Меню Рубрики

Что такое дух с точки зрения философии

Философия духа – это третья, завершающая часть гегелевской философии в целом. Дух, по Гегелю, выходит из природы, поскольку та есть чуждая для идеи среда, и идея стремится вернуться к себе, познать себя. Только человек, как особое существо есть мыслящий дух. Через человека идея может вернуться к самой себе. Субстанция духа – это свобода. Дух есть самоосуществляющееся понятие. Однако, дух не сразу достигает свободы, а проходит три стадии: субъективного духа (сферу индивидуального сознания людей), объективного духа (область общественной жизни и исторического развития), абсолютного духа (дух становится знанием абсолютной идеи).

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.

Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т.е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.

Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей «Феноменологию духа») являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.

В учении об объективном духенемецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества. Тезисом здесь является право, антитезисом – мораль, Синтезом – нравственность, т.е. единство внутреннего и внешнего законов. Показательно, что Гегель начинает изложение этого учения с освещения вопроса о собственности, которую он выводит из верховенства человеческой воли по отношению к вещам. Общественную собственность на землю Гегель считает неразумной и доказывает необходимость именно частной собственности. Рабство и крепостничество осуждаются им.

Гегелевская концепция морали основывается на понимании морали как внутреннего убеждения человека, моральная свобода которого заключается в том, что он сам определяет содержание добра и зла. Но субъективное понимание добра и зла требует объективного обоснования, с чем связан, по Гегелю, переход из области морали в сферу нравственности.

Гегель выделяет три формы развития нравственного духа: семья (тезис), гражданское общество (антитезис), государство (синтез). Государство является высшей формой нравственности.

Рассматривая семью, Гегель выделяет в ней в качестве триадических моментов брак как таковой, семейную собственность и воспитание детей. Для характеристики социальной структуры общества Гегель различает субстанциональное сословие (земледельцы), рефлектирующее сословие (ремесленники и торговцы), абсолютное сословие (чиновники, учителя, врачи).

Триадическая структура раздела о государстве такова: внутреннее государственное право (тезис), международное право (антитезис), всемирная история (синтез). Субъектами истории являются народы, оформленные в государство. Всемирная история есть шествие мирового духа. Но мировой дух хитёр. У истории есть своя логика, которая проявляется через практические действия людей, в основе которых лежит труд. История представляется как поэтапное восхождение к свободе. На начальных этапах истории степень свободы наименьшая. Первая ступень представлена восточными деспотиями, где народы ещё не овладели идеей свободы, и поэтому у них свободен только правитель. Вторая ступень – это Греко-римская цивилизация, где свободны некоторые. Лишь в германском мире под влиянием христианства постепенно утверждается принцип «свободны все». Историческими являются те народы, которые способны решить ключевую задачу данного этапа всемирной истории. Когда эта задача решена, эстафета передаётся другому народу. Всемирно-историческими являются те личности, которые лучше других осознают требования мирового духа, т.е. назревшие задачи исторического развития и способные решить эти задачи. После того, как эти задачи решены, такие индивиды становятся ненужными истории и тем или иным способом удаляются с её сцены.

Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывается в трёх основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве дух сам себя созерцает и выражает в осязаемых формах. В религии дух представляет себя как объект поклонения. В философии дух сам себя понимает. Философия есть высшая форма выражения духа. Таким образом, философия есть синтез истин искусства и религии и преодоление их ограниченности. Гегель ставит философию выше частно-научного знания, изображает её как «науку наук». История философии есть самораскрытие идеи. Каждая философская концепция – это раскрытие какой-то грани абсолютной идеи. Развитие философии увенчивается построением такой её системы, которая является абсолютным самосознанием духа, и это, очевидно, есть гегелевская философская система.

Философию Гегеля можно признать вершиной философского рационализма. Его философская позиция – это абсолютный идеализм. Однако, вскоре началась критика его философской концепции. Появился иррационализм, согласно которому глубины бытия не сводимы к разуму (Шопенгауэр). Второе направление критики – это материализм. Философия Гегеля претендовала на роль высшей науки, поэтому возник позитивизм Конта – наука сама себе философия. Философия Гегеля концентрирует внимание на общем. Судьба отдельного человека Гегеля особо не интересовала, даже в бытовой жизни частное его мало волновало. В силу этого возникла экзистенциальная философия Кьеркегора, где в центре внимания находится человек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 7657 — | 7305 — или читать все.

Слово «дух» имеет много понятий (см. подробнее в конце этой статьи):

1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия Бытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология». миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;

2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;

Понятие «дух» не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок Рассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания. »; в отличие от «интеллекта Интеллект (от латинского intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу. », «дух», как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» — акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от «воли» — на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от «сознания Сознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. » — фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» — не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т. д.

Понятие «дух» в античной и средневековой философии

1) В психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

В стоицизме и неоплатонизме эйдос имеет разнообразные значения, начиная с «наружности тела» и заканчивая «субстанциальной идеей». В феноменологии Э. Гуссерля — сущность в отличие от факта; так называемая эйдетическая редукция — отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности. , внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус — высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.

Термин «пневма» (как и латинский аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: таким образом, пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм Неоплатонизм — направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма — учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом.

Христианское понимание духа

1) Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и т. п.).

2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма. . В Септуагинте словами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Бытие, I:2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Иудейско-эллинистический религиозный философ Филон Александрийский также именовал пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость Мудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. . Евангельское учение о Святом Святой:

1) В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.

Понятия «дух» в философии нового времени

Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). В немецкой классической философии получила особенное развитие у Ф. В. Шеллинга и его последователей (Л. Окен, Х. Стеффенс, Г. Карус, Г. Шуберт, Д. М. Велланский и др.).

Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных. нашла себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.

В 17-18 веках произошла кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь и роль онтологической основы универсума (сродни «нус»), и роль основания связи субъективного Субъективность — отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами объекта; отсутствие объективности. разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции таких ментальных способностей, как ощущение, переживание, стремление, воля (сродни в этом отношении понятия cogitare Рене Декарта, mens нидерландский философа и пантеиста Спинозы, spiritus Готфрида Вильгельма Лейбница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эмпириков). Так, по Декарту духовная субстанция (res cogitans) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизика обычно распределяла между духом и материей.

Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности.

Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа». Шотландский философ, историк и экономист Дэвид Юм, в свою очередь, перевернул это понятие духа, демонтируя принцип самотождественности Я: «Сущность духа (mind) также неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов…». Монадология Лейбница дает другую модель соотношения духа и мира: критикуя представления о «едином всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдательного начала, вещества; принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповторимый лад.

Читайте также:  Вреден ли татуаж век для зрения

Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины 20 века усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма). , где, в частности, различал духовные силы, осуществляемые разумом, и душевные силы, осуществляемые рассудком (см., например, «Метафизика нравов Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. », II, пар. 19). Критически относился Кант и к просветительской рационализации духа, и к его оккультной мистификации. Своим трансцендентальным методом он радикально изменил саму проблему, разделив традиционый для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономные царства — природы, свободы и целесообразности, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием «дух».

1) В философии феноменом называют некоторый осознаваемый внутренний опыт, что подробно отражено в феноменологии Эдмунда Гуссерля.

2) В физике феноменом именуют объект всех наблюдений, таким образом феномен может выступать в качестве свойства вещества, энергии, времени и пространства.

3) В большинстве случаев, в обыденном значении, под феноменом подразумевают какое-либо редкое явление, свойство, иногда человека, который обладает необычными способностями. духа находят свой смысл в Абсолютном духе. Абсолютный дух — это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя. Абсолютный дух в своей истории отчуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчужденный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные объективные идеи и эмпирическая субъективность человека, таким образом, суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом, он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром Шедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).

1) Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

Проблема духа в философии 20 века

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Дух в различных смыслах и переводе

  • материя и дух — matter and spirit;
  • Святой дух — the Holy Spirit / Ghost;
  • человеческий дух — human spirit;
  • близкий по духу — spiritually close [-s].

2) (моральное состояние) spirit, courage, heart:

  • падать духом — lose [lu:z] courage / heart, become despondent;
  • упадок духа — low spirits (множественное число); despondency;
  • упавший духом — dispirited, despondent;
  • собраться с духом — take heart, pluck up one’s courage / heart / spirit; pluck up one’s spirits;
  • поднимать дух (родительный падеж) — stiffen the spirit (of), infuse courage (into); присутствие духа — presence of mind;
  • у него духу не хватает (+ инфинитив Инфинитив (от латинского infinitivus; неопределенная форма глагола, устаревшее неопределенное наклонение) — неличная форма глагола, представляющая действие (состояние, процесс) безотносительно к категориям лица, числа и наклонения; называет действие вне его связи с субъектом.

В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого.

3) (родительный падеж; суть, общий смысл чего-либо) spirit:

  • дух закона — spirit of the law;
  • дух времени — the spirit of the age / times;
  • продолжайте в том же духе — continue in the same spirit, continue on the same lines;
  • что-то в этом духе — something of the sort / kind;
  • в том духе, что . — in the vein that .

4) (призрак) spectre, ghost, spirit

  • злой дух — evil spirit;
  • быть в духе — be in good / high spirits;
  • быть не в духе — be out of spirits, be in low spirits, be out of humour;
  • расположение духа — mood, humour, temper;
  • не в моём духе — ≈ it is not my cup of tea (идиоматическое Идиома (от греческого idioma — особенность, своеобразие; от idios — особый, отдельный):

1) Идиоматическое выражение, словосочетание, фразеологизм, идиом, идиоматизм, идиотизм, непереводимая игра слов

2) Присущий только данному языку и не переводимый на другие языки устойчивый оборот речи, значение которого не вытекает из суммы значений составляющих его элементов (в лингвистике).

3) Присущий только данному языку, нерасчленимый оборот речи, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например, русские выражения: «спустя рукава», «попасть впросак», «собаку съесть», «сломя голову», «ахиллесова пята», «под мухой» и т. п.

1) (разговорное) (дыхание) breath [breθ]:

  • переводить дух — take breath;
  • одним духом — at one go, at a stretch; in one breath;
  • у него дух захватывает — it takes his breath away.

2) (разговорное) (воздух) air:

  • лесной дух — balmy air of woods;
  • дух свободы — air of freedom.

3) (просторечное) (запах) smell:

На духу — at confession;

Как на духу (разговорное) — without consealing anything; as if confessing to a priest; (при выражении заверения) ≈ God is my witness!

(В военном деле, разговорное) — душман.

1) (ум, воля человеческая, стремление к небесному) spirit; (в разных значениях) (немецкое) Geist:

  • гореть [пламенеть] духом (библейское выражение) — to be fervent in the spirit:
  • нищие духом (библейское выражение) — poor in spirit.

2) (бестелесное существо, обитель духовного мира) ghost, the spirit:

  • бесовский дух — demon spirit;
  • вызвать дух — to raise a ghost;
  • добрый дух — calod(a)emon, a good spirit;
  • дух Божий — the Spirit of God;
  • дух нечистый — an evil spirit, the unclean spirit;
  • дух хранитель — guardian spirit;
  • дух Христов — the Spirit of Christ;
  • жить по Духу — to live according to the Spirit;
  • злой дух — malignant demon, cacod(a)emon;
  • злые духи (библейское выражение) — evil spirits;
  • И духови твоему! — And to thy Spirit! And with thy Spirit!;
  • изгнать духов (библейское выражение) — to cast out the spirits;
  • испустить дух — to give up the ghost;
  • различение духов (библейское выражение) — discernment of spirits

(разум вне человека) outsoul.

  • — длинноволновый дух;
  • — коротковолновый дух;
  • — дух Лаймана;
  • — репараметризационный дух;
  • — дух Роуланда;
  • — спектральный дух;
  • — духи Фаддеева — Попова.

Литература о Духе

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. VII—VI вв. до н. э. — В кн.: Из истории античной культуры. М., 1976, с. 30 — 40;

  • Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984;
  • Пиама Павловна Гайденко. Диалектика “теокосмического всеединства”. — В книге: Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987, с. 48 — 117;
  • Киссель М. А. Диалектика как логика философии духа (Бенедетто Кроче — Джованни Джентиле — Робин Джордж Коллингвуд). — Там же, с. 119 — 53;
  • Быкова М. Ф., Кричевский А. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993;
  • Юрий Сергеевич Степанов. Константы, Словарь русской культуры. М., 1997, с. 570 — 573;
  • Георгий Петрович Федотов. О Святом Духе в природе и культуре. — Собрание сочинений в 12 томах, т. 2. М., 1998, с. 232 — 44;
  • >
    «Дух Леса» — Шаманская музыка
    Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂

    И чуть ниже оставьте комментарий.

    Подпишитесь на новости сайта:

    Найти ещё что-нибудь интересное:

    Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
    Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

    Понятие духа в философии.

    Любые студенческие работы — ДОРОГО!

    100 р бонус за первый заказ

    ДУХ — перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание», в них вкладывается смысл — носитель жизни); душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело.

    Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе, сложилось в немецкой философии, а особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло»).

    Дух не является противником души, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом.

    Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как объективный (общий) дух и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа).

    В то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Личный дух сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью.

    Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может частично усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т. е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность другим живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения.

    Носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов).

    Носителя объективного духа мы называем личностью. Например, объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; прежде всего это язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия).

    В наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. Объективированный дух проявляет себя в произведениях науки и искусства – через них мы снова познаем живой дух, который их создал.

    ДУША — в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа — в отличие от индивидуального духа совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. Результат наблюдений над душой анализирует психология. До нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием: душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».

    Читайте также:  Очки для зрения для девушек с овальным лицом

    Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение целостности и динамики психической жизни.

    Дух – понятие, выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающего человека и мир к абсолютному, безусловно ценному.

    Дух в античности выступает в виде Нуса – идеи идей, космической мысли, перводвигателя, оформляющего хаотичную материю или в виде Логоса, закона, устанавливающего в мире порядок и гармонию. Самое возвышенное в человеке – его разум – часть мирового духа.

    Представление о том, что дух – это субстанция, причина мира, называют спиритуализмом. Христианское вероучение – спиритуализм: бог – духовный надприродный личностный абсолют, источник всякого блага.

    В Новое время растет понимание духа как общечеловеческого личностного начала.

    В марксизме совмещается диалектическая и материалистическая ориентация в трактовке духовного, нахожджение его в формах общественно и личного сознания, способствующих практическому преобразованию человека и мира.

    В философии жизни, интуитивизме, экзистенциализме распространены воззрения на дух как явление иррациональное, определяющее неограниченную творческую силу личности, ее способность к свободной коммуникации.

    В целом понятие духа помогает человеку осмыслить себя в качестве существа открытого миру, совершенствующегося, творческого, универсального, свободного.

    Душа – понятие, выражающее меняющиеся воззренияна психику и внутренний мир человека. В ХХ в. опять возрождаютс

    Категория духа в истории философии.

    Дух (с лат. spiritus букв.: «дуновение», «тончайший воздух») – в широком смысле понятие, выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно ценному. Это идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен. В целом понятие духа помогает человеку осмыслить себя в качестве существа, открытого миру, совершенствующегося и свободного.

    Концептуальное и понятийное оформление дух получает в античной философии. У досократиков возникает учение о правящей миром, строящей из хаоса космос объективной силе, которая пронизывает собой мир и даже отождествляется с одной из вещественных стихий, но в то же время не растворяется в пассивной материальности. Чаще всего человек мыслится как носитель силы, которую он мог в себе культивировать, становясь ее сознательным сотрудником. Обычно эта сила обозначалась как одноименная какой-либо из высших человеческих способностей (душа, мышление, сознание, речь, счет и т.п.). Античное понимание духа космологично, безлично, рационалистично. Для Платона дух есть наиболее возвышенная, разумная часть души, разлитая по всему телу. В то же время разум человека – часть мирового духа. Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин).

    Христианская средневековая философия (Августин Блаженный) рассматривает духовное и телесное как начала двойственной природы человека. Главная способность человеческого духа – вера в Бога. Третья ипостась Божественной Троицы – Дух Святой – вездесущ, вечен, всемогущ, чудодейственен, обладает мощью животворения, он источник божественной любви. Он пребывает в мистическом единении с церковью. К нему непосредственно обращена человеческая духовность и от него исходит вдохновение.

    Философия Ренессанса теряет интерес к идеям средневековья и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии Возрождения находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.

    Материализм рассматривает дух как вторичное по отношению к материи. Материалисты 17–18 вв. (Гоббс, Локк, Ламетри) понимали дух лишь как комбинацию ощущений, общее чувство. Диалектический материализм же связывает его с процессом человеческой деятельности. Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей.

    Иммануил Кант ограничивает сферу употребления понятия «дух» областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображения эстетических идей», и областью антропологии, где, в частности, различает духовные силы, осуществляемые рассудком.

    Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух, по Гегелю, проходит стадии субъективного (личного) духа, объективного духа (право, мораль, нравственность) и абсолютного духа (искусство, религия, философия). С помощью философии дух преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания.

    В философии жизни, интуитивизме, экзистенциализме распространяются воззрения на дух как явление иррациональное, определяющее неограниченную творческую силу личности, ее способность к свободной коммуникации (Бергсон, Бердяев, Шестов, Ясперс, Лосский и др.). Бердяев считал, что дух есть божественный элемент в человеке, проявляющийся в любви, доброте, сострадании и т.д. Следственно, дух лежит не в объективности, а в субъективности. Поэтому о нем нельзя дать рационального понятия. При попытке дать подобное определение дух умерщвляется, но можно уловить признаки духа. Таковыми признаками являются свобода, смысл, творческая активность, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним.

    Главной темой философии Бердяева – смысл существования, бытия человека, каковой является существование в истине, достигаемое путём спасения – либо путём бегства от мира, либо в процессе истинного творчества (активное переустройство мира. Творчество по сути своей божественно, а идеальный образ переустроителя мира – Христос. По мнению Бердяева, в момент грехопадения человек лишился важнейшего – свободы. С момента грехопадения берёт начало человеческая история, но кроме неё есть и метаистория, божественная история, которая включает и грехопадение, и пришествие Христа, и страшный суд. Причиной гибели или конца человеческой истории Бердяев видит в отчуждённости, вражде и безличности человека. Он пишет о возрастании духовного одиночества человека в процессе социализации, где христианство заменено государством. Необходимо восстановление целостности человека через воссоздание религиозного смысла жизни в форме соборности, которая позволит решить проблему освобождения человека. Философ призывал к революции духа. В условиях новой эпохи недостаточно освободить человека от внешнего насилия, нужно восстановить духовно-эстетическую связь с универсальным строем божественной мировой гармонии. Осознание этой связи позволяет человеку преодолеть трагизм бессмысленности существования.

    Душа — исторически первый термин, употреблявшийся в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражались воззрения на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией.

    На первых этапах развития философии Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была.

    Так, у Платона душа человека бестелесна, бессмертна и неуничтожима, содержит в себе три неравноценные части (разумную, волевую и вожделеющую). Разум человека соединяет его с космическим духом – миром идей. Задача души – подчинить себе телесность и постараться заслужить после смерти лучшую участь в новом теле. Платон развивает учение о мировой душе, которая связывает мир идей и мир вещей, правит ими, дает творческую жизненность макрокосму. Таким образом, макрокосм – мир – изображается в виде совершенного живого существа. По Платону, трехкомпонентное строение человеческой души соответствует структуре души макрокосма. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в мире идей.

    Атомисты (Демокрит, Эпикур) видят душу смертной, состоящей из атомов, рассеивающихся в пространстве при разрушении тела.

    В философии Аристотеля человек прочно укоренен в мире вещей, и душа его сугубо индивидуальна, неразрывно связана с данным телом. По Аристотелю, существует три рода душ: растительная с функциями питания и воспроизводства; чувствующая, свойственная животным; разумная – она есть у людей и у богов. Аристотель верит в силы души, способные доставить счастье в одной жизни, и не надеется на загробное воздаяние. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни.

    Для христиан человеческая душа дана каждому непосредственно Богом, несет в себе образ Божий. Тело изначально создано соответствующим душе. Но грех поражает и душу, и тело, делает его страдающим и ущербным. Душа мечется между добром и злом, между духовным и плотским. В вере и следовании Христу – спасение души и обретение особой духовной, безгрешной и прекрасной телесности. У Гегеля – низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная душа).

    В Новое время душа становится предметом опытного изучения в ее связи с телесностью. Душа понимается как нечто существующее наряду с телом и как производное от него, но при этом душа, психическая деятельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Начало этому положил Декарт, к-рый рассматривает живых существ, кроме человека, как механизмы.

    В 20 в. возрождаются представления об одушевленной природе как организме, идея “мировой души” (неоплатонизм, Шеллинг, Соловьев).

    3. Материя, ее всеобщие свойства и способы существования.

    Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Под материей понимается категория для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания (объективная реальность). Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и единое, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир. Материя – это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием».

    Наиболее общее определение термина дал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    Современной науке известны два вида материи:

    1) Вещество внутренне расчленено, структурировано, обладает массой покоя, рассредоточено в пространстве. Формы вещества: атомы, молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела;

    2) Поле – сложное электромагнитное образование. Поле не имеет массы покоя, распределено в пространстве равномерно. Виды поля: гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.п.

    Материя обладает рядом универсальных свойств и атрибутов:

    — объективность существования, т.е. бытие вне и независимо от человека;

    — неисчерпаемость – огромное многообразие сторон, свойств, явлений и состояний материального мира;

    — бесконечность – вечная незавершенность, незаконченность процессов и состояний материи;

    — целостность и структурность; все части и стороны мира, непосредственно или же опосредованно связаны и взаимодействуют и взаимодействуют друг с другом, будучи относительно самостоятельными;

    — основными свойствами материального мира является отражение – способность предметов воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внешнее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки;

    — движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иные состояния.

    Выделяют следующие формы движения: 1) механическое (падение камня, полет спутника); физическое (броуновское движение молекул газа); химическое (химическая реакция); биологическое (развитие растительного и животного миров); социальное (изменения в общественной жизни).

    Пространство и время.

    К основным атрибутам материи относятся пространство и время, которые представляют собой и особые формы бытия. В истории философской и научной мысли на пространство и время смотрели по-разному.

    Одной из концепций пространства и времени, нашедшей широкое распространение в философии и естествознании, стала субстанциальная концепция. Древнегреческие атомисты и их последователи, философы и ученые, придерживающиеся механистической картины мира, считали, что пространство есть всё то, что остается после того, как исчезнут вещи. В этом случае, по их мнению, в мире не останется ничего, кроме пустоты, которая не обладает никакими другими свойствами, кроме протяжённости и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает.

    И пространство, и время выступали здесь самостоятельными, не зависимыми от материи субстанциями. Такое понимание взаимоотношения материи, пространства и времени укрепилось в философии и естествознании особенно после того, как Ньютон открыл законы классической механики, что дало ему основание для вывода об абсолютности пространства и времени.

    Читайте также:  Если характеризует государство с точки зрения

    Другая наиболее известная концепция пространства и времени основана на идее взаимосвязи, тесного взаимоотношения пространственных и временных характеристик материи как между собой, так и в зависимости от природы того или иного объекта. Вне взаимодействия пространство и время, согласно этой точке зрения, просто не существуют. Это так называемая реляционная концепция. Её философские корни уходят в теорию Лейбница о пространстве и времени как особых отношениях между объектами и процессами, вне которых пространство и время не существуют. Своё естественнонаучное обоснование реляционная концепция получила в теории относительности Эйнштейна и неевклидовых геометриях Лобачевского, Больяи и Римана. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта, показав, что их геометрические свойства обусловлены распределением гравитационных масс в движущейся системе (изменение кривизны пространства и замедление или ускорение времени). Весьма существенной стороной пространственно-временных отношений, которая была выявлена с помощью теории относительности и подтверждена неевклидовыми геометриями, оказалась нерасторжимая связь пространства и времени между собой. При изменении кривизны пространства (с изменением гравитационного поля) происходит и изменение хода времени (оно ускоряется или, наоборот, замедляется).

    С философской точки зрения пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая порядок расположения одновременно существующих объектов.

    Пространству присущ ряд отличительных свойств.

    Во-первых, пространство обладает свойством протяжённости, которое обнаруживается в том, что у каждого материального объекта есть свое местоположение: один объект существует рядом с другим. В этом свойстве проявляется и структурность материи, взаимодействие элементов в тех или иных системах.

    Во-вторых, пространство реального бытия трёхмернои в этой трехмерности пространства проявляются его бесконечность и неисчерпаемость. Трехмерность пространства – это эмпирически установленный факт, который характеризует макроскопический мир. Однако современная физика показала, что есть основания полагать, что в микро- или мегамире пространство может иметь и иную размерность. Оно может быть, например, девятимерным. В связи с этим нового философского осмысления требуют математические теории многомерных пространств.

    В-третьих, пространство однороднои изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

    Кроме рассмотренных характеристик пространства, называемых общими, оно обладает и специфическими (локальными) свойствами. К таким свойствам пространства можно отнести характеристики различных материальных систем: симметрию и асимметрию, их форму и размеры, расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними и т.п.

    В отличие от пространства, время характеризует не сосуществование объектов, а их сменяемость, последовательность их изменений, возникновения и исчезновения. Время указывает на длительность происходящих в мире процессов, а также на такие отношения между объектами, которые в языке выражаются с помощью слов «раньше», «позже», «одновременно» и т. п.

    Времяэто всеобщая, объективная форма существования материи, характеризующаяся длительностью, одномерностью, асимметричностью, необратимостью и последовательностью.

    Длительность и последовательностьвремени проявляются в том, что все предметы и явления обладают способностью сменять друг друга, существовать одно после другого или изменять свои состояния. Так, день сменяет ночь, одно время года – другое; человеку свойственно находиться в течение дня в различных психических состояниях и т. п.

    Одномерностьвремени проявляется в том, что некоторое зафиксированное сознанием событие, оказывается, всегда можно связать с двумя другими событиями, одно из которых предшествует данному, а второе – следует за ним. Зафиксированное событие оказывается всегда междудвумя другими событиями. Для описания такого рода ситуаций вполне достаточно лишь одной координаты, лишь одного измерения. Так, «сегодня» – это то, что находится между «вчера» и «завтра», и иначе быть не может.

    Необратимостьи асимметричностьвремени состоят в том, что все протекающие в мире процессы невозможно повернуть вспять. Они осуществляются только в одном направлении: от прошлого – к будущему. Современную цивилизацию нельзя превратить в первобытное общество, старика невозможно превратить в юношу.

    Зависимостью пространственно-временных характеристик от свойств той или иной материальной системы, от структурного уровня организации материи обусловлено рождение идеи о том, что для каждого из этих уровней существует свое особого рода пространство-время (физическое, химическое, биологическое, социальное).

    Специфические свойства пространства на уровне биологическойорганизации проявляются в том, что это пространство отличает, прежде всего, асимметрия «левого» и «правого» как на молекулярном уровне, так и на уровне строения организмов. В каждой живой клетке на Земле заложены правые спирали нуклеиновой кислоты, а растения, используя симметричные соединения вроде воды и углекислого газа, превращают их в асимметричные молекулы крахмала и сахара. Именно лево-правая асимметрия, как считают ученые, является ключом к тайне жизни, так как она обусловливает характер тех или иных реакций организма на изменения внешней среды.

    Особенности социальногопространства обнаруживаются в том, что оно является пространством существования человека и наполнено смыслом его бытия. Социальное пространство невозможно свести ни к физическому, ни к биологическому пространствам. Оно представляет собой преобразованное пространство. По аналогии с вещами «второй природы» его можно было бы назвать «пространством второй природы». Оно везде и во всём напоминает о своей социальности теми или иными символами и знаками культуры. Социальное пространство, в определённом смысле, полиструктурно: оно имеет целый ряд составляющих его подпространств: экономическое, правовое, образовательное и т. п.

    Аналогично идее о множественности форм пространства развито представление о множественности форм времени.

    Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности, другими характеристиками биологической организации материи.

    Характеристики социального времени во многом обусловлены темпами развития производства и научно-технического прогресса. Оно отличается неравномерностью своего течения, темпами жизни, интенсивностью изменений, происходящих в обществе. Чем выше ступень развития, чем выше уровень культуры общества, тем быстрее происходят в нем изменения. Для индивида, живущего в тех или иных социальных условиях, время оказывается весьма важной объективной характеристикой данной конкретной ступени развития общества.

    Психологическое время связано с чувственно-практическим опытом человека: с его психическим состоянием, установками и т.п. Оно в тойили иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно так же, как и социальное время в целом, неравномерно. Однако неравномерность психологического времени, в отличие oт социального, обусловлена причинами лишь личностного, субъективного порядка. Время «летит», когда человек занимается любимым делом и достигает определенных результатов. Оно «тянется», если человек выполняет неинтересную, скучную, монотонную работу, иногда даже кажется, что оно никогда не кончится.

    Все сказанное выше о пространстве и времени показывает, что человек как сложное психобиосоциальное существо оказывается погруженным сразу в несколько различных пространственно-временных систем. Он воспринимает мир как совокупность множества реальностей, особое значение в которой имеет реальность его повседневного бытия.

    Движение и развитие.

    Важнейшим атрибутом материи является движение. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. В расширяющейся Вселенной «разбегаются» в разные стороны планеты, вокруг которых вращаются их спутники, мчатся по различным траекториям кометы и потоки метеоритов, бездонный космос пронизывают различного рода волновые и квантовые излучения. В движении находятся и органические системы. В каждой из них непрерывно происходят те или иные процессы, связанные с поддержанием жизни: обмен веществ и обмен информацией, осеменение и размножение, простейшие физиологические и сложнейшие биологические изменения. В постоянном движении пребывают и социальные системы. Таким образом, всё в мире движется, все стремится к чему-то иному, к своему инобытию.

    Движение – это способ существования материи,а значит, оно, как и материя, вечно, несотворимо и неуничтожимо, не возникает в силу каких-либо внешних причин, а лишь превращается из одной формы в другую, являясь причиной самого себя.

    Движение носит всеобщий и абсолютный характер. Любой предмет, кажущийся нам покоящимся, неподвижным, на самом деле движется, во-первых, потому что Земля каждые сутки совершает полный оборот вокруг своей оси, а вместе с ней движется и всё, что на ней есть. Во-вторых, в соответствии с теорией расширения Вселенной вместе с нашей галактикой рассматриваемый предмет может удаляться от других галактик. В-третьих, предмет являет собой совокупность подвижных элементарных частиц.

    Если движение абсолютно, то покой относителен. Он представляет собой частный случай движения. Не существует вечного состояния равновесия, покоя. Оно обязательно нарушается. Однако состояние покоя, равновесия оказывается необходимым условием сохранения определённости вещей объективного мира, да и самого мира в целом. Каждый человек с течением времени меняется: изменяются его рост, походка, внешность, манера поведения, меняется его мировоззрение и т. д. Однако все эти изменения происходят в рамках относительно устойчивой формы, что даёт нам возможность даже по прошествии долгого времени отождествить этого человека в настоящем с ним самим в прошлом.

    Движение существует в различных формах, которые, кроме общих свойств, имеют и весьма существенные качественные отличия. Формы движения являются, по сути, способами существования качественно определённого вида материи. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой и соответствующие рассмотренным выше структурным уровням её организации.

    1. Физическая форма движения материи – простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные, оптические и другие процессы.

    2. Химическая форма – неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, и другие процессы.

    3. Биологическая форма – различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т. п.

    4. Социальная форма – материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех её многообразных проявлениях.

    Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем её структурной организации. В силу этого каждая из форм движения имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одной формы, одного уровня движения отличается от качественных характеристик другого.

    Вполне возможно, что в перспективе будут выделены и другие основные формы движения. Уже сейчас выдвинута гипотеза о существовании геологической, информационной и космической его формах. Однако она не получила пока убедительного подтверждения ни на теоретическом, ни на эмпирическом уровне познания.

    Развитие – это такое качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью.

    Развитие по своей направленности может быть прогрессивным(переход от низшего к высшему, от простого – к сложному) или регрессивным(переход от высшего к низшему, деградация).

    Прогресс и регресс не изолированы друг от друга. Всякие прогрессивные изменения сопровождаются регрессивными и наоборот. При этом направление развития определяется тем, какая из этих двух тенденций будет преобладать в конкретной ситуации. При всех издержках развития культуры, например, в нем преобладает прогрессивная тенденция. В развитии же экологической ситуации в мире – регрессивная тенденция, которая, по мнению многих известных ученых, достигла критической отметки и может стать доминантой во взаимодействии общества и природы.

    Возникновение в материальной системе качественно новых возможностей, не существовавших ранее, как правило, свидетельствует о необратимостиразвития. Иначе говоря, возникшие на том или ином этапе развития системы качественно иные отношения, структурные связи и функции, в принципе гарантируют то, что самопроизвольного возврата системы к исходному уровню не произойдет.

    Для развития характерны также свойства новизныи преемственности. Новизна проявляется в том, что материальный объект при переходе из одного качественного состояния в другое приобретает такие свойства, которыми ранее он не обладал. Преемственность же состоит в том, что этот объект в его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой системы, те или иные стороны ее структурной организации. Свойство сохранять в новом состоянии в той или иной степени исходное состояние данной системы обусловливает саму возможность развития.

    Таким образом, можно констатировать, что указанные существенные признаки развития в своей совокупности позволяют выделить этот тип изменения из любых других типов изменений, будь то механическое движение, замкнутый цикл или разнонаправленные неупорядоченные изменения в социальной среде.

    Развитие не ограничивается сферой лишь материальных явлений. Развивается не только материя. С процессом поступательного развития человечества развивается сознание человека, развивается наука, общественное сознание в целом. Причем развитие духовной реальности может происходить относительно независимо от его материального носителя. Развитие духовной сферы личности может опережать физическое развитие человека или, наоборот, отставать от него. Аналогичная ситуация характерна и для общества в целом: общественное сознание может «вести» за собой материальное производство, способствовать его прогрессивному развитию, а может тормозить, сдерживать его развитие.

    Таким образом, можно сказать, что развитие происходит во всех сферах как объективной, так и субъективной реальности, оно присуще природе, обществу и сознанию.

  • Источники:
    • http://to-name.ru/psychology/spirit.htm
    • http://students-library.com/library/read/17888-ponatie-duha-v-filosofii
    • http://poisk-ru.ru/s12460t8.html