Меню Рубрики

Анна каренина с точки зрения психологии

Только-только на экраны вышла новая киноверсия «Анны Карениной». С первых же серий – буря зрительских эмоций: комментарии в соцсетях, высказывания, сравнения.

Анастасия Лысюк · 24 апреля 2017

Одни говорят: «Захватывает с первых серий, новые и яркие воплощения хорошо известных классических образов!» Другие: «Бытовая, банальная и даже пошлая пародия!» Какой бы картина ни была, мало кого она оставила равнодушным. Ведь экранизация классики – это всегда многообещающее событие, а проблема семейных отношений, в том числе и Анны Карениной, актуальна во все времена и для всех поколений.

Про «синдром Анны Карениной» слышали? И такой встречается, да! Сейчас у девушек он все равно что эпидемия. Психолог, актриса и свадебный регистратор из Челябинска рассказали, почему он сейчас так популярен и как его избежать.

Андрей Заостровский, психолог (г. Челябинск):

«Психологи знают, что синдром Анны Карениной существует – это актуальная тема в отношениях между мужчиной и женщиной, и, к слову, он может возникнуть как у нее, так и у него. Это то состояние, когда отсутствуют границы собственных ощущений, эмоций, целей, желаний. Когда человек полностью сливается с партнером, потому что любит его и жить без него не может. Отношения, когда партнер превращается в самый главный элемент, который дает ощущение счастья. Если его нет, наступает паника: «Я не дышу, я могу умереть, мне страшно, мне одиноко».

Синдром понимается так – я могу быть целостным только в партнерстве с кем-то. Это очень опасно и никакого отношения к любви это не имеет. Это зависимость от отношений. А еще страшнее всего, что этот синдром социально одобряем. Ведь, с одной стороны, кажется, что такая любовь спасает, помогает, дает тепло, энергию, но с другой – в этом смерть, фигурально. Человек перестает развиваться, возникает ощущение связанности.

Осуждать Каренину и людей с синдромом Карениной нельзя. Да и вообще осуждать кого-либо или что-либо неэтично и некорректно. Можно знать о такой модели отношений, и тогда, вступая в такие отношения, ты предупрежден, а значит, вооружен. В такой ситуации, если не можешь самостоятельно разобраться в отношениях, лучше обратиться к семейному психологу или психотерапевту. Если понимаешь, что твой партнер стал зависим от тебя, можно помочь ему формировать границы его «я». Люди с подобным синдромом привыкли таким способом привлекать к себе внимание. Им нужно обязательно напоминать: «Любимая(ый), обрати внимание на себя!»

Александра Парыгина, актриса Челябинского театра драмы им. Н. Орлова:

«Вы знаете, сыграть Анну Каренину – это моя мечта! Правда! Еще с институтских времен. Это такое произведение, тема которого будет актуальна всегда, а особенно сейчас, когда преподнести ее можно очень интересно. Мы ведь живем в такое время, когда в обществе считается, что любовные треугольники даже необходимы, а верность в браке, сохранение семьи уже не самое главное, не ценность. Многие девушки и вовсе считают, что если ты привлекательна и красива, то у тебя обязательно должен быть поклонник, воздыхатель, любовник.

Я бы с удовольствием сыграла Анну Каренину именно сейчас, ведь об этом нужно говорить – такие истории служат противоядием для таких поступков, их обязательно нужно показывать общественности.

Что бы я показала в ее образе в первую очередь? Наверное, я бы передала процесс – тот самый процесс, когда, на первый взгляд, вроде бы радостное чувство любви оборачивается не счастьем, а ощущением пустоты. А все потому, что новая обретенная любовь оказывается губительной. Анна вместе с ней теряет все: семью, доверие, уважение окружающих. Но самое главное – она теряет уважение к самой себе и превращается в сломленную женщину.

Ее любовь, конечно, нельзя осуждать. Это ведь не простая распущенность – то с одним, то с другим – здесь неподвластная силе воли страсть. И осуждать любовь Карениной имеет право только тот, кто знает, что смог бы совладать с искушением страстью».

Андрей Заостровский, психолог:

«Почему история поступка Анны Карениной актуальна до сих пор? Вообще, тут важно разделять две вещи: не столько сам поступок Карениной, сколько инструментарий людей с синдромом Анны Карениной – привлечь к себе внимание через жертвенность. Такой человек может жаловаться, что его не ценят. Причем менять отношения таким людям невыгодно, так как они перестают чувствовать свою жертвенность, а для них это важно. Для них важнее говорить о проблеме, чем о ее решении. Это как в истории про крокодила: крокодил ест свою жертву и сам при этом плачет. Так и тут.

Почему об этом говорят? Это всегда было, есть и будет. Таких людей всегда будут защищать: «Ах, он бьет ее, бедная она!» И мало кто задается вопросом, почему партнер начинает, к примеру, поднимать руку на «бедняжку».

Особенность девушек с таким синдромом – «это не я виновата, это вы, вы меня не полюбили, предали, не поняли». Часто путают любовь и зависимость – отсюда и появился такой синдром».

Татьяна Казьмина, свадебный регистратор, ведущая свадебных церемоний:

«Я точно знаю, какие уроки молодая семья может вынести из сериала «Анна Каренина». Каждая семейная пара, которая находится в начале долгого счастливого пути, должна запомнить: самое важное – быть уверенным в своем выборе. Это должен быть осознанный шаг. И если выбор уже сделан, то нести ответственность друг за друга.

Есть много принципов счастливой семейной жизни и сохранения брака. Вот те, что подходят абсолютно всем. В первую очередь – это уважение и доверие друг к другу, учет интересов каждого и моральная поддержка. Во-вторых – это умение договариваться, а значит, уступать и быть терпеливым. И очень важно разговаривать друг с другом, а не думать, что «он обо всем догадается сам». В-третьих, принимать друг друга такими, какие есть. На мой взгляд, очень ценно наличие чувства юмора в семейной паре. Что бы ни происходило, важно поддерживать эмоциональное равновесие в семьи».

С 3 по 5 ноября в Казани пройдут первые показы премьеры иммерсивного спектакля «Анна Каренина». Он основан на одноименном произведении Льва Николаевича Толстого. Чтобы освежить роман в памяти и основательно разобраться в его проблематике, Enter попросил экспертов рассказать о героях «Анны Карениной» с точки зрения психотерапии и семейной психологии.

Иммерсивный спектакль «Анна Каренина» поставят в здании бывшего центрального ЗАГСа на улице Мусы Джалиля. В постановке задействованы 50 профессиональных актеров, а главные роли исполнят Юлия Маленкина и Анора Халматова. Режиссером стала выпускница ГИТИСа и соучредительница «Живого города» и «Угла» Диана Сафарова. Помимо нее, в команду входят режиссер Регина Саттарова, хореограф-постановщик Джондо Шенгелия, сценарист Елена Савченкова, парфюмер Рамиля Карамуллина и многие другие. Художественно-техническое воплощение спектакля — компания Alga Show, а в качестве художников выступили Евгения Гаташ, Аделя Гатауллина, Наиля Рахматуллина; художник по свету — Алексей Коклин. Композитором проекта стал казанский музыкант, диджей и резидент BNF Георгий Морозов.

Действие трехчасового спектакля развернется в нескольких локациях ЗАГСа, а на время показов на площадке расположат поп-ап-бар, в барную карту которого включат коктейль «Анна Каренина» на основе игристого вина. В августе команда проекта организовала для фокус-группы показ тизера спектакля.

Продажа билетов уже открыта, а их стоимость варьируется от 3 500 до 15 000 рублей. VIP-билеты предусматривают разную степень включенности зрителя в постановку и дают возможность увидеть расширенную версию с персональным опытом взаимодействия с персонажами. Приобрести билет можно на сайте проекта.

Анна и Алексей Каренины: истерия, депрессия и фрустрация

АННА МАКСУМОВА

психотерапевт, кандидат психологических наук

Психически здоровый человек состоит из трех частей: разум, чувства и тело. Анна Каренина несчастна, причем была она таковой и до знакомства с Вронским. А их встреча и вовсе вытащила наружу все ее ощущение несчастности. Анна абсолютно не в ладах со своим разумом, взаимосвязь с ним у героини напрочь отсутствует. Она не прислушивается к своей голове и живет чувствами к Вронскому, а многие ее поступки продиктованы импульсивностью. Героиня живет не разумом, а чувствами и телом. Что касается последнего, в романе сильно ощущается идея некоего сексуального взаимопонимания между Карениной и Вронским — Толстой уделяет этой теме достаточно внимания.

Алексей Александрович Каренин наоборот — одна сплошная голова. В их паре он компенсирует отсутствие у Анны анализа собственных действий. Он постоянно думает — так часто, что Каренина в романе однажды даже называет его машиной.

Анна — женщина, сильно изголодавшаяся по любым эмоциям, ее жизнь пуста. На протяжении всего романа у нее толком нет никаких серьезных и интересных дел. Во второй части произведения героиня попыталась открыть больницу, школу и организовать курсы в деревне, куда они переехали с Вронским. Но даже тогда было понятно и заметно, насколько ей это все неинтересно и таким образом она просто хотела привлечь внимание Вронского. Вообще, складывается впечатление, что женщины дворянского сословия в те времена много бездельничали. А если человек ничем толковым не занимается, он спустя какое-то время может впасть в какую-либо зависимость. Это и произошло с Анной: ее отношения с Вронским нельзя назвать здоровыми. Они больше походили на сексуальную аддикцию. Каренина подобно запойному алкоголику не могла без возлюбленного, ей без него было скучно, постоянно требовалась новая и новая доза.

Алсу Шарафиева

семейный психолог, специалист по работе с детьми и их родителями

Общество, которое описывает Толстой, в принципе не привыкло сталкиваться с трудностями, для этих людей какие-либо сложные ситуации в принципе не характерны. Их семьи испокон веков живут в спокойствии и стабильности, которыми они избалованы. Так что абсолютно про всех героев можно сказать, что они не способны столкнуться с фрустрацией. Анна — единственная, кто хотя бы попытался что-то изменить, остальные же инфантильны и до сих пор не пережили кризис трехлетнего возраста.

Все герои романа с точки зрения семейной терапии изначально вступали в брак будучи неготовыми, неосознанно, без желания, без любви. Так решило общество, а они просто прислушались. Та же Каренина выходила замуж за Алексея не по зову сердца, а исходя из невротических потребностей. Она решила, что время для свадьбы пришло, все девушки должны выходить замуж, причем в идеале — за человека старше себя. Анна живет с Карениным без любви, она холодна, отстранена, он не интересует ее как мужчина.

Алексей Александрович взял в жены девушку намного младше себя. Возможно, в те времена это считалось нормой. Но с точки зрения современной семейной психологии обычно так делают инфантильные мужчины, обладающие низкой самооценкой, не готовые строить отношения с умной и психологически зрелой женщиной. Молодые девушки более понятны, с ними проще совладать, а еще за счет них можно самоутверждаться. Возможно, этим и руководствовался Каренин при выборе жены. При этом Анна была для него действительно очень важна, за счет нее он решал какие-то свои невротические потребности в признании и уважении. Он получал внимание красивой женщины, а это, разумеется, повышало его самооценку.

Всю нежность и заботу, которую не может дать мужу, Анна уделяет сыну. И все бы ничего, но внезапно у героини случается кризис среднего возраста, и она влюбляется во Вронского. Причем он-то как раз во всей этой истории является катализатором: на его месте мог быть любой другой красивый мужчина средних лет, который обратил бы на нее внимание.

Анна увлекается Вронским, понимает, что прежняя жизнь больше ее не устраивает и на фоне всего происходящего у нее начинается депрессия. Карениной хочется все поменять, но что конкретно — она не понимает. Героиня, выбирая Вронского, пытается ступить на какой-то другой путь, перейти на следующий жизненный этап, но ее осознанности и психических сил не хватает для того, чтобы сделать этот прыжок и при этом сохранить себя. Получается, старой жизни она не хочет, а ничего нового пока делать не умеет. И здесь у нее уже происходит экзистенциальный кризис.

По поведению Анны можно сказать, что у нее истерический радикал, а ее уровень организации личности — пограничный. Это характеризует ее как человека, который при столкновении с трудностями и кризисами выбирает какие-то разрушительные способы выхода из них. Тем самым, выбирая смерть, она избегает трудностей. Для Карениной в принципе характерен такой защитный механизм.

Разбор романа «Анна Каренина» с точки зрения бессознательных влечений

Авторская ирония в наш век называется приколом над кем-то, а скрытая ирония — пасхалкой. Лев Толстой прикалывался над либералами.

Вот как выглядит сцена чтения «сырой газеты» русским аристократом Стивой Облонским:

(сырая она от типографской краски, в первой серии сериала «Аббатство Даунтон» есть сцена, где газеты гладят утюгом, прежде чем подать к столу английского аристократа)

Читайте также:  Что такое неинвазивные исследования органа зрения

«Окончив письма, Степан Аркадьич придвинул к себе бумаги из присутствия, быстро перелистовал два дела, большим карандашом сделал несколько отметок и, отодвинув дела, взялся за кофе; за кофеем он развернул еще сырую утреннюю газету и стал читать ее.

Если и была причина, почему он предпочитал либеральное направление консервативному, какого держались тоже многие из его круга, то это произошло не оттого, чтоб он находил либеральное направление более разумным, но потому, что оно подходило ближе к его образу жизни.

Либеральная партия говорила, что в России все дурно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало.

Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу и принуждала его лгать и притворяться, что было так противно его натуре.

Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело».

Это Толстой ещё про Фейсбук ничего не знал, а то бы обязательно в какой-то из романов вставил )) пару ласковых про фейсбучное общество.

Процитирован роман Л. Толстого «Анна Каренина».

За последние чуть более ста лет вышло 35 экранизаций романа «Анна Каренина», из них — 8 версий, снятых в немом кино, и 27 звуковых фильмов, телесериалов, телеспектаклей, фильмов-балетов и фильмов, снятых по мотивам романа. «Анну Каренину» снимали кинематографисты 14 стран.

На первом месте — кинематографисты России (включая Российскую империю, СССР и Российскую Федерацию) — 7 работ. Далее следуют кинематографисты США и Великобритании — по 5 экранизаций. Затем Франция и Италия — по 3 фильма, и Германия, снявшая 2 фильма.

Японская Анна Каренина:

В перечне Лучших книг всех времён https://thegreatestbooks.org/ в первой десятке — толстовский роман «Война и мир», а «Анна Каренина» числится на 24-м месте. «Преступление и наказание» Достоевского на 16-м, его же «Братья Карамазовы» на 11-м).

Если экранизации «Анны Карениной» ещё поддаются подсчёту, то литературоведческие труды об этом великом романе неисчислимы. Тем не менее, мало кто смотрел на текст — как на материал, который клиент приносит на сессию, как на исповедально-признательную речь, в которой проницательный психолог может увидеть «своё».

Пример такой работы (взят из группы ВКонтакте, посвящённой моей книге «Люди и судьбы», где разбор текста романа «Анны Каренина» идёт по сондиане):

Как дают деньги мужчины в романе

Стива Облонский живёт не по средствам.

Когда Стива и Костя Лёвин обедают в Москве, они делят счёт пополам:

«Когда татарин явился со счетом в двадцать шесть рублей с копейками и с дополнением на водку, Левин, которого в другое время, как деревенского жителя, привел бы в ужас счет на его долю в четырнадцать рублей, теперь не обратил внимания на это, расплатился и отправился домой, чтобы переодеться и ехать к Щербацким, где решится его судьба».

Долли сидит без денег:

«Определенного ничего не было, но Степана Аркадьича никогда почти не было дома, денег тоже никогда почти не было, и подозрения неверностей постоянно мучали Долли, и она уже отгоняла их от себя, боясь испытанного страдания ревности».

Каренин думает о расходах жены, как о своих:

«– Да, – сказал Алексей Александрович и, встав, заложил руки и потрещал ими. – Я заехал еще привезть тебе денег, так как соловья баснями не кормят, – сказал он. – Тебе нужно, я думаю».

Деньги Каренин считает, вообще и он, и Вронский — люди с сильным бессознательным влечением к порядку, точности, аккуратности:

«День скачек был очень занятой день для Алексея Александровича; но, с утра еще сделав себе расписание дня, он решил, что тотчас после раннего обеда он поедет на дачу к жене и оттуда на скачки, на которых будет весь двор и на которых ему надо быть. К жене же он заедет потому, что он решил себе бывать у нее в неделю раз для приличия. Кроме того, в этот день ему нужно было передать жене к пятнадцатому числу, по заведенному порядку, на расход деньги».

Вронский живёт по средствам после урока, полученного в юности:

«Вронский, несмотря на свою легкомысленную с виду светскую жизнь, был человек, ненавидевший беспорядок. Еще смолоду, бывши в корпусе, он испытал унижение отказа, когда он, запутавшись, попросил взаймы денег и с тех пор он ни разу не ставил себя в такое положение.

Для того чтобы всегда вести свои дела в порядке, он, смотря по обстоятельствам, чаще или реже, раз пять в год, уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это посчитаться, или faire la lessive».

В сцене прибытия в Москву литературоведы обычно обращают внимание на то, как быстро отвлеклись от несчастия со сторожем Стива и графиня (узнали подробности от дворецкого и переключились на обсуждение более интересных вещей).

Люди вокруг «всё ещё переговариваются о том, что случилось», а Стива, как и положено гипертиму, уже перескочил на следующую, более приятную для себя тему.

Литературоведы замечают так же, что побудительным мотивом для Вронского — дать денег — стал взгляд Анны. Её взгляд произвёл на него неизгладимое впечатление, когда он входил в вагон.

А психолог, анализируя сцену, заметил бы, что Вронский дал БАСНОСЛОВНО МНОГО денег, притом сделал это на совершеннейшей изоляции аффекта, безэмоционально.

«У выхода к Вронскому подошел догнавший его начальник станции.

– Вы передали моему помощнику двести рублей. Потрудитесь обозначить, кому вы назначаете их?

– Вдове, – сказал Вронский, пожимая плечами. – Я не понимаю, о чем спрашивать.

– Вы дали? – крикнул сзади Облонский и, прижав руку сестры, прибавил: Очень мило, очень мило! Не правда ли, славный малый? Мое почтение, графиня.

И он с сестрой остановились, отыскивая ее девушку.

Когда они вышли, карета Вронских уже отъехала. Выходившие люди все еще переговаривались о том, что случилось».

Толстой не пишет, что она «ахнула», но даже не сомневайтесь — она поразилась, что столь ничтожному человеку, не моргнув глазом, отвалили такую сумму. Мы знаем из романа, что четырнадцать рублей за обед это ОЧЕНЬ ДОРОГО для обеспеченного помещика Лёвина.

Собственно, с этого момента зависть и пробуждается в душе кроткой, послушной и любящей детей Анны, потянув за собой совсем другие влечения, главное из которых — садистическое.

Разбор романа «Анна Каренина» с точки зрения бессознательных влечений называется Сондианские чтения. Про сондиану в Лиге психотерапии были посты:

Психология литературных героев. Анна Каренина.

Этот текст я писала по заказу одного из женских форумов. Дело было давно, текст сильно упрощен, я торопилась, короче, не судите строго. Сейчас прочитала у Карбоффоса про новую постановку и решила выставить этот пост.Это была первая часть, вторую писать мне было лень)))Хватит уже про Украину, господа, давайте о вечном, о классике.

Итак, давайте для начала представим историю Анны в «форумском» изложении. Выглядеть она будет примерно так:
«Замуж я вышла рано, не по любви. Муж богатый. Родила сына. Потом встретила молодого, обеспеченного мужчину. Влюбилась без памяти. Встречалась с ним даже дома, несколько раз нас «застукал» муж. Развода не давал, просил образумиться. Ушла. Сын остался с мужем. Родила дочь. Но не люблю ее так, как любила сына от первого брака. БМ с сыном встречаться не дает. Развода тоже не дает. Материально живу хорошо – поездили по Италии, потом в его коттедже пожили. Его родственники меня не приняли. Теперь мне кажется, что я в тягость своему гражданскому мужу. Очень скучаю без сына. Что мне делать?» Представляете, какие комментарии получила бы эта особа? Так что же такого привлекательного в героине Толстого, что многие форумчанки очарованы ее личностью?
Прежде всего, внешность. У Толстого нет ничего случайного. Анна – сплошное торжество плоти. Чаще всего Толстой характеризует ее словом «красивая». Все эпитеты, связанные с Анной, имеют плотское происхождение – тело, походка, блестящие черные глаза, завитки черных волос, плечи. Толстой подчеркивает, что Анна – исключительно плотское существо, духовные и человеческие понятия ей чужды. И вот сейчас мне возразят, что Анна жила любовью.
НЕТ! Кого она любила? Ну, кроме сына, которого оставила. Мужа? Нет. Она пользовалась теми удобствами, которые он ей предоставлял. Она даже не уважала его, чего и не скрывала. А могла бы. Хотя бы в силу элементарной благодарности («Жить в доме мужа и есть хлеб мужа, и встречаться с любовником, хотя я просил воздержаться хотя бы от этого», цитирую наизусть, не совсем точно), и того, что стояла с ним под венцом. Сделаю небольшое отступление. Возьмите самых известных пушкинских героинь – Татьяну Ларину и Машу Верейскую из «Дубровского». Ни одна из них не нарушили обет, данный Господу, не смотря на чувства. Они – антитеза Анны, которая нарушала все законы человеческие и Божеские.
Сын. Ребенок. Даже материнский инстинкт и высочайшее предназначение женщины не уберегли ее от желания делать исключительно то, что она хочет. Анна всю жизнь делает только то, ЧТО ЕЙ ХОЧЕТСЯ. И ей глубоко безразличны чувства других людей. Муж умоляет ее «вести себя порядочно, сохранять приличия». Да разве ей есть дело до этого? Нет, ей не хочется – а это главный лейтмотив ее поведения. Почему все осуждают Бетси Тверскую, которая изменяла мужу, но у нее хватало чувства такта и порядочности не афишировать это? Она хотя бы мужа не выставляла дураком в глазах общества. Алексей Каренин по-христиански был готов простить Анну, когда у нее были трудные роды, он взял себе ее дочь после смерти Анны, он очень долгое время был готов простить и принять свою жену обратно. Но Анне плевать на чувства мужа. Да, он, по ее мнению, не умеет любить. Ну, во-первых, он не разделяет понятия самой Анны о любви. А это не значит, что его понятия не имеют права на существование. Во-вторых, основное чувство Каренина – ответственность, и Толстой очень много раз упоминает именно это определение. А с точки зрения психологии, в жизни лучше все-таки иметь дело с ответственным человеком, чем с тем, кто руководствуется исключительно своими желаниями. Такой же, как Анна, и ее брат Стива – симпатичный, общительный, но абсолютно безответственный по отношению к своей семье.

Анна Каренина: взгляд психиатра

Пример самоубийства у истерической личности

Героиня романа Льва Толстого Анна Каренина является одним из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Популярным, но не для всех обаятельным. Почему?

Депрессивные больные обычно вызывают у нас сочувствие и желание помочь им. Но депрессия у истерической личности – явление более сложное и многозначное. Чем внимательнее анализируешь характер истерика, тем меньше чувства симпатии к нему испытываешь.

В романе Лев Толстой приводит пример самоубийства у истерической личности в попытке добиться собственного счастья за счет несчастья других.

Отношения с мужем

Отношения героини с мужем внешне выглядят образцовыми. И только при ближайшем рассмотрении в них чувствуется некая фальшь, так как с Алексеем Александровичем Анну связывают не любовные чувства, а «уважение».

А ведь ее муж далеко не старик. Если предположить, что Анна вышла замуж лет в 20 и состоит в браке восемь лет, то на момент развития сюжета ей максимум 28, а Каренину меньше 50 лет. Так что говорить о сексуальной неудовлетворенности, которая хоть как-то могла оправдать бы ее роман с Вронским, вряд ли приходится. Она не столько сама страстно влюбляется, сколько влюбляет в себя красавца графа.

А во сне видит, что муж и Вронский одновременно «расточали ей свои ласки». Известно, что большинство снов отражают скрытые желания человека.

Отношения с любовником

Ни любовь Вронского, ни родившаяся от этой связи дочь, ни поездки и развлечения не приносят ей успокоения. Анна, как и ее брат Стива Облонский, запутывается в лживых и фальшивых отношениях. Душевный разлад усугубляется разлукой с сыном. Высшее общество не принимает ее, друзья отворачиваются.

Большего наказания для истерической личности, чем «упасть в глазах общества», не существует. Она все больше осознает глубину своего несчастья (сцена тайного свидания с сыном) и своего унижения (скандальный эпизод в театре). Анна становится раздражительной и совершает весьма неблаговидные поступки, при этом оправдывая себя и обвиняя других.

Жалость к себе – единственное искреннее чувство героини, все остальные ее переживания представляются фальшивыми.

Это чувство позволяет ей бесконечно оправдывать себя и постоянно обвинять других, намеренно вызывая у них чувство вины. Анна наслаждается своей безнаказанной способностью отнимать у другого все, что ему дорого, разрушать все, что приносит другому радость. Блистать светской львицей на балах, как на конкурсах красоты, в которых она неизменно побеждает соперниц, демонстрировать себя, вызывать зависть и восхищение собой – ее самое любимое занятие.

Это – типичные черты истерической личности, а невозможность удовлетворить свои влечения вызывает сильную депривацию.

Грустные последствия измены

Углубляющийся психологический диссонанс, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни искусственное окружение, создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием. Анна начинает беспочвенно ревновать Вронского, чувствует свою зависимость от его любви и желаний, что делает ее настроение депрессивным.

Читайте также:  Шум в голове и плохое зрение

Постепенно она начинает приходить к мысли о смерти, чтобы не только разорвать создавшийся замкнутый круг, в который она сама себя завела, но при этом еще «наказать Вронского», сделать виноватым во всем случившемся его.

Психиатрии известны и такие причины суицида. В романе заключительной точкой прогрессирующего депрессивного состояния явился весьма жесткий способ самоубийства.

Была ли Анна Каренина наркоманкой?

Вряд ли правомерно подозревать у Анны наркотическую зависимость, так как клинические симптомы последней четко в романе не описаны. Но одну цитату привести стоит: «Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, с успокоенным и веселым духом пошла в спальню».

А что там с Вронским?

Алексей Вронский, «отрекшийся от света, связей, честолюбия для любимой женщины», в свою очередь, склонен испытывать в стрессовых ситуациях суицидальные тенденции.

Он пытается застрелиться. А после гибели Анны морально ломается и уезжает добровольцем на войну в Сербию с явным желанием там погибнуть.

Это мазохистский и не самый оптимальный выход из сложной ситуации для отца недавно родившегося ребенка.

Писатель мудрее своих персонажей

Во время работы над романом (1873–1877 годы) у Толстого отмечались повторяющиеся приступы его знаменитой «арзамасской тоски». Но после завершения публикации «Анны Карениной» писатель отправился в Оптину пустынь, так как все его попытки вылечиться от депрессии оказались тщетными.

В отличие от своих героев Толстой попытался найти причины своего психического расстройства у старцев, и это все же лучше, чем ложиться на рельсы или лезть под пули.

Читайте также другие статьи по теме:

Источник: Толстой Л. Н. Анна Каренина. Роман в восьми частях // Собрание сочинений в 14 тт. Т. 8, 9. М. : ГИХЛ, 1952.

Анна Каренина. Психологический портрет и ошибки

Лев Николаевич Толстой — один из самых выдающихся русских писателей. Он написал романы «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», автобиографические произведения «Детство», «Отрочество», «Юность», «Исповедь», повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Казаки», драмы «Живой труп», «Власть тьмы». Книги Льва Николаевича экранизируют по всему миру. Своей творческой деятельностью Толстой породил самобытное философское течение, основные принципы которого были открыты им в постоянных попытках самоанализа и проецирования собственной этической системы на внешний мир. Благодаря чему книги приобрели известность еще при жизни автора. Актуальность проблем, поднятых Львом Николаевичем, доказывают бессмертность его произведений.

«Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут редки» [1, с. 37-38].

Правда без утайки

Л. Н. Толстой родился в дворянской семье в 1828 году. Он появился на свет в Ясной поляне (Тульская губерния) и стал четвертым ребенком в семье. Через 2 года умерла его мать, а еще через 7 лет скончался отец. Детей на воспитание взяла тетя. Учеба Толстому давалась с трудом, и нередко он получал низкие отметки. К сожалению, Льву Николаевичу так и не удалось окончить университет. Он всерьез увлекался музыкой и много времени проводил время за фортепиано. Он разучивал произведения великих композиторов, таких как Шуман, Шопен, Мендельсон, Бах, Моцарт. Кроме того, ему нравилось выражать свои мысли на бумаге, и он вел личный дневник. Впоследствии, это увлечение привело к созданию великих романов.

Лев Николаевич служил в армии юнкером и участвовал в Крымской войне. В те годы он написал рассказ под названием «Детство», который был опубликован в журнале «Современник». В 1860 году писатель начал работать над своим первым известным романом – «Война и мир». А через 13 лет он приступил к созданию второго, не менее известного романа, – «Анна Каренина».

При написании романа «Анна Каренина», Лев Николаевич вложил много личного в отношения Левина и Кити, ухаживания Константина за любимой девушкой напоминают ухаживания писателя за своей женой.

В. Я. Лакшин писал о Льве Николаевиче: «Первое, чему научился (или с рождения умел?) Толстой, — это говорить себе правду без утайки. Он преследует в самом себе любой оттенок фальши, всякий намек на неискренность, потому что без этого условия — откровенности с собой самим — нечего и думать о том, чтобы стать лучше» [2].

Множество героев писателя наделены полезными и важными человеческими качествами, которые позволяют им работать над своим характером и становиться лучше.

По следам героев книги «Анна Каренина»

Анна Каренина — главная героиня одноименного романа великого писателя. Сюжетная линия произведения начинается с того, что Анна приезжает к своей сестре и намерена помирить ее с мужем, который изменил. На станции Анна знакомится с обаятельным молодым человеком по фамилии Вронский и эта встреча кардинально меняет ее жизнь.

В начале произведения описывается страшное событие: на глазах у Анны под колесами поезда умирает смотритель. Зачастую такие роковые события сильно западают в душу человека и то они часто могут расцениваться как знаки судьбы. Анна не стала исключением.

«Дурное предзнаменование, – сказала она» [4, с. 17].

Подобные «знаки» могут достаточно сильно влиять на дальнейшее поведение людей. Многие люди принимают близко к сердцу такого рода события. Сохраняют их в памяти, сами того не желая, мысленно возвращаются к ним и вспоминают их вновь и вновь.

Такой психологический настрой способен привести к неприятностям. Разумнее фокусировать внимание на положительных моментах и стараться не придавать значения плохим событиям, которые происходят в жизни. Но главная героиня была слишком чувствительна и эмоциональна, чтобы после увиденного избежать мрачных мыслей.

Судьба еще раз сталкивает Анну с Вронским, в этот раз на балу. И молодой человек, влюбившись в нее без памяти, решает отправиться за героиней, куда бы она ни поехала. Анне нравится Вронский, его внешность ей приятна, ее привлекает его внутренний мир. Джентльмен моложе ее на несколько лет, его внимание льстит главной героине. Женщина не отталкивает его, несмотря на то, что замужем. Почему же так происходит? Дело в том, что Анна в браке совсем несчастлива. А если человек не чувствует удовлетворение от своей жизни, то порой, готов схватиться за любую возможность, которая способна подарить надежду на счастье.

Анна делает попытку вернуться к мужу, старается отыскать в нем что-то родное, но его каждое действие и всякое слово только раздражают женщину. У них есть общий сын Сережа, но даже ради него Анна не готова вычеркнуть Вронского из своей жизни. Она уверяет себя в том, что именно этот человек сможет подарить ей счастье.

Правильно ли Анна поступает? У нее есть семья. Алексей Каренин ей преданно верен. Хоть внешне он и выглядит несколько черствым, на самом деле он невероятно любит свою жену. Для нее и сына он делает все, на что только способен. Но Анне этого недостаточно, она желает совершенно иного. Женщине не хватает чувств, любовной страсти, приключений. Алексей живет по четкому плану, не проявляя при этом лишних эмоций. Анна же желает ощутить вкус жизни в полной мере, и потому решается на роман с Вронским. Тем самым она делает больно не только своему мужу, но и любимому сыну. В этом поступке отчетливо проявляется эгоизм главной героини. Она думает исключительно о своих желаниях и потребностях, забывая о родных людях, которые всегда находились рядом.

Через год Анна решает признаться мужу в том, что неверна ему. Она надеется на то, что муж подаст на развод и отпустит ее. Но он не согласен, Каренин готов закрыть глаза на измену и предлагает скрыть ее роман от света, иначе женщина больше не сможет общаться с сыном.

Предложение мужа весьма удивляет Анну. Ведь измена – это предательство и узнав о ней, в большинстве случаев, человек почувствует гнев, обиду, разочарование, отчаяние, досаду. Измена способна перечеркнуть хрупкое доверие, которое связывает двух людей. А без него, брак будет являться одним лишь названием: когда счастливы на людях, а в душе чужды друг другу. Однако Алексей сильно любит Анну и считает, что принял верное решение. В глубине души он надеется, что жена одумается и вернется, что их брак еще можно будет спасти. Такое мышление свойственно людям, которые любят всем сердцем и готовы бороться за свою любовь. Всем хочется верить в лучшее и порой люди закрывают глаза на самые очевидные вещи.

Анна испытывает гнев. Вероятно, ее эго не способно принять тот факт, что все вокруг происходит совсем не так, как ей того хотелось. Но все же, главная героиня соглашается на предложение мужа. Под сердцем она уже носит ребенка от Вронского, и ее муж обещает принять его, как своего собственного.

Что же чувствует Вронский? Он любит Анну, но женитьба на ней принесет ему слишком много сложностей. Ему придется отказаться от прежней жизни, и он вынужден будет уйти в отставку. А он любит полковую жизнь и не желает с ней прощаться. Поэтому Вронский также, как и Анна, молча принимает решение Алексея. Однако он продолжает ее навещать. Жизнь молодых людей вновь наполняется ложью и обманом.

Может ли человек быть счастлив, если испытывает угрызения совести? Если прячется от мира и постоянно обманывает свое окружение? Что испытывала Анна во время встреч с возлюбленным? Ведь ее счастье было омрачено горечью предстоящих разлук и постоянной ложью.

Вторые роды у Анны проходят тяжело, и она чуть не умирает. Главная героиня уверена, что ее мучениям скоро конец. Женщина просит прощения у своего мужа. Теперь ей кажется, что он — замечательный человек. Каренин заботится о ней и ухаживает за новорожденной малышкой. Но Анна понимает, что не достойна подобного отношения. Ведь она совершила множество плохих поступков. Вронского же она гонит от себя, ей неприятно видеть лицо своего искусителя. Анна уверена, что именно он стал виновником кардинальных изменений в ее жизни.

Главная героиня чувствует, что скоро умрет. Она впервые начинает видеть события со стороны, а не через призму собственного «я». Алексей теперь предстает перед ней в ином свете. Он кажется ей практически святым человеком, который принял ее обратно после страшного обмана. Женщина подзывает его к постели и говорит:

«Я все та же. Но во мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся. Я теперь умираю. Одно мне нужно: ты прости меня, прости совсем! Я ужасна. Я знаю, этого нельзя простить. Ты слишком хорош!» [4, с. 331].

Анна впервые обретает душевное спокойствие. Она счастлива от того, что мучениям близится конец.

Перед смертью многие люди начинают прокручивать в голове свою жизнь, вспоминая жизненные ситуации и совершенные поступки. И наконец, они осознают самое главное: где поступали дурно, а где достойно. Раскаяние накатывает с невероятной силой, и они благодарны тому просветлению, которое наступает в их душе.

Это ощутила и Анна. Но у судьбы были другие планы, и женщина не умирает. Она поправляется и вновь начинает ненавидеть мужа. Анну больше не трогают его поступки. Она собирает вещи и уезжает с Вронским в путешествие.

Читайте также:  Повторная коррекция зрения после лазерной операции

Впервые за все время главная героиня наконец ощутила безграничное счастье. «. Несчастье ее мужа дало ей слишком большое счастие, чтобы раскаиваться» [4, с. 371]. Однако ее любовник начинает тосковать по прежней жизни. Он старается сделать все, чтобы Анна не переживала, но сам теряет интерес к новой и столь чуждой для него жизни.

Женщина замечает, что в обществе ее не принимают. Она сильно переживает и вымещает свою злобу на возлюбленном. Анна начинает обвинять Вронского в том, что она находится в разлуке со своим сыном. Она не пытается услышать и понять любимого. Каренина, как ей свойственно, живет только своими чувствами и эмоциями.

«Живи один, сказал мудрец. Это значит то, что решай вопрос своей жизни сам с собой, с тем Богом, который живет в тебе, а не по советам или суждениям других людей» [4, с. 209-210].

Анна не привыкла решать проблемы. Ей кажется, что все должно быть именно так, как она того хочет. Главная героиня не видит, что совершает ошибки. А потому не готова за них платить. Во всех сложностях и бедах Анна привыкла обвинять только других. Она вовсе не думает о том, что у других людей тоже есть чувства.

Анна считает, что ее никто не любит и уже не может сделать ее счастливой. Но сама, любит ли она кого-то? Женщина покинула родной дом, сделала больно своему супругу, бросила любимого сына и новорожденную дочь. Все то время, пока они страдали, главная героиня испытывала огромное счастье рядом с Вронским. Ее не волновали чувства близких людей, она думала лишь о себе.

Как только появились первые проблемы в отношениях с Вронским, Анна вновь опустила руки и ощутила себя несчастной. Она не пыталась сохранить их союз, разобраться в том, как им жить дальше. Главная героиня отчаялась, обвинив во всех своих бедах одного Вронского.

Окружение не принимает Анну. Она ощущает себя одинокой и ненужной, ей очень тяжело. Муж отказывается подавать на развод, считая, что это грех. И Вронский взять Анну в жены не может.

Они часто ссорятся, положение пары осложняется с каждым днем все больше. Анна видит, что любимому она в тягость и не знает, что предпринять. Тем временем Вронский решает съездить к матери. Анна же, следует за ним, в надежде помириться. Но когда она попадает на железнодорожный вокзал, то осознает, что ей суждено сделать и бросается под поезд.

«Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя» [4, с. 612].

Все проблемы исчезают под колесами стремящегося состава. Анна долгое время хотела стать счастливой. Она не желала бороться за свой «черствый» брак и не пыталась спасти отношения с Вронским. Проблемы слишком давили на нее, и Анна не желала их решать.

Если женщина счастлива с Вронским, то почему окружающие этого не понимают? Почему ее муж не согласен на развод? Почему общество не принимает их? Разве любовь — не главное в жизни?

Новость о самоубийстве Вронский воспринимает очень тяжело. Он считает, что во всем виноват, раскаивается и решает уехать добровольцем на войну.

Анна, бросившись под колеса поезда, намеренно наказала Вронского. Она не думала о том, что станет с ним после ее смерти и какой будет его дальнейшая судьба. Вероятно, когда человек совершает самоубийство, тем самым он «убивает» и своих близких. Так произошло и в случае с Анной. Вронскому жить стало настолько тяжело, что он отправился искать смерть на войну.

В книге «Анна Каренина» параллельно рассматриваются несколько историй. Если же читателю не станет близка и понятна главная героиня, то он непременно будет сочувствовать скромному и чистому душой Левину, который влюблен в чудесную девушку Кити.

«. Но что всегда, как неожиданность, поражало в ней, это было выражение ее глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир, где он чувствовал себя умиленным и смягченным, каким он мог запомнить себя в редкие дни своего раннего детства» [4, с. 24].

Но в силу своей молодости и глупости Кити отвергает его предложение выйти за него замуж. Левину становится больно от отказа, поэтому он уезжает в деревню.

Физическую боль лечат медицинскими препаратами, но от душевной боли лекарства нет. Левин постоянно работает и совсем не позволяет себе роскоши. Однако забыть Кити у него не получается. Она слишком глубоко запала в его душу. Судьба вновь сталкивает героев через несколько лет. Они оба счастливы, им легко общаться, они понимают друг друга с полуслова. И вот теперь, наконец, они решают пожениться.

Л. Н. Толстой наглядно показывает пример светлой, взаимной и искренней любви, описывая отношения Левина и Кити. Их слова честны, а поступки вызывают одобрение у читателей. Таким героям всегда сопереживают и радуются, когда они обретают счастье.

Левин и Кити тоже переживают трудные времена: смерть близкого человека, тяжелые роды. Константина посещают мысли о самоубийстве, но он понимает, что это не выход. Только он сам, своими действиями может наполнить счастьем жизнь своей семьи. А для этого нужно стараться, над этим необходимо работать.

Константин Левин – положительный герой, он пример для подражания. Он учит читателя думать о важном. Бесконечный вопрос: «Для чего я живу?» может привести в уныние. А ведь определенного ответа на него нет. Размышления на эту тему навевают грусть и отчаяние. Человек может опустить руки и ошибочно прийти к выводу, что в его жизни совсем нет ничего стоящего.

Но это не верный путь. Вопросы не должны долго оставаться без ответов, людям важна определенность во всех сферах жизни. Только сам человек может придать значимость своей судьбе. Необходимо стараться жить по законам совести и следовать по пути добра.

«Движение к добродетельной цели неотделимо от самосовершенствования, а совершенствование невозможно без самой крепкой узды воли. Главное же, не следует жалеть себя, успокаивать, ласкать свое самолюбие, как свойственно многим людям» [2, с. 305-307].

Почему роман называется «Анна Каренина»?

В своем произведении Л. Н. Толстой уделил внимание не только судьбе главной героини, но и отношениям Левина с Кити. Однако роман получил название «Анна Каренина». Но почему не иначе?

Поступки одного человека влияют не только на его жизнь, но и на судьбы других людей. Анна приехала в Москву и стала свидетелем случайной смерти человека. Это страшное событие предопределило ее будущее. Через несколько лет женщина аналогичным образом погибает под колесами поезда.

Но если бы Анна не приехала, то Вронский не заинтересовался бы ею. И возможно, сделал предложение прелестной Кити. Это же обстоятельство подмечает и сестра главной героини, Долли.

«Как счастливо вышло тогда для Кити, что приехала Анна, и как несчастливо для нее. Вот именно наоборот, — прибавила она, пораженная своею мыслью. — Тогда Анна так была счастлива, а Кити себя считала несчастливой» [4, с. 420].

Название книги позволяет увидеть некоторые причинно-следственные связи в жизни героев, которые показывает автор. Среди множества несвязанных событий улавливается тонкая нить, которая объединяет их в единую историю. Писатель использует подобную технику в романах «Война и мир» и «Счастливый билет». Он предоставляет читателям возможность заглянуть за кулисы мироздания и проследить связь между событиями, которая скрыта повседневности.

Анна Каренина является наглядным и поучительным примером человека, разрушающего свое собственное счастье через эгоизм и волю к самоудовлетворению любой ценой. Имя инфантильной, себялюбивой и гордой Анны Карениной в этом смысле становится нарицательным. Она противопоставляется Левину и вероятно, именно поэтому ее именем названа книга.

Путь Анны, полный одиночества

В начале романа перед нами предстает жизнерадостная, эмоциональная и своенравная Анна. Она находится замужем за Карениным, но не чувствует к нему любви. А потому и вся жизнь ей кажется пустой. Главная героиня ищет не только счастья, но понимания. В надежде все это получить, она поддается ухаживаниям обаятельного джентльмена Вронского.

Отношения молодых людей окутывает ложь. Сначала им приходится лгать Каренину, а затем они обманывают и свое окружение. Анна изо всех сил пытается быть счастливой и жаждет понимания. Но все ее отвергают и отворачиваются.

Отчуждение общества доводит главную героиню до отчаяния. Окружающие, глядя на нее, испытывают лишь презрение. Своим холодным отношением они подталкивают главную героиню к пропасти. Женщина страдает от того, что ее не понимают и не принимают ее чувств. Анна отвергнута высшим светом и не ощущает поддержки от любимого. А от того чувствует себя совершенно никому не нужной.

Тема одиночества пронизывает весь роман, начиная со знакомства Анны и Вронского и заканчивая ее решением броситься под поезд. Этот шаг завершает не только мучительную жизнь Анны, но и ее болезненные любовные скитания.

Психологические ошибки Анны Карениной

Главная героиня находится в поисках счастья, понимания и любви. Она не замечает достоинств своего мужа, не осознает и того, что Господь подарил ей здорового сына. Все ей кажется не тем и не так. Анна ощущает в своей жизни пустоту. И потому не случайно поддается ухаживаниям Вронского, она сама ищет любовных приключений. Пыталась ли главная героиня сохранить свою семью? Нет, она ставит свои потребности выше. Женщина длительное время играла по правилам светского общества, которые глубоко презирала. Она не сразу поддалась ухаживаниям Вронского. В душе она переживала сильнейшие чувства, и в итоге пошла у них на поводу.

Отвергнув свою семью, главная героиня пытается построить счастье с Вронским. Но ради любви она разрывает семейные узы. Предав свою семью, она вряд ли стала бы хорошей женой Вронскому и любящей матерью своей маленькой дочери. Анна раз и навсегда разрушает два важных душевных качества: материнскую любовь и супружескую верность. На протяжении всего произведения главная героиня думает только о себе и своих чувствах. Ей не жалко мужа, который очень старается сохранить семью и предстает перед ней беззащитным, любящим человеком. Женщина забывает и о своем сыне. А оказавшись рядом с Вронским, начинает обвинять его в свалившихся на них бедах.

Все идет не так, как хотела того Анна. Она не готова к сложностям и решению проблем. Эгоизм ее губит и ведет в могилу. Левин же напротив, за счет своего стремления к жизни, противостоит всем трудностям и своими руками создает семейное счастье. Произведение во многом является нравственно-поучительным. Толстой наглядно противопоставляет счастье несчастью, что делает описанные взаимоотношения на фоне друг друга более контрастными и завораживающими.

Если бы у Анны Карениной была возможность перестать потакать своим инстинктам и изменить себя, то выход из ее сложной ситуации был бы возможен, но она не совершает даже попытку. Анна – раба обстоятельств, но это полностью ее вина и ее выбор. Так же, как и смерть является ее выбором и попыткой показать, что она достойна большего (лучшей судьбы). Она пытается переломать обстоятельства и не принимает мир такой, какой он есть. Так поступают дети и подобно заносчивому и наглому ребенку она получает наказание от судьбы за свое надменное поведение.

Если бы Анна хотела направить энергию «Эго» в созидательное русло и переплавить стремление к саморазрушению, она, вероятно, нашла бы способ в смирении или других практиках. Но тогда не было бы этой книги, а ее судьба не послужила бы нам ярким примером того, как не нужно цепляться за представления о себе и мире, за свои Эго-инстинкты, свою гордость и значимость, доводя, тем самым, себя до погибели.

Литература:
  1. Толстой Л.Н. Что такое искусство? / Собрание сочинений в 22 томах, Том 15. М, 1983.
  2. Лакшин В.Я. Пять великих имён: статьи, исследования, эссе, М., «Современник», 1988 г., с. 305-307. // http://vikent.ru/enc/3077/
  3. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.а
  4. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., 1976.

Автор: Алексеева Дарья, писатель

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источники:
  • http://entermedia.io/weekend/frustratsiya-i-isteriya-razbiraem-annu-kareninu-s-psihologom-i-psihoterapevtom/
  • http://pikabu.ru/story/razbor_romana_anna_karenina_s_tochki_zreniya_bessoznatelnyikh_vlecheniy_6640356
  • http://rozenbum.livejournal.com/299724.html
  • http://www.psyh.ru/anna-karenina-vzglyad-psihiatra/
  • http://psychosearch.ru/biblio/lit/classic/leo-tolstoy/344-anna-karenina-psikhologicheskij-portret-i-oshibki