Меню Рубрики

Что такое благотворительность с христианской точки зрения

Слепцы. Художник: А. Пластов

Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.

Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».

Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:

«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»

Милостыня по силе и возможности

Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

«Твоим благословением, Господи, совершил я это»

Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:

«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».

Оставить Промыслу Божию

Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:

«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.

Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».

Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.

«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.

Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:

«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Есть ли различие в делах милосердия?

В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.

Преподобный Амвросий объяснял, что и в таком добром деле, как милостыня, может быть различие. Выше всего ставил старец милостыню, оказываемую святым монашеским обителям:

«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.

Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?

Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».

Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:

«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».

Благотворительность

Человек живет в обществе других людей. Взаимоотношения между ними постоянны и должны быть как-либо регулируемы. Регулирующим началом в христианстве служит любовь человека к «ближнему», как к «самому себе» (Галат. 5,14). Эта любовь проявляется разнообразно, сколь разнообразны и вообще обнаружения человеческой жизнедеятельности. Христианская любовь, между прочим, сказывается и в форме так называемой благотворительности, когда один делает добро, оказывает благодеяния, поддержку нуждающемуся во всем этом человеку. Будет ли это нужда духовная, или телесная, безразлично. Оказывая своему, находящемуся в стеснительном, удрученном положении, ближнему помощь и поддержку, человек дает последнему возможность вести нормальную жизнь, а чрез это — надлежащим образом удовлетворять свои разнообразные не только материальные, но и духовные потребности, желательным образом выполнять свое земное призвание и подготовляться к будущей жизни за гробом. При отсутствии своевременной и необходимой поддержки, нуждающийся в последней, человек выбивается из нормальной колеи, теряет нередко всякую возможность заботиться о своей внутренней, духовной жизни, которая течет, как придется, — и часто гибнет как духовно, так и телесно. Важность и значение подобной помощи, поддержки, короче: благотворительности, отсюда непререкаемы и не требуют дальнейших обоснований. А если так, то уже в силу этого одного мы обязаны помогать, благотворить своим ближним, обязаны тем более, что мы — христиане. Конечно, и не-христианин должен бы сознавать, что он обязан благотворить имеющим материальную или духовную нужду, духовно или материально бедным: ведь они — такие же, как и сам он, люди, с такими же чувствами и потребностями, и если он стремится к благополучию, то не менее его стремятся к тому же и они; ведь и он может оказаться в их положении (счастье изменчиво: сегодняшний богач завтра может стать бедняком, сегодняшний счастливец завтра может превратиться в жалкого и пр.), ведь и он поэтому может нуждаться столь же в посторонней помощи, — и если он не благотворит им, имея к тому всю возможность, то не в праве будет рассчитывать на их помощь, когда обстоятельства изменятся для него к худшему, а для них к лучшему. Но в действительности не-христианину далеко до такого сознания, а если иногда он и приближается к последнему, то не видит для себя достаточных побуждений к тому, чтобы соответственным образом видоизменить и настроить и самую свою жизнь. Зачем ему лишать себя той или другой части своего достояния, чтобы уделять ее окружающим его несчастливцам? Что ему за дело до этих? Не лучше ли, наоборот, употребить эту часть на усиление своих собственных утех и удовольствий? Он сам может оказаться в положении бедняков и нуждающихся? Но окажется ли, это — еще вопрос. Каждый состоятельный человек, напротив, рассчитывает всегда остаться таковым. Может быть, его побудят к благотворению религиозные убеждения? Более чем сомнительно, если принять во внимание истинный характер последних: если земная жизнь — ничтожество (буддизм), то зачем поддерживать ее благотворительностью, и не лучше ли, наоборот, будет содействовать черствостью к нуждам неимущего скорейшему ее прекращению; если все мировоззрение (напр., греко-римское) проникнуто эгоистическим моментом, то где здесь найти устойчивую почву для иных, кроме эгоистических же взаимоотношений и пр. (о других языческих точках зрения не говорим уже здесь, отмечая только те из них, на которые ныне принято указывать известного сорта мыслителями, как на наиболее-де симпатичные. )?! Если иной язычник и благотворит или благотворил, то разве случайно, подобно тому, как случайно падают со стола крошки, которые затем подбираются домашними животными. Наша современная жизнь, поскольку она является языческою, поскольку христианскою лишь по имени, служит наиболее блестящим подтверждением сказанного: эгоизм, безсердечие, полное глумление над безпомощностью бедняков — вот отличительная ее черта; все-же иные отношения к последним так или иначе, но, несомненно, коренятся в христианстве и в его, иногда вполне незаметном на первый взгляд, влиянии. Это — безспорный факт, кто-бы и что ни вздумал возражать со своей стороны. Действительно, одно только христианство делает возможною истинную благотворительность, оно только одно с достаточною убедительностью побуждает к ней и человека. В самом деле, по откровенному учению, каждый из нас — носитель образа Божия (Быт. 1,27); все мы произошли от одной первозданной четы, в лице которой все одинаково и пали и лишились Божия благоволения; все мы одинаково затем и искуплены кровью Божественного Страдальца и Спасителя — Сына Божия; все, следовательно, одинаково признаны стать участниками в небесном царстве — за гробом. Ясно, таким образом, что если мы — братья друг другу, если участь наша нераздельна, то и относиться — один к другому — должны по-братски же, так как всякие иные отношения были бы неестественны. Впрочем, наше христианское чувство, как именно такое, и без всяких внешних предписаний и узаконений подскажет нам, как относиться к единокровным братьям. Если мы все одинаково дороги в очах Божиих, если Господь ради каждого человека претерпел от иудеев мучения, страдания и даже крестную смерть, распятый среди разбойников, то не обязаны ли мы, считая себя и будучи христианами, подобным же образом относиться к каждому человеку, благотворить нуждающемуся, поддерживать падающих, — не будем ли виновны пред нашим Спасителем, если, отказывая ближнему в помощи и поддержке, тем самым лишим его возможности позаботиться о своем духовном самоусовершенствование в христианстве, — коротко выразиться, — благотворительность не только вполне понятна, но она является здесь, можно сказать, самоочевидным и всецело естественным, не требующим никаких разъяснений и обоснований, моментом. Наша жизнь на земле, с христианской точки зрения, не «ничтожество» (как учит буддизм); она, как служащая для приготовления нас к жизни будущей, загробной и вечной, нечто, напротив, весьма ценное, нечто такое, в заботах, о чем мы должны проводить все, имеющееся в нашем распоряжении, время. Следовательно, как самим нам надлежит устраивать ее так, чтоб она всего более соответствовала истинному ее назначению, так надлежит помогать и другим устраивать их жизнь таким же образом, если наша помощь в том или другом случае будет уместна и плодотворна. Думать же о насильственном прекращении своей жизни или не благотворить другим в тех видах, чтоб скорее порвалась их жизнь и проч., это и подобное не имеют ничего общего с духом христианства. Но, ценя — каждый — свою жизнь, мы, как христиане, должны помнить великий завет Спасителя нашего о любви к ближним (Мф. 22, 35—40; Лук. 10,27; Иак. 2, 8; Иоанн. 13, 34—35; 15, 13 и мн. др.), всего менее должны проводить эгоистический языческий принцип и, во имя его, смотреть на окружающих нас людей, как лишь на средства для достижения нами тех или иных наших личных, наших корыстных целей. Наоборот — наш долг, между прочим, и путем благотворительности и путем ее именно, прежде всего, проводить в своей жизнедеятельности принцип как раз противоположный, под каковым условием мы только и получим право называться и быть в действительности христианами. Если будем благотворить нуждающимся и неимущим, тогда услышим в день суда милостивый голос «Сына человеческого», к нам обращенный: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти, — возжадахся, и напоисте Мя, — странен бех, и введосте Мене, — наг, и одеясте Мя, — болен, и посетисте Мене, — в темнице бех, и приидосте ко Мне» (Матф. 25,31, 34—36). Иначе же к нам будет сказано: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (—41). Спрашивается теперь: как же каждый из нас должен совершать дела своей благотворительности? Если мы будем оказывать помощь и поддержку первому встречному, кто обратится к нам за ней, и оказывать по мелочам, без всякой системы, то такая благотворительность наша особой цены иметь не будет или будет иметь ту или другую цену далеко не всегда: в некоторых случаях здесь мы, сами того не подозревая, явимся поощрителями лени, жертвами обмана, в других случаях наша недостаточная помощь, как такая, не поддержит нуждающегося и, в ее обособленности, сколько-нибудь существенных результатов иметь не будет, — в иных можем затронуть чувство человеческого достоинства просителя. —, и вообще, как «случайная», наша «благотворительность» чаще всего может спускаться на «степень простой подачки милостыни» (Мартенсен, «Христианское учение о нравственности», перев. А. П. Лопухина, Спб. 1890 г., т. II, стр. 264). Благотворительность, как такая, «должна быть организована» (ibid.), и только в этом случае она становится вполне достойною своего имени и может достигать истинно-плодотворных результатов. Но при этом нельзя счесть похвальным делом, если мы, со своей стороны, будем ограничиваться только какими-либо жертвами в организованные благотворительные учреждения, а сами не будем входить «в личные отношения к бедным» (ib., стр. 263). Наше «личное» сношение с последними, сношение не «случайное», а систематическое, дает нам возможность и лучше познакомиться с их нуждами, и легче помочь неимущим, не затрагивая в них самолюбия, и существенное, а также и в наиболее надлежащий момент предложить им свою поддержку. Близко познакомившись с бедняками, проникнувшись их интересами, научившись становиться в их положение, мы скорее поймем друг друга; стена, нас разделяющая, в этом случае станет тоньше, и мы скорее, при этом условии, осуществим надлежащим образом евангельскую заповедь о любви. В наше время постоянно приходится слышать о благотворительности и разнообразных формах ее проявления: там устраиваются с благотворительною целью вечера, балы, «концерты», там «базары, лотереи». При этом чтоб привлечь больше богатой публики и чтоб сделать ее более щедрою, приглашают в качестве участниц такого рода благотворительных затей (в качестве продавщиц. ) каких-либо прославленных артисток, балерин и пр. Имена подобных лиц, красующихся на афишах, чаще всего и привлекают известного сорта публику, которая идет, совершенно позабыв о какой-то благотворительности и сгорая желанием послушать знаменитых артистов или посмотреть на соблазнительных продавщиц. И кто при обыкновенных условиях не дал бы и гроша на дело благотворительности, при указанных становится щедрым, готовый за улыбку певицы бросить сотни рублей. Ужели это — истинная благотворительность?! Нет и тени последней. Правда, мы в наши дни привыкли к подобного рода явлениям и даже совершенно равнодушно, пожалуй, читаем о них в газетных листках, но в существе то дела ведь мы здесь подписываемся обеими руками под известным иезуитским принципом о «цели, освящающей средства». Цель, преследуемая нами, это — собрать по возможности больше средств на дела благотворительности. Эта цель, конечно, добрая. Но, чтобы осуществить ее нравственным образом, средств на это у нас нет, потому что в нас угасла истинная христианская любовь, в силу которой ближний должен быть нам столь-же дорог, как дороги себе и сами мы, — любовь под влиянием которой мы готовы за други своя положить даже душу свою (Иоанн. 15, 13), а между тем одна христианская любовь только и могла бы подвинуть нас на безкорыстную, на чисто-нравственную помощь ближним. Нас ныне можно подвинуть на дела благотворительности только путем удовлетворения наших грубых эгоистических стремлений, льстя нашему самолюбию, угождая нашей низменной чувственности и пр. Слова Господни: «егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищах и в стогнах, яко да прославятся от человек: аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, яко да будет милостыня твоя втайне: и Отец твой, видяй в тайне, тот воздаст тебе яве» (Матф. 6, 2—4).. для нашего времени мало понятны или даже и совсем непонятны. Благотворя, каждый почти желает, чтоб о его благотворительности всюду протрубили, или чтобы из нее можно было извлечь какую-либо большую для себя выгоду, или чтоб вместо жертвуемой им суммы получить соответствующее удовольствие и пр. И вот, вместо того, чтоб нам проникаться высокими христианскими принципами, принципом бескорыстной евангельской любви, — вместо того, чтоб и в других, насколько это от нас зависит, воспитывать подобного же рода настроение, мы поступаем совершенно иначе и в отношении к себе, да, пожалуй, и в отношении к другим. Таков общий строй и смысл, такова истинная подкладка обыкновенной нынешней благотворительности (об исключениях, как случаях редких, конечно не говорим). (ср. по этому вопросу у Мартенсена И. cit., стр. 264, 265), нуждающейся, следовательно, в улучшениях, в урегулировании ее наиболее существенных сторон.

Читайте также:  Какой участок головного мозга отвечает за зрение

Установив христианское понятие о сущности благотворительности, скажем несколько слов о том, как последняя вообще практиковалась в истории христианских и отчасти других народов.

Об язычестве говорить здесь много не приходится. Проникавшее весь его строй эгоистическое начало, в обычных случаях делавшее благотворительность невозможною, в других окрашивало и ее неподобавшим ей эгоистическим характером. Если одни даже боялись встречаться с неимущими и бедняками (известно, что «древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, внушавшей им одно лишь отвращение и ужас»; «встреча нищего» в их глазах имела значение «даже дурного предзнаменования», А. Л. у Брокг. «О благотворительности»), если другие холодно резонировали: «к чему давать что-нибудь бедным? Что отдаешь, того лишаешься сам, а другим помогаешь лишь настолько, чтобы продлить им жалкую жизнь» (Овидий; см. у Мартенс. I. с., стр. 263), то третьи, — разумеем некоторых богачей, — правда, невидимому, совершали дела благотворительности, но в действительности лишь проявляли одну хвастливую «расточительность», жертвуя огромные суммы на «сооружение» каких-либо публичных зданий и пр., имевших служить интересам «не только бедных», неимущих, «но и богатых» (А. Я.). Некоторые единичные намеки или даже полунамеки, встречающиеся, например, у Цицерона, Плиния и др. языческих мыслителей, правда, как будто бы несколько напоминают христианский взгляд на благотворительность, но в действительности лишь по-видимому и тем более, что в основе их коренится обычная языческая точка зрения, своеобразно окрашивающая даже и симпатичные на взгляд поступки (напр., после всех прекрасных рассуждений Цицерона по данному вопросу, что «выкупать пленных, обогащать бедных ». — это — «значит служить государству», основная точка зрения его на сущность дела выражается все-же так: «делись с посторонними лишь тогда, когда сам можешь обойтись без этой милостыни» (Мартенс. 262). Как это красноречиво! Не многим лучше обстоит дело в сущности и у Плиния и у др. [«Лишь импер. Юлиан со своей языческой гуманистической точки зрения пытался, в противовес христианам, устраивать кое-какие подобные же заведения, так как именно благотворительные учреждения христиан казались ему как бы постоянным укором против язычества» (Мартенсеп ibid., стр. 263)].

Ветхозаветному еврею был присущ «зародыш» новозаветной христианской любви, но, к сожалению, «милосердная любовь» его окрашена «национальным и законническим характером, связанная» предписаниями «закона» (Ульгорн). Если же иметь в виду то «иудейство», какое нам известно в эпоху после вавилонского плена и какое было современно Спасителю, то оно, в данном случае, стояло от христианской точки зрения еще дальше, обезображенное позднейшими наслоениями. Хотя раздача милостыни во дни Спасителя вообще практиковалась в иудейской среде широко, но это была большею частью «милостыня показная — фарисейская», не имевшая в себе элемента любви (ib. и др.).

Специально христианское явление — благотворительность распространялась и развивалась в христианском мире — чем дальше, тем больше и шире, соответственно «распространению» самого христианства. Отзывчивость первых христиан на нужды ближних была полная. «У веровавших» все было общее, «и стяжания и имения продаяху и раздаяху всем, его же аще кто требоваше» (Деян. 2, 44— 45). А для того, чтобы «забота о продовольствии пищею бедных и вдов» проявлялась в первенствующей Христовой церкви желательным образом, были «поставлены для этого особые избранные лица, исполнены Духа Свята и премудрости, так как служение бедным не есть исключительно служение их телесным потребностям, а и духовным нуждам» (Деян. 6, 1—6) (арх. Михаил), в чем, как и было сказано выше, собственно и состоит благотворительность, понимаемая в истинном смысле слова. «Когда в первом же веке новой эры голод дважды посетил Палестину, новообращенные жители Антиохии, Македонии и Греции присылали богатую милостыню» (А. Я. у Брокг. о Б.). «Готовность» первых христиан «к самопожертвованию» заявляла о себе всюду, где только они были, и корень свой имела, — что особенно конечно важно, — не в «избытке» материальных благ жертвователей, а в их внутреннем настроении, влекшем их к пожертвованиям далее и самого необходимого, добытого ими с большими усилиями и трудами. — благотворительность носила характер и «частный», и «общественный» и, сообразно с особенностями времени, получала тот или иной «отпечаток», преследовала те или иные ближайшие «задачи» (особенно в эпоху «гонений», воздвигавшихся на христиан язычниками). Она была понятна в христианском обществе, благодаря правильным взглядам последнего на «труд и собственность». Что касается, в частности, учреждений благотворительного характера, то их возникновению и расцвету в дальнейшие времена содействовало все большее и большее распространение в пределах римского государства «бедности и нужды» (Ульг.). С течением времени, однако «любовь», дотоле воспламенявшая сердца христиан, стала понемногу потухать «у массы внешних христиан», в то время как, с другой стороны, «нужда усиливалась, водворялась бедность». Это случилось после того, как христианская религия сделалась «господствующею», когда «пурпурный венок мученичества» уже отошел в область воспоминаний. Отныне явились новые «побуждения» к «благотворительности», а также и новые виды ее. Под влиянием известных исторических причин, Римская империя постепенно стала клониться к большему и большему упадку, была разоряема и внешними бедствиями, и внутренними. Варвары, по-видимому, не оставили в ней ни одного «места, в котором не побывали бы в качестве победителей или грабителей». Воцарилась всюду бедность, с которою оказывалось по силам бороться «только одной церкви», и она боролась энергично, облегчая муки умирающего мира. Вопрос о «милостыне» всего более являлся предметом «проповеди» в «этот» именно «период». Укоряя слушателей в «жестокосердии», проповедники с особенной настойчивостью говорят им «об искупительном действии милостыни», иногда «ставят» ее «рядом с крещением». Вопрос о «собственности, богатстве и бедности» с его решениями и пониманием в ту эпоху стоял в тесной связи с вопросом о «значении милостыни», поясняя собою последний. Интересны взгляды на благотворительность, напр., свв. И. Златоуста, Василия Великого и др. «Всякий раз», говорит первый, «когда мы не будем совершать милостыни, мы будем наказываемы, как грабители». «Лишний хлеб, сберегаемый тобою», рассуждает второй, «принадлежит голодному, лишнее платье — нагому, а серебро, зарытое тобою, бедному» (А. Я.). Как благотворители и благотворительницы в ту эпоху были известны: Паммахий, Павлин. Макрина, Олимпиада, Нонна. Марцелла, Фурия, Павла. Фабиола, «две» Мелании. О подобных лицах — благотворителях — сохранились свидетельства даже на «эпитафиях», где, напр., читаем: «бедные отходили от него» (погребенного) «счастливыми, нагие оставляли его одетыми, пленник радовался, что выкуплен»; или: «посвящая все страннику, вдове, пленнику, он, богатый благочестивой бедностью, отошел к звездам»; или: «он послал свои сокровища на небо пред собою», или: «ради спасения своей души» (т. е., был благотворителем). Христианская благотворительность, все более и более расширявшаяся, создала сначала на Востоке целую сеть так называемых «странноприимниц», появление которых вызывалось ближайшим образом «все более увеличивавшимся множеством бедных и страждущих, не имевших крова», — а затем и на Западе. Такие странноприимницы стояли в близком соприкосновении с «монашеством». Дело в том, что лица, «поощрявшие» последнее, в тоже время являлись и «покровителями и попечителями» названных учреждений; «служившие» здесь, «как мужчины так и женщины, вели монашескую жизнью (особенно на Западе) и вообще «госпитали развивались в близком соотношении с монастырями. На место прежней общинной помощи бедным, теперь уже прекратившейся, все более и более развивалась система госпиталей, а рядом с ними, во всевозможных с ними взаимоотношениях, все более и более выступали монастыри». Эти последние были источниками обширной и разнообразнейшей благотворительности: в них оказывалось гостеприимство нуждавшимся и неимущим, больным как духовными, так и телесными недугами; во время постигавшего окрестные местности голода или в периоды опустошения их варварами и войнами и пр. монастыри щедро делились с несчастливцами своим достатком. Отсюда значение подобной деятельности монастырей в те времена было, бесспорно, огромным. Вообще, христианская церковь оказала огромную услугу в ту эпоху, когда под напором разнообразных внешних бедствий западные государства представляли собою печальную картину. В периоды политических «смятений» только «она одна все еще протягивала руку помощи бедному — гонимому и устрашенному люду. Когда над страной проносился ураган народных переселений, города и деревни обращались в пепел, церковь и она только одна продолжала «стоять непоколебимо и немедленно возобновляла свою работу». Прежде всего другого «повсюду опять выстраивались церкви, часовни, госпитали, монастыри и дома милосердия». Здесь все неимущие встречали радушный прием и поддержку материальную и духовную. Трудно и представить себе, какую пользу человечеству оказала тогда церковь! В дальнейшую — средневековую — эпоху благотворительность христианская достигла еще больших размеров и окончательно упорядочилась: «все то, что дотоле существовало только в зародыше», отныне «достигло полной зрелости». Воззрения великих отцов и учителей христианской церкви первых веков, содействовавшие в свое время развитию и укреплению благотворительности, «перешли» и в сознание средневековых представителей Христовой церкви, в которой видим «все формы благотворительности, как они уже образовались» раньше, «власти с госпиталем и монастырем, как центрами благотворения, причем все это развилось с бесконечно более плодотворным разнообразием. Ни в какой период не делалось еще так много для бедных, как в средние века» (Ульг.). Конечно, при наличности столь широкой благотворительности в рассматриваемый период, были налицо и частые случаи злоупотребления ею: рассчитывая на нее, многие ленились, бездельничали, так что около благотворительных учреждений всегда сосредоточивалось известное количество подобного рода людей. Все это с особенною наглядностью обнаруживалось после, когда в отторгшихся от Рима странах началось там и сям упразднение монастырей, повлекшее за собой конечно и прекращение их благотворительной деятельности. Тогда государствам пришлось серьезно подумать о борьбе с обнаружившимся огромным элементом населения, дотоле жившим исключительно при посредстве монастырской благотворительности. Принимались всякого рода «меры»: то подобный элемент подвергался строгим взысканиям, то, для пресечения дальнейшего распространения и усиления его, воспрещалась так называемая «частная» благотворительность, то практиковались такие или иные, казавшиеся целесообразными, виды «общественной» благотворительности (ср. «Эльберфельдскую систему городской благотворительности»), то устраивались «монашеские ордена» в роде «ордена Меньших сестер бедных».. Словом, как бы там ни было, а благотворительность, не смотря на разнообразие ее форм, не исчезала. Она, разумеется, и не может исчезнуть, именно в странах, проникнутых христианскими взглядами и убеждениями. Здесь различного рода благотворительные учреждения в последнее время все более растут и растут, хотя далеко не все они обращают внимание на поддержку духовной стороны нуждающихся, сосредоточивая его большей частью лишь на материальной, да и в этом случае, как раньше было нами говорено, не всегда прибегая к нравственным и «недвусмысленным» средствам, вследствие чего внутренняя их подкладка является далеко не симпатичною иногда, и пр. (ср. цит. т. Брокг.-Ефр., стр. 56—57).

Читайте также:  Таблица для проверки зрения с кольцами для чего

Литература. Ульгорна, «Христианская благотворительность в древней церкви» (изд. А. П. Лопухина. Спб. 1900 г.); Того же автора, «Die christliche Liebesthatigkeit in Mittelalter» (Stuttgart, 1884); Суворова, «Христианская благотворительность в языческой римской империи» (1889 г. Ярославль) и друг. (см. о них в цит. полутоме Брокг. — Ефр., стр. 58. В этом полут. чит. статью А. «Благотворительность», стр. 55—58); N—а «О странноприимстве, как об одной из важнейших и священнейших обязанностей христианина» (1853 г., Москва); Свящ. Иоанна Лабутина, «Характер христианской благотворительности» (Спб. 1899 г. Здесь по местам — в подстрочных примечаниях — указываются и некоторые сочинения — русские и иностранные, относящиеся к данному вопросу); N— а «Сравнительный очерк разных видов христианской благотворительности» (Спб. 1884 г.); Прот. А. Н. Кудрявцева, «Исторический очерк христианской благотворительности (две публичные лекции)» (1883 г. Одесса); М. В. Духовского, «О личной деятельности в общественной благотворительности» (публичная лекция, 1887 г. Москва). П. Дерябиным «издана» книжка «О христианском милосердии по учению свв. Отцев» (1878 г. Москва). С. Г. Рутевич, «Приход. благотвор. в Петербурге». Спб. 1900. «Сборник сведений о благотворительности в России, изданный Ведомством учреждений Императрицы Марии» (Спб. 1899 г. Для интересующихся данными по настоящему вопросу, касающимися России, здесь имеется обильный и назидательный материал). Ср., между прочим, две наших библиограф. заметки об исследованиях по вопросу о благотворительности, принадлежащих Ульгорну и о. Лабутиву («Церк. В—к» 1899 г., № 51 и 44). Те или иные сведения по данному вопросу имеются также во многих курсах Нравственного Богословия — как иностранных, так и русских. Здесь, помимо разъяснения вопроса о благотворительности, можно встретить и некоторые указания на литературу предмета, для желающих ознакомиться с нею, в сравнительно полном виде, не излишние (см. напр., «Православное Нравственное Богословие» еп. Гавриила, изд. -2е, 1891 г., Тверь, стр. 752, 759).

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ

Русские всегда были людьми, отзывчивыми на нужды бедных. Образцом в данном случае являлись представители народа — князья и цари. Особенно известны в этом отношении «Владимир Святой, Владимир Мономах, Иоанн Калита» и др. Их благотворительности, естественно, подражали прежде всего окружавшие их лица — «бояре», а затем и все вообще, имевшие к тому возможность. Центрами, где благотворительность в древней Руси сосредоточивалась, служили «церкви и монастыри» (как в указанные периоды и на Западе), пользовавшиеся большими земельными владениями и значительными материальными средствами. Но так как дело велось здесь не всегда с осторожностью и обдуманностью, то получались результаты, с какими мы встречались и на Западе, т. е., крайнее развитие и усиление «нищенского» элемента, чему помогали, в свою очередь, и «обычаи князей и богатых горожан делать пиры и устраивать, по случаям разных семейных торжеств, общие трапезы для нищих и убогих» (Брокг.-Ефр. I. с., стр. 57 — 58). Некоторое приятное исключение представляли собою «монастыри западной России», где дело благотворительности было поставлено с некоторою разумною целесообразностью и отсюда достигало недурных успехов, содействуя не только материальному, но и духовно-нравственному улучшению неимущего элемента. Когда зло «нищенства» усилилось до значительных размеров, были приняты и у нас — на Руси против него различные «меры»: напр., «на Стоглавом соборе» (XVI в.), затем, особенно в конце XVII в., когда «профессиональные нищие» подвергались, по закону, строгим взысканиям до «наказывания кнутом и ссылки в дальние сибирские города» включительно. Петр Великий, «воспретив частную благотворительность», нарушителей этого распоряжения наказывал взиманием с них денежного «штрафа». Но, так как подобные отрицательные меры и средства, разумеется, не могли уврачевать зла, для искоренения или, по крайней мере, смягчения которого требовалось сделать что-либо положительное, то естественно, что стали подумывать у нас об открытии и организации различных благотворительных учреждений, что начало сказываться в последние десятилетия ХVІІІ-го века, и к концу XIX этого рода благотворительность получила весьма широкое развитие (А. Я.). Интересные данные в этом отношении находим в двух изданиях: «Сборнике сведений о благотворительности в России», составленном по распоряжению главно-управляющего собственною Его Импер. Величества канцелярией по ведомству Императрицы Марии, по данным к 1896 г., и в изданной министерством финансов книге: «Россия в конце XIX века». Из них видно, что «в настоящее время в России имеется 3,555 благотворительных учреждений (из них 638 в С.-Петербурге и 453 в Москве) и 1,404 благотворительных общества (в С.-Петербурге 334, в Москве 164). Из указанного числа учреждений 179 были основаны в память событий в Царской Семье (35 в С.-Петербурге, 24 в Москве). Из 4,959 благотворительных учреждений и обществ 2,772 находятся в ведении министерства внутренних дел, 90 — министерства народного просвещения, 5 — министерства путей сообщения, 52 —военного министерства, 317 — ведомства учреждений Императрицы Марии, 713 —духовного ведомства, 3 — морского министерства, 23 — министерства юстиции, 2 — министерства земледелия и государственных имуществ, 23 — министерства Императорского двора и 959 являются общественными учреждениями. Общие средства всех этих учреждений и обществ выражаются суммою 326.609,693 рубля, в которую входят: 250.776,370 руб. капиталов, принадлежащих учреждениям и обществам, 1.199,520 руб., составляющихся из членских взносов, 7.720,428 руб. пожертвований, 2.089,570 руб. пособий и 65.823,805 руб., являющихся цифрою приблизительной стоимости недвижимости. Число лиц, воспользовавшихся благотворительностью в течение года, достигает 1.164,754: в С.-Петербурге 107,414 (44,589 детей), в Москве 105,158 (32,800 детей). Из них было 668,296 мужчин и 496,458 женщин. Кроме того, насчитывалось 1.928,630 человек, воспользовавшихся благотворительной помощью, пол и возраст которых не были показаны в полученных сведениях: 507,358 в С.-Петербурге и 332,358 — в Москве.

Что касается времени основания благотворительных обществ и учреждений, то из 2,900-т 2,817 основаны в XIX столетии и только 83 — в предшествующее века, начиная с XIII. 60 из этих последних относятся к губерниям Царства Польского, литовским и прибалтийским, одно учреждение в с.-петербургской губернии основано в конце XVII века (о находящихся в самом С.-Петербурге и Москве точных сведений не имеется); 22 основаны в XVIII веке, причем первое место занимают губернии курляндская (8 учреждений) и эстляндская (3), а за ними идут лифляндская, астраханская, владимирская, воронежская, калужская, орловская, псковская, тверская, тульская, ярославская и гор. Кронштадт — по одному учреждению. В первом десятилетии текущего столетия было основано в России 28 благотворительных учреждений, во втором — 33, в третьем — 76, в четвертом — 73, в пятом — 138, в шестом — 125, в седьмом — 311, в восьмом — 499, в девятом — 898 и в первой половине десятого — 636. Эти, в полном смысле слова, живые цифры могут служить лучшим доказательством того, что общественное самосознание развивается у нас с каждом годом все более и более, свидетельствуя одновременно о возрастающей отзывчивости общества на голос вопиющей нужды.

В частности, купеческое сословие тратит на дела благотворительности ежегодно 1.123,000 р., из которых в московской и петербургской губерниях расходуется более 950,000 р. Во многих губерниях тратится всего по 500 — 600 руб., в других же — ничего. Мещанские сословия распределяют свои расходы — 258,673 p. — равномернее: в московской губ. — 97,753, в с.-петербургской — 44,729, саратовской — 25,280, в остальных приблизительно поровну. Ремесленные общества расходуют 170,620, из них в петербургской губ. — 83,000, в московской — 60,000. И здесь, следовательно, на каждую губернию приходится очень незначительная сумма. Общая цифра расходов крестьянских обществ по 50 губерниям Европейской России выражается в ничтожной сумме — 896,374 руб. Главное место среди способов призрения у крестьян занимает подача милостыни. Этот способ настолько распространен, что по некоторым расчетам каждый сколько-нибудь зажиточный крестьянин подает нуждающимся не менее 3—4 пудов хлеба в год, т. е. от 3 до 4 рублей. Нищенство не считается предосудительным занятием, и не дать просящему хлеба — считается тяжким грехом. Распространенной формой является также поочередное кормление: призреваемые, по приговору сельских сходов, проводят сутки или неделю на полном содержании у каждого домохозяина. Изредка даются денежные пособия и хлеб из сельских магазинов.

Деятельность церковно-приходских попечительств в отношении благотворительности выражается слабо. Хотя общее число их в 1897 г. было 17,260, но на школы и дела благотворения они истратили всего 487,834 руб. Монастыри и церкви имеют 198 больниц и 841 богадельню, в которых призревалось всего 13,062 человек.

Ведомство учреждений Императрицы Марии (возникло в 1797 г.) находится под покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны. К нему принадлежат: 1) воспитательные дома в Петербурге (33,366 призреваемых в самом доме и в округах — в крестьянских семьях, при расходе 1.388,914 р.) и в Москве (39,033 призреваемых,. 1.200.000р. расхода), 2) Императорское женское патриотическое общество: в 1897 г. обучало в своих школах — 2,323 девочки; расходовало 214,300 р., 3) попечительство о слепых имеет 23 училища, 3 убежища и 7 больниц и разослало в 1897 г. 33 окулистических отряда; издает журнал «Досуг слепца» (для слепых) и «Слепец»; расходует 203,000 руб., 4) только что основанное попечительство о глухонемых, 5) ведомство детских приютов призревало в 1897 г. 162,395 питомцев, издает журнал «Вестник благотворительности»; кроме того, оно призревает 7,600 престарелых и имеет 40 лечебных заведений с 400 кроватей; имеет капиталов и недвижимости на 13.310,434 руб.

Императорское человеколюбивое общество, основанное в 1802 г., имеет 210 заведений в 29 пунктах и оказывает помощь в форме учебно-воспитательных заведений, приютов, богаделен, дешевых квартир, ночлежных домов, народных столовых, медицинских учреждений, доставления работ бедным, выдачи вещественных и денежных пособий 160,000 лицам, расходует ежегодно около 1.050.000р., имеет собственность в 17.345,749 рублей.

Одним из последних по времени учреждений является попечительство о домах трудолюбия и рабочих домах, состоящее под покровительством Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Оно основано в 1895 г. и имеет целью поддержание и дальнейшее развитие особой, новой в России, формы призрения, а именно учреждений трудовой помощи бедным. В настоящее время под наблюдением попечительства состоят: 125 домов трудолюбия для взрослых и 34 — для детей, 102 — попечительных об этих домах общества, 21 учебно-показательных мастерских и несколько десятков яслей. В неурожай 1899 года попечительство предприняло удачную попытку применения трудовой помощи, главным образом, в открытом призрении; специальные уполномоченные попечительства организовали в неурожайных губерниях разнообразные общественный работы, устроили ясли и т. п. Для оказания помощи трудоспособному населению попечительство устраивает выставки и склады кустарных изделий, учебно-трудовые пункты, учреждает ссудные фонды для приобретения инвентаря. Попечительство обладает капиталом в 1.078,317 р., получает ежегодно пособие из государственного казначейства в размере 235,400 р. С 1897 г. попечительство издает журнал «Трудовая Помощь», посвященный разработке вопросов трудовой помощи бедным, а также и вообще вопросов общественного призрения и благотворительности.

Частная благотворительность выражается: 1) пожертвованиями, 2) учреждением заведений для призрения, 3) устройство благотворительных обществ. Общий подсчет пожертвований невозможен: известно лишь о пожертвованиях министерства внутренних дел, где за 1893 — 1897 годы средним числом было жертвуемо по 1.910,954 руб.; неизвестными остаются пожертвования, делаемые земствам и городам, по ведомству учреждений Императрицы Марии и по частным обществам. Кроме того, громадные суммы раздаются нищим: в одной Москве более 1.000,000 руб.

* Александр Александрович Бронзов,
доктор церковной истории,
ординарный профессор
С. Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 2, стлб. 659. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1901 г. Орфография современная.

Читайте также:  Зрение слух и осязание как восприятие информации

6. Религия и благотворительность (история вопроса в зарубежном аспекте)

Изучая концепцию социальной деятельности, связанную с религией и благотворительностью, зарубежные ученые утверждают, что люди XIX столетия были уверены в том, что они живут в эпоху глобальных, исторических, социальных перемен.

В то же время, мысли представителей различных социальных групп и слоев развивались, как бы, в русле позитивистских моделей культурно-исторического прогресса, т.е. по прямой восходящей линии без отступлений, трагических коллизий и противоречий.

Таким образом, с точки зрения бытового сознания, жизнь движется от простого общественного порядка к более сложному и устойчивому в различных социальных проявлениях.

В то же время, как подчеркивают историки социальной работы за рубежом, представители социальных групп и слоев имели различные мнения относительно характера причин и направлений перемен в социальной системе, а также в отношении места, которое занимало дело благотворительности в личной и общественной жизни.

Рассмотрим более подробно традиционную религиозную доктрину, занимающую особое место в жизни развитых стран с демократической ориентацией.

Например, как пишут историки и ученые зарубежных стран, общим для большинства людей в Соединенных Штатах Америки было библейское объяснение в рамках Ветхого Завета появления возникновения мироздания, человеческой натуры, судьбы.

Многие априорно верили, что провидение (Божественный разум) определило на все времена, независимо от смены социальных систем и нравственных принципов, понимание праведного и неправедного в деяниях и поступках человека. При этом были указаны четкие ориентиры, ведущие непременно одних в Рай, а в случае нарушения заповедей Божьих с железной необходимостью на муки в Аду. В то же время, во всех этих, во многом наивных, сказочных конструкциях просвечивает Вечное и Прекрасное, облагораживающее человека во все исторические эпохи. Речь идет о понимании идеи благотворительности или чувства бескорыстной Любви к ближнему, являющегося Великой заповедью и, следовательно, выражающего Дух христианской соборности, самого Богочеловека. Настойчиво звучит мысль и в проповедях священников, и в выступлениях, и в монографиях социальных работников, ученых и просветителей, что долгом каждого человека (независимо от вероисповедания, социального статуса, национального происхождения) и всех социальных групп, классов, кланов, сообществ людей является следование этой выстраданной тяжким историческим опытом заповеди, ибо Великий Страдалец за людей и Спаситель погрязшего в грехах и преступлениях человечества призвал каждого из нас к самоочищению и преображению.

В то же время, изучая традиционные религиозные доктрины (христианство, католичество, протестантство, лютеранство, кальвинизм, идеи баптистов, квакеров, концепции ислама, буддизма, иудаизма) (ереси, типа Арианской, Несторианской, Евтихианской, Монофизитской, Паламистской и т.д.) можно увидеть, что верующие различных направлений сильно расходятся в мнениях, как применять эти вышеназванные благородные принципы на практике, в различных сферах социально-культурной деятельности.

Тем более, что Божественное откровение, интерпретируемое многочисленными толкователями с учетом своих религиозных склонностей и принципов, допускает, по их мнению, различные взгляды на грех и спасение, на отношение личности к общине и церкви, на отношение церкви к нецерковным, светским и политическим властям.

Нельзя не заметить в процессе изучения истории христианской церкви (Тальберг), что эти различия в течение ряда веков приняли форму сектантства и послужили поводом для непреходящего антагонизма между различными вероисповеданиями, что стало подлинным многолетним скандалом в мире христианства.

В то же время, зарубежные ученые с присущей им научной дотошностью и стремлением к познанию истины во всей ее противоречивой сложности, стараются найти позитивное, высоконравственное начало в деятельности каждой религиозной группы в аспекте социальной работы, благотворительности. Пытаются определить влияние религиозных конфессий на все социальные слои и группы общества.

Необходимо отметить в данном курсе социальной работы, что благотворительность в США (в качестве взаимодействия и взаимообогащения светских и религиозных доктрин), создавалась после оформления ее в Англии. Но в американских модификациях благотворительности выражались, сказывались особенности идей и практик различных протестантских сект и направлений: баптистов, конгрегационистов, пресвитерианцев, квакеров, методистов.

Но все эти многочисленные группы были объединены одной очень важной созидательной, христианской идеей: они рассматривали благотворительность как работу пробужденного Духа, как часть их совместной жизни в религиозном братстве; в евангелистской и миссионерской работе с теми, чьи души еще не были спасены.

В то же время, в деятельности данных конфессий можно увидеть элементы религиозного фанатизма, средневекового мракобесия, которое легко могло перерасти в «охоту на ведьм» (при соответствующей политической конъюнктуре в борьбе с инакомыслящими. Например, лидеры данных сект высказывались за «искоренение соблазна»). Причем, предлагались любые меры воздействия, вплоть до насильственных. (А это уже пахнет кострами инквизиции, на которых сгорели миллионы ни в чем неповинных людей). Эти же служители церкви требовали поддержания соблюдения религиозного ритуала законодательными мерами и общественным воздействием (насильственным путем можно вызвать только отвращение, ненависть, страх к любому виду духовности). В то же время, служители данных конфессий не проявляли особого интереса к политическим и социальным реформам, были индифферентны в гражданственном плане, но пытались активно манипулировать общественным мнением ради своих, далеко не религиозных целей.

Наряду с этим, придерживаясь диалектических принципов, рассматривая явление объемно в единстве и борьбе противоположностей, можно увидеть много положительного в нравственном аспекте, вне пользы и выгоды, в благотворительной деятельности представителей данных религиозных моделей. Можно говорить о неофициальном характере сферы милосердия или грядущей социальной работы. Возвышенные нравственные дела осуществлялись без особого шума, носили сугубо целевой характер. Было стремление у религиозных служителей добиться добрососедских отношений между людьми, взаимной привязанности и сострадания. И на этом тоже нужно акцентировать внимание слушателей данного курса.

Деньги на благотворительные учреждения со стороны религиозных конфессий шли строго по назначению. Например, под патронажем протестантских общин находились сиротские дома; дома призрения для одиноких стариков; больницы для приезжих; благотворительные школы, в которых дети из бедных семей учились читать библию в интерпретации представителей данной конфессии.

В то же время, религиозные деятели давали немалые деньги для организаций, занимающихся распространением библейских постулатов среди неверующих и направляющих к ним миссионеров, владеющих образным словом и умеющих общаться с представителями любых социальных и культурных слоев.

Интеллектуальные духовные лидеры различных религиозных конфессий поддерживали городские миссии, занимавшиеся своей созидательной деятельностью среди одиноких и деморализованных людей, живущих в трущобах больших поселений и гетто.

Нельзя не остановиться на достижениях благотворительной деятельности XIX столетия в сфере образования. В частности, на Ассоциации юношей-христиан, созданной в середине данного века.

Подобно «Российскому Императорскому Человеколюбивому Обществу», представители данного социального института благотворительности создали прекрасно финансируемый богатейшими людьми и отличающийся великолепной организацией фонд поддержки талантливых юношей, приезжающих из сельской местности в большие города в поисках счастья и места в жизни.

Говоря о демократических формах управления обществом, мы, естественно, не можем не остановиться на веротерпимости, на необходимости преодоления антагонизма между различными направлениями религиозной мысли.

Вследствие этого, рядом с евангелическими протестантскими группами действовали весьма активно и другие конгрегации, взывавшие к чувствам официальной церкви в сфере милосердия и поддержки страждущих.

Наиболее видная роль в этом вопросе принадлежала епископальной англиканской церкви, связанной с миллионами переселенцев из Великобритании. Именно к этой религиозной конфессии тянулись зажиточные американские семьи, стремившиеся к насаждению духа подлинного аристократизма в сочетании с церковной благотворительностью.

Главной целью (или нравственной сверхзадачей) для всех конгрегаций было служение благому делу, помноженное на вклады зажиточных людей, становившихся все богаче.

В то же время, светская хроника, всевозможные сплетни из жизни сильных мира сего, описание благотворительных балов, базаров, щедрая благотворительность богатых, часто в виде саморекламы, поднимавшей планку их собственной ценности выше обычного уровня, вели к деградации социальной работы в аспекте добротолюбия и нравственности, вне пользы и выгоды с христианской точки зрения.

Но диалектически противоречивый принцип взаимодействия коммерции и милосердия, имеющий многовековые традиции не только в Российском государстве, но и в других странах, пробивал себе дорогу и находил душевный отклик у людей искренне набожных, ощущающих высоту таких индивидов, как Дягилев, Третьяков, Мамонтов, Осорьина, Ртищев, Гааз, Одоевский и многие другие.

Эти люди (зарубежные опыт) ориентировались на нужды общества, всех зависимых социальных слоев, были хорошо информированы о бедах, одолевающих миллионы несчастных. И именно эти энтузиасты, занятые кропотливым повседневным трудом, вне дешевой бравады, щедрости напоказ, мгновенных денежных вливаний для повышения своего статуса, оставили заметный след в истории социальной работы и социального обеспечения.

Они испытывали огромный интерес к этической, общественной и практической стороне благотворительности в большей степени, чем к ее религиозной философской миссии, преломляемой в различных истолкованиях и церковных направлениях.

В данном курсе социальной работы мы не можем не сказать еще об одном религиозном направлении или течении, связанном с жизнью иммигрантов, прибывающих в Соединенные Штаты Америки из различных европейских стран после 40-х годов XIX столетия.

Речь идет о необычайных (по сравнению с предшествующими годами) массово-миграционных волнах в крупные города индустриального Северо-Востока.

Необходимо отметить, что в этих людских потоках приверженцы римско-католической церкви составляли значительное большинство. (Сначала это были ирландцы и немцы, позже появились итальянцы и поляки). В то же время, для создания полной, объемной картины, нельзя не сказать и о больших группах лютеран из Германии и Скандинавии, иудеев из России, православных греков, русских, армян и других этнических сообществах.

Но в благотворительной деятельности среди этих социальных слоев с определенной религиозной ориентацией можно увидеть и негативные тенденции.

Речь идет, прежде всего, о замкнутом сектантском характере данной формы социальной работы, направленной на то, чтобы помочь той или иной группе иммигрантов держаться вместе и сохранять свою этническую и религиозную целостность. А любая форма локальности, возведенная в абсолют, может привести к религиозной нетерпимости, фанатизму, чревата духовной деградацией и социальным застоем.

Мы не можем не сказать о негативных явлениях в светской и религиозной культуре, о трагических общественных социальных процессах, исходя из зарубежного опыта социально-культурной деятельности.

Речь идет о возросшем потоке европейских иммигрантов, вызвавшем враждебные чувства в определенных социальных группах американского общества, связанных с производственной деятельностью, с рабочими профессиями на ряде предприятий.

Зарубежные историки социальной работы подчеркивают, что приехавшие иностранцы в основном занимались неквалифицированным трудом на транспорте, в горнодобывающей и других отраслях промышленности. Они же составляли значительную часть неудачников в торговых и промышленных городах. Ими были заполнены больницы, тюрьмы, богадельни. Эти люди жили в трущобах и представляли реальную угрозу здоровью, безопасности и морали данного общества.

В 1880 году произошло важное событие в жизни Соединенных Штатов Америки. Конгресс подавляющим большинством голосов запретил въезд в страну осужденным, душевнобольным, потенциальным нищим, страдающим некоторыми заразными болезнями.

В связи с этим, в качестве своеобразной антитезы государственной политике представители католических и иудаистских благотворительных организаций и ассоциаций обычно были склонны оказывать помощь приезжим. В этом аспекте также действовали и протестантские городские миссии, и религиозные гражданские агентства.

Американские ученые, историки социальной работы подчеркивают, что благотворительные католические и иудейские миссии, гражданские агентства светской ориентации принимали активное участие в научно-практических, методических конференциях, в деятельности многочисленных филантропических организаций, представляя достаточно разносторонне и объемно интересы иммигрантов.

Нельзя не отметить и такой аспект благотворительной деятельности, который был связан с социальным движением сеттльментов, возникшим в 1880 году.

Интеллектуальные лидеры данного движения открывали свои дома в местах обитания, мощного скопления иммигрантов и представляли различные возможности для объединения приезжих в аспекте реализации всевозможных функций культуры, в плане духовной и материальной взаимопомощи и поддержки, организации совместного интеллектуального и развлекательно-игрового досуга.

В то же время, данными энтузиастами, социальными работниками, представителями социального движения сеттльментов проводились в жизнь программы, так называемой «американизации», помогающие иностранцам и их детям адаптироваться в новых, непривычных для них условиях, почувствовать себя полноценными гражданами Великого Государства, а не жалкими, бесправными изгоями.

Зарубежные историки социальной работы отмечают, что в конце XIX и начале XX века представители различных классов, социальных групп и культурных слоев отдавали себе отчет в том, что в их жизни и в социальной, государственной, личной происходят серьезные, кардинальные перемены. При этом их представления о благотворительности (частной и государственной) формировались в контексте из взглядов на общественные социальные изменения. Зарубежные исследователи подчеркивают, что кардинальные социальные изменения подчас не могли поколебать сложившихся многовековых религиозных стереотипов и представлений. Например, для большинства людей, граждан американского континента, съехавшихся со всего света, представления о человеческой природе «общества», переменах в судьбах народов и отдельных личностей, в основном носили религиозный характер. Разновидности католицизма с сохранением моделей различных мировых религий.

В то же время, дух благотворительности (и это весьма плодотворное и позитивное явление в общечеловеческом нравственном аспекте) был одинаково присущ всем традиционным религиям. И практика благотворительности, как отмечают зарубежные исследователи социальной работы, варьировалась в зависимости от вероисповеданий и воздействующих на социальные группы и отдельного человека обстоятельств. Бесспорно, что в каждой традиционной церкви социальная практика благотворительности носила миссионерский характер. И в этом можно увидеть торжество веротерпимости, вне религиозного фанатизма, ортодоксии и мракобесия.

Источники:
  • http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-2/blagotvoritelnost.html
  • http://studfiles.net/preview/1769824/page:6/