Меню Рубрики

Человек с точки зрения психологии кратко

Что такое психология человека как наука о человеке и для чего она нужна каждому из нас с точки зрения ее изучения? Уважаемые читатели, давайте вместе ответим себе на эти вопросы, и давайте ответим на них настолько правильно и развернуто, насколько это возможно, без подстановки в качестве ответов разного рода стереотипов, бытующих в наших головах, чтобы сделать максимально объективные выводы, основанные на грамотном анализе всего, что мы с вами знаем о психологии. Это поможет нам с вами понять, какие знания для нас действительно важны, почему они для нас важны, и какие качества нам в себе следует развивать, чтобы в совершенстве овладеть этими знаниями.

Изучение психологии человека, по моему глубокому убеждению, является самым важным моментом в нашем образовании и развитии, затрагивающим ключевые аспекты нашей жизни. Именно самих себя нам прежде всего, следует знать в совершенстве, дабы грамотно распоряжаться всеми имеющимися у нас возможностями и жить полной жизнью. Свою природу, свое поведение, свое мышление и психику мы можем изучить посредством изучения психологии, и эти знания для нас, пожалуй, будут самыми важными знаниями в жизни, получить которые нам никто не мешает. О том, что понимается под психикой человека, которую изучает психология, я писать не буду, это вы уже наверняка знаете, любой учебник по психологии вам об этом расскажет. Мы с вами подойдем к вопросу понимания важности изучения психологии человека более глубоким образом, без обсуждения необходимости в ее изучении с точки зрения наших текущих индивидуальных проблем и интересов. Мы взглянем на этот вопрос с общей для всех нас необходимости в изучении данного предмета.

Дорогие друзья, уделите пожалуйста свое драгоценное внимание и время этой моей статье, в которой я постараюсь донести до вас свои мысли, которые были сформированы у меня за долгие годы изучения психологии и последующего применения полученных мною знаний на практике. Никаких банальностей, которые вы можете почитать в многочисленных источниках, посвященных психологии, я здесь писать не стану. Моя задача заключается в том, чтобы, во-первых, сфокусировать ваше внимание на нужных, с моей точки зрения, для вас знаниях, а во-вторых, показать вам, в чем заключается их нужность и полезность для вас. Хватит назидательных и наставительных текстов, отбросим весь этот дидактизм, и вместе будем просто думать над теми вещами, которые действительно имеют для нас значение. Чтобы понять, чего мы с вами можем добиться в жизни посредством изучения психологии человека, достаточно обратить свое внимание на те успехи людей, которых они добиваются, фокусируя свое внимание на чем-то определенном для себя.

Допустим, если вы с детства будете учиться игре на пианино, и если вас не просто будут заставлять это делать, а помогут вам полюбить это занятие, то вероятность того, что из вас вырастет хороший пианист, естественным образом будет очень высокой. Если же вы будете изучать устройство и принцип работы автомобиля, делая это старательно и с любовью и видя для себя в этом смысл, тогда, скорее всего, из вас получится очень хороший автослесарь. Ну а что же психология человека, будучи наукой о нас самих, может нам с вами дать, если мы станем ее старательно изучать? Да в общем-то все она нам может дать все в этой жизни. Ведь, прямо или косвенно, вся наша деятельность и вся наша жизнь сводится к взаимодействию с другими людьми, и от того, насколько мы с вами успешно будем взаимодействовать друг с другом, будет зависеть наше положение в обществе, уровень нашей жизни и наше внутреннее состояние. Вы перестанете злиться на людей, перестанете их ненавидеть и бояться, если просто научитесь этими людьми управлять, научитесь находить к ним подход и добиваться от них нужных вам результатов. Как в таком случае можно кого-то ненавидеть, как можно бояться тех, от кого зависит твое благополучие? Это как с компьютером: когда вы в нем разбираетесь, вам проще с ним работать, потому что вы знаете, что и как вам нужно делать, чтобы он работал нужным вам образом. Человек, при всех его недостатках, это самый ценный ресурс на этой планете, потому что именно человек создает все те блага, которые нас сегодня окружают. Просто человека, если можно так выразиться, нужно уметь готовить, а для этого нужно знать, ну, вы сами знаете что.

Вот как вы думаете, дорогие друзья, что один процент людей, который управляет остальными девяносто девятью процентами населения на нашей планете, знает лучше всего? Вы думаете, эти люди – первоклассные автослесари, или, быть может, это прекрасные инженеры, юристы, бухгалтеры, экономисты, музыканты, или великие математики? Может быть, они хорошие финансисты, экономисты? Ведь говорят, что быть финансистом очень выгодно, всегда мол при деньгах будешь, а деньги якобы у нас правят миром. Так что, может быть, могущественные люди именно в этом вопросе хорошо разбираются? Какие еще тут могут быть варианты, подумайте. Нет, друзья, эти люди прекрасно знают психологию человека, они знают о наших инстинктах и умеют ими управлять, им известны закономерности нашего поведения, принцип работы нашей психики, они понимают образ нашего мышления, на котором это самое поведение основывается, в общем эти люди знают о нас все. Для них человек не является загадкой, для них человек – это весьма примитивное существо, которым легко управлять, воздействуя на него различными способами.

Когда ты знаешь и понимаешь, как что-то, или в данном случае кто-то работает, ты всегда можешь это что-то настроить нужным тебе образом, чтобы оно работало так, как надо тебе. И для власть имущих мы с вами, дорогие друзья, всего-навсего устройства разного назначения, которые они используют по своему усмотрению, зная о том, как нас контролировать и как манипулировать нами. Психологические знания им в этом очень хорошо помогают, ведь именно эти знания являются ключом к умам и сердцам людей. А использовать эти знания можно по-разному. Можно с помощью той же религии людям мозги промывать, а можно напечатать огромное количество ничем не обеспеченных денег и затем за эти деньги покупать любые блага, производимые людьми. Не важно, во что будут верить люди: в деньги, в разных там богов, в правду, в многообещающую рекламу или еще во что,- лишь бы верили, ведь именно эта слепая вера делает их рабами чужой идеи. При этом любую идею можно наделить большой силой, главное – уметь донести эту идею до людей, чтобы она покорила их умы и начала ими управлять, тогда она станет прекрасным инструментом управления обществом в руках ее основателя.

Но психология, как наука, которая изучает психику человека, нужна нам не столько для управления другими людьми, сколько для управления самими собой в первую очередь, или лучше сказать – для понимания нами самих себя. Я вообще не рассматриваю вопрос о манипуляции людьми как повод изучать психологию. И дело тут не в нравственности, которой, конечно, тоже необходимо придерживаться, а в приоритете значимости своей собственной личности для самого себя. Ведь это мы с вами определяем для себя, кем мы будем в этой жизни и как мы будем в этой жизни, именно мы, самый важный для себя человек в жизни, а не кто-то другой, и на себе, а не на ком-то другом, нам следует концентрировать свое внимание прежде всего. А чтобы грамотно определить для себя нужную нам роль в этой жизни, мы должны уметь собой управлять и должны хорошо понимать себя, дабы, во-первых, не позволять внешним факторам определять наше внутреннее состояние и наше миропонимание посредством манипуляций нами, а во-вторых – точно знать о том, что нам действительно нужно в жизни, исходя из собственных разумных выводов о ней. Вот всему этому способствует изучение психики человека, с помощью изучения психологии. Психология помогает нам понять многие закономерности нашего поведения, от которых в значительной степени зависит наша жизнь.

Изучать психологию человека желательно вместе с изучением философии. Объясню почему. Когда мы изучаем психологию, мы с вами получаем готовые знания в виде определения смысла и определения закономерностей нашего с вами поведения. Фактически, при обычном изучении психологии мы перенимаем всю ту обучающую нас информацию в готовом виде и затем, руководствуясь этой информацией, стараемся что-то понять для себя с точки зрения психологии. Но этого понимания, основанного лишь на знаниях психологии, не достаточно. Не достаточно быть просто живым учебником, живой библиотекой, наполненной знаниями, необходимо еще уметь мыслить, то есть уметь обрабатывать имеющиеся в нас знания, а также уметь анализировать и фильтровать все вновь поступающие к нам знания.

Мышление обязательно нужно в себе развивать, это очень важное качество в человеке, жизненно важное. Именно мышления нас пытаются лишить с самого детства, когда постулируют нам разного рода знания, проверить которые на действительность нам не представляется возможным. Нас не столько учат мыслить, сколько учат верить в достоверность тех знаний, которые мы получаем при классическом образовании. Это никуда не годится, поскольку вы никогда не сможете в совершенстве изучить такой предмет, как психология, если не будете мыслить. Вот обратите свое внимание на имеющиеся у вас ответы, которые вы готовы дать на тот или иной вопрос. К примеру, что вы скажете о происхождении человека – откуда мы с вами появились? У вас есть ответ на этот вопрос? А является ли этот ваш ответ результатом вашего глубинного анализа всех имеющихся вариантов ответа на этот вопрос, после которого вы аргументированно можете свой ответ обосновать? Или, быть может, это ответ, который вам навязали, а вы просто верите в его истинность? Подумайте хорошенько над своим ответом, над своими знаниями, а главное, над своей способностью мыслить, ибо все это в совокупности отражается на той жизни, которой вы живете.

Философия развивает в человеке мышление как таковое, она не дает нам ответы на наши вопросы, она помогает нам самим их искать и тем самым делает нас настоящими людьми. С помощью философии изучение психологии человека, изучение нашей с вами психики и мышления становится более живым и интересным, так как загадок в нас с вами пока еще хватает, и далеко не обо всех своих возможностях мы знаем. И когда вы изучаете психологию не просто перенимая сырые знания, вам, друзья мои, постепенно начинает открываться истинная картина природы человека и того мира, который он сам себе создал. Самое главное для каждого из нас, и я это отметил в своей самой первой статье, это быть реалистами и видеть себя и свою жизнь в истинном ее свете. Вы в принципе не сможете принимать в жизни правильные решения, если будете находиться в плену навязанных вам иллюзий, и пусть реальность не так порой прекрасна, какой мы хотим видеть ее в своем воображении, зато в ней, во всяком случае у нас с вами, имеются колоссальные возможности. Но, чтобы этими возможностями воспользоваться, нужно понимать, как устроен этот мир, по каким законам он живет, что представляет из себя человек и каковы его потребности и желания. Человек – это машина, и чем больше вы будете об этой машине знать, тем проще вам будет ею управлять. Тот, кто умеет управлять людьми, кто умеет подчинять их своей воле и своим интересам, всегда будет занимать в обществе высокое положение. Знания о человеке – это самые ценные знания в этом мире.

Ко мне, как к психологу, люди постоянно обращаются за помощью, которую я оказываю таким образом, чтобы не просто помочь провести анализ той или иной ситуации в жизни людей, но и научить их этот анализ проводить самостоятельно. Это я считаю действительно правильной и настоящей помощью, которая не делает людей зависимыми от чужого мышления и от чужих знаний. Люди часто просят помочь им понять, в чем причина их жизненных проблем, и когда я вникаю в каждую отдельно взятую проблему, я вижу прежде всего отсутствие понимания у людей элементарных жизненных закономерностей, на которых их проблемы основываются. Очень многие хотят быстро и эффективно решить свои проблемы, но этого в принципе невозможно сделать, если человек далек от понимания закономерности имеющихся у него проблем. Ведь, будучи заблудившимся по жизни, человек должен сначала выбраться из плена своих иллюзий, а после уже можно постепенно начинать разбираться с тем, почему та или иная проблема вообще появилась. А выбираться из мира иллюзий и стереотипов порой очень непросто, ибо, сами понимаете, привычка имеет большую силу, привычка жить с далеким от действительности пониманием. Это вот как с бизнесом, изучить смысл которого человеку, привыкшему работать за деньги на дядю, крайне сложно, он просто не понимает самой сути бизнеса, так как его учили долгие годы именно наемному труду. Мы, как правило, умеем делать только то, чему нас учили, если сами себя ничему не учим.

Точно так же и со своей жизнью мы часто не можем разобраться именно по причине отсутствия у нас базовых знаний о самих себе и из-за отсутствия у нас правильного мышления, с помощью которого мы можем анализировать себя и свою жизнь. Вот для чего, уважаемые читатели, вам следует изучать не только психологию человека, но и философию, вам необходимо не только знаниями полезными для вас располагать, но и уметь эти знания анализировать. А вообще, друзья мои, хорошо бы интересоваться всеми науками, которые прямо или косвенно изучают человека, отдавая, конечно, приоритет психологии, которая более остальных позволяет глубинно изучить наше с вами поведение. Про социологию я ничего говорить не буду, это та же самая психология, но применимая к массам, и изучить ее для вас не составит большого труда, если вы изучите должным образом психологию человека. Кстати, давайте с вами задумаемся, что значит изучить должным образом, как мы можем изучить психологию, чтобы понять, что мы в ней что-то смыслим? Ну прежде всего, конечно, следует сказать о самоконтроле, который мы получаем по мере изучения психологии, а также о понимании себя и окружающих, благодаря которому мы всегда знаем, с кем и как нам следует себя вести и от кого чего ожидать.

Читайте также:  Как проверить поле зрения в домашних условиях

Разумеется, и уровень нашей жизни в принципе должен и будет расти, если мы научимся грамотно взаимодействовать с людьми, так как это взаимодействие позволит нам получать от общества те блага, которые оно производит, на взаимовыгодных условиях. Лично я не представляю себе специалиста в области психологии, который не может выгодным для себя и остальных людей образом продать им свои услуги. Чтобы в этой жизни всегда жить в достатке и занимать в обществе наиболее выгодное и удобное для себя положение, необходимо быть полезным людям и уметь замыкать на себе внимание большинства, как на очень важной и нужной для большинства людей персоне. А этого невозможно достичь, если вы не научитесь понимать это самое большинство людей. Ну вот подумайте сами, что вам нужно для того, чтобы заработать нужное вам количество денег? Деньги платят вам люди, отдавая вам их в качестве средства обмена своего труда на ваш труд. Следовательно, необходимо заинтересовать большинство людей собой и своими услугами, ну или своим товаром, за который они с радостью готовы будут вам заплатить. Сможете вы это сделать, если вы далеки от понимания того, что нужно людям и почему им это нужно? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден для всех.

В этом деле можно, конечно, использовать знания психологии и для навязывания людям того, что им на самом деле не нужно, занимаясь манипулированием людскими желаниями, что мы, кстати, и наблюдаем сегодня в нашем обществе потребительского безумия, когда людей разными путями стимулируют к потреблению. Но это не самый лучший способ устроить свою жизнь, потому что всякого рода обман подрывает доверие к вам со стороны людей, когда они о нем узнают, а без доверия в долгосрочной перспективе стабильное положение в обществе занять не получится. Вот обратите свое внимание на то, как реклама сегодня становится все более агрессивной, так как ее менее агрессивная форма перестает действовать на некоторых людей, в ряду того, что она наглым образом лжет и люди перестают ей доверять. Ложь долго не живет, ибо ложь – это насилие, а никому не нравится, когда над ним совершают насилие.

И учитывая то, что обман является своеобразной формой насилия над человеком, знания психологии лучше направлять не на манипулирование другими людьми, а на умелое с ними сотрудничество, тогда можно будет не ненависть людей к себе породить, а глубокое уважение и доверие. В общем, друзья мои, я вот вам показываю все то, что вы и сами можете видеть, если обратите свое внимание на общество, в котором вы живете, и задумаетесь о закономерности жизни в этом обществе. Ведь понимание того, что психология затрагивает все аспекты нашей с вами жизни, является очевидным, тут даже и думать нечего: все что связано с людьми — все это психология. И если на вашей жизни изучение психологии не отражается положительным образом, значит, вы или как-то неправильно ее изучаете, или вы плохой ученик. Вот вам и критерии изучения психологии должным образом.

Если вы научитесь находить общий язык с большинством людей, ну какие у вас в жизни могут быть проблемы? Про отношения между людьми и про социальную иерархию говорить особо нечего,- все это прямо связано с вашим понимаем людей. С людьми вы ладите настолько успешно, насколько хорошо вы их понимаете. И если вы умеете ладить с людьми, не будет у вас проблем ни в отношениях, ни с вашим положением в обществе, ибо вы всегда сможете сделать так, чтобы люди в вас нуждались больше, чем вы в них. Я буду искренне счастлив, если многие из вас, после прочтения этой статьи и самостоятельного ее анализа, склонятся к необходимости изучения психологии человека, как наиболее важного для себя предмета изучения.

Многие наши социальные проблемы связаны именно с тем, что некоторые из нас являются неадекватными, эгоистичными, безнравственными и безответственными людьми с крайне низким уровнем осознанности. Если бы люди правильным образом развивались, если бы они понимали себя и окружающих, умели бы мыслить и принимать взвешенные, рациональные решения, разве мы позволили бы себе жить в бездумном обществе эгоистичных потребителей, в котором человек человеку волк? Ответ, друзья, за вами. Изучение психологии человека вместе с изучением философии однозначно меняет людей в лучшую сторону, причем хочу заметить, дорогие друзья, что в лучшую сторону люди меняются не в плане их угодливости обществу, а для самих себя прежде всего. Мы просто не будем совершать ненужных нам ошибок, если будем достаточно развитыми существами, понимающими суть и смысл своей природы.

И психология, и философия, если вы их будете изучать, поспособствуют повышению уровня вашей осознанности, благодаря которому вы будете достаточно мудрыми и умиротворенными людьми. Вы сами подумайте над этим, я не хочу ни в чем никого убеждать, я хочу, чтобы вы думали и видели, каким именно образом я увязываю наше с вами общее благо со знаниями психологии и умением каждого из нас мыслить. Хорошо, если вы прекрасно разбираетесь в компьютерах, хорошо, если из вас получился отличный юрист, экономист, строитель, слесарь, военный, ученый и так далее. Но будет просто замечательно, если вы вдобавок к этим своим достижениям начнете изучать психологию человека, а также философию, дабы в значительной степени расширить для себя миропонимание и открыть в себе новые возможности.

Познайте себя, познайте этот мир, научитесь жить в нем счастливо и со смыслом, тогда вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, каждым ее мгновением, независимо от тех успехов, которых вы в этой жизни добьетесь. Сложного в изучении психологии ничего нет, просто надо увлечься ею и изучать ее, не просто внимая “сырые” знания, а быть наблюдательным человеком и уметь анализировать воспринимаемую из внешнего мира информацию. Вы знаете, друзья мои, власть имущим, нужно проблемное общество, бездумное и несамостоятельное, только такими людьми они могут править. Но если вы будете ждать перемен от себя, а не от тех, кто берется решать за вас все ваши проблемы, то вы этих перемен в конечном счете дождетесь. И провалиться мне на этом месте, если это не будут перемены к лучшему.

Так что если вы хотите быть хорошим автослесарем или хорошим экономистом, вы можете изучать устройство автомобиля и экономику, тогда вам найдут применение в обществе, заткнув вами нужную другим людям нишу. Но если вы хотите жить полной жизнью, счастливой жизнью, в которой вы решаете, кем вы будете и как вы будете, изучайте психологию человека, как наиболее важный в жизни предмет. Изучив должным образом психологию человека, вы гарантированно будете контролировать большинство аспектов своей жизни, а возможно, и не только своей. Подобно тому, как отличное знание компьютера позволяет человеку работать на нем максимально эффективно, вы, дорогие друзья, зная в совершенстве природу человека, сможете использовать эти знания для грамотной и эффективной работы, прежде всего над самими собой, и для выгодного для вас взаимодействия с другими людьми. В этом мире много разных знаний, несопоставимых по важности, и от того, на каких именно знаниях и на каких именно своих качествах вы сфокусируете свое внимание, будет зависеть вся ваша жизнь.

Когда-то я писал о том, что самое ценное для нас в этой жизни – это наш ум. Но теперь я понимаю, что я ошибался. Не ум, а наше внимание к тем или иным вещам, включая самих себя, имеет для нас более высокую ценность, так как наше внимание позволяет нам задействовать наш ум в нужном для нас направлении. Именно наше внимание определяет, в каком направлении будет работать наш ум, и нам важно правильно выбирать для себя это направление. Вам, друзья необходимо осознать, что для вас является действительно важным в жизни, какие знания и какие ваши личные качества, которые вам следует развивать, будут наиболее ценными для вас. И затем, когда вы с этим определитесь, вам следует переключить на это, действительно важное для вас, свое внимание.

Чтобы определить для себя самое важное, так, как я это сделал, определив психологию человека важным предметом для изучения, вы посредством того же ума должны все грамотно проанализировать и взвесить. Если вы сегодня сделаете свой выбор в пользу менее важных и нужных для вас знаний, то завтра этот выбор приведет вас к менее качественной и менее интересной жизни, ведь, как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Я честно, без всякой предвзятости, обращаю ваше внимание, дорогие друзья, на самые важные знания для вас и на самые важные ваши качества, которые вам для своего собственного блага необходимо развивать. Но мне важно, чтобы вы понимали, почему я так решил. Не принимайте мои слова на веру и не оценивайте их, как правильные или неправильные, просто подумайте над всем, что я вам рассказал. И затем уже вынесите свое собственное решение относительно того, что и для чего вам следует изучать, и какие свои качества вам необходимо развивать в первую очередь. По-моему, жизнь ясно дает нам понять, какие знания и умения нам в ней более всего необходимы.

Вы сами, уважаемые читатели, должны и можете себе ответить на вопрос, что такое психология и для чего она нужна с точки зрения ее изучения. Пусть это будет ответ, который сформируется именно в вашей собственной голове, на основании ваших собственных выводов. Я же в свою очередь надеюсь, что моя статья поспособствует вашему мудрому умозаключению касательно всего, о чем я написал. Благодарю вас, дорогие друзья, за то, что дочитали эту статью до конца; если у вас имеются ко мне вопросы по ней или вы хотите высказать свое мнение о прочитанном, пожалуйста, не стесняйтесь, в разделе “Бесплатная консультация” вы всегда можете задать мне любые свои вопросы и поделиться своими мыслями. Я буду очень вам признателен за вашу активность, ибо мне действительно важно, насколько мои статьи полезны для вас и насколько хорошо вы их понимаете.

В статье мы поговорим о том, что такое человек с точки зрения различных наук: психологии, философии, биологии. А начнем с философского подхода.

Что такое человек — определение философии

Знаете ли вы, какой основной стимул к развитию философской мысли? Думаю, вы уже догадались: это, конечно, стремление человека познать самого себя. «Познай самого себя» или . . (по-гречески читается как /гноотхи сэаутон/) — эта максима, высеченная на стене одного древнего храма, с давних пор не дает покоя большей части мыслящего населения. И вправду, как определить, кто мы такие? Только философию интересует истинная сущность человека, а не частности, связанные с тем, что собой представляет человек с точки зрения медицины и биологии (организм), психологии (психика), социологии (индивид в обществе) и других наук. Все это лишь отдельные аспекты человеческой личности, а вот что же представляет собой человек в целом, однозначного ответа на этот вопрос нет. Но чтобы вам было не так грустно, приведу вам реальную историю, приключившуюся с одним журналистом, который пытался взять интервью у буддийского монаха.

Невыдуманная история

Одному журналисту редактор поручил взять интервью у какого-нибудь святого человека, спросив его о том, что же происходит с миром, и что самое страшное в жизни. Недолго думая, он направился в один буддийский монастырь. Прогуливаясь по берегу пруда, журналист заметил одного из монахов, смотрящего в воду. Обрадовавшись, журналист подошел к нему, поздоровался и спросил об интересующей его проблеме, что же самое страшное в жизни. Монах немного помолчал и спросил в ответ: «Кто Вы?». Журналист удивился, но назвал свое имя. Тогда монах сказал: «Так Вас назвали Ваши родители, но кто ВЫ?» Журналист ответил: «Я журналист». Монах улыбнулся и сказал: «Это Ваша профессия, а кто ВЫ?». Журналист ответил: «Я человек!» Монах снова улыбнулся и сказал: «Это Ваш биологический вид, а теперь скажите мне, кто Вы?» Журналист растерялся и не нашел, что ответить. Тогда монах после некоторого молчания серьезно заметил: «Вот! Самое страшное в жизни — это не знать, кто ты. ». Можно по-разному интерпретировать его ответ, но одно несомненно: человек — это совокупность всего того, что мы понимаем под словом «личность». Это и имя, и профессия, и вид, и многое-многое другое. Но, по мнению мудрецов и философов, человек не исчерпывается личностью, то есть набором социальных/психических/биологических и других ролей.

Читайте также:  Слепые и с отклонением зрения дети

Что такое человек — определения других наук

Переходя к более практическим наукам, мы, соответственно, упростим и определения. Человек с точки зрения психологии представляет собой индивидуальную личность, то есть, набор определенных психологических черт (темперамент, характер и т.п.). Также человек, по мнению психологов, — это высшая ступень эволюции живых существ, поскольку люди обладают способностью мыслить абстрактно. А вот с биологической точки зрения человек — это всего лишь разумное млекопитающее, отличающееся от других более развитым мозгом и функцией речи, присущей из всех млекопитающих и других живых существ только человеку.

Человек с точки зрения психологии

Человек с точки зрения психологии

Вернуться на главную страницу

Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII — XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» [2]. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Изменились социальные условия — изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» — люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи — в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

Что такое «человек» ? С разных точек зрения.

(Фил) Человек — это единство материального и духовного (нематериального). Материальное — это организм человека. Духовное — это сознание человека.

(закон) Человек это субъект который имеет права и обязанности

(психол) Человек с точки зрения психологии представляет собой индивидуальную личность, то есть, набор определенных психологических черт (темперамент, характер и т. п.)

(Религ) Религиозная точка зрения рассматривает людей как часть общей божественной схемы и судит об их поведении по тому, как оно вписывается в такую схему. Только религия поднимает человека над животным.

(Моральн) Общепринятая форма поведения человека в обществе и отношений между людьми вообще.

Человек – внеусловное существо, безусловное существо, условное существо.

Человек – это сообщающиеся между собой сосуды тела, души и разума.

Человек – это информационная матрица, состоящая из двух основных файлов – файл «безусловность» и файл «условность». Оба файла ограничены определенным количеством операций, т. е. объемом памяти и количеством функций. Пусть безусловная часть будет беспристрастным наблюдателем, а условная – тем, за кем наблюдают. Значит, файл «безусловность» представляет собой непроизвольную способность к запоминанию, а файл «условность» представляет собой способность к действию, контролирующуюся способностью к запоминанию, потому как любое действие, характер этого действия, провоцируется неким информационным опытом, присутствующим в структуре человека.

1.Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э.В. Ильенковым и психологом Д.И. Дубровским (см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155)

Суть спора — вопрос о том, что является определяющим в личности — биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII-XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» (Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с. 396)

Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Читайте также:  Мышление с точки зрения психологии это

Сущность человека — понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265)

Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления — то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась — современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей — по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой [4]. Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь — это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой — диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

Похожие главы из других работ:

2.1 Будущее человека и человечества с точки зрения известных философов

Интерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей. Николай Федорович Федоров.

3.1 Основные точки зрения на революцию в математике

Когда заходит речь о характере изменений, происходящих в развитии математического познания, в первую очередь обращают внимание не на качественные, а на количественные — постепенные, медленные — изменения.

1.1 Понятие и сущность нормы с точки зрения философии

Что же есть «норма»? Тем более, что многие люди с подачи уважаемых медиков совершенно искренне считают депрессии, а тем более суицид, выражением психического, органического заболевания. «Норма» — самоконтроль, уравновешанность.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самоСознание.

Природа человека — спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием.

2.1 Противоположные точки зрения на взаимодействие человека и мира

Сопоставляя уже описанные выше метод объяснения и метод понимания, мы сможем сделать между ними такое важное различие. Познание есть процесс, в котором происходит взаимодействие человека и мира. Если при этом признается.

2.2 Классические философские концепции с точки зрения современности

Итак, немецкая классическая философия представлена системами И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. И.Канту принадлежит важнейший этический постулат: «Поступай так.

Среди многих проблем современности одной из центральных является проблема будущего. Все, кто живет сегодня, строят мир будущего, мир XXI века. Каким он будет? Что даст человечеству? Марксистско-ленинской концепцией общественного развития.

Известно, что животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминают мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы.

Основные признаки «живой воды» с научной точки зрения.

Проанализировав представленные выше другие результаты исследований можно сформулировать 8 основных признаков живой воды [25-29]. 1. Чистота от механических примесей и биологических загрязнений растительного происхождения. 2.

Чтобы ответить «что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах.

Смысл проблемы бытия с точки зрения экзистенциализма. Краткое определение экзистенциализма

Начнем с рассмотрения вопроса: что такое экзистенциализм? Экзистенциализм — (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др.

Экзистенциализм упрекают в том, что он пессимистичен, подчеркивает человеческую низость, смотрит на человека как на изолированное существо; и это следствие того, что это исходит из чистой субъективности, из картезианского «я мыслю».

Альбер Камю будучи, прежде всего писателем, а не только философом (экзист., абсурд), написал множество произведений, в которых изображены и жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения экзистенциализма, так и многие вопросы.

Две крайние точки зрения, из которых одну можно было бы назвать точкою зрения формального, другую — реального образования, составляют основную антиномию теории научного образования, аналогичную той.

Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Память в психологии давно занимает почётное место, существуют даже различные теории о том, как устроен процесс запоминая, и сегодня мы рассмотрим каждую из них.

Какие бывают виды?

Подробнее узнать о том, какие существуют виды, вы сможете, посмотрев статью , которая как раз посвящена этому вопросу. Вообще, процесс запоминания информации требует включения таких механизмов, как психологический, физиологический и химический. Мы же попробуем рассмотреть непосредственно теории, которые включает в себя психологический подход.

То есть, как вы уже поняли, основополагающим является принцип ассоциаций. Она является самой первой, и, между прочим, опирается непосредственно на учении Аристотеля. Он утверждал, что человек создаёт связи между явлениями, подбирая их по сходству, или наоборот, отличию, а также по смежности (то есть объединение с предыдущей полученной информацией).

В практически каждом упражнении предлагается создать связь между необходимым материалом и своими образами, картинками, мыслями, возникающими при его прочтении. Психолог и физиолог Вильгельм Вундт создал даже классификацию ассоциаций, по его мнению, они бывают:

  • Вербальные. То есть поиск и создание связей между словами. Например, в статье про мнемотехнику , рассказано о таком способе, как рифмование. То есть, если необходимо выучить номер телефона, человек придумывает рифму к цифрам, отчего легко впоследствии может воспроизвести его в любой момент.
  • Внутренние. Выбираются по сходству предметов или по содержанию. Например, волк – собака, речка – море…
  • Внешние – поиск привычных, последовательных и логичных ассоциаций. Допустим, если сказать «бульдог», то у многих в ответ возникнет слово «собака»…

Ассоцианисты открыли закон, который называется закон забывания Еббингауза. Его суть состоит в том, что после изучения какой-то информации, уже в течение первого часа примерно 60% её объёма забудется. А по истечении пяти-шести дней объём утраченных данных достигнет 80%. Вот почем специалисты в области рекомендуют неоднократно повторять выученное, чтобы оно навсегда отложилось в недрах вашего мозга.

Определение, историю возникновения и суть этого направления наряду с ценными рекомендациями вы узнаете тут .

Психика человека устроена таким образом, что, если она определила для себя задачу и не смогла её выполнить, то будет находиться в напряжении, пока всё-таки не завершит действие. И неважно, думает об этом человек или нет, часть энергии будет уходить в никуда, пока он не осознает свою проблему или не найдёт методы, с помощью которых реализует сформированную цель. Это подробно описано в статье про незавершенный гештальт .

Так вот, особенности не закрытого гештальта состоят в том, что личность способна на всю жизнь запомнить ту потребность, которую не смогла удовлетворить. Существует даже феномен Блюмы Зейгарник. Она обнаружила во время экспериментов, что группа испытуемых смогла через время восстановить условия задач, во время выполнения которых их прервали и не дали возможности доделать.

Эти задания они вспоминали в несколько раз чаще, чем те, с которыми удалось справиться. Также гештальтисты выяснили, что чем сложнее структура необходимого к изучению материала, тем хуже он запомнится, именно поэтому человек обычно пытается его систематизировать, ранжировать и преобразовать в более доступную для понимания форму.

Психологи этого направления внесли значительный вклад в экспериментальную психологию тем, что придумали массу методик, с помощью которых стало реально изучить память и её характеристики. Их теория немного схожа с учением асоццианистов, но существует одно значимое отличие.

Бихевиористы считают, что наиболее важным является выполнение упражнений на развитие когнитивных процессов, именно это способствует получению результатов. То есть, помимо использования различных мнемотехник, важно неустанно работать и повторять пройденный материал. Также они выяснили, что, чтобы закрепить выученную информацию, необходимо перенести положительные результаты ранее полученных навыков на будущее.

Например, мотивация к изучению нового у вас будет намного выше, если вы вспомните приятные последствия предыдущего обучения. Можете даже провести собственное исследование, вспомнив ситуации, где вам помогли ваши знания и принесли приятные ощущения. В большинстве случаев, вы сможете воспроизвести тот материал, за который получили долго ожидаемую похвалу на совещании или хорошую оценку на зачёте у очень скупого на них преподавателя.

Её яркими представителями являются Жан Пиаже, Валлон, Леонтьев, Смирнов, Рибо и прочие. Жан первым заявил о том, что память является системой действий, таких как, запоминание, переработка и хранение. Интересно, что психологи пришли к мнению, что животные и маленькие дети, примерно до 4-х лет не обладают способностью запоминать и хранить данные. И только со временем, развиваясь и обучаясь, они берут контроль над этими процессами.

В доказательство этого приведу в пример эксперимент над тремя группами испытуемых. Первая – дошкольники, вторая – непосредственно школьники, и третья – студенты. Первоначально всем участникам предлагалось для запоминания 15 фраз, после чего задание немного изменяли. Им давали новые 15 предложений, только с условием использования предоставленных изображений, которые совсем не отражали суть и не были связаны ассоциативно с текстом.

По результатам исследования было выявлено, что дошкольникам эти картинки совершенно были не нужны, они справились с поставленной задачей, не опираясь на них, как и студенты, кстати, тоже. Школьникам же они пригодились, показатели значительно увеличились.

А знаете, почему так? Потому что у маленьких детей процессы запоминания непроизвольные, естественные, в то время как ученики уже способны контролировать своё поведение и когнитивные процессы, отчего всякие дополнительные изображения будут в помощь. А студенты уже настолько овладели различными техниками, что вполне могли опираться на внутренние ресурсы, не пользуясь предложенными.

То есть, они с самого начала эксперимента создавали рифму, рисовали мысленно образы, многократно повторяли и, конечно же, придумывали ассоциации.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вышеизложенные теории вас заинтересовали, и вы хотели бы уделить максимальное время своему развитию, рекомендую ознакомиться со статьёй «9 упражнений для развития образной памяти» . Успехов вам и вдохновения!

Материал подготовила Журавина Алина.

С уважением, Валерий Харламов

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  1. Влад (6)
  2. Надежда Введенская (5)
  3. Юлия (4)
  4. Владимир Шебзухов (3)
  5. Полина (3)

Блог Валерия Харламова

При копировании материалов с данного сайта, наличие активной и индексируемой ссылки обязательно.

Источники:
  • http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/ch/chto-takoe-chelovek
  • http://notoffended.ru/polezno/chelovek-s-tochki-zreniya-psihologii/