые по сути своей формы деятельности. При этом искусство сближалось, прежде всего, с точным знанием, с математическим знанием. Общая для Возрождения тенденция математизации знания распространялась в полной мере и на познание эстетическое, не только на музыку и архитектуру, но и на изобразительное искусство. Появляется огромное количество трактатов, посвященных композиции, пропорции, перспективе (Лука Пачоли, Пьеро делла Франческа, А.Дюрер, Федерико Цуккари и др.) (Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т.1-2 Л-М., 1957.)

В XVII-XVIII в. в Академиях возникает и развивается концепция «изящных искусств» (Литературные манифесты западноевропейских классицистов, 1980). Возникает термин «изящные искусства», или «изящное искусство», (beaux arts), которое означало собственно художественное явление, в отличие от других «искусств», т.е. от мастерства, умения, знания, учения и т.д. К середине XVIII в. возникает попытка свести все искусства к единому принципу.Ш.Батте в своем исследовании «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746) разделил все многообразие искусства по принципу цели:1). Сугубо утилитарные (служащие для пользы человека) — технические искусства (т.е. ремесла); 2) искусства, имеющие «обьектом удовольствия». Они могли родиться только на лоне радости, изобилия и спокойствия, их называют изящными искусствами в подлинном смысле этого слова — это музыка, поэзия, живопись, скульптура, искусство движения или танца»; 3) приносящие как пользу, так и удовольствие. Сюда Ш.Батте отнес ораторское искусство и архитектуру.

Читайте также:  Камера машинного зрения что это такое

В Англии выражение «fine arts впервые было употреблено в «Oxford English Dictionary» в 1767 г. С этого времени термином «искусства» начинают устойчиво обозначать именно «изящные искусства», имеющие главной целью выражение эстетического. Выделяются наиболее существенные черты «изящных искусств»: причастность к прекрасному, т.е. создание прекрасного и желание подражать прекрасному в природе; духовность, интеллектуальность и отрицание непосредственно утилитарной пользы. Тем самым феномен художественности стал определяющим и можно с уверенностью утверждать, что с этих пор в творчестве и в художественном сознании сложилось эталонное понимание искусства. Появилась возможность отделить искусство от других видов деятельности — от ремесла, науки, религии, политики.

В Новое время вместе с появлением художников-профессионалов, появилась и публика: большие группы людей, сознательно судивших об искусстве, ценивших его, подпадавших под его влияние, порой перенимавших хотя бы внешние формы поведения, описанные в изящной литературе.

Таким образом, в XVIII в. происходит становление «высокого» профессионального искусства, противостоящего ремесленно- промышленному производству художественной продукции и фольклорной культуре. Искусство активно формирует свое собственное социальное пространство. Зримым выражением этого стали Академии искусств и институт публики, противостоящие цеховой, ремесленной организации художественной деятельности. Так эталоном для многих стран Европы послужила Французская Королевская академия живописи и скульптуры, окончательно оформившаяся к середине XVII столетия. Получило размах, особенно в абсолютистских государствах, унаследованное от Возрождения меценатство, которое содействовало упрочению большей автономии художника от государства и церкви, постепенно превращая его в «свободного художника». Рост экономической независимости художественной интеллигенции привел к осознанию значения авторства.

Одновременно, наряду с профессиональной художественной деятельностью формировалась целая «индустрия», обслуживающая ее: издательская, торговая, театральная. Появились первые художественные выставки (конец XVII в. — Рим и Париж), через которые шло интенсивное формирование художественной публики и критики.

К этому времени появляется искусствознание, которое осмысливает специфику искусства, изучает и истолковывает его, учит воспринимать и переживать художественные произведения искусства. И.И.Винкельман и Г.Э.Лессингопределяют фундаментальные понятия классического искусства и очерчивают границы изящных искусств (Лессинг Г.Э. Лаокоон. // Избр. Пр-я. — М-Л., 1953.).

В XVIII в. возникает эстетика как наука. Основоположником ее был немецкий просветитель Александр Баумгартен, который в 1750 г. опубликовал на латинском языке произведение, которое так и называлось — «Эстетика» (от греч. aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Одной из проблем, поставленных Баумгартеном, была проблема эстетического восприятия и художественного творчества. Он рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию (тема 5).

• Согласно Баумгартену, теория познания состоит из двух частей:

o логики, имеющей дело с интеллектуальным познанием;

o и эстетики, предметом которой является чувственное познание.

Две эти области познания равноценны, хотя их предмет различен (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1-5., М., 1962-1970.).

Однако подлинным Богом для эстетики явился Г.Ф.В. Гегель (тема 2). Гегель определил эстетику как философию прекрасного, вернее, как философию искусства, как науку, изучающую эмпирический материал (произведения искусства) через призму философского обобщения. Эстетика была призвана синтезировать опыт искусствознания и философии. Он отмечал, что предметом эстетики «является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства, или, еще точнее — художественного творчества».

Гегель определяет искусство как проявление идеала, который следует искать в искусстве, а не в природе. Ведь искусство — это дважды природа, природа, возрожденная в творчестве гения.

Искусство проходит в своем развитии три стадии: символическую (искусство Востока), классическую (античность) и романтическую (искусство христианского мира). Классическое искусство достигает высшего совершенства в утверждении идеала (Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4-х т. — М., 1968.).

13.2. Искусство: от античности до современности

• 13.2.1. Художественный метод в искусстве

• 13.2.2. Искусство второй половины XX в

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного искусства. Так, прообразом театральных представлений были празднества в честь популярного и любимого во многих областях Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, исполнявших особые гимны — дифирамбы; в этих празднествах, так называемых Дионисиях — истоки греческой трагедии. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась комедия.

Древнегреческая мифология и искусство оказали огромное влияние на всю западноевропейскую культуру.

Средневековое искусство характеризуется тесной связью с религиозным мировоззрением. Отсюда условность этого искусства, символизм, аллегоризм, спиритуализм. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства, которая всегда понимала, что искусство является сильнейшим средством воздействия на массовое сознание. Искусство с этой точки зрения являлось — «библией для неграмотных». Кроме того, исходя из христианского представления, тело лишь тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд для греха и соблазнов. Отсюда рождается новый идеал, совершенно противоположный античному: изображать не прекрасное тело, а, прежде всего, прекрасную душу.

Искусство превращается в символ запредельного мира.

Эпоха Возрождения (тема 2) (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.) (по-французски ренессанс, по-итальянски «ринашименто» термин, впервые введенный Джорджо Вазари) во многом означала возвращение к античности, к ее идеалам, к прекрасному искусству, основанному на мере и гармонии. Такие художники как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело являются символами этой эпохи. Ведущим искусством этой эпохи была живопись, понимаемая как наука.

В Новое время ведущими искусствами, становятся театр, литература и музыка, которые порой начинают доминировать над живописью. Драматическое начало в жизни вызвало небывалый расцвет драматургии XVII-XVIII в. (Корнель, Расин, Мольер, Лессинг, Шиллер, Гете).

Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был открыт новый мир сложных звуковых образов, зарождается классическая оркестровая музыка. Возникли драматические формы сонат и симфоний, превосходно разработанные в частности Бахом и Моцартом, а затем Бетховеном. Сформировался музыкальный театр, развившийся в оперу и балет.

В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в различных его модификациях — от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро).

В живописи появились новые жанры — пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет — свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала изменения в представлениях о природе и ее ценностном восприятии.

В связи с некоторой абсолютизацией познания, главной задачей искусства считалось познание мира и жизни, постижение, осмысление тайн мироздания, особенностей бытия человека и общества. Некоторые сложности при этом возникали с музыкой, которую высоко ценили, но которая с трудом связывалась с познанием. Впрочем, музыка, ставшая в XIX в. одним из ведущих видов искусства, дополнилась литературой: литературными темами, сюжетами. То же происходило и с живописью. Литература в XIX в. доминировала и пронизывала другие искусства: музыку — через либретто опер и балетов, тематику инструментальных сочинений, тексты ораторий, кантат, романсов. В литературе и других видах искусства существенно развились крупные формы: роман, повесть, опера, балетный спектакль, симфония, масштабные живописные полотна.

13.2.1. Художественный метод в искусстве

Реализм как творческий метод в искусстве XIX столетия исходил из необходимости сознательного творчества художника, познающего, воспроизводящего действительность такой, какой она существовала в действительности. Вымысел был, допустим, но до известного предела. В изобразительном искусстве, да и в других видах искусства, ценилась выше всего художественная точность. Ценными поэтому стали изображения природы, как она есть, особенностей человека и среды (географической и социальной), особенностей национальных, психологических, речевых. Художник вскрывал истину мира, искал правду жизни. В литературе XIX века реализм связан с именами Бальзака, Диккенса, Гоголя, Толстого, Чехова и многих других. В музыке — Бетховен, Брамс, Лист, Верди, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский.

Но к реализму не сводилось все художественное богатство XIX столетия. И даже для самых страстных реалистов, наряду с правдивостью, истинностью, как принципом художественного творчества, был важен принцип свободы.

Для реалистов жизнь была, очевидно, важнее искусства. Искусство должно было служить жизни, будучи само жизненно-разумным.

Романтики же (Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — М., 1980.), а позже символисты, были убеждены в том, что искусство ценно само по себе, что художник не связан исходно внешним миром с его видимостью. Тем более он не связан художественными принципами, сложившимися стилями, правилами и канонами (http://www.philosophy.ru/library/belyi/symbol.htm1).

Романтики постигали сложную противоречивость мира, как его богатство, и представляли мир многогранным. Художник для них не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому для него не существует никаких методов, систем, правил вечных образцов, традиций. Провозглашалась полная свобода творческого духа художника.

С точки зрения романтиков, каждый человек должен быть свободным. Свобода творчества художника — это просто наиболее полная реализация естественной для человека свободы. В нашем несовершенном мире художник способен создавать совершенное, используя необычные средства и приемы.

Именно поэтому искусство романтиков чаще всего символично, аллегорично, метафизично (http://www.philosophy.ru/library/belyi/02.html).

Художники-импрессионисты, такие как К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, и другие, были настроены на максимальное приближение изображения действительности — к самой действительности, стремились к наиболее точному изображению природы, человека. Они пытались зафиксировать фрагменты мира, как они есть. Импрессионисты усилили традиционный принцип «пиши, что видишь», до «пиши, как видишь». Они продолжали считать глаз гарантией правды в изображении, а целью искусства — видение и выражение правды этого мира, его истинности, его объективной красоты. Но при этом акценты в творчестве переносились на субъективное видение мира «как он есть».

Таким образом, в искусстве XIX в. достаточно отчетливо выделялись две основных направленности, две, в общем сходящихся линии. Первая — линия реализма, в крайности, доводимая до натурализма. Но именно доводимая до грани, которую ни один значительный художник не переходил. Как бы ни шокировали читателей «Цветы зла» Бодлера, в них проявилась романтически-намеренная натуралистичность в рамках вполне традиционной поэтики. Каким бы оскорбляющим пуританский вкус ни выглядел Золя в своих романах, его проза была на грани действительной натуралистичности, но не за гранью. Сам способ описания всяческой житейской «грязи», употребляемые для этого слова и выражения, оставались в русле литературной традиционности. Русские художники-передвижники, изображая самые неприятные и даже страшные моменты жизни, изображали их, не разрушая устоявшихся эстетических норм. Верещагин живописал ужасы войны, но живописал по-прежнему «красиво».

Вторая линия шла по пути продолжения романтизма к символизму и к модернизму. Художники и поэты символисты были озабочены не точной передачей особенностей внешнего мира (природы), а изображением своих представлений о нем, с помощью символов, аллегорий и пышно развитых декоративных форм.

Это направление в искусстве противопоставило себя реализму, который был основан на принципе отражения действительности, как бы он не назывался в разные времена — мимезисом (подражанием), воспроизведением, изображением, и выдвинуло в противовес этому принцип самовыражения и создания новой реальности, не соотнесенной с объективной действительностью и имеющей самоценное значение. Этот принцип создания новой реальности мы найдем у кубистов, футуристов, абстракционистов, сюрреалистов и т.д. (http://www.philosophy.ru/library/misc/kandinskij.html)

Принцип создания новой реальности ведет, в конечном счете, к тому, что модернизм полностью порывает с правдоподобием, с формами жизни, с реальностью образов. Господствующее значение в этом искусстве приобретают условные формы.

Так, например, «геометрический конструктивизм» (Литературные манифесты. О символизма до «Октября». Аграф 2001.) возник как метод выражения «высшей реальности» — структуры мироздания в наипростейших геометрических формах: прямой линии, квадрата, круга. Основоположником этого течения был русский художник, поляк по рождению, К. Малевич. Выставленный им в 1915 г. «Черный квадрат в белом окладе», по выражению А. Бенуа, «как новая икона» был провозглашен символом «нового искусства».

В своем манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму… Новый живописный реализм…» (1916) Малевич торжественно провозгласил, что «искусство повторения свойственно дикарю», а эволюция художественного творчества неизбежно ведет к «новой реальности» и высшим, супрематическим формам, в которых подлинный творец порывает с подражанием действительности и открывает истинную реальность, подчиняющуюся Вселенским законам. Термин «супрематизм» появился в связи с аналогичным названием декораций, выполненных Малевичем в 1914-1915 гг. к авангардистской опере М. Матюшина «Победа над солнцем».

Само направление конструктивизма сформировалось на стыке кубизма, кубофутуризма, геометрического абстракционизма поставило в центр своей художественной практики категорию конструкции, в противовес традиционной художественной категории композиция. Под конструкцией понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность. Однако единства в понимании термина у них не было.

В техницистки ориентированной среде футуристы (Литературные манифесты. О символизма до «Октября». Аграф 2001.), конструктивисты пришли к идеям смерти «изящных искусств», требуя соединения художника и жизни для организации ее по художественным законам, с опорой на достижения современной науки и техники, т.е. фактически стояли у истоков дизайна, художественного проектирования, организации среды обитания человека.

13.2.2. Искусство второй половины XX в.

После второй мировой войны модернистское искусство вошло в моду, было разрекламировано искусствоведами. То, что не являлось художественным с точки зрения самих творцов, попадая в музеи и на выставки, эпатируя публику, вызывая ожесточенные споры критиков, — стало считаться явлениями новаторского искусства, новой художественной культуры. В. Беньямин назвал это «аурой», ибо помещенный в музей предмет стал обретать качество как бы художественности, даже, несмотря на ее полное отсутствие. Художник М.Дюшан, один из наиболее решительных авангардистов начала ХХ в. в 1916 г. предложил на художественную выставку свое произведение «Фонтан», представлявшее собой ready-made (готовое изделие), в данном случае обыкновенный писсуар. Вначале это вызвало шок у устроителей выставки, скандал, шум в прессе. Позже «Фонтан» был выставлен, попал в музей и подвергся обсуждению, уже как особое художественное явление. Сам Дюшан потом констатировал, что он бросил им в лицо писсуар, а они говорили — как это красиво (http://www.philosophy.ru/library/bychkov/avantgarde.html).

Читайте также:  С химической точки зрения природный каучук является полипропиленом

Изобретение ready-made, коллажей, создание в поп-арте «произведений» из хлама, в постмодернизме даже «из ничего», сама реализация возможности «художественного творчества» без всякой специальной подготовки, без холстов и кистей в живописи, без музыкальных инструментов в «шумовой музыке», — все это породило самые разнообразные спекуляции, подделки под новое в искусстве.

Марсель Дюшан создав реди-мейдс, открыл путь к полной аннигиляции классического понимания искусства как эстетического феномена. Значимым стало не само произведение искусства, как в классической эстетике, но контекст, в котором пребывает арт-объект, помещенный в него художником и узаконенный новейшей арт-критикой (своего рода арт-номенклатурой) (Бычков В.В. Эстетика. — М., 2002.).

Так, одним из видов наиболее «продвинутых» художественных практик последней трети XX в., стало изобретение энвайромента, которое было своеобразной реакцией на стремление многих искусств к некоему синтетическому объединению, к выходу искусства из музейных и выставочных залов в окружающую среду.

Сами энвайронменты обычно организуются в помещениях, когда-то имевших сугубо утилитарное, чаще всего промышленное назначение — в цехах закрытых заводов и фабрик, зданиях электростанций, складских помещениях и т.п., где оставшиеся фрагменты заводских конструкций и станков также включаются в создаваемое арт-пространство.

Начиная с авангарда, художники визуальных искусств, стремились расширить поле своей деятельности и овладеть четвертым измерением — временем, путем создания динамических объектов (возникает направление кинетизма, создающего подвижные пространственные объекты) и процессуальных, длящихся во времени акций.

творческая деятельность, в процессе к-рой создаются художественные образы — конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды И., отличающиеся особой структурой художественного образа.

ИСКУССТВО — творческая деятельность, в процессе к-рой создаются художественные образы — конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды И., отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, киноискусство). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, декоративно-прикладное и промышленное искусство, архитектура). Будучи одной из форм общественного сознания, И. имеет свои особенности. Как и наука, оно способно отражать действительность. Творчество Л. Толстого, по словам Ленина, было «зеркалом русской революции». И вместе с тем произведения Толстого — «шаг вперед в художественном развитии всего человечества», потому что в них, как и в других произведениях И., пе просто отражаются те или иные общественные или естественные явления, но выявляется их эстетическое значение, их роль в жизни человека, выражается отношение к ним художника, утверждается эстетический идеал. В процессе научного исследования ученый, несомненно, испытывает различные чувства, эмоции, однако они не включаются в результаты его исследований. Художественное произведение же заключает в себе не только мысли, но и мироощущение человека. Содержание И. идейно-эмоционально, мысли прочувствованны, и чувства осмысленны. Поэтому оно обладает большой силой воздействия на людей. Те или иные явления жизни (поступки людей, их отношения) оцениваются в произведениях И. с эстетической точки зрения. Они выступают не только как добрые или злые, справедливые или несправедливые, реакционные или прогрессивные, но и как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. Поэтому И. формирует отношение человека к этим явлениям, воспитывает его в духе тех или иных идеалов. Такое воспитание имеет моральное и политическое значение. Эстетические оценки людей и событий, отражаемых в художественном произведении, и эстетический идеал, утверждаемый художником, зависят от его классовой позиции. Значит, в классовом обществе И. не может не быть партийным, т. е. оно не может в своем эстетическом отношении к действительности не выражать существенные интересы тех или иных общественных сил, классов, причем иногда это осознается самим художником, иногда же нет. Как показывает история И., воздействие различных классов на художественное творчество не было одинаково равноценно и плодотворно. Наиболее правдиво, гуманистично и народно П., которое воплощает идеалы социальных слоев, классов, заинтересованных в прогрессивном развитии общества. Подлинно народное И.—- это И., уходящее «своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», подымающее их и объединяющее «чувство, мысль и волю этих масс» (Ленин). Народность И. связана с его реализмом. Коммунистическая партийность И, является одновременно и его высшей народностью, потому что борьба за свержение строя эксплуатации и неравенства, строительство коммунизма отвечают самым глубоким чаяниям трудящихся. Социалистический реализм в И. — художественно правдивое отражение действи тельности с точки зрения коммунистического идеала. Иногда спрашивают: не приведет ли развитие науки и техники к значительному уменьшению роли И. в жизни человека и общества и вообще к ликвидации художественного творчества? Однако антагонизм между И., с одной стороны, и научно-техническим прогрессом — с другой, проявляется только в условиях капиталистического общества, где в результате порабощающего человека разделения труда человеческая личность утрачивает свою целостность, духовно обедняется. И. может успешно развиваться, только восставая в той или иной мере против буржуазных отношений, которые сковывают его, в чем ни наука, ни техника сами по себе не повинны. Напротив, развитие науки предполагает развитие И., ибо И. воспитывает такие человеческие способности и качества, как воображение, эмоциональная чуткость, социальная ответственность, необходимые для самого научного и технического творчества. Расцвет И. в коммунистическом обществе не просто благое пожелание, но необходимость, связанная с самой сущностью коммунизма. Ведь цель коммунизма — всестороннее и гармоническое развитие личности, а формирование такой личности без И. невозможно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Философия и искусство

Проблема соотношения философии и искусства сложна не только потому, что сама сущность вопроса непроста, но и потому, что соотношение двух исследуемых категорий на протяжении своей длительной истории изменялось. Если в эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи назвал живопись «истинной философией», то художники авангарда вообще отказались от философии как мировоззрения, вследствие чего искусство – истина, философия – ложь. Тем не менее, важно заметить, что даже в Средневековье все фундаментальные мысли о бытие и мире шли рука об руку с искусством.

Философия и искусство: мировоззрение

Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.

Взаимодействие философии и искусства

Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.

То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.

Культурологическое сходство искусства и философии

Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:

  • Философия и искусство базируются на очевидности и интуиции: для философии – это интеллектуальная интуиция, а для искусства – интуиция эмпирического восприятия;
  • Для философии и искусства необходимо наличие целостной связи человека и мира, о которой философия твердит в контексте бытия, а искусство – в контексте красоты. Таковая целостность – эквиваленция искусства и философии.
  • Интересы философии и искусства, которые выступают в самых разнообразных формах самосознания культуры, в итоге, сходятся в единой точке и проблеме – что собою являет человеческая сущность, какое место отведено индивиду в этом мире.

Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.

Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.

Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Как связаны философия и искусство?

Философия и искусство — два различных способа познания мира и самосознания человека. Можно говорить о них как о принципиально противоположных инструментах, можно как о взаимно друг друга дополняющих. Искусство обычно предстает как способ интуитивного проникновения в неизведанное с воплощением этой интуиции в художественном образе. Философии свойственна опора на рациональное размышление и логику. Для искусства более свойственно слияние человека с миром, а для философии — рефлексивная или критическая позиция человека к миру.

Искусство и философия не исчерпывают собой культурный ландшафт. Полюсами этого поля можно считать религию и науку, в которых ответственность за знание принадлежит высшему существу или объективной истине. Однако, между этими полюсами есть некоторая неизведанная зона, в которой человек пытается решить наиболее общие вопросы, неподвластные другим формам знания, и в которой ответственность за эти действия он берет на себя. Именно в этой зоне существуют искусство и философия.

Невозможно провести строгую границу между этими способами осмысления человеком своего места в мире. Философии также свойственна интуиция, но только интеллектуальная, тогда как для искусства характерна интуиция чувственного восприятия. Нельзя утверждать, что искусству категорически противопоказана логика. В своих авангардных формах искусство становится рефлексивным и критическим. И вообще, на протяжении истории культуры философия и искусство — не противники, но союзники. Многие философские исследования ссылаются на художественные произведения, как на иллюстрации. Искусство нуждается в философском осмыслении как конкретных произведений, так и художественных методов. Искусство можно рассматривать как практику философии, а философию как теоретический аппарат искусства.

Однако бывало и так, что некоторые идеи выглядели как способ умалить значение союзника. Когда в конце 18-го века философ Александр Готлиб Баумгартен придумывает слово «эстетика» (чувственно воспринимаемое), то делает это с благородной целью — дать возможность «философам не без громадной пользы проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Эстетика была призвана как новый инструмент разума, расширяющий его познавательные способности, позволяющий ему рассудочно проникать в области, которые недоступны логике. Таким образом, искусство становилось чем-то второстепенным, зависимым от старшего брата. Да и сама эстетика среди философской иерархии, как правило, занимает последнее место. Перечисляя философские дисциплины, сначала называют онтологию и теорию познания, затем логику, антропологию и этику, и только потом эстетику. И вообще эстетические проблемы с точки зрения, например, онтолога являются второстепенными, так что он их часто относит к маргинальному знанию.

Читайте также:  Орган чувств зрение для 4 класса

Эту позицию уже в 20-м веке, а точнее в 1969-м году, активно критикует художник Джозеф Кошут. Он говорит, что между искусством и эстетикой как учением о красоте некритически установлена связь. Поскольку эстетика призвана «заниматься мнениями о восприятии мира вообще», то совершенно необходимо возникают критерии качества восприятия (красота, вкус). Соответственно, классическая философия была призвана обсуждать классическое искусство: «В прошлом одним из ответвлений функции искусства была ценность последнего в качестве украшения (декорации). Поэтому любая разновидность философии, имевшая дело с «красотой» (а, следовательно, и со вкусом), неминуемо была вынуждена обсуждать и искусство. Из такой «привычки» возникло представление о наличии концептуальной связи искусства и эстетики, что не соответствует истине». То есть получается, что некоторая маргинальная часть философии косвенным образом занимается искусством. Но Кошут критикует даже не эту позицию, а всю философию вообще — «большинство современных философов на самом деле весьма немногим отличаются от историков философии. Это своего рода библиотекари Истины. Складывается впечатление, что сказать больше нечего». Основная идея Кошута заключается в том, что философия неспособна более выполнять когнитивно-методологическую функцию (функцию познания и поиска методов познания). Эту функцию теперь призвано выполнять искусство.

Тем не менее, искусство и философия, безусловно, были и будут дополняющими друг друга инструментами самосознания человека. Особенно это проявляется в ключевые моменты смены регистра культуры. Переход от классической культуры к модернизму сопровождался тем, что радикальные философские идеи и художественные образы оказали серьезное влияние на социальные отношения и политику. Модернистские утопии сначала появились в философии, литературе и искусстве и только потом было несколько попыток реализовать их на практике, что выразилось в создании нескольких тоталитарных государств с утопической метанарративной идеологией. Это привело к многочисленным трагедиям. Жертвы 20-го века колоссальны. В послевоенное время регистр культуры меняется, — тема покаяния, искупления и защиты от утопической идеологии становится важнейшей. Литературный жанр антиутопии, начиная с середины 20-го века, необычайно популярен — это попытки предупредить, защитить от необдуманной стратегии.

Взаимодействие искусства и философии в этот момент очевидно. Ключевые идеи постмодернизма сначала появились в теории архитектуры (Чарльз Дженкс) и только потом были этически осмыслены как состояние культуры, защищающейся от агрессивных модернистских идеологий (Жан Франсуа Лиотар). «Спасти мышление после Освенцима» — вот одна из благороднейших целей, которые искусство и философия решали вместе.

Сейчас мы оказываемся в новой уникальной ситуации, когда литературные и философские антиутопии становятся учебником для власти. Как когда-то власть позаимствовала утопические идеи художников, теперь она успешно заимствует антиутопические художественные стратегии для реализации нелепых идей, самозащиты и самооправдания. Постмодернизм, который был гуманистической культурой избавления от модернистских утопий, становится тоталитарной властной стратегией, в которой этика — объект манипуляций.

И вновь слово за искусством и философией. Как защищаться на этот раз? И как потом защищать придуманное от новой кражи?

Связь искусства и философии между собой

Философия и искусство – это, пожалуй, две сферы, в которых наиболее всего выражает себя человеческая культура. Различаясь от страны к стране, они все же сохраняют общие черты. Отличия искусства от философии меняются в зависимости от эпохи.

Сущность философии и искусства

Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.

Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.

Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.

Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:

  • воспитательную, помогая сформировать представления о нравственности;
  • познавательную, выступая источником информации о внешнем и внутреннем мире;
  • социальную, призывая людей к общению и взаимодействию;
  • эстетическую через формирование представлений о прекрасном;
  • гедонистическую, позволяя человеку наслаждаться, любуясь произведениями искусства;
  • развлекательную и другие.

Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.

Сходства философии и искусства

Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.

При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.

В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.

Сходств у них много, к ним можно причислить:

  • стремление основываться на интуиции – через чувственное восприятие в искусстве и интеллектуальное – в философии;
  • осознание важности целостности человеческой личности и мира, в искусстве под такой целостностью понимается красота в широком смысле слова, в философии – бытие;
  • ключевая фигура всегда – человек с богатством его внутреннего мира, противоречиями и мыслями.

Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:

  • методы передачи информации: в искусстве это – язык образов, а в философии – метод рассуждения;
  • философия концептуальна, творчество – образно;
  • художеству свойственна спонтанность, а философии – использование одних и тех же оснований, или понятий. Философия более последовательна.

Таким образом, очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать ее в качестве науки.

Философия искусства в средние века

Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.

В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.

Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.

Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.

Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.

Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.

Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.

В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей.

Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.

Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.

Философия искусства в XX веке

XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:

  • психологический;
  • социологический;
  • мифологический;
  • политический и другие.

Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.

При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.

Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.

У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.

Особенности понимании искусства в русской философии

Особенность русской философия, занимавшейся проблемами искусства, в том, что она представлена религиозными мыслителями. Художественное творчество исследовалось через призму христианской традиции, для которой были характерны такие черты, как анонимность искусства эпохи Средневековья.

Религиозными философами считаются Павел Флоренский, Николай Бердяев и Владимир Соловьев, последний из которых посвятил много лет созданию русской эстетики. Под ней он понимает идеальное содержание, заключенное в чувственные формы. А идеальное содержание здесь – правильное понимание добра и зла.

При этом подразумевается, что, если шедевр подлинный, то он не только отражает идею, но и действительно содержит ее в себе. Духовная сущность материализуется в нем, одухотворяя его. Таким образом, творчество наделяется поистине высоким статусом.

Бердяев писал о том, что творческую способность человек мог получить только от самого Бога. За счет этого дара он относится не к относительным, а к абсолютным существам.

В советский период к искусств подходили с гносеологической точки зрения. Российская современная философия искусства, напротив, использует множество подходов для изучения художественного творчества.

Человек изучает мир различными способами, один из которых – искусство. Оно содержит не только его личное видение картины мира, но и идейно-эмоциональный смысл. Человек передает через работы личные эстетические переживания, взывая не только к чувственной стороне людей, но и к интеллектуальной и духовной. Напряженную духовную жизнь философы считают истинной.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5439478/
  • http://progs-shool.ru/kratkij-slovar-po-filosofii/160-iskusstvo.html
  • http://spravochnick.ru/filosofiya/filosofiya_i_ee_mesto_v_kulture/filosofiya_i_iskusstvo/
  • http://thequestion.ru/questions/33113/kak-svyazany-filosofiya-i-iskusstvo
  • http://mystroimmir.ru/filosofiya/iskusstvo.html